Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Притча о сокровище скрытом на поле. Что означает притча о сокровище, скрытом на поле? (Матф.). Притча о сокровище, скрытом в поле

44 Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то.
45 Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин,
46 который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее.
..
51 И спросил их Иисус: поняли ли вы все это? Они говорят Ему: так, Господи!
52 Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.
(Матф.13:44-52)

Подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то. Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее.

Это ли не "золотая лихорадка"? Только совсем не похожая на ту, которая царит в этом мире. Потерять все, ради приобретения Царства Божьего.. Здесь речь может идти не только о материальных ценностях, но о ценностях вообще.. Они утрачивают всякий смысл, по сравнению с Ценностью Царства Божия. Карьера, успех, власть, слава, богатство, и тому подобное. Все это меркнет по сравнению с Царством Божьим. Это настолько более ценно, что человек, нашедший эту драгоценность, с радостью продает все, потому что цена всего проданного значительно меньше цены Царства Божия. Человек понимает, что продающий поле, просто не догадывается о том, какое богатство оно хранит в себе, и отдает это поле по сути даром. Человек, даже расставаясь со своим скарбом, получает это сокровище по благодати.

Разве это не удивительно. Обменять свои грехи, проклятия, смерть, на праведность, благословения, и жизнь вечную? Кто еще раздумывает о том, стоит ли делать этот обмен, просто не понял всей ценности сокровища, которое он видит. Имея глаза не видит, имея уши не слышит.. Увидеть сокровище, это уже дар сам по себе. От чего зависит то, почему одни видят, а другие нет? Может быть это потому, что для того чтобы узнать сокровище, нужно иметь хоть какое-то представление о нем? Свинья например не отличит жемчуг от гороха.. Человек, приходя в мир, просвещен Божественным светом. Царство Божье принадлежит детям. Но со временем, человек утрачивает этот свет, и совсем забывает его. Свет заменяется на суррогаты этого мира. Но это обман, подделка, дешевая бижутерия.

Страстно желать Царства Божьего, мира с Богом, вечной жизни, святости, это совершенно естественно. Но этот мир не понимает этой страсти, его пугает то, что люди перестают ценить его дары. Дары эти имеют начало в другом царстве, мире, который делает людей врагами друг другу, чужими, когда один предпочитает не замечать проблемы другого. Поэтому мир людей, это место страданий. Люди страстно желают вовсе не Царства Божьего, они не ждут его здесь. Они строят свои собственные царства, свой персональный рай, и не важно, если кто-то пострадает из-за этого строительства.

Бог дает нам альтернативу. Выбери жизнь, говорит Он, и будешь жить.. Но если бы не было смерти, не было бы и выбора, не было бы свободы. Поэтому в мире существует и то и другое. То что ведет к жизни вечной, и то, что ведет к вечной погибели.. Если бы все состояло из драгоценных камней, то они стали бы обычными камнями. Драгоценность определяется редкостью. Не многие находят то, что Бог предлагает сегодня, и даже те, кто считал себя нашедшим, снова продают, возвращаясь к старым ценностям. Либо не рискуют оставить все, ради приобретения Царства Божьего. Свои грехи, свой эгоизм, лень, страхи, и многие другие вещи. Этот хлам нужно оставить, но его берегут, хранят, холят и лелеют. А Христос говорит нам "То что высоко у людей, то мерзость перед Богом". То есть это не просто не ценности, а это мерзость, грязь, это не нормально. Но для людей это ценно..

Нам нужно остановиться и подумать, на каком мы пути. Идем ли мы к своему полю, на котором сокрыто сокровище Царства Божьего, или мы идем прочь от него, в город греха, проклятий, и в конечном итоге, бессмысленной смерти.. По сути, полем этим, является наше сердце, и сокровище сокрыто именно в нем. Царство Божье внутрь вас есть, сказал Христос. Но многие ли могут разглядеть его там, внутри, и выбросив из себя все ненужное, приобрести ради Царства Божьего собственное сердце. Кому оно принадлежит сейчас? В каком оно состоянии? Люди забрасывают его, превращая в помойку.. А там, в глубине, сокровище..

Притча о сокровище, скрытом на поле

Еще Иисус Христос сравнил Царство небесное с сокровищем, скрытым на поле:

«Подобно Царство небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил и от радости о нем идет и продает все, что имеет и покупает поле то».

И для нас всех есть сокровище, которое драгоценнее всех богатств, всех благ в мире. Его мы не могли бы достигнуть никакими усилиями, если бы Сам Иисус Христос, по любви Своей, не помог бы нам. Он доставляет его нам дорогой ценой страданий Своих. Это сокровище – вечная жизнь. Сам Иисус Христос страдал и умер, чтобы даровать вечную жизнь тем, кто верует в Него.

Это же сокровище – вера в Бога. Вера драгоценнее и нужнее всех возможных земных благ. Она есть отрада и утешение в этой жизни и путь к вечной жизни.

Жизнь вечная! Вот что ожидает нас после нашей трудной и кратковременной земной жизни! Вот воздаяние, уготованное всеблагим Господом. Как кратковременна земная жизнь, между тем не охотно ли мы все трудимся, чтобы устроить и украсить ее? Сколько людей в молодости работает и трудится для того, чтобы доставить себе спокойную и безбедную старость! А ведь будущность земная очень неверна. Никто из нас не знает, доживет ли он до завтрашнего дня. Верна же будущность загробная, вечная. Она – или вечная радость, или вечное мучение.

Позаботимся же мы о ней. Постараемся жить, как повелел Господь, и станем непрестанно молить Бога, да устроит Он нашу загробную жизнь по благости Своей.

Из книги Священное писание Нового Завета автора Милеант Александр

О Сокровище, скрытом в поле Эта притча говорит о том воодушевлении и радости, которые испытывает человек, когда его сердца касается благодать Божия. Согреваемый и озаряемый ее светом, он ясно видит всю пустоту, все ничтожество материальных благ. «Царство Небесное подобно

Из книги Четвероевангелие автора (Таушев) Аверкий

Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

Притча о сокровище, скрытом на поле Еще Иисус Христос сравнил Царство небесное с сокровищем, скрытым на поле:«Подобно Царство небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил и от радости о нем идет и продает все, что имеет и покупает поле то».И для нас

Из книги MMIX - Год Быка автора Романов Роман

Из книги В начале было Слово. Проповеди автора Павлов Иоанн

13. Притча о плевелах на поле. Почему Бог не уничтожает в мире зло Содержание притчи о плевелах следующее. Один человек посеял на своем поле пшеницу. Но у него был враг, который, желая сделать ему зло, пришел и ночью тайно посеял на то же поле семена сорных трав. Когда взошла

Из книги Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. автора (Таушев) Аверкий

Притча о сокровище, скрытом в поле (Матф. 13:44). Человек узнал о кладе, зарытом в поле, которое не принадлежало ему. Чтобы воспользоваться кладом, человек тот продает все, что имеет, покупает это поле и вступает в обладание кладом. Подобную же драгоценность представляет для

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

8. И сказал Каин Авелю, брату своему: (пойдем в поле). И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его "И когда они были в поле, восстал Канн на Авеля, брата своего, и убил его..." Как сама смерть, явившись в мире в качестве оброка греха, была актом некоторого

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

17. И стало поле Ефроново, которое при Махпеле, против Мамре, поле и пещера, которая на нем, и все деревья, которые на поле, во всех пределах его вокруг, 18. владением Авраамовым пред очами сынов Хета, всех входящих во врата города его. 19. После сего Авраам похоронил Сарру, жену

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

44. Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то. Перевод точный, но недостаточно грамматический, потому что можно догадываться больше по смыслу, что "которое"

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Притчи о сокровище в поле, о драгоценной жемчужине и о рыболовной сети 44 «Царство Небесное сравнимо со спрятанным в поле сокровищем, которое случилось найти одному человеку. Закопав его снова, пошел он радостный, продал всё, что было у него, и купил то поле.45 И вот еще с чем

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Притча о спрятанном сокровище 44 - Царство Всевышнего можно сравнить со спрятанным в поле кладом. Когда человек находит тот клад, он прячет его и, радостный, идёт и продаёт всё, что имеет, для того, чтобы купить это

Из книги Толкование Евангелия автора Гладков Борис Ильич

Притча о засеянном поле 26 Ещё Он сказал:- Царство Всевышнего похоже на то, как если бы человек засеял поле. 27 Проходят дни и ночи, человек то спит, то бодрствует, а семена всходят и растут, он и сам не знает как, 28 ведь земля сама даёт плод. Сначала появляется росток, затем

Из книги Толковая Библия Лопухина.Евангелие от Матфея автора

Притча о спрятанном сокровище 44 Царство Небесное можно сравнить со спрятанным в поле кладом. Когда человек находит тот клад, он прячет его и, радостный, идет и продает все, что имеет, для того, чтобы купить это

Из книги автора

Притча о засеянном поле 26 Еще Он сказал:- Божье Царство похоже на то, как если бы человек засеял поле. 27 Проходят дни и ночи, человек то спит, то бодрствует, а семена всходят и растут, он и сам не знает как, 28 ведь земля сама дает плод. Сначала появляется росток, затем колос,

Из книги автора

Глава 32. Последнее путешествие Иисуса в Иерусалим. Исцеление десяти прокаженных. Притча о судье неправедной. Притча о фарисее и мытаре. Беседа с богатым юношей и учениками о богатстве. Притча о работниках в винограднике Служение Иисуса приходило к концу. Ему надлежало

Из книги автора

44. Притча о сокровище, скрытом в поле. 44. Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то.Перевод точный, но недостаточно грамматический, потому что можно догадываться

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 44-46 Подобно есть царствие небесное сокровищу сокровену на селе, еже обрет человек скры: и от радости его вся, елика имать, продает, и купует село то. Паки подобно есть царствие небесное человеку купцу, ищущу добрых бисерей, иже обрет един многоценен бисер, шед продаде вся, елика имяше и купи его

Как выше горчичное зерно и закваска имеют малую разность между собою, так и здесь сходны две притчи о сокровище и о бисере. Обеими этими притчами показывается то, что проповедь должно всему предпочитать. В притчах о закваске и о горчичном зерне говорится о могуществе проповеди и о том, что она совершенно победит вселенную. Настоящие же притчи показывают важность и многоценность проповеди. Подлинно она расширяется подобно горчичному дереву, превозмогает, подобно закваске, многоценна как бисер и доставляет бесчисленные удобства, подобно сокровищу.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Григорий Двоеслов

В этом деле замечательно еще то, что найденное сокровище скрывается для сбережения, потому что кто не скрывает ревностное стремление к небу от человеческих похвал, тот недостаточно охраняет его от злых духов. Ибо в настоящей жизни мы как бы на пути, которым шествуем к Отечеству. А злые духи, словно некие разбойники, осаждают наш путь. Следовательно, тот, кто публично выносит сокровище на дорогу, желает быть ограбленным. Но я говорю это не для того, чтобы ближние не видели наших добрых дел, ибо написано: Чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5:16) , но для того, чтобы мы не искали похвал извне за то, что делаем. Пусть дело будет таково, чтобы его намерение оставалось тайной для людей, чтобы мы подавали ближним пример [не только] добрым делом, но и намерением, которым желаем благоугодить только Богу и которое должны всегда содержать в тайне. Сокровище же есть небесное желание, а поле , на котором скрывается сокровище, есть учение о небесном стремлении. Это поле приобретает, продав все, тот, кто, отказывая пожеланиям плоти, все свои земные желания отбрасывает посредством соблюдения небесного учения, так что дух уже ничего не одобряет, чем услаждается плоть, ничего не страшится, что убивает плотскую жизнь.

Сорок гомилий на Евангелия.

Свт. Иларий Пиктавийский

Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то

Через сравнение с сокровищем в поле Господь показывает скрытые в Нем богатства нашей надежды, поскольку Бог обретен в человеке и ради Его стоимости следует продать все блага мира, чтобы мы одеждой, едой и питьем нуждающихся приобрели вечные богатства небесного сокровища. Но следует заметить, что сокровище было найдено и скрыто, хотя нашедший мог втайне и, вместо того, чтобы скрыть, унести [его] и, унеся, не имел бы нужды покупать его. Здесь следует объяснить как предмет, так и смысл сказанного. Потому было скрыто сокровище, что и поле следовало купить. Ибо под сокровищем в поле, как мы сказали, понимается Христос во плоти, Которого можно найти даром. Ибо проповедь Евангелий не ограничена, но возможность пользоваться и владеть этим сокровищем не может быть бесплатной, поскольку небесными богатствами не владеют без утраты мирского.

Свт. Тихон Задонский

Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то

Поле означает здесь век будущий, в котором сокровенное царствие небесное со своим сокровищем. Там оно сокровенно, но в Святом Писании нам открыто и здесь обретается. Кто его обретает? Тот, кто истинно и живо верит Божию Слову и обещанию, и на него верою взирает, и надеждой стремится к тому. Таковой, будучи объят одним желанием обрести сие неоцененное сокровище, с радостью от всего в мире сем отрекается и все дорогое для мира за ничто имеет. Ибо небесное сокровище подобно прекрасному и бесценному жемчугу, против которого все богатство мира сего – как ничто.

Письма келейные. Письмо 23.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то

Что за сокровище? – Дух Святой, вводящий в душу Отца и Сына. – Какое село, на котором скрыто это сокровище? – Покаяние. – Как это село обретается? – Живой верой. – Что значит радость? – Разожженная ревность к делу Божию, рождающаяся от живой веры. – Что знаменует «скры» ? – Молчание и безмолвие. – Что значит «вся, елико имать, продает и купует село»? – Нестяжание. Все, все надо продать, всякое пристрастие, всякую сердечную наклонность, чтобы купить покаяние. Иначе оно не продается. Если удержана безделица сердцем, не может сердце наследовать покаяния, эта безделица развлекает его. Скрыться надо молчанием. Скрыться не только от людей – если можно, и от себя. Кто же это исполнит, того село – покаяние, кто приобрел это село, того сокровище – Всесвятая Троица.

Письма.

Прп. Максим Исповедник

Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то

Прав. Иоанн Кронштадтский

Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то

Так было и есть: во все времена и во всех местах земного шара много было людей, которые, нашедши сокровище Царствия Небесного, с радостию оставляли все, что имели, и принимались за это сокровище. Было много и богачей, которые, для того чтобы купить это сокровище, продавали все, что имели, и покупали это сокровище милостынею и пожертвованиями. Искать нужно добродетель.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Иероним Стридонский

Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то

В затруднении от часто встречающихся неясностей в притчах мы выступаем с краткими толкованиями, так что собственно кажется, будто мы от одного способа толкования переходим к другому. Названное здесь сокровище, в котором скрыты все сокровища мудрости и знания, есть или Бог-Слово, скрытый в плоти Христа (Кол. 2:3) , или же сокровищница Св. Писания, в которой заключается познание о Христе-Спасителе; и если кто найдет Его в ней, тот должен презреть все выгоды этого мира, чтобы иметь возможность возобладать Тем, Которого открыл. А следующее затем: Нашедши которое человек скрывает говорится не в том значении, что человек делает это по зависти, а в том, что он по страху желающего сохранить и боящегося потерять скрывает в своем сердце Того, Которого предпочел своим прежним богатствам.

Блж. Феофилакт Болгарский

Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое нашед человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то

Поле - мир, сокровище - проповедь и познание Христа. Оно сокрыто в мире. «Проповедуем премудрость, - говорит апостол Павел, - сокровенную» (1 Кор. 2:7) . Ищущий познания о Боге находит его и все, что имеет - еллинские ли учения, или худые нравы, или богатства, тотчас бросает и покупает поле, то есть мир. Ибо своим имеет мир тот, кто познал Христа: не имея ничего, он обладает всем. Рабами для него являются стихии, и он повелевает ими, подобно Иисусу или Моисею.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Ориген

Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то

Некий человек, пришедший на поле, которое означает или Писания, или Христа, состоящего из явного и сокровенного, находит скрытое сокровище премудрости - или во Христе или в Писаниях. Ибо, обходя поле , то есть исследуя Писания и стараясь уразуметь Христа, он находит скрытое в нем сокровище и, найдя, утаивает его, считая, что небезопасно объявлять первым встречным неизреченные мысли Писаний или сокровища премудрости и ведения (Кол. 2:3) во Христе. Утаив его, он отходит и хлопочет о том, как ему купить поле, то есть Писания, чтобы сделать их собственным достоянием, приняв от тех, кто [принадлежит] Богу, слова Божьи , которые первоначально были вверены иудеям. И после того как наученный Христом [человек] купил поле, от них отнимается Царство Божье, которое, согласно другой притче, есть виноградник , и отдается народу, приносящему плоды его (Мф. 21:43) , который купил поле посредством веры, продав все свое имение и ничего из того, что он прежде имел - а имел он порок, - уже не было при нем. Ты приобретешь то же самое, если полем, имеющим скрытое сокровище, будет Христос, ибо оставившие все (Лк. 5:11) и последовавшие за Ним продали, в известном смысле, свои имения, чтобы, продав и раздав их, получить от Бога в качестве помощи вместо них доброе произволение и приобрести поле с сокрытым в нем сокровищем по высокой и достойной цене.

Комментарий на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Паки подобно есть Царствие Небесное сокровищу сокровену на селе, еже обрет человек скры, и от радости его идет, и вся, елика имать, продает, и купует село то

Для чего, когда не было народа говорит в притчах и ученикам? Он знал, что ученики сказанным прежде настолько были вразумлены, что разумеете ли сия вся ? Они говорят ей, Господи (Мф. 13:51) . Как в двух предыдущих притчах, о зерне горчичном и о закваске, Царством Небесным называл учение веры, так точно и здесь. Сравнил же его с сокровищем по причине заключающегося в нем богатства Святого Духа. Поле – это мир, как сказано выше. Итак, знай, что в мире скрыта вера, а в вере – богатство Духа.

Все остальное в этой притче оставь, как выше было сказано. Но обратите внимание, как нашедший это богатящее сокровище, или узнавший его, усердствует (это показывает слово «идет»…) и с радостью продает все, что имеет, лишь бы только приобрести его. Знай, что эта притча научает всех не только не печалиться, отвергая ради веры все, что они имеют, но делать это с радостью и это отвержение считать величайшим приобретением; не отвергающий же этого, или отвергающий не с радостью, не может приобрести сокровища веры. Все, что имеет , т.е. согрешения в деле, в слове и в помышлении, которые, равным образом, нужно продать, т.е. оставить.

Толкование Евангелия от Матфея.

Лопухин А.П.

Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то

Перевод точный, но недостаточно грамматический, потому что можно догадываться больше по смыслу, что “которое” относится к сокровищу, а не к ближайшему слову “поле”. То же и о “нем”. В 44 стихе выводится человек, который без намерения и труда находит сокрытое в земле на чужом поле сокровище. Эта и следующая притча раскрывают больше природу учения о “царстве”, чем указывают на его распространение, как в предшествующих притчах. Евангельские вести о царстве так привлекательны, что человек отдает все, что имеет, чтобы их услышать. Притча о сокровище, сокрытом в поле, встречается только у Матфея.

Толковая Библия.

Троицкие листки

Ст. 44-52 Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то. Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее. Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов. И спросил их Иисус: поняли ли вы все это? Они говорят Ему: так, Господи! Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое

И в тесном кругу учеников Своих Спаситель продолжал беседовать притчами, потому что ученики уже хорошо стали понимать их. В новых двух притчах, сходных между собой, Он раскрыл им, что нужно делать самому человеку, чтобы усвоить спасительные истины Евангелия. Царство Небесное, спасение души для каждого человека есть дорогое сокровище, безценная жемчужина, ради которой должно всем жертвовать, ничего не жалеть. Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле во время войны или по другому несчастному случаю, закопанному на поле, которое, найдя, человек (которому это поле не принадлежало, но который, может быть, по найму возделывал его и неожиданно, случайно наткнулся плугом или заступом на сокровище это) утаил , т.е. снова закопал его, от всех утаил, не сказал даже и владельцу поля, и от радости (что знает) о нем идет домой и продает все, что имеет, и покупает поле то. Кто ничем не дорожит на свете ради спасения души, тот знает, что он ничего не теряет, а все приобретает. «Примечайте, – говорит святитель Филарет Московский, – сокровище готово, достаточно для обогащения, владеющий полем имеет и сокровище, в нем скрытое, но он не старается приобрести его, а потому тщетно имеет; другой знает о сокровище, но также без попечения, без решимости продать все, чтобы купить поле и воспользоваться сокровищем, т.е. тщетно знает.

Благодать есть сокровище готовое, довольное для обогащения каждого и всех, но сокрытое, – где? на каком поле? Мало ли где! Например, на поле уединения и благоговейного безмолвия, на поле целомудрия и воздержания: только ничего не жалей, чтобы возобладать таким полем и найдешь сокровище. Но особенно близкое и для всех доступное поле, в котором сокровенно положено сокровище благодати, есть Церковь. Какое сокровище сокрыто в ее священных собраниях! В них сокрыто присутствие Самого Христа Господа, а в Нем «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол. 2:3) , равно и сокровища всех прочих даров духовных и Божественных. Какое сокровище в молитвах, славословиях Церкви! В них дышит благодать пророков, апостолов, святых; в них наипаче Сам Дух Святый «ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными» (Рим. 8:26) . Какое сокровище в ее чтениях Евангельских! Та же сила, которая, исходя в слове Христовом, прогоняла бесов, исцеляла недуги, воскрешала мертвых, просвещала светом Божественным, пребывает и ныне в Его слове, в Его Евангелии. Какое сокровище в Таинствах, а особенно в Таинстве причащения Тела и Крови Господней! В нем сокрыта вечная жизнь с ее неисповедимыми благами, по реченному от Господа: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Ин. 6:54) . Надо только уметь воспользоваться этими сокровищами, а для этого надобно продать, т.е. пренебречь, отвергнуть «все, что имеешь», именно – твое самоугодие, твои страсти, твои порочные навыки, твои плотские желания, твою леность, твою невнимательность, твою рассеянность… Еще более близкое поле сокровища – это наш внутренний человек. Глубина, в которой сокрыто сокровище, означает сердце человека. Сюда в Таинстве крещения Дух Божий дохнул невидимо и внес Своим дыханием новую жизнь от Бога. Итак, сокровище положено на поле нашем, но каждый ли из нас обрел его? Если это сокрытое сокровище мы глубже и глубже зарываем уметами и дрязгами помыслов и дел суетных, нечистых, беззаконных, то сокровище наше лежит без пользы, духовная жизнь наша в зародыше или в обмороке!..» Как человек не может овладеть сокровищем, если не приобретет поля, где оно сокрыто, так не может он и спастись, если не будет сам находиться в недрах Церкви Православной. Нашедший сокровище утаил его-для того, чтобы самому не потерять его; кто гордится дарами благодати, тот за свою гордость лишается обретенного им сокровища. Смиренный же, радуясь о Господе, не станет хвалиться перед всеми, а пойдет к брату по духу и, желая сделать его участником сокровища, скажет ему, как Андрей Петру: «мы нашли Христа!»

Эту радость так изображает блаженный Августин: «Как мне вдруг сделалось приятно обходиться без ничтожных забав, и я с радостью оставил то, чего прежде боялся лишиться! Ибо Ты удалил их от меня, Ты, истинная и высшая радость, Сам поселился во мне, Сладчайший всех радостей!» Как человек с радостью бросил бы набранные им прежде камешки, наполнявшие его руки, если бы ему предложили вместо них жемчужины и алмазы, так и душа, обретшая Христа, готова бросить все, чтобы всецело отдаться Христу. Притча о сокровище относится к тем, кого благодать Божия сама призывает к себе, открывая себя неожиданно; оттого и радость их бывает велика. Но тот, кто сердцем чувствует нужду во спасении, кто знает, что оно есть, тот должен усиленно искать его со всем усердием: еще , – говорит Спаситель, – подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который , не жалея ни средств, ни трудов и, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел домой поспешно и продал все, что имел , распродал все свое состояние, и купил ее, приобрел эту единственную безценную жемчужину. Что означает эта жемчужина? Истинную веру, благодать Божию, вечное спасение, Самого Спасителя нашего Господа Иисуса. «Одна драгоценная жемчужина, – говорит блаженный Феофилакт, – это одна истина, которая есть Христос». «Как обладающий жемчугом сам знает, что он богат, – говорит святитель Златоуст, – а для других это часто бывает неизвестно, потому что жемчуг невелик; так можно сказать и об истине. Обладающие ею знают, что они богаты, а неверующие, не понимая цены этого сокровища, не знают о нашем богатстве». Но чтобы мы не подумали, что для спасения нашего достаточно одной веры, Господь произносит новую грозную притчу: еще подобно Царство Небесное очень длинному и крепкому неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода . Так Церковь Христова распространится могущественно в целом мире, как невод по пространству моря, и через рыбарей апостолов, соделавшихся ловцами человеков, соберет людей из всех народов, и добрых, и злых. «Мрежею (неводом) слова истины и спасительных заповедей Господь объемлет их, собирает, ограждает и благодатной силой крестной, при свободном послушании, влечет их, как из воды, в воздух и на берег, из жизни плотской в духовную, от греха к святости, от тленного к нетленному, от временного к вечному, от земного к Небесному, от мира к Богу и Его вечноблаженному Царствию».

Который (невод), который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, неспешно и обдуманно хорошее собрали (хорошую рыбу) в сосуды, а худое (негодную, нечистую, вредную рыбу) выбросили вон . Притча эта сходна с притчей о плевелах: и там одни спасаются, а другие погибают. Так будет при кончине века на Страшном Суде Сына Человеческого: изыдут, явятся с неба дотоле невидимые исполнители суда Божия Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и праведных будут сопровождать в вечные обители Небесные, а грешных – ввергнут их в печь огненную , на муку вечную: там будет плач и скрежет зубов , скрежет отчаяния и проклятий против самих себя… Неудивительно, что святитель Златоуст называет эту притчу «страшной», а Григорий Великий говорит, что ее нужно больше бояться, чем толковать. И Господь объяснил только конец ее и тем еще увеличил страх; «чтобы ты, – говорит Златоуст, – слыша, что злых только отделят, не почел таковую гибель еще неопасной, Христос говорит, что их ввергнут в печь, где будет скрежет зубов и несказанное мучение. Притча Христова говорит, что и многие из тех, которые уловлены в мрежу Христову, т.е., по-видимому, принадлежат к Церкви Христовой, будут извержены вон. Потщимся же добровольно связать все наши дела, желания, помышления мрежей заповедей Христовых, чтобы, наконец, когда невод Христов наполнится предуставленным числом спасаемых, и извлечется на край времен, мы могли оказаться доброй ловитвой и удостоились быть собраны в сосуды Небесные»… И объявнив эту притчу апостолам, и спросил их Иисус: поняли ли вы все это? Если что непонятно, Я объясню вам. Они говорят Ему: так, Господи! Мы поняли все. Он же сказал им: поэтому вас можно назвать теперь книжниками, но не такими, которые знают только старое, а такими, которым известны и новые тайны Божественные; всякий таковой истинный, нелицемерный и разумный книжник , всякий проповедник истины Евангельской, наученный Царству Небесному , познав его истины, подобен хозяину, который выносит для жертвоприношения из сокровищницы своей , из своих запасных хранилищ, смотря по тому, когда что нужно по Закону, новое и старое , прошлогодние плоды и новые; так и вы раскрывайте народу и то, что прежде познали из Ветхого Завета, и то, что теперь вам открывается. Так, ветхозаветное пророчество относится к Ветхому, а исполнение его к Новому; заповеди Закона к старому, а их дух и полнота к новому; образы, употребленные в притчах – к старому, а учение, заключенное в этих образах, – к новому.

«Человек домовитый есть Христос, – говорит блаженный Феофилакт, – Он богат,потому что в Нем все сокровища премудрости. Уча новому, Он приводил свидетельства из ветхого; например, Он сказал: «дадут они ответ… за всякое праздное слово» – это новое; потом привел свидетельство: «от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» – это ветхое (Мф. 12:36) »…

Троицкие листки. №801-1050.

В толковании Ч.И. Скоуфилда содержится занятная мысль о том, что этот стих повествует нам не столько о Царстве Божьем, сколько об отношениях Христа с Израилем. Вот, что он пишет:

Толкование притчи о сокровище, которое представляет купца, купившего поле, грешником, ищущим Христа, не подтверждается самой притчей. Поле означает мир (ст.38). Ищущий грешник не приобретает мир, но, напротив, оставляет его ради того, чтобы прибрести Христа. Более того, грешнику нечего продавать, а Христос не продается, не скрыт Он и где-то в поле; а сам грешник, найдя Христа, не станет снова прятать Его (ср.Мар.7:24; Деян. 4:20). Так что подобное толкование не выдерживает критики от начала до конца.

Это Господь - купец, совершивший «акт купли» великой ценою собственной крови (1 Пет. 1:18), а Израиль, в особенности Ефрем (Иер. 31:5-12, 18-20), - потерянные племена, запрятанные на поле, то есть в мире; они-то и являются сокровищем…Божественный Купец покупает поле ради сокровища, другими словами, Он покупает - «Возлюбленных Божиих ради отцов», то есть тех, которым возрождение и спасение только предстоят…

Я все же придерживаюсь традиционного взгляда на толкование этой притчи Господа. Урок этой притчи заключается в том, что ради того, чтобы войти в Царствие, можно пожертвовать всем.

Вот некоторые умозаключения по этому поводу:

Во-первых, аллегорический подход к толкованию притч Иисуса Христа всегда таит в себе опасность… Притча - не аллегория. Это история, в которой заложена, как правило, только одна центральная идея. Если каждую притчу Христа толковать аллегорически, то конца и края таким толкованиям не будет… Попробуйте например объяснить, почему женщина берет не четыре, а три меры муки, или почему купец находит именно жемчужину, а не алмаз или хризолит?

Во-вторых, Ч.И. Скоуфилд стал жертвой заблуждения, которое он выразил словами: «Употребление символов в Писании установлено свыше и неизменно» . Вся аргументация строится на утверждении, что поле – есть мир. Но это толкование из совсем другой притчи... из притчи о пшенице и плевелах. Но поле в притчах Христа не всегда означает мир. Например, притчу в Лук. 12:16-21 вообще нельзя толковать аллегорически… Глупо было бы искать аналогии амбарам, житницам, замкам, пшенице, богачу и, конечно же, полю… Горчичное зерно может означать и «зародыш» Царства Божьего и степень веры… даже в аллегорических текстах значение символов порой различно: Женщина может означать и нечто порочное, и нечто святое (ср. Откр.12 и Откр. 17)

В-третьих, если придерживаться аллегорического подхода к толкованию этой притчи, то возникает много неясностей? У кого покупает Господь поле? Разве не Ему все принадлежит? Если сокровище - это Израиль, то после покупки им надо «пользоваться» немедленно, но мы видим, что после смерти Христа на кресте Израиль на время отвержен Богом.

В-четвертых, Христос ясно говорит, что это не Израиль подобенсокровищу, но Царствие небесное.

Таким образом, мы видим, что толкование Ч.И. Скоуфилда не укладывается в рамки современных принципов герменевтики и не выдерживает критики. Притчу Христа нужно понимать только как повеление оценить Царство дороже всех сокровищ мира!

Включайся в дискуссию
Читайте также
Бульон из сома. Уха из сома
Курица фаршированная рисом
Как черствый хлеб сделать мягким в микроволновке или духовке