Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Профессиональная компетентность человека. Что такое компетентность и из чего она состоит

Когда знаешь, что делаешь, всегда получается.

Ричард Бах. Чайка по имени Джонатан Ливингстон

Компетентность как качество личности – способность о бладать основательными знаниями, быть хорошо осведомленным в какой-либо области, быть признанным знатоком в каком-нибудь вопросе.

Назначил халиф Муллу Насреддина главным советником при суде. Поскольку его власть держалась не на компетенции, а на покровительстве халифа, Насреддин стал настоящим наказанием для всех, кто приходил к нему на консультацию. Однажды один человек заискивающе спросил его: - Насреддин, ты опытный человек, не знаешь ли ты средства от глазной боли? У меня давно болит глаз… - Поделюсь с тобой своим опытом, - ответил Насреддин. - Когда у меня болел зуб, ничего не помогало, пока я его не удалил.

Компетентность – это когда так хорошо вооружён знаниями, что знаешь все ходы и выходы в данной ситуации. Компетентность – знание, умелость, эффективность.

Согласно Википедии, компетентность (лат. competens - подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) - качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого поэтому является веским, авторитетным.

Компетентность - потенциальная готовность решать задачи со знанием дела; включает в себя содержательный (знание) и процессуальный (умение) компоненты и предполагает знание существа проблемы и умение её решать; постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного применения этих знаний в конкретных условиях, то есть обладание оперативным и мобильным знанием.

Компетентность - это обладание определённой компетенцией, то есть знаниями и опытом собственной деятельности, позволяющими выносить объективные суждения и принимать точные решения.

Ги Де Мопассан в романе «Милый друг» пишет: «Сойти за человека сведущего совсем нетрудно. Всё дело в том, чтобы тебя не уличили в явном невежестве. Надо лавировать, избегать затруднительных положений, обходить препятствия и при помощи энциклопедического словаря сажать в калошу других. Все люди - круглые невежды и глупы как брёвна».

Мужское эго крепко связано с проявлениями компетентности. Для мужчины маленькая смерть оказаться в чём-то некомпетентным, особенно в своей специальности, в деле, которому он служит. Советы зачастую воспринимаются мужчинами, как намек на их некомпетентность. Женщинам безопаснее давать советы, чем мужчине. Они обычно воспринимают советы как выражение дружеской поддержки, а не как сомнение в их компетентности. У них паранойя на этот счёт отсутствует. Женщине нельзя давать советы, если она не в духе. Тем не менее, общее правило: нужно учитывать, что все мы разные, каждый имеет право быть другим, поэтому другой, не такой, как мы, может воспринять совет как сомнение в его компетентности, квалифицированности и профессионализме. Когда задевается ложное эго, добра не жди. Совет будет воспринят как посягательство на компетентность.

Компетентность – приманка для эго, помешанного на своей престижности, значимости и важности. Для человека в страсти очень важно, чтобы общество признало его компетентность. Он болен и зациклен на компетентности. Если окружающие признают твою компетентность, это равнозначно тому, что они подтвердят, что ты авторитетный, уважаемый и значительный человек. Если тебе не плюют в спину, значит, ты регрессируешь. Можно или идти вперёд или отставать. Стояние на одном месте – это регресс. Стоит немного отстать, и ты уже в глазах компетентных людей – лузер и невежда, словом некомпетентная, невежественная личность с неоправданными притязаниями.

Компетентность в благости выражается в желании заботиться о других – о младших и слабых. Младшие нуждаются в поддержке. Когда человек, находящийся под влиянием энергии благости, чувствует свою компетентность, у него возникает потребность заботиться, защищать, покровительствовать, оберегать. Компетентный учитель, врач, воспитатель будут стремиться передать свой опыт и знания другим людям.

Истинная компетентность ничего не имеет общего с умствованием, позёрством и красованием.

Одного Патриарха начали терроризировать умные бородатые дяди. Оккультизм входил в моду. В течение трёх дней бедного Учителя осаждали доктора, профессора и всякие кандидаты. Он, уставший и обалдевший, ходил вдоль канала, а они почтительно, на расстоянии, но всё же наглой толпой топтались возле. - Что надо? - спросил Фу Шин у одного бородатого и очкастого интеллектуала. - Вы понимаете, - важно начал тот, - меня очень интересует влияние химизма Полярной звезды на человека. Учитель тяжело вздохнул. - Как срёт корова? - спокойно спросил он. Бородатый аж шарахнулся в сторону. - Ну? - снова спросил патриарх. - Не знаю, - засмущался профессор. - Ну, ну, - поощрительно продолжал Учитель. - Лепёшками, - вырвалось у бородатого. - Правильно, - улыбнулся Учитель. - А коза? - Горошком, - уже более смело ответил ничего не понимающий бородатый. - Правильно, - снова улыбнулся Учитель. - А почему? - Не знаю, - удивлённый профессор трагически развёл руками. - Вот видишь, - Фу Шин покачал головой. - А в звёзды лезешь.

Подобная история произошла и с Хаджи Насреддином.

Философы, логики и знатоки закона были призваны ко двору, чтобы проэкзаменовать Насреддина. Случай был серьёзный, так как Насреддину приписывалось, что он ходил из деревни в деревню и говорил следующие слова: «Так называемые мудрецы - люди невежественные, нерешительные и бестолковые». Он обвинялся в подрыве государственной безопасности. - Можешь говорить первым, - сказал правитель. - Пусть принесут бумагу и перья, - сказал Мулла. Принесли. - Дайте их семи первым учёным. Раздали. - Пусть каждый из них отдельно напишет ответ на такой вопрос: «Что такое хлеб?» Учёные написали. Бумаги были вручены правителю, который зачитал их. Первый сказал: «Хлеб - это пища». Второй сказал: «Это мука и вода». Третий: «Дар Господа Бога». Четвёртый: «Испечённое тесто». Пятый: «Изменчивое понятие, находиться в согласии с тем, что вы подразумеваете под словом хлеб». Шестой: «Питательное вещество». Седьмой: «Никто, в действительности, не знает».

Когда они решат, что такое хлеб, - сказал Насреддин, - для них возможно будет разрешить и другие проблемы. Например: прав я или неправ. Можете ли вы доверить дела по оценке и суждениям людям, подобным этим? Разве не странно (а может, и не странно), что они не могут согласиться относительно того, что они едят каждый день, и, тем не менее, они единодушно считают меня еретиком?

Петр Ковалев 2015 год

Проясним термин «компетентность»

Компетентность - качество действий индивида, проявляющееся в адекватном и эффективном решении некоторого класса социокультурно значимых задач относительно ненормированного (проблемного) характера. Компетентность не сводима к обобщенному способу действия и не может быть присвоена в обучении: она формируется в результате личного опыта действия как индивидуализированная способность. Компетентность представлена в культуре в виде прецедентов, т.е. реальных персонализированных образцов компетентного действия.

Ключевые компетентности - компетентности, которые имеют множество сфер применения и необходимы каждому

Определение компетенции, принятое в рамках Европейского сообщества

«Компетенция есть нечто большее, чем просто знания и умения. Она включает способность отвечать на сложные запросы, путем привлечения и мобилизации психологических ресурсов (включая умения и установки) в конкретном контексте»

«Компетенция определяется как способность успешно соответствовать индивидуальным или социальным требованиям, или, другими словами, выполнять некую деятельность или решать задачу. Каждая компетенция основывается на комбинации взаимосвязанных когнитивных и практических умений, знаний (включая невербализованные), мотивов, ценностных ориентаций, установок, эмоций и прочих социальных и поведенческих компонентов, которые могут быть совместно мобилизованы для совершения эффективного действия».

Принято считать, что компетенции наблюдаемы только в реальных действиях, совершаемых индивидуумами в конкретных ситуациях. Внешние требования, индивидуальные способности или склонности, а также контексты действия - все это входит составной частью в сложную природу компетенций.

Компетенции проявляются (или наблюдаются) в действиях, которые индивидуум совершает в определенных ситуациях или контекстах (имеется в виду как непосредственное, так и более широкое социально-экономическое и политическое окружение).

Считается, что компетенции приобретаются и развиваются в течение всей жизни и могут осваиваться и быть предметом обучения в разнообразных институциях и других средах.

Компетенция развивается через действие и взаимодействие в формальном и неформальном образовательных контекстах. Таким образом, развитие компетентности не зависит лишь от школьного обучения и учения. Помимо образовательной системы прочие институции также несут ответственность за передачу и развитие необходимых компетенций: семья, работа, массмедиа, религиозные и культурные организации и т.д. Далее, хотя приобретение и поддержание компетенций отчасти зависит от личных усилий, следует признать, что они также зависят от наличия благоприятного материала, институционального и социального окружения и подходящих социальных установлений.»

Кажется решенным, что понятие компетенции относится к области умений, а не знаний. Компетенция - это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Компетенция не сводится ни к знаниям, ни к навыкам, быть компетентным - не означает быть ученым или образованным»

«Умение - это действие в специфической ситуации. Это проявление компетенции или способности, более общей подготовленности к действию или возможность совершать действие в специфической ситуации. Однако только умения поддаются наблюдению; компетенция - это характеристики, которые можно извлечь из наблюдений за действиями, за умениями.

Таким образом, умения представляются как компетенция в действии. Компетенция это то, что порождает умение, действие.

Компетенцию можно рассматривать как возможность установления связи между знанием и ситуацией или, в более широком смысле, как способность найти, обнаружить процедуру (знание, действие), подходящую для проблемы.

«История в некоторой степени показала неспособность школы, ориентированной на инструкции и предметные знания, подготовить учащихся к действию, или точнее, подготовить их к проявлению интеллектуальных и практических компетенций, признанных соответствующими различным условиям и обстоятельствам жизни.

Школьная жизнь больше ориентирована на фигуру учителя, на передачу знаний, подготовленных и предлагаемых преподавателями, чем на деятельность учащихся по созиданию, получению, овладению»

«Упор на компетенции (или умения) пришел в школу из мира предприятий и труда»

«… Компетенция не может быть определена через определенную сумму знаний и умений, так как значительная роль в ее проявлении принадлежит обстоятельствам. Быть компетентным означает умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт… Есть смысл говорить о компетенциях только тогда, когда они проявляются в какой-нибудь ситуации; непроявленная компетенция, остающаяся в ряду потенциальностей, не является компетенцией, а, самое большое, скрытой возможностью.

Этот фундаментальный «приземленный» характер компетенций является основным аспектом, который необходимо подчеркнуть. Компетенция не может быть изолирована от конкретных условий ее реализации. Она одновременно тесно связывает мобилизацию знаний, умений и поведенческих отношений, настроенных на условия конкретной деятельности. Именно этот всеохватывающий и интегративный характер делает трудным формирование понятия и придает тем самым компетенции особую притягательную силу»

Ключевые компетенции выполняют три функции. Во-первых, они помогают обучаться, во-вторых, позволяют стать более гибкими, соответствовать запросу работодателей, в-третьих, помогают быть более успешными в дальнейшей жизни.

«Ключевые компетенции - не отдельная часть учебного плана, они интегрированы в его содержание» …

Помогая школьникам развить ключевые компетенции, нужно «отойти в сторону» и дать им возможность работать самостоятельно»

«Ключевой точкой в образовании, ориентированном на формирование ключевых компетенций, становится опыт деятельности ребенка. «Образование есть постоянная реорганизация и перестройка опыта», как опыта личностного, так и опыта культуры (Л.С.Выготский).

Итак, можно понимать компетенции как способности к пониманию и действию, поддерживающих «адекватную связь с миром» (Дж.Дьюи).

В рамках такого понимания мы можем говорить не о ключевых компетенциях, а об одной компетенции … которую условно можно назвать «способность к деятельности», и об ее аспектах:

Готовность к целеполаганию

Готовность к оценке

Готовность к действию

Готовность к рефлексии.

Следующим уровнем иерархии станет содержание того личностного и культурного опыта, который актуализируется и реструктурируется в деятельности. Мы можем говорить об «операциональной поддержке», или об «универсальных компетенциях», которые неделимы в деятельности, но могут быть названы:

Работа с информацией

Коммуникации

Работа со знаковыми системами.

Универсальные компетенции образуют «ситуационные компетенции», которые появляются в качестве прогнозируемого результата образования в результате анализа конкретного запроса конкретной среды. Они представляют собой «опыт по поводу» (смыслы+алгоритмы) и могут быть сформированы в процессе образования …»

«Компетентность - это способность (умение) действовать на основе полученных знаний. В отличие от ЗУНов (предполагающих действие по аналогии с образцом), компетентность предполагает опыт самостоятельной деятельности на основе универсальных знаний.

Таким образом, новая цель образования - создание условий для приобретения учащимися системы компетенций на выходе из школы (или из школьных ступеней).

Употребление и использование знаний в продуктной форме - основание для формирования компетенций.

Компетентность - это существование знаний и умений в виде социальных практик. Компетенции связаны с базовыми социальными способностями и умениями»

«В этом смысле мы говорим, что от знаниевого подхода нужно перейти к компетентностному подходу, то есть к другому уровню … Это качественно новый уровень результата, стало быть, новый человек и принципиально новые технологии. В этом смысле термин компетенции нужен как шанс, чтобы уйти от знаниевого подхода»

«Знания на всякий случай, которые мы даем, не открывают дверей в этой жизни. Необходимо внесение изменений в систему образования, дабы ребенок мог сказать: я это могу, я это умею. Компетенция - это возможность делания, это активная позиция, при которой человек знает, может и хочет сделать нечто.

Один из очевидных способов изменения существующей практики - введение новых педагогических технологий, например, метода проектов.»

«Сегодня очевиден факт разрыва между образованием, особенно общим, и требованиями жизни. Введение ключевых компетенций - попытка системы образования в мире в целом прийти здесь к какой-то адекватности и преодолеть этот разрыв»

«Введение компетенций - не панацея от всех бед, но способ прагматизировать систему образования в соответствии с теми задачами, которые ставит социальное окружение»

«Качество образования определяется тем, какие возможности возникают у человека при том или ином образовании, какие ценности он получает. Таким образом, компетентностная составляющая образования и есть залог его нового качества» «Формирование компетенций - это не смена содержания. Это смена способа, смена технологий. Смена содержания книжки - это всегда изменение качества знаний, а смена технологий - это смена обстоятельств, в которых вы знания и умения формируете. Это другое устройство уроков, это другое устройство жизни школы» «Есть некий, совершенно универсальный способ, который вытекает из самого смысла деятельности, о которой мы говорим, - смоделировать реальные обстоятельства в школе»

Как различать уровни усвоения материала?

Уровни Б.Блум В.П.Симонов В.П.Беспалько М.Н.Скаткин

1 Знание Различение Ученический (деятельность по узнаванию) Воспроизведение понятия

2 Понимание Запоминание Алгоритмический (решение типовых задач) Распознавание понятия

3 Применение Понимание Эвристический (выбор действия) Применение понятия

4 Анализ Простейшие умения и навыки Творческий (поиск действия) Воспроизведение системы понятий

5 Синтез Перенос Применение системы понятий

Выдержки из книги В.П.Симонова «Директору школы об управлении учебно-воспитательным процессом». М., 1987

«Психолог Н.Д.Левитов писал: «Усвоен или не усвоен учащимися учебный материал, можно установить по трем показателям: 1) может ли ученик рассказать об этом материале; 2) объяснить его и 3) применить на практике» (с.134)

«Традиционное понятие «знания, умения и навыки учащихся» на данном этапе требует уточнения и более четкой детализации … Поэтому мы считаем возможным (и наше исследование подтвердило это) в основу контроля за эффективностью дидактического процесса положить пять последовательных уровней (показателей) выявления его итогов, предложенных И.Я.Конфедератовым, с некоторым дополнением и уточнением 4-го показателя «уровень умений», который мы будем именовать как «уровень простейших умений и навыков». Для удобства примем термин «степень обученности», а уровни ее обозначим римскими цифрами: различение (распознавание) - цифрой I, запоминание - II, понимание - III, умения и навыки (простейшие) - IV, перенос - V.

Показатель I - различение характеризует низшую степень обученности. Учащийся только отличает данный объект (процесс, явление) или какое-либо действие от их аналогов, показывая формальное знакомство с ним, с его внешними, поверхностными характеристиками. Самая низкая ступень овладения знаниями - возможность только узнавания в дальнейшем: человек может лишь констатировать, что знания были получены раньше, но не может воспроизвести их тем или иным способом. Узнавание - процесс восстановления запечатленного в памяти мысленного образа предметов в результате повторного воздействия этого предмета на человека. На практике это выражается в том, что при предъявлении ему, например, математических формул, раскрывающих второй закон Ньютона или закон всемирного тяготения, он только отличает их друг от друга, но написать и объяснить их не может, а тем более решить задачу с применением этих законов. Такой учащийся находится на первой ступени учебно-познавательной деятельности по данному разделу курса. На вопросы учителя этот ученик дает только односложные ответы, пытается угадать правильный ответ.

Показатель II - запоминание. При этой степени обученности учащийся может пересказать содержание определенного текста, правила, формулировки того или иного закона, однако сплошное воспроизведение текста еще не может служить доказательством его понимания. Наш 16-летний опыт работы в школе показывает также, что этот показатель нельзя принимать за верхний предел при определении степени обученности учащихся, так как запоминание - это скорее количественный показатель, чем качественный. Он в основном характеризует количество информации, а смысловая сторона информации не всегда находит при этом адекватное отражение. Можно запомнить материал без уяснения его сущности, на уровне зазубривания. Очень важно здесь учитывать, что опора по преимуществу на механическое запоминание, без глубокого осознания внутренних закономерностей и логической последовательности в системе усвоения знаний - одна из причин формализма в обучении. Учащиеся, достигшие этой степени обученности, отвечают на вопросы только репродуктивного плана и часто только при их определенной последовательности, отражающей логику построения текста учебника, пособия и т.д.

Более важным и существенным является показатель III степени обученности - понимание. Оно предполагает нахождение существенных признаков и связей исследуемых предметов и явлений, вычленение их из массы несущественного, случайного на основе анализа и синтеза, примение правил логического умозаключения, установление сходства и различия, причин, вызвавших появление данных объектов и их развитие, сопоставление полученной информации с имеющимися знаниями. При этой степени обученности учащийся умеет воспроизвести, например, формулировку второго закона Ньютона, написать его математическое выражение, объяснить его, привести примеры, и не только из учебника, но и свои. Сущность данного процесса им усвоена, а не просто формально закреплена в сознании как какое-то определенное количество информации.

Понимание является таким показателем степени усвоения учебного материала, при котором, мы это покажем ниже, в процессе опроса учащихся иногда возникают объективные предпосылки взять его за своеобразную точку отсчета. Понимание характеризуется в первую очередь наличием собственного суждения, собственного мнения о каком-либо процессе, объекте или явлении на основе их анализа и синтеза, установления сходства или различия, выявления причинно-следственных связей и т.п. Более точное представление о понимании учащимися воспринятого можно составить, если сочетать воспроизведение материала с его объяснением или применением. Таким образом, применение полученных знаний на практике является более значительным показателем усвоения знаний учащимися.

Показатель IV степени обученности - простейшие умения и навыки. Советсткие психологи определяют умения как «закрепленные способы применения знаний в практической деятельности». Умение, доведенное до автоматизма, становится навыком. При этой степени обученности учащийся умеет применять на практике полученные теоретические знания, решает задачи с использованием усвоенных законов и правил, вскрывает причинно-следственные связи при разборе теоретического материала и умеет теоретические положения связать с жизнью. Элементарные умения и навыки - показатель довольно высокой степени обученности, позволяющий учащемуся реализовать свой «багаж» знаний. Однако целью всякого обучения является не просто достижение определенных умений и навыков, а широкий перенос усвоенных человеком действий в новые условия. Таким образом, показатель V степени обученности - перенос мы понимаем как положительное влияние ранее усвоенного навыка на овладение новым. Учащийся, показывающий эту наивысшую степень обученности, умеет обобщать, творчески применять полученные знания на практике в новой, нестандартной ситуации, «переносить» в нее изученные и усвоенные ранее понятия, законы и закономерности. При этой степени обученности учащийся дает ответ на любой вопрос, решает любую задачу или пример, которые могут быть ему предложены в соответствии с программными требованиями на данном этапе обучения, конструирует новые способы деятельности и находит часто новые, оригинальные подходы к решению поставленной перед ним задачи»

Управление персоналом со всеми входящими в него функциями и обязанностями включает в себя ряд факторов, на которые должен ориентироваться современный HR-специалист. Среди этих факторов одно из наиболее важных и значимых мест занимает компетентность. Понятие это довольно многогранное и неопределённое. Но лишь на первый взгляд.

Руководствуясь этой кажущейся неопределённостью, а также важностью и значимостью компетентности, мы решили посвятить ей отдельный материал. Начнём с краткой исторической справки.

Вместо вступления

Создателем основанного на компетенциях подхода к управлению персоналом считается американский психолог Дэвид Макклелланд. В конце 1960-х годов он представил основу понятия компетенции в виде совокупности факторов, оказывающих влияние на эффективность человека в профессиональной сфере. Так, в 1973 году в издании «American Psychologist» была опубликована статья «Тестирование компетентности, а не интеллекта».

Поэтому мы можем смело говорить о двух вещах: во-первых, осознать смысл и важность компетентности каждого отдельного сотрудника по сравнению с его личностными качествами и характеристиками очень просто, а, во-вторых, для определения того, какими компетенциями должен обладать каждый отдельный сотрудник, достаточно знать специфику и особенности должности, которую он занимает или будет занимать, понимать стратегию компании и использовать справочник компетенций, в котором можно найти любые компетенции, имеющие непосредственное отношение к профессиональной деятельности человека.

P. S. Справочники компетенций (они регулярно дополняются и обновляются) вы можете найти как на страницах интернет-сайтов, так и на полках букинистических магазинов.

Знаем ли мы точно, что значит это слово? Давайте разберемся, тем более, что оно не сложное.

Компетентность - от лат. competens - способный. Компетентность - это, по сути, умение делать хорошо, то, что делаешь. Критерием истинной компетентности является конечный результат. Это настолько просто, что люди часто не осознают, что так оно и есть. И не лишним будет это повторить.

Критерием истинной компетентности является конечный результат. Точка.

Компетентность. А в чем проблема?

Если человек надувает шарики, то, очевидно, он хочет получить результат - надутый шарик. Не лопнувший по дороге и не наполовину надутый.

Компетентность - это кстати, то, что можно легко проверить. Достаточно попросить человека показать результат (или прошлые результаты).

Ну с шариками все слишком просто - скажете Вы. Конечно, но и с остальным тоже! Знаете в чем основная проблема? Не в том, что компетентность - это что-то сложное, а в том, что люди не мыслят категориями конечных результатов.

Как только мы определим конечные результаты, которые должны быть в какой то области, мы тут же, прямо тут же, поймем что такое компетентность в этой области.

Конечно, чтобы стать в чем-то по-настоящему компетентным придется приложить немало усилий. Посмотрите наш ролик, наглядно это показывающий.

Показатели компетентности


Например, что такое компетентность в работе? Скажем Вы занимаетесь продажами. Уметь продавать? Хорошо. Заключать сделки? Ближе. Если конечным результатом продавца назвать проданные товары и деньги в кассе , то сразу будет понятно, кто из продавцов на деле выдерживает нужный уровень компетентности (или стандарты компетентности). Без домыслов.

Понятное дело, что конечный результат можно написать и более развернуто - например, «проданные с установленной прибылью товары (услуги) компании и деньги за них, лежащие в кассе». Конечно, это можно (и даже нужно) сделать, особенно если дело касается бизнеса. Но суть остается сутью: есть результат = есть компетентность .

Ну, с продавцами тоже достаточно понятно. А как насчет бухгалтера, маркетолога и (о Господи!) самого директора? Каким для них будет тест на компетентность? Да все таким же. Критерии компетентности одинаковы для всех, нужно только:
1. определить или выяснить в чем заключается их конечный результат, который должен быть получен
2. посмотреть получают ли они его (кстати, именно посмотреть , а не послушать, что они говорят об этом)

Представьте, что будет, если у каждого в какой-либо бизнес-организации будет назван и написан его конечный результат работы! Одно только это может сильно поднять общую компетентность .

Настоящая оценка компетентности

Давайте распространим этот принцип на другие части жизни.
На личную жизнь, на семью, на то, как мы проводим отпуск, даже на духовную сторону жизни. Да на что угодно!

Как можно увидеть компетентность в семейной жизни? Ну, вы уже поняли, к чему я клоню. Какие конечные результаты были бы желательными?

Это интересное упражнение, и вы можете проделать его сами. Я просто приведу свои примеры.

Если это отношения между супругами, то это было бы что-то вроде «счастливый муж или жена, которые с удовольствием продолжают создавать отношения».

Кстати, отношения - это то, что создается постоянно, но это тема для другой статьи.

А какой конечный результат секса? Ну как, есть компетентностьв этой области? Если это касается детей, то результатом вполне могло бы быть - «здоровый ребенок, который подготовлен к самостоятельной взрослой жизни».

Не обязательно, что для всех именно это и будет желаемым результатом, это просто демонстрирует идею конечных результатов.

И теперь если нам нужно посмотреть на компетентность родителей, то нам нужно смотреть именно на этот результат. Был ли он достигнут?

Аттестат компетентности, выданный жизнью

Обычно нас восхищает чья-то высокая компетентность. Спортсмены, известные актеры, предприниматели. Да даже дворник, который идеально подмел двор. Или водитель маршрутки, который лихо, но не нарушая правил, доставил Вас к метро. Возможно, даже улыбнувшись в конце. Но чем именно мы восхищаемся? Не тем ли, что человек красиво получил тот результат, который был нужен? Вот и вся простота этого понятия - Компетентность .

Что было бы, если бы нас окружали люди, которые получали те результаты, которые от них ожидаются и постоянно демонстрировали свой профессионализм и компетентность? Что если бы сама жизнь выдала нам настоящий аттестат компетентности? Нам жилось бы приятнее и веселее, не так ли?

Материал подготовлен
с использованием источников сети интернет
педагогом дополнительного образования
МБОУДОД «ДЮЦ» Гылкой О.В.

Проблема дефиниций сводится к их множеству и отсутствию общепринятой дефиниции. Она вовсе не означает отрицание новой качественной характеристики образования вообще и высшего образования, в частности. Ознакомимся с существующими определениями и попытаемся выяснить общее между ними.

И.А. Зимняя пишет, что есть два варианта толкования соотношения этих понятий: они либо отождествляются, либо дифференцируются.

Обобщенное представление о компетентности как научной категории мы рассмотрим на основе анализа некоторых определений понятий "компетентность", "компетенция", "образовательная компетенция", взятых из разных источников:

Компетентность (лат. competens - подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) - качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого поэтому является веским, авторитетным;

Компетентность - способность к осуществлению реального, жизненного действия и квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность; поскольку у любого действия существуют два аспекта - ресурсный и продуктивный, то именно развитие компетентностей определяет превращение ресурса в продукт;

Компетентность - потенциальная готовность решать задачи со знанием дела; включает в себя содержательный (знание) и процессуальный (умение) компоненты и предполагает знание существа проблемы и умение ее решать; постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного применения этих знаний в конкретных условиях, т. е. обладание оперативным и мобильным знанием;

Компетентность - это обладание определённой компетенцией, т.е. знаниями и опытом собственной деятельности, позволяющими выносить суждения и принимать решения;

Слово "компетенция" происходит от латинского "competere", что значит "добиваться, соответствовать, подходить".

В словарях и научной литературе "компетенция" объясняется по-разному:

Знания, умения, опыт, теоретико-прикладная подготовленность к использованию знаний;

круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён ;

Совокупность вопросов, в которых данный субъект обладает познаниями и опытом собственной деятельности .

Компетентность и компетенция, считает В.А.Метаева являются взаимодополняемыми и взаимообусловленными понятиями: компетентный человек, не обладающий компетенцией, не может в полной мере и в социально значимых аспектах ее реализовать.

A.B. Хуторской так разделяет понятия "компетентность" и "компетенцию" следующим образом: "Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Для разделения общего и индивидуального будем отличать синонимически используемые часто понятия "компетенция". Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний,умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности но отношению к ним. Компетентность -- владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

В российском документе "Стратегии модернизации содержания общего образования" были сформулированы основные положения компетентностного подхода в системе современного российского образования, узловое понятие которого - компетентность. Было подчеркнуто, что это понятие шире понятия знания, или умения, или навыка; оно включает их в себя (хотя, разумеется, речь не идет о компетентности как о простой аддитивной сумме знания - умения - навыка, это понятие несколько иного смыслового ряда). Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и др. Компетентности формируются в процессе обучения, и не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и пр. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей в целом образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается обучающийся.

В.Д. Шадриков исходит из определения, согласно которому, компетенция - это круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, круг чьих-нибудь полномочий, прав. "Таким образом, мы видим, что компетенция относится не к субъекту деятельности, а к кругу вопросов, относящихся к деятельности. Другими словами, компетенции - это функциональные задачи, связанные с деятельностью, которые кто-то может успешно решать. Компетентность же относится с субъекту деятельности. Это приобретение личности, благодаря которому человек может решать конкретные задачи".

По В.Д. Шадрикову, "компетенция является системным проявлением знаний, умений, способностей,и личностных качеств. В каждой деятельности вес этих компонентов и их сочетания могут существенно различаться. В образовательном процессе наблюдается определенная диалектика в формировании компетенций. Компетенции формируются на основе знаний, умений, способностей, личностных качеств, но сами эти знания и др. во многом не являются компетенциями, они выступают как условия для формирования компетенций. Было бы большой ошибкой (которая намечается), если при реализации компетентностного подхода мы противопоставим его знаниям, умениям, способностям, личностным качествам"

Включайся в дискуссию
Читайте также
Старообрядчество и Русская Православная Церковь: От конфронтации к диалогу
Рпц и старообрядцы борются за имущество
Николай иванович кузнецов