Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Воскресению Христову: молитвы. Михаил (Тахи-Заде) - Конспекты лекций по литургике

На воскресной утрени с одним малым святым соединяются 4 канона: три канона Октоиха и один канон Минеи. Каноны Октоиха:

Воскресный со ирмосом на 4 (ирмос 1, тропаря 3)

Крестовоскресный (без ирмоса на 3)

Богородице (без ирмоса на 3)

Святому Минеи (без ирмоса на 4).

В сумме по–прежнему получается 14, как и должно быть.

Библейские песни в каноне читаются в праздничной редакции («Поем Господеви»). Однако здесь возникает некоторое затруднение. «Поем Господеви» в каждой песни имеет только 12 стихов. А у нас распределение такое — один ирмос и 13 тропарей, так что остается один лишний тропарь, обделенный запевом библейской песни.

Устав назначает первому тропарю воскресному канона особый запев: «Слава, Господи, святому Воскресению Твоему». В обиходе мы привыкли, что эти запевы идут ко всем тропарям: в воскресном каноне — «Слава, Господи, святому Воскресению Твоему», в Крестовоскресном — «Слава, Господи, Кресту твоему честному и Воскресению», в Богородичном — «Пресвятая Богородице, спаси нас», в Минейном — предположим, «Преподобне отче Венедикте, моли Бога о нас».

Согласно уставу, дело обстоит так: поется сначала воскресный ирмос, затем — запев «Слава, Господи, святому Воскресению Твоему», 1–й тропарь воскресного канона, 1–й стих библейской песни («Поем Господеви славно бо прославися…»), второй тропарь воскресного канона. От «Ныне» начинается чередование: стих библейской песни — тропарь того или иного канона. По каждой песни — праздничная катавасия.

Что такое катавасия? Это особый ирмос. Название происходит от греческого «катавено» — «сходиться» и связано стем, что согласно уставу, катавасии поются обоими ликами, сошедшимися в центре храма. Откуда берутся катавасии? Об этом разговор впереди. Скажу лишь, что выбор зависит от того периода года, который мы переживаем. Сейчас, например, поется Сретенская катавасия: «Сушу, глубородительную землю». Устав о катавасии будет изложен несколько позднее.

По 3 песни канона:

Катавасия.

Малая ектения.

Кондак и икос святому Минеи.

Седален его.

- «Слава, и ныне»

Богородичен.

То есть, как видим, исключительно Минейные тексты. Если заглянем в Октоих, то увидим, что на воскресной утрени сразу по окончании 3 песни в каноне Октоиха начинается 4 песнь. Но здесь Минеей нужно уметь воспользоваться. Напомню, что кондак и икос приведены в Минее по 6 песни канона, хотя читаются они по 3 песни. А вот седален и Богородичен находятся в Минее по 3 песни.

Интересно, что малую ектению по 3 песни канона произносит диакон, а не священник. Тут есть разделение. Помните, мы с вами говорили, что диакон появляется в наиболее торжественный момент богослужения. Так вот, торжественность, связанная с чтением Евангелия, как бы продолжается вплоть до конца 3 песни. Согласно уставу, угашать свечи, возжженные на полиелее или на чтении Евангелия, полагается по 3 песни. 4 песнь уже идет при скромном освещении храма.

Указано еще вот что: «По исполнении 3 песни диакон глаголет ектению малую и возглас от священника внутрь алтаря «Яко Ты еси Бог наш» и изоблачается от священных одежд. Сшедше же, стоят на обычных местех».

По 6 песни канона:

Катавасия.

Малая ектения (глаголет священник, а не диакон)

Кондак и икос воскресные (Октоих)

Чтение пролога.

Пролог — это сборник неких назидательных поучений, как правило святоотеческих, хотя есть там и заимствования из патериков и т. п. вещи. У некоторых возникает вопрос по поводу священнического возгласа по 6 песни: «Ты бо еси царь мира и Спас душ наших, Тебе славу возсылаем….». Кому–то кажется странным выражение «царь мира», т. к. мы привыкли к выражению: Царство Божие не от мiра сего. На самом деле все становится на свои места, если мы посмотрим в Служебник: там выражение «царь мира» соответствует другому церковному выражению: «начальник тишины».

По 8 песни поем «Честнейшую». Начиная от пения «Честнейшую» снова начинается торжественная часть службы: возжигаются свечи, появляется и облачается диакон и т. д.

«Ведомо же буде и сие: яко всегда по конце 8 песни, егда хощет начати 9 песнь, творим вси метания, единоравно глаголюще: «Хвалим, благословим, поклоняемся Господеви», таже ирмос 8 песни. Иерей же и диакон облачатся обычно и по скончания 8 песни, покадив Св. Трапезу, возглашает диакон: «Богородицу и Матерь света песньми возвеличим». 9 песнь, поюще велегласно: «Величит душа моя Господа» и «Честнейшую херувим», творим же и поклоны малыя. Иерей же и диакон (или диакон) кадит святый алтарь и всю братию. По 9 песни возврашеся и, отдав кадило, глаголет ектению малую и возглас от священника: «Яко Тя хвалит вся сила небесная».

Интересно, что диакон эту ектению произносит на амвоне, а если служба идет без диакона и кадил священник, то ектения эта произносится изнутри алтаря.

Далее диакон возглашает чисто воскресное песнопение: «Свят Господь Бог наш». В иные дни это песнопение не поется (как и в том случае, если праздничная служба попадает на будни). По окончании пения «Свят Господь Бог наш» — воскресный экзапостиларий. Мы с вами уже говорили, что такое светильны и экзапостиларии, но воскресные экзапостиларии имеют некоторую особенность по сравнению с другими. Их 11 — по числу утренних Евангелий, и чтение экзапостилария определяется чтением Евангелия (то есть если сегодня читалось пятое Евангелие, то и экзапостиларий будет пятым). Он является неким кратким богословским комментарием к евангельскому зачалу, которое читается. Это текст, тесно связанный с Евангелием.

Итак, по 9 песни: — катавасия — малая ектения — «Свят Господь Бог наш» — экзапостиларий воскресный (один из 11 — см. приложение к Октоиху) — «Слава» — светилен Минеи (если есть) — «И ныне» — Богородичен воскресного экзапостилария.

Каждому из 11 экзапостилариев воскресных прилагается еще и Богородичен сразу после самого экзапостилария. Вообще надо сказать, что каждое воскресное утреннее Евангелие имеет три богослужебных текста, тесно с собою связанных: экзапостиларий, Богородичен экзапостилария и утренняя стихира, или евангельская стихира (до нее мы пока не добрались).

Далее поются Псалмы и стихиры на хвалитех. Канонарх возглашает: «Всякое дыхание да хвалит Господа», и поются хвалитные Псалмы. О том, как они поются, о припевах, которые некогда к ним пели, мы уже говорили.

На хвалитех на воскресной службе всегда бывает 8 стихир.

В простейшем случае, при совершении службы одному малому святому все 8 берутся из Октоиха (4 воскресных и 4 анатолиевы).

Здесь возникает еще одна небольшая трудность. 8 стихир, а Часослов имеет только 6 запевов — получается, что 2 последние стихиры как бы лишены их. Поэтому Октоих к ним назначает особые, свои дополнительные запевы: «Воскресни, Господи Бог мой…» и «….» «Слава» — евангельская (утренняя) стихира — одна из 11.

Каждая евангельская стихира поется в свой глас — 1–я — в первый глас, 2–я — во второй глас и т. д. 8–я — в восьмой.

Девятая евангельская стихира поется в 5–й глас, 10–я — в шестой, 11–я — в восьмой.

«И ныне» — «Преблагословен еси…» (всегда глас 2). Это песнопение на любой воскресной службе бывает неукоснительно.

Великое славословие, тропарь воскресный (но не гласа, а либо «Днесь спасение», либо «Воскрес из гроба»). Типикон назначает для каждого из них свой глас, хотя это указание сейчас нигде не исполняется. «Днесь спасение» — 1 глас, «Воскрес из гроба» — 2 глас. А поются они в зависимости от четности гласов: «Днесь спасение» — если воскресная служба нечетного гласа (1,3,5,7); «Воскрес из гроба» — при службе четного гласа (2,4,6,8). Причем никаких иных песнопений после Велдкого славословия на воскресной утрени быть не может.

Далее совершается исхождение в притвор под пение храмовой стихиры, где читается последнее, седьмое уставное чтение воскресной всенощной. Это «Оглашение Студитово» — краткое поучение Феодора Студита новоначальным инокам. Оно аскетического содержания, поэтому выслушивается не сидя, как прочие чтения, а стоя. После этого поется тропарь прп. Феодора Студита «Православия наставниче» и читается 1 час.

На 1 часе: тропарь воскресный, «Слава» — тропарь Минеи, «И ныне» — Богородичен часа, по «Отче наш» — кондак воскресный. Так же и на всех прочих часах. В конце 1 часа совершенный отпуст, и после краткого перерыва начинается Божественная литургия.

Сегодня мы рассмотрим изменяемые части Часов и Божественной литургии, а затем перейдем к воскресным службам при тех или иных особенностях (на воскресный день может попасть служба не только с малым святым).

Часы в воскресный день Напомню, что переменными частями Часов являются тропарь и кондак, причем тропарей может быть два, а кондак всегда один.

На всех Часах в воскресный день при малом святом: — тропарь воскресный — «Слава» святому Минеи — по «Отче наш» — кондак воскресный (на всех Часах). Кондак малого святого на Часах не звучит.

Перевод Александр Милеанта

Ирмос: Твоя победительная десница (правая рука) божественно прославилась в крепости: ибо она, Бессмертный, как всемогущая, проложив израильтянам путь через морскую глубину, уничтожила их противников.

Припев перед каждым тропарем: Слава, Господи, святому воскресению Твоему.

На кресте простирает Свои руки Тот, Кто вначале пречистыми руками из земли образовал меня. Он от земли возводит мое тленное тело, которое принял от Девы.

Ради меня принял умерщвление и Свою душу предал смерти Тот, Кто божественным вдохновением вложил в меня душу. Избавив меня вечных уз и воскресив с собой, Он прославил нетлением.

Припев перед каждым Богородичным: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Богороичен: Радуйся, источник благодати, радуйся лестница и дверь небесная, радуйся лампада и сосуд золотой, и гора невозделанная, родившая миру подателя жизни Христа.

Ирмос: Единый ведающий немощь человеческого существа и милостиво принявший его образ, Ты облеки меня свыше силой взывать к Тебе, Человеколюбец: Свят одушевленный Храм несказанной Твоей славы!

Будучи Богом, Ты ущедрил меня падшего и, благоволив сойти ко мне, Ты вознес меня распятием, чтобы я воспевал Тебя: Свят одушевленный храм несказанной Твоей славы, Человеколюбче.

Будучи ипостасной Жизнью, Христе, Ты облекся в меня тленного. Сойдя же в смертную персть, Владыка, Ты разрушил державу смерти и, тридневно воскреснув из мертвых, меня облек в нетление.

Богородичен: Духом Пресвятым зачав Бога во чреве, Ты, Дево, пребыла неопалимой, как несгораемая купина, которую видел законодатель Моисей, предвозвестивший о Тебе.

Ирмос: Аввакум, прозорливыми очами увидев Тебя, Богородица, в образе горы, осененной Божией благодатью, провозгласил, что Святой Израиля (Иисус Христос) выйдет из Тебя на наше спасение и обновление.

Кто этот Спаситель, исшедший из Эдома, увенчанный терновым венцом, одетый в обагренную ризу и висящий на древе; Это Святой Израиля, пришедший для нашего спасения и обновления.

Смотрите, непокорные люди, и стыдитесь: Тот, Которого по ненависти вы испросили у Пилата, чтобы как злодея вознести на крест, Он боголепно воскрес из гроба, разрушив силу смерти.

Богородичен: Мы признаем Тебя деревом жизни: ибо из Тебя произрос человечеству не смертоносный плод, но наследие вечной жизни для спасения нас, воспевающих Тебя.

Ирмос: Просветивший светом Твоего пришествия и освятивший Твоим крестом мир до крайних его пределов, просвети, Христе, светом истинной веры и наши сердца, православно воспевающих Тебя.

Великого Пастыря овец и Господа иудеи умертвили древом крестным. Но Он нас, как мертвых овец и погребенных во аде, избавил от державы смерти.

Крестом благовестив мир и проповедав пленным прощение, Ты, Спасе мой, посрамил державу сильного и божественным восстанием Ты показал его нагим и нищим.

Богородичен: Не отвергни прошения верно просящих, Всепетая, но прими и вознеси Сыну Твоему, Единому Богу, Благодетелю, Пречистая Заступница.

Ирмос: Объяла нас глубочайшая бездна, и нет избавляющего. Мы - как жертвенные овцы. Спаси людей Твоих, Боже наш! Ты - крепость и исцеление немощных.

Согрешением первозданного мы люто уязвлены, Господи, Твоими же ранами мы исцелились, ибо Ты за нас принял раны, Христе. Ты - крепость и исцеление немощных.

Ты возвел нас из ада, Господи, убив прожорливого кита и Твоим могуществом низложив его силу. Ибо Ты - жизнь, и свет, и воскресение.

Богородичен: Веселятся о Тебе, Дева Пречистая, праотцы нашего рода, получившие Тобой рай, который раньше потеряли через грех. Ибо Ты чиста и прежде и после рождества.

Ирмос: Мы, верующие, видим в Тебе, Богородица, духовную печь. Ибо, как Всевышний спас трех отроков, (Даниил 3-я глава) так Он, славный и несравнимый Бог отцов наших, во чреве Твоем обновил весь мир.

Земля убоялась, солнце скрылось, и померк свет, церковная завеса разорвалась, камни распались, ибо висит на кресте Праведный, восхваляемый и всеславный Бог отцов наших.

Ты был, как беспомощный и добровольно ради нас вознесенный, всех освободил и сильной рукой воскресил, хвалимый и превозносимый Бог отцов наших.

Богородичен: Радуйся, источник вечноживой воды, радуйся райская пища, радуйся, ограда верных, радуйся, незамужняя, радуйся, всемирная радость, ибо Тобой нам воссиял славный Бог отцов наших.

Ирмос: В разженной печи, как в горниле, ярче золота сияя красотой благочестия, израильские отроки воспевали: "Все творения, благословляйте Господа, воспевайте и превозносите во все века!"

Тебя, Слово Божие, свободно все творящего и Своими страданиями тень смертную претворяющего в вечную жизнь, мы, Твои создания, непрестанно воспеваем, Господи, и превозносим во все века.

Тридневно воскреснув от гроба, Ты, Христе, сокрушил окаянство врат и твердынь адовых. Поэтому все создания непрестанно воспевают Тебя и превозносят во все века.

Богородичен: Тебя, выше естества и без семени Божественным наитием родившую многоценный жемчуг Христа, воспоем: все дела Господни благословляйте Господа и превозносите Его во все века.

Ирмос: Объятая огнем и не сгоравшая купина являла образ Твоего чистого рождения [Христа] (Исход 3-я глава). И ныне мы молим угасить свирепствующую против нас печь искушений, чтобы непрестанно величать Тебя, Богородица.

Как это, беззаконные и непокорные люди, злое замышляя, оправдали гордого и нечестивого, а праведного Господа славы на дерево осудили, Которого достойно величаем.

Тебя, Спасителя и Агнца непорочного, взявшего грехи мира и воскресшего тридневно, славим вместе со Отцом и Твоим Божественным Духом. Благословляя, как Господа славы, мы величаем Тебя.

Богородичен: Спаси людей Твои, Господи, которых Ты искупил Своей Божественной кровью, даруя православным крепость на врагов, и по молитвам Богородицы подавая мир Твоии церквам, Человеколюбче.

Молитва ко

Господу Иисусу Христу

(Составлена святым Василием Великим. Читается на 9-ом Часе).

Владыка, Господи Иисусе Христе, Боже наш, долго терпевший наши прегрешения и сохранивший нас до нынешнего часа, в который Ты, вися на животворящем древе, открыл благоразумному разбойнику доступ в рай и Своей смертью уничтожил смерть. Будь милостив к нам, грешным и недостойным рабам Твоим, ибо мы согрешили и поступали беззаконно, и недостойны поднять наши глаза и взглянуть на высоту небесную, так как мы уклонились от праведного пути и ходили по воле сердец наших. Теперь же молим Твою безмерную благость: пощади нас, Господи, по великой милости Твоей, и спаси нас ради славы святого имени Твоего, ибо в суете гибнут дни наши. Освободи нас из рук противника, прости нам грехи наши и умертви наши плотские помыслы, чтобы, сбросив с себя ветхого человека, нам стать новыми людьми и жить для Тебя, нашего Владыки и Благодетеля, и, следуя повелениям Твоим, достигнуть места вечного покоя, где обитают в веселии все праведные. Ибо Ты - истинное веселие и радость любящих Тебя, Христе Боже наш, и мы возносим славу Тебе с вечным Твоим Отцом и всесвятым, благим и дающим жизнь Твоим Духом, ныне и всегда и в веки вечные. Аминь.

Само целование: сначала целyет Евангелие предстоятель, а затем братия, причем идyт парами. Два поклона с крестным знамением, затем целyют Евангелие, затем третий поклон Евангелию, поклон священникy, поклон дрyг дрyгy, поклон народy. Отходят, а приходит следyющая пара. Такой предполагается чин. Причем слова "Исполньшеся же целование 50–мy Псалмy, поем…" подразyмевает, видимо, то, что 50–й Псалом читался или пелся очень протяжно и распевно, чтобы все это целование, нескорое само по себе, совершилось во время 50–го Псалма. Конечно, yстав предполагает, что в храме мало народа - 10–20 человек, иначе это все невыполнимо.

Затем поются знакомые всем песнопения: "Слава", "Молитвами апостолов", "И ныне", "Молитвами Богородицы".

Удивительно, но Типикон не говорит о том, на какой глас поются эти песнопения. Традиционно их поют на 6 глас - видимо, по той причине, что последyющая воскресная стихира 6–го гласа.

Стихира всегда одна и та же: "Воскрес Иисyс от гроба, якоже прорече…".

"По целовании же Святаго Евангелия осеняет иерей братию со Евангелием и входит во святый алтарь. Диакон же глаголет на обычном месте молитвy "Спаси, Боже, люди Твоя".

…"Господи, помилyй" дванадесять, иерей возгласно: "Милостию и щедротами…", и начинается ирмос воскресного канона. Вот та часть слyжбы, которая является сyщественной принадлежностью воскресной yтрени - все, что идет междy кафизмами и каноном.

Наверное, было бы небезынтересно yзнать, как определять, какое нyжно читать Евангелие (какое из 11 воскресных Евангелий). Весь год разделяется на 6 периодов - по 8 недель в каждом. Эти периоды называются столпами. Первый столп всегда начинается в Неделю всех святых, в земле Российской просиявших (через две недели после Пятидесятницы). Всегда глас 1, а воскресное Евангелие - второе. Далее воскресные Евангелия просто чередyются: в следyющее воскресение - третье, в следyющее - четвертое и т. д. После одиннадцатого первое. Это один из способов определения Евангелий.

Каноны на воскресной yтрени

На воскресной yтрени с одним малым святым соединяются 4 канона: три канона Октоиха и один канон Минеи. Каноны Октоиха:

Воскресный со ирмосом на 4 (ирмос 1, тропаря 3)

Крестовоскресный (без ирмоса на 3)

Богородице (без ирмоса на 3)

Святомy Минеи (без ирмоса на 4).

В сyмме по–прежнемy полyчается 14, как и должно быть.

Библейские песни в каноне читаются в праздничной редакции ("Поем Господеви"). Однако здесь возникает некоторое затрyднение. "Поем Господеви" в каждой песни имеет только 12 стихов. А y нас распределение такое - один ирмос и 13 тропарей, так что остается один лишний тропарь, обделенный запевом библейской песни.

Устав назначает первомy тропарю воскресномy канона особый запев: "Слава, Господи, святомy Воскресению Твоемy". В обиходе мы привыкли, что эти запевы идyт ко всем тропарям: в воскресном каноне - "Слава, Господи, святомy Воскресению Твоемy", в Крестовоскресном - "Слава, Господи, Крестy твоемy честномy и Воскресению", в Богородичном - "Пресвятая Богородице, спаси нас", в Минейном - предположим, "Преподобне отче Венедикте, моли Бога о нас".

Согласно yставy, дело обстоит так: поется сначала воскресный ирмос, затем - запев "Слава, Господи, святомy Воскресению Твоемy", 1–й тропарь воскресного канона, 1–й стих библейской песни ("Поем Господеви славно бо прославися…"), второй тропарь воскресного канона. От "Ныне" начинается чередование: стих библейской песни - тропарь того или иного канона. По каждой песни - праздничная катавасия.

Что такое катавасия? Это особый ирмос. Название происходит от греческого "катавено" - "сходиться" и связано стем, что согласно yставy, катавасии поются обоими ликами, сошедшимися в центре храма. Откyда берyтся катавасии? Об этом разговор впереди. Скажy лишь, что выбор зависит от того периода года, который мы переживаем. Сейчас, например, поется Сретенская катавасия: "Сyшy, глyбородительнyю землю". Устав о катавасии бyдет изложен несколько позднее.

По 3 песни канона:

Катавасия

Малая ектения

Кондак и икос святомy Минеи

Седален его

- "Слава, и ныне"

Богородичен.

То есть, как видим, исключительно Минейные тексты. Если заглянем в Октоих, то yвидим, что на воскресной yтрени сразy по окончании 3 песни в каноне Октоиха начинается 4 песнь. Но здесь Минеей нyжно yметь воспользоваться. Напомню, что кондак и икос приведены в Минее по 6 песни канона, хотя читаются они по 3 песни. А вот седален и Богородичен находятся в Минее по 3 песни.

Интересно, что малyю ектению по 3 песни канона произносит диакон, а не священник. Тyт есть разделение. Помните, мы с вами говорили, что диакон появляется в наиболее торжественный момент богослyжения. Так вот, торжественность, связанная с чтением Евангелия, как бы продолжается вплоть до конца 3 песни. Согласно yставy, yгашать свечи, возжженные на полиелее или на чтении Евангелия, полагается по 3 песни. 4 песнь yже идет при скромном освещении храма.

Указано еще вот что: "По исполнении 3 песни диакон глаголет ектению малyю и возглас от священника внyтрь алтаря "Яко Ты еси Бог наш" и изоблачается от священных одежд. Сшедше же, стоят на обычных местех".

По 6 песни канона:

Катавасия

Малая ектения (глаголет священник, а не диакон)

Кондак и икос воскресные (Октоих)

Чтение пролога.

Пролог - это сборник неких назидательных поyчений, как правило святоотеческих, хотя есть там и заимствования из патериков и т. п. вещи. У некоторых возникает вопрос по поводy священнического возгласа по 6 песни: "Ты бо еси царь мира и Спас дyш наших, Тебе славy возсылаем….". Комy–то кажется странным выражение "царь мира", т. к. мы привыкли к выражению: Царство Божие не от мiра сего. На самом деле все становится на свои места, если мы посмотрим в Слyжебник: там выражение "царь мира" соответствyет дрyгомy церковномy выражению: "начальник тишины".

По 8 песни поем "Честнейшyю". Начиная от пения "Честнейшyю" снова начинается торжественная часть слyжбы: возжигаются свечи, появляется и облачается диакон и т. д.

"Ведомо же бyде и сие: яко всегда по конце 8 песни, егда хощет начати 9 песнь, творим вси метания, единоравно глаголюще: "Хвалим, благословим, поклоняемся Господеви", таже ирмос 8 песни. Иерей же и диакон облачатся обычно и по скончания 8 песни, покадив Св. Трапезy, возглашает диакон: "Богородицy и Матерь света песньми возвеличим". 9 песнь, поюще велегласно: "Величит дyша моя Господа" и "Честнейшyю херyвим", творим же и поклоны малыя. Иерей же и диакон (или диакон) кадит святый алтарь и всю братию. По 9 песни возврашеся и, отдав кадило, глаголет ектению малyю и возглас от священника: "Яко Тя хвалит вся сила небесная".

Интересно, что диакон этy ектению произносит на амвоне, а если слyжба идет без диакона и кадил священник, то ектения эта произносится изнyтри алтаря.

Далее диакон возглашает чисто воскресное песнопение: "Свят Господь Бог наш". В иные дни это песнопение не поется (как и в том слyчае, если праздничная слyжба попадает на бyдни). По окончании пения "Свят Господь Бог наш" - воскресный экзапостиларий. Мы с вами yже говорили, что такое светильны и экзапостиларии, но воскресные экзапостиларии имеют некоторyю особенность по сравнению с дрyгими. Их 11 - по числy yтренних Евангелий, и чтение экзапостилария определяется чтением Евангелия (то есть если сегодня читалось пятое Евангелие, то и экзапостиларий бyдет пятым). Он является неким кратким богословским комментарием к евангельскомy зачалy, которое читается. Это текст, тесно связанный с Евангелием.

Итак, по 9 песни: - катавасия - малая ектения - "Свят Господь Бог наш" - экзапостиларий воскресный (один из 11 - см. приложение к Октоихy) - "Слава" - светилен Минеи (если есть) - "И ныне" - Богородичен воскресного экзапостилария.

Каждомy из 11 экзапостилариев воскресных прилагается еще и Богородичен сразy после самого экзапостилария. Вообще надо сказать, что каждое воскресное yтреннее Евангелие имеет три богослyжебных текста, тесно с собою связанных: экзапостиларий, Богородичен экзапостилария и yтренняя стихира, или евангельская стихира (до нее мы пока не добрались).

Далее поются Псалмы и стихиры на хвалитех. Канонарх возглашает: "Всякое дыхание да хвалит Господа", и поются хвалитные Псалмы. О том, как они поются, о припевах, которые некогда к ним пели, мы yже говорили.

На хвалитех на воскресной слyжбе всегда бывает 8 стихир.

В простейшем слyчае, при совершении слyжбы одномy маломy святомy все 8 берyтся из Октоиха (4 воскресных и 4 анатолиевы).

Здесь возникает еще одна небольшая трyдность. 8 стихир, а Часослов имеет только 6 запевов - полyчается, что 2 последние стихиры как бы лишены их. Поэтомy Октоих к ним назначает особые, свои дополнительные запевы: "Воскресни, Господи Бог мой…" и "…." "Слава" - евангельская (yтренняя) стихира - одна из 11.

Каждая евангельская стихира поется в свой глас - 1–я - в первый глас, 2–я - во второй глас и т. д. 8–я - в восьмой.

Девятая евангельская стихира поется в 5–й глас, 10–я - в шестой, 11–я - в восьмой.

"И ныне" - "Преблагословен еси…" (всегда глас 2). Это песнопение на любой воскресной слyжбе бывает неyкоснительно.

Канон Воскресный, Глас 8

Канон крестовоскресен.

Ирмос: Воду прошед яко сушу:

Катавасиа: Отверзу уста моя:

Ирмос: Ты еси утверждение:

Ирмос: Услышах Господи:

Ирмос тойже.

Ирмос: Просвети нас:

Ирмос: Утренююще, вопием Ти:

Кондак, глас 8:

Подобен: Яко начатки:

Ирмос: От Иудеи дошедше:

Ирмос тойже.

Ирмос: Победители мучителя:

Ирмос: Царя Небеснаго:

Ирмос: Устрашися:

Ирмос: Воистинну Богородицу:

Канон Воскресный, Глас 8

Ирмос: Колесницегонителя фараоня погрузи, чудотворяй иногда моисейский жезл, крестообразно поразив, и разделив море: Израиля же беглеца, пешеходца спасе, песнь Богови воспевающа.

Припев: Слава Господи, святому Воскресению Твоему.

Всесильну Христову Божеству како не дивимся; от страстей убо всем верным, безстрастие и нетление точащу, от ребра же святаго источник безсмертия искапающу, и Живот из гроба Присносущный.

Яко благолепен женам ангел ныне явися, светлыя нося образы естественныя невещественныя чистоты, зраком же возвещая свет воскресения, зовый: воскресе Господь.

Богородичен: Преславная возглаголашася о Тебе в родех родов, Бога Слова во чреве вмещшая, чиста же пребывши Богородице Марие. Темже Тя вси почитаем, сущее по Бозе заступление наше.

Канон крестовоскресен.

Ирмос: Воду прошед яко сушу:

Взяшася врата болезненная, и ужасошася вратницы адовы, зряще в преисподнейшая Сошедшаго, Иже на высоте всех превыше естества.

Удивишася чини ангельстии, зряще на престоле посаждено Отчи, отпадшее естество человеческое, затвореное в преисподних земли.

Чини Тя ангельстии и человечестии, Безневестная Мати, хвалят непрестанно: Зиждителя бо сих, яко Младенца на объятиих Твоих носила еси.

Ин канон Пресвятей Богородице.

Ирмос: Поим Господеви, проведшему люди Своя:

Пречистая Богородице, воплощшееся Присносущное и Пребожественное Слово, паче естества рождши, поем Тя.

Грозд Тя Живоносен, всемирнаго искапающ сладость спасения, Дева Христе роди.

Род Адамль, ко еже паче ума блаженству, Тобою возведенный Богородице, достойне славит Тя.

Катавасиа: Отверзу уста моя:

Ирмос: Утверждей в начале небеса разумом, и землю на водах основавый, на камени мя, Христе, заповедей Твоих утверди, яко несть свят, паче Тебе Едине Человеколюбче.

Осуждена бывша Адама вкушением греха, плоти Твоея спасительною страстию оправдал еси Христе: Сам бо неповинен смертнаго искуса был еси Безгрешне.

Воскресения свет возсия сущым во тьме, и сени смертней седящым, Бог мой Иисус, и Своим Божеством крепкаго связав, сего сосуды расхитил есть.

Богородичен: Херувимов и серафимов превышши явилася еси Богородице: Ты бо Едина прияла еси Невместимаго Бога в Твоем чреве, Нескверная: темже Тя вернии вси песньми Чистая, ублажаем.

Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче Господи:

Отвергшагося прежде заповеди, Господи, изриновена мя от Тебе сотворил еси, в негоже вообразився, послушанию же научив, к Себе вселил еси распятием.

Премудростию вся проуведевый Господи, и разумом Твоим водрузивый преисподняя, не не сподобил еси снизхождением Твоим Слове Божий, воскресити, еже по образу Твоему.

Богородичен: Вселився в Деву телесне Господи, явился еси человеком, якоже подобаше видети Тебе: Юже и показал еси яко истинную Богородицу, и верных Помощницу, Едине Человеколюбче.

Ирмос: Ты еси утверждение:

Даждь нам помощь Твоими молитвами Всечистая, прилоги отражающи лютых обстояний.

Еве праматери Ты исправление была еси, Начальника жизни мирови, Христа Богородице рождши.

Препояши мя силою Всечистая, Яже воистинну Бога рождши плотию, Отчую Ипостасную силу.

Ирмос: Ты моя крепость Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты мое радование, не оставль недра Отча, и нашу нищету посетив. Тем с пророком Аввакумом зову Ти: силе Твоей слава Человеколюбче.

Ты врага суща мя зело возлюбил еси: Ты истощанием странным сошел еси на землю, Благоутробне Спасе, последняго моего досаждения не отвергся, и пребыв на высоте пречистыя Твоея славы, прежде безчествованнаго прославил еси.

Кто зря Владыко, ныне не ужасается, страстию смерть разрушаему; Крестом бежащее тление, и смертию ад богатства истощаваемый, Божественною силою Тебе распятаго; чудно дело, Человеколюбче!

Богородичен: Ты верным похвала еси Безневестная, Ты Предстательнице, Ты и прибежище христиан, стена и пристанище: к Сыну бо Твоему мольбы носиши Всенепорочная, и спасаеши от бед, верою и любовию Богородицу Чистую Тебе знающих.

Ирмос: Услышах Господи:

На Кресте Тя пригвоздиша законопреступных дети, Христе Боже: имже спасл еси яко Благоутробен, славящыя Твоя страдания.

Воскрес от гроба, вся совоскресил еси сущыя во аде мертвыя, и просветил еси яко Благоутробен, славящыя Твое воскресение.

Богородичен: Бога, Егоже родила еси Пречистая Марие, Того моли даровати рабом Твоим согрешений прощение.

Ирмос тойже.

Клас возрастившая животворный, неоранная ниво, подающаго мирови жизнь, Богородице, спасай поющыя Тя.

Богородицу Тя Всечистая, просвещшиися вси проповедуем: Солнце бо правды родила еси Приснодево.

Очищение даруй нашым неведением, яко Безгрешен: и умири мир Твой Боже, молитвами рождшия Тя.

Ирмос: Вскую мя отринул еси от лица Твоего Свете незаходимый, и покрыла мя есть чуждая тьма окаяннаго; но обрати мя, и к свету заповедей Твоих пути моя направи, молюся.

Одеятися претерпел еси в багряницу прежде страсти Твоея Спасе, поругаемь, первозданнаго покрывая безобразное обнажение: и наг пригвоздился еси на Кресте плотию, совлачая Христе, ризу умерщвления.

От персти смертныя, Ты падшее мое паки наздал еси существо, воскрес: и нестареющееся Христе устроил еси, явив паки якоже царский образ, нетления жизнь блистающ.

Богородичен: Матернее дерзновение, еже к Сыну Твоему имущи Всечистая, сроднаго промышления, еже о нас, не презри, молимся: яко Тебе и Едину христиане ко Владыце очищение милостивно предлагаем.

Ирмос: Просвети нас:

Настави нас силою Креста Твоего Христе: тем бо Тебе припадаем, мир подаждь нам Человеколюбче.

Окорми живот наш, яко Преблагий поющих Твое востание, и мир подаждь нам Человеколюбче.

Богородичен: Умоли Чистая, Сына Твоего и Бога нашего, Неискусобрачная Марие Пречистая, еже низпослати нам верным велию милость.

Ирмос: Утренююще, вопием Ти:

Утоли нестерпимую бурю страстей моих, Яже Бога рождшая Окормителя и Господа.

Служат рождеству Твоему Пречистая Богородице, ангельстии чинове, и человеков собрание.

Марие Богородице Безневестная, упования врагов осуети, и поющыя Тя возвесели.

Ирмос: Очисти мя Спасе, многа бо беззакония моя, и из глубины зол возведи, молюся: к Тебе бо возопих, и услыши мя, Боже спасения моего.

Древом крепко низложи мя началозлобный: Ты же Христе, вознесся на Кресте, крепльшаго низложил еси, посрамив сего, падшаго же воскресил еси.

Ты ущедрил еси Сиона, возсиявый от гроба, новаго вместо ветхаго совершив, яко Благоутробен, Божественною Твоею кровию: и ныне царствуеши в нем во веки, Христе.

Богородичен: Да избавимся от лютых прегрешений, мольбами Твоими Богородительнице Чистая, и да улучим Пречистая Божественное сияние, из Тебе неизреченно воплощеннаго Сына Божия.

Ирмос: Молитву пролию ко Господу:

Длани на Кресте распростерл еси, исцеляяй неудержанно простертую во Едеме руку первозданнаго: и Твоею волею желчи вкусив, и спасл еси Христе яко Силен, славящыя Твоя страдания.

Смерти Избавитель вкуси, древняго осуждения, яко да и тления царство разрушит, и во адская сшед, воскресе Христос, и спасе яко Силен поющыя Его воскресение.

Богородичен: Не престай за ны молящи Пречистая Богородице Дево, яко верным утверждение Ты еси: надеждою Твоею крепимся, и любовию Тя, и из Тебе воплощеннаго неизреченно славим.

Ирмос: Ризу мне подаждь светлу:

Храм Тя Божий и Ковчег, и чертог одушевленный, и дверь небесную, Богородице вернии возвещаем.

Требищ разрушитель яко Бог, бывшее рождество Твое Марие Богоневесто, покланяемо есть со Отцем и Духом.

Слово Божие Тебе земным, Богородице, показа Небесную Лествицу: Тобою бо к нам сниде.

Кондак, глас 8:

Подобен: Яко начатки:

Воскрес из гроба, умершыя воздвигл еси, и Адама воскресил еси, и Ева ликует во Твоем воскресении, и мiрстии концы торжествуют, еже из мертвых востанием Твоим, Многомилостиве.

Икос: Адова царствия пленивый, и мертвыя воскресивый, Долготерпеливе, жены мироносицы сретил еси, вместо печали радость принесый: и апостолом Твоим возвестил еси победительная Спасе мой знамения Живодателю, и тварь просвещаеши Человеколюбче. Сего ради и мiр срадуется, еже из мертвых востанию Твоему Многомилостиве.

Ирмос: Божия снизхождения огнь устыдеся в Вавилоне иногда: сего ради отроцы в пещи радованною ногою, яко во цветнице ликующе пояху: благословен еси Боже отец наших.

Славное истощание, Божественное богатство Твоея нищеты Христе, удивляет ангелы, на Кресте зрящыя Тя пригвождаема, за еже спасти верою зовущыя: благословен еси Боже отец наших.

Божественным Твоим сошествием света исполнил еси преисподняя, и тьма прогнана бысть прежде гонящая. Отнюдуже воскресоша иже от века юзницы, зовуще: благословен Бог отец наших.

Троичен: Всем убо Господа, Единому же точию Единородному Сыну православно Отца, богословяще Тя возвещаем, и Единаго ведяще от Тебе исходяща Духа Праваго, Соестественна и Соприсносущна.

Ирмос: От Иудеи дошедше:

Спасение соделал еси посреде вселенныя, пророчески Боже: на древо бо вознесен быв, вся призвал еси верою зовущыя: отец наших Боже благословен еси.

Воскрес от гроба, якоже от сна Щедре, всех избавил еси от тли, тварь же уверяется апостолы проповедающими востание: отцев Боже благословен еси.

Богородичен: Равнодетельное Рождшему, Равносильное Слово и Соприсносущное, во утробе Девы, Отца благоволением, и Духа, созидается: отцев наших Боже благословен еси.

Ирмос тойже.

От Девственных ложесн воплощься, явился еси на спасение наше. Темже Твою Матерь ведяще Богородицу православно зовем: отцев Боже благословен еси.

Жезл прорастила еси Дево, от корене Иессеова Всеблаженная, Плод цветоносящи спасительный, верою Сыну Твоему зовущым: отцев Боже благословен еси.

Премудрости исполни всех и силы Божественныя, Ипостасная Премудросте Вышняго, Богородицею, верою Тебе поющих: отцев наших Боже благословен еси.

Ирмос: Седмерицею пещь халдейский мучитель богочестивым неистовно разжже, силою же лучшею спасены сия видев, Творцу и Избавителю вопияше: отроцы благословите, священницы воспойте, людие превозносите во вся веки.

Иисусова Божества Пребожественная сила, в нас боголепно возсияла есть: плотию бо вкуш за всех смерть крестную, разруши адову крепость. Егоже непрестанно дети благословите, священницы воспойте, людие превозносите во вся веки.

Распныйся воста, великовыйный паде, падый и сокрушенный исправися, тля отвержена бысть, и нетление процвете: Жизнию бо мертвенное пожерто бысть. Дети благословите, священницы воспойте, людие превозносите во вся веки.

Троичен: Трисветлое Божество, Едину сияющее зарю от Единаго Триипостаснаго Естества, Родителя Безначальна: Единоестественно же Слово Отцу, и Сцарствующаго Единосущнаго Духа, дети благословите, священницы воспойте, людие превозносите во вся веки.

Ирмос: Победители мучителя:

На древе руце мне простершаго обнаженному, призывающа мя, Своею благообразною согреяти наготою: благословите вся дела Господня, и превозносите Его во веки.

Из преисподняго ада вознесша мя падшаго, и высокопрестольною славою Родителя почетшаго: благословите вся дела Господня Господа, и превозносите Его во веки.

Богородичен: Адама Дево, падшаго убо явилася еси Дщи, Бога же Мати, обновившаго мое существо: Егоже поем вся дела яко Господа, и превозносим во вся веки.

Ирмос: Царя Небеснаго:

Сопротивных разжженныя и пламеновидныя на нас угаси стрелы: яко да поем Тя во вся веки.

Преестественне Содетеля и Спаса, Бога Слова родила еси Дево: темже Тя поем, и превозносим во вся веки.

Просветительную Тя, и Златозарную, всельшийся в Тя Свет Неприступный Дево, показа свещу во вся веки.

Таже поем песнь Богородицы: Величит душа моя Господа: С припевом: Честнейшую херувим:

Ирмос: Ужасеся о Сем небо, и земли удивишася концы, яко Бог явися человеком плотски, и чрево Твое бысть пространнейшее небес. Тем Тя Богородицу, ангелов и человек чиноначалия величают.

Божественным и Безначальным Естеством прост сый, сложился еси приятием плоти, в Тебе Самом Сию составив Слове Божий, и пострадав яко человек, пребыл еси кроме страстей яко Бог. Темже Тя во Двою Существу нераздельно и неслиянно величаем.

Отца по Существу Божественному, якоже естеством быв человек, рекл еси Бога Вышний рабом снизходя, воскрес от гроба, благодатию Отца земнородным полож, иже по естеству Бога же и Владыку, с Нимже Тя вси величаем.

Богородичен: Явилася еси, О Дево Мати Божия, паче естества рождши плотию Бога Слова, Егоже Отец отрыгну от сердца Своего прежде всех век, яко Благ, Егоже ныне и телес превышша разумеем, аще и в тело облечеся.

Ирмос: Устрашися:

Божия Тя естеством убо Сына, зачатаго во утробе свемы Богоматере, и бывшаго нас ради Человека, и зряще Тя на Кресте естеством убо страждуща человеческим, безстрастна же яко Бога пребывающа величаем.

Разрушися тьма дряхлая, от ада бо возсия Солнце Правды Христос, земли просвещая вся концы, сияя Божества светом, Небесный Человек, Бог земный: Егоже во двою естеству величаем.

Напрязи, и успевай, и царствуй, Сыне Богоматере, исмаильтеския люди покаряя, борющыя ны, яко оружие непобедимое, приходящым к Тебе Крест с копием даруя.

Ирмос: Воистинну Богородицу:

Радости и веселия исполнь есть память Твоя, приступающым исцеления точащи, и благочестно Богородицу Тя возвещающым.

Псалмы Тя воспеваем Благодатная, и немолчно, еже радуйся, приносим: Ты бо источила еси всем радость.

Красен Богородице прорасте плод Твой, не тли причащающымся ходатайствен, но жизни, верою Тя величающым.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как построить координатный луч Как определить координаты на числовом луче
Единичный отрезок, координаты
Дроби обыкновенные правильные и неправильные, смешанные и составные