Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Выставка «Новомученики и исповедники Российские» открылась в Государственном историческом музее

20 декабря 2017 года в Московском епархиальном доме ― главном здании состоялось торжественное открытие Музея памяти новомучеников и исповедников Российских.

Экспозиция музея, размещенная в галерейном комплексе Свято-Тихоновского университета, насчитывает около 100 предметов и включает личные вещи, связанные с деятельностью духовенства того времени, иконы, литургические предметы, относящиеся к периоду гонений, а также архивные и фотодокументы, отражающие как богоборческую политику власти, так и реакцию на нее Церкви.

Выступая с приветственным словом, ректор ПСТГУ отметил, выставка открывается в особый день ― в день столетия создания ВЧК, которая и осуществила небывалый по масштабам геноцид православного народа. «Здесь представлены фотографии великих святителей Русской Церкви, которые, так или иначе, пострадали за веру. Большая часть из них была расстреляна советской властью. Это были великие святые, мыслители и великие подвижники нашей Церкви, нашего народа», ― отметил отец Владимир.

«В центре организовано небольшое выставочное пространство, где находится икона Патриарха Тихона, его портреты и его малый омофор, чудом, можно сказать, к нам сюда пришедший. Рядом на стендах экспозиции размещены фотографии самых главных церковных деятелей Поместного Собора 1917-1918 гг. и первых десятилетий советской власти. Здесь можно увидеть митрополитов Антония (Храповицкого) и Арсения (Стадницкого), которые были кандидатами на Патриаршество вместе со святителем Тихоном. Есть стенды, посвященные митрополитам Кириллу (Смирнову) и Владимиру (Богоявленскому), ― пояснил ректор ПСТГУ. ― Митрополит Киевский и Галицкий Владимир построил это здание и был почетным председателем Поместного Собора. 25 января 1918 года вооруженные люди ворвались в покои митрополита Владимира в Киево-Печерской лавре и после издевательств над ним вывели его за стены Лавры и расстреляли. Мученическая кончина святителя Владимира явилась началом длительного периода гонений на Русскую Православную Церковь».

Нам бы очень хотелось, говорит протоиерей Владимир Воробьев, чтобы память о новомучениках всегда присутствовала в нашей жизни и, чтобы мы всегда учились у них вере и любви.

Как рассказал заместитель заведующего Отделом новейшей истории Русской Православной Церкви иерей Александр Мазырин, 15 августа 1917 года в Москве начал работу Поместный Собор Православной Российской Церкви. «Лучшие представители Церкви собрались, чтобы решить многочисленные проблемы, накопившиеся в течение 200-летнего Синодального периода. Вопрос о восстановлении Патриаршества вызвал особенно бурное обсуждение. Но, получив 25 октября 1917 года известие о большевистском перевороте, о «расстреле» Московского Кремля, члены Собора пришли к решению о необходимости избрания Патриарха, ― отметил священник. ― Сохранилась фотография участников Поместного Собора, сделанная на одном из таких заседаний, проходивших, в том числе, и в главном здании Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Большинство членов Поместного Собора, более 500 человек, подверглись гонениям, многие были убиты, 50 членов этого Собора причислены Церковью к лику святых».

Иерей Александр Мазырин подчеркнул, что трудно представить себе другого Предстоятеля Церкви, кто пользовался бы такой глубокой, всенародной любовью, как Патриарх Тихон. «Особенно ярко выявилось истинное Православие и твердость характера Патриарха Тихона в пору обновленческого раскола, когда часть священства пошла на сотрудничество с большевиками. Патриарх же в своем обращении к пастве в 1923 году писал: "Церковь не будет ни белой, ни красной, а Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью". В музее представлен уникальный экспонат ― малый омофор Святейшего Патриарха Тихона, в котором он совершал богослужения, а также его подлинное воззвание с призывом о помощи голодающим», ― добавил отец Александр.

После покушения на Ленина 30 августа 1918 года в стране был объявлен красный террор. С особой яростью большевики уничтожали представителей Церкви: их ссылали в тюрьмы, расстреливали, вешали, топили в прорубях и ямах с нечистотами, душили епитрахилями, распинали на царских вратах храмов. Преступления оставались безнаказанными. Сохранилась редкая фотография тех лет: убиенные монахи Мгабрского монастыря вместе со своим игуменом.

По словам заведующего архивом отдела Новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ диакона Сергия Николаева, в составе экспозиции есть предметы, которые использовались для богослужения в тюрьмах. «В их числе ― молитвослов в миниатюрной обложке; антиминс, на котором служили в лагере Божественную литургию; дарохранительница; потир самодельный свинцовый; потир деревянный; звездица, сделанная из консервной банки; тарель; брачные венцы, изготовленные из обыкновенной проволоки, и другие, ― пояснил он. ― Уникальным представляется женская безрукавка, где под подкладкой вшита ткань, сплошь исписанная чернильным карандашом словами молитв».

Экспонаты и фотоматериалы предоставили Государственный архив Российской Федерации, Государственный архив новейшей истории, Российский государственный архив социально-политической истории, Государственный музей истории ГУЛАГа, международное общество «Мемориал», родственники и частные хранители.

Фонд музея, созданного на средства гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества и предоставленного Фондом президентских грантов, будет меняться и пополняться новыми экспонатами. Экспозиция открыта для всех желающих на постоянной основе по адресу: Москва, Лихов переулок, д. 6, стр. 1 (Главное здание ПСТГУ).

Пресс-служба ПСТГУ /Патриархия.ru

Материалы по теме

В соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря завершены работы по сохранению монументальной живописи ХVI века

Синодальный отдел по делам молодежи и Центр по работе со слабослышащими «Десница» провели в ГМИИ им. А.С. Пушкина экскурсию на жестовом языке

В рамках форума «Радость Слова» в Туле прошли конференции, посвященные развитию книгораспространения и взаимодействию Церкви и творческой интеллигенции

Новомученики и исповедники Российски е П обеда духа, а не поражение! (1917-2017)

9 января 2017 года по благословению наместника Андреевского ставропигиального мужского монастыря епископа Дмитровского ФЕОФИЛАКТА в Синодальной библиотеке открылась книжная выставка , посвящённая 100-летию со времени начала мученичества за Христа в новейшей истории Русской Православной Церкви. Выставка продлится до декабря 2017 года.

Вспомним опять об этих трагических страницах нашей истории – пусть живая память о том, как всё было, поможет нам сформировать правильные жизненные ориентиры.

НАКАНУНЕ...-
ИЗ ПИСЬМА ВЕЛИКОЙ КНЯ-ГИНИ ЕЛИЗАВЕТЫ ФЁДОРО-ВНЫ ИМПЕРАТОРУ НИКОЛА-Ю ВТОРОМУ: "Пусть в новом, 1917 -году тучи развеются, -солнце воссияет над в-сей любимой Россией, -победы, внешние и вну-тренние, принесут сла-вный мир тебе, нашему- возлюбленному Госуда-рю, всем-всем твоим п-одданным и мне, одной- из них".
- - - - (29 декаб-ря 1916 года)


XX век был особенно тяжёлым, трагическим для нашей Родины, всего народа, Русской Православной Церкви. Россия потеряла миллионы своих сыновей и дочерей. Среди злодейски убитых, замученных в годы гонений было неисчислимое количество православных – мирян и монахов, епископов и священников, церковнослужителей, ученых, интеллигенции, простых рабочих и крестьян, единственной виной которых оказалась твёрдая вера в Бога. Это были обычные люди, такие же как и мы, но их отличала особая духовность, доброта, отзывчивость, сердечность, широта русской души, напитанной тысячелетней христианской историей и культурой, вера в Бога и верность своим религиозным убеждениям. Они предпочли умереть, чем жить без Бога, без Христа.

В результате репрессий 1937-1938 гг. в Русской Православной Церкви на всей территории СССР к началу Второй мировой войны на кафедрах осталось всего 4 архиерея, служение в церквях продолжали только несколько сот священников (до 1917 г. их было более 50 тысяч). Таким образом, репрессиям подверглось не менее 90% духовенства и монашествующих (большинство из них были расстреляны), и значительное число активных мирян.

Кто-то может спросить, зачем вспоминать об этом? Ответ простой, хотя, быть может, прозвучит несколько неожиданно: в кровавые 20-е – 30-е годы у нас в России, без преувеличения, свершилась великая Победа. Новомученики и исповедники своим подвигом явили славу Божию, носителями которой были мученики и исповедники на протяжении всех столетий, начиная с первого века существования Церкви. Подвиг этих святых остается в памяти Церкви, которая возрождается благодаря их молитвам.

Если говорить о значении подвига новомучеников, прежде всего нужно сказать о том, что такое мученичество и какое оно имеет значение в христианской церкви. Дело в том, что славянское слово "мученик" не отражает всей полноты этого явления, а показывает только одну его сторону – страдание и смерть. В греческом языке слово мученик (мартирó с ) имеет несколько иное значение: "свидетель" . Своей смертью он утверждает самую главную истину Христос победил смерть, Он воскрес, и, умирая с Ним, мы не умираем, а наследуем жизнь вечную.

С 1980-х гг. в Русской Православной Церкви сначала за рубежом, а затем и в Отечестве начался процесс канонизации новомучеников и исповедников Российских, пик которого пришёлся на 2000 г. В настоящий момент причислено к лику уже около двух тысяч подвижников. Можно утверждать, что в период большевистских гонений Русская Церковь дала миру тысячи святых – поистине, великое число мучеников и исповедников в рамках новейшей истории.

И, хотя физически к концу 1930-х гг. Русская Церковь была практически полностью уничтожена, духовно она оказалась не сломлена, ибо, по слову митрополита Петроградского Иосифа (Петровых) , «смерть мучеников за Церковь есть победа над насилием, а не поражение» . В итоге единственным пережившим коммунистический строй сословием оказалось духовенство.

Была только одна сила, которую Церковь могла противопоставить безумной злобе гонителей. Такова сила веры и проистекающей от неё святости.

Столкнувшись с этой великой силой, с этим духовным сопротивлением, воинствующее советское безбожие помимо своей воли вынуждено было отступить. Новомученики и исповедники Российские не боялись жить по Евангелию даже в самые мрачные годы советской тирании, жить так, как велела им их христианская совесть, и готовы были умереть за это. Господь принял эту великую жертву и Своим Промыслом направил ход истории в годы Второй мировой войны так, что советское руководство вынуждено было отказаться от планов жестокого искоренения религии в СССР. Но как бы последующие периоды советской истории не назывались («оттепелью», «застоем»), в 40-е–80-е годы ХХ века верующие продолжали подвергаться репрессиям за свои религиозные взгляды и верность Христу.

В прошедшем столетии Церковь столкнулось с колоссальным явлением – массовым подвигом мученичества, появлением невероятного количества святых. За прошедшие годы Русской Православной Церковью собраны многочисленные свидетельства о христианах, пострадавших в гонениях за веру Христову в XX веке. Накоплен обширный материал, позволяющий объективно оценить ситуацию того периода. Однако, для его достойного осмысления ещё потребуется тщательная и продолжительная работа.

На протяжении столетий русские люди воспитывались на Четьях-Минеях. Наши предки с древних времен поучались, находили вразумление и немалое утешение в чтении житий святых и подвижников. Они встречали там непререкаемый образец для подражания, и обретали в лице их небесных заступников, к которым обращались с молитвой. Именно через молитву к святым осуществляется неразрывная связь Церкви земной и Небесной.

«В детстве и отрочестве , – писал из камеры смертников священномученик Вениамин Петроградский , – я зачитывался житиями святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением, жалел всей душой, что времена не те ».

Сегодня нам стали доступны письма священномучеников, заточённых в Соловецком концлагере, удивительные, живые свидетельства непоколебимой веры, твёрдого упования и неиссякаемой любви. Там, где зачастую в придавленных, истощённых и измученных людях терялся сам образ человеческий, мы видим не падение, а возвышение души, очищение её от греха, основанное на величайшей требовательности не к другим, а к самому себе.

«Пусть скорбь твоя о злобе мира , – писал из Соловков священномученик Иоанн Стеблин-Каменский , – не попустит тебе запачкаться этой злобой и утеснить ею любовь и в твоём сердце... Пусть каждый, видящий общественные недостатки и непорядки, постарается прежде всего восстановить должный порядок в себе самом. Пусть замолчит в нём всё животное, пусть воцарится в нём Дух Кротости, Дух Любви. Мир лежит во зле, и, предоставленные себе, мы часто изнемогаем в борьбе со злом... Но вот Господь идет человеку навстречу и протягивает ему Свою руку, чтобы вести его много дальше, чем куда он надеялся дойти... Радостно поэтому я приму всякое новое испытание, лишь бы Господь благоволил очистить сердце моё от греховной тяготы ».

Подводя итог, можно сказать, что сила и единство любого народа, его способность давать ответ на бросаемые ему вызовы, определяются, прежде всего, его духовной крепостью. Вершина же духовного возрастания – святость. Святые подвижники объединяли, объединяют и будут объединять народ России. Подвиг новомучеников имеет непреходящее значение.

Сегодня новомученики и исповедники Российские – ближайшие к нам по времени святые – предстоят пред престолом Божьим и приносят свои молитвы за нас с вами и наше Отечество. Они учат нас, как надо жить, даруют нам истинный образ исповедничества, чтобы мы оставались непоколебимы в своей вере, через которую мы тогда имеем надежду на будущее.

Поэтому с любовью и благоговением обращаемся мы сегодня к подвигу новомучеников Церкви Русской. Не они нуждаются в нас, это мы нуждаемся в их повседневной помощи и поддержке.

Святые новомученики и исповедники Российские, молите Бога о наc!

Источники

12 ноября 2017 года в Музейно-краеведческом Центре «Дом Цыплаковых» города Козельска состоялось торжественное открытие выставки «Подвиг веры», посвященной памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. Выставка организована миссионерским отделом Козельской епархии по благословению Преосвященнейшего Никиты, епископа Козельского и Людиновского. Обширные фотоматериалы предоставлены Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом, многие из них входили в состав тематической выставки «ПРЕОДОЛЕНИЕ: Русская Церковь и советская власть», подготовленной и проведенной университетом несколько лет назад. Кроме информационных постеров с фотографиями, на выставке представлены краеведческие материалы, освещающие подвиг новомучеников Козельских, среди них есть экспонаты – как из музейной коллекции, так и из частных собраний – выставляющиеся впервые.

XX век стал особенно трагическим для России, потерявшей миллионы своих сынов и дочерей не только от руки внешних врагов, но и от собственных гонителей-богоборцев. Среди злодейски убиенных и замученных в период гонений было неисчислимое множество православных: архиереев, священнослужителей, монахов, мирян, единственной виной которых оказалась твердая вера в Бога. Для нас, ныне живущих, священная обязанность – почитать память наших соотечественников, сумевших мужественно противостоять безбожной власти и исповедовавших непоколебимую верность Христу даже до смерти.

В годы страданий христиан укрепляло в вере архипастырское слово многих епископов Русской Церкви, начиная со Святейшего Патриарха Тихона, неустанно поддерживавшего многочисленными посланиями и проповедями свою паству и смело обличавшего неправду гонителей. Продолжая подвиг Первосвятителя, архипастыри обращались к своим пасомым со словами поддержки и сами бесстрашно исповедали веру, готовые пожертвовать за нее жизнью.

Нам сегодня не менее важно слушать и, главное, уметь слышать архипастырское слово. Поэтому организаторы выставки с радостью предоставили почетное право открыть мероприятие Преосвященнейшему Никите, епископу Козельскому и Людиновскому. Владыка в приветственном слове отметил высоту духовного подвига новомучеников и исповедников, показавших пример передового христианства, подчеркнул важность молитвенного почитания их памяти, поблагодарил собравшихся за действенное участие в прославлении новомучеников земли Козельской, а также выразил надежду, что открытие выставки станет первым делом в ряду епархиальных мероприятий, посвященных увековечению памяти новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви.

Ведущая мероприятия Л.В. Мартьянова рассказала об истории установления памяти новомученикам и исповедникам Церкви Русской, которая ведет начало с решения, принятого на Поместном Соборе 1917–1918 годов. Прославление в лике святых сонма новомучеников и исповедников Церкви Русской состоялось на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года. На рубеже тысячелетий оно подвело черту под страшной эпохой воинствующего безбожия. Это прославление явило миру величие исповеднического подвига, озарило пути Промысла Божиего в судьбах нашего Отечества, стало свидетельством глубокого осознания трагических ошибок и болезненных заблуждений народа.

Руководитель Отдела по культуре Козельской епархии диакон Тихон Худяков в своем выступлении отметил: «Гонения XX века поражают своей продолжительностью: если массовые гонения христиан, бывшие в эпоху императора Диоклетиана, начавшись в 303 году, закончились через восемь лет, то в нашей стране эпоха гонений длилась около семи десятилетий… Статистические данные также свидетельствуют о беспрецедентных масштабах репрессий: до революции 1917 года в стране было 60 000 действующих храмов, к 1939 году их осталось всего 100 на всю страну. К этому времени на свободе было всего четыре правящих архиерея, причем на каждого было открыто сфальсифицированное уголовное дело, позволяющее в любой момент арестовать их и подвергнуть тюремному заключению. До революции в Русской Православной Церкви насчитывалось 100 000 монашествующего и 110 000 белого духовенства, после эпохи гонений их остались считанные десятки. Из четырехсот архиереев триста были умучены, расстреляны в те безбожные времена. И, наконец, если до эпохи гонений в Русской Православной Церкви в святцах почиталось 2500 святых, 450 из которых были русскими по происхождению, то к январю 2004 года только количество новомучеников и исповедников составило 1420 человек, а на сегодняшний день оно превышает 2 000, поскольку открываются новые факты исповедничества и принятия мучений за Христа в эпоху безбожия». Отец Тихон также упомянул о новомучениках и исповедниках, чья жизнь и подвиги непосредственно связаны с землей Козельской. Это, прежде всего, насельники Оптиной пустыни преподобноисповедник Никон (Беляев), преподобноисповедник Рафаил (Шейченко), преподобномученики Лаврентий (Левченко), Пантелеимон (Шибанов), Гурий (Самойлов), Викентий (Никольский), Пафнутий (Костин), Игнатий (Даланов), Евтихий (Диденко), Авенир (Синицын), Савва (Суслов), Марк (Махров) и мученик Борис Козлов – церковный староста, друг и единомышленник оптинских иноков. Многие монахи после закрытия Оптиной Пустыни служили в расположенных поблизости городских и сельских храмах, наряду с ними и благочестивые миряне и церковнослужители церквей города Козельска исповеднически несли крест веры. Были упомянуты также священномученик протоиерей Иоанн Сперанский, долгие годы служивший в Калужской епархии, и пострадавший вместе с ним оптинский постриженник Иоанникий (Дмитриев)… Много имен еще предстоит открыть, прославить или хотя бы помянуть о упокоении у престола Божия.



Согласно православному учению, у человека, изначально несущего в себе образ Божий, и образ жизни должен определяться безусловной любовью к Отцу, Сыну и Святому Духу. Именно этот образ жизни являют российские новомученики и исповедники XX века. Нам, нашим современникам и последующим поколениям христиан они дают ясный пример безоговорочной верности Богу, подтверждая свидетельство апостола Павла: «…ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38–39). В память новомучеников участники церковного хора козельского храма Сошествия Святаго Духа исполнили песнопение на эти апостольские слова – «Кто ны разлучит… (музыка протоиерея Иоанна Соломина).

В качестве музыкального приношения на мероприятии также прозвучали песнопения «Святый Боже» и «Богородице Дево, радуйся» напева Воскресенского монастыря в исполнении вокального ансамбля девочек – воспитанниц Козельской православной гимназии. Ученик Козельской детской школы искусств по классу аккордеона Геннадий Лазарев исполнил марш «Прощание славянки».

Директор музейного комплекса И.В. Яценко познакомил присутствующих с тематическими разделами выставки. Затем в исполнении ансамбля девочек Православной гимназии прозвучала стихира из службы всем святым, в земле Российской просиявшим, – «Земле русская», подчеркивающая духовное значение подвига отечественных святых ХХ столетия. В завершение духовенством и мирянами было соборно пропето величание новомученикам и исповедникам.

«Днесь благодать Святаго Духа нас собра…» воспевает Святая Церковь в праздник Входа Господня в Иерусалим, так и участники торжественного открытия выставки едиными усты и единым сердцем возложили упование, что это мероприятие, как наше общее дело, совершаемое в память наших славных предков, просиявших в подвиге веры, будет добрым примером каждому присутствующему, что по молитвам новомучеников каждый получит личное благодатное укрепление на пути ко Христу.

Следует добавить, что выставка будет передвижной, после Козельска она побывает в Людиново и других городах Козельско-Людиновской епархии.

Мартьянова Л. В.,

методист, педагог дополнительного образования

МКУ ДО «Дом детского творчества» г. Козельска

20 декабря 2017 года в Московском епархиальном доме ― главном здании Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета состоялось торжественное открытие Музея памяти новомучеников и исповедников Российских. Экспозиция посвящена страницам истории Русской Православной Церкви первой половины ХХ века, духовной жизни в условиях гонений и подвигу новомучеников.

Экспозиция музея, размещенная в галерейном комплексе Свято-Тихоновского университета, насчитывает около 100 предметов и включает личные вещи, связанные с деятельностью духовенства того времени, иконы, литургические предметы, относящиеся к периоду гонений, а также архивные и фотодокументы, отражающие как богоборческую политику власти, так и реакцию на нее Церкви.

Выступая с приветственным словом, ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев отметил, выставка открывается в особый день ― в день столетия создания ВЧК, которая и осуществила небывалый по масштабам геноцид православного народа. «Здесь представлены фотографии великих святителей Русской Церкви, которые, так или иначе, пострадали за веру. Большая часть из них была расстреляна советской властью. Это были великие святые, мыслители и великие подвижники нашей Церкви, нашего народа», ― отметил отец Владимир.

«В центре организовано небольшое выставочное пространство, где находится икона Патриарха Тихона, его портреты и его малый омофор, чудом, можно сказать, к нам сюда пришедший. Рядом на стендах экспозиции размещены фотографии самых главных церковных деятелей Поместного Собора 1917-1918 гг. и первых десятилетий советской власти. Здесь можно увидеть митрополитов Антония (Храповицкого) и Арсения (Стадницкого), которые были кандидатами на Патриаршество вместе со святителем Тихоном. Есть стенды, посвященные митрополитам Кириллу (Смирнову) и Владимиру (Богоявленскому), ― пояснил ректор ПСТГУ. ― Митрополит Киевский и Галицкий Владимир построил это здание и был почетным председателем Поместного Собора. 25 января 1918 года вооруженные люди ворвались в покои митрополита Владимира в Киево-Печерской лавре и после издевательств над ним вывели его за стены Лавры и расстреляли. Мученическая кончина святителя Владимира явилась началом длительного периода гонений на Русскую Православную Церковь».

Нам бы очень хотелось, говорит протоиерей Владимир Воробьев, чтобы память о новомучениках всегда присутствовала в нашей жизни и, чтобы мы всегда учились у них вере и любви.

Присутствующая на торжественной церемонии, член Совета Федерации РФ Е.Б. Мизулина подчеркнула, что ранее в нашем обществе никогда не обсуждалась репрессированная часть православного духовенства. «Может быть потому, что эта беда еще не осознавалась обществом. Ведь священники об этом никому не говорили, в учебниках об этом не писали. Практически первыми, кто приступил к сбору этой информации, созданию архивов, их систематизированию стали Свято-Тихоновский университет и отец Владимир», ― заявила сенатор.

Смысловыми элементами экспозиции музея стали разделы, посвященные эпохе самых масштабных и кровавых гонений: революция и гражданская война, коллективизация, предвоенный период ― нарастание гонений, достигших апогея в 1937 году.

Как рассказал заместитель заведующего Отделом новейшей истории Русской Православной Церкви иерей Александр Мазырин, 15 августа 1917 года в Москве начал работу Поместный Собор Православной Российской Церкви. «Лучшие представители Церкви собрались, чтобы решить многочисленные проблемы, накопившиеся в течение 200-летнего Синодального периода. Вопрос о восстановлении Патриаршества вызвал особенно бурное обсуждение. Но, получив 25 октября 1917 года известие о большевистском перевороте, о "расстреле" Московского Кремля, члены Собора пришли к решению о необходимости избрания Патриарха, ― отметил священник. ― Сохранилась фотография участников Поместного Собора, сделанная на одном из таких заседаний, проходивших, в том числе, и в главном здании Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Большинство членов Поместного Собора, более 500 человек, подверглись гонениям, многие были убиты, 50 членов этого Собора причислены Церковью к лику святых».

Иерей Александр Мазырин подчеркнул, что трудно представить себе другого Предстоятеля Церкви, кто пользовался бы такой глубокой, всенародной любовью, как Патриарх Тихон, ставший главой Русской Церкви в самый драматичный период ее истории. «Особенно ярко выявилось истинное Православие и твердость характера Патриарха Тихона в пору обновленческого раскола, когда часть священства пошла на сотрудничество с большевиками. Патриарх же в своем обращении к пастве в 1923 году писал: "Церковь не будет ни белой, ни красной, а Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью". В музее представлен уникальный экспонат ― малый омофор Святейшего Патриарха Тихона, в котором он совершал богослужения, а также его подлинное воззвание с призывом о помощи голодающим», ― добавил отец Александр.

После покушения на Ленина 30 августа 1918 года в стране был объявлен красный террор. С особой яростью большевики уничтожали представителей Церкви: их ссылали в тюрьмы, расстреливали, вешали, топили в прорубях и ямах с нечистотами, душили епитрахилями, распинали на царских вратах храмов. Преступления оставались безнаказанными. Сохранилась редкая фотография тех лет: убиенные монахи Мгабрского монастыря вместе со своим игуменом.

По словам заведующего архивом отдела Новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ диакона Сергия Николаева, в составе экспозиции есть предметы, которые использовались для богослужения в тюрьмах. «В их числе ― молитвослов в миниатюрной обложке; антиминс, на котором служили в лагере Божественную литургию; дарохранительница; потир самодельный свинцовый; потир деревянный; звездица, сделанная из консервной банки; тарель; брачные венцы, изготовленные из обыкновенной проволоки, и другие, ― пояснил он. ― Уникальным представляется женская безрукавка, где под подкладкой вшита ткань, сплошь исписанная чернильным карандашом словами молитв».

Экспонаты и фотоматериалы предоставили Государственный архив Российской Федерации, Государственный архив новейшей истории, Российский государственный архив социально-политической истории, Государственный музей истории ГУЛАГа, международное общество «Мемориал», родственники и частные хранители.

Фонд музея, созданного на средства гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества и предоставленного Фондом президентских грантов, будет меняться и пополняться новыми экспонатами. Экспозиция открыта для всех желающих на постоянной основе по адресу: Москва, Лихов переулок, д. 6, стр. 1 (Главное здание ПСТГУ).

Пресс-служба ПСТГУ, фото: Марина Гудалина

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Включайся в дискуссию
Читайте также
Бульон из сома. Уха из сома
Курица фаршированная рисом
Как черствый хлеб сделать мягким в микроволновке или духовке