Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

За други своя евангелие. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя. Духовные основы подвига в повести «Тарас Бульба»

Продолжение беседы с доктором филологических наук Татьяны МИРОНОВОЙ. И коснемся важнейших понятий русского языка и национального самосознания: кто для нас ближний? Кто такой свой? И кто — свободный?..

КТО ДЛЯ НАС БЛИЖНИЙ?

Две главные христианские заповеди даны нам для благочестивой жизни и спасения души. Первая — возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею мыслию твоею. Вторая — возлюби искреннего твоего как самого себя. Так написано в Евангелии от Матфея. То же читаем в Евангелии от Луки: возлюби ближнего твоего как самого себя. А еще в Евангелии от Иоанна: «Нет любви больше той, если кто душу свою положит за други своя».

Искренний, ближний, друг — таковы в русском православии имена тех, кого мы должны любить и за кого должны быть готовы на самопожертвование. Как же размыты и извращены сегодня значения этих слов!
Ближним именуется любой человек, оказавшийся рядом. Другом мы называем просто хорошего знакомого, а слово «искренний» и вовсе вызывает удивление. Сегодня оно означает — откровенный, неложный.

Вот и получается, что христианский призыв возлюбить искреннего, ближнего, возлюбить друга своего понимается нами неправильно. Ибо эти слова в русском языке резко изменили свое значение. Обратимся к их исконному смыслу, чтобы увидеть, кого же наши предки почитали своим другом и ближним.

«ИСКРЕННИЙ» — ИЗ ОДНОГО КОРНЯ

Слово «искренний» в славянском языке родственно понятиям «искра» и «корень». Оно означало «высеченный из общего кресала, духовно и кровно родной человек, ветвь одного со мною корня». Христианство всегда мыслилось единым духовным кресалом для всех, кто, взяв крест, шел за Господом. Поэтому понятие «искренний мой» именует только православного христианина. И более никого!
Христианское выражение «ближний мой» имеет еще более узкий смысл. Человеку, раненному разбойниками, ближним был тот, что не прошел мимо, а оказал помощь.

Ближний — тот, кто откликается на зов о помощи, кто всегда готов быть близ тебя. На Руси только родного человека называли «близок». Вот и духовно родной, православный христианин именуется нами ближним.

«ДРУЗИ МОИ»

И совсем строго понималось искони славянское слово «друг», означавшее «соратник». Разумело оно, что рядом с тобой всегда есть такой же надежный, преданный воин, как ты. Други-воины на Руси составляли дружины — то, что сегодня назвали бы «мое второе я». И слово это изначально родилось как обозначение ратников на поле боя, дружинников, плечом к плечу стоявших за свою свободу и веру.

Так кто же христианину друг? Его соратник, единомысленник, воин, вместе с ним идущий в наступление. И более никто! Вот за кого призывает Господь в заповеди «положить душу свою». И при этом властно отделяет нас, христиан, от всех прочих, называя «друзи мои».

Но сегодня в друзья и ближние нам записывают всех иноверцев, что подрывает основы веры, выставляемой в виде непотребной женщины, готовой всякого заключить в свои объятия.

КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО РУССКОГО САМОСОЗНАНИЯ

Почему еще русская душа так отзывчива на евангельскую заповедь «положи душу свою за други своя»? Понятие «други своя» для нее врожденное. Оно входит в нас с русским языком. Само слово «свой» было и есть коренное, ключевое для русского самосознания. Это открытие сделано академиком ТРУБАЧЕВЫМ, когда он реконструировал древнейшие понятия русской культуры, на которых наши предки строили дом, семью, а главное, веру. Эти понятия живы в нас и по сей день — они суть идеалы, образцы, установки жизни русского человека.

Идея своего как лучшего, доброго, правильного пронизывает всю русскую жизнь. А сегодня нам старательно внушают обратное: что русская-де натура широка, всеохватна и всечеловечна. И мы должны мыслить себя в образе недалекого простеца, распахивающего двери и свой хлебосольный дом любому инородцу, открывающего свою душу любому иноверцу и усердно прислуживающему им во всем.

Но язык наш — первый свидетель того, что русские никогда не были настежь распахнуты для чужаков. Они честно и нелицемерно разделяли мир на своих и чужих. Своими первоначально, еще до принятия христианства, были для русских люди одного рода. Одной крови.

Древний корень «сво» означал «рождать». Следовательно, свой — это «родной, единокровный». Такое понимание выражено в формулах народной мудрости: свой своему поневоле брат; всякая сосна своему бору шумит. Из такого смысла родства вырастало и понимание своего как всего Богом установленного, Богу угодного, правильного. И вот вам законы русской жизни: как Бог положил, так и живи; всяк жив своим умом да своим горбом; всякому зерну своя борозда; всякая избушка своей крышей крыта. И коли «свой» изначально несло в себе мысль о богоустановленности всего, чем богат русский человек в этой жизни (здоровье, имение, родня, доля), то и убежден был русский, что «свое» — это подходящее именно для него. Хорошее, доброе, благое...

Так рождались правила русской жизни, где всякому свое любо-дорого. Всякая птица свое гнездо вьет. Свой уголок других краше. И даже свой сухарь лучше чужих пирогов.

И поскольку свое — это родное и Богом данное, то русские понимали, что Родина, Отчизна тоже своя. Потому и сохранилось в русском языке понятие «восвояси» — «к себе домой, в свои пределы». Исстари не глянулась нам чужбина. Не садись-де под чужой забор! Лучше в крапиву, да в свой…

«СВОБОДНЫЙ» — ЭТО САМ СВОЙ

Именно с пониманием своего как родного и правильного связано у русских представление о свободе. Корень этого слова тот же, что и в слове «свой». Свободный — это «сам свой, принадлежащий себе». Вспомним, например, что в нашем языке есть выражение «сам не свой», то есть подчинившийся чему-то чуждому: человеку ли, идее, болезни — не суть.

Все «свое» говорит русскому о его свободе. Своя рука — владыка. Не князь, не дворянин, а в своем дому господин. Со своим уставом в чужой монастырь не ходи. В своем гнезде и голубь коршуну глаз выклюет.

Неволя, плен, тягота, несчастье, связывающее свободу человека, именуется по-русски «не свой брат». И голод — не свой брат, и палка — не свой брат. Зато своя — волюшка-раздолюшка! Свое — широко полюшко. Своя — краса-березонька. Свой вкуснее — хлебушко…

Заметим, что слово «свой», пронизавшее все русское сознание, могло рождать и такие единичные уродства, как «моя хата с краю». Это когда взгляд человека дальше своего забора ничего не видывал, выше своей избы не возлетывал. Ох, сколько нынче таких уродов развелось на нашей земле...

…Но будем помнить самое главное. Русские из рода в род берегли коренной, древний смысл слова: свое — это вера и Родина. Други своя — единокровные и единоверные братья. Свое — это свобода жить по законам отцов.

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» Ин. 15:13.

Как эту фразу понимают наши современники?

Сергей Дудка , 39 лет, аудитор:

Речь идет о том, что жертвенность лучше самолюбия, эгоизма. Евангельская весть не так проста для человеческого понимания. Отдавая - приобретаешь, унижаясь - возвысишься, плачешь - утешишься. И в этом случае так же: пожалеешь себя - погибнешь, пожалеешь других и отдашь все, что есть у тебя, и даже душу свою - спасен будешь. Человек не мог придумать такое. И это служит еще одним доказательством Богооткровенности Евангелия, т.к. человеческая логика бессильна против его истин.

Юлия Сухарева , 28 лет, мама :

Любая жертва, будь это свободное время, деньги, здоровье, принесённая ради ближнего, очень ценна перед Богом. Редко - когда приходится человеку жертвовать жизнью ради другого, а всё чаще - своим комфортом.

Александр Вознесенский , 34 года, фотограф :

Некоторые ошибочно думают, что Христос поставил высший идеал христианства - положить жизнь за своих друзей. Но чтобы правильно понять, о чем же здесь идет речь, нужно прочесть эту цитату в контексте. Так что же происходит в контексте? Христос готовит апостолов к тому моменту, когда им придется идти и проповедовать слово Божие по всему миру. При этом Он открывает им основы, без которых всякое учение христианское невозможно: "Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет" (Ин. 15, 6). Т.е. он их как бы предупреждает, что не нужно к учению Христа примешивать что-то чуждое, потому что Он и есть Истина. Однако, учение без любви к ближнему - пустое сотрясание воздуха. Христос говорит: "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас" (Ин. 15, 12). Далее Христос предвидит и трудности, о которых и говорит ученикам: "Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу" (Ин. 16, 2). Можно было б подумать, что Христос их изрядно запугал. Вот, я вас посылаю, вас будут бить, изгонять, ненавидеть. Но Христос говорит "Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились" (Ин. 16, 1). Что же сказал такое Христос ученикам, что должно в их понимании не дать им соблазниться таким тяжелым путем? Во-первых, как говорится, предупрежден - вооружен. Но все же в тяжелых испытаниях это может наоборот привести в отчаяние, когда знаешь, что все тебя будут ненавидеть, отвернутся, будут избивать и проч. Так чем же утешил Христос учеников, что должно было защитить их от соблазна отступиться от Истины? Ответ на это - в той фразе, которую мы все сегодня обсуждаем, и в ее продолжении. Христос им говорит понятную для всех фразу, что если у тебя есть друг, то наибольшую любовь ты к нему можешь выказать, отдав ради него свою жизнь. Этот образ всем понятен и разъяснений не требует. Такие случаи известны были истории и до Христа. Далее же Христос говорит именно о великом утешении для учеников Своих: "Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями" (Ин. 15, 14-15). Что это означает и почему это должно было утешить учеников? Разве может быть что-то большим, чем стать другом Бога? Т.е. Христос говорит, что возвеличит их за их труд, страдания и терпение тем, о чем человек даже мечтать не мог - он уже не будет рабом, но ДРУГОМ Бога. Что же касательно любви к другу из упомянутой цитаты, то Христос не делал это идеалом, т.к. он в виде идеала поставил любовь к врагам. О любви же к друзьям Он сказал: "И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят" (Лк. 6, 23)

Сергей Сухарев , 32 года, регент:

Эти слова - проявление того, насколько Господь самоотреченно пришёл спасти человека. Поэтому для человека ставится настолько высокий идеал любви.

Дмитрий Авсинеев , 42 года, частный предприниматель :

Мне кажется, что речь здесь о жертве. Под словом душа, я понимаю жизнь. Жертва своей жизнью, не только и не столько в прямом смысле, например, на войне или при других похожих обстоятельствах, а больше всего, когда это выражается всей своей жизнью, поступками! Когда человек ради другого человека жертвует тем, что для него является дороже всего! Например: своим комфортом, своим временем, своими физическими и духовными силами и т.д. Конечно, не исключая и отдачи своей жизни в прямом смысле слова! Но это всё же больше исключение, чем правило, особенно в наше время. Поэтому я понимаю отдать душу свою - как пожертвовать всем тем дорогим для меня, что наполняет мою повседневную жизнь.

Толкование Церкви:

Евфимий Зигабен

Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя…

больше той любви, которая настолько велика, что любящий жертвует душой своей за друзей, как Я делаю теперь. Итак, не вследствие бессилия, а из любви к вам Я умираю и согласно Божественному Домостроительству удаляюсь от вас; поэтому не печальтесь. Назвав учеников Своими друзьями, далее Иисус Христос говорит, что требуется от них это для того, чтобы быть Его друзьями.

Каждый раз, собираясь с собаками на прогулку, Ольга чувствовала тревогу, сердцебиение, дрожали руки. Постоянное, унизительное чувство страха стало причиной бессонницы. Уехать бы из душного, суетливого города, покинуть «каменные джунгли» городского Ада!
На свободу, где свежий воздух, в бескрайние поля, леса! Дышать полной грудью, валяться в душистой траве, купаться в озере, греться на солнышке! Обрести успокоение, чтобы душа, наконец, смогла расправить крылья.
— Мой внук астмой заболел из-за собак твоих! Умирает! — визг соседа прервал Ольгины грезы.
— В суд подаю! И добьюсь — собак твоих усыпят!
Суд состоялся — телевизионный… И Ольга его выиграла: выяснилось, что «умирающему ребёнку», было 25 лет и он попросту «косил» от армии.

И вот, наконец, долгожданная покупка домика с участком в 40 соток! Заброшенная деревня Игумново, Тульской области, где живут лишь несколько старух, да пара алкоголиков, находится в 160 километрах от Москвы. Не страшно, что нет водопровода, отопления, газа. Колодец в километре от дома — воду всегда принесем, есть электричество — кашу сварим. Зато гуляем по своей земле, и весенний воздух наполняет легкие, и голова кружится от восторга!

С продуктами — проблема: передвижная продовольственная лавка работает только летом, а зимой не всегда и на тракторе до деревни доберешься. Крупы и консервы привозил муж Вадим из Москвы.
Летом, когда Ольга появилась в лавке, её встретило грозное молчание местных старух.

Она давно заметила — с ней не общаются. Поджимают губы, смотрят с осуждением.
— Ишь, прикатила! Москвичка! Тут наша земля! Пришлые — не нужны! — зашипели бабки
— Людям жрать нечего, а она собак кормит!

Ольга вдруг физически ощутила тяжелую человеческую злобу, и невозможно стало дышать: она и здесь — не как все…
— Участковый сказал — вам продукты не продавать — собакам скормите, — торжественно объявила продавщица, — Ехайте в свою Москву — там покупайте!
— Да, я приказал! Я здесь власть и хозяин! — в лавке появился Вадим Родионов — хамоватый и наглый местный участковый.
— И собак твоих перестреляю! Так что, лучше убирайся, пока жива!
— Вот, и правильно! А мы ещё и красного петуха пустим! — ржали алкоголики.

Ольга молча покинула лавку. Да и что она могла ответить? Напомнить Писание: «Блажен, иже и скоты милует»? Православных подвижников, предпочитавших зверя накормить, нежели самому поесть?

Рассказать, как болит душа человеческая за все живое вокруг? За утопленного котенка, избитого, замученного щенка, бессмысленно срубленное дерево, загаженный мусором лес…

Разве поймут её те, кто милосердие возводит в разряд преступлений?

То, что случилось дальше, известно лишь со слов свидетелей трагедии.
13 февраля 2001 года соседи увидели, как из-под крыши домашнего приюта Клягиных валит дым. И мечется Ольга в дыму, собак выносит. Выбегает из дома, кашляя, с собаками на руках, под ногами, вышвыривает их подальше в снег. И снова в горящий огонь, чтобы успеть спасти ещё кого-то.

— Брось своих шавок, погибнешь! — кричали ей.
Но Ольга вновь нырнула в дом, за животными… И раздался хлопок, вышибло окно пламенем, рухнул дом, погреб под собой Ольгу, тридцать собак, десяток кошек и двух котят.

Двадцать собак все же удалось ей спасти. Так они и сидели на пепелище растерянно до приезда участкового Родионова.

Тогда-то он и убил первую — Рыжуху, защищавшую останки хозяйки.
Спустя два дня вернулся из Москвы Вадим — ему сообщили о трагедии через третьих лиц. Долго потерянно бродил по участку. Не смог он тогда увезти всех, спасенных женой, животных. Забрал малую часть, остальных запер в уцелевшем сарае.

— Присмотрите за ними, пожалуйста, — попросил соседей, — договорюсь с машиной, приеду через пару дней.
Но спасти их от местных живодеров не успел — опоздал на два часа.

Когда несколько собак, убежавших во время пожара, вернулись на пепелище, местные алкоголики злобно кривились:

— Оказывается, не все твари сдохли! — жажда крови переполняла упырей.
Ведь даже в трагической гибели, Ольга превзошла их своим жертвенным подвигом.

18 февраля, Родионов, собрав из соседних деревень охотников, устроил на участке Клягиных кровавую бойню.
Обложив собак, словно лютых хищников, десяток здоровых мужиков методично расстреливали, мечущихся в ужасе, пуделей, болонок и щенков. Били прицельно — в голову. Убить же запертых в сарае, и вовсе не составило труда.
Так погибли Милка, Хвост, Черныш, Верный, спасенные Ольгой дважды — от голодной смерти в столице и на пожаре в деревенской глуши…

Расследования дела не состоялось. Официальной причиной пожара была названа неисправность электропроводки.
Останки жены Родионов выдал Вадиму в картонной коробке и прах Ольги Клягиной был захоронен на Митинском кладбище в Москве. Ей было 49 лет.
«Блажен. Кто положит душу за други своя.»
Имя Ольги Клягиной почти забыто, хотя прошло с тех пор всего шестнадцать лет…

День жестокой казни совпал в тот год еще и со светлым праздником Вознесения Господня…

Эта кассета попала мне в руки несколько лет назад. На экране белобрысый коренастый парень, держа в руках автомат, глядя прямо в объектив камеры, истерично кричал вслед за чеченскими боевиками:

«Аллах ак-бар!» Потом я находила в Интернете еще более страшные ролики. Но этот особенно ярко запечатлелся в сердце. С тех пор по-особому отношусь к «плененным». Страшный, тяжелый крест.Абсолютная беззащитность перед людьми, опьяненными вседозволенностью, физические, а главное - нравственные мучения, когда противнику во что бы то ни стало надо сломить пленного, превратить его в раба.

«Ты вырастила борзого сына, - ухмылялся боевик в лицо Любови Васильевне, маме погибшего солдата Жени Родионова, - он не хотел подчиняться. Так будет с каждым, кто не подчинится нам!» Их морили голодом, ежедневно избивали, подвешивая на дыбе. Перед смертью бандиты сказали Жене Родионову, что если он отречется от веры и от матери, расстреляет своих товарищей, ему сохранят жизнь.

Погибли, не став предателями, все четверо: Андрей Трусов, Игорь Яковлев, Евгений Родионов и Александр Железнов. Евгению Родионову отрезали голову, потому что он не снял с себя православный крестик.

В июне 1995 года Женю призвали в армию. За полгода освоив в Калининградской учебке курс молодого бойца, 14 января 1996 года рядовой пограничной службы Евгений Родионов в составе 479-го пограничного отряда особого назначения 3-й мотоманевренной группы вылетел в командировку в Чечню.

В ночь с 13 на 14 февраля 1996 года на пограничном блок-посту в селе Галашки четверых наших солдат, в их числе и Женю, вооруженные до зубов боевики увезли в Чечню. На земле остались следы борьбы и кровь.

Родителям же пропавших солдат пришла телеграмма со страшной аббревиатурой: СОЧ - самовольно оставил часть. Но Любовь Васильевна не поверила, она очень хорошо знала сына - он был ей другом, помощником: Женя не мог быть предателем. Она тут же собрала вещи и вылетела в Чечню. Конечно, легче всего было написать СОЧ, проще говоря - умыть руки. В этом случае военные уже ни за что не отвечали. В этой страшной жестокой войне Любовь Васильевна осталась одна. И она должна была найти сына.

Организатором работорговли на Кавказе был Борис Березовский. За каждого попавшего в плен русского солдата определяли конкретную немалую сумму. У мертвых была своя цена. Любовь Васильевна пошла в свой страшный крестный путь по Чечне. Переходила из одной банды в другую (пленных в одном месте долго не держали), терпела насмешки, ненависть и даже побои. Отлеживалась в госпиталях и снова шла. И однажды ей сказали: всё, вашего сына нет в живых. Она поняла, почувствовала, что это правда. И всё равно пошла туда, куда ей указали дорогу. Боевик, убийца ее сына, рассказывавший о смерти Жени, вдруг резко сказал: «Захочу - и тебя убью». И она, устав от дикой боли, разрывающей ее сердце, от страха, жестокости, постепенно перерастающих в равнодушие, обреченно сказала: «Убивай». Она тогда еще не знала, для чего будет жить на земле без Жени.

Она все-таки нашла могилу сына и трех его сослуживцев. Везла их тела в шуршащих целлофановых мешках и труп Жени без головы. А потом поехала снова. За головой сына. Все мальчишки потом были перезахоронены на своей Родине. Все - герои. За это низко кланяются их матери - Любови Васильевне.

Женя Родионов стал ходить в храм еще до службы в армии. Однажды пришел с крестиком на груди, который отлил сам. И когда он погиб, мама - Любовь Васильевна, тоже пошла в храм. Она хотела знать, чем жил ее сын, понять его духовный мир. Она, конечно, уже тогда осознавала, что жизнь человеческая не заканчивается смертью. Иначе, зачем все эти слова о памяти, чести и достоинстве, зачем такая ранняя, безвозвратная смерть? И она нашла в Новом Завете: «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя...»

Бывает, люди проживут долгую жизнь, и никто не вспомнит, что был такой. А жизнь иных - как молния, вспышка, которая освещает всё вокруг, и мир от этого становится чище и добрее. И это самая большая высота - положить душу за други своя. Как Герой России Саша Бузин, Павел, сын руководителя региональной общественной организации «Солдатские матери» Ирины Браун, как сотни, тысячи наших солдат, погибших в военных конфликтах.

Именно это осознание выполненного земного долга тогда помогло маме Жени Родионова выжить. Обрести веру. Понять, как дальше жить.

Любовь Васильевна стала ездить в Чечню, возить туда сотни посылок, необходимых вещей, медикаментов. «Искорка Божия в людях жива, - говорит Любовь Васильевна Родионова, - огромное спасибо всем, кто посылает нашим солдатам частичку своей любви и тепла, и низкий поклон от воинов! Вот строки письма из Чечни командира разведывательного батальона полковника С.А. Кобякова: «Я хочу написать вам о духовной благодати, которую несет ваша помощь воистину матери всех находящихся здесь солдат Любови Васильевны Родионовой, в сердце которой есть тепло для каждого из нас! О силе, которая наполняет наши души, сплачивает нас воедино. Спасибо всем, кто помогает и помнит нас, спасибо за веру в нас, спасибо за то, что вы есть! Мы не подведем в борьбе со злом. Во имя торжества справедливости и добра вместе с вами выстоим и победим!»

Жизнь Любови Васильевны стала продолжением подвига ее сына. О Жене Родионове заговорили, передавали историю его жизни из уст в уста, рассказывали в СМИ. Любовь Васильевну стали приглашать в учебные заведения, чтобы услышать повествование о Жене. Нашему времени нужны, очень нужны герои. И постепенно русский солдат стал символом мужества, чести и верности. Он стал народным героем.

Посмертно рядового Родионова наградили орденом Мужества. На его могиле теперь все время цветы, и идут люди почтить память русского солдата, не предавшему Веру и Родину. Рассказывают, что сербские солдаты и русские добровольцы просили заступничества у святого Евгения под натовскими бомбежками.

«На Чеченской войне «пленные русские ребята отказывались принять ислам и становились мучениками за Христа, хотя в мирной жизни, кажется, особо не усердствовали к Церкви… И вот - предварили нас во Царствии Божием со всеми нашими познаниями в области экклезиологии, - заметил как-то священник Тимофей Сельский. - Что возвело их сразу на высоту святости? - Конечно, особая благодать Божия, поданная в ответ не на что-то духовное, а на чисто душевное - на русскую верность долгу, на усердие человека служивого, который не стремится спрятаться в частную жизнь».

Сегодня Евгения Родионова почитают как святого многие православные не только России, но и в других православных храмах. Говорят, что Евгений является местночтимым святым Сербии. Написано более полутораста икон воина-мученика. Впервые предложение о канонизации Евгений Родионова поступило в 2003 году. На его могиле теперь все время горит лампада и сюда едут поклониться люди со всех концов России.

«Нет большего счастья, чем

У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней. Война, так или иначе, задела каждое поколение – кто-то сражался с оружием в руках, кто-то провожал близких на войну, кто-то оплакивал погибших.

Отсчёт мирным вёснам мы ведём с 9 мая 1945 года. Шестьдесят седьмая мирная весна минула. Много это или мало? Мало, до боли мало, если задуматься над историей и судьбой человечества. В сущности, только два поколения выросло за 67 лет. Тогда, в 1979 году, дети тех, кто родился в 45-м, только-только стали входить в пору своей зрелости. Тогда, до декабря 1979 года, всё было так же, как всегда: мальчишки учились, работали, бегали на танцы, влюблялись. И вдруг... Эта неожиданная война в далёкой стране. Афганская война…

Через афганскую войну прошли 550 тыс. советских солдат и офицеров. За участие в этой войне (с 25 декабря 1979 по 15 февраля 1989года) 86 человек были удостоены звания Герой Советского Союза, 3 – звания Герой России. Более 15 тыс. советских воинов погибли на чужой земле, ещё 6 тыс. скончались впоследствии от ран и болезней. 311 человек пропали без вести. Это были самые большие потери нашей армии со времён Великой Отечественной войны.

В конце мая 1985 года в небольшой подмосковный городок Загорск пришло трагическое известие. Выполняя интернациональный долг в Демократической Республике Афганистан, проявив мужество и героизм, спасая своего командира, погиб Александр Корявин. 25 октября того же года ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Ежегодно в день гибели Саши (23мая) в лицее №24 (в его времена – средняя общеобразовательная школа), где он учился, проходит День памяти.

Однажды, а было это в третью годовщину, автору очерка тоже довелось принять участие в этом памятном событии…

«К бессмертному подвигу,
Высшему из вдохновений,
Не как на вершину,
Идут от ступени к ступени.

К бессмертью взлетают,
Подобно пылающим птицам,-
Себя целиком отдавая,
А не по частицам».

/Фазу Алиева/

В конце мая 1988 года наша группа из трёх человек выехала из Москвы (там находились на учёбе) в Загорск с единственной целью – посетить знаменитую Троице-Сергиеву лавру – музей православной культуры. Поездкой остались довольны, уже собирались возвращаться обратно.

Неожиданно на улице города мы встретились с моим сослуживцем по Кандагару. Конечно, это был неожиданный и приятный сюрприз. Виктор (так звали товарища) пригласил нас в школу, где будет проведён День памяти Александра Корявина. О подвиге загорца мы хорошо знали – о нём много писали в центральных газетах. С благодарностью я принял приглашение (мои товарищи, сославшись на занятость, поехали в Москву без меня).

По традиции поминовение началось на Воздвиженском кладбище. Здесь, у могилы Александра Корявина, собрались его родные, близкие, сослуживцы и нынешние учащиеся общеобразовательной школы №24, где учился Герой (позднее, в 1992 началась новая эпоха в развитии школы – ей присвоили почётное звание «лицей»).

На могилу павшего Героя были возложены цветы. От имени учеников такое право получил один из классов во главе с классным руководителем. Командир Александра и его сослуживцы, специально приехавшие из разных концов страны, вспоминали своего боевого товарища.

После кладбища колонна машин и почётный караул солдат направились к школе в небольшом посёлке, расположенном в живописном лесном уголке Загорска (с 1991 – Сергиев Посад) и отличающимся от самого города только циферкой «6». Вся жизнь этого местечка проходит в атмосфере дружеских связей, которые складываются с рождения и сохраняются до конца. Здесь влюбляются в соседку и женятся на ней, зная о милой привычке заправлять за ухо выбившуюся прядку волос в момент волнения и манере грызть кончик карандаша в раздумьях над задачкой по алгебре. Здесь вместе ходят в садик, учатся, работают. Здесь не чувствуют искушения заменить всё это суетливой мишурой иллюзорных достижений, отдавая долг законам чести.

Митинг-панихида, возложение цветов к мемориальной доске на школе (памятник появится на следующий год. Всё-таки Александр Корявин вернётся в родной город. И вернётся сюда навсегда, застыв в бронзе у школы, стены которой хранят звуки его голоса, шагов, мальчишки которой мечтают стать такими, как он), салют почётного караула. После этого выступил директор школы. Он пригласил всех в музей. Экскурсоводы и учителя рассказали собравшимся о школьной жизни Александра Корявина.

После музея руководство школы пригласило всех за поминальный стол. За столом, конечно, речь шла о Саше. Вспоминали его жизнь, учёбу в школе и в армейской среде. Об этом человеке говорили учителя, школьные друзья, мама Героя, Евдокия Ивановна. Однополчане, сослуживцы, командиры рассказали о его службе и подвиге в Афганистане. «Он заслонил меня собою, - голос бывшего командира, Андрея Ивонина, и теперь дрожит, вспоминая о том дне. – Это был один из самых тяжёлых боёв за все годы моей службы в Афганистане. Тогда мы попали в засаду, я выводил ребят из окружения. Саша был радистом, и всё время находился рядом со мной. И он закрыл меня от пули…»

Много ещё добрых слов звучало в адрес Александра. И слова эти шли от самого сердца.

Постепенно вырисовывался образ цельного и волевого парня из подмосковного городка, а также его замечательной мамы. Траурный платок, оттеняющий седину, скорбно поджатые губы, в глазах – загнанная в себя жгучая боль.

Ни одна мать, наверное, не верит в смерть своего сына, - Евдокия Ивановна с трудом сдерживает слёзы.- Приходят Сашины друзья, молодые, красивые, а я всё жду – стукнет дверь и появится Саша. Он у меня тихий, незаметный. По хозяйству всегда мне помогал, даже пирогами однажды пытался угостить…

Рассказывая о своём сыне, Евдокия Ивановна вспоминала:

«Ещё до того, как Александра призвали в армию, я уже знала, что он точно пойдёт служить. Причём он сам готовился к армии: учился наматывать портянки, ходил стрелять в тир. А когда ушёл служить, я понимала – это необходимо, тем более, когда сын поступает осознанно…»

Жизнь у Евдокии Ивановны сложилась нелёгкая. Многие годы проработала поваром в воинской части. И так уж сложилось, что сына пришлось воспитывать одной. И не только сына. Когда умерла её старшая сестра, взяла к себе её трёх мальчишек – так четверых и воспитала. Те трое отслужили уже в армии, сейчас работают и учатся (один решил стать офицером) – каждый определился в жизни. Саша после школы тоже работал на заводе – слесарем-инструментальщиком второго разряда, заочно начал учиться в институте, мечтая закончить его после службы в армии.

Подвиг Александра Корявина перекликается со многими подвигами воинов Великой Отечественной войны. Кто-то из присутствующих за столом припомнил Кафура Мамедова. Осенью 1942 года фашисты рвались к Туапсе. В жаркой схватке с врагом он грудью заслонил от пули своего командира.

Кто-то даже сравнил подвиг наводчика-оператора разведывательной роты гвардейской воздушно-десантной части ефрейтора Александра Корявина с подвигом Александра Матросова.

Озвучили документы донесений, листки «молний», которые рассказывали о мужестве и бесстрашии этого паренька из древнего Загорска, которые он проявил не только в своём последнем, но и прежних боях:

«12 апреля 1985 года подразделение получило задачу поддержать боевые действия афганской части в провинции Вардак. Ефрейтор Корявин, действуя решительно и смело, уничтожил двух мятежников, двух захватил в плен. В дальнейшем первым обнаружил обходящую группу душманов на автомашинах и выстрелом из ручного противотанкового гранатомёта подбил идущую впереди машину. В результате группа неприятеля из двенадцати человек сдалась…»

«16 апреля 1985 года в провинции Вардак, действуя в составе взвода, ефрейтор Корявин А. лично уничтожил пять душманов, захватил 5 автоматов, гранатомёт и большое количество боеприпасов к ним. Сам получил при этом лёгкую контузию от разорвавшейся вблизи гранаты…»

А вот ещё одно свидетельство мужества солдата, относящееся к 26 июня ещё 1984 года. В тот день Александру исполнилось девятнадцать лет:

«В бою с мятежниками в провинции Баграм был ранен в ногу ефрейтор Корявин. Оказав себе первую медицинскую помощь, он продолжил вести огонь из автомата и уничтожил трёх автоматчиков. Когда рядом ранило ефрейтора В. Гаврилова, он перевязал его и вытащил в безопасное место…»

Из боевой характеристики:

«Ефрейтор Корявин Александр Владимирович… зарекомендовал себя исключительно с положительной стороны. Хорошо знал требования уставов ВС СССР и умело руководствовался их требованиями в повседневной жизни. Всегда являлся примером мужества, стойкости, героизма».

…По многим горным дорогам и ущельям прошёл Александр в составе своего подразделения, оказывая интернациональную помощь афганскому народу, его армии, всегда был в числе тех, кто шёл впереди. И последний в своей жизни шаг он сделал осознанно. Героями становятся не случайно, для доблести требуется огромная работа души…

23 мая 1985 года ефрейтор Александр Корявин вместе с рядовым И. Халиловым прикрывал взвод от возможного нападения с тыла. Заняв удобную позицию в расселине поросших кустарником скал, он внимательно осматривал места, откуда могла прийти опасность. Группа душманов появилась неожиданно. С автоматами наперевес люди в чалмах шли по следам взвода.

В завязавшемся бою Корявин был ранен, на мгновение потерял сознание. Открыл глаза и увидел, что душманы приближаются, перебегая от одного укрытия к другому. Истекая кровью, Александр взял автомат здоровой рукой, вновь вынудил противника залечь. Силы покидали его, но он вёл прицельный огонь до подхода командира взвода с группой солдат.

Александр увидел лейтенанта Андрея Ивонина с товарищами по взводу, услышал дружные очереди их автоматов и тут потерял сознание. Очнулся от прикосновения сослуживца, перевязывающего ему руку.

Молодец, Саша, спасибо тебе, - лейтенант Ивонин стоял, опираясь на автомат, наблюдал, как делают перевязку подчинённому.

Александр привстал, хотел что-то сказать и тут увидел, что совсем рядом, в нескольких шагах от них затаился в кустах душман, целившийся в офицера. Собрав последние силы, ефрейтор Корявин бросился вперёд, закрыл грудью командира от автоматной очереди…

Воины-десантники под командованием спасённого офицера в этот день отразили ещё шесть атак душманов, а затем заставили отряд мятежников рассеяться по горам…

Александр не любил горьких слов, верил в дружбу, чистоту помыслов. И каждым своим поступком доказывал, как надо служить Родине, продолжать традиции фронтовиков. Убеждён, что таким, как Саша Корявин, поэты ещё не раз посвятят свои проникновенные строки, будут написаны книги, выйдут фильмы…

День Памяти Героя Советского Союза Александра Корявина в стенах его родной школы завершился. Гости покидали школьную столовую, где был организован поминальный стол.

Традиционно друзья, родные и близкие направились на квартиру матери Героя. Оказалось, что, Виктор, мой сослуживец по Афганистану, был не только соседом Евдокии Ивановны, но и её хорошим знакомым. Он и меня увлёк посетить квартиру Корявиных. Именно так и говорила эта простая русская женщина, воспитавшая настоящего Героя: «Это наш с Сашей дом. По-иному я и не мыслю. Для меня сын здесь, рядом, в этой светлой квартире, которую мы так долго ждали вдвоём…»

В квартире витал особый дух. Здесь мама создала настоящий музей, посвящённый памяти сына. Она собрала всё, что, так или иначе, помогало узнать побольше о короткой, но яркой жизни Александра. Обстановка в квартире простая, даже скромная. На столике в углу аккуратной стопкой сложена десантная форма с тельняшкой и голубым беретом наверху и приставленной к ней любительской фотокарточкой, которую прислали из Афганистана Сашины друзья. Большие букеты от друзей и родных украсили скромный быт.

А потом приехали с роскошным букетом гвоздик солдаты из воинской части. Чуть позже, как самых родных и близких людей встретит Евдокия Ивановна однополчан сына кавалеров ордена Красной Звезды старшину запаса Виктора Милушкина, рядового запаса Асхата Такташова. Все вместе помянули Сашу, как полагается. Ребята вспомнили тот последний бой Александра.

А гости всё шли и шли. До самого позднего вечера. Соседи, знакомые и незнакомые люди, порой приехавшие издалека. Один из москвичей привёз в подарок матери погибшего солдата «Краткий биографический словарь. Герои Советского Союза». Евдокия Ивановна сразу же открыла страничку, где говорилось о сыне. Прочитала, отложила книгу в сторону и грустно так вздохнула. Каждое напоминание о гибели сына отзывается болью в сердце, подумал я. Но причина оказалась не только эта.

Жалость-то какая, обидно как… Напутали…Почему? Ведь могли же ко мне обратиться, пока жива…

Оказалось, что в двадцати одной строчке – именно столько написано о ефрейторе А. Корявине – допущены четыре фактические ошибки. Например, день и место рождения перепутали (эти ошибки «кочуют» из одного источника в другой и по сей день). Разумеется, от ошибок никто не застрахован. И всё же эти досадные неточности натолкнули на грустные размышления. Ведь, действительно, почему? Не от нашего ли равнодушия, казённого отношения к людям, нравственной глухоты… Они ранят любого человека. Но во стократ сильнее эта боль для матери, потерявшей сына. Её сердечная рана обнажена. Всегда ли мы помним об этом? Да что там помним, иногда просто не понимаем этого…

Радушием, с каким встречает своих гостей Корявина, иной раз пользовались и недобрые люди. Однажды приехала женщина, назвалась матерью известного Героя Советского Союза, а оказалось это ложью… В другой раз роль сослуживца Александра попытался сыграть какой-то проходимец. В этом доме их тоже накормили, обогрели, дали возможность переночевать, хотя хозяйка и раскрыла без труда их обман.

Что за этим? Желание пожить на дармовщинку? Или просто кощунство? Не берусь объяснить. Только и это не изменило у Евдокии Ивановны отношения к людям. По-прежнему её дом открыт для всех.

Сейчас чай будем пить. А пока вы вот это посмотрите, - мама Саши поставила перед нами большую картонную коробку с письмами и пояснила: «Здесь только те, что пришли в последнее время…»

Я долго перебирал письма. Первое, что бросилось в глаза, - на многих конвертах адрес обозначен так: «Загорск. Евдокии Ивановне Корявиной». И, что удивительно, не потерялись письма, нашли адресата! В этом небольшом подмосковном городке знают её многие, ну, а на почте – тем более. Уже несколько лет со всех уголков страны идут сюда письма. Что людей заставляет писать ей? Что движет ими? Сопереживание чужому горю? Желание помочь? А может быть, и щемящая в душе вина? Перед Матерью, потерявшей на войне Сына.

Письма, письма, письма… Южный Сахалин, Архангельск, Ташкент, Ленинград. По обратным адресам впору географию изучать.

Письма разные. В одних люди хотят успокоить, утешить мать в её неизбывном горе, в других восхищаются подвигом сына, предлагают свою помощь. Кстати, не только на словах. Однажды Евдокия Ивановна получила денежный перевод из Нерюнгри. Повертела в руках почтовый бланк так и сяк – не поймёт, от кого. Нет там ни родных, ни близких. Но ошибки не было. На почте прояснилось: строительная бригада Анатолия Еремеева (арматурный цех ДСК) решила включить в свой состав Александра Корявина, а его зарплату перечислять не в какой-нибудь обезличенный фонд под многозначным номером, а прямо матери Героя.

Не отказалась, правда, на себя те деньги почти не тратит. Не так давно купила для школьного музея картину, помогает таким же матерям, потерявшим сыновей в Афганистане.

В марте этого 88-го Евдокия Ивановна Корявина ездила в тот город на встречу с бригадой Анатолия, несмотря на расстояние, которое разделяет подмосковный город и далёкую Якутию. Сашина мама приезжала поблагодарить ребят за их добрые дела (В 1985 году по инициативе бригады А. Еремеева арматурный цех домостроительного комбината перечислил квартальную премию на счёт строительства в городе памятника воинам-интернационалистам).

Мы неторопливо пили чай из красивых чашек, а Евдокия Ивановна рассказывала:

Я вниманием не обижена. Квартиру получила, пенсию хорошую дают. Не забывают меня и наши командиры. Помогают, если что надо. Только я вот всё думаю: ко всем ли такое отношение? Ведь, как говорится, я на виду – мать Героя. А другие? В одном маленьком Загорске четырнадцать матерей не дождались своих сыновей из Афганистана. Сейчас стали разное говорить о той войне. Неправедная, дескать, ошибка вышла. Вот и переживаю, как бы всё это на отношении к этим матерям не сказалось. Вы знаете, что-то всё больше и больше черствеют люди душой. Особенно во всяких кабинетах. Доброго слова иная мать, сына потерявшая, там не дождётся, не то, что помощи.

Однажды с далёкого Севера написал ей незнакомый паренёк – матрос Александр М. Письмо-исповедь, письмо-боль. И о том, как остался фактически сиротой при живой матери, и как сам чуть не встал на скользкую тропу в жизни: «Разочаровался, изверился во всём. И тут, как ожог, как откровение – подвиг вашего сына. Ведь он – мой ровесник. Мы одного поколения».

Евдокия Ивановна и эту боль совершенно незнакомого ей человека взяла на свои плечи. Написала письмо, добрым словом, советом помогла, утешила. Завязалась переписка, которая продолжается и по сию пору…

В этом – вся она. Даже в горе не о себе думает, о других. А горя ей пришлось в жизни хлебнуть. Владимир Николаевич Махов, муж сестры Евдокии Ивановны, провожая нас с Виктором, поделился:

Не из тех Евдокия, кто на судьбу жалуется. И не обо всём рассказала… К себе, мужику, примеряю её жизнь. Семижильная она, что ли. Я бы, наверное, не выдержал. Когда Александр был ещё совсем маленьким, из семьи ушёл отец. Осталась одна с грудным малышом на руках. Помощи ждать неоткуда, квартиры нет. А зарплата небольшая. Попробуй на неё одень и накорми ребёнка. На алименты рассчитывать не приходилось. Папаша зарабатывал порой по…семь рублей в месяц. На водку, правда, деньги находились. Ну, да бог с ним…

Александр был для неё как свет в окошке. И он мать понимал, любил и заботился о ней. Только возраст позволил – сразу на завод пошёл. Кормилец. Знаете, я красивых слов не люблю. Но на таких Евдокиях земля наша русская держится…

Послесловие

«В 2010 году исполнилось 25 лет со дня гибели Александра Корявина. Как и во все предыдущие годы был проведён День памяти погибшего Героя. После посещения могилы воина памятные мероприятия были продолжены в Доме офицеров. Зал с трудом вместил всех желающих почтить память Героя Советского Союза Александра Корявина. На вечере присутствовала мама Саши Евдокия Ивановна Корявина, его командир Ивонин Андрей, настоятель Крестовоздвиженского храма отец Андрей (в прошлом сам воин-«афганец»), заместитель главы администрации г. Сергиев Посад Букин Виктор Валерьевич, представитель командования ВДВ, полковник, участник боевых действий Брагин Виктор Фёдорович, ветераны-«афганцы», сослуживцы Александра, учащиеся лицея, жители посёлка (Сергиев Посад-6).

Звуки колокола возвестили о начале мероприятия, и кадры документального фильма напомнили присутствующим о далёких афганских событиях. Открыл вечер Памяти директор лицея Василий Андреевич Рогожа. А затем восьмиклассники вместе со своим классным руководителем Титовой Раисой Александровной, которая была и классным руководителем Саши, рассказали о школьной жизни обычного паренька, ставшего Героем, и исполнили его любимую «Песню о друге» Владимира Высоцкого.

На вечере Памяти учащиеся лицея читали стихотворения об афганской войне, исполняли песни и рассказывали о Саше.

В мероприятии приняли участие гости: лауреат международных фестивалей и конкурсов афганской песни, участник боевых действий, автор-исполнитель Владимир Мазур и народный коллектив Республики Беларусь – группа «СССР». Вся атмосфера в зале была проникнута, с одной стороны, болью утраты, с другой, гордостью за Сашу, за нашу причастность к его памяти…

По окончании вечера Памяти состоялось возложение венков и цветов к памятнику Герою на территории лицея и к мемориальной доске на доме, в котором он жил. Настоящим подарком для учащихся лицея стало выступление десантников, показавших приёмы рукопашного боя, владения боевым оружием, продемонстрировавших силу и ловкость.

Завершился день Памяти по традиции футбольным турниром памяти Александра Корявина. Все участники были награждены медалями, Почётными грамотами, памятными подарками и сладкими призами, которые предоставили организации «Боевое братство» и «Альфа-легион». Наш лицей с гордостью носит имя воина-интернационалиста, бывшего своего выпускника Героя Советского Союза Александра Корявина. И все лицеисты понимают, что должны жить и учиться так, чтобы быть достойными его памяти…» /Использован материал с сайта лицея №24 г. Сергиев Посад/.

Мама Саши в тот год сказала в одном из своих интервью: «Вот уже 25 лет, как его нет, но я, ни на минуту о нём не забываю. Мой дом – это музей имени моего сына, везде фотографии Александра и его портрет. Мне многие после гибели Саши говорили: «Зачем ты его в армию отдала? Жил бы себе да жил…» А я, как не зайду на кладбище, так вижу как те, которых родители в своё время откупили от армии, там все лежат: кто от наркотиков погиб, кто от водки. Саша же погиб смертью Героя, своей смертью он спас многие другие жизни, поскольку, если бы тот душман убил его командира – Андрея Ивонина, то все ребята там бы и полегли без него. Вот и получилось у него не только по присяге, но и по-христиански – «положил душу свою за други своя»…

Андрей Иванович очень переживает за случившееся, часто приезжает ко мне сам, приезжает и его мама. Мы все друг друга понимаем. Я просто удивляюсь нашей молодёжи. У нас после гибели Саши все ребята стали стремиться в военные училища, а родители не могут понять – почему? Я так думаю – героям хотят подражать, хотят быть похожими именно на них…»

Хочется верить, что продолжилась вахта Памяти и в 2012 году. И лицеисты опять вспоминали своего Героя-выпускника этого учебного заведения. Воспитание подрастающего поколения, как будущих патриотов России, не должно прерываться…

Справка:

Корявин Александр Владимирович (26.06.1965 – 23.05.1985). Ефрейтор, наводчик-оператор боевой машины десанта (БМД) разведывательной роты 357–го парашютно-десантного полка 103-й воздушно-десантной дивизии в составе 40-й армии. Родился 26 июня 1965 года в деревне Лешково Загорского района (ныне Сергиево-Посадского района) Московской области в семье рабочего. Русский. В 1983 году окончил среднюю школу, учился на 1-ом курсе филиала всесоюзного Московского заочного машиностроительного института. Работал слесарем-инструментальщиком электромеханического завода в городе Загорске (ныне Сергиев Посад) Московской области.

В Советской Армии с июля 1983года. Службу проходил в воздушно-десантных войсках. Был направлен в Афганистан в октябре, где служил наводчиком-оператором БМД разведроты 357-го парашютно-десантного полка.

23 мая 1985 года, в ходе боя с мятежниками, ефрейтор Александр Корявин ценой собственной жизни спас жизнь командира взвода… Похоронен в Загорске.

Указом Президиума Верховного Совета от 25 октября 1985 года за мужество и отвагу, проявленные при оказании интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан, ефрейтору Корявину Александру Владимировичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. («Золотая Звезда» № 11533).

Награждён орденом Ленина, медалью «За отвагу».

Приказом Министра обороны от 5 января 1986 года Герой Советского Союза Корявин А.В. навечно зачислен в списки личного состава 103-й воздушно-десантной дивизии. Был зачислен в коллектив молодёжной бригады инструментального цеха завода, на котором работал.

« В горах темнеет быстро. После короткого, но яростного боя советские воины спешили к месту сбора.

Товарищ лейтенант!- раздалось тревожно в тишине.

И тут же в упор по командиру взвода лейтенанту Ивонину ударил автомат притаившегося в кустах душмана. Но на секунду раньше на пути свинцовой струи встал ефрейтор Александр Корявин…

Парень из подмосковного города Загорска среди товарищей слыл солдатом храбрым. Ещё в июне 1984 года разведрота, где он служил, попала в засаду. И в первом своём бою Александр сумел отличиться. Раненый, он огнём из автомата отбил атаку душманов, вынес из боя товарища и оказал ему помощь.

После лечения ефрейтор Корявин вернулся в роту с медалью на груди.

… Взводу под командованием лейтенанта Ивонина было приказано закрепиться на выгодном рубеже у ущелья в провинции Кунар. Сюда, по имеющимся данным, направлялась крупная банда душманов. Ефрейтор Корявин и рядовой Халипов, назначенные в охранение, должны были предупредить внезапность нападения противника.

Воины вовремя заметили крадущуюся по склону большую группу душманов. Что делать? Назначенный старшим ефрейтор Корявин послал напарника доложить о сложившейся обстановке командиру, а сам, заняв выгодную позицию, приготовился к бою.

Душманы, считая себя в безопасности, скучились на горной тропе. Ещё немного – и они прорвутся в тыл. Но Александр опередил их…
Получив подкрепление, бандиты вновь ринулись в атаку. Одна из пуль ранила Корявина в руку, но он продолжал вести бой. Подоспевшие товарищи помогли отбить врага.

Наступила минута затишья. Тогда-то и шагнул раненый Александр Корявин навстречу своему бессмертию. Он погиб, до конца выполнив свой воинский и интернациональный долг.

Дорого заплатили душманы за гибель советского солдата. В тот вечер воины подразделения отбили ещё шесть ожесточённых атак, нанеся врагу большие потери.

После боя лейтенант Андрей Ивонин скажет перед строем:

Саша очень любил жизнь. Спасая жизнь своих боевых товарищей, он пожертвовал своей…» (Олег Московский «Шаг в бессмертие», 1987г.).

Дополнение. Письма Александра Корявина

Евдокия Ивановна, мать мужественного воина-интернационалиста, бережно хранит письма Александра, которые он присылал из армии. Ниже приводятся некоторые выдержки из них.

/Слово «мама» в письмах Саша неизменно выводил с большой буквы. Незатейливые строчки дышат такой любовью к матери и заботой о ней, что эта вольность кажется исполненной особого смысла и трогает необыкновенно/.

В свой день рождения Евдокия Ивановна, как уже повелось, всегда сначала читает вот это письмо:

«Милая Мама, поздравляю тебя с днём рождения…»

Из своего бессмертного далека сын первым поздравляет свою маму…

«…Служба у меня идёт нормально. Со многими ребятами познакомился и подружился. Рота наша уже сформировалась как коллектив. Целый день мы заняты. Нет свободной минутки…» (19 октября 1983 г.).

«…К службе начинаю привыкать. Но всё равно есть минуты, когда тянет домой. Первое время было проще. Сейчас начались усиленные занятия и стало трудновато. Думаю, что и я, и все ребята в роте к этому скоро привыкнут. Командир говорит: главное, продержаться полгода, а дальше будет легче. Ну вот, больше и не знаю, что писать. Как там Лёша, певец двора, и вообще сообщите, что там у вас. Пишите всё, даже самые мелочи…» (25 октября 1983 г.).

«Здравствуй, Мама. С огромным солдатским приветом к тебе твой сын Саша. Сегодня получил от тебя письмо, за которое большое спасибо. Ты спрашиваешь, нет ли здесь ребят из Загорска. Из Загорска у нас три человека. С одним я даже прыгал с парашютом в Коломне. Да, Мама, ты писала, как быть с часами. Здесь они мне пока не нужны. Распорядок жёсткий. Всё по команде. Пускай полежат в серванте, а если хочешь, то носи сама, только замени в них батарейки.

Слышал, что солдаты на первом году в армии худеют. У нас здесь, наоборот. Не волнуйся. Я поправился, возмужал…» (Октябрь 1983 г.).

«Немного о себе. Скоро полгода, как я служу. Время летит быстро. Здесь вот уже дней двадцать лежит снег (и немало). Совсем, как у нас в России…Мама, напиши, как твоё здоровье и что тебе сказали в больнице… Передавай привет Олегу. Скажи ему, если он хочет в военное, то пусть бегает по утрам по два-три километра. Иначе будет тяжело…» (11ноября 1983 г.).

«…Олег! Ты, конечно, извини меня, может, я и не прав, но по тону твоих писем я чувствую какую-то несерьёзность в тебе. Учись на совесть, не жалей своих сил. Ведь ты овладеваешь профессией офицера. Ты понимаешь, где я теперь несу службу. Своими глазами вижу, как коварны, жестоки враги новой жизни, постоянно убеждаюсь, что справедливое дело надо уметь отстаивать… Учись, Олег, выполнять свой долг…» (Из письма племяннику Олегу Махову, курсанту высшего военного училища).

«Получил, Мама, твоих уже три письма, если не больше, а сам, честно признаюсь, не писал с начала августа. Это уже, считай, больше месяца. За что прошу у тебя большое-большое извинение. Приду из армии, ты, наверное, поймёшь, почему я отсюда так редко писал домой…» (7 сентября 1984 г.).

«…Стараюсь писать чаще, но не получается. Мама, поздравляю тебя с Новым годом, желаю крепкого здоровья и всего самого наилучшего. Извини, что не на открытке пишу. Мы сейчас находимся на выходе, а приеду в полк – поздравлю вас всех ещё раз и фотографии вышлю. На этой фотографии рядом парни из Подмосковья, точнее, из Орехова-Зуева…» (17 декабря 1984 г.).

«…Вы не обиделись, что я не выслал открытку с Новым годом, как обещал? Не смог. Нас долго не было в полку. Новый год встретил необычно: в горах. За весь январь в полку были всего 3-4 дня, а остальное время – на выезде…» (8 февраля 1985 г.).

«Здравствуй, Мама, передавай привет всем (кого увидишь) нашим парням, передавай привет учителям. Нам осталось провести в разлуке всего только лето…» (30 марта 1985 г.).

«Мама, удивительные люди меня окружают. Неужели когда-то придётся расставаться… А какой командир у нас, во всём хочется ему подражать…

Служба у меня, Мама, идёт нормально, без каких-либо изменений. Здесь есть разнообразие, отчего и служба не кажется утомительной…» (Апрель 1985 г.).

/А в ту пору за его плечами уже были многократные стычки с коварным врагом, нелёгкие солдатские будни. Таким вот, скромным, верным в дружбе, готовым пожертвовать собой, он оставался до последнего вздоха/.

«Здравствуй, Мама. С огромным солдатским приветом твой Саша. Вот пишу письмо, а следующее напишу через месяц… Как твоё здоровье, как здоровье у бабушки? Как у Кости со свадьбой? Пиши, что происходит у вас нового…Мама, ты говорила, что очень туго насчёт квартиры. Не ходи, не унижайся, не обивай пороги. Я приду из армии и возьму эти хлопоты на себя…

Ну, вот и всё. До свидания. Целую. Саша». (19 мая 1985 года. Последнее письмо. Через 4 дня Александр погиб…)

/Никто тогда не мог знать, что квартиру в новом доме Евдокия Ивановна получит на улице, названной в честь её сына Александра Корявина…/

«Ведь из того, о чём мы слышим,
И из того, что мы вершим пока,
Солдатский подвиг мы считаем высшим
И самым бескорыстным на века!»
/Фазу Алиева/

Использованная литература:

Земсков М. «Шагнули в бессмертие», газета «Правда», октябрь 1985г.;
-Рощин И. «Герои и подвиги», газета «Красная звезда», ноябрь 1987 г.;
-Зюбин В. «Званый гость», газета «Красная звезда», июнь 1988г.;
-Крохин Ю. «Возвращение», газета «Советский патриот», май 1989г.;

Включайся в дискуссию
Читайте также
История лингвистических учений
Николай соболев блоггер. Николай соболев. Где проживает сейчас
Ильенков, Василий Павлович - Ведущая ось Награды и премии