Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Живый в помощи вышняго псалом православие. Молитва — Живый в помощи Вышняго (толкование)

Псалтирь либо Псалтырь – наследие Ветхого Завета, уникальный сборник, состоящий из гимнов или песней, под общим названием – «псалмы».

Эти песни - стихи, слагались поэтами разных времен. Они хорошо поются. Православный Псалтирь включает в себя 151 псалом. Одним из сильнейших, в плане воздействия на верующего, считается псалом девяностый.

90 псалом – мощнейшая молитва, призванная защищать людей, живущих в крепкой вере от следующих несчастий:

  • любого вида зла;
  • ударов судьбы;
  • смертельной угрозы;
  • зависти, наветов и клеветы;
  • грязных заговоров;
  • ужасов и страхов;
  • всякой опасности;
  • недугов и страшных заболеваний;
  • недругов и опасных врагов;
  • соблазнов и искушений;
  • малого и большого греха;
  • разных неприятностей.

Усилить действие этого псалма можно следующим сочетанием молитв: сначала, необходимо прочесть молитву Пресвятой Богородице, затем, по порядку, псалмы – 26, 50 и 90.

Этот порядок называют «сохранными молитвами». Их используют, например, при вооруженных конфликтах, военных действиях или в тяжелых жизненных ситуациях. То есть, дать отпор врагам молитва тоже помогает.

Многие, в наше сложное время, находятся в постоянном страхе и беспокойстве за свое будущее, в состоянии раздражения и недовольства собой, неуверенности в своих способностях, что явно мешает наслаждаться течением жизни.

В повседневной жизни, когда многие заботы связаны с зарабатыванием денег и желанием сделать это быстрее и проще, появляются соблазны, идущие в противовес с духовностью.

Но, чем дольше человек практикует прочтение псалма, тем увереннее и спокойнее становится он сам и его окружение, вместо страхов и искушений приходят безусловное доверие и счастье.

В православной церкви этот гимн читают на богослужениях днем или вечером, кроме того – на панихидах и отпеваниях. В духовную жизнь церкви он вливается очень гармонично.

Псалом, который помогает

Известно много историй, рассказывающих о поддержке и защите, которые были получены от священного текста. Женщины - матери, в тяжелые времена, писали от руки слова псалма, сворачивали его в несколько раз и зашивали в холщовый мешочек.

Получался оберег, который обладал силой самого текста и материнской просьбой-мольбой о защите сына или дочери. Этот оберег клали в карман одежды. Он не раз спасал от беды.

Известен случай, когда у человека украли куртку, в кармане которой был такой оберег. Вор не сумел скрыться, так как неведомая сила вела хозяина куртки по следам похитителя. В конце концов, они встретились лицом к лицу и куртка была возвращена хозяину.

Чудодейственный оберег не раз спасал жизни солдат, участвовавших в военных действиях. Многие кладут текст гимна в автомобиль, для защиты от непредвиденных обстоятельств.

Печатный текст псалма, конечно же, сегодня можно купить и, все же, написанный от души и с непоколебимым доверием текст, может принести большую пользу, ведь в него вложены чувства и чаяния верующего.

Слова гимна помещают в ладанки и вешают на шею этот оберег, печатают на ремнях или лентах. Православная церковь не дает одобрения на такое использование, в то же время - не запрещает его.

Нужно ясно понимать - спасают человека не сами обереги, а Бог, к которому обращены наши молитвы.

Немного исторических фактов

В описании происхождения этого псалма, есть значительные расхождения. Те, кто придерживается иудаизма, утверждают, что написал эти строки – Моисей, а христиане, приписывают авторство псалма Давиду.

Некоторые люди, толковавшие содержание псалма 90, сопоставляют этот текст с победой иудейского царя Езекии над ассирийским войском, в которой царь целиком полагался на помощь Всемилостивого и получил ее.

Изначально, был известен этот документ на еврейском, затем, благодаря переводу с еврейского, появились: греческий вариант (Септуагинта), латинский вариант (Вульгата), русская версия (Синодальная), церковнославянская, английская (Библия короля Иакова).

Как толкуется псалом 90

Текст молитвы разделен на строки – стихи. Экзегеты – толкователи, объясняют священный документ следующим образом.

Вначале,перед читающим предстает учитель, который произносит наставления на обретение надежды и доверия, дарующие покровительство и руководство Бога. Он убедительно показывает, от каких зол и врагов можно уберечь себя, полагаясь на помощь Всевышнего и отдавая ему всего себя.

Бог Всемогущий, руками Ангелов, незримо и негласно оказывает покров, участие, поддержку и охрану.

Во второй части текста, Всевышний преподносит хвалу праведному человеческому созданию, живущему благочестиво и добродетельно, поэтому, он защищен от жизненных невзгод и дарована ему жизнь долгая.

Она, эта защита, дарована всем, кто верует и вручает свою жизнь Господу. Праведник, живущий в гармонии с миром, не привлечет к себе зло и насилие.

Чаще всего, люди приходят к Богу, когда ощущают внутреннюю усталость и разочарования, когда накоплена непосильная ноша проблем и кажется, что весь мир против. Этот псалом заряжен мощной энергией, которая способна вернуть радость и наполнить жизнь светом и любовью.

Какие правила надо соблюдать при прочтении псалма 90

  1. Тот, кто ищет защиты в прочтении псалма, должен быть крещен в христианской церкви и должен носить крест.
  2. Сборник псалмов должен быть освященным в церкви.
  3. Перед прочтением, нужно привести тело и душу в гармонию. Для очищения души, нужно покаяться в неблаговидных поступках, которые церковь называет грехами.
  4. Перед первым прочтением псалма, желательно поститься, то есть отказаться от животной пищи. А еще, лучше побыть день без еды, на воде, очищая тело свое.
  5. Хорошо бы обратиться к местному священнику, попросив его благословить на прочтение псалма. Ну а если такой возможности нет, то можно произнести: «Господи, благослови!» и обратиться к своему ангелу хранителю за поддержкой.
  6. Читать нужно перед ликом Иисуса Христа. Для этого, можно пойти в церковь или уединиться дома.
  7. Желательно выучить слова псалма наизусть, но вначале, можно использовать молитвослов.
  8. Ваши домашние не должны мешать этому таинству, поэтому, нужно выбрать место, где никто не будет беспокоить.
  9. Во время чтения, должна гореть церковная свеча. Можно помещение загодя почистить ладаном.
  10. Читайте проникновенно, вкладывая всю свою душу, открыв для общения с Богом свое сердце, наполнив каждое слово любовью и благодарностью. Помните: слышат не наши слова, а наши чувства и эмоции.
  11. Прежде чем вы начнете чтение, уберите все посторонние мысли из головы, посидите несколько минут в тишине, настраиваясь на священное действо. Тишина должна быть и снаружи и внутри вас.
  12. Это обращение к Богу должно стать ежедневной потребностью. Лучше читать его по утрам, когда мир пробуждается ото сна и готовится к новому дню. Но, бывают случаи, когда срочно необходима защита или напутствие на какие-либо дела, или грозят опасности, тогда, прочтение можно начать в любом месте и в любое время.
  13. Можно повторять чтение псалма за тех, кто не может сам этого сделать – за детей, больных родственников. Нужно делать это 40 дней подряд по 40 раз.
  14. После прочтения псалма, можно высказать свои пожелания и попросить о необходимой помощи.

Чего делать нельзя при прочтении гимна?

Нельзя подходить к этому формально, не раскрыв своего сердца и души.

Все мы находимся под кровом Бога небесного, если не прочувствовать этого, ваши усилия будут напрасными.

Маловерие и корыстные интересы, также могут разрушить связь с сакральным источником.

Нельзя эгоистически подходить к использованию этой святыни и принимать ее, будто лекарство, полезно направить ее на самосовершенствование и саморазвитие.

Псалом 90 на церковнославянском с ударениями

I. «Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га Небе́снаго водвори́тся.

II. Рече́т Го́сподеви: Засту́пник мой еси́ и Прибе́жище мое́, Бог мой, и упова́ю на Него́.

III. Яко Той изба́вит тя от се́ти ло́вчи, и от словесе́ мяте́жна,

IV. плещма́ Свои́ма осени́т тя, и под криле́ Его наде́ешися: ору́жием обы́дет тя и́стина Его.

V. Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стрелы́ летя́щия во дни,

VI. от ве́щи во тме преходя́шия, от сря́ща, и бе́са полу́деннаго.

VII. Паде́т от страны́ Твоея́ ты́сяща, и тма одесну́ю Тебе́, к Тебе́ же не прибли́жится,

VIII. оба́че очи́ма Твои́ма смо́триши, и воздая́ние гре́шников у́зриши.

IX. Яко Ты, Го́споди, упова́ние мое́, Вы́шняго положи́л еси́ прибе́жище Твое́.

X. Не прии́дет к Тебе́ зло, и ра́на не прибли́жится телеси́ Твоему́,

XI. я́ко Ангелом Свои́м запове́сть о Тебе́, сохрани́ти тя во всех путе́х твои́х.

XII. На рука́х во́змут тя, да не когда́ преткне́ши о ка́мень но́гу твою́,

XIII. на а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва и зми́я.

XIV. Яко на Мя упова́, и изба́влю и́: покры́ю и́, я́ко позна́ и́мя Мое́.

XV. Воззове́т ко Мне, и услы́шу его: с ним есмь в ско́рби, изму́ его, и просла́влю его,

XVI. долгото́ю дний испо́лню его, и явлю́ ему спасе́ние Мое́.»

Псалом 90, переведенный на русский

I. «Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,

II. говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»

III. Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,

IV. перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его.

V. Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,

VI. язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.

VII. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:

VIII. только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.

IX. Ибо ты сказал: «Господь - упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;

X. не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;

XI. ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих:

XII. на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;

XIII. на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.

XIV. «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.

XV. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,

XVI. долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».

Псалом сберегает от реальной опасности, способствует внутреннему развитию, поиску цели существования, осознанию препятствий, случающихся в повседневной реальности.

Наша дорога на Земле - постоянный подъем в гору, насколько дальше мы идем - настолько больше открывается взгляду. Прочтение псалмов - духовная пища, помогающая нашему восхождению.

Много в последнее время говорят о том, что современный человек и верить и молится не умеет, не хочет инее может. Якобы новый ритм и стиль жизни совсем не отвечает тем молитвенным традициям, которые складывались веками. Но есть молитва «Живые помощи» на русском языке, которая выражает полноту жизни духа человека. Частное обращение к Богу людей, которые нуждаются в защите, спасении, сохранении жизни и здоровья, стремятся к покаянию.

Молитва «Живые помощи»: полный текст на русском языке

Не стоит забывать, что разговор должен быть не милой беседой, а тем более болтовнёй. Нельзя включать в молитвы только повседневное «я» и личностный опыт. Христианская молитва всегда отличается отсутствием самовыражения личности. В основе разговора – наши взаимоотношения с Богом. Их нужно уметь выстраивать, учиться этому. Хрупкость взаимного понимания всегда присутствует в мирской и духовной беседе. Не должен, обращающийся к Всевышнему, помышлять о том, что всё это самообман и разговор с пустотой.

Как молиться?

  1. В день и час, когда мы становимся близки с Богом, формальный стиль молитвы может показаться не уместным и неискренним, но появляется некая лёгкость, отсутствие скованности и чувства доверия. Ищи свою форму общения.
  2. Самое трудное, предстать перед Богом без всякой личины и маски. Таким, как есть. Молясь, искать только Бога.
  3. Сложность в общении будет только представлять усилие, напряжение, связанное с возможностью угадать намерение Божие.
  4. Чем меньше у человека свободного времени, тем необходимее и ценнее будет час молитвы.
  5. Не следует превращать беседу с Богом в кратковременный ритуал. Много ли можно рассказать и услышать во время пятиминутной стоянки поезда? Только с духом собраться…
  6. Беседа должна быть не между делом, а главным событием в этот час.
  7. Дело Бога научить нас действовать, а наше правильно понять и выполнить научение и совет.
  8. Умейте понимать молитву, с которой обращаетесь. Не будьте механической куклой, повторяющей звуки не наполненные смыслом

Могущественной силой обладает Псалом 90 «Живые помощи». Многим она сохранила жизнь, уберегла от увечий и гибели. В давние времена не было на Руси человека, который бы не знал её наизусть. Там, где надвигалась угроза или опасность читали этот текст. Потому называли её охранительной. Сегодня, привыкнув к волшебным приспособлениям, которые помогают запомнить, многие не учат, но носят текст с собой, что бы в любую минуту можно было к нему обратиться.

Жизнь с каждым годом становится «разноцветнее», но опасностей это только добавляет.

Церконославянский вариант молитвы «Живый в помощи»

«Живый в помощи Вышняго, в крове Бога небесного водворится, речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.

Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна: плещма Своими осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его.

Не убоишися от страха нощнага, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго.

Падет от страны твоея тысяща, и тьма одесную тебе, к тебе же не приблизится. Обаче очима Твоими смотриши и воздаяния грешников узриши.

Яко ты, Господи, упование мое: Вышняго еси прибежище Твое. Не придет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему: яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохраняти тя на всех путях твоих.

На руках возьмут тя, да некогда преткнеши о камень ногу твою: на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия.

Яко на мя упова, и избавлю, и покрыю, и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним есмь в скорби, изму его: долготою дней исполню его и явлю ему спасение Мое».

Молитва помогает людям для которых необходима защита и спасение в экстремальных, тяжёлых, военных условиях. Такое толкование лежит на поверхности, а вот более глубинная суть несколько скрыта. Идея Псалма 90 , в том, что надежда на Всевышнего –это непреодолимый факт и сила! Блаженный Давид писал людям о том, что упование на Бога, сила непреодолимая. Веря в Творца мы находим в нём заступника, спасителя от страхов и неприятностей, злобы.

Разбор смысла молитвы

  1. Участие Господа приходит в виде божественных заповедей против всех несчастий и демонов.
  2. Только человек глубокой и искренней веры будет сохранён Им.
  3. Избавление придёт и от телесного нападения, и от демонического, и от слова мятежного.
  4. Господь укроет такими же крылами любви и заботы, как наседка птенцов своих.
  5. Человек, живущий в душе с Божьей благодатью, не убоится ничего: людей злых, демонов, ночи, слова плохого.
  6. Стрелы, которые упадут справа и слева от человека-это и грехи соблазнения, нападение демонов, но никогда не навредят.
  7. Своими глазами сможет увидеть человек кару и наказание тем, кто воюет, враждует и задумал недоброе против него.
  8. Только выбравшим Бога своим укрытием и прибежищем будет оберег и сохранение.
  9. Нечего бояться зла, дом и тело его будут защищены, и раны не приблизятся к телу.
  10. Ангелам Он поручил охранять и заботится о тебе.
  11. Руки Ангелов понесут и не позволят разбиться о камни: греха, сомнений, искушений.
  12. Змеи, звери дикие не смогут причинить никакого зла. А разумеем мы под образами этими всякую гнусность, клевету, наветы и зависть.
  13. Кто верит Богу, того он услышит и придёт, обязательно поможет в опасности, освободит, а затем и прославит в жизни земной.
  14. Стремящимся жить по заповедям и воле Господа, он может продлить жизнь мирскую, чему не мало есть примеров.

Вот и получается, что Господь, как отец, сберегает своих детей. Помощь Его, как награда, не действует только принцип некоторых человеческих отношений: Сколько я получу от тебя, столько и дам взамен. Всё, что происходит с человеком даётся ему по силам и по замыслу Божию. А пути Господни неисповедимы.

Верующие по всему миру прибегают к молитве в самых разных обстоятельствах своей жизни. Рождение и смерть, судьбоносные события и простая радость, когда хочется вознести слова благодарности к Всевышнему и отдать должное той светлой силе, которая неизменно оберегает человека.

Сегодня ученые доказали существование Бога математически. Да, Бог существует независимо от того верим мы в него или нет. Тому есть огромное количество доказательств, имя которому «общечеловеческий опыт».

Все молитвы, которые читаются в храмах, были написаны в минуты глубокого единения с Божественным началом, в порыве вдохновения. А многовековое чтение этих молитв наполнило их незыблемой силой.

Одни молитвы направлены на спасение в минуты опасности, другие помогают найти выход из сложной ситуации, есть благодарственные и универсальные. И это неслучайность, и не кем-то придумано. Такое «совпадение» люди замечали веками.

Псалом 90: чудо спасения

Почти все истинно верующие знают этот псалом наизусть. Он входит в состав главных молитв, наряду с «Отче наш» и символом веры. С этой молитвой люди прошли тяжелую, Великую Отечественную войну, ее писали на листочках, вшивали в солдатскую форму и выходили невредимыми.

Как такое возможно

Если взглянуть на историю возникновения псалмов, на то, как они были написаны, мы увидим божественное начало в каждом из них. Писались псалмы царем и пророком Давидом в минуты глубокой молитвы и единения с Богом. В трудные периоды царствования, во время мятежей и войн Давид неустанно молился. И прославился как мудрый правитель, более того, все его пророчества сбылись в точности. Так мы с уверенностью можем сказать, что псалом 90 соткан из веры, молитвы и божественного откровения.

Перевод и версии псалма 90: как его понять

Весь текст псалма 90, именуемой «Хвалебной песней Давида», пронизывает одна главная идея - упование на Господа. Во всем и всегда. И Господь не оставит в беде верующего.

Можно рассмотреть весь текст как «подслушанный» разговор человека с Господом. Как будто идет рассказ от третьего лица, со стороны наблюдающего за молящимся человеком, и видящим, как Господь ему отвечает.

Известно, что Иисус Христос читал этот псалом, когда находился в пустыне сорок дней. Дьявол искушал Христа испытать силу Божию, тем самым пытался посеять в нем сомнения. И если Сам Иисус произносил этот псалом для укрепления своей веры, то не прямое ли это указание поступать так же?

В каком переводе лучше читать псалмы

Хотя текст молитвы на старославянском языке трудно для понимания с первого раза, именно в таком виде русский человек «воспринимает» истинный смысл написанного. Молитва «Живые помощи» на современном русском языке необходима для первого понимания. Русский синодальный перевод появился в 19 веке для домашнего чтения и является упрощенным вариантом.

Поверьте, после того как молитва запомнится на старославянском (с правильным ударением), ее легче всего «подогнать» под жизненную ситуацию. Ведь мы обращаемся к Богу в разные моменты. В 90-м описаны практически все напасти человеческие, которые мы испытываем: козни врагов, клевета, бесы, болезни. Все это вызывает страхи и неуверенность.

В какой бы трудной ситуации человек ни оказался, этот псалом, прочитанный на старославянском, отвечает на внутренние сомнения по-разному. Неизменно вдохновляя целиком положиться на волю Бога.

Как легко выучить псалтырь 90

Если вы спросите об этом священника, то почти наверняка он ответит, что специально учить молитву нет необходимости. Возьмите себе за правило вдумчиво читать псалом. И через несколько дней сначала отрывками, а затем и весь текст запомнится без труда. Когда человек осознает важность какого-то знания, оно запоминается легко.

Для чего читают текст молитвы

Молитва – дар человечеству от Всевышнего. Устанавливая духовную связь с Господом, она помогает разобраться с проблемами: найти единственное правильное решение или оптимальный выход из трудной ситуации. Очевидно главное – человек ищет поддержку, защиту на духовном уровне. Такой силой обладает псалом 90, по-другому называемый «живые помощи».

Живы̀й в по̀мощи Вы̀шняго, в кро̀ве Бо̀га Небѐснаго водворѝтся.
Речѐт Го̀сподеви: Засту̀пник мой есѝ и Прибѐжище моѐ, Бог мой, и упова̀ю на Него̀.
Яко Той изба̀вит тя от сѐти ло̀вчи, и от словесѐ мятѐжна,
плещма ̀ Своѝма осенѝт тя, и под крилѐ Его надѐешися: ору̀жием обы̀дет тя ѝстина Его.
Не убоѝшися от стра̀ха нощна̀го, от стрелы̀ летя̀щия во дни,
от вѐщи во тме преходя̀щия, от сря̀ща, и бѐса полу̀деннаго.
Падѐт от страны̀ твоея̀ ты̀сяща, и тма одесну̀ю тебѐ,
к тебѐ же не приблѝжится, оба̀че очѝма твоѝма смо̀триши, и воздая̀ние грѐшников у̀зриши.
Яко Ты Го̀споди, упова̀ние моѐ, Вы̀шняго положѝл есѝ прибѐжище твоѐ.
Не приѝдет к тебѐ зло, и ра̀на не приблѝжится телесѝ твоему̀,
я̀ко Ангелом Своѝм заповѐсть о тебѐ, сохранѝти тя во всех путѐх твоѝх.
На рука̀х во̀змут тя, да не когда̀ преткнѐши о ка̀мень но̀гу твою̀, на а̀спида и василѝска насту̀пиши,
и поперѐши льва и змѝя.
Яко на Мя упова̀, и изба̀влю ѝ: покры̀ю ѝ, я̀ко позна̀ ѝмя Моѐ.
Воззовѐт ко Мне, и услы̀шу его: с ним есмь в ско̀рби, изму̀ его и просла̀влю его,
долгото̀ю дней испо̀лню его, и явлю̀ ему спасѐние Моѐ.

Выше приведен исходный священный текст на старорусском языке, читаемый священниками или истово верующими людьми.

Впрочем, существует облегченная версия, переведенная на русский современный язык, согласно православным церковным канонам. Смысл переведенного текста воспринимается яснее, нежели первоисточник, отчего запоминается значительно легче. Звучит он так:

Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его. Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
Ибо ты сказал: «Господь - упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона. «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».

Происхождение молитвы вышняго непростое. Придумана и записана царем Давидом израильским в XI-X вв. до н. э. по случаю избавления страны от мора.

Псалом особенно хорошо зарекомендовал себя от проявления негативных сил, их последствий, а также влияний на окружающую среду, бедствий и напасти – врагов и трудноизлечимых болезней. Из-за чего текст молитвы вышивался на поясе, которым человек затем подпоясывался. В современной церковной лавке сейчас можно приобрести подобный товар, называемый иконный складень.

Практические навыки предков

Некогда христиане воспользовались старославянскими методиками обережной вышивки, перенеся их на православные атрибуты собственной веры. Что ж опыт полезный, а главное – правильный, да и традиция насчитывает вот уже более 1000 лет. Зачем придумывать новое, если отлично работает уже когда-то зарекомендовавшее себя?

Впрочем, церковь всегда по-разному относилась к подобным вещам. С одной стороны, языческие обереги, амулеты, кроме, нательного крестика, находились под запретом. Осуждались официальными церковными властями, но смягчающим обстоятельством – суть коего, оберег – является молитва, позволяющая существовать ей в таком виде, приносить неоценимую пользу и облегчение для верующего человека.

Деяния вышняго

Народ настолько уверовал в силу молитвы к вышняму, что использует ее почти во всех практических методиках, в том числе при снятии порчи, руководствуясь при этом базовым каноническим материалом, одобренным церковью.

Случай из жизни

Любопытный факт, рассказанный очевидцами событий произошедший в годы Второй мировой войны: женщины – работницы ткацкой фабрики – вшивали в поясную часть военной формы псалом 90, а потом отправляли одежду на фронт. Безусловно, происходило это по личной инициативе ткачих, ведь в стране Советов православная церковь находилась под запретом.

Возможно, действия сердобольных женщин уберегли от смерти множество жизней , поскольку, наверняка, зашитая в шинель или гимнастерку бумажка с текстом молитвы к вышняму хранила владельца от шальной пули, ведь именно псалом 90 является наиболее мощной защитой при подобных случаях.

Правила чтения

Справедливо замечание, что чтение тех или иных псалмов пригодно для определенных случаев, создавая некое молитвенное правило для каждодневного молебна:

  • Благодарственные, оказание поддержки в каком-либо деле;
  • Обращение за помощью к вышняму;
  • Благословение: перед принятием пищи, дорогой, экзаменом, сном;
  • и т д.

Выработанные, одобренные христианской религией молитвенные правила читаются с определенной последовательностью. Однако возникает вопрос: если по каким-то причинам (незнанию, например) нарушается установленной церковью порядок чтения то, разве, не услышит нас Господь? Конечно, услышит!

На видео ниже можно прослушать текст молитвы.

Я давно собираю и записываю истории, связанные с 90-м псалмом - знаменитой молитвой «Живый в помощи Вышняго…» У этой молитвы, написанной израильским царем Давидом (XI-X в. до Р.Х.) по случаю избавления его народа от трехдневной моровой язвы, какая-то особенная судьба именно в России. Многие из этих историй связаны с Великой Отечественной войной.

«Осенью 1941-го мне было 7 лет, моей сестре Сонечке - 5. Так получилось, что в эвакуацию в Актюбинск мы уехали только весной 1942-го, поэтому страшную осень и зиму первого года войны были в Москве. Мой папа, Глушков Андрей Федотович, несмотря на слабое зрение, добровольцем пошел в ополчение. Там и погиб. Моя мама, Александра Филипповна, врач, все время проводила в госпитале, и мы с Сонечкой оставались с бабушкой Натальей Тимофеевной. Бабушка была из крестьянской семьи и перебралась к нам в Москву от голода конца 1930-х из Брянской области.

Воспоминания о войне у меня обрывочные. Как началась война, почему-то не помню, но зато хорошо помню чувство голода и то, как осенью 1941-го ездили с бабушкой на поля собирать капустные листья. Поля находились где-то в районе Сокола. Очень хорошо помню запах и вкус этих листьев - мы их очищали от гнили и ели, подмерзшие, а бабушка варила из них щи, очень вкусные. Помню, как всю осень говорили про какого-то Гудериана: “Гудериан подошел к Туле; Гудериан подползает к Москве…” У меня, ребенка, это слово - “Гудериан” - почему-то ассоциировалось с какой-то огромной змеей - аспидом, василиском, я видела таких в книжке.

Помню, как однажды мы с бабушкой были по делам в центре, и вдруг пошел снег, и снег был черный. И женщина, проходившая мимо, каким-то срывающимся на визг голосом запричитала: “Господи, пришел конец света!” Помню, как бабушка, сердитая, крепко схватив меня за руку, сказала: “Никто не знает ни дня, ни часа. И даже если ангел с небес начнет возвещать конец света, да анафема ему будет”. Сейчас понимаю, что это были слова из Евангелия.

Мы быстро вернулись домой. В тот день я и выучила 90-й псалом “Живый в помощи Вышняго…” Может быть от недоедания, память у меня в детстве была плохая, мне с трудом далась даже таблица умножения, а вот молитву я запомнила быстро. Бабушка заставила нас с Соней ее повторять, пока мы ее не выучили. С тех пор мы каждый вечер молились. И еще: бабушка строго-настрого наказала, чтобы мы об этом никому не говорили.

За капустными листьями мы ездили почти всю осень. Однажды соседка сказала, что Гудериан подошел совсем близко, он в районе метро “Сокол”, прямо у наших капустных полей. В тот вечер мы долго молились, бабушка, думаю, всю ночь - как сейчас вижу ее, стоящую перед иконой на коленях. А ночью ударил мороз. И техника Гудериана встала. У меня, ребенка, было такое чувство, что это произошло, потому что мы - я, Сонечка и бабушка - молились. “На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия” . А бабушка с утра была настолько просветленной, радостной… Я еще раз видела ее такой - когда из ссылки вернулся ее старший сын Валериан, уже после войны.

Она нам сказала, что в тот день, когда Гудериан стал под Москвой, был большой праздник - Введение во храм Пресвятой Богородицы. Потом 90-й псалом помогал мне еще не раз. Бабушка скончалась во сне в 1956-м, когда я уже закончила институт. С войны из пятерых бабушкиных сыновей вернулся только Никанор.

Наталья Андреевна Глушкова ».

«В ряды Красной армии меня призвали в декабре 1941-го. Когда уходил на фронт, мама дала мне листок с молитвой “Живый в помощи Вышняго” и велела зашить ее в гимнастерку. Знаю, что у многих солдат эта молитва была зашита. У кого в гимнастерку, у кого в подкладку шинели. Ее еще в народе называли “Живые помощи” или даже “Живые помочи”, иногда “Помощи солдата”. Знали, что она творит чудеса, - обычно матери давали листок с молитвой, написанной от руки.

Меня, я так считаю, она спасла не раз. Однажды подвозил снаряды на лошадях, и началась бомбежка. Решил укрыться вместе с лошадьми - под навесом около дома было свободное место, но один из офицеров, стоявших там, начал на меня кричать: “Куда ты со снарядами! Назад, назад поворачивай!” И только я отъехал назад, на голое, неприкрытое место, как в дом прямым попаданием упал снаряд. Никого в живых не осталось…

До 1944-го молитва всегда была со мной, а потом потерялась. Нас повели в баню, и от вшей всю одежду собрали в бак для кипячения. Я молитву успел отпороть, но когда мы парились, началась атака, и листок я потерял. Но молитва эта, я считаю, у меня уже была в сердце. Когда в 1944-м ранило, пока был в сознании - молился. Врач мне потом сказал, что я в рубашке родился. “Не приидет к тебе зло, и рана не преближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих”. Закончил войну в Германии, на Эльбе. Прошел через Сталинградскую битву, сражение на Курской дуге, был ранен, но домой к маме вернулся живым да еще и с боевыми наградами - разве не чудо?

Петр Егорович Завьялов ».

«Я родился 4 февраля 1942 года, в Москве. Моя мама, Анастасия Ивановна, умерла, когда мне не было и года; у нее был порок сердца, ей было 22. Папу забрали на фронт в августе 1941-го, погиб он в 1944-м, и воспитывал меня мой дедушка, Павел Степанович, и его сестра - я ее называл тетей Раей.

От мамы у меня остались только две вещи. Фотография, где они с отцом - как раз в день знакомства: молодые, веселые, влюбленные. Это был апрель 1941 года. И еще листок с молитвой “Живый в помощи Вышняго”. Бумага, на которой маминой рукой была написана молитва, очень необычная - тонкая, но прочная, я такой больше не встречал. Похожа на бумагу, на которой печатают деньги, но лучше. Откуда ее взяла мама? Загадка…

Этот листок с молитвой тетя, обернув в платочек, пришивала мне к безрукавке. Когда она ее стирала, она отпарывала платочек с молитвой, а потом пришивала опять. Когда я подрос, тетка заставила меня выучить молитву наизусть. Рос я дворовым, уличным, и мамина молитва, я считаю, меня не раз спасала. Послевоенные дети, мы были очень рисковые - и гранаты держали, и патроны. У меня, например, целый арсенал был - это считалось шиком; один пацан со двора так и погиб. Случались серьезные драки - с кастетами, ножами, но ничего, Бог миловал. Многих ребят, в сущности неплохих, затянуло воровство. И хотя рос я без родителей, но даже институт закончил. Молитва меня хранила. “Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится” .

Когда был уже взрослым, этот полуистлевший листок куда-то задевался. Я поискал- поискал и забыл о нем. А однажды, через годы, он сам нашелся - выпал из книги. И я его в карман положил. В тот день поехал в командировку в Орел, ехали мы в машине втроем, и ночью случилась авария. Мои товарищи погибли, а мне - ничего.

Раньше я не задумывался, но сейчас, с возрастом, когда у самого и дети, и пять внуков, ночами часто думаю о маме. Думаю о том, что она чувствовала тогда, осенью и зимой в первый год войны, в Москве, что думала, когда я родился. Получается, она дала мне жизнь ценою своей жизни.

Леонид Петрович Мозганов ».

Войны только начинают люди, заканчивает их Сам Бог. Без учета этого даже самая подробная летопись Великой Отечественной войны будет неполной. К сожалению, тема духовного, молитвенного подвига нашего народа в годы войны - тема малоизученная. И мы просим Вас, дорогие читатели, присылать нам свои свидетельства помощи Божией во время Великой Отечественной войны. Давайте писать эту летопись вместе.

Живый в помощи Вышняго

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не преближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби; изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Православная художественная литература
Православная художественная литература
Старообрядчество и Русская Православная Церковь: От конфронтации к диалогу