Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Преступность в снг. N231 Преступность мигрантов из СНГ. Организационно-практические мероприятия были направлены на

- 87.95 Кб

БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В СНГ

Введение3

Глава 1. История развития сотрудничества стран СНГ в борьбе с преступностью и его правовая основа6

Глава 2. Результаты сотрудничества стран СНГ в борьбе с преступностью 21

Заключение38

Список источников и литературы40

Введение

Одной из наиболее важных проблем современности является борьба с преступностью, особенно с ее организованными формами. В настоящее время деятельность многих организованных преступных группировок стала носить ярко выраженный транснациональный характер. Эта организованная преступность продолжает завоевывать и монополизировать все большие сферы общественной жизни практически каждого государства, обеспечивая себя постоянной высокой прибылью. Преступность, таким образом, создает прямую угрозу безопасности и стабильности на национальном уровне в рамках отдельных государств, а также на международном уровне в рамках всего мирового сообщества. В итоге, она нарушает нормальное функционирование экономических и социальных институтов, компроментирует их, что создает угрозу государственности. В результате деятельности организованных преступных группировок страдают населения государств, при этом, всех социальных слоев. Таким образом, борьба с организованной преступностью является актуальнейшей проблемой современности. Необходимость предупреждения преступности, устранение причин, факторов, условий, ее порождающих, становится проблемой общей, интернациональной. С целью создания эффективной системы борьбы с международной организованной преступностью государства разрабатывают различные формы и методы взаимодействия, постоянно совершенствуют правовую базу совместных действий. Все мировое сообщество ведет активную борьбу с международной преступностью, постоянно внося изменения в стратегию и тактику борьбы с ней. Государства активно сотрудничают в рамках таких универсальных и региональных организаций как: Организация Объединенных Наций, Интерпол, Европол, FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering), Содружество Независимых Государств (СНГ) и др.

Таким образом, борьба с преступностью сегодня является одной из наиболее актуальных проблем на территории стран - участниц СНГ. На территории государств - участников СНГ, как и во всем мире в целом, продолжают рости масштабы угрозы, исходящей от организованной транснациональной (международной) преступности, которая нередко бывает связанной с терроризмом в том смысле, что группировки нередко участвуют в террористических актах и используют подобные в своих целях. Активно действуют организованные преступные группировки, которые стремятся контролировать финансовые потоки отдельных предприятий и даже отраслей в целом.

В 1996 году главами государств – участников СНГ была принята Межгосударственная программа совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории стран-членов СНГ. Благодаря этому вплоть до сегодняшнего дня сотрудничество приобрело многоплановый, комплексный характер.

Реализация данной и последующих программ позволила за эти годы создать серьезную международно-правовую базу сотрудничества в сфере борьбы с преступностью, незаконным оборотом наркотиков, по противодействию преступлениям в сфере экономики, правонарушениям в области интеллектуальной собственности и другим. Государствами-членами был принят ряд конвенций, базовым документом среди которых является Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

Вдобавок к вышесказанному, стоит отметить, что за это время была существенно расширена международно-правовая база участия государств - участников СНГ в международном сотрудничестве путем присоединения их к основным договорам, заключенным в уголовно-правовой сфере в рамках Организации Объединенных Наций, ее специализированных учреждений и МАГАТЭ, а также Совета Европы.

В соответствии с принятыми программами странами-участницами СНГ проводятся совместные целевые мероприятия и специальные операции по противодействию преступности в целом, незаконному обороту наркотиков, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, по пресечению контрабанды сырьевых ресурсов, деятельности международных преступных группировок на транспорте и прочее. Регулярными стали совместные мероприятия по противодействию преступности в приграничных регионах государств - участников СНГ.

Стоит отметить, что членами СНГ в 1993 г. был создан и до сих пор функционирует специализированный банк данных Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников СНГ. Информационные данные этого банка используются правоохранительными органами государств - участников СНГ.

Совместно осуществляется сотрудничество в подготовке кадров правоохранительных и иных органов в учебных заведениях и центрах государств - участников СНГ. Проводятся взаимные стажировки сотрудников, обмен учебно-методическими материалами и согласование учебных планов и программ.

К тому же, стоит отметить, что в последние годы возросло количество правонарушений в сфере внешнеэкономической деятельности, таких, как сокрытие или же занижение объемов налогооблагаемой базы экспортеров, необоснованное возмещение НДС из бюджета при экспортных операциях, завышение транспортных расходов, сокрытие доходов, полученных иностранными юридическими и физическими лицами и проч. Экономические и налоговые преступления вышли за пределы отдельных государств, приобрели международный характер. В этих сферах действуют мощные международные преступные группы, которые наносят значительный ущерб в частности экономикам государств - участников СНГ, придавая криминальный характер их торгово-экономическим отношениям. Поэтому в целях координации усилий стран СНГ в 1996 году было подписано Соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики.

Глава 1. История развития сотрудничества стран СНГ в борьбе с преступностью и его правовая основа

С момента создания СНГ борьба с преступностью, а особенно с преступностью в экономике, была отнесена к сфере совместной деятельности государств, входящих в СНГ, что нашло законодательное закрепление в Вискулевском соглашении 1991 года и в Уставе Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 года.

12 марта 1993 г. в Москве Советом глав правительств СНГ была утверждена Программа совместных мер по борьбе с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников СНГ1. В этой Программе отмечалось, что правовой основой для сотрудничества и взаимодействия органов внутренних дел государств - участников Содружества должна служить Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная главами государств 22 января 1993 г. в г. Минске.

Программа включала две группы вопросов: организационно-правовые и организационно-практические.

Организационно-правовые вопросы предусматривали:

    • подготовку предложений для создания в рамках СНГ постоянно действующего органа (комиссии) по координации борьбы с организованными и иными наиболее опасными формами преступности, для выполнения задач, связанных с формированием специализированного банка данных, содействия в осуществлении межгосударственного розыска участников преступных сообществ, лиц, совершивших опасные преступления и скрывающихся от уголовного преследования, обеспечения согласованных действий при проведении комплексных операций, затрагивающих интересы государств - участников Содружества, выработки рекомендаций по борьбе с транснациональной преступностью;
    • подготовку предложений о необходимости принятия законов о борьбе с организованной преступностью и коррупцией, о государственной службе, о борьбе с «отмыванием» доходов от преступной деятельности, поиске, изъятии и конфискации таких доходов, о защите работников правоохранительных органов и участников уголовного процесса, об оперативно-розыскной деятельности;
    • разработку и заключение межгосударственных соглашений о сотрудничестве в сфере борьбы с организованными преступными группировками (ОПГ), незаконным оборотом оружия, взрывчатых и радиоактивных веществ, о порядке взаимодействия следственно-оперативных групп на территории других государств, порядке взаимодействия ОВД, таможенных служб и пограничных войск, о сотрудничестве в сфере борьбы с терроризмом на воздушном транспорте и транспортных коммуникациях, в сфере борьбы с преступлениями в банковской системе, коммерческих структурах и в сфере внешнеэкономической деятельности, а также о сотрудничестве в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Организационно-практические мероприятия были направлены на:

    • борьбу с бандитизмом и вооруженной преступностью (определение лидеров, сферы влияния, выявление источников поступления оружия, проведение анализа данных о действующих на территории государств - участников Содружества вооруженных преступных групп бандитской направленности, занимающихся разбойными нападениями и вымогательством);
    • разработку и проведение скоординированных комплексных операций: выявление и пресечение деятельности ОПГ, выявление и разоблачение бандитских группировок, действующих на магистральных автомобильных дорогах, выявление и пресечение вооруженных преступных группировок, занимающихся хищением на объектах железнодорожного транспорта;
    • разработку и реализацию совместных мер по выявлению и пресечению незаконной продажи оружия и его хищения;
    • обеспечение совместного контроля за раскрытием тяжких серийных преступлений;
    • осуществление комплекса согласованных мер, по пресечению деятельности группировок, специализирующихся на хищениях автомобилей;
    • борьбу с незаконным оборотом наркотиков и наркобизнесом в целом;
    • борьбу с преступностью в сфере экономики: усиление контроля за внешнеэкономической деятельностью организаций и предприятий, вывозящих строительное сырье и материалы, пресечение незаконных сделок в отношении нефтепродуктов, цветных и редкоземельных металлов;
    • выработку механизма совместных оперативно-поисковых действий по пресечению незаконных каналов вывоза из государств - участников Содружества энергоносителей, культурных ценностей, а также валютных средств;
    • обобщение материалов о деятельности устойчивых преступных формирований, занимающихся мошенническими операциями в банковской системе, и проведение скоординированных ОРМ в странах СНГ по изобличению организаторов этих преступлений;
    • разработку системы банковского контроля за межгосударственным перемещением денег.

Для лучшей координации взаимодействия стран СНГ и координации их действий на основании Решения Совета глав правительств СНГ от 24 сентября 1993 года было создано Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников Содружества Независимых Государств (БКБОП)2. БКБОП играет главную роль в институционном механизме сотрудничества органов внутренних дел государств-участников СНГ.

БКБОП является постоянно действующим органом, предназначенным для обеспечения эффективного взаимодействия министерств внутренних дел и госорганов государств – участников СНГ в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и иными опасными видами преступлений.

Работой БКБОП руководит Совет министров внутренних дел государств – участников Содружества Независимых Государств. Совет министров внутренних дел государств – участников СНГ (СМВД) создан Решением Совета глав государств СНГ от 19 января 1996 года в целях взаимодействия и координации действий в борьбе с преступностью3.

В состав СМВД входят министры внутренних дел Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Украины. Представители Туркменистана принимают участие в отдельных заседаниях СМВД. Рабочим языком СМВД является русский язык. Сегодня председателем СМВД является Усубов Рамис Идрисович, Министр внутренних дел Азербайджанской Республики. Сегодня в состав СМВД входят4:

  • Председатель СМВД – Министр внутренних дел Азербайджанской Республики – генерал-полковник Усубов Рамиль Идрис оглы
  • Начальник Полиции Республики Армения – генерал-лейтенант Гаспарян Владимир Сергеевич.
  • Министр внутренних дел Республики Беларусь – полковник милиции Шуневич Игорь Анатольевич
  • Министр внутренних дел Республики Казахстан – генерал-лейтенант полиции Касымов Калмуханбет Нурмуханбетович
  • Министр внутренних дел Кыргызской Республики – генерал-майор милиции Рысалиев Зарылбек Кылычбекович
  • Министр внутренних дел Республики Молдова Речан Дорин Павлович
  • Министр внутренних дел Российской Федерации – генерал-лейтенант полиции Владимир Александрович Колокольцев
  • Министр внутренних дел Республики Узбекистан – генерал-лейтенант Матлюбов Баходир Ахмедович
  • Министр внутренних дел Украины – генерал внутренней службы Украины Захарченко Виталий Юрьевич

СМВД является органом Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества Независимых Государств по вопросам, входящим в компетенцию министерств внутренних дел государств – участников Содружества Независимых Государств, а также иных государственных органов, которые выполняют аналогичные функции. СМВД помимо руководства БКБОП, имеет право создавать свои рабочие органы на временной основе для решения каких-либо конкретных задач.

Краткое описание

Реализация данной и последующих программ позволила за эти годы создать серьезную международно-правовую базу сотрудничества в сфере борьбы с преступностью, незаконным оборотом наркотиков, по противодействию преступлениям в сфере экономики, правонарушениям в области интеллектуальной собственности и другим. Государствами-членами был принят ряд конвенций, базовым документом среди которых является Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

При всей значимости сотрудничества Республики Казахстан в области борьбы с преступностью с ООН, Советом Европы, иными континентальными и межконтинентальными межгосударственными сообществами и организациями в настоящее время особую актуальность приобретают вопросы взаимодействия правоохранительных органов нашей страны с правоохранительными органами со странами СНГ.

Уголовная среда, используя правовые, экономические, политические, организационные промахи в работе правоохранительных органов, органов государственной власти и управления стран СНГ, создала свое единое криминальное поле, интернационализировалась и консолидировалась, обрела профессионализм, фактически взяла под контроль значительную часть экономических структур. На протяжении последних нескольких лет в динамике и структуре преступности стран СНГ отмечаются сходные тенденции, реально угрожающие их экономическому развитию и национальной безопасности. Из года в год растет число транснациональных преступлений, где преобладают бандитизм, убийства по найму, незаконные операции с оружием и наркотиками, контрабанда сырьевых ресурсов, финансовые аферы. Межнациональные преступные контакты приобрели характер устойчивой закономерности.

Органы государственной власти и управления стран СНГ, межправительственные и межгосударственные организации этих государств не предпринимают меры противодействию преступности. С момента создания СНГ борьба с преступностью, а особенно с преступностью в экономике, была отнесена к сфере совместной деятельности государств, входящих в СНГ, и это нашло законодательное закрепление в Вискулевском соглашении и в Уставе Содружества. 12 марта 1993 г. в Москве Совет глав правительств СНГ утвердил Программу совместных мер по борьбе с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств -- участников СНГ. В Программе отмечалось, что правовой основой для сотрудничества и взаимодействия органов внутренних дел государств -- участников Содружества должна служить Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная главами государств 22 января 1993 г. в г. Минске.

Программа включала две группы вопросов: организационно-правовые и организационно-практические.

Организационно-правовые вопросы предусматривали:

Подготовку предложений созданию в рамках СНГ постоянно действующего органа (комиссии) по координации борьбы с организованными и иными наиболее опасными формами преступности для выполнения задач, связанных с формированием специализированного банка данных, содействия в осуществлении межгосударственного розыска участников преступных сообществ, лиц, совершивших наиболее опасные преступления и скрывающихся от уголовного преследования, обеспечения согласованных действий при проведении комплексных операций, затрагивающих интересы нескольких государств -- участников Содружества, выработки рекомендаций по борьбе с транснациональной преступностью;

Подготовку предложений о необходимости принятия законов о борьбе с организованной преступностью и коррупцией, о государственной службе, о борьбе с «отмыванием» доходов от преступной деятельности, поиске, изъятии и конфискации таких доходов, о защите работников правоохранительных органов и участников уголовного процесса, об оперативно-розыскной деятельности;

Разработку и заключение межгосударственных соглашений о сотрудничестве в сфере борьбы с ОПГ, незаконным обращением с оружием, взрывчатыми и радиоактивными веществами, о порядке взаимодействия следственно-оперативных групп на территории других государств, порядке взаимодействия ОВД, таможенных служб и пограничных войск, о сотрудничестве в сфере борьбы с терроризмом на воздушном транспорте и транспортных коммуникациях, в сфере борьбы с преступлениями в банковской системе, коммерческих структурах и в сфере внешнеэкономической деятельности, а также о сотрудничестве в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Предусмотренные программой организационно-практические мероприятия были направлены на:

Борьбу с бандитизмом и вооруженной преступностью (определение лидеров, сферы влияния, выявление источников поступления оружия, проведение анализа данных о действующих на территории государств -- участников Содружества вооруженных преступных групп бандитской направленности, занимающихся разбойными нападениями и вымогательством);

Разработку и проведение скоординированных комплексных операций (выявление и пресечение деятельности организованных групп преступников-гастролеров, выявление и изобличение бандитских группировок, действующих на магистральных автомобильных дорогах, выявление и пресечение вооруженных преступных группировок, занимающихся хищением на объектах железнодорожного транспорта);

Разработку и реализацию совместных мер по выявлению и пресечению незаконной продажи и хищений оружия;

Обеспечение совместного контроля за раскрытием серийных тяжких преступлений;

Осуществление комплекса согласованных мер, по пресечению деятельности группировок, специализирующихся на хищениях автомобилей;

Борьбу с наркобизнесом;

Борьбу с преступностью в сфере экономики (усиление контроля за внешнеэкономической деятельностью организаций и предприятий, вывозящих строительное сырье и материалы, пресечение незаконных сделок в отношении нефтепродуктов, цветных и редкоземельных металлов);

Выработку механизма совместных оперативно-поисковых действий по пресечению незаконных каналов вывоза из государств -- участников Содружества энергоносителей, культурных ценностей и валютных средств;

Обобщение материалов о деятельности устойчивых преступных формирований, занимающихся мошенническими операциями в банковской системе, и проведение скоординированных ОРМ в странах СНГ по изобличению организаторов этих преступлений;

Разработку системы банковского контроля за межгосударственным перемещением денег.

По большинству позиций данная совместная программа борьбы с преступностью на территории стран СНГ не была выполнена. Причиной тому были следующие обстоятельства:

нереальные сроки выполнения программы -- один год;

глобальность проблем, которые предполагалось совместно решить (по существу программа касалась всего комплекса преступлений, совершаемых в странах СНГ, и так называемых фоновых явлений);

отсутствие опыта совместной работы;

отсутствие правовой базы для сотрудничества;

стремление охватить мероприятиями все страны СНГ вне зависимости от специфики их интересов;

отсутствие материально-технической базы совместных действий;

политическая и экономическая нестабильность в регионах;

отсутствие четкого разделения обязанностей между сторонами;

стремление разрешить комплексные проблемы усилиями одного-двух министерств;

отсутствие контроля за выполнением Программы.

В 1996 г. Совет глав государств СНГ в соответствии со ст. 4 Устава СНГ в целях принятия эффективных совместных действий в борьбе с преступностью утвердил Межгосударственную программу совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств -- участников СНГ на период до 2000 г. Руководители государств, принимая этот программный документ, констатировали, что состояние преступности в государствах - участниках Содружества вызывает серьезную озабоченность. Практически повсеместно отмечается значительный рост тяжких преступлений, имеющих транснациональный характер, совершаемых организованными преступными формированиями. Широкое распространение получают различные проявления терроризма, легализация преступных доходов, наркобизнес, контрабанда оружия и военной техники, радиоактивных веществ, культурных ценностей, стратегических материалов, фальшивомонетничество, кражи автомобилей, преступления в финансовой и внешнеэкономической сферах, в том числе с использованием информационно-вычислительной техники и новейших платежных средств, заказные убийства и другие виды преступлений.

В программе также отмечается, что принимаемые в государствах Содружества меры не всегда адекватны преступным проявлениям, недостаточно скоординированы и согласованы, это приводит к увеличению масштабов транснациональной организованной преступности, возможности ее проникновения в экономическую, социальную и финансовую сферы. Данное обстоятельство, отмечаемое в Программе, обусловливает необходимость принятия более эффективных межгосударственных мер, направленных на совершенствование информационного обеспечения государств, на гармонизацию и унификацию правовой базы, проведение конкретных согласованных мероприятий правоохранительных и иных органов системы уголовной юстиции в борьбе с ОПГ, и, прежде всего, с преступностью, посягающей на экономическую безопасность СНГ.

В программе совместных мер борьбы с преступностью на период с 2000 до 2003 года в большей степени учтены результаты анализа криминогенной ситуации и прогнозов развития преступности в странах СНГ, результаты научных исследований, практики борьбы с организованными формами преступности. Здесь также учтен прошлый опыт совместных действий правоохранительных органов стран в этом направлении.

Данная межгосударственная программа состоит из шести разделов, предусматривающих организационно-правовые вопросы, организационно-практические мероприятия, информационное и научное обеспечение, материально-техническое и финансовое обеспечение, механизм контроля.

На сегодняшний день в рамках СНГ существует Межгосударственная программа совместных мер борьбы с преступностью и Программа сотрудничества СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотиков на 2011-2013 годы.

Обе программы разработаны во исполнение пункта 6.2 Плана основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития СНГ в развитие ранее действовавших межгосударственных программ на среднесрочный период. Принятие Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью обусловлено необходимостью развития сотрудничества государств в противодействии современным вызовам и угрозам.

Комплекс мер, предусмотренных Программой, основывается на анализе криминогенной ситуации и прогнозе тенденций преступности в странах Содружества, результатах научных исследований, практике борьбы с преступностью, а также опыте совместных действий и результатах реализации предыдущих программ.

Среди основных задач Программы - развитие международно-правовой базы сотрудничества, совершенствование и гармонизация национального законодательства, проведение комплексных совместных или согласованных межведомственных профилактических, оперативно-розыскных мероприятий и специальных операций, информационное и научное обеспечение сотрудничества, а также осуществление сотрудничества в подготовке кадров, повышении квалификации специалистов.

В свою очередь, Программа сотрудничества СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотиков направлена на обеспечение адекватного реагирования на происходящие изменения в наркоситуации и реализации неотложных мер совершенствования противодействия распространению наркомании и наркобизнеса. Данная Программа представляет собой комплекс мер, реализация указанных Программ будет осуществляться в соответствии с принципами и нормами международного права, международными обязательствами и законодательством государств - участников СНГ.

В настоящее время практически нет методик сравнительного анализа преступности в странах СНГ, не определены цели, задачи совместного исследования этой проблемы, отсутствует материально-техническая база. В связи с этим, в первую очередь, необходимо определить параметры сравнительных показателей при изучении преступности в рамках СНГ.

Не менее важно с точки зрения теории криминологии и практики борьбы с преступностью в рамках СНГ правильно и полно решить вопрос о круге сравниваемых составов преступлений. Сложившаяся мировая практика такова: для сравнения преступности при составлении статистических ежегодников ООН избирают преступления, представляющие особую общественную опасность для мирового сообщества. Как правило, это умышленные убийства, изнасилования, умышленные тяжкие телесные повреждения, разбойные нападения, кражи чужого имущества, поджоги. В некоторых странах национальная уголовная статистика учитывает данный узкий по количеству круг преступлений, которые принято называть индексами. В одних государствах (например, в США) число индексных преступлений находится в пределах десяти, в других (ФРГ, Франция, Англия) их значительно больше.

Ни в одной из стран СНГ понятия индексных преступлений не существует. Уголовная статистика стран Содружества учитывает все преступления, предусмотренные в их Уголовных кодексах. А таких преступлений более двухсот. Как поступить в подобной ситуации? Сравнивать все составы преступлений? В этом нет ни научной, ни практической значимости, да и технические возможности для такого сравнения отсутствуют. Если же пойти по пути сравнения групп преступлений, отнесенных к категории тяжких, то и тут все может оказаться не так просто при определении общей позиции. К примеру, такой состав преступления как умышленное убийство практически повсеместно отнесен к категории тяжких. Однако это не означает, что во всех ситуациях для стран СНГ имеет практическое значение сравнительный статистический анализ умышленных убийств. Другое дело, если речь идет об убийствах, к которым причастны лица разных стран, убийствах, затрагивающих межнациональные интересы, и т.п.

Видимо, на новом этапе интеграционных процессов в области борьбы с преступностью каждая страна сама должна определять несколько (не более десяти) наиболее значимых для нее составов преступлений с учетом уровня их фактической и статистической распространенности, степени общественной опасности, межгосударственного характера и т.д. По всей вероятности, этот перечень преступлений будет периодически меняться в связи с изменениями уголовного законодательства, конкретной криминологической ситуацией, задачами, стоящими перед странами СНГ.

Определяя круг сравниваемой информации о преступности в странах СНГ, необходимо учитывать не только уголовно-правовые, но и криминалистические и криминологические классификации тех или иных противоправных деяний в сфере экономической деятельности. Здесь имеются в виду прежде всего мотивы, способ действия и предмет посягательства. Не менее продуктивным может быть включение в предмет анализа этнических и религиозных факторов, процессов миграции как в пределах СНГ, так и за его границами. Не обойтись здесь и без совместной разработки методик определения фактического уровня преступности в странах СНГ.

Сравнительный анализ преступности в странах СНГ предполагает также прогноз развития преступности хотя бы на ближайшую перспективу. Сейчас на уровне устоявшейся категории фигурирует такое понятие, как общее криминальное пространство. Отсюда строятся прогнозы в отношении динамики, структуры преступности, обстоятельств, способствующих преступлениям. Однако при всей внешней «прозрачности» данной категории она нуждается в осмыслении с более общих, стратегических позиций, позиций философского, экономического, политического и правового характера. Уже при первом приближении к названной проблеме возникает вопрос о том, а есть ли действительно такое понятие, как единое криминальное пространство. Есть географически единое пространство, есть территория, по которой передвигаются преступники без особых трудностей и препятствий. И все. Далее идут в основном одни различия, национальные интересы, традиции, взгляды и т.п. Вместе с тем во всем мире (правда, с разной степенью интенсивности) происходят процессы интернационализации всех сторон жизни. Интернационализируется и преступность как неотъемлемая пока часть жизнедеятельности человека. Поэтому есть основания предполагать, что в ближайшее время будет возрастать количество так называемых транснациональных преступлений, связанных с незаконной торговлей оружия, наркотиков, произведений искусств, контрабандой, транспортными преступлениями. Видимо, эти преступления и могут явиться основными содержательными элементами предлагаемого нами понятия «региональные индексные преступления» стран СНГ.

Взаимодействие правоохранительных органов стран СНГ осуществляется в целях обеспечения эффективности их деятельности по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, розыску преступников, возмещению причиненного преступлениями ущерба, исполнению наказаний, а также совершенствования международно-правовых норм и национального законодательства в сфере борьбы с преступностью.

Приоритетное значение приобретают совместные усилия правоохранительных органов по борьбе с организованной и транснациональной преступностью, представляющей особую угрозу безопасности стран СНГ.

В социальном плане организованная и транснациональная преступность опасна в связи с тем, что она способствует:

вовлечению в преступную деятельность все большего числа людей и прежде всего из молодежной среды;

созданию в обществе атмосферы страха и неуверенности;

стимулированию роста социальной напряженности;

возрастанию вреда, причиняемого экологическими преступлениями, фальсифицированием продуктов и алкогольных напитков.

В экономической сфере организованная и транснациональная преступность способствует:

Глобальной криминализации экономических отношений и упрочению позиций криминального капитала;

Росту теневой экономики, подрывающей социально-экономические основы государств -- участников СНГ;

Снижению уровня международного доверия к усилиям государств СНГ в инвестиционной политике, внешнеэкономической, кредитно-финансовой деятельности и других сферах экономики; Организованная и транснациональная преступность представляет угрозу и политическим интересам стран Содружества, поскольку создает условия для:

Вторжения криминальных структур, располагающих крупными капиталами, в политическую жизнь государств, лоббирования своих интересов во властных структурах путем формирования выгодного общественного мнения через подконтрольные средства массовой информации, а также путем принятия выгодных им законодательных и иных нормативных актов;

Подкупа коррумпированных государственных служащих;

Провоцирования в корыстных целях межнациональных конфликтов и политических скандалов.

Важнейшими направлениями согласованной деятельности правоохранительных органов стран СНГ является борьба с:

Терроризмом, бандитизмом, захватом заложников;

- «заказными» и серийными убийствами;

Похищениями и торговлей людьми, органами или тканями человека для трансплантации;

Наемничеством, незаконным производством или распространением оружия массового поражения, нападениями на лиц и учреждения, которые пользуются международной защитой, и другими преступлениями против мира и безопасности человечества;

Проникновением через границы стран СНГ нарушителей границы, террористических групп и других преступных элементов;

Нарушениями правил несения пограничной службы, дезертирством и другими преступлениями против военной службы, если они посягают на нормальное функционирование СНГ;

Незаконной миграцией;

Фальшивомонетничеством, контрабандой, легализацией средств и имущества, приобретенных незаконным путем, налоговыми и другими преступлениями в экономике, наносящими ущерб странам СНГ;

Преступлениями, связанными с незаконным оборотом оружия, радиоактивных материалов, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, взрывных устройств;

Незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

Преступлениями в сфере компьютерной информации;

Взяточничеством, коммерческим подкупом в области межгосударственных, экономических и других отношений стран СНГ;

Нарушениями законодательства об охране окружающей среды, загрязнением вод, атмосферы, морской среды и другими экологическими преступлениями, затрагивающими интересы стран СНГ;

Преступлениями против безопасности движения и эксплуатации транспорта, наносящими ущерб странам СНГ;

Преступлениями, совершаемыми против лиц из состава коллективных миротворческих сил;

Нелегальным алкогольным, антикварным, игорным, порно-графическим бизнесом и проституцией;

Любыми преступлениями, совершаемыми преступниками-«гастролерами», действующими на территории стран СНГ, либо лицами, имеющими транснациональные преступные связи в пределах СНГ;

Преступными посягательствами на автотранспортные средства.

Правоохранительные органы стран СНГ по взаимному согласованию осуществляют:

Совместный анализ состояния, уровня, структуры, динамики и последствий преступности, результатов работы по выявлению, предупреждению, раскрытию, расследованию преступлений, исполнению наказаний;

Выполнение в пределах своей компетенции совместных программ борьбы с преступностью, ее отдельными видами;

Совместные следственные действия и ОРМ по конкретным делам и материалам о преступлениях, борьба с которыми требует скоординированных усилий;

Обобщение практики исполнения межгосударственных договоров, соглашений, а также национального законодательства о борьбе с преступностью;

Подготовку информации по вопросам борьбы с преступностью Совету глав государств, другим органам СНГ, а также органам государственной власти стран СНГ;

Разработку предложений по совершенствованию правового регулирования совместной деятельности стран СНГ по борьбе с преступностью, в том числе касающихся вопросов передачи уголовного преследования;

Изучение и оценку эффективности совместных усилий правоохранительных органов стран СНГ по борьбе с преступностью, распространение опыта в этой области;

Создание правовой основы упрощенного порядка выдачи лиц, совершивших преступления;

Сотрудничество в области защиты прав потерпевших и свидетелей;

Согласованную разработку модельного законодательства с использованием его основных положений в национальном законодательстве с учетом специфики правовых систем стран СНГ.

Основными формами взаимодействия правоохранительных органов стран СНГ по борьбе с преступностью признаются:

а) осуществление совместных следственных действий и ОРМ по предупреждению преступлений как на территории СНГ в целом, так и на территории отдельных государств -- участников СНГ (инициатором и разработчиком таких мероприятий может выступать любой из субъектов взаимодействия);

б) оказание содействия работникам правоохранительных органов одной страны работниками правоохранительных органов другой страны в пресечении и раскрытии преступлений, задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, исполнении наказаний (такое содействие выражается в форме предоставления другой стороне транспортных средств, криминалистической техники, связи, оргтехники, необходимой оперативной информации, организации работы переводчиков, экспертов, осуществления иных конкретных мероприятий) .

"Страшно выходить на улицу!", "У нас хуже, чем в Чикаго" - кто не слышал подобных выражений? И сухие милицейские сводки, и красочно расписанные репортерами уголовной хроники страсти еще более усугубляют страх обывателей, т.е. наш с вами. Эта подборка цифр - попытка не запугать, а дать объективную картину, а вы уж сами делайте выводы и примите меры по своей безопасности.

Число зарегистрированных преступлений

"pre" тысячи на 100000 жителей 1991 1992 1991 1992**

Азербайджан 15,6 22,4* 217 305 Армения 13,1 16,4* 384 470 Беларусь 81,3 96,6 792 937 Казахстан 173,9 200,9 1030 1181 Кыргызстан 31,1 43,9 698 976 Молдова 44,5 48,3* 1021 1108 Россия 2173,1 2760,7 1459 1857 Таджикистан 18,5 25,3 340 450 Туркменистан 19,3 17,9 512 465 Узбекистан 88,6 93,6 423 436 Украина 405,5 480,5 780 921

** при расчете коэффициентов преступности за 1992 г. использовались предварительные данные о численности населения.

В 1992 г. в целом по СНГ число зарегистрированных преступлений составило 3,8 млн. и увеличилось по сравнению с 1991 г. в среднем на 24%.

Самые типичные преступления

По-прежнему, это - кражи. Доля их в общем числе зарегистрированных преступлений в 1992 г. составила более 58%, (в 1991 г. - 56%), а в России и Кыргызстане - по 59%, Таджикистане - 63%. Свыше двух третей краж приходится на кражи личного имущества граждан.

Почти в 1,5 раза возросло количество грабежей и разбойных нападений. Рост этих видов преступлений имел место во всех государствах Содружества - в среднем на треть.

На четверть возросло за прошлый год число насильственных преступлении, совершенных против личности (умышленных убийств, тяжких телесных повреждений, изнасилований): в России - примерно на треть, Азербайджане и Молдове - в 1,4 раза, в Таджикистане - в 1,9 раза.

Почти в 1,4 раза возросло число совершенных убийств, а в Таджикистане - более чем в 4 раза, в Молдове - в 2,4 раза, Армении - в 1,5, Азербайджане и России - в 1,4 раза при сокращении их числа в Туркменистане на 3%.

У кого в кармане нож?

Органами внутренних дел и прокуратуры стран Содружества в прошлом году было выявлено более 1,6 млн. человек, совершивших преступления, что на 16% больше, чем в 1991 г. Более половины (55%) преступников - это молодежь в возрасте от 14 до 30 лет.

Подавляющее число среди выявленных преступников (88%) - мужчины, 12% - женщины (от 5% в Азербайджане до 14% в Беларуси и на Украине).

Для женщин наиболее характерны такие виды преступлений, как взяточничество (около 30%), мошенничество (более 20%) и некоторые другие корыстные преступления.

Треть преступников совершает преступления в состоянии алкогольного опьянения. В целом по странам Содружества в пьяном виде в прошлом году совершили преступления более полумиллиона человек, что на 20% больше, чем за 1991 г.

Во всех государствах СНГ возросло число лиц, совершивших преступления в состоянии наркотического возбуждения (в среднем на треть), половина из них приходится на Россию, треть - на Украину. В 1992 г. в межгосударственный розыск (в пределах бывшего СССР) объявлено 30,3 тыс. скрывшихся преступников. Снижается эффективность поиска таких лиц. Если в 1991 г. их было разыскано около двух третей, то в 1992 г. - немногим более половины.

И. КИРИЛЛОВ, заместитель начальника отдела социальной статистики Статкомитета СНГ

И. КОЛОСКОВА, главный юрисконсульт отдела

С распадом Советского Союза Россия стала лидером криминализации среди стран СНГ. Основные показатели преступности в бывших союзных республиках в течение длительного времени остаются значительно ниже, чем в Российской Федерации. Речь в данном случае идет не столько об абсолютных цифрах, которые связаны с разницей в численности населения, сколько о динамике и интенсивности преступных проявлений.

В период с 2004 по 2012 г. количество преступлений осталось практически без изменений на Украине, существенно снизилось в Республике Беларусь – на 65%, в Киргизской Республике – на 13%. Остальные страны СНГ столкнулись с ростом преступных проявлений. В Республике Казахстан число зарегистрированных преступлений возросло почти в два раза – на 97%, в Азербайджанской Республике – на 35%, в Республике Молдова – на 27%, в Республике Армения – на 56%, в Республике Таджикистан – на 50%.

Коэффициенты преступности на 100 тыс. населения в 2012 г. значительно уменьшились в Республике Беларусь (-59%) и в Киргизской Республике (-17%). В то же время в остальных государствах СНГ данный показатель существенно вырос. Наиболее высокие значения коэффициента преступности, практически вдвое превышающие аналогичные показатели 2004 г., отмечены в 2012 г. в Казахстане (+79%). В Таджикистане рост коэффициента преступности составил 30%, на Украине – 28%, в Республике Молдова – 21%, в Республике Армения – 53%, в Азербайджанской Республике – 16%, что свидетельствует об увеличении криминализации населения этих республик (табл. 4.4).

Таблица 4.4

Показатели преступности в СНГ за 2004–2012 гг.

Число преступлений, совершенных в 2004 г.

Число преступлений, совершенных в 2012 г.

Коэффициент преступности на 100 тыс. населения в 2004 г.

Коэффициент преступности на 100 тыс. населения в 2012 г.

Белоруссия

Казахстан

Азербайджан

Таджикистан

Киргизия

В ряде стран СНГ в период с 2004 по 2012 г. наблюдается такое же, как в России резкое расхождение между показателями числа зарегистрированных преступлений и числа выявленных лиц, их совершивших. К таким странам относятся Белоруссия, Казахстан, Украина – наиболее крупные государства Содружества. Однако на Украине и в Казахстане к 2012 г. проявилась обратная тенденция к сближению числа зарегистрированных преступлений и выявленных правоохранительными органами лиц, совершивших преступления. В то же время в таких странах, как Азербайджан и Узбекистан, ножницы между этими показателями практически отсутствовали. Найти объяснение этим фактам достаточно сложно. Представляется, что на них влияет целый комплекс причин, в том числе организационного характера. В целом же следует отметить, что выявление действительных тенденций преступности, ее причин и условий, характера, других связанных с ней явлений возможно только путем анализа динамики показателей за длительный временной период. Ввиду этого следует с крайней осторожностью относиться к преждевременным попыткам анализа факторов, влияющих на текущее состояние преступности.

Структура преступности в постсоветских государствах за рассматриваемый период претерпела определенные изменения. Как и ранее во всех странах СНГ наибольший удельный вес имеют посягательства на собственность. Их объем в общей численности преступлений, совершенных в 2012 г., составил в Республике Беларусь 60%, в Киргизской Республике – 54%, в Казахстане – 78%, в Таджикистане – 39%, на Украине – 58%, в Республике Молдова – 47%, в Республике Армения – 29%, в Азербайджанской Республике – 33%. В целом, количество преступлений против собственности, к которым относят кражи, грабежи, разбои и мошенничество, осталось на уровне 2011 г.

Значительный удельный вес в структуре преступности имеют тяжкие насильственные преступления против личности: в Республике Беларусь – 1%, в Киргизской Республике – 3%, в Казахстане – 2%, в Таджикистане – 2%, на Украине – 2%, в Республике Молдова – 2%, в Республике Армения – 2%, в Азербайджанской Республике – 3%.

На преступления, связанные с наркотиками, в СНГ в 2012 г. в среднем приходится 9% общего числа всех криминальных проявлений. Наиболее высока доля этих нарушений законодательства в Азербайджане – 12%, Армении и Киргизии – 7%.

Круг насильственных преступлений в странах СНГ весьма разнообразен. Однако обычно внимание акцентируется на наиболее опасных проявлениях насилия – насильственных преступлениях против личности. К ним относятся преступные деяния, объектом которых являются основополагающие права человека: убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование и т.п. Среди насильственных преступлений наиболее устойчивую и значительную часть составляют убийства, умышленные причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилования. Состояние и динамика совершения преимущественно этих преступлений и характеризуют насильственную преступность в государствах СНГ.

В период с 2004 по 2012 г. для большинства стран СНГ была характерна отрицательная динамика убийств и покушений на убийства (табл. 4.5). В ряде стран произошло существенное снижение числа этих опасных деяний: в Белоруссии – на 62%, на Украине – на 34%, Таджикистане – на 40%, Азербайджане – на 6%, Молдове – на 26%, Киргизии – на 10%, Армении – на 34%, в Казахстане – на 38% (см. табл. 4.5).

Таблица 4.5

Количество зарегистрированных убийств и покушений на убийство в государствах – участниках СНГ в 2004-2012 гг.

Правоприменителям нередко приходится сталкиваться с криминальным причинением вреда здоровью, запрещенным уголовными законами во всех государствах СНГ. Как и в России, в большинстве стран СНГ отмечается выраженная тенденция снижения количества указанных посягательств (табл. 4.6). В Белоруссии за период с 2004 по 2012 г. число этих преступлений уменьшилось на 55%, Украине – на 41%, Казахстане – на 24%, Киргизии – на 7%, Таджикистане – на 10%, в Молдове – на 8%, в Армении – на 17%. Положительный тренд наблюдался лишь в Азербайджане – увеличение числа фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью на 70% (табл. 4.6).

Таблица 4.6

Количество зарегистрированных фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью по государетвам – участникам СНГ в 2004–2012 гг.

В начале 1980-х гг. большинство убийств и причинений тяжкого вреда здоровью в странах СНГ имели бытовой характер. Вывод о преимущественно бытовом характере насильственных преступлений в эти годы подтверждался и данными о значительной доле в мотивах преступника мести, ревности, ссор при совершении убийств и причинений тяжкого вреда здоровью. О бытовой основе убийств и посягательств на здоровье свидетельствовали и используемые преступниками орудия преступления. Указанные деяния чаще всего совершались с применением холодного оружия и иных колюще-режуще-рубящих орудий, путем нанесения ударов руками и ногами. В настоящее время как в России, так и в странах СНГ, значительное место среди орудий убийств и причинения вреда здоровью занимает огнестрельное оружие.

С конца 1980-х гг. структура умышленных убийств и причинений тяжкого вреда здоровью кардинально меняется. Как отмечается специалистами, доля этих преступлений, совершенных на бытовой почве, сокращается и в настоящее время составляет около 30% их общего числа. Преступное насилие широко проникло в те сферы жизни, в которых оно ранее практически никак не проявлялось, например, в область финансовой и предпринимательской деятельности, промышленности и торговли и т.д. Особенностью посягательств на жизнь и здоровье является их незначительная латентность, объясняемая характером совершенных деяний, их трудно скрываемыми последствиями, хотя в настоящее время отмечается рост латентности убийств не только в России, но и в других странах СНГ.

Динамика изнасилований за последние годы не укладывается в рамки общей тенденции преступного насилия, что объясняется специфической природой этих сексуальных преступлений и их значительно большей по сравнению с другими насильственными посягательствами латентностью. Поэтому не случайно, что число регистрируемых изнасилований уменьшилось. В период с 2004 по 2012 г. для большинства стран СНГ была характерна отрицательная динамика изнасилований и покушений на изнасилования (табл. 4.7). В ряде стран произошло существенное снижение числа этих преступлений: в Белоруссии – на 75%, Украине – на 35%, в Азербайджане – на 24%, в Таджикистане – на 32%. В то же время число изнасилований повысилось в Киргизии – на 15%, Армении – на 58%, Казахстане – на 57%, Молдове – на 7%. Обращают на себя внимание показатели Казахстана и Молдовы. В Казахстане, как видно из материалов статистики, отмечается наиболее значительное число изнасилований в абсолютном выражении среди всех стран СНГ, за исключением России. В Казахстане в четыре раза выше количество изнасилований, чем, например, в Украине, имеющей существенно бо́льшую численность населения. Следует отметить, что в последнее десятилетие изменились и качественные характеристики сексуальных преступлений. В большинстве стран СНГ увеличилось число посягательств па сексуальную свободу несовершеннолетних и серийность насильственных преступных посягательств.

Таблица 4.7

Количество зарегистрированных изнасилований и покушений на изнасилование по государствам – участникам СНГ в 2004–2012 гг.

Преступления против собственности в странах СНГ, как и в России, относятся к числу наиболее распространенных. Самым частым посягательством на имущественные интересы традиционно является кража. Доля таких преступлений в структуре всей преступности в 2012 г. возросла и составила на Украине 53% по сравнению с 45% в 2004 г., в Белоруссии – 55 и 48% соответственно, Казахстане – 62 и 43%, Азербайджане – 19 и 9,5%. В такой стране СНГ, как Молдова, доля краж в структуре преступности снизилась до 39% в 2012 г. с 44% в 2004 г. Аналогичные процессы отмечались и в Киргизии – 38 и 43% соответственно, Таджикистане – 25 и 30%, Армении – 25 и 28%.

За 2012 г. во многих странах СНГ абсолютное число краж относительно 2011 г. заметно снизилось: в Белоруссии – на 23%, Азербайджане – на 16%, Молдове – на 5%, Киргизии – на 10%, Армении – на 4%. В Казахстане, напротив, имело место существенное увеличение краж (+47%), аналогичный тренд прослеживается и в Таджикистане (+13%). В среднем по СНГ численность краж уменьшилась на 1%. В то же время в странах Содружества в 2012 г. квартирные кражи составляли 12,5% их общего числа, в Азербайджане – почти треть всех совершенных за год краж – 33%, в Армении, Белоруссии, Киргизии, Таджикистане, Казахстане – 25%, в Молдове – 14%.

Абсолютное число грабежей в 2012 г. уменьшилось в СНГ на 10%, в Белоруссии – на 26%, в Киргизии и Азербайджане – на 14%. Одновременно произошло их существенное увеличение в Армении (+104%), Казахстане (+112%), Молдове (+102%), Таджикистане (+134%).

Правоохранительные органы стран СНГ зарегистрировали в 2012 г. в целом на 11% мошенничеств больше, нежели в 2011 г. В Белоруссии и Таджикистане их число снизилось на 33 и 9% соответственно. В остальных странах Содружества отмечался рост мошенничеств на 5–14%, максимальное же увеличение криминальных обманов наблюдалось в Армении – на 21%.

Количество наиболее опасных посягательств на собственность – разбоев – в 2012 г. снизилось на 26% в Белоруссии, на 14–15% – в Азербайджане, Казахстане, Киргизии, на 49% – в Таджикистане. Лишь в Молдове число разбоев возросло на 10%.

Основные характеристики посягательств на собственность в этих странах мало изменились. Личная собственность граждан чаще всего подвергается неправомерному воздействию со стороны похитителей. Основным предметом преступления по-прежнему остаются деньги. Появились, однако, и новые виды хищений – совершенные путем использования информационных технологий.

Как и для России, для стран бывшего СССР актуальна проблема коррупции. Наиболее часто коррупция ассоциируется у граждан с дачей-получением взятки, хотя спектр преступлений должностных лиц достаточно широк. Кроме взяточничества к коррупционным преступлениям относятся и иные предусмотренные уголовным законодательством деяния коррупционного характера: регистрация незаконных сделок с землей, злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий при наличии у виновного корыстной или иной личной заинтересованности, незаконное участие в предпринимательской деятельности, служебный подлог.

Спецификой должностной преступности являются относительная стабильность частоты и небольшое количество регистрируемых преступлений при высоком уровне их латентности. Сложность обнаружения фактов совершения коррупционных преступлений, само служебное положение лиц, их совершающих, создают значительные трудности для правоохранительных органов в борьбе с этим видом преступности. Не случайно, по мнению экспертов, латентность должностных преступлений значительно превышает 90%.

Как и в России, взяточничество в странах СНГ составляет менее 1% совершенных преступлений. Небольшое число выявленных и зарегистрированных коррупционных фактов не отражает существующие в странах постсоветского пространства реалии, поэтому к представленным статистическим данным следует относиться достаточно осторожно. Согласно уголовной статистике количество зарегистрированных преступлений снижается (табл. 4.8): в Украине (-7%), Белоруссии (-41%), Молдове (-99%), Киргизии (-23%). Положительная динамика взяточничества отмечается в Азербайджане (+420%), Казахстане (+82%), Армении (+740%), Таджикистане (+130%). Резкий рост зарегистрированных фактов взяточничества можно связать с повышением активности правоохранительных органов в реализации антикоррупционной политики, акцент на которую делается руководством указанных стран.

Таблица 4.8

Количество зарегистрированных фактов взяточничества по государствам – участникам СНГ в 2004–2012 гг.

В 2017 году на территории государств-участников Содружества Независимых Государств было зарегистрировано 3,2 миллиона преступлений. В Казахстане, Молдове, Узбекистане и Украине произошло сокращение числа зарегистрированных преступлений по сравнению с 2016 годом на 12-16%, Азербайджане, Беларуси и России - на 2-7%. Рост преступности отмечался в Кыргызстане и Таджикистане - на 1%, Армении - на 8%.

Число зарегистрированных преступлений 1)

Единиц

Всего

на 100 тыс. человек населения

2017 в % к 2016

Азербайджан

Беларусь

Казахстан

Кыргызстан

Молдова 2)

Таджикистан

Узбекистан 3)

Всего по СНГ

3) Данные с официального сайта Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике.

(на 100 тыс. человек населения)

В среднем по Содружеству на долю противозаконных действий в отношении собственности приходится более половины зарегистрированных преступлений: наименьшее значение её отмечено в Узбекистане - 32% общего числа, наибольшее - в Казахстане - 73%. Преступления, связанные с наркотиками, в общем числе зарегистрированных преступлений в СНГ занимают 8%, тяжкие и особо тяжкие преступления против личности - 2%, хулиганство - 1%.

Структура преступности в 2017 году

(в % к общему числу зарегистрированных преступлений)

Всего

В том числе

зарегистрировано преступлений

против собственности 1)

тяжкие и особо тяжкие против личности 2)

связанные с наркотиками

хулиганство

другие виды преступлений

Азербайджан

Беларусь

Казахстан

Кыргызстан

Таджикистан

Узбекистан

Всего по СНГ

______________

1) Кражи, грабежи, разбойные нападения и мошенничество.

2) Умышленные убийства, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью и изнасилования.

Общее число преступлений против собственности (включают кражи, грабежи, разбойные нападения и мошенничество) по Содружеству составило 1,7 миллиона, что на 10% меньше, чем в 2016 году.

Число зарегистрированных преступлений против собственности в 2016 и 2017 гг.

Кражи

Грабежи

Разбойные нападения

Мошенничество

Азербайджан

Беларусь

Казахстан

Кыргызстан

Таджикистан

Узбекистан

Всего по СНГ, тыс.

В 2017 году всего по Содружеству краж (тайное хищение чужого имущества) было зарегистрировано на 11% меньше, чем в 2016 году. Их число снизилось в Беларуси, Казахстане, Узбекистане и Украине - на 7-16%, Молдове - на 25%; увеличилось - в Азербайджане, Армении, Кыргызстане и Таджикистане - на 5-10%. В Азербайджане, Кыргызстане и Молдове каждая третья кража является квартирной, в Беларуси - каждая четвертая, Казахстане - каждая пятая, Армении и Таджикистане - каждая седьмая, Украине - каждая десятая, в России - каждая тринадцатая.

Общее число грабежей (открытое хищение чужого имущества) по Содружеству сократилось на 15% по сравнению с 2016 годом. В России оно уменьшилось на 8%, Азербайджане, Беларуси, Казахстане - на 14-18%, Армении, Молдове, Узбекистане и Украине - на 21-33%; в Таджикистане - осталось на уровне предыдущего года. Увеличение данного вида преступлений на 2% отмечено в Кыргызстане.

Разбойных нападений (нападение в целях хищения чужого имущества с применением насилия, опасного для жизни и здоровья) в Армении, Казахстане и Кыргызстане было совершено на 8-13% меньше, чем в 2016 года, в остальных странах - на 20-24%. В целом по странам Содружества сокращение составило 20%.

В 2017 году в целом по Содружеству выявлено примерно такое же число случаев мошенничества (хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием), как и в 2016 году. В Армении и России отмечен их рост соответственно на 12% и 7%; в остальных странах - снижение на 6-20% .

Число зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений против личности в 2016 и 2017 гг.

Умышленные убийства и покушения на убийство

Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью

Изнасилования и покушения на изнасилование

Азербайджан

Беларусь

Казахстан

Кыргызстан

Таджикистан

Узбекистан

Всего по СНГ, тыс.

Общее число тяжких и особо тяжких преступлений против личности в странах Содружества в 2017 году по сравнению с предыдущим годом в целом снизилось на 9%. По отдельным видам преступлений, относящихся к данной категории, в ряде стран отмечался рост противозаконных действий. Так, число умышленных убийств возросло в Азербайджане, Казахстане и Таджикистане (на 6-10%), случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью - в Азербайджане и Таджикистане (соответственно на 10% и 15%). Рост случаев изнасилований отмечен в Азербайджане, Беларуси и Таджикистане.

Число зарегистрированных преступлений, связанных с наркотиками, фактов взяточничества и хулиганства в 2015 и 2016 гг.

Преступления, связанные с наркотиками

Взяточничество

Хулиганство

Азербайджан

Беларусь

Казахстан

Кыргызстан

Таджикистан

Узбекистан

Всего по СНГ, тыс.

Число выявленных преступлений, связанных с наркотиками , по сравнению с 2016 годом увеличилось по Содружеству на 4%. В Армении и Украине таких преступлений зарегистрировано на 26% больше, в Молдове - на 10%, России - на 4%. Снижение их числа произошло в Казахстане на 4%, Кыргызстане и Таджикистане - на 10%, Азербайджане, Беларуси и Узбекистане - на 14-16%. Наибольшая доля преступлений, связанных с наркотиками, в общем числе зарегистрированных преступлений отмечается в Азербайджане (11%) и России (10%); в других странах Содружества она составляет от 2% до 6%.

Регистрация фактов взяточничества снизилась в Азербайджане и Кыргызстане; в остальных странах Содружества увеличилась: в Армении, Беларуси, Казахстане, Молдове и Таджикистане - в 1,2 - 2,3 раза, России - на 13%, Узбекистане - на 6%.

Хулиганских действий в среднем по Содружеству выявлено на 17% меньше, чем в 2016 году. Снижение их числа отмечено в Кыргызстане на 1%, Азербайджане, Молдове, России и Украине - на 13-16%, Казахстане - на 25%, Узбекистане - на 38%; увеличение - в Армении, Беларуси и Таджикистане - на 2-10%.

Число зарегистрированных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в 2016 и 2017 гг.

Всего

Из них повлекшие по неосторожности смерть человека,

2017 в % к 2016

Азербайджан

Беларусь

Казахстан

Кыргызстан

Таджикистан

Всего по СНГ, тыс.

Нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, ответственность за которые предусмотрена уголовным законодательством стран Содружества, составляют в среднем 1% общего числа зарегистрированных преступлений. В Кыргызстане более половины таких нарушений повлекло смерть по неосторожности одного или нескольких человек, в Таджикистане - 50%, в Азербайджане, Беларуси и России - 33-36%, Украине - 20%, Армении - 18%.

В 2017 году по сравнению с 2016 годом общее число уголовно наказуемых нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств по Содружеству снизилось на 6%.

Подготовил Межгосударственный статистический комитет Содружества Независимых Государств

Включайся в дискуссию
Читайте также
Толщина зуба по постоянной хорде
Технические средства организации дорожного движения
Инструкция о пересечении железнодорожных линий ОАО «РЖД» инженерными коммуникациями