Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Библиотерапия как метод психологической коррекции для детей. Арттерапия, библиотерапия - технология социальной работы. Так как же лечат книгой

Библиотерапия (от лат. biblio - книга и греч. therapia - лечение) является разделом психотерапии читателей, использующим художественную литературу в качестве одной из форм лечения словом. Библиотерапия предполагает чтение книг и журналов для регенерации нервной системы и психики человека. Также она исследует возможности профилактической работы с книгой. В основе библиотерапии лежит практическая деятельность в сфере воздействия книги за счет правильно подобранного материала для чтения, а также методы и формы работы с читателями, требующими особого ухода. Библиотерапия очень эффективна при работе с детьми, чье воображение активно содействует ее терапевтическому эффекту.

Итак, что же используется в качестве библиотерапевтического материала?

  • Басня является одним из основных видов дидактической литературы, коротким повествованием, написанным в стихах или прозе, героями которой могут быть животные, люди, реже растения или предметы, басня несет в себе нравственное послание, предупреждение, наставление, прямо высказанное или явно подразумевающееся.
  • Сказка является одним из основных эпических жанров народной литературы, небольшим по размеру произведением с вымышленным (фантастическим) содержанием, насыщенным чудесами и волшебством, связанным с магическими верованиями, которые зачастую переносятся на богатырей, героев, исполинов - людей, наделенных особым даром, пересекающих границы между миром, в котором царят реалистичные мотивы, и сферой воздействия сверхъестественных сил.
  • Рассказ - это небольшое прозаическое произведение с простой, как правило, одной сюжетной линией, которое стремится к четко акцентированному логическому завершению.

Особенности хорошей детской литературы

Чтобы привлечь внимание ребенка, повествование должно развлекать его и пробуждать живой интерес и неподдельное любопытство. В целях обогащения жизни оно должно стимулировать воображение ребенка , помогать ему в развитии интеллекта и упорядочивании чувств, иметь отношение к его страхам и стремлениям/целям, а также обеспечивать ему полное понимание своих собственных проблем и показывать пути их решения. Повествование должно воздействовать одновременно на все аспекты личности ребенка и ничего при этом не умалять. Следует отметить, что сказка и рассказ способны оказывать непосредственное влияние на развитие всех граней личности ребенка.

Чтение ребенку сказок и рассказов обеспечивает следующую пользу:

  • В интеллектуальной сфере: они упорядочивают знания о мире, объясняют причинно-следственные связи между событиями, обогащают словарный запас, раскрывают способы решения проблем, в простой и понятной форме знакомят с трудной ситуацией, развивают интуитивное мышление, учат стратегии действий в стрессовой ситуации.
  • В социальной сфере: предоставляют знания о роли групп и социальных отношений, учат понимать правила общественного поведения, развивают и укрепляют семейные отношения, а также вызывают чувство принадлежности к группе и дают понимание его ценности и значения.
  • В эмоциональной сфере: знакомят с масштабом и богатством чувств, компенсируют отсутствие и нехватку жизненного опыта в реальном мире, дают чувство безопасности, позволяют понять, что другие люди думают и чувствуют так же, снимают стресс и внутреннее напряжение.
  • В поведенческой сфере: учат оценивать нравственные отношения, разъясняют вредные последствия определенных действий и поступков, отучают от нежелательного поведения и реакций, учат распознавать угрозы и грамотно защищаться от них.

Основой воздействия детской литературы на психику ребенка являет процесс его отождествления с положительным героем. Такая идентификация стимулирует нравственное развитие и позволяет перенимать желательные социальные модели поведения. Ребенок пытается понять мотивы действий героев. Это помогает ему оценить собственное поведения и управлять им.

Сказки через их особый мир и ценности учат оптимизму, побуждают к борьбе с трудностями, дают позитивные модели поведения, склоняют к размышлениям, рефлексии и желанию найти ответы на множество вопросов, связанных с реальным миром. Благодаря им у молодого слушателя развивается любовь к природе. Изучение сказок других стран мира позволяет формировать понимание и уважение к людям разных культур.

Сказки существенно влияют на нравственное развитие ребенка. Они показывают детям важнейшую правду о жизни, а именно иллюстрируют им существование добра и зла. Такие ценности наглядно представлены в них посредством поведения героев и демонстрируют тем самым их практическое применение. В результате действий героя ребенок узнает, каковы последствия определенного поведения и кто такой хороший (или плохой) человек.

Сказки показывают ребенку, что свое начало добро и зло имеют в человеческой природе. Агрессию, эгоизм, зависть проявляет сам человек и он же несет всю ответственность за их последствия. Сказки позволяют детям переживать различные эмоции, высвободить и проявить свою эмпатию и прежде всего понижают возбудимость и страх. Сказки имеют дело с трудными ситуациями, указывают способ справиться с ними, дают поддержку и ощущение внутренней силы.

Атмосфера сказок стимулирует воображение и вызывает образы новых, неизвестных миров. В свою очередь,

На основе полученных ответов следует определить приоритетные жанры литературы и количество книг, обязательных к прочтению. Эта информация может быть полезна и в том случае, если библиотерапия будет назначена в качестве вспомогательной методики.

Отработка системы чтения

В процессе подбора книг для клиента А.М.Миллер рекомендует соблюдать следующие принципы:

  • Доступность изложения
  • Духовная близость главного героя читателю
  • Максимальное сходство описываемой ситуации с обстоятельствами, в которых находится клиент

Последнее условие имеет особую важность в случае личностного или межличностного конфликта.

На протяжении курса библиотерапии клиенту рекомендуется вести дневник читателя. Анализ записей, сделанных в дневнике, помогает проникнуть в специфику субъективной интерпретации литературных произведений, который основан на личном пристрастном восприятии, и может пригодиться как в целях диагностики, так и для оценки результатов коррекции. Для повышения эффективности терапевтического воздействия клиентам рекомендуется обязательно резюмировать прочитанный материал.

Если библиотерепия выбрана в качестве основного средства, то чтение книг следует выполнять с соблюдением установленной последовательности тем и последующей отработкой прочитанного материала. При этом рекомендуется максимум внимания обращать на специальные издания, а также литературу биографического и мировоззренческого характера.

Занятия в группе

При формировании группы следует учитывать уровень начитанности и читательские предпочтения каждого её участника. Группа должна включать от пяти до восьми человек. Специально для них следует подобрать небольшие по объему художественные произведения, которые будут читаться на групповых занятиях. После этого следует провести дискуссию, в ходе которой будет выявлена структура межличностных отношений, определится отношение к самому процессу чтения, а у малочитающих клиентов, возможно, появится интерес к литературе. Все это позволит участникам группы озвучить свои личные проблемы и переживания в опосредованной форме.

Неспецифические процессы психокоррекции

Психокорректирующие процессы, применяемые в библиотерапии, условно делятся на специфические и неспецифические.

Для неспицифических процессов характерна широта и общий характер воздействия на личность в целом и на конкретные её характеристики, к числу которых относятся следующие:

  • Спокойствие
  • Удовольствие
  • Уверенность
  • Психическая активность

Приобрести душевное спокойствие и внутреннее равновесие пациенту помогает правильно подобранная художественная и публицистическая литература.

Источником недостающего удовольствия служат книги с интересным, насыщенным событиями сюжетом. Они полезны людям, утратившим способность испытывать удовольствие от жизни и ощущающим обособленность от окружающего мира в результате погружения в свои личные проблемы.

Чувство уверенности в собственных силах лучше всего проявляется после чтения биографий и автобиографий великих людей, а также книг, в которых герои достойно выходят из сложнейших жизненных ситуаций.

Повышенную психическую активность стимулирует большинство из существующих литературных жанров. Она в свою очередь является источником здоровых психических реакций и способствует освобождению от переживаний, которые подавляют и травмируют.

Такой способ библиотерапии часто используется дополнительно к основным методикам. Как правило, неспецифическая библиотерапия предусматривает прочтение простых известных широкому кругу книг, гарантирующих ясное и глубокое понимание проблемы. С этой целью из числа художественных и публицистических произведений следует подобрать книги, пропитанные идеями гуманизма и духовности.

Специфические процессы психокоррекции

К числу специфических коррекционных процессов относятся следующие:

  • Контроль
  • Эмоциональная проработка
  • Тренировка
  • Разрешение конфликтной ситуации

Они предназначены для узконаправленного воздействия на личность и её конкретные психические процессы – мышление, деятельность, чувства.

Контроль

Контроль над конкретными психическими проявлениями может осуществляться посредством их усиления либо ослабления. Усиление достигается за счет повторения и детального воспроизведения каждого процесса. Ослабление достигается путем анализа либо вытеснения другими воспоминаниями и эмоциями. Такой подход может влиять на состояние личности при переживаниях различной интенсивности.

Сам процесс контроля слагается из нескольких этапов:

  • Осознание ситуации
  • Понимание механизма воздействия на неё ауто- и гетеропсихогенных факторов
  • Осознание роли своей личности в формировании данного состояния
  • Осознание своего отношения к проблемам первостепенной важности

Читая книги, герои которых — выдающиеся личности, клиент невольно отождествляет их эмоциональные переживания со своими. Это помогает ему глубже понять личные особенности, глубже осознать собственные ошибки, взглянуть на свою жизнь взглядом другого человека. Книга предоставляет клиенту уникальную возможность, находясь наедине с самим собой, основательно проанализировать свое эмоциональное состояние.

Эмоциональная проработка

Главное назначение эмоциональной проработки – помочь человеку открыто проявить свои эмоции и сравнить их с эмоциональными проявлениями других людей. Разумеется, этот процесс происходит при контроле и поддержке со стороны опытного психолога.

Данная методика помогает клиенту научиться оптимально действовать и реагировать в конкретной ситуации, избегая слишком агрессивных или, наоборот, слишком слабых эмоциональных реакций.

Тренировка

В процессе тренировки клиент воспроизводит в своем воображении диалоги между героями книги и возможные альтернативные действия (в сравнении с поступками героев) с учетом собственных особенностей характера (застенчивость, вспыльчивость и т.д.). В результате он получает знания об альтернативных способах поведения и переживания окружающей действительности. При этом клиент не подвергается осуждению со стороны и травмирующему оценочному подходу.

Разрешение конфликта

На этапе разрешения конфликта необходимо синтезировать эффект, полученный в ходе контроля и эмоциональной проработки, с навыками, приобретенными в ходе тренировки.

Чтение произведений, сюжет которых максимально приближен к ситуациям из жизни самого клиента, помогает ему увидеть возможный выход и правильно отреагировать эмоционально. Во многих случаях это позволяет свести к нулю эмоциональный конфликт.

Такой вид психотерапии характеризуется высокой интенсивностью и требует активного участия специалиста. Психокорректор составляет перечень книг, наиболее актуальных для данного клиента и соответствующих его индивидуальной проблеме и личностным характеристикам. Эти книги должны стимулировать понимание характера проблемы, причин её возникновения.

Перед началом занятий клиент получает небольшую инструкцию, в которой указано, что именно из предложенного списка литературы требует его особого внимания, что можно пропустить, что сопоставить с личным опытом, в чем следует убедиться на практике. После прочтения клиентом книги с ним проводится беседа, в которой обсуждаются следующие вопросы:

  • Что оказалось самым интересным из прочитанного?
  • Какую практическую пользу получилось извлечь?
  • Что вызвало недоверие или заставило сомневаться?
  • Что осталось непонятным?
  • Каково отношение клиента к отдельным персонажам?

Область применения

Библиотерапия используется не только в качестве основного метода, но и как вспомогательный процесс. Во втором случае она способствует решению конкретных узконаправленных задач – коррекция отношений между родителями и детьми, коррекция поведения при эмоциональных сбоях и т.д.

Еще одной полезной функцией библиотерапии является возможность использовать дополнительный материал для ведения дискуссии в группе или на индивидуальных сеансах с психологом.

Помимо перечисленных сфер применения данная методика может также служить одним из способов косвенной диагностики, что очень важно в психотерапевтической практике.

«Методика библиотерапии представляет собой сложное сочетание книговедения, психологии, психотерапии, психокоррекции», - писал В. М. Мясищев.

Библиотерапия - специальное коррекционное воздействие на клиента с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния.

Коррекционное чтение от чтения вообще отличается своей направленностью на те или иные психические процессы, состояния, свойства личности:

· измененные - для их нормализации;

· нормальные - для их уравновешивания.

Коррекционное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям. Таким образом, можно ослаблять или усиливать воздействие на чувства клиента для восстановления его душевного равновесия.

Методика библиотерапии и библиотерапевтическая рецептура

Методику библиотерапии можно разделить на несколько этапов:

1. Самоподготовкапсихокорректора.

Она включает в себя составление собственной библиотерапевтической рецептуры, т.е. списков литературы и специального ознакомления с книгами с коррекционной точки зрения. Для начала берется несколько жанров по 2-3 названия. Со временем рекомендуется расширение рецептуры по жанрам и количеству книг. Необходимо составить для себя краткие аннотации с выписками как на отдельные разделы, главы, так и на отдельные книги, в которых фиксируются наиболее важные, яркие темы, мысли, проблемы глав, произведений, личностные особенности авторов.

В начале работы это поможет начинающему библиотерапевту обращать внимание клиента на соответствующие тексты. Желательно иметь большинство книг в отдельной библиотечке для того, чтобы клиенты могли легко найти эту книгу при отсутствии ее в собственности. Кроме того, в таких книгах можно разрешать клиенту делать пометки на полях, что облегчает диагностику клиента.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Библиотерапия с давних времен является весьма привлекательным вариантом терапии, потому что достаточно просто и эффективно помогает людям, стоящим перед трудностями, находить правильные решения. Многочисленные исследования давно доказали, что использование специально подобранных книг позволяет оказывать существенное воздействие на эмоциональное состояние людей. Более того, библиотерапия - это одна из форм психотерапии, направленная на улучшение состояния человека, способствующая его духовному росту. Она довольно сильно и длительно воздействует на личность.

В настоящее время библиотерапия переживает период осмысления своего предмета, метода, целей. Возможность лечения чтением привлекает в настоящее время все больше внимания научных и практических работников, стремящихся максимально использовать возможности книг. Действующие на сегодняшний день методологические подходы порой не всегда согласованы друг с другом, нередко сосуществуя и причудливо переплетаясь в работах одного и того же автора. Вопросы библиотерапии в разные периоды освещали такие авторы, как Ю. Н. Дрешер, О. Л. Кабачек, И. Н. Казаринова, Б. С. Крейденко, Б. А. Симонов, Р. Скаллер. Анализу проблем библиотерапии посвящен целый ряд статей в периодических изданиях: журналах «Детская литература», «Библиотековедение», «Библиотека».

Однако, в этом вопросе существовало и до сих пор существует много спорного, например:

· не имеется согласованного четкого определения понятия;

· до сих пор не определена граница, разделяющая руководство чтением и библиотерапию;

· использование книг в психотерапевтических целях по-разному воспринимается классическими учеными, врачами, практическими психологами, социальными работниками, педагогами, библиотекарями. Поэтому вся литература по библиотерапии, естественно, отражает точку зрения специалиста или эксперта, который работает в той или иной области.

· увеличение программ по психологическому самопознанию, саморазвитию и самокоррекции в течение двух последних десятилетий содействовало привлечению интереса к популярным книгам этого направления для самостоятельного использования; существуют противоположные мнения о том, можно ли признать подобные книги, снабженные предписаниями психологов, действительно библиотерапией.

Существует и множество толкований самого термина «библиотерапия». Вот, например, только их малая часть:

1. "... преднамеренное использование литературных материалов для понимания или решения актуальных терапевтических проблем человека" (Риордан и Вильсон);

2. "... одно из перспективных направлений психотерапии... опирающееся на глубинные закономерности психотерапевтического процесса, особую природу психотерапевтической (художественной, педагогической) коммуникации, механизмы художественного творчества и восприятия» (Кабачек О.Л.);

3. "... область деятельности на стыке медицины и библиотечного дела, связанная с активным вовлечением человека в чтение тщательно подобранной литературы с целью его излечения или решения его личных проблем" (Рослик Г.М.);

4. «Не случайно творческие библиотекари-практики рассматривают библиотерапию как одну из форм работы с читателем, справедливо включая в это понятие весь комплекс библиотечных мероприятий, направленных на то, чтобы помочь людям увидеть прекрасное». (Казаринова Н.).

Что же касается принципов, на которых основывается библиотерапия, то здесь споров намного меньше.

Принципы библиотерапевтической деятельности:

· Дифференцированный подход к читателям на основе их изучения. Суть его состоит в утверждении, что сила психотерапевтического воздействия книги возрастает, если она адресуется не читателю вообще, а определенному человеку, максимально соответствует специфике его кризисной или дискомфортной ситуации, согласуется с его потребностями, интересами, запросами.

· Систематичность. Его суть заключается в том, что создание четкой системы библиотерапевтической деятельности обеспечивает успех воздействия психотерапевтических ресурсов литературы.

· Плюрализм. Состоит в том, что библиотерапевт признает естественным право читателя на свободу выбора из представленных ему психотерапевтических ресурсов литературы тех, которые, согласно его личным представлениям, позволяют преодолеть кризисные ситуации.

· Диалогичность. Движущей силой эффективного библиотерапевтического процесса являются диалоги: библиотерапевта с библиотерапевтом; библиотерапевта с читателем; читателя с самим собой; читателя с автором книги; читателей между собой.

· Наглядность. Посредством зрительного канала воспринимается максимальное количество информации, и она является наиболее запоминающейся.

И уж с чем согласны все без исключения - и теоретики, и практики - так это в том, что библиотерапия имеет свои особые средства воздействия, ведь она опирается на мощный ценностно-духовный потенциал мировой художественной литературы. Также не вызывает сомнения, что книги - мощные инструменты, которыми можно воздействовать на мышление людей, на их характер, формировать их поведение, и, кроме того, они могут помочь в решении проблем.

Основные цели библиотерапии:

Дать читателю информацию о проблемах;

Помочь проникнуть в их суть;

Обсудить новые ценности и отношения;

Сформировать сознание того, что и другие люди сталкивались с подобными проблемами, показать, как они эти проблемы решали.

Библиотерапию можно условно разделить на: целенаправленную (способствующую воспитанию силы воли, оптимизма, утверждению веры в себя) и нецеленаправленную (служащую для того, чтобы поднять настроение, отвлечь читателя от навязчивых мыслей о проблеме).

Неосведомленные люди часто понимают под библиотерапией не что иное, как всего лишь подбор определенных книг. А между тем, она представляет собой довольно сложный процесс с многообразием методик. Библиотерапия осуществляется в двух формах. Первая - традиционная форма организации специалистом, её осуществляющим, условий для возникновения у читателя сильного эмоционального переживания во время и после восприятия художественного произведения (чтение как таковое или в сочетании с обсуждением прочитанного). Вторая - организация условий для литературного творчества - самовыражения личности, способствующего гармонизации внутреннего мира человека.

Современный человек испытывает чрезвычайно высокие психологические и информационные нагрузки, связанные с неблагоприятным воздействием окружающей среды, постоянно возрастающими темпами производства, лавинообразно увеличивающимся объемом информации. библиотерапия лечение личность

В духовном мире многих людей кризисная ситуация в стране породила серьезные социальные противоречия, что отразилось на их читательской деятельности. Вместе с тем известно, что чтение способствует преодолению дискомфортных состояний, стрессов. Поэтому сама жизнь подсказала необходимость осуществления новой библиотерапевтической функции. Именно библиотеки должны предоставить каждому «лекарство для души».

Как показывает ряд библиотековедческих исследований последних лет, читатели все чаще обращаются к книге с целью решения своих психологических проблем, ищут поддержку и помощь у библиотекарей.

Присущая человеку потребность в общении с прекрасным исключительно высока. Литературные произведения оказывают сильнейшее влияние на духовный мир человека и его физическое состояние. Прочитанное слово способно вызвать самые различные эмоции: горе и печаль, счастье и радость. Наблюдая за читающим человеком, по его мимике, по выражению лица можно почти безошибочно определить, что именно он читает: радостное, веселое или грустное, печальное.

Библиотерапия (лечение чтением) привлекает в настоящее время все больше внимания научных и практических работников, стремящихся максимально использовать «лечебные» возможности книги. В связи с этим представляется целесообразным проследить генезис библиотерапевтического чтения, его применение в наши дни и дальнейшие перспективы.

Переориентация на библиотерапевтическое направление, отвечающее потребностям читателей, позволит повысить престиж библиотеки как социального института, способного помочь человеку скорректировать негативные последствия социальных и личных изменений. Сегодня целесообразно говорить о библиотерапии как о лечении всеми библиотечными средствами не только отдельной личности, но и общества в целом.

Библиотерапия как самостоятельное направление работы возникла на стыке психиатрии, психологии и библиотековедения.

Библиотерапия появилась много лет назад. При входе в библиотеку египетского фараона Рамзеса II висела табличка: «Лекарство для души». Так еще в далекие времена понимали значение книги.

Лечение с помощью книг применялось еще в первых библиотеках Греции. Пифагор, крупный ученый - математик и известный целитель, наряду с травами и музыкой успешно использовал литературу, стихи для лечения ряда заболеваний.

В Европе начало излечения книгой положили первые церковные библиотеки, в которых хранились книги религиозного содержания, приносящие верующим успокоение и надежду. Библиотерапия находилась под крылом церкви до эпохи Возрождения.

В эпоху Возрождения библиотерапию стали активно использовать врачи в лечебных целях. Так, английский лекарь XII века Т.Сагейдем советовал своим пациентам читать «Дон Кихота» Сервантеса.

Однако научное обоснование библиотерапия получила лишь в начале XX века. Первое упоминание самого термина относится к 1916 году, с тех пор появились сотни публикаций как теоретического, так и практического характера. В нескольких странах прошли конференции и симпозиумы по библиотерапии, созданы ассоциации библиотерапевтов. На многих медицинских конференциях библиотерапия освещается как важная часть традиционной медицины.

В России библиотерапия не сразу получила широкое распространение. Ведущую роль в обосновании методов библиотерапии сыграли труды Н. Рубакина, его библиопсихологическая теория. В своей работе «Среди книг» он писал: "Три великие силы содержатся в книге -- знание, понимание, настроение«.

Первые шаги к практическому применению библиотерапии были сделаны в 1927 году И.З. Вельвовским, работавшим в психоневрологическом институте г. Харькова. Советские медики, используя метод библиотерапии, опираются на идеи замечательных русских врачей прошлого. Известный терапевт начала XIX века В.Я. Мудров писал: «Главнейшее же … состоит в удалении больного от забот домашних и печалей житейских, кои сами по себе суть болезни».

В Советском Союзе исследования по лечебному воздействию книги на здоровье человека проводились с 20-годов на базе библиотек домов отдыха, лечебных пансионатов. В статьях журнала «Курортное дело» за 1928 год отмечалось положительное воздействие юмористических книг, мемуарной литературы на отдыхающих. Активно использовалась библиотерапия в медицинских библиотеках. Врачи видели свою конкретную задачу "лечения книгой« в том, чтобы подобрать литературу в соответствии с диагнозом, и лечебный эффект базировался на узнавании пациентом своей проблемы, отраженной в художественном произведении, в советах следовать этим примерам, образцам выхода из подобной »ситуации«, и чем более похожа ситуация, описанная в книге, или герой- на характер пациента, тем сильнее терапевтический эффект от книги.

Во время Великой Отечественной войны патриотические книги имели большое значение для реабилитации тяжелораненых солдат и их скорейшего выздоровления.

Таким образом, следует отметить, что и в России, и за рубежом широкое развитие получила клиническая библиотерапия.

В настоящее время библиотерапия переживает период осмысления своего предмета, метода, целей. Существующие на сегодняшний день методологические подходы, парадигмы библиотерапии еще не вполне осознаны практиками и теоретиками, нередко сосуществуя и причудливо переплетаясь в работах одного и того же автора. В изучаемый нами период наметилась тенденция роста числа публикаций, содержащих научные обобщения и теоретические разработки в области библиотерапии.

Вопросы библиотерапии в разные периоды освещали такие авторы, как Ю.Н. Дрешер, О.Л. Кабачек, И.Н. Казаринова, Б.С. Крейденко Б.А. Симонов, Р. Скаллер. Анализу проблем библиотерапии посвящен целый ряд статей в периодических изданиях: в журналах «Детская литература», "Библиотековедение«, »Библиотека«.

И все же эта тема разработана далеко не полностью. В официальной науке нет точно сформулированного определения библиотерапии. В научном отношении библиотерапия развивается как один из разделов библиотековедения, использующего специфические методы обслуживания читателей. Решение методологических проблем особенно важно, так как само понятие «библиотерапия», ее цели, структуру каждый исследователь трактует по-своему.

Большинство специалистов едины в том, что эта наука на стыке медицины и библиотечного дела, связанная с активным вовлечением человека в чтение на основе синтезирования ситуаций обслуживания с целью изменения или решения его личных проблем. Ученые рассматривают библиотерапию:-как раздел библиотековедения (Б.А. Симонов); -- как комплексную научную дисциплину (Б.С. Крейденко); -- как направление педагогики чтения (Ю.Н. Дрешер).

Нам представляется наиболее оптимальным определение библиотерапии, предложенное Ю.Н.Дрешер. По ее мнению, библиотерапия -- это наука, нацеленная на формирование у человека навыков и способностей противостоять неординарным ситуациям (болезням, стрессам, депрессии и т.д.), укреплять силу воли, наращивать интеллектуальный и образовательный уровень. Кроме этого, анализируя различные определения библиотерапии, Ю.Дрешер подытоживает: «В литературе встречается множество определений библиотерапии, отличающихся частностями, но единых в том, что это область деятельности на стыке медицины и библиотечного дела, связанная с активным вовлечением человека в чтение тщательно подобранной литературы с целью его излечения или решения личных проблем.

Основные цели библиотерапии: 1) дать читателю информацию о проблемах; 2) помочь проникнуть в их суть; 3) обсудить новые ценности и отношения; 4) сформировать сознание того, что другие люди сталкивались с подобными проблемами, показать, как они эти проблемы решали. Библиотерапию можно условно разделить на 2 вида:

1. Целенаправленная -- способствующая воспитанию силы воли, оптимизма, утверждению веры в себя.

2. Нецеленаправленная -- служащая для того, чтобы поднять настроение, отвлечь читателя от навязчивых мыслей о проблеме.

Так как библиотека является базой читательского развития личности, местом достижения определенной информационной гармонии духовного мира личности, библиотерапия -- это воздействие всем информационным пространством библиотеки как социального института. Разграничить влияние с точки зрения психологии и нравственности очень сложно. Поэтому взаимодействие психотерапии и руководства чтением детей в области библиотерапии является очень тесным и взаимопроникающим. Основное отличие работ психотерапевтов и психиатров от работ библиотековедов в том, что они ведут речь о больных людях, о больных детях. В то время как в сложный период развития общества каждый человек нуждается в библиотерапевтической помощи.

Лечение чтением (так называемая «библиотерапия») входит в одно из звеньев системы психотерапии. Литература и искусство в наше время становится все более мощными и перспективными средствами в психотерапии. Понимание значения и использования влияния искусства на здоровье человека, мы находим на протяжении всей истории медицины. Основополагающими работами тут могут считаться работы В.Е.Рожнова (концепция эмоционально-стрессовой психотерапии), И.З. Вельвовского с сотрудниками, З.Фрейда, В.М.Бехтерева, психотерапевта И.Платонова. Методика библиотерапии представляет собой сложное сочетание книговедения, психологии и психотерапии«, -- так определял библиотерапию В.Н.Мясищев.

За рубежом библиотерапия нашла применение в различных сферах общественной жизни, в большей степени в здравоохранении, являясь равноправной частью лечебного процесса.

Библиотерапия в зарубежных странах базируется на принципах не навредить, помогать, развивать, и применяется в работе со всеми группами населения. В настоящее время библиотерапия -- это использование возможностей чтения для решения широкого спектра терапевтических задач, а не только психиатрии. Важно подчеркнуть, что библиотерапия как научная дисциплина особенно полезна и важна еще и потому, что она непосредственно адаптировала и усвоила из психиатрии и, особенно, психотерапии (и этот процесс продолжается) актуальные идеи и приемы, связанные с возможностями через книгу положительно влиять на человека. Перспективны для библиотечного обслуживания психотерапевтические знания, практические находки и методики. Дело в том, что психотерапия ее теория, методы и приемы пронизывают не только библиотерапевтические действия, но интуитивно, подчас, применяются библиотекарями.

Как показывают первые исследования, возможности психотерапевтических знаний, идей, приемов и методов содержат много ценного для оптимизации процесса общения человека с книгой (на этапах предчтения, собственно чтения, постчтения), всего библиотечного обслуживания. Сознательное использование приемов и методов психотерапии и библиотерапии поможет значительно повысить эффективность этой деятельности.

Использование библиотерапии в работе с читателями

Актуальной проблемой является вопрос определения круга чтения с целью библиотерапевтического воздействия в условиях библиотеки. Ведь далеко не каждая книга может быть рекомендована с библиотерапевтической целью.

Дифференцированный подход к читателям является естественным и необходимым для библиотерапии, так как она является как раз методом воздействия на личность читателя.

Найти книгу для делового чтения легче, чем отыскать художественную литературу по душе. Такая тонкая духовная работа становится, по мнению специалистов все сложнее. По мнению Е.Исаевой, технократизм всех сфер жизни, а также связанный с ним недостаток полноценного общения и отдыха, являются общепризнанными стрессогенными факторами. Для человека, подверженного стрессу, чтение художественной литературы -- порой единственный спасательный круг. На использование в библиотерапии именно художественной литературы указывает Ю.Н.Дрешер. Массовое чтение в транспорте -- наглядный пример того, как усталые люди интуитивно прибегают к библиотерапии. К сожалению, нередко они читают низкопробную литературу, так называемое «чтиво». Если человек отдыхает за чтением случайной книги -- что ж, и это неплохо. Но разве можно сравнить такое занятие с чтением книги, духовно близкой? Вопрос в том, как найти читателю любимую книгу -- его книгу».

Если читатель научной книги, в основном, ищет в ней объективную информацию, то читатель художественного произведения - субъективную, более многогранную. Поэтому дифференцировать типы художественных произведений и их читателей нужно детальнее, чем типы научных книг и их читателей. Читатели-дети делятся еще по возрастным группам, что немаловажно. Детальная типология читателей художественной литературы должна содействовать библиотерапевтическим целям. Благодаря новой науке соционике можно дифференцировать не только читателей и книги, но и типы отношений читателей к ним. Соционическая библиотерапия (или социобиблиотерапия) будет полезна всем читателям, а не только имеющим признаки стресса. Многие абсолютно здоровые люди в трудные минуты жизни, не задумываясь, тянутся к любимой книге.

Развивая эту науку можно будет реально спрогнозировать, какие книги следует «прописывать» читателям и в каких стрессовых ситуациях. Одни книги могут стать как бы своеобразным универсальным лекарством«, другие помогут в состоянии усталости, одиночества, психологического дискомфорта, при отсутствии дружбы, любви, понимания, самоуважения, при ощущении »никому-не-нужности«; третьи полезны в ситуации апатии, отсутствия поддержки; четвертые помогут разобраться в себе, подростку -- пережить критический возраст и т.д. Определенные книги целительны при неуверенности в себе, беспокойстве, заниженной самооценке. Так, нуждающийся в отдыхе читатель с удовольствием прочтет книги Ж.Верна, желающий понять себя прочтет рассказы А.Чехова, стремящийся к активным действиям -- »Три мушкетера« А.Дюма. Целый ряд книг в социобиблиотерапии может рассматриваться как самостоятельный стрессогенный фактор и по возможности исключаться из круга чтения.

Для любого человека литература начинается со сказки, идущей из детства.

Благодаря сказке, дети начинают осознавать главнейшие истины человеческого бытия. Без сказки дети не вырастают, а если это и происходит, -- значит, из мира растущего человека ушла мечта, благотворная фантазия, творчество, романтика, сопереживание, необходимые для воспитания Человека в человеке.

А.М.Горький утверждал, что именно через сказку необходимо учить детей гуманности, героизму, любви, справедливости, честности.

Все сказки едины в одном -- желании помочь ребенку в первых шагах самопознания, в формировании духовного «Я». Они укрепляют чувство самоуважения, развивают способность »слушать« себя, наблюдать и понимать себя: как я думаю, как говорю, отчего мне бывает грустно, одиноко, весело, отчего появляются у меня те или иные »хотения«? -- размышляет маленький читатель, вживаясь в мир волшебных сказок. Так в чем же состоит духовный смысл сказки? В том, что сказка отвечает на вечные вопросы: »Что такое счастье и в чем оно? -- В богатстве, любви, свободе, славе? Само ли оно приходит или его надо добывать? Как? Неужели для этого нужны непременно трудности, испытания, опасности, страдания, подвиги?

«Какая бы тень не набежала на вашу жизнь, посетила ли вас тревога о судьбе России, придут ли ваши »мысли черные о вашей личной судьбе, или просто жизнь покажется «несносной раной», -- вспомните о русской сказке и прислушайтесь к ее тихому, древнему, мудрому голосу… Она -- как цвет незаметных и неведомых полевых цветов, а духовный смысл ее -- как тонкий и благоуханный мед, запах родной земли, зной родного солнца, дыхание родных цветов, и что-то тонкое и богатое, вечно юное и вечно древнее…« -- так определил неисчерпаемое значение и целебную силу русской сказки замечательный философ И.А.Ильин. В сказке заключены все нравственные проблемы, которыми »богата« наша жизнь. Человек спрашивает сказку, она ему отвечает.

Чем же сказка может помочь детям озлобленным, с негативным социальным опытом, неустойчивой психикой, подверженных стрессовым состояниям? Как она может спасти раненную детскую душу от отчаяния и страха, одиночества? В чем же ее «лечебная» значимость?

Главные лекарства сказки -- это добро, радость, справедливость, победа слабого существа над силами зла, утверждение могущества человеческого духа, бесконечно радостное удивление перед красотой мира, твердая вера в способность человека жить мудро, достойно, поступать красиво, гуманно. В сказках отражен глубокий опыт проживания эмоциональных кризисов, характерных для развивающейся личности, и предложены пути их разрешения. Психотерапевтическая значимость сказок заключается в том, что в них всегда обнаруживаются некие необычные средства, помогающие герою справиться с препятствиями, трудностями и преодолеть их.

Иногда уход в сказку -- это реакция ребенка на какие-то травмирующие обстоятельства (бегство от действительности), и именно в этом аспекте появляется возможность использования сказки как психотерапевтического средства.

Категории Добра, Любви, Веры, дети переживают, подбирая слова, соответствующие высоким чувствам, делают открытия чувств человека любящего, переживающего за других, -- в книгах В.Драгунского «Денискины рассказы», В. Голявкина Мой добрый папа«, прочитанных вместе с библиотекарем.

В руках умелого воспитателя книги облегчают также привитие детям необходимых гигиенических навыков, для этих целей особенно успешно и широко используются стихи А.Барто «Девочка чумазая», сказки К.Чуковского Мойдодыр« и »Федорино горе« и другие произведения детской литературы.

В некоторых случаях бывает достаточно вовремя прочесть ребенку умело подобранную книгу или рассказать, подходящую к случаю, чтобы помешать укоренению какой-нибудь дурной привычки.

Это ярко и образно показывает замечательный русский писатель и врач А.П.Чехов в своем рассказе «Дома». Герой рассказа неожиданно обнаруживает, что его семилетний сын Сережа начал курить. Суровые внушения не помогают. И тогда он рассказывает сыну сказку о прекрасном и добром царевиче, который испортил здоровье курением и умер в юном возрасте, оставив родных в глубоком горе. И нехитрая, но рассказанная к месту сказка, оказывается гораздо действенней серьезных бесед. Сережа навсегда отказывается от курения. Влияние художественных произведений особенно сильно потому, что оно сохраняет у ребенка приятное чувство свободы выбора решения, а не подчинения воле старших.

Специалисты считают, что выбор литературы для читателей-детей зависит от конкретных целей, чаще всего библиотерапевтическое направление работы предполагает интерес к книгам оптимистическим, веселым, с острым сюжетом и, что не менее важно, привлекательного вида.

Сложилась практика отбора книг для детей, но принципы такого отбора недостаточно сформулированы. Правильно отобранный материал для чтения имеет терапевтическую ценность, в первую очередь в том случае, когда чтение заменяет отрицательные эмоции положительными. Человек, применяющий библиотерапию, должен обладать литературной компетентностью.

Среди причин, по которым литература может быть использована для «терапии духа», называются следующие: отвлечение от грустных мыслей, нежелательного самокопания и страхов; снятие ненужного равнодушия или нетерпения, повышение управляемости, побуждение к рассмотрению собственных проблем со стороны; помощь в проведении времени (в больнице).

В качестве одного из основополагающих библиотерапевты избрали принцип: «Конкретную книгу -- конкретному пациенту в конкретное время». Этот принцип близок изначальному тезису библиопсихологической теории Н.А.Рубакина.

Библиотерапевты используют для успокоения детскую юмористическую литературу. Можно предположить, что любой ребенок (здоровый или больной, благополучный или нет, спокойный или нервный) испытывает при чтении и восприятии юмористической книги ее библиотерапевтического воздействия. Причина такого воздействия в самой природе комического и юмора, как его особого вида. Немалая задача -- «воспитать в ребенке юмор, драгоценное качество, -- писал знаток детской психологии К.И.Чуковский, -- которое, когда ребенок подрастет, увеличит его сопротивление неблагоприятной среде и поставит высоко над всякими мелочами и дрязгами». Юмор, утверждая сущность явления, стремится его совершенствовать, очищать от недостатков. Он эстетически осваивает общественно ценные явления. Юмор -- смех дружелюбный, хотя и не беззубый. Юмор помогает раскрыть прекрасное, человечное за неприглядным, невзрачным. В.Шекспир, Ч.Диккенс, А.Чехов и другие классики мирового искусства применяли юмор для характеристики и раскрытия подлинной сущности положительного героя. Вскрывая за частными недостатками истинное существо положительного героя, юмор зиждется на том, что в наших недостатках продолжаются наши достоинства.

Признанный мастер комического Н.Гоголь писал: «Нет, смех значительней и глубже, чем думают. Не тот смех, который порождается временной раздражительностью, желчным болезненным расположением характера, не тот также легкий смех, служащий для праздности развлечений и забавы у людей, -- но тот смех, которые весь излетает из светлой природы человека, излетает из нее потому, что в ней заключается вечно бьющий родник его… Нет, не справедливы те, которые говорят, будто возмущает смех. Возмущает только то, что мрачно, а смех светел. Многое возмутило бы человека, бывает представлено в наготе своей, но озаренное силой смеха, несет оно уже примирение в душу…».

«Смех стоит гораздо дороже, чем я полагал, за него не жалко отдать целое королевство». Так говорит в детской повести Джеймса Крюса Тим Талер, или Проданный смех« современный дьявол, которому мальчик Тим продал свой смех. При помощи друзей Тим отбирает смех обратно. Отбирает то, что ценнее всех богатств.

В мире художественной литературы, множество произведений, посвященных природе комического, проблеме смеха. Назовем хотя бы те, в которых эта тема вынесена в название: «Проданный смех» Д.Крюса, Человек, который смеется« В.Гюго, «Красный смех» Л.Андреева и, конечно, книги таких энциклопедистов смеха, как Ф.Рабле, Я.Гашек, Н. Гоголь, А.Чехов, М.Зощенко и другие.

Улыбка, радостное настроение помогают противостоять болезням. Недаром известный французский гуманист, врач и писатель Франсуа Рабле (XVI в.) в предисловии к своему сатирическому роману «Гаргантюа и Пантагрюэль» писал, обращаясь к читателям: Итак, забавляйтесь друзья, и веселите себя этим чтением, телу на удовольствие, почкам на пользу!«

Особенно необходимы смех и радость, которые несут с собой добрые и веселые книги, больным детям. Об этом неоднократно говорил К.Чуковский, рассказывая, например, как благотворно влияли на детей, лечившихся в костнотуберкулезном санатории, чтение веселой книги Р.Э.Распэ о приключениях барона Мюнхаузена.

Характерно, что свою первую стихотворную сказку для детей «Крокодил» К. Чуковский написал специально для болевшего маленького сына. Единственная была у меня забота -- отвлечь внимание больного ребенка от приступов болезни«, -- вспоминал позднее писатель.

Веселой книге для детей уделяют внимание литературоведы и литературные критики Б.Бегак, С.Сивоконь, которые анализируют природу юмора в основном на примере творчества русских детских писателей, начиная с 20-х годов ХХ века и по настоящее время.

Сейчас на счету нашей детской литературы не менее двух десятков писателей -- юмористов: А.Барто, С.Маршак, Б.Заходер, Д.Хармс, С.Михалков и другие -- в области поэзии, Е.Шварц, Н.Носов, Ю.Сотник, Л.Давыдычев, В.Драгунский, В.Голявкин, Э.Успенский -- в области прозы. Назрела необходимость осмыслить их художественный опыт воздействия на душу читателя смехом, использовать произведения этих авторов в библиотерапевтической деятельности детского библиотекаря.

Таким образом, юмористическая книга, воздействуя смехом и добротой на читателя, поможет ему справиться со многими проблемами. Веселые приключения героев, над которыми можно посмеяться, смеясь одновременно как бы и над собой, развивают чувство юмора, а вместе с тем и интеллект ребенка. В жанровом отношении юмористическая литература представлена в чтении детей литературными сказками, поэмами, стихами, повестями, рассказами. Очевидно, что такой богатый массив юмористической литературы, которым мы обладаем, может более активно использоваться в библиотерапевтической деятельности детской библиотеки.

Отбор и составление круга чтения для детей может вестись по такому принципу:

Единодушия среди специалистов пока не наблюдается. Особенно разноречивые рекомендации предлагают психологи и библиотековеды. Так, некоторыми специалистами книга А.Милна «Винни-Пух и все-все-все» не рекомендуется детям как гипероптимистичная, сказка Л.Кэролла Алиса в стране чудес« как эпилептоидная.

Подобная проблема отбора книг находится в процессе изучения и обсуждения различными специалистами.

В то время, как специалисты вырабатывают методические основы библиотерапии, практические работники библиотек и читатели самостоятельно пытаются произвести отбор книг для чтения, имеющих психотерапевтический эффект.

Практические работники библиотек составляют списки книг для библиотерапевтического воздействия, рекомендуемых с учетом различных ситуаций.

Так, например, работник Тамбовской областной детской библиотеки В.В. Климова составила методические пособия «Библиотерапия -- новое направление в работе детских библиотек: история вопроса и современность» и Сказкотерапия«.

Среди авторов книг, которые помогают детям справиться с проблемами, восстановить душевное равновесие, спокойствие она называет В.Шекспира, Э.Войнич, А.Сент-Экзюпери, В.Каверина, А.Алексина, И.Бунина, К.Паустовского, Ж.Верна, Р.Бредбери, Ю.Коваля, Н.Носова и др.

Необходимо учитывать также физическое и психическое состояние ребенка при рекомендации ему литературы. Не все произведения, жанры и авторы подходят для библиотерапии. Например, мрачные, депрессивные, печальные тексты и т.п. нежелательно использовать в библиотерапевтической практике.

Рекомендуется также составлять индивидуальные списки литературы с учетом особенностей восприятия каждого конкретного читателя. Главный принцип отбора -- герой книги обязан сам, без посторонней помощи побороть свое несчастье или болезнь, справиться с трудностями.

Цель: произвести отбор художественных произведений, обладающих библиотерапевтическим воздействием для читателей 7-9 лет.

Задачи: определить круг чтения произведений, пригодных для библиотерапии; апробировать в процессе работы с детьми библиотерапевтическое воздействие конкретных произведений отдельных авторов; зафиксировать по определенной методике библиотерапевтическое влияние данных произведений на читателя, составить список книг, рекомендованных для библиотерапевтической работы в библиотеке.

Исследование проходило в два этапа. Первый этап состоял в проведении социологического исследования методом опроса (анкетирование, интервьюирование, тестирование). Опрос проводился среди 70 респондентов, детей 7-9 лет, а также среди библиотекарей тамбовских библиотек.

В работе решена основная задача -- экспериментальным путем отобрано определенное количество текстов художественной литературы для библиотерапевтической работе в библиотеке. В результате проведенного отбора был подготовлен рекомендательный аннотированный библиографический список книг «Читай и радуйся», который может быть использован библиотерапевтами в работе с читателями 7-9 лет. Список включает сказки, рассказы, стихи, природоведческую литературу разных авторов (Б. Заходер, С. Михалков, В. Медведев, Н.Носов, Л. Кассиль, Ю. Сотник, Л. Пантелеев, Д.Хармс, А. Милн, Х. Мякеля и др.). Все эти произведения объединяет одно -- жизнерадостный, оптимистический настрой, способность помочь в трудную минуту.

Определяя литературные интересы детей-читателей, анализируя материалы исследования чтения книг конкретного автора, следует учитывать дополнительные трудности, с которыми сталкивается исследователь психологии детского чтения. Дело в том, что детям трудно самим сказать, а еще трудней написать о том, что они чувствуют и о чем думают, читая ту или иную книгу. Для этой цели наиболее плодотворным является метод беседы с тщательно продуманными вопросами.

Беседы о книгах с детьми 7-9 лет -- это чтение с пояснениями, где главная цель помочь воспринять содержание, понять главную мысль автора, обращая внимание на то, какими лексическими средствами она выражена. В процессе беседы задаются вопросы, которые побуждают детей выражать свое отношение к прочитанному: О чем книга? Она тебе понравилась? Почему? А кто там самый хороший? А плохой? Почему этот мальчик поступил так? Ты бы тоже так сделал? А почему книжка так называется? и т.д.

Беседу после чтения лучше проводить не сразу, а когда улягутся первые впечатления, если только ребенок не захочет сам сразу поделится своими переживаниями после прочитанного.

Современные педагогическая и психологическая науки накопили немало интересных наблюдений о психологических особенностях интеллектуальной деятельности детей. Среди библиотековедов, изучавших психологию ребенка -- читателя, можно назвать следующие имена: Л.И. Беленькая, И.И. Тихомирова, А.В. Тумурук.

Осмысление приемов и методов библиотерапии приводит к убеждению, что это сложный процесс, который требует от детского библиотекаря особого мастерства.

Используя терапевтические возможности популярных у детей книг, надо учитывать читательские состояния, например, что любят дети, что ждут от чтения:

Улучшения настроения;

Легкого чтения;

Присутствия сопереживания;

Возможности задуматься о своей жизни.

Для взрослых читателей также разрабатываются библиотерапевтические списки. В статье А.И.Трофимовой приведены данные, полученные кафедрой библиотековедения Алтайского государственного института культуры и искусств, которая с 1993 года проводит многоэтапный, рассчитанный на десять лет библиотерапевтический эксперимент, являющийся составной частью исследования содержания, форм, методов и технологий библиосоциальной работы в селах Алтайского края.

Цель эксперимента - выяснение критериев отбора художественной литературы для оптимизации библиотерапевтической работы с социальными группами сельского населения. Предполагается установление общих характеристик, которые усиливают или снижают библиотерапевтическое влияние на читателей-сельчан.

В ходе эксперимента не выявлено ни одного произведения художественной литературы, которое вообще никак не повлияло на психическое состояние читателей.

Эксперимент показал, что в разряд самых эффективных лекарств для израненных душ сельских пенсионеров, инвалидов, безработных входят рассказы, повести, романы В.П.Астафьева, Ф.А.Абрамова, В.И.Белова, Ю.В.Бондарева, А.П.Платонова, В.Г.Распутина, М.А.Шолохова, В.М.Шукшина, а также стихи Н.М.Рубцова и С.А.Есенина.

Относительно высоко библиотерапевтическое значение русской классики (особенно произведений Л.Н.Толстого, А.Н.Толстого, А.П.Чехова, Ф.М.Достоевского), несколько ниже -- произведений популярных советских писателей (К.Симонова, М.Горького, Б.А.Можаева, А.Н.Рыбакова, В.В.Орлова и др.), гораздо выше большинства сочинений современных российских и зарубежных писателей.

Явно негативное, порой разрушающее воздействие на психику участников эксперимента оказывали так называемые модернистские произведения (Д.Джойса, А.Камю, Ф.Кафки, Ж.П.Сартра, В.Пелевина), в которых обрисованы безысходные, тупиковые жизненные ситуации, неразрешимые конфликты, обреченность персонажей на несчастную жизнь и бессмысленную смерть.

А.Е.Алексейчик в «Руководстве по психотерапии» предлагает перечень жанров литературы, расположенных по степени их важности для библиотерапии, и дает им краткие характеристики:

Специальная медицинская литература имеет первостепенное значение в библиотерапии, так как способна дать читателю знания, которые ему особенно важны для успокоения, контроля и др. Основные задачи этой литературы: давать достаточные для правильной, оптимистической ориентации знания, устранять неправильные представления о заболевании, стимулировать общую активность.

Философская литература помогает человеку получить разностороннее представление о себе, других людях, мире в целом, понять неизбежность разницы и определенного конфликта между внешним, реальным миром и внутренним субъективным, между тем, что может быть, должно быть и тем, что есть. Это понимание приносит успокоение, удовлетворение.

Духовная литература содержит большой объем информации, жизненный опыт. Такая литература крайне важна для верующих. Она помогает понять окружающий мир и место человека в этом мире. Ориентируя на любовь к окружающей среде и всему живому в ней, эта литература способствует укреплению жизнелюбия, добра и понимания предназначения человека на земле. Книги такого рода благотворно влияют на душу и состояние здоровья, помогают переосмыслить жизненные позиции,и, как показывает практика, книги таких авторов, как М. Норбеков, В. Мегре, Э. Мулдашев и других, пользуются спросом в библиотеках.

Биографическая и автобиографическая литература, описывая яркие личности,их выдающиеся достижения и жизненные трудности, помогает читателю быстрее и лучше понять себя, свои трудности. Биографии великих людей дают примеры преодоления физической немощи, созидания себя, своей жизни, своего счастья. Такую литературу, дающую оптимистический настрой, необходимо иметь в библиотеках. Опыт доказывает, что эффективнее всего действуют краткие, яркие биографии (50-70 стр.) за исключением биографий наиболее выдающихся людей, со сложными жизненными позициями таких, например, как Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский.

Классическая русская литература обладает огромными возможностями самого различного воздействия. Часто приходится ограничиваться небольшими, малоизвестными произведениями, избегая популярных, учитывая, что они ранее уже были прочитаны, изучались в школе и с ними связаны определенные ассоциации, которые приходится преодолевать.

Критическая литература и публицистика дают общие представления о писателях, произведениях, помогают лучше в них разобраться, открыть для себя новое содержание. Уместно использовать и современную литературную критику таких авторов, как Ч. Айтматов, Ю. Нагибин, Л. Озеров, В. Розов, В. Солоухин и др.

Юмористическая и сатирическая литература позволяет читателям более свободно выражать себя в трудных ситуациях. Может научить технике более совершенного общения, например, полушутливо выражать просьбы, избегая тем самым чувства неловкости при отказе, давать возможность подшутить над собой и этим укреплять уверенность окружающих в себе и др.

Фольклор, сказочная литература знакомит людей с мировоззрением народа. Используется, преимущественно, в библиотерапевтической работе с детьми.

Научно-фантастическая литература, доводя до крайностей некоторые свойства человека, ситуации, отношения, позволяет лучше понять и принять крайности своих ощущений, чувств, влечений.

Детектив, приключенческая литература занимает значительное место в библиотерапии, благодаря целому ряду своих особенностей. В первую очередь -- это популярность и доходчивость. В детективе конденсируются, высвечиваются многие обыденные жизненные явления, обычно остающиеся в тени. Для библиотерапии благоприятны следующие особенности: большое внимание негативным чувствам, тренировка интуиции, таинственность как способ познания действительности, или даже обязанность читателя подозревать всех, разоблачение романтического понимания жизни, морали, порядочности, демонстрация того, что за красивым фасадом нередко скрывается грязь и корысть. Она побуждает читателя к смелости, риску, находчивости. Все это касается, естественно, только хорошей, классической детективной литературы.

Драматургия на некоторых читателей может оказывать особенно сильное влияние, благодаря большей концентрированности действия, наглядности. При чтении пьесы читателю нередко легче отождествиться с действующим лицом, чем при чтении романа. Пьеса нередко лучше учит читателя диалогу, правилам общения, оставляет читателю больше свободы для самостоятельного творчества.

Педагогическая литература может применяться наряду со специальной научной -- в аспектах тренировок, коррекции, формирования и развития различных качеств, умений, преодоления конкретных трудностей.

Юридическая литература дает возможность разобраться в причинах многих видов неправильного поведения, как своего собственного, так и окружающих.

Узкопрофессиональная литература может дать очень ценный материал благодаря возможности перенести опыт высокого профессионализма в практическую психологию, бытовые ситуации. Достаточно ярким примером такого воздействия на читателя может служить практическое применение «Дипломатического церемониала и протокола» Дж. Вуд и Ж. Серре в некоторых бытовых ситуациях и отношениях, изучение смысла, ценности тех или иных элементов церемониала.

Какие же книги обязательно должны присутствовать в библиотеках? В общем виде ответ может быть сформулирован так: в библиотеке должен быть выбор между различными жанрами и видами документов. Должны присутствовать: 1) периодика различных направлений; 2) « легкое чтение»: детективы, дамские романы, юмористические произведения; 3) научно-популярная литература о здоровом образе жизни, а также психологического профиля, литература духовно-философского направления; 4) мировая классика, литературно-художественные произведения разных стран.

Потребностью сегодняшнего дня является создание в библиотеках психологических служб -- библиотечных центров, координирующих библиотерапевтическую работу по читательскому развитию личности в неблагоприятных условиях. Такие службы могут стать для читателей центрами интеллектуального и информационного здоровья, а также информационной защиты личности.

Практика свидетельствует, что попытки такого рода по отдельным направлениям библиотерапевтической работы предпринимаются в ряде городов.

Цель такой службы - средствами библиотечной работы способствовать успешному развитию читательской личности, преодолению негативных последствий социально- экономических реформ методом совершенствования читательской деятельности, показа читателю возможностей библиотеки.

Успешность такой работы непосредственно зависит от подготовки кадров и скоординированности усилий различных учреждений. Перспективным представляется объединение усилий различных специалистов, так как библиотечное образование не дает соответствующих умений и навыков по групповой работе с читателями в психоаналитическом и библиотерапевтическом направлении.

Один из вариантов библиотерапевтической службы был разработан в ЦБС Кировского района города Санкт-Петербурга на базе одного из филиалов, так как эта система на протяжении многих лет работает под девизом « К добру -- через книгу». Была создана программа по этому направлению, где предполагались следующие этапы работы, рассчитанной не на один год:

Обучение библиотекарей;

Изучение читательской аудитории,

Анализ степени стрессоустойчивости, библиотерапевтических потребностей;

Выявление и формирование читательских групп для проведения библиотерапевтической работы;

Планирование и проведение работы индивидуальной, групповой, фронтальной, с учетом выбора мероприятий соответственно особенностям той или иной группы и различных направлений работы;

Докомплектование фонда на основе выявленных интересов и потребностей; -- параллельное создание банка данных по библиотерапевтической работе и читательскому развитию личности.

Использование библиотерапии в практике работы библиотеки безусловно содействует повышению ее социальной востребованности. Кроме этого в связи со сложностями, сложившимися в современных условиях, библиотерапия будет активно востребована библиотекой, школой, семьей.

Цели библиотерапии

Библиотерапия используется для того, чтобы:

· проявить индивидуальное самосознание;

· улучшить понимание человеком своего поведения или мотиваций;

· способствовать формированию адекватной самооценки;

· помочь определить человеку свои интересы и склонности;

· облегчить последствия стресса;

· показать личности, что он или она - не первый человек, столкнувшийся с такой проблемой;

· показать человеку варианты решения проблемы;

· помочь человеку обсудить проблему более свободно;

· помочь человеку спланировать правильный путь действий в решении проблемы;

· помочь найти выход на путь самопознания, самореализации;

· оказать помощь в достижении психологической зрелости.

Основные этапы библиотерапии

· Мотивационный этап:

1. вводная мотивировка к занятиям;

2. целеполагание и целеприятие.

· Основной познавательный этап:

1. обеспечение времени для чтения литературы;

2. обеспечение времени для обдумывания;

3. руководство дискуссией или организация диалога, использование вопросов, которые переведут читателей с буквального понимания информации к интерпретации, практическому приложению, анализу, синтезу и оценке этой информации.

· Этап рефлексии:

1. оценка эффективности библиотерапевтического процесса посредством анализа психологического состояния личности читателя;

2. самооценка личности читателя.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Методы психотерапии, использующие литературу как одну из форм лечения. Формы групповой библиотерапии, литературные встречи с элементами игротерапии. Стимулирование ответной реакции читателя на прочитанную книгу с целью коррекции и развития личности.

    презентация , добавлен 18.12.2015

    Особенности воздействия литературы на настроение и эмоциональное состояние читателя. Методика библиотерапии и библиотерапевтическая рецептура. Анализ жанров литературы, расположенных по степени их важности и возможности использования для библиотерапии.

    контрольная работа , добавлен 20.11.2010

    Понятие библиотерапии и библиотерапевтической деятельности. Библиотерапия - направление работы библиотек с читателями. Воздействие с помощью средств библиотечной работы в дискомфортных и кризисных ситуациях. Выбор способов психологической защиты.

    дипломная работа , добавлен 12.02.2009

    Исправление недостатков психически здорового человека. Использование игротерапии как метода психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Проведение арттерапии как рисуночной терапии. Методы музыкотерапии и библиотерапии.

    презентация , добавлен 22.03.2016

    Методы индивидуальной психотерапии, ее инструменты, критерии. Принципы построения психотерапевтических отношений, эффективность их при решении проблем межличностного характера Схема онтотерапевтического процесса. Сопротивление при сеансе. Формы трансфера.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2015

    Общие представления о расстройствах личности, причины и механизмы их возникновения. Классификации основных расстройств личности, их симптоматика. Диагностическая и психотерапевтическая работа с расстройствами личности. Коррекция личностных расстройств.

    курсовая работа , добавлен 07.03.2015

    Выделение и описание интегративных тенденций развития современной психологии и психотерапии. Определение тенденции интеграции психологической науки и психотерапевтической практики. Анализ интеграции психотерапевтических направлений и личности пациента.

    статья , добавлен 23.01.2012

    Музыкальная психология и изучение ощущений, доставляющих слуху простые тоны. Вклад немецкого исследователя К. Шумпфа в развитие музыкальной психотерапии. Возросшый интерес к использованию музыки в целях коррекции, к механизму его воздействия на человека.

    статья , добавлен 13.12.2009

    Сущность коррекции функционального состояния человека, ее цели и основные задачи, показания и противопоказания. Понятие поведенческой психотерапии, этапы ее реализации, назначение и функции. Аутогенная тренировка как активный метод психотерапии.

    доклад , добавлен 27.05.2009

    Проблемы изучения личности. Метод исследования личности. Тест "Мотивация педагогической деятельности". Метод исследования личности Т.Дембо-С.Я.Рубинштейн. Метод исследования личности. Методика Ф.Хоппе. Метод исследования личности. Методика ТАТ.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Типичные растения африканской саванны: фото, картинки растительности
Олимпиадные задания Расположение саванн
Технология выращивания овса Условия произрастания овса