Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Бмд 1 разработка авторы конструкторы. Бмд - боевые машины десанта. Служба в войсках и боевое применение

Боевые машины десанта – лёгкие бронированные машины, предназначенные для десантирования при помощи парашюта. Появились в СССР и не имели аналогов в мире, впрочем, другие страны и не особо пытались сделать нечто подобное.

БМД предназначены для транспортировки пехоты и её поддержки огнём своего орудия. В этом они похожи на БМП, но отличаются строго ограниченными габаритами и массой, позволяющими военно-транспортным самолётам десантировать машины с помощью парашюта.

История создания

Всё началось в начале 1960-х годов, когда Советскому Союзу понадобились вооружённые бронированные машины, способные транспортировать войска в условиях применения тактического ядерного оружия, бороться с бронетехникой врага и быть авиатранспортабельными.

В то время существовали БМП, но их масса в 13 тонн не слишком подходила для транспортировки на самолёте, да и система парашютирования отсутствовала.

Командующий воздушно-десантных войск Маргелов выдвинул инициативу по созданию новой машины, отличающейся небольшими габаритами и массой.

Служба в войсках и боевое применение

В 1968 году в серийное производство поступила БМД-1, ставшая первенцем в семействе подобной техники. Машина массой 7,2 тонны, с противопульной алюминиевой бронёй и защитой от ОМП с лёгкостью транспортировалась на самолётах и десантировалась на парашюте вместе с десантом и экипажем внутри.

Экипаж из 2 человек, 5 десантников в транспортно-боевом отделении. В башне установлено орудие 2А28 «Гром» калибра 73 мм, с ней спарен пулемёт. Для борьбы с тяжело бронированной техникой на крыше башни установлен ПТРК 9К11 «Малютка» с боезапасом в 3 управляемые по проводам ракеты.

БМД-1 приняла участие во многих боевых конфликтах, например, в Афганской, двух Чеченских войнах, Приднестровском и Южно-Осетинском конфликтах. Известен один подтверждённый случай поражения танка противника из 73 мм пушки.

Основным недостатком стала крайне слабая защищённость. Также крупнокалиберная пушка плохо подходила для борьбы с живой силой противника и легкобронированными целями на дистанциях от 500 метров.

Совершенствование

В 1985 году появилась БМД-2, оснащённая скорострельной 30-мм пушкой 2А42 и способная бороться с воздушными целями с помощью ЗРК.

Впрочем, в 2013 году абсолютное большинство такой техники оказалось в неудовлетворительном состоянии, о чём заявил начальник Генштаба РФ Валерий Герасимов. Он подчеркнул, что, помимо износа механизмов, машины устарели в моральном плане и не соответствуют требованием современной армии.

С 1990 до 1997 год велось производство БМД-3, отличающейся новым корпусом, ходовой и так далее. Всего на вооружении отечественной армии находится около 10 единиц такой техники.

Наконец, стоит упомянуть БМД-4 – самую новую представительницу этого семейства. Не слишком популярная машина из-за крайне высокой цены и недостатков, доставшихся от предшественников в виде плохой защиты.

Что дальше

Сегодня смысл в машинах такого класса виден далеко не всем. Да, они имеют преимущества в виде возможности транспортировки 2-3 машин в 1 самолёте, хорошей подвижности и достаточной огневой мощи, но хватает ли их чтобы перекрыть главный недостаток в виде неудовлетворительной защиты экипажа и десанта?

Оставим этот вопрос военачальникам, тем не менее, стоит отметить, что во всём мире подобная техника не используется. Разумеется, есть малогабаритные авиадесантные машины вроде «Wiesel», но они не предназначены для транспортировки десанта и выполняют другую роль на поле боя.

В настоящее время тема обеспечения Воздушно-десантных войск бронетехникой горячо обсуждается и в Минобороны и военными экспертами. Однако тема эта, как представляется, заслуживает куда более внимательного отношения – и прежде всего в том, что касается судьбы БМД-4 и сопутствующих вопросов, относящихся к развитию вооружений для ВДВ.

НЕЗАСЛУЖЕННО ОБИЖЕННАЯ БМД

БМД-4 в принципе отвечает всем современным требованиям. Немного повторим: базовое шасси – БМД-3, вооружение – БМП-3. Напомним, что БМП-3 находится в производстве с 1979 года.

Перейдем к рассмотрению ТТХ машины. Всё рассматривать не будем, только выборочно, проблемные моменты в сравнении БМД-4 и БМД-2 (БТР-Д). Масса машины – более 13 тонн . Тут же возникает вопрос: а не много ли это? По всей видимости, масса запредельная. Например, масса БТР-Д – 8 тонн, Ил-76 способен транспортировать три единицы БТР-Д (БМД-2), а БМД-4 только одну. Опять вопрос: где взять столько самолетов? Ответа нет, как и нет такого количества самолетов.

Трансмиссия на машине гидромеханическая . Простая в управлении, но гораздо сложнее по устройству в отличие от механической трансмиссии БМД-2, отсюда и некоторые проблемы. В устройстве трансмиссии имеются три мощных фильтра для очистки масла и довольно много разных клапанов. В частности, применяются высококачественные ГСМ ТСЗп-8 (МГЕ-25Т), жёсткие требования на наличие влаги и всевозможных примесей, а также высокие требования к квалификации обслуживающего персонала – в частности, механика-водителя.

Вес трансмиссии БМД-4 более 600 кг, у БМД-2 более 200 кг, разница существенная. Ремонт трансмиссии БМД-4 производится только на заводе-изготовителе, у БМД-2 трансмиссию можно ремонтировать в полевых условиях.
Двигатель на БМД-4 того же семейства, что и на БМД-1, -2 и БТР-Д, только эти двигатели разные по мощности и массе, рассматривать их не будем. Недостаток один, опять же масса двигателя БМД-4 и габариты выше.

Вооружение БМД-4 аналогично БМП-3 : 100-мм пушка 2А70 и 30-мм пушка 2А72, система управления огнём (СУО) в принципе та же. Масса боекомплекта БМД-4 выше, чем масса боекомплекта БМД-2, а это, в свою очередь, вызывает проблему с обеспечением боеприпасами, требуется увеличение количества транспорта либо количества подач боеприпасов в сутки.

Машина 2С25 «Спрут» — 125-мм самоходная артиллерийская установка (САУ), по сути дела, та же БМД-3, только другое вооружение. «Спрут» снабжен 125-мм пушкой 2А75, аналог 125-мм танковой пушке 2А46 танка Т-72. Автомат заряжания пушки, по всей видимости, также позаимствован у Т-72. В целом комплекс вооружения давно проверен, надежен и нареканий не вызывает. Тем более танк Т-72 является самым продаваемым за рубеж и самым воюющим отечественным танком, другой рекламы и не надо. Но масса машины – 18 тонн, что уже явно чрезмерно для авиадесантной машины.

Да и вес 125-мм боеприпасов явно высок и несравним даже с боеприпасом «Ноны» и гаубицы Д-30 со всеми вытекающими от сюда последствиями. При этом по своим боевым качествам 120-мм ОФ снаряд «Ноны» превосходит 125-мм ОФ и сравним с боевым могуществом 152-мм ОФ гаубицы. Если наличие «Спрута» в Сухопутных войсках и морской пехоте необходимо, легко обосновать и исторически подтверждается, то присутствие такой тяжелой и габаритной машины в ВДВ непонятно . Ведь есть противотанковые ракетные комплексы (ПТРК), которые более всего подходят десантникам, к тому же в ВДВ была уже подобная машина АСУ-85, от неё в последствии отказались, хотя в целом десантники давали ей хорошую оценку – да вот весила она 15 тонн.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

На данный момент закупочная цена на БМД-4 и «Спрут» колеблется в пределах нескольких десятков миллионов рублей за одну машину. Это однозначно завышенная цена, причем в разы, и ни чем не обоснована, явно машины столько не стоят. В чём причина?
Для примера: на данный момент стоимость танка Т-90 находится на уровне 55–60 млн. рублей за одну машину в зависимости от комплектации. Нетрудно сделать вывод: при таких ценах ВДВ действительно будут на голодном пайке.

В начале шестидесятых годов командование воздушно-десантных войск потребовало от промышленности создать специализированную боевую машину. Боевая машина десанта (БМД) должна была иметь высокую подвижность и мощное вооружение. При этом главным качеством перспективной техники была возможность перевозки и десантирования с существующих военно-транспортных самолетов.


На этапе формирования требований к новой боевой машине нередко высказывались сомнения в самой возможности создания техники с подобными возможностями и минимальными габаритами. Тем не менее, командующий ВДВ генерал-полковник В.Ф. Маргелов смог убедить противников проекта в его необходимости. Согласно окончательным требованиям, новая БМД должна была иметь характеристики на уровне боевой машины пехоты БМП-1. Возможности самолетов Ан-12 сказались на требованиях к габаритам и весу машины. Так, боевой вес БМД с парашютной системой не должен был превышать 12 тонн.

В исследовательских работах по теме перспективной БМД были заняты несколько предприятий, в том числе Волгоградский тракторный завод. В 1964 году волгоградские инженеры закончили работу над двумя вариантами эскизного проекта боевой машины. Оба варианта разрабатывались в рамках одного проекта «Объект 915» и поэтому имели несколько общих черт. В двух вариантах проекта предусматривалось использование одного и того же двигателя, а также схожих компоновочных решений.

В двух эскизных проектах предлагалось разместить боевое отделение в средней части бронированного корпуса, а моторно-трансмиссионное – в корме. Различия в компоновке заключались в размещении экипажа и десанта. В первом варианте проекта три десантника располагались в передней части корпуса и могли использовать пулеметные установки. За местами трех десантников разместили боевое отделение, в котором предполагалось оборудовать рабочие места механика-водителя и командира-наводчика. Поскольку место механика-водителя перенесли во вращающуюся башню, его оборудовали специальным поворотным механизмом, предназначенным для сохранения положения вне зависимости от угла поворота башни. Подобные механизмы разрабатывались для некоторых предыдущих проектов легкой бронетехники. За боевым отделением удалось поместить еще два сиденья для десантников. Для посадки и высадки десант мог воспользоваться люками в крыше и корме корпуса.



Второй вариант проекта «Объект 915» был менее смелым в отношении примененных идей. Рабочее место механика-водителя поместили в носовой части корпуса. Слева от него предусмотрели сиденье командира, справа – десантника. Командир и десантник располагали пулеметными установками. В качестве комплекса вооружения второго варианта БМД использовали башню, заимствованную у БМП-1. Между боевым и моторно-трансмиссионным отделением поместили три сиденья для десантников. Набор люков в корпусе соответствовал первому варианту.

По результатам сравнения двух вариантов наиболее выгодным был признан первый. В апреле 1964 года был собран макет перспективной БМД «Объект 915» первого варианта, в котором механик-водитель располагался в боевом отделении. Несмотря на сравнительную сложность подобного расположения рабочего места водителя, в то время оно рассматривалось как удобное и перспективное техническое решение. В таком случае механик-водитель должен был следить за дорогой через перископические наблюдательные приборы, расположенные на крыше башни. Это положительно сказывалось на обзоре при движении как по суше, так и по воде. Тем не менее, были выявлены определенные проблемы психологического характера: привыкание к работе во вращающейся башне могло вызывать большие затруднения.

Сравнение высот танка ПТ-76 и полноразмерного макета БМД «Объект 915» (второй вариант) в положении при минимальном клиренсе, 1965 г

Строительство макета позволило определить плюсы и минусы новой компоновки, а затем доработать ее. В дальнейшем разработка проекта «Объект 915» велась путем развития первого эскизного проекта. Таким образом, в техническом проекте корпус перспективной БМД разделялся на три отсека. В передней части машины предусмотрели три сиденья для десанта, три пулеметные установки с пулеметами ПКТ, аккумуляторные батареи, стеллажи для коробок боекомплекта и части ЗИП. В средней части корпуса расположили боевое отделение с вращающейся башней. Слева от вооружения в башне поместили поворотную платформу с рабочим местом механика-водителя. Для наблюдения за обстановкой над платформой предусмотрели небольшую башенку с приборами ТНПО-170. Один из них можно было заменить прибором ночного видения ТВМ-26. Справа от вооружения в башне поместили сиденье командира и набор прицельного оборудования. Смотровые приборы командира были аналогичны приборам водителя. Там же, справа от вооружения, предусмотрели место для боеукладок орудия, пулемета и ракетного комплекса.

Сразу за боевым отделением, перед моторной перегородкой находились два сиденья для десантников и стеллажи для боекомплекта. Рядом с местами десантника находились шаровые установки для ведения огня из автоматов. Для посадки и высадки десантников в кормовом листе боевого отделения должен был находиться сравнительно крупный люк. В крышке люка также предусмотрели наблюдательный прибор и шаровую установку для стрельбы из автомата.

В кормовой части корпуса разместили дизельный двигатель УТД-20А мощностью 250 л.с. Примечательно, что двигатель для «Объекта 915» имел меньшую мощность в сравнении с базовым УТД-20, примененным на БМП-1. Перспективная боевая машина десанта получалась почти вдвое легче машины пехоты, что позволило выбрать двигатель меньшей мощности. 250-сильный дизель УТД-20А обеспечивал оптимальное соотношение удельной мощности и расхода топлива. Внутри корпуса удалось разместить несколько топливных баков общей емкостью 400 литров. Расчетный запас хода достигал 500 километров.

При разработке бронированного корпуса для БМД «Объект 915» волгоградские конструкторы применили наработки, полученные в ходе проекта экспериментального плавающего танка «Объект М906». Предполагалось широко использовать сплавы алюминия, которые позволяли снизить массу бронекорпуса до 1,5 тонны. Стальной корпус с аналогичным уровнем защиты получался на 500-550 кг тяжелее. Лобовые детали корпуса и башни новой машины десанта обеспечивали защиту от пуль калибра 14,5 мм при стрельбе с любой дистанции. Борт защищал экипаж и агрегаты от 7,62-мм пуль на расстоянии 400 м. Интересен тот факт, что одновременно с алюминиевым корпусом разрабатывался стальной. При массе около 2,5 тонн он обеспечивал больший уровень защиты.

Ходовая часть БМД «Объект 915» использовала регулируемую пневматическую подвеску. На каждом из бортов машины имелись шесть опорных катков с пневматической рессорой, гидравлическим амортизатором и ограничителем хода катка. Также на каждом борту БМД предусмотрели по три поддерживающих ролика, направляющее колесо с гидравлической системой натяжения гусеницы, а также ведущее колесо с цевочным зацеплением. Использование пневматической подвески позволило создать систему изменения клиренса. На рабочем месте механика-водителя предусмотрели пульт управления, при помощи которого он мог изменять клиренс в пределах от 100 до 450 мм и регулировать натяжение гусеницы.

В требованиях к проекту значилось пересечение водных преград вплавь. Герметичный корпус имел хороший запас плавучести (порядка 60%), что можно было использовать для перевозки дополнительного груза весом около 2 тонн. Для передвижения по воде в моторно-трансмиссионном отделении разместили два водомета. Расчеты показывали, что «Объект 915» сможет плавать со скоростью до 12 км/ч.

Для упрощения конструкторских работ боевую машину десанта «Объект 915» в первом варианте проекта оснастили башней, разработанной для легкого танка «Объект 911Б». В результате этого главным вооружением новой БМД стало гладкоствольное орудие 2А28 «Гром» калибра 73 мм. В одной установке с пушкой предполагалось монтировать пулемет ПКТ. На крыше башни предусмотрели пусковую установку противотанковых ракет комплекса 9М14 «Малютка». Таким образом, комплекс вооружений перспективной машины десанта полностью удовлетворял требованиям заказчика относительно унификации с БМП-1. Для наведения орудия и пулемета командир мог использовать комбинированный (дневной и ночной) прицел ПКБ-62. Углы вертикальной наводки составляли от -3° до +20°.

Три пулемета, размещенные в передней части корпуса, оснащались перископическими прицелами и перекрывали широкий сектор передней полусферы. Все три пулеметные установки позволяли вести огонь в горизонтальном секторе шириной 35°. Допустимые углы возвышения – от -3° до +15°. В проекте БМД «Объект 915» использовались пулеметные установки, разработанные в ходе предыдущего проекта боевой машины пехоты «Объект 914».

Боекомплект орудия 2А28 состоял из 40 активно-реактивных выстрелов, 27 из которых располагалось в механизированной укладке автомата заряжания. Последняя находилась в кормовой нише башни и состояла из 27 трубчатых контейнеров, соединенных в цепь. Электрические приводы по команде экипажа доводили на линию заряжания очередной контейнер и досылали выстрел в ствол орудия. Остальные 13 выстрелов предполагалось перевозить в укладках боевого отделения. В боевом отделении также удалось разместить укладки на 4000 пулеметных патронов, две ракеты комплекса «Малютка», 10 ручных гранат и сигнальный пистолет с боеприпасами.

На определенной стадии проекта конструкторы Волгоградского тракторного завода рассматривали иные варианты комплекса вооружений. Так, вместо орудия «Гром» предлагалось установить два 14,5-мм пулемета КПВТ и сохранить пусковую установку ракетного комплекса. Кроме того, предлагалось создать двухместную башню с автоматической пушкой калибра 30 мм, что было позже воплощено в проекте боевой машины пехоты БМП-2.

Развитие первого варианта проекта «Объект 915» привело к появлению новой смелой идеи. Конструкция этой боевой машины позволяла создать унифицированное шасси для военной техники различного назначения с боевой массой не более 10-12 тонн. Имеются сведения о создании эскизных проектов легкого танка, командно-штабной и санитарной машин, а также самоходной зенитной установки. В конце 1964 года началась сборка натурного макета второго варианта БМД, разработанного в рамках проекта «Объект 915».

Проект боевой машины десанта «Объект 915» выглядел многообещающе, но все же некоторые его нюансы не устраивали заказчика. Тем не менее, технический проект БМД, разработанный в 1964 году, определил направление дальнейшего развития этого класса техники. По результатам сравнения нескольких проектов министерство обороны выбрало Волгоградский тракторный завод в качестве разработчика новой боевой машины для десанта. В 1965 году стартовал проект, сохранивший старое обозначение. В ходе нового проекта «Объект 915» была создана боевая машина, принятая на вооружение под названием БМД-1.

По материалам сайтов:
http://dogswar.ru/
http://otvaga2004.ru/
http://b-m-d.info/
http://arms-expo.ru/

Воздушно-десантные войска всегда были элитой - сначала в Советской, а затем и в Российской армии. Они отличаются от обычных сухопутных подразделений не только повышенным уровнем боевой подготовки, но и особым оснащением, частью которого, начиная еще с 60-х годов прошлого века стали боевые машины десанта. Наиболее современным образцом этой легкой бронированной техники являются БМД 4М. Их серийное производство продолжается с 2015 года, однако, «биография» новых боевых машин началась значительно раньше и была довольно непростой.

История разработки боевой машины десанта БМД-4М

В 80-е годы прошлого века в Советской армии произошла смена поколений лёгкой бронетехники: мотострелковые войска получили БМП-2 , а воздушно-десантные – БМД-2. Эти машины отличались между собой по компоновке и общему весу, но были унифицированы по вооружению, главным элементом которого являлась автоматическая тридцатимиллиметровая пушка 2А42.

По всей видимости, как военные заказчики, так и конструкторы бронетехники планировали и далее обеспечивать «огневое равенство» обычной пехоты и десантников. Между тем еще в 1977 году начались работы по созданию БМП-3, вооружение которой было радикально усилено за счет нового орудия 2А70 калибром 100 мм. Попытка установить такую же пушку на БМД грозила недопустимо увеличить её массу.

Несмотря на эти опасения, уже при проектировании будущей БМД-3 изучалась возможность использования на ней тех же видов оружия, что и на БМП-3. Расчеты показали, что вес такой машины будет превышать 18 тонн. Это означало, что основной военно-транспортный самолет Ил-76 сможет взять на борт только две БМД, что не устраивало командование воздушно-десантных войск.

В итоге БМД-3 осталась с той же пушкой 2А42, что и БМД-2, отличаясь от последней системой управления оружием и несколько усиленной бронёй. В качестве «полумеры» для увеличения уровня вооруженности новую машину оснастили автоматическим гранатомётом. В 1990 году БМД 3 приняли на вооружение, однако, весь объем её последующего серийного выпуска составил только 137 единиц.

В результате к началу двадцать первого века российские ВДВ пришли с морально устаревшими БМД-1 и БМД-2. Обе эти машины уже не могли обеспечивать полноценную огневую поддержку на поле боя. Предвидя такую ситуацию, конструкторы Волгоградского тракторного завода еще в 1997 году решили вернуться к старой идее и попытаться модернизировать БМД-3, установив на ней боевое отделение «Бахча-У», как и на БМП 3.

В последний день 2004 года обновленная боевая машина десанта получила название БМД-4. Уже через несколько месяцев первые образцы поступили в воздушно-десантные войска. Следует отметить, что еще в период разработки конструкторам удалось добиться от заказчиков некоторого смягчения требований к весу машины. Поначалу военные хотели, чтобы масса БМД-4 была той же, что и у БМД-3, но после долгих и мучительных переговоров стороны сошлись на ограничении в 13 200 килограммов. Другие полученные на БМД 4 технические характеристики заказчиков вполне устраивали.

В реальности же вес составил 13,6 тонны, что сразу же вызвало немало претензий, хотя и так было ясно, что установить стомиллиметровую пушку с боекомплектом и не утяжелить машину физически невозможно.

Стремясь снизить массу, конструкторы сняли с БМД автоматический гранатомёт и несколько уменьшили боекомплект тридцатимиллиметровой пушки, но добиться полной «компенсации» при этом не удалось.

Несмотря на целый ряд позитивных отзывов, Министерство обороны не спешило с заказами на БМД-4. Причины этого вскрылись несколько позже, но Волгоградскому тракторному заводу это уже не помогло – в 2005 году предприятие обанкротилось, и было фактически упразднено. Поскольку воздушно-десантные войска по-прежнему нуждались в обновлении своего парка бронетехники, проект БМД-4 был передан «Курганмашзаводу», производителю БМП-3.

Уже в 2008 году был продемонстрирован переделанный вариант боевой машины десанта, получивший обозначение БМД-4М. Конструкторы «Курганмашзавода» существенно изменили геометрию бронекорпуса, приблизив её к БМП-3, и установили более мощный двигатель, что позволило немного повысить скорость и маневренность. В то же время комплект вооружения остался прежним. Казалось, что проект, наконец, сдвинулся с мёртвой точки, однако, тут-то и всплыли остававшиеся до этого «под ковром» противоречия среди военного руководства.

В апреле 2010 года В.А. Поповкин, первый заместитель министра обороны России, от имени этого ведомства сказал, что никаких закупок БМД-4М не планируется. Новую машину немедленно начали яростно критиковать – на этот раз вполне публично. Особое возмущение высказывалось относительно низкого уровня защиты экипажа и высокой закупочной цены (примерно на 10% больше, чем у танка Т-90А). Дело дошло до заявлений о необходимости приобретения иностранной военной техники для ВДВ.

В 2012 году БМД-4М в очередной раз «похоронил» Н.Е. Макаров, начальник генерального штаба ВС РФ, который попутно обругал еще и БМП-3. Между тем были у новой машины и сторонники. При этом нетрудно было заметить, что против БМД-4М выступали генералы из «обычных» сухопутных войск, в то время как их оппонентами являлись представители ВДВ. Наиболее же авторитетным «защитником» новой машины стал В.А. Шаманов.

Следует учитывать, что с 2007 по 2012 год Министерством обороны руководил А.Э. Сердюков, который относился к воздушно-десантным войскам с откровенной неприязнью, поскольку они явно «не вписывались» в проводимую им реформу. Какое-то время даже стоял вопрос о полном упразднении ВДВ. Разумеется, десантники не могли смириться с подобным отношением, что привело к долгой и бессмысленной «войне», одной из жертв которой вполне могла стать и БМД-4М.

Лишь в 2016 году было принято решение о принятии на вооружение новой боевой машины десанта. Объем серийного выпуска БМД-4М составил свыше 180 единиц, производство продолжается. Более того, планируется изготовление новых видов десантной бронетехники на шасси этой машины. Сбудутся ли эти замыслы, сказать сложно, потому что финансовое положение «Курганмашзавода» довольно тяжёлое – вот уже много лет предприятие буквально балансирует на самом краю пропасти, а другого производителя в России сейчас просто нет.

Цели и задачи

Боевая машина десанта БМД-4М создана для решения следующих основных задач:

  1. Перевозка бойцов ВДВ в ближнем и оперативном тылу;
  2. Уничтожение огневых точек, бронетехники, укреплений и живой силы противника;
  3. Обеспечение защиты бойцов ВДВ на поле боя от огня стрелкового оружия и осколков наиболее распространенных видов снарядов и мин.

Основное качество, отличающее БМД от обычной боевой машины пехоты – она может десантироваться как парашютным, так и посадочным способом, причем вместе с экипажем.

Описание конструкции

По своему внутреннему устройству БМД-4М во многом похожа на более ранние гусеничные машины для ВДВ, прежде всего, на БМД-3, однако, инженеры «Курганмашзавода» внесли в конструкцию целый ряд изменений, направленных на достижение максимального уровня унификации с БМП-3. Такой подход намного упрощает серийное производство, ремонт и техническое обслуживание.

Корпус и башня

Компоновка БМД-4М та же, что и у других советских/российских боевых машин десанта. В передней части корпуса находится отделение управления. В нем предусмотрены места для двух десантников и механика-водителя (в центре). Средняя часть машины представляет собой боевое отделение. Непосредственно над ним – вращающаяся башня. Здесь, вместе с основными системами вооружения размещаются командир и наводчик.

Башня, в отличие от алюминиевого корпуса, изготовлена из стальной брони. Она представляет собой часть единого боевого модуля «Бахча-У», который устанавливается и на другие образцы российской лёгкой бронетехники. Поворачивать башню в горизонтальной плоскости можно на 360 градусов.

Система управления огнем (СУО)

Комплект оборудования, предназначенного для ведения точного огня по различным целям, включает в себя следующие основные элементы:

  1. Прицел командира. С помощью этого прибора командир может самостоятельно стрелять по различным целям из пушек и пулемета, или же давать целеуказание наводчику. Используются дальномерный, дневной и ночной каналы;
  2. Прицел наводчика. В отличие от командира, этот член экипажа БМД-4М может применять противотанковые управляемые ракеты, для чего в его прицеле имеется отдельный информационный канал. При необходимости можно использовать двенадцатикратное оптическое увеличение. Кроме того, имеется сопряженный с прицелом тепловизор ;
  3. Стабилизатор вооружения. Выравнивание выполняется в двух плоскостях;
  4. Устройство для автоматического сопровождения целей, интегрированное с прицелами;
  5. Баллистический вычислитель.

Кроме того, у командира и наводчика имеются мониторы и пульты управления. Все эти устройства работают в тесном взаимодействии, которое достигается благодаря использованию единой информационной системы, дополненной датчиками для получения внешних данных об окружающей обстановке.

Характеристики бортовой системы управления огнём обеспечивают точное поражение целей как с места, так и в ходе движения, в том числе на плаву. Имеется также возможность вести навесную стрельбу осколочно-фугасными снарядами с закрытых позиций.

Силовая установка и трансмиссия

На БМД-4М устанавливается многотопливный дизельный двигатель УТД-29 с жидкостным охлаждением, такой же, как и на БМП-3. Этот десятицилиндровый мотор достигает своей максимальной мощности в 500 лошадиных сил при частоте вращения главного вала в 2600 оборотов в минуту. Наибольший крутящий момент – 1460 Нм. Двигатель обладает собственной массой в 910 килограммов. Он способен работать в условиях высокогорья, сохраняя все свои ТТХ даже на высоте в 4500 метров.

Трансмиссия боевой машины десанта тоже унифицирована с БМП-3 и собирается в одном блоке с двигателем. Коробка передач – автоматическая, четырёхступенчатая, с гидродинамическим трансформатором. При движении задним ходом машина способна достигать скорости в 20 км/ч.

Ходовая часть

Представители «Курганмашзавода» неоднократно заявляли, что им удалось добиться унификации БМД-4М с БМП-3 и по ходовой части, однако если это и произошло, то изменения, видимо, коснулись в основном скрытых от глаз деталей конструкции. Внешне же на БМД 4М хорошо заметны прежние пять опорных катков с каждой стороны машины. Не замечается ничего нового и в конструкции гусениц.

Боевая машина ВДВ БМД-4М оборудована гидропневматической подвеской, позволяющей изменять клиренс от 190 до 590 мм, приподнимая и опуская корпус.

Вооружение

В состав универсального боевого модуля «Бахча-У», установленного на БМД-4М, входят следующие виды оружия:

  1. Орудие 2А70 с автоматом заряжания. Калибр – 100 мм, прицельная дальность – до 7 км, вес выстрела – от 15,8 до 18,2 кг, скорострельность – до 10 выстрелов в минуту;
  2. Автоматическая пушка 2А72. Калибр – 30 мм, прицельная дальность – до 4 км (по живой силе). Питание – селективное, осколочно-фугасными или бронебойными патронами 30х165 мм;
  3. Пулемет ПКТМ. Калибр – 7,62 мм, прицельная дальность – до 1,5 км;
  4. Противотанковые управляемые ракеты «Аркан» 9М117М3. Запускаются через ствол основного орудия. Прицельная дальность – до 5,5 км, бронепробиваемость – 750 мм (средняя). Боевая часть – тандемная.

Боекомплект основного орудия включает в себя 34 выстрела, из которых 4 – это ПТУР «Аркан», а 30 обычных выстрелов размещены в «карусели» автомата заряжания.

Боекомплект пушки 2А72 состоит из 350 снарядов. При необходимости десантирования их количество должно быть уменьшено до 254 для снижения веса. По сравнению с орудием 2А42, которое устанавливалось на БМД-2, новая пушка обладает гораздо более низкой отдачей, но это преимущество получено за счет снижения темпа стрельбы, что ставит под вопрос эффективность поражения воздушных целей. Впрочем, для БМД 4М характеристики «зенитного огня» не так уж важны.

Пулемет ПКТМ комплектуется двумя тысячами патронов.

Кроме того, по бортам башни имеется шесть мортирок для запуска дымовых гранат 3Д6М.

Тактико-технические характеристики

Основные параметры приведены как для БМД-4М, так и для исходного варианта боевой машины.

БМД-4М БМД-4
Масса 13 500 кг 13 600 кг
Длина корпуса 6,1 м 6,1 м
Ширина 3,11 м 3,114 м
Высота 2,45 м 2,4 м
Клиренс 19-59 см 19-59 см
Максимальная скорость 70 км/ч 67,5 км/ч
Скорость по воде 10 км/ч 10 км/ч
Запас хода 500 км 500 км
Мощность двигателя 500 л.с. 450 л.с.
Вместимость Экипаж – 3 человека, десант – 5 человек Экипаж -3 человека, десант – 5 человек.

Благодаря замене двигателя, боевая машина десанта БМД 4М обладает более высокой удельной мощностью – 37 лошадиных сил на тонну (у БМД-4 было 33 л.с. на т.).

Достоинства и недостатки

Основное преимущество, которым обладает БМД-4М по сравнению со всеми более ранними моделями боевых машин десанта, – это очень мощное вооружение, позволяющее поражать любые цели на значительных дистанциях.

Имеются у этого образца лёгкой бронированной техники и другие достоинства:

  1. Высокий уровень совместимости с БМП-3 обеспечивает повышенную ремонтопригодность, простоту эксплуатации и технического обслуживания, а также улучшает снабжение комплектующими;
  2. Отличная проходимость по любому бездорожью;
  3. БМД-4М отличается прекрасной управляемостью, уверенно проходя резкие повороты и преодолевая крутые склоны. Машина уже не раскачивается, «входя в резонанс», как это случалось с БМД-1 и БМД-2;
  4. Имеется возможность усиления защищенности при помощи комплекта накладной брони. Правда, при десантировании её использование невозможно;
  5. У БМД-4М есть определенный запас модернизации - на её базе можно делать многие другие виды боевой техники.

Недостатки новой машины во многом традиционны для всего этого класса вооружений:

  1. Слабая броневая защита экипажа. БМД-4М сравнительно легко поражается малокалиберными автоматическими пушками, а борта уязвимы и для крупнокалиберных пулеметов;
  2. Боекомплект основного орудия находится в середине машины и не имеет дополнительных средств защиты. Таким образом, при детонации 100-мм снарядов весь экипаж гарантированно погибнет;
  3. Противоминная защита никак не усилена по сравнению с ранними моделями;
  4. Внутри БМД-4М очень тесно, особенно если бойцы в полном боевом снаряжении.

Кроме того, нарекания вызывает сама компоновка машины. Неоднократно высказывалось мнение о том, что впереди следовало бы разместить моторно-трансмиссионное отделение, что стало бы дополнительной защитой для экипажа. Вот только такое решение несовместимо с десантированием из-за переноса центра тяжести.

Модификации БМД-4М

Пока что вариантов БМД-4М только два – базовая модель и модернизированная до её уровня «командирская» БМД-4К, получившая обозначение БМД-4КМ.

В скором будущем должно появиться целое семейство новых модификаций:

  1. Самоходное противотанковое орудие 2С25М «Спрут-СДМ1». Опытные образцы этой машины представляют собой боевое отделение уже имеющейся десантной самоходки «Спрут-СД», переставленное на доработанное и удлиненное шасси БМД-4М;
  2. Самоходное орудие для ВДВ 2С42 «Лотос». Шасси – такое же, как у «Спрут-СДМ1», вооружение – длинноствольная универсальная пушка калибром в 120 мм. Эта машина должна придти на смену широко известной «Ноне-С»;
  3. «Корнет-Д1», индекс 9П162М. Установка для противотанковых управляемых ракет «Корнет» на шасси БМД-4М;
  4. «Птицелов». Зенитно-ракетный комплекс ближнего действия для воздушно-десантных войск. Информации о нем мало, но известно, что и он будет выпускаться на базе БМД-4М.

Кроме того, в прессу попадали сообщения об использовании БМД-4М для создания ремонтно-эвакуационного тягача и разведывательной машины.

Вся эта новая техника, скорее всего, появится уже в следующем десятилетии.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

БМД-1

Боевая машина десанта

БМД-1 стала первой в мире боевой десантной машиной, выбрасываемой с самолёта вместе с экипажем. С нашими десантниками БМД-1 прошла и Афган, и Чечню, и Южную Осетию. В последнем конфликте экипаж одной БМД-1 разгромил грузинскую воинскую колонну .

А начиналась история БМД-1 в те славные времена, когда наша страна была великой и могучей державой, контролировавшей едва ли не половину мира. Советскими воздушно-десантными войсками командовал тогда знаменитый Дядя Вася – Василий Филиппович Маргелов . Он неустанно боролся за превращение ВДВ из лёгкой пехоты в полноценный род войск, и постоянно требовал от государства новой специальной воздушно-десантной техники.
«Чтобы выполнять свою роль в современных операциях надо, чтобы наши соединения и части были высокоманёвренными, укрытыми бронёй, обладали достаточной огневой эффективностью, хорошо управляемы, способны десантироваться в любое время суток и быстро переходить к активным боевым действиям после приземления », – говорил генерал Маргелов . Именно Маргелов и создал концепцию БМД – боевой машины десанта. Он лично переговорил с руководителями различных КБ страны, ведущих работы по танковой тематике, убедив их заняться десантируемой боевой машиной.
По тактико-техническому заданию БМД должна была по вооружению, маневренности, броневой защите лобовой проекции и номенклатуре установленного оборудования соответствовать разрабатываемой в те времена БМП-1 , но размеры и боевая масса жестко ограничивались условиями размещения и свободной вытяжки машины парашютом через грузовой люк серийного самолета Ан-12. Имевшиеся системы десантирования позволяли десантировать грузы весом не более 10 тонн; две тонны отводились на средства десантирования, а ещё полтонны – на резерв массы.
В те времена подрядчик определялся не величиной отката и даже не дешевизной предлагаемого проекта. Из трёх проектов, представленных разными заводами, лучшим оказался проект Волгоградского танкового. Во многом он напоминал будущую БМП-1 , но её двигатель – шестицилиндровый V-образный дизель УГД-20А – был расположен сзади, а экипаж и десант попадали в БМД через люк, расположенный за башней в крыше корпуса. Более мощный и менее пожароопасный двигатель выгодно отличал волгоградский проект от двух остальных, в которых применялся 140-сильный бензомотор от БРДМ, но, тем не менее, дизель пришлось дефорсировать с 300 до 240 л.с., чтобы снизить расход ГСМ, которые десантникам доставлялись по воздуху. В таком варианте двигатель получил индекс 5Д20.

Несмотря на дефорирование, двигатель обеспечивал удельную мощность в 35,7 л.с./т. Такую удельную мощность не имела на тот момент ни одна из боевых машин, имевшихся тогда на вооружении.

Охлаждение было эжекционным, и, следовательно, не съедало той

части мощности двигателя, которую должен потреблять вентилятор. Выпуск отработавших газов двигателя был направлен не вверх, как в других машинах с эжекционными системами, а вниз за корму, на гусеницы, что исключало попадание выхлопных газов в зону расположения экипажа при неблагоприятном направлении ветра. Такое расположение эжекторов и аправление выпуска отработавших газов обеспечивали хорошее шумопоглощение и тепловую маскировку.


Пуск двигателя на БМД-1 ранних выпусков производится при помощи основного электростартёра или дублирующей системы воздухопуска. С введением в 1973 году компрессора с приводом от двигателя, система воздухопуска стала основной. Для облегчения пуска при низких температурах, двигатель был снабжён включённым в систему охлаждения форсуночным подогревателем с электроприводом
.
Емкость топливных баков составляла 295 л, и запас хода по шоссе достигал 500 км.
Ходовая часть состояла из пневматической подвески и гусеничного движителя с электрогидравлическими механизмами натяжения гусениц и кормовым расположением ведущих колес. Пневматическая подвеска обеспечивала изменение клиренса от 100 до 450 мм. Движение на плаву осуществлялось двумя водометами, располагавшимися в МТО между двигателем и бортами корпуса.
Боевая масса машины составляла 6,72 т, масса при десантировании – 5,95 т.
Вооружение БМД включало 73-мм гладкоствольное орудие 2А28 Гром, пусковую установку ПТРК «Малютка», один спаренный и два курсовых 7,62-мм пулемета ПКТ. Для стрельбы из спаренной установки оружия использовался комбинированный, бесподсветочный (дневной и ночной) прицел ТПН-22 «Щит». Механизм заряжания и прицельный комплекс БМД и БМП были унифицированы. Боекомплект состоял из 35 активно-реактивных выстрелов к орудию (впоследствии на серийной машине в боекомплект к орудию входили 40 активно-реактивных выстрелов – полная емкость механизма заряжания), трех управляемых ракет 9М14 ПТРК «Малютка» и 3000 патронов для пулеметов ПКТ.

Кроме того, в машине укладывались 10 ручных гранат Ф-1 и сигнальный пистолет с 10 сигнальными патронами.
Броневой корпус БМД-1 представляет собой жёсткую коробчатую конструкцию сложной формы, собранную при помощи сварки из катаных листов алюминиевой брони АБТ-101 толщиной 10, 12, 15, 20, 23 и 32 мм. Лобовая часть корпуса состоит из двух гнутых двухскатных листов: верхнего, толщиной 15 мм, расположенного под наклоном 75° к вертикали и нижнего, толщиной 32 мм, расположенного под наклоном 47°. В поперечном сечении корпус имеет Т-образную форму с развитыми надгусеничными нишами по всей длине, сужающимися по ширине в носовой части. Борта корпуса вертикальны и собираются из 23-мм верхних листов, 20-мм нижних листов и наклонных надгусеничных полок. Над моторно-трансмиссионным отделением в корпусе образован проход в средней части, вследствие чего корма состоит из трёх листов: кормовых листов надгусеничных полок, имеющих толщину 15 мм и наклон в 38° и нижнего 20-мм листа, имеющего наклон в 9°.

Крыша корпуса имеет толщину 12 мм над средним отделением и 10 мм над моторно-трансмиссионным. Днище корпуса имеет толщину 10 мм и наклон в 70° в лобовой оконечности и 12 мм в остальной части. Так как днище имеет сравнительно малую толщину, его жёсткость дополнительно повышается тремя продольными выштамповками и продольной балкой. Лоб корпуса и башни обеспечивали защиту экипажа, десанта и внутреннего оборудования от 14,5-мм бронебойных пуль, борт – от 7,62-мм пуль.


Первые три опытные машины испытали пробегом от завода до рабочего поселка Ерзовка (Волгоградская область), на заводском полигоне – по фунтовой дороге, песку и грязи, а также на плаву – в глубоком овраге с водой. В ходе испытания проявилась «нехватка» боевой массы машины, не дающая возможности продолжительного устойчивого движения и наката машины. По результатам выбрали вариант с четырехскоростной коробкой передач, в ходовой части установили двухскатные обрезиненные катки и гусеницу с одним гребнем.
Всесторонние испытания БМД начались в 1967 году на полигоне НИИИБТТ в подмосковной Кубинке. Благодаря высокой удельной мощности двигателя, малому удельному давлению на грунт и удачной конструкции ходовой части, БМД-1 обладала исключительно высокой проходимостью на пересеченной местности. Сравнительно небольшое отношение длины опорной поверхности к ширине колеи способствовало хорошей поворотливости. Кроме того, для управления от механика-водителя требовались сравнительно небольшие усилия на рычагах. Машина уверенно преодолевала подъем в 32°, вертикальную стенку высотой 0,7 м и ров шириной 2 м.

БМД-1 оказалась и удивительно манёвренной – радиус её поворота равен её ширине, составляющей 2380 мм. Учитывая то, что длина её составляет всего 5400 мм, БМД-1 помещалась в 20-ыутовый контейнер и могла скрытно перевозиться по стране, не привлекая внимания вражеских разведывательных спутников.


Применение пневматической подвески значительно повысило точность стрельбы сходу. Поэтому на сравнительных испытаниях с БМП-1 точность стрельбы сходу у БМД-1 оказалась значительно выше – несмотря на то, что из-за отсутствия на ней механизма заряжания наводчик-оператор вынужден был постоянно отрываться от прицела для заряжания орудия.
Благодаря применению водометов и подтягиванию опорных катков к корпусу на плаву новая машина чувствовала себя значительно увереннее, чем «пехотный» собрат. Скорость движения на плаву составляла 10,5 км/ч, при этом не происходило заметного провисания нижней ветви гусеницы. Изменение клиренса способствовало упрощению процесса входа машины в воду и выхода из нее – в последнем машине заметно помогало и наличие водометных движителей.
По результатам испытаний БМД приняли на вооружение под обозначением БМД-1 Постановлением Совета Министров СССР от 14 апреля 1969 года.
Серийное производство БМД-1 развернулось на Волгоградском тракторном заводе, а 5 января 1973 года на парашютодроме ВДВ «Слободка» под Тулой впервые в мировой практике было произведено десантирование БМД-1 на парашютно-платформенных средствах в комплексе «Кентавр» с двумя членами экипажа на борту. Командиром экипажа был сын Василия Филипповича, старший лейтенант Александр Васильевич Маргелов, а механиком-водителем – подполковник Леонид Гаврилович Зуев.
В 1971 году был принят на вооружение командирский вариант под обозначением БМД-1 К, отличающийся от базовой машины дополнительной аппаратурой связи, бензиновым зарядным агрегатом для обеспечения её работы при выключенном двигателе, съёмными столиками для командира и радиста, сокращённым боекомплектом пулемётов и постоянным экипажем из шести человек.

БМД-1П с парашютной системой ПБС-15
В 1978 году была принята на вооружение модернизированная модификация БМД , получившая в линейном и командирском вариантах обозначения, соответственно, БМД-1 П.
Основным изменением, введённым на БМД-1 П, стала установка нового противотанкового ракетного комплекса 9К111, рассчитанного на поражение не только бронетехники и ДОТов, но и зависших вертолётов. Это повлекло за собой сокращение боекомплекта пулемётов на 300 патронов. Кроме того, на БМД-1 П начал устанавливаться гироскопический полукомпас ГПК-59, калориферный отопитель и вентилятор среднего отделения.

На базе БМД-1 была создана уникальная самоходная установка с пушкой-гаубицей-миномётом . Производство БМД-1 П осуществлялось с 1979 по 1986 годы. В настоящее время в ВДВ России сохранилось более 700 БМД-1 .


БМД-1 в Южной Осетии


Смотрите

Включайся в дискуссию
Читайте также
Урок по теме электромагнитное поле электромагнитные волны
Варианты решения уравнений с параметром и модулем
Функции и графики Их графики