Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Чему учат в армии? Армейская муштра: чему учит строевая подготовка в современной армии Разумная инициатива не должна быть наказуема

В России приближается начало осеннего призыва 2018 года. Он продлится с 1 октября по 31 декабря. Ребята из разных уголков страны вновь наденут военную форму. В их числе окажутся и жители Заневского городского поселения. Кудровчане Максим Визмитин и Александр Мурзаханов вернулись из армии в прошлом году. Бывшие солдаты-срочники рассказали журналисту «Заневского вестника» о своей службе и о том, чему она их научила.

Максим Визмитин был призван в ряды вооруженных сил в июле 2016-го. Молодой человек признался, что очень хотел попасть в ВДВ или спецназ ГРУ. Его желание учли при распределении – юноша провел год в гвардейском парашютно-десантном полку в Центральном регионе России. «Считал, что именно эти войска придутся мне по душе, и не прогадал! Говорят, что солдатские будни скучны и однообразны, но я этого не заметил. В армии скучать не давали постоянные спортивные занятия, стрельбы, воздушно-десантная подготовка, полевые выходы, несение караульной службы и наряды», – рассказал он. Служба сделала Максима более терпеливым и сдержанным, научила ценить дружбу и прежде, чем действовать, обдумывать каждое решение. В воинской части молодой человек нашел товарищей, со многими из которых до сих пор поддерживает связь. Воспоминания о воздушно-десантных войсках вызывают у него положительные эмоции. Самым ярким моментом стал долгожданный первый прыжок с парашютом. «Не зря говорят, что армия делает из мальчика мужчину. Она учит самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, закаляет характер и развивает физически», – поделился Максим.

Александр Мурзаханов служил во Всеволожском районе. Перед отправкой в радиотехническую воинскую часть он проходил курс молодого бойца. Там в течение месяца солдаты осваивали строевую подготовку, посещали теоретические и физические занятия. По словам юноши, в рядах вооруженных сил он стал более коммуникабельным, и у него получалось находить общий язык с сослуживцами и офицерами. «В армии научился быстро и максимально эффективно решать проблемы. У меня математический склад ума, и я привык долго думать над тем, как лучше решить задачу. На службе на это нет времени. Есть приказ – надо выполнить. Так формируется мужской стержень», – отметил кудровчанин. За прошедший год Александру особенно запомнились летние учения. На них он вместе с товарищами разбивал лагерь: рыл окопы, строил караульные домики и размещал оборонительные сооружения. А потом пришел приказ о передислокации, и ребятам пришлось быстро все разобрать. Сейчас при воспоминании об этом случае на лице у молодого человека появляется улыбка. Бывший солдат-срочник посоветовал призывникам соблюдать чистоту, всегда держать свое слово и не бояться быть самими собой.

"Армия учит тому, что инициатива наказуема": солдат о службе в ВМФ

Рассказ недавнего срочника о службе на флоте.

Во вторник, 15 ноября, в России празднуется День призывника. По этому случаю телеканал «360» спросил у недавнего призывника и уроженца Раменского района о службе. Молодой человек рассказал, что стоит брать с собой в военкомат, чему учит армия и как можно из Подмосковья попасть на Северный морской флот. По понятным причинам, имя и фамилия собеседника не указываются.

Как я оказался в армии


В армию я пошел в 22 года: нужно было на работу устраиваться, а без военника (военный билет - прим. «360») туда, куда я хотел, не брали. И я решил, что хватит уже от армии бегать и сам пошел. Тем более, что в местном военкомате мне слезно обещали, что служить я буду рядом с домом и смогу в «увал» (увольнительную - прим. «360») домой уходить.

Отвезли нас в распределок (распределитель - прим. «360») - я уже толком и не помню, где это было - и там спрашивали, куда я хочу, в ВДВ или в ВМФ. Так как высоты я боюсь и ВДВ - это не по мне, то я выбрал морфлот. По здоровью и по всем остальным параметрам я туда проходил. Мне сказали в итоге - Североморск (город расположен на Кольском полуострове, в 25 км к северо-востоку от Мурманска - прим. «360»). Я сначала пытался найти такой город в Подмосковье, вспоминая обещания военных комиссаров про службу рядом с домом, но, разумеется, никакого населенного пункта рядом со столицей с таким названием нет. Что, в общем-то, логично. После двух суток в поезде стало очевидно, что в «увал» домой на выходные я точно не попадаю.

Что брать с собой на службу


Я с собой взял только бритвенный станок, причем одноразовый, потому что мне сказали, что там все сначала отбирают. И взял еще дешевый телефон, чтобы не обидно было, если украдут или заберут. Ну и документы, зубную пасту, щетку и трусы с носками на всякий случай. И больше ничего не брал. У тех, кто с собой набрал много всего, все и разобрали на «распределке» (распределитель - прим. «360»).

«Учебка»


«Учебки» как таковой у нас не было. Хотя это странно: когда посылают служить на корабль, то первые полгода надо пройти некое обучение. У нас был курс молодого бойца в течение месяца - это скорее было похоже на физподготовку. А по сути мы вливались в процесс субординации, «физуха» была, бегали постоянно, маршировали. Потом уже - сама служба. Как на подиуме мы стояли все вместе перед командирами кораблей, и нас выбирали, «покупали», в общем. Попал я на большой десантный корабль «Георгий Победоносец», который на тот момент находился в доке. Там мы с первых дней начали «пахать».

С чего начинается служба

Именно когда нас с зеленой формы солдатской одежды в моряки переделали, переодели в морскую форму одежды, я и попал в док. Там мы по началу ремонтировали корабль, где-то недели две. Потом был первый наш выход в море - отправились в Североморск, где была бригада десантных кораблей. Сначала были пробные выходы - посмотреть, как все отремонтировано.

Стоит отметить, что там был полярный день, а я до армии в основном ночью активный образ жизни вел. И было достаточно напряженно два месяца не видеть ночи вообще. Потому что в казармах были. А вот на корабле комфортнее - внутри корабля, понятное дело, темно. Потом нас отправили в Балтийск на учения «Запад-2013» с белорусами. Наше задачей было БМПешки (боевые машины пехоты - прим. «360») высадить с воды, чтобы они десантировались, до земли дошли, а там у них уже свои были стратегические задачи. Мы все отрабатывали очень долго. И потом нас уже отправили в другие места - например, в Новороссийск. По пути туда мы заходили в Португалию на пару суток. Это был первый случай в истории российских десантных кораблей, когда нас принимал португальский порт. Там мы запаслись водой, топливом.

Обязанности матросов


На самом деле, когда я шел на корабль, я вообще не понимал, что там можно делать. Я-то думал: море, все на палубе, солнышко, все празднично, отлично. Но ничего подобного: когда корабль находится в море, у всех свои обязанности. У меня, например, была должность минера. Десантный кораль несколько функций выполняет. Первая - транспортировка БМП или танков в боевое время, вторая - сбрасывание мин в воду, чтобы контролировать локально подступы к берегу. Но так как боевых действий мы никаких не несли, то у меня даже не было материальной части. И поэтому я выполнял все подряд. Меня там писарем записали, так как я в ладах с компьютером.

В море самом постоянно отрабатывались тревоги. Мы отрабатывали задачу затопления корабля и поступления огня. Звучит тревога (обычно это было во время перерыва в смену), все занимают свои боевые посты и каждый выполняет определенную функцию. Все это у каждого моряка записано в книжке «Боевой номер».

Быт на корабле и еда

На корабле свой рацион, все по ГОСТу прописано. Но часто бывало, что что-то заканчивалось: как раз когда мы шли в Балтийск, у нас практически закончилась провизия и питались мы гречкой на завтрак, обед и ужин. И еще, в отличие от сухопутных войск, моряки едят четыре раза в день. Есть еще вечерний чай, грубо говоря. Когда мы ходили в море, сами хлеб пекли. Это логично: больше трех суток хлеб не продержится. Была даже вахтенная должность - пекарь, который всю ночь пек хлеб на весь личный состав в 140 человек.

Отношения внутри коллектива

Тут все просто. У нас, как и везде, есть так называемая вертикаль власти. То есть командиру бригады от верховного главнокомандующего поступает приказ - он приказал всем командирам кораблей. Они передают приказ своим офицерам, офицеры - мичманам, мичманы - контрактникам, а контрактники - нам. А нам уже не на кого это скидывать, потому что мы несчастные срочники. Как таковой дедовщины, в принципе, не было - что мы пришли, что кто-то на полгода раньше. Мы - срочники, и не то чтобы о нас ноги вытирали, но нам уже не на кого скинуть любую задачу. Это вынуждало нас сплотиться и действовать сообща.

Армия - школа жизни. Или нет?


Это палка о двух концах. Если бы я все это время не служил, а работал, то, понятное дело, и по финансам и по всему остальному выиграл бы больше. Но в армии нет ни мамы с папой, ни родственников, там сам на себя полагаешься и учишься жить в коллективе. Армия меня, как минимум, научила тому, что инициатива наказуема. И все. Единственное, что слегка напрягало, - делать масштабно в армии, в принципе, нечего. За счет этого там работает принцип: важен не результат, важен процесс. Нужно убивать время. Порой это доходило до абсурда., когда мы то в один цвет красили корпус корабля, то в другой. Это такие задачи, которые не рациональны и нелогичны.

человек поделились статьей

В армии существует несколько видов обучения. Самый распространённый – обучение, что называется, боем, то есть в боевых частях, когда человеку дают технику или оружие и говорят: используй. Солдат в таком случае до чего-то доходит сам, что-то ему подсказывают те, кто мучается с той же техникой или оружием уже некоторое время. В этом отношении распространена практика преемственности: перед тем, как уволиться, солдат готовит себе замену в том деле, которым занят.

Абсолютно во всех частях практикуется курс молодого бойца, продолжительностью около месяца, предназначенный для того, чтобы натаскать солдат в строевой подготовке к присяге, обучить армейской дисциплине и другим основам солдатской жизни.

В армии существуют также учебные части, в просторечье «учебки». Здесь солдат обучают по узкой специализации в течение полугода. Иногда – одиннадцать месяцев (в разведывательных учебных частях). За такой срок солдат даже при низком качестве обучения приобретает некоторые базовые навыки в своём ремесле. После завершения обучения в такой части солдат отправляют в обычные войска, как правило, по приобретённой ими в учебке специализации.

Очень важно, что далеко не все солдаты проходят учебные части. Подавляющее большинство сразу отправляется в действующие войска. Единственной возможной для них формой подготовки оказывается передача опыта от призыва к призыву. Только после полугода обучения и ещё полугода самостоятельной практической работы солдат оказывается достаточно подготовлен для несения службы на ответственной должности.

У заключившего контракт солдата имеется возможность получить повышение, отправившись для дополнительной подготовки на курсы офицеров или прапорщиков. Но занятие это довольно бессмысленное, потому что реально кроме муштры и очередной порции унижений ничего не даёт. Поэтому это действо сложно даже назвать учёбой.

У офицеров вопрос обучения поставлен гораздо серьёзней. Офицерами становятся либо после окончания гражданского высшего учебного заведения, где есть военная кафедра, дающая некоторую базовую подготовку, либо после специального высшего военного учебного заведения. Теоретически, выпускники военных вузов лучше подготовлены, нежели выпускники гражданских – не просто же так их гоняют целых пять лет. И уж тем более они лучше себе представляют, что такое реальный воинский коллектив, так как сами провели в нём приличный кусок жизни. Однако и те, и другие в войсках довольно быстро адаптируются к армейским условиям, усваивают необходимые навыки командования и некоторые технические умения. И тем, и другим приходится многое осваивать практически с нуля.

Интересно, что кадровые офицеры в своих высших военных учебных заведениях проходят нечто очень похожее на срочную службу для простых солдат. Только все здесь на курсе одного призыва, поэтому среди них сразу выделяются свои лидеры, занимающие сержантские посты. Они могут вести себя с сокурсниками очень нелицеприятно, пытаясь насадить нечто подобное дедовщине в войсках. Не стоит забывать и старшие курсы, которые по отношению к молодым уж точно воспроизводят элементы дедовщины.

В наше время качество человеческого материала чрезвычайно снизилось, особенно в морально-нравственном и интеллектуальном отношениях. Соответственно снизилось и качество человеческого материала в армии, причём, даже в большей мере, нежели на гражданке, так как большинство умных людей предпочитает невоенные учебные заведения. Военные же вузы всё в большей степени превращаются в приёмник людей, не сумевших никуда больше поступить. Но есть и приятные исключения, впрочем, являющиеся таковыми только в сравнении с другими аналогичными заведениями современной России; советским они всё равно в подмётки не годятся. Многие военные на высоких постах откровенно говорят, что они своих детей в эти военные вузы отдавать не собираются, потому что, когда они сами начинали служить, атмосфера в них была значительно человечней. Они даже признают, что при нынешнем раскладе сами не пошли бы учиться на военных. Уже одно это заставляет задуматься.

Часто условием занятия определённой воинской должности является прохождение доподготовки. Обычно она ничего не даёт и представляет собой череду беспробудных пьянок с другими «повышающими» квалификацию офицерами. Реально доподготовка есть не что иное, как пустая формальность. Большинство прибывших для её прохождения уже имеют реальный опыт работы по данной должности, им требуется просто формальное основание быть назначенными на такую должность. Если же опыта нет, офицеру в этом диком калейдоскопе пьянок вперемешку с занятиями удаётся усвоить только отдельные моменты, комплексного же законченного знания он не получает. Его он получит уже будучи на должности, в процессе повседневной работы.

В целом, можно констатировать чрезвычайно слабую подготовку кадров в вооружённых силах. Но не следует слишком драматизировать на этот счёт. Современная военная подготовка достаточна для использования устаревшей техники, адекватна ей. Обучение методам ведения боевых действий также соответствует потребностям общества: войскам даётся так называемая «контртеррористическая» подготовка, ориентированная на проведение локальных операций. На этом я останавливался в главе, посвящённой контрактникам.

Власти пытаются параллельно сохранить и внедрить высокоточное и высокоэффективное вооружение. Информации о качестве подготовки военнослужащих для его использования и планирования операций с его применением у меня нет. Разве что можно сослаться на книги Максима Калашникова , где он констатирует очень слабый уровень такой подготовки и говорит о том, что поколение советских высших офицеров, умевших планировать и претворять в жизнь грандиознейшие операции планетарного масштаба, умирает, не оставляя достойных преемников. Современных высших офицеров не учат воевать с лучшими армиями планеты с комплексным применением новейших вооружений. Я так понимаю, что советские офицеры учились этому не в военных вузах, а на практике, передавая свой реальный опыт преемникам. Теперь этот институт преемства разрушается.

Что касается собственно оперирования высокоэффективным современным вооружением, то очевидно, что через преемство опыт его использования передать невозможно в виду незначительного (годичного) срока службы срочников. Власти пытаются найти панацею в контрактниках, но, как было показано выше, они вряд ли оправдают ожидания. В результате неопытным командирам глобальных операций придётся командовать неопытными же исполнителями.

Концепция воспитательной работы в Вооруженных силах РФ гласит, что, несмотря на развитие военной техники и вооружения, решающая роль на войне по-прежнему принадлежит человеку, его воинскому духу и умению воевать. Любой храбрец может растеряться в обстановке реального боя, в суматохе допустить неверное движение, и эта ошибка может обернуться катастрофой. Чтобы такого не произошло, требуется строевая подготовка, воспитывающая умение быстро реагировать на приказы и доводящая до автоматизма все действия бойца. Как говорят бывалые бойцы, прошедшие горячие точки, хороший уровень строевой подготовки формирует набор сигналов, которые солдат выполняет автоматически и понимает без пояснений. «Без правильно поставленного строевого обучения трудно добиться четких действий воинов в современном бою. Сейчас, когда подразделения и части насыщены сложной техникой, когда значительно возросла роль коллективного оружия в бою, уровень строевой выучки должен быть особенно высок», - утверждается в Концепции воспитательной работы в ВС РФ.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Празднование Благовещения Пресвятой Богородицы
Растительная клетчатка неперевариваемая в кале у ребенка и взрослого, причины, что делать
Варенье из клюквы пятиминутка Пятиминутка из клюквы без воды