Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

И тебе же самой душу пройдет оружие. И Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец. Литания к страждущей матери

Благовещение Пресвятой Богородицы.

Неделя 3 Великого поста, Крестопоклонная.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Когда апостол Павел пишет своим духовным детям о браке, о семейных взаимоотношениях, о том, что последует за свадьбой, у современного читателя может возникнуть ощущение, что Христов посланник больше всего на свете хочет своих адресатов просто-напросто напугать: «Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль» (1.Кор.7.27,28). Особенно поражает это последнее «мне вас жаль»! Странная вещь: разве брак не является делом, заповеданным Богом и потому богоугодным, разве не Сам Бог сказал Адаму и Еве: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт.1.28)? Почему же тогда – «жаль»?

Выпавшие на сегодняшний день два события церковного года: светлый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и третье воскресенье Великого поста, которое Церковь именует «Крестопоклонным», то есть посвящённым поклонению Кресту, на котором был распят Сын Преблагословенной, – парадоксально соединяют радость брака и его скорбь. Два эти события, как и те два евангельских отрывка, которые мы только что читали за литургией, ещё и ещё раз напоминают нам о великом трагизме того, что Церковь называет Домостроительством Божиим – замыслом нашего Бога о спасении падшего и погибающего человечества.

Кроткий ответ Богоотроковицы архангелу: «Се, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему» (Лк.1.38) – на самом деле есть просто исполнение, и исполнение абсолютное, совершенное, того, что Бог заповедал каждому из нас: «…отвергнись себя, и возьми крест свой» (Мк.8.34). «Неискусобрачное зачатие» и безболезненное рождение Богомладенца были только ступенями, которые привели Богородицу на Голгофу. Страшные гвозди Креста пронзили не одну лишь Священную Плоть Сына Человеческого, но и Пречистое Сердце Девы. Язвы Сына сокрушили сердце Матери. Так исполнилось «проречение Симеоново»: «…и Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк.2.35). Так «Сила Божия» совершилась, осуществилась «в немощи» (2.Кор.12.9). Вот чем обернулось смиренное и радостное согласие, вот что на самом деле означает быть «Рабой Господней», вот чем заканчивается всякая попытка «взять крест свой»! Ведь следовать за Господом необходимо до конца, до Голгофы, «до смерти, и смерти крестной» (Флп.2.8).

Мать Пресвятая Богородица прошла этим скорбным путём. Она не испугалась Креста, Она не бежала скорби, Она смиренно и кротко понесла обиды и унижения, боль и ужас. И в результате Её радость, возвещённая архангелом, стала и нашей радостью. Нас никогда бы не согревала надежда на Вечную Жизнь, если бы Она, единственная из всего рода человеческого, не решилась однажды стать «Рабой Господней» – полностью, всецело, до конца, до того страшного мига, когда Сын Её и Бог в смертной муке возопил на Кресте: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф.27.46). Подумайте, Она слышала этот крик! Но и в этот час, когда «завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли» (Мф.27.51,52), и в этот час Она, наша Заступница и Ходатаица, не забыла о радости, обещанной архангелом, не поколебалась в вере.

Не только в браке мы, по слову апостола, «будем иметь скорбь». «В мире будете иметь скорбь» (Ин.16.33), – обещал нам Господь. В том и состоит великий трагизм замысла Божьего о нас, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.14.22). А если хочешь сохранить душу свою в бестрепетной безмятежности, если цель твоей жизни – покой и тишина, тогда уж лучше было бы тебе родиться в этот мир не человеком, а бездушной скалой, холодным камнем, не ведающим ни слёз, ни скорби, ни страха, ни боли расставания. Но мы, слава Богу, люди! Потому и радость брака растворена у нас скорбью разлуки. Любая мать знает, что и ей «оружие может пройти душу». Знает, но несёт свой крест. Знает, но не отказывается от «скорби брака», потому что помнит слова своего Спасителя: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин.16.21.22).

Матерь Божия не устрашилась и не дрогнула, когда голос архангела позвал Её. Точно так же не смутилась Она и перед высокими и страшными ступенями Иерусалимского Храма, когда навек расставалась с родителями Своими. Не отказалась Она и от креста, когда праведный Симеон пророчествовал Ей о грядущих испытаниях. Потому-то и стала Она «главизной нашего спасения», потому и ублажают Её «все роды». Аминь.

Согласно Евангельскому повествованию, праведному старцу Семеону, много лет пребывавшему в недоумении о значении слов в книге пророка Исаии «Се Дева во чреве приимет и родит Сына…», было предречено, что он не умрет, пока не увидит Спасителя. На сороковой день по Рождеству Христову, когда во исполнение закона Моисеева, согласно которому все родители должны были своих первенцев приносить в храм для посвящения Богу, Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса в Иерусалим. Праведный Симеон Богоприемец, как священнослужитель, принял Младенца на руки и, Духом Святым прозрев в Нем Бога, воскликнул: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром…» (Лк 2, 29-32). Предвидя же скорбь, которую придется перенести Божией Матери при распятии Христа, праведный Симеон обратился к Ней со словами: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой душу пройдет оружие, — да откроются от многих сердец помышления». (Лк 2, 34-35). Именно этот Евангельский сюжет лег в основу почитаемой на Руси иконы Божией Матери «Семистрельная», передающей в аллегорической форме пророческие слова праведного Семеона Богоприемца во время сретения — встречи Богомладенца.

Пророчество праведного Симеона Богоприимца на «Семистрельной» иконе изображено видимыми символическими знаками – мечами, или, иногда, стрелами. Выбор образа меча, связанного в человеческом представлении с пролитием крови, не случаен и изображает великое горе Божией Матери, поскольку, как пишется в книге Левит, «… душа всякия плоти кровь его есть» (17,11). На иконе Божия Матерь изображена Одна, без Предвечного Младенца. Этот образ отражает то одинокое страдание Пресвятой Богородицы, которое Она испытывала за Своего Божественного Сына в течение всей Своей жизни и особенно во время Страстных дней Спасителя. В Священном Писании число семь символизируют полноту чего-либо. В Церкви с древности утвердилось понятие о семи основных добродетелях, семи смертных грехах; существует также семь церковных таинств и т.д. Семь мечей, пронзающих сердце Пресвятой Богородицы, говорят о полноте той скорби, которую Она претерпела в земной жизни. Есть и другое толкование образа семи мечей, пронзающих грудь Пресвятой Богородицы. Это — семь главных греховных страстей человека, которые приносят Божией Матери новые душевные муки.

Существует очень схожий вид иконы Божией Матери, который называется «Умягчение злых сердец», или «Симеоново проречение». Небольшое иконографическое отличие образов Богоматери «Семистрельной» и «Умягчение злых сердец» состоит в том, что на первой из них «стрелы» пишутся по три с одной и четыре с другой стороны, а на второй — по три справа и слева, а одна снизу. В настоящее время в Русской Православной Церкви принято считать эти иконы разновидностями одного иконографического типа и, соответственно, объединять дни их празднования — 26 августа, 15 февраля (в день Сретения Господня) и в Неделю всех святых, когда в дореволюционной России чествовали образ Божией Матери «Умягчение злых сердец». Еще один Богородичный образ, имеющий свою особую историю, непосредственно носит название «И Тебе Самой душу пройдет оружие…» или «Страстной». На этой иконе Пресвятая Богородица изображена в молитвенном положении. Одной рукою Она поддерживает лежащего у Ее ног Младенца, а другой прикрывает Свою грудь от семи направленных в нее мечей.

Первоначальный чудотворный образ «Семистрельной» Божией Матери, согласно церковного предания, был написан в глубокой древности. В изданиях XIX века сообщается, что этой иконе более пятисот лет. В дореволюционной России был известен один ее чтимый список, который отождествлялся с самим легендарным оригиналом. Он был сделан в XVIII столетии и, возможно, с не сохранившегося изначального образа.

О первом прославлении иконы Божьей Матери «Семистрельная» сохранилось следующее предание. Некий крестьянин Кадниковского уезда много лет страдал от хромоты и уже отчаялся в возможности исцеления. Однажды в тонком сне Божественный голос повелел ему найти на колокольне Богословской церкви на берегу реки Тошни, неподалеку от Вологды, где хранились ветхие иконы, образ Пресвятой Богородицы и с верой помолиться перед ним об исцелении своего недуга. Два раза он приходил в храм и, рассказывая о своём сне, просил впустить его на колокольню. Но крестьянину не верили и отказывались исполнить его просьбу. Лишь в третий раз церковнослужители позволили ему подняться на колокольню. Оказалось, что икона, покрытая сором и грязью, словно простая доска служила ступенькой лестницы, по которой поднимались звонари. Ужаснувшись этому невольному кощунству, священнослужители омыли образ и отслужили перед ним молебен, после чего крестьянин обрел полное исцеление.

Память об этом чуде могла исчезнуть, если бы через несколько лет новое знамение Божие, не явило чудотворную силу «Семистрельной» иконы Божией Матери. В 1830 году большую часть Европейской России, в том числе и Вологодскую губернию, постигла страшная эпидемия холеры. Во время этого мора из Тошни в Вологду были перенесены многие святыни, среди которых был и «Семистрельный» образ. Христолюбивые жители Вологды обнесли «Семистрельную» икону торжественным крестным ходом вокруг города. После этого всеобщего моления перед чудотворной святыней холера отступила так же внезапно, как и пришла. Со времени икона прославилась многими чудесными исцелениями больных по молитвам перед ней Богородице. После 1917 года чудотворный образ исчез из Иоанно-Богословской церкви.

В настоящее время мироточивая икона Богоматери «Семистрельная» находится в храме Архангела Михаила на Девичьем поле в Москве. Еще один мироточивый хранится в Воскресенском кафедральном соборе города Арзамаса Нижегородской области. Икона написана в XIX веке, по преданию одним из учеников основателя перовой провинциальной школы живописи в России А.В. Ступина. Начиная с 1998 года, на образе несколько раз замечали капельки благовонного мира, освидетельствовал которые епископ Балахнинский Иерофей (Соболев) (+2001).

Перед иконой Пресвятой Богородицы «Семистрельная», или «Умягчение злых сердец», молятся при вражде или гонениях, об умиротворении враждующих, а также в озлоблении сердца — о ниспослании дара терпения.

Николай Жидков

Мы с вами должны рассматривать эти слова в контексте всего, что сказал Симеон.

ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец.

Здесь две главные мысли об Иисусе.

ПЕРВАЯ МЫСЛЬ

Иисус –
...спасение Божие,
...свет для язычников,
...слава Израиля.

ВТОРАЯ МЫСЛЬ

Иисус станет причиной разделений, падений, восстановлений и через это откроются помышления многих сердец.

Помните, как Сам Иисус сказал? «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его» ().

Учение Иисуса, Его жизнь, Его отношение к людям, Его слова и заявления – всё это стало мечом, разделившим и продолжающим разделять людей. Не примающие Его не могут принять тех, кто уверовал в Него, и отсюда разделение. Иисус – Камень противостояния всей планеты. Одни разбиваются о Него, другие разбиты Им, одни падают из-за Него, другие восстанавливаются, но нет никого, кто остался бы в стороне. Его имя, Его учение, появившеся на устах одного человека, сразу приносит эмоции в сердца окружающих: либо к объединению и возвышению, либо к разделению и падению.

Когда Симеон произносил эти слова, он так же сказал, что и Мариамь не избежит этой борьбы, и по ней, как по другим людям, пройдёт это оружие. И ей придётся сделать свой выбор: является ли Иисус её Спасителем... или просто сыном, который будет однажды распят на кресте. История, рассказанная в третьей главе Евангелия от Марка, показывает нам, что Мариамь тоже проходила путь верующего человека, она тоже не сразу уразумела, Кем был Иисус ( -35)

Интересно, что слово, которое в Евангелии от Луки переведено, как оружие, ещё несколько раз встречается в Библии только в книге Откровение. Помотрим на эти стихи?

Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон ****; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей.

И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон ****

Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними **** уст Моих.

Из уст же Его исходит острый ****, чтобы им поражать народы.

а прочие убиты **** Сидящего на коне, исходящим из уст Его


Как мы видим, жизнь Иисуса была одним сплошным непрекращающимся сражением против греха, сатаны, заблуждений, лжи. И мы видим, что Он всегда сражался мечом, оружием Слова. Слово Бога - «для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь» (). А Мариамь, мать Иисуса, - одна из человеков, и ей «оружие» должно было пройти по душе, либо спасая, либо поражая.

Изображение, которое мы видим на классической Тройке Мечей Таро Райдера-Уэйта явно отсылает грамотного европейца сразу к двум знаменитейшим евангельским сюжетам. К первому – совсем уж явно, ко второму – чуть более «символически».

Первый библейский сюжет, зашифрованный в карте Тройка Мечей, это, конечно же – Сретение. Нужно было принести новорожденного в Храм – и Мария с Иосифом, подчиняясь обычаю, пошли в церковь. Как известно, там их встретил святой старец – пророк Симеон, который и напророчил Христу – Его будущее, а Марии – Её. Знаменитые слова Симеона вынесены нами в заголовок статьи: «И Тебе самой орудие обыдет (пронзит) душу».

С этим толкованием Тройки Мечей согласны все тарологи без исключения. Ведь иконография данной карты, ну, почти дословно «цитирует» знаменитые иконы, где сердце Матери Бога пронзают несколько стрел («Семистрельная», например).

Но существует ещё один библейский сюжет, уже не так явно процитированный в карте. Чтобы его увидеть, нужна не только некоторая религиоведческая эрудиция, но и некоторая доля воображения.

Второй архетипический сюжет – это сама Голгофа. На классической карте Райдера-Уэйта изображена Голгофа (место казни Христа) в момент распятия, после смерти Спасителя.

Даже время указано на карте точно! В Евангелиях мы читаем (а кто-то помнит это наизусть по Булгакову...), что «тьма накрыла город Ершалаим» и «днём стало темно как ночью» и с неба посыпалось что-то неприятное. Всю эту погоду и природные явления мы как раз и видим на изображении карты. Огромные тучи, какой-то дождь.

Посмотрите теперь на три железных меча! Как они похожи на те самые три деревянных креста, которые мы видали на картинах наших художников. Центральный крест – Христос, по бокам от Него – разбойники, распятые вместе с Ним.

Один – раскаялся и пожалел Христа. Он услышал потом: «Уже сегодня же будешь со Мною в раю». Это – знаменитый «благочестивый разбойник».

Второй, со второго бокового креста, продолжал грязно ругаться до своего последнего вздоха. Он был очень упрямым, скандальным, сварливым и гордым – а несчастья таких людей вовсе не учат ничему и не вразумляют ни на что. А лишь ещё больше ожесточают к миру и людям, озлобляют и отупляют мозг...

И вот, все они три, три креста с распятыми на них людьми – находятся как бы символически – в сердце у самой Богоматери. Она их туда приняла, она о них обо всех думает – думает хорошо и скорбит.

Здесь мы видим один очень важный урок.

Мать скорбит о своём родном сыне и за своего родного сына – это понятно.

Это умеют почти все матери. (Вот – первый меч).

Мать скорбит о чужом человеке. Но он – друг её сына, он жалел её сына, он помогал её сыну. Это тоже понятно. Это тоже умеют многие матери, хотя не все. (Вот второй меч).

Мать скорбит о стопроцентно чужом ей человеке. Не то, что он был прямо-таки врагом её сыну. Нет, но он был один из толпы тех, кто его не уважал, презирал, и задевал грубыми словами и шуточками.

Вот о таких сожалеть не умеют никакие земные матери! Это умеет только Богородица – как учит нас карта классического таро Тройка Мечей.

(Вот – третий меч).

Какой же архетип задаётся этой картой?

В каждом человеке живёт – Надежда. Надежда на то, что где-то есть кто-то, кто примет его таким, какой он есть, всё поймёт и простит – не отвернётся, не будет мстить, не осудит.

Говорят, такие монахини есть в далёких католических монастырях-богадельнях. А ещё на встречу с такой женщиной надеется каждый мужчина, особенно живущий грешно. Недаром заключённые любят вытатуировывать Богородицу.

Но эта Надежда живёт в каждом человеке – независимо от пола и количества грехов! А кто так сумеет, как мы хотим?..

Вот, как Богородица, что сумела впустить в своё сердце и печаль и слёзы за нераскаявшегося разбойника, который обзывал её сына, когда Она стояла и плакала под крестом.

Не каждая мать на такое способна, повторим.

На это способен только архетип: Богородица. Другими словами: «Мать-Которая-Не-Только-За-Своих-Детей».

Вот какая мать! Вот к какой матери мы подсознательно стремимся, как цыплята к лампе!

Никому не интересна (и даже омерзительна!) та мать, которая любит только своих детей (и показывает это окружающим – во всей своей простоте и непосредственности).

Но таких матерей как раз – полным-полно. Если представить себе ось, в крайнем правом удалении которой будет Богородица, то крайне слева будет образ абсолютно Ей противоположный. Какой?

Да проще-простого – сказочный Архетип Злой Мачехи! Той, что кормит свою дочь пирожками, а чужую посылает ночью зимой в лес.

Сегодня семьи не похожи на семьи многовековой давности – мачех что-то не видно. Но архетип-то не исчез... Проще говоря, любая женщина, которая с каким-то особенным привкусом произносит воинственную фразу «Моё дитё» – вот она-то и есть потенциальная страшная злая мачеха.

Идеал, что нарисован в Тройке Мечей, это «идеал»... К нему нужно терпеливо стремиться, но в земной жизни его достигают немногие, редко и только урывками.

Это нужно трезво понимать, не выдумывая себе «святость», которой у нас, конечно же, скорее всего нет...

Однако – созерцайте этот архетип, эту карту! Вспоминая об этой истории, улучшить свой характер – можно. Приобрести некоторую интеллигентность – тоже.

Остаётся выяснить один лишь вопрос.... Его обязательно зададут нам вдумчивые тарологи!

Вопрос о масти карты

– Почему такая насквозь «сердечная», «любящая», сопереживательная карта Всеутешительницы-Богородицы зашифрована не в масти кубков, а в масти …. мечей?

– И почему это Младший Аркан, а не Старший?

Ответим сразу же на второй вопрос. Потому что от человека и требуется в этой ситуации повторить – мало, по его силам, чуть-чуть. Будь чуть-чуть как Она, на твёрдую троечку – и уже неплохо...

Вроде того, что необязательно сразу уходить в монастырь – ухаживать за убогими и пленными, ты на родительском собрании научись себя вести не как «мамашка». Научись хотя бы не видеть в каждом другом ребёнке и вообще другом человеке – того самого «нераскаявшегося разбойника».

А теперь ответим на вопрос о странной масти карты Тройка Мечей.

Казалось бы: ну при чём здесь ум, абстрактные идеи, интеллект, проектирование и рациональность?

А вот тут, пожалуй, и кроется главный урок нашего с вами разговора!

Оказывается, сердце-то человека воспитывается через его … ум, через воспринимающий интеллект! А мы так уже привыкли – недооценивать ум, превратили его в какого-то «злодея».

А что я делаю сейчас? Я ведь апеллирую к вашему – уму! Раз вы читаете этот материал и воспринимаете его, то ум у вас – есть!

Если материал вами воспринят, и ваш ум переработав его – принял мои аргументы – то поменяется и ваше Сердце, станет чуть-чуть добрее. Как у Богородицы на картинке. И ваши чувства вслед изменятся – будут более благородными, совершенными.

Но сначала ведь нужно нагрузить какой-то информацией – ум. Вот потому-то самая «сердобольная» карта Таро и отнесена так загадочно к масти Мечей – ума, идей.

Вспомним ещё вот что. Масть мечей в Таро символизирует «власть» и сословие рыцарей-феодалов-дворян...

Это они управляют мужичьём, перераспределяют справедливо урожай, следят за посевами, пишут им законы, следят за их выполнением. Вообще - -царят на своих родовых землях, чтобы они не превратились в голую пустошь или дикие леса с ватагами разбойников.

Вы думаете, почему феодал отнимал у крестьянина его же рожь, запирал её в замке и выдавал потом по мерке – на прокорм и на посев весь год? Советские учебники об этом не любили говорить, но ведь крестьяне могли превратить рожь в солод, наварить хмельного и выпив его всё – пойти по соседним деревням – попрошайничать или грабить. Что будет из мешка ржи – пиво или хлеб, решал дворянин – та самая масть мечей.

Точно так же и ум человека ведёт себя по отношению к его «чувствам» и ещё более грубым потребностям тела.

Воля – часть ума. Отсутствие воли – когнитивное (умственное) расстройство, душевная болезнь.

Вот поэтому,когда молятся «о прибавлении ума», то не только для пятёрок в школе, а и для того, чтобы получить того самого «царя в голову», который не даёт перегнать рожь на пиво – молятся о волевом разумном поведении...

Я хочу быть добрым ко всем, но не могу себя удержать! Рука так и тянется схватить последнее пирожное с тарелки и положить его своему ребёнку.

Я хочу уметь прощать того, кто меня обидел и растоптал, но не получается – хочется вцепиться ему в горло зубами и даже достать его из могилы...

Это всё бывает тогда, когда мы разрешаем своим необузданным чувствам брать верх над привычкой анализировать, рассуждать, «принимать во внимание»...

Это ещё и отсутствие волевого компонента – когда нет воли стараться не быть зверем, стараться не быть рабом своих самых низких приливов.

Нас порою посещают такие вспышки необузданной ярости и желания мстить. Для того, чтобы утихомириваться после таких вспышек, полезно созерцать тогда карту классического Таро Райдера-Уэйта – Тройку Мечей.

Смотрим на карту и вспоминаем чудесные строчки русского поэта:

«Было хуже Богу моему,

И больнее было Богородице»

И никогда не вешайте нос. А то не увидите неба! Ведь тучи, нарисованные на карте Тройка Мечей, обязательно разбегутся!

Елена Назаренко

И старец сказал, повернувшись к Марии:
«В лежащем сейчас на раменах Твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым
терзаема плоть Его будет, Твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око».
И.Бродский «Сретение»

Меня всегда смущало народное понимание праздника Сретения. «Этот праздник символизирует встречу зимы с весной. В этот день… », — то и дело услышишь по радио или прочтешь где-нибудь. Какая еще весна, где она с зимой встретилась 15 февраля? А по старому стилю — это и вовсе начало самого снежного месяца. Хотя если не буквально… Слово-то главное названо — «встреча». И встреча эта случилась.

Мир, лежащий во грехе, страхе, проклятии за грехопадение человека, подобен долгой ледяной ночи. Но живущие под ее гнетом, почти отчаявшись, все же узнают о рассвете. Пусть солнечные лучи еще не пробились, но ветер уже сорвал тяжелое сонное безмолвие, и откуда-то издалека повеяло чем-то теплым. И тот, кто шел через эту долгую ночь, кто был в ней одинок, оставлен и неутешен, кто, возможно, не видел и смысла в этом пути, вдруг осознает, что каждый его шаг — это не движение в никуда, а шаг навстречу Тому, Кто столько времени этой встречи так же очень ждал. И это знание дает силы преодолевать и собственное бессилие, и боль, и даже безверие.

Сретение — это добрая весть о бессмертии для умирающего. Это радость о скорой Победе, до которой очень многие не дожили, но есть сила, которая имеет власть воззвать их даже из бездны ада. Это последняя надежда, которая, как рука, подана отчаявшемуся в могилу. Это дивный светлый берег, путь к которому лежит сквозь смертельный шторм. Пусть он не оставит и щепки от наших утлых лодок, но наступивший рассвет принесет на волнах нас к Дому, где отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет (Откр. 21, 5).

Мы узнаём о событиях того дня из Евангелия. На сороковой день от рождения Спаситель был принесен Матерью и святым Иосифом в храм. По закону Моисееву родители должны были приносить в храм своих первенцев (то есть первых сыновей) для посвящения Богу. Сорок дней являлись для матери периодом очищения, после этого она приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Своему Она подчинилась предписанию закона.

В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса. Богоприимец Симеон взял Бого-младенца на руки и, благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (Лк. 2, 29-32). Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец (Лк. 2, 35). В храме была также 84‑летняя вдовица Анна, пророчица, дочь Фануилова, которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем (Богомладенце) всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк. 2, 37-38).

Так происходит в Иерусалиме мало кем замеченное величайшее событие в истории человечества. Тьма озарена светом, надежда омыла теплом уставшее от мрака сердце. Да, еще пройдет некоторое время, пока исполнится то, чему надлежит быть. Но Дева родила, пророчество Исайи сбылось, и с нами Бог (Ис. 7, 14). С нами Тот, Кто понесет грех мира, Кто избавит живущих и умерших от ночи вечной, Кто откроет объятия убивающему Его миру. Сейчас Он маленький и беззащитный в старческих руках. Что почувствовал Симеон, когда узнал Его? Прежде всего, наверное, что с Ним завершалось все ветхое. Он это осознал, и поэтому теперь и смерть для него была, как позже скажет апостол Павел, приобретением (см.: Фил. 1, 21-23). Это было избавление. Это был новый исход.

Как же, наверное, тяжело ему было сказать Божией Матери про оружие, которое пройдет Ей душу! Но представьте и другое — каково Ей Самой было жить с этим знанием. Каково это: знать всю жизнь, что твой ребенок, твой первенец, единственный, будет на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий? Ее путь к Голгофе начался там, в день встречи с Симеоном. Тихий небесно-голубой цвет украшает наши храмы в этот день, указывая на тайну Пречистой Девы и Ее подвиг. У Креста Она приняла весь род человеческий под Свой покров. Как это постичь? Ведь «…туда, где молча Мать стояла, так никто взглянуть и не посмел» (А. Ахматова).

Всем нам знакома икона Божией Матери «Умягчение злых сердец». А все ли мы знаем, что этот образ имеет еще одно название — «Симеоново проречение»? Подобно тому, как Христа пронзят гвоздями и копием, так и душу Пречистой Девы поразит оружие печали и сердечной боли. О чем Она молилась, видя избитого и распятого Сына? Сожалела ли Она о тех, кто был ослеплен сатанинской яростью?

А мы? Когда нас самих кто-то задевает, молимся ли о них, жалеем ли их, понимаем ли, что обижающие нас — лишь орудие в руках настоящего, невидимого врага? Мы не способны терпеть невзгоды и оскорбления в отношении себя, а Ей пришлось увидеть весь ужас того, что творится в сердцах людей, ослепленных ненавистью. Страшно? Ей было страшнее. Помните, как писал убитый большевиками Николай Гумилев:

Ничего я в жизни не пойму,
Лишь шепчу: «Пусть плохо
мне приходится,
Было хуже Богу моему
И больнее было Богородице».

Но прореченное Симеоном — это не только указание на грядущее страдание и печаль, это еще и пророчество о том, что нет, не было и никогда не будет в нашей жизни того, что не было бы уврачевано Божественной жертвой.

А еще праздник Сретения — это напоминание о предстоящем Великом посте. Сказанное Симеоном было принято Богородицей со смирением. Но все же оно не могло не встревожить душу молодой Матери. Ее сострадание Сыну, как уже сказано выше, началось со слов Симеона. Не пост ли это? Не сорокадневный — пожизненный пост. Ведь Она жила с этим до самого страшного дня — и всю оставшуюся Свою жизнь.

Сретение — это праздник, это торжество, но это еще и скорбь Матери… Прежде Животворящего Креста было проречено о незримом, порой невыносимо тяжком кресте материнства.

Мне нередко приходится видеть совсем маленьких детей в безнадежном состоянии. Входить в детскую реанимацию очень тяжело… но еще тяжелее не быть там. Особенно их матерям, тем, для кого время — это замершая на мгновенье секира, уже занесенная над детской кроваткой. Ночь становится бесконечной — и тогда, незримо и тихо, Она вновь предстает, как тогда в Иерусалиме, готовая принять и наши испытания.

Он шел по пространству,
лишенному тверди,
он слышал, что время
утратило звук.
И образ Младенца с сияньем
вокруг
пушистого темени смертной
тропою
душа Симеона несла
пред собою,
как некий светильник,
в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять
не случалось.
Светильник светил,
и тропа расширялась.

И.Бродский «Сретение»

Газета «Православная вера» № 3 (551)

Включайся в дискуссию
Читайте также
Разработка урока на тему
Практические и графические работы по черчению «Чертеж детали c преобразованием ее формы»
Тест «Франция (Французская Республика): географическое положение, природа, экономика Франко-прусская война произошла в…