Идеалистическое и материалистическое понимание психики. Идеалистические и материалистические подходы к определению предмета в психологии
Фотограф Andrea Effulge
Под идеалистической философией понимаются все направления и концепции внутри этой науки, прослеживающие в себе идеализм как основу. Поэтому для того, чтобы разобраться в сути этих направлений и концепций в философии, следует познакомиться с самим понятием идеализм, а также его следствиями.
Идеализм (от греческого idea – идея) – фундаментальный принцип в науке, утверждающий первичность имматериального (идеального) перед материальным, если узко. А так же первичность бестелесного, бесчувственного, субъективного, оценочного и непространственного в любых явлениях и процессах над материальным, которому присущи объективность, телесность, чувственное ощущение без оценок и наличие пространства, если рассматривать понятие широко. То есть, в многом справедливо, что идеализм - это альтернатива материализму, а в космогонических (происхождения Вселенной) вопросах эти понятия зачастую рассматриваются как антагонисты. Таким образом, несложно понять, что идеалистическая философия полностью включает в себя все свойства идеализма.
Важно понимать, что термин идеализм не нужно смешивать с понятием идеалист, так как последнее образовано от термина «идеал», которое в свою очередь не синоним понятия «идея».
Сама идеалистическая философия делится на два направления, расходящихся в фундаментальном следствии, несмотря на согласие в остальных мнениях. Эти направления: объективный и субъективный идеализм, то есть субъективно и объективно идеалистическая философия. Первое, объективное направление, заявляет, что имматериальное, то есть идеальное, существует вне и независимо от какого-либо сознания, второе же, субъективное направление, утверждает, что только в каком-либо сознании может существовать идеальная реальность. Здесь важно понимать, что «идеальная» реальность это не синоним «совершенная», пониманием настоящего значения терминов и отличается научное восприятие от обывательского.
Одним из первых занимавшихся проблемами идеалистической философии, кто известен истории, был Платон. У этого мыслителя идеализм был представлен в дуалистической связке восприятия мира разумом. Первая часть, это восприятие и осознание истинной сути вещей – их идей, которые вечные и точные, а вторая часть, это ощущение вещей в их материальной форме, которая многогранна, обманчива и временна.
Мнение различных религиозных мыслителей – сторонников религиозно-идеалистической философии мы опустим, как заведомо антинаучное или вненаучное, где, например, идея понималась как вечный и точный образ любой вещи, явления или процесса, как истинная задумка в уме бога. К таким сторонникам идеалистического направления в философии относился и Джордж Беркли, который называл сторонников материализма в лучшем случае вульгарными атеистами, а в худшем даже сектантами атеизма.
Новое слово в идеалистической философии, впрочем, как и в многих областях этой науки, сказал Иммануил Кант, который своим трансцендентным ограничил познание идеи и идеального сознанием, как феноменом, приступающим к этому с трудом. То есть, Кант проводил прямые параллели своей концепции с формальным идеализмом.
Кант как основатель германской классической философии мотивировал появление других типов идеализма, которые сформулировали мыслители его эпохи. Например, абсолютный идеализм Гегеля, объективный Шеллинга, и субъективный Фихте. Ключевые отличия этих взглядов внутри идеалистической философии в том, что Кант утверждал полноту и завершённость мира в самом себе, но непознаваемость некоторых его частей для разума. Фихте называл реальность (среду) вне разума субъекта ограниченной для последнего и потому провоцирующей разум на рефлексию и упорядочивание внутреннего (идеального) мира. Шеллинг считал, что граница между идеальным (разумом) и материальным есть тождество любого объекта и субъекта, то есть тайная первооснова. А Гегель с своим абсолютным идеализмом упразднял материальную реальность, отводя ей только роль констатации идеального, которое раскрывалось в первой. То есть, идеалистическая философия Гегеля отводила идеализму роль абсолютного процесса, где диалектически протекает имманентная констатация любых идей. Да, к пониманию этот предмет весьма сложен, но для глубокого его рассмотрения необходимо тесно знакомиться с трудами каждого из представителей идеалистической философии. Последнего в рамках статьи тебе, читатель, я предоставить по понятным причинам не могу.
Георг Гегель не только внёс существенный вклад в совершенствование философии, но и сформулировал новый тип идеализма – абсолютный. Основная критика абсолютности в идеалистической философии заключается в её отрыве от реальности, то есть, она хороша в теоретическом и отвлечённом построении всех известных условий и величин, но трудно применима на деле в бытии и жизни разумного существа – человека. В последнем была обнаружена граница изысканий мыслительной науки, где она переставала быть практически полезна; по крайней мере, на данном этапе эволюции разума.
Современная идеалистическая философия обозначила себя тем, что более не рассматривает идеализм как антагониста материализма, а лишь как его альтернативу, в то же время, противопоставляя первый реализму. Вообще наблюдается устойчивая тенденция маскировки идеалистической философией своего фундаментального принципа, основанного на идеализме, за двусмысленными или нейтральными понятиями, названиями и оборотами. Но несмотря на это, идейная модальность любых концепций и направлений в современной философии, не относящейся к материализму или реализму, бесспорна.
Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.
Ученые, которые занимались проблемой воли: Л. С. Выготский, В. И. Селиванов, Е. П. Ильин, В.А. Бец, С. Я. Рубинштейн, Б. В. Зейгарник, Т. Рибо и др.
Понятие воли
Определение
Воля представляет собой определенную способность индивида, которая состоит в сознательной регуляции поведения и деятельности с целью выполнения поставленных задач.
Основные подходы к определению природы воли
Развитие представлений воли с древнейших времен показано на рисунке 1.
Рисунок 1. «Развитие представлений о воли»
- Идеализм. Воля – это свободная воля, признание свободы воли – это отрицание объективной детерминированности человеческого поведения.
- Материализм. Воля – иллюзия человека, который не осознает детерминированности своих же поступков.
Идеалистическая психология
Волевой акт оторван от деятельности. Приведем несколько точек зрения в рамках данного направления.
- Воля сводится к интеллекту.
- Воля сводится к эмоциям.
- Воля как специфическое переживание, которое нельзя относить ни к интеллекту, ни к эмоциям.
Поведенческая психология
В рамках данного направления поведение сводится к одним и тем же закономерностям исполнения, не беря во внимание сложность нервной системы того или иного организма. Схема такого поведения представлена ниже.
Рисунок 2. «Поведение в русле бихевиоризма»
Для рефлексолога и волевое действие сводится к простой сумме рефлексов, для представителя поведенческой психологии - к совокупности реакций: из волевого действия выпадает сознательный волевой процесс.
В отличие от господствующей в психологической литературе трактовки воли как явления, подлежащего объяснению либо в физиологическом, либо в субъективно-психологическом плане, Блондель выдвинул то положение, что воля - продукт социальности. Но его попытка дать психологию воли, учитывающую роль социальных отношений в её формировании, исходит из общих предпосылок социологической школы Дюркгейма и отражает в себе все её установки. Социальное в ней сводится к идеологическому, будто бы независимому от реальных, материальных общественных отношений; при этом социальное противопоставляется природному, общественное - личностному.
Теории воли в отечественной психологии
Регулятивный подход
- Теория воли Л. С. Выготского. В рамках данной теории воля относится к ВПФ (высшим психическим функциям). Их развитие обусловлено произвольностью поведения человека с помощью того или иного мотива. Особенностью произвольности, по мнению Л. С. Выготского, является свободный выбор действия.
- Теория воли В. И. Селиванова. Воля представляет собой осознанный уровень регуляции собственной деятельности, который проявляется в преодолении различных препятствий, вызванных как внутренними, так и внешними факторами, с целью выполнения поставленных задач. Кроме того, В. И. Селиванов считает, что воля обязательно должна отражаться в деятельности, в ее исполнении. В противном случае нельзя говорить о волевой регуляции в целом.
- Теория воли Е. П. Ильина. Воля, по мнению Е. П. Ильина, это разновидность особого произвольного управления, которое может реализовываться только посредством волевого действия, основным признаком которого является волевое усилие.
Общие выводы по регулятивному подходу к понимаю воли:
- воля тесно связана с деятельностью;
- опосредованность волевого поведения;
- воля проявляется в деятельности.
Мотивационный подход
Мотивационно-деятельностная теория В. А. Иванникова. По мнению В. А. Иванникова, волю можно рассматривать как "способность человека к сознательной намеренной активности или к самодетерминации через работу во внутреннем плане, обеспечивающей дополнительное побуждение (торможение) к действию на основе произвольной формы мотивации ". Само же волевое поведение реализуется при недостатке общего побуждения к определенному действию.
Аспект выбора
- Концепция воли Л. С. Выготского. Ученый выделяет две части волевого действия:
- замыкательная часть волевого процесса (принятие человеком определенного решения);
- исполнительная часть (деятельность).
Становление психологии как самостоятельной науки произошло в последней четверти XIX в., когда она отделилась от философии, сблизилась с естественными науками и разработала собственный экспериментальный метод. Развитие взглядов на сущность психики связано с решением основного вопроса философии - о соотношении материи и сознания, соответственно формирование психологии как самостоятельной дисциплины происходило под влиянием борьбы между идеалистическим и материалистическим мировоззрением.
В первобытном обществе люди верили, что внутри человека находится другое существо, временно выходящее из него во время сна и покидающее тело через рот после смерти.
Демокрит (V-IV вв. до н.э.) постулировал идею, что душа состоит из атомов и умирает со смертью тела. При этом душа - материальное, движущее начало.
ВIV в. до н. э. греческие философы высказали мысль, что существует дух - нечто нематериальное, похожее на пламя или дуновение, ответственное за поведение человека.
Платон (472-348 гг. до н. э.) полагал, что в основе всего лежат идеи, существующие сами по себе. Идеи образуют свой мир, которому противостоит материя. Посредник между этими мирами -душа. Человек не познает, а скорее вспоминает то, что уже знала душа. Платон считал, что душа имеет три части: чувственная часть находится в печени, как у животных; в сердце она пребывает в виде гнева и совести; разумная часть помещается в голове человека. Душа бессмертна, и после смерти она, согласно Платону, переносится «в мир идей».
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) создал трактат «О душе», который считается первым трудом по вопросам психологии. В своих работах Аристотель использовал такие понятия, как «ощущение», «память», «чувства», «произвольные и непроизвольные движения». Он считал, что душа может существовать вне всякой связи с телом, так как имеет божественное происхождение, и, следовательно, познать ее нельзя, поскольку это знание лежит за пределами человеческих возможностей. По мнению Аристотеля, душа - внутренний движитель, позволяющий человеку реализовывать себя. Центр ее находится в сердце, куда поступают впечатления от органов чувств, где они накапливаются и объединяются в результате рассудочного мышления и в конечном итоге определяют поведение. Проявлениями души являются мышление, знание, мудрость. Аристотель полагал, что одна часть души смертна, как у животных, а другая принадлежит вечному разуму, и поэтому бессмертна и духовна. Всего он выделял три составляющие души человека:
1) душа растительная, которая ведает функциями питания,
размножения;
2) душа чувствующая, животная, обеспечивающая чувства осязания, боли, удовольствия;
3) душа разумная.
У растений, по мнению Аристотеля, имеется только растительная душа, у животных - растительная и чувствующая, но все, что растет и развивается, полагал он, имеет душу. Аристотель придерживался позиции, что реальный мир таков, каким мы его воспринимаем.
Идеи философов Древней Греции господствовали до V в. н. э. Средние века характеризовались демонологическим пониманием психических болезней. Близкие к научным воззрения в области психологии стали формироваться в эпоху Возрождения, в XV-XVI вв., когда появилось представление о том, что мышление есть свойство материи.
Следующий этап развития психологии связан с развитием механики, математики и естественных наук.
Р.Декарт (1595-1650) ввел понятия рефлекса и сознания, а также создал механистическую модель человека, согласно которой раздражения от органов чувств по чувствительным нервам идут к отверстиям в головном мозге, «животные души» вытекают из мозга по трубочкам - двигательным нервам - в мышцы, которые надуваются и двигаются; в головном мозге находится «разумная душа», управляющая страстями. Декарт противопоставлял душу и тело, т.е. был представителем дуализма, предполагавшего существование двух независимых субстанций: материи и духа.
Начиная с этого времени психология стала наукой не о душе, а о сознании. Душа начинает пониматься как сознание, связанное с работой мозга: способность думать, чувствовать, желать. Таким образом, доминировала интроспективная трактовка сознания, для которой был характерен отрыв психического начала от объективного бытия. Психическая жизнь рассматривалась как субъективный мир, познаваемый лишь путем самонаблюдения. Основным методом психологии сознания стала интроспекция («заглядывание внутрь»). Почти все теории конца XIX и часть теорий XX в. разрабатывались в рамках интроспективной психологии сознания. Это вело к ограничению предмета исследований областью осознаваемых переживаний, рассматриваемых в отрыве от окружающей действительности и деятельности человека. Доминировал описательный, а не объяснительный подход к изучению психики.
Эволюционное учение Ч.Дарвина (1809-1882) утвердило ведущее значение окружающей среды в динамике эволюционного развития психических процессов. Благодаря концепции Дарвина психическую жизнь стали рассматривать как результат биологической эволюции. Его последователь Э.Геккель (1834-1919) утверждал, что основы психологии нужно искать исключительно в физиологии нервной системы.
В этот же период активно развивалась физиология органов чувств. Появилось большое количество работ, посвященных изучению локализации функций в головном мозге (Г.Фритче и Ф.Гитциг открыли центры движений и чувствительности, а П. Брока и К. Вернике - моторный и сенсорный центры речи).
Большое значение также имело изменение статуса психиатрии и отношения к душевнобольным в обществе. Принятие положения о том, что психическое расстройство есть болезнь и ее нужно лечить, положило начало сравнительным исследованиям психики в норме и при патологии. Знания о психической деятельности, накопленные в медицине, явились основой для создания научной психологии, возникновение которой было связано с проникновением в нее экспериментальных методов.
Первое психологическое исследование заключалось в изучении зависимости между силой действующего раздражителя и величиной вызываемой им реакции, что легло в основу структуралистического подхода. Так же как в физике и химии, где свойства вещества определяются по составляющим его элементам, структуралисты старались выявить и описать психические элементы, каковыми, по их мнению, являются ощущения, образы и чувства. Роль психологии сводилась к тому, чтобы дать наиболее детальное описание этих элементов. Для достижения этой цели структуралисты применяли метод экспериментальной интроспекции: испытуемого, прошедшего предварительную подготовку, просили описать, что он чувствует, оказавшись в той или иной ситуации.
Исследования, посвященные общим закономерностям развития чувствительности и функционированию отдельных органов чувств, имели огромное значение для становления психологической науки. С работ Г. Гельмгольца по психофизиологии органов чувств началось систематическое изучение ощущений, восприятия, скорости реакций, ассоциаций и чувств. Труды Э. Вебера, посвященные экспериментальному исследованию чувствительности человека, позволили определить соотношение между силой стимула и величиной ощущения, т.е. между приростом раздражения и ощущением. Впоследствии Г. Фехнер дал математическую интерпретацию найденной Вебером закономерности. Способы математической обработки и обобщение результатов этих исследований заложили основы экспериментального психофизиологического метода.
Эксперимент быстро внедряется в психологию. В 1879 г. в Лейпциге В.Вундтом (1832-1920) создается первая экспериментальная психологическая лаборатория. В России подобная лаборатория была основана в 1885 г. В.М.Бехтеревым (1857-1927) при медицинском факультете Казанского университета. В 1896 г. С. С. Корсаков организовал такую же лабораторию в Москве на базе психиатрической клиники. Несколько позднее лаборатории экспериментальной психологии открылись при медицинских факультетах целого ряда университетов России: в Одессе, Киеве, Дерпте (Тарту). Начинает осуществляться интроспекция в специально созданных условиях. Экспериментальные исследования позволили изучать память, внимание, эмоционально-волевую сферу. Однако, применяя объективные методы исследования, Вундт подходил к их интерпретации с идеалистической позиции. Основным источником знаний о психических реакциях испытуемых на внешний стимул был самоотчет человека о его переживаниях. Описывались психические элементы (ощущения, образы, чувства). Естественно, что у разных испытуемых они очень редко совпадали и даже у одного и того же человека в разное время проявлялись по-разному. Поэтому дальнейшее изучение психической деятельности стало базироваться на наблюдении поведения человека со стороны.
В начале XX в. сформировалась единая концепция управления поведения человека нервной системой и в то же время наступил кризис интроспективной психологии, причинами которого явились отрыв ее теории от практики и отсутствие объективного научного подхода в этой области. Кризис психологии сознания был предопределен успехами неврологии и психологии, особенно во Франции, где широко развивалось учение о подсознательном начале в психической жизни человека. Как следствие кризиса, в психологии стали складываться новые направления: бихевиоризм, экзистенциализм, психоанализ, гештальт-психология.
Бихевиоризм (от англ. behavior - поведение) как новое психологическое течение возник во втором десятилетии XX в. Предметом изучения стало поведение человека, а не его сознание. Психика теперь рассматривалась как функция мозга - отражение, т. е. психология начала базироваться на философии диалектического материализма. Бихевиоризм выступал в качестве альтернативы интроспективной психологии и исключил из объектов рассмотрения все психологические феномены, не подлежащие объективному исследованию, фиксации и измерению. С точки зрения представителей бихевиоризма, психология должна была стать наукой о поведении, поскольку именно оно является единственной психологической реальностью, доступной непосредственному наблюдению и обладающей параметрами, которые можно непосредственно измерить и на которые можно воздействовать, а следовательно, изучать их так же, как это принято в естественных науках. Ортодоксальный бихевиоризм отождествляет психику и поведение, понимаемое как совокупность реакций организма на воздействия внешней среды, фиксируемые стимулы. Человек при этом рассматривается как носитель определенных форм поведения, образующихся по принципу «стимул - реакция». Все психологические феномены, опосредующие реакции человека, долгое время игнорировались как ненаблюдаемые. Однако в дальнейшем появляется понятие промежуточных переменных (медиаторов, посредников) - процессов, опосредующих влияние внешних раздражителей на поведение человека. Усложнение традиционной бихевиористской модели «стимул - реакция» за счет введения промежуточных переменных знаменует переход к необихевиоризму. Основная формула поведения приобретает вид «стимул-промежуточные переменные-реакция» (S-г-s-R). В соответствии с этим стимулы стали обозначать как независимые переменные, а реакции - как зависимые. В настоящее время понятие промежуточных переменных трактуется довольно широко. В качестве их рассматриваются внимание, представления, мотивы, установки, отношения и даже сознание. Изучение промежуточных переменных является одной из основных задач психологии на современном этапе.
В становлении бихевиоризма огромную роль сыграли работы И.М. Сеченова (1829-1905) и И.П.Павлова (1849-1936), поскольку ими были заложены основы материалистического понимания принципов работы нервной системы. И. М. Сеченов полагал, что внешнее воздействие лишь в результате опосредования сложными внутренними психическими процессами рождает в конечном итоге образы, мысли, идеи. И. П. Павлов на основе теоретических высказываний И.М.Сеченова о рефлекторной природе деятельности мозга разработал экспериментально обоснованное учение. Созданная им условно-рефлекторная теория выделяла роль сигнала, внешней среды. Был доказан динамический характер локализации функций в коре головного мозга, а также внесена ясность в понимание физиологической сущности типов нервной системы.
В рамках бихевиоризма были разработаны теории научения - приобретения опыта, умений и навыков.
Один из вариантов научения - классическое обусловливание - связан с именем И. П. Павлова. В классической павловской схеме условного рефлекса S -R, где S - стимул, R - реакция (поведение), реакция возникает в ответ на воздействие какого-либо стимула (раздражителя). Павлов впервые объяснил, как нейтральный стимул может вызвать ту же, что и безусловный раздражитель, реакцию, которая протекает автоматически, на врожденной основе, без предшествующего опыта индивида (т.е. как нейтральный стимул становится условным раздражителем). Это происходит при смежности (совпадении по времени) безусловного и нейтрального раздражителей, с некоторым опережением последнего, а также при повторении - многократном сочетании нейтрального и безусловного раздражителей.
Основатель бихевиоризма Дж.Б.Уотсон считал, что каждой ситуации или стимулу соответствует определенное поведение, или реакция, и поэтому любую деятельность человека можно объяснить по вышеупомянутой схеме S -R («стимул - реакция»).
Его последователь Б. Скиннер (1938) высказал мысль, что поведение определяется своими последствиями. На организм воздействуют условным раздражителем и подкрепляют его безусловным, стимул следует после поведенческой реакции. Результатом научения является оперант (отсюда - оперантное научение). В этом случае подкрепляется не стимул, а реакция организма, именно она вызывает подкрепляющий эффект, поэтому такое научение обозначается как научение типа R. Оперантное, или инструментальное, поведение - поведение типа R - это поведение, вызванное подкреплением, следующим за поведением. Скиннер, подчеркивая различия между респондентным и оперантным поведением, указывает, что респондентное поведение вызвано стимулом, который предшествует поведению, а оперантное поведение - стимулом, следующим за поведением. Другими словами, в классическом обусловливании стимул предшествует поведенческой реакции, а в оперантном - следует за ней. Позитивное или негативное подкрепление усиливает поведение. Позитивное подкрепление основано на применении стимулов (наград), которые усиливают поведенческую реакцию. Негативное подкрепление заключается в усилении поведения за счет негативных стимулов. Наказание отличается от негативного подкрепления тем, что направлено на ослабление поведенческой реакции.
Наказание также подразделяют на позитивное и негативное: первое основано на лишении индивида позитивного подкрепления, а второе - на предъявлении негативного (аверсивного) стимула.
Например, при позитивном наказании родители за плохую успеваемость лишают ребенка какого-то подарка, а при негативном - ругают за плохую успеваемость.
Если бихевиористы и основоположники условно-рефлекторной теории в объяснении поведения человека отдавали предпочтение факторам внешней среды, сигналам, идущим извне, то ученик и последователь И.П.Павлова П.К.Анохин (1979) показал, что не менее важную роль в отборе полезных приспособительных действий играет работа самого мозга.
Представители экзистенциализма (идеалистического направления) М.Хайдеггер и К.Ясперс занимались проблемой существования (экзистенции) человека, которое трактовали как чисто индивидуальное «бытие для смерти», изолированное от общества.
Глубинная психология понимает сознательную психическую жизнь только как выражение очень сложных, бессознательных, подсознательных процессов, которые имеют характер влечений и составляют ядро личности.
Глубинная психология включает три направления:
1) психоанализ Фрейда;
2) индивидуальная психология Адлера;
3) аналитическая психология Юнга.
Психоанализ З.Фрейда (1856-1939) вначале применялся для лечения неврозов, и особенно истерии, затем стал научно-исследовательским методом и, наконец, самостоятельной дисциплиной, которая попыталась дать философское истолкование феномена человеческой культуры и смысла жизни вообще. Развитие метода описал сам Фрейд в своей автобиографической книге «О себе и о психоанализе» (1946). Большое влияние на него оказали результаты исследовании Ж. М. Шарко (изучение связей между гипнозом и неврозом), а также случай из врачебной практики выдающегося венского врача И.Брейера, лечившего в 1880-1882 гг. с помощью гипноза одну больную, страдавшую истерическими параличами и контрактурами. В гипнотическом сне пациентка находила взаимосвязи между симптомами своего заболевания и травмирующими обстоятельствами из ее жизни, оттесненными в подсознание и неосознаваемыми в состоянии бодрствования. При этом больная реагировала на психотравмирующие факты бурным аффектом, «завершала подавленный психический процесс», в результате чего произошел «катарсис». После предварительного сообщения «О психическом механизме истерических явлений» (1893) и опубликования книги «Исследования истерии» в 1895 г. Брейер и Фрейд прекратили совместные исследования. В процессе дальнейшего развития своего учения Фрейд пришел к убеждению, что невротические явления вызываются, как правило, возбуждениями сексуального характера, актуальными сексуальными конфликтами или возникают под влиянием ранее пережитых сексуальных впечатлений, и стал рассматривать неврозы как расстройства половой функции. Фрейд создал метод свободных ассоциаций, которые больной воспроизводил, лежа на кушетке с закрытыми глазами. Позднее Фрейд предложил метод объяснения сна, имеющего, по его мнению, свою символику, отражающую подавленные желания, как правило, сексуального характера. Фрейд называл сновидения «королевской дорогой в подсознание». В процессе психоанализа пациент оказывает психологическое сопротивление, иногда даже переносит на врача свою ненависть (transfer - перенос). Это противодействие пропорционально силе подавляемых влечений, которые Фрейд относил к периоду детской сексуальности. Половая функция, вначале аутоэротическая, проходит в своем развитии несколько стадий: оральную, садистическо-анальную и, наконец, генитальную. Сексуальную энергию Фрейд обозначил термином «либидо». Психоанализ переоценил роль сексуальности в жизни человека, за что Фрейда упрекают в пансексуа-лизме.
Согласно психоаналитической концепции большинство психических процессов происходит в области бессознательного, и лишь незначительная их часть осознается. Между бессознательной и сознательной областью имеется предсознание, в которое поступают только те мысли, представления и стремления, которые были пропущены цензурой «Я». Психоанализ Фрейда игнорирует историко-общественное развитие и экономические, общественные отношения.
Большое значение для развития психологической науки имеют следующие аспекты учения Фрейда:
Создание динамической и глубинной концепции личности в противовес дедуктивной и статической психологии;
Акцент на значение подсознательных компонентов психической жизни и их связи с сознанием;
Подчеркивание важности ранних детских впечатлений;
Выделение роли биологических потребностей;
Исследование механизма неврозов;
Изучение сновидений, их символики и так называемых ошибочных действий (описки, оговорки и т.п.).
Индивидуальная психология Адлера сформировалась на основе теорий Фрейда и изучения неврозов, но избежала свойственных психоанализу генерализаций и стала самостоятельным направлением, уделяющим много внимания общественной детерминации психического развития. Адлер разработал понятие так называемой неполноценности органов и распространил его на любую недостаточно или дефектно-развитую функцию (задаток), как соматическую, так и психическую: конституциональная слабость, сердечные дефекты, горб, заикание, «леворукость» и т.п. Психические процессы находятся в гармонии там, где имеется равновесие между потребностью в самоутверждении и потребностями общества. Неполноценность органов может привести к возникновению повышенного чувства недостаточности, проявляющегося в избегании людей, потере уверенности в себе, отчуждении, утрате смелости. Противоположной реакцией является гиперкомпенсация: человек не только компенсирует свою неполноценность, но и гипертрофированно развивает функцию пораженного органа. Возможен и иной путь - замещение дефекта другим видом интенсивной деятельности в доступной области, в которой индивид старается выделиться. Например, человек с физическим недостатком стремится к достижению в области культуры или политики. Адлер подчеркивает значение социальной среды, особенно семейной. По его мнению, необходимы правильная жизненная линия, хорошее воспитание или психотерапия, направленная на формирование жизненной смелости. Работы Адлера важны, поскольку в них содержатся описания продуманных мероприятий и теории, относящиеся к исправительной педагогике и психотерапии.
В аналитической психологии психиатра К. Г. Юнга фрейдовский термин «либидо» используется для обозначения жизненной энергии, проявляющейся не только как сексуальность, но и как творчество. Юнг видит в индивидуальном и коллективное бессознательное, в котором заключены архетипы - прообразы, определяющие развитие научной, нравственной, художественной и религиозной сферы жизни. Их создавал опыт человечества в течение тысячелетий. К ним относятся, например: anima - символ женского естества в подсознании мужчины и противоположный ему animus - естество мужчин в коллективном обессознательном женщины.
Гештальт-психология сформировалась при господстве идеалистической философии в Германии в начале XX в. В ней мир рассматривается как совокупность организованных форм (гешталь-тов). В основе этого направления лежит мысль Эренфельса о качестве формы: мелодия остается мелодией, несмотря на перенесение (транспортировку) ее в любую тональность, так же как и копии картины, нарисованные разными красками и разного размера. Следовательно, формы (образования) не являются только простым механическим слагаемым элементом, а представляют собой новую структуру. Гештальт - это целостное образование, имеющее собственное свойство, которое не исчерпывается свойствами отдельных его частей. Хотя части и целое взаимообусловливают друг друга, свойства целого всегда превалируют, доминируют над свойствами частей, иными словами, наблюдается фено-минальная и функциональная доминантность целого над частями. Образ рассматривается как самостоятельный феномен. Константность, т. е. постоянство образа при меняющихся условиях восприятия, является основным свойством гештальта.
Оно нарушается, если образ воспринимается изолированно от целостного зрительного поля. В этом заключается феномен «фигуры и поля». Фигура - это замкнутое, выступающее на передний план целое, отделенное от фона контуром. Фон - то, что находится позади фигуры. Реверсибильная фигура «ваза-лицо» демонстрирует основные положения данного феномена (рис. 1). В гештальт-психологии интеллект трактовался как поведение, направленное на решение проблем.
Гуманистическая психология сформировалась как альтернатива бихевиоризму в 50-е годы XX в. Один из ведущих представителей этого направления Р.Мэй писал, что «понимание человека как пучка инстинктов или собрания рефлекторных схем приводит к потере человеческой сущности». Целостный подход к личности является фундаментальным принципом гуманистической психологии, которая основывается на вере в возможность реализации способностей каждого человека при условии предоставления ему свободы выбора своей судьбы. В качестве детерминанты поведения и развития личности рассматривают потребность в самоактуализации, стремление к развитию и осуществлению своих потенциальных возможностей, к достижению определенных жизненных целей. Основной стержень гуманистической психологии - оптимистический взгляд на природу человека. Американский психолог К.Роджерс (1902-1987), один из основоположников гуманистической психологии, считал, что в каждом человеке заложено стремление полностью проявить себя, и он наделен побуждениями, необходимыми для развития всех своих возможностей. Общественные нормы и воспитание принуждают его в ущерб собственным чувствам и потребностям принимать ценности, навязанные другими, что служит источником неудовлетворенности и нарушения поведения. Терапевтический метод Роджерса основан на том, чтобы дать больному возможность осознать свои истинные чувства и самостоятельно реализовать свои способности.
Поскольку материя и сознание есть, существуют, постольку с необходимостью в философии возникли вопросы: «Что является фундаментом мира – материя или сознание?» и « Что является главным (первичным) в познании - чувства или разум?» В зависимости от того как решался первый вопрос, в философии сложились следующие основные направления: материализм; идеализм; дуализм . В зависимости от того как решался второй вопрос, в философии сформировались такие основные направления, как: эмпиризм и рационализм
МАТЕРИАЛИЗМ (так называемая «линия Демокрита» ) – направление в философии, сторонники которого считали, что материя является первоначалом, предельным основанием мира, а сознание - есть продукт материи. Материя реально существует; материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от того, мыслит о ней кто-либо или нет); материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя; материя существует и развивается по своим внутренним законам. Сознание - это свойство такой материи, как человеческий мозг. Сознание не является самостоятельной субстанцией, т.е. не может существовать без материи, будучи ее свойством. Знаменитые философы-материалисты : Фалес, Демокрит, Эпикур, Бэкон, Локк, Дидро, Маркс и многие другие. Философы, представляющие направление материализма, опираются на науку (прежде всего на естественные науки: физику, математику, химию и т.д.), многие положения философов-материалистов логически доказуемы.
Вульгарный материализм. В философском материализме выделяется особое направление – вульгарный материализм. Его представители (Бюхнер, Фохт, Молешотт) чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной; сознание считают такой же материей как и серое вещество человеческого мозга.
ИДЕАЛИЗМ (так называемая«линия Платона») – направление в философии, сторонники которого считали, что идея (нематериальное) является фундаментальным началом мира, а материальный мир - это производная от идеи (нематериального).
В идеализме существуют два самостоятельных направления : объективный идеализм и субъективный идеализм .
Объективный идеализм. (Платон, Лейбниц, Гегель и др.) Основатель - Платон. Согласно концепции объективного идеализма: идея является началом всех вещей и явлений материального мира. У Платона мир делится на два мира - «мир идей» и «мир вещей». «Мир вещей» - материальный мир создан «миром идей». Каждая единичная вещь является воплощением идеи: например, живая, реальная лошадь – это воплощение идеи лошади, реальный, материальный дом – это воплощение идеи дома, реальные добрые и красивые люди - это воплощение идей добра и красоты и т.д.). «Мир идей» существует всегда, вечно, никогда не меняется; меняется только «мир вещей». Этот «мир идей» существует вне сознания человека, независимо от человека.
Субъективный идеализм . (Беркли, Юм и др.). - Идеи существуют только в сознании человека. Идеи материальных вещей также существуют только в сознании человека. Вне сознания отдельного человека идеи и материальные вещи не существует.
Идеализм как философское направление господствовал в древней Греции, в средние века. В настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы.
ДУАЛИЗМ (от лат. dualis - двойственный) - философское направление, которое допускает одновременное существование двух независимых первых начал мира (субстанций) - материальной (обладает свойством протяжения) и духовной (обладает свойством мышления). Материальная субстанция производит материальные вещи, а духовная субстанция - идеи. В человеке соединяются одновременно две субстанции – и материальная, и духовная. Материя и дух существуют всегда и взаимодополняют друг друга.
ЭМПИРИЗМ (от греч. empiria - опыт) - в философии представляет одновременно и философское направление и метод в познании . Основатель эмпиризма - английский философ 17 в ека Ф.Бэкон . Важнейшими его представителями в 17-18 вв. были также Т. Гоббс, Дж. Локк, Э. Кондильяк. Представители эмпиризма убеждены, что только чувственный опыт есть единственный источник знания, только органы чувств дают человеку надежное знание. Человеческий разум лишь обобщает материал, полученный органами чувств из опыта. Научный метод эмпиризма - индукция. Истинное знание мы получаем только из опыта, т.е. когда идем от частного к общему. Например, опыт показывает, что многие отдельные металлы (частное) плавятся, следовательно все металлы обладают свойством плавления (общее). Конечная цель познания - господство человека над природой. Характерная для эмпиризма тенденция считать более надежным знание, которое получено посредством органов чувствнашла выражение в различных формах позитивизма 19-20 вв. Позитивисты проводили резкую границу между теоретическим и эмпирическим знанием. Например, представители логического позитивизма, считали достоверными только так называемые протокольные предложения, которые являются концентрированным выражением чувственного опыта: «Корова - травоядное животное» , «У квадрата равные углы», «Все металлы плавятся», «Целое больше, чем его часть» и т.д. Все подлинные научные теории и предложения могут быть сведены (редуцированы) к протокольным предложениям. Все то, что не может быть сведено к протокольным предложениям, т.е. к чувственному восприятию, логические позитивисты считали лишенным познавательного значения и попросту бессмысленным.
Эмпиризм является противоположностью рационализма.
Рационализм (от лат. ratio – разум) – философское направление и метод в познании . Основатель рационализма – французский философ 17 в екаР.Декарт. Важнейшими его представителями в 17 в. были также Б. Спиноза и Г.В. Лейбниц. Представители рационализма убеждены в том, что истинное знание можно получить только из разума без влияния опыта и ощущений. Научныйметод рационализма– дедукция. Истинное знание мы получаем только из разума, т.е. когда идем от общего (идей) к частному (к опытным, чувственным фактам). Существуют истины, которые очевидны для разума (аксиомы) и не нуждаются в доказательстве посредством опыта, например, - бог, число, воля, тело, душа, «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть» и т.д. Подобного рода истины дают возможность познавать эмпирический, чувственный мир. Разумрасширяет и углубляетзнаниячеловекаоб окружающем мире. Рационализм является противоположностью эмпиризма, иррационализма, философии жизни и др.
Иррационализм (от лат. irrationalis - неразумный) - особое направление и метод в философии. Важнейшие представители - Ницше, Шопенгауэр. Представители иррационализма отрицают возможность рационального (разумного) познания действительности. Иррационализм выдвигает на первый план нерациональные аспекты познавательных способностей человека: инстинкт, интуицию, чувство, волю, мистическое «озарение», воображение, любовь, бессознательное и т.п. С их точки зрения сама жизнь, мир имеют алогичный характер, потому разум бессилен их познать.
АГНОСТИЦИЗМ (от греч. а - отрицательная приставка, gnosis - знание, agnostos - недоступный познанию). Представители агностицизма убеждены в том, что мир непознаваем. Важнейшие представители - философы Нового времени (17 в.) - Д. Юм и И. Кант. И.Кант признает, что независимо от нас существует внешний мир - «вещь в себе ». «Вещь в себе» - источник и причина наших ощущений, но это все, что мы можем сказать о ней. Ощущения и понятия дают нам представления - «вещи для нас». Но вопрос о том, похожи ли наши представления о предметах внешнего мира на сами эти предметы, не имеет решения. Допустим, мы едим вишни. Мы видим алый цвет вишни, ощущаем ее сочность, мягкость, кисло-сладкий вкус. Все эти наши субъективные переживания наш рассудок объединяет в целостный предмет, называемый «вишня». Но похожа ли эта сконструированная нами «вишня» на реальный предмет, породивший в нас соответствующие ощущения? Для ответа на этот вопрос нужно было бы сравнить наш образ вишни с реальностью. Однако человек не способен увидеть мир сам по себе, он видит его только сквозь призму своей чувственности . Поэтому человек никогда не сможет узнать, каков мир сам по себе. После Канта каждый философ уже проводит границу между нашим представлением о мире и самим по себе внешним миром. Одним из крупных представителей агностицизма в философии 20 в . был К. Поппер . Этот философ был убежден в том, что познавая мир человек получает не истинные знания, а лишь обнаруживает ложь в своих воззрениях. Прогресс познания выражается не в открытии и накоплении истин, а в разоблачении и отбрасывании заблуждений.
Заслуга агностицизма перед философией заключается в том, что он опроверг позицию «наивного реализма» - веру в то, что внешний мир именно таков, каким мы его себе представляем.
Рассматриваются взгляды Фалеса, Анаксимена, пифагорийцев, Сократа и Платона. Наряду с материалистической линией развития психологического познания постепенно идет накопление идеалистических представлений о душе человека. Уже у Фалеса душа есть нечто особое, отличное от тела (он и магниту приписывал душу); у Анаксимена она – воздух (как в Книге бытия); у пифагорийцев – она уже бессмертна и переселяется, а тело является для нее чем-то чисто случайным. Именно в трактовке особенностей души в их отличии от тела постепенно нарастают идеалистические тенденции.
Наиболее последовательно и обоснованно сформулировал идеалистические взгляды Сократ (470-399 г. до н.э.). В учении о душе он впервые указал на разграничение между телом и душой и провозгласил нематериальность и невещественность души. Он определил душу отрицательно, как нечто, отличное от видимого тела.
Своего наивысшего развития идеализм достигает у ученика Сократа – Платона (472-347 г. до н.э.), ставшего основоположником объективного идеализма. Основные сочинения: «Федон», «Федр», «Пир», «Государство», «Филеб».
Центральной философской проблемой Платона, является учение об идеях. Идеи – это истинно сущее бытие, неизменяемое, вечное, не имеющее возникновения, не осуществленное в какой-либо субстанции. Они незримы, существуют самостоятельно от чувственных вещей. В отличие от идей материя – это небытие, бесформенное, незримое. Это ничто, которое может стать любой вещью, т.е. всем при соединении с определенной идеей. Составной частью идеалистической философии Платона является учение о душе. Душа выступает в качестве начала, посредствующего между миром идей и чувственных вещей.
Душа существует прежде, чем она вступает в соединение с каким бы то ни было телом. В своем первобытном состоянии она составляет часть мирового духа. Индивидуальная душа есть не что иное, как образ и истечение универсальной мировой души. По Платону, есть три начала человеческой души.
Первое – вожделеющее неразумное начало. Обладая им всякое живое существо (животные и растения) стремится удовлетворять свои телесные потребности: она составляет большую часть души каждого человека. Другое – разумное – начало противодействует стремлениям вожделеющего начала. Третье – яростный дух. Этой частью человек «вскипает, раздражается, становится союзником того, что ему представляется справедливым, и ради этого готов переносить голод, стужу и т.д.». Все стороны души должны находится в гармоничном отношении друг к другу при господстве разумного начала.
4. «Учение о душе» Аристотеля.
Вершиной античной психологии является учение о душе Аристотеля (384-322 г. до н.э.). По словам Гегеля «Самое лучшее, что мы имеем в психологии, вплоть до новейших времен, это то, что мы получили от Аристотеля». Аристотель – автор трактата «О душе», первого в мировой литературе систематического исследования по проблеме души. Будучи учеником Платона, он расходился с ним в понимании природы идей, отвергая положение отдаленности идей от вещей.
По Аристотелю, каждая вещь есть единство материи и формы. Системе Аристотеля свойственна двойственность: в учении о форме он остается на позиции объективного идеализма.
Душа, по Аристотелю, есть форма живого органического тела. Это означает, что она есть суть тела, причина и цель всех его действий. Все эти характеристики он объединяет и обобщает в специальные понятия «энтелехия», которым обозначает полную действительность тела, то, что делает его живым, постоянную возможность его жизненных функций. Как и Платон, он также предлагает классификацию души. В основе классификации лежит выделение трех ступеней, при этом способности высшей ступени, включают способности предыдущих и не могут существовать без них.
Растительная и животная душа понимались материалистически. Разумная душа, по Аристотелю, идеальна, отделена от тела, ее сущность божественна. После смерти она не уничтожается, а возвращается в бестелесный эфир воздушного пространства.