Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Кольцо вокруг приднестровья сжимается. Трезвый взгляд на происходящее вокруг приднестровья

Сегодня накаляется ситуация вокруг Приднестровской молдавской республики. Приднестровье — по-своему уникальная территория. Это единственная на всём бывшем советском пространстве земля, где русскоязычное население, брошенное Кремлём после распада Советского Союза, сумело отстоять право на своё существование силой оружия. Весной 1992 года здесь кипела настоящая война, на которую под влиянием патриотических телепередач Александра Невзорова съезжались тысячи добровольцев со всей России и Украины. Проигнорировав все приказы из Москвы, расквартированные здесь бывшие советские войска встали на защиту непризнанной русскоязычной республики, на которую обрушились банды молдавских и румынских националистов…

Рядовые граждане России и Украины, руководствуясь общеславянским единством, отстояли независимость Приднестровья. За это приднестровцы выразили им свою признательность в многочисленных письмах и обращениях. Мало того, руководство Приднестровья неоднократно обращалось к Москве с просьбой включить республику в состав России. Ведь, по сути, эта маленькая республика стала единственным форпостом интересов нашей страны в бассейне реки Дунай и северо-западного Причерноморья...

Киев-провокатор

Со времён войны 92-го года по линии разграничения между приднестровскими гвардейцами и молдавскими войсками стоят миротворческие подразделения российской армии. Больше 20 лет обстановка здесь сохранялась на редкость спокойной. Пока в соседней Украине не победил Евромайдан и не вспыхнула война на Донбассе. С этого момента украинские власти принялись нагнетать обстановку вокруг российских миротворцев Приднестровья.

Так, буквально на днях советник президента Порошенко и один из киевских пропагандистов Сергей Братчук разродился большой статьёй, в которой заявил, что «Приднестровье потенциально остаётся плацдармом для угроз Украине, прежде всего, в Одесской области... В Южной Пальмире проживают на полном кремлёвском довольствии много наёмников из ПМР, которых ФСБ РФ использует для дестабилизации обстановки в Одессе. Под видом „мирных жителей“ боевики проникают в портовый город, арендуют частные дома в пригороде Одессы, накапливают оружие, боеприпасы и взрывчатку».

Не смотря на то, что этот откровенный бред не подкрепляется ни единым фактом, Украина уже предприняла ряд активных, враждебных Приднестровью шагов.

Маленькая республика со стороны Украины фактически оказалась отрезанной от экономической, социальной и иной помощи со стороны России. А 21-го мая 2015 года Верховная рада Украины денонсировала пять соглашений с Российской Федерацией о военном сотрудничестве, в том числе и подписанный ещё в 1995 году договор о транзите через украинскую территорию российских грузов и воинских формирований, дислоцированных в приднестровско-молдавском регионе.

В МИД России уже признали, что таким образом грубо нарушено снабжение миротворческих подразделений нашей страны.

Сейчас рассматривается вопрос о полном «закрытии» украинского неба для российских самолётов, направляющихся в Приднестровье. Украинское командование даже демонстративно перебросило под Одессу батарею своих С-300 – видимо, с целью пресечения любых попыток создания «воздушного моста» для обеспечения российских миротворцев.

И всё это делается при полной поддержке молдавско-румынской стороны, которая, похоже, решила взять реванш за поражение 1992 года... В этой связи издание «Накануне ру» сообщает:

«В аэропорту Кишинёва за последнее время было отмечено несколько случаев депортации российских военнослужащих, которые летели в расположение своих частей в ПМР. В Кишинёве заявили, что не против пропускать российских солдат, но только в том случае, если об их прилёте будет сообщено не меньше, чем за месяц – в противном случае военнослужащие будут депортироваться и вноситься в „чёрный список“. Фактически, это означает, что после денонсации украинского соглашения, как минимум на месяц притормозилась ротация солдат через Кишинёв. Сообщается и о ряде других ужесточающих мер, не связанных с военной сферой».

А тут ещё с очень воинственной речью выступил украинский президент Пётр Порошенко:

«Украина будет чётко придерживаться всех обязательств, которые мы взяли на себя. Но у нас нет обязательств пропускать в Приднестровье российских военных, и мы не будем этого делать. У нас нет обязательств поддерживать или тем или иным образом содействовать российскому присутствию в Приднестровье. И мы не будем этого делать. В формате „5+2“ или другом, Украина - по моему поручению и, возможно, при моём участии - будет делать всё возможное, чтобы восстановить территориальную целостность Республики Молдова, и чтобы обеспечить нормальный уровень жизни тех, кто там проживает. Но в рамках международного права… Вы знаете, в чём ключевое отличие Приднестровья от Донецка? Оно не имеет общей границы с РФ. Там будет легче навести порядок».

В общем, Порошенко, похоже, готов затеять новую войну...

Возникает закономерный вопрос — зачем же Украина идёт в этом регионе на такое опасное обострение? Ведь Киев провалил войну на Донбассе, зачем же ему новая война?

Саакашвили прислали не случайно

Здесь возможны два варианта.

Во-первых, укро-возня вокруг Приднестровья вполне может оказаться самодеятельностью самих украинских властей. С целью выбить от нашей страны очередные уступки – от списания кредитов до получения выгодных газовых контрактов.

В принципе, такого рода шантаж – уже давно опробованная тактика Киева. Началось всё ещё задолго до Евромайдана – добиваясь тех или иных преференций от нашей страны все 23 года своей независимости Украина с переменным успехом занималась откровенным шантажом Москвы. То грозила выйти из СНГ, то нагло воровала транзитный газ, то обещала выбросить российский флот из Севастополя. А теперь, возможно, решили давить на нас с помощью Приднестровья.

Однако большинство аналитиков сегодня склоняются к другому варианту. За всеми этими провокациями вполне могут стоять американцы. В этой связи хочу напомнить предупреждение генерала Леонида Ивашова, который в интервью нашему сайту сказал, что США хотят использовать Украину для дестабилизации российского пограничья. Не получится в Донбассе, затеют вооружённые провокации в Крыму, не получится в Крыму, заварят кашу в Приднестровье.

Кстати, Киевской хунте новая война нужна не меньше, чем США. Хотя бы потому, как верно заметил один российский журналист, что: «без войны режиму Порошенко на Украине придёт конец. Все неудачи в экономике и социальной жизни сейчас списываются на войну. Именно она, как ни странно, пока оберегает Украину от социального взрыва».

Не исключено, что как раз с этим связано назначение старой и проверенной американской марионетки Михаила Саакашвили губернатором Одессы. Как пишет по этому поводу сайт ФЛБ РУ:

«Экс-президент Грузии прочно ассоциируется с войной 2008 года. Нам хотят дать понять: если вы, русские, начнёте масштабное наступление на север Донбасса или на Мариуполь, мы, устроив блокаду Приднестровья, поможем Молдавии начать наступление на Бендеры, Тирасполь и Дубоссары».

Сегодня многие аналитики считают, что решение Киева о назначении Саакашвили – это не просто очередное кадровое решение Порошенко, а чёткие действия США по «размораживанию конфликта» в Приднестровье, цель которых втягивание России в новый вооружённый конфликт...

«В Одесской области готовится масштабная провокация, которая должна стать поводом для вторжения украинских силовиков в Приднестровскую Молдавскую Республику (ПМР).

СБУ начала вербовку маргиналов из числа молодёжи для мнимого „захвата“ города Котовска, что в 20 км от границы с непризнанным государством.

По сценарию украинских спецслужб, нанятые за деньги молодые люди должны будут изображать „террористов“ из Приднестровья и одесситов, недовольных назначением губернатором области Михаила Саакашвили.

Главное в этой спецоперации - создать „нужную“ картинку для мировых СМИ о покушении на суверенитет Украины со стороны пророссийских активистов. Масштабная пропагандистская кампания должна оправдать в глазах западной общественности агрессию украинских войск против ПМР...

СБУ предлагает молодым людям по пять-шесть тысяч гривен в день за то, чтобы они пару дней постояли на баррикадах в Котовске, городе с населением 50 тысяч человек. СБУ обещают участникам полные гарантии безопасности. Единственное условие для отсутствия претензий со стороны правоохранительных органов - не снимать балаклавы и стрелять из розданного оружия только в воздух.

Спецслужбы Украины выбирают для вербовки преимущественно безработных спортсменов. Понятно, что для них пять тысяч гривен в день - огромная сумма. Хотя вряд ли кто будет платить эти деньги. В случае реализации сценария молодых людей, скорее всего, просто уничтожат. И не исключено, что при них найдут документы российского ГРУ или ВДВ.

Возможно, в Котовске провокаторами будет провозглашено создание „Одесской народной республики“, что позволит в области провести масштабные репрессии. Но главное, что будет повод напасть на Приднестровье и втянуть Россию в военный конфликт».

Мы слишком долго отступали...

Как Россия может отреагировать на румыно-украинскую агрессию против Приднестровья? Недавно, как пишет РИА Новости, руководители ряда общественных организаций ПМР передали главе республики Евгению Шевчуку обращение к президенту России Владимиру Путину с просьбой защитить народ Приднестровья — общественники попросили Шевчука оказать содействие в передаче обращения главе российского государства. В этом письме руководители организаций выразили обеспокоенность населения Приднестровья ухудшением социально-экономической ситуации, вызванной блокадой со стороны Молдавии и Украины. Общественники также выразили надежду на то, что руководство России обратит особое внимание на ситуацию в Приднестровье с учётом того, что значительная часть населения республики — это граждане РФ:

«Просим Вас, уважаемый Владимир Владимирович, с целью недопущения военных действий и размораживания молдо-приднестровского конфликта предпринять все возможные меры: дипломатические, политические и экономические, а при необходимости защитить народ Приднестровья и признать Приднестровскую Молдавскую Республику»...

К сожалению, и это стоит отметить, Россия долго относилась Приднестровью чисто потребительски. С самого начала Москва использовала приднестровскую проблему для решения своих внутриполитических неувязок, при этом нисколько не заботясь о геополитических задачах России.

Так, при Ельцине, когда русские добровольцы сражались в окопах под Бендерами и под Дубоссарами, Кремль фактически заигрывал с молдавскими фашистами, засевшими в кишинёвских коридорах власти. По государственным российским телеканалам демонстрировалась исключительно молдавская точка зрения на происходящие события. И только когда на сторону приднестровцев перешли регулярные российские воинские части, а общественное мнение России складывалось не в пользу Молдавии, Москва неохотно начала менять свою позицию. В республику вылетел генерал Александр Лебедь, вынужденный официально узаконить переход войск на приднестровскую сторону.

Но в 1995 году Лебедь разругался с Москвой, с руководством российского Министерства обороны. Одновременно генерал не поладил и с приднестровскими властями. Чтобы «утопить» взбунтовавшегося военачальника, Кремль начал собирать на него компромат, используя данные Министерства госбезопасности Приднестровья. Шеф МГБ Вадим Шевцов стал самым желанным гостем в Администрации российского президента. Приднестровцам намекали, что если не будет Лебедя, то, возможно, Россия признает их независимость и даже включит Приднестровье в рублёвую зону.

Увы, Москва обманула Тирасполь. Не успел Лебедь сойти с общероссийской политической сцены, как кремлёвские мудрецы возобновили переговоры с Молдавией о том, чтобы передать непризнанную республику в «объятия» Кишинёва, и о выводе оттуда российских войск. Поначалу это дело проворачивалось втайне. И только в 1999 году на Стамбульском саммите по безопасности и сотрудничеству в Европе президент России Ельцин громко признал Приднестровье частью Молдавии и обязался в ближайшее время вывести все наши воинские подразделения...

Путин поначалу придерживался ельцинской тактики. Здесь свою негативную роль сыграл молдавский президент Владимир Воронин, который занимал пост главы государства с 2001 по 2009 годы.

Этот человек, который ещё значился и главой местной Коммунистической партии, в течении всего своего президентства, что называется, вешал России «лапшу на уши». Обещал сделать русский язык вторым государственным, привести Молдавию в состав Союзного государства Россия-Белоруссия, максимально сблизиться с Москвой и по другим вопросам... В ответ он просил только одного — вернуть Приднестровье в состав молдавского государства.

И поначалу Россия шла ему навстречу. В том числе и через дискредитацию непризнанной республики! К примеру, в самом начале 2000-х годов по Второму российскому телеканалу прошёл ряд телепередач, в которых утверждалось, что приднестровские власти... якобы полностью погрязли в незаконных операциях по перепродаже нефтепродуктов, в спекуляции оружием и даже в наркоторговле?! Словом, из этих сюжетов складывалось впечатление, что маленький клочок земли вдоль реки Днестр является чуть ли не центром преступного мира всей Восточной Европы. Намёк был более чем прозрачен — этот «заразный очаг» следует ликвидировать, лучше — через передачу его под юрисдикцию Молдавии. Кремлёвским чиновником Дмитрием Козаком был даже разработан план восстановления территориальной целостности Молдавии путём предоставления Приднестровью особого автономного статуса.

Однако Воронин, которого в это время стали плотно опекать советники из США и НАТО, под давлением Запада отверг этот план. Мало того, молдавский президент всё чаще стал говорить об «евроинтеграции».

В 2006 году в Приднестровье прошёл референдум о независимости. Сюрпризов он не принёс. Подавляющее большинство жителей непризнанной республики – 97% принявших участие в референдуме – проголосовали за независимый статус с последующим присоединением к Российской Федерации.

«Жителей Приднестровья мы не оставим, на это нечего даже рассчитывать, — заявила тогда первый вице-спикер Государственной думы Любовь Слиска. – Не те времена».

На самом деле никаких реальных действий Россия навстречу Приднестровью тогда не предприняла. Очевидно, что сам референдум был организован только для того, чтобы лишний раз надавить на президента Воронина с целью добиться от него выполнения обещаний по сближению с Россией. Но это уже не сработало. А в 2009 году в Молдавии к власти пришли откровенно националистические силы, откровенно враждебные России.

Только с этого момента Москва заняла однозначную позицию полной поддержки Приднестровья...

Думаю, что сегодня обратной дороги у России нет! Если случится нападение на приднестровскую землю, это станет не просто провокацией Киева и Кишинёва, это будет означать нападение на российских военнослужащих и на российских граждан — приднестровские общественники верно подчеркнули в своём обращении у Путину, что сегодня тысячи проживающих здесь людей имеют российское гражданство. России придётся действовать как в своё время в Южной Осетии. А именно — силой принудить агрессора к миру и признать независимость Приднестровья. Скажу даже больше — в случае военных действий следует добиваться не просто разгрома украинского агрессора, но и полной ликвидации Киевской хунты. Иначе эта хунта принесёт нам в будущем ещё немало проблем.

Конечно, это чревато резким усложнением международной обстановки и даже максимальным разрывом отношений с Западом. Да, пусть тем самым мы фактически поддадимся на происки США. Однако ничего иного в данной ситуации нам делать не останется — безусловная защита россиян, их интересов должна быть приоритетом над всеми политическими и иными расчётами. В противном случае Кремль потеряет доверие не только у наших внешних друзей, но и у своих граждан.

Олег Валентинов, специально для «Посольского приказа»

Молдова: три события за два дня

26-27 июля в Молдове произошло три важных события. Во-первых, 27 июля Конституционный Суд Республики Молдова запретил Президенту РМ Игорю Додону проводить консультативный референдум, направленный на выяснение мнения граждан страны о целесообразности усиления полномочий главы Молдавского государства, которое является парламентской республикой. При этом парламентское большинство и Правительство Молдовы, реально имеющие власть в РМ, являются прозападными и частично – прорумынскими. Одновременно И.Додону запретили включить в программу молдовских школ предмет «История Молдовы» вместо нацеленного на воспитание сторонников поглощения Молдовы Румынией предмета «История румын».

Во-вторых, 27 июля были не допущены в Молдову российские политики и артисты. Они собирались принять участие в чествовании воинов-миротворцев, которые уже 25 лет охраняют мир на Днестре. Среди политиков – даже депутаты Государственной Думы России.

В-третьих, 26 июля официальный Кишинёв фактически открыто отказался принимать участие в мероприятиях по случаю четвертьвекового юбилея миротворческой операции. Так, в министерство иностранных дел и европейской интеграции Молдовы (МИДЕИ) был вторично приглашён (после аналогичного приглашения 19 июля) российский посол Фарит Мухаметшин. Его внимание было «повторно обращено на нецелесообразность организации в одностороннем порядке мероприятий, посвященных этой годовщине, с участием артистов и официальных делегаций из РФ», а также на то, что «подобные действия могут навредить молдо-российским отношениям».

Причина такой обструкции миротворческой операции, в которой сама Молдова принимает участие с первого дня? Оказывается, Кишинёву необходимо «преобразование существующей миротворческой операции на Днестре, которая давно выполнила свои задачи, в многонациональную гражданскую миссию под международным мандатом». Это означало бы вывод российских войск из Приднестровья, что напрямую создало бы условия для нападения, разгрома и ликвидации ПМР.

Так что же происходит сейчас на берегах Днестра?

Лето-2017: новая атака на Приднестровье

А происходит ожесточённая атака Запада и Румынии на ПМР, которую Брюссель, Вашингтон и Бухарест стремятся выполнить чужими руками – руками Киева и Кишинёва. Речь идёт вот о чём. 17 июля открыт первый совместный молдо-украинский пост на приднестровско-украинской границе. Финансирует это удушение ПМР через полный контроль над границами Приднестровья Европейский Союз. Украине эти посты, то есть нахождение чужих погранцов и таможенников на её территории, не нужны. Украине давно и успешно торгует с Приднестровьем и – транзитно – через Приднестровье.

Но посты нужны Молдове, которая до 31 декабря 2017 года желает выставить своих силовиков на ВСЕХ КПП приднестровско-украинской границы со стороны Украины. А где Кишинёв, там сегодня и Бухарест, который с 2009 года, после свержения молдовских коммунистов, приобрёл очень большое влияние на молдовские дела. Где гарантия, что среди силовиков Молдовы не будут агенты спецслужб Румынии, которые начнут сбор данных об Украине, а то и организацию провокаций в виде стравливания между собой Приднестровья, Молдовы и Украины?

Это, однако, «цветочки». «Ягодки» же таковы. Молдо-украинские посты дают возможность Кишинёву, Бухаресту, Брюсселю и Вашингтону полностью просматривать все импортно-экспортные потоки, идущие через приднестровско-украинскую границу. В нужный момент то запрещать движение тех или иных товаров, то ослаблять экономическую «удавку» на приднестровской шее. А заодно пускать или не пускать в ПМР и из неё неугодных властям Молдовы людей. К тому же у Кишинёва появляется соблазн втиснуть Приднестровье полностью в налоговое поле Молдовы, дабы «выдоить» деньги из ПМР. Итак, Приднестровье стараются взять в полное кольцо и принудить к политической капитуляции через экономическое давление.

Кишинёвский консенсус: контроль Молдовы над Приднестровьем

Самое интересное, что в вопросе о выставлении молдо-украинских постов единая позиция у всех молдовских лидеров – у парламентского большинства, у Правительства и у Президента. И.Додон поддержал выставление постов, так как, по его мнению, должна быть «общая граница», и заявил, что после достижения политического урегулирования поставит вопрос об «эвакуации» российских войск. Таким образом просматривается главная стратегическая цель Запада, который обладает реальными рычагами воздействия на молдовскую политику: руками Москвы принудить ПМР отказаться от самостоятельности и войти в состав Молдовы, а затем с помощью возможного «цветного» сценария разгромить все лояльные России силы в РМ и увести всю бывшую Советскую Молдавию (вместе с Гагаузией и Приднестровьем) в сторону ЕС и Румынии.

А то, что западники играют ОПРЕДЕЛЯЮЩУЮ роль в формировании кишинёвской политики, доказывает следующий факт: Президенту Додону запретили проводить референдум (даже всего лишь консультативный) аккурат за день до предполагаемого прилёта в Молдову спецпредставителя президента РФ по Приднестровью Дмитрия Рогозина и его намеченных на 29 июля переговоров с И.Додоном и президентом ПМР Вадимом Красносельским.

Таким образом, они демонстративно уменьшили влияние Додона перед российскими и приднестровскими собеседниками. В Приднестровье видят консенсус политических сил Молдовы в отношении подчинения Приднестровья, хотя между этими силами и есть, разумеется, свои разногласия. Но на этом фоне единственное, что гарантирует России её военное присутствие, приоритеты в бизнесе на Днестре и политический союз – это Приднестровская государственность, которая никогда не поставит вопрос об «эвакуации» союзной народу Приднестровья российской армии.

Приднестровье развеивает слухи

Разумеется, защищая свои национальные интересы, ПМР стремится снизить риск конфронтации с соседями – Молдовой и Украиной. Тем более, сама по себе конфронтация на два фронта всегда проигрышна. С одной стороны, Приднестровье последовательно отстаивает необходимость создать гарантии невозобновления войны на Днестре. С другой, наращивается дипломатическая работа на украинском направлении, полностью заваленная в период правления прежнего прозападного Президента ПМР Евгения Шевчука, бежавшего 28 июня в Молдову в страхе перед ответственностью по шести уголовным делам, открытым против него.

Недавно ПМР посетила группа украинских журналистов, которая могла убедиться лишний раз в лживости слухов о том, что якобы со стороны Приднестровья может последовать некое «нападение» на Украину. Украина всегда, даже во времена Президента Виктора Ющенко, была достаточно надёжным тылом Приднестровья. В ПМР живёт примерно треть украинцев, треть русских и треть молдаван. Это диктует необходимость очень деликатной национальной политики и взвешенной политики внешней. Один из мостиков, связывающих Россию и Украину – это как раз Приднестровье. В будущем, когда конфронтация нынешних дней уйдёт в прошлое, ПМР, где русские и украинцы живут, как братья, ещё поможет славянам ощутить своё единство.

А пока Приднестровье терпеливо доводит до соседей свою позицию: мы готовы развивать взаимовыгодные отношения. Отстаивая свои интересы, приднестровцы не собираются вмешиваться во внутренние дела других стран. Да и фактов таких нет в природе.

«Пятая колонна» имени Шевчука?

Дело в том, что к угрозе внешней для Приднестровья присоединяется угроза внутренняя. Речь о том, что бывший Президент ПМР Евгений Шевчук и его жена Нина Штански с 28 июня находятся в Молдове. Ситуация ранее немыслимая: бывший президент Приднестровья бежал в Молдову, с которой ПМР воевала и до сих пор не урегулировала конфликт 25-летней давности.

Шевчук – обладатель важнейших военных и государственных тайн ПМР и, возможно, тайн России, связанных с Приднестровьем. Его сегодня подозревают в хищении государственных денег в особо крупных размерах, незаконном удержании 30% пенсий и заработных плат у граждан Приднестровья, контрабанде и т.д. Как сообщали СМИ, Шевчука в Кишинёве охраняют молдовские силовики, а сам он уже был опрошен Прокуратурой Молдовы. О чём? И за какие заслуги его взяли в Кишинёве под охрану? Не будем гадать, но предположим: тайны ПМР и России в большой опасности.

Характерно, что с 28 июня в социальных сетях сторонники Шевчука, ранее делавшие ставку на возврат его к власти через смуту в виде митинговых акций, мгновенно переориентировались и развернули бешеную агитацию за вхождение ПМР в Молдову. Тем самым они из приднестровской политической оппозиции перешли в разряд проводников влияния Молдовы. Одна из сторонниц Шевчука даже заявила, что готова встречать с цветами силовиков Молдовы в районе двустороннего поста в Кучургане.

Что получается?

1. Что в Приднестровье формируется «пятая колонна», готовая в день «Х» нанести удар в спину Республики.

2. Что нельзя исключать использование Е.Шевчука в качестве марионеточного деятеля, которого Запад и Кишинёв постараются посадить на приднестровский «трон» на переходный период, период перед полной ликвидацией Приднестровского государства.

Вместо заключения

Ясно, что натиск на ПМР со стороны Запада – это часть натиска того же самого Запада на Россию. Не случайно в эти же дни США вводят целый пакет очень жёстких санкций против России. В мире нередко такие санкции предшествуют началу войны. В план США и некоторых стран Европы входит задача охватить Россию не просто санитарным кордоном, но поистине огненным кольцом враждебных режимов.

Приднестровье мешает реализации этого плана на юго-западе бывшего Советского Союза. Поэтому Брюссель и Вашингтон стараются натравить на ПМР Молдову и Украину, которым Тирасполь, разумеется, никак не угрожает. Западникам всё равно, какой ущерб при этом понесут сами Кишинёв и Киев. Главное для них – чтобы Приднестровье было ликвидировано, а Россия оказалась бы полностью выбита с берегов Днестра. В этой ситуации важно не допустить набрасывания на ПМР экономической и иной «удавки».

У Приднестровья есть резервы для выживания. Но России, в свою очередь, важно не поддаться заверениям, будто без самостоятельности Приднестровью будет якобы легче решать свои проблемы. Самым лучшим выходом и для Москвы и для Тирасполя видится укрепление ПРЯМЫХ военных, политических, экономических и иных связей между ПМР и РФ, что снимет риск обмана России с чьей бы то ни было стороны.

Нужно добиваться широкого освещения в российских СМИ ситуации вокруг Приднестровья, а также добиваться отмены выставления двусторонних постов и недопущения иных разновидностей блокады и изоляции Приднестровья. Военно-политический союз России и Приднестровья должен оставаться незыблемым и лишь крепнуть. Без посредников и третьих сторон!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Приднестровский капкан для России или еще одна американская афера

Уже давно ни для кого не секрет, что проект Майдан 2.0 с самого начала преследовал единственную цель - втянуть Россию в гражданскую войну на Украине. Это позволило бы Вашингтону получить множество различных бонусов. Испугать Европу якобы агрессивной сущностью возрождающейся новой российской Империи. Вбить клин между Москвой и Пекином. Ну и повесить на шею Кремлю во всех смыслах дорогостоящую и разрушительную для государства, войну, которую невозможно выиграть силой оружия. А там, глядишь, и для проекта Болотная 2.0 условия бы сами собой сложились. Однако «коварный Путин всех переиграл и Россия на эту войну не явилась». Но победа в двух предыдущих раундах, - Крым и Донбасс, последний, впрочем, лишь по очкам, - еще не означает победы во всем матче. Партия продолжается. Разве что противник зашел с фланга. Самого дальнего и, на его взгляд, наиболее уязвимого. Совместными усилиями Украины и Молдовы объявлена блокада Приднестровья. Уж теперь то Россия никуда не денется, будет вынуждена прорубать коридор через Одесскую область? Шах и мат? На первый взгляд - похоже, но не стоит торопиться с выводами. Ибо это лишь еще одна большая американская афера.

Впрочем, весь украинский проект является ею с самого начала. Наивно думать, что аналитики Stratfor или RAND не могли заранее просчитать, чем обернется приведение к власти на Украине местных националистов, вся идейная база которых с самого начала сводилась исключительно к перманентной войне «с москалями». Расчет как раз на том и строился, что пока желто-голубые радостно скачут за печеньки и европейский выбор кружевных трусиков, опьяневшие от внезапной вседозволенности черно-красные устраивают зрелищные факельные марши и по ходу дела где-нибудь кого-нибудь бьют. С одной стороны показательно кроваво, с другой - совершенно мелко. Таким образом, задача сводилась к простой максиме: чтобы такого сделать, чтобы в реальности не сделать ничего серьезного, но при этом результат выглядел бы адом и трешем вселенского масштаба. Чтобы Россия, как бык на корриде, реагировала исключительно на голых эмоциях.

Так вот, сейчас с Приднестровьем разыгрывается абсолютно та же самая схема. В смысле - столь же пустая, но эмоционально яркая. Если вдуматься, вся истерика вокруг блокады Приднестровской Молдавской Республики, основана на единственном примитиве. Там есть официальные российские войска и официальные российские граждане, бросить которых Россия не может. Эвакуировать тоже не может. Как и не в состоянии продолжать их снабжать, так как, кроме Молдовы и Украины, крошечная ПМР ни с кем не граничит. А эти соседи объявили ей Блокаду. Следовательно, у Путина не остается иного выбора, кроме силового. Вопрос стоит лишь в форме и траектории движения российского армейского кулака. Кремль организует воздушный мост, просто подавив украинскую ПВО своими средствами радиоэлектронной борьбы или не мудрствуя лукаво устроит высадку российской морской пехоты «под Одессой» с прокладкой сухопутного коридора к Тирасполю? В любом случае, это уже не какие-то анонимные вежливые зеленые человечки, это публичное российское военное вторжение на Украину. Чего вот уже год от нас и добиваются США. При чем тут эмоции? При том, что в реальности дела обстоят очень и очень сильно не так. Если «по большому гамбургскому счету», то надобности «подымать десант» у России вообще нет. По крайней мере - сейчас. Дело в статусе находящегося в ПМР российского контингента. А еще - в местной географии и реальной политике.

На данный момент в Приднестровье находятся примерно полторы тысячи российских военных. Из них один батальон - 495 человек - имеют официальный международный миротворческий статус. Другие два батальона - Оперативная Группа Российских Войск, - хотя как бы и не признаются Молдовой, тем не менее находятся там в рамках миссии ОБСЕ и занимаются «обеспечением безопасности складов бывшей 14-й общевойсковой армии ВС СССР». А склады там знатные. Самый крупный военный арсенал в Европе. Одних лишь артиллерийских и танковых снарядов там имелось в количестве трех тысяч железнодорожных вагонов. Полтора десятка дивизионных боекомплектов! Еще танки, пушки, прочее имущество. Только легкого стрелкового вооружения - более десяти тысяч единиц. Правда, все это - дела давно минувших дней, так как практически все тяжелое вооружение от туда либо уже вывезено в Россию, либо утилизировано на месте. Кроме того, за эти годы в РФ был отправлен 31 транспорт с кондиционными боеприпасами. Большинство оставшихся ни к применению, ни к транспортировке уже непригодно. Они постепенно утилизируется на месте. Но в данном случае важно то, что за каждый транспорт и за каждую тонну утилизации ОБСЕ официально платит России деньги. Это очень серьезный момент в части обоснованности статуса находящихся там российских войск. Так что юридически мы там полностью в своем праве.

Плюс к тому, и миротворцы и ОГРВ в большинстве своем укомплектованы россиянами, проживающими опять же в ПМР. Официально проживающими. Лишь незначительная часть контрактников родом непосредственно из России. И с правительством Приднестровья ни у них, ни у Москвы, никаких трений или разногласий нет. Таким образом, российский контингент в ПМР в действительности обладает конечно не абсолютной, но достаточной автономностью, чтобы без особых проблем продержаться под этой блокадой минимум год.

Да и той блокады пока в реальности кот наплакал. Украина денонсировала соглашение с Россией о военном транзите в ПМР, а Молдова потребовала уведомлять о следовании через ее территорию за месяц. Ну еще Молдова выслала назад в Россию двоих наших контрактников, возвращавшихся к месту службы из отпуска. На этом все. Больше блокады ни в каком виде нет. Совсем.

Кстати, какой-либо серьезной военной угрозы нашим миротворцам в ПМР, ни со стороны Украины, ни со стороны Молдовы, нет тоже. Причин тому несколько. Граница между Молдовой и ПМР проходит по реке Днестр, являющейся широкой и серьезной водной преградой. Из 5,5 тыс. сухопутных войск Молдовы, собственно боевых пехотных подразделений - менее 2 тыс. Причем, единственный в молдавской армии инженерный батальон, - «Кодру», 295 чел. - , обеспечить их переправу не в состоянии. Да и вообще, ВС РМ обладают весьма ограниченными боевыми возможностями. А все четыре имеющихся через Днестр моста относительно легко блокируются со стороны Приднестровья даже малыми силами.

Разговоры о возможном румынском вмешательстве беспочвенны. Румыния - член НАТО. Молдова - нет. Ради какой-то Молдовы начинать войну с Россией, - а вторжение в Приднестровье Кремль совершенно законно будет трактовать именно так, - Североатлантический Альянс никакого желания не имеет. О чем члены НАТО неоднократно высказались совершенно однозначно.

Что касается самой Украины, то свои наступательные возможности ВСУ потеряли еще прошлым летом на Донбассе. По-максимуму Киев способен организовать лишь ракетно-артиллерийский обстрел ПМР со своей территории. Но в таком случае он полностью подставляется, как агрессор. Это в зоне АТО можно лепетать про строго самооборонительный огонь или про некую третью силу, которая первой начала, вынудив ВСУ стрелять строго в ответ. На границе с ПМР никакой АТО не ведется. Что, во-первых, дает РФ полное юридическое право на прямые ответные действия, во-вторых, объявлять официальную войну России Киев не желает сам. Если на то пошло, за год боевых действий на Донбассе возможностей нашлось бы предостаточно. Однако Украина ограничилась лишь ни к чему не обязывающим объявлением России агрессором. Да и не для того все задумывалось. Киеву, а точнее - Вашингтону, необходимо, чтобы первой боевые действия против Украины начала именно Россия. Только в этом случае возможно реализовать весь дальнейший сценарий.

Конечно, географически то Приднестровье - клочок земли длинной в четыреста и шириной, местами, менее двадцати пяти километров. Оно в одиннадцать раз меньше Московской области и самую малость больше Южной Осетии. Теоретически почти вся площадь Республики насквозь простреливается артиллерией с сопредельной территории Украины (протяженность общей границы примерно 240 км.) или Молдовы (граница почти такой же длинны). Но любые подобные поползновения автоматически означают объявление войны самой ПМР. Тем самым прибавляя нам 5 тыс. штыков приднестровских вооруженных сил. Они безусловно сильно менее эффективны, чем российские части, но точно не уступают войскам Молдовы и Украины. Плюс к тому, мобилизационный потенциал ПМР оценивается в 50 - 70 тыс. человек. Хотя прошлогодние учения показали, что всерьез они там могут призвать лишь на 2/3 этого количества, что все равно позволит развернуть армию до 30 тыс. штыков. Сюда же следует добавить численность российской диаспоры в Приднестровье составляющей 150 - 160 тыс. человек, значительная часть которых прошли службу в российской армии. Это может дать еще до 15 тыс. маршевого пополнения. В сумме получается группировка где-то в пол сотни тысяч солдат и офицеров. При полном отсутствии у них каких-либо проблем с оружием и боеприпасами.

Вот мы и пришли к самому главному. Спору нет, обстановка далека от безоблачной и шапкозакидательство тут неуместно. Но в действительности никакой критичной опасности, реально требующей броска десантников, для России не существует. Вопрос вполне успешно решается обычными спокойными политическими методами. Что, собственно, российским правительством сейчас и делается. Вся эта блокада, по сути, просто «дырка от бублика». Ее задача сводится к попытке взять на испуг. Потому нагнетается именно оголтелая истерика. Ставка сделана на союз «всепропальщиков» с «путинслильщиками». Страшилка - Россия попала в капкан, теперь или воевать или предательство российских граждан! - раздувается исключительно с целью подрыва сплоченности российского общества. Не вышло с либералами, американцы пытаются использовать в своих целях часть слишком горячих и тяготеющих к бездумному эмоциональному маханию шашкой российских патриотов. И не более того.


Приднестровский конфликт стал одним из конфликтов на территории распавшегося СССР, имевший как схожие черты с другими локальными конфликтами в бывших республиках Советского Союза, так и свои особенности. Социально-политические, этнонациональные, экономические противоречия между Молдавией и непризнанной Приднестровской Молдавской Республикой, существовавшие еще во время существования СССР, привели к вооруженному противостоянию уже после обретения Молдавией независимости. Фаза ведения боевых действий была хоть и относительно кратковременной (по сравнению с другими конфликтами на постсоветской территории), тем не менее, она привела к многочисленным жертвам с обеих сторон с апреля по август 1992 года. Характерный чертой для Приднестровского конфликта, как и для других конфликтов на территории бывшего СССР, является его незавершенность. Несмотря на наличие в зоне конфликта совместных миротворческих сил Молдавии, ПМР и России, несмотря на проведение многочисленных переговоров по урегулированию при посредничестве России, Украины, ОБСЕ, напряженность между противоборствующими сторонами сохраняется и сегодня. До сих пор не удалось достигнуть договоренности по поводу статуса Приднестровской Молдавской Республики.

Причинами конфликта можно назвать проводившуюся Молдавией политику румынизации в области общественной жизни, культуры, языка. Также необходимо признать наличие этнических проблем в регионе, в котором проживали как молдаване, так и русские, украинцы. Основной же причиной конфликта следует признать распад СССР, неспособность новых властей Молдавии решить существовавшие проблемы в национальном вопросе мирным путем.

С приходом к власти М.Горбачева в середине 80-х годов прошлого века, объявившего политику перестройки и гласности, существенно возросла социальная активность населения страны. В этот период для всех республик СССР был характерен рост влияния националистических партий. Не стала исключением и Молдавская ССР. В этой республике часть интеллигенции и руководства поддержала идеологическую направленность на сближение, объединение Молдавии и Румынии, данные стремления объяснялись культурной, исторической и языковой близостью молдаван и румын. В 1988-1989 гг. в Молдавии появился ряд националистических организаций выступавших не только с антисоветскими, но и антирусскими лозунгами. Эти организации провели ряд демонстраций, где помимо требований о переводе молдавского языка на латиницу по румынскому варианту, помимо требований об объединении с Румынией, звучали и шовинистские лозунги: «Молдавия – для молдаван», «Чемодан-вокзал-Россия», «Русских – за Днестр, евреев – в Днестр». Стоит отметить, что для любых националистических движений, активизировавшихся в годы перестройки в республиках СССР, культивирование ненависти к русскому населению сочеталось с антисемитизмом и ксенофобией. Однако в условиях нарастающего экономического и политического кризиса в стране, с учетом повысившейся социальной активностью граждан, данные идеи и лозунге в массе своей ложились на благодатную почву. В 1988 году был создан Народный Фронт Молдовы. Появившаяся изначально как оппозиционная правившему коммунистическому режиму демократическая партия, выступавшая за суверенитет Молдавской ССР, данная организация с приростом своих сторонников стала занимать и более радикальные позиции. Входившие в Народный Фронт унионисты в конце 1988 г. открыто стали призывать к объединению с Румынией, выдвигая лозунг «Один язык – один народ!».

30 марта 1989 г. Верховный Совет Молдавской ССР опубликовал законопроект, в котором единственным государственным языком признавался молдавский. Это вызвало ответную волну протестов в Приднестровье, законопроект признавался дискриминационным, звучали требования о присвоении русскому языку статуса государственного наряду с молдавским, озвучивалось недовольство переходом молдавского языка на латиницу. Тем не менее, 10 августа 1989 г. стало известно, что ВС Молдавской ССР на очередной сессии планирует обсуждение еще более радикального варианта законопроекта о ведении всего делопроизводства в республике на молдавском языке. В ответ на это, созданный в Тирасполе Объединенный Совет Трудовых Коллективов (ОСТК) провел предварительную забастовку с требованием отложить сессию Верховного Совета, однако руководство Молдавской ССР никак не отреагировало на эти действия и подтвердило решение о проведении сессии. Это привело к увеличению числа предприятий не только в Приднестровье, но и в Молдавии, участвовавших в забастовке. 170 таких предприятий начали проведение забастовки с 29 августа, солидарность с которыми проявили около 400 трудовых коллективов. Ответной реакцией на забастовку стал митинг, проведенный Народным Фронтом Молдовы в Кишиневе, получивший название «Великое национальное собрание», объединивший в своих рядах около полумиллиона участников с территории всей Молдавской ССР. Прозвучали требования об исключении русского языка из общественной жизни республики. Через два дня Верховный Совет Молдавской ССР придал молдавскому языку статус единственного государственного.

29 января 1990 года в Тирасполе под патронажем ОСТК был проведен референдум о целесообразности создания Приднестровской Автономной Социалистической Республики. Подавляющее большинство опрошенных высказалось положительно. После избрания новых депутатов в состав ВС МССР, в котором представители Приднестровья оказались в меньшинстве, последние покинули сессию парламента после неоднократных угроз, психического давления и избиений. Сторонники Народного фронта совершили ряд нападений на приднестровских парламентариев, а также объявили о проведении митинга около Бендер с ангажированными радикальными лозунгами. В Бендерах, предвидя провокационный характер подобной акции, начали создаваться отряды самообороны. 20 мая митинг Народного фронта состоялся в районе Варницы. Он был посвящен обсуждению закона о молдавском языке, отмене кириллицы и внедрении новой государственной символики. Прозвучали призывы ворваться в составе специальной автоколонны в Бендеры и водрузить триколор на здании администрации. Однако данную акцию осуществить не удалось, городские власти перекрыли въезд в населенный пункт.

23 июня ВС Молдавской ССР утвердил заключение специальной комиссии по пакту Молотова-Риббентропа, в котором создание МССР было признано незаконным актом, а Бессарабия и Северная Буковина объявлялись незаконно оккупированными румынскими территориями. Народный фронт в свою очередь выступил с требованием переименовать Молдавскую ССР в Румынскую Республику Молдова. В ответ на это Тираспольский городской совет заявил, что если МССР была создана незаконно, то вхождение левобережья Днестра в ее состав также является незаконным и решение правительства МССР не имеет для Приднестровья никакого значения. Местные органы управления в Приднестровье и Гагаузии провели референдумы о статусе языка, в результате которых на территории Приднестровья официальными языками были признаны русский, молдавский и украинский, а в Гагаузии – молдавский, гагаузский и русский. 19 августа 1990 года была провозглашена независимость Гагаузии. 2 сентября была образована Приднестровская Молдавская Республика (ПМР) в составе СССР, также был избран ее Верховнй Совет и председатель – Игорь Смирнов. Создание ПМР вызвало отрицательную реакцию как со стороны руководства МССР, так и со стороны правительства СССР. В соответствии с постановлениями органов власти в Кишинёве и Москве, создание независимых республик в Гагаузии и Приднестровье не имело под собой юридических оснований.

25-30 октября 1990 года молдавские националисты-добровольцы под руководством премьер-министра Молдовы М.Друка провели акцию, получившую название «Марш на Гагаузию». Целью данной акции было пресечь тенденции по созданию независимой Гагаузии. В регион были направлены автобусы молдавскими с волонтерами (по некоторым данным до 50 тыс. человек) в сопровождении милиции. В Гагаузии началась мобилизация, жители сел вооружались и готовились дать отпор националистам. В Приднестровье, поддержавшей Гагаузию, были созданы дружины ополчения и направлены на помощь гагаузам. После переговоров в ночь с 29 на 30 октября часть приднестровских дружинников покинула территорию Гагаузии, такое же число молдавских волонтеров по условиям договоренности вернулось в Молдавию. Ввод в зону конфликта частей Советской Армии предотвратил кровопролитие.

В связи с возрастанием конфронтации между центральным республиканским руководством и местными приднестровскими властями из Молдавии были направлены подразделения милиции для осуществления контроля над ситуацией. В ответ на это в Приднестровье начали создаваться отряды самообороны, что привело позже к первым столкновениям. 22 октября состоялся митинг в городе Дубоссары, выразивший протест по поводу присутствия сотрудников правоохранительных органов Молдавии. В результате подразделения милиции были размещены в окрестных селах, порядок в городе стали охранять созданные отряды народной дружины. 2 ноября министр внутренних дел Молдавии подписал приказ о деблокировании моста через Днестр, создании КПП и проведении мероприятий по установлению контроля над Дубоссарами. Жители города заблокировали мост через Днестр. В соответствии с отданным приказом молдавский ОМОН начал штурм заблокированного моста, используя дубинки, слезоточивый газ, а позже и стрелковое оружие. В результате атаки ОМОНа погибли трое защитников Дубоссар, шестнадцать были ранены. Однако ОМОН через некоторое время отступил, а все въезды в Дубоссары были заблокированы по приказу ОСТК. Ответным шагом на события в Дубоссарах стало создание временного комитета по чрезвычайным ситуациям и дружин самообороны в Бендерах. Вечером 2 ноября стало известно, что в сторону Бендер движется автоколонна с молдавскими националистами и милицией. По бенедрскому радио было передано обращение ко всему мужскому населению города пополнить отряды защитников города. Многие откликнулись. Автоколонна Кишинёва подошла к окрестным селам, но столкновения не произошло, через два дня молдавские отряды отошли от города.

17 марта 1991 года был проведен Всесоюзный референдум о сохранении СССР. Молдавские власти всячески препятствовали проведению референдума на территории республики, в результате чего только небольшая часть жителей Молдавской ССР смогли принять участие в голосовании. В то же время, в ПМР население приняло активное участие в референдуме. В частности, в Бендерах 99% голосовавших высказались за сохранение СССР. Проведение референдума в Приднестровье усилило недовольство кишинёвских властей. 19-21 августа 1991 года в Москве произошел путч ГКЧП, после провала которого в Кишинёве состоялся митинг с требованиями выхода Молдавии из состава СССР. В свою очередь, ОСТК в Тирасполе поддержал ГКЧП. 23 августа была распущена Компартия Молдавии, за день до этого молдавский спецназ в Тирасполе арестовал часть депутатов Верховного Совета Приднестровья. После того, как Россия, а затем и Украина объявили о своей независимости, 27 августа их примеру последовала Молдавия. Через два дня молдавскими спецслужбами были арестованы в Киеве руководители Приднестровья и Гагаузии – И.Смирнов и С.Топал. 1 сентября в Тирасполе и Бендерах была проведена акция под названием «рельсовая блокада». Забастовщики требовали освобождения лидеров ПМР и Гагаузии. 2 сентября съезд депутатов Приднестровья утвердил конституцию, флаг и герб Приднестровской Молдавской Республики. Одновременно началось создание Республиканской гвардии и переподчинение отделов внутренних дел Приднестровья республиканским властям.

25 сентября в Дубоссары вошли отряды молдавской полиции. Было применено оружие против мирных жителей, до 100 человек пострадало. Однако под давлением общественности, и в связи с созданием местным руководством военизированных отрядов самообороны Отряд Полиции Особого Назначения (ОПОН) был вынужден покинуть Дубоссары 1 октября. Также были освобождены Смирнов и другие арестованные приднестровские депутаты. 5 ноября решением ВС название ПМССР было сменено на новое – Приднестровская Молдавская Республика. 1 декабря в результате референдума 98% голосовавших высказалось за независимость ПМР. 12 декабря Верховный Совет РСФСР ратифицировал Беловежские соглашения, Советский Союз перестал существовать. На следующий день молдавская полиция предприняла третью попытку проникновения в Дубоссары. Это закончилось перестрелкой между ОПОН и отрядами республиканской гвардии ПМР, что привело к жертвам с обеих сторон. В Бендерах местные власти ввели режим чрезвычайного положения. В этот город были направлены два автобуса с молдавскими полицейскими. В Приднестровье стали прибывать отряды казаков и добровольцев из России. 18 декабря Россия признала независимость Молдавии, 21 декабря ее примеру последовала Украины. В течение зимы 1991-1992 годов отношения между Кишинёвом и Тирасполем продолжали обостряться.

В ночь со 2 на 3 марта 1992 года в Дубоссарах из засады была расстреляна машина с приднестровскими милиционерами, погиб начальник дубоссарской милиции И. Сличенко. Доподлинно неизвестно кто расстрелял милицейскую машину, обе стороны конфликта обвиняли в содеянном друг друга. Тем не менее, в ответ на эту акцию отряды приднестровских гвардейцев блокировали здание дубоссарской полиции, разоружив и захватив в плен полицейских. Позже их обменяли на пленных гвардейцев. В этот же день отряд специального назначения молдавского МВД вступил в бой с полком 14-й армии, расположенным в Кочиерах. На помощь военным прибыли казаки и приднестровские гвардейцы. Полицейские блокировали дома с семьями военнослужащих 14-й армии. Приднестровская сторона утверждала, что молдавские силы захватили семьи военных в заложники. Однако офицеры, казаки и гвардейцы вступили в бой с полицией, после чего сотрудники молдавского МВД были вытеснены из жилых кварталов. После этого началась концентрация молдавских войск вокруг Дубоссар. В середине марта начался обстрел левого берега Днепра молдавской артиллерией. 28 марта президент Молдавии ввел чрезвычайное положение на территории всей Молдавской Республики с требованием разоружения всех вооруженных отрядов в ПМР и Гагаузии. В Приднестровье был введен комендантский час. 1 апреля в Бендеры вошел отряд молдавской полиции при поддержке двух БТР с целью разоружения приднестровских гвардейцев. Завязался бой, в результате которого погибли мирные жители. Одновременно вспыхнули бои на юге и севере Приднестровья, повлекшие жертвы с обеих сторон конфликта. Руководство ПМР отдало приказ разрушить мосты через Днестр. Мосты, которые не были разрушены, были блокированы силами приднестровской гвардии, казаками и добровольцами. Вплоть до мая шли активные боевые действия, которые с началом месяца пошли на спад. Приднестровские силы получали вооружение от 14-й армии, в том числе бронетехнику. 25 мая М.Снегур заявил, что на данный момент Молдова находится в состоянии войны с Россией. Бои с использованием танков и артиллерии обеими сторонами продолжались до 18 июня, когда молдавский парламент принял постановление о мирном урегулировании конфликта и создании смешанной комиссии. Однако на следующий день в Бендерах вспыхнул бой. В город были введены молдавские войска в поддержку полицейским. Им оказывалось сопротивление частями приднестровской гвардии в различных районах города. 20 июня молдавские войска вышли к мосту через Днестр (Бендеры находятся на правом берегу реки) и отрезали город от ПМР. Однако в самом городе продолжалось сопротивление гвардейцев. Молдавские военные пошли на штурм Бендерской крепости, где находились ракетная и химическая части 14-й армии. Штурмовавшие потерпели неудачу, а некоторые части 14-й армии перешли на сторону ПМР. Вечером того же дня приднестровская гвардия при поддержке танков 14-й армии атаковала молдавских военных, прорвавшись к мосту, уничтожив молдавскую батарею и деблокировав город. В результате уличных боев к концу июня молдавские части были вытеснены из Бендер в городские окраины. 22 июня молдавская сторона использовала в боях авиацию. Два молдавских МИГ-29 произвели бомбардировку моста через Днестр, в результате которой мост не пострадал, но бомбы попали в частный сектор и погибли мирные граждане. На следующий день при повторной попытке бомбардировки района Бендер российскими силами ПВО был сбит один из самолетов.

Военные действия в Приднестровье не вызвали энтузиазма у населения Молдавии, несмотря на усиленную пропаганду СМИ. Армия и полицейские воевали неохотно. В то же время гвардейцы Приднестровья получили помощь в виде оружия и добровольцев из состава 14-й армии, в регион прибыло достаточно большое количество волонтеров из России и Украины, сыгравших заметную роль в отражении молдавского наступления. В Кишинёве и вообще в Молдавии начались выступления против руководства, втянувшего республику в ненужную войну, так как социальных предпосылок для ведения боевых действий между Молдавией и Приднестровьем не было. Большое количество новобранцев и резервистов молдавской армии отклонились от призыва. Кроме того, Россия вынуждена была отказаться от позиции нейтралитета, 7 июля в регион прибыли полномочные представители президента России. В Кишинёве под давлением общественности в отставку были отправлены министр обороны и глава правительства. При посредничестве представителей президента России удалось достичь соглашения о прекращении огня. 21 июля в Москве Борисом Ельциным и Мирчей Снегуром в присутствии Игоря Смирнова было подписано соглашение о принципах урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском районе Республики Молдовы. Военные действия были заморожены, на линию противостояния были введены российские миротворцы. Позже были созданы Объединенная Контрольная Комиссия и Совместные Миротворческие силы. В ПМР были размещены российские, молдавские и приднестровские миротворческие контингенты. В 1993 году к процессу мирного урегулирования присоединилась ОБСЕ, через два года Украина. На сегодняшний день территория Приднестровья контролируется органами власти ПМР. Однако часть территории, заявленной как принадлежащая Приднестровской республике, контролируется Молдовой.

В результате конфликта к середине июля 1992 года количество жертв с обеих сторон составило 1000 человек убитыми и около 4500 раненными. Некоторые эксперты считают, что реальные потери выше.

Вооруженный конфликт в Приднестровье удалось перевести в мирное русло только в результате ввода в регион российских войск и участию России как инициатора политического урегулирования и прекращения огня. Однако сегодня конфликт по-прежнему остается неразрешенным, так как ни одна из сторон не соглашается идти на уступки. В настоящее время Молдова и Приднестровский регион испытывают серьезный социально-экономический кризис, из которого они не имеют возможности выйти самостоятельно. В Кишинёве видят выход из сложившейся ситуации в формировании интеграционных процессов с европейскими и евроатлантическими структурами, прежде всего, с Европейским Союзом. Определенным образом такое решение было бы оптимальным и для приднестровского региона. Однако интеграции в европейские экономические структуры и притоку капитала в экономику Молдавии и Приднестровья сильно препятствует неурегулированность существующего по сей день конфликта. Таким образом, Приднестровский конфликт является важнейшим тормозом развития ПМР, Республики Молдовы и стран СНГ в том числе.

Ивановский Сергей

Включайся в дискуссию
Читайте также
Гурьевская каша: рецепт Рецепт приготовления гурьевской каши
Закуски к шашлыку - оригинальные идеи приготовления быстрых блюд для пикника
Блины на кефире вкусные тонкие и нежные