Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Нод по экологии. Занятия по экологии. Конспекты занятий, НОД по экологическому воспитанию. Была проведена предварительная работа

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТИ ПОЗНАНИЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
НА ТЕМУ: «В ГОСТИ К ЛЕСНЫМ ЖИТЕЛЯМ».

Воспитатель: Зотова О.И.

Программное содержание:

Продолжать формировать знания детей о лесных обитателях: о жизни растений и животных. Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения.

Способствовать развитию умений поддерживать игровую воображаемую ситуацию.

Развивать коммуникативные навыки, умение высказать своё предположение.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы о лесе и его обитателях, заучивание стихов, загадок, сбор гербария лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, мать-и-мачеха, рассматривание «Красной книги», рассматривание альбома «Лесные жители», ориентирование на местности по плану.

Развивающая среда:

План, письмо, буквы (К,Л,Ю,Ч.), иллюстрации с изображением лекарственных растений, макет муравейника, листья клёна и дуба, игрушки (заяц, медведь).

Ход НОД :

В.: — Дети, только что почтальон принёс письмо. Вы хотели бы узнать от кого оно пришло? Для этого нужно отгадать загадку.

— Есть у ребят хороший друг

Весёлый друг, зелёный

Он им протянет сотню рук

И тысячу ладошек.

В.:- Какую пользу приносит лес человеку?

(Ответы детей).

В.:- А теперь послушайте, что пишут в письме.

— Дорогие ребята! Я знаю от лесных обитателей, что вы большие друзья леса, и лес будет рад видеть вас в гостях. Лесовичок.

В.:- Давайте отправимся в лес, только не за грибами, не за ягодами, а за чудесами, и поможет нам в этом вот этот план.

(Дети рассматривают план).

В.:- Вначале нужно разгадать загадку, чтобы открыть дорогу в лес.

1. Живёт без оконца, не видывал солнца. (Крот).

2.В шубе летом, а зимой раздетый. (Лес).

3.Куда улетают птицы осенью? (Юг).

4.Какая птица лучше всех ловит рыбу? (Чайка).

(Первые буквы слов выставляются на доске). Дети читают слово « Ключ».

В.: — Этот ключ нам откроет дорогу в лес. Счастливого пути!

В.: — Ну вот мы и пришли в лес. Представьте, что нас встречает Лесовичок. Давайте оживим его.

— На кого он похож?

— Во что одет?

— Какого роста?

— Что у него на голове?

(Дети составляют описательный рассказ про Лесовичка).

В.: — Дети, хотите послушать стихотворение про Лесовичка?

Живёт в лесу он издавна,

Следит за лесом пристально,

Чтоб лес не заболел,

Чтоб ветки были сильными,

Чтоб корни были сытыми,

Чтоб жук кору не ел.

Глухими коридорами,

По тропам, по траве.

Идёт с глазами добрыми

Хороший человек.

В.:-В лесу нужно быть внимательным, наблюдательным, чтобы не упустить ничего интересного.

(Дети идут по плану, на пути хвоя, имитирующая муравейник).

В.:- Дети, чей это домик?

— Как он называется?

— Что хорошего в муравьях?

— Что плохого в муравьях?

— Что можно сказать про муравьишек? Какие они?

Д.:- Маленькие, трудолюбивые, сильные, они могут поднять палочку, которая больше их в несколько раз.

В.:- Иногда случается так, что муравей далеко уходит от домика и сбивается с пути. Тогда он бросается туда-сюда, останавливается и бежит, он разыскивает дорогу. Что же помогает ему найти дорогу? Муравьи определяют, куда идти по запаху. Но не только по запаху. Оказывается, что муравьи обладают очень хорошей памятью. Они запоминают, что расположено около муравейника, какие деревья, цветы, кустарники, так находят дорогу домой. По запаху они отличают чужих муравьёв от своих и не терпят, когда к ним заползает чужой муравей.

В.:- Дети, какую пользу приносят муравьи?

Д.:- Муравьи помогают птицам, они опускаются на муравейник, вытягивают крылья итак сидят несколько минут. Муравьи ползают по птице, выделяют кислоту и ей уничтожают вредных насекомых, которые кусают птицу.

В.:- Дети, как нужно относиться к муравьям? (Ответы детей).

В.:- Каких насекомых вы ещё знаете?

В.:- Что лежит сверху на муравейнике?

Д.:- Иголки от ёлки.

В.:- Какие иголки ещё бывают?

Д.:- Иголки для шитья, иголки у ежа, иголка у шприца.

В.:- Какие вы ещё знаете слова, которые слышатся одинаково, но обозначают разные предметы.

Д.:- Лист (у книги, дерева, шифера, духовки).

— Коса (у девочки, косят траву).

— Кран (водопроводный, подъёмный).

— Ручка (у ребенка, у двери, писать, у посуды).

В.:- Дети, давайте обойдём муравейник, чтобы не разрушить его и пойдём дальше.

(На тропинке лежат листья клёна).

В.:- С какого дерева листья?

Воспитатель поднимает листья, под ними зайчик.

В.:- Как вы думает, почему он спрятался? Может, мы в лесу шумели, вот он и испугался? Чтобы он нас не боялся, назовите его ласковыми словами.

Д.:- Зайчик, зайчишка, заинька, зайчонок.

В.:- Как зовут детёнышей у зайца?

— Если он один? Много?

— Где живёт заяц?

Физкультминутка:

— Игра «В мире животных» — дети с помощью мимики, жестов превращаются в зверей, птиц, насекомых.

В.:- А вот ещё листья лежат. С какого они дерева? (Дуба).

В.:- Какой красивый лист, но он не простой, а с загадкой:

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в берлоге снеговой.

Воспитатель задаёт предыдущие вопросы, как при встрече с зайцем.

В:- Мы очень долго шли пора нам сделать привал. Останавливаются возле лесной аптеки.

Д.:- А в лесу разве есть аптека?

В.:- В лесу растёт много лекарственных растений. (Дети называют лекарственные растения).

В.:- Что хорошего в том, что есть лекарственные растения?

Д.:- Ими можно лечить разные болезни, ими лечатся животные, птицы.

В.:- Что плохого в том, что есть лекарственые растения?

Д.:- Много растений срывают люди, делают это не правильно, тем самым причиняют вред растению, оно может со временем исчезнуть совсем.

В.:- Некоторые растения занесены в Красную книгу. Назовите, какие растения занесены в Красную книгу? (Дети называют)

Дети рассматривают гербарий лекарственных растений.

В.:- Почему у мать-и-мачехи такое название?

Д.:- С одной стороны у растения листья гладкие и на ощупь холодные как мачеха, а с другой стороны покрыты пушком как мама.

В.:- Дети, хотите поиграть в игру? (Дети играют в игру «Узнай по описанию»).

Ведущий описывает растение, дети отгадывают.

В заключение экскурсии дети читают стихи про лес.

Спасибо людям, вырастившим лес,

За ели, за дубы и травы в росах.

За сосны, что касаются небес

И за берёзок ласковые косы.

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь,

Всё это называется природа,

Давайте же всегда её беречь.

В.:- Дети, нам уже пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с лесом и со всеми его жителями.

Прудникова Татьяна Григорьевна высшая квалификационная категория Воспитатель МБДОУ № 5 «Улыбка»

Программное содержание: дать детям понятие, что природа - это наш общий дом, закрепить знания детей о животных: зверях, рыбах, птицах. Закреплять умение классифицировать объекты, выделяя их характерные признаки. Учить устанавливать причинно- следственные связи. Развивать речь детей. Развивать навыки учебной деятельности. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материал к занятию: предметные картинки: звери, птицы, рыбы. Макеты: леса, водоема, иллюстрации неживой природы, стаканы водой пресной, соленой

Ход занятия:

Воспитатель: Словно крыша над землею,

Голубые небеса

А под крышей голубою -

И поляны, и цветы,

И, конечно, я и ты!

Как вы думаете, о чем это стихотворение? (Ответы детей: о природе)

Подумайте, что нельзя назвать природой? (Ответы детей: то, что сделано руками человека).

Воспитатель: Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: мир живой природы и мир неживой природы. На столе у меня лежат картинки, помогите мне их разделить. В одну сторону отложите картинки с изображением живой природы, в другую - с неживой природой. Объясните свой выбор. (Дети выполняют задание).

Молодцы! А сейчас давайте отправимсяв путешествие в мир фауны, т. е. в мир животных.

макет лес

Воспитатель: А вот и первая остановка. Как бы вы её назвали и почему? (Дети отвечают) . Ответьте пожалуйста на вопросы:

  1. Какие животные живут в лесу?
  2. Как называются животные, которые живут в лесу?
  3. Как называются животные, которые живут рядом с человеком и человек ухаживает за ними?
  4. Чем питаются животные?

Воспитатель: Вспомните, как звери готовятся к зиме.

  1. Как готовится к зиме заяц?
  2. Как готовится к зиме медведь?
  3. Как готовятся к зиме белка?
  4. Почему в нашем лесу не могут жить слон, жираф, белый медведь?

Воспитатель: Да, ребята, вы все правильно сказали. В наших лесах живут различные дикие животные, которые приспособились к нашему климату. Всех животных можно разделить на три группы: растительноядные, хищники и всеядные. Подумайте и объясните с чем это связано. (Ответ детей)

макет водоема

Посмотрите, вот вторая наша остановка. Как бы вы её назвали и почему? (Ответ детей) Рассмотрите этот макет внимательно и ответьте на вопросы:

  1. Кто живет в воде?
  2. Как можно назвать всех рыб, живущих в реке? (речные)
  3. Как можно назвать всехрыб, живущих в море? (морские)

Воспитатель: Молодцы! В любом водоеме кипит жизнь. У каждого водного жителя свои заботы. И сейчас мы свами попробуем определить, где живутвот эти водные обитатели. Перед вами стоят стаканы с водой, а подними картинки с изображением рыбок. Попробуйте воду на вкус и определите: соленая она или пресная. Догадайтесь, в какую среду обитания вы выпустите свою рыбку: в море или в речку. макет с изображением моря и макет с изображением реки.

Физминутка Изобрази животного

Воспитатель: Я называю животных, а вы показываете, как они передвигаются.

собака(бегает),

заяц (прыгает),

ласточка(летают),

змея(ползает)и. т. д.

Воспитатель: Следующая наша остановка - в небе.

Воспитатель: Подумайте и скажите:

  1. Есть ли жизнь в воздухе?
  2. Кто живет в воздухе?
  3. Чем отличаются птицы от животных?
  4. Как птиц можно назвать по-другому? (пернатые)
  5. Назовите птиц, которые улетают на зиму в теплые страны (грач, скворец, ласточка, аист, цапля, журавль и другие).
  6. Назовите птиц, которые остаются зимовать (ворона, сорока, галка, воробей, голубь, снегирь, сова, кукушка, дятел, синица).

Среда обитания птиц - небо, но свои гнезда птицы вьют на земле. Одни птицы с наступлением холодов улетают в теплые края, и их называют ... (перелетными) . Те птицы, которые остаются с нами зимовать называются... (зимующими) . Трудно птицам приходится в зимнюю непогоду, и я считаю, что люди должны им помогать. Что мы можем сделать?(Ответы детей).

Закрепление: Игра «Кто где живет?» - карточки синего, голубого и зеленого цвета (синий цвет - среда обитания рыб, голубой- птиц, зеленый- животных)

Воспитатель называет представителей животного мира, а дети с помощью карточек определяют их среду обитания.

Итог занятия: Ребята, какие вы молодцы! Столько много вы знаете о живой природе! А какое животное или птица вам больше всего понравилось и почему? Как вы думаете, кто из животного мира самый главный? (Ответ детей) Какой мы можем сделать вывод? (Ответ детей) Молодцы. В мире природы все важны и все нужны.

Конспект непосредственно образовательной деятельности
на тему «Природа — наш дом»

Аннотация . Дети демонстрируют знания о правилах поведения в природе, знания о птицах и насекомых, о работе «Зеленого патруля»

Цель: Осуществлять интеллектуальное развитие посредством включения детей в разнообразные виды деятельности.

Задачи:

  1. Образовательные
    1. Формировать представления о правилах поведения в природе;
    2. Закреплять знания о растительном и животном мире;
    3. Закреплять знания «Экологического устава», опираясь на полученные ранее знания.
  2. Развивающие
    1. Развивать познавательный интерес, мышление, внимание;
    2. Развивать свободное общение между собой;
    3. Развивать ответственность за «братьев наших меньших»;
    4. Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.
  3. Воспитательные
    1. Воспитывать интерес к НОД;
    2. Воспитывать самостоятельность;
    3. Воспитывать умение работать в коллективе
    4. Воспитывать любовь к природе
    5. Воспитывать желание прийти на помощь ко всему живому

Образовательная:

  1. Познание
  2. Интегрированные области
  3. Коммуникация
  4. Социализация
  5. Безопасность
  6. Физическая культура
  7. Здоровье
  8. Музыка
  9. Чтение художественной литературы

Методы:

Наглядный

Словесный

Оборудование и материал:

Предварительная работа:

Заучивание песен «Зеленый патруль», наблюдения за птицами и насекомыми, составление правил в природе по знакам, чтение художественной литературы.

Музыкальный зал разделен на 2 части .

  1. Лес — это модели деревьев, пеньков, поляна с мусором, озеро
  2. Детский сад, музыкальный зал.

Ход НОД

Воспитатель : Дети, посмотрите в окно. Стало небо чище, ярче светит солнце, птицы щебечут веселей, насекомые проснулись, тоже к солнцу потянулись. К нам пришла весна!

Ребенок: Пришла весна красавица,

Несет убор лесам

И синеву из облачка дарит небесам,

Чтоб вся земля от солнышка взяла себе тепло,

И маленькое зернышко быстрее проросло.

Воспитатель : Я вижу зеленые подарки весны у всех у вас. Кому весна дарит такие листочки?

Ребенок: Такие листочки дают тому, кто любит природу, бережет ее.

Воспитатель : А какой это знак?

Ребенок: Это знак зеленого патруля.

Воспитатель : А что делает зеленый патруль?

Ребенок: Помогает деревьям, цветам, птицам, животным

Воспитатель : А как вы узнаете, что кому-то нужна помощь?

Ребенок: Мы получаем телеграммы.

Летит сорока.

Сорока : Телеграмма, телеграмма!! Я летела прямо — прямо, никого не замечала, не трещала, не болтала, прилетела точно я, ведь телеграмма срочная.

Отдает воспитателю телеграмму.

Воспитатель: (читает телеграмму) Сообщение из леса, это очень интересно.

Была я красива и пригожа, а теперь на себя не похожа, траву на мне затоптали, мусором закидали. Спасите меня!

Значит, «Зеленый патруль» должен поспешить на помощь?

Дети : Да!

Воспитатель : Посмотрите, что мы возьмем с собой?

Дети: Грабли, ведра, пакеты для мусора, экологический плакат.

Ребенок: Спешим на помощь мы природе, кто оказался вдруг в беде, не огорчайся добрая поляна, сейчас поможем мы тебе!

Воспитатель: Отряд готов?! Стройся! Песню запевай!

Отряд выходит из зала, воспитатель открывает заставку из ширмы,

где представлен лес с моделями деревьев, озеро, 2 поляны.

Дети возвращаются и поют гимн юннатов.

Воспитатель : Дети, посмотрите, ни эта ли поляна просила о помощи?

Ребенок: Нет, здесь все убрано и чисто.

Воспитатель: А где же та поляна, которая просила о помощи?

Дети продвигаются вглубь обозначаемого леса.

Ребенок : Вот она! Видите, она замусорена!

Воспитатель : Дети, подойдите ближе.… Мусор вредит траве! А знаете почему?

Дети : Да!

Ребенок : Он не дает траве дышать, закрывает от лучей солнца.

Воспитатель : Правильно! Я подниму кирпич, а вы скажите, какого цвета трава под ним?

Ребенок : Трава желтого цвета.

Воспитатель : А рядом, каким цветом трава?

Ребенок: А рядом трава зеленая.

Воспитатель : Так почему же трава желтая под кирпичом?

Ребенок : Ей не хватает солнца и воздуха.

Воспитатель : Так за работу, «Зеленый патруль»!

Дети собирают мусор: коробочки от сока, фантики, веточки сухие, бумагу, — в пакеты, относят все в модель — контейнер для мусора, убирают инвентарь, вытирают руки влажными салфетками.

Воспитатель: Вот и все убрали, вы молодцы! Поляна чистая и красивая! Слышите, как запели птицы? Они говорят вам, Спасибо!

А сейчас я загадаю вам загадки, знаете ли вы птиц?

Выходит ребенок в шапочке ласточки

Ласточка: Быстро везде я летаю, комариков клювом собираю, за окном гнездышко строю, но в нем я не зимую.

Дети : Ласточка!

Выходит ребенок в шапочке скворца

Скворец : Без окна мой теремок, только вход, над ним крыша. Дом над вами в вышине, не достать ребятне. Домик этот без окон, только вход есть и балкон. В дом забраться нелегко, он над нами высоко. Ни ступенек, ни крыльца, для какого он жильца?

Дети : Скворец!

Воспитател ь: Молодцы и с этим заданием вы справились. Дети, птиц называют нашими друзьями. А знаете почему?

Ребенок: Потому что птицы уничтожают червей и гусениц, которые поедают листья.

Воспитатель : А, что вам известно о ласточке?

Ребенок : Она поедает около миллиона мелких насекомых.

Воспитатель : А скворец?

Ребенок : А скворец кормит птенцов, делая более двухсот вылетов из гнезда. И каждый раз приносит червяка или гусеницу. А еще птицы — украшение лесов и садов. Птицы — наши друзья, а друзей обижать нельзя.

Воспитатель: А как птицы узнают, что вы заботитесь о них, что вы их ждете?

Ребенок: Мы строим кормушки, домики, делаем птичьи столовые.

Воспитатель: Молодцы, дети! Я вами довольна!

Звучит музыка, бежит девочка в костюме бабочки,

а за ней мальчик с сочком, ловит бабочку.

Ребенок : Мальчик, мальчик, остановись! Что ты делаешь?

Останавливается.

Воспитатель: Добрый день, мальчик! Как тебя зовут? А что ты делаешь?

Мальчик : Ловлю бабочку.

Воспитатель: А зачем?

Мальчик : Она красивая!

Бабочка: Что за слон пришел к нам на поляну? Только шум стоит да треск! Все цветочки затоптал, крылышко мое чуть не помял!

Ребенок: Да, видно, ты не воспитан! Таких простых вещей не знать! Тебе поможет поучиться экологический устав.

Раскрывают экологический плакат и показывают знаки правильного

поведения в лесу и то, что делать нельзя .

  • НЕ обижай в лесу зверей, вести себя достойно просим. В лесу запомни, мы лишь гости!
  • НЕ рви цветы и не топчи траву, не обрывай с кустов листву, не мни зеленую былинку, ходи лишь по тропинке.
  • Всем птицам помогай, и птичьих гнезд не разоряй. Растут на радость всем птенцы, природы звонкие певцы!
  • Муравьиный дом в глуши, ты его не тормоши, муравьишкам помоги, дом их огороди!

Много правил есть в природе, знать их надо наизусть!

Мальчик: Умных правил не забуду, уважать природу буду!

Ребенок: Знают все дети, что вместе с нами живут на планете: лев и журавль, попугай и

лисица, волк и медведь, стрекоза и куница. Белые рощи, лесные дубравы, реки, речушки, деревья и травы, синее море, лесной ручеек — все доверяют тебе человек.

Ты — самый умный, а значит в ответе за все живое,что есть на планете.

Бежит девочка в костюме бабочки.

Бабочка: Дети, спасибо, что вы меня спасли. Дружбе рада я всегда, вот закончу все дела. В лапках я ношу пыльцу, от цветка лечу к цветку. Я цветочки опыляю и расти им помогаю, чтобы осенью в саду зрели яблочки в меду. Коли трудный час прошел, дан вредителям отпор, бабочки красавицы, бабочки лимонницы, в хороводе полетим, всех повеселим!

Выбегают девочки в костюмах бабочек.

«Танец бабочек»

Убегают, прощаясь с детьми

Воспитатель: Дети, ваши знания о правильном поведении в природе и о птицах меня порадовали, вы молодцы! Любовь к природе, желание заботиться о растениях, животных помогут сберечь их на нашей земле. Пусть леса и реки, луга и поля дают людям радость. А кому сегодня помогли мы?

Ребенок: «Зеленый патруль» убрал мусор на поляне, спасли бабочку, научили мальчика правильно вести себя в природе.

Воспитатель: Я думаю, что мальчик никогда больше не будет ловить бабочек, а будет любоваться их красотой. А мы с вами возвращаемся в детский сад, наш поход подошел к концу. Собираем инвентарь. Отряд готов?! Стройся! Песню запевай!

Звучит музыка, и дети поют гимн юннатов, уходя из леса.

Методическая литература

  1. Артемова Л.Н. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников». – М., 1992
  2. Горькова Л. Г., Кочергина А. В. «Экологическое воспитание дошкольников»
  3. Гризик Т. Познаю мир.- М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004
  4. Кондратьева Н.Н. Программа экологического воспитания «Мы». – СПб.: «Детство-Пресс», 2005
  5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М., 2001.
  6. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» , 1998.
  7. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика — Синтез, 2002.
  8. Планета – наш дом. Мир вокруг нас: учебник-хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников. / Под редакцией Т. А. Сидорчук. – Ульяновск, 2001

Название: Конспект НОД по экологии для старших дошкольников «Природа — наш дом»

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад №8 «Чебурашка»
Месторасположение: г. Скопин Рязанская область

Описание работы: предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по развитию экологических представлений. Это конспект познавательного занятия, способствующего повышению социальной и познавательной активности. Адресовано воспитателям старшей группы дошкольных учреждений.

Тема: «Такие разные растения».

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура».

Задачи:

1. «Социализация»:

Вызвать у детей эмоционально-положительный отклик на игровые действия.

2. «Познание»:

Освоение действия построения моделей отображающих взаимосвязь растения и условий жизни (на примере зависимости строения листа от количества тепла и влаги);

Ознакомление с функциями и видоизменениями листа;

Развитие экологических представлений.

3. «Коммуникация»:

Формировать умение рассказывать о содержании сюжетных картин;

Развивать свободное общение со взрослыми и детьми;

Обогащать словарный запас;

4. «Физическая культура»

Физминутка.

Материал.

Демонстрационный. Природный материал, гербарий или картинки с изображением различных видов листьев (листья бальзамина, бегонии, липы, пальмы, кувшинки, иголки кактуса, верблюжьей колючки и др.). Картинки с изображением этих растений в реальных условиях (в пруду, в саванне, в прерии, в лесу). Растение с окрашенными стеблем, листьями. Карточки с условными обозначениями видоизменений листа, карточки с условными обозначениями условий жизни (тепла, воды), односторонние стрелки.

Раздаточный. Тетради, карандаши.

Методические приемы : наблюдение, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, проблемная ситуация, физкультминутка, продуктивная деятельность детей, игровая ситуация, анализ, подведение итогов.

Ход НОД

Бабушка-Загадушка загадывает загадку:

Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут.

Ответы детей (Комнатные растения)

Дети вместе с Бабушкой-Загадушкой рассматривают листья комнатных растений, гербарии, картинки, отмечая, что все листья разные.

Бабушка-Загадушка предлагает разделить их на две группы:

с крупными листьями и с колючками.

Бабушка-Загадушка спрашивает, куда дети отнесут эти растения:

1. У меня растёт лиана

В кадке около дивана.

Листья у неё резные -

В них окошечки сквозные. (Монстера)

2. Всю зиму и все лето

В красное платье одета. (Бегония)

Ответы детей. (К группе растений с крупными листьями)

3. Лист горбочком, с желобочком,

Шипы имеет, а ранить не умеет,

Зато лечит нас в любой день и час. (Алоэ)

4.На моем окошке поселился ежик.

Все глядит в окошко, а ходить не может.

Где же его лапки? Где у него рожица?

Может он без шапки от мороза ежится? (Кактус)

Ответы детей. (К группе растений с колючками)

Бабушка-Загадушка предлагает подумать, какую работу выполняют листья. Внимание детей обращается на растение с окрашенными листьями (вода поднялась в листья, что с ней происходит дальше?). После всех возможных вариантов, высказанных детьми, Бабушка-Загадушка предлагает детям следующий опыт: она смачивает тыльную сторону руки детей водой и спрашивает, что они чувствуют.

Ответы детей (мокро, холодно).

После высыхания воды Бабушка-Загадушка и дети делают следующий вывод: когда вода испаряется, она охлаждает руку. Бабушка-Загадушка или дети отмечают, что вода также испаряется с листьев, охлаждая растение.

Когда вокруг много воды (жаркий, влажный климат) — лист крупный, с него испаряется много воды (показывается карточка с условным обозначением крупного листа).

Когда вокруг мало воды и жарко (жаркий, сухой климат) — лист мелкий — колючка, так как растению нечего пить, оно бережёт воду, почти не испаряет её (показывается карточка с условным обозначением листа — колючки). Бабушка-Загадушка просит детей подумать:

- «Много ли воды у нас, в нашем климате?»

Ответы детей (много).

- «Жарко ли у нас?»

Ответы детей (нет).

- «Какой же лист будет у растений средней полосы?»

Ответы детей (обычный).

- «Почему?»

Ответы детей (не жарко и воды достаточно много, её не нужно беречь и не надо много пить).

Бабушка-Загадушка обращает внимание детей на то, как они разделили растения на группы на предыдущем занятии. На одной стороне — те из них, которые много пьют, и их надо часто поливать, на другой — те, которые мало пьют, их поливают редко. Дети называют, какие у них листья (на одной стороне — мясистые, большие, на другой - маленькие, как колючки). Дети обосновывают свои предположения, а затем проверяют их.

Один из детей выкладывает модель на фланелеграфе, используя карточки с условными обозначениями видоизменений листа (крупный, обычный, колючка), условий жизни (высокая температура, низкая температура, много воды, мало воды).

Много воды, высокая температура - крупный лист.

Мало воды, высокая температура - лист - колючка.

Много воды, температура низкая - лист обычный.

Итог занятия.

Бабушка-Загадушка играет с детьми в игру «Что перепутал художник?».

Анализ ситуации изображенной на рисунке.

Объяснить её нелепость.

Придумать по картинке веселый рассказ.

Цель игры: оценить образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами природы. Развивать у детей умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

- «Мне кажется, что художник, что то перепутал, помогите мне разобраться, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. А как на самом деле должно быть?».

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе по теме «Экологический город»

Цель: Уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды,

необходимые для жизни на Земле. Формировать умение прогнозировать

последствия своих действий. Воспитывать гуманитарное отношение к

Материал: Костюм инопланетянин, панно и предметные картинки к нему, модели,

фотографии с изображением разных уголков Земли, дерево без листьев

(«грустное», «засохшие»), бумажные листочки и цветы.

Предварительная работа : Совместно с детьми и родителям подобрать как можно больше предметных картинок (растения, домашние животные, птицы, насекомые, рыбы) и оформить их для последующей работы на панно. Провести с детьми игры-фантазии: «Придумай и нарисуй экологически чистый вид транспорта», «Дом в котором я хотел бы жить»: рисование (детские работы оформить для использования на панно).

Ход занятия

Занятие начинается с игрового сюрпризного момента.

В группу к детям приходит воспитатель в костюме инопланетянина.

Инопланетянин: Я инопланетянин, прилетел к вам с далекой-далекой планеты,

давно наблюдаю за жизнью на Земле и многое про вас знаю, у меня

есть заветная мечта–я хочу построить на вашей планете чудесный

город, который будет самый красивый, чистый, веселый на Земле.

Вам понравилась моя идея? Ноя понял, что без вас–землян, мне не

справиться. Мне нужны грамотные помощники, которые хорошо

знают законы природы Земли и помогут мне сделать правильно. Вы

согласны помочь мне в этом деле? (Ответы детей)

В первую очередь нужно выбрать место для нашего города. Пока

летал вокруг Земли, я сделал фотографии некоторых мест. Давайте

их посмотрим вместе и решим, где начнем строительство.

(Показывает детям фотографии, предлагая то или иное место, а дети объясняют, почему оно не подходит для города)

· около вулкана–вокруг сильно загрязнен воздух, плохая почва, во время извержения вулкан опасен для всего живого, нет растений

· океан–нет почвы, а в воздухе мы сможем жить, т.к. там нет кислорода, нет условий для жизни людей…

· пустыня–очень жарко, нет воды, плохая почва…

· снежная пустыня–очень холодно, мало света, замерзлая почва, нет растений

Дети по очереди отвергают варианты инопланетянина.

Инопланетянин: Ребята, расскажите мне, какие же условия необходимы людям

для жизни на Земле.

Дети по моделям перечисляют и объясняют условия (необходимы: воздух, тепло, свет, вода, почва). Инопланетянин достает еще одну фотографию (На ней солнце, голубое небо, река, поле, кое-какие растения, светло) и говорит: «Посмотрите, может это место вам понравится?» Дети рассматривают и делают вывод, что это место подходит для строительства города–здесь есть все условия для жизни.

Инопланетянин: Я очень рад тому, что мы наконец-то нашли подходящее место для

нашего города. Сейчас мы с вами будем и строителями и

садоводами, и художниками. Давайте отдохнем и вспомним, что

делают люди разных профессий.

Физминутка: Дети по заданию инопланетянина выполняют движения,

характерные для той или иной профессии.

Маляр - красит

Плотник - заколачивает гвозди

Садовник - сажает, поливает растения

Портниха - шьет

Музыкант - играет

Художник - рисует

После физминутки дети подходят к панно и начинают вместе с инопланетянином фантазировать и строить свой город.

Инопланетянин: Давайте сначала посадим на месте будущего города разные

растения. Какие растения вам хотелось бы иметь в нашем городе.

(Дети выбирают картинки с растениями, предлагают посадить их в городе).

Вопросы детям?

Зачем это растение нам?

Какая от него польза?

Где оно лучше будет расти?

(Варианты ответов: «Нужно для получения ягод, фруктов, чтобы воздух был чистым для животных, птиц, для красоты, чтобы были места для прогулок и т.п. По мере ответов дети помещают свои растения на панно).

Инопланетянин: Как красиво у нас получилось! Теперь я хочу поселить сюда

всяких животных. Мне очень нравятся большие животные: слоны,

бегемоты, носороги–сейчас я их сюда и поселю… (пытается

прикрепить картинки) Эти звери ведь могут здесь жить?

Вы согласны со мной?

Дети объясняют, почему их нельзя сюда поселить, предлагают свои варианты заселения животных: домашние, дикие наших лесов, насекомые, птицы. Объясняют, кто и где будет жить и почему. Инопланетянин пытается прикрепить тигра, льва. Дети выдвигают свои варианты, почему нам не нужны в нашем городе эти хищники. Таким образом обсуждается заселение кита в озеро).

Инопланетянин: А где же будем жить мы?

Дети объясняют, что они уже придумали дома, которые можно построить в этом городе. (Демонстрируют свои рисунки домов и рассказывают из чего они построены, прикрепляют к панно)

Инопланетянин: Здорово! Настоящий город получился с улицами, домами. Ой! А названий то у наших улиц нет! Придумайте скорее им названия!

(Дети придумывают названия улиц)

Инопланетянин: Какой большой город у нас получился! Как же мы будем

добираться с одного конца в другой? Я не хочу, чтобы в моем

городе ездили машины и автобусы с их выхлопными газами!

Всю красоту погубят!

(Дети успокаивают инопланетянина, чтобы он не волновался. Они уже об этом подумали, показывают и рассказывают какие экологически чистые виды транспорта они изобрели, помещают картинки на панно)

Инопланетянин: Ну вот и готово! Наш город построен, в нем уже можно жить.

Ребята, а какими должны быть жители этого города? Что нужно

сделать для того, чтобы наш город оставался чистым,

нарядным и красивым?

(Варианты ответов: Жители должны быть добрыми, заботливыми, ласковыми, бережно относиться к природе и т.п.)

Инопланетянин: Ребята! А ведь сегодня получается день рождение нашего города!

(можно придумать название городу) А в день рождения принято

дарить подарки. Давайте подарим нашему городу вот это дерево

(вносит дерево без листьев).

Смотрите, какое дерево красивое.

(Варианты ответов: Дерево некрасивое, без листочков, грустное, веточки кривые, не надо дарить такой подарок)

Инопланетянин: А мы и не будем дарить его таким. Сейчас вы придумаете нашему

городу поздравления и пожелания и нарисуете их на листьях и

цветах, и наше дерево станет очень красивым и праздничным.

(Дети разукрашивают цветочки и листочки и прикрепляют их к дереву)

Инопланетянин : С днем рождения,……….(название город)!

Прими наши поздравления и пожелания!

Включайся в дискуссию
Читайте также
Сонник поезд меня ждет. Предсказание сна Поезд. Толкование снов с поездом по разным сонникам
Приснилась авария, крушение или катастрофа?
К чему снятся переживания