Образовательный портал. Конспект НОД по развитию речи «Многозначные слова
Основополагающий вопрос
Сколько
слов
на свете?
Проблемные вопросы
Что такое слово?
Какие бывают слова?
Нужны ли нам слова?
Какие вы знаете слова с одинаковым звучанием?
Почему слова звучат одинаково, но имеют разные значения?
Какие секреты есть у многозначных слов?
Гипотеза
Если ребенка с раннего возраста знакомить с богатством, яркостью и выразительностью русской лексики,
то у него формируется устойчивый интерес и любовь к русскому языку, обогащается словарный запас, развивается речь.
Участники проекта
воспитанники логопункта старшей группы
учитель-логопед
воспитатели
родители
Аннотация проекта
Часто у детей возникают вопросы на которые они хотят получить ответы.
В данном проекте я знакомлю детей с понятием «многозначность слов», что позволяет показать им богатство русского языка, раскрыть «секреты», пробудить интерес и воспитать любовь к словесности, обогатить лексический запас ребенка.
Работа над проектом предполагает его реализацию в течение 1-2 месяцев, с последующим закреплением в регламентированной и нерегламентированной деятельности.
по типу- практический по характеру контактов – открытый по количеству участников – подгрупповой по продолжительности – краткосрочный по содержанию - межпредметный
Задачи проекта
Познакомить детей с понятием «многозначность» слов
Расширить активный словарь
Развить интерес к родному языку
Этапы проекта
Организационно-подготовительный
(14.09 – 30.09)
Основной (1.10-30.10)
Заключительный (2.11-3.11)
Словарь многозначных слов для обследования
По внешнему сходству
Колокольчик
Пятачок
Шляпка
По сходству внутренних свойств
Морж
Будильник
Иголки
Выводы
В результате проектной деятельности дети узнали
У слова может быть не одно, а несколько значений. Новое значение может появляться, если один предмет чем-то похож на другой
Надо различать значения слов, т.к. это поможет лучше понимать прочитанное и точнее выражать свою мысль
У детей расширился словарный запас
Дети с большим желанием занимались на протяжении этой проектной деятельности, и я думаю, если такие занятия по обогащению словаря, проводить регулярно, то у детей будет формироваться интерес и любовь к родному русскому языку.
«МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА»
Материал: предметные картинки (швейная иголка с ниткой, ёлка или сосна, медицинский шприц с иголкой, ёжик); кукла, фишки, карточки с парными изображениями предметов, обозначаемых многозначными словами.
Ход занятия
П , а отгадки выставляет на панно.
Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну,
И нитку длинную из уха,
Как паутину, я тяну. (Иголка.)
Вот иголки и булавки
Вылезают из-под лавки,
На меня они глядят
Молока они хотят. (Ёж.)
К. Чуковский
Что это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год? (Сосна, ель.)
Педагог. Как называется иголка из первой загадки? (Швейная.) У ежа какие иголки? (Ежовые.) У ели иголки… (еловые), у сосны… (сосновые). Бывают ещё медицинские иголки. Какое удивительное это слово «иголка»! Слово одно, а обозначает много разного. Такое слово называется многозначным. Многозначных слов очень много. Сейчас мы с вами в этом убедимся. Перед вами стоит кукла, стол и стул. Что есть общего у всех этих предметов? (Ножки.) У кого или у чего есть ножки? За каждый правильный ответ вы получаете фишку.
После того как ответы исчерпаны, педагог объединяет фишки детей.
Педагог. Вот сколько разных ножек вы знаете. Слово одно, а значений много.
А ещё у куклы есть ручки. Какие другие ручки вы знаете? У куклы также есть шляпка. Вспомните предметы, у которых есть шляпка.
Дети получают карточки с парными изображениями предметов, обозначаемых многозначными словами. Составляют предложения, правильно употребляя значения многозначных слов.
Ручка для письма - дверная ручка;
Кисть для рисования - кисть руки;
Каток (машина) - ледяной каток;
Ключ от замка - ключ (ручей);
Морская звезда - звезда на небе.
Лук (овощ) - лук (оружие);
Земля (планета) - земля (поле);
Плита строительная - плита газовая;
Иголка швейная - иголка еловая;
Лисичка (животное) - лисичка (гриб).
Занятие № 22.
«ВЫРАЖЕНИЕ С ПЕРЕНОСНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ»
Цель: ввести понятие выражения с переносным значением; ; упражнять в правильном использовании крылатых выражений.
Материал: рисунки-подсказки с изображением крылатых выражений.
Ход занятия
Детям предлагается объяснить значение следующих выражений: острый нож - …, острый глаз - …, острый язык - …. .
Острый нож - нож, который хорошо режет.
Острый глаз - глаза, которые хорошо, зорко видят.
Острый язык - так говорят о человеке, который употребляет неприятные, обидные слова.
Выражение «острый нож» употребляется в прямом значении, а вот выражения «острый глаз» и «острый язык» - в переносном, т.е. свойства одного предмета как бы сравниваются, переносятся на другой предмет. Это делается для того, чтобы наша речь была более красивой и интересной. Вот сравните:
Охотник пришёл с хорошей добычей, он умеет метко стрелять.
Охотник пришёл с хорошей добычей, ведь у него острый глаз.
Две подружки расстались, потому что одна из них постоянно говорила обидные слова.
Две подружки расстались, потому что у одной из них был слишком острый язычок.
Наша речь богата меткими и образными сравнениями или крылатыми выражениями.
Дети рассматривают рисунки-подсказки, повторяют крылатые выражения, которые употребляются в переносном значении.
Льёт как из ведра;
Растут как грибы после дождя;
Лететь как стрела;
Чувствовать себя как рыба в воде;
Комар носа не подточит;
В рубашке родился;
Первая ласточка.
Игра «Когда мы так говорим».
Дети упражняются в правильном употреблении крылатых выражений.
Если идёт сильный, проливной дождь, ливень, мы говорим… льёт как из ведра.
Если кто-то очень быстро бежит, мы говорим… летит как стрела.
Если мы чувствуем себя хорошо, свободно, непринуждённо, мы говорим… чувствую себя как рыба в воде.
Если что-нибудь появляется быстро, в большом количестве, мы говорим… как грибы после дождя.
Если работа сделана хорошо и нет замечаний к сделанному, мы говорим… комар носа не подточит.
Если человек счастлив и удачлив, мы говорим… в рубашке родился.
О первом признаке проявления чего-нибудь мы говорим… первая ласточка.
В заключение дети повторяют запомнившиеся крылатые выражения, составляют с ними предложения, опираясь на жизненные ситуации.
Занятие № 23.
«СЕМЬЯ»
Цель: обогатить социальный опыт ребёнка, его межличностное взаимодействие с другими людьми и самим собой, помочь осознать своё предназначение в этом мире; расширить словарный запас, ; формировать умение прогнозировать, обучать последовательному анализу рассматриваемой ситуации.
Материал: серии предметных картинок «От младенца до старушки», «От младенца до старика»; сюжетная картинка «Семья»; мяч, ребус (7Я - семья).
Ход занятия
Дети разгадывают ребус: 7Я - семья.
Выставляется сюжетная картинка «Семья».
Работа по сюжетной картине «Семья». Детям задаются следующие вопросы:
Назвать членов семьи.
Кем приходится мальчик девочке, папе, бабушке?
Кем приходится девочка братику, маме, дедушке?
Кем приходится мама дедушке?
Кем приходится папа маме?
Кто в семье самый старший, самый младший?
Кто в семье старше братика, но младше мамы?
Кто взрослый?
Игра «О ком я говорю?»
Дети отгадывают членов семьи по данным признакам: заботливая, трудолюбивая, самая красивая; сильный, строгий, большой; добрая, ласковая, старенькая; маленький, забавный, весёлый.
Игра «Кто какой?» (в кругу с мячом).
Дети подбирают слова-признаки к каждому члену семьи.
Физкультминутка.
Раз - подняться, потянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладони три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - тихо сесть.
Беседа «Будущее человека».
Сейчас вы маленькие, а потом за один день вдруг станете взрослыми, так бывает? А как бывает? Разложите последовательно жизненную «цепочку» человека (младенец, дошкольник, школьник, подросток, взрослый, старый). Расскажите, что происходит с человеком, какой он, чем занимается в каждом возрасте?
Игра «Кем я буду и каким?»
Кем вы станете, когда вырастете?
Какими качествами вы хотите обладать?
Занятие № 24.
«ЧТО В ИМЕНИ МОЁМ?»
Цель: обогатить социальный опыт ребёнка, его межличностное взаимодействие с другими людьми, с самим собой; учить образовывать от имени отчество; упражнять детей в назывании своей фамилии, полного имени, имени отчества.
Материал: сюжетная картинка «Семья», плюшевый медвежонок, мяч.
Ход занятия
Работа по сюжетной картине «Семья» организовывается по вопросам:
Кто в семье самый главный? Почему?
Откуда у детей появляется фамилия?
Кто даёт детям имя?
Перед детьми появляется маленький медвежонок.
Медвежонок (М.). Здравствуйте, ребята! Я медвежонок Миша, но моя мама медведица зовёт меня Мишенька. А как зовут вас? Как зовёт вас ваша мама?
Игра «Давайте познакомимся».
Дети передают медвежонка, каждый называет своё имя и его уменьшительно-ласкательную форму.
М. Приятно было узнать ваши имена. Но у меня есть ещё вопросы. Мой папа медведь зовёт меня не Миша, не Мишенька, а Михаил. Вы не знаете почему?
Педагог (П.). Потому что каждое имя имеет несколько форм. Михаил - это полная форма имени Миша.
Игра «Моё имя».
Дети называют полную форму своего имени (может потребоваться помощь педагога).
М. Когда к нам в берлогу заглядывает мой дедушка Потап Потапович, он называет меня Михаилом Ивановичем, а моего отца Иваном Потаповичем. Это что ещё за имена?
П. Кроме имени есть ещё и отчество. Оно образуется от имени твоего отца. Если твоего отца зовут Иван, то твоё отчество Иванович. Вот и получается, что ты, медвежонок, Михаил Иванович, а твой отец Иван Потапович. Понятно?
М. Теперь понятно.
Физкультминутка.
Мишка
Наш Мишутка потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Лапы в стороны развёл -
Видно, мёда не нашёл.
Мишка в улей влез и вот -
Каплет с лапы сладкий мёд.
Игра «Назови своё отчество».
Каждый ребёнок называет имя своего отца и образует своё отчество (может потребоваться помощь педагога).
Игра «Что потом?»
Ребята, медвежонок пока маленький, а вырастет и будет… (большой)?
Сейчас он медвежонок, а потом… (медведь)?
Сейчас его зовут Миша, а потом… (Михаил Иванович)?
Сейчас вас зовут…, а потом…?
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №77 Приморского района Санкт-Петербурга
Автор: Сергеева Жанна Николаевна Воспитатель ГБДОУ д/с №77 Приморского района Санкт-Петербург 2014
НОД: «Речевое развитие»
Тема: «Знакомство с многозначными словами».
Цель занятия:
Познакомить детей с понятием многозначые слова.
Задачи с интеграцией образовательных областей:
«Познание» - расширить знания детей в области русского языка, познакомить детей с понятием многозначные слова.
«Речевое развитие» - активизировать и обогащать словарный запас детей, закреплять умение правильно формулировать свои мысли и давать полные ответы на поставленные вопросы.
«Социально-коммуникативное развитие» - развивать умение работать в команде, воспитывать уважение к своим товарищам.
«Физическое развитие» - совершенствовать физические качества детей через физические упражнения.
Оборудование:
Кукла дидактическая, лук со стрелами, лук репчатый, утюг, одежда кукольная, мягкие игрушки;
Дидактические картинки с изображениями многозначных слов: игла швейная, еловая ветка, шприц медицинский, еж;
Загадки про многозначные слова;
Двусторонние карточки с многозначными словами, мячик.
Предварительная работа:
1.Составление и отгадывание загадок-описаний о предметах.
2. Составление описательных рассказов.
3. Дид.игры: «Отгадай что опишу», «Что сначала, что потом», «Закончи предложение», «Доскажи словечко», «Собери картинку», «Подбери пару».
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1. В.: - Здравствуйте ребята. Сегодня к нам пришел мальчик Петя.
Он принес с собой игрушки лук со стрелой и свои любимые мягкие игрушки.
В: - Петя, тебе мама оставила записку. Давай ее прочитаем.
(воспитатель вслух читает записку)
« Петя помоги мне, пожалуйста. Почисти лук и погладь вещи».
Петя: - Хорошо. Сейчас я почищу свой лук тряпочкой, чтобы он был чистым-чистым, а потом поглажу, поласкаю свои любимые игрушки. (Воспитатель имитирует все эти действия куклы).
В: - Ребята, как вы думаете, справился с заданием Петя? Что просила сделать мама Пети?
- Какой лук просила мама почистить? (репчатый лук)
- А как нужно было вещи погладить? (погладить утюгом одежду)
В: - Правильно ребята. Получается, что Петя все перепутал и сделал все не так. Почему же так произошло? Давайте обратимся за помощью к уважаемому «Вопросу».
(На доске появляется изображение героя-вопроса «?»)
2. Петя и воспитатель: - Уважаемый вопрос, объясните, почему же Петя не понял, о чем его просила мама?
В: - Ребята, «?» сначала просит нас, чтобы мы отгадали его загадки.
Вот иголки и булавки
Вылезают из-под лавки,
На меня они глядят
Молока они хотят. (Ёж.)
Что это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год? (Сосна, ель.)
Железная рыбка ныряет,
А хвост на волне оставляет.
(иголка)
(Воспитатель выставляет картинки с изображением ежа, еловой ветки, швейной иглы,).
В - Подумайте, что общего есть на этих картинках? (иголки)
В: - Итак, сколько же значений у слова игла? (3 значения).
В:- Петя спрашивает, а как узнать о какой игле идет речь?(ответы детей)
В: - Для этого нужно слово «игла» употребить с другим словом.
Например, покажите мне, швейную иглу.
А как назовем иглу у ежа, у елки? (ежиная игла, еловая игла)
В: - А как называется эта игла? (выставляется картинка с медицинской иглой).
- Повторим вместе: «медицинская» игла.
В: - Что делают такой иглой? (делают уколы)
3. В:- Какое удивительное это слово «иголка»! Слово одно, а обозначает много разного. Оказывается, слова, которые имеют много значений называются многозначными словами. Повторим вместе: «Многозначные слова». Многозначных слов очень много. Сейчас мы с вами в этом убедимся.
В: -Перед вами стоит кукла, стол и стул. Что есть общего у всех этих предметов? (Ножки.)
- У кого или у чего есть еще ножки? (у гриба есть ножка, у табуретки)
- Вот сколько разных ножек вы знаете. Слово одно, а значений много.
- А ещё у куклы есть ручки. Какие другие ручки вы знаете? (дверная ручка, пишущая ручка).
Динамическая пауза……
В:- А сейчас мы послушаем песенку, в которой прозвучит еще одно многозначное слово попробуйте догадаться, что это за слово, заодно мы с вами сделаем разминку. (Звучит детская песенка Д.Тухманова, Ю.Энтина
«Храбрый зайчик». Дети вместе с воспитателем выполняют физические упражнения).
В: - Итак, какое многозначное слово прозвучало в этой песне? (Зайчик солнечный)
4. В: - Молодцы. А сейчас, давайте мы свами немного поиграем с мячом. И заодно узнаем новые многозначные слова, и Петя на вас посмотрит и поучится.
- Игра называется «Попади в цель» . Перед вами картинки – мишени вы должны сначала назвать что нарисовано на картинке, а потом бросить мячиком прямо в картинку. Картинка перевернется, и мы свами увидим новое многозначное слово. (Дети выходят по очереди бросают мячик, называя и объясняя многозначные слова) (коса, ключ, мышка, лисичка)
5. В: - Пока мы с вами играли, уважаемый Вопрос дал задание Пете. Давайте посмотрим, как он справился с этим заданием. Посмотрите правильно ли Петя подобрал пары картинок с многозначными словами?. (медицинская игла-виноград, иголка-кисть).
- Нет, неправильно. Давайте поможем Пете, подберем необходимые пары многозначных слов. (Дети выходят к доске и правильно расставляют пары многозначных слов: иголка – медицинская игла, кисть – кисть винограда).
6. В: - Вопрос и для нас подготовил такое же задание.
- Назовите предметы, которые здесь изображены.
- Давайте среди этих картинок найдем многозначные слова, слова которые звучат одинаково, но имеют несколько значений и соединим их одной линией. (Дети по очереди выходят к доске и находят многозначные слова, объясняя соединяют их линией.) (нос буратино-нос чайника, ручка чашки-ручка зонтика, ножка гриба- ножка стола, скрипичный ключ-дверной ключ).
7. В: - А сейчас мы познакомимся с новыми многозначными словами. В этом конверте спрятаны два многозначных слова, а что это за слова мы узнаем, когда каждая команда соберет свою картинку из частей. Итак, сейчас вы разделитесь на 4 команды и вам нужно будет собрать целую картинку.
(Дети в своих командах собирают картинку из конверта).
- Итак, какие картинки у вас получились. (бабочка галстук-бабочка насекомое, колокольчик звонок-колокольчик цветок).
- Какие же многозначные слова получились? (бабочка и колокольчик).
-А теперь найдите картинки, которые вы собрали и приклейте к соответствующему слову. (На плакатах крупными буквами написаны слова: колокольчик, бабочка и около этих слов дети прикрепляют собранные картинки) Приложение №1
8. Итог:
В:- Ребята, с какими словами мы сегодня познакомились? (многозначные)
- Что есть общее, одинаковое у этих слов? (название)
-А что разное? (значение этих слов)
В: - Молодцы.
-Ну что Петя теперь ты понял, что же тебе действительно нужно сделать, о чем тебя просила мама?
Петя: - Спасибо, ребята, я теперь все понял. И сейчас все сделаю как надо. (Воспитатель имитирует действия куклы: гладит утюгом вещи и чистит лук).
Тема: «МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА»
Цель: Познакомить с многозначными словами, учить понимать их значение во фразах, в тексте. Уточнять и обогащать словарный запас, привлечь внимание детей к лексическому значению слов. Развивать внимание, мышление. Воспитывать умение слушать ответ товарища, работать в парах.
Оборудование: предметные картинки или предметы (елка, еж, иголка, колокольчик-цветок, колокольчик, авторучка, дверная ручка, ключ дверной, скрипичный, гаечный, ключ-родник, гриб без ножки, стул без ножки, стол без ножки, рыба-ерш, щетка-ершик, колокольчик), разрезные картинки: чайник, зонт, дверь, ведро, чашка, портфель, кастрюля, шкаф, машина, сковорода, сумка, скакалка.
Ход занятия
- Сообщение темы занятия.
Сегодня на занятии мы узнаем о необычных словах.
- Речевая разминка.
- Игра «Слог или слово»
Отгадает, что я скажу: слог или слово (зи, зима, санки, са, льдинка, снежок, де, дети)
Чем отличается слог и слово?
Дети: - Слог ничего не обозначает, не значит. Слог – это часть слова. А слово обозначает что-то: какой-то предмет или действие.
4. Воспитатель: - Каждый предмет обозначается своим словом. Но есть слова, которые звучат одинаково, а обозначают разные предметы. Иногда мы разные предметы называем одним и тем же словом.
1. Отгадайте загадки:
Что же это за девица,
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет
А в иголках круглый год.
(елка)
Ползун ползет,
Иголки везет.
(еж)
Железная рыбка ныряет,
А хвост на волне оставляет.
(иголка)
Выставляются картинки: елка, еж, иголка.
Что общего у этих предметов? (иголки)
Эти иголки одинаковые или разные? (разные)
Разные, но называются одним словом. А чем похожи все эти иголки? (длинные, острые, колючие). Вот поэтому они и называются одним словом.
Такие слова, которые звучат одинаково, а обозначают разные предметы, мы будем называть слова-братья.
2. Показ двух предметов: колокольчик – музыкальный инструмент, колокольчик – цветок
Как называются эти предметы? Какие предметы обозначают? Как мы назвали такие слова? Почему?
3. Есть и другие слова-братья.
Показ картинок: ключ – родник, ключ скрипичный, ключ дверной..
Много разных есть ключей.
Ключ – родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной.- О чем говорится в этом стихотворении?
О каких ключах?
А как называются такие слова?
4. – Что это? (ручка)
Что делают этой ручкой? (пишут)
А теперь сложите картинки, посмотрите на них и скажите, у каких еще предметов есть ручка. (чайник, зонт, дверь, ведро, чашка, портфель, кастрюля, шкаф, машина, сковорода)
5. Физкультминутка.
6. Упражнение «Что забыл нарисовать художник?» (по картинкам – стул без ножки, гриб без ножки, стол без ножки).
Чем похожи все эти ножки?
Значит, слово «ножка» тоже обозначает разные, но чем-то похожие предметы.
7. Чтение рассказа (перед рассказом рассмотреть рыбу-ерш, щетку-ершик).
Я купила ершик – сказала мама.
Где, где ершик? Покажи! – попросил Егорка.
Мама достала из сумки ершик.
Это не ершик, а какая-то щетка, - огорченно сказал Егорка.
Ершик – это рыбка. Я сам летом поймал маленькую рыбку, а папа сказал, что она называется ершик.
Правильно, есть рыба – ерш, а это ершик - щетка для мытья бутылок, - объяснила мама Егорке.
Вопросы:
Что купила мама в магазине?
Что сказал Егорка, когда увидел покупку?
Что объяснила мама Егорке?
8. Упражнение «Закончи предложение».
Папа косил траву, у него острая … коса.
У девочки заплетена длинная … коса.
У меня в ушах золотые … сережки.
На ветке березы висят зеленые … сережки.
Ходит важно петушок, на голове у него красный … гребешок.
Бабушка купила для волос красивый … гребешок.
О каких словах – братьях вы еще узнали?
5. Итог занятия.
С какими словами вы сегодня познакомились? (со словами-братьями)
Какие слова-братья вы запомнили? А вы знаете ещё какие-то слова-братья?
А почему их так назвали?
Я хочу похвалить вас за то, что вы были внимательны, не отвлекались, и это помогло вам узнать об интересных словах-братьях.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида № 154 "Почемучка"
с приоритетным осуществлением физического направления воспитанников" города Невинномысска
Дата проведения: 03.10. 2016 г.
Место проведения: МБДОУ № 154, группа № 6
Воспитатель
высшей квалификационной категории
МБДОУ № 154 г. Невинномысска
Дмитренко Светлана Николаевна
2016 год
План - конспект организованной образовательной деятельности по грамматическому строю речи
(в рамках реализации проекта "Многозначные слова" для детей старшего дошкольного возраста)
Игра - викторина «Волшебный мир слов»
Цель: обогащение и активизация словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста, используя игровую деятельность в изучении многозначных слов.
Коммуникация - закрепить знания детей о многозначности слов, крылатых выражениях; синонимических и антонимических отношениях между словами. Ф ормировать грамматический строй речи детей в процессе работы с многозначными словами. Воспитывать интерес к родному языку.
Социализация - воспитывать коммуникабельность, использовать приобретённые навыки в повседневной жизни при общении друг с другом .
Познание - развивать внимание. мышление. Расширение словаря детей на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
Материал: эмблемы; картинки-символы к многозначным словам (золотой, идёт); предметы, обозначающие разное значение многозначных слов (ёжик, ёлка, швейная иголка, шприц; гриб, кукла, стол, лампа); предметы, не относящиеся к данным многозначным словам; ворота; иллюстрации фразеологизмов; чудесный мешочек, шариковые ручки (для призов), фишки.
Ход викторины:
Ведущий: Внимание! Сегодня в нашем детском саду проводится игра-викторина "В мире слов". На нашей викторине присутствуют гости, наши родители. В ней принимает участие две команды. Предложить вступительную речь родителям.
Первая команда называется "Витаем в облаках".
Девиз:
Мы витаем в облаках,
Посмотрите вы на нас.
Очень любим помечтать,
И, конечно, побеждать!
Вторая команда называется "Не разлей вода"
Девиз:
Про нас говорят:
"Не разлей вода!",
Мы - друзья,
побеждаем всегда!
Ведущий: Оценивать выступление команд будет жюри - это ваши родители. За каждый конкурс команда может получить очки, если задание будет выполнено без ошибок. Итак, начинаем!
1. Конкурс "Разминка"
командам по очереди задаются вопросы:
1. Объясните название своей команды: "Витаем в облаках" и "Не разлей вода!".
2. Объясните, что обозначают выражения:
Зелёный лук, меткий лук;
Длинная коса, острая коса.
3. - Кто или что может плыть? (рыба, человек, облако...)
Кто или что может расти? (цветок, ребёнок, дом...)
4. Скажите иначе:
Свежая рубашка (чистая), свежий ветер (прохладный)
Свежий хлеб (мягкий), свежая газета (новая).
2. Конкурс "Ярмарка слов"
1. Командам по очереди выставляются картинки-символы к многозначным словам (одной команде - золотой, второй - идёт).
Вопросы: Какое слово спрятано? Почему так решили?
золотой - (золотая осень, кольцо из золота, у мастера золотые руки, золотой человек)
идет - (дождь идёт, часы идут, мальчик идёт, снег идет, время идет).
2. Игра - эстафета : на столе разложены картинки (предметы), обозначающие разное значение многозначных слов (иголка, ножка). Одна команда "отбирает - иголки", другая - "ножки" (затем объясняют свой выбор).
3. Конкурс "Королевство кривых зеркал"
1. Каждая команда проходит через волшебные ворота, при этом каждому участнику называется слово, а он должен назвать слово - неприятель
(антоним): добро - зло, трудно - легко, толстый - тонкий, мир - война, ругать - хвалить...
Физминутка "Кривое зеркало" - ведущий показывает движение, дети выполняют движение наоборот (например, ведущий наклоняется вправо, а дети - влево, наклоняется вперёд, а дети назад и т.д.)
4. Конкурс "Крылатые фразы"
1. "Отгадайте загадку, о какой части лица идёт речь"
Не цветы, а вянут.
Не ладоши, а ими хлопают.
Не бельё, а их развешивают доверчивые и любопытные.
А ещё на них можно вешать лапшу. (уши)
Иногда в них пускают пыль,
Их можно сделать большими.
А ещё они могут разбегаться в разные стороны. (глаза)
2. Упражнение "Доскажи словечко"
Дедушка косил траву, у него острая … коса.
У девочки заплетена длинная … коса.
У меня в ушах золотые … сережки.
На ветке березы висят зеленые … сережки.
Ходит важно петушок, на голове у него красный … гребешок.
Бабушка купила для волос красивый … гребешок.
5. Конкурс "Стихотворение"
"Шуточные стихи"
Странные вещи в природе бывают
Ножки у стула, но стул не шагает.
Часто часы бьют.
Но мы не слыхали,
Чтобы кого - то они обижали.
"".Слон затрубил", - говорят
Интересно,
Что - то слона я не вижу в оркестре? (А. Кушнер)
Членам команды предлагается объяснить слова из стихотворения: ножки у стула не шагают, часы бьют, слон затрубил.
В одной стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок черным язычком
С утра лакает молочко,
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
бутылка горлышком поет,
Концерты вечером дает,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
Членам команды предлагается объяснить слова из стихотворения: ботинок черным язычком, глазком глядит картошка, а стул на гнутых ножках.
6. Игра «Подбери слово»
Дети образуют круг, в центре круга водящий (воспитатель). Водящий предлагает детям повернуться к ней спиной и тот, кто из детей догадается, поворачивается в круг, с помощью наводящих вопросов дети отгадывают задуманное многозначное слово.
Нос: орган на лице у человека, морде животного; передняя часть лодки, корабля, самолёта; клюв птицы.
Язык: орган в полости рта человека, животного; стержень из металла, ударяющий о стенки колокола; есть у костра).
Острый: отточенный, хорошо режущий, колющий; нос у Буратино; нож которым можно порезаться.
Золотой: цвет блестяще - желтый (кудри, осень); человек который может выполнить любое дело хорошо, из него делают украшения для мамы.
7. Конкурс "Отгадай загадку" - члены каждой команды загадывают друг другу загадки со словами имеющими многозначное значение.
Отгадай, что за вещица -
Острый клювик, а не птица.
Этим клювиком она
Сеет, сеет семена.
Не на поле, не на грядке -
На листах твоей тетрадки (шариковая ручка)
Я в дом любой тебя впущу:
стучишь, я рада стуку,
Но одного лишь не прощу -
Коль не подашь мне руку (дверная ручка)
Если звездочка устала,
Нет в ней света,
нет в ней жара,
то она живет на дне
В океанской глубине (морская звезда)
Я плыву по небосводу,
Я конечно не одна,
Хоть и ярко я сияю,
Только ночью я видна (небесная звезда)
Жюри подводит итоги игры, объявляет победителей .
Ведущий: Сегодня все участники команд старались, поэтому я всем хочу вручить призы. Они находятся в чудесном мешочке. Я хочу подарить вам ручки. Отгадайте, что у меня в чудесном мешочке.
(Дети высказывают свои предположения: шариковая ручка, ручка у чашки, чайника, куклы).
А что вы хотите получить в подарок? Какую ручку? (шариковую)
Вручение призов, награждение победителей.