Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Организованная преступность в странах снг. Международное сотрудничество стран снг в борьбе с преступностью Число зарегистрированных преступлений

сайт собрал воедино всю статистику по уровню преступности в странах мира. Данные получены из докладов Управления ООН по наркотикам и преступности на конец 2015 года. На сегодняшний день (февраль 2018 год) это самые последние данные по странам мира.

Все данные представлены как число совершенных преступлений за год в пересчете на 100.000 жителей страны, по данным Управления ООН по наркотикам и преступности.

Перед изучением статистики по уровню преступности, просим Вас ознакомиться с терминологией и определениями, а также с интерпретацией данных.

Убийство

Терминология: «Умышленное убийство» определяется как умышленное противозаконное причинение смерти другому лицу.

Изнасилование

Терминология: «Изнасилование» означает половое проникновение без действительного согласия или с согласия в результате запугивания, применения силы, мошенничества, принуждения, угрозы, обмана, употребления наркотиков или алкоголя, злоупотребления властью или уязвимым положением, предоставления или получения льгот.

Грабеж

Терминология: «Грабеж» означает незаконный захват или получение имущества с применением силы или угрозы применения силы с намерением навсегда или временно удержать его от лица или организации. «Грабеж» должен включать кражу с применением насилия, грабеж ценностей или товаров в пути и другие акты грабежа, связанные с применением силы против лица. «Грабеж» должен исключать кражу без насилия (воровство), «кражу со взломом» и вымогательство.

Кража

Терминология: «Кража» означает незаконное изъятие или получение имущества с намерением навсегда удержать его у лица или организации без согласия и без применения силы, угрозы применения силы или насилия, принуждения или обмана. «Кража » исключает «кражу со взломом», «грабеж» и «кражу моторного наземного транспортного средства», которые регистрируются отдельно.

Угон

Терминология: В данном обзоре под термином «Угон» мы подразумеваем кражу транспортного средства с целью его последующего сбыта, разбора на запасные части или иного действия, направленного на получения выгоды, без последующего возвращения транспортного средства собственнику. «Транспортное средство» означает все наземные транспортные средства с двигателем, включая автомобили, мотоциклы, автобусы, грузовики, строительные и сельскохозяйственные транспортные средства. В нашем рейтинге под понятием «Угон» следует исключить неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (то есть угон автомобиля с целью проехаться на нём и бросить).

Специфика терминологии для России и стран СНГ : В законодательстве России под угоном автомобиля в строгом смысле слова понимается неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения. То есть угон автомобиля с целью проехаться на нём и бросить квалифицируется как угон, а угон автомобиля с целью его последующего сбыта, разбора на запасные части и т.п. рассматривается как кража.

Число полицейских

Терминология: «Число полицейских» - общая численность полицейского персонала в стране.

Определения: «полицейский персонал» означает персонал государственных учреждений по состоянию на 31 декабря 2015 года, основными функциями которого являются предупреждение, выявление и расследование преступлений и задержание предполагаемых правонарушителей. Сведения о вспомогательном персонале (секретари, делопроизводители и т. д.) следует исключить.

Интерпретация данных: При использовании данных, любое межнациональное сопоставление должно проводиться с осторожностью и с учетом различий, существующих между правовыми определениями преступлений в странах, различными методами подсчета и регистрации преступлений и различиями в доле уголовных преступлений, о которых правоохранительные органы не сообщают или умалчивают.

В статистику входят только зарегистрированные полицией преступления.

* В Ватикане на конец 2015 года общее число жителей составляло всего 842 человек, из которых 153 человека можно отнести к числу «полицейского персонала», в пересчете на теоретическое население в 100.000 жителей, количество полицейских составит 18.171 человек.

Кубов Р.Х., кандидат юридических наук.

В силу развивающегося стремления к созданию единого правового и криминологического пространства, объединению усилий в сфере борьбы с преступностью в рамках СНГ представляет практический и научный интерес анализ организованной преступности в странах Содружества <1>.

<1>

Совершено
преступлений
организован-
ными группами
Выявлено лиц,
совершивших
преступления в
составе
организованных
групп
2006 2007 2006 2007
Азербайджан 174 282 185 102
Армения 101 56 31 22
Беларусь 534 395 308 188
Грузия 15 14 62 90
Казахстан 625 698 34 45
Кыргызстан 59 38 24 37
Молдова 2 5
Таджикистан 44 55
Узбекистан 1062 1024 873 789
Украина 3977 4682 1749 1628
Россия 30174 35026 11715 11543

Очевидно, что существенное снижение показателей организованной преступности достигнуто в Беларуси, Армении.

Однако ряд статистических позиций вызывает определенные сомнения (например, 2 организованные группы в Молдове или 14 таких групп в Грузии). Причины такому положению дел могут быть разные: порядок регистрации преступлений, конъюнктурные соображения приукрашивания статистики и т.д.

Особое место в структуре организованной преступности государств СНГ занимают убийства, при этом с учетом особенностей национального законодательства речь идет только об умышленных деяниях:

Совершено
умышленных
убийств
организованными
группами
Выявлено лиц,
совершивших
умышленные
убийства в
составе
организованных
групп
2006 2007 2006 2007
Азербайджан 7 1 30 5
Армения
Беларусь 14 5 11 8
Грузия
Казахстан 16 10 22 29
Кыргызстан 1 1 1
Молдова
Таджикистан 1 2 8
Узбекистан 17 2 30 4
Украина 34 40 57 42
Россия 244 181 339 238

Как и прежде, отмечается тенденция роста преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и оружия в государствах Центральной Азии <2>. По состоянию на конец 2007 г. ситуация в сфере незаконного оборота наркотических средств, осуществляемого организованными группами, такова <3>:

<2> См.: Преступность и правонарушения (2000 - 2005 гг.). С. 12 - 13, 37.
<3> См.: Состояние борьбы с организованной преступностью на территории государств - участников СНГ за 2007 г.: Информационно-статистический сборник. М., 2008.

Совершено
преступлений в
сфере НОН
организованными
группами
Выявлено лиц,
совершивших
преступления,
связанные с НОН,
в составе
организованных
групп
2006 2007 2006 2007
Азербайджан 8 3 27 6
Армения 1 2
Беларусь 2 10 4 7
Грузия 1 4 2 13
Казахстан 42 46 41 27
Кыргызстан 1 5 4 12
Молдова
Таджикистан 8 19
Узбекистан 20 38 19 36
Украина 957 187
Россия 5348 7308 2454 3168

Приведенные данные подтверждают вывод российских ученых о том, что многие общеуголовные преступления интернационализируются и приобретают организованный транснациональный характер, что, в свою очередь, влечет необходимость укрепления международного сотрудничества в борьбе с ними <4>. Об этом свидетельствуют и последние статистические сведения. В 2007 г. на территории России гражданами Узбекистана совершено 8858 преступлений (+12,8%), гражданами Азербайджана - 3886 (-21,2%), Армении - 2075 (-20,9%), Беларуси - 1883 (+9,3%), Кыргызстана - 3044 преступления (-4,3%) <5>.

<4> См.: Криминогенная ситуация в России на рубеже XXI века. С. 23 - 24.
<5> См.: Состояние борьбы с организованной преступностью на территории государств - участников СНГ за 2007 г.: Информационно-статистический сборник. М., 2008.

Только в 2007 г. по расследованным уголовным делам и материалам о преступлениях, совершенных организованными группами и преступными сообществами, изъято:

  • иностранной валюты (в эквиваленте долларов США) - 19674800;
  • поддельных денег - 7972 купюры;
  • предметов антиквариата - 65790 единиц;
  • нефти и нефтепродуктов - 52684 тыс. тонн;
  • огнестрельного оружия - 1104 единицы;
  • наркотикосодержащих растений - 49152 кг;
  • наркотических средств и психотропных веществ - 3337,6 кг.

Таким образом, сравнительная характеристика организованной преступности в государствах СНГ дает определенное представление о ее состоянии, динамике и структуре. Часть этой преступности в силу территориальной распространенности, государственной правовой принадлежности (гражданства) виновных лиц, опасности посягательства на интересы нескольких государств составляет международную преступность.

По ряду причин не дает ожидаемого эффекта международное сотрудничество по противодействию торговле наркотиками. Всеобщая конвенция о наркотиках 1961 г., Конвенция о психотропных веществах 1971 г. и Конвенция ООН против нелегальной торговли наркотиками и психотропными веществами 1988 г. создали базу для международного контроля. Однако отсутствие необходимых средств в ООН не позволяет осуществлять наблюдение за действенностью этих мер и выполнять Международную программу по борьбе с наркотиками. Не профинансированы также национальные и региональные программы. Правовые системы суверенных государств сильно различаются в подходах к проблеме (одни настаивают на запретах, другие - за контроль и терпимость). Более того, многие государства не имеют законодательной и технической базы, необходимой для выполнения международных соглашений.

Представляется, что эффективные стратегии по противодействию распространению наркотиков могут реализовываться исключительно в контексте стратегий по сдерживанию организованной преступности. И, как показывает международный опыт, более высокий результат дают программы субрегионального сотрудничества, ориентированные на взаимодействие правоохранительных систем государств, располагающих сходными принципами, правилами и конкретными механизмами регламентации правовых отношений. В этом смысле реальные результаты и перспективы имеет сотрудничество государств, находящихся на постсоветском пространстве, объединенных в Содружество Независимых Государств.

Нарастание масштабов организованной транснациональной преступности - только часть проблемы, решение которой невозможно без согласованных коллективных усилий. Опыт интеграционного развития СНГ показывает, что тема сотрудничества в сфере безопасности является одной из самых востребованных. Главное достижение Содружества в этой области - создание системы взаимодействия его органов и компетентных национальных структур, призванных обеспечивать стабильность и безопасность, сохранение контроля над криминогенной ситуацией на пространстве СНГ. В настоящее время Содружество располагает целым комплексом базовых соглашений и программ по совместному противодействию современным вызовам и угрозам. Однако модификации криминальных угроз заставляют совершенствовать нормативно-правовую базу международного сотрудничества в данной сфере. Только в мае 2007 г. Объединенной комиссией по гармонизации законодательства в сфере борьбы с терроризмом, преступностью и наркобизнесом в Содружестве Независимых Государств рассмотрены проекты модельных законодательных актов "О безопасности на транспорте", "О безопасности на воздушном транспорте", "О борьбе с коррупцией", "О противодействии торговле людьми", "Об оказании помощи жертвам торговли людьми", "О противодействии экстремизму", "О милиции (полиции)", "О государственной границе", "О пограничных ведомствах (силах)" <6>.

<6> См.: Материалы пресс-службы Исполнительного комитета государств - участников СНГ // www.cis.minsk.by.

Представляется, что модельные законодательные акты, принимаемые на уровне субрегионального нормотворчества, объективно способствуют унификации и гармонизации законодательства государств - участников СНГ в сфере борьбы с организованной преступностью. Нормы права такого типа, хотя и являются рекомендательными, создают правовой ориентир для государств-участников, позволяют воспринять апробированный опыт других государств, повысить эффективность собственного законодательства и его совместимость с законодательством сопредельных стран.

Уголовная среда, используя правовые, экономические, политические, организационные промахи в работе правоохранительных органов, органов государственной власти и управления стран СНГ, создала свое единое криминальное поле, интернационализировалась и консолидировалась, обрела профессионализм, фактически взяла под контроль значительную часть экономических структур. На протяжении последних нескольких лет в динамике и структуре преступности стран СНГ отмечаются сходные тенденции, реально угрожающие их экономическому развитию и национальной безопасности. Из года в год растет число транснациональных преступлений, где преобладают бандитизм, убийства по найму, незаконные операции с оружием и наркотиками, контрабанда сырьевых ресурсов, финансовые аферы. Межнациональные преступные контакты приобрели характер устойчивой закономерности.

Органы государственной власти и управления стран СНГ, межправительственные и межгосударственные организации этих государств не предпринимают меры противодействию преступности. С момента создания СНГ борьба с преступностью, а особенно с преступностью в экономике, была отнесена к сфере совместной деятельности государств, входящих в СНГ, и это нашло законодательное закрепление в Вискулевском соглашении и в Уставе Содружества. 12 марта 1993 г. в Москве Совет глав правительств СНГ утвердил Программу совместных мер по борьбе с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников СНГ. В Программе отмечалось, что правовой основой для сотрудничества и взаимодействия органов внутренних дел государств - участников Содружества должна служить Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная главами государств 22 января 1993 г. в г. Минске.

Программа включала две группы вопросов: организационно-правовые и организационно-практические.

Организационно-правовые вопросы предусматривали:

– подготовку предложений созданию в рамках СНГ постоянно действующего органа (комиссии) по координации борьбы с организованными и иными наиболее опасными формами преступности для выполнения задач, связанных с формированием специализированного банка данных, содействия в осуществлении межгосударственного розыска участников преступных сообществ, лиц, совершивших наиболее опасные преступления и скрывающихся от уголовного преследования, обеспечения согласованных действий при проведении комплексных операций, затрагивающих интересы нескольких государств - участников Содружества, выработки рекомендаций по борьбе с транснациональной преступностью;

– подготовку предложений о необходимости принятия законов о борьбе с организованной преступностью и коррупцией, о государственной службе, о борьбе с «отмыванием» доходов от преступной деятельности, поиске, изъятии и конфискации таких доходов, о защите работников правоохранительных органов и участников уголовного процесса, об оперативно-розыскной деятельности;

– разработку и заключение межгосударственных соглашений о сотрудничестве в сфере борьбы с ОПГ, незаконным обращением с оружием, взрывчатыми и радиоактивными веществами, о порядке взаимодействия следственно-оперативных групп на территории других государств, порядке взаимодействия ОВД, таможенных служб и пограничных войск, о сотрудничестве в сфере борьбы с терроризмом на воздушном транспорте и транспортных коммуникациях, в сфере борьбы с преступлениями в банковской системе, коммерческих структурах и в сфере внешнеэкономической деятельности, а также о сотрудничестве в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Предусмотренные программой организационно-практические мероприятия были направлены на:

– борьбу с бандитизмом и вооруженной преступностью (определение лидеров, сферы влияния, выявление источников поступления оружия, проведение анализа данных о действующих на территории государств - участников Содружества вооруженных преступных групп бандитской направленности, занимающихся разбойными нападениями и вымогательством);

– разработку и проведение скоординированных комплексных операций (выявление и пресечение деятельности организованных групп преступников-гастролеров. выявление и изобличение бандитских группировок, действующих на магистральных автомобильных дорогах, выявление и пресечение вооруженных преступных группировок, занимающихся хищением на объектах железнодорожного транспорта);

– разработку и реализацию совместных мер по выявлению и пресечению незаконной продажи и хищений оружия;

– обеспечение совместного контроля за раскрытием серийных тяжких преступлений;

– осуществление комплекса согласованных мер, по пресечению деятельности группировок, специализирующихся на хищениях автомобилей;

– борьбу с наркобизнесом;

– борьбу с преступностью в сфере экономики (усиление контроля за внешнеэкономической деятельностью организаций и предприятий, вывозящих строительное сырье и материалы, пресечение незаконных сделок в отношении нефтепродуктов, цветных и редкоземельных металлов);

– выработку механизма совместных оперативно-поисковых действий по пресечению незаконных каналов вывоза из государств - участников Содружества энергоносителей, культурных ценностей и валютных средств;

– обобщение материалов о деятельности устойчивых преступных формирований, занимающихся мошенническими операциями в банковской системе, и проведение скоординированных ОРМ в странах СНГ по изобличению организаторов этих преступлений;

– разработку системы банковского контроля за межгосударственным перемещением денег.

По большинству позиций данная совместная программа борьбы с преступностью на территории стран СНГ не была выполнена. Причиной тому были следующие обстоятельства:

Нереальные сроки выполнения программы - один год;

Глобальность проблем, которые предполагалось совместно решить (по существу программа касалась всего комплекса преступлений, совершаемых в странах СНГ, и так называемых фоновых явлений);

Отсутствие опыта совместной работы;

Отсутствие правовой базы для сотрудничества;

Стремление охватить мероприятиями все страны СНГ вне зависимости от специфики их интересов;

Отсутствие материально-технической базы совместных действий;

Политическая и экономическая нестабильность в регионах;

Отсутствие четкого разделения обязанностей между сторонами;

Стремление разрешить комплексные проблемы усилиями одного-двух министерств;

Отсутствие контроля за выполнением Программы.

В 1996 г. Совет глав государств СНГ в соответствии со ст. 4 Устава СНГ в целях принятия эффективных совместных действий в борьбе с преступностью утвердил Межгосударственную программу совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств - участников СНГ на период до 2000 г. Руководители государств, принимая этот программный документ, констатировали, что состояние преступности в государствах – участниках Содружества вызывает серьезную озабоченность. Практически повсеместно отмечается значительный рост тяжких преступлений, имеющих транснациональный характер, совершаемых организованными преступными формированиями. Широкое распространение получают различные проявления терроризма, легализация преступных доходов, наркобизнес, контрабанда оружия и военной техники, радиоактивных веществ, культурных ценностей, стратегических материалов, фальшивомонетничество, кражи автомобилей, преступления в финансовой и внешнеэкономической сферах, в том числе с использованием информационно-вычислительной техники и новейших платежных средств, заказные убийства и другие виды преступлений.

В программе также отмечается, что принимаемые в государствах Содружества меры не всегда адекватны преступным проявлениям, недостаточно скоординированы и согласованы, это приводит к увеличению масштабов транснациональной организованной преступности, возможности ее проникновения в экономическую, социальную и финансовую сферы. Данное обстоятельство, отмечаемое в Программе, обусловливает необходимость принятия более эффективных межгосударственных мер, направленных на совершенствование информационного обеспечения государств, на гармонизацию и унификацию правовой базы, проведение конкретных согласованных мероприятий правоохранительных и иных органов системы уголовной юстиции в борьбе с ОПГ, и, прежде всего, с преступностью, посягающей на экономическую безопасность СНГ.

С распадом Советского Союза Россия стала лидером криминализации среди стран СНГ. Основные показатели преступности в бывших союзных республиках в течение длительного времени остаются значительно ниже, чем в Российской Федерации. Речь в данном случае идет не столько об абсолютных цифрах, которые связаны с разницей в численности населения, сколько о динамике и интенсивности преступных проявлений.

В период с 2004 по 2012 г. количество преступлений осталось практически без изменений на Украине, существенно снизилось в Республике Беларусь – на 65%, в Киргизской Республике – на 13%. Остальные страны СНГ столкнулись с ростом преступных проявлений. В Республике Казахстан число зарегистрированных преступлений возросло почти в два раза – на 97%, в Азербайджанской Республике – на 35%, в Республике Молдова – на 27%, в Республике Армения – на 56%, в Республике Таджикистан – на 50%.

Коэффициенты преступности на 100 тыс. населения в 2012 г. значительно уменьшились в Республике Беларусь (-59%) и в Киргизской Республике (-17%). В то же время в остальных государствах СНГ данный показатель существенно вырос. Наиболее высокие значения коэффициента преступности, практически вдвое превышающие аналогичные показатели 2004 г., отмечены в 2012 г. в Казахстане (+79%). В Таджикистане рост коэффициента преступности составил 30%, на Украине – 28%, в Республике Молдова – 21%, в Республике Армения – 53%, в Азербайджанской Республике – 16%, что свидетельствует об увеличении криминализации населения этих республик (табл. 4.4).

Таблица 4.4

Показатели преступности в СНГ за 2004–2012 гг.

Число преступлений, совершенных в 2004 г.

Число преступлений, совершенных в 2012 г.

Коэффициент преступности на 100 тыс. населения в 2004 г.

Коэффициент преступности на 100 тыс. населения в 2012 г.

Белоруссия

Казахстан

Азербайджан

Таджикистан

Киргизия

В ряде стран СНГ в период с 2004 по 2012 г. наблюдается такое же, как в России резкое расхождение между показателями числа зарегистрированных преступлений и числа выявленных лиц, их совершивших. К таким странам относятся Белоруссия, Казахстан, Украина – наиболее крупные государства Содружества. Однако на Украине и в Казахстане к 2012 г. проявилась обратная тенденция к сближению числа зарегистрированных преступлений и выявленных правоохранительными органами лиц, совершивших преступления. В то же время в таких странах, как Азербайджан и Узбекистан, ножницы между этими показателями практически отсутствовали. Найти объяснение этим фактам достаточно сложно. Представляется, что на них влияет целый комплекс причин, в том числе организационного характера. В целом же следует отметить, что выявление действительных тенденций преступности, ее причин и условий, характера, других связанных с ней явлений возможно только путем анализа динамики показателей за длительный временной период. Ввиду этого следует с крайней осторожностью относиться к преждевременным попыткам анализа факторов, влияющих на текущее состояние преступности.

Структура преступности в постсоветских государствах за рассматриваемый период претерпела определенные изменения. Как и ранее во всех странах СНГ наибольший удельный вес имеют посягательства на собственность. Их объем в общей численности преступлений, совершенных в 2012 г., составил в Республике Беларусь 60%, в Киргизской Республике – 54%, в Казахстане – 78%, в Таджикистане – 39%, на Украине – 58%, в Республике Молдова – 47%, в Республике Армения – 29%, в Азербайджанской Республике – 33%. В целом, количество преступлений против собственности, к которым относят кражи, грабежи, разбои и мошенничество, осталось на уровне 2011 г.

Значительный удельный вес в структуре преступности имеют тяжкие насильственные преступления против личности: в Республике Беларусь – 1%, в Киргизской Республике – 3%, в Казахстане – 2%, в Таджикистане – 2%, на Украине – 2%, в Республике Молдова – 2%, в Республике Армения – 2%, в Азербайджанской Республике – 3%.

На преступления, связанные с наркотиками, в СНГ в 2012 г. в среднем приходится 9% общего числа всех криминальных проявлений. Наиболее высока доля этих нарушений законодательства в Азербайджане – 12%, Армении и Киргизии – 7%.

Круг насильственных преступлений в странах СНГ весьма разнообразен. Однако обычно внимание акцентируется на наиболее опасных проявлениях насилия – насильственных преступлениях против личности. К ним относятся преступные деяния, объектом которых являются основополагающие права человека: убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование и т.п. Среди насильственных преступлений наиболее устойчивую и значительную часть составляют убийства, умышленные причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилования. Состояние и динамика совершения преимущественно этих преступлений и характеризуют насильственную преступность в государствах СНГ.

В период с 2004 по 2012 г. для большинства стран СНГ была характерна отрицательная динамика убийств и покушений на убийства (табл. 4.5). В ряде стран произошло существенное снижение числа этих опасных деяний: в Белоруссии – на 62%, на Украине – на 34%, Таджикистане – на 40%, Азербайджане – на 6%, Молдове – на 26%, Киргизии – на 10%, Армении – на 34%, в Казахстане – на 38% (см. табл. 4.5).

Таблица 4.5

Количество зарегистрированных убийств и покушений на убийство в государствах – участниках СНГ в 2004-2012 гг.

Правоприменителям нередко приходится сталкиваться с криминальным причинением вреда здоровью, запрещенным уголовными законами во всех государствах СНГ. Как и в России, в большинстве стран СНГ отмечается выраженная тенденция снижения количества указанных посягательств (табл. 4.6). В Белоруссии за период с 2004 по 2012 г. число этих преступлений уменьшилось на 55%, Украине – на 41%, Казахстане – на 24%, Киргизии – на 7%, Таджикистане – на 10%, в Молдове – на 8%, в Армении – на 17%. Положительный тренд наблюдался лишь в Азербайджане – увеличение числа фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью на 70% (табл. 4.6).

Таблица 4.6

Количество зарегистрированных фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью по государетвам – участникам СНГ в 2004–2012 гг.

В начале 1980-х гг. большинство убийств и причинений тяжкого вреда здоровью в странах СНГ имели бытовой характер. Вывод о преимущественно бытовом характере насильственных преступлений в эти годы подтверждался и данными о значительной доле в мотивах преступника мести, ревности, ссор при совершении убийств и причинений тяжкого вреда здоровью. О бытовой основе убийств и посягательств на здоровье свидетельствовали и используемые преступниками орудия преступления. Указанные деяния чаще всего совершались с применением холодного оружия и иных колюще-режуще-рубящих орудий, путем нанесения ударов руками и ногами. В настоящее время как в России, так и в странах СНГ, значительное место среди орудий убийств и причинения вреда здоровью занимает огнестрельное оружие.

С конца 1980-х гг. структура умышленных убийств и причинений тяжкого вреда здоровью кардинально меняется. Как отмечается специалистами, доля этих преступлений, совершенных на бытовой почве, сокращается и в настоящее время составляет около 30% их общего числа. Преступное насилие широко проникло в те сферы жизни, в которых оно ранее практически никак не проявлялось, например, в область финансовой и предпринимательской деятельности, промышленности и торговли и т.д. Особенностью посягательств на жизнь и здоровье является их незначительная латентность, объясняемая характером совершенных деяний, их трудно скрываемыми последствиями, хотя в настоящее время отмечается рост латентности убийств не только в России, но и в других странах СНГ.

Динамика изнасилований за последние годы не укладывается в рамки общей тенденции преступного насилия, что объясняется специфической природой этих сексуальных преступлений и их значительно большей по сравнению с другими насильственными посягательствами латентностью. Поэтому не случайно, что число регистрируемых изнасилований уменьшилось. В период с 2004 по 2012 г. для большинства стран СНГ была характерна отрицательная динамика изнасилований и покушений на изнасилования (табл. 4.7). В ряде стран произошло существенное снижение числа этих преступлений: в Белоруссии – на 75%, Украине – на 35%, в Азербайджане – на 24%, в Таджикистане – на 32%. В то же время число изнасилований повысилось в Киргизии – на 15%, Армении – на 58%, Казахстане – на 57%, Молдове – на 7%. Обращают на себя внимание показатели Казахстана и Молдовы. В Казахстане, как видно из материалов статистики, отмечается наиболее значительное число изнасилований в абсолютном выражении среди всех стран СНГ, за исключением России. В Казахстане в четыре раза выше количество изнасилований, чем, например, в Украине, имеющей существенно бо́льшую численность населения. Следует отметить, что в последнее десятилетие изменились и качественные характеристики сексуальных преступлений. В большинстве стран СНГ увеличилось число посягательств па сексуальную свободу несовершеннолетних и серийность насильственных преступных посягательств.

Таблица 4.7

Количество зарегистрированных изнасилований и покушений на изнасилование по государствам – участникам СНГ в 2004–2012 гг.

Преступления против собственности в странах СНГ, как и в России, относятся к числу наиболее распространенных. Самым частым посягательством на имущественные интересы традиционно является кража. Доля таких преступлений в структуре всей преступности в 2012 г. возросла и составила на Украине 53% по сравнению с 45% в 2004 г., в Белоруссии – 55 и 48% соответственно, Казахстане – 62 и 43%, Азербайджане – 19 и 9,5%. В такой стране СНГ, как Молдова, доля краж в структуре преступности снизилась до 39% в 2012 г. с 44% в 2004 г. Аналогичные процессы отмечались и в Киргизии – 38 и 43% соответственно, Таджикистане – 25 и 30%, Армении – 25 и 28%.

За 2012 г. во многих странах СНГ абсолютное число краж относительно 2011 г. заметно снизилось: в Белоруссии – на 23%, Азербайджане – на 16%, Молдове – на 5%, Киргизии – на 10%, Армении – на 4%. В Казахстане, напротив, имело место существенное увеличение краж (+47%), аналогичный тренд прослеживается и в Таджикистане (+13%). В среднем по СНГ численность краж уменьшилась на 1%. В то же время в странах Содружества в 2012 г. квартирные кражи составляли 12,5% их общего числа, в Азербайджане – почти треть всех совершенных за год краж – 33%, в Армении, Белоруссии, Киргизии, Таджикистане, Казахстане – 25%, в Молдове – 14%.

Абсолютное число грабежей в 2012 г. уменьшилось в СНГ на 10%, в Белоруссии – на 26%, в Киргизии и Азербайджане – на 14%. Одновременно произошло их существенное увеличение в Армении (+104%), Казахстане (+112%), Молдове (+102%), Таджикистане (+134%).

Правоохранительные органы стран СНГ зарегистрировали в 2012 г. в целом на 11% мошенничеств больше, нежели в 2011 г. В Белоруссии и Таджикистане их число снизилось на 33 и 9% соответственно. В остальных странах Содружества отмечался рост мошенничеств на 5–14%, максимальное же увеличение криминальных обманов наблюдалось в Армении – на 21%.

Количество наиболее опасных посягательств на собственность – разбоев – в 2012 г. снизилось на 26% в Белоруссии, на 14–15% – в Азербайджане, Казахстане, Киргизии, на 49% – в Таджикистане. Лишь в Молдове число разбоев возросло на 10%.

Основные характеристики посягательств на собственность в этих странах мало изменились. Личная собственность граждан чаще всего подвергается неправомерному воздействию со стороны похитителей. Основным предметом преступления по-прежнему остаются деньги. Появились, однако, и новые виды хищений – совершенные путем использования информационных технологий.

Как и для России, для стран бывшего СССР актуальна проблема коррупции. Наиболее часто коррупция ассоциируется у граждан с дачей-получением взятки, хотя спектр преступлений должностных лиц достаточно широк. Кроме взяточничества к коррупционным преступлениям относятся и иные предусмотренные уголовным законодательством деяния коррупционного характера: регистрация незаконных сделок с землей, злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий при наличии у виновного корыстной или иной личной заинтересованности, незаконное участие в предпринимательской деятельности, служебный подлог.

Спецификой должностной преступности являются относительная стабильность частоты и небольшое количество регистрируемых преступлений при высоком уровне их латентности. Сложность обнаружения фактов совершения коррупционных преступлений, само служебное положение лиц, их совершающих, создают значительные трудности для правоохранительных органов в борьбе с этим видом преступности. Не случайно, по мнению экспертов, латентность должностных преступлений значительно превышает 90%.

Как и в России, взяточничество в странах СНГ составляет менее 1% совершенных преступлений. Небольшое число выявленных и зарегистрированных коррупционных фактов не отражает существующие в странах постсоветского пространства реалии, поэтому к представленным статистическим данным следует относиться достаточно осторожно. Согласно уголовной статистике количество зарегистрированных преступлений снижается (табл. 4.8): в Украине (-7%), Белоруссии (-41%), Молдове (-99%), Киргизии (-23%). Положительная динамика взяточничества отмечается в Азербайджане (+420%), Казахстане (+82%), Армении (+740%), Таджикистане (+130%). Резкий рост зарегистрированных фактов взяточничества можно связать с повышением активности правоохранительных органов в реализации антикоррупционной политики, акцент на которую делается руководством указанных стран.

Таблица 4.8

Количество зарегистрированных фактов взяточничества по государствам – участникам СНГ в 2004–2012 гг.

Люди, которые много ездят по миру с деловыми и туристическими целями, точно знают, что не во всех государствах мира низкий уровень преступности. Есть страны, куда ехать вообще не стоит.

Основные критерии оценки уровня преступности в государствах:

  • качество предоставляемой медицинской помощи;
  • количество аварий местного транспорта;
  • уровень уличной преступности;
  • активность террористов.

При составлении отчетов по Глобальному индексу мира учитываются конфликты внутри страны, в регионе, политическая нестабильность в государстве, количество убийств, обороты оружия, инфляция, состояние в сфере прав человека.

Такие же показатели учитываю и правительства стран, составляя для своих граждан перечень преступных мест, куда не стоит ходить или ездить.

Это зависит от критериев, которые учитываются при анализе ситуации, от этнической и религиозной структуры, уровня политического и экономического развития.

Уровень киберпреступности в мире

В 2019 году, как и в предыдущие годы, небезопасными странами, как для мужчин, так и для женщин, признаны следующие государства мира:

  • Сектор Газа;
  • Судан;
  • Сомали;
  • Ирак;
  • Колумбия.

Эксперты отмечают, что в этих странах опасно находиться, поскольку можно навлечь на себя неприятности.

Существует очень большой шанс того, что человек, уехавший в Сомали, Колумбию или Ирак, может на Родину не приехать совсем. И искать его тело никто не будет, потому что в государствах существуют огромные проблемы с безопасностью и с работой правоохранительных органов.

В Секторе Газа иностранцы часто становятся жертвами случайных обстрелов или попадают в заложники к террористам.

Судан очень бедная страна, где каждый день людей убивают за еду или воду. Здесь с оружием или гранатами ходят даже дети.

Многие молодые люди являются членами террористических организаций, которые и захватывают иностранцев. Такая же ситуация наблюдается в Сомали, где людей похищают для получения выкупа.

Статистика убийств в мире на 100 тысяч человек

В Ираке столкновения между группировками, террористическими организациями, гражданская война создали атмосферу постоянного страха и паники.

Сама обстановка не способствует тому, чтобы приезжать в Ирак. Те, кто рискнул и отправился сюда, может не вернуться домой. Террористы чувствуют себя хозяевами страны, контролирующими обороты оружия, наркотиков.

В Колумбии массовыми стали такие преступления, как похищения людей, убийства, торговля органами и наркотиками.

  • Афганистан.
  • Конго.
  • Пакистан.
  • Индия.
  • Сомали.
  • Гватемала.
  • Ирак.
  • Судан.
  • Мали.

В данных государствах уровень преступности измеряют по следующим показателям:

  • Социальный статус женщин.
  • Уровень образования среди женщин и доступ к нему.
  • Предоставление квалифицированной медпомощи.
  • Уровень домашнего и сексуального насилия.

В Афганистане отмечается высокая смертность рожениц, высокий уровень безграмотности среди женщин, несоблюдение их прав, насильственная выдача замуж, унижения.

Уровень смертности в мире

В Конго существует очень высокий порог насилия по отношению к девочкам разного возраста и женщинам. Официальная статистика точно не может посчитать, сколько женщин, девушек и девочек каждый год становятся жертвами насилия.

Кроме того, в Конго полностью отсутствует медицина, что снижает продолжительность жизни.

В Пакистане и Индии распространены похищения девушек, убийства ради чести, лишение женщин жизни, которых заподозрили в нарушении правил рода.

Топ 5 стран по количеству смертных казней по решению суда

Сомали, Гватемала, Ирак отличаются высоким уровнем насилия в семье, дискриминацией по половому признаку. В Сомали практикуется женское обрезание, из-за которого умирает большое количество девочек и женщин.

В Судане ситуация не лучше, попытки внедрить правозащитные механизмы, чтобы защищать права женщин, проваливаются на начальном этапе. Судан лидирует по количеству убийств, насилия, похищения, жертвами которых становятся женщины.

В Чаде и Мали представительницы прекрасного пола лишены любых прав, детство девочек заканчивается очень рано. Замуж их выдают в 10-12 лет, до этого они часто становятся жертвами насилия со стороны старших родственников.

Количество заключенных на душу населения в некоторых странах

В каждой из названных стран уровень преступности может быть выше или ниже, но есть общие факторы:

  1. В государствах нестабильная ситуация в экономической, политической и социальной сфере. В результате чего, стали развиваться беззаконие, терроризм, криминалитет, нормальным стали убийства и хищения людей.
  2. Нет правозащитных механизмов.
  3. Неписаное право преобладает над кодифицированным.
  4. Общества африканских и азиатских государств пронизаны исламом по вертикали и горизонтали.

Это во многом определяет отношение к женщинам.

Самые страшные теракты в мире

Самые страшные места, куда не стоит ездить даже экстремальным туристам:

  • Мексика – из-за огромного влияния наркокартелей на органы власти, в стране процветает преступность.
  • Эфиопия – приезжих иностранцев похищают ради выкупа, машины обворовывают.
  • Кот д’Ивуар – законы тут вообще отсутствуют, население живет грабежами, похищениями, убийствами.
  • Чад – людей постоянно похищают, чтоб продать в рабство, получить выкуп, съесть.
  • Ливан – волна преступности, которая захлестнула страну после политического и религиозного кризисов, не останавливается.
  • Йемен – правительство сотрудничает с преступными группировками, поэтому уровень преступности каждый год растет.
  • Зимбабве – беззаконие царит везде, убийства и грабежи стали обыденным делом.

В ТОП-10 городов мира по показателям преднамеренных убийств входят (на 100 тыс. жителей):

  • Богота, Колумбия – 1,3 тыс. человек;
  • Гватемала Сити, Гватемала – 1,250 тыс.;
  • в Каракасе, Венесуэле совершается около 2,5 тыс. преступлений;
  • Кейптаун, ЮАР – больше 2 тыс. убийств;
  • Сан-Паулу, Бразилия – 1,6 тыс. человек;
  • Тегусигальпа, Гондурас – около 1,8 тыс.

Россия по уровню преступности в мире находится в рейтинге ООН и других международных организаций на 150-х позициях из 219 стран, включаемых в список.

Статистика преступлений каждый год снижается, но количество совершаемых убийств, в том числе неумышленных, похищений людей остается стабильно высоким.

Безопасные страны и города мира

Сравнение уровня преступности в странах — членах ОЭСР

Таблица 1. Уровень самых безопасных стран мира (из расчета разных видов преступлений на 10 тыс. человек)

Позиция в рейтинге Государство Уровень преступности в %
1 Палау 0,0
2 Монако 0,0
3 Гонконг 0,2
4 Исландия 0,3
5 Сингапур 0,3
6 Япония 0,3
7 Французская Полинезия 0,4
8 Бруней 0,5
9 Гуам 0,6
10 Австрия 0,6
11 Норвегия 0,6
12 Бахрейн 0,6
13 Швейцария 0,7
14 Словения 0,7
15 Оман 0,7
16 Макао 0,7
17 Германия 0,8
18 Испания 0,8
19 ОАЭ 0,8
20 Микронезия 0,9
21 Вануату 0,9
22 Новая Зеландия 0,9

ТОП стран с низким уровнем преступности входят:

  1. Швеция.
  2. Австрия.
  3. Швейцария.
  4. Германия.
  5. Норвегия.
  6. Дания.
  7. Исландия.
  8. Япония.
  9. Люксембург.
  10. Сингапур.
  11. Новая Зеландия.
  12. Кипр.

В этих регионах Европы высокий уровень жизни, стабильная политическая и экономическая ситуация, высокий ВВП, на улицах безопасно.

Соотношение полицейских и произошедших убийств на 100000 человек в различных странах

Попал в перечень и Кипр, где убийств и краж очень мало.

Комфортная, а главное безопасная атмосфера, существует в Новой Зеландии, Сингапуре и Японии. В этих государствах правительство несколько десятилетий назад провело радикальные реформы в правозащитных сферах, реформировали суды, ввело огромные штрафы за нарушение общественного порядка и законов.

В Швеции на 10 млн. жителей в год совершается до 100 убийств, что в 5-6 раз меньше, чем в крупных городах России.

При этом Швеция в Европе государство № 1 по количеству изнасилований, к которым приравнивается намек на половой акт или домогательства. В связи с этим в этой скандинавской стране недавно приняли закон о том, что перед сексом партнер должен получить от женщины официальное согласие на него.

В Австрии совершается еще меньшее количество убийств – на 9 млн. человек в год совершается всего 40 преступлений. Количество краж, аварий на дорогах возросло после открытия границ для беженцев из Ближнего Востока.

Самые безопасные страны мира для туристов

В Швейцарии очень высокий оборот оружия, практически у каждого жителя страны есть тот или иной вид оружия. Но швейцарцы, в отличие от американцев, не стреляют по поводу или без. Также в стране низкий уровень криминалитета, нет авторитетов в преступном мире. Количество убийств в год приближается к 50.

Германия отличается от стран Европы тем, что тут уровень преступности ежегодно снижается, несмотря на большой приток мигрантов. Расцвета в стране достигают кражи, стало больше изнасилований, большая часть которых совершается мигрантами – турками, сирийцами.

Количество убийств, ежегодно совершаемых в Германии, превышает 2 тыс., что для страны с 81 млн. жителей нормальный показатель. Например, в США почти 326 млн. человек, и убийств тут совершается 15 тыс. в год.

В Норвегии, Дании, Исландии убийств и других преступлений совершается мало. В Исландии настолько безопасно на улицах, что тут отсутствуют вооруженные патрули.

В Японии в год совершается около 1 тыс. убийств. Члены криминальных банд-кланов Якудза обязаны ходить без оружия. Самыми безопасными городами Японии признаны Токио, Большой Токио и Осака.

В Люксембурге понятие преступления отсутствует вообще. В 2015 году по стране прокатилась серия вооруженных грабежей. Но такие происшествия – редкость. Люксембург очень зажиточное государство с высоким ВВП, зарплатами, поэтому и обстановка тут безопасная, комфортная для жизни, а преступлений практически нет.

Количество преступлений, совершенных мигрантами или нелегалами в Германии

Сингапур – бизнес-центр мира, деловая столица, где количество транснациональных корпораций очень большое. Обычно там, где есть деньги, процветают кражи, экономические преступления.

Но не в Сингапуре, и все благодаря отцу нации – Ли Куан Ю, который провел комплекс реформ, целью которых была безопасность граждан, правопорядок, снижение безработицы, установление политической стабильности. И правительству это удалось.

Убийств в год совершает не больше 15-16. Преступлений, которые квалифицируются, как нарушения правопорядка, практически нет, что связано с очень высокими штрафами и арестами.

Новую Зеландию называют райской страной, поскольку тут нет политических кризисов, мигрантов, общественных проблем. Изоляционизм и удаленность от внешнего мира способствуют тому, что в стране очень низкий уровень преступности, нет краж и правонарушений.

Отдельно стоит отметить самые безопасные города мира, к которым относятся:

  • Северная Америка – Нью-Йорк, Сан-Франциско, Торонто.
  • Европа – Стокгольм, Цюрих, Амстердам, Мюнхен, Базель, Берн, Минск, Афины, София, Брюссель, Дублин, Манчестер.
  • Южная Америка – Буэнос-Айрес, Лима, Сантьяго.
  • Африка и Ближний Восток – Абу-Даби, Кувейт, Доха.
  • Азия – Токио, Сингапур, Осака, Тайбэй, Гонконг.

Рейтинг американских городов возглавляет уже много лет Нью-Йорк, европейских – Лондон и Рим, африканских – Йоханнесбург. Москва в подобном рейтинге располагается на 40-х местах, рядом с ней – Мумбай, Дели, Тегеран и Джакарта.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Коренные жители хабаровского края
Черно-желто-белый флаг как официальный флаг российской империи
Датский язык был родным для матери