Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Преступность в снг. N231 Преступность мигрантов из СНГ. Умышленные убийства и покушения на убийство

По мнению автора, возникновение организованной преступности в СНГ напрямую связано с историей возникновения, формирования и развития российского государства, поскольку именно российская внутренняя и внешняя политика всегда имела определяющее значение во всей истории развития народов, населяющих территорию России, и оказала самое существенное влияние и на возникновение организованной преступности в частности.

В предреволюционный период (1917 г.) в условиях экономического и политического кризиса возникла торгово-финансово-промышленно-чиновничья организованная преступность, которая сильно поднялась на военных поставках и спекуляции вокруг карточной системы.

После революции 1927 г. составной частью организованной преступности являлись небольшие группировки криминального характера, использовавшие политическое прикрытие в виде партийной атрибутики, самоназвания и т.п. Другой ее частью были отдельные подпольные организации большевиков, левых эсеров, максималистов, находившихся в тылу армий Колчака, Деникина, Врангеля.

В период сталинского режима были ужесточены репрессивные меры и к профессиональным преступникам, в результате чего уголовный мир был сильно дестабилизирован.

Однако с хрущевской «оттепелью», либерализацией уголовного законодательства, попыток первых экономических реформ произошла значительная стимуляция нового развития уголовного мира и, как следствие, преступных группировок. По мнению Е.В. Топильской, именно этот период стал точкой отсчета формирования современной организованной преступности России и стран СНГ.

Периодика развития организованной преступности, с точки зрения Е.В. Топильской, выглядит следующим образом:

  • 1960-е гг.: начало формирования преступных групп с относительно высокой степенью организации, в рамках общеуголовной преступности;
  • 1970-е -- 80-е гг.: выделение в структуре преступности организованных преступных проявлений, формирование криминологической категории личности участника организованной преступной деятельности;

конец 1980-х гг.: окончательное формирование российской организованной преступности, достигшего кризисной точки в 1988-1989 гг.;

начало 1990-х гг.: завершение процесса концентрации преступных группировок, образование преступных сообществ, окончательное формирование организованной преступности как самостоятельного социального явления, носящего транснациональный характер; кризисный переломный момент этого этапа -- 1992-1993 гг. Топильская Е.В. Организованная преступность. СПб.: Юридический центр Пресс, 1999. С. 76.

В настоящее время на территории стран СНГ существует несколько сотен относительно крупных преступных организаций, которые можно классифицировать по национальному (этническому) и территориальному признакам.

К национальным относят грузинские, чеченские, армянские, азербайджанские, дагестанские, украинские, белорусские и др. преступные организации. Хотя они могут называться на местах своего базирования совершенно по-другому.

По территориальному признаку различают тамбовские, казанские, рязанские, люберецкие, ореховские, челнинские (по названию города Набережные Челны), мурманско-архангельские и др. преступные сообщества.

Существуют названия отдельных преступных организаций по имени их лидеров (колесниковская, кудряшовская, малышевская и др.).

В силу особенностей геополитического положения стран СНГ, прозрачности границ между ними, недостаточной эффективности национальных уголовных законодательств, организованной преступности представилась уникальная возможность заниматься практически всеми сферами криминальной деятельности: незаконной торговлей наркотиками, производством и торговлей оружием, редкоземельными, драгоценными и цветными металлами, совершать преступления в кредитно-финансовой сфере, заниматься разбоем, вымогательством, ростовщичеством, незаконной эксплуатацией проституции, контролировать шоу-бизнес и игорные заведения и т.д.

Преступные организации стран СНГ распространили свое влияние на большинство государств Европы, тесно сотрудничают с преступными группировками Ближнего и Дальнего Востока, проводят совместные операции в США с «Коза Нострой», взаимодействуют с колумбийскими наркокартелями и китайскими «триадами», наблюдаются тенденции их сближения с японской «Якудза».

Обзорно-аналитический материал, изложенный автором в данном разделе, безусловно, не является исчерпывающим. В нем не рассматривается деятельность турецких преступных организаций, которые поставляют наркотики в Западную Европу из Юго-Западной Азии по широко известному «балканскому маршруту», не рассматриваются также нигерийские преступные сообщества, ямайские криминальные образования «Поссес», коренная американская мафия, доминиканская организованная преступность и множество других преступных группировок.

Тем не менее, подход автора к исследованию данного вопроса раскрывает некоторые характерные черты, присущие основным транснациональным преступным организациям, дает общую картину их современного состояния в странах мирового сообщества, свидетельствует о том, что подобного рода криминальные структуры способны легко приспосабливаться к новым условиям, проявлять гибкость, использовать слабости отдельных государств и даже регионов, представлять собой реальную угрозу национальному и международному правопорядку.

Максимальное и разностороннее использование информации о транснациональной организованной преступности, особенно в историко-сравнительном и статистическом плане, может послужить в дальнейшем немаловажным ориентиром для разработки эффектных мер профилактики и борьбы с этим явлением, подчеркивает необходимость в постановке задачи для мирового сообщества по расширению и укреплению сотрудничества в области правоохранительной деятельности и уголовного правосудия.


Совет глав государств Содружества Независимых Государств

решил:

1. Одобрить Концепцию взаимодействия государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью (прилагается).

2. Поручить Исполнительному Секретариату Содружества согласовать замечания и предложения государств - участников Содружества Независимых Государств и внести Протокол к Концепции взаимодействия государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью на рассмотрение очередного заседания Совета глав государств Содружества Независимых Государств.

3. Настоящее Решение вступает в силу со дня его подписания.

Совершено в городе Москве 2 апреля 1999 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном Секретариате Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.

За Азербайджанскую Республику
Г.Алиев

За Республику Армения
Р.Кочарян

За Республику Беларусь
А.Лукашенко

За Грузию
Э.Шеварднадзе

За Республику Казахстан
Н.Назарбаев

За Кыргызскую Республику
А.Акаев

За Российскую Федерацию
Б.Ельцин

За Республику Таджикистан
Э.Рахмонов

За Республику Узбекистан
И.Каримов

За Украину
Л.Кучма

________________
Решение не подписано Республикой Молдова, Туркменистаном.

Одобрена Решением Совета глав
государств Содружества Независимых
Государств о Концепции взаимодействия
государств - участников Содружества
Независимых Государств в борьбе
с преступностью
от 2 апреля 1999 года

Концепция взаимодействия государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью


Государства - участники Содружества Независимых Государств (далее - СНГ), учитывая, что:

преступность в государствах - участниках СНГ все более приобретает транснациональный характер и реально противодействует проводимым социально-экономическим реформам, посягает на безопасность государств - участников СНГ, подрывает веру граждан в способность государственных структур обеспечить соблюдение их прав и свобод;

единое криминальное пространство на территориях государств - участников СНГ продолжает сохраняться, а наиболее опасные виды преступных проявлений и тенденции преступности являются во многом схожими;

консолидируясь на территориальном, межрегиональном и международном уровнях, преступные сообщества активно используют территории государств - участников СНГ для наркобизнеса, легализации преступных доходов, разграбления национальных богатств, иной криминальной экспансии;

задачи, функции, полномочия правоохранительных и других государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью, при некоторых различиях, в основном совпадают;

эффективная борьба с преступностью может быть обеспечена на основе тесного взаимодействия государств - участников СНГ,

принимают настоящую Концепцию взаимодействия государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью (далее - Концепция).

I. Общие положения

1. Целью настоящей Концепции является расширение и укрепление сотрудничества и взаимодействия государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью.

2. Настоящая Концепция определяет принципы, задачи, основные направления, формы и систему обеспечения взаимодействия государств - участников СНГ в борьбе с преступностью через определяемые ими компетентные органы, такие, как прокуратура, органы внутренних дел, органы безопасности и специальные службы, налоговая полиция (служба), таможенная служба, органы охраны государственной границы и другие государственные органы, осуществляющие борьбу с преступностью, а также через уставные органы и органы отраслевого сотрудничества СНГ, созданные для координации и взаимодействия в борьбе с преступностью (Координационный совет генеральных прокуроров, Совет министров внутренних дел, Совет руководителей органов безопасности и специальных служб, Совет руководителей таможенных служб, Совет командующих Пограничными войсками, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников СНГ и другие).

3. Положения Концепции могут использоваться при разработке правовой базы сотрудничества и взаимодействия государств - участников СНГ в борьбе с преступностью, заключении двусторонних и многосторонних соглашений и договоров.

II. Принципы, задачи и основные направления взаимодействия

1. Взаимодействие государств - участников СНГ в борьбе с преступностью осуществляется на основе принципов:

уважения суверенитета государств и неукоснительного соблюдения их национального законодательства, норм и принципов международного права;

укрепления доверия между компетентными органами государств - участников СНГ;

приоритета защиты прав и свобод человека;

равноправия сторон.

2. Задачей взаимодействия государств - участников СНГ в борьбе с преступностью является повышение эффективности работы компетентных органов по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, розыску преступников, возмещению причиненного преступлениями ущерба, исполнению наказаний, совершенствованию международно-правовых норм и национального законодательства, а также их согласованная деятельность в борьбе, прежде всего, с:

терроризмом, бандитизмом, захватом заложников;

"заказными" и серийньми убийствами;

похищениями и торговлей людьми, органами или тканями человека для трансплантации;

наемничеством, незаконным производством или распространением оружия массового поражения, нападениями на лиц и учреждения, которые пользуются международной защитой, и другими преступлениями против мира и безопасности человечества;

незаконным пересечением государственной границы государств - участников СНГ террористическими группами и другими преступными элементами;

незаконной миграцией;

фальшивомонетничеством, контрабандой, легализацией средств и имущества, приобретенных незаконным путем, налоговыми и другими преступлениями в экономике, наносящими ущерб государствам - участникам СНГ;

преступлениями, связанными с незаконным производством и оборотом оружия, радиоактивных материалов, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, взрывных устройств;

незаконным производством и оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

преступлениями в сфере интеллектуальной собственности;

преступлениями в сфере компьютерной информации;

взяточничеством, коммерческим подкупом в области межгосударственных, экономических и других отношений государств - участников СНГ;

нарушениями законодательства об охране окружающей среды, загрязнением вод, атмосферы, морской среды и другими экологическими преступлениями, затрагивающими интересы государств - участников СНГ;

преступлениями против безопасности движения и эксплуатации транспорта, наносящими ущерб государствам - участникам СНГ;

преступлениями, совершаемыми против лиц из состава коллективных миротворческих сил;

нелегальным алкогольным, антикварным, игорным бизнесом, а также порнографией и проституцией;

любыми преступлениями, совершаемыми преступниками-"гастролерами", действующими на территориях государств - участников СНГ, либо лицами, имеющими транснациональные преступные связи;

нелегальным автомобильным бизнесом и иными преступными посягательствами на автотранспортные средства.

3. Приоритетное значение приобретают совместные усилия в борьбе с организованной и транснациональной преступностью, которая представляет особую угрозу безопасности государствам - участникам СНГ. Эта угроза несет опасность:

а) в социальной сфере:

вовлечения в преступную деятельность все большего числа людей и прежде всего молодежи;

создания в обществе атмосферы страха, неуверенности и социальной напряженности;

возрастающего вреда, причиняемого экологическими преступлениями, фальсифицированием продуктов, алкогольных и других напитков;

б) в экономической сфере:

глобальной криминализации экономических отношений и упрочения позиций криминального капитала;

роста теневой экономики, подрывающей социально-экономические основы государств - участников СНГ;

снижения уровня международного доверия к усилиям государств - участников СНГ в инвестиционной политике, внешнеэкономической, кредитно-финансовой деятельности и других сферах экономики;

в) в политической сфере:

вторжения криминальных структур, располагающих крупными капиталами, в политическую жизнь, лоббирования своих интересов во властных структурах, в том числе путем формирования выгодного им общественного мнения через подконтрольные средства массовой информации, принятия законодательных и иных нормативных актов, создающих благоприятные условия для их деятельности;

подкупа государственных служащих;

провоцирования межнациональных конфликтов и политических скандалов, физического устранения неугодных лиц.

4. Основными направлениями взаимодействия компетентных органов государств - участников СНГ, а также уставных органов и органов отраслевого сотрудничества СНГ, созданных по взаимному согласию для координации и взаимодействия в борьбе с преступностью, являются:

совместный анализ состояния, структуры, динамики и последствий транснациональной преступности, результатов работы по выявлению, предупреждению, раскрытию, расследованию преступлений, исполнению наказаний;

выполнение, в пределах своей компетенции, совместных программ борьбы с преступностью, ее отдельными видами;

совместные следственные, оперативно-розыскные действия и другие мероприятия по конкретным делам и материалам о преступлениях, борьба с которыми требует скоординированных усилий;

обобщение практики исполнения межгосударственных договоров, принятых в рамках СНГ;

подготовка информации о борьбе с преступностью Совету глав государств, другим органам СНГ, а также органам государственной власти государств - участников СНГ;

разработка предложений по совершенствованию правового регулирования совместной деятельности государств - участников СНГ в борьбе с преступностью, в том числе по вопросам передачи уголовного преследования;

изучение и оценка эффективности совместных усилий компетентных органов государств - участников СНГ в борьбе с преступностью, распространение опыта в этой области;

создание правовой основы упрощенного порядка выдачи лиц, совершивших преступления;

сотрудничество в области защиты прав потерпевших, свидетелей и других участников уголовного процесса;

согласованная разработка рекомендаций для использования в национальном законодательстве с учетом специфики правовых систем государств - участников СНГ;

профессиональная подготовка и переподготовка кадров государств - участников СНГ;

разработка, изготовление, производство и поставка для нужд компетентных органов государств - участников СНГ криминалистической техники и специальных средств.

III. Основные формы взаимодействия

1. Основными формами взаимодействия компетентных органов государств - участников СНГ в борьбе с преступностью признаются:

а) осуществление совместных следственных, оперативно-розыскных действий и иных мероприятий на территориях государств - участников СНГ;

б) оказание содействия работникам компетентных органов одного государства работниками компетентных органов другого государства в пресечении, раскрытии и расследовании преступлений, задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, розыске преступников. Это содействие выражается в форме предоставления другой стороне транспортных средств, криминалистической техники, связи, оргтехники, необходимой оперативной информации, организации работы переводчиков, экспертов, осуществления иных конкретных мероприятий;

в) обмен информацией и опытом работы компетентных органов по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, проведение совместных семинаров, учений, сборов, консультаций и совещаний;

г) выполнение запросов и просьб, поступающих от компетентных органов других государств - участников СНГ;

д) выдача лиц для привлечения к уголовной ответственности, приведения приговора в исполнение и передача осужденных для дальнейшего отбывания наказания в порядке, предусмотренном соответствующими договорами;

е) обеспечение привлечения к уголовной ответственности граждан своего государства за совершение преступлений на территориях других государств - участников СНГ;

ж) проведение совместных научных исследований;

з) сотрудничество компетентных органов государств - участников СНГ в международных организациях;

и) сотрудничество в подготовке кадров компетентных органов;

к) развитие согласованных форм и методов профилактики преступлений и иных правонарушений.

2. В целях повышения оперативности взаимодействия признается необходимым на договорной основе урегулировать порядок пребывания сотрудников компетентных органов одних государств на территориях других государств - участников СНГ, предоставив им право:

а) присутствия представителей компетентных органов одного государства при производстве следственных и розыскных действий, проводимых по просьбе или запросу на территории другого государства;

б) получения по направляемым запросам оперативной информации в компетентных органах государств - участников СНГ;

в) проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступлений и находящихся на территорий другого государства - участника СНГ, по заранее присланному запросу, полученному на него разрешению, с участием и под контролем компетентных органов государства пребывания;

г) осуществления преследования лица и его задержание с разрешения, под контролем и с участием компетентных органов государства пребывания;

д) руководителям компетентных органов приграничных территорий сопредельных государств - участников СНГ самостоятельно разрабатывать совместные мероприятия длительного характера по борьбе с преступностью с обязательным направлением необходимых документов (планов, решений, соглашений и др.) на экспертизу и утверждение в центральные ведомства соответствующих компетентных органов.

3. Также в целях повышения оперативности взаимодействия признается необходимым разработать систему мер, направленных на упрощение порядка пересечения границ государств - участников СНГ участниками уголовного судопроизводства, работниками компетентных органов в служебных целях, а также перемещения через эти границы вещественных доказательств по уголовным и административным делам, изъятых у преступников ценностей и других предметов, связанных с пресечением, раскрытием и расследованием преступлений.

4. Применительно к задачам и ситуациям борьбы с организованной преступностью признается необходимым на договорной основе:

создать для общего пользования специализированные банки информации: о состоянии и тенденциях преступности на территориях государств - участников СНГ; о направленности, сферах преступной деятельности, структуре, лидерах, активных участниках, транснациональных связях преступных организаций и сообществ; о преступлениях, подготавливаемых и совершаемых преступными сообществами; о физических и юридических лицах, контролируемых преступными организациями и сообществами, иным образом связанных с ними; о финансовой и имущественной базе преступных сообществ, о сферах и способах легализации преступных доходов; о коррумпированных связях преступных сообществ; о мерах, предпринимаемых преступными сообществами для обеспечения их функционирования;

обеспечить на долговременной основе проведение совместной оперативно-розыскной работы, в том числе, при необходимости, путем создания объединенных групп, в целях завоевания прочных оперативных позиций в сферах криминализированных экономических структур, наркобизнеса, нелегального оборота оружия, отмывания преступных доходов, транснациональных преступных связей среди криминальных авторитетов, коррумпированных чиновников и других категорий лиц, причастных к организованной преступности, осуществления контролируемых поставок, образования легендированных предприятий, учреждений и организаций, других оперативно-розыскных мер повышенной сложности.

IV. Информационное обеспечение взаимодействия

1. Информационно-аналитическое обеспечение включает:

а) проведение совместных исследований проблем преступности, в первую очередь организованной и транснациональной преступности, изучение наиболее характерных криминальных проявлений, в том числе их специфики в приграничных районах. В этих целях предполагается функционирование Аналитического центра с привлечением к его работе заинтересованных государств - участников СНГ;

б) регулярное представление Аналитическим центром государств - участников СНГ результатов аналитической работы в Совет глав государств. Совет глав правительств, Координационный совет генеральных прокуроров, Совет министров внутренних дел, Совет руководителей органов безопасности и спецслужб, Совет руководителей таможенных служб, Совет командующих Пограничными войсками, руководителям налоговых служб;

в) проведение совещаний, семинаров представителей информационно-аналитических служб компетентных органов для обсуждения криминогенной ситуации, ее тенденций, перспектив борьбы с преступностью и других вопросов, представляющих взаимный интерес;

г) совместную разработку единых методик информационно-аналитической работы, обеспечивающих сопоставимость уголовно-статистической и иной информации;

д) разработку системы предоставления пользователям в согласованных объемах и формах информации о преступности, мерах и результатах борьбы с ней;

е) создание межгосударственных компьютерных сетей в целях практического безвозмездного использования банков информации компетентными органами государств - участников СНГ;

ж) создание узлов связи информационно-оперативного обеспечения.

2. Информационно-оперативное обеспечение предусматривает:

а) информирование о подготавливаемых или совершенных преступлениях, предусмотренных пунктами 2,3 раздела II Концепции, в тех случаях, когда они затрагивают интересы двух и более государств - участников СНГ;

б) информирование о проводимых операциях по задержанию опасных преступников и пресечению преступлений, предусмотренных разделом II Концепции, и результатах этих операций в тех случаях, когда они затрагивают интересы двух и более государств - участников СНГ;

в) прямые контакты офицеров связи и созыв в экстренном порядке совместных рабочих групп из представителей заинтересованных служб компетентных и других органов государств - участников СНГ в целях неотложного решения проблем, не терпящих отлагательства;

г) создание для общего пользования компьютерных банков данных о преступлениях, предусмотренных в пунктах 2, 3 раздела II Концепции, в том числе:

о структурах организованной и профессиональной преступности;

об обвиняемых и осужденных, проходящих по делам о межрегиональных и межгосударственных преступлениях (с дактилоскопическим учетом);

о способах совершения преступлений (применяемых при совершении межрегиональных, межгосударственных преступлений либо качественно новых);

о похищенных, находящихся в розыске ценностях, которые могут перемещаться через государственные границы;

о лицах, пропавших без вести;

о неопознанных трупах;

о лицах, скрывающихся от дознания, следствия, суда, а также совершивших побег из мест лишения свободы;

о гражданах государств - участников СНГ, гражданах других государств и лицах без гражданства, пытавшихся нарушить границу, которым на законных основаниях было отказано во въезде в одно из государств - участников СНГ;

о похищенном и изъятом оружии, боеприпасах, радиоактивных, отравляющих и взрывчатых веществах (с созданием пуле-, гильзотеки);

о физических и юридических лицах, причинивших значительный ущерб путем уклонения от уплаты налогов и таможенных платежей, участия в незаконном предпринимательстве, лжебанкротства и совершивших иные экономические преступления транснационального характера;

о товарных ценностях, задержанных или разыскиваемых таможенными органами;

об угнанных, похищенных транспортных средствах и номерных агрегатах, способах их легализации и маршрутах пересечения границ;

о задержанных или изъятых наркотических, радиоактивных, психотропных и сильнодействующих веществах.

Информация, содержащаяся в банках, по согласованию может также использоваться в информационно-аналитических целях.

3. Информационно-правовое обеспечение предусматривает:

а) сбор, хранение и систематизацию информации о законодательстве государств - участников СНГ и практике его применения;

б) комплексный анализ правовой базы межгосударственных отношений в области борьбы с преступностью государств - участников СНГ и их национального законодательства;

в) разработку предложений и рекомендаций по предотвращению и устранению юридических коллизий в процессе сотрудничества государств - участников СНГ;

г) сбор, хранение и систематизацию научных разработок по проблемам борьбы с преступностью.

V. Материально-техническое, финансовое и иное ресурсное обеспечение взаимодействия

1. Материально-техническое и финансовое обеспечение взаимодействия осуществляется в порядке и на условиях, определяемых отдельными договорами о конкретных направлениях и формах сотрудничества государств - участников СНГ.

2. Обеспечение выполнения функциональных полномочий и безопасности сотрудников компетентных органов, а также потерпевших, свидетелей, других участников уголовного судопроизводства одного государства в случаях необходимости пребывания этих лиц на территории другого государства - участника СНГ производится, как правило, за счет средств компетентных органов государства, инициировавшего это пребывание.

Пребывание работников компетентных органов одного государства на территории другого государства в целях выполнения мероприятий, предусмотренных настоящей Концепцией, обеспечивается за счет финансовых средств компетентных органов, направивших этих работников в государство пребывания.

3. Выполнение организационно-технических, охранных, оперативно-розыскных, следственных и иных мероприятий, связанных с обеспечением безопасности, возлагается на государство пребывания.

Техническое, транспортное, жилищно-коммунальное, а также иное обеспечение, связанное с предоставлением рабочих кабинетов, помещений для содержания задержанных и арестованных, их охраной и конвоированием, безопасностью работников компетентных органов, возлагается на компетентные органы государства пребывания.

4. Подготовка и повышение квалификации кадров осуществляется на основе договоров, в которых отражаются вопросы организационного и финансового обеспечения.

5. Многосторонними и двусторонними соглашениями государств - участников СНГ могут быть предусмотрены иные условия ресурсного обеспечения взаимодействия.

VI. Координация выполнения решений о взаимодействии в борьбе с преступностью, принятых в рамках СНГ

На национальном уровне государств - участников СНГ контроль за исполнением решений, принятых на основании настоящей Концепции, осуществляется их компетентными органами.

Анализ хода выполнения согласованных решений о взаимодействии государств - участников СНГ в борьбе с преступностью и подготовка информации Совету глав государств и Совету глав правительств Содружества Независимых Государств осуществляются Исполнительным Секретариатом СНГ.


Текст документа сверен по:
"Содружество". Информационный вестник
Совета глав государств и
Совета глав правительств СНГ,
N 1(31), 1999 год

Люди, которые много ездят по миру с деловыми и туристическими целями, точно знают, что не во всех государствах мира низкий уровень преступности. Есть страны, куда ехать вообще не стоит.

Основные критерии оценки уровня преступности в государствах:

  • качество предоставляемой медицинской помощи;
  • количество аварий местного транспорта;
  • уровень уличной преступности;
  • активность террористов.

При составлении отчетов по Глобальному индексу мира учитываются конфликты внутри страны, в регионе, политическая нестабильность в государстве, количество убийств, обороты оружия, инфляция, состояние в сфере прав человека.

Такие же показатели учитываю и правительства стран, составляя для своих граждан перечень преступных мест, куда не стоит ходить или ездить.

Это зависит от критериев, которые учитываются при анализе ситуации, от этнической и религиозной структуры, уровня политического и экономического развития.

Уровень киберпреступности в мире

В 2019 году, как и в предыдущие годы, небезопасными странами, как для мужчин, так и для женщин, признаны следующие государства мира:

  • Сектор Газа;
  • Судан;
  • Сомали;
  • Ирак;
  • Колумбия.

Эксперты отмечают, что в этих странах опасно находиться, поскольку можно навлечь на себя неприятности.

Существует очень большой шанс того, что человек, уехавший в Сомали, Колумбию или Ирак, может на Родину не приехать совсем. И искать его тело никто не будет, потому что в государствах существуют огромные проблемы с безопасностью и с работой правоохранительных органов.

В Секторе Газа иностранцы часто становятся жертвами случайных обстрелов или попадают в заложники к террористам.

Судан очень бедная страна, где каждый день людей убивают за еду или воду. Здесь с оружием или гранатами ходят даже дети.

Многие молодые люди являются членами террористических организаций, которые и захватывают иностранцев. Такая же ситуация наблюдается в Сомали, где людей похищают для получения выкупа.

Статистика убийств в мире на 100 тысяч человек

В Ираке столкновения между группировками, террористическими организациями, гражданская война создали атмосферу постоянного страха и паники.

Сама обстановка не способствует тому, чтобы приезжать в Ирак. Те, кто рискнул и отправился сюда, может не вернуться домой. Террористы чувствуют себя хозяевами страны, контролирующими обороты оружия, наркотиков.

В Колумбии массовыми стали такие преступления, как похищения людей, убийства, торговля органами и наркотиками.

  • Афганистан.
  • Конго.
  • Пакистан.
  • Индия.
  • Сомали.
  • Гватемала.
  • Ирак.
  • Судан.
  • Мали.

В данных государствах уровень преступности измеряют по следующим показателям:

  • Социальный статус женщин.
  • Уровень образования среди женщин и доступ к нему.
  • Предоставление квалифицированной медпомощи.
  • Уровень домашнего и сексуального насилия.

В Афганистане отмечается высокая смертность рожениц, высокий уровень безграмотности среди женщин, несоблюдение их прав, насильственная выдача замуж, унижения.

Уровень смертности в мире

В Конго существует очень высокий порог насилия по отношению к девочкам разного возраста и женщинам. Официальная статистика точно не может посчитать, сколько женщин, девушек и девочек каждый год становятся жертвами насилия.

Кроме того, в Конго полностью отсутствует медицина, что снижает продолжительность жизни.

В Пакистане и Индии распространены похищения девушек, убийства ради чести, лишение женщин жизни, которых заподозрили в нарушении правил рода.

Топ 5 стран по количеству смертных казней по решению суда

Сомали, Гватемала, Ирак отличаются высоким уровнем насилия в семье, дискриминацией по половому признаку. В Сомали практикуется женское обрезание, из-за которого умирает большое количество девочек и женщин.

В Судане ситуация не лучше, попытки внедрить правозащитные механизмы, чтобы защищать права женщин, проваливаются на начальном этапе. Судан лидирует по количеству убийств, насилия, похищения, жертвами которых становятся женщины.

В Чаде и Мали представительницы прекрасного пола лишены любых прав, детство девочек заканчивается очень рано. Замуж их выдают в 10-12 лет, до этого они часто становятся жертвами насилия со стороны старших родственников.

Количество заключенных на душу населения в некоторых странах

В каждой из названных стран уровень преступности может быть выше или ниже, но есть общие факторы:

  1. В государствах нестабильная ситуация в экономической, политической и социальной сфере. В результате чего, стали развиваться беззаконие, терроризм, криминалитет, нормальным стали убийства и хищения людей.
  2. Нет правозащитных механизмов.
  3. Неписаное право преобладает над кодифицированным.
  4. Общества африканских и азиатских государств пронизаны исламом по вертикали и горизонтали.

Это во многом определяет отношение к женщинам.

Самые страшные теракты в мире

Самые страшные места, куда не стоит ездить даже экстремальным туристам:

  • Мексика – из-за огромного влияния наркокартелей на органы власти, в стране процветает преступность.
  • Эфиопия – приезжих иностранцев похищают ради выкупа, машины обворовывают.
  • Кот д’Ивуар – законы тут вообще отсутствуют, население живет грабежами, похищениями, убийствами.
  • Чад – людей постоянно похищают, чтоб продать в рабство, получить выкуп, съесть.
  • Ливан – волна преступности, которая захлестнула страну после политического и религиозного кризисов, не останавливается.
  • Йемен – правительство сотрудничает с преступными группировками, поэтому уровень преступности каждый год растет.
  • Зимбабве – беззаконие царит везде, убийства и грабежи стали обыденным делом.

В ТОП-10 городов мира по показателям преднамеренных убийств входят (на 100 тыс. жителей):

  • Богота, Колумбия – 1,3 тыс. человек;
  • Гватемала Сити, Гватемала – 1,250 тыс.;
  • в Каракасе, Венесуэле совершается около 2,5 тыс. преступлений;
  • Кейптаун, ЮАР – больше 2 тыс. убийств;
  • Сан-Паулу, Бразилия – 1,6 тыс. человек;
  • Тегусигальпа, Гондурас – около 1,8 тыс.

Россия по уровню преступности в мире находится в рейтинге ООН и других международных организаций на 150-х позициях из 219 стран, включаемых в список.

Статистика преступлений каждый год снижается, но количество совершаемых убийств, в том числе неумышленных, похищений людей остается стабильно высоким.

Безопасные страны и города мира

Сравнение уровня преступности в странах — членах ОЭСР

Таблица 1. Уровень самых безопасных стран мира (из расчета разных видов преступлений на 10 тыс. человек)

Позиция в рейтинге Государство Уровень преступности в %
1 Палау 0,0
2 Монако 0,0
3 Гонконг 0,2
4 Исландия 0,3
5 Сингапур 0,3
6 Япония 0,3
7 Французская Полинезия 0,4
8 Бруней 0,5
9 Гуам 0,6
10 Австрия 0,6
11 Норвегия 0,6
12 Бахрейн 0,6
13 Швейцария 0,7
14 Словения 0,7
15 Оман 0,7
16 Макао 0,7
17 Германия 0,8
18 Испания 0,8
19 ОАЭ 0,8
20 Микронезия 0,9
21 Вануату 0,9
22 Новая Зеландия 0,9

ТОП стран с низким уровнем преступности входят:

  1. Швеция.
  2. Австрия.
  3. Швейцария.
  4. Германия.
  5. Норвегия.
  6. Дания.
  7. Исландия.
  8. Япония.
  9. Люксембург.
  10. Сингапур.
  11. Новая Зеландия.
  12. Кипр.

В этих регионах Европы высокий уровень жизни, стабильная политическая и экономическая ситуация, высокий ВВП, на улицах безопасно.

Соотношение полицейских и произошедших убийств на 100000 человек в различных странах

Попал в перечень и Кипр, где убийств и краж очень мало.

Комфортная, а главное безопасная атмосфера, существует в Новой Зеландии, Сингапуре и Японии. В этих государствах правительство несколько десятилетий назад провело радикальные реформы в правозащитных сферах, реформировали суды, ввело огромные штрафы за нарушение общественного порядка и законов.

В Швеции на 10 млн. жителей в год совершается до 100 убийств, что в 5-6 раз меньше, чем в крупных городах России.

При этом Швеция в Европе государство № 1 по количеству изнасилований, к которым приравнивается намек на половой акт или домогательства. В связи с этим в этой скандинавской стране недавно приняли закон о том, что перед сексом партнер должен получить от женщины официальное согласие на него.

В Австрии совершается еще меньшее количество убийств – на 9 млн. человек в год совершается всего 40 преступлений. Количество краж, аварий на дорогах возросло после открытия границ для беженцев из Ближнего Востока.

Самые безопасные страны мира для туристов

В Швейцарии очень высокий оборот оружия, практически у каждого жителя страны есть тот или иной вид оружия. Но швейцарцы, в отличие от американцев, не стреляют по поводу или без. Также в стране низкий уровень криминалитета, нет авторитетов в преступном мире. Количество убийств в год приближается к 50.

Германия отличается от стран Европы тем, что тут уровень преступности ежегодно снижается, несмотря на большой приток мигрантов. Расцвета в стране достигают кражи, стало больше изнасилований, большая часть которых совершается мигрантами – турками, сирийцами.

Количество убийств, ежегодно совершаемых в Германии, превышает 2 тыс., что для страны с 81 млн. жителей нормальный показатель. Например, в США почти 326 млн. человек, и убийств тут совершается 15 тыс. в год.

В Норвегии, Дании, Исландии убийств и других преступлений совершается мало. В Исландии настолько безопасно на улицах, что тут отсутствуют вооруженные патрули.

В Японии в год совершается около 1 тыс. убийств. Члены криминальных банд-кланов Якудза обязаны ходить без оружия. Самыми безопасными городами Японии признаны Токио, Большой Токио и Осака.

В Люксембурге понятие преступления отсутствует вообще. В 2015 году по стране прокатилась серия вооруженных грабежей. Но такие происшествия – редкость. Люксембург очень зажиточное государство с высоким ВВП, зарплатами, поэтому и обстановка тут безопасная, комфортная для жизни, а преступлений практически нет.

Количество преступлений, совершенных мигрантами или нелегалами в Германии

Сингапур – бизнес-центр мира, деловая столица, где количество транснациональных корпораций очень большое. Обычно там, где есть деньги, процветают кражи, экономические преступления.

Но не в Сингапуре, и все благодаря отцу нации – Ли Куан Ю, который провел комплекс реформ, целью которых была безопасность граждан, правопорядок, снижение безработицы, установление политической стабильности. И правительству это удалось.

Убийств в год совершает не больше 15-16. Преступлений, которые квалифицируются, как нарушения правопорядка, практически нет, что связано с очень высокими штрафами и арестами.

Новую Зеландию называют райской страной, поскольку тут нет политических кризисов, мигрантов, общественных проблем. Изоляционизм и удаленность от внешнего мира способствуют тому, что в стране очень низкий уровень преступности, нет краж и правонарушений.

Отдельно стоит отметить самые безопасные города мира, к которым относятся:

  • Северная Америка – Нью-Йорк, Сан-Франциско, Торонто.
  • Европа – Стокгольм, Цюрих, Амстердам, Мюнхен, Базель, Берн, Минск, Афины, София, Брюссель, Дублин, Манчестер.
  • Южная Америка – Буэнос-Айрес, Лима, Сантьяго.
  • Африка и Ближний Восток – Абу-Даби, Кувейт, Доха.
  • Азия – Токио, Сингапур, Осака, Тайбэй, Гонконг.

Рейтинг американских городов возглавляет уже много лет Нью-Йорк, европейских – Лондон и Рим, африканских – Йоханнесбург. Москва в подобном рейтинге располагается на 40-х местах, рядом с ней – Мумбай, Дели, Тегеран и Джакарта.

22 января 1993 г. страны СНГ заключили Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

Согласно ст. 1 Конвенции «граждане каждой из Сторон, а также другие лица, проживающие на ее территории, имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в учреждения юстиции других стран Содружества, к компетенции которых относятся гражданские, семей­ные и уголовные дела». Конвенция распространяет также свое дей­ствие и на юридических лиц государств, подписавших Конвенцию.

Государства осуществляют правовую помощь друг другу путем выполнения процессуальных и иных действий, в частности путем составления, пересылки и выдачи вещественных доказательств, про­ведения экспертизы, допроса сторон, обвиняемых, свидетелей, экспер­тов, возбуждения уголовного преследования, розыска и выдачи лиц. совершивших преступления, принятия и исполнения судебных реше­ний по гражданским делам, приговоров в части гражданского иска, исполнительных надписей, а также путем вручения документов.

Документы, которые на территории одной из сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то упол­номоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территории других сторон без какого-либо специального удостоверения.

Статьи 20-50 Конвенции регулируют правовые вопросы по граж­данским и семейным делам. Раздел III содержит положения, ка­сающиеся вопросов признания и исполнения решений. Например, государство-участник Конвенции признает и исполняет на своей территории вынесенные на территории других государств-участни­ков решения учреждений юстиции по гражданским и уголовным делам, решения судов по уголовным делам о возмещении ущерба. Статьи 56-80 Конвенции касаются вопросов правовой помощи по уголовным делам. В том случае, если гражданин одного из госу­дарств-участников совершил преступление на территории другого государства-участника, государство гражданской принадлежности правонарушителя обязано осуществлять против него уголовное пре­следование. Более того, запрашиваемое государство обязано уведо­мить запрашивающее государство об окончательном решении в связи с уголовным преследованием и передать ему копию окончательного решения по делу.



Конвенция также детально регламентирует вопрос выдачи преступ­ников и лиц, совершивших правонарушения. Статья 56 предусмат­ривает взаимное обязательство государств-участников Конвенции выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привле­чения к уголовной ответственности или приведения в исполнение вступившего в силу приговора суда. Выдача лиц для приведения приговора в исполнение производится за такие деяния, которые в соответствии с законом запрашивающей и запрашиваемой сторон Конвенции являются наказуемыми и за совершение которых преду­смотрено наказание в виде лишения свободы на срок не менее шести месяцев.

Распад СССР привел к резкому ухудшению криминогенной обста­новки на территории новых государств, росту количества преступ­лений с участием иностранных граждан, возникновению новых видов преступлений и трансграничной преступности. Государства СНГ были вынуждены принять ряд соглашений, направленных на борьбу с преступностью в рамках Содружества. В январе 1996 г. Совет глав государств СНГ принял решение о создании Совета министров внутренних дел государств-участников Содружества, а в мае 1996 г. утвердил Положение о нем.

По своему статусу Совет является одновременно органом Совета глав государств и Совета глав правительств по вопросам, которые входят в компетенцию министерств внутренних дел стран СНГ.

Среди основных задач Совета - взаимодействие в борьбе с пре­ступностью, охрана правопорядка, реализация решений органов СНГ и др. Совет проводит заседания по мере необходимости, но не реже двух раз в год и принимает решения на основе консенсуса с учетом принципа незаинтересованности любого государства Содружества в том или ином вопросе, что не влияет на принятие решения другими государствами.

Национальные министерства стран СНГ осуществляют сотрудни­чество в борьбе с преступностью на основе Соглашения о взаимо­действии министерств внутренних дел СНГ в сфере борьбы с преступностью от 24 апреля 1992 г. Оно было подписано всеми государствами СНГ.

Программа совместных мер по борьбе с организованной преступ­ностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ, принятая главами правительств стран Содружества 12 марта 1993 г., обозначила комплекс совместных мер по противодействию правона­рушениям. В развитие Программы, принятой 12 апреля 1996 г., было подписано Соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступле­ниями в сфере экономики. В соответствии с Соглашением государ­ства СНГ осуществляют сотрудничество путем обмена информацией, проведения мероприятий по предупреждению, выявлению, пресече­нию и раскрытию преступлений в сфере экономики и т.д.

Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с преступностью, подписанное 25 ноября 1998 г., преду­сматривает также розыск лиц, скрывающихся от уголовного пресле­дования или отбывания наказания, а также без вести пропавших; розыск и возвращение похищенных предметов и ценностей, авто­транспорта; обмен информацией о готовящихся или совершенных преступлениях и др. Обмен информацией осуществляется на основа­нии запросов, а также без запроса, если имеются основания полагать, что она представляет интерес для государства-участника Соглашения.

Для осуществления сотрудничества в борьбе с отмыванием денег в рамках СНГ заключен Договор о противодействии легализации доходов, полученных незаконным путем (не вступил в силу).

В связи с постоянно возрастающей угрозой осуществления актов международного терроризма главы 12 государств СНГ приняли в июне 1999 г. Договор о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом (вступил в силу для шести государств). Решением Совета глав государств СНГ, принятым 1 декабря 2000 г. в Минске, об Антитеррористическом центре государств СНГ было утверждено Положение о нем.

По своему статусу Антитеррористический центр - постоянно действующий специализированный отраслевой орган СНГ, который предназначен для обеспечения координации взаимодействия компетентных органов государств Содружества в области борьбы с между­народным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.

Общее руководство деятельностью Центра осуществляет Совет руководителей органов безопасности и специальных служб стран СНГ. В своей работе Центр взаимодействует с Советом министров внут­ренних дел СНГ, Советом министров обороны СНГ, Координацион­ным советом Генеральных прокуроров СНГ, Советом командующих Пограничными войсками, а также Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами пре­ступлений на территории государств СНГ.

Основные задачи и функции Центра: выработка предложений Совету глав государств СНГ и Совету глав правительств СНГ в борьбе с международным терроризмом; обеспечение координации взаимодей­ствия компетентных органов стран Содружества; анализ информации о состоянии, динамике и тенденциях распространения международно­го терроризма в СНГ и других государствах; формирование банков данных о международных террористических организациях, неправи­тельственных структурах и лицах, оказывающих поддержку между­народным террористам; содействие государствам СНГ в подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий и комплексных операций по борьбе с международным терроризмом; участие в под­готовке модельных законодательных актов, международных догово­ров, затрагивающих вопросы борьбы с международным терроризмом.

Центр возглавляет Руководитель, назначаемый на основании решения Совета глав государств СНГ на три года по представлению Председателя Совета руководителей органов безопасности испециальных служб государств СНГ. Руководитель имеет трех заместителей: первый - от Совета министров внутренних дел СНГ, второй - Совета министров обороны, третий - Совета командующих Пограничными войсками.

Государства СНГ направляют в Центр своих полномочных пред­ставителей, которые осуществляют деятельность на основании По­ложения, утвержденного Решением Совета глав правительств СНГ от 31 мая 2001 г.

Финансирование деятельности осуществляется за счет средств единого бюджета органов СНГ отдельной строкой.

Выдача преступников

Институт экстрадиции действует одновременно и параллельно как на двустороннем, так и на многостороннем уровнях. При этом, как по­казывает практика, применимой является форма регионального уча­стия государств в сотрудничестве в сфере международной уголовной юстиции.

Важным элементом создания единого правового пространства на Европейском континенте явилось подписание 13 декабря 1957 г. в Страсбурге Европейской конвенции о выдаче.

Договаривающиеся стороны приняли на себя обязательство выда­вать друг другу в соответствии с положениями и условиями Конвенции всех лиц, в отношении которых компетентные органы запрашиваю­щей стороны ведут уголовное преследование в связи с каким-либо преступлением или которые разыскиваются указанными органами для приведения в исполнение приговора или постановления о задер­жании (ст. 1 Конвенции). Предметно обозначены преступления, служащие основанием для выдачи.

Любая договаривающаяся сторона, закон которой не предусмат­ривает выдачу за некоторые преступления, может исключить такие преступления из сферы применения Конвенции.

Любая договаривающаяся сторона может в момент сдачи на хра­нение своей ратификационной грамоты или документа о присоеди­нении препроводить Генеральному секретарю Совета Европы либо список преступлений, в связи с которыми разрешена выдача, либо список преступлений, в связи с которыми выдача исключается.

Конвенция 1957 г. содержит ряд общепризнанных принципов института экстрадиции. В числе таковых заслуживает быть назван­ным принцип невыдачи за преступления, рассматриваемые в каче­стве политических и воинских.

Фискальные преступления требуют наличия специального дополни­тельного согласия сторон в отношении каждого из таких преступлений. Доктринальный и практический интерес вызывает проблема вы­дачи собственных граждан. В рамках признанного права отказа в выдаче своих граждан каждая сторона может дать определение сво­его понимания термина «граждане» по смыслу Конвенции 1957 г. Это делается путем заявления в момент подписания или сдачи на хранение своей ратификационной грамоты или документа о при­соединении к Конвенции.

Если запрашиваемая сторона не выдает своего гражданина, она по просьбе запрашивающей стороны передает дело своим компетент­ным органам для возбуждения уголовного преследования, если это необходимо. Для этой цели документы, информация и вещественные доказательства, касающиеся преступления, предоставляются бес­платно по дипломатическим каналам. Запрашивающая сторона ин­формируется о результатах.

Институт выдачи преступников - это комплексный юридический феномен, соединяющий в себе нормы материального и процессуаль­ного права. При этом необходимо учитывать два важных фактора: гражданство преступника и определение места совершения преступ­ления. Запрашиваемая сторона может отказать в выдаче лица в связи с преступлением, которое в соответствии с ее законом считается совершенным полностью или частично на ее территории или в месте, рассматриваемом в качестве ее территории.

Институт выдачи преступников как отдельный институт в системе международного уголовного права регулируется общепризнанными отраслевыми принципами. Основополагающими являются принцип aut dedere aut punire («или выдай, или накажи»), принцип поп in bis in idem (принцип, исключающий двойное наказание) и принцип специальности. Все они нашли подтверждение и развитие в европей­ской правовой системе.

Важным аспектом обеспечения справедливого судебного произ­водства является соблюдение комплекса общепризнанных юридиче­ских гарантий. К таковым относятся срок давности и неприменимость смертной казни.

Международно-правовой режим выдачи преступников, установ­ленный в рамках европейской региональной системы, предусматри­вает упорядочение процедурных аспектов судебного производства, включая подачу запроса и связанных с ним сопроводительных доку­ментов, передачу дополнительной информации, осуществление вре­менного ареста, представление конкурирующих запросов, передачу лица, подлежащего выдаче, передачу собственности, транзит выда­ваемого лица через территорию другого государства.

Конвенция 1957 г. получила развитие в ряде последующих дого­ворных актов. Последними актами были Конвенция 1995 г. об уп­рощенной процедуре выдачи и Конвенция 1996 г. по проблемам выдачи.

В регионе Бенилюкса (Бельгия, Люксембург, Нидерланды) дейст­вует собственная правовая система выдачи преступников. Междуна­родно-правовой базой является Конвенция об экстрадиции и правовой помощи по уголовным делам от 27 июня 1962 г.

Налаженное между этими странами тесное экономическое со­трудничество, обусловленное спецификой географического поло­жения и общими политическими интересами, выделяет страны Бенилюкса в особую группу в общеевропейской системе интегра­ции. Конвенция от 27 июня 1962 г. как нельзя лучше иллюстри­рует возможность создания действенных субрегиональных систем по реализации института выдачи преступников странами, тесно связанными между собой географически, экономически и куль­турно.

Ни одно из трех указанных государств не ратифицировало Евро­пейскую конвенцию о выдаче 1957 г.

В большей своей части Конвенция 1962 г. находится в русле положений Конвенции 1957 г., хотя и имеет определенную специ­фику. В Конвенции 1962 г. значительно понижен временной порог выдачи по сравнению с Конвенцией 1957 г. Так, если по Конвенции 1962 г. общий срок наказания составляет шесть месяцев для обви­няемых беглецов и три месяца для осужденных беглецов, то для Конвенции 1957 г. такие сроки составляют, соответственно, двенад­цать и четыре месяца. В то время как так называемые «политиче­ские» преступники не подлежат выдаче по Конвенции 1962 г., акт дезертирства не рассматривается как политическое преступление. Требования о выдаче направляются не по дипломатическим каналам, а непосредственно от министерства юстиции одного государства в министерство юстиции другого государства.

Близкой (по характеру и содержанию) к правовой системе выдачи согласно Конвенции 1962 г. является правовая система экстрадиции в соответствии с Нордическим договором 1962 г. В нордическую систему применения института выдачи преступников входят пять расположенных на севере Европы стран: Дания, Финляндия, Ислан­дия, Норвегия и Швеция. Договор 1962 г. содержит международно-правовые принципы сотрудничества в сфере международной уголовной юстиции пяти стран этого субрегиона. Субрегиональная система экстрадиции строилась по такой схеме институционно-правового практического применения института выдачи, как процедура выра­ботки и принятия единообразного законодательства каждым государ­ством-участником. Тем самым достигалась гармонизация правовых систем института экстрадиции.

Имеется ряд соглашений между членами Европейских сообществ, в которых также есть положения, регулирующие выдачу преступни­ков. Например, соглашение между членами Европейских сообществ о толковании принципа aut dedere aut judicare («или выдай, или суди») (Брюссель, 1987 г.) и Соглашение о передачи лиц, совершивших преступления (Брюссель, 1987 г.), а также Конвенция о сотрудниче­стве в борьбе с международными преступлениями (Брюссель, 1991 г.). Совет ЕС разработал рамочное решение «О европейском ордере на арест и процедуре передачи лиц между государствами-членами», которое вступило в силу в 2004 г. Согласно этому документу, запрос судебного органа государства-члена ЕС о передаче лица должен быть признан и исполнен автоматически на всей территории ЕС. В этих случаях в качестве основания для отказа уже не рассматривается принадлежность лица к гражданству запрашиваемой стороны. Запра­шиваемое государство утрачивает право не выдавать собственного гражданина, если против этого лица возбуждено уголовное дело или вынесен приговор в другом государстве-члене ЕС.

Европейский ордер на арест может выдаваться как в целях пере­дачи преступника, скрывающегося в другом государстве-члене ЕС от наказания, так и в целях предварительного расследования, то есть он может выдаваться до вынесения судом приговора.

В целом понятие «европейский ордер на арест» означает требо­вание, исходящее от суда или прокуратуры государства-члена ЕС, адресованное другим государствам-членам ЕС в целях оказания ему помощи, осуществления розыска, задержания, ареста или передачи лица, которое является объектом приговора или постановления упо­мянутых органов.

Получив запрос, соответствующий орган обязан принять необхо­димые меры в отношении этого разыскиваемого лица, а это лицо имеет право обжаловать решение о его передаче в суде государства-члена ЕС, в котором он находится. В этом случае суд должен в течение 90 дней с момента задержания принять решение об испол­нимости ордера. Передача лица производится в течение последую­щих 20 дней.

Перечень оснований для отказа в исполнении европейского ор­дера на арест и передаче разыскиваемого лица является очень узким. При этом государство не позднее трех месяцев с момента принятия Советом ЕС рамочного решения может предоставить для опублико­вания в официальном журнале ЕС исчерпывающий перечень деяний, в отношении которых судебные органы этой страны имеют право отказать в исполнении ордера на арест. Речь идет о тех деяниях, которые не считаются преступлениями в другом государстве, напри­мер употребление наркотиков.

Рамочное решение Совета ЕС предполагается ограничить пре­ступлениями, влекущими лишение свободы на срок не менее четырех месяцев. В отношении разыскиваемого лица, которое еще не осуж­дено, нижний предел санкции составляет один год и более.

Российская Федерация ратифицировала Европейскую конвенцию о выдаче 1957 г. Федеральным законом от 25 октября 1999 г. № 190-ФЗ.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Охарактеризуйте формы борьбы с легализацией незакон­ных доходов.

2. Расшифруйте ФАТФ.

3. Охарактеризуйте Европейскую конвенцию о пресечении терроризма.

4. Как организована борьба с преступностью в рамках СНГ?

5. Какова система выдачи преступников в Европе?

Литература

Ляхов Е.Г., Попов А.В. Терроризм: национальный, региональный и международный контроль. - Москва-Ростов на Дону, 1999.

Моисеев Е.Г. Десятилетие Содружества: международно-правовые аспек­ты деятельности СНГ. - М., 2001.

Уголовная среда, используя правовые, экономические, политические, организационные промахи в работе правоохранительных органов, органов государственной власти и управления стран СНГ, создала свое единое криминальное поле, интернационализировалась и консолидировалась, обрела профессионализм, фактически взяла под контроль значительную часть экономических структур. На протяжении последних нескольких лет в динамике и структуре преступности стран СНГ отмечаются сходные тенденции, реально угрожающие их экономическому развитию и национальной безопасности. Из года в год растет число транснациональных преступлений, где преобладают бандитизм, убийства по найму, незаконные операции с оружием и наркотиками, контрабанда сырьевых ресурсов, финансовые аферы. Межнациональные преступные контакты приобрели характер устойчивой закономерности.

Органы государственной власти и управления стран СНГ, межправительственные и межгосударственные организации этих государств не предпринимают меры противодействию преступности. С момента создания СНГ борьба с преступностью, а особенно с преступностью в экономике, была отнесена к сфере совместной деятельности государств, входящих в СНГ, и это нашло законодательное закрепление в Вискулевском соглашении и в Уставе Содружества. 12 марта 1993 г. в Москве Совет глав правительств СНГ утвердил Программу совместных мер по борьбе с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников СНГ. В Программе отмечалось, что правовой основой для сотрудничества и взаимодействия органов внутренних дел государств - участников Содружества должна служить Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная главами государств 22 января 1993 г. в г. Минске.

Программа включала две группы вопросов: организационно-правовые и организационно-практические.

Организационно-правовые вопросы предусматривали:

– подготовку предложений созданию в рамках СНГ постоянно действующего органа (комиссии) по координации борьбы с организованными и иными наиболее опасными формами преступности для выполнения задач, связанных с формированием специализированного банка данных, содействия в осуществлении межгосударственного розыска участников преступных сообществ, лиц, совершивших наиболее опасные преступления и скрывающихся от уголовного преследования, обеспечения согласованных действий при проведении комплексных операций, затрагивающих интересы нескольких государств - участников Содружества, выработки рекомендаций по борьбе с транснациональной преступностью;

– подготовку предложений о необходимости принятия законов о борьбе с организованной преступностью и коррупцией, о государственной службе, о борьбе с «отмыванием» доходов от преступной деятельности, поиске, изъятии и конфискации таких доходов, о защите работников правоохранительных органов и участников уголовного процесса, об оперативно-розыскной деятельности;

– разработку и заключение межгосударственных соглашений о сотрудничестве в сфере борьбы с ОПГ, незаконным обращением с оружием, взрывчатыми и радиоактивными веществами, о порядке взаимодействия следственно-оперативных групп на территории других государств, порядке взаимодействия ОВД, таможенных служб и пограничных войск, о сотрудничестве в сфере борьбы с терроризмом на воздушном транспорте и транспортных коммуникациях, в сфере борьбы с преступлениями в банковской системе, коммерческих структурах и в сфере внешнеэкономической деятельности, а также о сотрудничестве в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Предусмотренные программой организационно-практические мероприятия были направлены на:

– борьбу с бандитизмом и вооруженной преступностью (определение лидеров, сферы влияния, выявление источников поступления оружия, проведение анализа данных о действующих на территории государств - участников Содружества вооруженных преступных групп бандитской направленности, занимающихся разбойными нападениями и вымогательством);

– разработку и проведение скоординированных комплексных операций (выявление и пресечение деятельности организованных групп преступников-гастролеров. выявление и изобличение бандитских группировок, действующих на магистральных автомобильных дорогах, выявление и пресечение вооруженных преступных группировок, занимающихся хищением на объектах железнодорожного транспорта);

– разработку и реализацию совместных мер по выявлению и пресечению незаконной продажи и хищений оружия;

– обеспечение совместного контроля за раскрытием серийных тяжких преступлений;

– осуществление комплекса согласованных мер, по пресечению деятельности группировок, специализирующихся на хищениях автомобилей;

– борьбу с наркобизнесом;

– борьбу с преступностью в сфере экономики (усиление контроля за внешнеэкономической деятельностью организаций и предприятий, вывозящих строительное сырье и материалы, пресечение незаконных сделок в отношении нефтепродуктов, цветных и редкоземельных металлов);

– выработку механизма совместных оперативно-поисковых действий по пресечению незаконных каналов вывоза из государств - участников Содружества энергоносителей, культурных ценностей и валютных средств;

– обобщение материалов о деятельности устойчивых преступных формирований, занимающихся мошенническими операциями в банковской системе, и проведение скоординированных ОРМ в странах СНГ по изобличению организаторов этих преступлений;

– разработку системы банковского контроля за межгосударственным перемещением денег.

По большинству позиций данная совместная программа борьбы с преступностью на территории стран СНГ не была выполнена. Причиной тому были следующие обстоятельства:

Нереальные сроки выполнения программы - один год;

Глобальность проблем, которые предполагалось совместно решить (по существу программа касалась всего комплекса преступлений, совершаемых в странах СНГ, и так называемых фоновых явлений);

Отсутствие опыта совместной работы;

Отсутствие правовой базы для сотрудничества;

Стремление охватить мероприятиями все страны СНГ вне зависимости от специфики их интересов;

Отсутствие материально-технической базы совместных действий;

Политическая и экономическая нестабильность в регионах;

Отсутствие четкого разделения обязанностей между сторонами;

Стремление разрешить комплексные проблемы усилиями одного-двух министерств;

Отсутствие контроля за выполнением Программы.

В 1996 г. Совет глав государств СНГ в соответствии со ст. 4 Устава СНГ в целях принятия эффективных совместных действий в борьбе с преступностью утвердил Межгосударственную программу совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств - участников СНГ на период до 2000 г. Руководители государств, принимая этот программный документ, констатировали, что состояние преступности в государствах – участниках Содружества вызывает серьезную озабоченность. Практически повсеместно отмечается значительный рост тяжких преступлений, имеющих транснациональный характер, совершаемых организованными преступными формированиями. Широкое распространение получают различные проявления терроризма, легализация преступных доходов, наркобизнес, контрабанда оружия и военной техники, радиоактивных веществ, культурных ценностей, стратегических материалов, фальшивомонетничество, кражи автомобилей, преступления в финансовой и внешнеэкономической сферах, в том числе с использованием информационно-вычислительной техники и новейших платежных средств, заказные убийства и другие виды преступлений.

В программе также отмечается, что принимаемые в государствах Содружества меры не всегда адекватны преступным проявлениям, недостаточно скоординированы и согласованы, это приводит к увеличению масштабов транснациональной организованной преступности, возможности ее проникновения в экономическую, социальную и финансовую сферы. Данное обстоятельство, отмечаемое в Программе, обусловливает необходимость принятия более эффективных межгосударственных мер, направленных на совершенствование информационного обеспечения государств, на гармонизацию и унификацию правовой базы, проведение конкретных согласованных мероприятий правоохранительных и иных органов системы уголовной юстиции в борьбе с ОПГ, и, прежде всего, с преступностью, посягающей на экономическую безопасность СНГ.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Коренные жители хабаровского края
Черно-желто-белый флаг как официальный флаг российской империи
Датский язык был родным для матери