Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Танк т 35 технические характеристики. Служба и боевое применение. Боевое применение и служба

Чебоксарский бульдозер«Четра Т-35» – это энергонасыщенный производительный бульдозерно-рыхлительный агрегат, один из самых современных и технологичных отечественных промышленных тракторов. Оснащён полужёсткой трёхточечной подвеской с вынесенной осью качания тележек. Это обеспечивает высокие тягово-сцепные свойства и в значительной степени снижает нагрузки на ходовую систему. Передовые и прогрессивные двигатели отличаются хорошей экономичностью. О прочих особенностях этой техники – далее.

Сферы применения бульдозера «Четра Т-35»

Эта мощная техника находит своё применения в горнообогатительной и нефтегазовой отраслях, в гидротехнической сфере, на строительстве крупных автомагистралей, мостов и дорожных развязок, значительных промышленных объектов. Бульдозерное и рыхлительное оборудование «Четра Т-35» часто бывает буквально незаменимым при обеспечении достаточно сложных землеройных рабочих процессов. Таких, как разработка особо твёрдых скалистых, а также мёрзлых поверхностей.

Строительство Чебоксарского завода промышленных тракторов развернулось в столице Чувашии в 1972 году, и сразу было включено в список всесоюзных ударных комсомольских строек. Первую готовую продукцию – бульдозеры «Т-330» – предприятие выпустило в октябре 1975 года. Кроме бульдозеров, в последующие годы ЧЗПТ освоил выпуск тракторов-трубоукладчиков, тракторов для лесного хозяйства.

«Четра Т-35» на заводском полигоне. С недавних пор у техники предприятия – новая оригинальная расцветка.

Модель мощного бульдозера «Т-35.01» разрабатывалась в конце 80-х годов, и готовилась к запуску в серийное производство в непростых экономических условиях последних лет существования Советского Союза. К производству он был принят, после соответствующих испытаний, в 1991-м году. Но в серию «Т-35» удалось запустить только в 1995-м году.

Бренд «Четра» бульдозер «Т-35» (как и другая техника, выпускаемая ЧЗПТ, переименованным в новое время в «ОАО «Промтрактор») получил в 2002 году.

Одна из характерных особенностей данной модели – модульная конструкция всех узлов и систем промышленного трактора. Это относится и к трансмиссии, и к ходовой системе, а также рабочему оборудованию, системе охлаждения, кабине и т.д. Модульная конструкция обеспечивает возможность максимально удобного, доступного и упрощённого технического обслуживания при проверке и дозаправке всех систем данного промтрактора, облегчает снятие и установку узлов силовой передачи отдельными модулями, с возможным последующим их ремонтом.

С 2009-2011 годов на бульдозеры марки «Четра Т-35» устанавливают целый ряд деталей и оборудования европейского производства. В частности, насосы «David Brown Hydraulics» (Британия), вместо привычных «НШ»; подшипники«SKF» (Швеция) или «FAG» (Германия) для редукторов привода насоса; пружины «INF» (Германия) для клапанов блока управления трансмиссией; телескопический элемент для натяжения или отпускания гусеничной ленты (с 2009 года).

Трактора «Четра Т-35» 2010-х годов выпуска идут с новыми усовершенствованными уплотнительными кольцами, увеличивающими герметичность колёс и катков; с увеличением количества и качества дисков в тормозах; с двумя дополнительными отопителями в кабине оператора; с рукавами высокого давления.

Из других особенностей технического устройства бульдозера «Четра Т-35»нельзя не сказать о полужёсткой подвеске, которая крепится к основной раме в трёх точках, с вынесением оси качания тележек.Обе силовые установки трактора «Четра Т-35» – и отечественная, и импортная, можно охарактеризовать как передовые и современные, обладающие высокой мощностью при достойной для данного класса экономичности.

Бульдозеры «Четра Т-35» комплектуются двумя видами дизельных двигателей – Ярославского моторного завода, или компании «Камминз».

Первый вариант – это четырёхтактный дизельный двигатель жидкостного охлаждения с турбонаддувом типа «ЯМЗ-850.10» Ярославского моторного завода. В этом силовом агрегате – двенадцать цилиндров, их расположение – V-образное, угол развала одновременный, равный 90°. Турбонаддув данного мотора работает по особому принципу «вода-воздух».

  • Рабочий объём двигателя – 25,86 литров.
  • Эксплуатационная мощность – 382 кВт, или 520 лошадиных сил – при 1900 оборотах в минуту.
  • Диаметр цилиндра и ход поршня – по 140 миллиметров.
  • Максимальный крутящий момент – не менее 2685 Н.м – при 1200…1400 об/мин.

Второй вариант оснащения «Т-35» – это двигатель «Cummins QSK19-C525» международной машиностроительной корпорации «Камминз», изготавливаемый в Китае. Он представляет собой шестицилиндровый четырёхтактный дизель жидкостного охлаждения с газотурбинным наддувом и охлаждением наддувочного воздуха по типу «воздух-воздух». Расположение цилиндров – рядное. Данный силовой агрегат соответствует «Tier-2»/ «Stage II».

  • Рабочий объём двигателя – 19 литров.
  • Эксплуатационная мощность – 360 кВт, или 490 лошадиных сил – при 2000 оборотах в минуту.
  • Диаметр цилиндра и ход поршня – по 159 миллиметров.
  • Максимальный крутящий момент – 2407 Н.м при 1300..1500 об/мин.

В дополнение к двигателю устанавливается отечественный жидкостный подогреватель «ПЖД-600», или «Гидроник-35» немецкого производства.

Бульдозер оборудован планетарной коробкой передач с муфтами диаметра 455 мм, которые функционируют в масле и обладают высокой способностью передачи крутящего момента. Гидромеханическая трансмиссия собственного производства компании «Промтрактор» обеспечивает по три передачи переднего и заднего хода, с переключением скоростей под нагрузкой. Переключение передач и направления движения производится одним единым рычагом.

Полностью реверсивная планетарная коробка передач, согласующий редуктор и главная передача объединены в единый силовой блок, который смонтирован в корпусе заднего моста. Трёхэлементный, одноступенчатый гидротрансформатор с активным диаметром 480 мм, максимальным коэффициентом трансформации Ко = 2,64 установлен на редукторе привода насосов и соединён шлицевой муфтой с упругой муфтой, установленной на мотора, а с коробкой передач соединён – карданной передачей. Передаточные числа: передний ход – 1: 4,4; 2: 7,9; 3: 13,0; задний ход – 1: 5,4; 2: 9,7; 3: 15,7.

Передача бортовая – двухступенчатая, I-я ступень — шестерни внешнего зацепления, II-я ступень — планетарная (с остановленной коронной шестернёй). Для облегчения замены в полевых условиях ведущая звёздочка выполнена из секторов, которые крепятся болтами.

Бульдозер «Четра Т-35» оснащён 3-х точечной полу-жёсткой подвеской с вынесенной осью качания тележек. Такая конструкция способствует проявлению высоких тягово-сцепных качеств трактора, снижению ударных нагрузок на его конструкцию и улучшению общих условий труда. На опорно-поддерживающих катках и направляющих колёсах установлены самоподжимные уплотнения типа «конус двойной».

Общее количество опорных катков ходовой системы – 14 штук (по семь с каждой стороны). Количество поддерживающих катков ходовой системы: 4 (по два с каждой стороны).

Бортовые фрикционы – непостоянно замкнутые; остановочные тормоза – постоянно замкнутые. Они выполнены в виде многодисковых муфт, работающих в масле, и гарантируют достаточную плавность управления тяжёлым трактором. Минимальный радиус поворота составляет 3,55 м.

Сборные, с одним грунтозацепом гусеницы выполнены с уплотнением для герметизации жидкой смазки шарниров на весь срок эксплуатации трактора, с разъёмными замыкающими звеньями. Шаг звена гусеницы составляет 250 мм. Число башмаков гусеницы – 42 шт. Высота грунтозацепа гусениц составляет 90 мм. Ширина башмака гусеницы – 650 мм. Площадь контакта гусеницы составляет 4,67 м2. Давление на грунт — 1,31 кгс/см2. Натяжение гусениц поддаётся регулировке при помощи шприца с консистентной смазкой.

Технические характеристики в цифрах

  • Длина – 9,692 м; Ширина – 4,710 м; Высота – 4,165 м.
  • Масса трактора – 45 тонн.
  • Общая эксплуатационная массса бульдозера с оборудованием: с двигателем «ЯМЗ»– 61,360 т, с двигателем «Камминз»– 60,780 т.
  • Ёмкость отвала – 18,5 кубометров.
  • Максимальное заглубление – 730 мм.
  • Расход дизтоплива – 228 г/кВт в час.
  • Ёмкость топливного бака –800 или 960 литров.
  • Ёмкость бака гидросистемы навесного оборудования – 450 литров.
  • Ёмкость системы охлаждения трактора – 115 литров.
  • Скорость движения – 3-6 км/ч на первой передаче; 7-10 км/ч на второй передаче; 11-15 км/ч на третьей передаче.

В состав раздельно-агрегатной гидравлической системы «Четра Т-35» входят три шестерёнчатых насоса: «НШ-250», «НШ-100», «НШ10» ОАО «Гидросила» г. Кировоград, либо, в более поздних версиях – «David Brown Hydraulics» (Англия). Общая производительность этих трёх насосов составляет 500 литров в минуту, при оборотах двигателя 1900 об/мин.

Два золотниковых распределителя обеспечивают подъём и перекос отвала, подъём и изменение угла наклона зуба рыхлителя. Гидравлическая система сервоуправления дистанционно управляет золотниками. Другие составные части гидросистемы – это бак с фильтрами и гидроцилиндры. Максимальное давление срабатывания предохранительного клапана составляет 20 МПа (или 200 кгс/см2).

Гидротрансформатор – прозрачный, с диаметром рабочих колёс 480мм, максимальным коэффициентом трансформации К=2,64 и максимальным КПД, равным 0,906. Гидротрансформатор обеспечивает использование максимального крутящего момента двигателя и бесступенчатого его регулирования, в зависимости от нагрузок на рабочих органах бульдозера.

Гидроцилиндры подъёма/опускания отвала имеют диаметр цилиндра 2160 мм и ход поршня 1400 мм. Гидроцилиндр перекоса отвала – диаметр цилиндра 220 мм и ход поршня 360 мм. Гидроцилиндры подъёма/опускания рыхлителя имеют диаметр цилиндра 2220 мм и ход поршня 560 мм. Гидроцилиндры изменения угла резания рыхлителя: — диаметр цилиндра 2220 мм и ход поршня 500 мм.

Бульдозер «Четра Т-35» работает с U-образным (сферическим) отвалом длиной 5,2 м и высотой 2,21 м; или SU-образным (полусферическим) отвалом длиной 4,71 м, высотой 2,21 м. Эти, значительные по своему объёму, отвалы обеспечивают бульдозеру неизменно высокую производительность. Применение диагональной тяги при передаче боковых усилий с отвала на лонжерон рамы трактора способствует максимальному приближению отвала к капоту и максимальному напорному усилию на нож отвала. Заглубление каждого из видов отвала составляет 730 мм; максимальная регулировка наклона (перекос) составляет +/- 10 градусов.

Ёмкость U-образного отвала составляет 20,6 кубометров, SU-образного отвала – 18,5 кубометров. Масса U-образного отвала – 8950 кг; SU-образного отвала – 8250 кг. Высота подъёма над землёй, с погружёнными грунтозацепами, составляет 1610 мм (U-отвал) и 1680 мм (SU-отвал).Объём призмы волочения сферического отваласоставляет 20,6 кубометров; полусферического –18,5 кубометров.

Задний зуб-рыхлитель бульдозера «Четра Т-35», параллелограмного типа, с регулируемым углом рыхления,бывает двух видов:

  • Однозубый, с предельным отрывным усилием в 49 т, массой в 6,17 т и предельным заглублением в 1,54 м; высотой подъёма 1140 мм; усилием вырывания в 49,4 т.
  • Трёхзубый, с предельным отрывным усилием в 48 т, массой в 7,23 т и предельным заглублением в 0,9 м.; высотой подъёма 1050 мм; усилием вырывания в 48,2 т.
  • Т-35.01 К(Я) – с радиатором Оренбургского завода, жидкостным подогревателем «ПЖД-600», с постоянным приводом вентилятора, фильтром грубой очистки топлива, объёмом топливного бака 800 л, резисторным датчиком уровня топлива поплавкового типа «БМ-162», гидравлическим управлением движением трактора (с механическими тягами и рычагами), полужёсткой ходовой системой, гидрораспределителем производства ОАО «Промтрактор» с механическим управлением золотника подъёма-опускания отвала, конструкцией бульдозерного оборудования с винтовым раскосом и гидрораскосом.
  • Т-35.02 К(Я) – с блоком радиаторов «AKG» (Германия), жидкостным подогревателем «Гидроник-35» (Германия), с регулируемым приводом вентилятора, с фильтром грубой очистки топлива «Fleet-guard» (США) – с функцией подогрева топлива и отделения воды, объёмом топливного бака 960 л, точным датчиком уровня топлива «УКУТ-3502» фирмы «Гекон», г. Ковров, электрогидравлическим управлением движением трактора, усилением главной передачи за счёт установки подшипников с большей грузоподъёмностью, кареточной ходовой системой, модернизированными гидрораспределителями, гидравлическое пропорциональное управление – джойстиками фирмы «Бош», конструкцией бульдозерного оборудования с двумя гидрораскосами.

Буквы указывают на тип двигателя: Я – ярославский; К – «Камминз».

В комплектации «Т-35.01ЯБР-1» предусмотрены: двигатель «ЯМЗ-850.10», полусферический отвал, однозубый рыхлитель.«Т-35.01ЯБР-2» – двигатель «ЯМЗ-850.10», сферический отвал, рыхлитель однозубый. «Т-35.01КБР-1» – двигатель «Cummins QSK19-C525», полусферический отвал, рыхлитель однозубый. «Т-35.02КБР-1» – двигатель «ЯМЗ-850.10»,полусферический отвал, рыхлитель трёхзубый. «Т-35.01КБР-2» – «Cummins QSK19-C525»,сферический отвал, рыхлитель однозубый.

Импортными аналогами бульдозера «Четра Т-35» являются модели«Катерпиллар D6T» и «Коматцу D63E-12».

Кабина трактора «Четра Т-35» одноместная, установленная на корпусе с использованием амортизаторов. Имеет широкое панорамное остекление с превосходным обзором, мощные системы вентиляции, отопления, охлаждения. Предусмотрена такая акустическая конструкция кабины, которая поглощает шум (с обивкой материалами шумопоглощающего свойства). Сиденье подрессорено и снабжено регулировками по параметрам роста и веса механизатора.

На приборной панели трактора располагаются индикаторы, позволяющие вовремя среагировать на технические неполадки в работе его систем. Это индикаторы давления масла в моторе; уровня охлаждения двигателя; заряда аккумулятора; состояния воздушного и масляного фильтров; температуры масла; давления масла в КП.Кабина «Четра Т-35» комплектуется независимым отопителем, который работает на дизельном топливе. Есть возможность установки и дополнительного автономного отопителя.

Для особых условий Крайнего Севера предусмотрен типовой комплект с утеплителем кабины водителя, тёплым чехлом, подогревателем топлива и защитной завесой радиатора. Стеклопакеты в кабине любой комплектации «Четра Т-35» выполнены двойными, что предохраняет стёкла и от обледенения, и от запотевания. Кондиционер в базовых комплектациях трактора не предусмотрен, но в качестве дополнительной опции кабина «Т-35» может быть оборудована кондиционером.

Т-35 - тяжёлый танк 30-х годов, выпускавшийся в СССР. Является единственным в мире пятибашенным танком серийного производства (в период с 1933 по 1939 годы была произведена 61 машина). Был самым мощным танком Красной армии 30-х годов. До 1941 года не участвовал в боях, однако использовался во время военных парадов, являясь зримым воплощением военной мощи Советского Союза. Т-35 участвовал в боях начального этапа ВОВ, однако довольно быстро были потеряны, но, согласно имеющимся отчетам, в основном из-за возникающих неисправностей.

Разработка и производство

Работы над тяжёлым танком в СССР начались ещё в конце 20-х годов, но отсутствие у отечественных конструкторов необходимого опыта в данной области не позволяло разработать полноценную боевую машину. Выходом из сложившейся ситуации стало приглашение немецких конструкторов под руководством Эдварда Гротте, которые в 1930 г. прибыли в Советский Союз и совместно с молодыми инженерами начали проектировать тяжёлый танк. И хотя танк ТГ созданный под руководством Гротте в серию не пошёл, советские конструкторы смогли получить бесценный опыт, который был использован при проектировании отечественных тяжёлых боевых машин.

После того как были прекращены работы над танком ТГ КБ, в состав которого входили работавшие с Гротте советские инженеры под руководством Н. В. Барыкова приступили к разработке собственного тяжёлого танка. Задание было выдано Управлением механизации и моторизации Рабоче-крестьянской Красной армии и в нем говорилось: «К 01.08.1932 года разработать и построить 35-тонный танк прорыва типа ТГ». Во время проектирования танка Т-35 конструкторы использовали полуторалетний опыт работы над танком ТГ, результаты испытаний немецких «Гросстрактор» под Казанью а также материалы комиссии по закупке бронированной техники в Великобритании.

Сборку первого прототипа, который получил обозначение Т-35-1, окончили 20 августа 1932 г. а 1 сентября танк показали представителям УММ РККА. Вес танка составляла 42 тонны, толщина брони - 30-40 миллиметров, в вооружение входили: одна 76-миллиметровая и две 37-миллиметровые пушки (вместо 76-мм орудия на Т-35-1 был установлен макет), и три пулемёта. Экипаж танка состоял 10-11 человек. Габариты танка: длина 9720 мм; ширина 3200 мм; высота 3430 мм. Запас хода 150 км (по шоссе). 500-сильный двигатель М-17 позволял развивать танку скорость до 28 километров в час. Удельное давление на грунт составляло менее 0,7 кг/см². Опорные катки сгруппировали попарно по три тележки на один борт. Верх главной башни имел округлую форму.

Т-35-1 во время испытаний прошедших осенью 1932 года показал хорошие результаты и удовлетворял военных, однако было отмечено несколько недостатков в силовой установке танка. Кроме того, конструкция пневматических приводов управления и трансмиссии была слишком сложной и дорогостоящей для массового производства. Конструкторам предложили доработать проект по выявленным недостаткам, усилить вооружение а также провести унификацию некоторых деталей (например, главной баши) со средним танком Т-28.

Танковое производство завода «Большевик» в феврале 1933 г. выделили в отдельный завод № 147 им. К. Е. Ворошилова, при этом КБ Барыкова переформировали в ОКМО (Опытно-конструкторский машиностроительный отдел), который приступил к доработке Т-35-1.

Второй образец, получивший обозначение Т-35-2, был собран в апреле 1933 г., а 1 мая его привлекли для участия в параде на площади Урицкого (бывшая Дворцовая) в Ленинграде. Танк от Т-35-1 отличался, не только главной башей, но и установкой другого двигателя, формой фальшборта и некоторыми другим мелкими деталями.

Параллельно в КБ вели разработку чертежей серийного танка Т-35А. Танк Т-35А имел значительные отличия от Т-35-1(2). Ходовая часть была удлинена на одну тележку, малые пулемётные башни имели другую конструкцию, средние башни, имеющие увеличенную форму, оснащались 45-миллиметровыми пушками 20К, форму корпуса изменили, кроме того имелись и другие менее значительные отличия. Всё это стало причиной трудностей при изготовлении, поскольку танк Т-35А, по существу, являлся совершенно новой машиной.

Серийное производство танка Т-35 было поручено Харьковскому паровозостроительному заводу им. Коминтерна. Работу по улучшению танка начали в 1932 г. Руководителем работ стал Н. В. Цейц. 11.08.1933 г. Т-35 приняли на вооружение а с 1934 танк начал поступать в войска.

В 1933 г. выпустили 2 серийных образца, в 1934 начали к мелкосерийное производство. В различные годы было выпущено следующее количество танков: 1933 - 2; 1934 - 10; 1935 - 7; 1936 - 15; 1937 - 10; 1938 - 11; 1939 - 6.

Всего же с 1933 по 1939 годы было выпущено 2 прототипа и 61 серийная машина.

Во время производства в конструкцию множество раз вносились изменения. Например, в 1937 г. была увеличена толщина бортовых, нижнего и верхнего лобовых листов, броня башен и кормы стала изготавливаться из 23-мм бронеплит; мощность двигателя была повышена до 580 л. с.; вес танка возрос до 52, а затем и до 55 тонн. Число членов экипажа - от 9 до 11 человек. Последние шесть машин, выпущенные в 1938-1939 гг., имели башни конической формы, улучшенные уплотнения корпуса и изменённую конструкцию бортовых экранов. Также были усилены элементы подвески.

Конструкция танка

Т-35 являлся тяжёлым танком классической компоновки, пятибашенным, с двухъярусным расположением пушек и пулемётов. Бронирование танка было адекватным для времени его создания (необходимо отметить, что она не уступало и большинству танков начального периода Второй мировой войны), однако для выполнения задачи прорыва к началу войны его было недостаточно.

Корпус

Танка имел корпус коробчатой формы, сложной конфигурации. Корпус сваривался (частично клепался) из бронелистов толщиной 10 - 50 миллиметров. Толщина брони танка Т-35 в основном составляла 20 миллиметров (низ лобовой части, борта и корма). Башни выполнялись из брони толщиной 25-30 миллиметров. Слева в носовой части корпуса был выполнен смотровой люк механика-водителя имеющий смотровую щель, прикрытую стеклоблоком. Во время марша люк мог оставаться открытым (открывание производилось вверх, для фиксации служил винтовой механизм). Для входа/выхода механик-водитель использовал люк в крыше корпуса, расположенный над его рабочим местом. Первоначально люк изготавливался как двухстворчатый, но позднее был заменен одностворчатым складным. Поздняя модификация танка, имеющая конические башни имела овальный люк, выполненный по аналогии с конструкцией башенного люка БТ-7. Главная башня имела шестигранный пьедестал - так называемый «шестигран». По его бокам располагались ящики, предназначенные для размещения приборов создания дымовой завесы. Позади кормовых башен были выполнены воздухозаборные жалюзи, которые прикрывались бронеэкранами, а также люк доступа к двигателю. Глушитель располагался позади люка. В верхнем листе кормы было выполнено круглое отверстие, предназначенное для установки вентилятора. Отверстие прикрывалось съёмным бронеколпаком, имеющим жалюзи.

Главная башня Т-35 и башня танка Т-28 первых выпусков были идентичными по конструкции (вплоть до момента введения конических башен у главной башни не было шаровой штатной установки кормового пулемёта). Она имела цилиндрическую форму и развитую кормовую нишу. В передней части на цапфах устанавливалось 76-миллиметровое орудие, справа от него размещался пулемёт. Для удобства экипажа башню оснащали подвесным полом.

Конструкция средних башен идентична башням танка БТ-5, однако без кормовой ниши. Форма башен цилиндрическая, с двумя люками для доступа экипажа. 45-миллиметровая пушка и пулемёт, спаренный с ней, устанавливались в ее передней части.

Малые пулемётные башни имели такую же конструкцию, как и пулемётные башни танка Т-28, однако, в отличие от них, были оснащены кольцевыми рымами, используемыми при демонтаже. Цилиндрические башни в носовой части имели смещённым вправо выступом. В ее лобовом листе размещался пулемёт ДТ в шаровой установке.

Последние серийные танки Т-35 имели конические башни, при этом конструкция их главной башни была идентична башне Т-28.

Вооружение

Вооружение Т-35 размещалось в расположенных в два яруса пяти башнях. В центральной башне была установлена 76,2-миллиметровая пушка КТ-28 образца 27/32 годов (планировалось что будет установлена ПС-3), которая являлась танковым вариантом полковой пушки обр. 1927 г. Ствол длиной 16,5 калибра. Начальная скорость боеприпаса - 381 метров в секунду. В качестве прицельных приспособлений использовался танковый перископ обр. 1932 г. и телескопический прицел обр. 1930 г. Справа от пушки монтировался пулемёт ДТ в шаровой независимой установке. В нише башни была выполнена щель для бугельной установки второго пулемёта ДТ. Щель закрывалась специальной бронезаслонкой. На некоторых танках для установки кормового пулемёта использовалась стандартная шаровая установка. Также, на люке башни при помощи турельной установки устанавливался ещё один ДТ, используемый для ведения огня по воздушным целям.

Пара 45-миллиметровых пушек 20К обр. 1932 г. устанавливалась в малых пушечных башнях, которые были расположены по диагонали (справа-впереди и слева-сзади). Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 760 м/с. Пушки спаренные с пулемётами ДТ закреплялись на цапфах в подвижных бронировках. В пулемётных башнях, расположенных по диагонали (слева-впереди и справа-сзади) служили для установки пулемётов ДТ.

Боекомплект состоял из: 96 выстрелов к 76-миллиметровой пушке, 220 выстрелов к 45- миллиметровым пушкам и 10 тыс. патронов к пулемётам.

Таким образом, Т-35 был вооружен приблизительно как один средний танк Т-28 и два лёгких танка Т-26.

Двигатель и трансмиссия

V-образный двенадцатицилиндровый карбюраторный двигатель М-17 имеющий жидкостное охлаждение, был установлен в задней части корпуса. Мощность двигателя при 1450 оборотах в минуту составляла 500 л. с. Это позволяло танку развивать скорость до 30 км/ч по трассе и около 12 км/ч на пересеченной местности. Топливными баками ёмкостью 910 литров обеспечивался запас хода до 150 км по шоссе. Двигатель и механическая пятискоростная коробка передач соединялись через главный фрикцион. Механизмом поворота служили бортовые фрикционы, имеющие ленточные тормоза.

Ходовая часть

Каждая сторона гусеничного движителя состоял из: восьми обрезиненных опорных катков небольшого диаметра, шести поддерживающих катков имеющих резиновые шины, направляющих колёс оснащенных винтовым механизмом натяжения, ведущих задних колёс имеющих съёмные зубчатые венцы, мелкозвенчатых гусеничных цепей с открытым шарниром и скелетообразными траками. Траки соединялись пальцами, которые стопорились при помощи шплинтов. Между передними опорными катками и направляющими колёсами устанавливались натяжные ролики, которые предотвращают прогибы передних ветвей гусениц во время преодоления вертикальных препятствий.

Подвеска - блокированная, в тележке по два катка; подрессоривание при помощи двух спиральных пружин. Ходовая часть закрывалась 10-миллиметровыми бронеэкранами. Танк был способен преодолевать подъёмы до 36°, брод глубиной 1,2 м, вертикальные стенки высотой 1,2 м, рвы шириной 3,5 м. Удельное давление на грунт – 0,78 кг/см². На маневренности танка неблагоприятно сказывалось большое значение отношения его длины к ширине (> 3).

Электрооборудование

Танк оснащался радиостанцией 71-ТК-1, имеющей поручневую антенну вокруг главной башни, телефонным переговорным устройством на семь абонентов, системой дымопуска. Электрооборудование выполнялось по однопроводной схеме с напряжением сети 12В.

Размещение экипажа

Во время производства количество членов экипажа танка Т-35 колебалось от 9 до 11 человек, в зависимости от конструктивных особенностей конкретной серии. В большинстве случаев размещение экипажа выглядело так. В верхней – главной башне, которая была унифицирована с башней Т-28, размещалось три члена экипажа: командир (также выполняющий функции наводчика), пулемётчик, и радист (также выполняющий функции заряжающего). В двух башнях, в которых устанавливались 45-миллиметровые пушками, находилось по два человека - пулемётчик и наводчик, в пулемётных башнях - один стрелок. Главная башня от остальной части боевого отделения отгораживалась перегородкой. Задние и передние башни сообщались между собой попарно. Между гусеницами в передней части танка находилось отделение управления, в котором размещался механик-водитель (имел ограниченный обзор из-за того, что ветви гусениц сильно выступали вперёд, зачастую машиной управляли практически вслепую).

Техника, разработанная на базе танка Т-35

Танк Т-35 в качестве базы использовался для создания экспериментальной тяжёлой САУ (самоходная артиллерийская установка) СУ-14. На танк вместо башен устанавливалась ос смещением к корме просторная рубка. В рубке размещалось 203- или 152-миллиметровое орудие. Обе самоходки построили в единственном экземпляре. На вооружение их не приняли. Зимой 1941 г. во время битвы за Москву данные машины вместе с Т-100-У были сведены в отдельную тяжёлую роту САУ и отправлены на фронт. Сведений о боевом применении СУ-14 не обнаружены, однако данные машины сохранилась и сегодня выставляются в Кубинке в Музее бронетехники.

Боевое применение и служба

Первые танки Т-35 соответствовали оперативно-техническим требованиям, которые предъявлялись к тяжёлым танкам РККА. Кроме того, огневая мощь Т-35 превосходила мощь любых танков мира. Пять пулемётов (располагались в пяти вращающихся башнях) и три пушки обеспечивали круговой массированный огонь во всех направлениях одновременно, что давало определённые преимущества при борьбе с пехотой противника в глубине его обороны. Однако это стало причиной усложнения конструкции и потребовало увеличения количества членов экипажа. Тягово-динамические качества танка были недостаточны, что особенно сказывалось при повороте. Совокупность данных недостатков не позволяла в полной мере выполнять задачи, которые ставились перед тяжёлым танком. Большое количества башен было причиной того, что командир не мог осуществлять эффективное управление огнём. Слабое бронирование было причиной того, что танк был уязвим для артиллерии, а низкая подвижность и огромные размеры делали его прекрасной мишенью.

Было понятно, что необходима новая концепция тяжёлого танка. Экспериментальные танки СМК, и Т-100 создавались в рамках данной новой концепции. Танк КВ стал родоначальником первой удачной советской серии тяжёлых танков.

Таким образом, Т-35 к 1941 году морально устарел, но с вооружения его не сняли. По состоянию на 22.05.1941 г., в Красной армии насчитывалось 48 танков Т-35, которые стояли на вооружении шестьдесят седьмого и шестьдесят восьмого танковых полков тридцать четвертой танковой дивизии Киевского ОВО. Другие находились в распоряжении испытательных полигонов и военных учебных заведений. Все Т-35, которые имелись в распоряжении 34-й танковой дивизии, находились в районе Равы-Русской к началу войны и были практически сразу же потеряны. При этом всего 7 машин потеряли непосредственно в боях, 6 были в ремонте на момент начала военных действий, а другие 35 вышли из строя из-за неисправностей, сломались во время марша и были уничтожены или брошены экипажами. Последнее применение двух Т-35 - в битве под Москвой. Интересно, что существует большое фотографий брошенных танков Т-35, которые сделали немцы - простым солдатам и танкистам панцерваффе нравилось фотографироваться около «чуда враждебной техники».

В первые недели ВОВ полностью исправный и вероятно оставленный из-за нехватки топлива танк Т-35 был отправлен немцами на полигон в Куммерсдорфе, где его тщательно изучили немецкие инженеры. При этом они отмечали, что существуют трудности с транспортировкой машины - танк в железнодорожный габарит не вписывался, а переключение рычагов невероятно тяжёлое и изнурительное дело. Дальнейшая судьба данного танка неизвестна. Последним случаем боевого применения танка Т-35 было использование немцами в конце апреля 1945 г. одного трофейного Т-35 во время обороны Берлина. Данную машину перевели с испытательного полигона Цоссена и включили в состав четвертой роты одиннадцатого танкового полка. В составе роты он участвовал в боях около полигона, где и был вскоре подбит.

Танк Т-35 как символ мощи Красной армии

Как уже отмечалось, вплоть до начала ВОВ танк Т-35 в боевых действиях участия не принимали. Т-35 периодически использовали в войсковых маневрах, но главным из «полем боя» стали площади Киева и Москвы. Т-35 стали воистину зримым воплощением силы Красной армии. Начиная с 33-го года и вплоть до ВОВ танки Т-35 принимали участие во всех парадах. Правда, количество танков, участвовавших в параде, было небольшим. Например, 7 ноября 40-го г. на парады было выведено всего 20 машин (по 10 в каждом городе).

Кроме того, Т-35 изображены на агитационных плакатах. Интересным является тот факт, что изображение танка Т-35 присутствует на плакате 43-го года. В войсках в это время ни одного Т-35 не осталось, но «сухопутный броненосец» ощетинившийся пушками продолжал выполнять пропагандистскую функцию, олицетворяя собой мощь РККА.

Кроме того, упрощённое изображение танка Т-35 использовалось при оформлении медали «За отвагу».

О легендарной советской «тридцать четверке» слышали, наверное, все. И если спросить, что представляет собой танк Т-35, большинство ответит, что это обновленный тридцать четвертый. Но правдой это не будет, потому как разработка 35-й модели шла совершенно по другой схеме, с похожей защитой, но совершенно другой огневой мощью.

Даже из картинки выше видно, что этот танк и близко не напоминает Т-34. Другой вид сбоку, экипаж большей численности, совершенно другое вооружение — перечислять отличительные особенности можно бесконечно. Он не прошел всю войну, как легкий маневренный тридцать четвертый, но тем не менее занял в истории советской промышленности свое место. Благодаря своим спецификациям, о которых разговор пойдет ниже, данную машину можно смело назвать тяжелой. Именно так ее и назвали - тяжелый танк Т-35. Ниже рассмотрим все характеристики, достоинства и недостатки «сталинского монстра», как его называли в годы его выпуска.

Проект

В начале 1930-х годов советские инженеры получают заказ на разработку тяжелого танка. Он должен поступить на вооружение к концу 1938 года для огневой поддержки танков среднего звена, а также пехотных расчетов. Первый экземпляр ожидался к сентябрю 1933 года, и хоть его представили, но у данной версии обнаружилось множество существенных недоработок, одной из которых была нерабочая главная пушка. Впоследствии эта модель получила обозначение "тяжелый танк Т-35-1" (просуществовала до 1936 года).

Через два месяца, в ноябре, запускается новый проект, с учетом недоработок, а также пожеланий по унификации со средними танками Т-26 и Т-28. В итоге получилась совершенно новая машина. Изменению подверглись танковые тележки, малые, средние башни и другие незначительные детали.

Тем не менее в 1933 году советский тяжелый танк Т-35 выходит в серийное производство. За всю историю создания из ворот Харьковского паровозостроительного завода вышла 61 машина и 2 опытных образца. Выпуск танка завершили в 1939 году, но, несмотря на это, каждая новая версия имела какие-то свои обновления.

Конструкция

Военные получили именно тяжелый танк. Усиленная броня, дополнительное вооружение — все было рассчитано на занятие и удержание позиций на территории врага. Но при этом заявленная конструкторами скорость должна была составлять 28 км/ч. Корпус танка сваривали из брони, средняя толщина которой составляла 20 мм. Для усиления конструкции в некоторых местах применяли клепку. Корпуса башен имели 30-миллиметровую броню.

В задней части находился мотор. Для доступа к нему задняя часть днища имела 13 люков. Также имелся отдельный люк для доступа в двигательный отсек. Во время движения люк закрывался бронированной крышкой, в которую был вмонтирован колпак воздухоочистителя. Также рядом с люком было устроено несколько щелей для доступа воздуха к радиаторам. Рядом с двигателем в том же отсеке находилась КПП: 4 скорости вперед, одна назад. Соединение между ними было с помощью главного фрикциона, имевшего ленточные тормоза. Он являлся ненадежным, часто ломался. Во время войны большинство танков были покинуты именно по причине поломки этого блока.

Ходовая часть имела 8 прорезиненных катков, а также 6 поддерживающих. Ведущие колеса - сзади. Передние - направляющие. Между направляющими и опорными установлены дополнительные ролики, которые должны были предотвращать прогиб гусениц при подъеме на вертикальные препятствия. Все катки монтировались попарно на танковых тележках. Тележки на кронштейнах закреплялись на бортах танка. По такому же принципу прикреплялись и фальшборты. Для плавности хода, а также преодоления незначительных препятствий устанавливалась пара спиральных пружин. Фальшборт, так же как и остальные части брони, выполнялся из нескольких слоев.

Одной из присущих данному танку черт называют наличие 5 башен. Многобашенность не была новым решением. Такие варианты уже использовались в более легких версиях. Но пять башен устанавливались только на танк Т-35. Характеристики их рассмотрим подробнее далее.

Башни и ярусы

Как и в обычном танке, пять башен стояли в центре верхней части корпуса, при этом без ниш, какие были на моделях-прототипах. Основная башня устанавливалась на шестигранное основание, при этом по его свободным граням располагались блоки для создания дымовой завесы. На нее устанавливалась 72-миллиметровая пушка — танковый вариант орудия образца 1927 года.

Все пять башен располагались в три яруса. Основная, будучи самой высокой, являлась верхним ярусом. Средний ярус — пара отдельных башен, где находились 45-миллиметровые пушки. И нижний ярус — еще пара башен, где находились пулеметы. Стоит отметить, что танк Т-35 получил не два пулемета (по количеству башен), а много больше. Например, некоторые танки имели пулемет над люком механика-водителя, расположенный слева, спереди.

Пушки башен второго яруса монтировались в паре с пулеметом. Пулеметы также можно было установить рядом с основной пушкой и на крышке люка главной башни.

Башни второго и третьего яруса располагались друг против друга, по диагонали. Пушечные находились справа, спереди, и слева, сзади. Пулеметные соответственно спереди, слева, сзади, справа от основной башни.

Добавим, что боекомплект составлял 96 снарядов для главной, 220 для 45-метровых пушек. Запас пулеметных пуль составлял более 10 000. Таким образом, тяжелый танк Т-35 по вооружению мог сравниться с небольшой крепостью, огневая мощь которой была равна трем танкам более легкого типа.

Экипаж

Серийным танк можно было назвать с натяжкой. Каждая партия имела свои конструктивные особенности, результатом которых было разное количество экипажа в разных машинах. Но знаменитая песня "Три танкиста" писана не про этот танк. Т-35 имел от 9 до 11 человек экипажа. При этом в некоторых случаях один человек выполнял несколько обязанностей.

Для примера возьмем экипаж из 10 человек. Трое находятся в главной башне, это командир (он же наводчик), радист (он же заряжающий) и пулеметчик. Четверо попарно сидят в пушечных башнях — наводчик и пулеметчик. В пулеметных башнях находится по одному человеку. И наконец, еще один человек — это механик-водитель.

Передние и задние башни имели попарное сообщение между собой, а главная отделялась еще дополнительной перегородкой. Также можно отметить, что конструкция не предусматривала передвижения внутри танка. Каждая башня имела свои люки для экипажа. Отдельный люк был и у солдата, выполняющего обязанности механика-водителя.

Электрическое оснащение

Интересной особенностью является то, что перила на верхней башне не убирались, как это делается на подводных лодках. У перил была двойная функция. Кроме опоры они же являлись антенной для рации, питающейся от 12 В. Кроме рации танк имел также электрическую телефонную связь (7 абонентов) и систему дымопуска. На электроприводе поворачивалась и главная башня. При этом конструкторы предусмотрели сигнал, запрещающий наводчику поворачивать башню, если люки ее были открыты.

Минусы

Не обошлось и без минусов. Три пушки давали возможность вести огонь вкруговую, но это повлекло усложнение конструкции, увеличение количества экипажа и собственного веса, что, в свою очередь, привело к проблемам передвижения. Огромные размеры также сказывались на тягловых возможностях двигателя, которому часто приходилось работать на пределе. Добавим сюда, что танком зачастую приходилось управлять вслепую. Далеко вынесенные вперед гусеницы значительно закрывали обзор, а место водителя было там же, где и в других танках, — впереди, между ними. Все эти детали в совокупности мешали эффективно использовать танк Т-35.

Характеристики брони также оставляли желать лучшего. При низкой скорости и маневренности слабая броня делала из танка прекрасную мишень. К недостаткам относится и конструкция люка для водителя. Открыть его для выхода можно было лишь в том случае, если левая передняя пулемётная башня была бы развёрнута оружием «лево на борт». Таким образом, при повреждении ее выйти самостоятельно водитель не мог.

Модификации. Состоявшиеся и несостоявшиеся

В Великой Отечественной войне танки Т-35 практически участия не принимали. 7 экземпляров потеряно в боях 1941 года, 6 остались в ремонте, были покинуты и уничтожены экипажами из-за поломок. В связи с вышеперечисленными минусами основным полем действия этих танков являлись военные парады 1933-1941 гг.

В ХПЗ предложил перевооружить Т-35 новой 76-миллиметровой пушкой Л-10 вместо КТ, но военные министерства этот вариант не приняли, мотивируя тем, что для борьбы с бронеобъектами хватит двух 45-миллиметровых орудий, а для сопровождения пехоты достаточно мощности КТ. И последний год танк так и выходил с главной пушкой 72 мм. Неизвестно, что было бы к 1944 году (рождение 85-миллиметровой пушки), может быть получилась бы такую пушку получил, и последние годы войны, а также в других сражениях использовались исключительно Т-34-85. Обозначение расшифровывалось как Т-34 с 85-миллиметровой пушкой. Справедливости ради нужно упомянуть, что один танк Т-35 участвовал в боях 1945 года, но на стороне немцев. К немцам попала одна из 35 брошенных моделей, которую сумели восстановить немецкие инженеры.

Примерно в те же годы на базе Т-35 начинается разработка самоходной установки — СУ-14. Основным отличием стала башенная часть, тогда как корпус экспериментальной машины остался без изменений. Вместо башен самоходная артиллерийская установкаполучила одну просторную рубку, а вместо пушки установили 203-миллиметровую гаубицу образца 1931 года (известную как Б-4). Из-за длины ствола рубка сдвинулась на заднюю часть, что повлекло за собой внутренние изменения: мотор вместе с трансмиссией переехал в переднюю часть. Экипаж САУ составлял 7 человек. В 1937 году работа над установкой замораживается и восстанавливается только в 1940-м, проводится ряд модификаций, и новая версия получает кодовый номер СУ-14-2.

В 1936 году появилась модификация СУ-14 — гаубицу заменили на 153-миллиметровую пушку большой мощности (Известную как БР-2). После тех же модификаций в 1940 году она сначала получила название СУ-14-1, затем - СУ-14-БР-2.

Обе разработки планировались для работы на но модификация (1939-1940 годы) прошла с отставанием от сроков, и армия получила их гораздо позже.

В 1938 году началась разработка нового Прототипом модели должен был послужить Т-28. От Т-35 планировалась позаимствовать ходовую часть, но данный вариант остался на стадии чертежей.

Технические характеристики

Некоторые показатели в тексте уже были даны. Здесь укажем остальные параметры, которые получил многобашенный танк Т-35. Технические характеристики двигателя следующие:

    Карбюраторный — М7Т.

    Мощность — 500 л. с.

    Скорость перемещения - 30 км/ч.

    Запас хода — 200 км.

При этом эти данные относились только к маршевому ходу по шоссе. Движение про проселку уменьшало эти показатели более чем наполовину. Танк весил 50 тонн, емкость баков — 900 литров, высота — 5430 мм, ширина - 3200 мм, длина - 9700 мм. Клиренс — 530 мм.

Вне зависимости от того, что каждая партия имела свои изменения, толщина брони, как и показатели двигателя, являлась неизменной. Советский танк Т-35 по броне получил следующие показатели: 20 мм — корма, борта, днище, лобовая часть; 10 мм — крышки башен и фальшборта, закрывающего подвеску; 50 мм — передний наклонный лист — единственная часть, имевшая броню, отвечающую стандартам начала Великой Отечественной войны. При этом крыша корпуса, чуть дальше этого листа имела толщину всего 10 мм.

В настоящее время

Из 61 выпущенного танка РККА (Красная Армия) получила 48 единиц. Остальные 13 разошлись по военным училищам или числились в ремонте. Танк Т-35-2 (один из опытных образцов) находился в музее, а Т-35-1 списали в 1936 году. На текущий момент в мире существует всего 2 экземпляра. Танк под номером 0197-7 в 1938 году отправился в Казанское танковое училище и в реальных боях участия не принимал. Сейчас является музейным экспонатом и находится в Кубинке (Россия), в бронетанковом музее. Он по-прежнему имеет родной рабочий (!) мотор и находится на ходу.

Второй экземпляр тоже находится в музее, в Екатеринбурге. Танк воссоздан по чертежам и фотографиям на участке реставрации АО «Уралэлектромедь». Период восстановления длился почти 5 месяцев, и восстановленный вариант почти не отличается от оригинальных экземпляров 1930-х годов.

Моделирование

Танк Т-35 (1:35 - таков его масштаб) производится китайцами. Они предлагают модель в трех вариантах — ранний танк (один большой люк на главной башне), выпуск до 1938 года (два люка и зенитная турель) и поздний — выпуск 1938-1939 годов.

Танк создается из пластика методом литья под давлением. В наборе есть и некоторые металлические детали. В дополнение есть возможность выбора функциональных гусениц. В этом же масштабе одно время выпускала модели и Россия. Этот же масштаб был и у но на данный момент выпуск также прекращен.

В России вышла ограниченная партия моделей и в другом масштабе. Танк Т-35 (1:72 - масштаб модели) прилагался к журналу «Русские танки» (№ 18). Такой же вариант можно купить у польских производителей (фирма Modelkrak).

«Звезда»

И наконец, еще одно российское предприятие объявило о выпуске для любителей и не только, для всех, кто желает получить в свою коллекцию советский тяжелый танк Т-35. «Звезда», компания, которая хорошо известна всем коллекционерам, объявила в начале 2016 года о скором появлении модели на прилавках интернет-магазинов.

Особенно отмечается точно выверенная геометрия и детализация модели. Первоначальные сведения обещают масштаб 1:35 и общую длину в 28 см. Танк будет состоять из 428 деталей. Ориентировочная цена начинается от 2000 рублей.

Заключение

Как и многие державы с развитой танковой промышленностью, Советский Союз выпустил своего сухопутного монстра — пятибашенный танк Т-35. Но и судьба его повторила судьбу таких же в других странах. Слабая броня, двигатель, не рассчитанный на такую махину, - и танк, имеющий возможность устроить вокруг себя целое море огня, так и не добрался до фронта. А те экземпляры, что добрались, за счет своих недоработок не вернулись обратно.

Несмотря на молодой возраст, история танкостроения необычайно богата и увлекательна. Танки появились на поле боя всего лишь сто лет назад, но развития этого вида боевой техники было стремительным, танк можно смело назвать главным военным изобретением прошлого столетия. Только в конце XX века их значимость на поле боя стала уменьшаться.

За время своей короткой, но весьма бурной истории танк изменился до неузнаваемости: другим стало его вооружение, средства защиты, изменилась тактика использования на поле боя. Современная боевая машина также напоминает танк Первой мировой войны, как первый самолет, сделанный братьями Райт, похож на истребитель последнего поколения. Это стало возможным благодаря труду тысяч оружейных конструкторов разных времен и национальностей.

С самого начала танковой эры каждая уважающая себя страна стремилась создать бронированные полчища побольше и укомплектовать их наиболее грозной техникой. Денег на это не жалели и не слишком ограничивали полет конструкторской фантазии. В результате на свет появлялись машины с совершенно причудливым внешним видом и характеристиками. Подавляющая часть из них так и осталась на бумаге или в виде опытных образцов.

Поэтому особенно интересна судьба необычных танков, которые не только пошли в серию, но даже успели повоевать. Одной из таких машин был советский тяжелый пятибашенный танк Т-35. Его создали в начале 30-х годов, он имел несколько модификаций и успел принять участие в первых сражениях Великой Отечественной войны . В историю тяжелый танк Т-35 вошел как серийный танк с наибольшим количеством башен.

Но дело не только в количестве башен, Т-35 – это настоящий символ могущества СССР и мощи его вооруженных сил. Без этого танка не обходился ни один из центральных парадов. Когда этот сталинский «дредноут» проезжал по брусчатке Красной площади, всем сразу становилось понятно, что «броня действительно крепка».

Если уж говорить о символизме, то следует сказать, что на одной из наиболее почитаемых советских медалей «За отвагу» изображен именно танк Т-35.

История создания

Создание многобашенных танков отнюдь не являлось отличительной чертой советского танкостроения или отображением гигантомании, присущей СССР. Сразу после окончания Первой мировой войны установка на танках нескольких башен считалась привычным делом и полностью соответствовала военной доктрине того времени.

В танковых классификациях практически всех крупных стран того времени существовали тяжелые танки, задачей которых был прорыв сильно укрепленных оборонительных линий противника. Подобные машины должны были иметь мощную защиту (в идеале противоснарядную) и мощное вооружение, они должны были непосредственно сопровождать пехоту во время атаки на вражеские позиции и методично подавлять огневые точки неприятеля.

В классификации, что была принята в СССР до войны, существовало целых два типа тяжелых танков, первый из которых должен был прорывать «сильно укрепленные оборонительные полосы», а в задачу второго входило преодоление особо сильных вражеских укреплений. Именно ко второму типу машин и относился Т-35.

Экипаж Т-35-1 состоял из десяти человек, машина имела двигатель в 500 л. с., что позволял ей развивать скорость до 28 км/ч. Максимальная толщина брони достигала 40 мм, а запас хода равнялся 150 км.

В 1933 году была сделана следующая модификация танка – Т-35-2, он даже успел поучаствовать в параде на Красной площади. Однако уже в этот момент конструкторы разрабатывали Т-35А – новый танк, который и должен был пойти в серийное производство. Эта машина сильно отличалась от своих предшественников: была изменена длина и форма корпуса, на танк были установлены башни другой конструкции и размеров, подверглась доработке и ходовая часть танка. По сути, это уже была совершенно новая машина.

В 1933 году Т-35А был принят на вооружение. Производство наладили на Харьковском паровозном заводе. В 1934 году тяжелый танк Т-35 начал поступать в войска.

Всего было выпущено 59 единиц этой машины.

В танк непрерывно вносили разнообразные изменения и улучшения. Была увеличена толщина брони, повышена мощность силовой установки, башни приобрели коническую форму. Масса танка возросла, у поздних образцов она составляла 55 тонн.

Использование Т-35

Т-35 не использовали ни в одном из конфликтов 30-х годов, в которых принимал участие СССР. Пятибашенные гиганты не были замечены ни в советско-польской войне, ни в конфликтах на Дальнем Востоке, ни в финской кампании. При этом в Зимней войне СССР применял тяжелые танки, там обкатывались СМК, Т-100, КВ – тяжелые машины нового поколения, которые должны были сменить Т-35. Очевидно, что руководство РККА прекрасно понимало реальные возможности Т-35 и именно поэтому держало его подальше от фронта.

Т-35 можно назвать главным «церемониальным» танком 30-х годов: ни один из парадов на Красной площади или Крещатике не обходился без показа этих исполинов.

«Понюхать пороху» этим танкам пришлось в самом начале Великой Отечественной войны. Большая часть этих машин находилась в подразделениях, расположенных на самой западной границе, в районе Львова. Т-35 участвовали в приграничном сражении, и большая часть из них была брошена своими экипажами.

Танк показал крайне низкие боевые качества, но еще хуже дела обстояли с надежностью машины. Только семь танков было потеряно непосредственно во время боевых действий, тридцать пять машин попросту сломались и были брошены или уничтожены экипажами.

Еще несколько машин (по одной информации пять) принимали участие в обороне Харькова в 1941 году, но информации об их боевом использовании нет. Два последних Т-35 участвовали в обороне Москвы.

Первые дни войны стали для Т-35 настоящим «звездным часом». Немцы обожали делать фотографии на фоне поверженных русских гигантов. Несмотря на сравнительно небольшое количество этих танков, число фотографий немецких солдат на фоне подбитых или брошенных Т-35 просто зашкаливает.

Интересна судьба двух советских Т-35, которые в исправном виде были захвачены гитлеровцами в начале войны. Один танк попал на полигон Кумерсдорф, где использовался в качестве мишени, а другой всю войну простоял на полигоне Цоссен. Немцы применили его в ходе битвы за Берлин, но вскоре он был подбит бойцами Красной Армии из трофейного фаустпатрона .

Сегодня последний образец этой уникальной машины находится в Кубинке.

Описание конструкции

Т-35 имеет классическую компоновку, с расположением силовой установки в задней части корпуса. Это пятибашенная машина, которая имеет два яруса расположения вооружения. Корпус разделен на пять отсеков: отделение передних башен с местом механика-водителя, отделение главных башен, задних башен, а также моторное отделение и отсек трансмиссии.

Корпус танка – сварной, есть и элементы, закрепленные с помощью заклепок.

На крыше переднего отделения были установлены две башни: пулеметная и орудийная. Первую занимал пулеметчик, а во второй башне размещался наводчик и заряжающий.

Главная башня танка была полностью идентична башне Т-28, что существенно удешевляло ее изготовление и упрощало обслуживание. Башня оснащена подвесным полом для удобства работы танкистов.

Малые пулеметные башни полностью идентичны аналогичным башням танка Т-28, а средние орудийные – башням танка БТ-5.

На Т-35 был установлен четырехтактный бензиновый авиационный двигатель М-17, который имел мощность 500 л. с.

Коробка передач обеспечивала четыре скорости при движении вперед и одну назад.

Ходовая часть состояла из восьми (по каждой стороне) обрезиненных опорных катков, шести поддерживающих катков, задние колеса были ведущими. Подвеска танка – блокированная, в тележке устанавливалось по два катка, две спиральные пружины обеспечивали подпружинивание.

Ходовая часть танка была закрыта бронированным фальшбортом, состоящим из нескольких броневых плит.

Основной задачей Т-35 являлась поддержка пехоты при прорыве линий обороны противника, он должен был заниматься уничтожением фортификационных укреплений неприятеля.

По задумке конструкторов для поражения фор­ти­фи­ка­ци­он­ных со­ору­же­ний должна была использоваться 76-мм пушка, расположенная в главной башне, а для целей попроще предназначалось 45-мм орудия.

Вспомогательное вооружение танка состояло из шести 7,62-мм пулемётов ДТ, которые могли вести круговой огонь. В каждой орудийной башне был спаренный с пушкой пулемет. Кроме того, ДТ были установлены в пулеметных башенках, а также в кормовой части главной башни. На последних модификациях танка также был предусмотрен зенитный пулемет, который устанавливался на люке наводчика главной башни.

Средства наблюдения Т-35 представляли собой обычные смотровые щели, закрытые бронестеклом, командир танка и командиры танковых башен имели перископические панорамные прицельные приспособления.

В зависимости от серии танка количество экипажа могло варьироваться от 9 до 11 человек. В главной башне танка располагалось три человека: командир танка, радист (заряжающий) и пулеметчик. В каждой из малых орудийных башен находились наводчик и пулемётчик. В каждой из пулеметных башен располагался один стрелок.

Отсек главной башни был отделен от остального объема машины, передние и задние отделения соединялись между собой. Между передними отсеками находилось место механика-водителя, который имел крайне ограниченный обзор.

Оценка машины и сравнение ее с зарубежными аналогами

В предвоенный период Т-35 превосходил по своей огневой мощи любые иностранные боевые машины. Этот танк, вооруженный тремя орудиями и несколькими пулеметами, мог создать вокруг себя настоящее море огня.

Однако маломощная силовая установка и низкая надежность двигателя, ходовой части, множество других технических дефектов делали его малопригодным для использования в реальных боевых условиях. Длительный марш, что совершили Т-35 в составе 34-й танковой дивизии летом 1941 года, оказался фатальным для этих монстров.

Многобашенная компоновка танка чрезмерно усложняла его конструкцию, увеличивала его массу и делала невозможным усиление бронирования. Громоздкие размеры Т-35 делали его прекрасной мишенью как для танков, так и для противотанковой артиллерии противника. В бою скорость Т-35 не превышала 10 км/ч.

Были и другие проблемы: командир танка должен был выполнять работу наводчика главного орудия, что мешало ему командовать машиной в бою.

Уже перед началом Второй мировой войны стало понятно, что двигатель является таким же важным оружием танка, как и его пушка. Именно от маневренности и скорости зависела эффективность использования этого вида бронетехники.

Многобашенная компоновка стала тупиковой ветвью развития танков, Т-35 можно смело назвать ее символом. Этот танк тяжело сравнивать с зарубежными аналогами, ибо серийных танков, имевших целых пять башен, не существует. Эти сухопутные дредноуты обычно делали в единичных экземплярах и, как правило, они в боях не участвовали.

Технические характеристики

Основные характеристики
Боевая масса, т 50 (54)
Экипаж, чел 10
Габариты, мм:
Длина 9720
Ширина 3200
Высота 3430 (3740)
Клиренс 530 (570)
Толщина брони, мм:
нижний наклонный лист 20
передний наклонный лист 50 (70)
верхний наклонный лист 20
лобовой лист 20
борта корпуса, подбашенная коробка 20 (25)
фальшборт защиты подвески 10
корма корпуса 20
крыша корпуса 10
Днище 10-20
борт большой башни 20 (25)
крыша большой башни 15
борт средней башни 20
крыша средней башни 10
борт малой башни 20
крыша малой башни 10
Удельное давление, кгс/см.кв. 0,78 (0,64)
Максимальная скорость, км/ч:
по шоссе 28,9
по проселку 14
Запас хода, км:
по шоссе 100 (120)
по проселку 80-90
Емкость топливных баков, л 910
Преодолеваемые препятствия:
подъём, град 20
вертикальная стенка, м 1,2
глубина брода, м 1 (1,7)
ров, м 3,5
толщина сваливаемого дерева, см до 80

Видео о Т-35

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Предыстория создания танка

В 30-х гг. прошлого столетия, на заре становления бронетанковой промышленности СССР, имели место две основные концепции ее развития: первая - создание легких, маневренных, подвижных и сравнительно слабо вооруженных танков; вторая - строительство тяжелых многобашенных машин. Слабая сторона последних - тихоходность и плохая маневренность компенсировалась мощной броневой защитой и большим количеством вооружения: танковыми пушками и пулеметами, расположенными в многочисленных башнях (от трех до пяти).

Советский тяжелый танк Т-35. Советские тяжелые танки времен Великой Отечественной войны.

Наряду с легкими машинами, предназначенными для разведки, сопровождения пехоты и кавалерии на поле боя, советские конструкторы, согласно военной тактике того времени, стремились создать тяжелые танки, предназначенные для прорыва сильно укрепленной эшелонированной обороны противника. Эти машины рассматривались также в качестве резерва Главного командования.
Приверженцы создания тяжелых многобашенных машин имелись и за рубежом. Еще в 1917 г. во Франции приступили к созданию двухбашенного 70-тонного танка 2С с 36-мм броней и 75-мм пушкой. Предполагалось в 1919 г. построить 300 машин, но в связи с окончанием военных действий их производство было прекращено. Новым в компоновке было размещение основного вооружения в башнях, а не непосредственно в корпусе или в бортовых спонсонах с небольшими секторами обстрела. Высокое расположение башен у танка 2С уменьшало «мертвую» зону обстрела, а бортовые пулеметы могли вести продольный обстрел траншей. В 1930-е гг.


Советский тяжелый танк Т-35 образца 1930 года.

Французские конструкторы продолжали разработку тяжелых танков и в 1935 г. начали производство тяжелого танка В-1 с одной башней и расположенными в ней 47-мм пушкой и пулеметом, орудие же главного 75-мм калибра размещалось в лобовом броневом листе. Последнее не имело механизма горизонтальной наводки, что снижало эффективность стрельбы. С 1937 г. начала выпускаться более усовершенствованная модель В-I bis с толщиной лобовых и бортовых листов 60 мм, литой башни - 56 мм. Масса танка увеличилась, что сказалось на подвижности машины. Всего было выпущено 400 танков. Аналогичной конструкции машину под индексом B-1fer французские танкостроители выпустили в 1940 г., при этом были учтены недостатки предшествующих моделей: увеличен до 5 человек состав экипажа, установлены более мощный двигатель и механизм горизонтального наведения 75-мм пушки. Было изготовлено 5 машин, и в дальнейшем в связи с капитуляцией Франции производство их было прекращено.


Советский тяжелый танк Т-35 образца 1935 года.

Идея строительства многобашенного танка была воплощена английскими конструкторами в тяжелом танке «Индепендент» в 1926 г. При использовании принципов французского проекта им удалось благодаря рациональной компоновке сделать машину лучше, компактнее, значительно увеличить сектор обстрела. Броня у «Индепендента» была тоньше, чем у французского 2С, но за счет этого удалось уменьшить его массу и, следовательно, увеличить до 30 км/ч скорость, что для того времени было хорошим показателем. Несмотря на то что машину не приняли на вооружение, создание ее заметно повлияло на дальнейшие разработки танков подобного класса.


Спешно готовилась к предстоящей войне Германия. В середине 1930-х гг. фирмы «Крупп» и «Рейн-металл» построили небольшую партию тяжелых трехбашенных танков NbFz. Была применена оригинальная схема размещения оружия. В центральной башне с круговым вращением разместили две спаренные пушки 75- и 37-мм калибров, две диагонально разнесенные башни во втором ярусе оснастили спаренными пулеметами, которые обеспечивали высокую плотность огня. Весила машина 35 т, т.е. была достаточно легкой и благодаря этому подвижной (скорость 35 км/ч), бронирование обеспечивало защиту от артиллерийского огня (в начале 1930-х гг. ни в одной армии не было противотанковой артиллерии).

Японский двухбашенный тяжелый танк «92», созданный в 1932 г., нес черты английской и немецкой конструкций и отличался мощным вооружением - в главной башне имелась 75-мм пушка, в меньшей башне, расположенной спереди слева - 47-мм. Характерной особенностью этой модели была пулеметная башенка, расположенная в кормовой части, за силовым отделением.


Видео: Советский тяжелый танк Т-35. Советские тяжелые танки времен Великой Отечественной войны.

В августе 1931 г. Совет Труда и Обороны СССР принял «большую танковую программу», в которой отмечалось, что достижения в области танкостроения создали прочные предпосылки для коренного изменения общей оперативно-технической доктрины по применению танков и созданию высших механизированных соединений, способных самостоятельно решать задачи как на поле сражения, так и на всей оперативной глубине современного боевого фронта.
В СССР работы по созданию тяжелых танков начались в конце 1930 г. Управлением моторизации и механизации Красной Армии был заключен договор с главным конструкторским бюро Орудийно-оружейно-пулеметного объединения о разработке проекта 50-тонного тяжелого танка прорыва, вооруженного двумя 76-мм пушками и пятью пулеметами. Машина получила обозначение Т-30, Но при отсутствии отечественного опыта создания техники проект такого класса реализовать не удалось. В 1932 г. работы были прекращены в силу несостоятельности Т-30 в качестве боевой машины.


Советский тяжелый танк Т-35 образца 1937 года.

В 1931 г. автотанкодизельным отделом Экономического управления ОГПУ (КБ, в котором работали заключенные конструкторы) разрабатывался еще один проект танка прорыва массой 75 т. Но как и Т-30, он имел много недостатков, не позволивших осуществить постройку такой машины.


Видео: Советский тяжелый танк Т-35. Советские тяжелые танки времен Великой Отечественной войны.

Весной 1930 г. из Германии в СССР прибыла группа специалистов, возглавляемая Э. Гротте. Из этой группы и молодых советских инженеров сформировали конструкторское бюро АВО-5, в котором разработали, построили и испытали в 1931 г. танкТГ-1. Вскоре от услуг немецких специалистов отказались, КБ АВО-5 реорганизовали. В его состав вошли конструкторы М.П. Зигель.Б.А. Андрыхевич, А.Б. Гаккель, Я.В. Обухов и другие. Возглавил КБ молодой инженер Н.В. Барыков.

От Управления моторизации и механизации РККА новому КБ было выдано задание к 1 августа 1932 г. создать новый 35-тонный танк прорыва типа ТГ, которому присвоили индекс Т-35.

Этот танк создавался как боевая бронированная машина качественного усиления при прорывах сильно укрепленных полос. Выпуск его продолжался с 1933 по 1939 г.. но производство не было крупносерийным.

При создании Т-35 был учтен опыт проектирования танка ТГ. Сборку первого опытного образца Т-35-1 закончили 20 августа 1932 г.. и уже 1 сентября он был продемонстрирован представителям Управления моторизации и механизации РККА. Машина произвела на присутствующих сильное впечатление своим внушительным видом и, по мнению ряда специалистов, внешне напоминала английский пятибашенный танк «Индепендент» 1929 г. выпуска. Однако оснований считать, что он послужил прототипом для Т-35. нет. Архивных данных, подтверждающих интерес советской закупочной комиссии, находившейся в Англии в 1930 г.. к данному образцу, не имеется. По всей вероятности, как это часто бывает, советские конструкторы самостоятельно пришли к такой схеме как наиболее рациональной.
Предполагалось, что о главной башне Т-35-1 будут размотаться 76-мм танковая пушка повышенной мощности ПС-3 образца 1927 г. с круговым сектором обстрела {из-за отсутствия орудия it танке был смонтирован только его макет) и пулемет ДТ в шаровой установке О- В четырех малых башнях, аналогичных по конструкции, по диагонали располагались две 37-мм пушки ПС-2 образца 1932 г. и два пулемета ДТ. Еще один пулемет ДТ (курсовой) располагался и лобовом листе.


Советский тяжелый танк Т-35

С учетом опыта работы над танком ТГ-1 изготовили моторно-трансмиссионную группу, состоящую из карбюраторного двигателя М-6, главного фрикциона, коробки передач с шестернями шевронного зацепления и бортовых фрикционов. Управление последними осуществлялось посредством пневматической системы, что значительно облегчало процесс вождения машины массой 36 т. Осенью 1932 г.
Т-35-2 оснастили новым двигателем М-17, другой трансмиссией и коробкой передач, по личному указанию И.В. Сталина унифицировали главные башни. Изменению подверглась конструкция фальшборта, танк вооружили 76,2-мм пушкой ПС-3. Сборка была завершена весной 1933 г., и 1 мая он прошел во главе парада по Дворцовой площади Ленинграда.

Вскоре провели испытания машины, в ходе их выявили ряд недостатков в силовой установке, к тому же конструкция трансмиссии и пневмоуправления оказалась слишком сложной и дорогой. В результате было решено дальнейшие работы по Т-35-1 прекратить, опытный образец передать Ленинградским бронетанковым курсам усовершенствования командного состава для подготовки командиров.
В начале 1933 г. танковое производство ленинградского завода "Большевик"было преобразовано а самостоятельный завод № 174 им. К.Е. Ворошилова, и созданный особый конструкторский машиностроительный отдел завода (ОКМО) возглавил Н.В. Барыков (впоследствии видный конструктор танков, генерал-майор). ОКМО по существу стал первым конструкторским бюро по разработке отечественных конструкций танков, он занялся разработкой второго опытного образца танка Т-35-2, учтя недостатки первого Т-35-1.
Одновременно со сборкой Т-35-2. который рассматривался в качестве переходной модели к серийному образцу лишь п части трансмиссии, в ОКМО разрабатывались чертежи серийного Т-35.


Советский тяжелый танк Т-35.

ТАНК Т-35 1933 г. ВЫПУСКА

В мае 1933 г.. согласно постановлению Правительства СССР, производство серийного Т-35 было передано Харьковскому паровозостроительному заводу им. Коминтерна. Ему передали всю рабочую документацию на Т-35А. а также доставили Т-35А, еще не прошедший испытания. Машина значительно отличалась от Т-35-1 и Т-35-2. Претерпели конструктивные изменения малые пулеметные башни, увеличились размеры средних башен с установленными в них 45-мм орудиями 20К. Изменилась форма корпуса и увеличилась его длина (до 10 м).

Иными словами, это уже была другая машина, что требовало ее доработки и обусловливало трудности при ее производстве Причастны были к выпуску Т-35 нескопько заводов: Ижорский выпускал бронекорпуса. Рыбинский - двигатели, «Красный Октябрь" - коробки передач. В июне они должны были поставить выпускаемую ими продукции на ХПЗ. Но произошло это лишь в августе.


Видео: Советский тяжелый танк Т-35. Советские тяжелые танки времен Великой Отечественной войны.

Окончательная сборка первого Т-35. который изготовлялся по узловому принципу (9 узлов), началась 18 октября, закончилась 1 ноября, а 7 ноября он участвовал в праздничном параде в Харькове - столице тогдашней Украины.

Как своим внешним видом, так и затратами Т-35 поражал воображение: за 525 тысяч рублей, в которые обошлись его разработка. строительство и эксплуатация, можно было построить 9 легких танков. По вооружению это был самый сильный танк в мире. Размещение в пяти башнях трех пушек и пяти пулеметов обеспечивало массированный круговой огонь, что было очень важно при действии танка в глубине обороны противника. Пушки устанавливались на цапфах, пулеметы - в шаровых установках. Механизм наведения пушек - с ручным приводом, механизм поворота центральной башни - червячного типа с электрическим и ручным приводами.

Советский тяжелый танк Т-35.

Ходовая часть машины состояла из гусеничной ленты цевочного зацепления, из шести опорных сдвоенных катков (на борт),
сгруппированных в три тележки, шести поддерживающих роликов, направляющего и ведущего колес. Тележки опорных катков были выполнены по типу подвески немецкого танка "Гросстрактор" фирмы -"Крупп", однако советские конструкторы сумели значительно улучшить принцип ее работы.

Ведущие колеса заднего расположения со съемными зубчатыми венцами. Направляющие колеса с винтовым механизмом натяжения. Подвеска - на каждом борту по четыре тележки, а каждой по два катка. Подрессоривание осуществлялось двумя спиральными пружинами.

Отделение управления располагалось в передней части и сообщалось с боевым через люк в перегородке. Двигатель жидкостного охлаждения располагался в кормовой части корпуса. Силовую передачу составляли: многодисковый главный фрикцион сухого трения (сталь по стали), коробка передач, многодисковые бортовые фрикционы с ленточными тормозами, коробка отбора мощности на привод вентилятора и бортовые передачи с цилиндрическими шестернями.

Советский тяжелый танк Т-35.

Танки Т-35 образца 1933 г. изготовлялись в двух вариантах - линейные и командирские. На командирских
радиостанция устанавливалась в центральной башне, а антенна радиостанции, как и на других танках того времени, укреплялась на башне. В 1934 г. планировалось изготовить 10 машин Т-35. Освоение танка в производстве шло с большим трудом. Наряду с техническими и технологическими трудностями тормозили освоение производства и репрессии инженерно-технических работников, Но несмотря на это, 7 ноября о параде на Красной площади участвовало шесть новых Т-35.

ТАНК Т-35 1937 г. ВЫПУСКА

В 1937 г. была проведена модернизация Т-35. в результате чего надежность машины значительно возросла. Изменениям подверглись прежде всего коробка перемены передач, бортовые фрикционы, масляный бак, электрооборудование. Была изменена конструкция фальшборта, спроектированы и установлены специальные уплотнения, предотвращающие попадание внутрь танка воды. Убрали внутрь корпуса глушитель, выхлопные трубы, закрытые броне-кожухами, вывели наружу. В этом же году ХПЗ приступил к проектированию Т-35 с коническими башнями. Целью изменений было усиление броневой защиты за счет изменения формы башен и увеличения толщины броневых листов. Боевая масса машины возросла до 55 т.


Советский тяжелый танк Т-35.

Т-35 образца 1937 г. также выпускались линейные и командирские. На командирских в центральной башне устанавливалась радиостанция, снаружи - по-ручневая антенна. Но устранить многие конструкторские недостатки, присущие Т-35. не удалось. Несмотря на внушительные размеры, внутренние объемы были очень невелики. Боевые отделения не сообщались между собой и проникнут иэ одного в другое было невозможно. Весьма ограниченная обзорность, особенно с места механика-водителя, позволяла видеть местность лишь слева и впереди и го в ограниченных секторах. Выход из машины через верхние люки и из задниц башен был сильно затруднен и фактически для членов экипажа было большой проблемой покинуть поврежденную машину.

Оставляли желать лучшего и тяговые характеристики: танк мог преодолеть подъем только в 17 градусов, была для него препятствием и большая лужа. Военные отмечали низкую надежность его агрегатов, большая масса затрудняла движение, особенно по мостам. Четырехметровая высота его повышала уязвимость на поле боя. где он становился отличной мишенью, большого труда экипажу стоило взобраться на танк и занять по тревоге свои боевые места, поскольку надгусеничные полки располагались на двухметровой высоте 0
Вместо с тем. несмотря на все свои недостатки. Т-35 - уникальная боевая машина, единственный в мире серийный пятибашен-иый танк.
Всего за 1932-1939 гг. было изготовлено два варианта (Т-35-1 иТ-35-2) и 61 серийная машина.

До начала Великой Отечественной войны танки Т-35 в боевых действиях не участвовали. Первые серийные Т-35 поступили в 5-й тяжелый танковый полк резерва Главного командования, часть машин - в различные военные учебные заведения, где по специально разработанной АБТУ программе велось обучение танкистов.


Советский тяжелый танк Т-35.

В июне 1940 г. а Москве состоялось совещание, на котором рассматривался вопрос о перспективных типах танков и снятии с вооружении старых образцов. Что касается Т-35, ряд специалистов высказались за то, чтобы переделать их в самоходные установки большой мощности, другие - передать их танковому полку Военной академии моторизации и механизации (ВАММ) и использовать для парадов. Действительно, если до 1935 г. тактические данные позволяли танку выполнять возложенные на него задачи, то в последующий период, с возрастанием мощи противотанковой артиллерии и при отсутствии резерва увеличения толщины брони машина уже морально устарела.

Решено было оставить на вооружении Т-35 до полного износа, и почти все машины оказались в 67-м и 68-м танковых полках 34-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса Киевского Особого военного округа. 34-я танковая дивизия была сформирована в июле 1940 г.. и она единственная имела на вооружении тяжелые танки Т-35

21 июня 1941 г. в полках 8-й танковой дивизии, которые дислоцировались в Грудеке-Ягеллонском. юго-западнее Львова, объявили тревогу. Танки заправили и вывели на полигон, где началась загрузка боекомплектов, 22 июня в составе 6-й армии дивизия совершила марш в новый район сосредоточения, 24-го - еще один марш, а 25-го по приказу командующего Юго-западным фронтом начала выдвижение для участия в контрударе в районе г. Дубно. В первые три дня войны дивизия прошла более 500 км и потеряла по техническим причинам 50% материальной части. 26 июня дивизия атаковала 16-ю танковую дивизию немцев и продвинулась на 10 км в направлении населенного пункта Берестечко. В боевых действиях погибли считанные машины. Акты на списание боевых машин, сохранившиеся в архивах, свидетельствуют, что большинство танков Т-35 67-го и 68-го полков вышли из строя по техническим причинам. Четыре машины, которые находились в ремонте на ХПЗ, были срочно отремонтированы и переданы в войска. Две из них в составе танкового полка ВАММ принимали участие в боях под Москвой, однако подробностей об этом их боевом применении не сохранилось.


Советский тяжелый танк Т-35.

____________________________________________________________________________________
Источник данных: автор Архипова М.А. "Полная энциклопедия танков и бронетехники СССР"


*
Включайся в дискуссию
Читайте также
Тест «Франция (Французская Республика): географическое положение, природа, экономика Франко-прусская война произошла в…
Тест «Франция (Французская Республика): географическое положение, природа, экономика Парижская коммуна во Франции просуществовала
Где Похоронен Данте Алигьери?