Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Виды костров: их предназначение и способ разведения. Памятка по разведению костра и правила поведения при лесных пожарах Проект по обж на тему разведение костра

Входя в лес, надо помнить, что разведение костров разрешается не всегда и не везде.

Как правильно разжигать костер:

Костер: Без него сложно представить любой поход. В первую очередь необходимы начинающему путешественнику. Иногда от умения развести огонь зависит даже жизнь человека. Для начала необходимо знать, как выбрать место для костра, как подготовить площадку, как заготовить дрова и растопку, и, самое главное, как разжечь огнь при любых погодных условиях и в любое время года

Выбор места: Перед тем как разводить костер, необходимо выбрать для него место (лучше укрытое от ветра и дождя каким –либо естественным укрытием, например, скалой). Желательно, чтобы это место было поблизости от воды. Главным условием является соблюдение правил противопожарной безопасности.

Не разводите огонь под кронами или между выходящими на поверхность крупными корнями. Нельзя также устраивать костры среди хвойного сухостоя и молодняка, а также на участках с сухой травой или на россыпях камней, между которыми скапливается много горячего лесного мусора.

Подготовка площадки: Расчистите участок диаметром метр-полтора от лесного мусора: травы, сухих листьев. Лучше даже снять верхний слов дерна, обнажив почку на участке большем, чем займет сам костер и по возможности обложить это место камнями. Делается это для того, чтобы избежать случайного распространения огня на сухую растительность, приводящего к лесному пожару. Очень опасно разводить костер в непосредственной близости от сухой травы и в сухом хвойном лесу, где пламя может быстро распространиться даже при слабом ветерке. Огонь, разведенный на торфяной почве легко зажигает слой торфа под дерном и потушить такой пожар очень трудно, так как пламя может появиться из-под земли лишь через несколько дней.
А если на земле лежит неглубокий снег? Расчисти место до земли. Глубокий снег плотно утопчи, сделай настил из сырых бревен и веток.

Топливо: его правильный подбор очень важен для костра. Сухие дрова из лиственных пород деревьев не дают дыма, тогда как сырая или гнилая древесина выделяет мало тепла, зато очень дымит. Древесина живой березы –слишком влажна. Мелкий сухой хворост дает сильное пламя, полностью выгорая за несколько минут. Дрова из лиственных деревьев с тяжелой плотной древесиной (дуб)

Растопка : это легковоспламеняющиеся материалы, используемые для быстрого розжига огня. Для этого применяют бересту, сухие щепочки, гнилушки из дупла, смолистые куски коры хвойных деревьев и так называемые « зажигательные палочки», которые делают из смолистых щепочек пней хвойных деревьев.

Растопку складывают в виде маленькой пирамидки, у основания которой оставляют небольшое отверстие, куда и вносят зажженную от прута зажигательную палочку.

После того как пирамидка разгорится, к ней подкладывают все более и более толстые куски дерева- сухие сучья, сухой валежник. Чтобы костер не погас от сильного ветра или дождя, его разжигают под каким либо укрытием: нависающем камнем, скалой.

Сырые дрова следует складывать вокруг костра, чтобы они быстрее просохли.

Добывание огня: спички обязаны остаться сухими для этого спички головкой до четверти длины обмакиваются в расплавленный воск и упаковываются вместе с кусочком «терки» в герметичный пакет или пенальчик. А еще огонь можно добыть с помощью увеличительного стекла, линзы от очков и других стекляшек. С помощью солнышка поджигают подготовленный мох, птичий пух, смолистая кора, измельченная листва.

Ввиду начала пожароопасного сезона обращаем внимание на меры пожарной безопасности.

В лесу недопустимо:

- пользоваться открытым огнем;

- выжигать траву под деревьями, на лесных полянах, прогалинах, а также стерню на полях, в лесу;

- разводить костры в хвойных молодняках, на торфяниках, лесосеках, в местах с сухой травой, под кронами деревьев, а также на участках поврежденного леса;

- употреблять на охоте пыжи из легковоспламеняющихся или тлеющих материалов;

- оставлять промасленный или пропитанный горючими веществами обтирочный материал;

- заправлять горючим баки двигателей, использовать неисправные машины, курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим;

- оставлять бутылки или осколки стекла, так как они способны сработать как зажигательные линзы.

Виновные в нарушении этих правил несут дисциплинарную,

административную или

уголовную ответственность.

Правила поведения при лесном пожаре

Действия населения в зоне лесного пожара:

- окунитесь в ближайший водоем или накройтесь мокрой одеждой;

- для преодоления нехватки кислорода дышите через мокрый платок или смоченную одежду, пригнитесь к земле;

- определите направление ветра и распространение огня;

- выбрав маршрут выхода из леса в безопасное место, выходите только в наветренную сторону и вдоль фронта огня;

- приняв решение о тушении небольшого пожара, пошлите за помощью в населенный пункт;

- при небольшом пожаре заливайте огонь водой из ближайшего водоема, сметайте пламя 1,5-2 м пучком из веток лиственных деревьев, мокрой одеждой, плотной тканью;

- небольшой огонь на земле затаптывайте, не давайте ему перекинуться на деревья, не уходите, пока не убедитесь, что огонь потушен.

Телефоны службы спасения: 01, 112 (сотовая связь).

Предупреждение пожаров – основа нашей безопасности.

ПАМЯТКА

по разведению костра

правила поведения при лесных пожарах.

Выполнил: преподаватель ОБЖ Коваль А.П.

2012 г

Информационный час

Тема: «Правила разведения костров»

Цель занятия : создать условия для ознакомления учащихся с правилами разведения костров, содействовать пониманию опасности костров.

Задачи:

Ознакомить учащихся с целями разведения костров, различными видами костров;

Формировать навыки правильного выбора места для безопасного разведения костров;

Формировать навыки учащихся по соблюдению правил пожарной безопасности и предотвращению различного травматизма;

Способствовать предупреждению возникновения пожаров в лесах.

Форма проведения : информационный час.

Ход урока

Учитель приветствует учащихся и призывает их быть собранными и внимательными, чтобы успешно усвоить новый материал. Желает учащимся интересной и плодотворной работы, обеспечивает положительный эмоциональный настрой и психологическую готовность к предстоящему общению.

Актуализация знаний

1. Какие природные комплексы являются «лёгкими» нашей планеты?

А) горы; Б) лес; В) болото; Г) пустыня.

2. Перечислите причины лесных пожаров.

А) брошенные окурки, спички;

Б) брошенные стеклянные бутылки, осколки;

В) удар молнии;

Г) не затушенные костры;

Д) сжигание сухой травы;

Е) неисправности выхлопной системы транспортных средств.

3. Лесные пожары, в зависимости в каких ярусах леса распространяется огонь, делятся на:

А) низовые; Б) верховые; В) подземные.

4. Скорость распространения лесного пожара зависит от:

А) площади загоревшегося леса;

Б) влажности окружающей среды;

В) ветра.

5. Перечислите ваши действия при обнаружении лесного пожара.

А) позвонить дежурному МЧС по телефону 101;

Б) если огонь небольшой - постараться потушить его своими силами;

В) быстро покинуть опасное место, ни кому не сообщать о пожаре;

Г) выходить из зоны пожара в наветренную сторону, перпендикулярно кромки пожара;

Д) при выходе из зоны пожара использовать рельеф местности (поляны, реки, озёра, ручьи, заболоченные места).

Введение

А теперь отгадайте загадку

Туристы в лагерь свой придут,

Его под вечер разведут,

Он будет долго полыхать,

Своим теплом их согревать (костер)

Для чего нужен в лесу костер? (ответы детей)

Сообщение темы и постановка задач

Правильно, без него нельзя решить проблему обогрева и сушки одежды, приготовления пищи и освещения во время автономного существования в природных условиях. Но костер костру рознь. Один из видов костра хорош для сушки одежды, другой - для приготовления пищи. Чем же они различаются? Какие виды и типы костров бывают? Вот об этом мы сегодня и поговорим. Тема нашего сегодняшнего занятия «Правила разведения костров».

План:

1.выбор и подготовка места для костра, правила разведения костра, заготовка дров.

2.виды костров

3.действия в случае пожара.

Первый пункт нашего урока выбор и подготовка места для костра? Почему так важно уметь выбрать место для костра? (ответы детей).

Потому что в худшем случае при неправильном подборе места может начаться пожар.

Где можно разводить костер? Как вы думаете?

А как вы думаете, где нельзя разводить костры? (ответы детей).

Для поддержания огня следует позаботиться о дровах. Их можно заготовить засветло не только для приготовления пищи, освещения и обогрева лагеря.

Разведение костров может производиться с различными целями: для подачи сигнала бедствия, приготовления еды, сушки одежды, выполнения каких-либо ритуальных действий (праздники Масленицы, Купалы), но чаще всего их разжигают во время краткосрочного отдыха на природе. Наиболее опасен последний вариант.

Костер "шалаш", он же "пионерский", «пирамида».

Такой костер разводят, когда требуется получить много тепла за короткое время - быстро обогреться, просушить вещи. Костер очень жаркий и прожорливый, требует много дров. Дает много света, очень хорош, когда надо осветить лагерь.

Костер "Звезда" («Звёздный»).

Экономичный, долго горящий костер. Удобен для приготовления пищи и ночлега нескольких человек. Люди укладываются вокруг костра и периодически придвигают "свои" бревна к центру.

Костёр «колодец» (поленья сложены срубом). Даёт низкое и широкое пламя. Долго горит. Дает много тепла, годится и для приготовления пищи и обогрева, расход дров ниже, чем у "шалаша", но тоже высокий. Быстро дает много углей. Растопка ставится "шалашом", вокруг нее строится "колодец".

Костёр «таёжный» образуют несколько бревен длиной 2—3 метра, горит он долго, не требует частой подкладки дров. На нем можно готовить еду, сушить вещи и ночевать рядом без палатки. Несколько часов горит ровным пламенем, затем тлеет и даёт сильный жар.

Костёр «нодья». Даёт сильное широкое пламя. Греет со всех сторон. Долго горит.

Физкультминутка

Теперь давайте представим, что мы идем по лесу.

Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)

Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)

Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.)

Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.)

Действия в случае загорания сухой травы или веток

Малые очаги пожара тушить, забрасывая песком, землей, заливая водой, затаптывая ногами. При косвенных признаках пожара оглядеть местность с возвышенной точки, установить очаг и. направление распространения пожара;

Почувствовав запах дыма, подойдите ближе, определите: что горит, в какую сторону дует ветер, какова опасность распространения пожара, наличие детей в зоне движения огня. Решайте сразу — будете ли вы пытаться тушить пожар или поспешите за помощью, т. к., переоценив свои возможности, вы рискуете потерять время и дать огню набрать силу. Сообщите о случившемся по ближайшему телефону или через посыльного в пожарную охрану.

Заливайте огонь водой из ближайшего водоема, засыпайте землей. Используйте для тушения пучки веток от деревьев лиственных пород или деревца длиной 1,5-2 метра, мокрую одежду, плотную ткань. Наносите скользящие удары по кромке огня сбоку в сторону очага пожара, как бы сметая пламя; прижимайте ветви при следующем ударе поэтому же месту и, поворачивая, охлаждайте их таким образом. Затаптывайте небольшой огонь ногами, не давайте ему перекинуться на стволы и кроны деревьев. При распространении огня по кронам деревьев валите не тронутые пожаром деревья на его пути (кроной от места пожара).

Знакомство со статьями 15.29, 15.57, 15.58 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях:

1.Статья 15.29. Hарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках.

Нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках либо запрета на их посещение, не повлекшее причинение ущерба, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двадцати пяти базовых величин.

Нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках, повлекшее уничтожение или повреждение леса либо торфяников, если в этих действиях нет состава преступления, влечет наложение штрафа в размере от двадцати пяти до пятидесяти базовых величин.

2.Статья 15.57. Незаконное выжигание сухой растительности, трав на корню, а также стерни и пожнивных остатков на полях либо непринятие мер по ликвидации палов.

Незаконное выжигание сухой растительности, трав на корню, а также стерни и пожнивных остатков на полях либо непринятие мер по ликвидации палов на земельных участках - влекут наложение штрафа в размере от десяти до сорока базовых величин.

3.Статья 15.58. Разведение костров в запрещенных местах.

Разведение костров в запрещенных местах, за исключением нарушений требований пожарной безопасности, ответственность за которые предусмотрена иными статьями Особенной части настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двенадцати базовых величин.

Закрепление новых знаний

Решение проблемных ситуаций (работа по вариантам).

Ситуация 1. Тебе необходимо посушить одежду. Ты ее повесишь поближе или подальше от огня костра?

Ситуация 2 . Случайно твоя шапка упала в костёр или лежит возле огня. Что надо сделать, чтобы она не сгорела: вытащить ее рукой или палкой?

Ситуация 3. Из костра выпал уголек. Что надо сделать: залить его водой, чтобы остудить, и бросить обратно в костёр или оставить догорать у костра?

Проверка знаний

1. На разведение костра была использована последняя спичка. Что необходимо сделать, чтобы сохранять добытый огонь длительное время:

а) постоянно поддерживать костер, организуя дежурство;

б) изготовить веник из сухих растений и поджечь;

в) наполнить ведро прогоревшими углями и поддерживать их тление;

г) поджечь сухой трухлявый пень;

д) наполнить ведро еловыми или сосновыми шишками и поджечь?

2. Каким должно быть место для разведения костра:

б) в ненастную погоду надо разводить костер под деревом, крона которого должна превышать основание костра на 6 м;

в) место для разведения костра необходимо очистить от травы, листьев, неглубокого снега?

3. Какие основные обстоятельства для обеспечения безопасности вы будете учитывать при разведении костра:

а) костер должен быть защищен от сильного ветра ветками, палаткой, стенкой из камней и т. п.;

б) костер, разведенный в укрытии, выделяет угарный газ;

в) для обогрева разводится широкий костер, а для приготовления пищи — конусообразный?

4. Вас одиннадцать человек и вам нужно не только приготовить пищу, но и высушить мокрые вещи, согреться. Какой тип костра для этого вы выберете?

А) Костер "Звезда" («Звёздочка»). Б) Костер "шалаш".

В) Костер «таежный». Г) Костер "колодец".

Д) Костер "шалаш", он же "пионерский", «пирамида.

Подведение итогов

Понимать, любить и беречь природу, заботиться о ней, умножать ее бесценные богатства — долг каждого. Ведь любовь к природе — это частичка любви к Родине. Верным другом и защитником природы призван быть отдыхающий. Он обязан не только сам охранять ее, но и учить этому других. Бережно относитесь к лесу. Не рубите деревья и кустарники на шесты и колья для палаток, не ломайте ветви для устройства шалашей, подстилки и прочего. Для разведения костров используйте только валежник. Отходы и мусор сжигайте или закапывайте в землю.

Учитель подводит учащихся к осознанию достижения поставленных целей. Учащиеся формулируют правила безопасного поведения в лесу.

Рефлексия.

В заключение учитель просит продолжить предложения (на выбор)

На уроке я узнал (а), что...

Меня особенно удивило...

Я понял (а), почему...

Я бы хотел (а) узнать...

Я учился (училась)...

Я могу рассказать, научить…

Список использованных источников:

1.Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс. Вангородский С.Н., Латчук В.Н.

2.Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. (2011, 207с.).

3.Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс. Фролов М.П., Юрьева М.В. и др. (2012, 144с.).

6 класс

Тема: «Добывание огня, разведение костра».

Цели урока: 1) научиться выбирать и готовить место для костра.

2) ознакомить учащихся с видами растопки, различными типами костров и обязательными правилами противопожарной безопасности.

Тип урока : комбинированный (проверка знаний и объяснение нового материала).

Оборудование : учебник, тетрадь, деревянные заготовки для изготовления зажигательных палочек или готовые зажигательные палочки, палочки для создания костров.

Ход урока

    Организационный момент

Учитель называет тему и цель урока.

    Проверка домашнего задания

Но для того, чтобы понять, как вы усвоили материал по теме: «Устройство временных укрытий», я проведу тестирование.

Перед вами карточки с тестами. Ответим на их вопросы. За каждый правильный ответ жетон.

1 тест.

Каково самое главное требование к месту для сооружение временного укрытия (длительного лагеря)

А) Наличие рядом воды.

Б) Живописная природа.

В) Безопасность места стоянки.

Г) Отсутствие комаров и мошек.

2 тест.

Мальчишки из 6-го «А» класса поставили палатку на берегу реки у самой воды, чтобы не ходить далеко за водой. Ночью они проснулись от сырости. Оказалось, что вода в реке поднялась и палатку затопило. Почему так произошло?

А) Надо было не спать, а следить за состоянием воды в реке.

Б) Ребята забыли поставить под палатку сваи.

В) Палатку поставили слишком близко к воде.

Г) Палатка должна была быть водонепроницаемой.

3 тест.

Какое укрытие ты сделаешь зимой в тайге при отсутствии костра:

А) Шалаш из еловых веток и жердей.

Б) Наломаю лапника и сделаю из него постель под елью.

В) Снежную нору

Г) Снежную пещеру или берлогу.

4 тест.

Во время зимних каникул ребята из 6-го «В» отправились в поход. С наступлением сумерек они стали готовиться к ночлегу. Зная, что укрытие лучше всего делать так, чтобы оно было защищено от ветра, ребята расположили его под навесом скалы. Утром они проснулись в огромном сугробе. Почему это произошло?

А) Ветер изменил направление и их замело.

Б) Ночью прошел медведь и выбрал себе берлогу по соседству, засыпав палатку.

В) На ребят обрушился ком снега, упавший с навеса скалы.

Молодцы! Вы хорошо усвоили материал.

А теперь послушайте загадку

Туристы в лагерь свой придут,

Его под вечер разведут

Он будет долго полыхать,

Своим теплом их согревать (костер)

Правильно, костер. И тема нашего урока «Добывание огня, разведение костра». Перед вами на доске записан план урока. (зачитать и записать в тетрадь).

1. Место для костра

2. Добывание огня

3. Разжигание костра

4. Типы костров. Сохранение огня.

3. Объяснение нового материала

Вводное слово учителя

    После сооружения укрытия тебе необходимо позаботиться о костре. Его значение чрезвычайно велико, поскольку это возможность:

Обогреться, просушить одежду и обувь;

Приготовить пищу;

Подать сигнал спасателям;

Отпугнуть хищников;

Почувствовать себя более защищенным, успокоиться.

Почему так важно уметь выбрать место для костра?

Это первый пункт нашего плана.

Потому что в худшем случае при неправильном подборе места может начаться пожар.

Где нельзя разводить костры?

Ответьте, пожалуйста.

Познакомимся с памяткой .(на столах у учащихся). Зачитайте.

Нельзя разводить костер на поле среди сухой травы, тем более, если дует ветер. Трава загорится, и пламя ветром будет переноситься на соседние участки поля.

Нельзя разводить костры в сухих сосновых лесах в засушливый период.

Нельзя разводить костер на каменистых россыпях в засушливый период, если между камнями скопились веточки, сухая трава, труха. Огонь может распространиться под камнями по этим сухим прослойкам топлива, и возникает пожар.

Нельзя разводить костер под корнями деревьев, у корней – все это может загореться.

Запомните это, пожалуйста.

А где можно разводить костер? Как вы думаете?

Познакомимся с памяткой. Зачитайте.

Место для костра готовится в стороне от деревьев и кустов (не ближе 4-6 метров).

Место тщательно очищается от лесного мусора.

Снимается верхний слой дерна.

Место обкладывается камнями (чтобы не распространялся огонь)

Зимой место расчищается от снега до земли, снег утаптывается, делается настил из сырых бревен и веток.

Итак, место для костра выбрали, теперь учимся добывать огонь.

Разжигание костра - это искусство. От наличия огня зачастую зависит жизнь. Существует несколько способов добывания огня с помощью подручных средств:

1. Огонь можно добыть с помощью увеличительного стекла, но для этого способа потребуется два часовых стекла, а это не всегда может быть под руками.

2. Можно получить огонь трением. Но для этого нужно много усилий и изготовить лук из ствола молодой березы, сверло из сосновой палочки и опору из сухого полена сосны.

Самый простой способ:

3. При помощи двух камней твердой породы. Камни бьют друг от друга и высекают огонь.

Итак, можно воспользоваться любым из этих способов и добыть огонь для разжигания костра .

Это третий вопрос нашего плана.

Заготовка дров. Что для этого пригодно?

Соберите побольше сухих дров, хвороста и достаточно сухой растопки до начала разведения костра. Лучшими дровами для основательного костра считается древесина засохших на корню сосен, елей, дубов, осин, пни хвойных деревьев.

Растопка. Что для этого нужно?

Бересту все знают. Ленточки сухой бересты загораются мгновенно. Если бересты нет – ищите елки.

Растопку складывают в виде маленькой пирамидки, для того чтобы удобно было разжечь костер.

Не следует разводить костер под ветвями деревьев: летом они могут загореться, а зимой с них может упасть снег, загасив костер.

Работа с учебником. Откройте стр. 74.

Зачитайте памятку «Заготовка топлива для костра»(стр. 74.)- (учащиеся читают вслух).

Но нужно помнить : Уходя, потуши костер, залей его водой, засыпь землей, закрой дерном.

А теперь мы познакомимся с типами костров:

На доске типы костров.

Дымовые Жаровые Пламенные

(схема на доске и запись в тетрадях)

Дымовой – для того, чтобы отогнать комаров и мошкару, для подачи сигнала о своем местонахождении.

Жаровой – для приготовления пищи, просушки вещей, для обогрева.

Пламенный – для освещения места, подогрева пищи, кипячение воды.

На доске изображены типы костров . Рассмотрим их.

«Шалаш»

Короткие сухие дрова укладываются наклонно к центру, они частично опираются друг на друга. При такой конструкции дрова выгорают в основном сверху, и пламя получается высоким и жарким. Этот тип костра удобен, если нужно вскипятить воду или что-то приготовить в одном ведре или кастрюле. Если необходимо использовать несколько посудин, то лучше развести «колодец».

«Колодец»

Два полена положи параллельно друг другу на некотором расстоянии, поперек них – еще два. Такая конструкция обеспечивает хороший доступ воздуха к огню, и поленья будут гореть равномерно по всей длине. Этот костер хорош в сырую погоду.

«Звездный»

Поленья уложи по радиусам от центра. Горение происходит преимущественно в центре. И по мере сгорания дров их следует подвигать к середине. Этот тип костра требует постоянного присмотра, иначе погаснет, поэтому он достаточно пожаробезопасен.

«Таежный»

Складывается из нескольких бревен, уложенных вдоль или под острым углом друг к другу. Он не требует частого подкладывания дров.

«Нодья»

Это жаровой костер складывается из трех больших бревен длинной 2-2,5 метра. Два бревна (чем толще, тем лучше) положи вплотную, добиваясь минимального зазора между ними. На эту щель кладут растопку. После того как растопка хорошо разгорится, сверху положи третье бревно. Желательно, чтобы это бревно было толще нижних, так как оно прогорит быстрее. Нодья из толстых бревен может гореть несколько часов.

Такие типы костров существуют. А сейчас мы проверим, как вы усвоили материал.

4. Закрепление изученного материала

Откройте учебник на стр. 78

1.Тест. Где лучше всего развести костер? (Стр. 78)

2. Какие способы добывания огня тебе известны? (с помощью увеличительного стекла, с помощью трения (лук, сверло, опора), с помощью двух камней.

3. Веселый тест (стр. 80)

5. Практическое задание «Сложи костер»

Из приготовленных палочек сложите известные вам типы костров (стр.77)

6. Подведение итогов урока

Что вы узнали нового на уроке?

И так мы должны запомнить, что уходя, костер обязательно нужно потушить.

Выставление оценок с комментарием. Кто больше набрал жетонов? Кто работал активно на уроке?

Домашнее задание

Параграф 16, вопросы к параграфу.

Урок ОБЖ в 6- м классе

Т ем а " Разведение костра. Типы костров "

Цели и задачи занятия:

Познакомить детей с разными видами костров;
- научить учащихся правильно разводить костры;
- развивать умение работать в группах,
- воспитывать бережное отношение к природе.
-по окончании изучения темы учащиеся должны владеть навыками разведения костра.

Ход занятия:

1.Сообщение темы и цели занятия

Сл.1 Сегодня у нас не обычное занятие. Тема нашего занятия на экране «Разведение костра. Типы костров»

Сл.2 .Сейчас мы отправимся в волшебный лес, который научит нас правильно разводить костры, познакомит нас с видами и типами костров. И конечно же,придя в лес, мы не должны забывать о бережном отношении к природе.

2.Изучение нового материала.

1. Функции костра.

Порой бывает очень важно вовремя развести костер.

Как вы думаете, для чего нужен костер?

Давайте посмотрим, правильно- ли вы предполагали.

Сл.3

Сл.4

Функции костра многогранны:

    приготовление пищи;

    сушка одежды;

    освещение;

  • отпугивание насекомых и зверей;

    подача сигнала.

Сл.5

2. Место для костра.

Итак, вы собираетесь разжечь костер . С чего же нам начать?

    найти поляну, защищенную от ветра;

    очистить место для костра от сухой травы, листвы и обложить его камнями;

    на глубоком снегу, болоте сделать настил.

Сл.6

3. Разведение костра.

Заготовить растопку (мелкие сухие веточки, сухая трава, березовая кора)

Положить растопку на землю;

Поджечь костер 2-3 спичками;

Положить на растопку ветки по толще;

Соблюдать правила пожарной безопасности.

Сл.7

4.Что нельзя делать, разводя костер?

Не разводить костер возле деревьев;

Не использовать для костра живые деревья;

Не разводить костер на торфяных болотах;

Не оставлять без присмотра горящий костер.

Сл.8.

6. Виды костров.

Выбирать тип и вид костра надо по обстоятельствам.

Общее правило: дрова необходимо запасти заранее и побольше.

Костры бывают трех основных видов:

Пламенные- для освещения места привала и варки пищи.

Жаровые - для приготовления пищи, просушки вещей, у него можно согреться, если ночуешь у костра.

Дымовые -чтобы отогнать комаров и мошкару, а также для подачи сигнала о своем месторасположении.

Сл.9 фото

Сл.10

7.Типы костров (практическая часть)

Знакомясь с типами костров, мы будем их складывать практически из палочек лежащих на ваших столах .

Представим,что наши палочки, это поленья, а то и древна.

Итак:

1. Колодец - 2 полена положи параллельно на некотором расстоянии; поперек них- еще два. Такая конструкция обеспечивает хороший доступ воздуха к огню, и поленья равномерно будут гореть по всей длине. Этот костер хорош в сырую погоду.

Сл.11.

2. Звездный - поленья уложите по радиусам от центра. Горение происходит преимущественно в центре, и по мере сгорания дров подвигай их к середине. Этот тип костра требует постоянного присмотра, иначе он погаснет.

Сл.12.

3. Шалаш - короткие сухие дрова укладываются наклонно к центру, они частично опираются друг на друга. При такой конструкции дрова выгорают в основном сверху, а пламя получается жарким. Этот тип костра удобен, если тебе нужно вскипятить воду или что-то приготовить в одном ведре или кастрюле. Если нужно использовать несколько посудин, то лучше применить «колодец».

Сл.13.

4 .Таежный - складывается из нескольких бревен, уложенных вдоль или под острым углом друг к другу. Он не требует частой подкладки дров.

Сл.14.

5. Нодья - этот костер складывается из 3-х больших бревен, длиной 2-2,5 м. Два бревна (чем толще, тем лучше) положи вплотную, добиваясь минимального зазора между ними. На эту щель кладут растопку. После того, как растопка хорошо разгорится, сверху положи третье бревно. Желательно, чтобы это бревно было толще нижних, так как оно прогорит быстрее. Нодья из толстых бревен может гореть несколько часов.

Каждый из этих типов костров может быть и жаровым, и пламенным. Это зависит не только от того, как костер сложен, но и от качества дров:

- смолистые они или нет;

- совершенно сухие или с сыроватой корой.

Какие вы запомнили типы костров?

Сложите у себя сейчас какой-нибудь тип костра, скажите название и для чего он нужен.

Сл.17.

10. Хитрости для кострового.

При отсутствии мелких сухих веток для разжигания хорошо использовать “лапшу” из резины, срезанной с каблуков обуви;

Отсыревшие спички лучше всего сушить на голове: там наименьшая влажность;

Не нужно стараться развести костер одной спичкой, надежнее поджигать растопку двумя сложенными вместе спичками, а иногда даже тремя.

11. Рефлексия

-Как вы думаете, в какой жизненной ситуации нам могут пригодиться навыки полученные на нашем занятии?

Включайся в дискуссию
Читайте также
Святые и чудотворцы. Леонтий Ростовский. Леонтий (Стасевич), православный святой Тропарь святителям Ростовским
Церковь георгия победоносца на псковской горе
Икона божией матери