Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Жизнь лесных зверей зимой. Конспект НОД «Жизнь зверей осенью Какие звери есть осенью

Светлана Недилько
Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Жизнь диких зверей осенью»

Конспект НОД в области познавательное развитие (экология ) в подготовительной группе

Тема : «Жизнь диких зверей осенью »

Цели : Уточнить представления детей о лесе, его растениях и обитателях; развивать интерес к объектам природы; расширять кругозор и представления детей об изменениях жизни зверей осенью , развивать речь, обогащать словарный запас детей, приобщать к музыке.

Материал : иллюстрация «Осенний лес » , маски диких зверей (медведь,лиса,волк, заяц, белка,ёж, музыка П. И. Чайковского «Времена года» - ноябрь, ноутбук,картинки зверей на магнитах , корзина с лесными орехами.

Ход НОД.

Воспитатель : Ребята,мы много с вами уже беседовали об осени ,это очень красивое время года. Сегодня мы продолжим говорить на эту тему, о жизни зверей осенью в лесу . Какие изменения в природе происходят с приходом осени .

Дети : Дни становятся короче, а ночи длиннее. Солнце реже балует нас своим теплом. Часто идут дожди,пасмурно,тучи,туман,грязь,лужи,которые долго не сохнут. Бывают солнечные, погожие дни. Краски осени-желтая ,красная,оранжевая,золотая, рыжая. Воспитатель : молодцы! Послушайте красивое стихотворение об осеннем лесе .

Лес осенний красок не жалеет -

Ярки грозди ягод и листы.

То сверкают бронзой, то алеют

Пышные осенние кусты .

Ветер по листве идёт прохладный

Он сорвёт узорчатый наряд,

И в лесу начнется вальс прощальный-

Золотой осенний листопад .

А сейчас я предлагаю послушать музыку П. И. Чайковского «Времена года-ноябрь» (дети слушают музыку) . Что вы представили себе,слушая музыку? Дети : Осенний ,погожий день в лесу; солнечно, красивые разноцветные листья на деревьях, листопад,заяц скачет и тд. Воспитатель : А теперь посмотрите на иллюстрацию осеннего леса . Кого не хватает в нашем лесу (зверей ,диких животных .) Загадка :

Вперевалку зверь идёт

По малину и по мёд

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень ,

Лезет в яму до весны

Где он спит и видит сны.

(медведь)

(Воспитатель ставит картинку медведя на магните и продолжает рассказ)

Грамадный,одетый в тёплую шубу,неповоротливый на вид. Очень осторожно появляется на поляне медведь. Лапы ставит пальцами внутрь,потому и зовётся косолапым,а ступает так тихо,что не один сучёк под его лапами не хрустнет.

Ребёнок в маске медведя : Хорошо живётся нам,медведям, летом. Лес щедро угощает грибами и ягодами. Попадаются мелкие зверушки и муравьи . В дупле можно найти мед диких пчёл ,собрать сочные корешки растений. Успеваем мы накопить жиру за лето. А как же иначе, ведь зима впереди,а жировой запас на всю зиму.

Закружился листопад в лесу, пора бы подыскать место для берлоги. Место должно быть надёжным, чтобы спокойно спать до весны. Берлогу надо листьями усыпать,душистой хвоей и сухим мхом,чтобы тепло было. Вот-вот начнуться снегопады. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу,и будет мне в ней тепло и тихо.

За деревьями,кустами

Промелькнуло будто пламя,

Промелькнуло,пробежало.

Нет ли дыма? Нет пожара?

Что вы? Это же плутовка

Рыжая головка,

Хвост пушыстый – вот краса!

А зовут её

(лиса)

(Воспитатель ставит картинку лисы)

Девочка в маске лисы : А мы,лисы,к зиме шубку меняем на тёплую и пушистую. На лапах моих вырастает густая шерсть,точно валенки тёплые. Акаким пушистым хвост становиться!В самые сильные морозы могу улечься прямо на снежную постель, только нос и лапы укрою своим пушистым хвостом!

Нора моя в глухом лесу, на заросшем кустами песчаном склоне ручья или реки. Летом корма у меня вдоволь. И лягушки, и ящерицы, и птенчики, и мышки- полёвки, а то у ручья уточку молодую поймаю, в лесу ягодками полакомлюсь. Зимой только мышки от голода спасают.

Недотрога,весь в иголках

Я живу в норе под ёлкой

Хоть открыты настежь двери,

Но ко мне не входят звери

(Воспитатель ставит картинку ежа и рассказывает)

Интересно о подготовке ежа к зиме рассказал Д. Зуев : «Ёжик по -своему заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иглы. Охапкой встанет ёжик и понесёт на себе листовой матрац в гнездо. Идёт неправдоподобное чудище,узнать невозможно : копна копной!»

Мальчик в маске ежа : На зиму я запасов не делаю. Когда наступают холода, забираюсь в свой тёплый уютный домик и сплю до той поры, пока не пригреет весеннее солнышко и не растает снег. Сплю, и сниться мне, как бродил по лесу летом,мышей и лягушек ловил,юрких ящериц,жучков и червей.

Физ-минутка.

Волк-серьёзный,грозный зверь .

С недовольной,злою миной,

Зайцу ушы натрепал :

И ещё пообещал :

То ли будет впереди

Ну, заяц, погоди!

(деты выполняют движения по тексту)

У него нет берлоги

Не нужна ему нора

От врагов спасают ноги,

А от голода кора.

(заяц)

(Воспитатель ставит картинку зайца)

Мальчик в маске зайца :Звери от врагов кто где прячутся. Одни в дуплах,другие в норах. Ая ничего этого не умею. А врагов у меня полным-полно. Спасают меня нос, чуткие ушы,быстрые ноги и неприметная шубка. Летом- серая, а зимой –белая. Глаза косые у меня не случайно,вижу ими не только,что впереди, но и по сторонам и даже немного сзади. Чуткий нос и уши не раз выручали меня. Сейчас я линяю :вместо серой вырастает белая шерстка. Кормлюсь я по ночам- так безопаснее. Люблю полакомиться веточками,корой молодых деревьев и кустарников.

Хвост пушист, а глазки зорки

Прыгает по веткам ёлки.

На земле сорвёт грибок.

И в дупло с грибочком скок.

(белка)

(Воспитатель ставит картинку белку)

Девочка в маске белочки :

Целый день я всё скакала,

Осенью ведь дел немало ;

Выбрать на зиму дупло,

Чтобы было в нем тепло,

Застелить его ковром-

Тёплым пухом,мягким мхом.

День-деньской скачу по лесу

Собираю мягкий мох,

А орешек если встречу,

В кладовую с ним я скок!

Ну а если на полянке

Я грибочек разыщу,

То зимою приходите-

Непременно угощу.

Лист осенний облетает ,

Льётся с веток листопад.

Посмотрите,посмотрите,

Я меняю свой наряд.

Была рыжая, теперь

Шубка гуще и светлей,

Хвостик серебристый-

Серенький,пушистый.

Серый страшный и зубастый

Произвёл переполох.

Все зверята разбежались

Напугал зверей тех

(волк)

(Воспитатель ставит картинку волка и рассказывает)

Воспитатель : Большой пушистый хвост нужен и волку. Когда волк зимой уляжется спать прямо на снегу, он укроет нос и лапы своим пушистым хвостом. Цвет своей шубы волк не меняет. Он остается серым, но шерсть становится ещё гуще и пышнее.

Мальчик в маске волка :Запасов на зиму мы,волки, не делаем. Помогают пережить трудное зимнее время нам сильные ноги да острые зубы. Много приходится пробежать, прежде чем найдём добычу, потому и говорят о нас в народе,что волка ноги кормят.

Воспитатель : А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Небо, земля,вода»

(Называет живые объекты природы, дети имитируют движения,говорят,небо,или земля, или вода)

Воспитатель : Молодцы ребята! Вы все очень хорошо отвечали. А теперь давайте вспомним,что мы с вами сегодня делали, о чём говорили,что слушали. Как готовятся осенью звери к зиме ?Ой,а куда наша белочка пошла? (девочка в маске белки выносит корзину с лесными орехами и угощает всех детей, дети благодарят её)

Публикации по теме:

Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы «В гости к Старичку Лесовичку» Цель: систематизация и обобщение знаний детей о лесе, его обитателях и правилах поведения в лесу. Задачи: Образовательные: Систематизировать.

Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе

МОУ «Амвросиевская школа №6»

Амвросиевского районного совета Донецкой области

Предмет: Окружающий мир

Урок - сказка

(по мотивам русской народной сказки «Рукавичка»)

Осенние явления в жизни животных? Звери осенью. Как меняется осенью жизнь зверей? Подготовка зверей к зиме.

Тема: Звери осенью. Как меняется осенью жизнь зверей?

Подготовка зверей к зиме

Цель урока: Обобщить и закрепить знания, умения и навыки учащихся; выявить объем и качество знаний о подготовке к зимнему периоду диких животных и птиц. Совершенствовать умения учащихся делать логические выводы. Показать связь изменений в жизни животных осенью с изменениями в неживой природе и в мире растений. Развивать мышление, устную речь, память и внимание младших школьников. Воспитывать бережное отношение к природе

Тип урока: комбинированный

Оборудование: Иллюстрации, сюжетные картинки, сорока (чучело), плоды рябины, семена, шишки, текст сказки.

Ход урока

Организационный момент.

Прозвенел уже звонок.

Начинаем мы урок.

Только мне напомнить нужно,

Что работаем мы дружно.

Как, ребята, вы согласны?

Ну, садитесь, все прекрасно.

Приветствие. Повернемся друг к другу. Улыбнемся, подмигнем: как идешь? Как бежишь? Как шалишь? Как грозишь? Как живешь?

Создание позитивной эмоциональной атмосферы. Настроимся на сегодняшний урок. В моем мире все прекрасно. Я человек, часть природы. Я люблю мир природы: растения, животных, птиц и все что меня окружает. Я живу в гармонии с этим миром. Мы все единое целое. Нам хорошо всем вместе.

Актуализация опорных знаний и умений и их коррекция

Беседа

Какое время года сейчас?

Сколько зимних месяцев?

Какие вы знаете зимние месяцы?

Какой месяц сейчас? Вспомним пословицы о зимних месяцах.

Январь - году начало, зиме - середина.

Февраль - месяц лютый: Спрашивает как обуты.

Декабрь - году конец, а зиме начало.

(отметка о погоде сегодня, в тетрадях).

алендарь - что это такое?

Календарь - расписание работы солнышка на весь год. Декабрь - хвостик года. Январь - носик года.

Мотивация обучающей и познавательной деятельности.

Ожидания. Мы сочиним свою сказку. Она будет непростая, а поучительная. Узнаем много нового о подготовке к зиме птиц и животных, и, помогут нам в этом герои украинской народной сказки «Рукавичка». Ведь сказка - это интересно, увлекательно и познавательно. И так, мы отправляемся в путешествие.

Сообщение темы и цели урока.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит. (А. С. Пушкин «Зимнее утро»)

Покажите сигнальчики. С каким настроением вы отправляетесь в это путешествие.

Вступительная беседа.

Пришла календарная зима. Да и погода нас радует. Снег и мороз.

Сегодня мы поговорим о том, как звери и птицы подготовились к зиме. Работы у нас много.

А для этого мы мысленно отправимся на экскурсию в уже заснеженный лес. Белым и сверкающим пришел на землю декабрь.

(Репродукция картины «Зима в лесу» И. И. Шишкин, 1877).

А поможет нам всё разузнать одна жительница леса. Она всё знает, что делается в лесу. Кто она?

Загадка:

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока)

Сорока:

Ты бывал в лесу зимой?

Если нет, скорей за мной!

Много знает зимний лес

И загадок и чудес….

Сорока, конечно, очень любит лето. Летом у неё много говорливых подружек - соседок.

Жалуется сорока, что много птиц-соседей сегодня мы не встретим в лесу.

Почему? Какие улетели первыми?

Почему? Какие улетели последними?

Почему? Как называют птиц, которые улетают на зиму, а потом возвращаются?

Где мы об этом читали? Как называется эта сказка?

А все ли птицы улетают в тёплые края? Как называют птиц, которые остаются? Что происходит с ними?

Справка: Из 10 синиц только 2 встречают весну (Опиши синицу).

Сорока хорошая хозяйка и очень любит встречать гостей.

Что это за гости? Откуда они летят к нам?

Вот что сорока запасла для них: ягоды рябины, семена, шишки, семечки.

Какие птицы выводят птенцов у нас? Почему?


Справка:

Мы видим у себя снегиря только в снежное время. С первым снегом прилетают к нам снегири. А весной они улетают на север, в родные края. (Опиши снегиря).

А как мы можем и должны помочь птицам?

Физкультпауза.

Как под горкой снег, снег,

И на горке снег, снег,

И на елке снег, снег,

А под снегом спит медведь.

Тише! Тише! Не шуметь!

Продолжение.

Что-то наша сорока забеспокоилась. Ах вот, оно, что! Идет по лесу дед, да не один, а со своей верной собакой. Полетит сорока, оповестит весь лес. Обронил дед рукавичку да пошел дальше.

Что за сказка? Как называется?

Попробуем рассказать сказку.

Бежит мышка - норушка.

Загадка: Маленькие зверьки, серенькие шубки.

Черненькие глазки, остренькие зубки.

(Мышь)

Как это животное готовится к зиме? Какие еще маленькие животные впадают в спячку? Расскажите о них.

Кто прибежал следующим?

За ней зайка - попрыгайка.

Загадка: Зимой белый, летом серый

Прыгает ловко, любит морковку.

Угадайте, что за шапка?

Меха целого охапка.

Шапка бегает в бору,

И стволов грызет кору.

(Заяц)

Есть ли у него свой дом? Как зайка подготовился к зиме? Какие еще животные меняют цвет шерсти? Почему зайца ноги спасают, а пятки выдают? Когда выводят зайчат?

Кто прибежал следующим?

Лисичка-сестричка бежит.

Загадка: Рыжая хозяйка

Из лесу пришла

Всех кур пересчитала

С собою унесла.

(Лиса)

Что вы знаете о ней? Что значит «лиса мышкует»? Что это такое?

Кто прибежал следующим?

Волчик-братик бежит.

Загадка: Серовато, зубовато по полю рыщет

Телят, ягнят ищет.

(Волк)

Что это за зверь? Чем он питается? Как мы его называем?

Кто прибежал следующим?

Идет медведь-батюшка.

Загадка: Хозяин лесной

Просыпается весной

А зимой под вьюги вой

Спит в избушке снеговой.

Он зверь мохнатый, косолапый

Он сосет в берлоге лапу.

(Медведь)

Что делает зимой медведь? Почему он сосет лапу? Когда рождаются медвежата?

Кого бы вы еще хотели пригласить в рукавичку? Послушайте письмо, которое нам пришло. И вы узнаете, что это за зверь. (Чтение письма).

Письмо:

«Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты»

Угадай, кто я? Я ем жуков и муравьёв!

Я подумал и твердо сказал: Дятел!

Вот и не угадал! Ещё я ем ос и шмелей.

Ага! Ты птица-осоед!

Не осоед! Ещё я ем гусениц и личинок!

Дрозд-птица.

А я не дрозд! Ещё я грызу сброшенные лосем рога.

Тогда ты, наверное, лесная мышь.

И вовсе я не мышь. Бывает, я сама ем мышей!

Мышей? Тогда ты, конечно, кошка.

То мышка, то кошка! И совсем не угадал.

Покажись!

Покажусь, если признаешь себя побежденным!

Иногда я ем ящерицу. А изредка рыбу.

Может ты цапля?

Не цапля. Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца.

Похоже, что ты куница.

Не говори мне про куницу. Куница мой старый враг. А ем я еще почки, орехи, семена елок и сосен, ягоды и грибы.

Скорее всего, ты - свинья! Ты лопаешь все подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на елку!

Сдаешься?!

А чтобы вам было легче узнать это животное, отгадайте загадку.

Конспект занятия в подготовительной группе

«Жизнь животных осенью»

Цели : развитие интереса к объектам природы, расширение кругозора и представлений детей об изменениях в жизни растений и животных осенью , развитие речи, обогащение словарного запаса детей.

Оборудование: музыкальное оформление (П. И. Чайковский «Времена года» - «Ноябрь» , музыка для выхода животных), загадки, картинки (деревья, животные), маски животных.

Предварительная работа: коллективная работа «Царство природы»

Ход занятия:

Пришла унылая колдунья –

Она плаксива и шалунья.

Покрасила везде листочки,

От слёз её растут грибочки. (Осень)

Незаметно пролетел первый месяц осени. И вот уже октябрь. Как вы думаете, ребята, изменилось ли что-то сейчас в лесу? Вспомните, каким мы изображали лес в сентябре. (Дети рассказывают.)

А что происходит с лесом в октябре?

Почему изменился лес? (Ответы детей.)

А все ли деревья окрашиваются одинаково? (Ответы детей)

Каждое дерево наряжается в свой неповторимый наряд. Я предлагаю вам вспомнить, какие же деревья мы можем увидеть в лесу. Мы отгадаем загадки о деревьях и рассмотрим их наряд.

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок -

Ничего, что плод мой мелок.

Русская красавица

Стоит на поляне

В зелёной кофточке,

В белом сарафане.

Каждый год на нем с охотой

Вырастают вертолеты.

Жаль, что каждый вертолет

На всего один полет.

В етки длинные раскинул,

Узкие листочки вынул,

Осень разукрасил,

Златовласый …


Хоть неплохо я одета,

Бьет озноб меня всегда.

И весной, и жарким летам

Вся дрожу, как в холода.

Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит?

Представьте, что мы в лесу. (Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года» - «Ноябрь» .)

А кому же нужны деревья нашего леса? (Ответы.)

Давайте поместим на нашу картину животных, которые живут в осеннем лесу .

Картинки выставляются после того, как ребята в костюмах и масках животных расскажут от имени животных, что изменилось в их жизни с приходом осени и как они готовятся к зиме. (Выход детей в костюмах и масках животных сопровождается музыкальным фоном, дети по звучанию должны угадать, какое животное выходит на лесную полянку.)

«Медведь» - Кирилл

Воспитатель : Громадный, одетый в теплую шубу, неповоротливый на вид. Очень осторожно появляется на поляне медведь. Лапы ставит пальцами внутрь, потому и зовется косолапым, а ступает так тихо, что не один сучек под его лапами не хрустнет.

Ребенок в маске медведя : Хорошо живется нам, медведям, летом. Лес щедро угощает грибами и ягодами. Попадаются мелкие зверушки и муравьи . В дупле можно найти мед диких пчел, собрать сочные корешки растений. Успеваем мы накопить жиру за лето. А как же иначе, ведь зима впереди, а жировой запас на всю зиму.

Закружился листопад в лесу, пора бы подыскать место для берлоги. Место должно быть надежным, чтобы спокойно спать до весны. Берлогу надо листьями устлать, душистой хвоей и сухим мхом, чтобы тепло было. Вот-вот начнутся снегопады. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, и будет мне в ней тепло и тихо.

«Лисица» - Вика

На музыкальном фоне звучит стихотворение- загадка :

За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя;

Промелькнуло, пробежало….

Нет ни дыма? ни пожара?

Что вы! Это же плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый - вот краса!

А зовут ее (лиса)

Девочка в костюме лисы : А мы, лисы, к зиме шубку меняем на теплую и пушистую. На лапках моих вырастает густая шерсть, точно валенки теплые. А каким пушистым хвост становится! В самые сильные морозы могу улечься прями на снежную постель, только нос и лапы укрою своим пушистым хвостом!

Нора моя в глухом лесу, на заросшем кустами песчаном склоне ручья или реки. Летом корма у меня вдоволь. И лягушки, и ящерицы, и птенчики, и мышки-полевки, а то у ручья уточку молодую поймаю, в лесу ягодками полакомлюсь. Зимой только мышки от голода спасают.

«Еж» - Артем

Воспитатель : Интересно о подготовке ежа к зиме рассказал Д. Зуев : «Ежик по-своему заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иглы. Охапкой встанет ежик и понесет на себе листовой матрац в гнездо. Идет неправдоподобное чудище, узнать невозможно : копна-копной!»

Мальчик – еж : На зиму я запасов не делаю. Когда наступают холода, забираюсь в свой теплый уютный домик и сплю до той поры, пока не пригреет весеннее солнышко и не растает снег. Сплю, и сниться мне, как бродил по лесу летом, мышей и лягушек ловил, юрких ящериц, жучков и червей…

«Заяц» - Даша Т.

Мальчик – заяц : Звери от врагов кто где прячутся. Одни в дуплах, другие в норах. А я ничего этого не умею. А врагов у меня полным-полно. Спасают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Летом - серая, а зимой - белая. Глаза косые у меня не случайно, вижу ими не только, что впереди, но и по сторонам и даже немного сзади. Чуткий нос и уши не раз выручали меня. Сейчас я линяю : вместо серой вырастает белая шерстка. Кормлюсь я по ночам -так безопаснее. Люблю полакомиться веточками, корой молодых деревьев и кустарников.

«Белка» - Даша Ж.

Девочка-белочка :

Целый день я все скакала,

Осенью ведь дел немало :

Выбрать на зиму дупло,

Чтобы было в нем тепло,

Застелить его ковром –

Теплым пухом, мягким мхом.

День-деньской скачу по лесу

Собираю мягкий мох,

А орешек если встречу,

В кладовую с ним я скок!

Ну а если на полянке

Я грибочек разыщу,

То зимою приходите –

Непременно угощу.

Лист осенний облетает ,

Льется с веток листопад.

Посмотрите, посмотрите,

Я меняю свой наряд.

Была рыжая, теперь

Шубка гуще и светлей,

Хвостик серебристый –

Серенький, пушистый.

«Волк» - Арсений

Мальчик в костюме волка : Большой пушистый хвост мне, волку, нужен. Когда зимой улягусь спать прямо на снегу, я укрою нос и лапы своим пушистым хвостом. Цвет своей шубы не меняю. Я останусь серым, но шерсть станет еще гуще и пышнее.

Запасов на зиму мы, волки, не делаем. Помогают пережить трудное зимнее время сильные ноги да острые зубы. Много приходится пробежать, прежде чем найдем добычу, потому и говорят о нас в народе, что волка ноги кормят.

Итог занятия.

Игра «Кто где живет?» (дети заканчивают предложение)

Шмыгнул в логово (волк,

забрался под листья (ёж,

укрылся под кустом (заяц)

Юркнула в дупло (белка,

залез в берлогу (медведь,

спряталась в нору (лиса) .

Дидактическое упражнение "Подбери определения" :

Волк (какой?) – серый, зубастый, страшный, …

Медведь (какой?) – бурый, косолапый, неуклюжий, …

Лиса (какая?) – хитрая, пушистая, рыжая, …

Ёж (какой?) – колючий, маленький, …

Заяц (какой?) – длинноухий, пугливый, трусливый, маленький,

После занятия дети вырезают деревья, животных и дополняют ими плакат «Царство растений»










«Животный мир осенью»

Цель: обогащение знаний детей об изменениях в живой природе осенью.

Задачи :
1. Развивающие:

    развивать познавательный интерес к жизни леса и его обитателям,

    развивать память, связную речь, умение слушать друг друга.

    умение разгадывать загадки о диких животных (белка),ориентируясь на характерные признаки внешнего вида или поведения.


2. Образовательные:


3. Воспитательные :

    воспитывать любовь и бережное отношение к природе,

    формировать доброжелательность.

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника:

Проявляет интерес к участию в совместных подвижно-дидактических, развивающих играх,

Слушает рассказ педагога, отвечает на вопросы,

Участвует в разговоре во время рассматривания картины с изображением осеннего леса и предметных картинок;

Проявляет положительные эмоции при физической активности.

Умеет устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы.

Материал : картинки с изображением животных (заяц,медведь,лиса,волк), картина с изображением осеннего леса, предметные картинки (грибы,ягоды,яблоки, орехи,морковка), корзина с шишками для подвижной игры.

Предварительная работа: наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций, беседы о жизни животных, изменениях в природе осенью, разучивание песенок, подвижных игр.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Дети встают в круг.

В. - Ребята, я еще раз хочу с вами поздороваться. Но сделаем мы это необычно. Я попрошу вас повторять за мной:

Здравствуй солнце,

Здравствуй, небо,

Здравствуй, ветерок,трава,

Здравствуйте, мои друзья!

В. - Молодцы. Ребята,сегодня в группу нам принесли письмо,а от кого,вы должны отгадать:

Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» - спросим.
Нам ответят: «Это…»
(осень)

В. - Молодцы,правильно это осень. Значит письмо нам прислала осень. Давайте-ка мы с вами прочитаем это письмо:

«Дорогие ребята, я приглашаю вас в гости в лес,посмотреть как живут звери в лесу осенью»

В. - Ну что,ребята, отправимся в путешествие в лес? (Да) Как вы думаете, на чем можно добраться до леса? (на машине,на автобусе) А я вам предлагаю отправится в путешествие на поезде. Я буду паровозом,а вы будете вагончиками. Скорее цепляйтесь за меня, и,отправляемся в путь.. (звучит песенка «Паровоз»)

В. - Ну вот мы и приехали. Посмотрите, какой чудесный лес нас встречает (обратить внимание на картину с изображением осеннего леса). Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года наступило в нашем лесу? (Осень)

А как вы догадались, что это осень? (На деревьях желтые листочки)

Правильно. Листочки пожелтели, наступила осень. Скажите, пожалуйста, что еще происходит осенью. (Идет дождь, дует ветер, с деревьев падают листочки)

Правильно! Осенью идет дождь, дует холодный ветер, листья с деревьев падают на землю.

Ребята, как вы думаете, какие животные живут в этом лесу? (Медведь, лиса, волк, заяц, ежик)

Конечно, в этом лесу живут заяц, медведь, ежик и белочка. Это – дикие животные.

Давайте скажем все вместе: «Дикие животные» (выставляются картинки с изображением животных)

К нам спешит один из обитателей леса. А кто это, вы узнаете, если отгадаете загадку:

В дупле живет

Да орешки грызет. (Белочка).

Вы правы, это - белочка. А вот и она сама в гости к нам пожаловала. (Вносится игрушка - белка)

Б. - Здравствуйте, ребята. Я живу в этом лесу. Мой домик находится на дереве, в дупле. Я очень люблю орехи, ягоды, грибы,яблоки. Когда наступает осень, я собираю сухие листочки, траву и утепляю свой домик,чтобы не замерзнуть зимой. А ещё я делаю запасы на зиму. Я сушу на веточках дерева грибы,яблоки.собираю шишки и достаю из них орешки. Ведь зимой бывает холодно и голодно.

В. - Спасибо тебе,белочка,что ты нам рассказала о себе. Ты знаешь, а мы с ребятами можем тебе помочь делать запасы. Правда,ребята? (да)

Ребята, посмотрите, здесь у нас есть картинки, назовите, что здесь изображено? (Орешки, грибы, ягоды, морковь, яблоко)

Проводится д/игра «Помоги белочке»

Как вы думаете, что из этого белочка положит в свою корзинку? (Ответы детей)

Если дети называют морковь

Не хочет морковка в корзину к белочке, как вы думаете почему? (Белочка не ест морковку)

Правильно. Белочка не ест морковку, потому что морковка в лесу… (Не растет, она растет на огороде)

Какие молодцы! Все правильно ответили. Ой, белочка,посмотри, сколько здесь рассыпано шишек! Ребята, давайте поможем белочке собрать шишки в корзину.. Поможем? (да) А то наша белочка одна не справится.

П/игра «Белочка и орешки»

Правила игры: воспитатель высыпает орешки из корзинки, а дети их собирают. Повторяется 2 раза.

В. - Молодцы,ребята. Настоящие помощники у нас растут. Теперь у нашей белочки много запасов и они помогут пережить ей зиму. Но нам пора прощаться с белочкой и возвращаться в д/с. (Под песенку «Паровоз» дети «возвращаются» в д/с)

В. - Ну вот мы и дома. (встают в кружок) Давайте-ка мы с вами вспомним,что мы с вами сегодня делали? С кем встречались?

После окончания игры дети садятся на стульчики.

Ребята отгадайте, кто еще к нам торопится?

Зимой спит,

Летом улья ворошит. (Медведь)

Правильно. Это – медведь

Скажите, пожалуйста, что мишка делает осенью? (Много ест, готовит к зиме берлогу.)

А для чего он много ест? (Чтобы спать зимой.)

Правильно, медведь осенью много ест, готовит берлогу, чтобы зимой крепко спать.

Скажите, пожалуйста, что медведь положит в корзинку? (Грибы, ягоды, рыбу.)

Ребята, а ведь медведь ест все, он всеядный. Давайте скажем все вместе:

«Всеядный»

Если медведь все ест, что еще он положит в корзинку? (червячка и жёлуди) (Действие 2)

Покажите, как мишка собирает шишки.

Игра «Мишка косолапый по лесу идет»

Мишка косолапый по лесу идет.

Шишки собирает, песенки поет.

Шишка отскочила прямо мишке в лоб.

Мишка рассердился и ногою топ.

Больше он не будет, по лесу гулять.

Сядет на машину и поедет спать.

После игры дети садятся на стульчики

Вот и к нам в гости зайчик пришел. Скажите, пожалуйста, какого цвета этот зайчик? (Серого.)

А как вы думаете, зайчик подготовился к зиме? (Нет.)

Почему вы решили, что зайчик к зиме не подготовился?

Что зайчик еще не сделал? (Не сменил шубку.)

А какая у зайчика шубка зимой? (Белая.)

Как вы думаете, зачем зайке белая шубка зимой? (Чтобы было не видно на снегу, чтобы стало теплее.)

Если дети затрудняются с ответом, задаются наводящие вопросы:

Чем покрыта земля зимой? (Снегом)

Какого цвета снег? (Белого)

Как вы думаете, на белом снегу серый зайка сможет спрятаться? (Нет)

А чтобы его не заметили на снегу, что ему нужно сделать? (Поменять шубку с серой на белую.)

Правильно, ребята. Осенью все зайчики меняют шубку с серой на белую, чтобы зимой на белом снегу его не увидела лиса. Белая шубка теплее серой, поэтому зайка зимой не мерзнет.

Посмотрите, вот и наш зайчишка свою шубку поменял.

Предлагаю зайку угостить. Чем будем его угощать?

(Морковкой и капустой)

Угощайся, зайка.

А ребята поиграют в игру.

Подвижная игра «Зайка беленький сидит».

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит (2р.)

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть (2р.)

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать (2р.)

Движения выполняются по тексту. После игры дети садятся на стульчики.

Молодцы, ребята, хорошие зайчики у вас получились.

А сейчас предлагаю вспомнить, кто сегодня к нам приходил на занятие. (Белочка, медведь, заяц.)

- «Молодцы!»,- говорят вам звери.

Непосредственно-образовательная

деятельность.

Познавательное развитие.

Формирование представлений

о мире и природе

в подготовительной к школе группе.

Тема: «Жизнь зверей осенью»

Дата проведения:

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативной, познавательной, художественно-эстетической.

Цель: развитие познавательного интереса к окружающему миру, формирование представлений о диких животных, развитие интереса к объектам природы, расширение кругозора и представлений детей об изменениях в жизни зверей осенью, развитие речи, обогащение словарного запаса детей.

Задачи:

Образовательные: научить детей различать по внешнему виду и называть наиболее распространенных диких животных. Сформировать представление о животном, его внешнем виде и условиях жизни.

Развивающие: развивать понимание речи, мышление, память, внимание, наблюдательность.

Речевые: способствовать освоению диалоговой речи, обогатить словарный запас детей.

Воспитательные: воспитывать любовь к диким животным, их значимости в жизни человека, любознательности.

Демонстрационный материал: использование СМАРТ-доски, презентация в виде наглядного пособия «Дикие животные», использование наглядно – электронного пособия «Цепочка жизни животных в лесу».

Методические приемы: игровая и проблемная ситуации, «живые картинки», беседа-диалог, индивидуальная работа, дидактическая игра «Дикие животные», физкультминутка, подведение итогов.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание иллюстрации из серии детских книг и энциклопедий с изображением диких животных и их детенышей.
  2. Чтение русских народных сказок о животных.

Источники:

С.А. Васильева, В.И. Мирясова «Тематический словарь в картинках» Москва, «Школьная пресса», 2005г.

Л.Г. Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». Дошкольники. Учим. Развиваем. Воспитываем.

Ход НОД.

Занятие проходит в форме цепочки (живых картинок) из фрагментов выступления детей, которые представляют то или иное животное леса и рассказывают обо всех изменениях в жизни этого животного осенью.

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

Так встречает осень город. Листопад. Шелест листьев под ногами. А, как вы думаете, что происходит осенью в лесу? Дети рассказывают, а на экране появляются картинки (золотая березка, красный клен, коричневый дуб, зеленая ёлочка.

Почему изменился лес? (ответы детей) на экране солнышко невысоко над лесом, облака, тучки)

Представьте, что мы в лесу.

(Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года» – «Ноябрь».)

А кого не хватает в нашем лесу? (Животных) Давайте подумаем и пофантазируем, каких животных мы можем встретить в осеннем лесу?

Слайды презентации появляются после того, как «живые картинки» (ребята в костюмах и масках животных) расскажут от имени животных, что изменилось в их жизни с приходом осени и как они готовятся к зиме. (Выход детей в костюмах и масках животных, сопровождается музыкальным фоном, дети по звучанию должны угадать, какое животное выходит на лесную полянку.)

«Медведь»

Воспитатель:

Громадный, одетый в тёплую шубу, неповоротливый на вид. Очень осторожно появляется на поляне медведь. Лапы ставит пальцами внутрь, потому и зовётся косолапым, а ступает так тихо, что не один сучок под его лапами не хрустнет.

Ребёнок в маске медведя:

Хорошо живется нам, медведям, летом. Лес угощает нас грибами и ягодами. В дупле можно найти мёд диких пчёл, собрать корешки растений. Успеваем мы накопить жиру за лето, и его нам хватает на всю зиму. Осенью мы ищем себе берлогу. Место должно быть надежным, чтобы спокойно спать до весны. А зимой прикроет снежное одеяло сверху берлогу, и будет мне в ней тепло и тихо.

«Лисица»

На музыкальном фоне звучит стихотворение-загадка:

За деревьями, кустами

Промелькнуло будто пламя,

Промелькнуло, пробежало…

Нет ли дыма? Нет пожара?

Что вы?! Это же плутовка Рыжая головка,

Хвост пушистый – вот краса!

А зовут её…(лиса).

Девочка в костюме лисы:

А мы, лисы, к зиме шубку меняем на теплую и пушистую. На лапках моих вырастает густая шерсть, точно валенки теплые. А каким пушистым хвост становится! Нора моя в глухом лесу, на заросшем кустами склоне ручья или реки. Летом корма у меня вдоволь. И лягушки, и ящерицы, и птенчики, и мышки-полевки, в лесу ягодками полакомлюсь. Зимой только мышки от голода спасают.

«Ёж»

Воспитатель:

Интересно о подготовке ежа к зиме рассказал Д. Зуев: «Ёжик по-своему заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иглы. Охапкой встанет ёжик и понесет на себе листовой матрац в гнездо. Идет неправдоподобное чудище, узнать невозможно: копна копной!»

Мальчик-ёж:

На зиму я запасов не делаю. Когда наступают холода, забираюсь в свой теплый уютный домик и сплю до тех пор, пока не пригреет весеннее солнышко и не растает снег. Сплю, и сниться мне, как бродил по лесу летом, мышей и лягушек ловил жучков и червей…

Воспитатель:

И ежик побежал в свой уютный домик, где в спячке проведёт зиму.

Игра «Кто лишний?» (медведь, лиса, ёж)

Воспитатель:

И я предлагаю отгадать загадку:

Маленький, беленький

По лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык.

«Заяц»

Мальчик-заяц:

Звери от врагов кто где прячутся. Одни в дуплах, другие в норах. А я ничего этого не умею. А врагов у меня полным-полно. Спасают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Летом – серая, а зимой – белая. Глаза косые у меня не случайно, вижу ими не только, что впереди, но и по сторонам и даже немного сзади. Чуткий нос и уши не раз выручали меня. Сейчас я линяю: вместо серой вырастает белая шерстка. Кормлюсь я по ночам – так безопаснее. Люблю полакомиться веточками, корой молодых деревьев и кустарников.

Воспитатель:

Послушайте следующую загадку

Кто? Ягоды, грибочки, орехи запасает?

Чтоб зимой их кушать, сказки мамы слушать.

«Белки»

Девочки-белочки:

  1. Целый день я всё скакала,

Осенью ведь дел не мало:

Выбрать на зиму дупло,

Застелить его ковром –

Теплым пухом, мягким мхом.

День-деньской скачу по лесу

Собираю мягкий мох,

А орешек если встречу,

В кладовую с ним я скок!

Ну а если на полянке

Я грибочек разыщу,

То зимою приходите –

Непременно угощу,

  1. Лист осенний облетает

Льется с веток листопад

Посмотрите, посмотрите,

Я меняю свой наряд.

Была я рыжая, теперь

Шубка гуще и светлей,

Хвостик серебристый –

Серенький, пушистый.

«Волк»

Воспитатель:

Большой пушистый хвост нужен и волку. Когда волк зимой уляжется спать прямо на снегу, он укрывает нос и лапы своим пушистым хвостом. Цвет своей шубы волк не меняет. Он остается серым, но шерсть становится гуще и пышнее.

Мальчик в костюме волка:

Запасов на зиму мы, волки не делаем. Помогают пережить трудное зимнее время нам сильные ноги да острые зубы. Много приходится пробежать, прежде чем найдём добычу, потому и говорят о нас в народе, что волка ноги кормят.

Игра « Кто лишний?» (заяц, белка, волк)

Воспитатель:

И так наша прогулка подходит к концу и пора нам возвращаться в детский сад. Но прежде скажите, с какой целью мы совершили прогулку в осенний лес? (Чтобы узнать о жизни зверей осенью. Как звери готовятся к зиме.)

Физкультурная пауза «Медвежата»

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили:

Вот так и вот так,

Ещё эдак, ещё так.

Медвежата мёд искали,

Дружно дерево качали.

Вот так и вот так

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили.

Вот так и вот так

Медвежата воду пили.

А потом они плясали,

Дружно лапы поднимали,

Вот так и вот так

Дружно лапы поднимали.

Вопросы:

Что помогает зайцу спасаться от врагов? (Нос, чуткие уши, быстрые ноги и шубка.)

А что говорят в народе о ногах волка? (Волка ноги кормят)

Д/игра «Найди домик».

Рефлексия.


Включайся в дискуссию
Читайте также
Гороскоп работы и финансов
Человеческие экскременты
К чему снится кольцо - толкование сна