Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Боевые дроны и их использование в войне. Военные и боевые дроны. Дроны со взрывчаткой атаковали месторождения нефти и сделали её дороже

Возможность сохранить наиболее ценный ресурс – бойцов на поле боя с начала первых войн являлось наиболее важным и перспективным. Современные технологии позволяют использовать боевые машины дистанционно, что исключает потерю оператора даже при уничтожении единицы. Одним из наиболее актуальных в наши дни является создание беспилотных летательных аппаратов.

Что такое БПЛА (беспилотный летательный аппарат)

БПЛА называют любой летательный аппарат, в котором в воздухе нет пилота. Автономность устройств различная: есть простейшие варианты с дистанционным управлением, либо полностью автоматизированные машины. Первый вариант еще называют дистанционно-пилотируемым ЛА (ДПЛА), они отличаются непрерывной подачей команд от оператора. Более совершенные системы требуют лишь эпизодической подачи команд, между которыми устройство работает автономно.

Основное преимущество таких машин перед пилотируемыми истребителями и разведчиками в том, что они до 20-ти раз дешевле своих аналогов при сопоставимых возможностях.

Недостаток устройств в уязвимости каналов связи, которые легко нарушить и вывести машину из строя.

История создания и развития БПЛА

История беспилотников началась в Великобритании в 1933 году, когда на базе биплана Fairy Queen был собран самолет, управляющийся по радио. До начала Второй мировой войны и в первые годы было собрано более 400 таких машин, которые использовались в качестве мишеней при Королевском ВМФ.

Первой боевой машиной этого класса стали знаменитые немецкие Фау-1, оснащенные пульсирующим реактивным двигателем. Примечательно, что запускать самолеты-боеголовки можно было как с земли, так и с воздушных носителей.

Управлялась ракета следующими средствами:

  • автопилотом, которому задавались параметры высоты и курса перед запуском;
  • дальность отсчитывалась механическим счетчиком, который приводился в действие за счет вращения лопастей в носовой части (последние запускались от набегающего воздушного потока);
  • по достижении установленной дистанции (разброс — 6 км) взводились взрыватели, и снаряд автоматически переходил в режим пикирования.

Соединенные Штаты в годы войны выпускали мишени для тренировки зенитчиков - Radioplane OQ-2. Ближе к концу противостояния появились первые ударные беспилотники многократного действия - Interstate TDR. Самолет оказался малоэффективным из-за низкой скорости и дальности, которые были обусловлены дешевизной производства. Кроме того, технические средства того времени не позволили вести прицельный огонь, вести бой на большой дистанции без следования самолета-управления. Тем не менее успехи в применении машин были.

В послевоенные годы БПЛА расценивались исключительно в роли мишеней, но ситуация изменилась после появления в войсках зенитных ракетных комплексов. С этого момента беспилотники стали разведчиками, ложными целями для вражеских «зениток». Практика показала, что их использование сокращает потери пилотируемых ЛА.

В Советском Союзе до 70-х годов активно выпускались тяжелые разведывательные самолеты в качестве беспилотных:

  1. Ту-123 «Ястреб»;
  2. Ту-141 «Стриж»;
  3. Ту-143 «Рейс».

Значительные потери авиации во Вьетнаме для армии Соединенных Штатов обернулись возрождением интереса к БПЛА.

Здесь появляются средства для выполнения различных задач;

В этом виде использовались 147E, которые собирали разведданные так эффективно, что многократно окупили стоимость всей программы по их же разработке.

Практика применения БПЛА показала значительно больший потенциал в качестве полноценных боевых машин. Поэтому после начала 80-х в Соединенных Штатах начинают разработку тактических и оперативно-стратегических беспилотников.

В развитии БПЛА 80-90-х годов поучаствовали израильские специалисты. Изначально закупались устройства США, но быстро была сформирована собственная научно-техническая база для разработки. Лучше всех зарекомендовала себя фирма «Тадиран». Израильская армия тоже продемонстрировала эффективность использования БПЛА, осуществляя операции против сирийских войск в 1982.

В 80-90-е очевидные успехи ЛА без экипажа на борту спровоцировали начало разработок у многих компаний по всему миру.

В начале 2000-х появился первый ударный аппарат – американский MQ-1 Predator . На борту устанавливались ракеты AGM-114C Hellfire. В начале века беспилотники в основном использовались на Ближнем Востоке.

До сих пор практически все страны активно разрабатывают и внедряют БПЛА. Например, в 2013 в ВС РФ поступили разведывательные комплексы с малой дальностью действия - «Орлан-10».

Также ведется разработка в КБ Сухого и МиГ новой тяжелой машины – ударного самолета со взлетной массой до 20 тонн.

Предназначение беспилотника

Беспилотные летательные аппараты в основном задействуются для решения следующих задач:

  • мишени, в том числе для отвлечения вражеских средств ПВО;
  • разведка;
  • нанесение ударов по различным подвижным и неподвижным целям;
  • радиоэлектронная борьба и прочие.

Эффективность аппарата при выполнении задач определяется качеством следующих средств: разведка, связь, автоматизированные системы управления, вооружение.

Сейчас подобные ЛА успешно снижают потери личного состава, доставляют информацию, которую невозможно получить на дистанции прямой видимости.

Разновидности БПЛА

Боевые дроны обычно классифицируются по типу управления на дистанционные, автоматические и неуправляемые.

Кроме того, в ходу классификация по массе и ТТХ:

  • Ультралегкие. Это самые легкие БПЛА, вес которых не превышает 10 кг. В воздухе они могут провести в среднем час, практический потолок составляет 1000 метров;
  • Легкие. Масса таких машин достигает 50 кг, подняться они способны на 3-5 км и провести в работе 2-3 часа;
  • Средние. Это серьезные устройства массой до тонны, их потолок составляет 10 км, и в воздухе они могут без приземления провести до 12 часов;
  • Тяжелые. Крупные летательные аппараты весом более тонны, способны подняться на высоту 20 км и без приземления отработать более суток.

В этих группах есть и гражданские устройства, разумеется, они легче и проще. Полноценные боевые машины зачастую не меньше пилотируемых самолетов по габаритам.

Неуправляемые

Неуправляемые системы – это простейшая форма БПЛА. У них управление происходит за счет бортовой механики, установленных характеристик полета. В такой форме можно использовать мишени, разведчики или снаряды.

Дистанционного управления

Дистанционное управление обычно происходит за счет радиосвязи, что ограничивает радиус действия машины. Например, гражданские ЛА могут действовать в пределах 7-8 км.

Автоматические

В основном это боевые машины, способные самостоятельно выполнять сложные задачи в воздухе. Этот класс машин самый многофункциональный.

Принцип работы

Принцип работы БПЛА зависит от его конструктивных особенностей. Существует несколько компоновочных схем, которым соответствует большинство современных ЛА:

  • Фиксированное крыло. В этом случае устройства близки к самолетной компоновке, имеют роторные или реактивные двигатели. Такой вариант наиболее экономичен по топливу и имеет большой радиус действия;
  • Мультикоптеры. Это винтовые машины, оснащенные не менее двумя моторами, способны осуществлять вертикальный взлет/посадку, зависать в воздухе, поэтому особенно хороши для разведки, в том числе в городской среде;
  • Вертолетный тип. Компоновка вертолетная, системы винтов могут быть разными, например, российские разработки часто оснащаются соосными винтами, что роднит модели с такими машинами, как «Черная акула» ;
  • Конвертопланы. Это комбинация вертолетной и самолетной схемы. Для экономии пространства поднимаются в воздух такие машины вертикально, в полете меняется конфигурация крыла, и становится возможным самолетный метод передвижения;
  • Планеры. В основном это устройства без двигателей, которые сбрасываются с более тяжелой машины и двигаются по заданной траектории. Этот тип подходит для разведывательных целей.

В зависимости от типа двигателя, меняется и используемое топливо. Электромоторы питает аккумулятор, ДВС – бензин, реактивные двигатели – соответствующее топливо.

Силовая установка крепится в корпусе, здесь же размещается управляющая электроника, средства управления и связи. Корпус представляет собой обтекаемый объем для придания конструкции аэродинамической формы. Основой же прочностных характеристик является рама, которая обычно собирается из металла или полимеров.

Простейший набор управляющих систем следующий:

  • процессор;
  • барометр для определения высоты;
  • акселерометр;
  • гироскоп;
  • навигатор;
  • оперативное запоминающее устройство;
  • приемник сигнала.

Военные устройства управляются при помощи пульта (если дальность действия небольшая) либо по спутникам.

Сбор информации для оператора и программного обеспечения самой машины поступает из датчиков различных типов. Используются лазерные, звуковые, инфракрасные и прочие типы.

Навигация проводится за счет GPS и электронных карт.

Поступающие сигналы трансформируются контроллером в команды, которые передаются уже на исполняющие устройства, например, рули высоты.

Преимущества и недостатки БПЛА

По сравнению с пилотируемой техникой, БПЛА имеют серьезные преимущества:

  1. Массогабаритные характеристики улучшаются, растет живучесть единицы, снижается заметность для радаров;
  2. Беспилотники дешевле пилотируемых самолетов и вертолетов в десятки раз, при этом узкоспециализированные модели могут решать на поле боя сложные задачи;
  3. Разведывательные данные при использовании БПЛА передаются в режиме реального времени;
  4. На пилотируемую технику распространяются ограничения на применение в условиях боя, когда риск гибели слишком высок. Подобных проблем у автоматизированных машин нет. Учитывая экономические факторы, пожертвовать несколькими будет значительно выгоднее, чем потерять подготовленного летчика;
  5. Боеготовность и мобильность максимальна;
  6. Несколько единиц можно объединять в целые комплексы для решения ряда сложных задач.

Недостатки любой летающий дрон тоже имеет:

  • пилотируемые устройства имеют значительно большую гибкость на практике;
  • до сих пор не удается прийти к единому решению вопросов спасения аппарата в случае падения, посадки на подготовленных площадках, осуществления надежной связи на больших дистанциях;
  • надежность автоматических устройств до сих пор значительно ниже пилотируемых аналогов;
  • по различным причинам в мирное время полеты беспилотных ЛА серьезно ограничиваются.

Тем не менее продолжаются работы по усовершенствованию техники, в том числе повлиять на будущее БПЛА могут нейросети.

Беспилотные аппараты России

Як-133

Это дрон разработки компании «Иркут» - малозаметный аппарат, способный вести разведку и при необходимости уничтожать боевые единицы противника. Предполагается оснащение управляемыми ракетами, бомбами.

А-175 «Акула»

Комплекс, способный вести всепогодный мониторинг климата, в том числе на сложном рельефе. Изначально модель разрабатывалась ООО «АэроРоботикс» для мирных целей, но производители не исключают выпуск военных модификаций.

«Альтаир»

Разведывательно-ударный аппарат, способный продержаться в воздухе до двух суток. Практический потолок – 12 км, скорость в пределах 150-250 км/ч. На взлете масса достигает 5 тонн, из них 1 т – это полезная нагрузка.

БАС-62

Гражданская разработка «ОКБ Сухого». В разведывательной модификации способен собирать разносторонние данные об объектах на воде и суше. Допускается применение для контроля линий электропередач, картографирования, мониторинга метеорологической обстановки.

Беспилотные аппараты США

EQ-4

Разработка компании Northrop Grumman. В 2017 год в армию Соединенных Штатов поступило три машины. Они были направлены в ОАЭ.

«Fury»

Беспилотник компании Lockheed Martin, предназначенный не только для наблюдения и рекогносцировки, но и для радиоэлектронной борьбы. Способен продолжать полет до 15 часов.

«LightingStrike»

Детище компании Aurora Flight Sciences, которое разрабатывается как боевая машина с вертикальным взлетом. Развивает скорость более 700 км/ч, может нести до 1800 кг полезной нагрузки.

MQ-1B «Predator»

Разработка General Atomics – средневысотная машина, которая изначально создавалась как разведывательная. Позже ее модифицировали в многоцелевую технику.

Беспилотные аппараты Израиля

«Mastiff»

Первым созданным израильтянами БПЛА стал «Мастиф», совершивший полет в 1975 году. Целью этой машины была разведка на поле боя. Простоял на вооружении до начала 90-х.

«Shadmit»

Эти устройства использовались для разведки в начале 80-х, когда шла первая Ливанская война. Часть использованных систем передавало в режиме реального времени разведданные, часть имитировала вторжение авиации. Благодаря им, успешно велась борьба с ЗРК.

IAI «Scout»

«Скаут» был создан в качестве тактической разведывательной машины, для чего оснащался телевизионной камерой и системой транслирования собранной информации в реальном времени.

I-View MK150

Другое название - «Наблюдатель». Аппараты разработаны израильской компанией IAI. Это тактическая машина, оснащенная инфракрасной системой наблюдения и комбинированной оптико-электронной начинкой.

Беспилотные аппараты Европы

MALE RPAS

Одна из недавних разработок – перспективная разведывательно-ударная машина, которая создается совместно итальянскими, испанскими, немецкими и французскими компаниями. Первая демонстрация прошла в 2018 году.

«Sagem Sperwer»

Одна из французских разработок, которая успела проявить себя на Балканах в конце прошлого века (1990-е). Создание велось с опорой на национальные и общеевропейские программы.

«Eagle 1»

Еще одна французская машина, которая предназначена для ведения разведывательных операций. Предполагается, что аппарат будет работать на высотах в 7-8 тысяч метров.

HALE

Высотный БПЛА, который может подниматься до 18 километров. В воздухе аппарат может продержаться до трех суток.

В целом в Европе ведущую роль в разработке беспилотных ЛА занимает Франция. Постоянно появляются новинки по всему миру, в том числе модульные многофункциональные модели, на базе которых можно собрать различные боевые и гражданские машины.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Всего 15 лет назад к беспилотникам относились как к научной фантастике. В 2005 году Израиль запустил пробный шар и послал несколько почти игрушечных самолетиков с камерами на сторону Сирии. Самолетики вернулись с разведданными и через несколько часов на их место вернулись F-16. С тех пор боевые дроны стали гораздо круче: сегодня им уже не нужны истребители.

Настоящий великан среди беспилотных аппаратов. Triton MQ-4C разрабатывался Northrop Grumman по заказу Пентагона. Размах крыльев этого гиганта сравним с размахом крыльев «Боинга-747», но пока точной информации о сфере применения беспилотника-гиганта не имеется.

WU-14

Китайский экспериментальный гиперзвуковой беспилотник, созданный для доставки ракет через континент. Вообще-то, Министерство обороны КНР в свое время декларировали WU-14 как «научный летательный аппарат», но впоследствии признали его военное предназначение. WU-14 - это самый мощный беспилотник в нашем списке, поскольку предназначен для доставки к цели ядерного оружия.

CH-5

Китайская разработка, которую вполне можно назвать модифицированным клоном американского «Жнеца смерти». БПЛА создан военной корпорацией China Aerospace Science and Technology и уже испытан в боевых условиях. Беспилотник оснащен двумя боеприпасами нового типа (какими именно пока не известно) и лазерной системой наведения.

Taranis

До настоящего момента почти вся информация о британском проекте межконтинентального БПЛА засекречена. Известны лишь основные параметры Taranis (масса - три тонны, длина - 11 метров, размах крыльев - 10 метров) и то, что беспилотник оснащается стелс-технологией.

Northrop Grumman X-47BС

Детище американских гениев из знаменитой Northrop Grumman. Боевой БПЛА второго поколения способен совершать взлет и посадку вообще без оператора, только при помощи бортового компьютера. Крылья оснащены ракетными установками, которыми управляет уже человек с земли.

IAI Harpy

Это дрон-камикадзе, предназначенный для обнаружения и уничтожения живой и бронированной силы противника. Беспилотник пикирует на цель с большой высоты, поражая ее осколочно-фугасным снарядом.

MQ-9 Reaper

Пожалуй, один из самых известных и самых смертоносных беспилотников мира. «Жнец» пришел на замену беспилотному разведкомплексу MQ-1 Predator. Reaper способен взлетать на высоту тринадцать километров, поднимать весь в 4,7 тонны и находиться в воздухе целые сутки. Ускользнуть от такого стального хищника будет очень и очень сложно.

Форпост

По сути, российский «Форпост» является чуть доработанной версией проверенного в боях израильского Searcher 2. На данный момент эти комплексы только начинают поступать в Армию России, но уже используются в боевых действиях в Сирии.

C-Worker 5

Беспилотными становятся не только самолеты, но и морские суда. Великобритания представила свой катер C-Worker 5, способный развивать небольшую скорость, зато держаться на одном топливном баке целую неделю. Судно планируется использовать для разведки и траления, в крайнем случае его можно взорвать дистанционно и устроить что-то вроде диверсии.

S-100 Camcopter

Австралийская компания Schiebel представила свой беспилотный вертолет еще в 2005 году, но до настоящего момента он вовсе не потерял актуальность. S-100 Camcopter умеет отслеживать большие группы противника на недоступном для обнаружения расстоянии и чаще всего используется как разведчик. Впрочем, «зубы» у этого винтового малыша тоже имеются.

"Стоит залезть на eBay и купить как можно больше этих 300-долларовых квадрокоптеров, чтобы израсходовать все имеющиеся у них ракеты". Такими словами охарактеризовал ход мысли потенциальных противников США руководитель Командования боевой подготовки американской армии, генерал Дэвид Перкинс. Это произошло после того, как один из союзников НАТО истратил ракету комплекса Patriot стоимостью 3 млн долларов для уничтожения гражданского дрона. Спустя год недешевый опыт повторили военнослужащие Израиля. Доступность беспилотных средств, которые нерегулярные формирования по всему миру адаптируют для ведения боевых действий, стала головной болью для силовиков. Это стимулировало проведение десятков опытно-конструкторских работ по созданию пропорциональных средств противодействия малоразмерным БПЛА.

Беспилотная революция и "мирные" угрозы

Создание беспилотных дистанционно-управляемых летательных аппаратов в мире началось еще в 1930-х годах - разумеется, в военных целях. Спустя два десятка лет Вооруженные силы развитых стран имели на снабжении полноценные беспилотные разведчики, а в 1970-е началась работа по ударным БПЛА. К середине 2003 года в 75 государствах было создано около 300 типов беспилотников различного назначения.

Проектирование и производство беспилотной техники долгое время оставалось уделом предприятий с госфинансированием. Трансфер технологий для гражданского применения происходил крошечными шагами, и даже киноиндустрия с ее огромными бюджетами для задач аэросъемки пользовалась традиционной пилотируемой авиацией.

Развитие дронов широкого применения тормозили комплектующие для создания систем управления и контроля полета: гироскопы, аккумуляторы, модули широкополосной передачи данных и другие. Они были, во-первых, дорогими для массового рынка, а во-вторых - крупногабаритными. Например, система управления дроном, созданная основателем компании DJI Фрэнком Ваном Тао и продававшаяся единичными экземплярами, стоила около 6000 долларов. Прорыв произошел в начале второго десятилетия XXI века. Нескольким компаниям, в том числе DJI, удалось собрать воедино все разработки в области движения, управления и передачи данных БПЛА мультикоптерной схемы и выпустить на рынок продукты стоимостью менее 1000 долларов.


Это стало революционным моментом, потому что мультикоптеры сняли ограничение на квалификацию операторов и место запуска. Существовавшие ранее гражданские дистанционно-управляемые авиамодели самолетного и вертолетного типов были сложнее в пилотировании, требовали навыков навигации в воздушном пространстве, зачастую требовали специальных устройств для взлета и посадки. Фактически, они оставались уделом профессионалов и энтузиастов.

Мультикоптеры от ведущих мировых фирм - китайских DJI и Yuneec, французской, американской 3D Robotics - массово появились в небе над городами, промышленными предприятиями и объектами государственной важности. Захват воздушного пространства дешевыми дронами опередил самые смелые прогнозы аналитиков. Еще в 2010 году Федеральное управление гражданской авиации США предполагало , что в гражданских целях на территории страны в 2020 году будет использоваться 15000 БПЛА. Спустя шесть лет эту оценку пришлось пересмотреть. Речь шла уже о 550000 дронах.


Росла и динамика использования беспилотников в противозаконных целях. Например, в Великобритании в 2013 году не было зафиксировано ни одного случая появления дронов около мест ограничения свободы. В 2014 году сотрудники пенитенциарных учреждений Соединенного Королевства отметили два "визита" БПЛА. А в 2015 году число беспилотных нарушителей достигло 33.

Специалисты по защите объектов от воздушных угроз выделяют пять типов проблем, которые вызывают дроны на территориях, свободных от военных конфликтов. Первый - опасное сближение с авиационной техникой. В силу специфики отрасли, такие инциденты строго фиксируются и анализируются. Например, в апреле 2016 года дрон врезался в Airbus A320 на подлете к Лондону. А спустя три месяца экипаж "Боинга" во время посадки в московском Внуково доложил диспетчерам об опасном маневрировании беспилотника на уровне глиссады снижения.

Вторая проблема - полеты над участками, где применение авиационной техники запрещено или неуместно. Самый известный случай произошел в 2015 году, когда отставной сотрудник Национального агентства геопространственной разведки США не справился с управлением своего квадрокоптера DJI Phantom и уронил его на лужайку Белого дома. Неприятный инцидент произошел двумя годами спустя и в России. В марте 2017 года над Пермским пороховым заводом на высоте 500 метров пролетал БПЛА, полет которого не был санкционирован.


Следующая категория применения гражданских дронов относится к их криминальному применению. Это перевозки наркотиков, контрабанда, доставка грузов заключенным тюрем. В частности, только за 2015 год украинские пограничники зафиксировали 30 случаев перевозки сигарет в Польшу с помощью мультикоптеров.

Отдельную опасность представляет угроза столкновения гражданских БПЛА с различными зданиями и сооружениями. Так, в США фиксировались случаи обрывы локальных линий электропередач беспилотными авиационными средствами, а в Италии туристов из Кореи привлекали к ответственности за повреждения здания Миланского собора в результате неумелого пилотирования дроном.

Наконец, пятый тип угроз - это терроризм с использованием БПЛА. В 2015 году на крыше офиса японского премьер-министра Синдзо Абэ приземлился беспилотник с посылкой в виде радиоактивного песка. Никто не пострадал, а оператор дрона сдался полиции и объяснил свой поступок привлечением внимания к проблеме АЭС. А вот в августе 2018 года БПЛА использовали для самого настоящего покушения. Начиненные взрывчаткой беспилотники атаковали венесуэльского лидера Николаса Мадуро во время выступления в столице республики.


"Основной проблемой следует считать малоразмерные беспилотные воздушные суда (БВС), особенно мультикоптерного типа. Даже незначительная по массе целевая нагрузка – всего лишь в несколько килограммов - способна причинить значительный ущерб. Исходя из того, что вес полезной нагрузки может составлять примерно 10–30% общей массы БВС, можно сделать вывод, что основную угрозу на настоящий момент могут представлять беспилотники весом от трех до двадцати килограммов. Применительно к России наиболее вероятная угроза терроризма может исходить от любительских мини-БВС", - сообщал на конференции в коломенском 924 Государственном центре беспилотной авиации Минобороны профессор кафедры организации и управления воздушным движением Академии гражданской защиты МЧС России Олег Ковылов.

Беспилотные солдаты асимметричных конфликтов

Приграничные конфликты и гражданские войны стали полем для применения общедоступных технологий для ведения боевых действий. Нерегулярные формирования, не имеющие возможность получать дорогостоящую технику и оборудование, самостоятельно производят "конверсию" гражданских изделий в военные. Так, широко известны случаи применения приложений-баллистических калькуляторов для ведения снайперского огня из стрелкового оружия и минометных обстрелов.


Логично, что сперва радиоуправляемые модели, а затем и получившие распространение мультикоптеры начали использоваться в военных целях. По данным СМИ, ливанская "Хезболла" еще в 2004 году применяла БПЛА собственной разработки для разведки над территорией Израиля.

Специфика конфликтов, в частности, на Ближнем Востоке отличается нанесением ударов с небольшой дистанции - часто до 10 км. Такую дальность полета могут обеспечить дистанционно-управляемые летательные аппараты с гражданского рынка стоимостью около 1000 долларов.

Чаще всего их используют для разведки местности. На втором месте по популярности решаемой задачи - корректировка артиллерийского огня. Чуть реже дроны применяют для корректировки снайперской стрельбы на дальней дистанции. Также террористы переоборудуют мультикоптеры в беспилотные "бомбардировщики", способные сбросить на цель малогабаритную мину, самодельное взрывное устройство или легкую гранату подствольного гранатомета.


По прямому назначению - для фото- и видеосъемки - применяют гражданские БПЛА террористы "Исламского государства" (организация запрещена на территории РФ). На встроенные камеры дронов они фиксируют результаты поражения целей и впоследствии используют в своей пропаганде. Кроме того, с помощью аэросъемки боевики выбирают момент для дистанционного подрыва начиненных взрывчаткой автомобилей, которыми управляют смертники, либо заложенными фугасами. Применяют БПЛА и для доставки на небольшие расстояния конфиденциальных сообщений в условиях, когда другие виды связи недоступны.

Наконец, регулярные армии в условиях асимметричных конфликтов столкнулись с психологическим изматыванием подразделений постоянной угрозой с воздуха. Беспилотник, обычно построенный по мультикоптерной схеме, зависает на высоте 150-300 метров, где огонь из стрелкового оружия малоэффективен и приводит к быстрому расходу боеприпасов.


При копеечной по военным меркам стоимости легкий беспилотник способен причинить несоизмеримый ущерб. Так, в 2017 году террористы смогли с воздуха уничтожить целый склад боеприпасов сирийской правительственной армии в Дейр-эз-Зоре. Но наибольшую угрозу дроны представляют не защищенному броней личному составу. В Ираке боевики заминировали разведывательный беспилотник. Когда бойцы курдского отряда "пешмерга" сбили его и приступили к обследованию, БПЛА взорвался , унеся жизни двух человек. Видео со сбросом гранат с малоразмерных дронов поступают и с территории Украины. В октябре 2018 года представители самопровозглашенной Луганской народной республики сбили DJI Phantom 4, который нес противопехотную оборонительную гранату Ф-1.

От заградительного огня к спецсредствам

"Основная проблема борьбы средств ПВО с современными мини-БВС – это существенно меньшая их заметность в радиолокационном, тепловом и видимом диапазоне вследствие небольших габаритных размеров, широкого применения композитных материалов в конструкции, использования электрических, либо компактных двигателей внутреннего сгорания и двигателей на новых принципах, применения компактных малоизлучающих целевых нагрузок на современной элементной базе", - подчеркивал Олег Ковылов.

Несмотря на нестабильную эффективность, с малоразмерными гражданскими беспилотниками чаще всего борются с помощью стрелкового оружия. В инциденте с Николасом Мадуро атакующие БПЛА уничтожили охранявшие главу государства снайперы. Несмотря на меткость военнослужащих, семь человек в результате нападения получили ранения. В украинском эпизоде никто не пострадал, а беспилотник также сбили огнем из стрелкового оружия.


Опыт сирийского конфликта, когда беспилотники террористов бомбили российских военных инженеров, наводивших переправы через Евфрат, привел к внесению мероприятий противодронной подготовки в план учений Вооруженных сил РФ. Сбивать беспилотники из автоматов, пулеметов, снайперских винтовок научатся военнослужащие Сухопутных войск, морпехи и десантники.

В США для стрельбы по малоразмерным воздушным целям создали специальные боеприпасы с разделяющейся боевой частью, между элементами которой натягивается сеть полутораметрового диаметра. Основной недостаток такого способа борьбы - недостаточная дальность. По данным западных оружейных порталов, она ограничена 300 футами (чуть больше 90 метров).

Специальные боеприпасы создают и для автобронетехники. В России работы над шрапнельными снарядами калибра 30 и 57 мм с программируемой дистанцией подрыва для борьбы с беспилотниками ведет НПО "Прибор". Однако о постановке их на вооружение говорить пока рано.

Помимо стрелкового оружия, для борьбы с беспилотниками пытались применять дрессированных хищных птиц. Эксперименты проводили орнитологические подразделения полиции Нидерландов, позднее к работе подключились французские военные. Для перехвата дронов во Франции натренировали четырех орлов. Птицы быстро догоняли мультикоптеры, хватали свою добычу и приносили на базу. Однако справиться они могли только с БПЛА небольших размеров.


Ряд технических решений подразумевал настоящую роботизированную воздушную охоту за БПЛА-нарушителями. Так, с 2015 года полиция Токио изучала возможность ловить дроны с помощью сети, закрепленной на дистанционно-управляемом мультикоптере. Спустя год американская компания Airspace представила аналогичное решение, исключающее необходимость оператору дрона-ловца самостоятельно управлять охотой. Благодаря системе машинного зрения система смогла самостоятельно идентифицировать и захватывать цель, при этом отличая БПЛА от случайно залетевшей в район дежурства птицы. Российский концерн "Алмаз-Антей" предложил оснащать беспилотные перехватчики дробовиками, а в перспективе - малоразмерными ракетами. По словам разработчиков, это позволит не тратить дорогостоящие зенитные ракеты на борьбу с дешевыми гражданскими дронами.

Основная проблема борьбы с построенными на коммерческих технологиях беспилотниках состоит в том, что для каждой конкретной ситуации подходит свое решение, которое сложно или невозможно перенести на другие условия. Например, в местах массового скопления людей нельзя применить против дрона стрелковое оружие из-за опасности падения обломков. Решения с беспилотными перехватчиками или птицами подходит только для охраны стационарных объектов. Сложно представить такой способ борьбы в условиях высокомобильной войны.

При этом военным требуется обеспечить противодействие не только дешевым игрушкам, но и полноценным военным БПЛА противника. Поэтому появились специализированные решения. Например, в США компании Lockheed Martin и Raytheon параллельно ведут разработку лазерных систем борьбы с дронами. Принцип их работы основан на пережигании аэродинамических поверхностей летательного аппарата.


В России для борьбы с малоразмерными беспилотниками военные адаптировали стоящие на вооружении средства радиоэлектронной борьбы и комплексы ПВО.

"Минобороны никогда не собиралось воевать с гражданскими дронами. Только в последние годы Вооруженные силы столкнулись с такими изделиями. Постепенно научились бороться. Переделали стоящие на вооружении комплексы, взяли что-то новое. Проблема была в том, что в средствах обнаружения и подавления не было гражданских частот. Сейчас где-то поставили дополнительный блок, антенну, генератор и т.д.", - сообщил в беседе c Mil.Press Военное источник в оборонно-промышленном комплексе.
По состоянию на 2018 год возможность сбивать малоразмерные цели получили , в частности, зенитные ракетно-пушечные комплексы "Панцирь-С". Еще одним шагом стало подавление сигналов сотовой связи 2G и 3G в местах дислокации российских подразделений.


Борются с беспилотным террористами и сами производители дронов, не заинтересованные в потенциальном запрете свободной продажи своей продукции. Так, DJI еще в 2017 году объявил большую часть Сирии и Ирака бесполетной зоной для своих мультикоптеров. Находясь в координатах этих стран, также как и возле аэродромов и правительственных зданий, БПЛА DJI в состоянии "из коробки" просто откажутся функционировать. Однако эта блокировка скорее красивый жест в сторону чиновников со стороны производителей гражданских дронов, нежели реальная реализация "No Fly Zone". В ответ частные компании без промедления нашли способы перепрошивки и замены компонентной базы летательных аппаратов, снимающие ограничения. Подобное решение, например, от российской компании Coptersafe, обойдется всего лишь в несколько сотен долларов.

Компактный ответ воздушной угрозе

Долгое время оставался открытым рынок носимых устройств для противодействия беспилотным летательным аппаратам. Благодаря тому, что бороться необходимо с гражданскими БПЛА, работающими на гражданских же открытых частотах, мобильные "антидроны" не считаются средством двойного назначения или оружием. Поэтому разработка и постановка на серийное производство таких изделий состоялась в рекордные сроки.

Первые презентации компактных средств, способных нарушать работу навигационных каналов и каналов управления гражданскими дронами, прошли в 2015 году. Американская некоммерческая научно-исследовательская организация Battelle представила DroneDefender - средство подавления БПЛА в форм-факторе футуристической винтовки. Масса такого антидрона составляет 4,4 кг. Разработчики гарантируют непрерывную работу устройства на дистанции до 400 метров от цели на протяжении 2 часов.


В 2016 году новинку - противодронное ружье UAV-D04JA - презентовала китайская Hikvision. Представленной на выставке The China Security Show изделие способно подавлять сигналы спутниковых систем GPS, GLONASS, Galileo L1 и BeiDou B1. Производители заявляют возможность "поражения" цели на дистанциях более километра. Отличительная особенность китайского изделия - вынесенный в виде отдельного блока литий-полимерный аккумулятор. Предполагается, что боец или сотрудник охраны будет переносить его на спине с помощью специального разгрузочного жилета. Батарея способна обеспечить используемое на полную мощность ружье в течение 1,5 часов.


На азиатский рынок претендует и сингапурский производитель - TRD Consultancy Pte Ltd. Первые фотографии с носимыми средствами борьбы с беспилотниками на сайте компании датируются также 2016 годом и относятся к выставке Myanmar Security Expo. В ассортименте компании есть изделия в форм-факторе ружей как для простого обнаружения, так и для подавления. Антидрон Orion H выполнен единым блоком и весит всего 2,5 кг.

Еще одну китайскую разработку, родившуюся в стенах Bei Dou Safety Search Institution, в 2017 году показала телекомпания с российскими корнями Rutply. Ее технических характеристик в репортаже не обнародовали, однако по видеоряду можно отметить, что аккумулятор выполнен в виде автоматного магазина, который пристегивается к ружью. Потенциально, если производители предусмотрели оперативную смену батарей-магазинов, такое изделие может быть интересно военным из-за возможности хранить запасные аккумуляторе в карманах стандартной разгрузки.


Возвращаясь из Азии в Европу, невозможно пройти мимо разработки польской военно-космической компании Hertz Systems с заявленной километровой дальностью поражения цели. Это изделие интересно своей модульностью, которая, по данным опрошенных Mil.Press Военное экспертов по борьбе с беспилотниками пользуется спросом на западном рынке. Антидрон предусматривает возможность интеграции акустических, радиолокационных и оптических датчиков обнаружения, а также различных вариантов блоков подавления - для секторного или всенаправленного действия. Еще одно преимущество польского антидрона - запись телеметрии работы комплекса для сбора статистики.

Наконец, на мировом рынке представлен совместный австралийско-американский проект от компании Droneshield - ружье DroneGun Tactical . Оно тяжелее конкурентов - 6,3 кг, - при этом встроенная литий-ионная батарея позволяет бороться с воздушной угрозой "не менее 30 минут". Набор подавляемых спутниковых сигналов ограничен только GPS и GLONASS. Зато DroneGun способен одновременно работать на подавление нескольких частот: 433 МГц, 915 МГц, 2,4 ГГц и 5,8 ГГц.


Свои антидронные ружья, выполненные в виде легкой винтовки с выносным блоком есть даже у Ирана. Первые фотографии с этими изделиями просочились в сеть еще в 2016 году.

Российские решения на передовой и в тылу

Первым российским носимым средством противодействия беспилотникам на общедоступных каналах связи стал продукт компании "Локационная мастерская" ("Локмас") - противодронное ружье, позже получившее название STUPOR. Его разрабатывали изначально для использования в гражданских целях. В 2016 году изделие встало на серийное производство и прошло лабораторные испытания в Москве. Они показали, что STUPOR способен подавлять частоты GPS (L1, L2, L5), Wi-Fi 2.4 ГГц и Wi-Fi 5.8 ГГц. Излучаемая мощность по всем каналам составила 10 Вт. Устройство сочли безопасным для применения при непрерывном использовании не более 4 часов 40 минут за смену.


STUPOR - один из самых увесистых антидронов на мировом рынке, тяжелее него только Dronegun. Полная масса изделия составляет 5,5 кг. Однако это позволило разместить внутри корпуса аккумулятор, заряда которого хватает на 4 часа противодействия БПЛА.


В 2017 году антидроном от "Локмаса" заинтересовалось Минобороны РФ. К этому времени у компании уже появились конкуренты. Своя разработка существовала у 4 НИИ Минобороны, который традиционно уделяет внимание внедрению технологий двойного назначения при создании новых образцов вооружения. Также существовали прототипы решения от Zala Aero, которое позже назовут REX-1. В апреле 2017 года производителей собрали в Коломне на базе 924 Государственного центра беспилотной авиации и выставили против них военные БПЛА "Орлан", "Гранат" и "Элерон", а также самый популярный гражданский DJI Phantom. С закрытыми частотами военных изделий ни одно из средств противодействия не справилось. С гражданскими, напротив, проблем не возникло. В частности, решение от "Локационной мастерской" смогло одолеть квадрокоптер на дистанции до 650 метров, а в промежутке 650-850 метров - частично нарушить его работу.


Спустя четыре месяца - на "Армии-2017" - свое видение антидронного ружья публично представила входящая в "Калашников" Zala Aero. Как и "Локмас", концерн позиционирует свое средство прежде всего для защиты гражданских объектов. При массе в 4,5 кг устройство способно непрерывно бороться с беспилотной угрозой на протяжении 3 часов. Изделие работает на частотах 900 МГц, 2,4 ГГц и 5,2-5,8 ГГц, подавляя спутниковых каналы навигации GPS, ГЛОНАСС, BD, Galileo, а также сотовую связь стандартов GSM, 3G и LTE. Как и польский аналог, REX-1 построен по модульному принципу с различными блоками - каждый для своих задач.


А дальше произошло нехарактерное для консервативного военного ведомства событие - фактически гражданские средства подавления беспилотников отправили на передовую, в Сирию. "Минобороны не сидит, сложа руки. Все, что относится к противодронной борьбе, военные мониторят: у кого из производителей какие планы, какое новое "железо" планируется к выпуску", - объяснил Mil.Press Военное источник, знакомый с ходом испытаний средств для борьбы с БПЛА. Выгоду от такого сотрудничества получили все: с помощью противодронных ружей российский контингент в Сирии "прикрыл конкретные окопы", разработчики оперативно получили результаты боевых испытаний, а сотрудничающие с Минобороны отечественные разработчики военных беспилотников - данные для повышения помехозащищенности своих изделий. Как стало известно Mil.Press Военное, сирийский опыт оказался неоднозначным, однако часть боевых задач гражданские устройства выполнили.


После этого опыта началась доработка решений. "Локмас" пошел по пути увеличений дальности своего STUPORa - дальность подавления навигационной системы популярных мультикоптеров увеличилась до 2 км. Опробованные в Сирии средства взяли на вооружение сотрудники МВД России - с их помощью защищали от дронов объекты Чемпионата мира по футболу. В свою очередь Zala Aero презентовала на закрытом показе "Армии-2018" представила изделие для подавления сигналов GPS, ГЛОНАСС, BeiDou и GALILEO под названием Zont, которое можно разместить в подсумке разгрузочного жилета бойца.


Очередной шаг в конкурентной борьбе за российский и мировой рынок средств борьбы с гражданскими беспилотниками собирается сделать "Локмас". В беседе с Mil.Press Военное генеральный директор компании Дмитрий Клочко пообещал представить на выставке "Интерполитех" в октябре 2018 года "совершенно новый комплекс, которого еще ни у кого нет".


На сегодняшний день как в России, так и за рубежом поставки ружей-антидронов несут несистематический характер. Государственные структуры в случае острой необходимости "закрывают" ими дыры в противодронной борьбе, принимают единичные экземпляры на испытания, в том числе сравнительные. По данным Mil.Press Военное, в одной из стран Скандинавии в 2018 году состоится сертификация противодронных средств, в которой будет участвовать и один российский образец.

Серийные закупки таких устройств на территории России через тендерные процедуры пока не проводились. Это может быть связано с отсутствием государственной стандартизации мобильных средств подавления БПЛА. Из-за этого каждому ведомству приходится отдельно формулировать свои требования, проводить собственные испытания и ориентироваться только на свой опыт. Серьезной аналитики, на которую можно ориентироваться, пока нет даже по западному опыту. С одной стороны это плохо для каждого конкретного госзаказчика, с другой стороны дает шанс российской промышленности в целом сделать рывок и выйти в лидеры мирового рынка. При этом прогресс в беспилотных системах не вышел на плато развития в середине второго десятилетия XXI века. По аналитическим данным компании "ВКО-Интеллект", имеющимся в распоряжении редакции, мировая динамика патентной работы по теме БПЛА в период с 2015 по 2016 год показала наибольший за десятилетие рост, а количество НИОКР в России резко выросло на рубеже 2016-2017 годов.

К сожалению, БПЛА служат людям не только в мирных целях. В настоящее время у каждой развитой державы имеется арсенал таких смертельно опасных устройств.

Давайте узнаем какие образцы таких «игрушек» имеют Россия и США. Вопрос актуальный, ибо по моему скромному разумению, все последующие войны будут вестись с активным использованием последних.

Потому что танк – это громоздкий металлический гроб, самолеты – уже лучше, но гораздо дороже, а дроны «размножаются» быстро, стоят дешевле и действуют не менее эффективно.

Хоть разведать местность, хоть сбросить бомбу на какого-нибудь венесуэльца, хоть почту доставить – универсальная штуковина, в общем.

Итак, что есть в закромах нашей славной Родины.

Пчела-1Т

Первопроходец, разработанный еще советскими умельцами в 1990 г., этот БПЛА до сих пор служит в ВС РФ. Ударного «жала» не имеет, применяется только в разведцелях.

Вес – 138 кг, скорость – 180 км/ч, радиус действия - 60 км.

Аист

Разведывательно-ударный БПЛА, который в настоящее время лишь проходит испытания.

Вес – 500 кг, скорость – 250 км/ч, дальность действия – 500 км.

ZALA 421-08

Сверхмалый беспилотник. Предназначен для наблюдения, целеуказания, корректировки огня, оценки ущерба. Эффективен при проведении аэрофото- и видеосъемки на небольшом удалении.

Вес – 2,5 кг, скорость – 120 км/ч, радиус действия – 10 км.

Орлан-3М

Еще один разведчик, способный вести аэрофото- и видеосъемку. Модульная конструкция позволяет быстро менять тип оборудования, который несет БПЛА.

Вес – 7 кг, скорость – 150 км/ч, радиус действия – 100 км.

Штиль-3

Экспериментальный образец турбореактивного БПЛА, предназначенный для разведки, аэрофотосъемки, ретрансляции радиосигнала и создания помех. Может вести радиационный и газохимический контроль, оценивать состояние инфраструктуры и т.д. Способен зависать в воздухе как вертолет.

Масса - 17,6 кг, скорость – 780 км/ч, радиус действия – 500 км.

Типчак

Такое имя носит комплекс для воздушной разведки и аэрофотосъемки местности. Беспилотник непосредственно входящий в его состав называется БЛА-08.

Вес – 90 кг, скорость - 180 км/ч, радиус действия – 120 км.

Корсар

Боевой БПЛА из композитных материалов. Может быть использован, как для разведки и радиоэлектронной борьбы, так и для нанесения авиаударов.

Вес – 200 кг, скорость – 150 км/ч, радиус действия – 180 км.

Дозор-85 и Дозор-600

Название БПЛА (Дозор-85) намекает, что перед нами разведчик. И это так. Аппарат серийно выпускается с 2007 года. Может управляться автоматически программой или вручную оператором с командного пункта.

Весит 85 кг, разгоняется до 150 км/ч, дальность действия – 900 км.

Его потомок «Дозор-600» способен не только разведку проводить, но и уничтожать врагов ракетами. Правда, пока что в теории: на вооружение он еще не поступал.

Вес – 640 кг, скорость – 210 км/ч, дальность действия – 3700 км.

Ту-300 «Коршун-У»

Еще одна советская разработка, которая может служить как для разведки (модификация «Филин-1») и ретрансляции радиосигналов («Филин» 2), так и для уничтожения наземных целей.

Очень серьезная птичка массой 3 т, скоростью – 940 км/ч и дальностью действия – 300 км.

Орион

На вооружение не поступал, в настоящее время проходит испытания. Аппарат предназначен для визуальной, радиолокационной или радиотехнической разведки с возможностью длительного патрулирования в заданном районе. Разработчики упоминали возможность его модификации в ударный БПЛА.

Имеются лишь характеристики версии на экспорт (они всегда ниже) под названием «Орион-Э». Вес – 1,2 т, скорость – 200 км/ч, дальность полета – 250 км.

Инспектор-601 (301,201,101)

Линейка дронов «Инспектор», в основном предназначена для разведки. Однако 601 модель – это исключение: он служит для решения разведывательных, транспортных и ударных задач.

Вес - 120 кг, скорость – 210 км/ч, дальность полета – 900 км.

Форпост М

Ударный дрон, который успешно применялся в Сирии. Собирается из израильских составляющих, к 2019 году планируется переход на отечественные комплектующие.

Вес - 436 кг, скорость - 200 км/ч, дальность действия - 250 км.

Альтаир

Разведывательно-ударный БПЛА. В настоящее время тестируется. Помимо боевой версии, разрабатывается гражданская – с большей грузоподъемностью.

Вес – 5 т, в, скорость - 250 км/ч, дальность полета - 10 000 км.

Дань-Барук

Многоцелевой военный БПЛА. Способен выполнять наблюдательные, патрульные и мониторинговые задачи, а также наносить высокоточные удары по бронетехнике и живой силе противника.

Вес – 500 кг, скорость – 300 км/ч, радиус действия - 150 км.

Охотник-Б

Вершина инженерной мысли России, этот БПЛА 6-го поколения должен стать «убийцей американских F-22 и F-35». Это самый передовой и технически совершенный дрон в мире (по заявлению, создателей, разумеется). Способен неси ракетно-бомбовую нагрузку, соответствующую стандартному истребителю-бомбардировщику.

Аппарат находится на стадии разработки, на вооружении окажется предположительно в 2020 году. Вес - 20 т, скорость -1000 км/ч.

А что там у янки?

SQ-4 Recon

Миниатюрный беспилотник вертолетного типа. Зарекомендовал себя не только как разведчик, но и как устройство для спасения и вывода американских солдат из окружения (активно применялся во время боевых действий в Афганистане).

Весит малыш всего 200 г, скорость - 25 км/ч, радиус действия - 2,5 км.

RQ-11 Raven

Малый разведывательный БПЛА, который выпускается в нескольких модификациях и может летать как автоматически по GPS, так и под ручным управлением оператора.

Вес - 1,7 кг, скорость - 95 км/ч, дальность действия - 10 км.

Wasp AE

Небольшой разведчик, который запускается «с руки», а приземляться может как на сушу, так и на водную поверхность.

Вес - 1,3 кг, скорость – 83 км/ч, дальность действия - 10 км.

Stalker

Разведывательный БПЛА, который постоянно совершенствуется. Компания-производитель Lockheed Martin проводит эксперименты по переводу беспилотника на лазерный тип питания, который в теории может сделать его полет почти «вечным (без посадок на зарядку).

Вес - 6 кг, скорость - 80 км/ч, радиус действия - 20 км.

RQ-170 Sentinel

Один из самых совершенных разведывательных дронов, созданный по технологии Стелс. Сведения о ТТХ засекречены.

MQ-8 Fire Scout

Беспилотник вертолетного типа, который с помощью инфракрасных сканеров и лазерного оборудования может находить и идентифицировать заданные цели, а также ранжировать их в зависимости от важности. А затем уничтожать высокоточными ракетами Hellfire.

Вес – 1,43 т, скорость – 205 км/ч, радиус действия – 177 км.

RQ-7A Shadow

Разведывательный беспилотник имеющий несколько модификаций (200, 440, 600), которые отличаются друг от друга областью применения. Помимо разведки способен нести крылатую управляемую бомбу STM Phase II.

Боевые роботы интенсивно внедряются как в воздушные, морские и наземные виды вооруженных сил. Наибольшее распространение получили беспилотные летательные средства (БПЛА), или дроны, управление которых производится дистанционно, или автономно.

Описание российских беспилотников

Российские беспилотники по своему виду напоминают самолет, либо вертолет. Имеют различные размеры — от десятков метров, до нескольких сантиметров. Беспилотная авиация способна выполнять всевозможные военные и гражданские задачи.

Военные дроны применяются для ведения разведки.

Существует также беспилотные самолеты-истребители для нанесения воздушных ударов.

Беспилотники могут работать на авиационном топливе, и на электрической батарее. Созданные по принципу вертолета, называются коптеры, мультикоптеры, или квадрокоптеры, в зависимости от количества винтов.

История развития военных дронов

Первый военный беспилотник появился в Америке в 1910 году. Под управлением часового механизма, самолет с боезарядом падал на объект. Но идея не нашла применения.

1933 год считается годом рождения БПЛА, первые образцы которого изготовила Великобритания. Боевые беспилотники были многоразового использования, радиоуправляемыми и служили до 1943 года. Применялись как мишени для зенитчиков и истребителей.

в этом году в Америке появился первый беспилотник

Во 2-й мировой войне Германия успешно применяла управляемые ракеты ФАУ-1 и ФАУ-2.

В США тогда же был разработан свой вариант БПЛА. Это был легкий двухмоторный военный бомбардировщик Interstate TDR-1, изготовленный из фанеры и велосипедных труб. Самолет имел слабые летные характеристики. Управление велось по радио с борта летящего рядом самолета, через телекамеру, расположенную в носовой части фюзеляжа беспилотника. Выпущено было более 180 шт.


В 1960 году, после опыта вьетнамской, и других локальных войн, Пентагон начал интенсивно развивать программу беспилотников. Вначале это были легкие разведчики, а после стали разрабатываться ударные варианты, которые применялись во многих локальных конфликтах.

В Советском Союзе также велись разработки аналогичных средств, однако они остались на бумаге. Возобновились они в 1957 году. Первый советский беспилотный ударный комплекс назывался Изделие-С. Идея принадлежала конструктору А.Н.Туполеву.

Уже через год был создан объект, который мог доставить ядерный заряд на расстояние до 10000 км. Однако интересы руководства страны были направлены на создание ракетной техники. По этой, и еще ряду причин, это перспективное направление было заморожено на несколько лет.

Характеристики летательных аппаратов России

Необходимо отметить, что российские военные беспилотники создаются в первую очередь для самообороны и только потом для нанесения ответного удара. Зарубежные аналоги имеют другие приоритеты — подавляющее большинство дронов ударные.

И123К (Ту-123)

В 1964 году был создан сверхзвуковой комплекс ЯСТРЕБ, который осуществлял дальнюю разведку. Он получил название И123К (Ту-123).

ТТХ


С 1964 по 1972 г. изготовлено 52 БПЛА. Военные беспилотники России были неуязвимы для средств обнаружения со стороны потенциального противника. Авиационный комплекс разведки с аналогичными параметрами США создало через 10 лет. Но американский беспилотный самолет-разведчик был пилотируемым.

Русский беспилотник ТУ-143 РЕЙС

В 1973 году этот русский беспилотник был принят на вооружение.


Самолеты-беспилотники Туполева были уникальны тем, что благодаря применению композиционных материалов, они почти незаметны на радиолокаторах.

Ту-141 Стриж

Следующей разработкой стал комплекс Ту-141 СТРИЖ.


На его борту находился большой арсенал аппаратуры, который позволял вести 5 видов разведки. По своим характеристикам он превосходил предыдущий аналог «Рейс».

  • скорость — 1100 км/ч;
  • дальность — 500 км;
  • высота — 50-6000 м.

С 1982 года началось изготовление дистанционно-управляемых беспилотных средств. Необходимость была вызвана эффективной работой израильских аналогов в конфликте с арабами. Преимущество управляемых БПЛА — наличие возможности оперативной смены программы полета и выполнения поставленных задач.

Пчела-1T

Одним из первых в 1997 году принят на вооружение комплекс ПЧЕЛА-1Т. Он состоял из самоходной установки, пункта управления и летательного аппарата.


БПЛА СКАТ


Новый беспилотник разработан в 2007 году. Это довольно мощный аппарат с размахом крыльев 11,5 м и взлетной массой 20000 кг.

ТТХ беспилотника-дрона

Беспилотник-дрон не принят на вооружение из-за отсутствия финансирования. Однако работы по его внедрению продолжаются.

Беспилотная боевая авиация на вооружении России

В настоящее время российские БПЛА на вооружении армейских подразделений используются весьма эффективно. Новые беспилотники России осуществляют как разведывательные, так и ударные функции.

Комплекс ОРИОН

Разработка началась в 2011 году. Военный дрон предназначен для разведки и информирования подразделений с целью анализа результатов наносимых ударов.


Многоцелевой комплекс

Год поступления в войска — 2010. Военные беспилотники предназначены для контроля за труднодоступными участками местности, проведения спасательных работ. С командного пункта возможно управление одновременно 4-мя аппаратами.


Комплексы Элерон-3 и Элерон-10

Беспилотные летательные аппараты России разработаны предприятием ЭНИКС. Комплексы Эелерон-3 и Элерон-10 предназначены для ведения различных видов скрытой разведки. Бспилотные аппараты применялись на практике и хорошо себя зарекомендовали.


Беспилотники США и других стран

Из множества зарубежных самолетов-дронов перечислим некоторые, самые известные и распространенные тяжелые разведывательно-ударные варианты. Характеристики беспилотников США считаются лучшими в мире.


Производство США. Является самым большим летательным аппаратом этого класса. Первый экземпляр появился в 2004 году. Имеет множество модификаций. В 2003 году Пентагон профинансировал программу по модернизации аппарата по увеличению времени полета до нескольких месяцев.


Разработка США. Состоит на вооружении Великобритании, Италии и Турции. Первый полет состоялся в 2001 году. Использовался в Афганистане с целью нанесения ракетных ударов.


Производство Израиль. Первое изделие появилось 18 октября 1994 года. Может осуществлять разведку местности и воздушных целей. Сопровождает одновременно до 6 объектов. Состоит на вооружении у 13 стран.


Производство Израиль. В декабре 2009 года состоялся первый вылет аппарата многоцелевого использования. Имеет спутниковую навигацию. Может оснащаться различными боезарядами. На вооружении у 7-ми стран.


Производство Италия. Изделие совершило свой первый полет 2013 году. На сегодняшний день считается самым крупным этого вида изделием Европы.


Производство Франция. Выпускается с 2009 года. Предназначен для армейских, военно-морских и гражданских целей. Беспилотные самолеты-разведчики оснащены многофункциональным высокоинтеллектуальным оборудованием.

Anka


Anka

Производство Турция. Дроны-беспилотники выпускаются с 2010 года. Имеют разведывательную и ударную модификации.


Беспилотный истребитель разработан в Индии. Первый образец был выпущен в 2010 году. Способен выполнять полет по заданному маршруту самостоятельно.

Преимущества и недостатки беспилотников

Кратко определим преимущества и недостатки беспилотных летательных аппаратов по отношению к пилотируемой авиации.

Преимущества:

  • низкая стоимость при условии равной эффективности выполняемых задач;
  • отсутствие пилотов, что снижает риск гибели личного состава, и средства на обучение;
  • экономия топлива;
  • малый вес, позволяющий использовать электрические двигатели;
  • существенное уменьшение взлетно-посадочного пространства;
  • высокая оперативность применения;
  • скрытность применения по причине малых размеров и использования синтетических материалов при изготовлении корпуса.

Недостатки:

  • тихоходность;
  • несовершенство радиоуправления;
  • уязвимость при постановке помех;
  • риск поражения мирных жителей;
  • высокая вероятность уничтожения средствами ПВО;
  • аварийность при посадке.

Неспособность человека выдерживать большие длительные нагрузки, вызывает необходимость дальнейшего распространения беспилотных средств.

В настоящее время идет разработка аппаратов с атомными и водородными топливными элементами, которые смогут находиться в полете до нескольких месяцев.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Новое определение кельвина
Ускорение и сила Кориолиса – что это?
Апории зенона и их современная интепретация