Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Международная организация гражданской авиации (икао). Международная организация гражданской авиации Рекомендации международной организации гражданской авиации

Международная организация гражданской авиации (сокр. ИКАО от англ. International Civil Aviation Organization сокр. ICAO) - специализированное учреждение Организации Объединенных Наций, созданое в 1944 году для содействия безопасному и упорядоченному развитию международной гражданской авиации во всем мире. Она устанавливает международные стандарты и правила, необходимые для обеспечения безопасности полетов, авиационной безопасности, эффективности и регулярности воздушных перевозок и охраны окружающей среды от воздействия авиации. Организация является инструментом сотрудничества во всех областях гражданской авиации между ее 190 Договаривающимися государствами.

Код аэропорта ИКАО

Код аэропорта ИКАО - четырёхбуквенный уникальный индивидуальный идентификатор, присваиваемый аэропортам мира Международной организацией гражданской авиации (ИКАО). Данные коды используются авиакомпаниями, органами управления воздушным движением, метеорологическими службами для передачи аэронавигационной и метеорологической информации по аэропортам, планов полётов (флайт-планов), обозначения гражданских аэродромов на радионавигационных картах, а также в качестве адресов аэропортов в международной сети телеграфной авиационной связи AFTN .

Коды ИКАО имеют региональную структуру: как правило, используется двухбуквенный префикс страны, где первая буква присваивается группе стран расположенных рядом, вторая буква определяет конкретную страну в группе. Остальные две буквы кода определяют аэропорт в этой стране.

Исключения составляют большие страны (Россия, Канада, США, Китай, Австралия), на каждую из которых выделен однобуквенный префикс, а остальные три буквы определяют аэропорт.

Помимо кода ИКАО, многие аэропорты имеют код ИАТА - трёхбуквенный код, присваиваемый аэропортам мира Международной ассоциацией воздушного транспорта (ИАТА).

Небольшие аэропорты (особенно аэропорты местных воздушных линий) могут не иметь ни кода ИКАО, ни кода ИАТА .

В ряде стран мира военные аэродромы (авиабазы) имеют коды ИКАО и

ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ИКАО

ИКАО (International Civil Aviation Organization - ICAO) - образована в 1944 году.

По инициативе США в декабре 1944 года в Чикаго была созвана конференция(Чикагская конференция ), в которой принимали участие 52 государства, для обсуждения проблем международной гражданской авиации. Было согласовано создание новой организации, которая будет заниматься аэронавигационными вопросами, способствующими повышению безопасности полетов и их регулярности, а также экономическими вопросами, которые должны повысить эффективность и экономичность воздушных перевозок.

Чикагская конференция закончилась подписанием Конвенции о Международной гражданской авиации - Чикагской конвенции , и была официально создана ИКАО. Местом штаб - квартиры ИКАО был выбран город Монреаль (Канада).

В мае 1948 года вступило в силу соглашение между ООН и ИКАО, в котором ИКАО признавалась специализированным учреждением ООН.

СССР в Чикагской конференции участия не принимал, так как в ней принимали участие государства, с которыми СССР находился в состоянии войны.

После вступления СССР в ИКАО 14 ноября 1970 года, русский язык был признан официальным (четвертым) языком этой организации.

На дипломатической конференции в Монреале в сентябре 1977 года был принят протокол об аутентичном четырех язычном тексте Конвенции и ее официальный текст на русском языке.

Таким образом, официальными языками ИКАО являются:

1. Русский.

2. Английский.

3. Французский.

4. Испанский.

Арабский и китайский языки считаются рабочими языками ИКАО. Они используются в ограниченном объеме в работе Совета ИКАО и его постоянных органов, на сессиях Ассамблеи и крупных специализированных конференциях и совещаниях.

По состоянию на 1994 год ИКАО объединяет 183 государства мира.

ЦЕ ЛИ И ЗАДАЧИ ИКАО

Целями и задачами ИКАО являются разработка принципов и методов международной аэронавигации и содействие планированию и развитию международного воздушного транспорта в целях:

1. Обеспечение безопасного и упорядоченного развития международной гражданской авиации во всем мире.

2. Поощрение искусства конструирования и эксплуатации воздушных судов.

3. Поощрения развития воздушных трасс, аэропортов и аэронавигационных средств для международной гражданской авиации.

4. Удовлетворение потребностей народов мира в безопасном, регулярном эффективном и экономичном воздушном транспорте.

5. Предотвращение экономических потерь, вызванных неразумной конкуренцией.

6. Обеспечение полного уважения прав Договаривающихся государств и справедливой для каждого Договаривающегося государства возможности использовать авиапредприятия, занятые в международном воздушном сообщении.

7. Исключение случаев дискриминации в отношениях между Договаривающимися государствами.

8. Обеспечение безопасности полетов в международной аэронавигации.

9. Содействие развитию международной гражданской аэронавтики во всех ее аспектах.

ЧЛЕНСТ ВО В ИКАО

Любое государство - член ООН, входившее во время Второй мировой войны в Антигитлеровскую коалицию, и нейтральные страны становятся членами ИКАО на 30-й день после присоединения к Чикагской конвенции.

Государства, участвовавшие во время Второй мировой войны на стороне Гитлеровской Германии, могут присоединиться к конвенции с соблюдением следующих условий:

1. С согласия ООН.

2. По специальному разрешению Ассамблеи ИКАО, для принятия которой требуется 4/5 голосов.

3. При отсутствии возражений со стороны любого государства, которое было аннулировано или подверглось нападению в ходе Второй мировой войны войсками государства, желающего вступить в члены ИКАО.

Государство перестает быть членом ИКАО, если оно заявляет о денонсации им Чикагской конвенции. Денонсация вступает в силу через год после получения ИКАО уведомления.

Если государство исключено из ООН, оно автоматически перестает быть членом ИКАО, кроме тех случаев, когда Генеральная Ассамблея ООН в своем решении прямо не говорит о целесообразности сохранения членства этого государства в ИКАО.

ОРГ АНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ИКАО

Высшим органом ИКАО, в котором могут быть представлены на равных основаниях все государства - члены ИКАО, является Ассамблея государств - членов ИКАО . Созывается один раз в три года. При возникновении необходимости по рекомендации Совета ИКАО, или по требованию не менее 1/5 членов организации могут быть созваны черезвычайные сессии Асамблеи ИКАО.

Функции Ассамблеи заключаются в определении направления деятельности ИКАО в области международной аэронавигации и международного воздушного транспорта:

1. Избирать Совет ИКАО, рассматривать отчеты, принимать соответствующие действия.

2. Определять шкалу взносов стран - членов ИКАО в бюджет организации.

3. Утверждать бюджет ИКАО.

4. Рассматривать и одобрять предложения о внесении поправок в Чикагскую конвенцию.

Взнос государств - членов ИКАО рассчитывается следуюшим образом:

Взнос100% = К1(75%) + К2(25%),

где:

К1 = (Национальный доход государства) / (Национальный доход всех стран ИКАО),

К2 = (Налет государства по МВЛ) / (Налет всех стран ИКАО по МВЛ).

Min...Max взнос = 0,06%...25% от национального дохода.

Совет ИКАО - исполнительный орган организации, обеспечивающий непрерывность деятельности организации в промежутках между сессиями Ассамблеи. Несет ответственность перед высшим органом ИКАО за свою деятельность. Выполняет функции:

1. Выполнение решений Ассамблеи и представление отчета о своей работе.

2. Избрание Генерального секретаря и руководящих сотрудников.

3. Распоряжение деньгами организации.

4. Утверждение международных стандартов и рекомендаций, внесение их в приложения к Конвенции.

5. Осуществление регистрации международных авиационных соглашений.

6. Осуществление арбитражных функций при регулировании разногласий между государствами - членами ИКАО.

Под управлением Совета работает семь постоянных рабочих органов (см. схему структуры ИКАО).



Секретариат ИКАО - постоянный орган Совета, обеспечивающий работу ассамблей, Совета и других органов, а также региональных центров организации.

Генеральный секретарь - главное исполнительное должностное лицо организации. Назначается Советом и возглавляет его.

Секретариат ведает сбором и обобщением информации по проблемам международной гражданской авиации, осуществлением связей с государствами - членами ИКАО. Он осуществляет эти функции с помощью пяти специализированных управлений:

1. Аэронавигационное управление - занимается вопросами безопасности полетов, рассматривает вопросы по выработке рекомендаций и стандартов компаниям.

2. Авиатранспортное управление - занимается вопросами обеспечения эффективности перевозок на международных воздушных линиях.

3. Юридическое управление - занимается вопросами по выработке стандартов и рекомендаций в области воздушного права, проводит консультации по правовому толкованию и пониманию основных положений Чикагской конвенции, готовит проекты новых решений.

4. Управление технической помощи - разрабатывает предложения по оказанию финансовой и технической помощи, по созданию аэровокзальных комплексов и оснащению воздушных трасс в труднодоступных участках местности и океанических просторах.

5. Административное управление - занимается вопросами кадров, переводов, оформления и рассылки документов.

Региональные центры ИКАО созданы помимо штаб - квартиры в Монреале для оперативной работы ИКАО:

1. Европейский регион - Париж.

2. Страны Северной Америки и Карибского басейна - Мехико.

3. Страны Южной америки - Лима.

4. Тихий океан и Азия - Бангкок (Таиланд).

5. Ближний Восток и Восточная Африка - Каир (Египет).

6. Остальная Африка - Даккар.

ICAO - специализированное учреждение ООН, протокол о признании которого подписан 1 октября 1947 г. и вступил в силу 13 мая 1948 г. ICAO является международной правительственной организацией. Первоначально, после подписания Чикагской конвенции, существовала Временная международная организация гражданской авиации (Provisional International Civil Aviation Organisation - PICAO). После вступления в силу 4 апреля 1947 г. Чикагской конвенции на 1-й сессии Ассамблеи, состоявшейся в Монреале, в мае 1947 г. PICAO переименована в ICAO. По предложению правительства Канады местом расположения Штаб-квартиры ICAO был выбран г. Монреаль.

1947г.

Основными целями деятельности ICAO, в соответствии с положениями Чикагской конвенции, являются вопросы, имеющие глобальное значение для международной гражданской авиации:

  • разработка принципов и методов международной воздушной навигации;
  • содействие планированию и развитию международного воздушного транспорта, с тем чтобы обеспечивать безопасное и упорядоченное развитие международной ГА;
  • поощрение искусства конструирования и эксплуатации ВС в мирных целях;
  • поощрение развития воздушных трасс, аэродромов и аэронавигационных средств для международной ГА;
  • удовлетворение потребности народов мира в безопасном, регулярном, эффективном и экономичном воздушном транспорте;
  • предотвращение экономических потерь, вызванных неразумной конкуренцией;
  • обеспечение полного уважения прав государств и справедливых для каждого из них возможностей использовать авиапредприятия, занятые в международном воздушном сообщении;
  • избежание дискриминации в отношениях между государствами;
  • обеспечение безопасности полетов в международной аэронавигации;
  • содействие развитию международной гражданской аэронавтики во всех ее аспектах.

Состав и статус органов ICAO определяются положениями Чикагской конвенции, которая, по сути, является уставом ICAO. В соответствии с Чикагской конвенцией, ICAO состоит из Ассамблеи (Assembly), Совета (с подчиненными ему органами) и Секретариата (Secretariat). Совет и Секретариат возглавляют соответственно Президент (President) Совета и Генеральный секретарь (Secretary General), которые являются главными должностными лицами ICAO.

Ассамблея ICAO состоит из представителей всех Договаривающихся государств и является суверенным верховным органом ICAO. Ассамблея созывается через каждых три года (если не возникает потребность внеочередного созыва). На сессиях Ассамблеи подробно рассматривается работа ICAO, вырабатывается политика на предстоящие годы и утверждается бюджет на трехлетний период деятельности путем голосования. Каждое Договаривающееся государство имеет право на один голос. Решения Ассамблеи принимаются большинством голосов (кроме случаев, предусмотренных Чикагской конвенцией).

Ассамблея ICAO избирает Совет (Council), который состоит из представителей 33 Договаривающихся государств и является руководящим исполнительным органом ICAO, постоянно направляющим ее работу в период между Ассамблеями. Выборы в Совет ICAO проводятся с учетом требований ротации, предусмотренных Чикагской конвенцией, и на основе адекватного представительства трех групп государств, а именно: играющих ведущую роль в воздушном транспорте; не включенных в Совет на ином основании, но вносящих наибольший вклад в предоставление средств обслуживания для международной гражданской аэронавигации; не включенных в Совет на ином основании, но избрание которых обеспечивает представительство в Совете ICAO всех основных географических регионов мира.

Чикагская конвенция предусматривает сотрудничество Договаривающихся государств в обеспечении максимально возможной степени единообразия принимаемых национальных Авиационных правил. Для этого Совет ICAO наделен регулирующими полномочиями, которыми не обладают подобные руководящие органы в других международных организациях.

Совет ICAO избирает сроком на три года своего Президента, который не имеет права голоса и может быть переизбран. Обязанности Президента состоят в следующем:

  • собирать заседания Совета ICAO, Авиатранспортного комитета (Air Transport Committee) и Аэронавигационной комиссии (Air Navigation Commission);
  • действовать в качестве представителя Совета; выполнять от имени Совета функции, которые возлагает на него Совет.

В функции Совета ICAO входит (Статья 54 Чикагской конвенции):

  • назначение и определение обязанностей Авиатранспортного комитета, который формируется из числа представителей членов Совета и ответственен перед ним;
  • учреждение Аэронавигационной комиссии; назначение главного исполнительного должностного лица - Генерального секретаря;
  • принятие SARPs, которые оформляются в качестве Приложений к Чикагской конвенции;
  • рассмотрение рекомендаций Аэронавигационной комиссии по изменению SARPs и принятие в связи с этим соответствующих мер, предусмотренных Чикагской конвенцией, и др.

Совет ICAO уполномочен созывать Ассамблеи ICAO.

Каждому Комитету или специализированному органу ICAO соответствует подразделение Секретариата ICAO, укомплектованное персоналом, отобранным по признаку технической компетентности в соответствующей области. Персонал подразделений призван оказывать техническую и административную помощь представителям правительств, составляющих Совет ICAO, Комитеты и специализированные органы.

Секретариат ICAO, возглавляемый Генеральным секретарем, состоит из пяти основных подразделений: Аэронавигационного Управления (Air Navigation Bureau), Авиатранспортного Управления (Air Transport Bureau), Управления технического сотрудничества (Technical Cooperation Bureau), Юридического Управления (Legal Bureau) и Административного Управления (Bureau of Administration and Services). Персонал Секретариата набирается на широкой географической основе, что обеспечивает международное представительство в его деятельности.

ICAO работает в тесном содружестве с другими членами сообщества ООН - правительственными организациями, которыми являются: Всемирная метеорологическая организация (World Meteorological Organization), Международный телекоммуникационный союз (International Telecommunication Union), Международный союз электросвязи (International Telecommunication Union), Всемирный почтовый союз (Universal Postal Union), Всемирная организация здравоохранения (World Health Organization), Международная организация труда (International Labour Organisation) и Международная морская организация (International Maritime Organization). В мероприятиях, проводимых ICAO, принимают участие также неправительственные организации: Международная ассоциация воздушного транспорта (International Air Transport Association - IATA), Международный совет аэропортов (Airports Council International - ICA), Международная федерация ассоциации линейных пилотов (International Federation of Air Line Pilots Associations), Всемирная организация туризма (World Tourism Organization) и другие международные организации.

Международные стандарты (SARPs) для удобства пользования называются Приложениями к Чикагской конвенции. Для безопасности и регулярности международной аэронавигации признано необходимым единообразное применение требований, включенных Договаривающимися государствами в Международные стандарты. Согласно Статье 38 Чикагской конвенции, в случае несоблюдения какого-либо Международного стандарта Договаривающиеся государства обязаны уведомить Совет ICAO о различиях между национальными Авиационными правилами, практикой того или иного государства и положениями Международного стандарта.

Единообразное применение требований, включенных в Рекомендуемую практику, считается желательным в интересах безопасности, регулярности и эффективности международной аэронавигации. Хотя Чикагская конвенция и не предусматривает каких-либо обязательств в отношении Рекомендуемой практики, Совет ICAO просил Договаривающиеся государства уведомлять о различиях не только с Международными стандартами, но и с Рекомендуемой практикой.

ICAO выпускает серии технических изданий, а также специальные издания, которые не входят ни в одну из серий технических изданий (например, «Каталог аэронавигационных карт IСАО» или «Метеорологические таблицы».

Правила аэронавигационного обслуживания (Procedures of Air Navigation Service - PANS) утверждаются Советом ICAO. Предназначенные для применения во всем мире, они содержат эксплуатационные правила, которые еще не получили статуса SARPs, а также материалы более постоянного характера, которые считаются слишком подробными, чтобы их можно было включить в Приложение, или подвергаются частым изменениям и дополнениям и для которых процесс, предусмотренный Чикагской конвенцией, был бы слишком затруднителен. В настоящее время существует четыре основных документа PANS: Doc 4444 «Правила полетов и обслуживания воздушного движения»; Doc 8168 «Производство полетов воздушных судов» (Том 1 «Правила производства полетов» и Том 2 «Построение схем визуальных полетов и полетов по приборам»); Doc 8400 «Сокращения и коды ICAO»; Doc 7030 «Дополнительные региональные правила».

Всю территорию Земного шара Совет ICAO разделил на девять аэронавигационных районов:

Дополнительные региональные правила (Supplementary Procedures - SUPPS) имеют такой же статус, как и PANS, но применяются только в соответствующих регионах. Они разрабатываются в сводном виде, поскольку некоторые из них распространяются на сопредельные регионы либо являются одинаковыми в двух или нескольких регионах.

Технические руководства, которые готовятся с санкции Генерального секретаря ICAO, содержат инструктивный и информационный материал, развивающий и дополняющий Международные стандарты, Рекомендуемые практики и PANS, и служат для оказания помощи в их применении.

Аэронавигационные таны также готовятся с санкции Генерального секретаря ICAO на основе рекомендаций региональных аэронавигационных совещаний и принятых по ним решений Совета ICAO. Они конкретизируют требования к средствам и обслуживанию международной аэронавигации в соответствующих аэронавигационных регионах ICAO. В Аэронавигационные планы периодически вносятся поправки с учетом изменений в требованиях и положениях, связанных с внедрением рекомендуемых средств и служб.

Циркуляры ICAO, которые также готовятся с санкции Генерального секретаря ICAO, содержат специальную информацию, представляющую интерес для Договаривающихся государств, включая исследования по техническим вопросам.

7 декабря 1944 года в американском городе Чикаго произошло знаменательное событие. В ходе длительных и напряженных переговоров представители пятидесяти двух стран приняли Конвенцию о международной гражданской авиации. В ней говорится о том, что развитие крепких международных связей в гражданской авиации способствует будущему прогрессивному развитию дружеских отношений, сохранению мира и спокойствия между народами различных государств. От того, насколько крепкими и стабильными будут эти связи зависит мир на земле. Отсюда следует, что главным приоритетом участников этой Организации должно стать соблюдение принципов авиационной безопасности и правил, на основании которых эксплуатируются гражданские воздушные судна.

Важность этой Организации несомненна. Но что известно о ней широкой общественности? Как правило, не так уж много. В статье подробнее расскажем о том, что такое международная организация гражданской авиации ИКАО, какова история ее создания, список участников и принципы деятельности.

Что такое ИКАО?

Рассмотрим аббревиатуру - ИКАО. Она образована от английского варианта ICAO, что расшифровывается как International Civil Aviation Organization, а на русский язык переводится как « гражданской авиации». На данный момент это одно из крупнейших учреждений ООН, которое отвечает за создание глобальной нормативной базы для обеспечения безопасности международной гражданской авиации.

Штаб-квартира ИКАО располагается в Монреале, Канада. На карте ниже можно ознакомиться с ее точным местонахождением.

Являются следующие: английский, русский, французский, арабский, испанский и китайский. Заметим, что именно представитель Китая в настоящее время занимает пост Генерального секретаря ИКАО.

История создания

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) была создана после принятия Конвенции гражданской авиации. Поскольку собрание представителей будущих государств проходило в Чикаго, вторым (и, пожалуй, более известным) ее названием является Чикагская конвенция. Дата - 7 декабря 1944 года. Статус специализированного учреждения ИКАО получила в 1947 году и вплоть до настоящего времени сохраняет за собой определенную свободу с точки зрения управления и методов осуществления основных задач.

Основным стимулом к развитию авиации и впоследствии созданию организации, контролирующей ее гражданскую отрасль, стала Вторая мировая война. В период с 1939 по 1945 год происходит особенно активное развитие транспортных путей, поскольку необходимо было обеспечивать нужды армии и народа. Одновременно с этим на первый план выходили милитаристские задачи, что мешало развитию мирных взаимоотношений на земле.

Первыми, кто предложил создать эффективную модель развития гражданской авиации, стали США. После предварительных переговоров с союзными государствами было решено организовать созыв представителей 52 государств для принятия единой Конвенции о международной гражданской авиации. Встреча прошла 7 декабря 1944 года в Чикаго. Пять недель делегаты обсуждали множество вопросов, была проведена огромная работа, результатом которой стала Конвенция. По всеобщему согласию делегатов, она вступила в силу лишь в апреле 1947 года, когда была ратифицирована 26-м государством-членом ИКАО.

Члены Организации

В состав членов ИКАО входит 191 государство, среди которых числится Российская Федерация на правах преемницы СССР, вступившего в ИКАО в 1977 году. Сюда входят почти все участники ООН: 190 стран (за исключением Доминики и Лихтенштейна), а также Острова Кука.

Кроме прямых участников, есть особые отраслевые группы, цель которых - создание глобальной нормативной базы, необходимой для эффективной деятельности международной гражданской авиации. Важно отметить, что для достижения консенсуса в отношении обеспечения Международных стандартов и Рекомендуемой практики существует отдельный орган - Совет. Он же занимается оформлением принятых стандартов в форме Приложений к Конвенции о международной гражданской авиации. (Подробнее об остальных функциях Совета поговорим немного позже).

Устав ИКАО

Конвенция о международной гражданской авиации содержит 96 статей и включает в себя все внесенные изменения за период с 1948 по 2006 годы. В ней установлены обязанности и привилегии членов ИКАО, указывается суверенитет государств собственной воздушной территории. Подчеркивается, что все международные перелеты должны быть согласованы с государством, над территорией которого они будут осуществляться. В последней статье даются определения основным понятиям, использующимся в гражданской авиации. Так, например, "Международное воздушное пространство" определяется как пространство над открытым морем и иными территориями с особым режимом (Антарктида, международные проливы и каналы, архипелажные воды). Со всеми терминами можно ознакомиться самостоятельно на официальном сайте ИКАО. Они описаны доступным языком, поэтому будут понятны даже тем, кто совсем не знаком с авиационной терминологией.

Кроме того, существуют 19 Приложений к Конвенции, в которых установлены упомянутые выше Международные стандарты и Рекомендуемые практики.

Цели и задачи ИКАО

44 статья Чикагской конвенции гласит, что основные цели и задачи Организации происходят из ее стремления способствовать развитию международного сотрудничества посредством укрепления авиасообщения между государствами-членами. Это заключается в следующих направлениях ее деятельности:

  • Обеспечение авиационной безопасности и безопасности международной аэронавигации.
  • Поощрение и развитие более совершенных способов эксплуатации воздушных судов.
  • Удовлетворение потребности общества в регулярном, безопасном и экономичном аэросообщении.
  • Содействие общему развитию международной гражданской авиации во всех сферах.

Все обозначенные цели и задачи лаконично представлены в стратегическом плане действий Международной организации гражданской авиации ИКАО:

  • Повышение эффективности авиации.
  • Безопасность полетов и авиационная безопасность в целом.
  • Минимизация вредного воздействия гражданской авиации на природу.
  • Непрерывность авиационного развития.
  • Укрепление норм правового регулирования деятельности ИКАО.

Институциональные органы ИКАО (структура)

В соответствии с Чикагской конвенцией, Международная организация гражданской авиации ИКАО имеет четкую структуру. Статья 43 сообщает, что в ее состав входят Ассамблея, Совет и прочие органы, необходимые для ее деятельности.

Ассамблея

Ассамблея состоит из 191 государства, которые входят в состав ИКАО. орган, сессии которого происходят не реже одного раза в три года по требованию Совета. Во время обсуждения того или иного вопроса каждый член обладает правом одного голоса. Непосредственно решения принимаются на основании большинства голосов.

На сессиях Ассамблеи происходит рассмотрение текущей деятельности Организации, принятие годового бюджета, формирование общих руководящих принципов на определенный период.

Совет включает в себя 36 государств, которые избираются единожды в течение трех лет. Определяющими критериями выбора служат следующие требования:

  • Государство должно играть немаловажную роль (в идеале - ведущую) в области авиации и осуществлении перевозок воздушными путями;
  • Государство должно в значительной степени способствовать развитию международной авиации и участвовать в обслуживании авиатранспорта.
  • Государство должно обеспечивать представительство в Совете всех географических регионов мира.

Основная цель Совета заключается в принятии им Международных стандартов и Рекомендуемой практики. Стандарт - это особое техническое требование, исполнение которого необходимо для того, чтобы обеспечивать безопасность и регулярность международного гражданского сообщения. Рекомендуемая практика - это тоже техническое требование, но в отличие от стандарта его исполнение не носит императивный характер. И стандарты, и практика содержатся в Приложениях к Конвенции о международной гражданской авиации.

Руководит Советом избираемый им же на три года президент. В его обязанности входит созыв заседаний Совета и исполнение функций, которые Совет возлагает на него в ходе этих заседаний.

Аэронавигационная комиссия

Аэронавигационная комиссия состоит из 19 членов, которые являются независимыми экспертами, назначенными Советом для рассмотрения и внесения необходимых поправок в Приложения.

Секретариат

Секретариат помогает ИКАО организовывать работу. Особенно важная роль при этом отводится Авиатранспортному комитету, Комитету по совместной поддержке аэронавигационного обеспечения и Комитету технического сотрудничества.

Региональные органы

ИКАО включает также семь региональных комитетов, которые одобрены государствами-членами и допущены к осуществлению Международных стандартов ИКАО и Рекомендуемой практики:

  • Азиатско-Тихоокеанское отделение (Бангкок).
  • Комитет Восточной и Южной Африки (Найроби).
  • Европейский и Североатлантический комитет (Париж).
  • Ближневосточный офис (Каир).
  • Североамериканский, центральноамериканский и карибский комитет (Мексика).
  • Южноамериканский комитет (Лима).
  • Комитет Западной и Центральной Африки (Дакар).

Коды ИКАО

Для обозначения каждого международного аэропорта и авиакомпании используется специально разработанная система кодов. Для состоят из четырех букв, для авиакомпаний - из трех. Так, например, для аэропорта "Шереметьево" код ИКАО - UUEE, для авиакомпании "Аэрофлот" - AFL. У последней есть телефонный позывной для самолетов, совершающих международные рейсы - AEROFLOT. На официальном сайте можно самостоятельно ознакомиться и с другими не менее интересными кодами и узнать их расшифровку.

ИКАО, организованная еще в первые годы после окончания Второй мировой войны, по-прежнему не теряет своего важного статуса в системы современных международных организаций. Ее деятельность направлена на развитие и укрепление уже существующих межнациональных связей, а поддержание мира и порядка на земле. Все это принципиально важно сегодня, когда здоровье и жизнь миллионов людей находятся в постоянной опасности.

ИКАГСКАЯ КОНВЕНЦИЯ

Чикагская Конвенция вступила в силу в апреле 1947 года, когда 30 государств из 52 членов Чикагской Конференции ратифицировали это соглашение и прислали документы в США, где хранятся ратифицированные документы всех стран - членов ИКАО. В Чикагскую Конвенцию входят:

1. Преамбула . Вводная часть соглашения.

2. Часть I "Международная навигация" . Изложены общие принципы применения конвенции. Содержит положения, регламентирующие воздушную навигацию при регулярном и нерегулярном воздушном сообщении, требования к воздушным судам.

3. Часть II "Международная организация гражданской авиации" - устав ИКАО.

4. Часть III "Международный воздушный транспорт" . Изложены вопросы норм международных воздушных перевозок.

5. Заключение . Содержит положение о порядке регистрации в ИКАО, международные соглашения о воздушном сообщении и порядок их заключения между государствами. Вопросы о разрешении споров, возникающих между государствами, порядок принятия приложений к Чикагской Конвенции, внесение в нее измененийи дополнений.

ИКАО принимает большое количество юридических актов, унифицирующих правила полетов, требования к авиационному персоналу, нормам летной годности воздушных судов. Эти документы содержат различные правила и имеют соответствующие названия: "Стандарты", "Рекомендуемая практика", "Процедуры".

Стандарт - любое требование к физическим характеристикам, конфигурации, материальной части, летным характеристикам, персоналу и правилам, единообразное применение которого признано необходимым для обеспечения безопасности и регулярности международного воздушного движения, а его соблюдение - обязательным для всех государств - членов ИКАО.

Рекомендуемая практика - те же требования, что и в понятие "Стандарт", но их единообразное применение признано желательным и к соблюдению которых будут стремиться государства - члены ИКАО.

Любое положение принимающее статус Стандарта или Рекомендуемой практики (Рекомендации) после утверждения его советом ИКАО. государства - члены ИКАО имеют право не принять тот или иной статус, но при этом они обязаны уведомить об этом Совет ИКАО в месячный срок.

Внедрение Стандартов и Рекомендаций - трудоемко и дорогостояще. Для упрощения решения этой задачи международные Стандарты и Рекомендации оформляются в виде Приложений к Чикагской конвенции (аннексов - от английского слова Annex).

ПРИЛОЖЕНИЯ К ЧИКАГСКОЙ КОНВЕНЦИИ

В настоящие время существует 18 приложений к Чикагской Конвенции:

1. "Требования к личному составу гражданской авиации при выдаче свидетельств" . Определяются требования к квалификации, необходимые для получения свидетельств членов экипажа воздушного судна и наземного персонала, а также устанавливает медицинские требованиядля получения этих свидетельств (командир корабля - до 60 лет, штурман - без ограничений).

2. "Правила полетов" . определяет общие правила полетов в целях обеспечения их безопасности, правила визуальных полетов (ПВП), правила полетов по приборам (ППП).

3. "Метеорологическое обеспечение международной аэронавигации". Определяет требования к метеорологическому обслуживанию международной аэронавигации и органам, обеспечивающим это обслуживание.

4. "Аэронавигационные карты" . Определяет требования к аэронавигационным картам, необходимым для выполнения международных полетов воздушных судов.

5. "Единицы измерения, подлежащие использованию в воздушных и наземных операциях" . Определяет размерность единиц, используемых для двухсторонней связи воздушных судов с землей. В этом приложении приводится таблица единиц измерения (3 системы), применяемых в ИКАО.

6. "Эксплуатация воздушных судов" . Определяются минимальные требования к выполнению полетов при регулярном и нерегулярном международном воздушном сообщении, а также по производству любых полетов авиации общего назначения (за исключением выполнения авиационных специальных работ), обязанности командира воздушного судна.

- Часть I. "Международный коммерческий воздушный транспорт" .

- Часть II. "Международная авиация общего назначения" .

- Часть III. "Международные полеты вертолетов" .

7. "Государственные и регистрационные знаки воздушных судов" . Определяются минимальные требования к маркировке для указания принадлежности и регистрационных знаков воздушных судов, а также порядок регистрации и выдачи свидетельств на воздушные суда.

8. "Летная годность воздушных судов" . Определяет минимальный уровень летной годности воздушных судов, который необходим для признания государствами - членами ИКАО сертификатов летной годности других государств, воздушные суда которых выполняют полеты над территорией этих государств или над их территориальными водами.

9. "Упрощение формальностей при международных воздушных перевозках" . Определяет требования в отношении упрощения паспортно - визового и санитарно - карантинного контроля, таможенных формальностей, формальностей при въезде, выезде и транзите пассажиров, а также оформления порядка прибытия и убытия воздушных судов.

10. "Авиационная электросвязь" . Определяет требования к посадочным и трассовым радионавигационным средствам, а также рассматривает системы связи и порядок использования радиочастот.

- Том I. "Средства связи" :

а ) Часть 1. "Оборудование и системы" .

б ) Часть 2. "Распределение радиочастот" .

- Том II. "Процедуры связи" .

11. "Обслуживание воздушного движения" . Определяет общие требования к обслуживанию воздушного движения, виды обслуживания воздушного движения, требования к диспетчерскому и полетно - информативному обслуживанию воздушного движения, аварийному оповещению, к делению воздушного пространства на верхнее и нижнее, потребность в средствах связи и каналах, объему метеорологической информации, порядку обозначения воздушных трасс, маршрутов входов и выходов (SID и STAR).

12. "Поиск и спасание" . Устанавливает принципы создания и работы служб поиска и спасания Договаривающегося государства, а также организации взаимодействия с аналогичными службами соседних государств, порядок и сигналы, оформление документов, права и обязанности должностных лиц при проведении поиска.

13. "Расследование летных происшествий" . Устанавливает общие принципы расследования авиационных происшествий, ответственности и обязанности государств в отношении проведения расследования и предоставления информации об авиационных происшествиях, состав комиссий, их полномочия, порядок составления отчетов о расследовании.

14. "Аэродромы" . Содержит Стандарты и Рекомендации, определяющие требования к физическим характеристикам аэродромов и оборудованию, которое должно быть обеспечено на аэродромах, используемых для международного воздушного сообщения.

15. "Службы аэронавигационной информации" . Определяет общие требования к аэронавигационной информации, формам ее представления (таким как АИП - AIP Airnoutical Information Publication, НОТАМ и циркуляры) и функциям органов, обеспечивающих ее.

16. "Охрана окружающей Среды" :

- Том I. "Авиационный шум" . Устанавливаются общие требования к максимально допустимому уровню авиационных шумов при сертифицировании воздушных судов по шуму, условия выдачи сертификатов летной годности, излагаются эксплуатационные методы снижения шума.

- Том II. "Эмиссия авиационных двигателей" . Устанавливаются нормы и требования по вопросам авиационного топлива при сертифицировании авиационных двигателей по эмиссии СО и другие необходимые технические условия.

17. "Защита Международной гражданской авиации от актов незаконного вторжения" . Устанавливает Стандарты и Рекомендации в отношении административных и организационных мер пресечения актов незаконного вторжения.

18. "Безопасная перевозка опасных грузов по воздуху" . Дана классификация опасных грузов. Устанавливаются ограничения по перевозке опасных грузов по воздуху, требования к их упаковке и маркировке, обязанности грузоотправителя и перевозчика.

Д ОКУМЕНТЫ АЭРОНАВИГАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Кроме Приложений к Чикагской Конвенции Совет ИКАО принимает Процедуры аэронавигационных служб (PANS - Procedures of Air Navigation Service - ПАНС). В них размещен большой материал, не получивший статуса Стандарта или Рекомендации, или часто подверженные изменениям Процедуры. Поэтому применение к ним порядка, установленному для принятия Приложений, считается слишком затруднительным. Эти процедуры, предназначенные для применения на "всемирной" основе, утверждаются Советом ИКАО и рассылаются государствам - членам ИКАО в качестве Рекомендаций.

В настоящее время существует 4 документа PANS:

1. Doc. 4444. "Правила полетов и обслуживания воздушного движения" . Рекомендации этого документа дополняют требования Приложений 2 и 11. В них устанавливается порядок ответственности за обслуживание воздушного движения, процедуры, применяемые диспетчерским органом в диспетчерском районе, при заходе на посадку и в зоне аэродрома, а также процедуры, касающиеся координации действий внутри органов обслуживания воздушного движения и между ними.

2. Doc. 8168. "Производство полетов воздушных судов" :

- Том 1. "Правила производства полетов" . Определяет процедуры и схемы захода на посадку, правила установки высотомеров, другие этапы полетов.

- Том 2. "Построение схем визуальных полетов, полетов по приборам" . Дается подробное описание важных зон и требования в отношении запаса высоты над препятствиями в зонах аэродромов.

3. Doc. 8400. "Сокращения и коды ИКАО" . Материал этого документа предназначен для использования в международной авиационной связи и в документах аэронавигационной информации.

4. Doc. 7030. "Дополнительные региональные правила" . Материалы этого документа предназначен для всех аэронавигационных регионов. Их используют при составлении инструкций по производству полетов на аэродромах или по той или иной трассе в определенном регионе. Документ содержит процедуры, облегчающие выполнение полетов через Атлантику, Тихий океан и другие регионы Земного шара.

Совет ИКАО всю территорию Земного шара разделил на 9 аэронавигационных районов:

1. Африки и Индийского океана (AIF).

2. Юго - Восточной Азии (SEA).

3. Европейский (EUR).

4. Североатлантический (NAT).

5. Североамериканский (NAM).

6. Южноафриканский (SAM).

7. Карибского моря (CAR).

8. Ближнего и Среднего Востока (MID).

9. Тихоокеанский (PAC).

Во многих случаях документы PANS более пригодны и применимы, чем Стандарты и Рекомендуемая практика, содержащиеся в Приложениях.

Т ЕХНИЧЕСКИЕ РУКОВОДСТВА

Эксплуатационные и технические руководства ИКАО разъясняют Стандарты и Рекомендуемую практику ИКАО, документы PANS и способствуют их практическому применению. Их можно разделить на несколько групп:

1. Сборники условных обозначений:

- 8643 - типов самолетов ;

- 8545 - авиакомпаний ;

- 7910 - местоположения.

2. Документы о видах и средствах обслуживания:

- 7101 - каталог аэронавигационных карт ;

- 7155 - метеорологические таблицы для международного воздушного движения

- 7383 - аэронавигационная информация, предоставляемая государствами - членами ИКАО.

3. Аэронавигационные планы.

4. Руководства по радиотелеграфной связи.

Для планомерного оборудования территории регионов в аэронавигационном отношении, Рекомендации ИКАО объединены в Региональные аэронавигационные планы:

1. AIF - план Африки и Индийского океана.

2. EUM - план Европейско - Средиземноморского региона.

3. MID / SEA - план Среднего Востока и Юго - Восточной Азии.

4. NAM / NAT / PAC - план Северной Америки, Северной Атлантики и Тихого океана.

5. CAR / SAM - план Карибского моря и Южной Америки.

Если Doc. 7030 "Дополнительные региональные процедуры" (PANS) устанавливает дополнительные процедуры для всех регионов, то аэронавигационные планы касаются только одного конкретного региона.

Региональный аэронавигационный план может предусматривать обеспечение обслуживания за пределами установленных границ региона, если соответствующие средства и службы необходимы для того, чтобы удовлетворить требования международной аэронавигации в пределах этого региона.

Кроме указанных документов ИКАО существуют различные руководства по различным вопросам:

- Руководство по расследованию летных происшествий.

- Руководство по поиску и спасанию.

- Руководство по стандартной атмосфере ИКАО.

- Руководства по метеорологическому обслуживанию.

- Руководства службам аэронавигационной информации.

- Руководства по аэродромам.

- Руководства по борьбе с птицами.

- Руководства по рассеиванию туманов.

- Руководства для воздушных судов, потерявших способность двигаться.

- Руководства по разметке аэродромов.

- Руководства по вертолетным полетам.

- Руководства операторам радиостанций.

- Руководства операторам курсовых и глиссадных радиомаяков.

- Руководства по эксплуатации кораблей - океанических станций.

- Руководства по расчету и построению зон ожидания и так далее.

Один раз в месяц на английском и один раз в квартал на русском языке ИКАО издает журнал "ИКАО" и два раза в год в качестве приложения к нему издается список, таблицы действующих документов ИКАО с указанием даты и номера последней поправки.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Шоколадные кексы с жидкой начинкой (шоколадный фондан)
Ленивый штрудель из лаваша с яблоками
Как приготовить желатин для холодца из курицы