Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Международные организации. Обсе – общеевропейская международная организация общей компетенции Международные организации общей компетенции примеры

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

КАМЧАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРАЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА»

НОМЕР ВАРИАНТА 4

ТЕМА: Международные организации общей компетенции и их деятельность в области экономического сотрудничества: Совет Европы; Содружество наций; Лига арабских государств; Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе – ОБСЕ.
Выполнила Проверила

Студентка группы 06АУс ИО заведующей

Дистанционной формы обучения кафедры Экономика и управление

Мирошниченко О.А. Еремина М.Ю.

Шифр зачетной книжки 061074-ЗФ

Петропавловск-Камчатский

ОГЛАВЛЕНИЕ.


  1. Введение. стр. 3 - 5

  2. Совет Европы. стр. 6 - 12

  3. Содружество наций. стр. 13 – 15

  4. Лига Арабских государств. стр. 15 – 18

  5. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе – ОБСЕ
стр. 19 – 26

  1. Список используемой литературы.
Введение.

В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии.

Начиная с создания в 1815 году Центральной комиссии навигации по Рейну международные организации наделяются собственной компетенцией и полномочиями.

Для современных международных организаций характерны дальнейшие расширение их компетенции и усложнение структуры.

В настоящее время насчитывается более 4 тысяч международных организаций, из них более 300 – межправительственные. В центре их находится ООН.

Для межгосударственной организации характерны следующие признаки:


  • членство государств;

  • наличие учредительного международного договора;

  • постоянные органы;

  • уважение суверенитета государств-членов.
С учетом этих признаков можно констатировать, что международная межправительственная организация – это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющие постоянные органы и действующие в общих интересах государств – членов при уважении их суверенитета.

Главным признаком неправительственных международных организаций является то, что они созданы не на основе межгосударственного договора (например, Ассоциация международного права, Лига обществ Красного Креста и др.).

По характеру членства международные организации делятся на межгосударственные и неправительственные. По кругу участников международные организации подразделяются на универсальные (ООН, ее специализированные учреждения) и региональные (Организация африканского единства, Организация американских государств). Международные организации подразделяются также на организации общей компетенции (ООН, ОАЕ, ОАГ)и специальной (Всемирный почтовый союз, Международная организация труда). Классификация по характеру полномочий позволяет выделить межгосударственные и надгосударственные организации. К первой группе относится подавляющее большинство международных организаций. Целью надгосударственных организаций является интеграция. Например, Европейский Союз. С точки зрения порядка вступления в них организации подразделяются на открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению) и закрытые (прием с согласия учредителей).

Международные организации создаются государствами. Процесс создания международной организации проходит в три этапа: принятие учредительного документа, создание материальной структуры организации, созыв главных органов.

Первый шаг предполагает созыв международной конференции для выработки и принятия текста договора. Его наименование может быть различным, например, статут (Лига Наций), устав (ООН, ОАГ, ОАЕ), конвенция (ВПС, ВОИС).

Второй этап предполагает создание материальной структуры организации. В этих целях наиболее часто используются специально подготовленные органы, которые подготавливают проекты правил процедуры будущих органов организации, перерабатывают весь круг вопросов, касающийся создания штаб-квартиры и др.

Созыв главных органов завершает мероприятия по созданию международной организации.


  1. Совет Европы.
Это международная региональная организация, объединяющая страны Европы. Устав Совета был подписан в Лондоне 5 мая 1949 г., вступил в силу 3 августа 1949 г. Совет Европы возник в 1949 г. и в настоящее время включает в свой состав 41 государство. Цель этой организации - добиваться сближения между государствами-участниками путем содействия расширению демократии и защите прав человека, а также сотрудничеству по вопросам культуры, образования, здравоохранения, молодежи, спорта, права, информации, охраны окружающей среды. Основные органы Совета Европы находятся в Страсбурге (Франция).

Совет Европы играет важную роль в разработке общеевропейского законодательства и, в частности, в решении проблем правового и этического характера, возникающих в связи с достижениями научно-технического прогресса. Деятельность Совета Европы направлена на разработку конвенций и соглашений, на основе которых впоследствии осуществляются унификация и изменения законодательства государств-членов. Конвенции являются основными элементами межгосударственного правового сотрудничества, имеющими обязательную силу для ратифицировавших их государств. В число конвенций, относящихся к правовому обеспечению предпринимательской деятельности, входит конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности.

Дважды (в 1993 г. и в 1997 г.) проводились встречи глав государств и правительств стран Совета Европы. В рамках Комитета министров, который является высшим органом организации и собирается дважды в год в составе министров иностранных дел стран-членов, обсуждаются политические аспекты сотрудничества в указанных областях и принимаются (на основе единогласия) рекомендации правительствам стран-членов, а также декларации и резолюции по международно-политическим вопросам, имеющим отношение к сфере деятельности Совета Европы. Недавно созданный в качестве органа Совета Европы Конгресс местных и региональных властей призван содействовать развитию местной демократии. Несколько десятков комитетов экспертов занимаются организацией межправительственного сотрудничества в областях, относящихся к компетенции Совета Европы.

Весьма активно функционирует Парламентская ассамблея Совета Европы, которая является совещательным органом Совета Европы, и в которой представлены парламентарии национальных законодательных органов (в том числе из оппозиционных партий). Парламентская ассамблея является консультативным органом и не имеет законодательных полномочий. Она состоит из представителей парламентов государств - членов Совета Европы. Каждая национальная делегация формируется таким образом, чтобы она представляла интересы различных политических кругов своей страны, включая оппозиционные партии. Она является главным инициатором осуществляемой Советом Европы деятельности и проводит свои пленарные заседания трижды в год, принимая большинством голосов рекомендации Комитету министров и национальным правительствам, организуя парламентские слушания, конференции, коллоквиумы, формируя различные комитеты и подкомитеты, исследовательские группы и т.п. , курирующие следующие экономические и социальные направления:


  • экономические вопросы и вопросы развития;

  • сельское хозяйство и развитие сельской местности;

  • наука и техника;

  • социальные вопросы;

  • окружающая среда.
Значительна политическая роль Генерального секретаря Совета Европы, который избирается Парламентской ассамблеей, организует повседневную работу организации и выступает от ее имени, осуществляя многообразные контакты на международной арене.

По всем основным направлениям своей деятельности Совет Европы осуществляет многочисленные мероприятия, содействующие не только развитию сотрудничества между государствами-членами, но и формированию некоторых общих для них ориентиров в организации общественной жизни. Количество представителей от каждой страны (от 2 до 18) зависит от численности ее населения. Совет Ассамблеи состоит из Председателя и 17 его заместителей. Выборы Председателя Ассамблеи проводятся каждый год. Парламентская ассамблея проводит свои пленарные заседания три раза в год. Она принимает большинством голосов рекомендации Комитету министров и правительствам государств-членов, которые ложатся в основу конкретных сфер деятельности Совета Европы. Ассамблея организует конференции, коллоквиумы, открытые парламентские слушания, избирает Генерального секретаря Совета Европы и судей Европейского суда по правам человека. В 1989 году Парламентская ассамблея установила статус специально приглашенной страны для предоставления его странам Центральной и Восточной Европы до их приема в полноправные члены. Такой статус сохраняется до сих пор за Республикой Беларусь.

В структуру Совета Европы входит административно-технический секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем, который избирается на пять лет.

Существовавшая на континенте международно-политическая конфронтация делала невозможным участие в Совете Европы социалистических стран. С окончанием холодной войны деятельности этой организации был придан новый импульс, побудивший ее сконцентрировать внимание на вопросах демократических преобразований. В результате даже само вступление в Совет Европы становилось дополнительным стимулом для их осуществления. Так, вновь принимаемые в Совет Европы государства должны были взять на себя обязательство подписать Европейскую конвенцию по правам человека, вошедшую в силу в 1953г., и принять всю совокупность ее контрольных механизмов. Условиями присоединения новых членов к Совету Европы являются также наличие демократического правового устройства и проведение свободных, равных и всеобщих выборов. Важно и то, что многие вопросы становления гражданского общества в постсоциалистических странах стали предметом внимания в рамках Совета Европы. В их числе проблемы защиты национальных меньшинств, вопросы местного самоуправления.

Совет Европы является авторитетной международной организацией, само участие в которой служит для всех государств-членов своего рода свидетельством их соответствия высоким стандартам плюралистической демократии. Отсюда возможности воздействия на те страны, входящие в Совет (или кандидатов на присоединение к Совету Европы), где на этой почве возникают те или иные проблемы. Вместе с тем это может вызывать опасения соответствующих стран относительно недопустимого вмешательства в их внутренние дела. Иными словами, деятельность Совета Европы нередко оказывается вписанной в тот или иной международно-политический контекст и рассматривается участниками прежде всего через призму их непосредственных внешнеполитических интересов; естественно, что в результате могут возникать достаточно серьезные коллизии. Это не раз происходило на деле, например, в связи с внутриполитической обстановкой в Турции в Беларуси, проблемой прав русскоязычного населения в некоторых странах Балтии, сепаратистским движением в Чечне (Россия), при обсуждении вопроса о присоединении Хорватии к Совету Европы.

В рамках Совета Европы функционируют Европейская комиссия по правам человека. Европейский суд по правам человека, Европейский центр молодежи. Постоянная конференция местных и региональных органов власти Европы, Фонд социального развития.

Советом Европы разрабатываются и принимаются общеевропейские конвенции по самым различным вопросам сотрудничества. Уже принято более 145 таких конвенций. В некоторых из них, например, в Европейской конвенции по правам человека, могут участвовать только государства - члены Совета Европы, в других, например в Европейской конвенции по культуре, - все европейские государства.

«Группа Помпиду», являющаяся междисциплинарным органом сотрудничества на уровне министров (включая 28 государств-членов), занимается вопросами борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотических средств.

В области окружающей среды и регионального планирования Совет Европы предоставил ряд нормативных актов, направленных на охрану окружающей среды в Европе и на разработку комплексного обустройства и планирования развития территории.

Конвенция по сохранению живой природы и окружающей среды в Европе, известная под названием Бернской конвенции, охватывает все аспекты охраны природы. Она вступила в силу в 1982 году.

Европейская конференция министров, отвечающих за региональное планирование (СЕМАТ), созываемая регулярно с 1970г., ставит целью проведение такой политики регионального планирования, которое обеспечит постоянное экономическое и социальное развитие и охрану окружающей среды в расширенной Европе.

Европейская хартия регионального планирования выдвигает глобальную, функциональную и долгосрочную концепцию регионального планирования, которая наряду с другими ставит цели: гармоническое социально-экономическое развитие регионов; охрана окружающей среды и рациональное использование земли.

В социальной сфере Совет Европы ставит целью повышение уровня социальной защиты и содействие в сфере занятости, профессиональной подготовки и защиты прав трудящихся. В 1997г. Были приняты две рекомендации:


  • об организации, деятельности и роли государственных служб по занятости;

  • по развитию малых и средних предприятий.
Ведется работа последующим направлениям:

  • инициативы по созданию рабочих мест за пределами основного рынка труда;

  • социальные и экономические последствия структурных изменений в экономике европейских государств.
Фонд социального развития, созданный в 1956г как финансовый орган Совета Европы «действует в качестве банка развития», приобрел в последние годы социальную направленность. Фонд предоставляет до 40% общей стоимости инвестиционных кредитов для финансирования следующих направлений:

  • создание рабочих мест на малых и средних предприятиях в экономически неблагоприятных зонах;

  • на программы по профессиональной подготовке;

  • строительство жилья и создание социальных инфраструктур;

  • защита окружающей среды: очистные сооружения, переработка отходов;

  • модернизация сельских районов – создание базовых инфраструктур.
Важным направлением деятельности Совета Европы является создание системы защиты здоровья потребителей. Развивается система контроля за использованием опасных для потребителя химических веществ в производстве продуктов питания, а также в лекарствах, косметических средствах и их упаковке.

  1. Содружество наций.
Является добровольным объединением независимых суверенных государств для реализации сотрудничества, консультаций и взаимной помощи. Оно не основано на договоре, не имеет письменного конституционного акта или устава. Взаимоотношения стран-членов определены в Вестминстерском статуте 1931г. как отношения самостоятельных, равноправных и добровольно объединенных стран. В Декларации о принципах содружества, принятой в 1971г., подтверждается добровольный характер объединения в Содружество стран, имеющих широкий круг общих интересов: сохранение международного мира и порядка; равные права для всех граждан; укрепление международного сотрудничества для обеспечения прогресса; устранение разрывов в уровнях благосостояния стран; право граждан на участие в демократических политических процессах. Члены Содружества – 53 страны.

Основными направлениями деятельности являются:


  • поддержка политического и экономического сотрудничества;

  • содействие устойчивому развитию экономики стран-членов;

  • выполнение консультационных, представительских и информационных функций;

  • разработка и реализация программ Содружества, организация и проведение конференций, семинаров, практикумов и других мероприятий по следующим вопросам: экономическое и социальное развитие, технология, наука, образование, профессиональное обучение, права человека, демократия и другое. На конференциях принимаются декларации по различным проблемам мировой политики и экономики. Так, в 1987г. была принята Декларация о мировой торговле; в 1989г. – Декларация об окружающей среде; в 1991г. – Декларация об основных правах и другие.
Главой Содружества государства-члены признают монарха Великобритании.

Встречи глав правительств стран Содружества проводятся один раз в два года. На них обсуждаются вопросы международного положения, региональные проблемы, экономические, социальные, культурные вопросы, программы Содружества. Решения принимаются консенсусом. Встречи министров совещательного и консультативного характера проводятся регулярно с участием министров финансов, торговли, образования, здравоохранения, труда и др.

Центральным координирующим органом и главой межправительственной структурой является Секретариат, созданный в 1965г. и возглавляемый генеральным секретарем. Генеральный секретарь и три его заместителя (по политическим вопросам; по экономическим и социальным вопросам; по вопросам технического сотрудничества) назначаются главами правительств. Секретариат занимается разработкой программ и организацией конференций, семинаров и проведением различных мероприятий. Секретариат поддерживает связи почти с 300 организаций, из которых 200 – неправительственные. В своей работе Секретариат опирается на Фонд Содружества, который содействует расширению связей между профессиональными группами в странах-членах; поощряет создание ассоциаций; оказывает поддержку конференциям и помощь в организации профессионального обучения.

Деятельность секретариата финансируется пятью различными бюджетами, фондами:


  • финансовые средства, выделяемые из бюджета Содружества;

  • средства, выделяемые из бюджета Научного совета Содружества;

  • за счет Фонда технического сотрудничества;

  • по линии Молодежной программы Содружества;

  • за счет средств Консультативной группы по управлению технологией.
Фонд технического сотрудничества Содружества, учрежденный в 1971г., финансируется за счет добровольных взносов правительств. Он является главным источником финансовой поддержки Секретариата в его работе в области развития. Фонд оказывает помощь государствам-членам, финансирует услуги экспертов, советников, консультантов, подготовку национальных кадров.

  1. Лига арабских государств.
Лига арабских государств (ЛАГ) создана в 1945 г. и насчитывает в настоящее время 22 государства-члена. Это добровольное объединение суверенных арабских государств, цель которого упорядочение связей и координация политики и действий стран-членов в различных областях. В число задач Лиги, помимо организации сотрудничества в политической, экономической, социальной, финансовой, торговой, культурной и иных областях, входит урегулирование споров и конфликтов между участниками, а также принятие мер против внешней агрессии. Но главное в деятельности Лиги – политика, а не экономика, поэтому она не ставит своей целью создавать зону свободной торговли или общий рынок.

Высший орган Лиги - собирающийся дважды в год Совет, в котором каждое государство-участник имеет один голос. , принятые единогласно, обязательны для всех стран, принятые большинством голосов - только для тех, кто проголосовал «за» С 1964 г. регулярно созываются конференции глав государств и правительств стран Лиги. Размещенный в Каире Генеральный секретариат Лиги обеспечивает ее текущую деятельность. В рамках ЛАГ существует свыше двух десятков различных структур - Экономический совет, Совет совместной обороны, Административный трибунал, специализированные организации (занимающиеся вопросами промышленного развития, сельского хозяйства, образования, культуры, науки, телекоммуникаций, борьбы с преступностью и т.п.).

ЛАГ основала ряд институтов и специализированных организаций, в том числе оказывающих содействие развитию предпринимательства. Это:


  • Арабская организация менеджмента;

  • Арабская организация труда;

  • Совет арабского экономического единства;

  • Арабский фонд экономического и социального развития;

  • Арабский банк экономического развития в Африке;

  • Арабская организация сельскохозяйственного развития;

  • Арабская организация стандартизации и метеорологии;

  • Арабская академия морского транспорта;

  • Арабский союз телекоммуникаций;

  • Арабский валютный фонд;

  • Арабский институт нефти.
ЛАГ играет важную роль в поддержании тесных взаимоотношений между арабскими странами, координации их действий в связи с общими для них проблемами. На протяжении длительного времени эта организация была главным инструментом выявления «арабской солидарности» в противостоянии с Израилем и одновременно полем столкновения подходов разных арабских стран к проблеме ближневосточного урегулирования. Лига также проявила активность во время войны в Персидском заливе (1990 - 1991 гг.) и кризиса, связанного с проблемой инспекций на территории Ирака, заподозренного в производстве оружия массового уничтожения, и угрозами США произвести воздушные бомбардировки (1997 - 1998 гг.).

С целью решения вопросов, затрагивающих интересы арабских стран, в рамках ЛАГ формируются специальные комитеты («комитет восьми» по положению на оккупированных Израилем территориях, «комитет трех» по Ливану, «комитет трех» по ближневосточному урегулированию, «комитет семи» по Ливии, «комитет по Иерусалиму», «комитет семи» по Ираку и т.д.).

Государства-члены Лиги одновременно являются членами специализированных агентств при ЛАГ, таких как: Арабская организация промышленного развития и добывающих отраслей экономики, Арабская организация сельскохозяйственного развития, Арабская организация по атомной энергии, Арабская организация труда, Арабский почтовый союз, Арабская организация спутниковой связи (АРАБСАТ) и др.

Финансовую помощь оказывает ЛАГ подконтрольным институтам и организациям. В составе ЛАГ действует также Совет по экономическим вопросам, включая министров экономики и их представителей, которые обсуждают и согласовывают экономическую и социальную политику стран-членов.

Членами ЛАГ являются: Алжир, Бахрейн, Джибути, Египет, Иордания, Ирак, Йемен, Катар, Коморские острова, Кувейт, Ливан, Ливия, Мавритания, Марокко, ОАЭ, Палестина, Саудовская Аравия, Сирия, Сомали, Судан, Тунис.


  1. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Предтечей ОБСЕ как собственно международной организации было Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, созванное в 1973 по инициативе СССР для преодоления напряженности в отношениях между Востоком и Западом. В его работе участвовали США, Канада и большинство европейских государств с различными политическими, экономическими и социальными системами. Основная цель стран-участниц заключалась в укреплении международной разрядки и стабильности на европейском континенте, развитии взаимопонимания между народами и установлении международных частных контактов в области культуры. На Будапештском саммите СБСЕ в 1994 было принято решение о переименовании СБСЕ в ОБСЕ. Таким образом, ОБСЕ явилась логическим продолжением СБСЕ. Поэтому в публицистике и научной литературе часто пишут СБСЕ/ОБСЕ как два органически дополняющих друг друга явления в международных отношениях.

Политическая значимость ОБСЕ заключается прежде всего в ее уникальности по сравнению с другими международными правительственными организациями в Европе. Это практически единственная европейская организация в сфере безопасности, непосредственно занимающаяся ранним предупреждением, урегулированием конфликтов и послекризисным восстановлением в кризисных регионах, а также превентивной дипломатией, наблюдением за выборами, экологической безопасностью в Европе.

Основополагающим документом СБСЕ/ОБСЕ является Хельсинский Заключительный Акт, подписанный 1 августа 1975 СССР, США, Канада и 33 европейскими государствами. Этот документ был призван закрепить сложившийся «статус-кво» на европейском континенте и продолжить дальнейшее движение по пути разрядки напряженности в отношениях между Западом и Востоком. Он содержал базовые принципы, определяющие нормы взаимоотношения и сотрудничества стран-участниц и состоял из трех разделов (или трех «корзин»), соответствовавших числу основных задач Совещания.

Членами ОБСЕ являются 55 стран. Отличительной чертой СБСЕ/ОБСЕ является универсальный характер этой организации: ее участниками стали не только практически все европейские государства, но и СССР, США и Канада, а основные базовые положения Совещания/Организации нацелены на обеспечение безопасности в Европе. Вполне очевидно, что всеобщий характер СБСЕ/ОБСЕ также обеспечивался процедурными правилами, а именно: принципом консенсуса при принятии решений и принципом равенства стран-участников. Заключительный Акт рассматривался также как документальное подтверждение сложившегося баланса сил двух военно-политических блоков (НАТО и ОВД) и неприсоединившихся стран.

После распада СССР и завершения идеологического противостояния между Западом и Востоком бывшие противники предприняли попытку превратить СБСЕ (а затем и ОБСЕ) в общеевропейскую организацию, занимающуюся поддержанием безопасности в Европе, урегулированием конфликтов, выработкой новых соглашений по контролю за вооружениями, равно как и мерами по укреплению доверия в военной области. Именно в это время были выработаны и подписаны такие ключевые документы как Парижская Хартия для новой Европы, Договор об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ), Договор по открытому небу, документы о «третьем поколении мер по укреплению доверия и безопасности» и другие соглашения. Таким образом, страны-участницы пытались «приспособить» ОБСЕ к новым реалиям, сложившимся на континенте после окончания холодной «войны».

Расширение НАТО на Восток и повышение уровня сотрудничества между Североатлантическим Альянсом и Россией привели к существенным геополитическим изменениям, не поставив, однако, под сомнение роль ОБСЕ как единственной пан-европейской международной правительственной организацией. Эта организация практически неотделима от «ключевой связки» НАТО – ЕС, она нередко используется отдельными странами-участницами для косвенного «озвучивания» своих собственных национальных интересов. Так, например, в конце 1980-х – начале 1990-х Михаил Горбачев и Франсуа Миттеран пытались противопоставить ОБСЕ НАТО. В действительности, Париж и Москва не были заинтересованы в дальнейшем укреплении НАТО, так как не имели достаточных организационных ресурсов для оказания влияния на процесс принятия решений в рамках НАТО, находящегося под сильным влиянием Соединенных Штатов. Более того, в 1994 премьер-министр Франции Эдуард Балладюр предложил сделать СБСЕ/ОБСЕ основной миротворческой организацией при разрешении конфликта в бывшей Югославии. Россия также поддержала эту позицию и вплоть до Стамбульского саммита 1999 старалась «продвигать» ОБСЕ как основное действующее лицо в сфере европейской безопасности. Однако критика российских действий в Чечне на Стамбульском саммите ОБСЕ, равно как и возросшее сотрудничество Москвы с НАТО в конце концов привели к частичной потере интереса России к ОБСЕ как организации по поддержанию безопасности в Европе. В начале 21 в. Россия реализует прагматичную внешнюю политику и признает НАТО как ключевую организацию в сфере европейской безопасности.

Постоянный Совет ОБСЕ состоит из представителей государств-участников и, по сути, является главным исполнительным органом ОБСЕ. Совет собирается раз в неделю в венском конгресс-центре «Хофбург» для обсуждения текущего состояния дел в зоне территориальной ответственности ОБСЕ и принятия соответствующих решений. Как и Совет, Форум по сотрудничеству в области безопасности собирается раз в неделю в Вене для обсуждения и принятия решений по вопросам, связанным с военной составляющей общеевропейской безопасности. В особенности это касается Мер в области доверия и безопасности. Форум также занимается вопросами, связанными с новыми вызовами безопасности и с разрешением конфликтов в зоне ответственности ОБСЕ. В свою очередь, Экономический форум ОБСЕ собирается раз в год в Праге для обсуждения экономических и экологических проблем, затрагивающих безопасность стран-участниц.

Встреча на высшем уровне или Саммит ОБСЕ – это периодические встречи глав государств или правительств стран-членов ОБСЕ. Основная задача саммитов заключается в определении политических ориентиров и приоритетов развития Организации на самом высоком уровне. Каждой встрече предшествует подготовительная конференция, во время которой дипломаты договаривающихся сторон контролируют реализацию основных юридических обязательств, принятых на себя ОБСЕ. Они согласуют позиции участников и подготавливают базовые документы для предстоящего саммита. За время существования ОБСЕ было проведено 6 саммитов. Cамыми значимыми были:

Хельсинский саммит (1975), завершившийся подписанием Заключительного Акта, являющегося основополагающим документом СБСЕ/ОБСЕ;

Парижский саммит (1990), увенчавшийся подписанием Хартии для новой Европы и Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Хартия подтвердила решения Венской встречи ОБСЕ (1986) и документально закрепила приоритет международного права над национальным, что в дальнейшем привело к усилению сепаратистских движений в СССР и странах Восточной Европы;

Будапештский саммит (1994) завершился рядом институциональных реформ. СБСЕ было превращено в постоянную организацию ОБСЕ, договаривающиеся стороны уделили дополнительное внимание проблематике разрешения карабахского конфликта и т. д.;

Стамбульский саммит (1999), завершившийся подписанием Хартии европейской безопасности. Во время встречи российская делегация подверглась жесткой критике из-за политики Москвы в Чечне. Россия обязалась сократить свое военное присутствие в Закавказье и в Приднестровье.

Функции ОБСЕ в экономической области определяются следующими положениями:


  • Стремиться к достижению устойчивого экономического развития;

  • Укреплять контакты и практическое сотрудничество по охране окружающей среды;

  • Содействовать укреплению международного мира и безопасности, а также обеспечению фундаментальных прав человека, экономического и социального прогресса и благосостояния всех народов.
ОБСЕ определяет права каждого гражданина и среди них устанавливает право быть владельцем собственности и заниматься предпринимательской деятельностью, а также указывает на то, что каждый имеет право пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами. Среди десяти принципов, которых придерживается ОБСЕ выделим два:

  • Сотрудничество между государствами;

  • Добросовестное выполнение международно-правовых обязательств.
На практике ОБСЕ руководит Действующий председатель, переизбираемый каждый год и являющийся министром иностранных дел одной из стран, входящих в ОБСЕ. Председатель несет ответственность за непосредственное исполнение решений, принятых СМИД и на Встречах на высшем уровне. Он же осуществляет общую координацию деятельности ОБСЕ. Парламентская Ассамблея ОБСЕ состоит примерно из 300 депутатов, представляющих законодательную власть государств-участников ОБСЕ. Основной целью Ассамблеи является парламентский контроль и вовлечение европейских депутатов в деятельность Организации. Бюро по демократическим институтам и правам человека является по сути основным подразделением ОБСЕ по мониторингу соблюдения прав человека, базовых демократических свобод в государствах-участниках ОБСЕ. Бюро также призвано помогать в развитии демографических институтов в «зоне ответственности» ОБСЕ. В свою очередь, Представитель по вопросам свободы СМИ отслеживает развитие ситуации со средствами массовой информации в государствах ОБСЕ и выносит первое предупреждение правительствам государств-участников по поводу нарушения свободы слова в их странах. В частности, такое предупреждение недавно было вынесено в 2002 Туркменистану.

В рамках структур ОБСЕ, занимающихся вопросами соблюдения прав человека, следует обратить внимание на бюро Верховного комиссара по делам национальных меньшинств (Гаага). Это подразделение занимается ранним предупреждением этнических конфликтов, ставящих под угрозу стабильность, мир на континенте и дружественные отношения между государствами-участниками СБСЕ.

Особое место в организационной структуре Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе занимают Меры по укреплению доверия и безопасности. Эта программа была создана с целью ослабления напряженности и укрепления взаимного доверия на Европейском континенте. В ее рамках были подписаны такие документы как: а) ДОВСЕ (Договор об обычных вооруженных силах в Европе), устанавливающий квоты на обычные вооружения в Европе для договаривающихся сторон; Договор об «открытом небе», позволяющий государствам участникам осуществлять взаимный контроль над действиями друг друга, в особенно в сфере безопасности. В рамках Мер по укреплению доверия и безопасности, Действующий Председатель назначил своих личных представителей по контролю над исполнением ряда статей Дейтонских мирных соглашений. Для разрешения конфликтных ситуаций и споров между государствами-участниками, подписавшими внутреннюю по отношению к ОБСЕ Конвенцию по примирению и арбитражу, был создан Суд по примирению и арбитражу, находящийся в Женеве.

В 2003 бюджет ОБСЕ составил 185,7 млн. евро и в основном состоит из членских взносов государств-участников. Около 84 процентов всех средств расходуется на военные миссии и проекты, осуществляемые на Организацией местах.

Непосредственно в центральном аппарате ОБСЕ работает около 370 сотрудников, а в различного рода миссиях и проектах этой организации – более 1000 международных сотрудников и 2000 граждан тех стран, на чьей территории осуществляются данные миссии.

Один из принципиально важных вопросов в деятельности ОБСЕ касается определения ее будущей роли. Существует общее согласие, что она будет занимать одно из центральных мест в организации международно-политической жизни в Европе. Однако на практике, ввиду стремления большой группы стран Центральной и Восточной Европы, а также Балтии присоединиться к НАТО и Европейскому союзу, возникает тенденция к маргинализации роли ОБСЕ. Инициируемые российской дипломатией попытки повысить статус и реальное значение этой организации зачастую рассматриваются лишь как направленные на то, чтобы противопоставить ее НАТО. Разрабатываемая в рамках ОБСЕ Хартия европейской безопасности могла бы нейтрализовать указанную тенденцию и способствовать более полному использованию потенциала этой организации в интересах упрочения стабильности на континенте.

^ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.


  1. Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности. М. Издательство АО «Консалтбанкир», 2001г.

  2. А.Киреев “Международная экономика"", часть ІІ, Москва, 1999г.

  3. Мировая экономика. Учебник/ Под ред. Булатова А.С., М. ЭКОНОМИСТЪ, 2004г.

  4. Мировая экономика. Учебное пособие для вузов/ Под ред. проф. И.П. Николаевой, изд.3, - М. ЮНИТИ-ДАНА, 2005г.

  5. Нешатаева Т.Н. Международные организации и право. Новые тенденции в международно-правовом регулировании. - М., 1998г.

  6. Шреплер Х.А. . Справочник. – М., 1997.

При классификации международных организаций можно применять различные критерии.

1. По характеру членов в них можно выделить:

1.1. межгосударственные (межправительственные) - участниками являются государства

1.2. неправительственные организации - объединяют общественные и профессиональные национальные организации, частных лиц, например Международный Красный Крест, Межпарламентский союз, Ассоциация международного права и др.

2.По кругу членов международные организации подразделяются на:

2.1. универсальные (всемирные), открытые для участия всех государств мира (Организация Объединенных Наций (ООН), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная органи­зация здравоохранения (ВОЗ) и другие организации системы ООН (ее специализированные учреждения), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Международная ор­ганизация гражданской обороны и др.),

2.2. региональные, членами которых могут быть государства одного региона (Организация африканского единства, Европейский Союз, Содружество Независимых Государств).

3.По объектам деятельности можно говорить:

3.1. об организациях общей компетенции (ООН, Органи­зация африканского единства, Содружество Независимых Го­сударств, Организация по безопасности и сотрудничеству в Ев­ропе)

3.2. специальной (Международная организация труда, Всемирный почтовый союз). Различаются также политические, экономические, социальные, культурные, на-учные и другие организации.

62. Юридическая природа международной организации

Международная межправительственная организация обладает производной и функциональной правосубъектностью и харак­теризуется следующими признаками.

Во-первых, она создается государствами, фиксирующими свое намерение в учредительном акте - Уставе - как специ­альной разновидности международного договора.

Во-вторых, она существует и действует в рамках учреди­тельного акта, определяющего ее статус и полномочия, что при­дает ее правоспособности, правам и обязанностям функциональ­ный характер.

В-третьих, она является постоянно действующим объеди­нением, что проявляется в ее стабильной структуре, в системе ее постоянных органов.

В-четвертых, она основана на принципе суверенного ра­венства государств-членов, при этом членство в организации подчинено определенным правилам, характеризующим участие государств в деятельности ее органов и представительство го­сударств при организации.

В-пятых, государства связаны резолюциями органов орга­низации в пределах их компетенции и в соответствии с уста­новленной юридической силой этих резолюций.

В-шестых, каждая международная организация обладает совокупностью прав, свойственных юридическому лицу. Эти права фиксируются в учредительном акте организации либо в специальной конвенции и реализуются с учетом национального законодательства государства, на территории которого органи­зация выполняет свои функции. В качестве юридического лица она компетентна вступать в гражданско-правовые сделки (за­ключать договоры), приобретать имущество, владеть и распо­ряжаться им, возбуждать дела в суде и арбитраже и быть сто­роной в судебном процессе.

В-седьмых, международной организации принадлежат при­вилегии и иммунитеты, обеспечивающие ее нормальную дея­тельность и признаваемые как в месте размещения ее штаб-квартиры, так и в любом государстве при осуществлении ее функций.

Для правовой природы международных организаций харак-терным является то, что ее общие цели и принципы, компетенция, структура, сфера общих интересов имеют согласованную договорную основу. Такой основой служат уставы или другие учредительные акты международных организаций, являющиеся международными договорами. Вопрос о взаимоотношении государственного суверенитета и общих целей и интересов органи-зации находит разрешение в ее учредительном акте.

Международные организации являются субъектами международного права. Главным признаком неправительственных международных организаций является то, что они созданы не на основе межгосударственного договора и объединяют физических и/или юридических лиц (например, Ассоциация международного права, Лига обществ Красного Креста, Всемирная федерация научных работников и др.).

Для классификации международных организаций, как правило, применяются различные критерии. По характеру членства они делятся на межгосударственные и неправительственные. По кругу участников международные межгосударственные организации подразделяются на универсальные, открытые для участия всех государств мира (ООН, ее специализированные учреждения), и региональные, членами которых могут быть государства одного региона (Организация африканского единства, Организация американских государств). Межгосударственные организации подразделяются также на организации общей и специальной компетенции. Деятельность организаций общей компетенции затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. (например, ООН, ОАЕ, ОАГ). Организации специальной компетенции ограничиваются сотрудничеством в одной специальной области (например, Всемирный почтовый союз, Международная организация труда и др.) и могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные и т. д. Классификация по характеру полномочий позволяет выделить межгосударственные и наднациональные или, точнее, надгосударственные организации. К первой группе относится подавляющее большинство международных организаций, целью которых является организация межгосударственного сотрудничества и решения которых адресуются государствам-членам. Целью надгосударственных организаций является интеграция. Их решения распространяются непосредственно на граждан и юридические лица государств-членов. Некоторые элементы надгосударственности в таком понимании присущи, например, Европейскому Союзу (ЕС).

Большинство организаций являются именно межгосударственными. Они не обладают надгосударственной властью, члены не передают им своих властных полномочий. Задача таких организаций состоит в регулировании сотрудничества государств.

Международные политические и экономические организации общей компетенции:

Организация объединенных наций – ООН

Большая восьмерка – G 8

Международные торгово-экономические организации и организации промышленного развития:

Международные финансовые институты:

Группа Всемирного банка

Европейский банк реконструкции и развития

Региональные организации экономического сотрудничества

Европейский союз – ЕС

Организация азиатско-тихоокеанского сотрудничества - АРЕС

Специализированные межправительственные и неправительственные организации в области ИКТ:

Международный союз электросвязи – ITU

Всемирный альянс информационных технологий и услуг – WITSA и др.

Центральное место в системе международных организаций принадлежит ООН.

ООН была создана в целях поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов. Устав ООН был подписан 26 июня 1945 года в Сан-Франциско представителями 50 стран-основателей. В настоящее время членами ООН является 191 государство. Уставом ООН учреждены шесть главных органов Организации: Генеральная Ассамблея /ГА/, Совет Безопасности /СБ/, Экономический и социальный совет ООН /ЭКОСОС/, Совет по опеке, Международный суд ООН и Секретариат. Кроме главных органов в системе ООН существует ряд специализированных учреждений, членами которых являются большинство стран ООН.

1.2.Эволюция международных организаций

Сегодня можно говорить о том, что на смену моноцентристской международной системе одного актора постепенно приходит полицентристская международная система множества акторов.

Вторым по роли и значению (после государства) актором международных отношений являются международные организации (МО). Первые МО появились еще в начале и середине XIX в. Это были Центральная комиссия по судоходству на Рейне, возникшая в 1815 г., а также Всемирный телеграфный союз (1865) и Всеобщий почтовый союз (1874). Первые МО создавались в сфере экономики, транспорта, культуры, социальных интересов государств и по своим целям были направлены на совместное трансграничное сотрудничество в неполитической области (law politics).

Число таких организаций, или, как их тогда называли, международных административных союзов, возросло к началу ХХ в. К ним относились комиссия по здравоохранению, комиссия по борьбе о наводнениями, транспортный союз и др. Возрастающая индустриализация требовала совместного управления в области химии, электрификации и транспорта, вызывая тем самым необходимость создания новых МО. Трансграничный поток товаров, услуг, информации и людей привел к тому, что в начале ХХ в. сформировалась квазиглобальная, евроцентристская по своей сущности, система мирового хозяйства. Важную роль в управлении этой системой играли МО.

В политической сфере предшественники первых МО появились после Венского конгресса 1815 г. Тогда сформировался так называемый Европейский концерт, или пентархия, состоявший из 5 великих держав (Англия, Пруссия, Россия, Австрия и Франция). Европейский концерт можно рассматривать как прообраз МО в сфере безопасности, которая претендовала на руководящую роль в европейских делах. Концерт представлял собой систему конгрессов и конференций, в рамках которых 5 держав решали вопросы урегулирования и разрешения международных кризисов и конфликтов. Основным принципом деятельности Европейского концерта был принцип равновесия.

Следующим важным этапом в развитии МО была деятельность Лиги Наций, созданной в 1919 г. Лига Наций имела два существенных отличия от Европейского концерта: 1) она была создана на основе международно признанного акта - Статута Лиги Наций; 2) она строилась на принципе коллективной безопасности.

Благодаря созданным Лигой институциональным формам международного сотрудничества обеспечивалась более надежная опора для будущей ООН.

Время показало, что Устав ООН оказался значительно более элективным и влиятельным инструментом поддержания международного мира и безопасности, а также развития сотрудничества в неполитической сфере, чем Статут Лиги Наций. Во второй половине ХХ в. ООН смогла занять центральное место в системе МО, координируя деятельность как правительственных, так и неправительственных МО.

Деятельность ООН и других МО проходила в определенной международной атмосфере, которая в значительной мере предопределяла их успехи и неудачи. В 1945-1990 гг. ООН развивалась под определяющим влиянием двух важнейших факторов послевоенной системы международных отношений. Первым из них была «холодная война» между Востоком и Западом, вторым - нарастающий конфликт между экономически развитым Севером и отсталым и бедным Югом. В этом плане история ООН и других МО является отражением развития послевоенного мира.

Основной закон эволюции гласит, что нет ничего более непостоянного, чем успех. Парадоксально, но самые благополучные сегодня фирмы завтра становятся наиболее уязвимыми. Компания, стержневые компетенции , активы, каналы распределения и менталитет которой идеально соответствуют удовлетворению существующих потребностей и отражению атак конкурентов, рискует потерять почву под ногами, как только изменяются нужды потребителей.  

Стратегия определяет направление, в котором движется компания, выполняя поставленные задачи. В центре стратегии - решения в области маркетинга и инноваций. Наиболее важное стратегическое решение - выбор рынков , на освоение которых будут направлены основные усилия. Второе по значимости - решение о позиционировании, о том, какие конкурентные преимущества обеспечат фирме лидирующее положение на рынке. Стратегические решения и определяют необходимые компании стержневые компетенции , набор ее товарных линий , производственную и распределительную инфраструктуру.  

Обычно декларация о миссии многопрофильных компаний формулируется в достаточно общих выражениях, которые нередко воспринимаются как родительские наставления, лишенные конкретного содержания и стимулов развития. Многие менеджеры бизнес-единиц разрабатывают собственные заявления о миссии, более подробно описывающие цели деятельности подразделения, его перспективы, основные компетенции сотрудников и конкурентные преимущества . Подобно программному заявлению компании, они направлены на воспитание в сотрудниках чувства гордости за их труд, причастности к общим целям , а также к определению направления развития СБЕ и выработки внутренних приоритетов.  

После того как менеджмент компании определил стратегическое направление развития и требуемые основные компетенции , компания начинает работу по приобретению новых навыков.  

Усиление конкуренции вынудило компании сконцентрировать свои усилия на основной деятельности. В годы экономического бума 1960-1970-х гг. многие компании занимались самыми разнообразными, совершенно не взаимосвязанными видами деятельности . Нефтяные компании заинтересовались розничной торговлей , табачные - страхованием, компании, производящие бакалейные товары, приобретали предприятия, выпускавшие электронику. Однако по мере ужесточения конкуренции и экономических условий обнаружилось, что конгломераты испытывают дефицит стержневых компетенций . Руководители компаний осознали, что поддержание конкурентных преимуществ определяется концентрацией усилий на основных компетенциях в ограниченной области рынка и технологий.  

Во-первых, фирмы максимизируют отдачу от внутренних ресурсов , концентрируя свои инвестиции и усилия именно на том, что предприятие делает лучше всего. Во-вторых, хорошо разработанная основная компетенция создает трудно преодолимые барьеры для уже существующих и потенциальных конкурентов, стремящихся проникнуть в сферу интересов данной компании, поддерживая и защищая таким образом стратегические преимущества занимаемой доли рынка . В-третьих, возможно, наибольший эффект достигается за счет того, что компания получает максимум пользы от инвестиций, инноваций и специфических профессиональных способностей поставщиков, продублировать которые повторно самостоятельно было бы непомерно дорого или даже просто невозможно. В-четвертых, в условиях стремительно изменяющихся рынков и технологических особенностей стратегии сотрудничества сокращают риски, уменьшают длительность технологических циклов , снижают уровень необходимых инвестиций и создают условия для более эффективного реагирования на потребности клиентов.  

Существующее у руководителя представление о реальности может оказаться ошибочным не только в результате изменений, которые произошли в окружающем мире, но и по причине того, что компания переместилась в новую сферу деятельности, где игра ведется по другим правилам. Когда компания добивается значительных успехов в секторе, не предоставляющем возможностей для дальнейшего роста, она часто пытается применить свои основные компетенции на других рынках, которые на первый взгляд кажутся очень похожими. При этом она не замечает скрытых отличий нового рынка , требующих от нее иного, чем прежде, подхода.  

Поиск и мобилизация факторов повышения доходов находится в известном смысле в компетенции высшего руководства компании, а также ее маркетинговой службы роль финансовой службы сводится в основном к обоснованию разумной ценовой политики , оценке целесообразности и экономической эффективности нового , контролю за соблюдением внутренних ориентиров по показателям рентабельности в отношении действующих и новых производств.  

В данной модели учтены всо три параметра для отбора бизнеса - привлекательность рынка , конкурентоспособность бизнеса, степень связи с корневыми компетенциями корпорации. На рис. 5.1 приведен пример портфеля бизнесов одного из небольших российских машиностроительных заводов. Основное производство - станки -находится в сфере низкой привлекательности, хотя входит в корневые компетенции компании и сила компании велика. Другой вид производства и, соответственно, иной бизнес - производство авто-  

Классическим примером компаний-интегрированных анализаторов могут являться отделения ведущих аудиторско-консульта-ционных компаний мира (ПрайсУотерхаусКупер, ДелойтАндТуш и другие), оперирующих на российском рынке. Основная компетенция таких компаний - наличие отработанных алгоритмов работы и высокий уровень доверия со стороны западных инвесторов. Именно это позволяет компаниям назначать цены на свои услуги, в среднем значительно превосходящие цены российских аудиторских и консультационных фирм.  

Если рассматривать фирму как некий набор основных компетенций и сфокусировать внимание на продуктах и рынках, имеющих второстепенное или косвенное отношение к основным организационным подразделениям фирмы, то можно выйти и за пределы существующего рынка фирмы. Например, компания Motorola считалась лидером рынка беспроволочной связи (основная компетенция). Затем, помимо своих существующих продуктов и рынков (например, мобильных телефонов и пейджеров), она изучила другие рынки в поисках возможности использовать свою основную компетенцию - глобальное позиционирование приемников спутниковых сигналов. Аналогично поиски "белого пространства" между основными организационными подразделениями позволили фирме Kodak исследовать область, находящуюся между традиционными химическими продуктами (фотопленкой) и устройствами электронного изображения (фотокопировальными аппаратами) и выделить новый рынок средств хранения и способа просмотра фотографий. Соответственно концепция фирмы состоит в разработке процесса, позволяющего рассматривать фотографии по телевизору.  

Третьим благоприятным условием создания своей доли нового рынка является возможность реализации имеющейся сильной стороны компании. Например, фирма asio, используя свою основную компетенцию в микроэлектронике, перешла от производства калькуляторов к изготовлению часов. Слава фирмы Marx and Spen er как надежного и достойного доверия розничного продавца позволила ей создать инвестиционные трастовые фонды с низкой степенью риска и средней доходностью на вложенный капитал.  

Среди важнейших датских компаний концепция технологических рейтингов вызвааа интерес у руководителей, которые сочли такие рейтинги важным инструментом, которого им недостает. Хот некоторые финансовые учреждения проводили рейтинги технологически развитых фирм с использованием собственной методологии, чаще всего они ориентировались на технологии, а не на другие аспекты. Традиционно финансовые учреждения в Нидерландах обслуживали рынок только для небольшого числа технологи чески развитых фирм, что стимулировалось правительством, либо это входило в круг их основной компетенции . И вот теперь они, тем не менее, решили изменить свой подход к технологически развитым фирмам. Этими финансовыми учреждениями технологические рейтинги стали рассматриваться как фактор, увеличивающий ценность обслуживания рынка, причем в особенности применительно к малым и средним предприятиям.  

Белые пятна. Данные возможности включают в себя создание новых товаров или услуг и выход на новые рынки с помощью других способов использования основных компетенций компании. Такой возможностью для компании Sony явился аудиоплеер Walkman. Материнская компания передала свои деловые способности бизнес-единицам , занимавшимся производством магнитофонов и наушников.  

Одним из способов пролонгирования периода получения сверхприбылей от технологического лидерства является инновационная компетенция. Чем многочисленнее и сложнее технологические параметры нового продукта , тем труднее конкурентам определить основные характеристики, с которыми необходимо конкурировать. А если к сложным технологиям добавить и особую внутреннюю культуру фирмы , которая сама по себе порождает инновации, имитировать данный продукт практически невозможно. В дополнение к этому новаторы всегда стремятся установить тесные отношения с поставщиками и дистрибьюторами, что повышает компетенцию и ноу-хау компании. Основные конкурентные стратегии , позволяющие максимизировать доходность нововведений, подробно рассмотрены в главе 3 Планирование инноваций.  

Используя другие фирмы в качестве поставщиков разнообразных ресурсов, компания может добиться выгоды различными способами. Принимая во внимание, что ресурсы для любой фирмы ограничены, возникает необходимость сотрудничества с другими организациями. Современный бизнес требует концентрации внимания на сферах основной компетенции , где можно развивать конкурентные преимущества (Prahalad and Hamel, 1990). Компании необходимо вкладывать свои ресурсы в сферу основной, стержневой деятельности. Те сферы деятельности, которые не являются ключевыми, могут быть достаточно легко перепоручены (или переданы в рамках альянсов) внешним организациям , которые способны производить требуемый продукт или услугу на должном уровне. Даже в рамках основной компетенции могут существовать возможности для кооперации там, где в одиночку справиться гораздо сложнее, или там, где внутренних ресурсов фирмы оказывается просто недостаточно. Важным преимуществом, которое фирмы не должны так просто игнорировать, является появление на рынке первыми с новым или усовершенствованным товаром или услугой. Концентрируясь на сферах основной компетенции и сотрудничая с другими организациями, которые специализируются в других областях, фирма может одновременно получать выгоды как от экономии на масштабах производства , так и от экономии на дифференциации или разнообразии товарного ряда. Альянсы и партнерства могут высвободить редкие ресурсы для основных функций, что позволяет выполнять их более эффективно именно тем организациям, которые сосредоточивают больше усилий на областях основной компетенции . Важно понимать, что другие компании, которые уже исследовали данную область, могут выполнять некоторые функции более эффективно. Дублирование уже проделанной другими работы и изобретение велосипеда вряд ли способны привести к значительному росту компании и увеличению ее прибыльности. И, хотя в большинстве случаев такой вывод может звучать парадоксально, зависимость от внешних организаций вполне может быть основой независимости фирмы (Lewis, 1995). Следовать за внутренним, или органическим, ростом организации или полагаться на него - всего лишь одна из возможных альтернатив. Весьма разнообразен ряд вариантов, формирующийся на основе общей уверенности в себе, с одной стороны, и на основе доверия ресурсов, с другой стороны. Фирмы должны рассматривать все варианты и выбирать тот наилучший, который может способствовать развитию и поддержанию долгосрочной компетенции в сферах ключевых для данной компании видов деятельности.  

Компетенции, которые, скорей всего, прогнозируют долгий успех карьеры кандидатов, которые сложно развить при помощи обучения или получения опыта работы. Сюда относятся основные компетенции , такие как ориентация на достижение или воздействие и оказание влияния, которые лучше сделать критерием отбора, чем потом развивать. К примеру, компания, нанимающая технических специалистов, может захотеть взять 10% новичков за компетенции воздействия и оказания влияния. Отобрав некоторых кандидатов, у которых не только хорошие грейды, но и в прошлом место капитана спортивной команды или лидера студенческой организации, компания получит резерв технических сотрудников с компетенциями, достаточными для того, чтобы в будущем стать менеджерами.  

Кроме того, анализируя полученные сведения, мы также пересматривали свои исходные представления о том, действительно ли в конкретном случае имела место серьезная корпоративная ошибка, которая стала причиной постигшей компанию неудачи. Например, многие говорят о том, что, разрабатывая в 1979 году первоначальную концепцию ПК, IBM допустила грубый промах, отдав операционные системы на откуп Mi rosoft, a микропроцессоры - на откуп Intel. В то время как тот факт, что львиная доля стоимости в рассматриваемой отрасли приходится именно на операционные системы и микрочипы, не вызывает никаких сомнений, нам кажется не вполне обоснованным предположение, что IBM должна была догадаться об этом почти двадцать пять лет назад. Мало у кого из нас, кем бы мы ни были, есть позволяющий заглянуть в будущее магический кристалл. Вдобавок выбранная IBM стратегия, которая заключалась в передаче работ, связанных с операционной системой и микропроцессором - а обе области лежали за пределами основной компетенции компании, которая занималась аппаратными средствами , - внешним подрядчикам, отражает стремление сконцентрироваться на главной составляющей бизнеса, ха-  

Основная компетенция компании - товарные инновации - заложила основу для ее оглушительного успеха. Новаторский дух и умение быстро выводить новшества на рынок гарантировали R ubbermaid монополию по многим категориям продуктов, что позволяло ее товарам завоевывать прочные позиции прежде, чем конкуренты успевали хотя бы скопировать их дизайн. К концу 8о-х Rubbermaid выпускала 365 наименований в год - рекорд, который свидетельствовал о хорошо отлаженном процессе разработки новых продуктов , позволявшем компании максимально сократить разрыв между моментом зарождения идеи и появлением на прилавке ее вещественного воплощения. Главные составляющие этого процесса -тесный контакт с потребителями, минимум рыночных испытаний и создание многофункциональных команд - обеспечивали убийственную комбинацию скорости и новаторства.  

Являются ли слияния и поглощения вашей основной компетенцией Преуспевающие компании всегда имеют круг основных компетенций , которые помогают реализовывать выбранные ими конкурентные стратегии . Соответственно, занимающиеся слияниями и поглощениями компании должны развивать основные компетенции , которые позволят им стать эффективными приобретателями. Эту задачу решить невозможно, если относиться к каждому приобретению как к явлению исключительному. Опыт, который приобретают люди, участвующие в конкретной сделке, необходимо фиксировать, передавать другим и дополнять знаниями, полученными в ходе осуществления последующих слияний и поглощений, как это делают is o, GE, Eaton и другие признанные специалисты в этой области.  

На этом мы заканчиваем свой рассказ об отрицательном переносе. Вполне возможно, что многие из наших читателей смогут провести параллель между этими историями и тем, что происходит в их собственных компаниях, ради чего, собственно, и был затеян весь этот разговор. Знакомство с отрицательным переносом помогает нам усвоить серьезный урок опыт и интеллектуальный потенциал не всегда приносят пользу, более того, в некоторых случаях опыт становится источником больших неприятностей. Отрицательный перенос может существовать в самых разнообразных проявлениях, порой он маскируется с помощью безукоризненной логики основных компетенций . Поэтому нам всегда следует помнить о том, как внимательно нужно подходить к определению этих компетенций. В следующем разделе мы перейдем от отрицательных величин к нулю, и рассмот-  

Несмотря на солидарность с ливийской стороной, выраженную восемью участниками ОПЕК и включающую практические предложения АНДР, Ирана, Кувейта и ОАЭ оказать ей немедленную помощь командированием кадров нефтяников, Саудовская Аравия наложила вето на проект соответствующей резолюции, заявив, что по своему политическому характеру данный вопрос не входит в компетенцию Организации стран - экспортеров нефти. Однако наиболее важное реальное значение, на наш взгляд, имеют все же не саудовские демарши подобного рода, а сохранение за акционерами Арамко тех преимуществ, которыми пользуются привилегированные контрагенты этой аравийской монархии. Думается, что доступ фирм-аутсайдеров в той или иной форме к разработке ее нефтяных ресурсов, крупнейших в капиталистическом мире, не облегчен сколько-нибудь существенно в результате национализации основной концессии. Имея здесь прочные тылы и будучи в значительной степени огражденными от конкуренции ведущие американские энергетические концерны могут позволить себе более жесткую сырьевую политику по отношению к другим освободившимся государствам, чем основная масса независимых компаний.  

В конце 1990-х гг. было проведено обследование ведущих мировых фирм по вопросам идентификации и развития корневых компетенций1. Генеральные директора и иные руководители таких компаний, как Боинг, Ситикорп, Локхид Мартин, Окидата и др. пытались сформулировать свои основные технологические компетенции, процессы и ключевые отношения и представить предполагаемые пути укрепления и развития корневых компетенций. Наиболее популярным путем поддержания надежности процессов было признано создание корпоративной культуры , нацеленной на поддержание стандартов выполнения операций, минимизацию отходов во всех смыслах. Наиболее популярным методом укрепления внешних отношений было признано поглощение иных фирм и использование накопленных ими потенциала отношений. Что же касается технологических компетенций, то здесь мнения руководителей ведущих мировых корпораций разделились в наибольшей степени. Значительная часть руководителей указала на необходимость полного учета всех факторов экономического и технологического окружения при планировании и развитии технологических ноу-хау. Однако почти такая же доля руководителей подчеркнула необходимость частичного или полного игнорирования превалирующих мнений о существующих технологических или операционных ограничениях в производстве и сбыте продукции.  

Особое внимание следует уделить разбору третьего вопроса. Здесь можно указать, что КУР имеет тенденцию все больше превращаться в чисто инвестиционную компанию , концентрирующуюся во вложениях в сферы высокой технологии. Это одновременно и сила, и слабость выбранной модели развития. Концентрация всех инвестиций в одном, хотя и очень перспективном секторе (высокие технологии), делает компанию уязвимой по отношению ко всем пертурбациям данного сектора. И, действительно, в марте 2001 г. КУР Ин-дастриз обнародовала свои финансовые результаты                            Маркетинг менеджмент (2001) -- [

Основные характеристики региональных организаций:

ü пространственное единство государств-членов, их размещение в пределах более или менее целостного географического региона;

ü пространственное ограничение целей, задач и действий госу­дарств-членов.

Кроме региональных ММПО, в современном мире существует большое количество субрегиональных организаций общей и спе­циальной компетенции. При создании таких ММПО их учредители руководствуются не интересами географических регионов, а прин­ципом специфических интересов.

Лига арабских государств (ЛАГ). Членом Лиги может стать любое независимое арабское государство. Членами ЛАГ являются неараб­ские государства Сомали и Джибути, что приближает структуру Лиги к субрегиональным ММПО. Цели ЛАГ - сотрудничество между го­сударствами-членами, координация их политических действий, обе­спечение их независимости и суверенитета.

Организация африканского единства (ОАЕ). Членом ОАЕ может быть любое независимое и суверенное африканское государство (около 50 членов). Основные цели - осуждение убийств по политическим мотивам и подрывной деятельности; приверженность полно­му освобождению африканских государств; абсолютное неприсоеди­нение к любым военным блокам.

Организация американских государств (ОАГ). Члены ОАГ - более 30 государств Латинской Америки и Карибского бассейна, США и Канада.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Члены -Филиппины, Малайзия, Бруней, Сингапур, Таиланд, Вьетнам, Мьянма (Бирма), Лаос, Индонезия, Кампучия. Цели- создание региона мира, свободы и нейтралитета; сотрудничество государств; установление зоны свободной торговли.

Организация Исламской конференции (ОИК). Субрегиональная организация общей компетенции - членами ОИК могут быть все мусульманские государства, расположенные в разных регионах. Мусульманские меньшинства в немусульманских странах вправе направлять в ОИК своих представителей в качестве наблюдателей.

Членами ОИК являются свыше 50 государств. Цели ОИК - укрепление мусульманской солидарности; объединение мусульманских народов; помощь народу Палестины; сближение политических позиций мусульманских стран.

Европейский союз - создан в 1957 г. на основе Римского договора об объединении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), Европейского сообщества по атомной энергии (ЕВРАТОМ) и Ев­ропейского экономического сообщества (ЕЭС). Маастрихтские со­глашения (1992г.) завершили процесс юридического оформления Европейского союза. Основные цели ЕС - полная трансформация общего рынка в экономический и валютный союз; формирование единой внешней политики; обретение «европейской оборонной идентичности» и создание общих вооруженных сил ЕС.



ЕС - это международная организация особого рода: государства-члены поступились частью своих суверенных прав для создания надгосударственных структур. Сообщества, составляющие ЕС, являют­ся самостоятельными ММПО. Международная правосубъектность ЕС в целом имеет ограниченный, вторичный характер по сравнению с правосубъектностью прежних трех Европейских сообществ.

Содружество Независимых Государств (СНГ). Соглашение о соз­дании СНГ было принято в 1991 г. главами государств Беларуси, России и Украины. 21 декабря 1991 г. главы 11 государств (Армения, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина) подписали Протокол к Соглашению и Декларацию. В 1993 г. к учредительным документам СНГ присоединилась Грузия. Устав СНГ был принят в 1993 г.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Тема урока: « Бисквитное тесто и изделия из него Объяснение нового материала
гбоу нпо профессиональный лицей кулинарного мастерства солдатенкова и
Тест по английскому языку на определение уровня — Placement Test