Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Алишер навои краткая биография. Алишер Навои: биография выдающегося деятеля

Алишер Навои (узб. Alisher Navoiy; уйг. Әлшир Нава"и / ئەلشىر ناۋائى; перс. علیشیر نوایی‎;) (Низамаддин Мир Алишер). Родился 9 февраля 1441 года в Герате - умер 3 января 1501 года. Среднеазиатский тюркский поэт, философ суфийского направления, государственный деятель тимуридского Хорасана.

Главные произведения создал под псевдонимом Навои (мелодичный) на литературном чагатайском языке, на развитие которого оказал заметное влияние; под псевдонимом Фани (бренный) писал на языке фарси. Его творчество дало мощный стимул развитию литературы на тюркских языках, в особенности чагатайской и воспринявшей её традиции литературы на узбекском и уйгурском языках.

Этническая принадлежность Навои является предметом дискуссий: согласно одним источникам - узбек, согласно другим - уйгур или барлас.

Наставник и друг Алишера Навои Абдурахман Джами (1414-1492) подчёркивая его тюркское происхождение писал: «Хоть он был тюрком, а я персом, оба мы были близки друг к другу».

По Мухаммед Хайдар Дулати (1499-1551) Алишер Навои происходил из уйгурских бахшей По мнению А.А. Семенова, Алишер Навои происходил из уйгурских бахшей, т.е. из секретарей и письмоводителей уйгуров, писавших по традиции и при тимуридах на уйгурском языке некоторые официальные бумаги. Есть так же версия, что он был выходцем из тюркизированного монгольского племени барласов.

Низамаддин Мир Алишер родился в семье Гиясаддина Кичкине, чиновника в государстве Тимуридов, чей дом посещали видные деятели философской мысли и искусства того времени.

Дядя Мир Алишера - Абу Саид - был поэтом; второй дядя - Мухаммад Али - был известен как музыкант и каллиграф. С юных лет Алишер воспитывался вместе с детьми тимуридских семей; он особенно дружил с султаном Хусейном, впоследствии главой Хорасанского государства, тоже поэтом, покровителем искусств.

Навои учился в Герате (вместе с будущим правителем Хорасана Хусейном Байкарой, дружеские отношения с которым сохранил на всю жизнь), Мешхеде и Самарканде.

С именем Алишера Навои связан период расцвета в древнем государстве Туркестане. В начале XV века близлежащие территории, Мавераннахр и Междуречье, находились в самых дружественных отношениях с этим государством, поэтому происходил интенсивный обмен культурой и искусством. Великий поэт и философ Навои является одним из деятелей, вложивших в развитие тюркской культуры наибольший вклад.

Краткая биография Алишера Навои

Родился поэт в 1441 году в городе Герате, который сейчас находится на территории Афганистана. Национальность поэта является предметом самых острых дискуссий. Одни считают его барласом, другие - чагатаем. Однако можно с уверенностью сказать, что он был тюркского происхождения. Об этом факте пишет один из его друзей Джами: "Несмотря на то что я был персом, а он тюрком, мы были самыми близкими друзьями".

Если обратиться к историческим фактам, можно обнаружить, что как национальность узбеки сформировались в начале XIV. Золотоордынский хан Узбек (1312-1342 гг.) породнился с Мухаммадом Тарагаем, известным миру как Улугбек, и объединил своих людей и тюркское население в единый народ, назвав его своим именем - узбек. Алишера Навои также причисляют к этому народу, и со времен Советского Союза он преподносится именно как узбекский поэт и философ.

Семья поэта и детские годы

Навои родился в аристократической семье, его отец и дед были известными привилегированными барласскими бахадурами (чиновниками), служившими государству Тимуридов. Благодаря знатному происхождению Алишеру удалось поступить в лучший медресе (школа при мечети). Там он подружился с юным Хусайном Байкарой, который в будущем стал султаном Хорасанского владения Тимуридов. Школьные товарищи крепко сдружились и всю жизнь оставались близкими друзьями.

Будучи в столь юном возрасте, Алишер приобрел большую популярность благодаря своему таланту писать стихотворения. Чуть позже он переселился в Самарканд, где посвятил свою дальнейшую жизнь науке и поэзии. Известный ученый, лингвист и правовед Файзулла Абулайса Самарканди был его учителем и настоятелем.

Политическая деятельность

В 1469 году, когда Хусайн Байкара стал правителем Герата, он пригласил Навои в столицу Хорасана и взял его на должность хранителя печати, а затем назначил своим первым визирем. В начальный период правления Хусайна Алишер Навои играл ключевую роль в политической жизни страны, отстаивая справедливую политику и проявляя заботу о простом народе. Так, например, он придумал новую систему орошения, а также организовал строительство водохранилища Турукбанд в районе Чашмагул, расположенном в верхней части оазиса Тус.

Для сохранения спокойствия в государстве он боролся с вражескими эмирами и подавлял предательские восстания. Когда между правителем и его старшим сыном Бадиуззаманом вспыхнула вражда, Алишер употребил всю силу своего влияния, чтобы предотвратить кровопролитие.

Друзья и соратники

Честность и прямолинейность Алишера, а также его дружба с правителем не нравились придворной знати. Из-за того что он открыто выступал против взяточников и деспотических чиновников, при дворе против него начались интриги и различные доносы. Алишер Навои был отослан из столицы и назначен первым наместником в Астрабаде.

Однако благодаря его покровительству начинающим поэтам, музыкантам и ученым у него завязались дружественные отношения со многими выдающимися людьми той эпохи. Навои был членом священного ордена "Накшбанди", поэтому у него много соратников, исповедовавших это учение суфийского ордена. Одним из самых близких его друзей считается известный поэт персидского происхождения Абдурахман Джами. Именно он стал для Алишера Навои покровителем и учителем в его литературной деятельности.

Философия "Накшбанди"

Говоря о поэте, нельзя не упомянуть идеологию накшбандия, которая возникла задолго до рождения Навои. Эта философия появилась в Мавераннахре еще в XIV веке и была построена на основных идеях религиозного учения суфизм. Основателем данной философии является шейх Баха ад-дин Накшбанд, который написал множество трудов и заложил в них основы своего учения. Эти идеи о достижении духовного совершенства путем образования, труда и богослужения распространились по всему Мавераннахру, Хорасану и Хорезму.

Последователи учения призывали к чистоте, трудолюбию, помощи нуждающимся и к скромности. Алишер Навои, как и всякий член данного ордена, не мог иметь жену и детей. Считалось, что существует только единственная любовь - к Аллаху.

Самые известные труды и произведения

Литературное наследие поэта велико: примерно 3000 произведений самых различных жанров. Алишер Навои, стихи которого переведены на многие языки, писал не только лирику, но и крупные произведения. Он посвятил много трудов политическим темам, раскрывая в них свои взгляды на принципы управления государством. В основном поэт писал на чагатайском языке, постоянно совершенствуя его структуру.

Его самое знаменитое произведение "Пятерица" включает в себя 5 повестей о любви и о социальном неравенстве. В произведениях "Бездольный в рубище одет..." и "Двух резвых своих газелей.." поэт поднимает извечные философские вопросы о смысле жизни. Алишер Навои считает, что счастье и полное удовлетворение можно испытать только тогда, когда душа очищена от грехов, а для этого необходимо творить добро, помогать бедным, утешать тех, кто в горе, и обязательно проповедовать всепрощающую любовь Всевышнего.

Один из самых скандальных его трудов называется "Парламент птиц или язык птиц. Семург". Он является сатирой на всех известных правителей, которые из-за своего невежества и скупости погубили народы, уничтожили государства и сами оказались в глубокой бездне.

Вклад поэта в тюркскую культуру

Говоря об Алишере Навои, книги которого не теряют своей актуальности и в наши дни, следует упомянуть не только о его политической деятельности, но также и творческой жизни. По своему величию и таланту он может быть сравним с Пушкиным. Ведь Александр Сергеевич Пушкин сделал для развития русского языка столь же много, как и Алишер Навои для узбекского языка.

В честь этого великого деятеля в Узбекистане назван целый город - Навои. Он расположен в долине прекрасной реки Зарафшан, немного южнее столицы республики. Главная библиотека страны, которая находится в городе Ташкенте и является самой крупной библиотекой, также названа именем Алишера Навои.

В Узбекистане каждый знаком с биографией поэта, парки и музеи, многочисленные улицы и проспекты в самых разных городах страны носят гордое имя этого великого человека. Всем он запомнился как политический деятель с открытыми либеральными взглядами и как великий поэт, подаривший талант своему народу.

В Москве практически в самом центре есть небольшой сквер, к которому можно пройти от станции метро "Добрынинская". Здесь стоит красивый памятник Алишеру Навои, который был в 2002 году подарен Москве от имени узбекского народа. Памятник достигает почти 5 метров, на нем поэт изображен в своем любимом чапане с книгой в руках. В цветущем зеленом сквере много лавочек для отдыха, так что любой желающий может прийти, сесть на одну из них и почтить память Алишера Навои, почитав стихотворения поэта в этой тихой, уютной атмосфере.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru/

РЕФЕРАТ

На тему: Алишер Навои

Подготовил ученик 8 «Б» класса Тошбаев Бахтиер

Алишер Навои

Алише м р Навои м (перс. ЪбнФнС джЗннэ; узб. Alisher Navoiy; уйг. ?лшир Нава"и) (Низамаддин Мир Алишер ) (9 февраля 1441, Герат -- 3 января 1501, там же) --среднеазиатский тюркский поэт, философ суфийского направления, государственный деятель тимуридского Хорасана.

Под псевдонимом Фани (бренный) писал на языке фарси, однако главные произведения создал под псевдонимом Навои (мелодичный) на литературном чагатайском языке, на развитие которого оказал заметное влияние. Его творчество дало мощный стимул эволюции литературы на тюркских языках, в особенности чагатайской и воспринявшей её традиции литературы на узбекском и уйгурском языках.

Происхождение

Наставник и друг Алишера Навои Абдурахман Джами (1414--1492) подчёркивая его тюркское происхождение писал: «Хоть он был тюрком, а я таджиком, оба мы были близки друг к другу».

По мнению Мухаммеда Хайдара Дулати (1499--1551) Алишер Навои происходил изуйгурских бахшей. Есть так же версия, что он был выходцем из тюркизированного монгольского племени барласов.

В своих стихах Алишер Навои пишет о тюрках как о своём народе следующее:

Но наслаждались люди «Арбаин» лишь на языке фарси,

А тюрки с пользою постичь стихи те не могли.

Тогда я цель поставил пред собою: для народа моего,

Переложу стихи, не пропустив из «Арбаина» ничего

В историографии советского периода Алишер Навои интерпретировался как узбекский поэт.

Биография

Низамаддин Мир Алишер родился в семье Гиясаддина Кичкине, чиновника в государстве Тимуридов, чей дом посещали видные деятели философской мысли и искусства того времени. Дядя Мир Алишера -- Абу Саид -- был поэтом; второй дядя -- Мухаммад Али -- был известен как музыкант и каллиграф. С юных лет Алишер воспитывался вместе с детьми тимуридских семей; он особенно дружил с султаном Хусейном, впоследствии главой Хорасанского государства, тоже поэтом, покровителем искусств.

Навои учился в Герате (вместе с будущим правителем Хорасана Хусейном Байкарой, дружеские отношения с которым сохранил на всю жизнь), Мешхеде и Самарканде. Среди учителей Навои был Джами -- в дальнейшем друг и единомышленник поэта. Как поэт проявил себя уже в 15 лет, причём писал в равной степени хорошо на тюркском и фарси).

В 1466-1469 годах Алишер Навои жил в Самарканде и учился в медресе. Здесь он приобрел много друзей. После прихода к власти своего друга, тимурида Хусейна Байкары, Алишер Навои вернулся в родной Герат.

В 1469 году он был назначен на должность хранителя печати при правителе Хорасана Хусейне Байкара, с которым его связывали дружеские отношения. В 1472 году получил чин визиря и титул эмира. В 1476 году он подал в отставку, однако остался приближенным султана, который доверял ему важные дела в Герате и, -- в период охлаждения их отношений, -- в Астрабаде.

Навои оказывал протекцию и поддерживал материально учёных, мыслителей, художников, музыкантов, поэтов и каллиграфов. При нём в Герате формируется кружок учёных и творческих людей, в который, в числе прочих, входили он сам, Джами, султан, писавший стихи под псевдонимом Хусайни, историки Мирхонд, Хондамир, Васифи, Давлятшах Самарканди, художник Бехзад, архитекторКавам-ад-дин. По инициативе Навои и под его руководством в Герате велось строительство: на берегу канала Инджил, ханака, библиотека, больница.

Как мыслитель Алишер Навои входил в дервишский суфийский орден Накшбанди. Следуя этике суфия, Навои соблюдал безбрачие и не имел гарема.

навои творчество тюркский литературный

Произведения

Творческое наследие Алишера Навои огромно и многогранно: оно включает в себя около 30 крупных произведений -- диванов(сборников стихов), поэм (дастанов), философских и научных трактатов. Используя многовековые культурные традиции мусульманских народов Средней Азии и Ближнего Востока, Алишер Навои создаёт вполне оригинальные произведения.

Лирика

Лирическое наследие поэта огромно. Известно 3150 его произведений в жанре газели, включенных в диваны на чагатайском языке и фарси.

« Сокровищница мыслей » -- поэтический свод, составленный самим поэтом в1498--1499 годах по хронологическому принципу и включающий четыре дивана, соответствующих четырём периодам жизни поэта: «Диковины детства», «Редкости юности», «Диковины средних лет», «Назидания старости» . Стихи относятся к разным лирическим жанрам, среди которых особенно многочисленны газели (более 2600). В диванах присутствуют и стихотворения других жанров -- мухаммасы, мусаддасы, местезады, кыты, рубаи и восходящие к тюркскому народному творчествутуюги.

Лирические стихи трудно поддаются датировке, поскольку отклики на известные нам факты жизни поэта в них улавливаются довольно редко, а событийность для них вообще не свойственна. «Сокровищница мыслей» -- лирическая исповедь поэта, передающая всю гамму его переживаний. Наряду с внешним любовным планом в них присутствует высший -- по-суфийски спиритуализированный и использующий традиционные образы чувственной лирики в метафорическом ключе. При этом оригинальные метафоры Навои переплетаются с традиционными, почерпнутыми им из богатой традиции восточной поэзии.

Любовь для Навои -- одновременное высокое, духовное и изысканно-эротическое, земное чувство, которое подчиняет человека себе и лишает его свободы. И, вместе с тем, это не рождает в поэте пессимизма, поскольку Навои понимает любовные страдания как основу духовного возрождения.

Одной из гласных своих задач Навои считал развитие литературного чагатайского языка (тюрки). Именно в лирике поэта тюркский стих достиг вершин художественной выразительности: его газели поражают филигранной отделкой деталей, виртуозным соответствием формальным правилам, семантической игрой, свежестью образов, аллегорий и метафор. Благодаря лирике Навоифарси утрачивает статус единственного литературного языка. Поэт составил также так называемый « Диван Фани » -- сборник лирических стихов на фарси.

« Сорок хадисов » («Арбаин кирк хадис») -- произведение другого типа. Это 40 четверостиший на тюркском языке, написанных на темы хадисов пророка Мухаммеда. Основой сочинения послужило одноимённое сочинение Джами на языке фарси (в сущности, произведение Навои представляет собой вольный перевод).

Свои касыды на персидском языке Навои собрал в два сборника -- « Шесть необходимостей » («Ситтаи зарурия») и « Четыре сезона года » («Фусули арбаа») .

«Пятёрица»

Вершина творчества Навои -- знаменитая « Пятёрица » , включающая в себя пять эпических поэм: дидактическую «Смятение праведных» (1483) и сюжетные героические (дастаны) «Лейли и Меджнун» (1484), «Фархад и Ширин» (1484), «Семь планет» (1484), «Искандарова стена» (1485).

« Пятёрица » представляет собой «ответ» (назира) на «Пятёрицы» Низами Гянджеви и индо-персидского поэта Амира Хосрова Дехлеви (писал на фарси). Навои воспроизводит сюжеты их сочинений, некоторые формальные особенности, однако зачастую даёт иное толкование тематики и сюжетных ситуаций, новую трактовку событий и образов.

« Смятение праведных » -- первая поэма цикла, произведение дидактико-философского толка. В ней разрабатываются мотивы поэмы Низами «Сокровищница тайн». Она состоит из 64 глав, в которых затрагиваются вопросы религии, морали и нравственности. В поэме обличаются феодальные распри, жестокость государственных вельмож, произвол беков, лицемерие шейхов. Поэт страстно утверждает идеалы справедливости.

« Лейли и Меджнун » -- поэма на сюжет средневековой арабской легенды (разработанной также Низами Гянджеви, Амиром Хосровом, Джами) о печальной любви юного поэта Кайса к красавице Лейли. Пронзительная эмоциональность конфликта и изысканный поэтический язык поэмы сделали её широко популярной у восточного читателя. Поэма оказала большое влияние на литературу Востока и узбекский фольклор.

« Фархад и Ширин » -- героико-романтическая поэма на старый сюжет о любви богатыря Фархада к армянской красавице Ширин, на которую претендует персидский шах Хосров. Сюжет был разработан Низами Гянджеви, однако поэма Навои отличается тем, что автор переакцентировал своё внимание с шаха Хосрова на богатыря Фархада, сделав его идеальным эпическим героем. Это удалось благодаря тому, что Алишер Навои использовал приёмы фольклорной поэтики и традиции народных сказаний (дастанов).

« Семь планет » -- поэма, объединяющая общей рамкой семь сказочных новелл. В иносказательной форме поэма критикует окружение Алишера Навои, правителей (Тимуридов), Султан-Хусейна и его придворных.

« Стена Искандара » -- последняя поэма цикла, написанная на распространённый полуфантастический сюжет о жизни идеального справедливого правителя-мудреца Искандара (под этим именем на Востоке известен Александр Македонский).

Исторические сочинения

Название

Оригинал

Примечание

Пятерица

Смятение праведных (Хайрат ал-абрар), Фархад и Ширин (Фархад у Ширин), Лейли и Меджнун (Лайли у Маджнун), Семь планет (Саб"а-йи саййара), Стена Искандара (Садд-и Искандари)

История правителей Аджама

Тарих-и мулук-и аджам

Пятерица смятенных

Хамсат ал-мутахаййирин

1491-1492, 1498-1499

Собрание избранных

Маджалис-ан-нафаис

В 1498-1499 гг. А. Навои дополнил своё произведение

Сокровищница мыслей

Хаза"ин ал-ма"ани

Сборник состоит из четырёх диванов: Чудеса детства, Редкости юности, Диковины среднего возраста, Полезные советы старости

Язык птиц

Лисан ат-тайр

Суждение о двух языках

Мухакамат ал-лугатайн

Возлюбленный сердец

Махбуб ал-кулуб

после 1485 г.

История пророков и ученых

Тарихи анбия ва хукама

после 1492 г.

Вес размеров

Мезан ал-авзан

также возможный перевод «Весы размеров»

после 1493 г.

Жизнеописание Пахлавана Мухаммада

Манакиб-и Пахлаван Мухаммад

после 1489 г.

Жизнеописание Сайида Хасана Ардашера

Манакиб-и Саййид Хасан-и Ардашир

Алишер Навои -- автор биографических и исторических книг: «Пятерица смятенных» (1492) посвящена Джами; антология«Собрание утончённых» (1491--1492) содержит краткие характеристики писателей -- современников Навои; «История иранских царей» и «История пророков и мудрецов» , содержит сведения о легендарных и исторических деятелях Востока, озороастрийской и коранической мифологии.

Поздние произведения о государстве

На закате жизни Алишер Навои пишет аллегорическую поэму « Язык птиц » («Парламент птиц» или «Симург») (1499) и философско-аллегорический трактат «Возлюбленный сердец» (1500), посвящённый наилучшему устройству общества. В книге обнаруживается влияние сочинений Юсуфа Баласагуни и «Гулистана» Саади. В книге осуждаются жестокие, невежественные и аморальные правители и утверждается идея централизации власти в руках справедливого просвещённого правителя. Всю свою жизнь Алишер Навои комбинировал литературные деяния с политическими. Будучи человеком высокого положения, он внес значительный вклад в усовершенствование социально-экономической жизни страны; покровительствование науки, искусства, и литературы; всегда пытался установить мир и гармонию.

Посмертное признание

§ Поэт и писатель Бабур высоко ценил творчество Навои и даже пытался вступить с ним в переписку.

§ Сулейман Великолепный высоко ценил творчество Навои и имел в своей библиотеке манускрипты с его произведениями «Сокровищница мыслей», «Пятёрица» и «Спор двух языков».

§ Произведения Алишера Навои были включены в учебные программы всех школ и медресе Средней Азии в XVI - начале ХХ в.

§ В 1941 году узбекский писатель Ташмухамедов, Муса написал роман "Алишер Навои".

§ В 1947 году в Узбекистане был снят фильм "Алишер Навои".

§ В 1980-е годы в Узбекистане был снят 10 серийный видеофильм "Алишер Навои".

§ В честь Навои назван город в Узбекистане.

§ В 1970 году в состав Дальневосточного морского пароходства вошло судно, носящее имя Алишера Навои.

§ В Ташкенте есть Театр оперы и балета имени Навои, проспект Алишера Навои, станция метро «Алишер Навои». В стенах зала станции метро установлены панно из сюжетов «Хамсы» Навои и барельеф Навои.

§ Национальная библиотека Узбекистана носит имя Алишера Навои

§ Государственный музей литературы имени Алишера Навои Академии наук Республики Узбекистан

§ Самаркандский государственный университет имени Алишера Навои

§ В честь Навои назван кратер на Меркурии.

§ В мире есть несколько памятников Алишеру Навои: в Москве, Навои, Ташкенте, Самарканде, Токио. В планах -- установка памятника поэту в Вашингтоне и Баку.

§ Именем поэта названа одна из ведущих к горам улиц Алма-Аты, тогда столицы Казахстана. Также в честь поэта названы один изпроспектов в Киеве и улица в Баку и Ашхабаде.

§ В апреле 2007 года в Вашингтоне состоялась конференция «Алишер Навои и его влияние на культурное развитие народов Центральной Азии».

§ Барельеф в честь Алишера Навои установлен в городе Мазари-Шариф в Северном Афганистане.

§ Памятник Алишеру Навои был установлен в городе Оше.

§ Улица имени Навои в Алматы

§ С 2009 года в Астраханской области проводятся ежегодные культурные мероприятия в честь Алишера Навои.

Библиография

§ Алишер Навои Сочинения в 10 томах]. -- Т.: «Фан», 1968-1970. -- Т. 1-10. -- 3095 с. -- ISBN нет

§ Навои А. Стихотворения и поэмы. -- М., 1965.

§ Навои А. Сочинения. -- Т. 1-10. -- Ташкент, 1968-70.

§ Навои А. Пять поэм. -- М.: Худож. лит., 1972. (БВЛ)

§ Навои А. Избранная лирика. -- Ташкент: Изд-во ЦК КП Узбекистана, 1978.

§ Навои А. Стена Искандера / Пересказ И. Махсумова. -- Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1978.

§ Навои А. Стихотворения и поэмы / Вступ. ст. Камиля Яшена; Сост. и примеч. А.П. Каюмова. -- Л.: Сов. писатель, 1983. -- 920 с. Тираж 40 000 экз. (Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание)

§ Навои А. Возлюбленная сердец. -- Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1983.

§ Навои А. Кн. 1-2. -- Ташкент: Изд-во ЦК Компартии Узбекистана, 1983.

§ Навои А. Афоризмы. -- Ташкент: Изд-во ЦК КП Узбекистана, 1985.

§ Навои А. Афоризмы Алишера Навои. -- Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1988.

§ Навои А. Друга я не нашёл: Газели. -- Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1988.

§ Навои А. Стена Искандера / Пер. с узб. Н. Айшов. -- Алма-Ата: Жазушы, 1989.

§ Навои А. Афоризмы -- Aphorisms. -- Ташкент: Укитувчи, 1991.

§ Навои А. Зеница ока: [Стихи]. -- Ташкент Изд.-полигр. об-ние им. Гафура Гуляма, 1991.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Жизненный и творческий пути Алишера Навои, его достижения и вклад в культурную и общественно-политическую жизнь своего времени. Служба при дворе султана и написание основного поэтического труда – "Хамсу". Особенности религиозно-философских взглядов.

    реферат , добавлен 18.01.2011

    В 1441г., 9 февраля, в столице Хорасанского государства Герате родился мальчик, которого назвали Алишер (свой поэтический псевдоним «Навои», что значит «мелодичный», он взял позже). Жизнь, государственная деятельность и творчество Алишера Навои.

    реферат , добавлен 16.06.2008

    Изучение детских годов, учебы в духовной семинарии и университете, службы в коллегии иностранных дел Федора Тютчева. Исследование мюнхенского и петербургского периодов творчества поэта, его увлечения немецкой философией и поэзией, последних годов жизни.

    презентация , добавлен 14.05.2011

    Изучение жизненного пути и творчества Бернарда Шоу. Определение предпосылок формирования его уникального стиля. Характеристика парадокса как литературного явления. Исследование парадоксов произведений английского драматурга. Сопоставление их функций.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2015

    Описания семьи, родового дома, годов учебы и службы Ивана Александровича Гончарова. Исследование творческого наследия писателя. Работа в журнале "Современник". Ульяновский областной краеведческий музей имени И.А. Гончарова. Работа над романом "Обломов".

    презентация , добавлен 08.02.2015

    Исследование жизненного и творческого пути русского писателя Ивана Алексеевича Бунина. Описания его семьи, детских годов, учебы в гимназии и работы в редакции газеты. Характеристика произведений и лирических стихотворений. Присуждение Нобелевской премии.

    презентация , добавлен 17.10.2013

    Исследование происхождения, детства и годов учебы Вальтера Скотта. Первые литературные выступления и оригинальные произведения поэта. Изучение романтических и исторических поэм, принесших ему славу. Возрождение исторической памяти шотландского народа.

    презентация , добавлен 31.01.2014

    Исследование жизненного и творческого пути русского советского писателя Константина Михайловича Симонова. Описания детства, юности, учебы в литературном университете. Характеристика его работы военным корреспондентом. Анализ стихотворений и произведений.

    презентация , добавлен 29.11.2012

    Изучение жизненного пути и литературного творчества А.Т. Твардовского – одного из поэтов ХХ века, показавшего в своей поэзии жизнь, боль и радость, горе и разлуку, проблемы народа и страны в различные исторические периоды. Анализ стихотворения "Братья".

    презентация , добавлен 21.01.2012

    Исследование жизненного пути, особенностей творчества и общественного поведения Ивана Алексеевича Бунина. Анализ его деятельности в Одессе во время гражданской войны. Эмиграция во Францию. Описания фильмов-спектаклей по мотивам произведений писателя.

Навои (Навои Низамаддин Мир Алишер) – известнейший узбекский поэт, государственный деятель, мыслитель. Известно, что он был уроженцем Герата, где в 1441 г. появился на свет в семье Гиясаддина Кичкине, занимавшего чиновнический пост в государстве Тимуридов. Дом отца Навои служил местом встреч людей, имеющих непосредственное отношение к миру искусства, философии. Среди их родственников было немало творческих людей. Так, Мухаммад Али, приходившийся Навои дядей, получил известность как каллиграф и музыкант, Абу Саид, тоже дядя, спешно занимался поэзией.

Сам Навои стал известным поэтом уже в 15-летнем возрасте. Его произведения были написаны на фарси и на тюрки, причем стихосложением на этих языках он владел одинаково превосходно. Ему довелось учиться в трех медресе, находившихся в Герате, Мешхеде и Самарканде. Одним из учителей Навои был человек, который впоследствии стал его соратником и другом – Джами. Судьба свела его и с Хусейном Байкарой, будущим повелителем Хорасана; они вместе учились в Герате. С младых ногтей Алишера Навои воспитывали бок о бок с детьми знатных семей. Его дружеские отношения с наследником престола, завязавшиеся в детские годы, были пронесены и через всю жизнь.

На протяжении 1456-1469 гг. Навои проживал в Самарканде, где проходил обучение в медресе. Когда к власти пришел его друг детства Хусейн, Навои возвратился на родину. В 1469 г. он становится при нем хранителем печати (эта была официальная должность), а в 1472 г. - визирем, получает титул эмира. Находясь на этом посту, Навои многое сделал для того, чтобы в Герате появились новые общежития, медресе, больницы, мосты и дороги. Так, он сам руководил строительством на канале Инджил библиотеки, ханаки, больницы и др. Многие люди искусства обрели в его лице доброго покровителя, помогавшего морально и материально. На его поддержку могли рассчитывать и мыслители. При нем образовался целый кружок просвещенных, ученых, творческих людей.

Будучи по убеждениям гуманистом, противником произвола и деспотизма, Навои вступался за неправедно обиженных, защищал перед султаном простых людей. Боролся он и с казнокрадами, взяточниками и нажил немало недоброжелателей. Тем не менее после ухода в отставку в 1476 г. он остался в числе приближенных к султану; друг детства по-прежнему доверял ему различные важные вопросы.

В 1487 г. поэт был направлен в далекую провинцию Астрабад, которой ему предстояло управлять. Это была почетная ссылка, куда Навои отправился стараниями противников, сумевших добиться охлаждения его отношений с султаном. Видя, что не оправдываются надежды на восстановление единства раздираемого междоусобицами государства, на перемены в политической ситуации, Навои принимает решение уйти со службы и посвятить себя творчеству. Так он и сделал, вернувшись в 1488 г. в родной Герат. У себя на родине великий поэт и скончался в 1501 г.

Навои оставил после себя богатое наследие. Пиком его творческой биографии стало написание т.н. «Пятерицы», которая являлась для восточных поэтов традицией. На протяжении 1483-1485 гг. он выпустил поэмы «Смятение праведных», «Фархад и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Искандерова стена», «Семь планет», сочиненных в продолжение традиций творчества Низами. Оставил после себя Навои и работы философско-публицистического характера, языковедческие и исторические трактаты. Его литературное творчество сыграло значимую роль для развития туркоязычных национальных литератур. Рукописные сочинения Навои являются достоянием крупнейших мировых библиотек таких стран, как Иран, Турция, Англия, Россия. Его поэмы неоднократно переводились на различные языки. Языковеды проявили столь горячий интерес к его поэзии и к его яркой личности, что появилось навоиведение как отдельная область научных исследований.

Биография из Википедии

Алише́р Навои́ (узб. Alisher Navoiy; уйг. Әлшир Нава"и/ئەلشىر ناۋائى; перс. علیشیر نوایی‎;) (Низамадди́н Мир Алише́р) (9 февраля 1441, Герат - 3 января 1501, там же) - тюркский поэт, философ суфийского направления, государственный деятель тимуридского Хорасана.

Главные произведения создал под псевдонимом Навои (мелодичный) на литературном чагатайском языке, на развитие которого оказал заметное влияние; под псевдонимом Фани (бренный) писал на персидском. Его творчество дало мощный стимул развитию литературы на тюркских языках, в особенности чагатайской и воспринявшей её традиции литературы на узбекском и уйгурском языках.

В ряде советской и российской историографии Алишер Навои определяется как узбекский поэт, мыслитель и государственный деятель. По мнению некоторых советских и зарубежных учёных он - уйгур.

Произведения

Творческое наследие Алишера Навои огромно и многогранно: оно включает в себя около 30 крупных произведений - сборников стихов (диванов), поэм (дастанов), философских и научных трактатов. Используя многовековые культурные традиции мусульманских народов Средней Азии и Ближнего Востока, Алишер Навои создаёт вполне оригинальные произведения.

Лирика

«Сокровищница мыслей» - страница поэтического свода Алишера Навои. Манускрипт из библиотеки Сулеймана Великолепного

Лирическое наследие поэта огромно. Известно 3150 его произведений в жанре газели, включенных в диваны на чагатайском языке и фарси.

«Сокровищница мыслей» - поэтический свод, составленный самим поэтом в 1498-1499 годах по хронологическому принципу и включающий четыре дивана, соответствующих четырём периодам жизни поэта: «Диковины детства», «Редкости юности», «Диковины средних лет», «Назидания старости» . Стихи относятся к разным лирическим жанрам, среди которых особенно многочисленны газели (более 2600). В диванах присутствуют и стихотворения других жанров - мухаммасы, мусаддасы, местезады, кыты, рубаи и восходящие к тюркскому народному творчеству туюги.

Лирические стихи трудно поддаются датировке, поскольку отклики на известные нам факты жизни поэта в них улавливаются довольно редко, а событийность для них вообще не свойственна. «Сокровищница мыслей» - лирическая исповедь поэта, передающая всю гамму его переживаний. Наряду с внешним любовным планом в них присутствует высший - по-суфийски спиритуализированный и использующий традиционные образы чувственной лирики в метафорическом ключе. При этом оригинальные метафоры Навои переплетаются с традиционными, почерпнутыми им из богатой традиции восточной поэзии.

Любовь для Навои - одновременное высокое, духовное и изысканно-эротическое, земное чувство, которое подчиняет человека себе и лишает его свободы. И, вместе с тем, это не рождает в поэте пессимизма, поскольку Навои понимает любовные страдания как основу духовного возрождения.

Одной из главных своих задач Навои считал развитие литературного чагатайского языка (тюрки). Именно в лирике поэта тюркский стих достиг вершин художественной выразительности: его газели поражают филигранной отделкой деталей, виртуозным соответствием формальным правилам, семантической игрой, свежестью образов, аллегорий и метафор. Благодаря лирике Навои фарси утрачивает статус единственного литературного языка. Некогда Бабур в книге «Бабур-наме» сказал о языке Навои:

Бабур: «Алишербек был человек бесподобный, с тех пор, как на тюркском языке слагают стихи, никто другой не слагал их так много и так хорошо»

Поэт составил также так называемый «Диван Фани» - сборник лирических стихов на фарси.

«Сорок хадисов» («Арбаин кирк хадис») - произведение другого типа. Это 40 четверостиший на тюркском языке, написанных на темы хадисов пророка Мухаммеда. Основой сочинения послужило одноимённое сочинение Джами на языке фарси (в сущности, произведение Навои представляет собой вольный перевод).

Свои касыды на персидском языке Навои собрал в два сборника - «Шесть необходимостей» («Ситтаи зарурия») и «Четыре сезона года» («Фусули арбаа») .

«Пятерица»

Вершина творчества Навои - знаменитая «Пятерица» , включающая в себя пять эпических поэм: дидактическую «Смятение праведных» (1483) и сюжетные героические (дастаны) «Лейли и Меджнун» (1484), «Фархад и Ширин» (1484), «Семь планет» (1484), «Стена Искандера» (1485).

«Пятерица» представляет собой «ответ» (назира) на «Пятерицы» Низами Гянджеви и индо-персидского поэта Амира Хосрова Дехлеви (писал на фарси). Навои воспроизводит сюжеты их сочинений, некоторые формальные особенности, однако зачастую даёт иное толкование тематики и сюжетных ситуаций, новую трактовку событий и образов.

«Смятение праведных» - первая поэма цикла, произведение дидактико-философского толка. В ней разрабатываются мотивы поэмы Низами «Сокровищница тайн». Она состоит из 64 глав, в которых затрагиваются вопросы религии, морали и нравственности. В поэме обличаются феодальные распри, жестокость государственных вельмож, произвол беков, лицемерие шейхов. Поэт страстно утверждает идеалы справедливости.

«Лейли и Меджнун» - поэма на сюжет средневековой арабской легенды (разработанной также Низами Гянджеви, Амиром Хосровом, Джами) о печальной любви юного поэта Кайса к красавице Лейли. Пронзительная эмоциональность конфликта и изысканный поэтический язык поэмы сделали её широко популярной у восточного читателя. Поэма оказала большое влияние на литературу Востока и узбекский фольклор.

«Фархад и Ширин» - героико-романтическая поэма на старый сюжет о любви богатыря Фархада к армянской красавице Ширин, на которую претендует персидский шах Хосров. Сюжет был разработан Низами Гянджеви, однако поэма Навои отличается тем, что автор переакцентировал своё внимание с шаха Хосрова на богатыря Фархада, сделав его идеальным эпическим героем. Это удалось благодаря тому, что Алишер Навои использовал приёмы фольклорной поэтики и традиции народных сказаний (дастанов).

«Семь планет» - поэма, объединяющая общей рамкой семь сказочных новелл. В иносказательной форме поэма критикует окружение Алишера Навои, правителей (Тимуридов), Султан-Хусейна и его придворных.

«Стена Искандера» - последняя поэма цикла, написанная на распространённый полуфантастический сюжет о жизни идеального справедливого правителя-мудреца Искандера (под этим именем на Востоке известен Александр Македонский).

Филологические трактаты

Авторы XV века полагали, что тюркский язык груб для поэзии. Это мнение Алишер Навои опровергает в трактате «Суждение о двух языках» (1499). В нём обосновано культурное и художественное значение чагатайского языка (тюрки). Навои пишет:

Богатство тюркского языка доказано множеством фактов. Выходящие из народной среды талантливые поэты не должны выявлять свои способности на персидском языке. Если они могут творить на обоих языках, то все же очень желательно, чтобы они на своем языке писали стихов побольше». И далее: «Мне кажется, что я утвердил великую истину перед достойными людьми тюркского народа, и они, познав подлинную силу своей речи и её выражений, прекрасные качества своего языка и его слов, избавились от пренебрежительных нападок на их язык и речь со стороны слагающих стихи по-персидски.

Вопросы теории литературы и стихосложения подняты в трактате «Весы размеров» . Теоретические положения и само творчество Алишера Навои оказали огромное воздействие как на развитие узбекской и уйгурской литературы на чагатайском языке, так и на развитие других тюркоязычных литератур (туркменской, азербайджанской, турецкой, татарской).

Исторические сочинения

Алишер Навои - автор биографических и исторических книг: «Пятерица смятенных» (1492) посвящена Джами; антология «Собрание утончённых» (1491-1492) содержит краткие характеристики писателей - современников Навои; «История иранских царей» и «История пророков и мудрецов» , содержит сведения о легендарных и исторических деятелях Востока, о зороастрийской и коранической мифологии.

Поздние произведения о государстве

На закате жизни Алишер Навои пишет аллегорическую поэму «Язык птиц» («Парламент птиц» или «Симург») (1499) и философско-аллегорический трактат «Возлюбленный сердец» (1500), посвящённый наилучшему устройству общества. В книге обнаруживается влияние сочинений Юсуфа Баласагуни и «Гулистана» Саади. В книге осуждаются жестокие, невежественные и аморальные правители и утверждается идея централизации власти в руках справедливого просвещённого правителя.Всю свою жизнь Алишер Навои комбинировал литературные деяния с политическими. Будучи человеком высокого положения, он внес значительный вклад в усовершенствование социально-экономической жизни страны; покровительствование науки, искусства, и литературы; всегда пытался установить мир и гармонию.

Посмертное признание

  • Поэт и писатель Бабур высоко ценил творчество Навои и даже пытался вступить с ним в переписку.
  • Сулейман Великолепный высоко ценил творчество Навои и имел в своей библиотеке манускрипты с его произведениями «Сокровищница мыслей», «Пятёрица» и «Спор двух языков».
  • В честь 500-летия Алишера Навои в 1942 году в Советском союзе были напечатаны почтовые марки.
  • Произведения Алишера Навои были включены в учебные программы всех школ и медресе Средней Азии в XVI - начале XX в.
  • В 1941 году узбекский писатель Муса Ташмухамедов написал роман «Алишер Навои».
  • В 1947 году на Ташкентской киностудии был снят фильм «Алишер Навои».
  • В 1966 году в Узбекской ССР отмечалось 525-летие Алишера Навои и связи с этим делегация ученых Академии наук Узбекистана под руководством академика И.М.Муминова посетили Герат, где были собраны материалы, касающиеся А.Навои и было предложено создать музей А.Навои.
  • В 1980-е годы в Узбекистане был снят 10 серийный видеофильм «Алишер Навои».
  • В честь Навои назван город в Узбекистане и область (Навоийская область).
  • В 1970 году в состав Дальневосточного морского пароходства вошло судно, носящее имя Алишера Навои.
  • Имя было присвоено Наманганскому областному узбекскому театру музыкальной драмы и комедии.
  • В Ташкенте есть ГАБТ имени Алишера Навои, проспект Алишера Навои, станция метро «Алишер Навои». В стенах зала станции метро установлены панно из сюжетов «Хамсы» Навои и барельеф Навои.
  • Национальная библиотека Узбекистана носит имя Алишера Навои
  • Государственный музей литературы имени Алишера Навои Академии наук Республики Узбекистан.
  • В СССР имя было присвоено Государственному музею истории народов Узбекистана.
  • Самаркандский государственный университет имени Алишера Навои
  • В честь Навои назван кратер на Меркурии.
  • В мире есть несколько памятников Алишеру Навои: в Москве, Навои, Оше, Ташкенте, Самарканде, Баку, Токио. В планах - установка памятника поэту в Вашингтоне.
  • Именем поэта названа одна из ведущих к горам улиц Алма-Аты. Также в честь поэта названы один из проспектов в Киеве и улицы в Душанбе, Баку и Ашхабаде.
  • Именем Навои названа бывшая улица Тельмана, городской парк и средняя школа в городе Ош.
  • В 1991 году к 550-летию поэта был выпущен советский юбилейный рубль с изображением Алишера Навои.
  • В апреле 2007 года в Вашингтоне состоялась конференция «Алишер Навои и его влияние на культурное развитие народов Центральной Азии».
  • Барельеф в честь Алишера Навои установлен в городе Мазари-Шариф в Северном Афганистане.
  • С 2009 года в Астраханской области проводятся ежегодные культурные мероприятия в честь Алишера Навои.

Галерея

Алишер Навои. Сочинения в 10 томах. - Ташкент: «Фан», 1968-1970. - Т. 1-10. - 3095 с.
  • Навои А. Стихотворения и поэмы. - М., 1965.
  • Навои А. Сочинения. - Т. 1-10. - Ташкент, 1968-70.
  • Навои А. Пять поэм. - М.: Худож. лит., 1972. (БВЛ)
  • Навои А. Избранная лирика. - Ташкент: Изд-во ЦК КП Узбекистана, 1978.
  • Навои А. Стена Искандера / Пересказ И. Махсумова. - Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1978.
  • Навои А. Стихотворения и поэмы / Вступ. ст. Камиля Яшена; Сост. и примеч. А. П. Каюмова. - Л.: Сов. писатель, 1983. - 920 с. Тираж 40 000 экз. (Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание)
  • Навои А. Возлюбленная сердец. - Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1983.
  • Навои А. Кн. 1-2. - Ташкент: Изд-во ЦК Компартии Узбекистана, 1983.
  • Навои А. Афоризмы. - Ташкент: Изд-во ЦК КП Узбекистана, 1985.
  • Навои А. Афоризмы Алишера Навои. - Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1988.
  • Навои А. Друга я не нашёл: Газели. - Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1988.
  • Навои А. Стена Искандера / Пер. с узб. Н. Айшов. - Алма-Ата: Жазушы, 1989.
  • Навои А. Афоризмы - Aphorisms. - Ташкент: Укитувчи, 1991.
  • Навои А. Зеница ока: [Стихи]. - Ташкент Изд.-полигр. об-ние им. Гафура Гуляма, 1991.
  • Навои А. Язык птиц / Пер. С. Н. Иванов. - 2-е изд. - СПб.: Наука, 2007
  • Об Алишере Навои

    • Абдуллаев В. Навои в Самарканде. - Самарканд, 1941.
    • Бертельс Е. Э. Навои. Опыт творческой биографии. - М. - Л., 1948.
    • Бертельс Е. Э. Избр. труды. Навои и Джами. - М., 1965.
    • Пулявин А. А. Гений в сердцах, 1978.
    • Болдырев А. Н. Персидские переводы «Маджалис ан-Нафаис» Навои // Учёные записки ЛГУ. - Л., 1952. - Сер. 128. - Вып. 3.
    • Захидов В. Мир идей и образов Алишера Навои. - Ташкент, 1961.
    • Свидина Е. Д. Алишер Навои. Биобиблиография (1917-1966). - Ташкент, 1968.
    • Хайитметов А. Творческий метод Навои. - Ташкент, 1965.

    Низамаддин Мир Алишер Навои (1441-1501) – выдающийся узбекский поэт, убежденный гуманист, мыслитель, государственный деятель.
    Алишер Навои родился 9 февраля 1441 года в семье известного государственного чиновника, Гиясаддина Кичкине в Герате. Отец Алишера – выходец из известного монгольского племени Барлас, был дружен с другими тимуридскими семьями, составлявшими элиту власти в городе.

    С детства мальчика окружали люди искусства, так один дядя будущего поэта – Абу Саид, был литератором, второй – Мухаммад Али – известным музыкантом и каллиграфом. С юных лет Алишер воспитывался с детьми властьпридержащих семей, его наперстник и лучший друг детства Султан-Хусейн Байкара впоследствии стал правителем Хорасана.

    Навои получил хорошее всестороннее образование, свои «университеты» юноша проходил в Герате, Самарканде, Мешхеде. Одним из любимейших учителей юного Алишера был Джами – знаменитый поэт и философ того времени, который разглядел его художественный дар, и в дальнейшем остался верным другом и единомышленником.

    Как поэт, Навои проявил себя уже в 15 лет, причем писал он одинаково хорошо как на фарси, так и на тюркском.

    Когда к власти пришел Хусейн Байкара, сам поэт и приверженец искусств, Навои был срочно призван ко двору мулазимом (приближенным) правителя, а в 1469 году получил первую должность – хранитель печати. В 1472 году Алишер получил повышение и был назначен визирем (советником), награжден титулом эмира.

    На своем посту Алишер Навои оказывал большую помощь музыкантам, поэтам, художникам, калиграфам, пользовался огромной популярностью среди народа.

    Биография Алишера Навои. Поэмы Алишер НавоиПо инициативе Навои в Герате было развернуто масштабное строительство. На берегу городского канала Инджил построили общественный научно-просветительский комплекс: библиотека, медресе, ханака, больница.
    Жил Алишер Навои на удивление, очень скромно. Являясь приверженцем суфийского ордена Накшбанди, он вел аскетическое существование, никогда не был женат и не имел наложниц.

    Приверженец идей гуманизма, поэт и при дворе боролся против средневекового деспотизма и произвола, обличал злоупотребления знати, корыстолюбие и взяточничество, защищал интересы неимущего класса, частенько решая дела в пользу несправедливо обиженных.
    Разгневанная знать, все чаще поднимала голос в пользу его наказания, и что бы не нагнетать атмосферу, Хусейн Байкара отослал друга в далекую провинцию Астрабад, в качестве правителя.

    Потерпели крах все надежды изгнанника на справедливое переустройство страны, раздираемой борьбой за власть династией Тимуридов. И в 1488 году, Навои решает оставить службу и вернуться в Герат.

    После возвращения домой поэт полностью погрузился в творческую деятельность - единственное, что доставляло ему настоящее удовольствие, и умер 3 января 1501 года на 61 году жизни.

    Дошедшее до нас литературное наследство знаменитого поэта велико и многогранно, это около 30 сборников стихов, поэм, научных работ и поэтических трактатов, которые полностью раскрывают духовную жизнь в Средней Азии конца XV века.

    Вершиной творчеста Навои принято считать знаменитую «Хамсу» («пятерицу»), сборник из пяти поэм, основанных на народном эпосе – популярная в те времена форма изложения философско - художественного мировоззрения. Его трактовка считается одной из лучших в данном жанре, с давних времен до наших дней.

    Еще одним несомненным вкладом Алишера Навои в литературную деятельность своего времени, было введение староузбекского языка, наряду с фарси, в творчество литераторов. До него никто не писал на тюрки, считая его слишком грубым для стихосложения.

    Таким образом, творчество поэта оказало неоспоримое воздействие на развитие не только узбекской, но и других тюркоязычных литератур. Понравилась биография?

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Макроэлементы в организме человека и их значение
    Елена Сажина: «Я скучаю по Волгодонску»
    Роберт Стивенсон. Баллада «Вересковый мед. Вересковый мед. Рецепт и легенда Мой вересковый мед моя святая тайна