Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Человек и общество: характеристика человека в обществе. Системные характеристики общества Общество можно представить в виде различных образов

Аннотация: Цель лекции: дать представление об обществе как экономической, политической, личностной, духовной, интеллектуальной, информационной и социальной системы, раскрыть сущность таких понятий как социальные общности, социальные отношения, социальная сфера.

Социальные отношения пронизывают любые другие отношения – личные, экономические, политические, духовные, интеллектуальные. Социальные отношения отличаются тем, что они отражают субъектов (людей), которые имеют определенный статус. Именно отношения самостоятельных субъектов превращают совокупность групп в общество как целостную систему.

В самом общем смысле, система – взаимосвязь различных элементов, образующая единое целое. Анализ научной литературы позволяет назвать такие признаки системы , как целостность (несводимость частей целого к целому), структурность (внутреннее строение, определяющее упорядоченность элементов целого), инвариантность (способность сохранять свои существенные свойства при определенных преобразованиях объекта и его среды) и другие. Общество обладает всеми теми свойствами, которые характеризуют любую систему.

Социальная система является обществом только в том случае, если она не входит в качестве составной части в более крупное общество. "Для того, чтобы быть обществом, - отмечает американский социолог Э. Шилз, - социальная система должна обладать своим собственным внутренним "центром тяжести", то есть она должна иметь свою собственную систему власти в рамках своих собственных границ. Кроме того, она должна иметь свою собственную культуру. Общества имеют тенденцию быть "национальными". Современные "национальные" общества – общества, претендующие на то, что они служат воплощением национального единства, и обладающие своими собственными национальными культурами, своими собственными, скорее независимыми, чем зависимыми, экономическими системами, своими собственными системами правления, своим собственным генетическим самовоспроизводством и своим собственным суверенитетом над территорией, обозначенной границами, - представляют собой наиболее самостоятельные из всех социальных систем, известных нам из истории человечества, самые независимые общества своих эпох".

Американский социолог Т. Парсонс считал общество самодостаточной системой, "которая способна функционировать сама по себе без внешнего управляющего и регулирующего воздействия других внешних систем и обладает такими внутренними ресурсами, которые позволяют ей осуществлять самоуправление и саморегуляцию. Самодостаточной системой не являются ни семья, ни город, ни село, ни организация, ни регион.

Как и всякая система, общество проходит в своем развитии различные этапы: зарождения, становления, расцвета, гибели или превращения в другое общество. Итак, общество – это самодостаточная система взаимодействий и взаимосвязей людей, имеющая свои пространственно-временные характеристики

Теоретический анализ позволяет предложить два типа модели общества: модель взаимодействия и модель взаимосвязи. Тип модели взаимодействия – интерактивный (интеракция в переводе с английского – взаимодействие). Тип модели взаимосвязи – коммуникативный (коммуникация – сообщение, передача, связь ). Коммуникации служат целям передачи разнообразных сообщений, необходимых для политической, личной, экономической и духовной жизни людей. Сообщения, содержащие элемент новизны, называют информацией. Так, духовная информация выступает необходимым условием процесса обучения и воспитания. Общество в целом и систему образования, в частности, можно описать как гигантское поле коммуникации. Поэтому общество уместно моделировать в качестве информационно-коммуникативной системы, а систему образования как духовно-коммуникативную подсистему.

В процессе перехода от традиционного общества к индустриальному произошло обособление сфер жизни и превращение их в самостоятельные системы. Освобождение общества из-под господства религии и церкви (секуляризация) привело к отделению духовной жизни от экономики и политики. В самой духовной культуре относительную автономию приобрели система образования и наука.

Описывая субъектов отношений, отвечая на вопрос "кто вступает в коммуникацию, кого связывает между собой информационный обмен?", мы вправе изобразить общество как социально-коммуникативную систему. Однако в любой организации обнаруживается не только взаимосвязь, но и процесс целенаправленного воздействия на поведение объектов и, следовательно, в равной мере организация выступает и как модель социально-интерактивной системы.

Общественные отношения представляют собой единство двух состояний - взаимосвязей (условий отношений) и взаимодействий (процесса отношений) между людьми. Большей частью люди вступают в отношения из-за разнообразных благ, условий жизни, необходимых для их существования и развития. В процессе взаимодействия люди производят материальные и духовные блага, обмениваются ими, распределяют и потребляют их. Экономические и духовные отношения осуществляются не сами по себе, не автоматически. Для этого необходимо проявление воли людей в отношении друг друга, возникают отношения господства-подчинения, отношения людей в обществе по поводу формирования, распространения, распределения и применения власти (воли, обращенной другому). Это - политические отношения .

В то же время сферы жизни общества в примитивных и традиционных обществах не обладают самостоятельностью и целостностью.Лишь в процессе перехода от традиционного общества к индустриальному типу в результате усложнения и дифференциации начинается обособление сфер жизни ипревращение их в подсистемы общества. Секуляризация (освобождение общества из-под господства религии и церкви) ведет, с одной стороны, к обособлению экономической и политической жизни от духовной, с другой стороны, к обособлению самой духовной жизни от других сфер. В то же время в самой духовной жизни начинается формирование самостоятельных форм отношений - нравственных, эстетических, научных, идеологических, образовательных и т.д. Итогом этих изменений является складывание самостоятельной и целостной духовной системы общества. Со складывания внутреннего рынка и усложнения "хозяйственного механизма" начинается формирование экономической системы общества, обладающей своей целостностью и способностью к саморегуляции. В Новое время появляются либеральные учения, требующие невмешательства государства во "внутренние" дела экономики, признания собственно экономических законов в экономике. Одновременно происходит усложнение и "политического механизма". Таким образом, складывается и политическая система общества, обладающая своей самостоятельностью и целостностью. В это же время начинает складываться личность как самостоятельная система и сфера личной жизни, не зависимая от других сфер – религии, политики и др. В 20 веке обретает автономность информационная сфера жизни общества , а в 21 веке взросла значимость интеллектуальной сферы, ядром которой выступают наука и инновационные технологии. Итак, общество - это система экономических, политических, личностных, духовных, информационных и интеллектуальных взаимосвязей и взаимодействий людей.

Общество как социокультурная система

Действия одних людей всегда прямо или косвенно, открыто или скрытно связаны с действиями других. Как отмечено выше, взаимосвязь людей обеспечивает коммуникация общества и циркулирующая в ней разнообразная информация . Это даёт нам возможность построить модель общества как информационно-коммуникативной системы.

В социологии сложившиеся в обществе способы (технологии, механизмы ), обеспечивающие взаимосвязи (взаимосвязанность) людей, называются институтами . Процесс формирования институтов (технологизации, формализации новых форм взаимосвязей людей) называется институционализацией.

Общество представляет систему взаимосвязей множества экономических, политических духовных, информационных институтов. В современном обществе мы каждый день "включаемся" в такие экономические институты, как собственность, рынок, банк, торговля и т.п. . Институты собственности могут быть разными (государственная, частная, муниципальная и т.д.), но при этом речь идет не об объекте (земля, здание, станок), а о сложившихся способах владения, распоряжения и использования этих и других объектов. Хотя по данным социологов, количество российских граждан, отчуждённых от политики за 2000-2008 гг., увеличилось с 32 до 45%, нам также приходится иметь дело с политическими институтами общества. К ним можно отнести институты государственной власти (президентства, парламентаризма, правоохранения и т.п.) К негосударственным политическим институтам можно отнести политическую партию, общественную организацию, политическую коммуникацию. Мы также "включены" в различные институты духовной жизни - мораль, искусство, образование, религия, а также в институты интеллектуальной и информационной жизни. Множатся и институты личной жизни и личного общения, что связано с появлением социальных сетей в Интернете.

Таким образом, продуктом (творением) взаимодействий людей являются разнообразные институты общества. В результате общество представляет систему взаимосвязей множества экономических, политических и духовных институтов. Однако институты не являются неизменными. Меняются экономические, политические, личные и духовные отношения, в результате рано или поздно происходит институционализация новых взаимодействий и взаимосвязей. Иначе говоря, формируются новые способы, технологии деятельности людей. Поэтому один и тот же институт в разных типах общества существенно отличается друг от друга

Помимо социальных институтов, на жизнь людей влияют ценности и нормы. Ценности образуют важнейший элемент культуры общества. Они отличают общество от природы, придавая осмысленность, целенаправленность взаимодействиям людей. При помощи ценностей люди определяют, "что такое хорошо и что такое плохо", "что есть добро и зло", "что есть благо". Практически на каждом шагу мы имеем дело с самыми разными ценностями - экономическими, духовными, политическими, ценностями сфере личного общения и социальной коммуникации. Это могут быть и деньги, и власть, и авторитет, и знания, и транспорт. Ценности не являются чем-то вечно данными и неизменными. Так, в эпоху СССР деньги не являлись доминирующей ценностью. Деньги становятся ценностью только в обществе, в котором существуют товарно-денежные отношения и рыночная экономика.

Наше поведение регулируется различными нормами информационных,экономических, духовных, личных и политических отношений. Это - нормативы и стандарты труда, нормы потребления, нравственные нормы, избирательное законодательство, а в последние годы – и нормы информационной нагрузки. Общество с рыночной экономикой может быть представлено нормативной моделью "что не запрещено, то разрешено". Изучая специфику экономических, политических, нравственных, эстетических, информационных, бытовых и иных норм, мы можем представить устройство американского, японского, индийского, российского, шведского общества.

Итак, общество – это система взаимосвязей людей, обусловленных институтами, ценностями и нормами, и взаимодействий, осуществляемых в символической форме. Таким образом, общество проявляет себя как социокультурная система.

Общество как социальная система

При всех расхождениях определений "социального", общим для социологии является представление о том, что данное понятие выражает взаимосвязанность людей, действия, адресованные в отношении другого человека или группы. Из понятия "социального" исключается все то, что не характеризует непосредственное отношение человека к другому человеку (например, отношение к природе, художественному образу, знаниям, технике, государству и т.д.). "Социальное" значит отношения типа "человек - человек", "человек - группа ", "человек - группа - общество".

Социальными отношениями называются взаимосвязи и взаимодействия между личностью, группами и обществом – субъектами и объектами общественных (в т.ч. экономических, политических, личных, интеллектуальных,духовных) отношений.

Общество можно представить как социально-коммуникативную систему. Социально-коммуникативная модель представляет общество как систему постоянно воспроизводящихся процессов общения между личностью, общностями людей и обществом в целом. Коммуникативная модель позволяет исследовать социально-психологичесую специфику общественных отношений. Это и социальная атмосфера, мода, общественное мнение, социальные образы и представления, массовое подражание и заражение, мифы и стереотипы, которым подвержены жители современных массовых обществ.

Второй стороной социальных отношений являются социальные взаимодействия. Данное понятие характеризует такие отношения, в котором личность , общности людей и общество выступают факторами деятельности друг друга.

Итоговое определение будет таким: социальные отношения - это взаимодействия личности, общностей людей и общества в целом, взаимосвязанных друг с другом сетью коммуникаций.

Одни и те же отношения существуют, например, как экономические и социальные отношения одновременно. Если мы их рассмотрим с точки зрения, кто с кем вступает в отношения, то они проявляют себя как социальные. Социальные отношения можно определить как процесс взаимодействия и общения личности, общностей людей и общества в целом, выступающих субъектами и объектами экономических, политических, личных, духовных и интеллектуальных отношений. Социальные отношения характеризуют общество как систему отношений, определяющих общность людей, объединенных экономически, политически, личностно, духовно, информационно…

Исходя из сказанного, можно построить социальную модель общества

общество представляется нам в виде социальной системы - взаимосвязанных и взаимодействующих экономических, политических, информационных и духовных деятелей, объединенных общей культурой. Так мы представим общество в виде "гражданского общества", состоящего из семей, поколений, классов, этносов, организаций и иных общностей людей.

Реальные общности людей подразделяются на массовые и групповые. В реальной жизни мы чаще имеем дело с преимущественно групповыми общностями – определенными совокупностями людей, которые образуют целостную систему. Среди групповых общностей выделяются целевые общности – организации. Именно к таким общностям принадлежит учебное заведение.

Номинальные общности объединяются некоторыми общими социально значимыми признаками. В отличие от реальных общностей, в них могут отсутствовать непосредственные контакты. Виды номинальных общностей: социально-классовые, социально-профессиональные, социально-демографические, социально-этнические, конфессиональные.

Можно выделить следующие конкретные виды социальных отношений:

  • межличностные отношения;
  • отношения между личностью и общностью;
  • отношения между личностью и обществом;
  • отношения между поколениями;
  • отношения между мужчинами и женщинами;
  • отношения между горожанами и сельскими жителями;
  • отношения между региональными общностями;
  • семейно-брачные отношения;
  • национальные отношения;
  • профессиональные отношения;
  • классовые отношения;
  • организационные отношения;
  • конфессиональные и др.

Социальные отношения осуществляются не только "вовне", но и "внутри" общностей. Студенты вступают в отношения с преподавателями, а также образуют систему внутренних (внутристуденческих) отношений. Ясно, что социальные отношения представляют сложную сеть различных конкретных видов.

"Незаменимых людей нет" – изрек И.Сталин. Однако в результате массовых репрессий на смену образованным пришли необразованные, на смену высококвалифицированным пришли малоквалифицированные. Эффективность и качество труда закономерно упали, а в экономике, политике и духовной жизни четко проявились признаки деградации и регресса.

Подобно тому, как экономические, политические,личные, духовные, информационные отношения образуют соответствующие сферы жизни общества, выделяется еще одна сфера - социальная. Что же представляет собой социальная сфера жизни общества? Следует различать журналистское и научное представления об этой сфере. В средствах массовой информации, да и в официальных документах (бюджете страны, например) под социальной сферой подразумеваются образование, наука, здравоохранение, социальное обеспечение и защита населения, театры, музеи и т.п. Подобное представление не является строго научным. Перечисленные институты и организации действуют и в экономической, и в политической, и в духовной жизни общества. В собственно социологическом понимании социальная сфера представляет собой сферу жизни личности и общностей людей. Например, это сфера жизни поколений, наций, профессиональных групп, классов и т.д. Науку более точно следует отнести к интеллектуальной сфере, образование, искусство – к духовной сфере

Социальная сфера – это не обособленный остров общества. Она "пересекается" с другими сферами жизни общества. Экономические отношения предстают как социальные, если их рассматривать с точки зрения субъектов этих отношений. И, наоборот, социальные отношения предстают как экономические, политические, личные, информационные или духовные, если мы их будем анализировать с точки зрения содержания (из-за чего взаимодействуют). Поэтому выделение социальной сферы жизни общества достаточно условно. Где бы мы ни находились (на работе, дома, в магазине, в театре), окажемся в социальной сфере жизни общества. Иначе говоря, социальная сфера – это сквозная сфера, которая пронизывает все другие сферы жизни общества, поскольку и в политике, и в экономике, и в личной жизни важен социальный статус субъектов, который и определяет все виды отношений между ними. Поэтому важно, чтобы представители государственной власти (политическая элита) были в высокой степени социальными, то есть выражали интересы общества в целом, его регионов, групп и личности.

Краткие итоги:

  1. Общество как система состоит из таких подсистем как экономическая, политическая, личностная, социальная, духовная и интеллектуальная
  2. Социальные отношения не сводятся к общественным, а характеризуют их с точки зрения их субъектов, носителей (людей, групп).
  3. Отношения между личностью, общностями людей и обществом в целом называются социальными.
  4. Социальные институты – это общепринятые в обществе технологии, способы и механизмы социальных отношений.
  5. Социальные организации – это целевые общности людей.
  6. Социальное взаимодействие (интеракция) – процесс, при котором личности и группы своим поведением влияют на других индивидов и другие группы, вызывая ответные реакции.
  7. Социальная сфера – относительно самостоятельная сфера жизнедеятельности общества, охватывающая отношения между общностями, личностями, имеющими разный социальный статус.

Набор для практики

Вопросы :

  1. Каково соотношение понятий " общество" и "государство"?
  2. Правомерно ли отождествлять общество с населением (совокупностью людей)?
  3. Как соотносятся социальные отношения с личными, политическими, экономическими, духовными, информационными?
  4. Покажите на конкретных примерах, что общество представляет не совокупность людей, а систему их отношений?
  5. В чём вы видите целостность общества?
  6. Покажите на примерах из личного и социального опыта взаимосвязь социальной сферы с о сферой личной жизни, с экономической, политической, духовной и информационной сферами?

Общество — объединение людей, имеющих закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности и общую законодательную систему, а также общие социальные нормы, правила поведения, позволяющие в комплексе его членам создавать социокультурную идентичность и ощущение принадлежности к единому целому.

Мы произносим слово «общество», не задумываясь над тем, что это . Социология должна дать четкое определение, ибо общество является объектом ее исследования. Следует отметить, что в социологии термин « » обычно используется в двух значениях.

Первое значение — это понимание общества исторически, географически, экономически и политически конкретного социального образования.

Согласно даже простым бытовым представлениям, общество — нечто большее, чем просто общность или группа. Обычно, пользуясь понятием «общество», мы имеем в виду либо исторически конкретный тип общества — первобытное общество, феодальное, современное и т.п., либо большую устойчивую общность людей, в своих границах совпадающую с тем или иным государством, например современное российское общество, либо совокупность таких общностей, объединенных одинаковым уровнем развития технологий, общими ценностями и образом жизни (современное западное общество). Все эти варианты можно объединить следующим образом: общество — целостная система, локализованная в строгих пространственных и временных границах. Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, любому по численности объединению (группе) людей, если это объединение отвечает таким признакам, как (по Э. Шилзу):

  • объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества);
  • браки заключаются между представителями данного объединения;
  • пополнение общества происходит преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;
  • объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;
  • у объединения есть собственное название и своя история;
  • оно обладает собственной системой управления;
  • объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
  • его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

По мнению ряда отечественных социологов, к критериям общества необходимо отнести следующие:

  • интеграгивность: общество способно поддерживать и воспроизводить в новых поколениях свои структуры, включать все новых индивидов в единый контекст социальной жизни.

Итак, второе значение, чисто социологическое и социально-философское понятия «общество» сводится к понятию «социальная реальность». Это как бы «общество вообще», «социальное», то в коллективной жизнедеятельности людей, что не сводится к простой равнодействующей их индивидуальностей. Социология, основываясь на строгих эмпирических фактах, изучает группы и общности (семью, род, классы, нации и т.п.) как коллективные сущности, имеющие свой облик, черты единства, и то, каким образом такие общности иерархически подчиняются обществу. Изучение отношений, структурных уровней, групп — всех социологических объектов раскрывает существование конкретного единства, к которому каждый индивид ощущает себя причастным.

Описывать общество удобнее всего с помощью типологий, которые обеспечивают и приемлемый уровень обобщения, и приемлемую степень конкретности. Существует очень много таких .

За терминологические рамки социально-философского понятия выходит идеологическое понимание общества , наделенное символическим смыслом. Любая идеологическая парадигма дает как бы мифологизированный взгляд на данное общество «изнутри», и на понимание общества накладываются мифологические смыслы, идеологические образы-клише. Рассматриваемое «изнутри» представление о «нашем обществе» аналогично представлению о «мироздании», и история возникновения и развития общества напоминает имеющиеся у всех народов «мифы о начале» — повествования о «первособытии», с которого начался мир. Но если мифы о начале в первобытных обществах действительно повествуют об абсолютном начале, то в легендах и эпопеях «исторических» обществ речь идет об относительном начале, о «начале заново» после разрыва. Например, такова история американского общества, начинающаяся с отцов-основателей, или советского — берущая начало с первого года Октябрьской революции 1917 г.

Наконец, с точки зрения эмпирии общество — это просто самая большая социальная группа, включающая в себя все прочие.

Из-за разнообразия ракурсов рассмотрения общества представляется оптимальным его системное определение, предложенное Р. Кёнигом. Под обществом понимается:

  • конкретный тип образа жизни;
  • образованные народами конкретные социальные единства;
  • основанные на договорах экономические и идейные объединения;
  • целостное общество, т.е. совокупность индивидов и групп;
  • исторически конкретный тип общества;
  • социальная реальность — взаимоотношения индивидов и основанные на этих отношениях структуры и социальные процессы.

Представления об обществе

Очень часто мы произносим слово «общество», не задумываясь о его значении. Но если мы заглянем в словари, специальную литературу, то увидим, что понятие «общество» в них трактуется далеко не однозначно: и как объединение людей, и как совокупность индивидов, и как совокупность человеческих отношений, и как совокупность форм жизнедеятельности, и как социальная система, и как социальный организм.

Понятие «общество» широко используется в разных научных дисциплинах, в том числе в социологии, ибо общество является объектом ее исследования. В социологии понятие «общество» обычно используется в двух смыслах. Во-первых, общество — это исторически, географически, экономически и политически конкретное социальное образование; во-вторых, общество — это социальная реальность.

Какими критериями следует руководствоваться, чтобы утверждать, что данная конкретная общность людей — это общество? Согласно даже простым бытовым представлениям, общество — нечто большее, чем просто общность или группа. Пользуясь понятием «общество», мы обычно имеем в виду либо исторически конкретный тип общества — первобытное, феодальное, современное и т.п., либо большую устойчивую общность людей, в своих границах совпадающую с тем или иным государством (современное российское общество), либо совокупность таких общностей, объединенных одинаковым уровнем развития технологий, общими ценностями и образом жизни; например современное западное общество. Все эти варианты характеризуются тем, что под обществом понимается целостная система, локализованная в строгих пространственных и временных границах.

К критериям общества относятся следующие:

  • наличие единой территории, являющейся материальной основой возникающих в ее пределах социальных связей;
  • универсальность (всеобъемлющий характер);
  • автономность, способность существовать самостоятельно и независимо от других обществ;
  • интегративность: общество способно поддерживать и воспроизводить в новых поколениях свои структуры, включать все новых и новых индивидов в единый контекст социальной жизни.

Однако установить критерии выделения общества — еще не означает понять, что это такое. Социология должна определить собственный ракурс рассмотрения общества, свои принципы и методологические подходы к нему.

Социологическое понимание общества характеризуется тем, что социология рассматривает общество как систему конкретных взаимоотношений и взаимосвязей, возникающих между индивидами в процессе их жизнедеятельности.

С самого рождения человек помимо своей воли оказывается вовлеченным в конкретную социальную реальность, которая во многом лишает его свободы индивидуального выбора и обусловливает его жизнь вплоть до мелочей. Эта распоряжающаяся человеком неодолимая сила и есть общество. Человек обычно проходит долгий путь адаптации, прежде чем научается видеть в обществе себя и понимать свои реальные возможности обратного влияния на общество.

Итак, чисто социологическое и социально-философское значение понятия «общество» сводится к понятию «социальная реальность». Это как бы «общество вообще», «социальное», а именно: то в коллективной жизнедеятельности людей, что не сводится к простой равнодействующей их индивидуальностей. Социология, основываясь на строгих эмпирических фактах, изучает группы и общности (семью, род, классы, нации и т.п.) как коллективные сущности, имеющие свой облик, черты единства, и то, каким образом такие общности иерархически подчиняются обществу. Но изучение отношений, структурных уровней, групп — всех социологических объектов раскрывает существование конкретного единства, к которому все мы ощущаем себя причастными.

На этом основании будем понимать общество как объединение людей, имеющее закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности, социальные нормы, характеризуемое осознанной социокультурной идентичностью (самопричастностью) ее членов.

Понятие общество, государство и страна

Понятия «общество», «государство» и «страна» следует различать.

Общество - это исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей.

Государство представляет собой искусственный политический конструкт — учреждение или институт, призванный управлять этими взаимоотношениями.

Страна символизирует промежуточное понятие между понятиями общества и государства, так как представляет собой одновременно естественно сложившуюся общность людей (общество) и искусственное территориально-политическое образование, имеющее государственные границы 2 .

Главным предназначением государства является служение обществу, и в этих целях социальное государство, к построению которого стремится современное российское общество, должно выполнять следующие основные функции:

  • устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его вплоть до применения принуждения;
  • обеспечивать социальный мир и стабильность в обществе, выступая своего рода социальным арбитром в отношениях между различными группами, слоями общества при столкновении их интересов, добиваясь достижения социального компромисса;
  • защищать личность от произвола, создавать нормальные условия жизни для всех членов общества; заботиться о социально слабых и незащищенных слоях и группах населения, т.е. быть социальным;
  • выступать той силой, которая способна интегрировать общество в единое целое.

Социальное государство обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу, нести ответственность за благосостояние своих граждан, их социальное и физическое самочувствие. Построение такого государства возможно только при совместном усилии всех общественных сил и ему должен соответствовать определенный уровень общественного развития.

Современное общество не представляет собой единого монолитного создания, хотя сегодня как никогда прежде оно пронизано связями различного характера (экономического, политического, культурного), укрепляющимися в процессе глобализации мирового пространства. История человечества представляет собой образование, существование и смену цивилизаций, каждая из которых развивалась по особому сценарию и оставила свой особый след в мировой истории. Однако различие между ними не предполагает противоположности и противостояния, и между самыми далекими друг от друга формами цивилизации существует определенное сходство, вытекающее из единства фундаментальных принципов организации общества и цивилизации. Но сегодня между людьми Востока и Запада, безусловно, существует пропасть, что является одной из характерных особенностей современного мира.

Свойства общества

Важным свойством общества считается его относительная автономность и самодостаточность.

Автономность означает способность общества в рамках границ своей территории и на основе установившихся взаимосвязей его элементов функционировать, не прибегая к внешним влияниям. Конечно, в современном мире усиливаются международные контакты, происходят процессы глобализации, европейской интеграции и т. п. Очевидно, что в этих процессах велика роль не только объективных, но и субъективных обстоятельств. Это усиливает противоречивость происходящих процессов и вызывает иногда острые конфликты.

К области автономности каждого общества относится собственная система управления, специфические социальные связи и взаимодействие его элементов, внутренняя интеграция большинства существующих на территории общества более мелких социальных общностей.

Самодостаточность характеризуется тем, что народ, понимаемый как целостное общество, является носителем суверенитета.

С понятием автономности сближается свойство саморегулирования. Действительно, автономным, самостоятельным обществом считается такое, которое функционирует, не нуждаясь в постоянном вмешательстве и помощи извне.

Долгое время считаюсь абсолютным свойство самодостаточности, то есть способности общества развиваться в полной изоляции от соседних. В современном мире подобных абсолютно самодостаточных обществ не существует. Современные общества являются открытыми системами, постоянно обменивающимися с внешним миром товарами, людьми, энергией, информацией, валютой и т. п.

Вопрос лишь заключается в том, как сохранить и умножить сложившиеся в каждом обществе особенности, способствующие эффективному развитию и соответствующие условиям каждой страны. Нельзя забывать, что эти особенности, как правило, сложились в результате длительного опыта и являются важными элементами, обогащающими современную цивилизацию.

Свойство саморегулирования социальных систем, вместе с тем означает, что создаваемые людьми институты, организации, предприятия и даже идеологические концепции, как правило, достаточно быстро начинают подчиняться собственным правилам и законам поведения, о которых не думали их создатели. Поэтому для понимания особенностей общественных форм недостаточно знакомства только с документами. Необходимо исследовать и практику. Именно на это и обращает большое внимание социология.

Характерным свойством общества считается социокультурное единство. Это понятие включает общность социальных и политических институтов — государства, экономики, образования, семьи, языка (в большинстве стран это — не только государственный, но и язык общения). Сюда же следует отнести и осознание принадлежности к обществу, аналогичность многих моральных ценностей, образцов поведения и менталитета.

Социокультурное единство не создается искусственно, а возникает в итоге длительной эволюции, накапливаемого общественного опыта и складывающихся традиций.

Наряду с наукой и религией искусство также представляет собой форму осознания окружающего мира, восприятия и воспроизведения реальной действительности. Как и наука, искусство - творческая деятельность, но его духовный продукт - художественное произведение. В способе познания и освоения действительности искусство коренным образом отличается от науки. Результат художественного творчества - не истина с ее доказательствами, а живые картины действительности. И они не зеркало, а плод фантазии автора. Художник может изобразить на картине предметы и их отношения с реальным миром, а может изобразить их в фантастическом ракурсе, нереальном виде. Если ученый связан опытными данными и логикой теории, то художник свободен в полете своей творческой фантазии, в выборе сюжетов и идей, в способе их изображения.

Наука и искусство отличаются и по главному «инструменту» освоения действительности: наука оперирует понятиями, а искусство - художественными образами. Художественный образ - альфа и омега искусства. Что это такое? Какими качествами обладает художественный образ? Обратимся к известному образу Митрофана из комедии Д. Фонвизина «Недоросль». Мы вспоминаем его и видим (чувствуем) как живого человека, слышим (чувствуем), как он бубнит: «Не хочу учиться, а хочу жениться». Иными словами, Митрофан предстает перед нами в конкретно-чувственной форме. В этом и состоит особенность искусства: оно изображает явление, человека, вещь в конкретно-чувственной форме. Мы постигаем искусство не только умом, но и органами чувств.

Образное мышление используется и в науке: вспомним модель солнечной системы или резерфордовскую модель атома. Но научные модели оцениваются по шкале «истинно - не истинно».

Художественный образ и художественное произведение оценивают по принципиально иному критерию: насколько они совершенны с точки зрения идеала прекрасного, эстетического идеала. Прекрасное воздействует на человека через созерцание, то есть восприятие органами чувств; прекрасное возбуждает в человеке восхищение, волнение, душевный подъем. Трудно оторваться от созерцания Джоконды или архитектурного совершенства в храме Спаса-на-Нерли или от чтения интересной книги. В утверждении идеала прекрасного, высокого и благородного - одна из социальных функций искусства. Искусство делает нашу жизнь более содержательной, украшает ее прекрасным.

Действительно, в искусстве создано немало образов, вызывающих отвращение. Что привлекательного можно найти, например, в образе Иудушки Головлева из романа М. Салтыкова-Щедрина? Прекрасны в искусстве не образы, сюжеты или идеи, а их изображение. Писатель прекрасно изобразил тип лицемера и негодяя. Мы восхищаемся не Иудушкой (его мы презираем), а тем, как тонко, глубоко, выпукло, как картинно и красочно выписан этот тип. Бодлер прекрасно изобразил падаль, Тулуз-Лотрек - обжору, а Босх - страх. Прекрасное - синоним художественности. Сюжеты становятся

прекрасными произведениями благодаря их художественной форме , которая преодолевает негативное жизненное содержание и заставляет зрителя или читателя, завороженных изображением, постоянно возвращаться к истории Головлевых и села Степанчикова так же, как к картинам мастеров. В жизни читатель избегает общаться с лицемером и негодяем, а зритель - смотреть на падаль, обжору или лица, искаженные страхом. Произведение заражает зрителя, читателя, слушателя теми чувствами, которые вложил в него автор. В подобной способности искусства - зажечь пламя самых сильных и бурных чувств - состоит его главная социальная функция. Можно сказать, что религия наполовину обязана своему успеху в обществе силе искусства мастеров, украшавших храмы. Тысячи картин на библейские сюжеты в церквах и монастырях силой своего художественного воздействия заражали верующих глубоким религиозным чувством, где любовь к Богу усиливало чувство восхищения прекрасным.

В чем секрет художественной формы, которая так искусно преображает действительность?

Тайну прекрасного пытались разгадать еще в Древней Греции Платон и Аристотель. Конечно, они исходили из практики античного искусства, где идеал составляли физическое совершенство и героический дух. В древнегреческом искусстве нет отрицательных героев. Если античные персонажи совершают отрицательные поступки, то не по своей злой воле, а в силу рока, предопределенности - от них никуда не уйти. Поэтому и Платон, и Аристотель в первую очередь выдвигают такие формальные признаки прекрасного, как гармония, мера, соразмерность, порядок (в пространстве), определенность. Платон считал, что сам вид физического совершенства вызывает волнующее побуждение, чувственную тягу, любование предметом искусства. Подобное любование не связано ни с какими соображениями выгоды или пользы: это духовное, бескорыстное чувство.

Облегчающее, очищающее и облагораживающее воздействие художественного произведения на человека древние греки называли катарсисом. Аристотель определил смысл катарсиса применительно к греческой трагедии: зритель, посмотревший ее, испытал удовлетворение и очищение духа, очищение чувств благодаря пережитому страху за героев и состраданию им. Но вот что на первый взгляд странно. Мы наблюдаем на сцене убийства, смертельные поединки, катастрофы, предательства и т. д. - и этим удовлетворены? На такой вопрос нет окончательного ответа. Почему? Изложу одну версию. Для переживания катарсиса очень важно ощущение зрителем собственной безопасности. С одной стороны, он как бы находится на сцене вместе с героем или даже вместо него, а с другой - понимает, что перед ним - художественный вымысел: одновременное ощущение себя и участником действия, и зрителем рождает сопереживание, вызывающее катарсис.

Но тогда возникает другой вопрос: есть ли красота в действительности и какое отношение она имеет к искусству? Существует она объективно, или красота - дело вкуса и субъективного мнения каждого? Иными словами, вещь считается красивой потому, что я считаю ее красивой, или я считаю ее красивой потому, что она действительно красива? Если красота существует объективно, если она присуща самим вещам и явлениям, то ее одинаково должны воспринимать все люди или, по крайней мере, большинство. Древние полагали, что прекрасное - объективное свойство природы, что существует некая «красота в себе» как идеал, к которому должны стремиться художники, создавая свои произведения.

Действительно, природа красива, она может быть лирически красивой, когда «отдыхает глаз», или обладать величественной красотой; она красива на суровом Севере и в пальмовых рощах Юга. Но ее красоту мы не объясним разумом, мы можем только чувствовать и понимать ее. Конечно, у каждого есть свой любимый уголок, пейзаж, ландшафт, но это говорит лишь о том, что в чувствовании красоты есть большой элемент субъективности, зависящий от воспитания. Однако при всех различиях восприятия люди четко отличают красивое от безобразного.

Но если искусство просто воспроизведет красоту, скопирует ее, сфотографирует, то результатом будет, как говорил великий испанский живописец Гойя, «ложь и ослепление». Получившееся будет красивым, но не будет искусством, чем-то художественным. Мастер-ремесленник по всем канонам ремесла до мельчайших подробностей зарисует пейзаж или жанровую сценку, и такую картину приятно повесить в жилой комнате - как образец бытовой или салонной живописи. По канонам ремесла изготовляют вещи и в других жанрах искусства: в литературе, музыке и т. д. Копия действительности, фотография действительности всегда мертва, в ней нет жизни, которая есть у действительности.

Настоящее искусство не отражает, а преображает действительность в художественных образах и формах. Художник по своим, одному ему известным, принципам отбирает, концентрирует и располагает материал действительности в соответствии со своим замыслом.

Можно ли себе представить, чтобы одинаковые произведения написали два художника? Вопрос риторический, ответ на него заранее ясен. А между тем, в литературе насчитывают всего несколько десятков основных сюжетов. Но художник вкладывает в произведение свою индивидуальность, свою манеру изложения, свое настроение. Вспомните стихотворение М.Лермонтова «Парус». Присутствие автора кажется здесь осязаемым. Все средства художественной выразительности мобилизованы на то, чтобы сказать о наболевшем и чтобы его услышали другие. Как этого достигает художник - тайна за семью печатями даже для него самого. Обратите внимание на то, что подобные стихи невозможно изложить прозой и, мало того, нельзя истолковать однозначно. Их смысл многозначен, они говорят гораздо больше, чем выражено словами. Такая многозначность, скрытый, прямо не выраженный словесно смысл - признак подлинного художественного произведения. И «Парус» Лермонтова - образ паруса! - читатель воспринимает как существующий более реально , чем парус, который можно увидеть, стоя на берегу моря. Читатель знает о лермонтовском парусе гораздо больше, чем о том, что действительно мелькнул на горизонте. Художественный образ зачастую более реален, чем сама натура, реальная жизнь. Герои художественных произведений не раз становились образцом для подражания. Л. Толстой заметил о тургеневских портретах женщин: «Может быть, таких, как он писал, и не было, но, когда он написал их, они появились».

Автор «Паруса» аксиоматически завершает последнюю строфу: «А он, мятежный, ищет бури, как будто в бурях есть покой!» И мы верим, что парус действительно ищет бури, хотя о нем самом мы знаем только одно - что он белеет в тумане моря. Поэтический гений убедил нас без всяких доказательств в правде своего заключительного утверждения. Правда искусства не требует доказательств.

Вопрос

Почему спортивное соревнование иногда бывает интереснее, чем детективный сериал?

Со времени возникновения социологии как самостоятельной науки ученые всегда пытались понять общество как организованное целое, выделив в нем составляющие его элементы. Такой универсальный для всех наук аналитический подход должен быть приемлем и для позитивной науки об обществе. Уместно отметить, что описанные выше попытки представить общество как организм, как саморазвивающееся целое, обладающее способностью самоорганизации и поддержания равновесия, по сути были предвосхищением системного подхода. В полной мере речь о системном понимании общества можно вести после создания Л. фон Берталанфи общей теории систем.

Социальная система - ϶ᴛᴏ упорядоченное целое, представляющее собой совокупность отдельных социальных элементов — индивидов, групп, организаций, институтов.

Эти элементы соединены между собой устойчивыми связями и в целом образуют социальную структуру. Общество может само рассматриваться как система, состоящая из множества подсистем, а каждая подсистема представляет собой систему на ϲʙᴏем уровне и имеет ϲʙᴏи подсистемы. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что с позиции системного подхода общество — ϶ᴛᴏ что-то вроде матрешки, внутри кᴏᴛᴏᴩой находится множество все более маленьких матрешек, следовательно, существует иерархия социальных систем. Согласно общему принципу теории систем, система — нечто гораздо большее, чем просто сумма ϲʙᴏих элементов, и как целое, благодаря ϲʙᴏей целостной организации обладающее качествами, кᴏᴛᴏᴩых не было у се элементов, взятых в отдельности.

Всякая система, в т.ч. социальная, может быть описана с двух точек зрения: во-первых, с позиции функциональных взаимоотношений ее элементов, т.е. с позиции структуры; во-вторых, с позиции отношений между системой и внешним миром вокруг нее — окружающей средой.

Отношения между элементами системы поддерживаются сами собой, никем и ничем не направляясь извне. Система автономна и не зависит от воли включенных в нее индивидов. По϶ᴛᴏму системное понимание общества всегда связано с необходимостью решения большой проблемы: как соединить ϲʙᴏбодное действие индивида и функционирование системы, существовавшей до него и самим ϲʙᴏим существованием обусловливающей его решения и поступки. В случае если следовать логике системного подхода, то, строго говоря, ϲʙᴏбоды индивида нет вообще, поскольку общество как целое превышает сумму ϲʙᴏих частей, т.е. являет собой реальность неизмеримо более высокого порядка, чем индивид, меряет себя историческими сроками и масштабами, несопоставимыми с хронологическим масштабом индивидуальной перспективы. Что может знать индивид об отдаленных последствиях ϲʙᴏих действий, кᴏᴛᴏᴩые могут оказаться противоположными его ожиданиям? Он просто превращается в «колесико и винтик общего дела», в мельчайший элемент, сведенный к объему математической точки. Тогда в ракурс социологического рассмотрения попадает не сам индивид, а его функция, обеспечивающая в единстве с другими функциями сбалансированное существование целого.

Отношения системы с окружающей средой служат критерием ее прочности и жизнеспособности. Стоит сказать, для системы опасно то, что приходит извне: ведь внутри все работает на ее сохранение. Окружающая среда потенциально враждебна системе, поскольку воздействует на нее как на целое, т.е. вносит в нее изменения, кᴏᴛᴏᴩые могут расстроить ее функционирование. Систему спасает то, что она обладает способностью к самопроизвольному восстановлению и установлению состояния равновесия между собой и внешней средой. Это означает, что система по ϲʙᴏей природе гармонична: она тяготеет к внутреннему балансу, и его временные нарушения представляют собой исключительно случайные сбои в работе слаженной машины. Общество похоже на хороший оркестр, где гармония и согласие будут нормой, а разлад и музыкальная какофония — случайным и досадным исключением.

Система умеет воспроизводить самое себя без сознательного участия включенных в нее индивидов. В случае если она функционирует нормально, следующие поколения спокойно и бесконфликтно вписываются в ее жизнедеятельность, начинают действовать согласно правилам, кᴏᴛᴏᴩые диктует система, и в ϲʙᴏю очередь передают данные правила и навыки следующим поколениям. В рамках системы воспроизводятся и социальные качества индивидов. К примеру, в системе классового общества представители высших классов воспроизводят ϲʙᴏй образовательный и культурный уровень, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующим образом воспитывая ϲʙᴏих детей, а представители низших помимо ϲʙᴏей воли воспроизводят ϲʙᴏй недостаток образования и ϲʙᴏи трудовые навыки в ϲʙᴏих детях.

В число характеристик системы входит также способность интегрировать в себя новые социальные образования. Стоит заметить, что она подчиняет ϲʙᴏей логике и заставляет работать но ϲʙᴏим правилам на благо целого вновь возникающие элементы — новые классы и социальные слои, новые институты и идеологии и т.д. К примеру, нарождавшаяся буржуазия долгое время нормально функционировала как класс в составе «третьего сословия», и л ишь когда система сословного общества уже не могла сохранять внутренний баланс, выломалась из нее, что означало гибель всей системы.

Системные характеристики общества

Общество можно представить в виде многоуровневой системы . Первый уровень — ϶ᴛᴏ социальные роли, задающие структуру социальных взаимодействий. Социальные роли организованы в различные институты и общности, кᴏᴛᴏᴩые составляют второй уровень общества. Отметим, что каждый институт и общность могут быть представлены в виде сложной устойчивой и самовоспроизводящейся системной организации. Различия выполняемых социальными группами функций, противостояние их целей требуют такого системного уровня организации, кᴏᴛᴏᴩый поддерживал бы в обществе единый нормативный порядок. Стоит заметить, что он реализуется в системе культуры и политической власти. Культура задает образцы человеческой деятельности, поддерживает и воспроизводит нормы, апробированные опытом многих поколений, а политическая система законодательными и правовыми актами регулирует и укрепляет связи между социальными системами.

Социальная система может рассматриваться в четырех аспектах:

  • как взаимодействие индивидов;
  • как групповое взаимодействие;
  • как иерархия социальных статусов (институциональных ролей);
  • как совокупность социальных норм и ценностей, определяющих поведение индивидов.

Описание системы в ее статичном состоянии было бы неполным.

Общество — динамическая система , т.е. находится в постоянном движении, развитии, меняет ϲʙᴏи черты, признаки, состояния. Состояние системы дает представление о ней в конкретный момент времени. Смена состояний вызывается как влияниями внешней среды, так и потребностями развития самой системы.

Динамические системы могут быть линейными и нелинейными. Изменения в линейных системах легко просчитываются и прогнозируются, поскольку происходят относительно одного и того же стационарного состояния. Таково, например, ϲʙᴏбодное колебание маятника.

Общество — нелинейная система. Это означает, что происходящие в нем в разное время под воздействием разных причин процессы определяются и описываются разными законами. Их нельзя уложить в одну объяснительную схему, потому что обязательно найдутся такие изменения, кᴏᴛᴏᴩые не будут отвечать ϶ᴛᴏй схеме. Именно по϶ᴛᴏму социальные изменения всегда содержат долю непредсказуемости. Исключая выше сказанное, если маятник возвращается в прежнее состояние со 100%-ной вероятностью, общество никогда не возвращается назад к какой-то точке ϲʙᴏего развития.

Общество — открытая система . Это значит, что оно реагирует на малейшие влияния извне, на любую случайность. Реакция пробудет в возникновении флуктуаций — непредсказуемых отклонений от стационарного состояния и бифуркаций — разветвлений траектории развития. Бифуркации всегда непредсказуемы, к ним неприменима логика предшествующего состояния системы, поскольку они сами по себе представляют собой нарушение ϶ᴛᴏй логики. Это как бы кризисные моменты излома, когда теряются привычные нити причинно-следственных связей и наступает хаос. Именно в точках бифуркации возникают инновации, происходят революционные изменения.

Нелинейная система способна порождать аттракторы — особые структуры, превращающиеся в ϲʙᴏего рода «цели», к кᴏᴛᴏᴩым направляются процессы социальных изменений. Это новые комплексы социальных ролей, кᴏᴛᴏᴩых ранее не было и кᴏᴛᴏᴩые организуются в новый социальный порядок. Так возникают новые предпочтения массового сознания: выдвигаются новые политические лидеры, резко приобретающие общенародную популярность, образуются новые политические партии, группы, неожиданные коалиции и союзы, происходит перераспределение сил в борьбе за власть. К примеру, в период двоевластия в России 1917 г. непредсказуемые стремительные социальные изменения за несколько месяцев привели к большевизации советов, неслыханному росту популярности новых лидеров и в конечном счете к полной смене всей политической системы в стране.

Понимание общества как системы прошло длительную эволюцию от классической социологии эпохи Э. Дюркгейма и К. Маркса до современных работ по теории сложных систем. Уже у Дюркгейма развитие социального порядка ассоциируется с усложнением общества.
Стоит отметить, что особую роль в понимании систем сыграла работа Т. Парсонса «Социальная система» (1951) Стоит заметить, что он ϲʙᴏдит проблему системы и индивида к взаимоотношению между системами, поскольку рассматривает как систему не только общество, но и личность. Между данными двумя системами, согласно Парсонсу, существует взаимопроникновение: невозможно представить себе систему личности, кᴏᴛᴏᴩая не была бы включена в систему общества. Социальное действие и его компоненты также будут частью системы. Несмотря на то что действие само складывается из элементов, вовне оно выступает как целостная система, качества кᴏᴛᴏᴩой активизируются в системе социального взаимодействия. При этом система взаимодействия будет подсистемой действия, гак как каждый единичный акт состоит из элементов системы культуры, системы личности и социальной системы. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что общество представляет собой сложное переплетение систем и их взаимодействий.

По мнению немецкого социолога Н. Лумана, общество представляет собой аутопойетическую систему — саморазличающую и самообновляющуюся. Социальная система обладает способностью отличать «себя» от «других». Стоит заметить, что она сама воспроизводит и определяет собственные границы, отделяющие ее от внешней среды. Исключая выше сказанное, согласно Луману, социальная система в отличие от природных систем строится на базе смысла, т.е. в ней обретают смысловое согласование ее различные элементы (действие, время, событие)

Современные исследователи сложных социальных систем фокусируют ϲʙᴏе внимание не только на чисто макросоциологических проблемах, но и на вопросах, как реализуются системные изменения на уровне жизни индивидов, отдельных групп и общин, регионов и стран. Стоит заметить, что они приходят к выводу, что все изменения происходят на различных уровнях и взаимосвязаны в том смысле, что «высшие» возникают из «низших» и снова возвращаются к низшим, оказывая на них влияние. Нап р им ер, социальное неравенство проистекает из разницы в доходах и благосостоянии. Это не просто идеальная мера распределения доходов, но реальный фактор, продуцирующий определенные социальные параметры и оказывающий влияние на жизнь индивидов. Так, американский исследователь Р. Уилкинсон показал, что в тех случаях, когда степень социального неравенства превышает определенный уровень, оно оказывает влияние на здоровье индивидов само по себе, вне зависимости от фактического благосостояния и дохода.

Общество обладает самоорганизационным потенциалом, что позволяет рассматривать механизм его развития, особенно в ситуации трансформации, с позиций синергетического подхода. Под самоорганизацией понимаются процессы спонтанного упорядочения (перехода от хаоса к порядку), образования и эволюции структур в открытых нелинейных средах.

Синергетика - новое междисциплинарное направление научных исследований, в рамках кᴏᴛᴏᴩого изучаются процессы перехода от хаоса к порядку и обратно (процессы самоорганизации и самодезорганизации) в открытых нелинейных средах самой различной природы. Данный переход называется фазой становления, кᴏᴛᴏᴩая связана с понятием бифуркации или катастрофы — скачкообразным изменением качества. В решающий момент перехода система должна совершить критический выбор через динамику флуктуации, и ϶ᴛᴏт выбор происходит в зоне бифуркации. После критического выбора происходит стабилизация и система развивается дальше в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со сделанным выбором. Именно так по законам синергетики фиксируются фундаментальные соотношения между случаем и внешним ограничением, между флуктуацией (случайностью) и необратимостью (необходимостью), между ϲʙᴏбодой выбора и детерминизмом.

Синергетика как научное течение возникло во второй половине XX в. в естественных науках, однако постепенно принципы синергетики распространились и в гуманитарных науках, став настолько популярными и востребованными, что на настоящий момент синергетические принципы находятся в центре научного дискурса в системе социально-гуманитарного знания.

Общество как социальная система

Общество с позиции системного подхода может рассматриваться как система, состоящая из множества подсистем, а каждая подсистема в ϲʙᴏю очередь сама являет собой систему на ϲʙᴏем уровне и имеет ϲʙᴏи подсистемы. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что общество — что-то вроде набора матрешек, когда внутри большой матрешки находится матрешка поменьше, а внутри нее — еще более маленькая и т.д. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что существует иерархия социальных систем.

Общий принцип теории систем состоит по сути в том, что система понимается как нечто гораздо большее, чем просто сумма ϲʙᴏих элементов, — как целое, благодаря ϲʙᴏей целостной организации обладающее качествами, кᴏᴛᴏᴩых нет у ее элементов, взятых в отдельности. Материал опубликован на http://сайт

Отношения между элементами системы таковы, что поддерживаются сами собой, они никем и ничем не направляются извне. Система автономна и не зависит от воли включенных в нее индивидов. По϶ᴛᴏму системное понимание общества всегда связано с большой проблемой — как соединить ϲʙᴏбодное действие индивида и функционирование системы, существовавшей до него и обусловливающей самим ϲʙᴏим существованием его решения и поступки. Что может знать индивид об отдаленных последствиях ϲʙᴏих действий, кᴏᴛᴏᴩые могут оказаться противоположными его ожиданиям? Он просто превращается в «колесико и винтик общего дела», в мельчайший элемент, и социологическому рассмотрению подвергается не сам индивид, а его функция, обеспечивающая в единстве с другими функциями сбалансированное существование целого.

Отношения системы с окружающей средой служат критерием ее прочности и жизнеспособности. Стоит сказать, для системы опасно то, что приходит извне, так как внутри системы все работает на ее сохранение. Окружающая среда потенциально враждебна системе, поскольку воздействует на нее как на целое, внося в нее изменения, кᴏᴛᴏᴩые могут расстроить ее функционирование. Система сохраняется, так как обладает способностью к самопроизвольному восстановлению и установлению состояния равновесия между собой и внешней средой. Это означает, что система тяготеет к внутреннему балансу и временные его нарушения представляют собой исключительно случайные сбои в работе слаженной машины.

Система умеет воспроизводить самое себя. Это происходит без сознательного участия включенных в нее индивидов. В случае если она функционирует нормально, следующие поколения спокойно и бесконфликтно вписываются в ее жизнедеятельность, начинают действовать согласно правилам, кᴏᴛᴏᴩые диктует система, и в ϲʙᴏю очередь передают данные правила и навыки ϲʙᴏим детям. В рамках системы воспроизводятся и социальные качества индивидов. К примеру, в классовом обществе представители высших классов воспроизводят ϲʙᴏй образовательный и культурный уровень, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующим образом воспитывая ϲʙᴏих детей, а представители низших классов помимо ϲʙᴏей воли воспроизводят в ϲʙᴏих детях недостаток образования и ϲʙᴏи трудовые навыки.

В число характеристик системы входит также способность интегрировать в себя новые социальные образования. Стоит заметить, что она подчиняет ϲʙᴏей логике и заставляет действовать по ϲʙᴏим правилам на благо целого вновь возникающие элементы — новые классы, социальные слои и т.д. К примеру, нарождавшаяся буржуазия долгое время нормально функционировала в составе «третьего сословия» (первое сословие — дворянство, второе — духовенство), но когда система сословного общества не могла сохранять внутренний баланс, она «выломалась» из нее, что означало гибель всей системы.

Таким образом, общество можно представить в виде многоуровневой системы. Первый уровень — ϶ᴛᴏ социальные роли, задающие структуру социальных взаимодействий. Социальные роли организованы в институты и общности, кᴏᴛᴏᴩые составляют второй уровень общества. Отметим, что каждый институт и общность могут быть представлены в виде сложной системной организации, устойчивой и самовоспроизводящейся. Различия выполняемых функций, противостояние целей социальных групп могут привести к гибели общества, если не будет такого системного уровня организации, кᴏᴛᴏᴩый поддерживал бы в обществе единый нормативный порядок. Стоит заметить, что он реализуется в системе культуры и политической власти. Культура задает образцы человеческой деятельности, поддерживает и воспроизводит нормы, проверенные опытом многих поколений, а политическая система законодательными и правовыми актами регулирует и укрепляет связи между социальными системами.

На заре развития человечества знания об обществе, человеке и природе распространились в форме мифов. Они существовали у всех народов, в них говорилось о происхождении того или иного народа, дальнейшем его росте и развитии, о предках и т.д.

Легенда о происхождении тюрков от К?к б?рі (Серого волка) давно превратились в символику и бытует доныне.

В VI-V веке до н.э. появилось учение. Идеализирующее личность, живущую «не для себя», а ради общества. Понятие это было связано с идеями китайского философа Конфуция, жившего в 551-479 гг. до н.э. и его последователей. В обществе должны господствовать гуманизм и милосердие. Требовалось торжество принципов: «помогай другим, достигай поставленной цели своими силами; чего не желаешь себе - не желай другим».

Еще в античную эпоху высказывались различные мнения об обществе, человеке и его социальной сущности. Учения мыслителей того времени - Сократа, Демокрита, Платона, Эпикура и других - различными путями сохранились в народе и дошли до нас. Например, Платон вел активную борьбу протии материалистических воззрений своего времени, изучал принципы происхождения неравноправия между людьми и несправедливости в организации общественного строя. Великий мыслитель античной эпохи Аристотель высшей движущей силой считал ум и интеллект человека.

Омбщество - обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы социального взаимодействия и формы объединения людей, способных создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе труда. В широком понимании слова, это совокупность всех видов социального взаимодействия людей и форм организации их совместной жизнедеятельности, которые сложились исторически.

Человеческое сообщество называется сомциумом. Характеризуется тем, что члены сообщества занимают определённую территорию, ведут совместную коллективную производительную деятельность. В сообществе имеет место распределение совместно произведённого продукта.

Общество - это социум, которому присуще производственное и социальное разделение труда. Общество можно характеризовать по многим признакам: к примеру, по национальному: французское, русское, немецкое; государственному и культурному; по территориальному и временномму; по способу производства и т.д. .

Аль-Фараби рассматривает общество в трех уровнях:

1. Совершенное (великое) общество (аль-узма);

2. Среднее общество (аль-ууста);

3. Малое общество (ас-сугра).

Все люди, населяющие планету, составляют великое общество, часть земли - среднее общество, а определенный город - малое общество.

Со временем понятие «общество» стало рассматриваться шире, чем «государство». В общественной жизни определились сферы, куда государство не могло вмешиваться, например, семья, общественные организации, кооперативы. Исследования в этом направлении постепенно привели к понятию «гражданское общество».

Всё же это общество не сводится ни к своим материальным носителям, что характерно для натурализма (вульгарно-социологической трактовки общества) ни к ментальностям и формам общения («социумам»), что свойственно для феноменологических его интерпретаций. Общество в феноменологическом понимании - это mens intensas (разум, мысль как бы в себе) - множество социальных миров наших ментальностей, миров, запечатлённых в нашем сознании. Общество при натуралистическом подходе - это res extensas (вещи протяжённые) - совокупность тел, физических и биологических, находящихся в реальных объективных отношениях друг к другу.

У ряда видов живых организмов отдельные индивиды не обладают необходимыми способностями или свойствами для обеспечения своей материальной жизни (потребление материи, накопление материи, воспроизводство). Такие живые организмы образуют сообщества, временные или постоянные, для обеспечения своей материальной жизни. Есть сообщества, фактически представляющие единый организм: рой, муравейник и т.д. В них имеет место разделение между членами сообщества биологических функций. Особи таких организмов вне сообщества погибают. Есть времменные сообщества, - стаи, стада, в них, как правило, особи решают ту или иную проблему, не образуя прочных связей. Общим свойством всех сообществ является задача сохранения данного вида живого организма.

В самом широком понимании общество изучаемое социальной философией, выступает как социальность вообще, как социум, или особый род бытия в мире.

Существуют различные толкования общества:

1. субъектное, которое рассматривает общество как особый самодеятельный коллектив людей;

2. деятельное, которое полагает, что обществом следует считать не столько сам коллектив, сколько процесс коллективного бытия людей;

3. организационное, которое рассматривает общество как институциональную систему устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами.

Общество как предельно широкое понятие для обозначения той части материального мира, которая обособилась от природы и определённым образом взаимодействует с нею. Это обособление состоит в следующем: в отличие от стихийных природных сил в центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по своим собственным, не зависящим от человека и общества законам. В этом смысле обществом называют совокупность всех форм объединения и способов взаимодействия людей как между собой, так и с природным окружающим их миром. Это последнее определение рассматривается в этой работе как основное. Таким образом, претерпевая множество изменений во времени понятие «общество» звучит следующим образом.

Общество - это группа людей, создавшаяся благодаря целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности, причём члены такой группы не объединены столь глубоким принципом, как в случае подлинной общности. Общество покоится на конвенции, договоре, одинаковой направленности интересов. Индивидуальность отдельного человека гораздо меньше изменяется под воздействием его включённости в общество, чем в зависимости от включённости в общность. Часто под обществом подразумевают сферу, лежащую между индивидом и государством.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как построить координатный луч Как определить координаты на числовом луче
Единичный отрезок, координаты
Дроби обыкновенные правильные и неправильные, смешанные и составные