Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Эволюция военного искусства с древнейших времен до наших дней: Свечин Александр Андреевич — Алфавитный каталог — Электронная библиотека Руниверс. Эволюция военного искусства с древнейших времен до наших дней: Свечин Александр Андреевич — Алфавитный катало

> Алфавитный каталог Скачать все тома в Djvu

Эволюция военного искусства с древнейших времен до наших дней

Скачать Скачать Скачать все тома в Pdf Эволюция военного искусства с древнейших времен до наших дней Скачать все тома с BitTorrent (PDF) Эволюция военного искусства с древнейших времен до наших дней Скачать все тома с BitTorrent (DjVU) Эволюция военного искусства с древнейших времен до наших дней

Эволюция военного искусства с древнейших времен до наших дней

Эволюция военного искусства с древнейших времен до наших дней. Том II

Свечин Александр Андреевич

Эволюция военного искусства с древнейших времен до наших дней

Издательство: Гос. издательство

Место издания: М.-Л.

Год издания: 1927-1928

Труд А. Свечина представлен в двух томах. Первый из них охватывает период с древнейших времен до 1815 года, второй посвящен 1815-1920 годам. Настоящий труд представляет существенную переработку «Истории Военного Искусства». Требования изучения стратегии заставили дать очерк нескольких новых кампаний, подчеркивающих различные стратегические идеи. Особенно крупные изменения в этом отношении имеют место во втором томе труда, посвященном новейшей эволюции военного искусства. Настоящее исследование не ограничено рубежом войны 1870 года, а доведено до 1920 г.

Работа рассматривает полководческое искусство классиков и средневековья, а также затрагивает вопросы истории военного искусства в России.


Свечин Александр Андреевич

Эволюция военного искусства (Том 1)

Свечин Александр Андреевич

Введение

Глава первая. Греческая фаланга. Александр Македонский

Глава вторая. Римская милиция. Борьба Рима с Ганнибалом

Глава третья. Юлий Цезарь. Расцвет и разложение армии императорского Рима

Глава четвертая. Средневековье

Глава пятая. Возрождение пехоты

Глава шестая. Военное искусство Востока

Глава седьмая. Наемные армии

Глава восьмая. Военное искусство реформации

Глава девятая. Развитие постоянных армий

Глава десятая. Фридрих Великий

Глава одиннадцатая. Судьбы военного искусства в России

Глава двенадцатая. Французская революция

Глава тринадцатая. Наполеон

Настоящий труд представляет существенную переработку, нашей "Истории Военного Искусства". Требования изучения стратегии заставили дать очерк нескольких новых кампаний, подчеркивающих различные стратегические идеи. Особенно крупные изменения в этом отношении будут иметь место во втором томе нашего труда, посвященном новейшей эволюции военного искусства. Мы намечаем не ограничивать нашего исследования рубежом войны 1870 года, а довести его до наших дней, включив в него хотя бы первоначальный абрис изучения мировой и гражданской войн с точки зрения истории военного искусства.

Предшествовавшая наша работа не затрагивала вопросов об истории военного искусства в России, так как исходила из предположения, что параллельно будет вестись особая работа. В настоящем труде мы попытались пополнить этот недостаток и уделили, правда, небольшое количество страниц для оценки, с точки зрения всемирной истории, эволюции русского военного искусства. Эта тема заставила нас несколько остановиться и на монгольском военном искусстве Чингисхана и Тамерлана.

Клаузевиц, вследствие слабого развития в его эпоху исторической науки, предостерегал от экскурсий в далекое прошлое и привлекал внимание "исключительно к войнам нового времени: "чем далее мы будем уходить в прошлое, тем военная история будет становиться более бедной и более тощей; затруднения в использовании ее поучений будут расти. Наиболее тощей и неприменимой должна быть история античных народов"{1}.

Это совершенно устарелый взгляд для нашего времени, когда историческое знание стало более достоверным и дает гораздо более ценное освещение событиям "прошлого". Оружие истории усовершенствовалось и требует более внимательного к себе отношения. История античных, народов дает нам ныне очень ценные указания. Далекая перспектива, в которой мы изучаем развитие военного искусства классических Греции и Рима, позволяет нам особенно четко выделить основные линии эволюции. Мы можем указать на выдающегося военного мыслителя конца XIX века, Верди-дю-Вернуа, талантливого и верного ученика Клаузевица, творца прикладного метода, который в своих трудах по стратегии часто и охотно обращался к войнам самого отдаленного прошлого для анализа важнейших положений стратегии. Мы полагаем, что если все генеральные штабы оказались плохо подготовленными к размаху событий мировой войны, то это в значительной степени объясняется тем, что они замкнули свое мышление на исследовании войн Мольтке узких национальных поединков на пятачке центральной Европы. А современные войны представляют мировой пожар, захватывающий многие континенты и выдвигающий военные интересы на далеких, часто заморских театрах. Мы полагаем, что современные условия требуют расширения нашего знакомства с войнами различных эпох, с походами Александра Македонского, Ганнибала, с тем искусством, которое выказал Цезарь в преодолении трудностей гражданской войны, с азиатскими и американскими войнами; Европа, после мировой войны, решительно перестает быть центром мироздания. Субъективно, мы были готовы в нашем новом труде еще более расширить и углубить исследование военного искусства в древнее века, развить главу о византийском военном искусстве, от которого русские кое-что заимствовали, дать очерк крестовых походов - так как громкие лозунги последних и присущий им характер интервенции будут характерны и для будущих войн. Но, объективно, нам пришлось от этого отказаться, так как знакомство с классическим и средневековым миром не составляет сильной стороны той аудитории, к которой мы обращаемся. Мышление современного поколения начинается с великого промышленного переворота XVIII века в Англии, великой французской революции. Дальнейшая историческая перспектива рисуется очень туманно. На серьезный контакт с читательской массой автор может рассчитывать лишь при изложении эволюции двух последних столетий.

Поэтому, перед нами явилась задача - сколь возможно сократить изложение той части нашего труда, которая освещает военное искусство классиков и средневековья. Приходится смотреть на нее, как на введение, имеющее весьма скромное самостоятельное значение и только подготовляющее мышление к изучению эволюции военного искусства в новую и, преимущественно, новейшую эпохи истории. Мы были вынуждены сократить в возможной степени очерк истории военного искусства в древние и средние века.

Основное - полководческое искусство Александра Македонского, Ганнибала, Цезаря, состояние военного искусства при натуральном хозяйстве средневековья, - мы сохранили, дальнейшие пожертвования были бы уже связаны с отказом от той всемирно-исторической точки зрения, которая делает столь ценным изучение эволюции военного искусства.

Одновременно мы стремились упорядочить и упростить изложение нашего труда и ввести в него ряд поправок, явившихся следствием нашего дальнейшего изучения истории военного искусства.

Наш труд будет представлять два тома. Второй из них будет охватывать период 1815-1920 годов. Внесенные нами коренные изменения представляются нам достаточно уважительными, чтобы не рассматривать настоящую работу, как второе издание предшествовавшей, а оправдать издание ее под новым заглавием "Эволюция военного искусства с древнейших времен до наших дней"{2}.

А. Свечин.

Введение

История военного искусства и военная история. - Возникновение и развитие истории военного искусства. - Программа 1-го тома. - Литература.

История военного искусства и военная история. История военного искусства представляет одну из тех специальных дисциплин, на которые разлагается общая история культуры. Военные учреждения занимают в строении государства столь важное место, войны, открывающие широкий простор жизнеспособным государствам и убирающие с арены истории дряхлеющие организмы, составляют столь существенную часть истории, что история военного искусства имеет не меньшее право на особое изучение ее в целом на протяжении веков, чем история религий, конституций, экономической жизни, права. Разделение и специализация труда при изучении отделов истории культуры приносит богатые результаты. Исследуя на протяжении тысячелетий зависимость между эволюцией военного искусства и экономическим и политическим развитием государств, мы сразу становимся на почву, очень богатую выводами и обобщениями.

Свечин Александр Андреевич

Введение

Глава первая. Греческая фаланга. Александр Македонский

Глава вторая. Римская милиция. Борьба Рима с Ганнибалом

Глава третья. Юлий Цезарь. Расцвет и разложение армии императорского Рима

Глава четвертая. Средневековье

Глава пятая. Возрождение пехоты

Глава шестая. Военное искусство Востока

Глава седьмая. Наемные армии

Глава восьмая. Военное искусство реформации

Глава девятая. Развитие постоянных армий

Глава десятая. Фридрих Великий

Глава одиннадцатая. Судьбы военного искусства в России

Глава двенадцатая. Французская революция

Глава тринадцатая. Наполеон

Настоящий труд представляет существенную переработку, нашей "Истории Военного Искусства". Требования изучения стратегии заставили дать очерк нескольких новых кампаний, подчеркивающих различные стратегические идеи. Особенно крупные изменения в этом отношении будут иметь место во втором томе нашего труда, посвященном новейшей эволюции военного искусства. Мы намечаем не ограничивать нашего исследования рубежом войны 1870 года, а довести его до наших дней, включив в него хотя бы первоначальный абрис изучения мировой и гражданской войн с точки зрения истории военного искусства.

Предшествовавшая наша работа не затрагивала вопросов об истории военного искусства в России, так как исходила из предположения, что параллельно будет вестись особая работа. В настоящем труде мы попытались пополнить этот недостаток и уделили, правда, небольшое количество страниц для оценки, с точки зрения всемирной истории, эволюции русского военного искусства. Эта тема заставила нас несколько остановиться и на монгольском военном искусстве Чингисхана и Тамерлана.

Клаузевиц, вследствие слабого развития в его эпоху исторической науки, предостерегал от экскурсий в далекое прошлое и привлекал внимание "исключительно к войнам нового времени: "чем далее мы будем уходить в прошлое, тем военная история будет становиться более бедной и более тощей; затруднения в использовании ее поучений будут расти. Наиболее тощей и неприменимой должна быть история античных народов"{1}.

Это совершенно устарелый взгляд для нашего времени, когда историческое знание стало более достоверным и дает гораздо более ценное освещение событиям "прошлого". Оружие истории усовершенствовалось и требует более внимательного к себе отношения. История античных, народов дает нам ныне очень ценные указания. Далекая перспектива, в которой мы изучаем развитие военного искусства классических Греции и Рима, позволяет нам особенно четко выделить основные линии эволюции. Мы можем указать на выдающегося военного мыслителя конца XIX века, Верди-дю-Вернуа, талантливого и верного ученика Клаузевица, творца прикладного метода, который в своих трудах по стратегии часто и охотно обращался к войнам самого отдаленного прошлого для анализа важнейших положений стратегии. Мы полагаем, что если все генеральные штабы оказались плохо подготовленными к размаху событий мировой войны, то это в значительной степени объясняется тем, что они замкнули свое мышление на исследовании войн Мольтке узких национальных поединков на пятачке центральной Европы. А современные войны представляют мировой пожар, захватывающий многие континенты и выдвигающий военные интересы на далеких, часто заморских театрах. Мы полагаем, что современные условия требуют расширения нашего знакомства с войнами различных эпох, с походами Александра Македонского, Ганнибала, с тем искусством, которое выказал Цезарь в преодолении трудностей гражданской войны, с азиатскими и американскими войнами; Европа, после мировой войны, решительно перестает быть центром мироздания. Субъективно, мы были готовы в нашем новом труде еще более расширить и углубить исследование военного искусства в древнее века, развить главу о византийском военном искусстве, от которого русские кое-что заимствовали, дать очерк крестовых походов - так как громкие лозунги последних и присущий им характер интервенции будут характерны и для будущих войн. Но, объективно, нам пришлось от этого отказаться, так как знакомство с классическим и средневековым миром не составляет сильной стороны той аудитории, к которой мы обращаемся. Мышление современного поколения начинается с великого промышленного переворота XVIII века в Англии, великой французской революции. Дальнейшая историческая перспектива рисуется очень туманно. На серьезный контакт с читательской массой автор может рассчитывать лишь при изложении эволюции двух последних столетий.

Поэтому, перед нами явилась задача - сколь возможно сократить изложение той части нашего труда, которая освещает военное искусство классиков и средневековья. Приходится смотреть на нее, как на введение, имеющее весьма скромное самостоятельное значение и только подготовляющее мышление к изучению эволюции военного искусства в новую и, преимущественно, новейшую эпохи истории. Мы были вынуждены сократить в возможной степени очерк истории военного искусства в древние и средние века.

Основное - полководческое искусство Александра Македонского, Ганнибала, Цезаря, состояние военного искусства при натуральном хозяйстве средневековья, - мы сохранили, дальнейшие пожертвования были бы уже связаны с отказом от той всемирно-исторической точки зрения, которая делает столь ценным изучение эволюции военного искусства.

Одновременно мы стремились упорядочить и упростить изложение нашего труда и ввести в него ряд поправок, явившихся следствием нашего дальнейшего изучения истории военного искусства.

Наш труд будет представлять два тома. Второй из них будет охватывать период 1815-1920 годов. Внесенные нами коренные изменения представляются нам достаточно уважительными, чтобы не рассматривать настоящую работу, как второе издание предшествовавшей, а оправдать издание ее под новым заглавием "Эволюция военного искусства с древнейших времен до наших дней"{2}.

А. Свечин.

Введение

История военного искусства и военная история. - Возникновение и развитие истории военного искусства. - Программа 1-го тома. - Литература.

История военного искусства и военная история. История военного искусства представляет одну из тех специальных дисциплин, на которые разлагается общая история культуры. Военные учреждения занимают в строении государства столь важное место, войны, открывающие широкий простор жизнеспособным государствам и убирающие с арены истории дряхлеющие организмы, составляют столь существенную часть истории, что история военного искусства имеет не меньшее право на особое изучение ее в целом на протяжении веков, чем история религий, конституций, экономической жизни, права. Разделение и специализация труда при изучении отделов истории культуры приносит богатые результаты. Исследуя на протяжении тысячелетий зависимость между эволюцией военного искусства и экономическим и политическим развитием государств, мы сразу становимся на почву, очень богатую выводами и обобщениями.

Таково положение истории военного искусства в отношении общей науки. В ряду военных наук история военного искусства представляет тот фундамент, на котором созидаются прочие военные дисциплины. Не уделяя достаточно внимания военно-историческому изучению, можно подготовить только ремесленников военного дела, не способных ни к сознательному творчеству, ни к приспособлению и опознанию переживаемой ныне быстрой эволюции военного дела. Чтобы достигнуть положительных результатов, военно-историческое изучение отнюдь не должно принимать характер военно-исторических иллюстраций, наглядно поясняющих выводы отвлеченной теории, а само должно явиться той почвой, на которой рождаются опорные точки нашего военного мышления.

  • От автора 8
  • Введение. История военного искусства и военная история. Возникновение и развитие истории военного искусства. Программа 1-го тома. Литература 12
  • Глава первая. Греческая фаланга. Александр Македонский 24
    • Феодализм исключает возможность сомкнутых строев. Фаланга. Победа рядового бойца в строю над квалифицированным нерегулярным бойцом. Фланги и их прикрытие конницей и легковооруженными. Переход от милиции к наемным войскам. Военной искусство профессионалов: обучение, маневрирование, тактика Эпаминонда, осадное искусство. Ксенофонт и Сократ. Греческая дисциплина. Македония. Македонская фаланга. Конница. Эллинистический империализм. Обеспечениеобщей базы. Численность армий. Персы и парфяне. Стратегия Александра Македонского. Его тактика. Управление в бою. Диадохи и перипатетики. Литература 24
  • Глава вторая. Римская милиция. Борьба Рима с Ганнибалом 51
    • Рим. Легион. Деление по возрастам. Манипулы. Вооружение. Командный состав. Римская армия. План Ганнибала. Стратегия Фабия Кунктатора. Канны. Линейная тактика Сципиона Африканского. Сражение при Заме. Литература 51
  • Глава третья. Юлий Цезарь. Расцвет и разложение армии императорского Рима 72
    • Капиталистический Рим. Численность армии. Комплектование. Внутренний порядок. Техника и снабжение армии. Причины незаконченности завоевания Германии. Вегеций. Начальный момент гражданской войны. Сражение под Фарсалом. Государственные перевороты. Переход на натуральное хозяйство. Германизация войск 72
  • Глава четвертая. Средневековье 88
    • Родовой быт германцев. Вооружение и тактика. Исчезновение линейной пехоты. Военная организация франков. Вассалитет и ленная система. Исчезновение призыва масс. Снаряжение в поход. Социальные и тактические предпосылки рыцарства. Копьею Средневековая дисциплина. Рыцарские ордена. Тактика. Стратегия. Города. Препятствия росту силы городских милиций. Военная мощь феодализма. Сражение при Бувине 88
  • Глава пятая. Возрождение пехоты 116
    • Рост денежного обращения. Наемничество в Англии. Завоевание Уэльса. Лучники. Сражение при Кресси. Спешивание рыцарей. Восстание фламанских городов. Сражения при Куртрэ и при Розебеке. Гуссистские войны. Тактика Яна Жижки. Швейцарцы. Мортарген. Швейцарские города. Характер армии. Тактика. Бургунская война. Литература 116
  • Глава шестая. Военное искусство Востока 142
    • Восток и Запад.Ислам. Магометанское рыцарство. Тактика. Монголы. Техника, организация, стратегия, тактика монголов. Поход Тамерлана на Золотую Орду. Турки. Янычары 142
  • Глава седьмая. Наемные армии 156
    • Бессилие феодальных ополчений. Кондотьеры. Демобилизация. Ротная война. Ордонансовые роты. Сломанные копья. Вольные стрелки. Ландскнехты. Испанская пехота. Караколе. Сражение при Равенне. Стратегия ограниченных целей. Литература 156
  • Глава восьмая. Военное искусство реформации 178
    • Эпоха географических открытий. Испанская школа. Реформация и армии нового строя. Рейтары. Мориц Оранский; дисциплина, комсостав, тактика. Густав Адольф; тактическая реформа, стратегия, сражение при Брейтенфеотде. Гражданская война в англии. Оливер Кромвель, новая армия; сражение при Нассби 178
  • Глава девятая. Развитие постоянных армий 203
    • Меркантилизм и постоянные армии. Борьба с частной антрепризой. Лувуа. Интенданты. Милиция. Строевое обучение. Тыл. Магазинная пятипереходная система. Казармы. Артиллерия. Фортификация. Ручное огнестрельное оружие. Обмундирование. Ремонтирование. Офицерский корпус. Тюренн. Оборона Эльзаса в 1674 г. Евгений Савойский. Сражение при Гохштедте. Кампания 1706г. в Италии. Литература 203
  • Глава десятая. Фридрих Великий 245
    • Пруссия. Рост постонной армии. Комплектование. Кантон-регламент. Дезертирство. Палочная дисциплина. Генеральный штаб. Тактика пехоты. Кавалерия. Гусары. Артиллерия. Стратегия. Росбах. Лейтен. Кунерсдорф. Беренхорст. Литература 245
  • Глава одиннадцатая. Судьбы военного искусства в России 272
    • Киевская Русь. Татарские уроки. Поместная система. Столновение с наемными войсками Запада. Комсостав. Необходимость реформы. Постоянная армия Петра Великого. Заимствования с Запада. Стратегическая конница. Полтавская кампания. Командный состав русской армии XVIII века. Потемкин. Сражение на реке Треббии. Литература 272
  • Глава двенадцатая. Французская революция 302
    • Военное строительство революции. Экономическое развитие Франции. Французская армия старого режима. Классовая борьба в офицерском корпусе. Дисциплина. Милиция. Линейный порядок и колонная. Переход армии на сторону революции. Вальми. Воинская повинность. Комитет Общественного Спасения и высший комсостав. Амальгама. Военная промышленность. Новый офицер и солдат. Рассыпной строй и колонная. Артиллерия. Напряженность боя. Дивизии. Снабжение. Бюлов. Литература 302
  • Глава тринадцатая. Наполеон 331
    • Комплектование. Дезертирство. Дисциплина. Условия управления. Характер стратегии Наполеона. Тактика. Политика и стратегия. Жомини. Кампания 1796 г. в Италии. Кампания 1800 г. Ульмская операция. Сражение под Аустерлицем. Иенская операция. Пятидневная операция под Регенсбургом. Сражение под Ваграмом. Поход 1812 года. Борьба за массы. Березинская операция. Литература 331
  • Систематическая таблица устройства армий в древние, средние и новые века 386
  • Опечатки 387
Включайся в дискуссию
Читайте также
Разработка урока на тему
Практические и графические работы по черчению «Чертеж детали c преобразованием ее формы»
Тест «Франция (Французская Республика): географическое положение, природа, экономика Франко-прусская война произошла в…