Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Конгрессы оон по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Руководящие принципы, касающиеся роли лиц, осуществляющих судебное преследование 8 й конгресс оон 1990


Восьмой Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями,

ссылаясь на Миланский план действий *, принятый на основе консенсуса седьмым Конгрессом Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и одобренный Генеральной Ассамблеей в ее резолюции 40/32 от 29 ноября 1985 года,
________________
* ..., глава I, раздел А.

ссылаясь также на резолюцию 7, в которой седьмой Конгресс* призвал Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней рассмотреть необходимость разработки руководящих принципов, касающихся лиц, осуществляющих судебное преследование,
________________
* Седьмой Конгресс Организации Объединенных Наций ..., глава I, раздел Е.

с удовлетворением отмечая работу, проделанную Комитетом и региональными подготовительными совещаниями к восьмому Конгрессу Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в соответствии с упомянутой резолюцией,

1. принимает Руководящие принципы, касающиеся роли лиц, осуществляющих судебное преследование, которые приводятся в приложении к настоящей резолюции;

2. рекомендует Руководящие принципы для принятия решений и осуществления на национальном, региональном и межрегиональном уровнях, с учетом политических, экономических, социальных и культурных особенностей и традиций каждой страны;

3. предлагает государствам-членам принимать во внимание и уважать Руководящие принципы в рамках своих национальных законодательств и практики;

4. предлагает также государствам-членам довести Руководящие принципы до сведения лиц, осуществляющих судебное преследование, и других лиц, в том числе судей, адвокатов, сотрудников исполнительных и законодательных органов, и населения в целом;

5. настоятельно призывает региональные комиссии, региональные и межрегиональные учреждения, занимающиеся вопросами предупреждения преступности и обращения с правонарушителями, специализированные учреждения и другие органы системы Организации Объединенных Наций, другие заинтересованные межправительственные организации и неправительственные организации, имеющие консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете, активно участвовать в осуществлении Руководящих принципов;

6. призывает Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней рассмотреть в первоочередном порядке вопрос об осуществлении настоящей резолюции;

7. просит Генерального секретаря принять соответствующие меры для обеспечения как можно более широкого распространения Руководящих принципов, включая их направление правительствам, межправительственным и неправительственным организациям и другим заинтересованным сторонам;

8. просит также Генерального секретаря подготавливать раз в пять лет начиная с 1993 года доклад об осуществлении Руководящих принципов;

10. просит , чтобы настоящая резолюция была доведена до сведения всех заинтересованных органов Организации Объединенных Наций.

Приложение. Руководящие принципы, касающиеся роли лиц, осуществляющих судебное преследование

Приложение


Принимая во внимание , что в Уставе Организации Объединенных Наций народы мира выражают, в частности, свою решимость создать условия, при которых может соблюдаться справедливость, и провозглашают одной из своих целей осуществление международного сотрудничества в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам без какого бы то ни было различия по признаку расы, пола или религии,

принимая во внимание , что во Всеобщей декларации прав человека * зафиксированы принципы равенства перед законом, презумпция невиновности и право на то, чтобы дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом,
________________
* Резолюция 217 А (III) Генеральной Ассамблеи.

принимая во внимание , что зачастую все еще существует несоответствие между целями, лежащими в основе этих принципов, и реальным положением,

принимая во внимание , что организация и отправление правосудия в каждой стране должны строиться на основе этих принципов и что необходимо принимать меры с целью их полного претворения в жизнь,

принимая во внимание , что лица, осуществляющие судебное преследование, играют ключевую роль в отправлении правосудия, и нормы, регулирующие исполнение ими своих важных функций, должны способствовать уважению ими вышеуказанных принципов и их соблюдению, содействуя тем самым справедливому и равноправному уголовному правосудию и эффективной защите граждан от преступности,

принимая во внимание важность обеспечения того, чтобы лица, осуществляющие судебное преследование, имели соответствующую профессиональную подготовку, необходимую для выполнения ими своих функций, что достигается путем усовершенствования методов найма кадров и профессиональной юридической подготовкой и путем обеспечения всех необходимых мер для надлежащего выполнении ими своих функций, связанных с борьбой с преступностью, особенно в ее новых формах и масштабах,

принимая во внимание , что по рекомендации пятого Конгресса Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями Генеральная Ассамблея в своей резолюции 34/169 от 17 декабря 1979 года приняла Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка ,

принимая во внимание , что в резолюции 16 шестой Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями* призвал Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней включить в число своих первоочередных вопросов разработку руководящих принципов, касающихся независимости судей и отбора, профессиональной подготовки и статуса судей и лиц, осуществляющих судебное преследование,
________________
* Шестой Конгресс Организации Объединенных Наций ..., глава I, раздел В.

принимая во внимание , что седьмой Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями принял Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов *, которые были впоследствии одобрены Генеральной Ассамблеей в ее резолюциях 40/32 от 29 ноября 1985 года и 40/146 от 13 декабря 1985 года,
________________
* Седьмой Конгресс Организации Объединенных Наций ..., глава I, раздел D.

принимая во внимание , что в Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью * рекомендуется принять меры на международном и национальном уровнях с целью улучшения положения в области доступа к правосудию и справедливому обращению, реституции, компенсации и помощи жертвам преступлений,
________________
* Резолюция 40/34 Генеральной Ассамблеи, приложение.

принимая во внимание , что в резолюции 7 седьмой Конгресс* призвал Комитет рассмотреть необходимость разработки руководящих принципов, касающихся, в частности, отбора, профессиональной подготовки и статуса лиц, осуществляющих судебное преследование, их предполагаемых обязанностей и поведения, путей увеличения их вклада в обеспечение безупречного функционирования системы уголовного правосудия и расширения их сотрудничества с полицией, круга их дискреционных полномочий и их роли в уголовном судопроизводстве, и представить доклады по этому вопросу будущим конгрессам Организации Объединенных Наций,
________________
* Седьмой Конгресс Организации Объединенных Наций ..., раздел Е.

Приводимые ниже Руководящие принципы, которые были разработаны для оказания помощи государствам-членам в решении задач обеспечения и повышения эффективности, независимости и справедливости лиц, осуществляющих судебное преследование, при проведении уголовного разбирательства должны соблюдаться и приниматься во внимание правительствами в рамках их национального законодательства и практики и должны быть доведены до сведения прокуроров, а также других лиц, таких как судьи, адвокаты, должностные лица исполнительных и законодательных органов, и населения в целом. Настоящие Руководящие принципы были разработаны применительно к общественным обвинителям, но они в равной степени, в соответствующих случаях, применимы к обвинителям, назначенным на специальной основе.

Квалификация, отбор и профессиональная подготовка

1. Лица, отобранные для осуществления судебного преследования, должны иметь высокие моральные качества и способности, а также соответствующую подготовку и квалификацию.

2. Государства обеспечивают, чтобы:

a) критерии отбора лиц, осуществляющих судебное преследование, включали гарантии против назначений, основанных на пристрастности или предрассудках, и исключали всякую дискриминацию в отношении какого-либо лица по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, социального или этнического происхождения, имущественного, сословного, материального или иного положения, при том исключении, что не должно рассматриваться как дискриминация требование назначать кандидатом на должность, предполагающую осуществление судебного преследования, гражданина соответствующей страны;

b) лица, осуществляющие судебное преследование, имели соответствующее образование и подготовку, сознавали идеалы и этические нормы, присущие этой должности, и были осведомлены о конституционных и нормативных мерах по охране прав обвиняемых лиц и жертв, а также о правах человека и основных свободах, признанных национальным и международным правом.

Статус и условия службы

3. Лица, осуществляющие судебное преследование, будучи важнейшими представителями системы отправления уголовного правосудия, всегда сохраняют честь и достоинство своей профессии.

4. Государства обеспечивают, чтобы лица, осуществляющие судебное преследование, могли выполнять свои профессиональные обязанности в обстановке, свободной от угроз, препятствий, запугивания, ненужного вмешательства или неоправданного привлечения к гражданской, уголовной или иной ответственности.

5. Лица, осуществляющие судебное преследование, и их семьи обеспечиваются физической защитой со стороны властей в тех случаях, когда существует угроза их безопасности в результате выполнения ими функций по осуществлению судебного преследования.

6. Разумные условия службы лиц, осуществляющих судебное преследование, их надлежащее вознаграждение и, где это применимо, срок полномочий, пенсионное обеспечение и возраст выхода на пенсию устанавливаются законом или опубликованными нормами или положениями.

7. Повышение в должности лиц, осуществляющих судебное преследование, где существует такая система, основывается на объективных факторах, в частности на профессиональной квалификации, способностях, моральных качествах и опыте, и решение о нем принимается в соответствии со справедливыми и беспристрастными процедурами.

Свобода убеждений и ассоциаций

8. Лица, осуществляющие судебное преследование, как и другие граждане, имеют право на свободу выражения мнения, убеждений, ассоциаций и собраний. Они, в частности, имеют право принимать участие в публичном обсуждении вопросов права, отправления правосудия и поощрения и защиты прав человека вступать в местные, национальные или международные организации или создавать такие организации и посещать их заседания, не подвергаясь ограничению своей профессиональной деятельности вследствие своих законных действий или членства в законной организации. Осуществляя эти права, лица, осуществляющие судебное преследование, в своих действиях всегда руководствуются правом и признанными нормами и этикой своей профессии.

9. Лица, осуществляющие судебное преследование, имеют право создавать или присоединяться к профессиональным ассоциациям или другим организациям, представляющим их интересы, повышающим их профессиональную подготовку и защищающим их статус.

Роль в уголовном разбирательстве

10. Должность лиц, осуществляющих судебное преследование, строго отделяется от выполнения судебных функций.

11. Лица, осуществляющие судебное преследование, играют активную роль в уголовном разбирательстве, включая возбуждение дела, и, когда это разрешается законом или соответствует местной практике, в расследовании преступления, надзоре за законностью этих расследований, надзоре за выполнением решений суда и осуществлении других функций в качестве представителей интересов государств.

12. Лица, осуществляющие судебное преследование, в соответствии с законом исполняют свои обязанности справедливо, последовательно и быстро, уважают и защищают человеческое достоинство и защищают права человека, способствуя тем самым обеспечению надлежащего процесса и бесперебойному функционированию системы уголовного правосудия.

13. При выполнении своих обязанностей лица, осуществляющие судебное преследование:

а) выполняют свои функции беспристрастно и избегают всякой дискриминации на основе политических убеждений, социального происхождения, расы, культуры, пола или любой другой дискриминации;

b) защищают государственные интересы, действуют объективно, должным образом учитывают положение подозреваемого и жертвы и обращают внимание на все имеющие отношение к делу обстоятельства, независимо от того, выгодны или невыгодны они для подозреваемого;

c) соблюдают профессиональную тайну, если только выполнение их обязанностей или соображения правосудия не потребуют иного;

d) рассматривают мнения и озабоченность жертв, когда затрагиваются их личные интересы, и обеспечивают ознакомление жертв с их правами в соответствии с Декларацией основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью.

14. Лица, осуществляющие судебное преследование, не возбуждают или не продолжают судебное преследование или делают все возможное для приостановления судебного разбирательства в тех случаях, когда беспристрастное расследование указывает на необоснованность обвинения.

15. Лица, осуществляющие судебное преследование, уделяют должное внимание судебному преследованию за преступления, совершаемые государственными служащими, в частности коррупцию, злоупотребление властью, серьезные нарушения прав человека и другие преступления, признанные международным правом, и, когда это разрешается законом или соответствует местной практике, расследованию таких правонарушений.

16. Когда в распоряжение лиц, осуществляющих судебное преследование, поступают улики против подозреваемых, полученные, как это им известно или как они имеют разумные основания считать, с помощью незаконных методов, являющихся грубым нарушением прав человека подозреваемого, особенно связанных с применением пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство обращения или наказания, или других нарушений прав человека, они отказываются от использования таких улик против любого лица, кроме тех, кто применял такие методы, или соответственно информируют суд и принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы лица, ответственные за применение таких методов, привлекались к суду.

Дискреционные функции

17. В странах, где лица, осуществляющие судебное преследование, наделяются полномочиями по выполнению дискреционных функций, закон или опубликованные нормы или постановления обеспечивают руководящие принципы для повышения справедливости и последовательности при подходе к принятию решений в процессе судебного преследования, включая возбуждение или отмену судебного преследования.

Альтернативы судебному преследованию

18. В соответствии с национальным законодательством лица, осуществляющие судебное преследование, надлежащим образом рассматривают вопрос об отмене судебного преследования, об условном или безусловном приостановлении разбирательства или об отзыве уголовных дел из официальной системы правосудия, при этом в полной мере уважая права человека подозреваемого (подозреваемых) и жертвы (жертв). В этих же целях государства должны полностью изучить возможность принятия программ отзыва дел не только для уменьшения чрезмерной загрузки судов, но и во избежание того бесчестия, с которым связаны задержание до суда, обвинение и осуждение, а также возможных негативных последствий тюремного заключения.

19. В странах, где лица, осуществляющие судебное преследование, наделяются полномочиями по выполнению дискреционных функций относительно принятия решения о том, возбуждать или нет дело в отношении несовершеннолетнего, особо рассматриваются характер и уровень развития несовершеннолетнего. При принятии этого решения лица, осуществляющие судебное преследование, особо рассматривают альтернативы судебному преследованию, имеющиеся в рамках соответствующих законов и процедур отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. Лица, осуществляющие судебное преследование, делают все возможное для того, чтобы судебное преследование несовершеннолетних проводилось лишь в строго необходимых рамках.

Отношения с другими правительственными органами или учреждениями

20. Для обеспечения справедливости и эффективности судебного преследования лица, осуществляющие судебное преследование, стремятся сотрудничать с полицией, судами, юристами, общественными обвинителями и другими правительственными органами или учреждениями.

Дисциплинарные взыскания

21. Разбирательство о наложении дисциплинарных взысканий на лиц, осуществляющих судебное преследование, основывается на законе или нормативных актах. Жалобы на лиц, осуществляющих судебное преследование, в которых утверждается, что они своими действиями явно нарушили профессиональные стандарты, безотлагательно и беспристрастно рассматриваются согласно соответствующей процедуре. Лица, осуществляющие судебное преследование, имеют право на справедливое разбирательство. Выносимое решение подвергается проверке независимой стороной.

22. Разбирательство о наложении дисциплинарных взысканий на лиц, осуществляющих судебное преследование, гарантирует объективную оценку и принятие объективного решения. Оно производится в соответствии с законом, Кодексом профессионального поведения и другими установленными стандартами и этическими нормами и в свете настоящих Руководящих принципов.

Соблюдение Руководящих принципов

23. Лица, осуществляющие судебное преследование, соблюдают настоящие Руководящие принципы. Они также, насколько это в их силах, предотвращают любые нарушения Руководящих принципов и активно выступают против таких нарушений.

24. Лица, осуществляющие судебное преследование, которые имеют основание считать, что произошло или вскоре может произойти нарушение настоящих Руководящих принципов, сообщают об этом своему вышестоящему начальству и, в случае необходимости, другим соответствующим органам или властям, на которые возложены полномочия по разбору или исправлению таких нарушений.


Текст документа сверен по:
"Сборник стандартов и норм
Организации Объединенных Наций
в области предупреждения преступности
и уголовного правосудия",
Нью-Йорк, 1992 год


Приняты Восьмым Конгрессом ООН
по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями;
Гавана, 27 августа - 7 сентября 1990 года

Восьмой Конгресс Организации Объединенных Наций по
предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, ссылаясь на Миланский план действий*, принятый на основе
консенсуса седьмым Конгрессом Организации Объединенных Наций по
предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и
одобренный Генеральной Ассамблеей в ее резолюции 40/32 от 29
ноября 1985 года, ___________________
* Смотри Седьмой Конгресс Организации Объединенных Наций по
предупреждению преступности и обращению с правонарушителями,
Милан, 26 августа - 7 сентября 1985 года (издание Организации
Объединенных Наций, в продаже под N R.86.IV.I), глава 1, раздел A.
ссылаясь также на резолюцию 18 седьмого Конгресса*, в
которой Конгресс рекомендует государствам-членам обеспечить защиту
практикующих юристов от неправомерных ограничений и давления при
выполнении ими своих функций, ___________________
* Там же, раздел E.
с удовлетворением отмечая работу, проделанную во исполнение
резолюции 18 седьмого Конгресса Комитетом по предупреждению
преступности и борьбе с ней, Межрегиональным подготовительным
совещанием к восьмому Конгрессу Организации Объединенных Наций по
предупреждению преступности и обращению с правонарушителями по
нормам и руководящим принципам Организации Объединенных Наций в
области предупреждения преступности и уголовного правосудия и их
выполнению и первоочередным задачам в отношении установления новых
норм*, и региональными подготовительными совещаниями к восьмому
Конгрессу, __________________
* A/CONF. 144/IPM.5.
1. принимает Основные принципы, касающиеся роли юристов,
содержащиеся в приложении к настоящей резолюции; 2. рекомендует Основные принципы для принятия решений и
осуществления на национальном, региональном и межрегиональном
уровнях с учетом политических, экономических, социальных и
культурных условий и традиций каждой страны; 3. предлагает государствам-членам учитывать и соблюдать
Основные принципы в рамках их национального законодательства и
практики; 4. предлагает также государствам-членам довести Основные
принципы до сведения юристов, судей, работников органов
исполнительной власти и законодательной власти и населения в
целом; 5. предлагает далее государствам-членам информировать
Генерального секретаря каждые пять лет начиная с 1992 года о ходе
осуществления Основных принципов, и том числе об их
распространении, их включении во внутреннее законодательство,
практику, процедуры и политику, о проблемах, возникающих в связи с
их осуществлением на национальном уровне, и помощи, которая,
возможно, требуется со стороны международного сообщества, и просит
Генерального секретаря представить соответствующий доклад девятому
Конгрессу Организации Объединенных Наций по предупреждению
преступности и обращению с правонарушителями; 6. призывает все правительства поощрять на национальном и
региональном уровнях семинары и учебные курсы, посвященные роли
юристов и соблюдению равенства условий доступа к профессии юриста; 7. настоятельно призывает региональные комиссии, региональные
и межрегиональные учреждения, занимающиеся вопросами
предупреждения преступности и уголовного правосудия,
специализированные учреждения и другие органы системы Организации
Объединенных Наций, другие заинтересованные межправительственные
организации при Экономическом и Социальном Совете, принять
активное участие в осуществлении основных принципов и
информировать Генерального секретаря о проделанной работе по
распространению и осуществлению Основных принципов и о степени их
осуществления и просит Генерального секретаря включить настоящую
информацию в его доклад девятому Конгрессу; 8. призывает Комитет по предупреждению преступности и борьбе
с ней рассмотреть в первоочередном порядке вопрос о путях и
средствах обеспечения эффективного осуществления настоящей
резолюции; 9. просит Генерального секретаря: а) принять, в случае необходимости, меры по доведению
настоящей резолюции до сведения правительств и всех
заинтересованных органов Организации Объединенных Наций и
обеспечить как можно более широкое распространение Основных
принципов; b) включить Основные принципы в следующий выпуск издания
Организации Объединенных Наций под названием "Права человека:
Сборник международных документов"; с) предоставлять правительствам по их просьбе услуги
экспертов и региональных и межрегиональных консультантов для
оказания помощи в осуществлении Основных принципов и представить
девятому Конгрессу доклад о фактически предоставленной технической
помощи и подготовке; d) представить Комитету по предупреждению преступности и
борьбе с ней на его двенадцатой сессии доклад о мерах, принятых по
осуществлению настоящих Основных принципов.
Приложение
Основные принципы, касающиеся роли юристов
Принимая во внимание, что народы мира заявляют в Уставе
Организации Объединенных Наций (995_010), в частности, о своей
решимости создать условия, при которых может соблюдаться
справедливость, и провозглашают в качестве одной из своих целей
осуществление международного сотрудничества в обеспечении и
развитии уважения прав человека и основных свобод без различия
расы, пола, языка и религии, принимая во внимание, что во Всеобщей декларации Прав
человека (995_015)* зафиксированы принципы равенства перед
законом, презумпция невиновности, право на то, чтобы дело было
рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости
независимым и беспристрастным судом, и все необходимые гарантии
для защиты любого человека, обвиняемого в совершении преступления, ___________________
принимая во внимание, что в Международном пакте о гражданских
и политических правах (995_043)* также провозглашается право
быть судимым без неоправданной задержки и право на справедливое и
публичное разбирательство дела компетентным, независимым и
беспристрастным судом, созданным на основании закона, ___________________
принимая во внимание, что в Международном пакте об
экономических, социальных и культурных правах (995_042)*
напоминается об обязанности государств согласно Уставу Организации
Объединенных Наций способствовать всеобщему уважению и соблюдению
прав и свобод человека, ___________________
* Резолюция 2200 A (XXI) Генеральной Ассамблеи.
принимая во внимание, что в Своде принципов защиты всех лиц,
подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме
(995_206)*, предусматривается, что задержанное лицо имеет право
использовать помощь юрисконсульта, обращаться и консультироваться
с ним, ___________________
* Резолюция 43/173 Генеральной Ассамблеи, приложение.
принимая во внимание, что в Стандартных минимальных правилах
обращения с заключенными (995_212)*, в частности, рекомендуется
обеспечивать подследственным заключенным юридическую помощь и
конфиденциальное обращение с адвокатом, ___________________
* См. Права человека: Сборник международных договоров
(издание Организации Объединенных Наций, в продаже под N R.86.XIV.
1), раздел G.
принимая во внимание, что в Мерах, гарантирующих защиту прав
тех, кто приговорен к смертной казни (995_226)*, подтверждается
право каждого подозреваемого или обвиняемого в совершении
преступления, за которое может быть вынесен смертный приговор, на
соответствующую правовую помощь на всех стадиях судопроизводства в
соответствии со статьей 14 Международного пакта о гражданских и
политических правах, ___________________
* Резолюция 217 A (III) Генеральной Ассамблеи.
принимая во внимание, что в декларации основных принципов
правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью
(995_114)* рекомендуются меры, которые следует принимать на
международном и национальном уровнях для облегчения жертвам
преступлений доступа к правосудию и справедливому обращению,
реституции, компенсации и помощи, __________________
* Резолюция 40/34 Генеральной Ассамблеи.
принимая во внимание, что для обеспечения надлежащей защиты
прав и основных свобод человека, пользоваться которыми должны все
люди, независимо от того, являются ли эти права экономическими,
социальными и культурными или гражданскими и политическими,
необходимо, чтобы все люди действительно имели доступ к
юридическим услугам, предоставляемым независимыми
профессиональными юристами, принимая во внимание, что профессиональным ассоциациям
юристов отводится основополагающая роль в обеспечении соблюдения
профессиональных норм и этики в защите своих членов от
преследования и неправомерных ограничений и посягательств, в
предоставлении юридических услуг всем нуждающимся и в
сотрудничестве с правительственными и другими учреждениями в
содействии осуществлению целей правосудия и в отстаивании
государственных интересов, приведенные ниже Основные принципы, касающиеся роли юристов,
сформулированные для оказания помощи государствам-членам в
осуществлении их задачи развития и обеспечения надлежащей роли
юристов, должны соблюдаться и учитываться правительствами в рамках
их национального законодательства и практики и должны быть
доведены до внимания юристов, а также других лиц, таких, как
судьи, обвинители, представители исполнительных и законодательных
органов и населения в целом. Эти принципы, при необходимости,
также применяются к лицам, которые выполняют функции юристов, не
имея официального статуса таковых.
Доступ к юристам и юридическим услугам
1. Каждый человек имеет право обратиться к любому юристу за
помощью для защиты и отстаивания его прав и защиты его на всех
стадиях уголовного разбирательства. 2. Правительство обеспечивает эффективные процедуры и гибкие
механизмы эффективного и равного доступа к юристам для всех лиц,
находящихся на их территории и попадающих под их юрисдикцию, без
какого-либо различия, такого, как дискриминация по признаку расы,
цвета кожи, этнического происхождения, пола, языка, религии,
политических или иных убеждений, национального или социального
происхождения, имущественного, сословного, экономического или
иного положения. 3. Правительства обеспечивают предоставление достаточных
финансовых и иных средств для оказания юридических услуг бедным и,
в случае необходимости, другим лицам, находящимся в
неблагоприятном положении. Профессиональные ассоциации юристов
сотрудничают в организации и обеспечении услуг, средств и других
ресурсов. 4. Правительства и профессиональные ассоциации юристов
содействуют осуществлению программ по информированию людей об их
правах и обязанностях в соответствии с законом и о важной роли
юристов в защите их основных свобод. Особое внимание следует
уделять оказанию помощи бедным и другим лицам, находящимся в
неблагоприятном положении, с тем, чтобы они могли отстаивать свои
права и, когда это необходимо, обращаться за помощью к юристам.
Специальные гарантии в вопросах уголовного правосудия
5. Правительства обеспечивают, чтобы компетентные власти
немедленно информировали каждого человека о его праве пользоваться
помощью юриста по своему выбору при аресте или задержании либо при
обвинении его в совершении уголовного преступления. 6. Во всех случаях, когда того требуют интересы правосудия,
каждый такой человек, не имеющий юриста, имеет право на помощь
юриста, опыт и компетентность которого соответствуют характеру
правонарушения, назначенного в целях предоставления ему
эффективной юридической помощи бесплатно, если у него нет
достаточных средств для оплаты услуг юриста. 7. Кроме того, правительства обеспечивают, чтобы все
арестованные или задержанные лица, независимо от того, предъявлено
ли им обвинение в совершении уголовного преступления или нет,
получали немедленный доступ к юристу и в любом случае не позднее,
чем через сорок восемь часов с момента ареста или задержания. 8. Всем арестованным, задержанным или заключенным в тюрьму
лицам предоставляются надлежащие возможности, время и условия для
посещения юристом, сношения и консультации с ним без задержки,
вмешательства или цензуры и с соблюдением полной
конфиденциальности. Такие консультации могут проводиться в
присутствии должностных лиц по поддержанию правопорядка, но без
возможности быть услышанными ими.
Квалификация и подготовка кадров
9. Правительства, профессиональные ассоциации юристов и
учебные заведения обеспечивают надлежащую квалификацию и
подготовку юристов и знание ими профессиональных идеалов и
моральных обязанностей, а также прав человека и основных свобод,
признанных национальным и международным правом. 10. Правительства, профессиональные ассоциации юристов и
учебные заведения обеспечивают отсутствие дискриминации в ущерб
какому-либо лицу в отношении начала или продолжения
профессиональной юридической практики по признаку расы, цвета
кожи, пола, этнического происхождения, религии, политических или
иных взглядов, национального или социального происхождения,
имущественного, сословного, экономического или иного положения, за
исключением того, что требование, согласно которому адвокат должен
являться гражданином соответствующей страны, не рассматривается
как дискриминационное. 11. В странах, где существуют группы, общины и регионы,
потребности которых в юридических услугах не обеспечивают,
особенно там, где такие группы обладают своеобразной культурой,
традициями или языком или становились жертвами дискриминации в
прошлом, правительства, профессиональные ассоциации юристов и
учебные заведения должны принять особые меры к тому, чтобы
предоставить возможности кандидатам от этих групп получить доступ
к профессии юриста и обеспечить, чтобы они получили образование,
соответствующее потребностям их групп.
Функции и обязанности
12. Юристы при всех обстоятельствах сохраняют честь и
достоинство, присущие их профессии, как ответственные сотрудники в
области отправления правосудия. 13. По отношению к своим клиентам юристы выполняют следующие
функции: a) консультирование клиентов в отношении их юридических прав
и обязанностей и работы правовой системы в той мере, в какой это
касается юридических прав и обязанностей клиентов; b) оказание клиентам помощи любыми доступными средствами и
принятие законодательных мер для защиты их или их интересов; c) оказание, в случае необходимости, помощи клиентам в судах,
трибуналах или административных органах. 14. Защищая права своих клиентов и отстаивая интересы
правосудия, юристы должны содействовать защите прав человека и
основных свобод, признанных национальным и международным правом, и
во всех случаях действовать независимо и добросовестно в
соответствии с законом и признанными нормами и профессиональной
этикой юриста. 15. Юристы всегда строго соблюдают интересы своих клиентов.
Гарантии в отношении выполнения юристами своих обязанностей
16. Правительства обеспечивают, чтобы юристы: a) могли выполнять все свои профессиональные обязанности в
обстановке, свободной от угроз, препятствий, запугивания или
неоправданного вмешательства; b) могли совершать поездки и беспрепятственно
консультироваться со своими клиентами внутри страны и за ее
пределами; и c) не подвергались судебному преследованию и судебным,
административным, экономическим или другим санкциям за любые
действия, совершенные в соответствии с признанными
профессиональными обязанностями, нормами и этикой, а также
угрозами такого преследования и санкций. 17. В тех случаях, когда возникает угроза безопасности
юристов в результате выполнения ими своих функций, власти
обеспечивают им надлежащую защиту. 18. Юристы не отождествляются со своими клиентами или
интересами своих клиентов в результате выполнения ими своих
функций. 19. Ни один суд или административный орган, в котором
признается право на адвоката, не отказывается признавать права
юриста отстаивать в суде интересы своего клиента, за исключением
тех случаев, когда юристу было отказано в праве выполнять свои
профессиональные обязанности в соответствии с национальным правом
и практикой и в соответствии с настоящими принципами. 20. Юристы пользуются гражданским и уголовным иммунитетом в
отношении соответствующих заявлений, сделанных добросовестно в
виде письменных представлений в суд или устных выступлений в суде
или ходе выполнения ими своих профессиональных обязанностей в
суде, трибунале или другом юридическом или административном
органе. 21. Компетентные органы обязаны обеспечивать юристам
достаточно заблаговременный доступ к надлежащей информации, досье
и документам, находящимся в их распоряжении или под их контролем,
с тем чтобы юристы имели возможность оказывать эффективную
юридическую помощь своим клиентам. Такой доступ должен
обеспечиваться как только в этом появляется необходимость. 22. Правительства признают и обеспечивают конфиденциальный
характер любых сношений и консультаций между юристами и их
клиентами в рамках их профессиональных отношений.
Свобода убеждений и ассоциаций
23. Юристы, как и другие граждане, имеют право на свободу
выражения мнения, убеждений и собраний. В частности, они имеют
право принимать участие в общественных дискуссиях по вопросам,
касающимся права, отправления правосудия и поощрения и защиты прав
человека, и быть членами местных, национальных или международных
организаций или создавать их и принимать участие в их заседаниях,
не подвергаясь ограничению своей профессиональной деятельности
вследствие своих законных действий или членства в законной
организации. Осуществляя эти права, юристы в своих действиях
всегда руководствуются правом и признанными нормами и
профессиональной этикой юриста.
Профессиональные ассоциации юристов
24. Юристы имеют право создавать и являться членами
самостоятельных профессиональных ассоциаций, представляющих их
интересы, способствующих их непрерывному образованию и подготовке
и защищающих их профессиональные интересы. Исполнительный орган
профессиональных организаций избирается ее членами и выполняет
свои функции без вмешательства извне. 25. Профессиональные ассоциации юристов сотрудничают с
правительствами с целью обеспечить, чтобы все лица имели реальный
и равный доступ к юридическому обслуживанию и чтобы юристы имели
возможность без неправомерного вмешательства консультировать и
оказывать помощь клиентам в соответствии с законом и признанными
профессиональными стандартами и этическими нормами.
Дисциплинарные меры
26. Юристы через свои соответствующие органы или
законодательные органы разрабатывают в соответствии с национальным
законодательством и обычаями и признанными международными
стандартами и нормами кодексы профессионального поведения юристов. 27. Обвинения или жалобы в отношении юристов, выступающих в
своем профессиональном качестве, подлежат скорейшему и
объективному рассмотрению в соответствии с надлежащей процедурой.
Юристы имеют право на справедливое разбирательство дела, включая
право на помощь юриста по своему выбору. 28. Дисциплинарные меры в отношении юристов рассматриваются
беспристрастным дисциплинарным комитетом, создаваемым юристами, в
независимом органе, предусмотренном законом, или в суде и подлежат
независимому судебному контролю. 29. Все дисциплинарные меры определяются в соответствии с
кодексом профессионального поведения и другими признанными
стандартами и профессиональной этикой юриста и в свете настоящих
принципов.
"Права людини і професійні стандарти для юристів", 1996

Российская Федерация

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РОЛИ АДВОКАТОВ (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 г. в Нью-Йорке)

Приняты
восьмым Конгрессом ООН
по предупреждению преступлений
в августе 1990 г. в Нью-Йорке

Поскольку:

Устав Организации Объединенных Наций подтверждает право людей всего мира на создание условий, при которых законность будет соблюдаться, и провозглашает как одну из целей достижение сотрудничества в создании и поддержании уважения к правам человека и основным свободам без разделения по признакам расы, пола, языка и религии;

Всеобщая Декларация о Правах Человека утверждает принципы равенства перед законом, презумпцию невиновности, право на беспристрастное и открытое рассмотрение дела независимым и справедливым судом, а также все гарантии, необходимые для защиты любого лица, обвиненного в совершении наказуемого деяния;

Международный Пакт о Гражданских и Политических Правах дополнительно провозглашает право быть выслушанным без проволочек и право на беспристрастное и открытое слушание дела компетентным, независимым и справедливым судом, предусмотренным законом;

Международный Пакт об Экономических, Социальных и Культурных Правах напоминает об обязанности государств в соответствии с Уставом ООН содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека и свобод;

Свод принципов для защиты всех лиц, задержанных или находящихся в условиях тюремного заключения, предусматривает, что каждому задержанному лицу должно быть предоставлено право на помощь, консультацию с адвокатом и возможность общаться с ним;

Стандартные минимальные правила содержания заключенных рекомендуют, в частности, чтобы юридическая помощь и конфиденциальность в процессе ее осуществления были гарантированы для лиц, находящихся в заключении;

Гарантии, обеспечивающие защиту лиц, которым угрожает смертная казнь, подтверждают право каждого, кому предъявлено или может быть предъявлено обвинение, влекущее в качестве меры наказания смертную казнь, получать необходимую юридическую помощь на всех стадиях расследования и разбирательства дела в соответствии со ст. 14 Международной Конвенции о Гражданских и Политических Правах;

Декларация об Основных Принципах Юстиции для Жертв Преступления и Превышения Власти рекомендует принятие мер на международном и национальном уровне для улучшения доступа к юстиции и справедливому отношению, возмещению вреда, компенсации и помощи для жертв преступления;

Адекватное обеспечение прав человека и основных свобод, на которые все люди имеют право, предоставляется им в экономической, социальной, культурной, гражданской и политической жизни и требует, чтобы все люди имели эффективную возможность пользоваться юридической помощью, осуществляемой независимой юридической профессией;

Профессиональные ассоциации адвокатов играют жизненную роль в поддержании профессиональных стандартов и этических норм, защищают своих членов от преследований и необоснованных ограничений и посягательств, обеспечивают юридическую помощь для всех, кто нуждается в ней, и кооперируются с Правительством и другими институтами для достижения целей правосудия и общественного интереса;

Основные Положения о Роли Адвокатов, изложенные ниже, сформулированы, чтобы помочь Государствам - Участникам в их задаче содействовать и обеспечить надлежащую роль адвокатов, которая должна уважаться и гарантироваться Правительствами при разработке национального законодательства и его применении, и должны приниматься во внимание как адвокатами, так и судьями, прокурорами, членами законодательной и исполнительной властей и обществом в целом. Эти принципы должны также применяться к лицам, которые осуществляют адвокатские функции без получения формального статуса адвоката.

1. Любой человек вправе обратиться за помощью адвоката по своему выбору для подтверждения своих прав и защиты на всех стадиях уголовной процедуры.

2. Правительства должны гарантировать эффективную процедуру и работающий механизм для реального и равного доступа к адвокатам всех лиц, проживающих на его территории и подчиненных его юрисдикции без разделения расы, цвета кожи, этнического происхождения, пола, языка, религии, политических и иных взглядов, национального или социального происхождения, экономического или иного статуса.

3. Правительства должны обеспечить необходимое финансирование и другие ресурсы для юридической помощи бедным и другим несостоятельным людям. Профессиональные ассоциации адвокатов должны сотрудничать в организации и создании условий предоставления такой помощи.

4. Является ответственностью Правительств и профессиональных ассоциаций адвокатов разработать программу, имеющую целью информировать общественность о ее правах и обязанностях по закону значения роли адвокатов в защите основных свобод.

Для этих целей специальное внимание должно уделяться бедным и другим несостоятельным лицам, так как они сами не в состоянии отстаивать свои права и нуждаются в помощи адвоката.

5. Обязанностью Правительств является обеспечение возможности каждому быть информированным компетентными властями о его праве получить помощь адвоката по его выбору при его аресте, задержании или помещении в тюрьму или обвинении в уголовном преступлении.

6. Любое вышеуказанное лицо, которое не имеет адвоката, в случаях если интересы правосудия требуют этого, должно быть обеспечено помощью адвоката, имеющего соответствующую компетенцию и опыт ведения подобных дел, чтобы обеспечить ему эффективную юридическую помощь без оплаты с его стороны, если у него нет необходимых средств.

7. Правительства должны обеспечить, чтобы человек, подвергнутый задержанию, аресту или помещению в тюрьму с предъявлением или без предъявления обвинения в совершении уголовного преступления, получил быстрый допуск к адвокату, в любом случае не позднее, чем через 48 часов с момента задержания или ареста.

8. Задержанному, арестованному или помещенному в тюрьму лицу должны быть обеспечены необходимые условия, время и средства для встречи или коммуникаций и консультаций с адвокатом без задержки, препятствий и цензуры, с полной их конфиденциальностью. Такие консультации могут быть в поле зрения, но за пределами слышимости уполномоченных должностных лиц.

9. Правительства, профессиональные ассоциации адвокатов и учебные институты должны обеспечить, чтобы адвокаты получили соответствующее образование, подготовку и знания как идеалов и этических обязанностей адвокатов, так и прав человека и основных свобод, признаваемых национальным и международным правом.

10. Является обязанностью правительств, профессиональных ассоциаций адвокатов и учебных институтов обеспечить отсутствие дискриминации при допуске лиц к адвокатской практике или к продолжению практики по признакам расы, цвета кожи, пола, этнического происхождения, религии, политических и иных взглядов, наличия собственности, места рождения, экономического или иного положения.

11. В странах, где существуют группы, общины или регионы, чьи потребности в юридической помощи не обеспечены, особенно, если такие группы имеют отличие в культуре, традициях, языке или были жертвами дискриминации в прошлом, Правительства, профессиональные ассоциации адвокатов и учебные институты должны принять специальные меры по созданию благоприятных условий для лиц из этих групп, желающих заниматься юридической практикой, и должны обеспечить им подготовку, достаточную для обеспечения нужд этих групп.

12. Адвокаты должны постоянно поддерживать честь и достоинство своей профессии в качестве важных участников отправления правосудия.

13. Обязанности адвоката по отношению к клиенту должны включать:

а) консультации клиента о его или ее правах и обязанностях с разъяснением принципов работы правовой системы, поскольку они относятся к правам и обязанностям клиента;

б) оказание помощи клиенту любым законным способом и совершение правовых действий для защиты его интересов;

в) оказание клиенту помощи в судах, трибуналах и административных органах.

14. Адвокаты, оказывая помощь своим клиентам при осуществлении правосудия, должны добиваться соблюдения прав человека и основных свобод, признаваемых национальным и международным правом, и должны всегда действовать свободно и настойчиво в соответствии с законом и признанными профессиональными стандартами и этическими нормами.

15. Адвокат всегда должен быть лояльным к интересам своего клиента.

16. Правительства должны обеспечить адвокатам:

а) возможность исполнить все их профессиональные обязанности без запугивания, препятствий, беспокойства и неуместного вмешательства;

б) возможность свободно путешествовать и консультировать клиента в своей стране и за границей;

в) невозможность наказания или угрозы такового и обвинения, административных, экономических и других санкций за любые действия, осуществляемые в соответствии с признанными профессиональными обязанностями, стандартами и этическими нормами.

17. Там, где безопасность адвокатов находится под угрозой в связи с исполнением профессиональных обязанностей, они должны быть адекватно защищены властями.

18. Адвокаты не должны идентифицироваться с их клиентами и делами клиентов в связи с исполнением их профессиональных обязанностей.

19. Суд или административный орган не должны отказывать в признании права адвоката, имеющего допуск к практике, представлять интересы своего клиента, если этот адвокат не был дисквалифицирован в соответствии с национальным правом и практикой его применения и настоящими Положениями.

20. Адвокат должен обладать уголовным и гражданским иммунитетом от преследований за относящиеся к делу заявления, сделанные в письменной или устной форме при добросовестном исполнении своего долга и осуществлении профессиональных обязанностей в суде, трибунале или другом юридическом или административном органе.

21. Обязанностью компетентных властей является обеспечение адвокату возможности своевременного ознакомления с информацией, документами и материалами дела, а в уголовном процессе - не позднее окончания расследования до досудебного рассмотрения.

22. Правительства должны признавать и соблюдать конфиденциальность коммуникаций и консультаций между адвокатом и клиентом в рамках их отношений, связанных с выполнением адвокатом своих профессиональных обязанностей.

23. Адвокаты, как и другие граждане, имеют право на свободу высказываний, вероисповедания, объединения в ассоциации и организации. В частности, они должны иметь право принимать участие в публичных дискуссиях по вопросам права, отправления правосудия, обеспечения и защиты прав человека и право присоединяться или создавать местные, национальные и международные организации и посещать их собрания без угрозы ограничения профессиональной деятельности по причине их законных действий или членства в разрешенной законом организации. При осуществлении этих прав адвокаты должны всегда руководствоваться законом и признанными профессиональными стандартами и этическими правилами.

24. Адвокатам должно быть предоставлено право формировать самоуправляемые ассоциации для представительства их интересов, постоянной учебы и переподготовки и поддержания их профессионального уровня. Исполнительные органы профессиональных ассоциаций избираются их членами и осуществляют свои функции без внешнего вмешательства.

25. Профессиональные ассоциации должны кооперироваться с Правительствами для обеспечения права каждого на равный и эффективный доступ и к юридической помощи, чтобы адвокаты были способны без неуместного вмешательства со стороны давать советы и помогать своим клиентам в соответствии с законом и признанными профессиональными стандартами и этическими правилами.

26. Кодексы профессионального поведения адвокатов должны устанавливаться профессией через свои соответствующие органы или в соответствии с законодательством, отвечающим положениям национального права и обычая и признаваемым международными стандартами и нормами.

27. Обвинение или возбуждение дела против адвоката, в связи с его профессиональной работой должны производиться в рамках быстрой и справедливой процедуры. Адвокат должен иметь право на справедливое разбирательство, включающее возможность помощи адвоката по его выбору.

28. Дисциплинарное производство против адвокатов должно быть предоставлено беспристрастным дисциплинарным комиссиям, установленным самой адвокатурой, с возможностью обжалования в суд.

29. Все дисциплинарное производство должно осуществляться в соответствии с кодексом профессионального поведения и другими признанными стандартами и этическими нормами адвокатской профессии в свете настоящих Положений.

Основные положения о роли юристов (ООН)
(приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений
в августе 1990 г. в Гаване)

Поскольку:

Устав Организации Объединенных Наций подтверждает право людей всего мира на создание условий, при которых законность будет соблюдаться, и провозглашает как одну из целей достижение сотрудничества в создании и поддержании уважения к правам человека и основным свободам без разделения по признакам расы, пола, языка и религии;

Всеобщая Декларация о Правах Человека утверждает принципы равенства перед законом, презумпцию невиновности, право на беспристрастное и открытое рассмотрение дела независимым и справедливым судом, а также все гарантии, необходимые для защиты любого лица, обвиненного в совершении наказуемого деяния;

Международный Пакт о Гражданских и Политических Правах дополнительно провозглашает право быть выслушанным без проволочек и право на беспристрастное и открытое слушание дела компетентным, независимым и справедливым судом, предусмотренным законом;

Международный Пакт об Экономических, Социальных и Культурных Правах напоминает об обязанности государств в соответствии с Уставом ООН содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека и свобод;

Свод принципов для защиты всех лиц, задержанных или находящихся в условиях тюремного заключения, предусматривает, что каждому задержанному лицу должно быть предоставлено право на помощь, консультацию с адвокатом и возможность общаться с ним;

Стандартные минимальные правила содержания заключенных рекомендуют, в частности, чтобы юридическая помощь и конфиденциальность в процессе ее осуществления были гарантированы для лиц, находящихся в заключении;

Гарантии, обеспечивающие защиту лиц, которым угрожает смертная казнь, подтверждают право каждого, кому предъявлено или может быть предъявлено обвинение, влекущее в качестве меры наказания смертную казнь, получать необходимую юридическую помощь на всех стадиях расследования и разбирательства дела в соответствии со ст. 14 Международной Конвенции о Гражданских и Политических Правах;

Декларация об Основных Принципах Юстиции для Жертв Преступления и Превышения Власти рекомендует принятие мер на международном и национальном уровне для улучшения доступа к юстиции и справедливому отношению, возмещению вреда, компенсации и помощи для жертв преступления;

Адекватное обеспечение прав человека и основных свобод, на которые все люди имеют право, предоставляется им в экономической, социальной, культурной, гражданской и политической жизни и требует, чтобы все люди имели эффективную возможность пользоваться юридической помощью, осуществляемой независимой юридической профессией;

Профессиональные ассоциации адвокатов играют жизненную роль в поддержании профессиональных стандартов и этических норм, защищают своих членов от преследований и необоснованных ограничений и посягательств, обеспечивают юридическую помощь для всех, кто нуждается в ней, и кооперируются с Правительством и другими институтами для достижения целей правосудия и общественного интереса;

Основные Положения о Роли Адвокатов, изложенные ниже, сформулированы, чтобы помочь Государствам - Участникам в их задаче содействовать и обеспечить надлежащую роль адвокатов, которая должна уважаться и гарантироваться Правительствами при разработке национального законодательства и его применении, и должны приниматься во внимание как адвокатами, так и судьями, прокурорами, членами законодательной и исполнительной властей и обществом в целом. Эти принципы должны также применяться к лицам, которые осуществляют адвокатские функции без получения формального статуса адвоката.

Доступ к адвокатам и юридической помощи

1. Любой человек вправе обратиться за помощью адвоката по своему выбору для подтверждения своих прав и защиты на всех стадиях уголовной процедуры.

2. Правительства должны гарантировать эффективную процедуру и работающий механизм для реального и равного доступа к адвокатам всех лиц, проживающих на его территории и подчиненных его юрисдикции без разделения расы, цвета кожи, этнического происхождения, пола, языка, религии, политических и иных взглядов, национального или социального происхождения, экономического или иного статуса.

3. Правительства должны обеспечить необходимое финансирование и другие ресурсы для юридической помощи бедным и другим несостоятельным людям. Профессиональные ассоциации адвокатов должны сотрудничать в организации и создании условий предоставления такой помощи.

4. Является ответственностью Правительств и профессиональных ассоциаций адвокатов разработать программу, имеющую целью информировать общественность о ее правах и обязанностях по закону значения роли адвокатов в защите основных свобод.

Для этих целей специальное внимание должно уделяться бедным и другим несостоятельным лицам, так как они сами не в состоянии отстаивать свои права и нуждаются в помощи адвоката.

Специальные гарантии в уголовной юстиции

5. Обязанностью Правительств является обеспечение возможности каждому быть информированным компетентными властями о его праве получить помощь адвоката по его выбору при его аресте, задержании или помещении в тюрьму или обвинении в уголовном преступлении.

6. Любое вышеуказанное лицо, которое не имеет адвоката, в случаях если интересы правосудия требуют этого, должно быть обеспечено помощью адвоката, имеющего соответствующую компетенцию и опыт ведения подобных дел, чтобы обеспечить ему эффективную юридическую помощь без оплаты с его стороны, если у него нет необходимых средств.

7. Правительства должны обеспечить, чтобы человек, подвергнутый задержанию, аресту или помещению в тюрьму с предъявлением или без предъявления обвинения в совершении уголовного преступления, получил быстрый допуск к адвокату, в любом случае не позднее, чем через 48 часов с момента задержания или ареста.

8. Задержанному, арестованному или помещенному в тюрьму лицу должны быть обеспечены необходимые условия, время и средства для встречи или коммуникаций и консультаций с адвокатом без задержки, препятствий и цензуры, с полной их конфиденциальностью. Такие консультации могут быть в поле зрения, но за пределами слышимости уполномоченных должностных лиц.

Квалификация и подготовка

9. Правительства, профессиональные ассоциации адвокатов и учебные институты должны обеспечить, чтобы адвокаты получили соответствующее образование, подготовку и знания как идеалов и этических обязанностей адвокатов, так и прав человека и основных свобод, признаваемых национальным и международным правом.

10. Является обязанностью правительств, профессиональных ассоциаций адвокатов и учебных институтов обеспечить отсутствие дискриминации при допуске лиц к адвокатской практике или к продолжению практики по признакам расы, цвета кожи, пола, этнического происхождения, религии, политических и иных взглядов, наличия собственности, места рождения, экономического или иного положения.

11. В странах, где существуют группы, общины или регионы, чьи потребности в юридической помощи не обеспечены, особенно, если такие группы имеют отличие в культуре, традициях, языке или были жертвами дискриминации в прошлом, Правительства, профессиональные ассоциации адвокатов и учебные институты должны принять специальные меры по созданию благоприятных условий для лиц из этих групп, желающих заниматься юридической практикой, и должны обеспечить им подготовку, достаточную для обеспечения нужд этих групп.

Обязанности и ответственность

12. Адвокаты должны постоянно поддерживать честь и достоинство своей профессии в качестве важных участников отправления правосудия.

13. Обязанности адвоката по отношению к клиенту должны включать:

а) консультации клиента о его или ее правах и обязанностях с разъяснением принципов работы правовой системы, поскольку они относятся к правам и обязанностям клиента;

б) оказание помощи клиенту любым законным способом и совершение правовых действий для защиты его интересов;

в) оказание клиенту помощи в судах, трибуналах и административных органах.

14. Адвокаты, оказывая помощь своим клиентам при осуществлении правосудия, должны добиваться соблюдения прав человека и основных свобод, признаваемых национальным и международным правом, и должны всегда действовать свободно и настойчиво в соответствии с законом и признанными профессиональными стандартами и этическими нормами.

15. Адвокат всегда должен быть лояльным к интересам своего клиента.

Гарантии деятельности адвокатов

16. Правительства должны обеспечить адвокатам:

а) возможность исполнить все их профессиональные обязанности без запугивания, препятствий, беспокойства и неуместного вмешательства;

б) возможность свободно путешествовать и консультировать клиента в своей стране и за границей;

в) невозможность наказания или угрозы такового и обвинения, административных, экономических и других санкций за любые действия, осуществляемые в соответствии с признанными профессиональными обязанностями, стандартами и этическими нормами.

17. Там, где безопасность адвокатов находится под угрозой в связи с исполнением профессиональных обязанностей, они должны быть адекватно защищены властями.

18. Адвокаты не должны идентифицироваться с их клиентами и делами клиентов в связи с исполнением их профессиональных обязанностей.

19. Суд или административный орган не должны отказывать в признании права адвоката, имеющего допуск к практике, представлять интересы своего клиента, если этот адвокат не был дисквалифицирован в соответствии с национальным правом и практикой его применения и настоящими Положениями.

20. Адвокат должен обладать уголовным и гражданским иммунитетом от преследований за относящиеся к делу заявления, сделанные в письменной или устной форме при добросовестном исполнении своего долга и осуществлении профессиональных обязанностей в суде, трибунале или другом юридическом или административном органе.

21. Обязанностью компетентных властей является обеспечение адвокату возможности своевременного ознакомления с информацией, документами и материалами дела, а в уголовном процессе - не позднее окончания расследования до досудебного рассмотрения.

22. Правительства должны признавать и соблюдать конфиденциальность коммуникаций и консультаций между адвокатом и клиентом в рамках их отношений, связанных с выполнением адвокатом своих профессиональных обязанностей.

Свобода высказываний и ассоциаций

23. Адвокаты, как и другие граждане, имеют право на свободу высказываний, вероисповедания, объединения в ассоциации и организации. В частности, они должны иметь право принимать участие в публичных дискуссиях по вопросам права, отправления правосудия, обеспечения и защиты прав человека и право присоединяться или создавать местные, национальные и международные организации и посещать их собрания без угрозы ограничения профессиональной деятельности по причине их законных действий или членства в разрешенной законом организации. При осуществлении этих прав адвокаты должны всегда руководствоваться законом и признанными профессиональными стандартами и этическими правилами.

Профессиональные ассоциации адвокатов

24. Адвокатам должно быть предоставлено право формировать самоуправляемые ассоциации для представительства их интересов, постоянной учебы и переподготовки и поддержания их профессионального уровня. Исполнительные органы профессиональных ассоциаций избираются их членами и осуществляют свои функции без внешнего вмешательства.

25. Профессиональные ассоциации должны кооперироваться с Правительствами для обеспечения права каждого на равный и эффективный доступ и к юридической помощи, чтобы адвокаты были способны без неуместного вмешательства со стороны давать советы и помогать своим клиентам в соответствии с законом и признанными профессиональными стандартами и этическими правилами.

Дисциплинарное производство

26. Кодексы профессионального поведения адвокатов должны устанавливаться профессией через свои соответствующие органы или в соответствии с законодательством, отвечающим положениям национального права и обычая и признаваемым международными стандартами и нормами.

27. Обвинение или возбуждение дела против адвоката, в связи с его профессиональной работой должны производиться в рамках быстрой и справедливой процедуры. Адвокат должен иметь право на справедливое разбирательство, включающее возможность помощи адвоката по его выбору.

28. Дисциплинарное производство против адвокатов должно быть предоставлено беспристрастным дисциплинарным комиссиям, установленным самой адвокатурой, с возможностью обжалования в суд.

29. Все дисциплинарное производство должно осуществляться в соответствии с кодексом профессионального поведения и другими признанными стандартами и этическими нормами адвокатской профессии в свете настоящих Положений.

Приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями Гавана, Куба, 27 августа - 7 сентября 1990 года

Принимая во внимание , что народы мира заявляют в , в частности, о своей решимости создать условия, при которых может соблюдаться справедливость, и провозглашают в качестве одной из своих целей осуществление международного сотрудничества в обеспечении и развитии уважения прав человека и основных свобод без различия расы, пола, языка и религии,

принимая во внимание , что во Всеобщей декларации прав человека зафиксированы принципы равенства перед законом, презумпция невиновности, право на то, чтобы дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом, и все необходимые гарантии для защиты любого человека, обвиняемого в совершении преступления,

принимая во внимание , что в Международном пакте о гражданских и политических правах также провозглашается право быть судимым без неоправданной задержки и право на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона,

принимая во внимание , что в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах напоминается об обязанности государств согласно Уставу Организации Объединенных Наций способствовать всеобщему уважению и соблюдению прав и свобод человека,

принимая во внимание , что в Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме , предусматривается, что задержанное лицо имеет право использовать помощь юрисконсульта, обращаться и консультироваться с ним,

принимая во внимание , что в Стандартных минимальных правилах обращения с заключенными , в частности, рекомендуется обеспечивать подследственным заключенным юридическую помощь и конфиденциальное обращение с адвокатом,

принимая во внимание , что в Мерах, гарантирующих защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни , подтверждается право каждого подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое может быть вынесен смертный приговор, на соответствующую правовую помощь на всех стадиях судопроизводства в соответствии со статьей 14 Международного пакта о гражданских и политических правах,

принимая во внимание , что в Декларации основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью рекомендуются меры, которые следует принимать на международном и национальном уровнях для облегчения жертвам преступлений доступа к правосудию и справедливому обращению, реституции, компенсации и помощи,

принимая во внимание , что для обеспечения надлежащей защиты прав и основных свобод человека, пользоваться которыми должны все люди, независимо от того, являются ли эти права экономическими, социальными и культурными или гражданскими и политическими, необходимо, чтобы все люди действительно имели доступ к юридическим услугам, предоставляемым независимыми профессиональными юристами,

принимая во внимание , что профессиональным ассоциациям юристов отводится основополагающая роль в обеспечении соблюдения профессиональных норм и этики в защите своих членов от преследования и неправомерных ограничений и посягательств, в предоставлении юридических услуг всем нуждающимся и в сотрудничестве с правительственными и другими учреждениями в содействии осуществлению целей правосудия и в отстаивании государственных интересов,

приведенные ниже Основные принципы, касающиеся роли юристов, сформулированные для оказания помощи государствам-членам в осуществлении их задачи развития и обеспечения надлежащей роли юристов, должны соблюдаться и учитываться правительствами в рамках их национального законодательства и практики и должны быть доведены до внимания юристов, а также других лиц, таких, как судьи, обвинители, представители исполнительных и законодательных органов и населения в целом. Эти Принципы, при необходимости, также применяются к лицам, которые выполняют функции юристов, не имея официального статуса таковых.

Доступ к юристам и юридическим услугам

1. Каждый человек имеет право обратиться к любому юристу за помощью для защиты и отстаивания его прав и защиты его на всех стадиях уголовного разбирательства.

2. Правительство обеспечивает эффективные процедуры и гибкие механизмы эффективного и равного доступа к юристам для всех лиц, находящихся на их территории и подпадающих под их юрисдикцию, без какого-либо различия, такого, как дискриминация по признаку расы, цвета кожи, этнического происхождения, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного, экономического или иного положения.

3. Правительство обеспечивает предоставление достаточных финансовых и иных средств для оказания юридических услуг бедным и, в случае необходимости, другим лицам, находящимся в неблагоприятном положении. Профессиональные ассоциации юристов сотрудничают в организации и обеспечении услуг, средств и других ресурсов.

4. Правительства и профессиональные ассоциации юристов содействуют осуществлению программ по информированию людей об их правах и обязанностях в соответствии с законом и о важной роли юристов в защите их основных свобод. Особое внимание следует уделять оказанию помощи бедным и другим лицам, находящимся в неблагоприятном положении, с тем чтобы они могли отстаивать свои права и, когда это необходимо, обращаться за помощью к юристам.

Специальные гарантии в вопросах уголовного правосудия

5. Правительства обеспечивают, чтобы компетентные власти немедленно информировали каждого человека о его праве пользоваться помощью юриста по своему выбору при аресте или задержании либо при обвинении его в совершении уголовного преступления.

6. Во всех случаях, когда того требуют интересы правосудия, каждый такой человек, не имеющий юриста, имеет право на помощь юриста, опыт и компетентность которого соответствуют характеру правонарушения, назначенного в целях предоставления ему эффективной юридической помощи бесплатно, если у него нет достаточных средств для оплаты услуг юриста.

7. Кроме того, правительства обеспечивают, чтобы все арестованные или задержанные лица, независимо от того, предъявлено ли им обвинение в совершении уголовного преступления или нет, получали немедленный доступ к юристу и в любом случае не позднее, чем через сорок восемь часов с момента ареста или задержания.

8. Всем арестованным, задержанным или заключенным в тюрьму лицам предоставляются надлежащие возможности, время и условия для посещения юристом, сношения и консультации с ним без задержки, вмешательства или цензуры и с соблюдением полной конфиденциальности. Такие консультации могут проводиться в присутствии должностных лиц по поддержанию правопорядка, но без возможности быть услышанными ими.

Квалификация и подготовка кадров

9. Правительства, профессиональные ассоциации юристов и учебные заведения обеспечивают надлежащую квалификацию и подготовку юристов и знание ими профессиональных идеалов и моральных обязанностей, а также прав человека и основных свобод, признанных национальным и международным правом.

10. Правительства, профессиональные ассоциации юристов и учебные заведения обеспечивают отсутствие дискриминации в ущерб какому-либо лицу в отношении начала или продолжения профессиональной юридической практики по признаку расы, цвета кожи, пола, этнического происхождения, религии, политических или иных взглядов, национального или социального происхождения, имущественного, сословного, экономического или иного положения, за исключением того, что требование, согласно которому адвокат должен являться гражданином соответствующей страны, не рассматривается как дискриминационное.

11. В странах, где существуют группы, общины или регионы, потребности которых в юридических услугах не обеспечиваются, особенно там, где такие группы обладают своеобразной культурой, традициями или языком или становились жертвами дискриминации в прошлом, правительства, профессиональные ассоциации юристов и учебные заведения должны принять особые меры к тому, чтобы предоставить возможности кандидатам от этих групп получить доступ к профессии юриста и обеспечить, чтобы они получили образование, соответствующее потребностям их групп.

Функции и обязанности

12. Юристы при всех обстоятельствах сохраняют честь и достоинство, присущие их профессии, как ответственные сотрудники в области отправления правосудия.

13. По отношению к своим клиентам юристы выполняют следующие функции:

a ) консультирование клиентов в отношении их юридических прав и обязанностей и работы правовой системы в той мере, в какой это касается юридических прав и обязанностей клиентов;

b ) оказание клиентам помощи любыми доступными средствами и принятие законодательных мер для защиты их или их интересов;

c ) оказание, в случае необходимости, помощи клиентам в судах, трибуналах или административных органах.

14. Защищая права своих клиентов и отстаивая интересы правосудия, юристы должны содействовать защите прав человека и основных свобод, признанных национальным и международным правом, и во всех случаях действовать независимо и добросовестно в соответствии с законом и признанными нормами и профессиональной этикой юриста.

15. Юристы всегда строго соблюдают интересы своих клиентов.

Гарантии в отношении выполнения юристами своих обязанностей

16. Правительства обеспечивают, чтобы юристы: а ) могли выполнять все свои профессиональные обязанности в обстановке, свободной от угроз, препятствий, запугивания или неоправданного вмешательства; b ) могли совершать поездки и беспрепятственно консультироваться со своими клиентами внутри страны и за ее пределами; и с ) не подвергались судебному преследованию и судебным, административным, экономическим или другим санкциям за любые действия, совершенные в соответствии с признанными профессиональными обязанностями, нормами и этикой, а также угрозам такого преследования и санкций.

17. В тех случаях, когда возникает угроза безопасности юристов в результате выполнения ими своих функций, власти обеспечивают им надлежащую защиту.

18. Юристы не отождествляются со своими клиентами или интересами своих клиентов в результате выполнения ими своих функций.

19. Ни один суд или административный орган, в котором признается право на адвоката, не отказывается признавать права юриста отстаивать в суде интересы своего клиента, за исключением тех случаев, когда юристу было отказано в праве выполнять свои профессиональные обязанности в соответствии с национальным правом и практикой и в соответствии с настоящими принципами.

20. Юристы пользуются гражданским и уголовным иммунитетом в отношении соответствующих заявлений, сделанных добросовестно в виде письменных представлений в суд или устных выступлений в суде или в ходе выполнения ими своих профессиональных обязанностей в суде, трибунале или другом юридическом или административном органе.

21. Компетентные органы обязаны обеспечивать юристам достаточно заблаговременный доступ к надлежащей информации, досье и документам, находящимся в их распоряжении или под их контролем, с тем чтобы юристы имели возможность оказывать эффективную юридическую помощь своим клиентам. Такой доступ должен обеспечиваться как только в этом появляется необходимость.

22. Правительства признают и обеспечивают конфиденциальный характер любых сношений и консультаций между юристами и их клиентами в рамках их профессиональных отношений.

Свобода убеждений и ассоциаций

23. Юристы, как и другие граждане, имеют право на свободу выражения мнения, убеждений и собраний. В частности, они имеют право принимать участие в общественных дискуссиях по вопросам, касающимся права, отправления правосудия и поощрения и защиты прав человека, и быть членами местных, национальных или международных организаций или создавать их и принимать участие в их заседаниях, не подвергаясь ограничению своей профессиональной деятельности вследствие своих законных действий или членства в законной организации. Осуществляя эти права, юристы в своих действиях всегда руководствуются правом и признанными нормами и профессиональной этикой юриста.

Профессиональные ассоциации юристов

24. Юристы имеют право создавать и являться членами самостоятельных профессиональных ассоциаций, представляющих их интересы, способствующих их непрерывному образованию и подготовке и защищающих их профессиональные интересы. Исполнительный орган профессиональных ассоциаций избирается ее членами и выполняет свои функции без вмешательства извне.

25. Профессиональные ассоциации юристов сотрудничают с правительствами с целью обеспечить, чтобы все лица имели реальный и равный доступ к юридическому обслуживанию и чтобы юристы имели возможность без неправомерного вмешательства консультировать и оказывать помощь клиентам в соответствии с законом и признанными профессиональными стандартами и этическими нормами.

Дисциплинарные меры

26. Юристы через свои соответствующие органы и законодательные органы разрабатывают в соответствии с национальным законодательством и обычаями и признанными международными стандартами и нормами кодексы профессионального поведения юристов.

27. Обвинения или жалобы в отношении юристов, выступающих в своем профессиональном качестве, подлежат скорейшему и объективному рассмотрению в соответствии с надлежащей процедурой. Юристы имеют право на справедливое разбирательство дела, включая право на помощь юриста по своему выбору.

28. Дисциплинарные меры в отношении юристов рассматриваются беспристрастным дисциплинарным комитетом, создаваемым юристами, в независимом органе, предусмотренном законом, или в суде и подлежат независимому судебному контролю.

29. Все дисциплинарные меры определяются в соответствии с кодексом профессионального поведения и другими признанными стандартами и профессиональной этикой юриста и в свете настоящих принципов.

1 Генеральной Ассамблеи.

2 Генеральной Ассамблеи, приложение.

3 Генеральной Ассамблеи, приложение.

4 См. Права человека: Сборник международных договоров (издание Организации Объединенных Наций, в продаже под №R.88.XIV.I), раздел G.

5 Генеральной Ассамблеи, приложение.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Расходы операционной деятельности
Упрощенный бухгалтерский баланс
Что такое нераспределенная прибыль в балансе