Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Международное экологическое законодательство. Международное экологическое право Направления развития международного экологического права

Понятие «международное экологическое право». Субъекты международного экологического права. Объект (правового регулирования) в международном экологическом праве. Основные направления международного сотрудничества в международном экологическом праве. Объекты международно-правовой охраны международного экологического права. Некоторые особенности зарождения и развития международного экологического права. Основные источники международного экологического права. Основные принципы международного экологического права. Международно-правовая защита различных видов ресурсов мировой природы (объектов политико-правовой охраны международного экологического права). Основные проблемы современного международного экологического права.

Международное экологическое право (значительно реже в научной и учебной литературе используются следующие синонимичные обозначения: международное право окружающей среды, международное право охраны окружающей среды) - это совокупность юридических норм и принципов, в целях охраны и рационального использования мировых природных ресурсов регулирующих международные отношения в сфере защиты окружающей среды.

Субъектами современного международного экологического права являются современные государства, а также различные международные организации (в рамках данной международно-правовой отрасли роль и «удельный вес» вклада международных организаций в принимаемых решениях и документах существенны).

Таким образом, объектом (правового регулирования) международного экологического права являются отношения субъектов международного права по поводу защиты и разумной эксплуатации мировой окружающей среды, призванной осуществляться на благо нынешнего и будущих поколений людей.

Международное сотрудничество в системе современного международного экологического права осуществляется по двум базовым направлениям:

  • 1) создание юридических норм и стандартов, охраняющих отдельные природные объекты;
  • 2) осуществление надзора определенного государства или какой- либо международной организации за тем, чтобы та или иная промышленная, экономическая или иная деятельность осуществлялась с учетом последствий данной деятельности для окружающей среды.

К объектам международно-правовой охраны международного экологического права (международного права охраны окружающей среды) относятся:

  • 1) различные водные ресурсы мировой природы;
  • 2) атмосфера;
  • 3) озоновый слой;
  • 4) климат;
  • 5) различные живые ресурсы мировой природы (флора и фауна);
  • 6) различные экологические системы мировой природы (экосистемы);
  • 7) почва;
  • 8) Антарктика.

Международное экологическое право - одна из самых новых и, безусловно, наиболее важных отраслей современного международного права. В полной мере активно данная международно-правовая отрасль развивается в последние десятилетия, что связано с постоянным увеличением внимания со стороны развитых государств и влиятельных международных организаций к проблематике защиты окружающей среды и мировой природы, которое и характеризует собой мировую политико-правовую конъюнктуру последних десятилетий.

Соответственно, особое внимание природоохранной проблематике уделяется и многими наиболее современными международноправовыми документами и политико-правовыми стандартами. Так, в Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций охрана, защита и рациональное использование всех живых организмов и природных ресурсов отнесены к фундаментальным ценностям человеческой цивилизации и современного международного политико-правового порядка.

Столь пристальное внимание со стороны основных «игроков» современной мировой политической «арены» связано и с тем, что все они понимают важность и значимость окружающей среды для всего современного человечества; ее универсальность и нераздельность, а также с тем, что с развитием масштабов промышленного производства и с увеличением численности населения Земли природные ресурсы все более истощаются, что прекрасно осознают современные международно-правовые субъекты.

При этом, необходимо отметить, что первые положения по защите окружающей среды начали появляться в международном праве в других его отраслях.

Например, положения по защите морских вод содержатся в отраслевых конвенциях по международному морскому праву, особое внимание в которых уделяется борьбе с загрязнением нефтью. Так, на решение данной проблемы была направлена первая «морская» международно-правовая конвенция, посвященная экологической проблематике - Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью, 1954 г. Данная Конвенция запретила губительную для водных пространств и ресурсов мировой природы практику слива нефти с морских судов.

С течением времени, однако, необходимость выделения политико-правовых стандартов, принципов, категорий по защите окружающей среды в отдельную международно-правовую отрасль стала окончательно понятной и была претворена в жизнь международноправовыми субъектами.

Основными источниками современного международного экологического права являются следующие международные правовые документы:

  • 1) Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для настоящего и будущих поколений 1980 г.;
  • 2) Всемирная хартия природы 1982 г.;
  • 3) Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций 2000 г.;
  • 4) Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного воздействия на природную среду 1976 г.;
  • 5) Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г.;
  • 6) Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г.;
  • 7) Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г.;
  • 8) Договор об Антарктике 1959 г., а также ряд других международно-правовых документов.

Наиболее существенными принципами современного международного экологического права являются:

  • 1) общий принцип обязательности защиты окружающей среды всеми субъектами современного международного права;
  • 2) принцип суверенитета государства над природными ресурсами, находящимися на его территории;
  • 3) принцип не нанесения одним международно-правовым субъектом (чаще всего, государством) вреда природе другого государства какими-либо действиями, совершаемыми на собственной территории;
  • 4) принцип ответственности каждого международно-правового субъекта за нанесение вреда природе другого государства;
  • 5) принцип свободного доступа к информации, посвященной окружающей среде и проблемам ее охраны;
  • 6) принцип недопущения радиоактивного загрязнения окружающей среды;
  • 7) принцип недопущения военного или иного вредного воздействия на окружающую среду.

Как уже было указано выше, одним из первых объектов международно-правовой охраны окружающей среды, вызвавшим внимание субъектов международных отношений, стали морские водные ресурсы. За указанной выше Международной конвенцией по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. последовали развивавшие проблематику защиты морских ресурсов от различных вредных веществ международные конвенции универсального характера: Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. и Конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г.

Вопрос международно-правовой защиты вод и морских ресурсов отдельных морей послужил причиной создания межгосударственных региональных договоренностей.

Наиболее значительной среди межгосударственных региональных договоренностей, посвященных защите конкретных морей, стала Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря, 1974 г. Данная Конвенция строго запретила не только загрязнения Балтийского моря, осуществляемые с морских судов, но и все производимые с суши сбросы любых токсичных и вредных веществ, отходов, мусора. На основе положений данной Конвенции ее участниками была создана специальная Комиссия по защите морской среды Балтийского моря.

В 1992 г. странами Балтии была принята новая Конвенция по защите природной морской среды района Балтийского моря, установившая еще более строгие требования по защите его ресурсов.

Принятие новой Конвенции по вопросу защиты Балтийского моря было связано как с существенными изменениями в политико-правовом положении государств региона, так и со стремлением Балтийских государств максимально полно сохранить свою главную природную ценность, свой наиболее существенный природный ресурс, ориентируясь в этом вопросе на наиболее строгие (по отношению к защите природы в целом) политико-правовые стандарты Западной Европы.

Вслед за тематикой защиты морских ресурсов последовали универсальные международно-правовые стандарты и региональные межгосударственные договоренности, посвященные охране водных ресурсов рек и озер. Например, достаточно эффективной в плане ее выполнения государствами - участниками данной международной договоренности является Конвенция о защите Рейна от загрязнения химикалиями 1976 г., подготовленная образованной несколькими Европейскими государствами Комиссией по защите Рейна от загрязнений.

При этом вода как важнейшая природная ценность, приобретает все большее значение в условиях современного развития человечества, а в наибольшей степени - в связи с неуклонным ростом ее потребления на протяжении всего XX и начала XXI вв. и в связи с чрезвычайной ограниченностью ее ресурсов, что относится, в первую очередь, к ресурсам пресной воды.

Поэтому проблема защиты пресноводных бассейнов в настоящее время приобрела абсолютно исключительное значение не только для международного экологического права, но и для всего международного права, а также для существующего мирового политического порядка в целом.

Так, ряд серьезных политических аналитиков и специалистов в области геополитики со значительной долей вероятности прогнозируют возможность возникновения в ближайшем будущем военно-политических конфликтов, связанных именно с нехваткой пресной воды, например, в некоторых государствах Ближнего и Среднего Востока (в частности, вполне вероятны военные действия «за пресную воду» между Республикой Йемен и Королевством Саудовская Аравия).

В результате глубокого понимания субъектами современного международного права исключительной важности пресной воды в отрасли международного экологического права в последние десятилетия появляются новые чрезвычайно существенные новации. Так, например, Комиссия международного права ООН подготовила для Генеральной Ассамблеи ООН собственный проект статей, посвященный политико-правовому обеспечению несудоходного использования международных водотоков.

Под водотоками в проекте Комиссии понимаются не только поверхностные воды, но и те подземные воды, которые образуют с поверхностными водами единые природные системы (чаще всего «завязанные» в одну такую систему поверхностные и подземные воды текут к одному выходу). В свою очередь, в пространстве современного международного права, международными являются все водотоки, части которых расположены в разных государствах.

Режимы использования международных водотоков определяются двусторонними и многосторонними соглашениями государств, с территориями которых они связаны. При этом, согласно стандартам международного экологического права, все государства, по территориям которых протекают международные водотоки, в обязательном порядке обладают правом на участие в подобных международных соглашениях.

В свою очередь, все государства обязаны использовать международные водотоки исключительно таким образом, чтобы не повредить данным природным ресурсам. Современные государства обязаны обеспечивать охрану и защиту международных водотоков в необходимых пределах, а также сотрудничать друг с другом на равноправной основе в достижении данной цели.

Согласно современным отраслевым стандартам, субъекты международного экологического права должны также уделять пристальное внимание охране атмосферы, озонового слоя, климата Земли, живых ресурсов мировой природы (флоры и фауны), почв и других ресурсов мировой природы.

В 1979 г. была принята Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, дополненная впоследствии целым рядом посвященных защите воздуха от выброса различных вредных веществ Международных протоколов:

  • 1) Протоколом о сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков по меньшей мере на 30 процентов, 1985 г.;
  • 2) Протоколом об ограничении выбросов окислов азота или их трансграничных потоков, 1988 г.;
  • 3) Протоколом об ограничении выбросов летучих органических соединений или их транспортных потоков, 1991 г. и некоторых других.

До этого, еще в 1963 г., проблематика международно-правовой защиты атмосферы Земли была начата заключенным ведущими мировыми державами Договором о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой, предусматривавшим, в частности, вызванные необходимостью защиты воздуха определенные ограничения режима испытаний ядерного оружия.

Важность международно-правовой защиты озонового слоя обусловлена тем, что именно данный природный ресурс охраняет Землю от разрушительного воздействия ультрафиолетового излучения. Однако, в настоящее время озоновый слой уже частично разрушен. Это обстоятельство, в первую очередь, вызвано негативными сторонами от промышленной и иной подобной деятельности современного человечества.

Именно в целях защиты озонового слоя в 1985 г. и была принята Венская конвенция об охране озонового слоя. В данном определяющем отраслевом международно-правовом документе прописаны политико-правовые стандарты международного контроля за состоянием озонового слоя, а также сотрудничества международно-правовых субъектов в целях его защиты.

Также в 1987 г. был принят Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (далее - Монреальский протокол). Данный Протокол появился по причине своевременно осознанной субъектами современных международных отношений необходимости существенных дополнений в положения Конвенции 1985 г. В ставшем конкретным носителем указанных дополнений Монреальском протоколе определены конкретные ограничения на производство веществ, отрицательно влияющих на состояние данного ресурса мировой природы.

Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата 1992 г. была посвящена непосредственно проблематике обеспечения международно-правовой защиты климата. Данная Конвенция определила общие положения и основные направления сотрудничества современных государств в деле защиты данной, во многом, ключевой, категории мировой природы. В этом международном документе были также установлены принципы и правила политико-правовой ответственности государств за совершение действий, которые могут привести к наступлению неблагоприятных для климата Земли последствий.

Необходимо особо подчеркнуть, что промышленная и иная подобная деятельность человечества способна существенно повлиять на мировой климат, а любые резкие изменения климата, в свою очередь, могут привести к таким негативным последствиям, как:

  • 1) появление на карте Земли новых (в том числе обширных) пустынь или практически лишенных воды и растительности пространств;
  • 2) существенный подъем уровня моря, а это может привести к затоплению многих давно освоенных человечеством пространств.

Поэтому защита климата и привлекает к себе постоянное внимание основных международно-правовых субъектов. В 1997 г. в японском городе Киото был принят протокол к Рамочной конвенции 1992 г., который обязал так называемые развитые страны, также как и государства (страны) с переходной экономикой, сократить выбросы парниковых газов в атмосферу (в первую очередь, двуокись углерода), что и является наибольшей угрозой для климата планеты.

Нормы и стандарты Киотского протокола носят обязательный характер для государств-участников данной международной договоренности. При этом, важность и определяющий характер данной международной политико-правовой договоренности в отрасли международного экологического права отчетливо видны хотя бы из факта участия в этом соглашении (на 2013 г.) более 190 государств.

Говоря о защите различных (в первую очередь, редких и исчезающих видов) представителей животного мира, необходимо особенно отметить положения:

  • 1) «Всемирной хартии природы» 1982 г.;
  • 2) Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения 1973 г.;
  • 3) Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г.;
  • 4) Конвенции об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г.

Так, согласно основополагающему отраслевому положению «Всемирной хартии природы» 1982 г., все живые ресурсы Земли не должны использоваться субъектами международных отношений (а также любыми физическими и юридическими лицами) «с превышением возможностей их восстановления» (ст. 10).

Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения 1973 г., в свою очередь, устанавливает политико-правовые основы контроля за торговлей животными-представителями находящихся на грани исчезновения видов.

Целью действия данной Конвенции является обеспечение гарантий существования диких видов животных и растений, выступающих в роли объектов международной торговли. Достижение данной цели должно быть осуществлено с помощью выполнения международных требований по лицензированию и сертификации торговли определенными видами животных и растений.

При этом данная Конвенция предусматривает определенные санкции в виде установления системы штрафов, а также возможности конфискации запрещенного товара у недобросовестных продавцов.

Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г. посвящена обеспечению международного сотрудничества в решении задачи охраны мест обитания исчезающих видов животных и растений, а также имеющих особое значение природных комплексов и экологических систем.

Таким образом, объектами правовой защиты Конвенции 1972 г. являются как флора и фауна, так и экологические системы мировой природы.

Правовые стандарты современного международного экологического права особенно выделяют мигрирующие виды диких животных как наиболее подверженные негативному воздействию со стороны различных факторов (в том числе действий человека).

К животным - объектам охраны Конвенции об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г. относятся, в частности:

  • 1) тюлени;
  • 2) китообразные Балтийского и Северного морей;
  • 3) летучие мыши, обитающие на Европейском континенте;
  • 4) афро-евразийские и азиато-австралийские водоплавающие птицы;
  • 5) белые журавли-стерхи.

Международно-правовые стандарты по охране флоры особенно выделяют защиту тропических лесов как одной из наиболее подверженных угрозе уничтожения категорий растительного мира Земли. Решению данной проблемы (а также регулированию отношений между государствами-производителями и государствами-потребителями тропической древесины) посвящено Международное соглашение по тропической древесине 1983 г.

Также, существенное значение в защите флоры имеют положения Международной конвенции по защите растений 1951 г., предусматривающие конкретные совместные действия государств по борьбе с распространением болезней и опасных вредителей среди различных растений.

Международно-правовой защите мировых почв посвящена Конвенция Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке 1994 г.

Появление данной Конвенции было вызвано существенным обострением проблемы деградации земель (почв) в засушливых и полу- засушливых районах Земли (в первую очередь, на территории ряда стран Африки).

Высшим органом Конвенции стала обладающая полным комплексом полномочий по принятию необходимых политико-правовых решений в сфере действия Конвенции Конференция Сторон (англ. The Conference of the Parties ,; сокращенно COP), а ключевым вспомогательным органом Конференции - Комитет по науке и технике, задачей которого (в соответствии с положениями ст. 24 Конвенции) является представление профессиональной информации и специализированных консультаций по всем научно-техническим вопросам, относящимся к борьбе с опустыниванием и смягчению последствий засухи.

В целом, проблема международной охраны почв тесно связана с проблематикой защиты климата, флоры и мировых водных ресурсов.

Говоря о международной защите природы Антарктики, необходимо указать на Договор об Антарктике 1959 г.

Согласно положениям данного Договора, Антарктика провозглашается демилитаризованной территорией, на которой полностью запрещено строительство любых военных баз и объектов, а также проведение военных учений и испытаний, что существенно, в том числе и с позиций международного экологического права.

Кроме того, данный Договор провозглашает Антарктику безъядерной территорией, что означает полный запрет на захоронение, хранение и испытание радиоактивных материалов и ядерных отходов на ее территории, что особо важно в деле защиты природы на данной территории земного шара.

При этом особое место в развитии данной международно-правовой отрасли занимает природозащитная деятельность ООН. Так, нередко, самые принципиальные предложения и наиболее определяющие международные политико-правовые стандарты в сфере защиты мировой природы содержатся в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН.

Кроме того, активно занимается вопросами экологии и природоохраны Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС).

Существенная роль в деле защиты мировой окружающей среды принадлежит также другим специальным учреждениям и организациям системы ООН:

  • 1) Организации ООН по промышленному развитию (ЮНИДО);
  • 2) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ);
  • 3) ЮНЕСКО;
  • 4) Международному агентству по атомной энергии (МАГАТЭ);
  • 5) Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО).

Существует также специальная Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), которая фактически представляет собой отраслевую международную организацию, хотя юридически это всего лишь некий вспомогательный орган, созданный в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 15 декабря 1972 г. № 2997.

Данной «организации» (ЮНЕП) принадлежит первостепенная роль в содействии развитию международного экологического права, особенно в развитии международных стандартов и подготовке конвенций в области экологии и охраны окружающей среды.

Серьезную роль в деле международной защиты окружающей среды играют также и другие международные межправительственные организации, в первую очередь, ОБСЕ.

Данная организация (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе) - это наиболее обеспокоенная, за исключением ООН, природозащитной проблематикой международная межправительственная организация современности. Защита мировой природы (в рамках ОБСЕ) - это, в первую очередь, обеспечение экологической безопасности на Европейском континенте (ОБСЕ - региональная организация).

Среди международных неправительственных организаций, занимающихся защитой окружающей среды (в том числе и подготовкой (проработкой) различных правовых инициатив), наиболее заметная роль принадлежит такой организации, как Greenpeace (в пер. с англ. «Зеленый мир»).

Именно различные международные организации являются, как правило, настоящим «локомотивом» развития такой важной отрасли современного международного права, как международное экологическое право.

Основными проблемами международного экологического права на данный момент остаются:

  • 1) недостаточная защищенность атмосферы от выбросов различных вредных веществ;
  • 2) недостаточная активность правительств государств «третьего мира» в деле защиты окружающей среды;
  • 3) недостаточная разработанность мер по предотвращению различных техногенных катастроф и преодолению последствий данных чрезвычайных происшествий (ЧП).

Кроме того, нельзя не признать наличия объективных противоречий между социально-экономической необходимостью для многих государств и их правительств интенсифицировать развитие промышленного производства в тех его отраслях, которые могут негативно влиять на природу данных государств (и, следовательно, на мировую природу в целом), а также между постоянным увеличением потребления в мировых масштабах и одновременным сокращением мировых природных ресурсов.

Данные противоречия просто обязаны быть предметами постоянной работы для всех ответственных субъектов международного экологического права, что, тем не менее, вовсе не гарантирует стопроцентного их разрешения существующими политико-правовыми методами и инструментами.

Международное экологическое право (МЭП) или международное право окружающей среды – составная часть (отрасль) системы международного права, представляющая собой совокупность норм и принципов международного права, регулирующих деятельность его субъектов по предотвращению и устранению ущерба окружающей среде из различных источников, а также по рациональному использованию природных ресурсов. Объектом МЭП являются отношения субъектов международного права по поводу защиты и разумной эксплуатации окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений людей.

Процесс становления отрасли МЭП протекает с XIX столетия, и в своём развитии прошёл несколько этапов. Так, проф. Бекяшев К.А. выделяет три этапа становления и развития МЭП: 1839–1948 гг.; 1948–1972 гг.; 1972–по настоящее время. Первый этап увязывается с первыми попытками «цивилизованных» государств разрешить региональные и локальные проблемы экологии, второй этап – с началом деятельности ООН, третий этап знаменует проведение глобальных международных конференций по данному вопросу.

Источниками отрасли МЭП являются нормы международных экологических соглашений, а также международные обычаи. Отрасль МЭП не кодифицирована. В системе источников превалируют нормы региональных международных соглашений. Важнейшими источниками являются такие акты, как Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г., Рамочная конвенция об изменении климата 1992 г., Конвенция об охране озонового слоя 1985 г., Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1970 г. и др.

Развитие и функционирование МЭП, как и любой отрасли международного права строится на определенных основополагающих положениях, которые являются своеобразными юридическими аксиомами в относительно подвижной материи международного права – принципы МЭП. МЭП имеет основные начала 2 типов:

основные принципы международного права;

специфические принципы МЭП.

К основным принципам международного права относятся принципы, изложенные в Уставе ООН, Декларации о принципах ООН 1970 года, Заключительном листе Хельсинского саммита 1975 года и выработанные международно-правовой практикой. Это прежде всего основополагающие принципы международного права: суверенного равенства, неприменения силы и угрозы силой, нерушимости государственных границ, территориальной целостности государств, мирного разрешения споров, невмешательства во внутренние дела, уважения прав человека и основных свобод, самоопределения народов, сотрудничества, добросовестного выполнения международно-правовых обязательств.

Специфические принципы международного экологического права – категория развивающаяся. Данные принципы еще не получили отражения в каком-либо полном кодифицированном виде, они разбросаны по множеству международно-правовых актов, имеющих как обязательный, так и рекомендательный характер. Подобное разнообразие вносит некоторую неопределенность в позиции юристов-международников по вопросу о количестве принципов МЭП. Обычно выделяется следующие принципы:

    окружающая среда – общая забота человечества;

    окружающая среда вне государственных границ является общим достоянием человечества;

    свобода исследования и использования окружающей среды и ее компонентов;

    рациональное использование окружающей среды;

    содействие международно-правовому сотрудничеству в исследовании и использовании окружающей среды;

    взаимозависимость охраны окружающей среды, мира, развития, обеспечения прав человека и фундаментальных свобод;

    предосторожный подход к окружающей среде;

    право на развитие;

    предотвращение вреда;

    предотвращение загрязнения окружающей среды;

    ответственность государств;

    отказ от иммунитета, от юрисдикции международных или иностранных судебных органов.

Международно-правовое регулирование охраны окружающей среды дифференцируется по компонентам окружающей среды: охрана вод, воздуха, почв, лесов, флоры, фауны и т.д. Соответственно в рамках МЭП выделяются международно-правовые институты: международно-правовая охрана воздуха, международно-правовая охрана животных и т.д.

Понятие, источники и принципы международного экологического права

Международное экологическое право - совокупность принципов и норм международного права, составляющих специфическую отрасль этой системы права и регулирующих действия его субъектов (в первую очередь государств) по предотвращению, ограничению и устранению ущерба окружающей среде из различных источников, а также по рациональному, экологически обоснованному использованию природных ресурсов.

Понятие «окружающая среда» охватывает широкий круг элементов, связанных с условиями существования человека. Они распределяются по трем группам объектов: объекты естественной (живой) среды (флора, фауна); объекты неживой среды (морские и пресноводные бассейны - гидросфера), воздушный бассейн (атмосфера), почва (литосфера), околоземное космическое пространство; объекты «искусственной» среды, созданной человеком в процессе его взаимодействия с природой. В совокупности все это составляет систему окружающей среды, которая в зависимости от территориальной сферы может быть подразделена на глобальную, региональную и национальную. Таким образом, защита (охрана) окружающей среды не адекватна защите (охране) природы. Возникнув в начале 50-х годов как охрана природы и ее ресурсов от истощения и преследуя не столько охранные, сколько экономические цели, в 70-е годы эта задача под воздействием объективных факторов трансформировалась в защиту окружающей человека среды, более точно отражающую сложившуюся комплексную глобальную проблему.

Можно выделить следующие принципы права международного экологического права:

    принцип суверенитета государства над своими природными ре­сурсами;

    предотвращение загрязнения природной среды; объявление при­родной среды в пределах международных территорий общим досто­янием человечества;

    свобода исследования природной среды;

    сотрудничество в чрезвычайных обстоятельствах.

    Основные направления международного сотрудничества в облас­ти охраны окружающей среды - собственно охрана окружающей среды и обеспечение ее рационального использования.

Объектами международно-правовой защиты являются:

Атмосфера Земли, околоземное и космическое пространство;

Мировой океан;

Животный и растительный мир;

Охрана окружающей среды от загрязнения радиоактивными отхо­дами.

Развитие международного права окружающей среды происходит в основном договорным путем. По данным Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), в настоящее время зарегистрировано 152 многосторонних договора в этой области.

Сложившаяся к настоящему времени договорная практика характеризуется заключением договоров общего и специального порядка. По предмету регулирования они подразделяются на предотвращение загрязнения и установление режима использования возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов. Основная масса договоров приходится на региональные акты.

Двусторонние договоры чаще всего регламентируют совместное использование международных пресноводных бассейнов, морских акваторий, флоры, фауны (соглашения о ветеринарии, карантине и защите, животных и растений) и т. д. Эти документы определяют согласованные принципы деятельности и правила поведения государств в отношении окружающей среды в целом или ее конкретных объектов.

в 1972 году на Стокгольсмской конференции была принята рекомендация о создании ЮНЕП, и на 27 сессии Генеральной Ассамблеи была учреждена ЮНЕП. Основная цель ЮНЕП заключается в организации и проведении мер, направленных на защиту и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений человечества. Основными задачами ЮНЕП являются содействие международному сотрудничеству в области окружающей среды и разработка соответствующих рекомендаций; общее руководство политикой в области охраны окружающей среды в рамках системы ООН, разработка и обсуждение периодических докладов, содействие прогрессивному развитию международного права окружающей среды и ряд других.

Международные договоры по охране окружающей среды.

В области защиты морской среды от загрязнения и использования ресурсов Мирового океана действуют Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, Конвенция о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года, Конвенция о предотвращении загрязнения моря с судов 1973 года, Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики 1982 года и др.

Защите атмосферы от загрязнения посвящены Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 года и Монреальский протокол к ней 1987 года, рамочная Конвенция об изменении климата 1992 года.

Защита флоры и фауны от истребления и вымирания предусмотрена Конвенцией о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 года, Соглашением об охране полярных медведей 1973 года, Конвенцией об охране мигрирующих видов диких животных 1979 года, Конвенцией о биоразнообразии 1992 года и др.

Защита глобальной окружающей среды от ядерного заражения регламентируется Конвенцией о физической защите ядерного материала 1980 года, Конвенцией об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 года и Конвенцией о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации 1986 года и рядом других.

Защита окружающей среды от ущерба в результате использования военных средств предусмотрена Договором о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 года, Конвенцией о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1976 года, Конвенцией о контроле за трансграничным перемещением опасных отходов и их использованием 1989 года.

Это совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих отношения субъектов международного права в области охраны окружающей среды, рационального природопользования, обеспечения экологической безопасности и защите прав человека на благоприятную среду обитания.

Международное экологическое право имеет два аспекта. Во-первых, оно является составной частью международного публичного права, которое на основе признанных международных принципов и специфических методов регулирует все формы международного сотрудничества государств. Во-вторых, оно является продолжением национального (внутригосударственного) экологического права.

Во второй половине XX века международное экологическое право выделилось в качестве самостоятельной и комплексной со всеми присущими ей чертами, что свидетельствует о признании человечеством глобальности экологических процессов и уязвимости планетарных экосистем.

История международного экологического права.

В зависимости от преобладающих тенденций в решении экологических проблем история международного экологического права может быть условно разделена на четыре основных этапа:

Первый этап 1839-1948 гг. берет начало с двусторонней Конвенции о ловле устриц и рыболовстве у берегов Великобритании и Франции от 2 августа 1839 г. В этот период предпринимались разрозненные усилия на двустороннем, субрегиональном и региональном уровнях по защите и сохранению отдельных объектов живой природы. Усилия проводимых конференций не координировались и не пользовались эффективной поддержкой правительств. Хотя в этот период и было проявлено государствами определенное внимание к экологическим вопросам, выразившееся в заключении более 10 региональных соглашений, тем не менее удалось в какой-то мере решить лишь частные, локальные проблемы.

Второй этап 1948-1972 гг. характеризуется появлением многочисленных межправительственных и неправительственных организаций, прежде всего ООН и Международного союза охраны природы, прямо или косвенно связанных с международным природоохранением. Экологическая проблема приобретает глобальный характер, а к ее решению пытаются адаптироваться ООН и ряд ее специализированных учреждений. Заключаются первые универсальные международные договоры и соглашения, направленные на защиту и использование конкретных природных объектов и комплексов.

Третий этап 1972-1992 гг. связан с проведенной в 1972 году в Стокгольме первой универсальной Конференцией ООН по проблемам окружающей человека среды и учреждением по ее рекомендации Программы ООН по окружающей среде, призванной координировать усилия международных организаций и государств в сфере международного природоохранения. В этот период расширяется и углубляется международное природоохранное сотрудничество, заключаются конвенции по вопросам, в глобальном урегулировании которых заинтересовано все человечество, обновляются ранее принятые международные договоры и соглашения, активизируется работа по официальной и неофициальной кодификации отраслевых принципов международного экологического права.

Четвертый этап после 1992 г. Современный период истории международного экологического права берет начало с Конференции ООН по окружающей среде и развитию, которая проходила в Рио-де-Жанейро (Бразилия) в июне 1992 г. Эта Конференция направила процесс кодификации международного экологического права в русло принципов социоприродного развития. Параметры и сроки исполнения положений принятой на Конференции «Повестки дня на XXI век» были уточнены на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию в г. Йоханнесбурге в 2002 г. Главный акцент делается на обеспечении экологической безопасности, рациональном природопользовании, достижении устойчивого развития и сохранении окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений.

Источники международного экологического права.

Основные источники международного экологического права - это и . Их значение и характер взаимодействия различны для разных этапов развития данной отрасли международного права.

В настоящее время имеется около 500 международных соглашений по различным аспектам охраны окружающей среды. Это многосторонние универсальные и региональные и двусторонние международные соглашения, регулирующие как общие вопросы защиты окружающей среды, так и отдельные объекты Мирового океана, атмосферы земли, околоземного космического пространства и т. д.

Межгосударственные отношения в сфере охраны окружающей природной среды регулируют также документы «мягкого» права. К ним можно отнести Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Стокгольмскую декларацию по окружающей человека среде 1972 г., Всемирную хартию охраны природы 1982 г., Декларацию РИО-92, ряд документов Всемирной встречи на высшем уровне и в Йоханнесбурге 2002 г.

Источником международно-правовой регламентации охраны природной среды является также международный обычай. Ряд резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, принятых единогласно, вбирают в себя нормы международного обычного права. Так, Генеральная Ассамблея в 1959 году приняла резолюцию, которая объявила мораторий на разработку минеральных ресурсов международного Района морского дна. Эта резолюция признается всеми государствами и должна ими неукоснительно соблюдаться.

Проанализировав большое число международных соглашений и других международно-правовых актов в сфере охраны и рационального использования окружающей среды, можно выделить следующие специфические принципы международного экологического права :

Принцип недопустимости нанесения трансграничного ущерба окружающей среде - государства должны принимать все меры, необходимые для обеспечения того, чтобы деятельность в пределах действия их юрисдикции и контроля не причиняла ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции.

Принцип превентивного подхода к охране окружающей среды - государствам следует принимать предупредительные меры в целях прогнозирования, предотвращения или сведения к минимуму рисков возникновения серьезного или необратимого вреда окружающей среде. В широком смысле, он запрещает любую деятельность, которая наносит или может нанести ущерб окружающей среде и ставит под угрозу здоровье человека.

Принцип международного правоохранного сотрудничества - международные проблемы, связанные с охраной и улучшением окружающей среды, следует решать в духе доброй воли, партнерства и сотрудничества всех стран.

Принцип единства защиты среды и устойчивого развития - защита среды должна быть неотъемлемой частью процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него. Данный принцип включает четыре элемента:

  1. «разумная» или «рациональная» эксплуатации природных ресурсов;
  2. «справедливое» распределение природных ресурсов – при использование природных ресурсов государства должны учитывать потребности других стран;
  3. учет экологических соображений в экономических планах, программах и проектах развития; и
  4. сохранение природных ресурсов на благо будущих поколений.

Принцип предосторожности в сфере охраны окружающей среды - государства должны с осторожностью и предусмотрительностью подходить к подготовке и принятию решений, выполнение которых может оказать неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Данный принцип требует, чтобы любые виды деятельности и использование веществ, которые могут причинить ущерб окружающей среде, строго регламентировались либо полностью запрещались, даже если отсутствуют убедительные или неопровержимые доказательства их опасности для экологии.

Принцип «загрязнитель платит» - непосредственный виновник загрязнения должен покрывать издержки, связанные с устранением последствий этого загрязнения или уменьшением их до состояния, соответствующего экологическим стандартам.

Принцип общей, но дифференцированной ответственности - государства несут общую ответственность в контексте международных усилий по охране окружающей среды и признают необходимость учета роли каждого государства в возникновении конкретных экологических проблем, а также их возможности обеспечить меры по предотвращению, уменьшению и устранению угроз окружающей среде.

Охрана различных видов окружающей среды.

Со времени Стокгольмской конференции 1972 года было принято значительное количество международных документов, посвященных различным экологическим вопросам. Они включают: загрязнение морской среды, загрязнение воздуха, истощение озонового слоя, глобальное потепление и изменение климата, угроза исчезновения диких видов животных и растений.

Морская среда одной из первых стала объектом регулирования международного экологического права. Нормы по охране морской среды содержатся как в общих конвенциях (Женевских конвенциях 1958 г., ), так и специальных соглашениях (Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г., Конвенция о рыболовстве в Северо-Западной части Атлантического океана 1977 г., Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря 1982 г. и др.).

В Женевских конвенциях и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. определяются режим морских пространств, общие положения по предотвращению их загрязнения и обеспечению рационального использования. Специальные соглашения регламентируют вопросы охраны отдельных компонентов морской среды, защиту моря от конкретных загрязнителей и т.д.

Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (и два Протокола 1978 г. и 1997 г.) предусматривают комплекс мер по предотвращению эксплуатационного и аварийного загрязнения моря с судов нефтью; жидкими веществами, перевозимыми наливом; вредными веществами, перевозимыми в упаковке; сточными водами; мусором; а также загрязнения воздушной среды с судов.

Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью 1969 г. устанавливает комплекс мероприятий по предотвращению и уменьшению последствий загрязнения моря нефтью вследствие морских аварий. Прибрежные государства должны консультироваться с другими государствами, чьи интересы затронуты морской аварией, и Международной морской организацией, осуществлять все возможные действия для снижения риска загрязнения и уменьшения размера ущерба. К указанной Конвенции в 1973 г был принят Протокол о вмешательстве в случаях аварий, приводящих к загрязнению веществами иными, чем нефть.

В 1972 г. была подписана Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (с тремя приложениями - Перечнями). Конвенция регулирует два вида преднамеренного захоронения отходов: сброс отходов с судов, самолетов, платформ и др. искусственных сооружений и затопление в море судов, самолетов и т.д. В Перечне I перечислены материалы, сброс которых в море полностью запрещен. Для сброса веществ, указанных в Перечне II, требуется специальное разрешение. Перечень III определяет обстоятельства, которые необходимо учитывать при выдаче разрешений на сброс.

Охрана воздушной среды.

Центральное место среди норм международного экологического права в области охраны воздушной среды занимают Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. и Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г.

Участники Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. обязались не прибегать к военному или иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду (преднамеренному управлению природными процессами - циклонами, антициклонами, фронтами облаков и т.д.), которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов нанесения ущерба или причинения ущерба другому государству.

В соответствии с Конвенцией о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г. государства пришли к соглашению о необходимых мерах по сокращению и предотвращению загрязнения воздуха, прежде всего в отношении средств борьбы с выбросами загрязнений воздуха. Предусматривается, в частности, обмен информацией по указанным вопросам, периодические консультации, осуществление совместных программ по регулированию качества воздуха и подготовке соответствующих специалистов. В 1985 г. к Конвенции был принят Протокол о сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков, согласно которому выбросы серы должны быть сокращены на 30 процентов не позднее 1993 г.

Охрана озонового слоя.

С охраной атмосферного воздуха в международном экологическом праве связана еще одна проблема - охрана озонового слоя. Озоновая оболочка предохраняет Землю от пагубного влияния ультрафиолетового излучения Солнца. Под влиянием деятельности человека она существенно истощилась, над некоторыми районами появились озоновые дыры.

Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г. и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, 1987 г. дают перечень озоноразрушающих веществ, определяют меры по запрету ввоза и вывоза озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции в договаривающиеся государства без соответствующего разрешения (лицензии). Запрещается также ввоз указанных веществ и продукции из стран, не являющихся участниками Конвенции и протокола, и вывоз их в эти страны. Протокол 1987 г. ограничил производство фреонов и других подобных веществ; к 1997 г. их производство должно было прекратиться.

Охрана космического пространства.

Нормы международного экологического права, касающиеся загрязнения и засорения космического пространства, содержатся в основополагающих документах – Договоре о космосе 1967 г. и Соглашении о Луне 1979 г. Государства-участники при изучении и использовании космического пространства и небесных тел обязаны избегать их загрязнения, принимать меры для предотвращения нарушения сформировавшегося на них равновесия. Небесные тела и их природные ресурсы объявлены .

Охрана климата.

Охрана климата и проблемы, связанные с его изменениями и колебаниями, занимают важное место в системе международного экологического права. В конце 80-х годов прошлого века проблема изменений климата начала быстро набирать вес в мировой повестке дня и стала часто упоминаться в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН. Именно в это время была принята Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г., конечной целью которой является «стабилизация концентрации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему». Участники Конвенции обязались принимать предупредительные меры в области прогнозирования, предотвращения или сведения к минимуму причин изменения климата и смягчения его отрицательных последствий.

Охрана флоры и фауны.

Отношения в области охраны и использования животного и растительного мира, регулируется рядом универсальных и множеством двусторонних международных соглашений.

Среди конвенций международного экологического права, посвященных защите и сохранению флоры и фауны, следует выделить Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г., призванную обеспечить сотрудничество в охране имеющих особое значение природных комплексов, мест обитания исчезающих видов животных и растений. Защите растительного мира посвящено Соглашение о тропических лесах 1983 г. Общее значение имеет Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения, 1973 г., определившая основы контроля за такой торговлей.

Основная масса конвенций посвящена охране различных представителей животного мира - китов, тюленей, белых медведей. Важное положение занимает Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г., целью которой являются «сохранение биологического разнообразия, устойчивое использование его компонентов и совместное получение на справедливой и равной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов». Особое значение также имеет Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г.

Литература.

  1. Международное право. Особенная часть: учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И.И. Лукашук. – М.: Волтерс Клувер, 2005.
  2. Международное право: учебник / отв. ред. В. И. Кузнецов, Б. Р. Тузмухамедов. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2010.
  3. Международное публичное право в вопросах и ответах: учеб. пособие / отв. ред. К. А. Бекяшев. – М.: Проспект, 2015.
  4. Международное экологическое право: Учебник / Отв. ред. Р. М. Валеев. – М.: Статут, 2012.
  5. Экологическое право России. Том 2. Особенная и специальная части: учебник для академического бакалавриата / Б. В. Ерофеев; Л. Б. Братковская. – М.: Издательство Юрайт, 2018.
  6. Guide to International Environmental Law / A. Kiss; D. Shelton. – Leiden/Boston: Martinus Nijhoff Publishers, 2007.
  7. Principles of International Environmental Law / P. Sands. – Cambridge: Cambridge University Press, 2018

Международное инвестиционное право.

Основной принцип сформулирован в Хартии экономических прав и обязанностей государств. Каждое государство имеет право «регулировать и контролировать иностранные инвестиции в пределах действия своей национальной юрисдикции согласно своим законам и постановлениям в соответствии со своими национальными целями и первоочередными задачами. Ни одно государство не должно принуждаться к предоставлению льготного режима иностранным инвестициям.

Заключен ряд многосторонних договоров, содержащих положения об инвестициях: Северо-американское соглашение о свободной торговле (НАФТА), Энергетическая хартия и др. Всемирный Банк и МВФ в 1992 г. издали сборник, содержащий примерные общие положения соответствующих законов и договоров.

В общем упомянутые договоры направлены на либерализацию правового режима инвестиций, с одной стороны, и на повышение уровня их защиты, с другой. Некоторые из них предоставляют иностранным инвесторам национальный режим и даже свободный доступ. Многие содержат гарантии от некомпенсируемой национализации и от запрещения свободного вывоза валюты. Большинство договоров предусматривают возможность рассмотрения споров между иностранным инвестором и принимающим государством в беспристрастном арбитраже.

Россия является участницей более 40 соглашений, из них 14 были заключены еще от имени СССР.

В рамках СНГ в 1993 г. заключено многостороннее соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности. Режим, созданный Соглашением не распространяется на третьи государства. Стороны предоставили друг другу национальный режим во всей совокупности инвестиционной деятельности. Предусмотрен довольно высокий уровень защиты инвестиций. Инвесторы имеют право на возмещение убытков, включая упущенную выгоду, причиненных им в результате незаконных действий государственных органов или должностных лиц.

Вопрос № 3. Понятие, источники и принципы

Международное экологическое право – это совокупность норм и принципов, регулирующих отношения его субъектов в области охраны окружающей среды и рационального использования ее ресурсов.

Объектом межгосударственных отношений является окружающая среда как комплексное материальное благо, основа производных от нее материальных и нематериальных благ, условий, гарантирующих здоровье и процветание нынешнего и будущих поколений людей. Международно-правовой охране подлежат прежде всего те элементы, от которых зависит существование человечества, и состояние которых, в свою очередь, обусловлено поведением государств. К таким элементам относятся Мировой океан и его ресурсы, атмосферный воздух, животный и растительный мир, уникальные природные комплексы, околоземное космическое пространство.



Основными источниками международного экологического права являются международный договор и международный обычай. На этапе становления данной отрасли широко применялись обычные нормы. Так, широкое распространение получил принцип, запрещающий причинять ущерб территории соседнего государства в результате использования собственной территории, который генетически связан с максимой римского права «так используй свое, чтобы не причинить ущерб чужому». Обычные нормы послужили основой наиболее известных решений международных трибуналов по спорам относительно ущерба, причиненного загрязнением окружающей среды.

Современное международно-правовое регулирование охраны окружающей среды складывается главным образом как договорное. В настоящее время насчитывается около 500 общих, региональных, двусторонних международных соглашений, непосредственно затрагивающих проблемы охраны окружающей среды.

Среди общих (универсальных) договоров можно назвать Венскую Конвенцию об охране озонового слоя 1985 г., Конвенцию о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г., Конвенцию о биологическом разнообразии 1992 г.

Необходимо упомянуть также региональные договоры по охране окружающей среды: Конвенция о защите Черного моря от загрязнения 1992 г., Соглашение о сохранении белых медведей 1973 г., Конвенция о защите реки Рейн от загрязнения химическими веществами 1976 г.

Двусторонние договоры чаще всего регламентируют совместное использование международных пресноводных бассейнов, морских акваторий, флоры., фауны. Эти документы определяют согласованные принципы деятельности и правила поведения государств в отношении окружающей среды в целом или ее конкретных объектов (например, договоры о сотрудничестве по охране окружающей среды, подписанные Россией в 1992 г. с Финляндией, Германией, Норвегией, Данией; Соглашение между правительством России и правительством Канады о сотрудничестве в Арктике и на Севере 1992 г.; Соглашение о пограничных реках между Финляндией и Швецией 1971 г. и др.).

Особенностью международного экологического права является заметная роль различных деклараций, стратегий, называемые нередко «мягким» правом. Наиболее важными среди таких документов являются Декларация ООН по проблемам окружающей 1992 г., Декларация Рио-де-Жанейро 1992 г., которые формально не обладая обязательной юридической силой, оказывают существенное влияние на нормотворческий процесс.

В общей системе норм международного экологического права важное место занимают резолюции международных организаций и конференций, которые прокладывают путь позитивному праву. В качестве примера: резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1980 г. «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для настоящего и будущих поколений» и Всемирная хартия природы 1982 г.

Окончательному завершению формирования международного экологического права как самостоятельной отрасли международного права в значительной степени способствовала бы его кодификация. Этот вопрос неоднократно выдвигался в рамках Программы ООН по окружающей среде (ЮНЭП). Универсальный кодификационный акт по аналогии с другими отраслями международного права позволил бы систематизировать сложившиеся в данной отрасли принципы и нормы, закрепив тем самым правовую основу равноправного и взаимовыгодного сотрудничества государств в целях обеспечения экологической безопасности.

В Российской Федерации взаимодействие международного и национального права в сфере охраны окружающей среды складывается по следующим направлениям. Во-первых, в Законе «Об охране окружающей природной среды» 1991 г. закреплены принципы международного сотрудничества РФ в данной сфере (ст.92), которые соответствуют принципам международного права окружающей среды. Во-вторых, в ряде законов имеются отсылки к международным договорам РФ, что свидетельствует о совместном применении национальных и международных норм. Принятый в 1995 г. Федеральный Закон «О животном мире» неоднократно ссылается на нормы международного права, имея в виду, в частности, их приоритет в области использования и охраны животного мира, охраны и восстановления среды его обитания (ст.12), а также их особую роль применительно к объектам животного мира и исключительной экономической зоны (ст. 3 и 4). В-третьих, на федеральном уровне принимаются специальные акты о порядке реализации договоров. Так, постановление Правительства РФ от 18 декабря 1997г. «Об обеспечении выполнения положений Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике» устанавливает условия деятельности российских физических и юридических лиц в районе действия Договора и порядок выдачи соответствующих разрешений.

Принципы международного экологического права:

Все основные принципы международного права являются регуляторами правоотношений в сфере охраны окружающей среды. Вместе с тем международное экологическое право имеет свои специфические принципы.

1) Окружающая среда - общая забота человечества. Смысл этого принципа заключается в том, что международное сообщество на всех уровнях может и должно совместно и в отдельности охранять окружающую среду. Например, в преамбуле Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г. говорится, что сохранение биологического разнообразия является общей задачей всего человечества.

2) Принцип неотъемлемого суверенитета государств над своими природными ресурсами предусматривает суверенное право каждого государства разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды.

3) Окружающая природная среда вне государственных границ является общим достоянием человечества. Данный принцип закреплен в Договоре о космосе 1967 г., Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

4) Свобода исследования и использования окружающей среды и ее компонентов означает, что все государства и международные межправительственные организации вправе без какой-либо дискриминации осуществлять правомерную мирную научную деятельность в окружающей среде.

5) Рациональное использование окружающей среды. Этот принцип характеризуют следующие элементы: рациональное планирование и управление возобновляемыми и не возобновляемыми ресурсами земли в интересах нынешнего и будущих поколений; долгосрочное планирование экологической деятельности с обеспечением экологической перспективы; поддержание используемых природных ресурсов на оптимально допустимом уровне, т.е. уровне, при котором возможна максимально чистая продуктивность и не может наблюдаться тенденция к ее снижению; научно обоснованное управление живыми ресурсами.

6) Предотвращение вреда. В соответствии с данным принципом все государства должны идентифицировать и оценивать вещества, технологии, производство, которые влияют или могут повлиять существенным образом на окружающую среду. Они обязаны систематически исследовать, регулировать или управлять ими в целях предотвращения нанесения вреда окружающей среде или его существенного изменения.

7) Запрет военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду выражает обязанность государств принимать все необходимые меры по эффективному запрещению применения тех методов и средств, которые могут причинить серьезный ущерб окружающей среде.

8) Ответственность государств. Согласно этого принципа государство несет политическую или материальную ответственность в случае нарушения соответствующего международно-правового обязательства.

Государства несут и гражданско-правовую ответственность за причинение вреда окружающей среде ее физическими или юридическими лицами или лицами, действующими под его юрисдикцией или контролем. Это предусмотрено Конвенцией о гражданской ответственности за ущерб, нанесенный окружающей среде опасными веществами 1993 г., Конвенцией о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. и др.

Вопрос № 4. Международно-правовая охрана объектов

окружающей среды.

В результате освоения данной главы студенты должны:

знать

уметь

  • ориентироваться в источниках международного экологического права;
  • оценивать эффективность международных механизмов защиты окружающей среды;
  • давать оценку эффективности деятельности международных экологических организаций;
  • оценивать целесообразность применения к нарушителю международного экологического права тех или иных видов и форм международно-правовой ответственности;

владеть навыками

  • оперирования основными международно-правовыми понятиями (дефинициями), применяемые в данной отрасли;
  • работы с источниками экологического права;
  • анализа решений международных судебных органов по делам, касающихся международных экологических споров.

Понятие международного экологического права и его источники

Международное экологическое право – отрасль современного международного права, объединяющая принципы и нормы международного права, регулирующие отношения его субъектов в области охраны окружающей среды и рационального использования ее ресурсов .

В наше время проблемы защиты окружающей среды выдвигаются на первый план. Последствия недостаточного внимания к ним могут быть катастрофическими, так как деградация природной среды может оказаться необратимой, поставив вопрос о выживании человечества.

Загрязнение воды и воздуха наносит ущерб здоровью человека и природе. Деградация сельхозугодий приводит к засухе и эрозии почв. Массовое уничтожение лесов отрицательно сказывается на климате и сокращает биоразнообразие. Серьезной угрозой здоровью является истощение озонового слоя, защищающего от вредных излучений Солнца. К катастрофическим изменениям в климате Земли ведет "парниковый эффект", т.е. глобальное потепление в результате растущих выбросов углекислого газа в атмосферу. Нерациональное использование минеральных и живых ресурсов ведет к их истощению. Аварии на предприятиях, связанных с радиоактивными и ядовитыми веществами, не говоря уже об испытаниях ядерного оружия, причиняют огромный ущерб здоровью людей и природе.

Эти и другие проблемы окружающей среды носят глобальный характер. Они не могут быть решены усилиями одного государства, и, следовательно, требуют совместных усилий всего мирового сообщества, так как защита окружающей среды касается всех аспектов его развития и является жизненно важной для всех стран, независимо от уровня их развития. Государства-участники проходившей в 1972 г. под эгидой ООН первой Всемирной конференцией по окружающей среде, в принятой Декларации по окружающей человека среде, заявили: "Человек обладает правом на свободу, равенство и должные условия жизни, на окружающую среду такого качества, которое дает возможность жить достойно и благополучно". Обеспечение этого права должно быть возложено на государства и лишь при их эффективном сотрудничестве можно достичь реальных результатов. Направления такого сотрудничества в дальнейшем были определены в последующих резолюциях ООП. В частности, в резолюции Генеральной Ассамблеей ООН 1831 (XVII) от 18 декабря 1962 г. "Экономическое развитие и охрана природы", в которой была предпринята попытка ориентировать международное сообщество на поиск сочетания экологических и экономических интересов общества, разработку комплекса мероприятий по охране конкретных природных ресурсов.

В Декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей среды 1972 г. были сформулированы 26 принципов, которыми государства должны руководствоваться как при осуществлении международного сотрудничества, так и при разработке национальных программ в этой сфере.

Принятая 30 октября 1980 г. резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 35/8 "Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешнего и будущего поколений" вновь призвала все народы разработать мероприятия по охране окружающей природной среды.

  • 28 октября 1982 г. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 37/7 на была утверждена Всемирная хартия природы. В этом важнейшем международном документе была в очередной раз подчеркнута важность защиты окружающей среды. В частности в указанной резолюции отмечалось:
    • – человечество является частью природы и жизнь зависит от непрерывного функционирования природных систем, которые являются источником энергии и питательных веществ;
    • – цивилизация уходит своими корнями в природу, которая наложила отпечаток на человеческую культуру и оказала влияние на все творения искусства и научные свершения, и именно жизнь в гармоничном согласии с природой предоставляет человеку наилучшие возможности для развития его творческих начал, отдыха и организации досуга;
    • – любая форма жизни является уникальной и заслуживает уважения, какой бы ни была ее полезность для человека. Для признания этой неотъемлемой ценности других живых существ человек должен руководствоваться моральным кодексом поведения;
    • – человек может своими действиями или их последствиями видоизменять природу и исчерпать ее ресурсы, и поэтому он должен в полной мере сознавать насущную необходимость сохранения равновесия и качества природы и ее ресурсов;
    • – долгосрочные выгоды, которые могут быть получены от природы, зависят от сохранения экологических процессов и систем, существенно важных для поддержания жизни, а также от разнообразия органических форм, которые человек подвергает опасности в результате чрезмерной эксплуатации или разрушения природной среды обитания;
    • – деградация природных систем в результате чрезмерного потребления природных ресурсов и злоупотребления ими, а также неспособность установить надлежащий экономический порядок между народами и государствами ведет к разрушению экономических, социальных и политических структур цивилизации;
    • – погоня за редкими ресурсами является причиной конфликтов, а сохранение природы и ее ресурсов способствует установлению справедливости и поддержанию мира. Невозможно сохранить природу и природные ресурсы, пока человечество не научится жить в мире и не откажется от войны и производства оружия. Человек должен приобретать знания, необходимые для сохранения и расширения его возможностей по использованию природных ресурсов, сохраняя при этом виды и экосистемы на благо нынешнего и будущих поколений.

Принимая Всемирную хартию природы, государства подтвердили, необходимость расширения международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.

В июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась вторая Конференция ООН по окружающей среде , в которой участвовало 178 государств. Конференция приняла Декларацию под названием "Повестка дня на XXI век", а также специальную резолюцию о принципах сотрудничества государств в этой области.

Согласно этим принципам:

  • – природные ресурсы земли, включая воздух, воды, поверхность, флору и фауну, должны охраняться в интересах нынешнего и будущих поколений путем тщательного планирования и управления;
  • – окружающая природная среда вне государственных границ является общим достоянием человечества и не подлежит национальному присвоению путем провозглашения в отношении ее суверенитета либо посредством практического использования, оккупации и т.д.;
  • – использование окружающей среды, воспроизводство и возобновление природных ресурсов должно осуществляться рационально;
  • – исследования по использованию окружающей среды должны осуществляться на основе равноправия и взаимной выгоды;
  • – охрана окружающей среды должна осуществляться во взаимозависимости с соблюдением прав человека и фундаментальных свобод;
  • – предотвращение вреда означает обязанность государств идентифицировать и оценивать вещества, технологии, производство и категории активности, которые влияют или могут влиять на окружающую среду;
  • – предотвращение загрязнения окружающей среды означает обязанность государства предпринимать индивидуально или коллективно все меры, необходимые для предотвращения загрязнения окружающей среды как в целом, так и отдельных ее компонентов;
  • – любое государство несет политическую или материальную ответственность в рамках своих обязательств, предусмотренных договорными или другими нормами международного права в области охраны окружающей среды.

В ходе Конференции состоялось также подписание двух универсальных конвенций:

В соответствии с рекомендациями Конференции была создана международная экологическая организация Комиссия по устойчивому развитию (КУР), главной задачей которой является содействие осуществлению "Повестки дня на XXI век" на национальном, региональном и глобальном уровнях.

По замыслу Конференция в Рио должна была положить начало тесному сотрудничеству между государственной властью, бизнесом и общественностью в реализации идей устойчивого развития. Однако достичь этой цели помешали проявившиеся уже в ходе конференции разногласия между промышленно развитыми и развивающимися странами. Так, из-за противодействия стран "третьего мира" участникам форума не удалось выработать соглашение но одной из самых животрепещущих проблем – тотальному уничтожению тропических лесов. Определенный раскол наметился и в рядах развитых стран, вследствие чего в Конвенцию об изменении климата не вошли конкретные обязательства государств по объемам и темпам сокращения выбросов в атмосферу парниковых газов.

Малоэффективными оказались мероприятия по выполнению решений конференции, что выяснилось на состоявшейся в июне 1997 г. специальной сессии Генеральной Ассамблее ООН под названием "Рио плюс 5" (после проведения Конференции прошло пять лет). В ходе обсуждений выяснилось, что человечество по-прежнему идет но пути экологической катастрофы.

В 2002 г. прошла Конференция ООН по устойчивому развитию – Рио+20. Участвующие в ней лидеры стран мира, совместно с тысячами представителей частного сектора, НПО и других групп, совместными усилиями разработали стратегию обеспечения реальных мер по охране окружающей среды.

В 2012 г. в Йоханнесбурге состоялся Всемирный саммит ООН по устойчивому развитию, в работе которого приняли участие представители 195 стран, включая президентов и премьер-министров. В ходе Саммита его участниками была принята Политическая декларация форума, призывающая все страны к работе на благо всеобщего процветания и мира. Также был принят План действий по борьбе с бедностью и охране земной экологии который предусматривает ряд широкомасштабных акций, обеспечивающих доступ сотням миллионов человек к чистой воде и электрической энергии. Планом оговорены комплексные природоохранные программы, замедляющие вырубку лесов и истощение рыбных ресурсов мирового океана. План также предусматривает глобальное снижение субсидий на добычу ископаемых энергоносителей, переход на возобновляемые источники энергии. Саммит в Йоханнесбурге своими решениями и наложенными на страны обязательствами еще раз подчеркнул огромное значение всемирных договоренностей по краеугольным проблемам жизнеобеспечения населения планеты, роли в этом обеспечении развитых стран и международных организаций, которые в являются единственным инструментом, способным обеспечить договоренности и принятие решений на уровне всей планеты. Саммит еще раз доказал, что наиболее важной в этом смысле организацией является ООН, роль и значение которой со временем будут постоянно возрастать, что потребует осуществления соответствующих преобразований этой организации, необходимых для того, чтобы отвечать требованиям времени.

Несмотря на то что резолюции международных экологических конференций по своей природе являются рекомендациями, закрепленные в них положения в определенной степени содействуют большему единообразию практики в сфере международной экологической деятельности, готовят почву для последующей разработки соглашений по этим вопросам, определяют принципиальные основы для выработки государствами юридически обязательных международных соглашений – источников международного экологического права.

  • В отечественной литературе также распространено понятие "международное право окружающей среды". Термин "экологическое право" представляется предпочтительным лишь в силу его интернационального употребления.
Включайся в дискуссию
Читайте также
Тема урока: « Бисквитное тесто и изделия из него Объяснение нового материала
гбоу нпо профессиональный лицей кулинарного мастерства солдатенкова и
Тест по английскому языку на определение уровня — Placement Test