Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Млечный путь про апостола иакова. Не опасна ли дорога для путешественников? Кем являлся святой Иаков

Если бы вы спросили средневекового пилигрима из Европы, направляющегося на Святую Землю, куда он держит путь, то он бы непременно вам ответил, что идет в Сантьяго-де-Компостела взять благословение на предстоящее долгое путешествие у апостола Иакова, покровителя всех паломников и странников.

И сегодня в Европе весьма часто можно встретить необычно одетых путников с рюкзаком на спине и посохом в руках, которые ищут дорогу, отмеченную каменной ракушкой.

Сантьяго-де-Компостела – город, расположенный на северо-западе Испании и являющийся столицей автономного сообщества Галисия, – можно найти еще не на всякой карте. Но в этом маленьком по современным меркам городе, где население не превышает и 100 тысяч человек, хранится величайшая христианская святыня – мощи апостола Иакова, старшего брата апостола Иоанна Богослова.

«И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним» (Мк. 1: 19–20), – так святой апостол и евангелист Марк описывает призвание Христом Иакова и Иоанна, простых рыбаков из Галилеи, названных Господом «сынами громовыми» (см.: Мк. 3: 17) за свой порывистый нрав и горячий темперамент.

Впоследствии именно Иакову, Иоанну и Петру Спаситель неоднократно открывал Свое Божественное достоинство и силу: они присутствовали при воскрешении дочери начальника синагоги Иаира (см.: Мк. 5: 37–43; Лк. 8: 51–56), при исцелении тещи апостола Петра в его доме (см.: Мк. 1: 29–31), при беседе о разрушении храма (см.: Мк. 13: 3), были свидетелями Преображения Христова на горе Фавор (см.: Мк. 9: 2), сопровождали Спасителя в Гефсиманском саду, перед тем как Его схватили стражники, посланные первосвященниками и книжниками.

По Воскресении Господнем и по принятии Святого Духа в Сионской горнице все апостолы по жребию разошлись по разным странам для проповеди Евангелия. Церковное предание гласит, что Иаков Зеведеев отправился свидетельствовать о Христе в далекую Испанию. Основав там христианские общины, святой Иаков вернулся в Иерусалим, где в 44 году (по некоторым данным – между 41 и 44 гг.) первым из апостолов принял мученическую смерть через отсечение головы по приказу царя Агриппы I, внука Ирода Великого (см.: Деян. 12: 1–2).

Дальнейшая история содержится во множестве не вполне согласных друг с другом народных преданий. По самой известной версии, изложенной историком Гонорием Августодунским, два ученика апостола – Афанасий (Атанасио) и Феодор (Теодоро), положив тело учителя в лодку, отправились по морю искать место для его достойного погребения. Через несколько дней никем не управляемое судно чудесным образом прибило к берегам Галисии – самой западной области испанской провинции. Поднявшись вверх по реке Улья до небольшого кельтского города Ирия Флавия (современный Падрон), ученики стали просить знатную женщину по имени Атия (в устном предании – Лупа) дать разрешение похоронить апостола Иакова в этих землях. Желая погубить чужеземцев, та отправила их к местному языческому правителю, который бросил христиан в темницу. Но Ангел Господень вывел их невредимыми из заточения. Пораженные этим чудесным событием, царь и многие его приближенные уверовали во Спасителя и помогли погрести тело апостола Христова в усыпальнице Атии. Позднее там же были похоронены сами Атанасио и Теодоро.

Как свидетельствуют раскопки, обнаружившие достаточно обширное кладбище рядом с апостольской гробницей, некоторое время здесь существовало небольшое монашеское поселение. Но к концу II века гробница постепенно пришла в запустение. Прилежащие территории заросли лесом. И святое место надолго оказалось сокрытым и недоступным для паломников.

Лишь в первой половине IX века некий монах-отшельник по имени Пелайо обнаружил гробницу, увидев в поле странное сияние, которое и привело его к ковчегу с нетленными мощами апостола Иакова. О своей находке он незамедлительно сообщил епископу Ирии – Теодомиру. Уже к 830 году на гробнице апостола и его учеников появилась первая часовня, которую сменили затем два каменных собора. А само место обретения мощей получило название Компостела , что в переводе с латыни означает «Поле звезды». С этого момента к святой гробнице потянулся непрерывный поток паломников со всей Европы.

Святой апостол Иаков в непростой для Испании период, переживавшей арабское завоевание, стал восприниматься и почитаться как небесный покровитель и защитник страны. Таковым его считают испанцы и по сей день, трепетно относясь к хранимой в Сантьяго-де-Компостела святыне.

Средневековые хроники свидетельствуют о многочисленных чудесах и явлениях апостола испанским воинам во время изгнания мусульман с Пиренейского полуострова, вошедшего в историю под названием Реконкиста. Неслучайно девизом рыцарей, сражавшихся против мавров, были слова «Святой Иаков! Испания, к атаке!» («?Santiago y cierra, Espa?a!»), ставшие призывом объединиться против врагов.


В конце X века Сантьяго-де-Компостела был завоеван известным арабским полководцем Аль-Мансуром, повелевшим разорить город, снять колокола с Компостельского собора, перелив их в лампы для мечети в Кордобе, но саму гробницу арабы не тронули.

В конце XI века король Альфонсо VI приказал на месте разрушенного маврами храма построить новый величественный собор из гранита. И 21 апреля 1211 года собор был торжественно освящен епископом Педро Муньисом.

К XII веку постепенно сложились и основные паломнические маршруты в город святого Иакова, которые формировались под влиянием ряда важных факторов: опорными пунктами на пути пилигримов были монастыри, являвшиеся в то время крупными экономическими, политическими и культурными центрами. «Камино де Сантьяго» (так в Испании называют паломничество к могиле святого апостола Иакова) оказал огромное влияние на распространение культурных достижений в Средневековье и в настоящее время включен в число памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.

Насчитывается как минимум шесть разновидностей пути: французский (camino franc?s), северный (camino del norte), первоначальный (camino primitivo), английский (camino ingl?s), португальский (camino portugu?s) и Виа-де-ла-Плата (via de la plata). По другим подсчетам таких путей около 15.

Самыми древними путями в город апостола Иакова были первоначальный и северный пути, поскольку к IX веку практически весь Иберийский полуостров был под властью Кордовского халифата и единственными безопасными маршрутами были маршруты, пролегавшие через прибрежные северные территории.

Во время Реконкисты, по мере отвоевания земель у арабов, складываются и другие паломнические пути. Самым известным и наиболее популярным сегодня маршрутом является французский, общая протяженность которого составляет около 800 километров. Его популярность объясняется тем, что, несмотря на свою продолжительность, это наиболее простой по рельефу путь, где к тому же почти не бывает плохой погоды, в отличие от северных маршрутов с их пересеченной местностью и частыми дождями. Кроме того, развитие французского пути было связано с поддержкой, оказываемой ему папой Римским и многими христианскими королями, которые совершали по этой дороге паломничество в Сантьяго-де-Компостела. Маршрут начинается во французских Пиринеях в местечке под названием Сан-Жан-Пье-де-Порт и далее после Ронсевальского ущелья проходит по таким старинным испанским городам, как Памплона, Логроньо, Бургос, Леон, Асторга, Понферрада.

Вы можете пройти весь этот путь пешком, и на это уйдет от двух недель до месяца, а можете проехать его на лошади или на велосипеде. Каждый выбирает для себя маршрут по силам.

На каждом из маршрутов пилигрим найдет хорошо развитую инфраструктуру приютов для странников, или, как их называют в Испании, альб?ргов (albergues) . Ориентирами для путников, следующих в Сантьяго-де-Компостела, служат указатели с изображением ракушки, которая является древним символом, эмблемой апостола Иакова, считающегося покровителем всех паломников.

Сегодня поездка к мощам святого апостола Иакова, или, как его называют в Испании, Сантьяго, является одним из самых популярных паломнических маршрутов во всей Европе. И дело не только в безусловной общехристианской ценности хранимой в Компостельском соборе святыни. Притягательность этого пути состоит еще и в том, что в своем классическом варианте он совершается пешком. Прежде чем прикоснуться к святыне, паломник проходит десятки километров, преодолевает препятствия непогоды и трудности маршрута.

При современных технических средствах и возможностях человек может в считанные часы самолетом или поездом добраться до любого предела земли и своими глазами увидеть то, о чем он раньше читал или слышал, не прилагая при этом больших физических усилий. «Путь святого апостола Иакова», пожалуй, один из немногих маршрутов, который помогает человеку почувствовать себя древним пилигримом, в труде и духовном сосредоточении готовящимся к встрече с великой святыней.

Приведенные выше рассуждения побуждают нас задуматься о такой важной составляющей жизни верующего человека, как совершение паломничества.

Очевидно, что паломничество – общерелигиозная, широко распространенная практика, свидетельствующая о нашем глубинном желании приблизиться к горнему, стать ближе к точкам соприкосновения божественной реальности и дольнего мира.

Вместе с тем оно способно даровать верующему сердцу сопереживание событиям глубокой древности, когда Господь, дивный во святых Своих, действующий Своей благодатной силой, являл чудеса и знамения, определял видимым образом ход истории человечества.

В этом отношении почитание апостолов – самовидцев и служителей Слова – являет замечательный образец проявления христианского благоговения перед Искуплением, совершенным Спасителем, и благовестническим подвигом Его ближайших учеников.

В контексте христианского миропонимания паломничество традиционно рассматривалось не просто как сакральный акт, но как акт богослужебный, литургический. Парадигматичным в этом отношении было поклонение святыням Святой Земли. Как справедливо отмечает один из исследователей, Палестина «мыслилась алтарем единого храма (сотворенного Богом мира), в котором постоянно совершалась литургия от проскомидии до Евхаристии во всей возможной лишь в мистическом пространстве и времени целокупности и единомоментности этого священного действа. Так что не священнодействия литургии постепенно сменялись, следуя своим порядком перед взором неподвижного богомольца (как в храмовой литургии), а, напротив, паломник перемещался от одного топоса к другому, постепенно приближаясь к апофеозу Бескровной Жертвы, переживая не воспоминания об известных событиях, но сами эти события, в буквальном смысле прикасаясь к ним через прикосновение к священным объектам… Поэтому и паломники не путешествовали по Палестине, как современные туристы, а, собравшись буквально со всего света, день и ночь переходили от алтаря к алтарю и соответственно участвовали в этом богослужении – собственно, литургисали. Поэтому хождение, если говорить об идее жанра, – отнюдь не путешествие, ведь невозможно считать путешествием перемещение служителя в алтаре реального храма во время священнодействия».

В соответствии с этим и всякое паломничество своим центром имело совершение Божественной службы у святынь, связанных с личностью, жизненным путем и духовным подвигом угодника Божия.

Прямым следствием этого явилась практика создания храмов или, по крайней мере, часовен, в которые помещались реликвии и где собственно и происходило молитвенное поклонение.

С литургическим почитанием святынь сливалась традиция совершения Евхаристии на честных останках святых. Исторически данное явление оказалось зафиксированным в Православной Церкви в форме антиминсов – особых платов, как правило с изображением положения во гроб Христа Спасителя и содержащих часть мощей. Показательно, что непременным атрибутом антиминса является подпись епископа, его освятившего. Само наличие подписи воспринимается как делегирование архиереем священнику права совершения литургии в определенном храме.

В соответствии со всем вышесказанным необходимо отметить, что православный паломник, решивший предпринять путешествие к мощам святого апостола Иакова, без сомнения, столкнется с одной существенной трудностью на своем пути: фактическим отсутствием литургического содержания паломничества. В результате возникает необходимость вписывания подвига «хождения к святыне» в контекст инославной религиозной традиции. Паломничество проходит по маршрутам, сформировавшимся в эпоху католического средневековья, в соответствии с традициями западного христианства. Для православного же человека это ставит непростую задачу: совершить акт почитания древней христианской святыни, не поколебав свою конфессиональную идентичность, или, проще говоря, не отступив от канонических норм и святоотеческой традиции, не погрешив против вероучения.

Очевидно, что для многих наших соотечественников таковая задача представляется трудной, а зачастую и неразрешимой.

Еще одной из серьезных проблем, стоящих на пути православного паломника к древней святыне, является удаленность места и, как следствие, дороговизна пути. Вся совокупность трат на поездку (оформление визовых документов, оплата билетов на самолет, трансфер по стране, проживание на месте и т.п.) составляет еще одну не менее существенную проблему, которую приходится преодолевать тому, кто решится поклониться мощам «самовидца и служителя Слова».

Тем не менее, невзирая на все трудности и препятствия, сегодня все большее количество наших соотечественников готовы предпринять труд и благоговейно почтить святыню. Многие православные христиане русской духовной традиции, бывая в Испании, ищут возможности прикоснуться к древней реликвии.

Несомненно, развитию православного паломничества способствует появление на Иберийском полуострове церковных общин, как пребывающих в лоне Московского Патриархата, так и иных братских Поместных Церквей.

К счастью, сегодня великая православная святыня – честные мощи апостола Иакова – становятся более доступными для православных христиан из России и иных стран Русского мира. Богу содействующу, процесс этот будет развиваться, свидетельствуя о продолжении миссии ученика Христова – быть ловцом человеков (ср.: Мф. 4: 19), которую он Промыслом Вседержителя осуществляет и поныне.

Этим постом я открываю серию о своем паломничестве по пути Святого Иакова (август 2014 г). Начну с общих вопросов.

Что это такое?
Путь святого Иакова знаменитая паломническая дорога к могиле апостола Иакова в испанском городе Сантьяго-де-Компостела, главная часть которой пролегает в Северной Испании. Каждый год по этой дороге идут тысячи паломников, чтобы прикоснуться к мощам Святого Иакова. Маршрутов множество, но "классическим" считается 675 -и километровый "Путь Французских королей" начинающийся в городке Памплона, и проходящий по северу Испании через города Логроньо, Бургос и Леон.

Для чего это нужно?
Цели у паломников разные: кто-то идет из религиозных целей, кто-то с целью посмотреть настоящую Испанию, кто-то с целью испытать себя. Кто то прочитав книгу "Путь мага" или посмотрев фильм "Путь" стремиться пережить ощущения, которые были доступны героям произведений.

Лично я пошел по пути чтобы понять, на что я способен, и испытать себя в экстремальных условиях. Но забегая вперед скажу, что я начал путь с целью испытать себя, а в конце пути получил совершенно другой опыт, который значительно повлиял на мое мироощущение и осознание себя в религиозном плане.

Раковина поломника.


Сколько километров нужно пойти?
В "зачет" идут последние 100 километров пройденные пешком или 200 километров на велосипеде или лошади. Некоторые люди проходят этот путь по частям. Я например познакомился с одной пожилой парой, которая каждою субботу посвящала одному участку пути (протяженностью около 10 км). В следующую субботу они начинают свой путь с участка, где закончили в прошлый раз.

Раннее утро. Я вышел из маленькой деревушки La Faba по направлению к высшей точки маршрута О Себрейро. Через пол часа я нагнал странную пару. Мужчине на вид было лет 75 его спутница была немного моложе. Они шли по горной тропе нежно держась за руки. Без рюкзаков и без сумок. Только посохи и раковины указывали на паломничество. Мужчина помогал своей спутнице перейти через камни и всячески поддерживал. Это было так мило, что я невольно разговорился со стариками.
Пара оказалась итальянцами, которые каждые выходные проходили путь Сантьяго. К начальному пункту их привозили дети на машине, и забирали в условленное время в другом пункте по пути. Иногда вместе с ними по пути шли внуки. На этих словах итальянец засмеялся, и знаками стал показывать мне, что тогда путь превращается в цирк, балаган и по всему отрезку дороги носятся 3 внука и внучка, собирая цветы, ловя бабочек и постоянно спрашивая стариков, почему они медленно так идут. Старик так уморительно описывал мне своих внуков и детей, что я невольно заулыбался. Приятно видеть счастливых людей.
Когда мы вместе вошли в Себрейро навстречу паре кинулись четыре визжащих сгустка энергии и повисли на стариках. А дети стояли около машины и улыбались. Судя по "паспорту паломника" путь этой пары продолжался уже год.

По пути в Галицию мы беседовали с манахом Анжелико (на снимке) о путях Господних и о смысле жизни. Прекрасный и веселый собеседник.


Смогу ли я идти по пути, если я православный (протестант, буддист, кришнаит или атеист)?
Путь Святого Иакова — это очень личное путешествие, с большим духовным значением. Добавьте к этому аутентичную атмосферу паломничества, знакомство со многими интересными людьми и красивейшие виды Пиренейских гор. Его проходят люди разных вероисповеданий.

На пути я встретил монаха буддиста, чему был очень удивлен. Может быть это совпадение, но факт остается фактом.

Сколько проходить за день?
Если вы идете пешком, то планируйте по 30-40 километров в день. Очень быстро втягиваешься в этот ритм.

На велосипеде этот путь в среднем занимает 10-15 дней. Я проехал на велосипеде 311 километров от Леона до Сантьяго за два с половиной дня. Но это было на пределе моих сил.

Раннее утро. высота 1400 метров.


Где ночевать на Пути?
В каждой деревне есть альберге (специальные приюты для паломников). Стоимость проживания в них— от 5 до 10 евро. За эти деньги вы получаете кровать в общей комнате (обычно двуспальную), к туалет, душ, кухню. Почти во всех кормят завтраком. Иногда за плату, но чаще всего бесплатно. На столе кофе, чай, хлеб, печенье и масло. Альберг открывается в 16-18 часов а в 8 часов закрывается. По правилам, после 22 часов отбой. В 6 утра включается свет и до 8 часов утра все паломники должны выйти на маршрут. Обязательно возьмите с собой спальник — в большинстве альберге не выдают постельное белье. Стиральная машинка, как правило, оплачивается отдельно.

Свой путь я начинал в 5.30 утра и заканчивал в 21 час. Из-за позднего времени у меня один раз были проблемы с размещением, так как все места были заняты. Но мне все же удалось найти себе "койку". Проблемы были так же с питанием, так как в это время большинство ресторанов и кафе закрыты. Я решил проблему просто: заставлял себя останавливаться через каждые 30 километров и есть горячее. Хотя после сытной еды очень трудно крутить педали.

Какие документы нужны на пути?
Пилигрим идет по Пути Святого Иакова со специальным паспортом паломника (см выше). Его можно получить за символическую плату (1-2 евро) в любом альберге или туристическом офисе. Этот документ вы будете показывать при поселении в приюты для пилигримов. Там вам будут ставить в него специальные штампы. И именно эти отметки станут главным доказательством того, что вы честно прошли весь Путь. В Сантьяго-де-Компостелле этот паспорт будет проверен, после чего вам выдадут сертификат о прохождении паломничества.

Про Путь в Сантьяго-де-Компостела я узнала не так давно, незадолго до поездки во Францию. Совершенно случайно на канале National Geographic наткнулась на фильм о молодом испанском музыканте, который со своей гитарой отправился по Пути Св. Якова из голландского города Харлем в испанский город Сантьяго-де-Компостела. В исходной точке маршрута (таких маршрутов несколько - из разных стран), надо получить паспорт паломника, а затем делать отметки в храмах по маршруту. Для этого надо искать специальные знаки:

Этот знак я обнаружила на площади перед собором Нотр Дам во французском городе Шартр. Там указано расстояние до конечной точки маршрута, а также видны символы - ракушка и паломник с посохом, к которому прикреплена емкость для воды, сделанная из тыквы.

Паломничество - путешествие к "святым местам", вызванное тем, что молитва здесь считается в ряде христианских церквей более действенной. Как правило, святыни находятся в горах или трудно доступных местах, и путь туда осложняется множеством опасностей, проходя через которые паломник получает совершенно незабываемое духовное переживание. Термин "паломничество" происходит от латинского слова Palma (пальма), потому что первые христианские паломники из путешествия в Иерусалим к Гробу Господню привозили пальмовые ветви. В русском языке это слово приобрело универсальный характер, так как в каждой из существующих сегодня религий есть священные места, к которым стекаются толпы верующих людей. Особо почитаемые святилища или монастыри есть в Китае, Индии и Японии. На сегодняшний день самыми известными местами духовного паломничества являются Иерусалим и Мекка.

Три великих пути паломничества в средневековом христианстве вели в Иерусалим, Рим и Сантьяго де Компостелу. Самым ранним из них является паломничество в Иерусалим. Благочестивые христиане, озабоченные сознанием своей греховности, полагали, что достигнув Святой Земли и пройдя по пути Христа, они возродят свою жизнь. Рим привлекал множество паломников, как столица Империи и место мученичества многих почитаемых святых, и в их числе апостолов Петра и Павла. И хотя паломничество всегда считалось делом добровольным, к 9 веку его начинают считать также и высшей формой покаяния, средством очиститься от грехов и получить их полное отпущение. Примерно к этому времени относится возникновение паломничества в Сантьяго де Компостела.

В 813 году некий отшельник Пелагий (Пелайо) получил откровение об обретении мощей апостола Иакова, сына Зеведеева, обезглавленного в Иерусалиме около 43 года по приказу Ирода Агриппы. По древней традиции считалось, что Святой Иаков проповедовал в Испании, и после его мученической кончины его останки были привезены на лодке в Испанию его учениками и погребены на западном побережье в Галисии. Легенда гласит, что через несколько дней после видения Пелайо пастухи увидели на небе звезду, которая остановилась над местом, где и был обнаружен саркофаг с телом Апостола. Поэтому поселение Компостела, которое возникло на этом месте, берет свое название от латинского "Campus Stella" - что переводится как "Поле Звезды". После того как епископ Теодомиро признал найденные останки подлинными, к ним по легенде приходил поклониться даже Карл Великий1. Новость об обретении мощей Святого Апостола быстро распространилась по всему христианскому миру, и в Галисию отправились тысячи паломников, поклониться апостолу. Первым паломником, чье имя нам известно, был епископ Годескальк (Готшальк) из Ле Пюи, он совершил путешествие из Франции в Компостелу зимой 950-51 годов. Идея паломничества в Сантьяго базировалась не только на посещении святых мощей, но была связана с легендой о Карле Великом и Роланде, а также мистическим образом была объединена с Млечным путем, который ведет к Finis Terrae (краю земли). Паломники ориентировались по звездам, поэтому иногда этот путь называют "Дорогой Звезд", по аналогии с названием города Компостела.

Новое паломничество получило статус великого, после того как папа Каликст (1159-1181) установил полное прощение грехов всем паломникам, прибывшим в Сантьяго в Святой Год или Год Юбилея Иакова, который традиционно отмечается, когда 25 июля (День памяти Иакова) приходится на воскресенье. "Святое путешествие" в Сантьяго совершили в разное время английский король Эдуард I, Жан де Бриенн (король Иерусалима), святой Франциск Ассизский, фламандский художник Ян ван Эйк, папа Иоанн Павел II и миллионы безвестных паломников, которые шли по этому пути в течение девяти столетий и которые отправляются в паломничество в наши дни.

На сегодняшний день выпущено огромное количество книг, посвященных данному паломничеству, но не в религиозном контексте, а культурно-историческом. Как мне представляется, было бы очень интересно сравнить средневековое паломничество и его современный вариант, как изменились приоритеты паломников, в чем сходство и различие средневековых и современных путеводителей для пилигримов.

Самая ранняя версия "Гида для паломников" приписывается папе Калликсту. Эта книга входит в так называемый Codex Callixtinus, написанный примерно в 1130-1170 годы. Ученые не пришли к единому мнению в определении авторства "Гида"2. Человек, писавший "Гид" и действительно совершивший паломничество в Сантьяго, скорее всего, был жителем провинции Пуату, имел достаточное количество денег, чтобы путешествовать верхом, и был хорошо образован. Современные путеводители для туристов во многом повторяют структуру "Гида". Хотя книги для путешественников писались и до 12 века, но основу их составляло описание местности, и если книги были про паломничество, например в Иерусалим, то главное место занимали жития святых. Наш "Гид" изобилует мельчайшими подробностями в описании быта и языка других провинций. Главы, посвященные качеству воды, и описание земель и людей на этой дороге, придают не только особый колорит повествованию, но и содержат сугубо практическую информацию, которой не было раньше в книгах подобного рода.

Сегодня паломник также экипирован современным путеводителем, но в его списке обязательных мест для посещения акценты больше сдвинуты в сторону искусства. Идея составителей представить в путеводителях те памятники, которые мог видеть средневековый паломник; но редко упоминаются те святыни, поклониться которым шел средневековый пилигрим. Получается очень интересная ситуация: если город достаточно большой, как, например, Пуатье, то описание достопримечательностей начинаются с самых ценных, по мнению искусствоведов. Самые известные памятники романского искусства в Пуатье - это церкви Нотр-Дам-ля-Гранд, Сен-Редегонд и баптистерий Сен-Жан, которые знамениты своей скульптурой и фресками. В то время как "Гид" 12 века нам советует в городе Пуатье "посетить священные мощи блаженного Илария, епископа и исповедника". Таким образом, сегодня Сен-Илер-ля-Гранд самая большая романская базилика в Пуатье стоит совершенно пустая, в то время как толпы паломников-туристов осаждают упомянутые в современных путеводителях памятники.

Путь Святого Иакова занесен в список охраняемых памятников ЮНЕСКО. Памятником является сама дорога, которая почти не изменилась с 9 века, когда королем Наварры Санчо Старшим и Альфонсом VI Леонским был утвержден план "Французского паломнического пути". Только сегодня дорога стала немного более комфортной как для пеших паломников, так и для тех, кто путешествует на велосипеде. Так же следует заметить, что благодаря приходскому священнику из О Себреро дону Элиасу Санпедро, на всем пути поставлены специальные указатели, на которых изображены звезда с расходящимися лучами в форме раковины. Сегодня для участия в паломничестве совершенно не обязательно быть верующим человеком, поэтому по пути Святого Иакова из самых разных стран отправляются миллионы людей, возраст которых колеблется от 17 до 70 лет, чтобы получить сильные эстетические впечатления и одновременно испытать физические нагрузки.

В этой связи современное паломничество в Сантьяго де Компостела стало явлением уникальным, потому что для большинства паломников главным в нем является сам путь, который желательно пройти пешком, а отнюдь не посещение гробницы Святого Иакова. Такой вид паломничество в Сантьяго приобрело, начиная с середины 19 века, после почти 300-летнего забвения, когда по этому пути отправились историки и искусствоведы, которые как бы заново открыли сокровища романского искусства монастыри и великолепные базилики, богато украшенные скульптурой, часто находящиеся в труднодоступных местах. На официальном сайте, посвященном паломничеству в Сантьяго, есть раздел, в котором каждый человек совершивший "святое путешествие", может рассказать о том, почему он пошел в паломничество и описать свои впечатления. Оказывается, для большинства это самый дешевый вид отдыха, хороший способ узнать страну и познакомиться с интересными людьми.

Краткий FAQ про Путь Святого Иакова. По мотивам вопросов, услышанных мною за последний месяц.

1. Что такое Путь Святого Иакова?
Путь Святого Иакова (El Camino de Santiago) - это паломнический маршрут по Северу Испании, а также в других странах, ведущий в город Сантьяго-де-Компостелла, где, согласно преданию, находятся мощи Апостола Иакова. Вернее, это целая сеть маршрутов по всей Европе, самым популярным из который является 800-тикилометровый Camino Frances (Французский Путь), начинающийся в пиренейском городке Сен-Жан-Пье-де-Пор, и проходящий через города Памплона, Логроньо, Бургос и Леон.

2. Зачем идти в Путь Святого Иакова?
Первые пилигримы шли по Пути Святого Иакова в религиозных целях. И Сантьяго-де-Компостелла до сих пор является крупнейшим центром католического паломничества после Ватикана. Однако сейчас подавляющее большинство людей, идущих по Пути, делает это не из-за религиозных побуждений, а просто потому, что это - самый популярный в мире пешеходный маршрут.
У каждого своя причина, по которой он вышел на Путь. Кто-то стремится похудеть, проходя в день по 20-40 километров. Кто-то хочет посмотреть настоящую Испанию, а не ее визитные карточки Барселону и Мадрид. Кто-то прочитал книгу Коэльо «Дневник Мага» и мечтает повторить маршрут писателя. Кто-то ожидает от Пути ответов на вопросы, которые его в данный момент гложут. Кто-то просто ищет приятное времяпровождение в интересном месте с интересными людьми. Испанцы - те вообще не могут считать себя настоящими испанцами, пока не пройдут El Camino de Santiago.

3. Надо ли пройти все 800 километров, чтобы паломничество было «засчитано»?
Нет, для этого достаточно преодолеть последние 100 километров пешком или 200 на велосипеде. Однако можно и разбить свое путешествие по Пути Святого Иакова на несколько частей, начиная каждый раз в том месте, где закончил в прошлый. Позволительно даже «перескакивать» некоторые участки, однако последние 100 км необходимо пройти ОБЯЗАТЕЛЬНО!

4. Я - православный/протестант/буддист/атеист. Пустят ли меня на Путь Святого Иакова?
Как я уже говорил выше, сейчас Путь Святого Иакова перестал нести сугубо религиозные цели, превратившись в популярный туристический маршрут. По нему без проблем ходят люди разных национальностей и вероисповеданий - всем абсолютно безразлично, во что вы верите. Главное, чтобы вы были хорошим человеком!

5. Нужна ли специальная физическая подготовка?
Нет! Идти по Пути Святого Иакова могут даже люди, которые до этого ходили исключительно по улицам родного города. Никто вас не заставляет проходить по 40 километров в день! Никто вас не торопит - идите столько, сколько сможете!
Более того, по Пути Святого Иакова идет огромное количество пожилых людей - большинству из них большие физические нагрузки чужды уже несколько десятилетий, однако они справляются со всеми трудностями не хуже, чем молодые паломники.

6. Трудно ли проходить по 30-40 километров в день? Как себя чувствуют ноги после такой нагрузки?
30 километров в день - это скорость, к которой молодой, здоровый человек очень быстро привыкает. Идти на большие расстояния совершенно не трудно - переставляешь ноги одна за одной и преодолеваешь таким образом километр за километром. Сложно становится в тот момент, когда ты останавливаешься - ноги начинают болеть, а на ступнях вдруг обнаруживаются водянки. Однако крепкий восьмичасовой сон снимает эту усталость, а водянки можно и проколоть, главное - это не забыть их при этом продезинфицировать!

7. В какой обуви идти? Какую одежду с собой брать?
Берите одежду и обувь, которая вам максимально удобна. Я прошел большую часть своего Пути в сандалиях - они оказались очень мягкими и удобными. Но помните, какую бы удобную обувь вы ни взяли с собой, она все равно начнет натирать. С этим нужно смириться как с неизбежным злом. Однако можно всячески этому препятствовать, регулярно меняя носки и обрабатывая ноги специальным кремом.
НОСКИ - это обязательный элемент одежды! При ношении обуви на босу ногу шансов заработать водянки в разы больше, чем при ходьбе в носках.

8. Где жить на Пути Святого Иакова?
Практически в каждом, даже самом маленьком населенном пункте на Пути Святого Иакова есть альберге (специальные приюты для паломников). Стоимость проживания в них достаточно небольшая - от 2 до 7 евро. За эти деньги вы получаете кровать в общей комнате, доступ к туалету и душу. Стиральная машинка, как правило, оплачивается отдельно.
Обязательно возьмите с собой спальник - в большинстве альберге не выдают постельное белье.

9. Дорого ли путешествовать по Пути Святого Иакова?
Средние дневные расходы на Пути Святого Иакова составляют 20-30 евро в сутки. Эта сумма включает в себя ночлег в альберге, завтрак бутербродами, обед в кафе и плотный ужин.
Почему-то именно ужин является главным приемом пищи для пилигримов. Часов с 7-8 вечера в кафе и ресторанах в городах на Пути начинает действовать «Меню пилигрима» или «Меню дня». За 7-10 евро вы получаете два огромных блюда, хлеб, воду и вино. Встать из-за стола после всего этого довольно трудно - хватает сил только дойти до кровати и завалиться спать.
Считается, за 1000 евро должно хватить на прохождение Пути Святого Иакова в течение 30 дней.
Впрочем, если вы готовы сами готовить себе еду и/или спать в палатке, стоимость путешествия сократится в разы.

10. А не опасно ли путешествовать по Пути Святого Иакова?
Даже средневековые разбойники не трогали пилигримов, идущих по Пути Святого Иакова - это считалось большим грехом. Сейчас же путешествовать по этому маршруту абсолютно безопасно! Испания - очень спокойная страна с дружелюбным населением. А сами пилигримы - очень позитивные люди. Гад и подлец по Пути не пойдет!

11. Нужны ли для путешествия карты и путеводители?
Если вам обязательно знать, в каком году была построена та или иная церковь, а также кто спонсировал строительство моста через реку, тогда без путеводителя не обойтись! Если же вы готовы расслабиться и идти, не особо беспокоясь обо всем этом, можно обойтись и без справочной и картографической информации. Маршрут Пути Святого Иакова отлично промаркирован - на каждом перекрестке, на каждом доме, на каждом камне нарисованы желтые стрелки или стилизованные изображения ракушки морского гребешка, указывающие верное направление движения.
Кроме того, ориентироваться можно и по самим пилигримам, идущим впереди вас. Куда они, туда и вы.
Однако желательно иметь при себе справочную информацию о том, сколько километров осталось до следующего города, есть ли там альберге, кафе, аптека, магазин. Все это можно найти в брошюрах, раздающихся бесплатно в туристических центрах или на ресепшине в альберге.

12. Раковина морского гребешка? Что это за знак?
Средневековые пилигримы не имели возможности питаться в кафе и ресторанах. Они питались тем, что могли найти по дороге. А так как основные маршруты Пути Святого Иакова пролегали вдоль Атлантического побережья, весьма популярной едой стал морской гребешок. Паломники даже начали цеплять его раковины себе на одежду, чтобы иметь возможность отличать друг друга от простого люда, идущего по дороге.
Раковины на одежде отлично были видны и придорожным разбойникам, которые, как уже было сказано, чурались трогать пилигримов.
Сейчас ракушка морского гребешка стала главным символом Пути Святого Иакова. Пилигримы все так же цепляют ее на одежду или рюкзаки. Как помещают ее над входом и все учреждения, так или иначе связанные с паломничеством: альберге, рестораны, туристические офисы и т.д.

13. Нужны ли паломнику какие-нибудь особые документы?
Пилигрим идет по Пути Святого Иакова со специальным паспортом паломника. Его можно получить за символическую плату (1-2 евро) в любом альберге или туристическом офисе. Этот документ вы будете показывать при поселении в приюты для пилигримов. Там вам будут ставить в него специальные штампы. И именно эти отметки станут главным доказательством того, что вы честно прошли весь Путь. В Сантьяго-де-Компостелле этот паспорт будет тщательно проверен, после чего вам выдадут сертификат о прохождении паломничества и отпущении грехов.

14. В какую пору года лучше всего идти по Пути Святого Иакова?
В сентябре! Летом в Испании бывает невыносимо жарко, зимой - холодно, а весной - дождливо. Так что сентябрь, как мне кажется, - оптимальный вариант. В этом месяце на Севере Испании все еще теплые ночи, а днем температура редко поднимается выше +30.

15. Какой из множества маршрутов Пути Святого Иакова выбрать?
Каждый выбирает по своему усмотрению. Для этого нужно внимательно изучить основные варианты, чтобы узнать, что ожидать от каждого из них. Кто-то любит тишину и одиночество (для таких людей оптимально путешествие по Camino del Norte), кто-то давно влюблен в Португалию (Camino Portugués), а кто-то безумно общителен (Camino Frances). Я выбрал Французский Путь, потому что герои фильма The Way (из него я узнал про само существование Пути Святого Иакова) шли именно по этому маршруту. Посмотрев данное кино, я влюбился именно в Camino Frances, а потому для меня не существовало никаких других вариантов.

16. Как добраться до Испании? Как получить визу?
До Испании лучше всего лететь самолетом. Билеты туда и обратно, если взять их за 3-4 месяца, обойдутся вам в 1800-2000 грн. Мне перелеты Киев-Рим-Барселона, Мадрид-Рим-Киев авиакомпанией AlItalia стоили 1785 грн. Покупал я в мае, а летел в сентябре. У других авиакомпаний есть схожие ценовые варианты.
Испанскую шенгенскую визу получить не сложно. Эта страна сейчас выдает 99.5% позитивных решений по визам. Главное - подавать правдивые документы. Основной загвоздкой при этом может быть справка с работы (многие ведь не оформлены официально). При этом зарплата у вас может быть любой, даже минимальной. Лишь бы она у вас была!

17. Сколько километров ты прошел по Пути Святого Иакова?
Я прошел 183 километра от Памплоны до городка Вильяфранка неподалеку от Бургоса. На это понадобилось 7 дней ходьбы (первый и последний - не полные). В следующем сентябре планирую вернуться и пройти 300-350 километров - от окрестностей Лиона до Сантьяго-де-Компостеллы.

18. Идти ли мне по Пути?
Обязательно!

Если у вас есть еще вопросы, задавайте их в комментах. С удовольствием на них отвечу и добавлю резуальтат в этот FAQ.

Вот несколько интересных и полезных фактов о самой популярной паломнической дороге мира:

1. Camino de Santiago или Путь Святого Иакова (Way of St James) называют различные маршруты, ведущие в испанский город Сантьяго-де-Компостела в Галиции. Существует множество маршрутов, которые начинаются во Франции, Португалии, Испании и других странах.

2. Традиционно, паломники начинали Camino из собственных домов. Для ирландскими паломников дорога начиналась в Дублине или в портовых городах Динглом и Ватерфорт.

Экспресс-инфо по стране

Испания (Королевство Испания) – государство на юго-западе Европы, которое занимает бо́льшую часть Пиренейского полуострова.

Столица – Мадрид

Крупнейшие города: Мадрид, Барселона, Валенсия, Севилья

Форма правления – Парламентская монархия

Территория – 504 782 км 2 (51-я в мире)

Население – 47,73 млн чел. (26-я в мире)

Официальный язык – испанский

Религия – католицизм

ИЧР – 0,876 (26-я в мире)

ВВП – $1,381 трлн (14-я в мире)

Валюта – евро

Граничит с: Португалией, Марокко, Францией, Андоррой

3. Старейший маршрут Пути — Camino Primitivo из Овьедо.

4. Самый известный маршрут Камино — Французский путь, который начинается в Сен-Жан-Пье-де-Порт во французских Пиренеях, проходит через виноградники Ла-Риоха, скалистые горы в Леоне и далее по живописной сельской местности Галиции. Длина маршрута из Сен-Жан-Пье-де-Порт в Сантьяго составляет 800 км и занимает около пяти недель.

5. Чтобы помочь паломникам, вдоль троп расположены желтые ракушки морского гребешка и желтые стрелки, которые указывают путь к Сантьяго. Кроме того, паломники часто носят гребешки на рюкзаках, чтобы обозначить свой статус.

6. Чтобы получить Compostela (сертификат о прохождении Пути) нужно пройти не меньше 100 км. Именно поэтому, многие отправляются в путь из Саррии (Sarria), что в 111 км от Сантьяго.

7. Велосипедисты получают сертификат Compostela только после 200 км пути к Сантьяго. Велосипедистов на Камино называют «bici-grinos» (вело-паломники).

8. Для получения Compostela в паспорте паломника должен появляться новый штамп как минимум раз в день; или два раза в день, если Камино начата в Галиции.

9. Чтобы остановиться в albergues (общежитие для паломников) нужно иметь паспорт паломника. Общежития работают по принципу живой очереди (first-come first –served). Пешие паломники имеют преимущество перед велосипедистами. Аlbergue нельзя заказать заранее, но можно забронировать ночлег в местных гостевых домах или отелях (www.CaminoWays.com вам в помощь).

10. Нулевой километр находится не в Сантьяго, а на мысе Фистера (Cape Fisterra) на Атлантическом океане. Это место считается «концом света», до-христиане считали его местом магической силы.

11. 25 июля, в День Святого Иакова, в Сантьяго и Галисии большой праздник. Если 25 июля выпадает на воскресенье, то последующий год считается Ano Xacobeo (Святой год).

Cобор в Сантьяго-де-Компостела

12. Старый город Сантьяго-де-Компостела — объект Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1985 года, а городской университет – с 1495. В 1987 году Совет Европы назвал Камино-де-Сантьяго — первым европейским культурным маршрутом, за ее важную роль в поощрении культурного обмена со времен Средневековья.

Музыканты и паломники на площади перед собором в Сантьяго

13. Древнейший известный «путеводитель» по Камино — Codex Calixtinus — датируется XII веком.

14. Вotafumiero — одно из самых больших кадил в мире. Его высота – 1,6 м, а вес — 80 кг.

15. В Сантьяго-де-Компостела можно не только прийти пешком или приехать на велосипеде, но и комфортно добраться на поезде или самолете. В общей сложности город посещает более 2,5 млн человек в год, 200 тыс. из которых проходят свой Путь пешком.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Абсцесс бартолиновой железы
Как выполняется рентген органов малого таза?
Синдром парацентральной дольки