Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Почему каждому образованному человеку необходимо узнать православие. Мифы о православии (православие - это обман?). Самый большой колокол в мире

Червак Фёдор

Номинация «Традиционный кроссворд» Одной из важнейших задач модуля «Основы православной культуры» является воспитание учащихся в традициях русского православия. Учебник по данному предмету содержит догматические основы, которые представлены в простой и понятной для учащихся форме.Так как учащиеся 4-х классов легче воспринимают визуальные образы и элементы игры в работе, то глоссарий основных понятий целесообразно представить в виде кроссворда. Предполагается создание презентации с элементами анимации.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Аннотация

Тема представленного кроссворда «Что мы знаем о православной культуре?»

Предмет : Основы религиозных культур и светской этики, модуль «Основы православной культуры» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 64 г. Томска

Номинация «Традиционный кроссворд» Одной из важнейших задач модуля «Основы православной культуры» является воспитание учащихся в традициях русского православия. Учебник по данному предмету содержит догматические основы, которые представлены в простой и понятной для учащихся форме.Так как учащиеся 4-х классов легче воспринимают визуальные образы и элементы игры в работе, то глоссарий основных понятий целесообразно представить в виде кроссворда. Предполагается создание презентации с элементами анимации.

Тема была выбрана, с тем чтобы использовать данный кроссворд на одном из заключительных уроков (Урок 16. Творческие работы учащихся. Подведение итогов), так как конкретное содержание этого занятия отсутствует и учащиеся с учителем могут планировать его самостоятельно. По предмету «Основы религиозных культур и светской этики» учащиеся не получают отметок, но при этом необходимо повысить уровень мотивации ребят на выбор правильного осознанного поведения, дать представление о культуре православия и закрепить интерес к изучаемому предмету. Эти задачи можно успешно решать, подбирая занимательные формы работы, основанные на глубоком познавательном материале. Кроссворд – одна из таких форм. Необходимо также предусмотреть систему поощрений учащихся с учётом возрастной категории, чтобы занятие стало запоминающимся во всех отношениях. Перед заключительным уроком ребятам необходимо повторить основные понятия, изученные в течение полугода, которые должны быть записаны в рабочих тетрадях. Данный кроссворд может стать для учеников образцом для создания собственной творческой работы с использованием ИКТ. Основная цель занятия: формирование у учащихся представления о морали и нравственности с точки зрения православия, а также углубленная работа над понятийным аппаратом.

КРОССВОРД «Что мы знаем о православной культуре?»

(задание)

В.Л.Боровиковский

«Архангел Гавриил»

Вопросы к кроссворду «Что мы знаем о православной культуре?» По вертикали:

  1. Святое Христово Воскресение, главный христианский праздник в честь воскресения Иисус Христа (Пасха )Урок 8, стр. 28 – 31
  2. Принятое Церковью и освящённое изображение Иисус Христа, Богоматери и разных событий из Священной и церковной истории. Слово в переводе означает «образ» (Икона ) Урок 15, стр. 52 – 55
  1. Обращение человека к Богу, Богородице или святым (Молитва ) Урок 4, стр. 12 – 15
  1. Свод книг, составляющих Священное Писание и написанных по вдохновению и откровению Святого Духа через избранных от Бога людей, называемых пророками и апостолами. В переводе с греческого языка слово означает «книги» (Библия ) Урок 5, стр. 16 – 19
  2. Вид молитвы, самая высокая молитва, в которой человек переживает радость от встречи с Богом, ликует (Славословие ) Урок 4, стр. 12 – 15
  3. Общее название первых четырёх книг Нового Завета, благовествующих о жизни и учении Иисуса Христа, явившегося для спасения человека. Главная Священная книга всех христиан. Слово в переводе с греческого языка означает «благая весть» (Евангелие ) Урок 5, стр. 16 – 19
  4. Слово, близкое по значению к слову «Родина» (Отечество ) Урок 1, стр. 4- 5)
  1. Высшая духовная личность, создатель мира и человеческого рода (Творец ) Урок 3, стр. 8 – 11
  1. Дом Божий, здание, предназначенное для богослужения и имеющее престол. Слова, близкие по значению: церковь, собор (Храм ) Урок 14, стр. 48 – 51
  1. Жертвенник (лат.), восточная часть храма, в которой находится престол (Алтарь ) Урок 14, стр. 48 – 51
  2. Праздник, посвящённый воспоминанию о великом событии в жизни Иисуса Христа, когда Он, совершив половину Своего земного служения, показал ученикам славу Своего Божества. На Руси по давней традиции в этот день совершают освящение яблок и других плодов нового урожая, отчего в народе праздник именуется «Яблочным Спасом» (Преображение )

Вопросы к кроссворду «Что мы знаемо православной культуре?»

По горизонтали:

  1. Небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной форме (Притча )
  2. В храме перегородка с иконами, отделяющая алтарь от остальной части храма. Иконы располагаются в несколько рядов (Иконостас ) Урок 14, стр. 48 -51
  3. Сияние вокруг головы: знак Божьей благодати в виде диска или световых лучей, изображаемых на иконах как символ духовной славы (Нимб ) Урок 15, стр. 52 – 55

5. Пожелание добра, которое сочетается с молитвой к Богу о том, чтобы это добро осуществилось (Благословение )

10.Люди, которые под воздействием благодати Божией изменились так, что из их сердец струятся вера, надежда, любовь (Святые ) Урок 4, стр. 12 – 15

12. Недоброе чувство, мысль или дело (Грех ) Урок 10, стр. 36 – 39

14. Высочайшая добродетель: деятельное сострадание по отношению к нуждающимся (Милосердие ) Урок 12, стр. 42 – 45

17. Церковное наставление, преподаваемое в храме, имеющее задачей поведать и разъяснить верующим учение Иисус Христа (Проповедь ) Урок 6, стр. 20 – 23

18. Единственное исповедание христианской веры, которое хранит учение Иисус Христа и апостолов неизменно, в том виде, в котором оно изложено в Священном Писании. «Правильное прославление Бога», «верное учение» (Православие ) Урок 2, стр. 6 – 7

19. Самая распространённая молитва, прошение у Бога помощи и разных благ (Просьба ) Урок 4, стр. 12 – 15

В. Л. Боровиковский «Спас Нерукотворный»

Инструкция по заполнению кроссворда

При заполнении кроссворда необходимо выполнить последовательно следующие действия:

  1. Положите перед собой чистую сетку кроссворда, а также задание к нему.
  2. Выполните сначала задания по вертикали, затем - по горизонтали.
  3. В задании представлено лексическое значение слов, составляющих глоссарий основных понятий. Определите понятие по лексическому значению и запишите под соответствующей цифрой.
  4. Все элементы кроссворда приведены в соответствие. Если Вы неправильно сделали запись, проверьте свой ответ по учебнику (страницы указаны в задании).

Желаем Вам успеха!

При подборе необходимого материала использовалась следующая литература :

  1. А. В. Кураев. Учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4-5 классы, Москва, Просвещение, 2010
  2. Храм Святого Феодосия Черниговского (http://www.hram – feodosy.Kiev.ua)

Данные источники содержат точную, познавательную, интересную, доступную информацию, отвечающую целям и задачам предмета.

Во время заполнения кроссворда рекомендуется просмотр мультфильма в режиме онлайн «Притча о добром самарянине» (задание №1 по горизонтали) (Притчи и мудрые высказывания о смысле жизни человека.Нравственные христианские притчи: http://www.smisl – zhizni.ru)

Состоялся объявленный нами ранее «прямой провод» с благочинным Выгоничского церковного округа, настоятелем Храма во имя Святителя Николая Иереем Иоанном. Что интересовало граждан, о чем говорил с прихожанами и просто интересующимися священнослужитель, о православном и мирском предлагаем материал.

— Отец Иоанн, до нашей встречи в редакцию поступил ряд звонков. Вот что интересовало первого звонившего – «Что означает выражение «не воспоминай Господа всуе?» Ведь мы часто, бывает по несколько раз в день, произносим имя Всевышнего. Сделали дело – «Слава тебе, Господи!», отправляется родной человек в дорогу – «Иди с Богом!» или «Спаси и сохрани его, Господи!», хлопнула форточка «Ой, Господи, испугала!»… Должны или не должны мы говорить так?

— Выражение – «не вспоминай Господа всуе», означает не упоминай Бога в обычном разговоре, для связи слов, предложений. Например, «Господи, как ты мне надоел, успокойся уж!», «Господи, да что ты так делаешь?», «О, Господи, кто это идет?» и так далее. Совсем другое, когда мы благодарим Бога за помощь и содействие в делах и решении проблем наших.

— Второй вопрос звучит так: «Нашел крестик, стоит ли его поднимать?»

— «Возьми крест и следуй за мной», — говорит Господь. Нашедшие святыню сразу думают о том, что, раз она кому то принадлежала, то я перенимаю судьбу прежнего обладателя крестика. Это элемент суеверия. Крестик обязательно нужно поднять, чтобы его не оскверняли, наступая или пиная шаркающими ногами. Если нашедший все же не может взять святыню себе, ее обязательно надо отнести в Церковь.

Вот первый звонок. «Отец Иоанн, ответьте, пожалуйста, на вопрос «Считается ли грехом работа в праздник по незнанию, что он сегодня отмечается? Спасибо!».

— «Шесть дней трудись - седьмой Богу отдай» — гласит одна из заповедей Господних. Вообще, настоящий христианин живет, соблюдая православные каноны и праздники. Всем, я думаю, надо знать хотя бы те из них, которые именуются Великими. Грех ли трудиться?… Грех бывает разный. Помочь кому-то – дело благое. Если уж случилось так, как задано в вопросе, то попросите у Бога прощения и помолитесь. А простить или наказывать - это воля Всевышнего.

«Скажите, отец Иоанн, в чем грех присутствия женщины в Храме с непокрытой головой?» — сразу за первым последовал второй звонок.

— Если коротко, то волосы украшение женщины, а в церковь мы должны приходить скромно. В прежние времена женщина всегда ходила, покрывая голову платком. Она признавала тем самым главенство мужчины, мужа, проявляя знак смирения, кротости. В Греции, например, женщины заходят в Храм с непокрытой головой. Но там случай другой. Эта страна долгое время была под мусульманским игом и своей открытостью она как бы показывает протест против засилья иноверия. Это сохранилось до наших дней.

Еще один звонок. «Можно ли освещение дома, другого имущества проводить без священника, зажегши свечу и самостоятельно окропив святой водой?».

— Нет. Освящение, это одно из таинств, которые проводит только священнослужитель. Господь через него действует, давая при этом ангела хранителя. То же касается вещей, которые должны служить потом для благих дел. Окропить можно и мирянину святой водой. Это будет лишь свидетельство его веры в Господню поддержку и защиту. Но выше святости христианина – святость священника.

— Слушаю Вас,- снова отвечает по телефону отец Иоанн. — Можете не представляться. Что вас интересует?

«Уважаемый Отец Иоанн! Вот мы, обращаясь к Господу, произносим «Прости, Господи, за наши грехи вольные и не вольные». Какие грехи считаются не вольными»?

— Это когда поведение является проявлением наших чувств. Гневаемся ни с того, ни с чего, переедаем. Да-да, это тоже не вольный грех. Чем-то чрезмерно наслаждаемся, осуждаем кого-то или что-либо, изрекаемся многословно, а еще хуже, используем бранные слова, сквернословим. Отмечу, что нет человека, который проживает день без грехов, но надо стараться подавлять в себе такие проявления, или допускать их, как можно меньше.

— Слушаю, говорите.

«Отец Иоанн, скажите, пожалуйста, каков, если можно так сказать, набор обязательных молитв»?

— В идеале, надо соблюдать утренние и вечерние молитвенные правила обращения к Богу. Есть Молитвослов, куда надо заглядывать и читать.

— Говорите, я Вас слушаю.

«Какие православные праздники нас еще ожидают в августе»?

— 28 августа - Успение Пресвятой Богородицы.
— 29 августа – праздник нерукотворного образа Спасителя. После литургии в Храме Святителя Николая состоится молебен на начало учения отроков. 30 — праздник Иконы Божьей Матери «Свенская». Литургия по этому поводу, которую будет вести Митрополит Александр, начнется в 9 часов утра в Свенском монастыре. Потом состоится крестный ход до Кафедрального Собора в Брянске.

— Спасибо, Отец Иоанн, что поддержали наш почин. Спасибо за ответы.

— Спасибо вам, что пригласили, и мне удалось поговорить с православными посредством районной газеты.

Пользуясь случаем приглашаю посещать Храмы, обращаться к священнослужителям со всеми своими вопросами и нуждами, а, главное, молиться и принимать святые таинства в церкви. Тем самым мы обретем благодать, мир и покой в душах наших при содействии Отца и Сына, и Духа Святого.

«Христианство - губительный принцип,..

который рушит сознание, ставя ему рамки».

Академик В.И.Вернадский. Дневники.

«Поклонение кресту, позорному орудию казни,

отобрало христианству самых внутренне свободных людей».

Священник Александр Ельчанинов. Записи.

На чем ты медитируешь, подруга светлых дней?

Какую мантру дашь душе измученной моей?

Так поет Борис Гребенщиков. И множество людей в возрасте от пятнадцати до сорока понимают его: знают, что такое мантра, что значит медитировать.

Впрочем, речь здесь пойдет не о буддизме. Сейчас об этой религии многие говорят. Но говорят и знают сейчас, в основном, о буддизме, о йоге, о Рерихах, о Блаватской. О политике.О науке. О спорте. О вещах очень или не очень далеких... Но что мы знаем о том, что всегда было и есть РЯДОМ с нами? Что мы знаем о Православии?

Мы (я буду говорить «мы», потому что Православие не учит делить живых людей на своих и чужих, на спасенных и не спасенных, не ставит крещеного выше некрещеного; каждый может погибнуть, и каждый может обрести спасение) - мы жаждем свободы. Это главная ценность современной цивилизации - свобода. «Пусть мне ничего не навязывают, пусть мне покажут, и я сам стану выбирать все лучшее» - вот наш девиз.

Что же, пусть будет так. Но из чего выбирать и что выбрать? Если, например, выбор заключается в том, чтобы выбрать между Кока- и Пепси-колой, то это, согласитесь, не более чем профанация выбора. Или если наша свобода предполагается в пределах двух измерений, и никак не хочет учитывать третьего - то это свобода... ползать по плоскости.

Наконец, если решая вопрос «как жить», мы заранее отказываемся рассматривать православный ответ как одну из серьезных альтернатив - то, значит, и выбор наш является менее свободным.

Какая же это свобода выбора, если у нас с вами знаний о вере отцов значительно меньше, чем о тибетской Шамбале?

Кто-то из нас скажет: «Да знаем мы эту самую веру! Знаем мы эти свечки, иконы и поклоны, эти стращания адом за «грехи» и обещания райских кущ

А все-таки - знаем ли? Помним ли?

Россия, начало 20-х годов. Один из тысяч эпизодов тогдашней жестокой действительности: на краю братской могилы выстроены сорок арестованных. Это сорок «церковников» -как их тогда называли - совершенно разных по возрасту и образованию людей.

Работник ВЧК приставляет к голове очередного «церковника» револьвер и спрашивает: «Есть Бог? Если скажешь «нет» - мы тебя отпустим». И вот каждый из этих, в жизни своей очень разных людей, коротко отвечает: «Есть»… Их расстреляли.

Но зачем они решили умереть? Допустим, все они примитивные, дремучие фанатики, верящие всяким «бредням». Но ведь почему-то из-за этих "бредней» безоружных, и, по существу, ничем не способных помешать новой власти людей понадобилось арестовывать, допрашивать, охранять, держать в камерах, а потом расстреливать!

В то время обвиняли либо в «контрреволюционной деятельности» - за призыв сохранять личную, веру в Бога и воспитывать в Православии детей. Либо - «за сопротивление изъятию церковных ценностей».

С первым обвинением, как говорится, все ясно. А что касается второго- Многие ведь и сегодня считают священников и клириков просто хитрыми (или не очень хитрыми) приобретателями - типа отца Федора из «Двенадцати стульев». Такие люди, конечно же, есть среди тысяч церковников.

Но О.Федор, который кажется таким “типичным” батюшкой, вряд ли стал бы так упорствовать в богословском споре, если спор этот окончится не обретением стула с бриллиантами, а пулей в лоб?

Однако в сотнях, да теперь уже тысячах известных случаев мучительства и уничтожения священников, диаконов, просто верующих - все они оказались готовы погибнуть не за богатства, не за капиталы, а за свою веру.

Вот другой пример. Профессор Войно-Ясенецкий (с 20-х годов - архиепископ Лука), замечательный хирург и ученый и, одновременно, священнослужитель, был в 30-е годы арестован. Он выжил вновь оперировал и даже удостоился Сталинской премии за книгу "Очерки гнойной хирургии». И тем не менее, и до, и после своих злоключений профессор упорно отказывался приступать к операции без молитвы и крестного знамения! И более.того - упорно не желал выступать на научных конференциях и лекциях в мирской одежде! - Почему?

Хорошо ли мы понимаем причины, заставившие людей делать выбор в пользу Православия?

Когда-то в древности жил (не у нас - в Сирии) христианин Авраамий. Он пошел проповедовать свою веру жителям одного языческого поселка - а они его избили и вывезли вон. Авраамий лишь только чуть-чуть поправился - снова пошел в поселок, и его избили буквально до полусмерти и пообещали в следующий раз просто убить. Но прошло недолгое время, и старец опять был в поселке - чтобы рассказать людям о своей вере или умереть от их рук.- И тогда язычники задумались: что же это за вера такая, что человек готов умереть ради возможности рассказать о ней? Решили выслушать Авраамия. Выслушали. Стали спрашивать еще и еще. Стали обдумывать каждое слово... и, в конечном итоге, приняли христианство.

У тех язычников были свои, собственные «боги», много полезных и удобных «богов», на все случаи жизни. Мы чем-то похожи на них. Наша свобода - это многобожие, поклонение сотне кумиров сразу. Нам нравится и Христос, и Будда, и Лев Толстой, и Маркс, и Ницше.

В нашем «пантеоне» много личностей и теорий, часто взаимоисключающих - ведь мы современные, образованные люди, мы смотрим на вещи широко.

Но вот мы, знатоки философий и сторонники свободы выбора, вдруг отвергаем Православие! Не потрудившись вникнуть в его суть, вопреки собственной же логике (ведь выбор наш из-за такого «вычеркивания» становится неполным.

Это же явный изъян нашей «свободы»! Мы читаем «навороченные» книги о культах Востока, продираемся сквозь тома Марксова «Капитала»,.. а прочесть жизнеописания святых (причем уже есть замечательные книги о подвижниках нынешнего, XX века!), открыть труды если не древних «отцов Церкви», то хотя бы наших современников: митрополита Антония Сурожского, диакона Андрея Кураева, иеромонаха Серафима (Роуза) или.по крайней мере, книги, специально написанные для всех священником Александром Менем - нам почему-то кажется «ненужным», «неважным», лишним...

И в храм войти нам помешает что или кто угодно, включая «злую старушку» - это поистине опаснейшее существо, перед которым меркнет жуткий образ современного рэкетира!

Ну давайте же, наконец, вдумаемся: разве особенность церковно-славянского языка, «красивости» духовной литературы, отсутствие навыка к восприятию иконы или, наконец, пресловутое раздражение на «злую старушку» - настолько серьезные причины, чтобы отказаться познать веру, которая говорит нам о смысле жизни и готова ответить на вечный и главный вопрос «зачем мы живем»?

Или мы боимся получить ответ, который нас не устроит?..

Вероятно, так называемая православная христианская «миссия» действительно парадоксально слаба на нашей российской земле. Парадоксально - потому что сейчас «нашу» веру начинают узнавать, понимать и принимать англичане и американцы, укрепляются православные церкви в Японии, Индии!), во многих африканских странах.

Возможно, церковные общины у нас здорово замкнулись после целых эпох государственных гонений и запретов, и никак не подберут ключей к сердцу тех, кто о вере не знает.

Но создается впечатление, что главная причина отказа -все же не в этом, а в нас самих.

Православие либо сводят к форме (обрядам, одеждам. языку), либо искажают и отвергают самую суть веры, ничего толком еще не поняв (точно так же, впрочем, действуют и многие «принимающие» как православие, так и религии Востока).

В наполненном мифами общественном сознании Церковь предстает либо этнографическим заповедником, либо очень крупной и фанатичной сектой. Сектой, считающей всех вокруг «грешниками», судящей, осуждающей и стращающей всех «своими» адскими муками. Христианство представляется «губительным принципом», который, по словам ученого, «рушит сознание, ставя ему рамки».

Естественно, для многих людей усиление Православия кажется опасным явлением, представляющим реальную угрозу «идеалам современной жизни» и в целом - избранному курсу на «свободу» и «плюрализм». Кроме того, растет число тех, кто считает «фанатичность» православного христианства источником конфликтов и нестабильности в обществе, потерявшем единство в вере.

И в этом - удивительная параллель между нашей эпохой и древностью: теми веками истории Римской Империи, когда христиан гнали, боялись и ненавидели.

Многие ли сегодня знают, а в чем, собственно, обвиняли римские власти христиан? За что пытали и убивали? Как объясняли необходимость тотального искоренения этой религии?

Ведь Римская Империя (как это ни покажется кому-то странным) - это классическое правовое государство (недаром римское право является обязательным предметом в юридических ВУЗах). С четко очерченными правами и. обязанностями граждан. С широчайшим религиозным и идейным плюрализмом. С очень сильной судебной системой. Поэтому, например, когда иудеи попытались устроить расправу над христианином - апостолом Павлом, власти вывели его из Иерусалима под мощной охраной: разве можно было допустить бессудное убийство римского гражданина!

И, однако же, римский суд в конечном итоге осудил и ап.Павла, и тысячи других христиан на мучительную смерть. А еще тысячи погибли во время римских гонений II - III веков и вовсе без суда - как и в России первой половины XX века.

Это противоречило человеческой логике - большинство осужденных являлись лояльными подданными, хорошими труженниками, воинами, учеными людьми. Среди казненных во времена Римской империи было много государственных деятелей, военачальников, даже членов императорских семей (например, святая великомученица Екатерина)! Причем они даже не были непосредственно опасны - а были лишь опасны потенциально, т.е. считалось, что эти люди угрожали «общественной безопасности», «солидарности» империи.

А империя в то же самое время признавала законными всех почитавшихся на ее территории богов. Включая и Единого Бога древних иудеев!

Римские императоры вообще боялись государственной нестабильности намного больше, нежели Бога. И поэтому их не устраивал именно Христос. До мифологических, маленьких божков, им не было дела. Они оказались достаточно «широки», чтобы стать идолами римского Пантеона, а вот Христос был недостаточно широк для язычников, и при этой своей «узости» в римский Пантеон... не вмещался!

Христос был опасен. Языческие «боги», в отличие от Христа, не требовали от каждого человека подлинного духовного и нравственного выбора. А значит - не подрывали пусть построенную на лицемерии и неправде, но внешне стабильную имперскую систему, не противоречили государственной идее (которую точнее всего можно было бы выразить поэтической строкой «паситесь, мирные народы»).

Идея провозглашала Рим великим, вечным, незыблемым, а римского императора - пастыря послушных народов - ставила как бы НАД нравственными понятиями, оправдывала все его деяния и преступления, лишь бы они укрепляли «вечное» царство...

И против тех, кто смел открыто верить иначе, против тех, чей Бог даже в «унижении» казнимого, даже в распятии продолжал проповедовать и раскрывать Царство Высшее - устраивались беспрецедентные по тогдашнему масштабу гонения.

Ведь если есть действительно Вечное, подлинно Всеобщее Царство, значит земная империя Рима - невечная, не незыблемая?! Значит, ее император ответит за все содеянное - перед Богом; по единому для всех нравственному закону; в этом самом Царстве Божием, где, по словам апостола Павла, «нет ни эллина. ни иудея, ни раба, ни свободного»,.. т.е. там, где все равны?!

Это была та идея за которую императоры готовы были убивать... А христиане - умереть. Потому что для римских язычников их религия являлась неким культурным досугом, а для христиан вера была больше, чем вопросом жизни и смерти: делом спасения души.

Рим веками боялся христиан, долгие годы благоволил гражданам-язычникам, а гибель встретил под ударами совершенно неизведанного врага - язычников-варваров. От былого могущества ничего не осталось. И единственной реальной, живой и необходимой людям традицией, связывающей нас с тем далеким миром, оказалось... христианство!

Идея Царства Божьего как будто бы победила идею «вечного» человеческого царства. Но в широком общественном сознании все осталось по-прежнему. Возникали и исподволь «нависали» над христианством новые империи, гибли, уступая место новым государствам - уже без Христа.

Идея власти мельчала, дробилась, и теперь уже каждый человек хочет сам быть пусть не царем - так хоть «маленьким принцем» на своей «планете». Только, если проводить аналогии со сказкой Экзюпери, из нас получаются не маленькие принцы, а все больше незадачливые короли, «повелевающие» Солнцем, биржевики, закладывающие звезды в банк, или просто горькие пьяницы…

Человек вновь создал себе пантеон богов и героев, где, как и в римские времена, стоят рядом Венера, Астарта и Иисус Христос (были и такие сочетания в императорских молельнях!). И опять (простите за это неудобоваримое слово) плюрализм развязывает нам руки, ставит нас выше Закона, «освобождает» на свой лад.

Причем эта «свобода», в отличие от Православия, действительно не ставит сознанию рамки. И таким образом... рушит наше «неограниченное», слепое сознание.

Ведь без рамок свобода хороша на равнине. А если нет

барьеров на крутой горной дороге?

Ведь сознание - вещь аморфная; оно рушится, если его не

структурировать, если не поставить рамки!

Православие своими «рамками» пытается предупредить от падения, но не загородить путь, не лишить свободы двигаться. Более того. Именно в Православии открывается

новая степень свободы - ведь движение здесь не налево-направо, а вверх!..

Но тут-то мы и говорим «стоп». Мы не терпим, чтобы нас поучали. Именно поэтому если нас самих пытаются предупредить о том, что «жить как хочется» не синоним свободы, что свобода не в том, чтобы побольше набрать, а в том, чтобы ВЫБРАТЬ - наше самолюбие восстает, и мы затыкаем уши.

Мы, на поверку, чрезвычайно нетерпимы. Поэтому как и прежде в нашей кумирне никто: ни Христос - придуманный нами, такой, какой нам нужен, ни Маркс, ни Фрейд, ни Бакунин - не добьются от нас покаяния, отчета в своей дурной жизни.

Это - и есть свобода в нашем нынешнем понимании, коварная и неверная. Она подразумевает бесконечное самооправдывание и осуждение всех, кроме себя. Она предлагает огромный выбор самых безыдейных идей, самых бесполезных предметов, самых безнравственных мыслей и поступков. Она оправдывает, угождает, лакействует, ведет в «заветные» тупики, заводит в «живописные» расщелины - пока не изведет человека до конца. До болезни, несчастья, смерти, когда никакой возможности двигаться, никакой «свободы» не будет и в помине.

Модная псевдосвобода отступит, чтобы предать своего «клиента», оставить его страдать в одиночку.

И человек может умереть, так и не понявши, что свобода есть не выбор удобств. Что всю жизнь ему нужна была только одна, настоящая Истина, которая и есть подлинная свобода! Которая не предаст...

Он поймет это потом, после самой своей смерти”… А рядышком, в соседнем храме, в непрочитанной Книге, в сердце незнакомого верующего человека, вокруг и внутри его - продолжит жить мир тысячелетней православной веры. Этот мир открывает тайны бытия, отвечает на самые страшные вопросы, он освобождает и он не дает умереть - потому что Бог однажды победил смерть...

Так давайте же прежде чем сделать «свободный выбор», узнаем, что такое православие И, возможно, именно эта вера не оставит нас никогда.

Ваши отзывы

Православие (от греческого "правильное служение", "правильное учение") — одна из основных мировых религий , представляет собой направление в христианстве . Православие оформилось в первом тысячелетии от Р. Х . под предводительством кафедры епископа Константинополя — столицы восточной Римской империи. В настоящее время православие исповедуют 225-300 миллионов человек во всём мире. Кроме России православное вероисповедание получило широкое распространение на Балканах и восточной Европе . Интересно, что наряду с традиционно православными странами приверженцы данного направления христианства встречаются в Японии, Таиланде, Южной Корее и др. странах Азии (причём не только люди со славянским корнями, но и местное население).

Православные верят в Бога-Троицу , в Отца, Сына, и Святого Духа. Считается, что все три божественные ипостаси пребывают в неразрывном единстве . Бог является творцом мира, который был им создан изначально безгрешным . Зло и грех при этом понимаются как искажения устроенного Богом мира. Первородный грех непослушания Адама и Евы Богу был искуплён через воплощение, земную жизнь и крестные страдания Бога-Сына Иисуса Христа.

В понимании православных Церковь — это единый богочеловеческий организм во главе с Господом Иисусом Христом , объединяющий общество людей Святым Духом, Православной Верой, Законом Божиим, иерархией и Таинствами .

Высшим уровнем иерархии священников в православии является чин епископа . Он возглавляет церковную общину на своей территории (епархии), осуществляет таинство рукоположения священнослужителей (посвящения), в том числе других епископов. Череда рукоположений непрерывно восходит к апостолам . Более старшие епископы называются архиепископами и митрополитами , а верховным является патриарх . Более низкий чин церковной иерархии, после епископов, — пресвитеры (священники), которые могут совершать все православные таинства кроме рукоположения. Далее идут диаконы , которые сами не совершают таинств, но помогают в этом пресвитеру или епископу.

Духовенство подразделяется на белое и чёрное . Священники и дьяконы, относящиеся к белому духовенству, имеют семьи . Чёрное духовенство — это монахи , дающие обет безбрачия . Сан диакона в монашестве носит название иеродиакон, а священника — иеромонах. Епископом может стать только представитель чёрного духовенства .

Иерархическая структура православной церкви приемлет определённые демократические процедуры управления, в частности поощряется критика любого духовного лица, если оно отступает от православной веры.

Свобода личности относится к важнейшим принципам православия. Считается, что смысл духовной жизни человека в обретении изначальной подлинной свободы от грехов и страстей, которыми он порабощается. Спасение возможно только под действием благодати Божией , при условии свободного соизволения верующего, приложения им усилий на духовном пути.

Для обретения спасения есть два пути . Первый — монашеский , заключающийся в уединение и отрешении от мира. Это путь особого служения Богу, Церкви и ближним, связанный с напряжённой борьбой человека со своими грехами. Второй путь спасения — это служение миру , прежде всего семье . Семья в православии играет огромную роль и называется малой церковью или домашней церковью.

Источником внутреннего права православной Церкви — основным документом — является Священное предание , которое содержит Священное Писание, толкование Священного Писания, составленное Святыми Отцами, богословские сочинения Святых Отцов (догматические их труды), догматические определения и деяния Святых Вселенских и Поместных Соборов Православной Церкви, богослужебные тексты, иконопись, духовное преемство, выраженное в трудах писателей-подвижников, их наставлениях о духовной жизни.

Отношение православия к государственности строится на утверждении, что всякая власть от Бога . Даже во время гонений на христиан в Римской империи, Апостол Павел заповедует христианам молиться за власть и почитать царя не только страха ради, но и ради совести, зная, что власть есть установление Божие.

К православным таинствам относятся: Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Покаяние, Священство, честный Брак и Елеосвящение. Таинство евхаристии или причащения , является самым важным, оно способствует приобщению человека к Богу . Таинство крещения — это вход человека в Церковь , избавление от греха и возможность начать новую жизнь. Миропомазание (обычно следует сразу за крещением) заключается в передаче верующему благословения и даров Святого духа , которые укрепляют человека в духовной жизни. Во время Елеосвящения тело человека помазывают освящённые елеем , что позволяет избавиться от телесных недугов , даёт оставление грехов . Соборование — связано с прощением всех грехов , совершённых человеком, прошением об освобождении от болезней. Покаяние — прощение греха при условии искреннего раскаяния . Исповедь — даёт благодатную возможность, силу и поддержку к очищению от греха .

Молитвы в православии могут быть как домашними, так и общими — церковными. В первом случае человек перед Богом раскрывает своё сердце , а во втором — сила молитвы многократно возрастает, так как в ней участвуют святые и ангелы , являющиеся также членами Церкви.

Православная Церковь считает, что история христианства до великого раскола (разделение православия и католицизма) является историей именно православия . Вообще отношения между двумя основными ветвями христианства всегда складывались достаточно сложно , порой доходя до откровенной конфронтации . Причём даже в 21-м веке ещё рано говорить о полном примирении . Православие считает, что спасение может быть обретено только в христианстве: при этом неправославные христианские общины считаются частично (но не полностью) лишёнными божьей благодати . В отличие от католиков православные не признают догмат о непогрешимости папы римского и его главенство над всеми христианами, догмат о непорочном зачатии Девы Марии , учение о чистилище , догмат о телесном вознесении Божией Матери . Важным отличием православия от католичества, оказавшим серьёзное влияния на политическую историю , является тезис о симфонии духовной и светской властей . Римская Церковь выступает за полный церковный иммунитет и в лице своего Первосвященника обладает суверенной светской властью.

Православная Церковь организационно представляет собой сообщество поместных Церквей , каждая из которых пользуется полной самостоятельностью и независимостью на своей территории. В настоящее время существуют 14 автокефальных Церквей , например, Константинопольская, Русская, Греческая, Болгарская и др.

Церкви русской традиции, придерживающиеся старых обрядов , общепринятых до Никонианской реформы, носят название Старообрядческие . Старообрядцы подвергались гонениям и притеснениям , что было одной из причин, которая вынуждала их вести обособленный образ жизни . Старообрядческие поселения существовали в Сибири , на Севере европейской части России, к настоящему времени старообрядцы расселились по всему миру . Наряду с особенностями исполнения православных ритуалов , отличных от требований Русской православной церкви (например, количество пальцев, которыми крестятся), старообрядцы имеют особый жизненный уклад , например, не употребляют алкоголь, не курят .

В последние годы, в связи с глобализацией духовной жизни (распространение религий по всему миру , независимо от территорий их изначального зарождения и развития), сложилось мнение, что православие как религия, проигрывает конкуренцию буддизму, индуизму, исламу, католичеству, как недостаточно адаптированная для современного мира. Но, возможно, сохранение истинной глубокой религиозности , неразрывно связанной с русской культурой , и есть главное предназначение православия , которое позволит в будущем обрести спасение русскому народу .

Состоялся объявленный нами ранее «прямой провод» с благочинным Выгоничского церковного округа, настоятелем Храма во имя Святителя Николая Иереем Иоанном. Что интересовало граждан, о чем говорил с прихожанами и просто интересующимися священнослужитель, о православном и мирском предлагаем материал.

Отец Иоанн, до нашей встречи в редакцию поступил ряд звонков. Вот что интересовало первого звонившего – «Что означает выражение «не воспоминай Господа всуе?» Ведь мы часто, бывает по несколько раз в день, произносим имя Всевышнего.

Сделали дело – «Слава тебе, Господи!», отправляется родной человек в дорогу – «Иди с Богом!» или «Спаси и сохрани его, Господи!», хлопнула форточка «Ой, Господи, испугала!»… Должны или не должны мы говорить так?

Выражение – «не вспоминай Господа всуе», означает не упоминай Бога в обычном разговоре, для связи слов, предложений. Например, «Господи, как ты мне надоел, успокойся уж!», «Господи, да что ты так делаешь?», «О, Господи, кто это идет?» и так далее. Совсем другое, когда мы благодарим Бога за помощь и содействие в делах и решении проблем наших.

Второй вопрос звучит так: «Нашел крестик, стоит ли его поднимать?»

- «Возьми крест и следуй за мной», - говорит Господь. Нашедшие святыню сразу думают о том, что, раз она кому то принадлежала, то я перенимаю судьбу прежнего обладателя крестика. Это элемент суеверия. Крестик обязательно нужно поднять, чтобы его не оскверняли, наступая или пиная шаркающими ногами. Если нашедший все же не может взять святыню себе, ее обязательно надо отнести в Церковь.

Вот первый звонок. «Отец Иоанн, ответьте, пожалуйста, на вопрос «Считается ли грехом работа в праздник по незнанию, что он сегодня отмечается? Спасибо!».

- «Шесть дней трудись - седьмой Богу отдай» - гласит одна из заповедей Господних. Вообще, настоящий христианин живет, соблюдая православные каноны и праздники. Всем, я думаю, надо знать хотя бы те из них, которые именуются Великими. Грех ли трудиться?… Грех бывает разный. Помочь кому-то – дело благое. Если уж случилось так, как задано в вопросе, то попросите у Бога прощения и помолитесь. А простить или наказывать - это воля Всевышнего.

«Скажите, отец Иоанн, в чем грех присутствия женщины в Храме с непокрытой головой?» - сразу за первым последовал второй звонок.

Если коротко, то волосы украшение женщины, а в церковь мы должны приходить скромно. В прежние времена женщина всегда ходила, покрывая голову платком. Она признавала тем самым главенство мужчины, мужа, проявляя знак смирения, кротости. В Греции, например, женщины заходят в Храм с непокрытой головой. Но там случай другой. Эта страна долгое время была под мусульманским игом и своей открытостью она как бы показывает протест против засилья иноверия. Это сохранилось до наших дней.

Еще один звонок. «Можно ли освещение дома, другого имущества проводить без священника, зажегши свечу и самостоятельно окропив святой водой?».

Нет. Освящение, это одно из таинств, которые проводит только священнослужитель. Господь через него действует, давая при этом ангела хранителя. То же касается вещей, которые должны служить потом для благих дел. Окропить можно и мирянину святой водой. Это будет лишь свидетельство его веры в Господню поддержку и защиту. Но выше святости христианина – святость священника.

Слушаю Вас,- снова отвечает по телефону отец Иоанн. - Можете не представляться. Что вас интересует?

«Уважаемый Отец Иоанн! Вот мы, обращаясь к Господу, произносим «Прости, Господи, за наши грехи вольные и не вольные». Какие грехи считаются не вольными»?

Это когда поведение является проявлением наших чувств. Гневаемся ни с того, ни с чего, переедаем. Да-да, это тоже не вольный грех. Чем-то чрезмерно наслаждаемся, осуждаем кого-то или что-либо, изрекаемся многословно, а еще хуже, используем бранные слова, сквернословим. Отмечу, что нет человека, который проживает день без грехов, но надо стараться подавлять в себе такие проявления, или допускать их, как можно меньше.

Слушаю, говорите.

«Отец Иоанн, скажите, пожалуйста, каков, если можно так сказать, набор обязательных молитв»?

В идеале, надо соблюдать утренние и вечерние молитвенные правила обращения к Богу. Есть Молитвослов, куда надо заглядывать и читать.

Говорите, я Вас слушаю.

«Какие православные праздники нас еще ожидают в августе»?

28 августа - Успение Пресвятой Богородицы.
- 29 августа – праздник нерукотворного образа Спасителя. После литургии в Храме Святителя Николая состоится молебен на начало учения отроков. 30 - праздник Иконы Божьей Матери «Свенская». Литургия по этому поводу, которую будет вести Митрополит Александр, начнется в 9 часов утра в Свенском монастыре. Потом состоится крестный ход до Кафедрального Собора в Брянске.

Спасибо, Отец Иоанн, что поддержали наш почин. Спасибо за ответы.

Спасибо вам, что пригласили, и мне удалось поговорить с православными посредством районной газеты.

Пользуясь случаем приглашаю посещать Храмы, обращаться к священнослужителям со всеми своими вопросами и нуждами, а, главное, молиться и принимать святые таинства в церкви. Тем самым мы обретем благодать, мир и покой в душах наших при содействии Отца и Сына, и Духа Святого.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Бульон из сома. Уха из сома
Курица фаршированная рисом
Как черствый хлеб сделать мягким в микроволновке или духовке