Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Преступность в снг. N231 Преступность мигрантов из СНГ. В том числе

Кубов Р.Х., кандидат юридических наук.

В силу развивающегося стремления к созданию единого правового и криминологического пространства, объединению усилий в сфере борьбы с преступностью в рамках СНГ представляет практический и научный интерес анализ организованной преступности в странах Содружества <1>.

<1>

Совершено
преступлений
организован-
ными группами
Выявлено лиц,
совершивших
преступления в
составе
организованных
групп
2006 2007 2006 2007
Азербайджан 174 282 185 102
Армения 101 56 31 22
Беларусь 534 395 308 188
Грузия 15 14 62 90
Казахстан 625 698 34 45
Кыргызстан 59 38 24 37
Молдова 2 5
Таджикистан 44 55
Узбекистан 1062 1024 873 789
Украина 3977 4682 1749 1628
Россия 30174 35026 11715 11543

Очевидно, что существенное снижение показателей организованной преступности достигнуто в Беларуси, Армении.

Однако ряд статистических позиций вызывает определенные сомнения (например, 2 организованные группы в Молдове или 14 таких групп в Грузии). Причины такому положению дел могут быть разные: порядок регистрации преступлений, конъюнктурные соображения приукрашивания статистики и т.д.

Особое место в структуре организованной преступности государств СНГ занимают убийства, при этом с учетом особенностей национального законодательства речь идет только об умышленных деяниях:

Совершено
умышленных
убийств
организованными
группами
Выявлено лиц,
совершивших
умышленные
убийства в
составе
организованных
групп
2006 2007 2006 2007
Азербайджан 7 1 30 5
Армения
Беларусь 14 5 11 8
Грузия
Казахстан 16 10 22 29
Кыргызстан 1 1 1
Молдова
Таджикистан 1 2 8
Узбекистан 17 2 30 4
Украина 34 40 57 42
Россия 244 181 339 238

Как и прежде, отмечается тенденция роста преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и оружия в государствах Центральной Азии <2>. По состоянию на конец 2007 г. ситуация в сфере незаконного оборота наркотических средств, осуществляемого организованными группами, такова <3>:

<2> См.: Преступность и правонарушения (2000 - 2005 гг.). С. 12 - 13, 37.
<3> См.: Состояние борьбы с организованной преступностью на территории государств - участников СНГ за 2007 г.: Информационно-статистический сборник. М., 2008.

Совершено
преступлений в
сфере НОН
организованными
группами
Выявлено лиц,
совершивших
преступления,
связанные с НОН,
в составе
организованных
групп
2006 2007 2006 2007
Азербайджан 8 3 27 6
Армения 1 2
Беларусь 2 10 4 7
Грузия 1 4 2 13
Казахстан 42 46 41 27
Кыргызстан 1 5 4 12
Молдова
Таджикистан 8 19
Узбекистан 20 38 19 36
Украина 957 187
Россия 5348 7308 2454 3168

Приведенные данные подтверждают вывод российских ученых о том, что многие общеуголовные преступления интернационализируются и приобретают организованный транснациональный характер, что, в свою очередь, влечет необходимость укрепления международного сотрудничества в борьбе с ними <4>. Об этом свидетельствуют и последние статистические сведения. В 2007 г. на территории России гражданами Узбекистана совершено 8858 преступлений (+12,8%), гражданами Азербайджана - 3886 (-21,2%), Армении - 2075 (-20,9%), Беларуси - 1883 (+9,3%), Кыргызстана - 3044 преступления (-4,3%) <5>.

<4> См.: Криминогенная ситуация в России на рубеже XXI века. С. 23 - 24.
<5> См.: Состояние борьбы с организованной преступностью на территории государств - участников СНГ за 2007 г.: Информационно-статистический сборник. М., 2008.

Только в 2007 г. по расследованным уголовным делам и материалам о преступлениях, совершенных организованными группами и преступными сообществами, изъято:

  • иностранной валюты (в эквиваленте долларов США) - 19674800;
  • поддельных денег - 7972 купюры;
  • предметов антиквариата - 65790 единиц;
  • нефти и нефтепродуктов - 52684 тыс. тонн;
  • огнестрельного оружия - 1104 единицы;
  • наркотикосодержащих растений - 49152 кг;
  • наркотических средств и психотропных веществ - 3337,6 кг.

Таким образом, сравнительная характеристика организованной преступности в государствах СНГ дает определенное представление о ее состоянии, динамике и структуре. Часть этой преступности в силу территориальной распространенности, государственной правовой принадлежности (гражданства) виновных лиц, опасности посягательства на интересы нескольких государств составляет международную преступность.

По ряду причин не дает ожидаемого эффекта международное сотрудничество по противодействию торговле наркотиками. Всеобщая конвенция о наркотиках 1961 г., Конвенция о психотропных веществах 1971 г. и Конвенция ООН против нелегальной торговли наркотиками и психотропными веществами 1988 г. создали базу для международного контроля. Однако отсутствие необходимых средств в ООН не позволяет осуществлять наблюдение за действенностью этих мер и выполнять Международную программу по борьбе с наркотиками. Не профинансированы также национальные и региональные программы. Правовые системы суверенных государств сильно различаются в подходах к проблеме (одни настаивают на запретах, другие - за контроль и терпимость). Более того, многие государства не имеют законодательной и технической базы, необходимой для выполнения международных соглашений.

Представляется, что эффективные стратегии по противодействию распространению наркотиков могут реализовываться исключительно в контексте стратегий по сдерживанию организованной преступности. И, как показывает международный опыт, более высокий результат дают программы субрегионального сотрудничества, ориентированные на взаимодействие правоохранительных систем государств, располагающих сходными принципами, правилами и конкретными механизмами регламентации правовых отношений. В этом смысле реальные результаты и перспективы имеет сотрудничество государств, находящихся на постсоветском пространстве, объединенных в Содружество Независимых Государств.

Нарастание масштабов организованной транснациональной преступности - только часть проблемы, решение которой невозможно без согласованных коллективных усилий. Опыт интеграционного развития СНГ показывает, что тема сотрудничества в сфере безопасности является одной из самых востребованных. Главное достижение Содружества в этой области - создание системы взаимодействия его органов и компетентных национальных структур, призванных обеспечивать стабильность и безопасность, сохранение контроля над криминогенной ситуацией на пространстве СНГ. В настоящее время Содружество располагает целым комплексом базовых соглашений и программ по совместному противодействию современным вызовам и угрозам. Однако модификации криминальных угроз заставляют совершенствовать нормативно-правовую базу международного сотрудничества в данной сфере. Только в мае 2007 г. Объединенной комиссией по гармонизации законодательства в сфере борьбы с терроризмом, преступностью и наркобизнесом в Содружестве Независимых Государств рассмотрены проекты модельных законодательных актов "О безопасности на транспорте", "О безопасности на воздушном транспорте", "О борьбе с коррупцией", "О противодействии торговле людьми", "Об оказании помощи жертвам торговли людьми", "О противодействии экстремизму", "О милиции (полиции)", "О государственной границе", "О пограничных ведомствах (силах)" <6>.

<6> См.: Материалы пресс-службы Исполнительного комитета государств - участников СНГ // www.cis.minsk.by.

Представляется, что модельные законодательные акты, принимаемые на уровне субрегионального нормотворчества, объективно способствуют унификации и гармонизации законодательства государств - участников СНГ в сфере борьбы с организованной преступностью. Нормы права такого типа, хотя и являются рекомендательными, создают правовой ориентир для государств-участников, позволяют воспринять апробированный опыт других государств, повысить эффективность собственного законодательства и его совместимость с законодательством сопредельных стран.

С распадом Советского Союза Россия стала лидером криминализации среди стран СНГ. Основные показатели преступности в бывших союзных республиках в течение длительного времени остаются значительно ниже, чем в Российской Федерации. Речь в данном случае идет не столько об абсолютных цифрах, которые связаны с разницей в численности населения, сколько о динамике и интенсивности преступных проявлений.

В период с 2004 по 2012 г. количество преступлений осталось практически без изменений на Украине, существенно снизилось в Республике Беларусь – на 65%, в Киргизской Республике – на 13%. Остальные страны СНГ столкнулись с ростом преступных проявлений. В Республике Казахстан число зарегистрированных преступлений возросло почти в два раза – на 97%, в Азербайджанской Республике – на 35%, в Республике Молдова – на 27%, в Республике Армения – на 56%, в Республике Таджикистан – на 50%.

Коэффициенты преступности на 100 тыс. населения в 2012 г. значительно уменьшились в Республике Беларусь (-59%) и в Киргизской Республике (-17%). В то же время в остальных государствах СНГ данный показатель существенно вырос. Наиболее высокие значения коэффициента преступности, практически вдвое превышающие аналогичные показатели 2004 г., отмечены в 2012 г. в Казахстане (+79%). В Таджикистане рост коэффициента преступности составил 30%, на Украине – 28%, в Республике Молдова – 21%, в Республике Армения – 53%, в Азербайджанской Республике – 16%, что свидетельствует об увеличении криминализации населения этих республик (табл. 4.4).

Таблица 4.4

Показатели преступности в СНГ за 2004–2012 гг.

Число преступлений, совершенных в 2004 г.

Число преступлений, совершенных в 2012 г.

Коэффициент преступности на 100 тыс. населения в 2004 г.

Коэффициент преступности на 100 тыс. населения в 2012 г.

Белоруссия

Казахстан

Азербайджан

Таджикистан

Киргизия

В ряде стран СНГ в период с 2004 по 2012 г. наблюдается такое же, как в России резкое расхождение между показателями числа зарегистрированных преступлений и числа выявленных лиц, их совершивших. К таким странам относятся Белоруссия, Казахстан, Украина – наиболее крупные государства Содружества. Однако на Украине и в Казахстане к 2012 г. проявилась обратная тенденция к сближению числа зарегистрированных преступлений и выявленных правоохранительными органами лиц, совершивших преступления. В то же время в таких странах, как Азербайджан и Узбекистан, ножницы между этими показателями практически отсутствовали. Найти объяснение этим фактам достаточно сложно. Представляется, что на них влияет целый комплекс причин, в том числе организационного характера. В целом же следует отметить, что выявление действительных тенденций преступности, ее причин и условий, характера, других связанных с ней явлений возможно только путем анализа динамики показателей за длительный временной период. Ввиду этого следует с крайней осторожностью относиться к преждевременным попыткам анализа факторов, влияющих на текущее состояние преступности.

Структура преступности в постсоветских государствах за рассматриваемый период претерпела определенные изменения. Как и ранее во всех странах СНГ наибольший удельный вес имеют посягательства на собственность. Их объем в общей численности преступлений, совершенных в 2012 г., составил в Республике Беларусь 60%, в Киргизской Республике – 54%, в Казахстане – 78%, в Таджикистане – 39%, на Украине – 58%, в Республике Молдова – 47%, в Республике Армения – 29%, в Азербайджанской Республике – 33%. В целом, количество преступлений против собственности, к которым относят кражи, грабежи, разбои и мошенничество, осталось на уровне 2011 г.

Значительный удельный вес в структуре преступности имеют тяжкие насильственные преступления против личности: в Республике Беларусь – 1%, в Киргизской Республике – 3%, в Казахстане – 2%, в Таджикистане – 2%, на Украине – 2%, в Республике Молдова – 2%, в Республике Армения – 2%, в Азербайджанской Республике – 3%.

На преступления, связанные с наркотиками, в СНГ в 2012 г. в среднем приходится 9% общего числа всех криминальных проявлений. Наиболее высока доля этих нарушений законодательства в Азербайджане – 12%, Армении и Киргизии – 7%.

Круг насильственных преступлений в странах СНГ весьма разнообразен. Однако обычно внимание акцентируется на наиболее опасных проявлениях насилия – насильственных преступлениях против личности. К ним относятся преступные деяния, объектом которых являются основополагающие права человека: убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование и т.п. Среди насильственных преступлений наиболее устойчивую и значительную часть составляют убийства, умышленные причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилования. Состояние и динамика совершения преимущественно этих преступлений и характеризуют насильственную преступность в государствах СНГ.

В период с 2004 по 2012 г. для большинства стран СНГ была характерна отрицательная динамика убийств и покушений на убийства (табл. 4.5). В ряде стран произошло существенное снижение числа этих опасных деяний: в Белоруссии – на 62%, на Украине – на 34%, Таджикистане – на 40%, Азербайджане – на 6%, Молдове – на 26%, Киргизии – на 10%, Армении – на 34%, в Казахстане – на 38% (см. табл. 4.5).

Таблица 4.5

Количество зарегистрированных убийств и покушений на убийство в государствах – участниках СНГ в 2004-2012 гг.

Правоприменителям нередко приходится сталкиваться с криминальным причинением вреда здоровью, запрещенным уголовными законами во всех государствах СНГ. Как и в России, в большинстве стран СНГ отмечается выраженная тенденция снижения количества указанных посягательств (табл. 4.6). В Белоруссии за период с 2004 по 2012 г. число этих преступлений уменьшилось на 55%, Украине – на 41%, Казахстане – на 24%, Киргизии – на 7%, Таджикистане – на 10%, в Молдове – на 8%, в Армении – на 17%. Положительный тренд наблюдался лишь в Азербайджане – увеличение числа фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью на 70% (табл. 4.6).

Таблица 4.6

Количество зарегистрированных фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью по государетвам – участникам СНГ в 2004–2012 гг.

В начале 1980-х гг. большинство убийств и причинений тяжкого вреда здоровью в странах СНГ имели бытовой характер. Вывод о преимущественно бытовом характере насильственных преступлений в эти годы подтверждался и данными о значительной доле в мотивах преступника мести, ревности, ссор при совершении убийств и причинений тяжкого вреда здоровью. О бытовой основе убийств и посягательств на здоровье свидетельствовали и используемые преступниками орудия преступления. Указанные деяния чаще всего совершались с применением холодного оружия и иных колюще-режуще-рубящих орудий, путем нанесения ударов руками и ногами. В настоящее время как в России, так и в странах СНГ, значительное место среди орудий убийств и причинения вреда здоровью занимает огнестрельное оружие.

С конца 1980-х гг. структура умышленных убийств и причинений тяжкого вреда здоровью кардинально меняется. Как отмечается специалистами, доля этих преступлений, совершенных на бытовой почве, сокращается и в настоящее время составляет около 30% их общего числа. Преступное насилие широко проникло в те сферы жизни, в которых оно ранее практически никак не проявлялось, например, в область финансовой и предпринимательской деятельности, промышленности и торговли и т.д. Особенностью посягательств на жизнь и здоровье является их незначительная латентность, объясняемая характером совершенных деяний, их трудно скрываемыми последствиями, хотя в настоящее время отмечается рост латентности убийств не только в России, но и в других странах СНГ.

Динамика изнасилований за последние годы не укладывается в рамки общей тенденции преступного насилия, что объясняется специфической природой этих сексуальных преступлений и их значительно большей по сравнению с другими насильственными посягательствами латентностью. Поэтому не случайно, что число регистрируемых изнасилований уменьшилось. В период с 2004 по 2012 г. для большинства стран СНГ была характерна отрицательная динамика изнасилований и покушений на изнасилования (табл. 4.7). В ряде стран произошло существенное снижение числа этих преступлений: в Белоруссии – на 75%, Украине – на 35%, в Азербайджане – на 24%, в Таджикистане – на 32%. В то же время число изнасилований повысилось в Киргизии – на 15%, Армении – на 58%, Казахстане – на 57%, Молдове – на 7%. Обращают на себя внимание показатели Казахстана и Молдовы. В Казахстане, как видно из материалов статистики, отмечается наиболее значительное число изнасилований в абсолютном выражении среди всех стран СНГ, за исключением России. В Казахстане в четыре раза выше количество изнасилований, чем, например, в Украине, имеющей существенно бо́льшую численность населения. Следует отметить, что в последнее десятилетие изменились и качественные характеристики сексуальных преступлений. В большинстве стран СНГ увеличилось число посягательств па сексуальную свободу несовершеннолетних и серийность насильственных преступных посягательств.

Таблица 4.7

Количество зарегистрированных изнасилований и покушений на изнасилование по государствам – участникам СНГ в 2004–2012 гг.

Преступления против собственности в странах СНГ, как и в России, относятся к числу наиболее распространенных. Самым частым посягательством на имущественные интересы традиционно является кража. Доля таких преступлений в структуре всей преступности в 2012 г. возросла и составила на Украине 53% по сравнению с 45% в 2004 г., в Белоруссии – 55 и 48% соответственно, Казахстане – 62 и 43%, Азербайджане – 19 и 9,5%. В такой стране СНГ, как Молдова, доля краж в структуре преступности снизилась до 39% в 2012 г. с 44% в 2004 г. Аналогичные процессы отмечались и в Киргизии – 38 и 43% соответственно, Таджикистане – 25 и 30%, Армении – 25 и 28%.

За 2012 г. во многих странах СНГ абсолютное число краж относительно 2011 г. заметно снизилось: в Белоруссии – на 23%, Азербайджане – на 16%, Молдове – на 5%, Киргизии – на 10%, Армении – на 4%. В Казахстане, напротив, имело место существенное увеличение краж (+47%), аналогичный тренд прослеживается и в Таджикистане (+13%). В среднем по СНГ численность краж уменьшилась на 1%. В то же время в странах Содружества в 2012 г. квартирные кражи составляли 12,5% их общего числа, в Азербайджане – почти треть всех совершенных за год краж – 33%, в Армении, Белоруссии, Киргизии, Таджикистане, Казахстане – 25%, в Молдове – 14%.

Абсолютное число грабежей в 2012 г. уменьшилось в СНГ на 10%, в Белоруссии – на 26%, в Киргизии и Азербайджане – на 14%. Одновременно произошло их существенное увеличение в Армении (+104%), Казахстане (+112%), Молдове (+102%), Таджикистане (+134%).

Правоохранительные органы стран СНГ зарегистрировали в 2012 г. в целом на 11% мошенничеств больше, нежели в 2011 г. В Белоруссии и Таджикистане их число снизилось на 33 и 9% соответственно. В остальных странах Содружества отмечался рост мошенничеств на 5–14%, максимальное же увеличение криминальных обманов наблюдалось в Армении – на 21%.

Количество наиболее опасных посягательств на собственность – разбоев – в 2012 г. снизилось на 26% в Белоруссии, на 14–15% – в Азербайджане, Казахстане, Киргизии, на 49% – в Таджикистане. Лишь в Молдове число разбоев возросло на 10%.

Основные характеристики посягательств на собственность в этих странах мало изменились. Личная собственность граждан чаще всего подвергается неправомерному воздействию со стороны похитителей. Основным предметом преступления по-прежнему остаются деньги. Появились, однако, и новые виды хищений – совершенные путем использования информационных технологий.

Как и для России, для стран бывшего СССР актуальна проблема коррупции. Наиболее часто коррупция ассоциируется у граждан с дачей-получением взятки, хотя спектр преступлений должностных лиц достаточно широк. Кроме взяточничества к коррупционным преступлениям относятся и иные предусмотренные уголовным законодательством деяния коррупционного характера: регистрация незаконных сделок с землей, злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий при наличии у виновного корыстной или иной личной заинтересованности, незаконное участие в предпринимательской деятельности, служебный подлог.

Спецификой должностной преступности являются относительная стабильность частоты и небольшое количество регистрируемых преступлений при высоком уровне их латентности. Сложность обнаружения фактов совершения коррупционных преступлений, само служебное положение лиц, их совершающих, создают значительные трудности для правоохранительных органов в борьбе с этим видом преступности. Не случайно, по мнению экспертов, латентность должностных преступлений значительно превышает 90%.

Как и в России, взяточничество в странах СНГ составляет менее 1% совершенных преступлений. Небольшое число выявленных и зарегистрированных коррупционных фактов не отражает существующие в странах постсоветского пространства реалии, поэтому к представленным статистическим данным следует относиться достаточно осторожно. Согласно уголовной статистике количество зарегистрированных преступлений снижается (табл. 4.8): в Украине (-7%), Белоруссии (-41%), Молдове (-99%), Киргизии (-23%). Положительная динамика взяточничества отмечается в Азербайджане (+420%), Казахстане (+82%), Армении (+740%), Таджикистане (+130%). Резкий рост зарегистрированных фактов взяточничества можно связать с повышением активности правоохранительных органов в реализации антикоррупционной политики, акцент на которую делается руководством указанных стран.

Таблица 4.8

Количество зарегистрированных фактов взяточничества по государствам – участникам СНГ в 2004–2012 гг.

- 87.95 Кб

БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В СНГ

Введение3

Глава 1. История развития сотрудничества стран СНГ в борьбе с преступностью и его правовая основа6

Глава 2. Результаты сотрудничества стран СНГ в борьбе с преступностью 21

Заключение38

Список источников и литературы40

Введение

Одной из наиболее важных проблем современности является борьба с преступностью, особенно с ее организованными формами. В настоящее время деятельность многих организованных преступных группировок стала носить ярко выраженный транснациональный характер. Эта организованная преступность продолжает завоевывать и монополизировать все большие сферы общественной жизни практически каждого государства, обеспечивая себя постоянной высокой прибылью. Преступность, таким образом, создает прямую угрозу безопасности и стабильности на национальном уровне в рамках отдельных государств, а также на международном уровне в рамках всего мирового сообщества. В итоге, она нарушает нормальное функционирование экономических и социальных институтов, компроментирует их, что создает угрозу государственности. В результате деятельности организованных преступных группировок страдают населения государств, при этом, всех социальных слоев. Таким образом, борьба с организованной преступностью является актуальнейшей проблемой современности. Необходимость предупреждения преступности, устранение причин, факторов, условий, ее порождающих, становится проблемой общей, интернациональной. С целью создания эффективной системы борьбы с международной организованной преступностью государства разрабатывают различные формы и методы взаимодействия, постоянно совершенствуют правовую базу совместных действий. Все мировое сообщество ведет активную борьбу с международной преступностью, постоянно внося изменения в стратегию и тактику борьбы с ней. Государства активно сотрудничают в рамках таких универсальных и региональных организаций как: Организация Объединенных Наций, Интерпол, Европол, FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering), Содружество Независимых Государств (СНГ) и др.

Таким образом, борьба с преступностью сегодня является одной из наиболее актуальных проблем на территории стран - участниц СНГ. На территории государств - участников СНГ, как и во всем мире в целом, продолжают рости масштабы угрозы, исходящей от организованной транснациональной (международной) преступности, которая нередко бывает связанной с терроризмом в том смысле, что группировки нередко участвуют в террористических актах и используют подобные в своих целях. Активно действуют организованные преступные группировки, которые стремятся контролировать финансовые потоки отдельных предприятий и даже отраслей в целом.

В 1996 году главами государств – участников СНГ была принята Межгосударственная программа совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории стран-членов СНГ. Благодаря этому вплоть до сегодняшнего дня сотрудничество приобрело многоплановый, комплексный характер.

Реализация данной и последующих программ позволила за эти годы создать серьезную международно-правовую базу сотрудничества в сфере борьбы с преступностью, незаконным оборотом наркотиков, по противодействию преступлениям в сфере экономики, правонарушениям в области интеллектуальной собственности и другим. Государствами-членами был принят ряд конвенций, базовым документом среди которых является Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

Вдобавок к вышесказанному, стоит отметить, что за это время была существенно расширена международно-правовая база участия государств - участников СНГ в международном сотрудничестве путем присоединения их к основным договорам, заключенным в уголовно-правовой сфере в рамках Организации Объединенных Наций, ее специализированных учреждений и МАГАТЭ, а также Совета Европы.

В соответствии с принятыми программами странами-участницами СНГ проводятся совместные целевые мероприятия и специальные операции по противодействию преступности в целом, незаконному обороту наркотиков, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, по пресечению контрабанды сырьевых ресурсов, деятельности международных преступных группировок на транспорте и прочее. Регулярными стали совместные мероприятия по противодействию преступности в приграничных регионах государств - участников СНГ.

Стоит отметить, что членами СНГ в 1993 г. был создан и до сих пор функционирует специализированный банк данных Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников СНГ. Информационные данные этого банка используются правоохранительными органами государств - участников СНГ.

Совместно осуществляется сотрудничество в подготовке кадров правоохранительных и иных органов в учебных заведениях и центрах государств - участников СНГ. Проводятся взаимные стажировки сотрудников, обмен учебно-методическими материалами и согласование учебных планов и программ.

К тому же, стоит отметить, что в последние годы возросло количество правонарушений в сфере внешнеэкономической деятельности, таких, как сокрытие или же занижение объемов налогооблагаемой базы экспортеров, необоснованное возмещение НДС из бюджета при экспортных операциях, завышение транспортных расходов, сокрытие доходов, полученных иностранными юридическими и физическими лицами и проч. Экономические и налоговые преступления вышли за пределы отдельных государств, приобрели международный характер. В этих сферах действуют мощные международные преступные группы, которые наносят значительный ущерб в частности экономикам государств - участников СНГ, придавая криминальный характер их торгово-экономическим отношениям. Поэтому в целях координации усилий стран СНГ в 1996 году было подписано Соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики.

Глава 1. История развития сотрудничества стран СНГ в борьбе с преступностью и его правовая основа

С момента создания СНГ борьба с преступностью, а особенно с преступностью в экономике, была отнесена к сфере совместной деятельности государств, входящих в СНГ, что нашло законодательное закрепление в Вискулевском соглашении 1991 года и в Уставе Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 года.

12 марта 1993 г. в Москве Советом глав правительств СНГ была утверждена Программа совместных мер по борьбе с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников СНГ1. В этой Программе отмечалось, что правовой основой для сотрудничества и взаимодействия органов внутренних дел государств - участников Содружества должна служить Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная главами государств 22 января 1993 г. в г. Минске.

Программа включала две группы вопросов: организационно-правовые и организационно-практические.

Организационно-правовые вопросы предусматривали:

    • подготовку предложений для создания в рамках СНГ постоянно действующего органа (комиссии) по координации борьбы с организованными и иными наиболее опасными формами преступности, для выполнения задач, связанных с формированием специализированного банка данных, содействия в осуществлении межгосударственного розыска участников преступных сообществ, лиц, совершивших опасные преступления и скрывающихся от уголовного преследования, обеспечения согласованных действий при проведении комплексных операций, затрагивающих интересы государств - участников Содружества, выработки рекомендаций по борьбе с транснациональной преступностью;
    • подготовку предложений о необходимости принятия законов о борьбе с организованной преступностью и коррупцией, о государственной службе, о борьбе с «отмыванием» доходов от преступной деятельности, поиске, изъятии и конфискации таких доходов, о защите работников правоохранительных органов и участников уголовного процесса, об оперативно-розыскной деятельности;
    • разработку и заключение межгосударственных соглашений о сотрудничестве в сфере борьбы с организованными преступными группировками (ОПГ), незаконным оборотом оружия, взрывчатых и радиоактивных веществ, о порядке взаимодействия следственно-оперативных групп на территории других государств, порядке взаимодействия ОВД, таможенных служб и пограничных войск, о сотрудничестве в сфере борьбы с терроризмом на воздушном транспорте и транспортных коммуникациях, в сфере борьбы с преступлениями в банковской системе, коммерческих структурах и в сфере внешнеэкономической деятельности, а также о сотрудничестве в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Организационно-практические мероприятия были направлены на:

    • борьбу с бандитизмом и вооруженной преступностью (определение лидеров, сферы влияния, выявление источников поступления оружия, проведение анализа данных о действующих на территории государств - участников Содружества вооруженных преступных групп бандитской направленности, занимающихся разбойными нападениями и вымогательством);
    • разработку и проведение скоординированных комплексных операций: выявление и пресечение деятельности ОПГ, выявление и разоблачение бандитских группировок, действующих на магистральных автомобильных дорогах, выявление и пресечение вооруженных преступных группировок, занимающихся хищением на объектах железнодорожного транспорта;
    • разработку и реализацию совместных мер по выявлению и пресечению незаконной продажи оружия и его хищения;
    • обеспечение совместного контроля за раскрытием тяжких серийных преступлений;
    • осуществление комплекса согласованных мер, по пресечению деятельности группировок, специализирующихся на хищениях автомобилей;
    • борьбу с незаконным оборотом наркотиков и наркобизнесом в целом;
    • борьбу с преступностью в сфере экономики: усиление контроля за внешнеэкономической деятельностью организаций и предприятий, вывозящих строительное сырье и материалы, пресечение незаконных сделок в отношении нефтепродуктов, цветных и редкоземельных металлов;
    • выработку механизма совместных оперативно-поисковых действий по пресечению незаконных каналов вывоза из государств - участников Содружества энергоносителей, культурных ценностей, а также валютных средств;
    • обобщение материалов о деятельности устойчивых преступных формирований, занимающихся мошенническими операциями в банковской системе, и проведение скоординированных ОРМ в странах СНГ по изобличению организаторов этих преступлений;
    • разработку системы банковского контроля за межгосударственным перемещением денег.

Для лучшей координации взаимодействия стран СНГ и координации их действий на основании Решения Совета глав правительств СНГ от 24 сентября 1993 года было создано Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников Содружества Независимых Государств (БКБОП)2. БКБОП играет главную роль в институционном механизме сотрудничества органов внутренних дел государств-участников СНГ.

БКБОП является постоянно действующим органом, предназначенным для обеспечения эффективного взаимодействия министерств внутренних дел и госорганов государств – участников СНГ в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и иными опасными видами преступлений.

Работой БКБОП руководит Совет министров внутренних дел государств – участников Содружества Независимых Государств. Совет министров внутренних дел государств – участников СНГ (СМВД) создан Решением Совета глав государств СНГ от 19 января 1996 года в целях взаимодействия и координации действий в борьбе с преступностью3.

В состав СМВД входят министры внутренних дел Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Украины. Представители Туркменистана принимают участие в отдельных заседаниях СМВД. Рабочим языком СМВД является русский язык. Сегодня председателем СМВД является Усубов Рамис Идрисович, Министр внутренних дел Азербайджанской Республики. Сегодня в состав СМВД входят4:

  • Председатель СМВД – Министр внутренних дел Азербайджанской Республики – генерал-полковник Усубов Рамиль Идрис оглы
  • Начальник Полиции Республики Армения – генерал-лейтенант Гаспарян Владимир Сергеевич.
  • Министр внутренних дел Республики Беларусь – полковник милиции Шуневич Игорь Анатольевич
  • Министр внутренних дел Республики Казахстан – генерал-лейтенант полиции Касымов Калмуханбет Нурмуханбетович
  • Министр внутренних дел Кыргызской Республики – генерал-майор милиции Рысалиев Зарылбек Кылычбекович
  • Министр внутренних дел Республики Молдова Речан Дорин Павлович
  • Министр внутренних дел Российской Федерации – генерал-лейтенант полиции Владимир Александрович Колокольцев
  • Министр внутренних дел Республики Узбекистан – генерал-лейтенант Матлюбов Баходир Ахмедович
  • Министр внутренних дел Украины – генерал внутренней службы Украины Захарченко Виталий Юрьевич

СМВД является органом Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества Независимых Государств по вопросам, входящим в компетенцию министерств внутренних дел государств – участников Содружества Независимых Государств, а также иных государственных органов, которые выполняют аналогичные функции. СМВД помимо руководства БКБОП, имеет право создавать свои рабочие органы на временной основе для решения каких-либо конкретных задач.

Краткое описание

Реализация данной и последующих программ позволила за эти годы создать серьезную международно-правовую базу сотрудничества в сфере борьбы с преступностью, незаконным оборотом наркотиков, по противодействию преступлениям в сфере экономики, правонарушениям в области интеллектуальной собственности и другим. Государствами-членами был принят ряд конвенций, базовым документом среди которых является Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

сайт собрал воедино всю статистику по уровню преступности в странах мира. Данные получены из докладов Управления ООН по наркотикам и преступности на конец 2015 года. На сегодняшний день (февраль 2018 год) это самые последние данные по странам мира.

Все данные представлены как число совершенных преступлений за год в пересчете на 100.000 жителей страны, по данным Управления ООН по наркотикам и преступности.

Перед изучением статистики по уровню преступности, просим Вас ознакомиться с терминологией и определениями, а также с интерпретацией данных.

Убийство

Терминология: «Умышленное убийство» определяется как умышленное противозаконное причинение смерти другому лицу.

Изнасилование

Терминология: «Изнасилование» означает половое проникновение без действительного согласия или с согласия в результате запугивания, применения силы, мошенничества, принуждения, угрозы, обмана, употребления наркотиков или алкоголя, злоупотребления властью или уязвимым положением, предоставления или получения льгот.

Грабеж

Терминология: «Грабеж» означает незаконный захват или получение имущества с применением силы или угрозы применения силы с намерением навсегда или временно удержать его от лица или организации. «Грабеж» должен включать кражу с применением насилия, грабеж ценностей или товаров в пути и другие акты грабежа, связанные с применением силы против лица. «Грабеж» должен исключать кражу без насилия (воровство), «кражу со взломом» и вымогательство.

Кража

Терминология: «Кража» означает незаконное изъятие или получение имущества с намерением навсегда удержать его у лица или организации без согласия и без применения силы, угрозы применения силы или насилия, принуждения или обмана. «Кража » исключает «кражу со взломом», «грабеж» и «кражу моторного наземного транспортного средства», которые регистрируются отдельно.

Угон

Терминология: В данном обзоре под термином «Угон» мы подразумеваем кражу транспортного средства с целью его последующего сбыта, разбора на запасные части или иного действия, направленного на получения выгоды, без последующего возвращения транспортного средства собственнику. «Транспортное средство» означает все наземные транспортные средства с двигателем, включая автомобили, мотоциклы, автобусы, грузовики, строительные и сельскохозяйственные транспортные средства. В нашем рейтинге под понятием «Угон» следует исключить неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (то есть угон автомобиля с целью проехаться на нём и бросить).

Специфика терминологии для России и стран СНГ : В законодательстве России под угоном автомобиля в строгом смысле слова понимается неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения. То есть угон автомобиля с целью проехаться на нём и бросить квалифицируется как угон, а угон автомобиля с целью его последующего сбыта, разбора на запасные части и т.п. рассматривается как кража.

Число полицейских

Терминология: «Число полицейских» - общая численность полицейского персонала в стране.

Определения: «полицейский персонал» означает персонал государственных учреждений по состоянию на 31 декабря 2015 года, основными функциями которого являются предупреждение, выявление и расследование преступлений и задержание предполагаемых правонарушителей. Сведения о вспомогательном персонале (секретари, делопроизводители и т. д.) следует исключить.

Интерпретация данных: При использовании данных, любое межнациональное сопоставление должно проводиться с осторожностью и с учетом различий, существующих между правовыми определениями преступлений в странах, различными методами подсчета и регистрации преступлений и различиями в доле уголовных преступлений, о которых правоохранительные органы не сообщают или умалчивают.

В статистику входят только зарегистрированные полицией преступления.

* В Ватикане на конец 2015 года общее число жителей составляло всего 842 человек, из которых 153 человека можно отнести к числу «полицейского персонала», в пересчете на теоретическое население в 100.000 жителей, количество полицейских составит 18.171 человек.

Преступность в странах Содружества сокращается

В странах Содружества в 2002 году общее число зарегистрированных преступлении по сравнению с 2001 годом сократилось в среднем на 13%.

Таблица 10. Общее число зарегистрированных преступлений (тысяч)

2002 в % к 2001

Азербайджан

Белоруссия

Казахстан

Киргизия

Молдавия*

Таджикистан

Доля преступлений, относящихся к тяжким и особо тяжким, в общем числе зарегистрированных преступлений варьирует от 8% в Армении до 68% в Киргизии. По сравнению с 2001 годом число преступлений этой категории снизилось во всех странах Содружества, кроме Белоруссии и Грузии, где оно увеличилось соответственно на 8% и 12% .
Около половины зарегистрированных преступлений в целом по странам Содружества составляют преступления против собственности. На преступления, связанные с наркобизнесом, приходится 8%, хулиганство - 5%, насильственные преступления против личности - 4%.

По сравнению с 2001 годом общее число преступлений против собственности в странах Содружества снизилось в среднем на 19%. Число краж в большинстве стран сократилось на 8-29%. Каждая четвертая кража - квартирная. Число грабежей возросло в среднем по странам СНГ - на 8%; разбойных нападений - на 5%; случаев мошенничества - снизилось на 10%.

Таблица 11. Число зарегистрированных преступлений против собственности (тысяч)

2002 в % к 2001

Азербайджан

Белоруссия

Казахстан

Киргизия

Молдавия

Таджикистан

В 2002 году по сравнению с 2001 годом хулиганских действий в среднем по странам СНГ снизилось на 1%, взяточничество осталось на прежнем уровне.

Преступления, связанные с наркотиками, в Азербайджане составляют 14% общего числа преступлений, Грузии - 11%, Казахстане - 10%, Киргизии, России и Таджикистане - 8%, Украине - 13%. В других странах их доля ниже среднего показателя по странам Содружества. По сравнению с 2001 годом рост этих преступлений произошел в Армении на 2%, Белоруссии - на 22%, Грузии - на 4%, Молдавии - на 31%, Украине - на 21%; снижение - в Азербайджане - на 5%, Казахстане - на 25%, Киргизии - на 6%, России - на 22%, Таджикистане - на 43%. В среднем по странам СНГ число зарегистрированных преступлений, связанных с наркотиками, уменьшилось на 14%.

Таблица 12. Число зарегистрированных хулиганских действий, преступлений, связанных с наркотиками, фактов взяточничества (единиц)

Хулиганские действия

Преступления, связанные с наркотиками

Взяточничество

Азербайджан

Белоруссия

Казахстан

Киргизия

Молдавия

Таджикистан

Общее число тяжких и особо тяжких преступлений против личности в среднем по Содружеству увеличилось на 1%, число случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью - на 4%; число изнасилований снизилось на 2%).

Таблица 13. Число зарегистрированных насильственных преступлений против личности (единиц)

Умышленные убийства и покушения на убийство

Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью

Изнасилование и покушения на изнасилование

Азербайджан

Белоруссия

Казахстан

Киргизия

Молдавия

Таджикистан

* без покушений

Источник : Статистика СНГ (Статистический бюллетень) №5 (308) 2003. с. 9-13

Включайся в дискуссию
Читайте также
Коренные жители хабаровского края
Черно-желто-белый флаг как официальный флаг российской империи
Датский язык был родным для матери