Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Преступность в снг. Программа включала две группы вопросов: организационно-правовые и организационно-практические

22 января 1993 г. страны СНГ заключили Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

Согласно ст. 1 Конвенции «граждане каждой из Сторон, а также другие лица, проживающие на ее территории, имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в учреждения юстиции других стран Содружества, к компетенции которых относятся гражданские, семей­ные и уголовные дела». Конвенция распространяет также свое дей­ствие и на юридических лиц государств, подписавших Конвенцию.

Государства осуществляют правовую помощь друг другу путем выполнения процессуальных и иных действий, в частности путем составления, пересылки и выдачи вещественных доказательств, про­ведения экспертизы, допроса сторон, обвиняемых, свидетелей, экспер­тов, возбуждения уголовного преследования, розыска и выдачи лиц. совершивших преступления, принятия и исполнения судебных реше­ний по гражданским делам, приговоров в части гражданского иска, исполнительных надписей, а также путем вручения документов.

Документы, которые на территории одной из сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то упол­номоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территории других сторон без какого-либо специального удостоверения.

Статьи 20-50 Конвенции регулируют правовые вопросы по граж­данским и семейным делам. Раздел III содержит положения, ка­сающиеся вопросов признания и исполнения решений. Например, государство-участник Конвенции признает и исполняет на своей территории вынесенные на территории других государств-участни­ков решения учреждений юстиции по гражданским и уголовным делам, решения судов по уголовным делам о возмещении ущерба. Статьи 56-80 Конвенции касаются вопросов правовой помощи по уголовным делам. В том случае, если гражданин одного из госу­дарств-участников совершил преступление на территории другого государства-участника, государство гражданской принадлежности правонарушителя обязано осуществлять против него уголовное пре­следование. Более того, запрашиваемое государство обязано уведо­мить запрашивающее государство об окончательном решении в связи с уголовным преследованием и передать ему копию окончательного решения по делу.



Конвенция также детально регламентирует вопрос выдачи преступ­ников и лиц, совершивших правонарушения. Статья 56 предусмат­ривает взаимное обязательство государств-участников Конвенции выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привле­чения к уголовной ответственности или приведения в исполнение вступившего в силу приговора суда. Выдача лиц для приведения приговора в исполнение производится за такие деяния, которые в соответствии с законом запрашивающей и запрашиваемой сторон Конвенции являются наказуемыми и за совершение которых преду­смотрено наказание в виде лишения свободы на срок не менее шести месяцев.

Распад СССР привел к резкому ухудшению криминогенной обста­новки на территории новых государств, росту количества преступ­лений с участием иностранных граждан, возникновению новых видов преступлений и трансграничной преступности. Государства СНГ были вынуждены принять ряд соглашений, направленных на борьбу с преступностью в рамках Содружества. В январе 1996 г. Совет глав государств СНГ принял решение о создании Совета министров внутренних дел государств-участников Содружества, а в мае 1996 г. утвердил Положение о нем.

По своему статусу Совет является одновременно органом Совета глав государств и Совета глав правительств по вопросам, которые входят в компетенцию министерств внутренних дел стран СНГ.

Среди основных задач Совета - взаимодействие в борьбе с пре­ступностью, охрана правопорядка, реализация решений органов СНГ и др. Совет проводит заседания по мере необходимости, но не реже двух раз в год и принимает решения на основе консенсуса с учетом принципа незаинтересованности любого государства Содружества в том или ином вопросе, что не влияет на принятие решения другими государствами.

Национальные министерства стран СНГ осуществляют сотрудни­чество в борьбе с преступностью на основе Соглашения о взаимо­действии министерств внутренних дел СНГ в сфере борьбы с преступностью от 24 апреля 1992 г. Оно было подписано всеми государствами СНГ.

Программа совместных мер по борьбе с организованной преступ­ностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ, принятая главами правительств стран Содружества 12 марта 1993 г., обозначила комплекс совместных мер по противодействию правона­рушениям. В развитие Программы, принятой 12 апреля 1996 г., было подписано Соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступле­ниями в сфере экономики. В соответствии с Соглашением государ­ства СНГ осуществляют сотрудничество путем обмена информацией, проведения мероприятий по предупреждению, выявлению, пресече­нию и раскрытию преступлений в сфере экономики и т.д.

Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с преступностью, подписанное 25 ноября 1998 г., преду­сматривает также розыск лиц, скрывающихся от уголовного пресле­дования или отбывания наказания, а также без вести пропавших; розыск и возвращение похищенных предметов и ценностей, авто­транспорта; обмен информацией о готовящихся или совершенных преступлениях и др. Обмен информацией осуществляется на основа­нии запросов, а также без запроса, если имеются основания полагать, что она представляет интерес для государства-участника Соглашения.

Для осуществления сотрудничества в борьбе с отмыванием денег в рамках СНГ заключен Договор о противодействии легализации доходов, полученных незаконным путем (не вступил в силу).

В связи с постоянно возрастающей угрозой осуществления актов международного терроризма главы 12 государств СНГ приняли в июне 1999 г. Договор о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом (вступил в силу для шести государств). Решением Совета глав государств СНГ, принятым 1 декабря 2000 г. в Минске, об Антитеррористическом центре государств СНГ было утверждено Положение о нем.

По своему статусу Антитеррористический центр - постоянно действующий специализированный отраслевой орган СНГ, который предназначен для обеспечения координации взаимодействия компетентных органов государств Содружества в области борьбы с между­народным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.

Общее руководство деятельностью Центра осуществляет Совет руководителей органов безопасности и специальных служб стран СНГ. В своей работе Центр взаимодействует с Советом министров внут­ренних дел СНГ, Советом министров обороны СНГ, Координацион­ным советом Генеральных прокуроров СНГ, Советом командующих Пограничными войсками, а также Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами пре­ступлений на территории государств СНГ.

Основные задачи и функции Центра: выработка предложений Совету глав государств СНГ и Совету глав правительств СНГ в борьбе с международным терроризмом; обеспечение координации взаимодей­ствия компетентных органов стран Содружества; анализ информации о состоянии, динамике и тенденциях распространения международно­го терроризма в СНГ и других государствах; формирование банков данных о международных террористических организациях, неправи­тельственных структурах и лицах, оказывающих поддержку между­народным террористам; содействие государствам СНГ в подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий и комплексных операций по борьбе с международным терроризмом; участие в под­готовке модельных законодательных актов, международных догово­ров, затрагивающих вопросы борьбы с международным терроризмом.

Центр возглавляет Руководитель, назначаемый на основании решения Совета глав государств СНГ на три года по представлению Председателя Совета руководителей органов безопасности испециальных служб государств СНГ. Руководитель имеет трех заместителей: первый - от Совета министров внутренних дел СНГ, второй - Совета министров обороны, третий - Совета командующих Пограничными войсками.

Государства СНГ направляют в Центр своих полномочных пред­ставителей, которые осуществляют деятельность на основании По­ложения, утвержденного Решением Совета глав правительств СНГ от 31 мая 2001 г.

Финансирование деятельности осуществляется за счет средств единого бюджета органов СНГ отдельной строкой.

Выдача преступников

Институт экстрадиции действует одновременно и параллельно как на двустороннем, так и на многостороннем уровнях. При этом, как по­казывает практика, применимой является форма регионального уча­стия государств в сотрудничестве в сфере международной уголовной юстиции.

Важным элементом создания единого правового пространства на Европейском континенте явилось подписание 13 декабря 1957 г. в Страсбурге Европейской конвенции о выдаче.

Договаривающиеся стороны приняли на себя обязательство выда­вать друг другу в соответствии с положениями и условиями Конвенции всех лиц, в отношении которых компетентные органы запрашиваю­щей стороны ведут уголовное преследование в связи с каким-либо преступлением или которые разыскиваются указанными органами для приведения в исполнение приговора или постановления о задер­жании (ст. 1 Конвенции). Предметно обозначены преступления, служащие основанием для выдачи.

Любая договаривающаяся сторона, закон которой не предусмат­ривает выдачу за некоторые преступления, может исключить такие преступления из сферы применения Конвенции.

Любая договаривающаяся сторона может в момент сдачи на хра­нение своей ратификационной грамоты или документа о присоеди­нении препроводить Генеральному секретарю Совета Европы либо список преступлений, в связи с которыми разрешена выдача, либо список преступлений, в связи с которыми выдача исключается.

Конвенция 1957 г. содержит ряд общепризнанных принципов института экстрадиции. В числе таковых заслуживает быть назван­ным принцип невыдачи за преступления, рассматриваемые в каче­стве политических и воинских.

Фискальные преступления требуют наличия специального дополни­тельного согласия сторон в отношении каждого из таких преступлений. Доктринальный и практический интерес вызывает проблема вы­дачи собственных граждан. В рамках признанного права отказа в выдаче своих граждан каждая сторона может дать определение сво­его понимания термина «граждане» по смыслу Конвенции 1957 г. Это делается путем заявления в момент подписания или сдачи на хранение своей ратификационной грамоты или документа о при­соединении к Конвенции.

Если запрашиваемая сторона не выдает своего гражданина, она по просьбе запрашивающей стороны передает дело своим компетент­ным органам для возбуждения уголовного преследования, если это необходимо. Для этой цели документы, информация и вещественные доказательства, касающиеся преступления, предоставляются бес­платно по дипломатическим каналам. Запрашивающая сторона ин­формируется о результатах.

Институт выдачи преступников - это комплексный юридический феномен, соединяющий в себе нормы материального и процессуаль­ного права. При этом необходимо учитывать два важных фактора: гражданство преступника и определение места совершения преступ­ления. Запрашиваемая сторона может отказать в выдаче лица в связи с преступлением, которое в соответствии с ее законом считается совершенным полностью или частично на ее территории или в месте, рассматриваемом в качестве ее территории.

Институт выдачи преступников как отдельный институт в системе международного уголовного права регулируется общепризнанными отраслевыми принципами. Основополагающими являются принцип aut dedere aut punire («или выдай, или накажи»), принцип поп in bis in idem (принцип, исключающий двойное наказание) и принцип специальности. Все они нашли подтверждение и развитие в европей­ской правовой системе.

Важным аспектом обеспечения справедливого судебного произ­водства является соблюдение комплекса общепризнанных юридиче­ских гарантий. К таковым относятся срок давности и неприменимость смертной казни.

Международно-правовой режим выдачи преступников, установ­ленный в рамках европейской региональной системы, предусматри­вает упорядочение процедурных аспектов судебного производства, включая подачу запроса и связанных с ним сопроводительных доку­ментов, передачу дополнительной информации, осуществление вре­менного ареста, представление конкурирующих запросов, передачу лица, подлежащего выдаче, передачу собственности, транзит выда­ваемого лица через территорию другого государства.

Конвенция 1957 г. получила развитие в ряде последующих дого­ворных актов. Последними актами были Конвенция 1995 г. об уп­рощенной процедуре выдачи и Конвенция 1996 г. по проблемам выдачи.

В регионе Бенилюкса (Бельгия, Люксембург, Нидерланды) дейст­вует собственная правовая система выдачи преступников. Междуна­родно-правовой базой является Конвенция об экстрадиции и правовой помощи по уголовным делам от 27 июня 1962 г.

Налаженное между этими странами тесное экономическое со­трудничество, обусловленное спецификой географического поло­жения и общими политическими интересами, выделяет страны Бенилюкса в особую группу в общеевропейской системе интегра­ции. Конвенция от 27 июня 1962 г. как нельзя лучше иллюстри­рует возможность создания действенных субрегиональных систем по реализации института выдачи преступников странами, тесно связанными между собой географически, экономически и куль­турно.

Ни одно из трех указанных государств не ратифицировало Евро­пейскую конвенцию о выдаче 1957 г.

В большей своей части Конвенция 1962 г. находится в русле положений Конвенции 1957 г., хотя и имеет определенную специ­фику. В Конвенции 1962 г. значительно понижен временной порог выдачи по сравнению с Конвенцией 1957 г. Так, если по Конвенции 1962 г. общий срок наказания составляет шесть месяцев для обви­няемых беглецов и три месяца для осужденных беглецов, то для Конвенции 1957 г. такие сроки составляют, соответственно, двенад­цать и четыре месяца. В то время как так называемые «политиче­ские» преступники не подлежат выдаче по Конвенции 1962 г., акт дезертирства не рассматривается как политическое преступление. Требования о выдаче направляются не по дипломатическим каналам, а непосредственно от министерства юстиции одного государства в министерство юстиции другого государства.

Близкой (по характеру и содержанию) к правовой системе выдачи согласно Конвенции 1962 г. является правовая система экстрадиции в соответствии с Нордическим договором 1962 г. В нордическую систему применения института выдачи преступников входят пять расположенных на севере Европы стран: Дания, Финляндия, Ислан­дия, Норвегия и Швеция. Договор 1962 г. содержит международно-правовые принципы сотрудничества в сфере международной уголовной юстиции пяти стран этого субрегиона. Субрегиональная система экстрадиции строилась по такой схеме институционно-правового практического применения института выдачи, как процедура выра­ботки и принятия единообразного законодательства каждым государ­ством-участником. Тем самым достигалась гармонизация правовых систем института экстрадиции.

Имеется ряд соглашений между членами Европейских сообществ, в которых также есть положения, регулирующие выдачу преступни­ков. Например, соглашение между членами Европейских сообществ о толковании принципа aut dedere aut judicare («или выдай, или суди») (Брюссель, 1987 г.) и Соглашение о передачи лиц, совершивших преступления (Брюссель, 1987 г.), а также Конвенция о сотрудниче­стве в борьбе с международными преступлениями (Брюссель, 1991 г.). Совет ЕС разработал рамочное решение «О европейском ордере на арест и процедуре передачи лиц между государствами-членами», которое вступило в силу в 2004 г. Согласно этому документу, запрос судебного органа государства-члена ЕС о передаче лица должен быть признан и исполнен автоматически на всей территории ЕС. В этих случаях в качестве основания для отказа уже не рассматривается принадлежность лица к гражданству запрашиваемой стороны. Запра­шиваемое государство утрачивает право не выдавать собственного гражданина, если против этого лица возбуждено уголовное дело или вынесен приговор в другом государстве-члене ЕС.

Европейский ордер на арест может выдаваться как в целях пере­дачи преступника, скрывающегося в другом государстве-члене ЕС от наказания, так и в целях предварительного расследования, то есть он может выдаваться до вынесения судом приговора.

В целом понятие «европейский ордер на арест» означает требо­вание, исходящее от суда или прокуратуры государства-члена ЕС, адресованное другим государствам-членам ЕС в целях оказания ему помощи, осуществления розыска, задержания, ареста или передачи лица, которое является объектом приговора или постановления упо­мянутых органов.

Получив запрос, соответствующий орган обязан принять необхо­димые меры в отношении этого разыскиваемого лица, а это лицо имеет право обжаловать решение о его передаче в суде государства-члена ЕС, в котором он находится. В этом случае суд должен в течение 90 дней с момента задержания принять решение об испол­нимости ордера. Передача лица производится в течение последую­щих 20 дней.

Перечень оснований для отказа в исполнении европейского ор­дера на арест и передаче разыскиваемого лица является очень узким. При этом государство не позднее трех месяцев с момента принятия Советом ЕС рамочного решения может предоставить для опублико­вания в официальном журнале ЕС исчерпывающий перечень деяний, в отношении которых судебные органы этой страны имеют право отказать в исполнении ордера на арест. Речь идет о тех деяниях, которые не считаются преступлениями в другом государстве, напри­мер употребление наркотиков.

Рамочное решение Совета ЕС предполагается ограничить пре­ступлениями, влекущими лишение свободы на срок не менее четырех месяцев. В отношении разыскиваемого лица, которое еще не осуж­дено, нижний предел санкции составляет один год и более.

Российская Федерация ратифицировала Европейскую конвенцию о выдаче 1957 г. Федеральным законом от 25 октября 1999 г. № 190-ФЗ.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Охарактеризуйте формы борьбы с легализацией незакон­ных доходов.

2. Расшифруйте ФАТФ.

3. Охарактеризуйте Европейскую конвенцию о пресечении терроризма.

4. Как организована борьба с преступностью в рамках СНГ?

5. Какова система выдачи преступников в Европе?

Литература

Ляхов Е.Г., Попов А.В. Терроризм: национальный, региональный и международный контроль. - Москва-Ростов на Дону, 1999.

Моисеев Е.Г. Десятилетие Содружества: международно-правовые аспек­ты деятельности СНГ. - М., 2001.

- 87.95 Кб

БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В СНГ

Введение3

Глава 1. История развития сотрудничества стран СНГ в борьбе с преступностью и его правовая основа6

Глава 2. Результаты сотрудничества стран СНГ в борьбе с преступностью 21

Заключение38

Список источников и литературы40

Введение

Одной из наиболее важных проблем современности является борьба с преступностью, особенно с ее организованными формами. В настоящее время деятельность многих организованных преступных группировок стала носить ярко выраженный транснациональный характер. Эта организованная преступность продолжает завоевывать и монополизировать все большие сферы общественной жизни практически каждого государства, обеспечивая себя постоянной высокой прибылью. Преступность, таким образом, создает прямую угрозу безопасности и стабильности на национальном уровне в рамках отдельных государств, а также на международном уровне в рамках всего мирового сообщества. В итоге, она нарушает нормальное функционирование экономических и социальных институтов, компроментирует их, что создает угрозу государственности. В результате деятельности организованных преступных группировок страдают населения государств, при этом, всех социальных слоев. Таким образом, борьба с организованной преступностью является актуальнейшей проблемой современности. Необходимость предупреждения преступности, устранение причин, факторов, условий, ее порождающих, становится проблемой общей, интернациональной. С целью создания эффективной системы борьбы с международной организованной преступностью государства разрабатывают различные формы и методы взаимодействия, постоянно совершенствуют правовую базу совместных действий. Все мировое сообщество ведет активную борьбу с международной преступностью, постоянно внося изменения в стратегию и тактику борьбы с ней. Государства активно сотрудничают в рамках таких универсальных и региональных организаций как: Организация Объединенных Наций, Интерпол, Европол, FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering), Содружество Независимых Государств (СНГ) и др.

Таким образом, борьба с преступностью сегодня является одной из наиболее актуальных проблем на территории стран - участниц СНГ. На территории государств - участников СНГ, как и во всем мире в целом, продолжают рости масштабы угрозы, исходящей от организованной транснациональной (международной) преступности, которая нередко бывает связанной с терроризмом в том смысле, что группировки нередко участвуют в террористических актах и используют подобные в своих целях. Активно действуют организованные преступные группировки, которые стремятся контролировать финансовые потоки отдельных предприятий и даже отраслей в целом.

В 1996 году главами государств – участников СНГ была принята Межгосударственная программа совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории стран-членов СНГ. Благодаря этому вплоть до сегодняшнего дня сотрудничество приобрело многоплановый, комплексный характер.

Реализация данной и последующих программ позволила за эти годы создать серьезную международно-правовую базу сотрудничества в сфере борьбы с преступностью, незаконным оборотом наркотиков, по противодействию преступлениям в сфере экономики, правонарушениям в области интеллектуальной собственности и другим. Государствами-членами был принят ряд конвенций, базовым документом среди которых является Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

Вдобавок к вышесказанному, стоит отметить, что за это время была существенно расширена международно-правовая база участия государств - участников СНГ в международном сотрудничестве путем присоединения их к основным договорам, заключенным в уголовно-правовой сфере в рамках Организации Объединенных Наций, ее специализированных учреждений и МАГАТЭ, а также Совета Европы.

В соответствии с принятыми программами странами-участницами СНГ проводятся совместные целевые мероприятия и специальные операции по противодействию преступности в целом, незаконному обороту наркотиков, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, по пресечению контрабанды сырьевых ресурсов, деятельности международных преступных группировок на транспорте и прочее. Регулярными стали совместные мероприятия по противодействию преступности в приграничных регионах государств - участников СНГ.

Стоит отметить, что членами СНГ в 1993 г. был создан и до сих пор функционирует специализированный банк данных Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников СНГ. Информационные данные этого банка используются правоохранительными органами государств - участников СНГ.

Совместно осуществляется сотрудничество в подготовке кадров правоохранительных и иных органов в учебных заведениях и центрах государств - участников СНГ. Проводятся взаимные стажировки сотрудников, обмен учебно-методическими материалами и согласование учебных планов и программ.

К тому же, стоит отметить, что в последние годы возросло количество правонарушений в сфере внешнеэкономической деятельности, таких, как сокрытие или же занижение объемов налогооблагаемой базы экспортеров, необоснованное возмещение НДС из бюджета при экспортных операциях, завышение транспортных расходов, сокрытие доходов, полученных иностранными юридическими и физическими лицами и проч. Экономические и налоговые преступления вышли за пределы отдельных государств, приобрели международный характер. В этих сферах действуют мощные международные преступные группы, которые наносят значительный ущерб в частности экономикам государств - участников СНГ, придавая криминальный характер их торгово-экономическим отношениям. Поэтому в целях координации усилий стран СНГ в 1996 году было подписано Соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики.

Глава 1. История развития сотрудничества стран СНГ в борьбе с преступностью и его правовая основа

С момента создания СНГ борьба с преступностью, а особенно с преступностью в экономике, была отнесена к сфере совместной деятельности государств, входящих в СНГ, что нашло законодательное закрепление в Вискулевском соглашении 1991 года и в Уставе Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 года.

12 марта 1993 г. в Москве Советом глав правительств СНГ была утверждена Программа совместных мер по борьбе с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников СНГ1. В этой Программе отмечалось, что правовой основой для сотрудничества и взаимодействия органов внутренних дел государств - участников Содружества должна служить Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная главами государств 22 января 1993 г. в г. Минске.

Программа включала две группы вопросов: организационно-правовые и организационно-практические.

Организационно-правовые вопросы предусматривали:

    • подготовку предложений для создания в рамках СНГ постоянно действующего органа (комиссии) по координации борьбы с организованными и иными наиболее опасными формами преступности, для выполнения задач, связанных с формированием специализированного банка данных, содействия в осуществлении межгосударственного розыска участников преступных сообществ, лиц, совершивших опасные преступления и скрывающихся от уголовного преследования, обеспечения согласованных действий при проведении комплексных операций, затрагивающих интересы государств - участников Содружества, выработки рекомендаций по борьбе с транснациональной преступностью;
    • подготовку предложений о необходимости принятия законов о борьбе с организованной преступностью и коррупцией, о государственной службе, о борьбе с «отмыванием» доходов от преступной деятельности, поиске, изъятии и конфискации таких доходов, о защите работников правоохранительных органов и участников уголовного процесса, об оперативно-розыскной деятельности;
    • разработку и заключение межгосударственных соглашений о сотрудничестве в сфере борьбы с организованными преступными группировками (ОПГ), незаконным оборотом оружия, взрывчатых и радиоактивных веществ, о порядке взаимодействия следственно-оперативных групп на территории других государств, порядке взаимодействия ОВД, таможенных служб и пограничных войск, о сотрудничестве в сфере борьбы с терроризмом на воздушном транспорте и транспортных коммуникациях, в сфере борьбы с преступлениями в банковской системе, коммерческих структурах и в сфере внешнеэкономической деятельности, а также о сотрудничестве в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Организационно-практические мероприятия были направлены на:

    • борьбу с бандитизмом и вооруженной преступностью (определение лидеров, сферы влияния, выявление источников поступления оружия, проведение анализа данных о действующих на территории государств - участников Содружества вооруженных преступных групп бандитской направленности, занимающихся разбойными нападениями и вымогательством);
    • разработку и проведение скоординированных комплексных операций: выявление и пресечение деятельности ОПГ, выявление и разоблачение бандитских группировок, действующих на магистральных автомобильных дорогах, выявление и пресечение вооруженных преступных группировок, занимающихся хищением на объектах железнодорожного транспорта;
    • разработку и реализацию совместных мер по выявлению и пресечению незаконной продажи оружия и его хищения;
    • обеспечение совместного контроля за раскрытием тяжких серийных преступлений;
    • осуществление комплекса согласованных мер, по пресечению деятельности группировок, специализирующихся на хищениях автомобилей;
    • борьбу с незаконным оборотом наркотиков и наркобизнесом в целом;
    • борьбу с преступностью в сфере экономики: усиление контроля за внешнеэкономической деятельностью организаций и предприятий, вывозящих строительное сырье и материалы, пресечение незаконных сделок в отношении нефтепродуктов, цветных и редкоземельных металлов;
    • выработку механизма совместных оперативно-поисковых действий по пресечению незаконных каналов вывоза из государств - участников Содружества энергоносителей, культурных ценностей, а также валютных средств;
    • обобщение материалов о деятельности устойчивых преступных формирований, занимающихся мошенническими операциями в банковской системе, и проведение скоординированных ОРМ в странах СНГ по изобличению организаторов этих преступлений;
    • разработку системы банковского контроля за межгосударственным перемещением денег.

Для лучшей координации взаимодействия стран СНГ и координации их действий на основании Решения Совета глав правительств СНГ от 24 сентября 1993 года было создано Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников Содружества Независимых Государств (БКБОП)2. БКБОП играет главную роль в институционном механизме сотрудничества органов внутренних дел государств-участников СНГ.

БКБОП является постоянно действующим органом, предназначенным для обеспечения эффективного взаимодействия министерств внутренних дел и госорганов государств – участников СНГ в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и иными опасными видами преступлений.

Работой БКБОП руководит Совет министров внутренних дел государств – участников Содружества Независимых Государств. Совет министров внутренних дел государств – участников СНГ (СМВД) создан Решением Совета глав государств СНГ от 19 января 1996 года в целях взаимодействия и координации действий в борьбе с преступностью3.

В состав СМВД входят министры внутренних дел Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Украины. Представители Туркменистана принимают участие в отдельных заседаниях СМВД. Рабочим языком СМВД является русский язык. Сегодня председателем СМВД является Усубов Рамис Идрисович, Министр внутренних дел Азербайджанской Республики. Сегодня в состав СМВД входят4:

  • Председатель СМВД – Министр внутренних дел Азербайджанской Республики – генерал-полковник Усубов Рамиль Идрис оглы
  • Начальник Полиции Республики Армения – генерал-лейтенант Гаспарян Владимир Сергеевич.
  • Министр внутренних дел Республики Беларусь – полковник милиции Шуневич Игорь Анатольевич
  • Министр внутренних дел Республики Казахстан – генерал-лейтенант полиции Касымов Калмуханбет Нурмуханбетович
  • Министр внутренних дел Кыргызской Республики – генерал-майор милиции Рысалиев Зарылбек Кылычбекович
  • Министр внутренних дел Республики Молдова Речан Дорин Павлович
  • Министр внутренних дел Российской Федерации – генерал-лейтенант полиции Владимир Александрович Колокольцев
  • Министр внутренних дел Республики Узбекистан – генерал-лейтенант Матлюбов Баходир Ахмедович
  • Министр внутренних дел Украины – генерал внутренней службы Украины Захарченко Виталий Юрьевич

СМВД является органом Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества Независимых Государств по вопросам, входящим в компетенцию министерств внутренних дел государств – участников Содружества Независимых Государств, а также иных государственных органов, которые выполняют аналогичные функции. СМВД помимо руководства БКБОП, имеет право создавать свои рабочие органы на временной основе для решения каких-либо конкретных задач.

Краткое описание

Реализация данной и последующих программ позволила за эти годы создать серьезную международно-правовую базу сотрудничества в сфере борьбы с преступностью, незаконным оборотом наркотиков, по противодействию преступлениям в сфере экономики, правонарушениям в области интеллектуальной собственности и другим. Государствами-членами был принят ряд конвенций, базовым документом среди которых является Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

По мнению автора, возникновение организованной преступности в СНГ напрямую связано с историей возникновения, формирования и развития российского государства, поскольку именно российская внутренняя и внешняя политика всегда имела определяющее значение во всей истории развития народов, населяющих территорию России, и оказала самое существенное влияние и на возникновение организованной преступности в частности.

В предреволюционный период (1917 г.) в условиях экономического и политического кризиса возникла торгово-финансово-промышленно-чиновничья организованная преступность, которая сильно поднялась на военных поставках и спекуляции вокруг карточной системы.

После революции 1927 г. составной частью организованной преступности являлись небольшие группировки криминального характера, использовавшие политическое прикрытие в виде партийной атрибутики, самоназвания и т.п. Другой ее частью были отдельные подпольные организации большевиков, левых эсеров, максималистов, находившихся в тылу армий Колчака, Деникина, Врангеля.

В период сталинского режима были ужесточены репрессивные меры и к профессиональным преступникам, в результате чего уголовный мир был сильно дестабилизирован.

Однако с хрущевской «оттепелью», либерализацией уголовного законодательства, попыток первых экономических реформ произошла значительная стимуляция нового развития уголовного мира и, как следствие, преступных группировок. По мнению Е.В. Топильской, именно этот период стал точкой отсчета формирования современной организованной преступности России и стран СНГ.

Периодика развития организованной преступности, с точки зрения Е.В. Топильской, выглядит следующим образом:

  • 1960-е гг.: начало формирования преступных групп с относительно высокой степенью организации, в рамках общеуголовной преступности;
  • 1970-е -- 80-е гг.: выделение в структуре преступности организованных преступных проявлений, формирование криминологической категории личности участника организованной преступной деятельности;

конец 1980-х гг.: окончательное формирование российской организованной преступности, достигшего кризисной точки в 1988-1989 гг.;

начало 1990-х гг.: завершение процесса концентрации преступных группировок, образование преступных сообществ, окончательное формирование организованной преступности как самостоятельного социального явления, носящего транснациональный характер; кризисный переломный момент этого этапа -- 1992-1993 гг. Топильская Е.В. Организованная преступность. СПб.: Юридический центр Пресс, 1999. С. 76.

В настоящее время на территории стран СНГ существует несколько сотен относительно крупных преступных организаций, которые можно классифицировать по национальному (этническому) и территориальному признакам.

К национальным относят грузинские, чеченские, армянские, азербайджанские, дагестанские, украинские, белорусские и др. преступные организации. Хотя они могут называться на местах своего базирования совершенно по-другому.

По территориальному признаку различают тамбовские, казанские, рязанские, люберецкие, ореховские, челнинские (по названию города Набережные Челны), мурманско-архангельские и др. преступные сообщества.

Существуют названия отдельных преступных организаций по имени их лидеров (колесниковская, кудряшовская, малышевская и др.).

В силу особенностей геополитического положения стран СНГ, прозрачности границ между ними, недостаточной эффективности национальных уголовных законодательств, организованной преступности представилась уникальная возможность заниматься практически всеми сферами криминальной деятельности: незаконной торговлей наркотиками, производством и торговлей оружием, редкоземельными, драгоценными и цветными металлами, совершать преступления в кредитно-финансовой сфере, заниматься разбоем, вымогательством, ростовщичеством, незаконной эксплуатацией проституции, контролировать шоу-бизнес и игорные заведения и т.д.

Преступные организации стран СНГ распространили свое влияние на большинство государств Европы, тесно сотрудничают с преступными группировками Ближнего и Дальнего Востока, проводят совместные операции в США с «Коза Нострой», взаимодействуют с колумбийскими наркокартелями и китайскими «триадами», наблюдаются тенденции их сближения с японской «Якудза».

Обзорно-аналитический материал, изложенный автором в данном разделе, безусловно, не является исчерпывающим. В нем не рассматривается деятельность турецких преступных организаций, которые поставляют наркотики в Западную Европу из Юго-Западной Азии по широко известному «балканскому маршруту», не рассматриваются также нигерийские преступные сообщества, ямайские криминальные образования «Поссес», коренная американская мафия, доминиканская организованная преступность и множество других преступных группировок.

Тем не менее, подход автора к исследованию данного вопроса раскрывает некоторые характерные черты, присущие основным транснациональным преступным организациям, дает общую картину их современного состояния в странах мирового сообщества, свидетельствует о том, что подобного рода криминальные структуры способны легко приспосабливаться к новым условиям, проявлять гибкость, использовать слабости отдельных государств и даже регионов, представлять собой реальную угрозу национальному и международному правопорядку.

Максимальное и разностороннее использование информации о транснациональной организованной преступности, особенно в историко-сравнительном и статистическом плане, может послужить в дальнейшем немаловажным ориентиром для разработки эффектных мер профилактики и борьбы с этим явлением, подчеркивает необходимость в постановке задачи для мирового сообщества по расширению и укреплению сотрудничества в области правоохранительной деятельности и уголовного правосудия.

Преступность в странах Содружества сокращается

В странах Содружества в 2002 году общее число зарегистрированных преступлении по сравнению с 2001 годом сократилось в среднем на 13%.

Таблица 10. Общее число зарегистрированных преступлений (тысяч)

2002 в % к 2001

Азербайджан

Белоруссия

Казахстан

Киргизия

Молдавия*

Таджикистан

Доля преступлений, относящихся к тяжким и особо тяжким, в общем числе зарегистрированных преступлений варьирует от 8% в Армении до 68% в Киргизии. По сравнению с 2001 годом число преступлений этой категории снизилось во всех странах Содружества, кроме Белоруссии и Грузии, где оно увеличилось соответственно на 8% и 12% .
Около половины зарегистрированных преступлений в целом по странам Содружества составляют преступления против собственности. На преступления, связанные с наркобизнесом, приходится 8%, хулиганство - 5%, насильственные преступления против личности - 4%.

По сравнению с 2001 годом общее число преступлений против собственности в странах Содружества снизилось в среднем на 19%. Число краж в большинстве стран сократилось на 8-29%. Каждая четвертая кража - квартирная. Число грабежей возросло в среднем по странам СНГ - на 8%; разбойных нападений - на 5%; случаев мошенничества - снизилось на 10%.

Таблица 11. Число зарегистрированных преступлений против собственности (тысяч)

2002 в % к 2001

Азербайджан

Белоруссия

Казахстан

Киргизия

Молдавия

Таджикистан

В 2002 году по сравнению с 2001 годом хулиганских действий в среднем по странам СНГ снизилось на 1%, взяточничество осталось на прежнем уровне.

Преступления, связанные с наркотиками, в Азербайджане составляют 14% общего числа преступлений, Грузии - 11%, Казахстане - 10%, Киргизии, России и Таджикистане - 8%, Украине - 13%. В других странах их доля ниже среднего показателя по странам Содружества. По сравнению с 2001 годом рост этих преступлений произошел в Армении на 2%, Белоруссии - на 22%, Грузии - на 4%, Молдавии - на 31%, Украине - на 21%; снижение - в Азербайджане - на 5%, Казахстане - на 25%, Киргизии - на 6%, России - на 22%, Таджикистане - на 43%. В среднем по странам СНГ число зарегистрированных преступлений, связанных с наркотиками, уменьшилось на 14%.

Таблица 12. Число зарегистрированных хулиганских действий, преступлений, связанных с наркотиками, фактов взяточничества (единиц)

Хулиганские действия

Преступления, связанные с наркотиками

Взяточничество

Азербайджан

Белоруссия

Казахстан

Киргизия

Молдавия

Таджикистан

Общее число тяжких и особо тяжких преступлений против личности в среднем по Содружеству увеличилось на 1%, число случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью - на 4%; число изнасилований снизилось на 2%).

Таблица 13. Число зарегистрированных насильственных преступлений против личности (единиц)

Умышленные убийства и покушения на убийство

Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью

Изнасилование и покушения на изнасилование

Азербайджан

Белоруссия

Казахстан

Киргизия

Молдавия

Таджикистан

* без покушений

Источник : Статистика СНГ (Статистический бюллетень) №5 (308) 2003. с. 9-13

В 2017 году на территории государств-участников Содружества Независимых Государств было зарегистрировано 3,2 миллиона преступлений. В Казахстане, Молдове, Узбекистане и Украине произошло сокращение числа зарегистрированных преступлений по сравнению с 2016 годом на 12-16%, Азербайджане, Беларуси и России - на 2-7%. Рост преступности отмечался в Кыргызстане и Таджикистане - на 1%, Армении - на 8%.

Число зарегистрированных преступлений 1)

Единиц

Всего

на 100 тыс. человек населения

2017 в % к 2016

Азербайджан

Беларусь

Казахстан

Кыргызстан

Молдова 2)

Таджикистан

Узбекистан 3)

Всего по СНГ

3) Данные с официального сайта Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике.

(на 100 тыс. человек населения)

В среднем по Содружеству на долю противозаконных действий в отношении собственности приходится более половины зарегистрированных преступлений: наименьшее значение её отмечено в Узбекистане - 32% общего числа, наибольшее - в Казахстане - 73%. Преступления, связанные с наркотиками, в общем числе зарегистрированных преступлений в СНГ занимают 8%, тяжкие и особо тяжкие преступления против личности - 2%, хулиганство - 1%.

Структура преступности в 2017 году

(в % к общему числу зарегистрированных преступлений)

Всего

В том числе

зарегистрировано преступлений

против собственности 1)

тяжкие и особо тяжкие против личности 2)

связанные с наркотиками

хулиганство

другие виды преступлений

Азербайджан

Беларусь

Казахстан

Кыргызстан

Таджикистан

Узбекистан

Всего по СНГ

______________

1) Кражи, грабежи, разбойные нападения и мошенничество.

2) Умышленные убийства, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью и изнасилования.

Общее число преступлений против собственности (включают кражи, грабежи, разбойные нападения и мошенничество) по Содружеству составило 1,7 миллиона, что на 10% меньше, чем в 2016 году.

Число зарегистрированных преступлений против собственности в 2016 и 2017 гг.

Кражи

Грабежи

Разбойные нападения

Мошенничество

Азербайджан

Беларусь

Казахстан

Кыргызстан

Таджикистан

Узбекистан

Всего по СНГ, тыс.

В 2017 году всего по Содружеству краж (тайное хищение чужого имущества) было зарегистрировано на 11% меньше, чем в 2016 году. Их число снизилось в Беларуси, Казахстане, Узбекистане и Украине - на 7-16%, Молдове - на 25%; увеличилось - в Азербайджане, Армении, Кыргызстане и Таджикистане - на 5-10%. В Азербайджане, Кыргызстане и Молдове каждая третья кража является квартирной, в Беларуси - каждая четвертая, Казахстане - каждая пятая, Армении и Таджикистане - каждая седьмая, Украине - каждая десятая, в России - каждая тринадцатая.

Общее число грабежей (открытое хищение чужого имущества) по Содружеству сократилось на 15% по сравнению с 2016 годом. В России оно уменьшилось на 8%, Азербайджане, Беларуси, Казахстане - на 14-18%, Армении, Молдове, Узбекистане и Украине - на 21-33%; в Таджикистане - осталось на уровне предыдущего года. Увеличение данного вида преступлений на 2% отмечено в Кыргызстане.

Разбойных нападений (нападение в целях хищения чужого имущества с применением насилия, опасного для жизни и здоровья) в Армении, Казахстане и Кыргызстане было совершено на 8-13% меньше, чем в 2016 года, в остальных странах - на 20-24%. В целом по странам Содружества сокращение составило 20%.

В 2017 году в целом по Содружеству выявлено примерно такое же число случаев мошенничества (хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием), как и в 2016 году. В Армении и России отмечен их рост соответственно на 12% и 7%; в остальных странах - снижение на 6-20% .

Число зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений против личности в 2016 и 2017 гг.

Умышленные убийства и покушения на убийство

Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью

Изнасилования и покушения на изнасилование

Азербайджан

Беларусь

Казахстан

Кыргызстан

Таджикистан

Узбекистан

Всего по СНГ, тыс.

Общее число тяжких и особо тяжких преступлений против личности в странах Содружества в 2017 году по сравнению с предыдущим годом в целом снизилось на 9%. По отдельным видам преступлений, относящихся к данной категории, в ряде стран отмечался рост противозаконных действий. Так, число умышленных убийств возросло в Азербайджане, Казахстане и Таджикистане (на 6-10%), случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью - в Азербайджане и Таджикистане (соответственно на 10% и 15%). Рост случаев изнасилований отмечен в Азербайджане, Беларуси и Таджикистане.

Число зарегистрированных преступлений, связанных с наркотиками, фактов взяточничества и хулиганства в 2015 и 2016 гг.

Преступления, связанные с наркотиками

Взяточничество

Хулиганство

Азербайджан

Беларусь

Казахстан

Кыргызстан

Таджикистан

Узбекистан

Всего по СНГ, тыс.

Число выявленных преступлений, связанных с наркотиками , по сравнению с 2016 годом увеличилось по Содружеству на 4%. В Армении и Украине таких преступлений зарегистрировано на 26% больше, в Молдове - на 10%, России - на 4%. Снижение их числа произошло в Казахстане на 4%, Кыргызстане и Таджикистане - на 10%, Азербайджане, Беларуси и Узбекистане - на 14-16%. Наибольшая доля преступлений, связанных с наркотиками, в общем числе зарегистрированных преступлений отмечается в Азербайджане (11%) и России (10%); в других странах Содружества она составляет от 2% до 6%.

Регистрация фактов взяточничества снизилась в Азербайджане и Кыргызстане; в остальных странах Содружества увеличилась: в Армении, Беларуси, Казахстане, Молдове и Таджикистане - в 1,2 - 2,3 раза, России - на 13%, Узбекистане - на 6%.

Хулиганских действий в среднем по Содружеству выявлено на 17% меньше, чем в 2016 году. Снижение их числа отмечено в Кыргызстане на 1%, Азербайджане, Молдове, России и Украине - на 13-16%, Казахстане - на 25%, Узбекистане - на 38%; увеличение - в Армении, Беларуси и Таджикистане - на 2-10%.

Число зарегистрированных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в 2016 и 2017 гг.

Всего

Из них повлекшие по неосторожности смерть человека,

2017 в % к 2016

Азербайджан

Беларусь

Казахстан

Кыргызстан

Таджикистан

Всего по СНГ, тыс.

Нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, ответственность за которые предусмотрена уголовным законодательством стран Содружества, составляют в среднем 1% общего числа зарегистрированных преступлений. В Кыргызстане более половины таких нарушений повлекло смерть по неосторожности одного или нескольких человек, в Таджикистане - 50%, в Азербайджане, Беларуси и России - 33-36%, Украине - 20%, Армении - 18%.

В 2017 году по сравнению с 2016 годом общее число уголовно наказуемых нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств по Содружеству снизилось на 6%.

Подготовил Межгосударственный статистический комитет Содружества Независимых Государств

Включайся в дискуссию
Читайте также
Значение фамилии, происхождение, история Гвоздев — Геда Значение фамилии Гвоздецкий
Лингвистический энциклопедический словарь Другие африканские языки
Как звучал индоевропейский праязык