Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Счастливые люди русского севера: дети Тайги. Таёжные жители Последние в тайге. ханты. сургутский район хмао

"Наверное, там все бухают?!" - мне так часто задавали этот вопрос, узнав, что я побывал на севере России. Да, не без этого, но насколько же все-таки сильны стереотипы и как часто мы мыслим "штампами", ограничивая свое мировоззрение?! Нам с вами, сидящими за мониторами в уютных офисах и отпивающих глоток утреннего капучино из картонного стаканчика "старбакс", сложно представить себе, что есть другая жизнь, другие ценности. "Вот скажи мне, а зачем вообще жить там, где всю зиму -50?" - ответ на этот вопрос для меня был тоже однозначен до поездки на север и знакомства с людьми в маленьких деревеньках за полярным кругом… и как же этот ответ изменился после… Я влюбился в север, в его энергетику и его людей. Да, я не смогу и не хочу там жить, но туда хочется приехать снова. За несколько поездок накопилось немало материала для серии репортажей о людях севера России, их быте, историях, их проблемах и радостях. Это счастливые люди, люди, которые не поменяют родные холодные просторы, лишенные абсолютно всех наших представлений о комфорте, на суету столичных мегаполисов… Рыбаки, оленеводы, школьный учитель, доярка, фельдшер, простые крестьяне - счастливые люди севера России.

Ханты - коренной малочисленный народ, проживающий на севере Западной Сибири. В Ханты-Мансийском автономном округе их всего чуть более 1%, но многие из них сохраняют свою идентичность, ведут традиционных образ жизни, несмотря на то, что мир вокруг коренным образом изменился за последнее столетие. Мы выехали из Сургута еще до рассвета по зимнику в поселок Угут, где автомобильная дорога окончилась, пересели на снегоходы и дальше путь стелился через тайгу, по замерзшему Большому Югану… к хантыйским юртам.


На снегоходе удобно ехать только за рулем… а вот в нартах всем телом чувствуешь каждый снежный горбик и когда расстояние измеряется часами, то такая поездка превращается в интересное, но изматывающее приключение. Обжигающий морозный ветер в лицо, смешивающийся с запахом бензина из выхлопной трубы Бурана…

А иногда одно неосторожное движение рулем и мы в сугробе, а дальше надежда только на себя, вокруг тайга, мороз… А связи нет, а если один?!

Большой Юган- левый приток Оби, впадает в Юганскую Обь.

"Юрты" оказались небольшими деревянными домиками, до поездки я представлял себе юрты совсем по-другому. Образ жизни хантов, их основные занятия сложились в древности и почти в неизменном виде дошли до наших дней.

Тут живет семья хантов: глава семьи Саша, его супруга Оксана и двое детей - 8ми и 4х лет.

Главный промысел зимой - это рыбалка:

На небольшой лесной опушке несколько построек, хлев, погреб. Здесь нет электричества, в качестве источника последнего используют бензиновый генератор:

А мобильный телефон только в одном месте может иногда принять смс:

Оксана испекла вкуснейший хлеб, со свежей хрустящей корочкой, на морозе он пошел превосходно!

Дом состоит из одной общей комнаты, здесь две кровати, одна для взрослых, вторая - для детей:

До ближайших юрт отсюда порядка 1-2 часов на Буране в зимнее время года, либо летом на лодке. Самое сложное время - это осень и зима, когда снежный покров еще не достаточен, а устойчивый лед еще не замерз, в такие недели юрты полностью отрезаны от цивилизации. Школа - это тема отдельного разговора. В начале учебного года детей забирают на вертолете из юрт региона в школу-интернат и возвращают лишь на каникулы. Казалось бы, другого пути дать детям образование нет, ведь они проживают на абсолютно изолированных территориях, а с другой стороны в Якутии уже внедряют инициативы дистанционного образования детей коренного населения. Ведь самой главной целью является возвращение детей к своим истоками и продолжение традиций предков. Об этом я напишу отдельно.

Эти малыши уже к 7-10 годам становятся полностью самостоятельными и помогают по хозяйству взрослым. Ходят на рыбалку и охоту вместе со взрослыми.

Девушке на самом деле нет еще и 25ти…

Я смотрю на быт и думаю, а ведь они могут уехать жить в поселок, могу заниматься другими вещами… но в какой-то момент понимаю, что нужно смотреть дальше, чем визуальная картинка весьма неопрятного быта… это люди Тайги, это их просторы и они не променяют их на комфорт городских домов.

А дети как дети, игривы и застенчивы:

Одна из проблем у хантов сейчас - это получение компенсационных расходов от нефтедобывающих корпораций, которые эксплуатируют природные ресурсы территорий, которые исконно принадлежали коренных малочисленных народов. Это приводит к отсутствию мотивации у некоторых и, как следствие, к алкоголизму. Но явление не имеет массового характера.

Природа и общение с ней - это то, чего лишены мы с вами, наши радости и ценности совсем в другом. Наши комплексы порождают несуществующие проблемы. Мы с вами никогда не сможет почувствовать что это, быть с природой на "ты".

Посмотрите фильм "Счастливые люди: год в Тайге", жизнеутверждающий фильм со смыслом и идеей. Также есть более полная его версия в четырех частях.

После публикации «МК» и других СМИ бурятский поселок начал оживать

После сюжетов и публикаций в республиканских и федеральных СМИ о правительство Бурятии приняло меры. В Таежном, живущем без централизованного энергоснабжения 20 лет, появилось топливо для генератора и наладилась связь с внешним миром. Но главное – сдвинулся с места вопрос о создании системы более надежного энергообеспечения. На этом пути - куча бумажной волокиты и миллионы бюджетных средств.

Напомним, 20 лет тому назад в поселке Таежный лесной пожар повредил линию электропередач, а злоумышленники украли часть проводов, что обрекло людей (тогда еще крупное село) к новым условиям жизни при свечках и керосинках. Лишь в 2002 году администрация Селенгинского района купила дизель-генератор, но он часто ломался, а на новую ЛЭП власти не решались – требовалось порядка 40 млн. рублей. Через несколько лет правительство Бурятии купило для жителей Таежного новый дизель-генератор. Но и он работает от случая к случаю – когда не сломан или когда есть солярка, поставки которой в это глухое село случаются крайне нерегулярно. «Беспросветность» изменила весь миропорядок – привела к закрытию привычных магазинов, телефонной связи и транспортного сообщения. Люди отовариваются в отделении «Почты России» по немыслимым ценам, чтобы позвонить с мобильного, взбираются на самую высокую гору в поисках сигнала. И месяцами не могут выбраться из села.

Жизнь стала меняться после публикаций в СМИ. Управделами администрации Селенгинского района Евгений Дагбаев рассказал «МК», что в конце декабря здесь прошел сельский сход, на котором глава сельского поселения «Иройское» Эдуард Намсараев осознал свою вину, ее меру, степень и глубину касательно того, что не довел информацию о сломавшейся дизельной установке до «верха» весной-осенью минувшего года и оставил таежнинцев без света на девять месяцев. Плюс к этому лишил людей автомобиля «УАЗ-29892» - единственного средства передвижения. У «Таблетки» якобы перегрелся мотор из-за частого патрулирования в пожароопасный период.

На этом собрании был принят протокол из 19 пунктов. 7 из них уже выполнены, остальные – в процессе. Конечно, электрический ток не потек во всех без исключения домах. Но, если верить официальной справке, накануне Нового года сюда было завезено 2 тонны дизельного топлива, которого должно хватить до 1 февраля. Так что главный праздник таежнинцы отметили, как и просили - при мерцающих елках и с включенным телевизором.

Сейчас дизель-генераторная установка работает в штатном режиме 8 часов в сутки, и впредь солярка обещают поставлять регулярно по мере необходимости. Администрация Селенгинского района создала штаб для стабильного снабжения Таежного электроэнергией, а его глава Вячеслав Цыбикжапов взял вопрос под личный контроль. Эдуард Намсараев, в свою очередь, пообещал создать «управляшку» по содержанию и обслуживанию дизель-генераторной установки и оказывать всяческое содействие в расчете тарифов (пока сельчане сами собирают на топливо для агрегата и на зарплату механику – дизелисту).

Заработал наконец спутниковый таксофон, долгое время не обслуживаемый никем. Тепреь он обеспечивает двустороннюю связь: «оттуда» можно дозвониться при наличии специальной карточки, «туда» - по обычному телефону. Министерство транспорта Бурятии пообещало изучить предложение одного из операторов - обеспечить телефонией и широкополосным доступом в Интернет удаленные и малочисленные населенные пункты. Для этого около 15 абонентов поселка должны заключить договор на обслуживание и заплатить в пределах 10 тысяч рублей за установку оборудования. В дальнейшем людям предложено платить по 600 рублей в месяц за оказание услуг. Дело за малым – найти желающих.

Кроме того, была отремонтирована и торжественно возвращена народу «Таблетка», а за ней на основании договора со всеми правами и обязанностями закреплен водитель – местный житель Сергей Лазарев, он же выбран старостой поселка. А совсем скоро ожидается проведение конкурса на осуществление пассажирских перевозок по межпоселенческим маршрутам Селенгинского района. К слову, автодорогу до поселка Таежный, построенную еще при леспромхозе и отсыпанную щебнем, планируется избавить от пробоин - ремонт предполагается провести за счет дорожного фонда, причем средства на этот год уже выделены. Впрочем, единственную здесь школу тоже хотят отреставрировать – вскоре начнут составлять смету.

– Министерство транспорта Бурятии направило письмо «МРСК Сибири» для выдачи решения по подключению к промышленной сети – то есть по строительству ЛЭП, но компания пока не огласила его, - отметил замглавы Селенгинского района по промышленности, инфраструктуре и ЖКХ Валентин Дакич. – Поэтому мы рассматриваем альтернативный вариант – установку солнечных батарей. При этом потребуется порядка 50 тысяч рублей на один дом – и то, чтобы обеспечить работу чайника, телевизора и холодильника. Коммерческое предложение имеется, детали по нему прорабатываются. Все предложения будут обсуждаться на совещании в Минтрансе.

Если не удастся закупить и запустить в эксплуатацию новое оборудование и поддерживать в исправности старое (хотя, по прогнозам, оно проработает еще лет семь), придется расселять людей. Глава Бурятии поручил нам проанализировать такую возможность и обсудить ее с населением.

На сельском сходе больная тема расселения не поднималась. Судя по словам чиновников, жители не желают уезжать из обжитых мест, ведь здесь чистый воздух, благодатная земля, а, значит, и неплохой заработок: за лето только на продаже орехов легко заработать до 100 тысяч рублей. Но если судить по декабрьской беседе корреспондента «МК» с жителями Таежного, они, напротив, готовы уехать - было бы, куда и на что. По словам Дакича, одна из идей – предоставление земельных участков в границах сельского поселения для строительства там новых домов. Но будет ли она претворена в жизнь – вопрос пока что риторический.

Роксана Родионова, «МК в Бурятии»

На что тратится жизнь обычного человека, живущего в миру? Все направлено на улучшение быта, повышение комфорта жизни. Будь то разработка нового кухонного комбайна или двигателя для ракеты - все подчинено одной цели. Однако парадокс в том, что чем лучше и легче живет каждый из нас, тем хуже и сложнее условия, в которых приходится выживать современному обществу. Особенно если речь идет о христианском обществе.

Промысел же Божий, Его человеколюбие и забота о каждом из нас показывает нам другой путь развития человека и общества в целом. Это прежде всего духовный путь развития цивилизации, когда каждый сознательно и без принуждения выбирает жизнь со Христом ради спасения души. Мир сейчас держится не на космических технологиях и не на уровне различных услуг, а на ежедневной горячей молитве христиан ко́ Господу. И чем дальше от цивилизации, тем чище и искренней молитва.

Поселок Нововильвенский Горнозаводского района Пермского края находится всего в 14 км от государственного природного заповедника Басеги. Заповедник организован в 1982 году с целью сохранения ненарушенных участков коренной горной тайги Предуралья и Урала, крупного массива коренных среднеуральских елово-пихтовых лесов, расположенных в предгорьях хребта Басеги.

Само название заповедника и хребта на уральском диалекте означает «красивый, чудесный». И действительно, трудно где-то ещё найти такое красивое место. Горный хребет окружают со всех сторон густые леса, с его склонов стекают чистые горные ручьи и речки. Все они - места нерестилищ рыбы, а их воды питают притоки рек. По вершине хребта проходит уникальный горно-тундровый пояс. Чуть ниже тундр - поражающие воображение субальпийские луга. А всё вместе - места концентрации редчайших растительных сообществ и редких видов флоры и фауны.

В советские годы в поселке Нововильвенский была развита лесная промышленность, работал лесозаготовочный комбинат. Однако после развала Советского Союза и во все последующие годы происходило постепенное падение уровня производства, а вскоре комбинат и вовсе был закрыт. Оставшиеся без работы люди стали покидать некогда крупный поселок городского типа, работать на земле и жить своим трудом захотели немногие. По переписи населения на 1 января 2010 г. численность жителей поселка уже составляла не более тысячи человек, как раньше, а всего 366.

Сейчас, спустя 5 лет, в поселке проживает всего 50 человек. Из инфраструктуры - сотовая связь на опушке, летняя дорога, электричество. Школ, больниц, магазинов и других учреждений нет, пока действует только почтовый пункт.

Именно такое место и стало идеальным для уединения и молитвы двух семей христиан Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПсЦ) - Нестеровича Андрея и Ощепкова Александра.

Андрею 31 год, и его нельзя назвать ни дауншифтером, ни отшельником, ни странником. В таёжную глушь он отправился ради спасения души, ради жизни своим трудом вдали от шума, грязи и суеты города.

Трудности быта и таежная жизнь в глухом поселении его отнюдь не пугают. На мой вопрос: «Как живётся в тайге?», - отвечает: «Полное спокойствие. Поют, заливаясь, соловьи, шумит горная река. Топится печка, сегодня на ужин свежее козье молоко и хлеб. Я счастлив здесь».

В доме только самые необходимые вещи, и то не все. Один казанок для всех типов блюд. Небольшая печь. Вода из скважины. Но это всё не главное.

Главное в доме любого христианина - это красный угол, божница. На ней Андрей установил свои иконы, привезенные из Новосибирска.

Вместе с Александром, который поселился с семьей в этом месте раньше, они воздвигли на вершине высокой горы (600 м над уровнем моря) поклонный Крест. Вместе, семьями, они и молятся, в трудах прославляя Бога, и помогают друг другу в нехитром хозяйстве. Никаких развлечений, никаких благ и удобств, только труд и молитва. В действительности, ведь такой и должна быть жизнь христианина.

Спрашиваю: «Не жалеешь о том, что бросил цивилизацию с её благоустройствами, мирскую работу?» И заранее в голове звучит ответ, что, конечно же, нет, особенно, если вспомнить, сколько мирских работ ему пришлось сменить, чтобы сохранить Образ Божий. В мире, где важно скоблёное младенческое лицо, дресс-код и корпоративно-этические кодексы, христианину живется непросто. И, действительно:

Работать нужно на Бога! И во славу Бога. Работайте Господеви со страхом и радуйтесь Ему с трепетом (Прим. - Пс.2:12 ).

Неисповедимы пути Господни, и во все времена своих верных рабов Господь всегда укрепляет, наставляет, поучает и не оставляет в нужде. От нас же требуется малость - следовать заповедям Его, иметь в сердце страх Божий и любовь нелицемерную, не боясь трудностей.

Задумайтесь, много ли надо человеку, чтобы жить благочестиво? На самом ли деле нам необходимо то обилие вещей, предметов и «благ», которыми сейчас окружил себя человек? Или отвлекает всё это от главной цели христианина - спасения души и жизни вечной?

Ответ, думаю, очевиден. И на примере этих двух таёжных семей я еще раз убедилась в этом.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Абсцесс бартолиновой железы
Как выполняется рентген органов малого таза?
Синдром парацентральной дольки