Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сестричество «Отрада и Утешение. Протоиерей Михаил Ивановский, духовник Зачатьевской обители (1874–1942). Свято-Вознесенский мужской монастырь. Утешение детских душ

4.09.08

Что движет человеком, который тратит все свое время, силы и деньги на азартные игры? Почему он становится рабом, казалось бы, совершенно безобидного увлечения? Мы научились остерегаться искушений, которые могут вызвать физическую зависимость, но враг рода человеческого нашел более изощренный способ погубить людей. О нехимической зависимости рассказывает доктор медицинских наук, профессор, главный специалист по медицинской психологии и психиатрии, директор Областной клинической психо-неврологической больницы – медико-психологического центра Михаил Павлович Беро.

– Михаил Павлович, что такое нехимическая зависимость? Каковы основные причины и последствия ее возникновения?

– Нехимическая зависимость - это условное название. При химической зависимости организм человека ради получения удовольствия искусственно стимулируется различными препаратами, в то время как при нехимической зависимости это стимулирование производится благодаря появлению сильного увлечения чем-либо, и это приводит к выработке нейрохимических веществ в собственном мозге.
Психология человека предполагает то, что личность должна быть гармоничной. В понятие "гармония", кроме умения осознать и понять окружающий мир, входит и понятие духовности, веры в Бога. Когда происходит нарушение гармонии, образуется незаполненная ячейка в структуре личности, и эта пустота должна быть чем-то заполнена. Человек находит себе различные увлечения, которые часто вызывают появление психологической зависимости. Это приводит к приумножению греха, к различным неблагочестивым поступкам, и, в конце концов, жизнь человека превращается в трагедию.
Спектр зависимостей очень велик. Это может быть увлечение азартными играми, патологическая зависимость от игровых автоматов, передачи SMS-oк, компьютерных игр и так далее. Происходит искусственная стимуляция, и начинается тщательная выработка слишком больших доз гормонов, адреналина, в частности, что приводит к раннему старению организма. Такой большой выброс активных биохимических веществ вызывает язву желудка или двенадцатиперстной кишки, гипертоническую болезнь, заболевание щитовидной железы. Человек сам себя разрушает, его круг интересов сужается, вся жизнь становится посвященной этому патологическому влечению.
Кроме того, один грех, одна зависимость вызывает другую. Это замкнутый порочный круг.

– Нехимические зависимости делятся на женские и мужские?

– Четкого разделения нет. Женщины более эмоциональны. Сказать, что в игровые автоматы больше играют мужчины, к сожалению, нельзя. В наше время часто можно наблюдать картину, когда бабушки-пенсионерки играют в азартные игры и проигрывают свои пенсии. В западных странах игровые зоны выносятся за пределы города, для того, чтобы не было сильного искушения играть. В нашей стране законодательством не предусмотрен запрет на расположение игровых зон в общественных местах.

– Может человек самостоятельно избавится от этой зависимости?

– Зависимость имеет свои критерии - психические и соматические, то есть она проявляется со стороны психики и со стороны внутренних органов. Когда эти два компонента присутствуют - это полная зависимость, которую человеку самому крайне трудно преодолеть. В основном, при лечении используется сочетание медикаментозной терапии и психологического воздействия, что предполагает обязательное вмешательство специалистов.

– Многие люди скрывают такие свои увлечения. Как понять, что у близкого человека проблемы?

– Если у человека появляется зависимость, то это в первую очередь меняет его жизненные приоритеты. Он отходит от своих старых увлечений, начинает формировать круг интересов вокруг этой зависимости. Человек избегает друзей, он иначе распределяет свое рабочее и нерабочее время. Вокруг одного зависимого сразу возникает команда людей, которая вовлекает его, поддерживает и "выкачивает" денежные средства. Человек моментально начнет испытывать зависимость материальную - и это также бросится в глаза.

– Проблема нехимической зависимости существует давно. В чем заключается опасность нехимической зависимости в наше время?

– Таких масштабов, как сейчас, она никогда не приобретала. Кто раньше мог увлекаться, к примеру, азартными играми в карты? Только состоятельные люди среднего возраста, которые входили в специализированные клубы. Сейчас с распространением казино, игровых автоматов наблюдается тенденция к вовлечению во все это молодежи.
Особенность психики подростка такова, что человек в этот период жизни находится на грани между детством и взрослой жизнью. Тинэйджер нуждается в опеке родителей и в то же время пытается сепарироваться от них, начинает пробовать себя в реальной жизни. Такой поиск сводится к тому, что за предложением поиграть в компьютерные игры может стоять угроза возникновения серьезного психического расстройства. Мы лечили подростков, которых охранники буквально выгоняли из компьютерных клубов. Зависимость была настолько сильной, что человек боялся покинуть клуб, он себя не мыслил уже вне этого клуба. Дети бросали учебу, пренебрегали правилами личной гигиены, они буквально жили в этих клубах. Подросток пытается самоутвердиться, и такое бездуховное, нецерковное воспитание, отсутствие традиций имеет столь плачевные последствия.

– Но ведь и в православных семьях эта проблема тоже присутствует. Какие ошибки допустили родители? Не связано ли это с тем, что взрослые, пытаясь защитить, ограждают ребенка от внешнего мира?

– Каждое действие человека имеет внешние и подсознательные причины. Если воцерковление ребенка в подсознании его родителей заключается в том, чтобы оградить его от плохого внешнего воздействия мира, тогда это может привести к тому, что ребенок не захочет ходить в храм. Подросток все равно будет искать себя, он будет искать ответ на вопросы: кто я? где я? для чего я? Ребенок должен понимать, почему он верит в Бога, для чего его повели в воскресную школу, почему его заставляют читать Библию, учить псалмы и молиться.
Одним из законов подросткового периода жизни является склонность к подражанию. Но вот чему он будет подражать? Ребенок также склонен к организации группировок. Хотим мы или нет, но он все равно будет таким. Реакция эмансипации, освобождение от родительского и учительского влияния. И уже от воспитания зависит, найдет ли он для себя интересным быть в группе верующих христиан или в группе азартных игроков. Он же увидит, что его товарищи в воскресенье утром едут на прогулку, там весело, а его ведут в храм, где нужно молиться и каяться. Поэтому в рамках детской воскресной школы тоже могут совершаться мероприятия, которые бы были игровыми по форме, но обучающими и формирующими религиозное мировоззрение по содержанию.
Воспитание и образование детей - это глобальная проблема. В нашей стране все подчиняется модным веяниям. Вот сейчас модно венчаться - и люди это делают. Но это таинство не является столь же привычным, как регистрация в ЗАГСе. Необходимо, чтобы человек мог в любое время обратиться к Богу, чтобы в каждом учреждении было место, где можно было бы помолиться, чтобы человека окружали люди, разделяющие его веру. Мы ведь не защищены от того, что ребенок, воспитанный в православных традициях, в обществе не столкнется с борьбой с этими традициями.

– В нашем государстве пока что не видно перспектив на улучшение ситуации. Что в данных условиях можно сделать, как избежать "всплесков" ухода от веры?

– Семья ходит в храм, она обращается за советом и духовным окормлением к какому-то священнику. Этот священник должен быть грамотным и на современном уровне должен уметь понять всех членов семьи, и ребенка, в частности, его возрастные особенности.

– Если у одного из членов семьи есть нехимическая зависимость - куда можно обратиться родственникам?

– Родственники должны быть внимательны, и первая помощь должна исходить прежде всего от близких людей. Родители обязаны понять, чего же ребенку не хватает, почему он таким образом заполняет душевную пустоту. Посещение храма, вера в Господа значительно ускоряет процесс выздоровления не только от нехимических зависимостей, но и от иных психологических расстройств. К примеру, в нашей клинике существует определенная установка - пациенту настоятельно рекомендуется посещать храм, который находится на территории нашего центра, принимать участие в таинствах, обсуждать свою проблему со священником.
Редко, но бывает так, что люди рождаются с предрасположенностью к нехимической зависимости - достаточно малейшей провокации, и человек полностью в это втягивается. Но хочу обратить внимание на то, что от нехимической зависимости очень тяжело излечиться, лучше ее не приобретать.

Беседовала Анастасия Патрича

Донбасс ПравославныйПресс-служба Украинской Православной Церкви

Шестнадцатый год ведет попечительскую деятельность в психоневрологической больнице № 1 Киева сестричество в честь афонской иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» Кирилловского прихода Украинской Православной Церкви. Ежегодно оказывается духовная и материальная помощь пациентам 28 отделений, среди которых два детских, а также отделение для людей, преступивших закон и проходящих судебно-психиатрическую экспертизу. Всего сестричеством за год опекается более 11 тысяч больных.

Кирилловский приход был организован в 1993 году и стал первым «больничным» в Киеве. Священным Синодом Украинской Православной Церкви неоднократно признавался одним из лучших на Украине.

Настоятель

Настоятель прихода - протоиерей Феодор Шеремета. В 1993 году батюшка служил в Покровском монастыре, и осенью по просьбе духовных чад пришел в Павловскую больницу, как называют психбольницу № 1 киевляне. Несколько будущих прихожан принесли стул и сосуд для освящения воды. Больница находится вблизи древней Кирилловской церкви (XII в.), известной всему миру своими уникальными фресками и художественными работами Михаила Врубеля и уже многие годы действующей как музей - храм был закрыт в 1926 году. И вот впервые за 67 лет над этим уголком Киева звучали слова водосвятного молебна. Через некоторое время стали подходить пациенты больницы, которым разрешался свободный выход из отделений. Некоторые приближались к отцу Феодору и руками касались его рясы со словами: «А это настоящий батюшка?». После молебна отец Феодор стал раздавать крестики и иконки. Больные с радостью принимали святыни, крестились, кто как умел, восклицая: «Вот и к нам Бог пришел!.. Этого батюшку Христос прислал!.. И Матерь Божия…».

По сути, именно в тот осенний день Кирилловский приход и начал свою душеспасительную деятельность. Главврач больницы Виталий Лисовенко откликнулся на инициативу православных. В здании старого клуба, где некогда размещалась трапезная Кирилловского монастыря, было выделено помещение для совершения богослужений. А затем Церкви был передан в пользование и весь одноэтажный корпус, на то время пребывающий в аварийном состоянии. Несколько сестер по благословению настоятеля устроились работать санитарками в больничные отделения клиники, они же, а затем и другие сестры и братья стали приводить группы больных на богослужения. Так начало свою деятельность сестричество милосердия.

Затем на территории больницы была построена благотворительная столовая. Под Киевом, в с. Тарасовка Барышевского района, возник приходской скит с храмом мученика Александра Римского. Здесь же приходом арендовано 60 гектаров пахотной земли для ведения сельскохозяйственных работ. Выращенным здесь, а также медом с пасеки, мясом и молочными продуктами обеспечивается благотворительная столовая, где ежедневно питается более 100 человек. Дело в том, что на обширной территории больницы «проживает» множество бездомных: выписанных бывших пациентов больницы, которым некуда возвращаться, хронических больных и просто бродяг, узнающих, что «возле той церкви харчи дают и одежду и могут обогреть». Некоторые из этой бродяжьей когорты снова становятся нормальными людьми и вливаются в трудовую православную общину. На самой территории больницы - она располагается на древних Кирилловских холмах, покрытых дубовым и смешанным лесом, - имеется так называемая «пустынька», тоже с садом, огородами, овощными хранилищами и пасекой. Здесь и трудятся «заблудшие овцы». Все эти начинания, в том числе и переоборудование старинного корпуса трапезной в новый храм Василия Великого, устройство библиотеки, местное радиовещание, издательская деятельность, - инициативы неутомимого отца Феодора Шереметы, опытного духовника и пастыря, выпускника Санкт-Петербургской академии, кандидата богословских наук и преподавателя литургики в духовных школах Киева. За эти 16 лет отец Феодор воспитал целую плеяду пастырей, многие из которых ныне - опытные протоиереи, настоятели храмов, в том числе и больничных.

Медперсонал больницы вскоре отметил улучшение состояния у пациентов, посещающих храм, участвующих в таинствах исповеди и причастия. Так, одна из пациенток больницы, Тамара К., безуспешно проходящая лечение на протяжении нескольких лет, была выписана со значительным улучшением здоровья, а ныне она является одной из постоянных сестер сестричества и к врачам по поводу своего здоровья уже не обращается. Еще пример. Юноша и девушка, некогда пациенты больницы, стали посещать храм, пели на клиросе, а затем венчались в Кирилловской церкви и сейчас приводят своих деток на причастие, по-прежнему помогают отцу Феодору в его многогранной деятельности. И таких примеров множество: определенный процент прихожан как раз и составляют бывшие пациенты больницы (в этом феномен Кирилловской общины), которые вспоминают свой недуг как кошмарный сон. Но ни настоятель, ни сестры милосердия, как правило, не возвещают громогласно об исцелениях: верующие знают, что у Бога все возможно, а неверующие объяснят факт выздоровления в Церкви «благоприятным воздействием мелодичного пения и благолепия храма и психологическим влиянием священников» или «ошибкой в диагнозе».

Немного истории

В Кирилловском монастыре, основанном великим князем Всеволодом Ольговичем в XII веке, начал свой духовный путь святитель-чудотворец Димитрий Ростовский, прозванный российским Златоустом.

Как свидетельствует история, для Кирилловской обители всегда была характерна попечительская деятельность о «сирых и убогих». После упразднения монастыря Екатериной II в 1786 году здесь был организован приют для военных инвалидов. Для него были использованы бывшие монашеские кельи. А в выстроенных тогда новых корпусах разместилась психиатрическая больница, которая до этого находилась на Подоле (ул. Константиновская, 6/8). В 1823 году в восточной части монастыря построен комплекс из трех архитектурных сооружений (архитектор И. Шарлемань), где разместились богадельни для бывших военнослужащих - участников Отечественной войны 1812 года и пожилых людей.

Перед революцией больница представляла собой целый медицинский комплекс с научными кафедрами, терапевтическим и хирургическим отделениями, здесь была даже открыта и акушерско-фельдшерская школа. Все же новые корпуса больницы на современной ее территории в 60 га построены уже в советское время.

Древний Кирилловский храм до революции действовал как больничный. На территории больницы долгое время проживали монахи и благочестивые миряне, ухаживающие за больными. Всего в Киеве под эгидой Церкви до революции действовало девять богаделен. Казалось бы, небольшая цифра, но если учесть, что в 1913 году население Киева составляло 150 тысяч человек (численность одного городского района сегодня), вырисовывается иная картина. Кроме того, под началом Церкви проводилась масса благотворительных акций. Церковь была душой и стержнем попечительства, милосердия, воспитания и образования народа. Но более 70 лет она была лишена прав заниматься делами милосердия, и ей приходилось это делать тайно. Например, при Покровском монастыре в хрущевское и брежневское время действовала богадельня для престарелых монахинь, куда часто определялись и благочестивые прихожанки, оказавшиеся на старости лет в одиночестве.

Тревожная статистика

Как уже говорилось, Кирилловский приход первым в Киеве возобновил благотворительную работу по уходу за больными. По существу, было положено основание для взаимодействия Церкви и государственных медицинских учреждениях.

Суровая статистика ВОЗ дает неутешительные цифры и прогнозы относительно роста психических заболеваний в мире. Одно из страшных последствий подчас скрыто протекающих душевных расстройств современного человечества - самоубийства. Недаром больше всего суицидов (более 25 случаев на 100 тысяч населения) как раз в странах с достаточно высоким материальным уровнем жизни, таких как Австрия, скандинавские страны, Швейцария, Германия, Япония. В этот печальный список попадает и не блещущая экономическими достижениями Украина. Больше всего суицидов зафиксировано в наших промышленных городах и районах, пострадавших от аварии на ЧАЕС, - в среднем 35 случаев на 100 тысяч населения. Однако социологи считают, что реальная цифра в два-четыре раза выше официальной статистики.

Число страдающих психическими расстройствами, увеличившееся за последние 30 лет втрое, будет расти и дальше. По прогнозам ВОЗ, к 2020 году психические расстройства войдут в первую пятерку болезней, лидирующих по количеству людских трудопотерь. Эксперты ВОЗ считают, что в развитых странах мира в психиатрической помощи нуждается 5-10% населения. К 2020 году депрессивные заболевания обгонят нынешнего мирового «лидера» - болезни сердечно-сосудистой системы.

Особую тревогу вызывает рост психических заболеваний у детей. На Украине это приобрело почти катастрофический характер. По статистике, заболеваемость нервной системы за период с 1992 по 2000 годы увеличилась на 43%, и эта цифра продолжает расти. Заболеваемость нервной системы у детей в следующие пять лет - с 2000 по 2005 год - повысилась почти на 30%. За годы учебы в школе число нервно-психических нарушений у детей увеличивается в полтора раза, доля больных детей с такими нарушениями, по данным некоторых исследователей, от 1-го до 8-го класса вырастает с 15 до 40%. При этом 68% детей школьного возраста курят, более 6% употребляют наркотики.

Поэтому в договоре, заключенном между Украинской Православной Церковью и Минздравом Украины присутствует пункт, касающийся и психических заболеваний в стране, ибо известно благотворное влияние Церкви при лечении подобных недугов. Доктор медицинских наук, профессор Михаил Беро, директор Донецкой областной психоневрологической больницы, уверен, что православная психотерапия, основанная на святоотеческом опыте, «вводит в царство подлинной терапии души, истоки которой ведут к Самому Христу и Его святым ученикам. Она представляет собой нравственно-религиозное направление психотерапии и базируется на христианских непреходящих ценностях, цементирующих многие века саму основу государства с его самобытной культурой, науками, ремеслами, определяя и всю общественную жизнь». Врач считает, что возрождение православной психотерапии с участием Церкви в работе с больными с расстройством психики и нервными заболеваниями отражает насущную потребность нашего больного и глубоко трагичного времени перемен, внесшего хаос и разброд в умы человеческие.

Сестричество

Три года тому назад старшая сестра сестричества Любовь Андреевна Шинкаренко приняла обязанности у своей предшественницы - Екатерины Андреевны Бортковой, исполнявшей послушание старшей сестры на протяжении пяти лет. Ныне Екатерина Андреевна - монахиня Предислава, насельница старинного Флоровского монастыря на Подоле, где в свое время принял благословение юный Прохор Мошнин - будущий светильник земли Русской преподобный Серафим Саровский. Собственно, духовная взаимосвязь пронизывает все древние киевские храмы и обители, как правило, игравшие особую роль в духовном становлении подвижников Христовых. И для обителей этих, ведущих свою историю с времен Крещения Руси и деятельности равноапостольного великого князя Владимира, характерны дела милосердия и попечительства о «страждущих, болящих, сирых и убогих». Не случайно сам великий князь-креститель, до крещения жестокий язычник, именовался в народе Красным Солнышком - за великую любовь и сострадание к бедному люду - качества, которые дарованы ему были Богом с благодатью святого крещения. Древние патерики рассказывают нам о случаях чудесных исцелений умалишенных. В пещере преподобного Антония Печерского сохранялось железное кольцо в стене, к которому привязывали одержимых, страждущих от нечистого духа. Да и сейчас киевские пещеры с мощами преподобных привлекают к себе тысячи людей, среди которых множество недужных.

С первых дней деятельности сестричества «Отрада и Утешение» сами больные стали утверждать, что после посещения храма и особенно после принятия святых даров плоти и крови Христовых они получали огромное облегчение.

Я была человеком светским и далеким от Церкви, но уже тогда вняла призыву Господа быть православной христианкой и служить Ему в делах милосердия, - рассказывает Любовь Андреевна Шинкаренко. - Переехав в Киев с мужем, офицером в отставке, я стала посещать Киево-Печерскую лавру и там услыхала о Кирилловском приходе, который опекает психически больных людей. Мне очень захотелось как-то помочь этим несчастным. Пришла я в Кирилловскую и обратилась к отцу Феодору с просьбой дать мне какое-нибудь послушание. Он посмотрел этак на мой элегантный вид (а я тогда любила выглядеть эффектно), покачал головой и сказал: «Уж не знаю, какое вам послушание дать. Нет у нас для вас послушания…». Я очень огорчилась, пошла в храм и начала слезно молиться. Затем снова пришла к отцу Феодору с тем же вопросом, и он вторично меня отправил восвояси. Как я понимаю, мудрый духовник испытывал мое намерение. Я уж и дома взмолилась Божией Матери. И думаю: ну, если в третий раз откажет, значит, нет воли Божией. Прихожу и говорю: «Батюшка, я все могу делать, хоть полы мыть, тряпки стирать…». А он так удивленно: «Полы мыть?» - и обратился к сестрам храма: «Дайте ей ведро и тряпку, пусть моет». И ушел. Я была, как говорится, на седьмом небе. Уж и драила эти полы с таким старанием, а отец Феодор проходит мимо, смотрит, улыбается и ничего не говорит. В общем, прошла я послушание уборщицы на отлично, так что вскоре батюшка благословил мне быть сестрой милосердия. Так Господь привел меня к этому богоугодному делу. Но одного желания помогать ближним мало, нужно еще набраться терпения, просить у Господа помощи и сил, претерпеть разного рода искушения. Ибо враг рода человеческого не терпит таких дел и начинает творить козни. Только исповедь и откровенные беседы с духовником помогают преодолевать трудности. Ведь дело мы имеем с людьми, у которых больна душа. И для работы с такими страждущими нужно, в первую очередь, к себе самой быть очень внимательной.

В сестричестве 18 сестер милосердия. Это женщины разного возраста и разного рода занятий. Многие с высшим образованием: юристы, педагоги, экономисты. Большинство из них совмещают трудовую деятельность с послушанием в сестричестве. Как правило, в воскресные и праздничные дни они собираются всем составом, а в будние дежурят по очереди. Но они бы никогда не справились с таким объемом работ, если бы не помощники из числа прихожан. Например, раз в месяц на приход приезжает группа пожилых женщин-пенсионерок, которые из своей пенсии выделяют средства на покупку продуктов. Как правило, покупают качественное сало и готовят из него паштеты с чесноком и петрушкой, привозят на машине хлеб и другие продукты и потом делают бутерброды, которые разносятся по отделениям. Любовь Андреевна ведет небольшую статистику для учета, и оказалось, что в месяц приготавливается и разносится больным около 80 тысяч бутербродов. Нашлись и благодетели среди представителей бизнеса, регулярно присылающие продукты.

Глядя на труды этих смиренных женщин в белых одеждах с красными вышитыми крестами, невольно вспоминаешь слова из Нагорной проповеди Спасителя: «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут» (Мф. 5: 7).

Святки и Пасха

С рождественской звездой, иконами и пением колядок направляются ученики воскресной школы, возглавляемые духовенством и сестрами милосердия, к отделениям больницы. Приходской микроавтобус, груженный коробками с рождественскими подарками, иконками, святой водой и свечами, следует за ними. В детские отделения везутся еще игрушки, настольные игры, альбомы для рисования, фломастеры и карандаши, детские Библии. Мне доводилось принимать участие в этих праздничных волонтерских шествиях и видеть, с какой радостью встречали прихожан больные, томящиеся за закрытыми дверями отделений больницы. Как оживали их лица и блестели потухшие от болезни и медикаментов взгляды, как они радостно крестились и дружно отвечали на рождественское приветствие «Христос рождается!»: «Славим Его!». И на Пасху в больничных палатах и столовых звучат - и прозвучат в этом году тоже - благовестные слова: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!».

Не знаю, почему мне так трудно начать писать эту статью… Впечатления от поездки уже давно должны были перебродить и успокоиться. Но что-то постоянно тревожит, что-то не дает возможности стройно выложить свои мысли и воспоминания на бумагу… на равнодушную клавиатуру. И постоянно приходится вспоминать и перебирать все подробности этой необычной поездки.

Перед вами очень интересное место. Конечно, мой слабосильный фотоаппарат не может передать всё волшебство этих бесконечных далей. Но представьте себе – там, вдали, на расстоянии всего семи километров начинается чужая страна. Когда-то всё это принадлежало Румынии. Но в 1939 году по странной прихоти Иосифа Виссарионовича, по согласованию с Риббентропом, была проведена на карте прямая линия, и румынские земли вместе со всеми румынами с их чадами и домочадцами стали вдруг советскими. А в Советском Союзе появился Герцаевский район. Чтобы вам было понятнее – Черновицкая область Украины. Место, о котором мой рассказ – красный кружок, к которому ведет моя ужасная красная стрелка.

Но это всё – присказка. Настоящая сказка – впереди.

В прошлом году, совершая небольшое путешествие по маршруту Нетишин-Каменец-Подольский-Черновцы, подъезжая к конечному пункту, экскурсовод обратила наше внимание на появившийся вдали небольшой холм, на котором ярко блестели под осенним солнцем церковные купола. “Этот монастырь основал отец Лонгин, котрый усыновил несколько сотен детей”. Этих слов для меня оказалось достаточно, чтобы появилось большое желание посетить такое необычное место. И, как я вам уже говорила – мечты сбываюся!

Знаю, что у некоторых моих друзей при слове “монастырь” сразу же пропадает всякий интерес к подобным писаниям. Но, уверяю вас, что это совсем-совсем необычный монастырь. Поэтому прошу – не переключайтесь, а досмотрите и дочитайте до конца!

Итак, Герцаевский район. Село Банчены. Рядом на горе был пустырь. Именно здесь в 1994 году отец Лонгин (тогда еще отец Михаил), вместе с четырьмя монахами заложил первый камень собора. Трудно поверить, что спустя 18 лет здесь вырос огромный комплекс Свято-Вознесенского мужского монастыря.

Когда было построено первое здание, отец Лонгин привез сюда первых сирот. Вернее, бывших сирот, так как каждого из них он усыновлял. Первый ребенок, Ваня, был усыновлен в 1992 году. Хилый, больной ДЦП 3-летний мальчик был взят в семью из черновицкого детского дома. С него всё и началось. Когда же закончились странички в паспорте, куда записывали усыновленных детей (а их к 1994 году было уже 29), отец Лонгин начал брать детей под свою официальную опеку. Детский приют на территории монастыря рос, росло и число монахов, которые помимо служб заботились об этих детях. Было принято решение построить для детей отдельные здания. Так возник детский городок в селе Молница – в 4-х км от монастыря.

Попасть внутрь можно только по разрешению отца Лонгина. И это, конечно, правильно. Зачем тревожить детей своим любопытством и ненужными расспросами?! Ведь и так видно, с какой любовью сделан этот сказочный городок.

Своих детей отец Лонгин собирал и собирает по всей Украине. Как правило, это круглые сироты, дети с диагнозом ДЦП, тяжелые инвалиды, умственно отсталые. Дети, которых никто не хотел усыновлять.

Сердце заходится, когда представляешь себе, как женщина, умирающая от рака, принесла к отцу Лонгину своего сына-эпилептика – глухого, немого, слепого от рождения. И этот мальчик растет здесь, чувствует тепло и ласку, откликается на них, знает отца Лонгина. А когда вырастет, останется при монастыре. А безрукий мальчик, который сам упросил отца Лонгина, посетившего детский дом, взять его к себе! Невозможно без боли думать о том, что перенесли и переносят дети-сироты. А если еще и калеки, обиженные жизнью и судьбой. И что греха таить, мы ведь даже не хотим об этом думать, не то, что представлять…

Не могу назвать точную цифру, сколько сейчас детей в городке. Примерно более 250 человек. Живут по четыре человека в комнате. Обслуживающего персонала – более сотни человек, из них большая часть монахини из Боянского женского монастыря. Остальные – квалифицированные педагоги и медики.

Дети-отказники с диагнозом СПИД тоже собраны здесь отцом Лонгиным. И их здесь около 60! У них свой медицинский персонал, отдельный уход и, конечно же, квалифицированное лечение. И, говорят, уже есть случаи абсолютного выздоровления!

Здесь же своя церковь.

Мы не навязываем детям веру, наоборот: стараемся каждого направлять по зову его сердца. Наши дети каждый год отдыхают на море, в горах. Их обучают музыке, пению, рисованию. Мы утешаем детские души, а счастливы ли они здесь - судите сами…

Конечно же, я обратила внимание на огромный кувшин перед храмом. Тем более, что подобные встречались на всем моем пути по Черновицкой области. Так украшен колодец. К воде в этих местах отношение особое. Я видела колодцы в форме лебедей, ваз и прочих “архитектур”.

Вдали виден плавательный бассейн. А еще здесь есть дорожки, чтобы дети катались на роликах. Есть свой маленький зоопарк с пони и павлинами. И много-много красоты. Чтобы смягчились исстрадавшиеся детские сердца.

У детей-инвалидов в глазах - жажда жизни. Конечно же, они хотят жить, как и любой человек… И не все люди понимают, ценят ту жизнь, которая им досталась. А ребятишки без рук, без ног, с другими тяжелыми диагнозами – жить хотят и говорят, что самое главное, что у них есть жизнь. Если честно, это грустно и жестоко… и то, что они говорят вызывает слезы, вероятнее, они просто не понимают всей тяжести своего состояния и готовы бы были отчаяться, но, как и все дети – чисты, наивны и абсолютную несправедливость принимать не умеют и отчаянно хотят верить в чудо. Батюшка, благодаря своему большому, доброму сердцу, своей самоотверженной, безграничной, искренней верой доказал им, что существует это чудо. И есть настоящая, нелицемерная доброта, бескорыстность, чистота, любовь на свете, а не только зло, несправедливость, жестокость, боль, страдания… И кто-то может просто любить, делать добро, не требуя ничего взамен. И, возможно, от осознания этого, цепочка несчастий, людского жестокосердия на этих ребятишках прервется, потому что кто-то однажды не ответил злобой, равнодушием, пренебрежением, так часто встречающимися в нашем мире, а протянул руку, накормил, одел, подарил любовь и стал добрым, заботливым папой, чего не смогли дать даже родные родители ” http://www.diveevo.ru/311

Конечно же,мне очень хотелось посмотреть на ребятишек. И мне это удалось.

Кто там говорит, что монахи бездельники?! У монастыря есть свои поля, сады, огороды, теплицы, цветочная оранжерея и даже фермы. То есть они полностью обеспечивают себя почти всеми продуктами. А какая здесь выпечка! Испробовано купленное в монастырской лавке. Кроме того, для всех желающих есть абсолютно бесплатная монастырская столовая, где я с аппетитом вкушала обощное рагу, плов и цветную капусту в бесподобном соусе. И всё это было выращено вот на этих полях. Совместным трудом монахов, монашек и детей отца Лонгина.

Аккуратно одетых, ухоженных ребят ждал автобус, который повезет их в тот сказочный городок, где мы с вами только что побывали.

А вот и урожай. То что остается неиспользованным в монастыре, развозится совершенно безвозмездно по близлежащим интернатам, больницам и приютам.

Читали ли вы потрясающую автобиографическую книгу “Белое на черном” Рубена Давида Гонсалеса Гальего . Кроме ужасов детдомов Советского Союза, подросших детей-инвалидов ожидают не менее ужасные дома престарелых. Да-да! Дома престарелых. А отец Лонгин выстроил для своих выросших воспитанников дом, где они будут продолжать жить под его опекой. Вот этот дом, возле которого постоянно стоит машина скорой помощи. Опекают их всё те же монахини из Боянского женского монастыря. Таскают на своих спинах, моют, кормят, поят… Стоит этот дом отдельно от детского городка, рядом с монастырём.

Отец Лонгин, настоятель Свято-Вознесенского мужского монастыря, Герой Украины и много-много-многодетный общий ПАПА. За огромное сердце которого хочется молиться и молиться.

Три инфаркта, операции на сердце, химиотерапия – такова цена этой безразмерной, безграничной, неземной ДОБРОТЫ, ВЕРЫ и ЛЮБВИ.

Маленькая справка: Отец Михаил. После пострига, т.е. принятия монашества, отец Лонгин. В миру – Михаил Васильевич Жар.

Почему Лонгин? Лонгин – это имя одного из воинов Пилата, который стоял на страже при распятом Иисусе Христе. Он же проткнул ребра Спасителю. Капля крови попала воину в глаза, и он прозрел – стал истинным христианином. За свои проповеди пострадал – “…во главу усечен был”. Воин Лонгин возведен в ранг Святых.

А теперь у меня к вам просьба. Пожалуйста, найдите время и посмотрите этот фильм до конца. Я бы назвала его не “Форпост”, а “Познай самого себя”. Неужели вам этого не хочется?

Электронное СМИ «Интересный мир». Выпуск №90 от 10.08.2012

Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи!

На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.

Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму на карту Сбербанка: Мастеркард 5469400010332547 или на карту Райффайзен-банка Visa 4476246139320804 Ширяев Игорь Евгеньевич.

Также вы можете перечислить Яндекс Деньги в кошелек: 410015266707776 . Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.

Что движет человеком, который тратит все свое время, силы и деньги на компьютерные игры или игровые автоматы? Почему он становится рабом, казалось бы, совершенно безобидного увлечения? Мы научились остерегаться искушений, которые могут вызвать физическую зависимость, но враг рода человеческого нашел более изощренный способ погубить людей. О нехимической зависимости рассказывает доктор медицинских наук, профессор, главный специалист по медицинской психологии и психиатрии, директор Областной клинической психо-неврологической больницы - медико-психологического центра Михаил Павлович Беро.

- Михаил Павлович, что такое нехимическая зависимость? Каковы основные причины и последствия ее возникновения?

Нехимическая зависимость - это условное название. При химической зависимости организм человека ради получения удовольствия искусственно стимулируется различными препаратами, в то время как при нехимической зависимости это стимулирование производится благодаря появлению сильного увлечения чем-либо, и это приводит к выработке нейрохимических веществ в собственном мозге.

Психология человека предполагает то, что личность должна быть гармоничной. В понятие «гармония», кроме умения осознать и понять окружающий мир, входит и понятие духовности, веры в Бога. Когда происходит нарушение гармонии, образуется незаполненная ячейка в структуре личности, и эта пустота должна быть чем-то заполнена. Человек находит себе различные увлечения, которые часто вызывают появление психологической зависимости. Это приводит к приумножению греха, к различным неблагочестивым поступкам, и, в конце концов, жизнь человека превращается в трагедию.

Спектр зависимостей очень велик. Это может быть увлечение азартными играми, патологическая зависимость от игровых автоматов, передачи SMS-oк, компьютерных игр и так далее. Происходит искусственная стимуляция, и начинается тщательная выработка слишком больших доз гормонов, адреналина, в частности, что приводит к раннему старению организма. Такой большой выброс активных биохимических веществ вызывает язву желудка или двенадцатиперстной кишки, гипертоническую болезнь, заболевание щитовидной железы. Человек сам себя разрушает, его круг интересов сужается, вся жизнь становится посвященной этому патологическому влечению.

Кроме того, один грех, одна зависимость вызывает другую. Это замкнутый порочный круг.

- Нехимические зависимости делятся на женские и мужские?

Четкого разделения нет. Женщины более эмоциональны. Сказать, что в игровые автоматы больше играют мужчины, к сожалению, нельзя. В наше время часто можно наблюдать картину, когда бабушки-пенсионерки играют в азартные игры и проигрывают свои пенсии. В западных странах игровые зоны выносятся за пределы города, для того, чтобы не было сильного искушения играть. В нашей стране законодательством не предусмотрен запрет на расположение игровых зон в общественных местах.

- Может человек самостоятельно избавится от этой зависимости?

Зависимость имеет свои критерии - психические и соматические, то есть она проявляется со стороны психики и со стороны внутренних органов. Когда эти два компонента присутствуют - это полная зависимость, которую человеку самому крайне трудно преодолеть. В основном, при лечении используется сочетание медикаментозной терапии и психологического воздействия, что предполагает обязательное вмешательство специалистов.

- Многие люди скрывают такие свои увлечения. Как понять, что у близкого человека проблемы?

Если у человека появляется зависимость, то это в первую очередь меняет его жизненные приоритеты. Он отходит от своих старых увлечений, начинает формировать круг интересов вокруг этой зависимости. Человек избегает друзей, он иначе распределяет свое рабочее и нерабочее время. Вокруг одного зависимого сразу возникает команда людей, которая вовлекает его, поддерживает и «выкачивает» денежные средства. Человек моментально начнет испытывать зависимость материальную - и это также бросится в глаза.

- Проблема нехимической зависимости существует давно. В чем заключается опасность нехимической зависимости в наше время?

Таких масштабов, как сейчас, она никогда не приобретала. Кто раньше мог увлекаться, к примеру, азартными играми в карты? Только состоятельные люди среднего возраста, которые входили в специализированные клубы. Сейчас с распространением казино, игровых автоматов наблюдается тенденция к вовлечению во все это молодежи.

Особенность психики подростка такова, что человек в этот период жизни находится на грани между детством и взрослой жизнью. Тинэйджер нуждается в опеке родителей и в то же время пытается сепарироваться от них, начинает пробовать себя в реальной жизни. Такой поиск сводится к тому, что за предложением поиграть в компьютерные игры может стоять угроза возникновения серьезного психического расстройства. Мы лечили подростков, которых охранники буквально выгоняли из компьютерных клубов. Зависимость была настолько сильной, что человек боялся покинуть клуб, он себя не мыслил уже вне этого клуба. Дети бросали учебу, пренебрегали правилами личной гигиены, они буквально жили в этих клубах. Подросток пытается самоутвердиться, и такое бездуховное воспитание, отсутствие традиций имеет столь плачевные последствия.

- Если у одного из членов семьи есть нехимическая зависимость - куда можно обратиться родственникам?

Родственники должны быть внимательны, и первая помощь должна исходить прежде всего от близких людей. Родители обязаны понять, чего же ребенку не хватает, почему он таким образом заполняет душевную пустоту. Посещение храма, вера в Господа значительно ускоряет процесс выздоровления не только от нехимических зависимостей, но и от иных психологических расстройств. К примеру, в нашей клинике существует определенная установка - пациенту настоятельно рекомендуется посещать храм, который находится на территории нашего центра, принимать участие в таинствах, обсуждать свою проблему со священником.

Редко, но бывает так, что люди рождаются с предрасположенностью к нехимической зависимости - достаточно малейшей провокации, и человек полностью в это втягивается. Но хочу обратить внимание на то, что от нехимической зависимости очень тяжело излечиться, лучше ее не приобретать.

Михаил Беро, доктор медицинских наук

Беседовала Анастасия Патрича

www . ortodox . donbass . com

В июле старейший в Екатеринбурге монастырь отмечает свое 200-летие

Изменить размер текста: A A

В гостях у редакции «Комсомольская Правда-Урал » священник женского Ново-Тихвинского монастыря отец Михаил (протоиерей Михаил Кудрин ). В черной рясе до пят в жаркую погоду священник неизменно вызывает удивление: как это только ему не жарко? Да жарко ему, как и всем. Отец Михаил очень радушный и веселый человек. Попадающиеся ему навстречу люди реагируют по-разному. Кто-то сторонится, кто-то подходит за благословением. Отец Михаил усаживается за стол. К печенью не притрагивается, берет только предложенную воду. До начала прямой линии остается несколько минут.

- Отец Михаил, вы печенье не берете из-за того, что оно на сливках, а сейчас идет Петровский пост?

Я, конечно же, пост не могу нарушить. Хотя в целом Петров пост не такой строгий как, например, Великий. Часто разрешается рыба. Конечно, все православные сейчас воздерживаются от мяса и от молочного. Но если кому-то в столовой или кафе попадется в супе маленький кусочек мяса, будет выглядеть странно, если он станет его вылавливать и откладывать в сторону. Лучше уж сразу выбирать постные блюда, но если человек случайно съест немного непостного, то ему простится.

Елена: Здравствуйте, батюшка. Были с мужем в Ново-Тихвинском монастыре и очень нам у вас понравилось. Хотим здесь венчаться.

Сейчас венчания не совершаются. Вот закончится Петровский пост 12 июля, тогда можно будет. Только в самом монастыре венчания не совершаются. Поблизости есть наша часовенка, в дендрологическом парке, вот там можете повенчаться, это будет для вас очень хорошо. Есть для этого определенные дни – воскресенье, понедельник, среда и пятница. А договориться о венчании можно в монастыре, в Зеленой Роще.

Павел: Сколько раз надо исповедаться?

Самое лучшее – хотя бы раз в неделю. Для этого надо подготовиться, поститься и для удобства записать все свои грехи на бумажку. Бывает, приходят и говорят: у нас нет грехов. Но такого просто не может быть. Даже святые исповедовались со слезами на глазах, они видели свои грехи. Конечно, сейчас бывает большая очередь к священнику для исповеди, особенно во время поста, но надо подождать, помолиться в это время, подготовиться. И вправду, сейчас священников не хватает. Повыбивала их революция и большевики. А потом и советская власть Церковь ограничивала… Но все же сейчас есть возможность для духовной жизни – не упускайте этого, приходите на исповедь!

- Бытует мнение, что Екатеринбург до сих пор не прощен за это преступление – убийство царской семьи.

Не могу судить. Хотя многие горожане понимают, в чем состоит их вина. Дело ведь не в том, что конкретные современные люди не находились в ту роковую ночь 17 июля с наганами или штыками в подвале Ипатьевского дома. Дело в нашем отношении к тому времени. Мы терпим рядом с собой памятники и названия улиц, данные им в честь убийц, террористов, насильников. Екатеринбург только недавно сменил свое имя, данное ему в честь цареубийцы и государственного террориста. А памятник Кирову ? Разве его моральные качества должны подавать пример студентам УГТУ-УПИ (УрФУ ), которые ежедневно мимо него проходят?

Елена: Добрый день, отец Михаил. Я собираюсь в отпуске совершить паломничество по Золотому Кольцу. Что вы посоветуете? Пешком до святых мест как-то сложно добираться, а на самолете как-то некрасиво… К святым мощам на крыльях лететь.

Посоветую заглянуть в епархиальный паломнический отдел на Репина , 6 «А». Там дадут подробную информацию, как, что и куда . Я в свое время ездил с семьей – детям тогда было 12 и 13 лет в паломническую поездку. Были в Дивеево , в Муроме , потом поехали в Москву . У меня нет машины, нет водительских прав, поэтому добирались на автобусе. Боголюбово – там рядом находится храм Покрова на Нерли . Очень важно там побывать. Вокруг него поле – заповедник, рядом святое озеро. Когда татары пришли грабить, кто-то в это озеро бросил чашу евхаристическую. И оно стало святым. На машине туда не подъедете. Даже иностранцев высаживают, и они идут пешком 2 километра.

- Отец Михаил, вы заговорили о святых местах, к которым стремятся православные, чтобы получить исцеление, помощь себе или близким. У нас в Екатеринбурге есть святыни? Есть ли святые люди, святые старцы? В том же Ново-Тихвинском монастыре?

Конечно же, святыни есть. В монастыре пребывает особо чтимая святыня – частица мощей и икона святителя Николая. Николай Чудотворец – один из самых почитаемых и любимых в народе. Вы можете помолиться с акафистом этому великому угоднику Божию. Каждые среду и четверг в 18.00 совершаются молебны перед мощами, которые выносят в это время на середину храма. Как определить, что человек, живущий рядом с вами и в наше время свят? По его поступкам, по его нестяжательности, по его кротости и любви к Богу и ближнему. Его лицо, как говорят, просто светится. И это больше от духовной опытности. Для меня, например, такой непререкаемый духовный авторитет – это схиархимандрит Авраам (Рейдман ), духовник Ново-Тихвинского монастыря и Свято-Косьминской мужской пустыни (с. Костылева Верхотурского района). Вообще я бы советовал искать не святых старцев , а опытных духовников – опять же могу сказать, что в нашем монастыре очень многие батюшки имеют уже большой опыт, духовническую практику, да и в других храмах.

- В одном из справочников указано, что главная икона монастыря – Тихвинская – имеет славу чудотворной, и что прикосновение к ней гарантирует исцеление от многих немощей…А между тем, известно, что эта икона – «всего лишь» современный список со старинного оригинала…Ну, то есть, не очень древняя. Как бы считается, что чем древнее, тем чудотворнее…

Это вовсе не обязательно. Есть много примеров, когда помощь оказывали новые «молодые» иконы, и даже фотографии с икон святых подвижников. У нас в монастыре находится список, выполненный сестрами 3-4 года назад. Абсолютно точная копия той, что когда-то находилась в Тихвине . Древний «оригинал» в советские годы был вывезен из СССР и долгое время хранился в США , в Чикаго . И вот, хранитель в США передал «оригинал» иконы в Тихвин, а наши сестры сделали с него список и приложили к нему, то есть к этой самой чудотворной иконе. Владыка Викентий совершил необходимый обряд, и икону торжественно доставили в Екатеринбург. Из аэропорта – крестным ходом до монастыря. Люди у нас молятся, получают помощь от этой иконы, но не всегда спешат громко об этом заявлять.

- Наталья: Подруга просит стать крестной матерью ее дочери, а я сама не крещеная…

У крестной много обязанностей по отношению к своему духовному «чаду ». Она должна привести его в церковь, учить добродетельной жизни. Если вы действительно хотите стать крестной, вам необходимо самой креститься, а перед этим три месяца ходить на беседы, к примеру, к нам в Зеленую Рощу (они для удобства работающих проходят по вечерам). Подойдите осознанно ко крещению, и это станет самым большим и радостным открытием вашей жизни.

- Отец Михаил, а как становятся монахами, монахинями? Бытует мнение, что туда попадают, в основном, неудачники, у которых не сложилось в жизни, несчастная любовь, поломанный бизнес, семья…

Ни в коем случае. В монахи (и в монахини) неудачники не идут. Неудачники – люди отчаявшиеся, а отчаяние - грех. Скорее, идут те, кто остро ощущает потребность в духовном совершенствовании и понимает, что в миру этого добиться сложно… Скажу больше – если человек просто бежит от неудач, он скорее всего в монастыре не удержится, потому что все корни своих конфликтов мы носим с собой.

- Вы не делаете специального отбора? Допустим, не хватает вам швей или художниц, и вы в первую очередь берете тех, кто умеет вышивать или строчить на машинке…

Это же не университет, где готовы взять выдающегося спортсмена, пусть и с небольшим интеллектом, только для того, чтобы институт «зазвучал». Или армия, где сразу отбирают хорошего автомеханика, чтобы он не служил, а чинил машины своим генералам. Быть монахом, монахиней – это тяжелая работа. Не физическая, а именно духовная работа над собой. И не всем это под силу. И вероятнее всего, монахине, умеющей здорово шить, дадут послушание, как раз не связанное с ее мирской специальностью. Для того, чтобы она не отвлекалась и не возгордилась плодами своего труда, не вознеслась в гордыне над сестрами, а смиренно трудилась на том поприще куда ее поставят – во славу Божию. То, в чем мирские видят почет и славу, монахам только вред.

- Юлия: Хочу поминать своего дедушку, его нет с нами уже два года, но я не знаю, крещеный он или нет…

С какого года рождения он?

- По-моему, с 1923 или 24…

Когда он был в зрелом возрасте, в то время гражданам СССР уже не было причин сильно скрывать свою причастность к православию и отказываться от обряда крещения. Значит, ваш дедушка с высокой степенью вероятности был крещен. В тех случаях, когда есть сомнения, лучше решать в пользу того, что человек крещен. Поминайте его так, как он крещен, и подавайте в церкви записки о поминовении.

- Николай: Моя супруга стала все чаще говорить, что собирается уйти в монастырь.

У вас дети есть?

- Нет. Я не знаю, что делать, мне было бы очень жаль, если она все-таки ушла туда. Она говорит, что в миру нельзя спастись, а можно это сделать только в монастыре.

Это не так…. Вы венчаны?

- Ну, в общем, можно сказать...

Если вы венчаны, то она не может вот так просто взять и уйти в монастырь. Она обязана спросить вашего разрешения, Николай. Если вы ей откажете, и у нее не будет других серьезных причин, она попросту не сможет быть в монастыре. Но допустим, вы согласились ее отпустить. Она все равно должна много советоваться с духовником, поговорить со старшими сестрами в обители. Уверен, ей будут советовать не разрушать семью, а смиренно нести свой «домашний» крест. И если она все-таки примет решение уйти, то еще как минимум три года (!) будет проходить «испытательный срок». Трудиться, молиться, выполнять заданные работы – у нее будет послушание. За это время человек начинает понимать, готов он или нет посвятить всю свою жизнь служению Богу. Владыка Викентий говорит о том, что этот «испытательный срок» вообще-то надо увеличить до пяти лет. Хотя это индивидуально.

Теперь что касается того, где вашей супруге, Николай, лучше «спасаться». Духовник нашего монастыря схиархимандрит Авраам говорит, что и семейная, и монашеская жизнь – обе очень трудные. Если жить по заповедям Божиим и исполнять все предписания в отношении семейной жизни, то и она будет настоящим крестоношением. Так как православная семья – это, как правило, много детей. И требуется много времени на должное их воспитание. Человек всего себя отдает своим чадам. Вот это и может стать вашим крестом и спасением. Ну а если у вас пока нет детей… Чтобы дети были, можно просить праведного Симеона Верхотурского. На Елизавете есть храм, есть икона, мощи его, приезжайте вместе. Симеон поможет.

- Несколько лет назад жительница Чикаго, бывшая россиянка Анна, заказала сестрам икону Божьей Матери. Вообще, как часто приходят сестрам заказы на семейные иконы?

Ико ны на заказ в монастыре пишут уже 10 лет. Первые расходились среди прихожан и паломников. А когда открылся сайт монастыря sestry.ru, заказы начали поступать и из-за рубежа – из Америки , Чехии , Греции . Но в основном мы пишем, конечно, в храмы и монастыри. И не только пишем, но и вышиваем. Совсем недавно ваша «Комсомольская правда» писала о вышитой иконе преподобного Герасима Болдинского в полный рост, которую сестры сделали по заказу Свято-Троицкого Болдинского монастыря. А иконописцы буквально на днях закончили еще одну интересную икону – святого Феодосия Тотемского…

- Что-то не приходилось ранее слышать о нем. А он какое отношение имеет к монастырю?

Само е прямое. Феодосий Тотемский помогает строителям. Под его руководством отстроилось несколько обителей. И он является «небесным строителем» Ново-Тихвинской обители. Был такой случай в 1879 году, когда монастырь не был еще официально учрежден, только сложилась небольшая община, которую возглавляла Татьяна Костромина, будущая игуменья Таисия. При закладке первого келейного корпуса перед строителями, совершавшими молебен неожиданно возник всадник на белом коне. Сказал: «Примите сего строителя». Он держал образ преподобного Феодосия и некий план, скорее всего, план монастыря. Вот и получилось, что монастырь наш строился не по человеческой воле, а по Божией.

- Любовь: Бываю в храме, а подойти к священнику для благословения как-то неудобно. Не знаю, когда можно это сделать, подскажите, отец Михаил.

В любое время в любом месте можно подойти за благословением, если священник в данный момент не служит. Я ведь когда был мирянином, тоже очень стеснялся: как это можно вот так просто подойти к священнику. Даже боялся. А бояться тут не надо. Собрались лететь в Египет – подойдите за благословением. Собрались сдавать экзамен – благословитесь. Любое дело, любое начинание. В конце концов, вы ведь понимаете, что вы не лично к священнику идете, а подходите к нему, чтобы получить Божие благословение. И когда он благословляет, то пальцы складывает так, чтоб получались начальные буквы имени Господа нашего Иисуса Христа.

- Виктория: Отец Михаил, мой сын родился 19 июля. Мы его назвали Александром. Хотелось бы знать, когда можно отмечать его именины?

Александр, это имя, состоящее из двух греческих слов: алекс – защитник, андрос – мужчина, муж. Александры очень богаты на именины. Вам надо обратиться в любую церковную лавку, там посмотреть церковный календарь и определиться, в честь какого святого он назван – соответственно в день памяти этого святого и будут его именины. Если по дате выбирать святого, то ближайший – это преподобный Александр Куштский, его память празднуется 22 июля. И важно именины отмечать достойно памяти своего святого – то есть в храм сходить, помолиться ему о своем здравии и спасении. Он обязательно вам поможет.

- Кто из знаменитостей приедет на празднование 200-летия Ново-Тихвинского монастыря?

А вы ждете, что мы пригласим известных рок-музыкантов или звезд эстрады? (смеется) Торжества у нас будут большими и радостными, 8-го вечером будет Всенощное бдение в летнем храме прямо на открытой площадке, независимо от погоды. Служить будет Высокопреосвященнейший архиепископ Викентий и множество священства. А 9 июля будет Архиерейская Божественная литургия тоже в летнем храме. Потом концерт, будет наш квартет «Урал», все любят их слушать. Из «знаменитостей» будет народная певица России Татьяна Петрова с программой «Тихая моя Родина». Татьяна Юрьевна родом с Урала (из Буланаша ), сейчас она живет и работает в Москве, но сестры ее пригласили и она приедет. У нее бесподобный голос, стоит услышать. Что еще? Воспитанницы нашего монастырского приюта исполнят популярные итальянские песни. Это очень красиво и трогательно. (Кп .ру публикует юбилейную программу на сайте).

- Галина: Добрый день, батюшка! Можно ли немолодой женщине на службе быть не в платочке, а в шляпке? Как вы к этому относитесь? Спасибо.

Да, Галина, в принципе можно быть в шляпке. Сейчас часто в храме можно увидеть женщин и в беретах, и в шляпках. Главное – быть с покрытой головой. Мое отношение? Мне кажется, платок придает какое-то особое целомудрие облику любой женщины, он символизирует смирение и кротость.

- Катя, 19 лет: А зачем нужен крестный ход? И может ли в нем принять участие простой прохожий, который шел мимо и решил присоединиться?

Это сложилось в древности. Крестный ход имеет огромное значение. Он совершается по великим праздникам, или когда страну или город ожидает великое бедствие и люди хотят его предотвратить. У Крестного хода великая сила. Все идут, молятся, поют, кропят все святой водой. К нему может присоединиться и простой мирянин. Вот вы можете, например, прийти на Крестный ход 9 июля, на празднование Тихвинской. Мы обходим полностью всю территорию монастыря, включая территорию нынешнего военного госпиталя. Военное руководство всегда нам разрешает это делать. Выходят раненые бойцы, медсестры, весь обслуживающий персонал. Крестятся на икону. Приходите и вы, Екатерина.

- Светлана: Здравствуйте, у меня вопрос. Моей дочери 4 месяца, хотим ее покрестить, что для этого необходимо сделать? И что нужно иметь при себе во время крещения?

Очень хорошо, Светлана, что Вы желаете покрестить Вашу дочку. Прежде всего, Вам обязательно нужно найти для нее крестную - крещеную православную женщину. Сейчас перед Крещением принято проходить огласительные беседы - это делается для того, чтобы человек крестился или крестил своих детей осознанно. При нашей обители для полноценного оглашения созданы специальные курсы, которые длятся 3 месяца. В других храмах количество бесед может быть другим, но обычно не меньше четырех. Такие беседы обязательно нужно пройти и крестной матери, но конечно, они очень важны и для Вас. На беседах подробно рассказывают о том, как совершается Таинство Крещения, и там подскажут, что может понадобиться для Крещения. Крещение совершается бесплатно. Если вы пройдете огласительные курсы при нашей обители, то у вас будет возможность крестить дочку в селе Меркушино. Это святое место, когда-то там жил праведный Симеон Верхотурский.

-Николай: Батюшка, добрый вечер! Скажите, пожалуйста, когда идешь в церковь и видишь у ворот просящих, обязательно ли давать им деньги? Дело в том, что видно по ним, что эти деньги пойдут не на благое дело, а на спиртное. Грехом будет считаться, если не давать деньги просящим у церкви?

Здравствуйте, Николай! Если у Вас есть подозрение, что Ваша милостыня будет использована на грех, то лучше не подавать ее, по крайней мере, не давать деньги. Можно подать милостыню продуктами.

- Мария:Добрый день! Мне предстоят серьезные вступительные экзамены в вуз. Готовлюсь, но хотела бы попросить помощи святого. Какому святому мне помолиться, какие молитвы читать?

Дорогая Мария, желаю Вам помощи Божией! Покровителями учащихся считаются великомученица Татьяна и святитель Иоанн Златоуст. В нашем монастыре, в храме Всех Святых в Зеленой Роще есть частица мощей святителя Иоанна, можно прийти, написать требу, чтобы послужили ему молебен о помощи Божией в добром деле, и конечно, самой помолиться на молебне. Вообще, старайтесь чаще бывать в храме, молиться от сердца - и будет помощь Божия.

- Владимир: Здравстуйте, о. Михаил! Есть ли какая-то разница, какой крестик носить – маленький или большой, из обычного металла или золотой? Можно ли носить неосвященный крестик?

Владимир, добрый день! Нет разницы, какой носить крест, в любом случае он хранит человека. Золотой крестик или серебряный, большой или маленький - это оставляется на усмотрение верующего, на его вкус. А вот освятить крестик обязательно нужно. Можно просто принести его в храм, попросить любого священника, он освятит. Это займет совсем немного времени.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Сонник поезд меня ждет. Предсказание сна Поезд. Толкование снов с поездом по разным сонникам
Приснилась авария, крушение или катастрофа?
К чему снятся переживания