Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Требования к организации современного урока технологии. Учет возрастных особенностей учащихся

Современные требования

к организации и проведению учебного занятия

Из цикла: «В помощь

преподавателю и мастеру

производственного обучения»

Составитель: ,

УО ГГПК

Данные методические рекомендации предназначены для оказания помощи преподавателям и мастерам производственного обучения при подготовке к проведению различного вида учебных занятий. В данном издании рассматриваются вопросы дидактических и психологических требований к занятиям, методы и способы организации познавательной деятельности учащихся. Для педагогов предложена методика анализа занятия с позиции личностно-ориентированного образования.

Предлагаемый материал может быть использован в работе преподавателями и мастерами производственного обучения для организации и проведения занятий, соответствующих современным требованиям образовательного стандарта.

DIV_ADBLOCK185">

· определение оптимального содержания занятия в соответствии с требованием учебной программы и целями занятия, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

· прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на занятии, так и на отдельных его этапах;

· выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе занятия, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на занятии и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

· реализация на занятии всех дидактических принципов;

· создание условий успешного учения учащихся.

2. Психологические требования к занятию

Психологическая цель занятия:

· проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретной учебной дисциплины и конкретного занятия;

· учет в целевой установке занятия психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

· предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

Стиль занятия

1) Определение содержания и структуры занятия в соответствии с принципами развивающего обучения:

· соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

· определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

· планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов педагога, учебника, пособия и т. д.) и в процессе самостоятельного поиска;

· выполнение педагогом и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, кто формирует-формулирует, кто решает);

· учет контроля, анализа и оценки деятельности учащихся, осуществляемых педагогом, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

· соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевое усилие к преодолению трудностей и т. д.) и принуждения (напоминания об отметке, резкие замечания, нотации и т. п.).

2) Особенности самоорганизации педагога:

· подготовиться к занятию и главное – осознание психологической цели и внутренней готовности к ее осуществлению;

· рабочее самочувствие педагога в начале занятия и в процессе его осуществления (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью занятия, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему предстоящему, педагогическая находчивость и др.);

· педагогический такт (случаи проявления);

· психологический климат на занятии (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт или др.).

Организация познавательной деятельности учащихся

1) Определение мер для обеспечения условий для продуктивной работы мышления и воображения:

· планирование путей восприятия учащимися изучаемых объектов и явлений, их осмысления;

· использование установок в форме убеждения, внушения ;

· планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;

· использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для восприятия новых (индивидуальный опрос, беседа, тесты по повторению).

2) Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:

· определение уровня сформированности знаний и умений учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», выведения формул и т. п.);

· опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации деятельности мышления и воображения учащихся;

· планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и «лишними» данными, организация поисковой, исследовательской работы на занятии и др.);

· руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного, к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;

· использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение темы и цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы).

3) Закрепление результатов работы:

· формирование навыков путем решения задач;

· обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

Организованность учащихся:

· отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;

· возможные группы учащихся по уровню обученности, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на занятии.

Учет индивидуальных особенностей учащихся:

4. Требования к технике проведения занятия:

· занятие должно быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

· темп и ритм занятия должны быть оптимальными, действия педагога и учащихся завершенными;

· необходим полный контакт во взаимодействии педагога и учащихся на занятии, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

· доминировать должна атмосфера доброжелатель-ности и активного творческого труда;

· по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;

· обеспечить соблюдение единого орфографического режима учебного заведения;

· педагог должен обеспечить активное учение каждого учащегося.

2. Формы организации деятельности учащихся на занятии

Недостатки

Фронтальная (групповая)

Форма нацелена на некоего абстракт­ного учащегося, т. е. на «среднего» уча­щегося (учащиеся с низкими учебными возможностями не успевают, а сильные учащиеся нужда­ются в более слож­ных заданиях).

Достоинства

Способствует уста­новлению довери­тельных отношений и общения между педагогом и учащи­мися;

Воспитывает чув­ство коллективизма;

Позволяет учить учащихся рассуж­дать;

Формирует устой­чивые познаватель­ные интересы;

Педагог получает возможность изла­гать материал всей группе и свободно влиять на весь коллектив.

В ходе объяснения нового материала.

В ходе самостоя­тельной работы учащихся, когда многие сделали одну и ту же ошибку, и преподаватель (мас­тер) останавливает работу для проведе­ния повторного объ­яснения всем.

Во время подведе­ния итогов в конце занятий.

Особенности, при­знаки

Преподаватель (мастер) ра­бо­тает сразу со всей группой. Учебная цель и за­дачи для всех об­щие. Рабо­тают по принципу «каждый за себя». Одни внима­тельно слу­шают, дру­гие от­вле­каются. Одни от­вечают на во­просы, другие не слы­шат ни вопро­сов, ни отве­тов. Одни выпол­няют уп­ражнения быстро и ка­чест­венно, другие не ус­певают, третьи бы­стро и некачест­венно.

Недостатки

Индивидуальная

Форма несколько ограничивает обще­ние между учащи­мися, их стремление передавать свои зна­ния другим, участ­вовать в коллектив­ных достижениях.

Достоинства

Способствует воспита­нию самостоятельности учащихся, организован­ности, настойчивости в достижении цели;

Позволяет вырабаты­вать необходимые уме­ния и навыки, опыт по­знавательной деятельно­сти;

Способствует форми­рованию у учащихся по­требности в самообразо­вании.

В каком случае вы­бираем форму

В ходе самостоя­тельной работы учащихся, когда проводится пись­менный опрос по карточкам-заданиям, при выполнении контрольных, рас­четно-графических и других видов работ по индивидуальным заданиям.

В ходе практиче­ской работы, когда все выполняют оди­наковые или совсем разные задания, но работа каждого не зависит от другого.

Особенности, при­знаки

Учебная цель для всех общая, но работают все самостоятельно в инди­видуальном темпе, ка­ждый на своем месте.

Недостатки

Парная

Учащиеся не всегда в состоянии само­стоятельно разо­браться в сложном учебном материале.

Достоинства

Способствует установ­лению доверительных отношений и формиро­ванию умения сотруд­ничать при выполнении общего дела;

Способствует воспита­нию взаимоконтроля и взаимопомощи .

В каком случае вы­бираем форму

В ходе актуализа­ции опорных знаний, когда предстоящая практическая работа требует серьезного предварительного осмысления. Пары учащихся обсуж­дают предстоящее задание.

В ходе лабора­торно-практической работы возможна организация взаимо­контроля и взаимо­помощи.

Во время подведе­ния итогов возможна организация взаим­ной оценки работ.

Особенности, при­знаки

Преподаватель (мастер) организует выполнение работы парами: силь­ный – слабый учащийся или два равных по ус­певаемости.

Недостатки

Коллективная (бригада, звено)

Трудности при комплектовании групп и организации работы в них;

В группах учащиеся не всегда в состоя­нии самостоятельно разобраться в слож­ном учебном мате­риале и избрать са­мый экономный путь его изучения.

Достоинства

Способствует воспита­нию у учащихся актив­ности и самостоятельно­сти;

Способствует форми­рованию умения со­трудничать с другими при выполнении общего дела;

Способствует форми­рованию социальных качеств личности.

В каком случае вы­би­раем форму

Во время формиро­вания новых заданий могут быть органи­зованы зве­нья, игро­вые команды для об­суждения проблем, поиска решений.

В ходе самостоя­тельной работы мо­гут быть орга­низо­ваны постоянные или временные бри­гады, звенья для вы­полнения работ, тре­бующих коопе­рации и разделения труда.

Во время подведе­ния итогов может быть орга­низована деловая игра , когда команды оцени­вают уровень знаний и умений соперников по итогам рабочего дня.

Особенности, при­знаки

Цель общая только для членов ко­манды (бри­гады, звена). Зато за­дачи в этой бригаде у всех могут быть раз­ные, так как возможно разделе­ние труда и коопе­рация. В таких кол­лективах возникают отношения взаим­ной ответственно­сти и за­висимости.

Контроль частично осуществляется чле­нами коллек­тива, хотя ведущая роль остается за преподавателем (мастером).

3. Методика анализа занятия с позиции

личностно-ориентированного образования

1. Подготовка педагога к занятию:

· Какую роль педагог отводит занятию в личностном развитии учащихся.

· Задачи занятия, их связь с задачами образовательной области дисциплины и темы.

· Проводилась ли диагностика личностного развития обученности, воспитанности учащихся, как использовались результаты диагностики при постановке задач занятия и определение его содержания.

· Какая индивидуальная работа проектировалась педагогом на занятии.

· Как педагог оценивает результаты работы отдельных учащихся на занятии (в чем продвинулись на занятии сильные, слабые учащиеся).

2. Организация занятия

· Какие задачи были поставлены на занятии педагогом перед учащимися, удалось ли привлечь учащихся к реализации поставленных задач, как учащиеся поняли задачу занятия, как педагог выяснил степень понимания учащимися задач предстоящей работы.

· Была ли создана мотивация деятельности учащихся, как был разбужен интерес, возникло ли у них желание овладеть новыми знаниями и продвинуться в развитии.

· Как учащиеся участвовали в организации занятия, имело ли место взаимное обучение, коллективный или взаимный контроль и оценка. Какие роли выполняются учащимися на занятии. Кто принял на себя ответственность за организацию, порядок и дисциплину.

· Какова организационная структура занятия, можно ли выделить этапы занятия на пути движения учащихся к цели. Как изменяется деятельность учащихся на каждом этапе, какие задачи они решали.

· Организация рефлексии учащихся по поводу услышанного на занятии.

· Какие ценности были положены в основу содержания обучения и стали ли они предметом обсуждения с учащимися.

· Какие глобальные (планетарные) и более частные проблемы развития человечества были включены в содержание занятия.

· Какими способами личностного развития овладели учащиеся: умением ставить перед собой задачи и добиваться их реализации; коммуникативными умениями; умением сотрудничества и взаимопомощи; умением саморегуляции, самоконтроля и самодисциплины; умением самопознания, рефлексии и др.

· В чем состоял развивающий характер содержания обучения на занятии.

· Имели ли место дифференциация и интеграция содержания.

4. Технология обучения:

· Как была организована самостоятельная, творческая работа учащихся.

· Какими методиками педагог приводил учащихся в состояние активности.

· Имело ли обучение диалогический характер. Возникали ли у учащихся вопросы к педагогу, друг к другу, к учебнику.

· Какими средствами и способами педагог осуществлял поддержку учащихся на занятии. Была ли индивидуальная поддержка.

· Как осуществлялось развитие гуманитарного мышления учащихся.

· Как предупреждались затруднения учащихся и устанавливалась обратная связь.

· Какие из современных технологий обучения использовал преподаватель.

· Каков эффект технологий, использованных преподавателем.

5. Экология занятия:

· Состояние здоровья учащихся группы, его учет на занятии.

· Какое настроение было у учащихся. Не возникали ли акты агрессии, подавленности, неудовлетворительности, пассивности. Что было причиной и не переутомились ли учащиеся.

· Достаточно ли были загружены учащиеся и пережили ли они радостное чувство успеха.

· Доброжелательность, сердечность, душевность, взаимная забота педагога и учащихся – с каким настроением ушли с занятия педагог и учащиеся.

6. Педагогическая культура и профессионализм педагога на занятии:

· Проявлялись ли в поведении и общении педагога с учащимися любовь, доброта, уважение независимо от их успехов в обучении.

· Понимает ли педагог психологию учащихся, понимает ли поведение учащихся и все ли поступки педагога были педагогически целесообразны и справедливы.

· Хорошими ли профессиональными знаниями владеет преподаватель, может ли выстроить свою систему доказательств и умеет ли увлечь своей дисциплиной учащихся.

· Были ли на занятии педагогические находки, вдохновение педагога, фантазия, импровизация, артистизм, индивидуальный почерк.

· Умеет ли педагог гибко ставить проблемные вопросы по ходу изучения темы. Обладает ли способностью вести занятия на уровне эвристической беседы.

· Не проявляет ли педагог раздражительности и недовольства учащимися, не повышал ли на них голос, не нарушал ли норм общей и педагогической этики.

· Как педагог относится к неверным ответам учащихся, вовлекает ли в их опровержение других учащихся. Не допускает ли пренебрежения или невнимания к вопросам учащихся.

7. Общая оценка занятия как элемента системы личностно-ориентированного образования:

· Занятие было хорошо подготовлено (или нехорошо подготовлено) для решения задач развития учащихся. Обеспечило (не обеспечило) учащихся в продвижении и усвоении знаний.

· Занятие полностью отвечало (не отвечало) принципам природосообразности, культуросообразности и индивидуальному подходу к учащемуся.

· Учащиеся чувствовали (не чувствовали) себя хозяевами занятия, его соавторами и проявили ли свои субъектные свойства, активность, ответственность, самодисциплину, умение делать выбор, участвовать в диалоге, отстаивать свою позицию.

· Преподаватель использовал (не использовал) гуманистическую педагогическую технологию, реализовал (не реализовал) стратегию сотрудничества. Сочетал (не сочетал) фронтальную работу группы с индивидуальной работой. Поощрял (не поощрял) индивидуальные достижения.

· Общая атмосфера и образовательная среда занятия способствовали (не способствовали) саморазвитию, самообразованию, самовыражению, самоопределению учащихся; использование их жизненного опыта и стимулирование личностного смысла учения.

Анкета

Преподаватель глазами учащегося:

Позволяют ли занятия приобрести необходимые знания и умения по дисциплине. Последовательны ли и логичны занятия. Имеется ли хороший подбор примеров и иллюстраций. Содержат ли занятия информацию, которую можно получить только в аудитории. Вызывают ли занятия интерес к изучаемой дисциплине. Стимулируют ли занятия активную и творческую работу.

Оценка личности педагога:

Уверенно ли держится педагог перед аудиторией. Владеет ли высокой культурой речи и соблюдает ли должный темп изложения. Считается ли с мнением учащихся. Требователен ли. Объективен ли в оценке знаний и умений. Корректен ли и практичен.

4. Педагогический анализ занятий теоретического обучения

Причины недостатков

Другие причины

подго-товился

Не имеет возмож-

ности

Знает, но не умеет

Не знает как

Организация заня­тия: нерацио­наль­ная структура; не­правильно опреде­лено время на эле­менты занятия (подчеркнуть).

Методы и методические приемы активизации учащихся не при­меняются; применяются недос­таточно (подчеркнуть).

Контроль знаний учащихся: не проводится; не применяются фронтальные формы; прово­дится формально (подчеркнуть).

Самостоятельная работа уча­щихся по ходу изучения мате­риала: не проводится; прово­дится неэффективно (подчерк­нуть).

Причины недостатков

Другие причины

подго-товился

Не имеет возмож-

ности

Знает, но не умеет

Не знает как

Типичные недос­татки при прове­дении занятия

Самостоятельная работа по за­креплению знаний: не прово­дится; проводится неэффек­тивно (подчеркнуть).

Наглядные пособия: не приме­няются; применяются педагоги­чески неправильно (подчерк­нуть).

Технические средства обучения: не применяются; применяются педагогически неправильно (подчеркнуть).

Не осуществляются межпред­метные связи.

Не отражаются современные достижения науки и техники.

Причины недостатков

Другие причины

подго-товился

Не имеет возмож-

ности

Знает, но не умеет

Не знает как

Типичные недос­татки при прове­дении занятия

Использование воспитательных возможностей материала заня­тия: не используются; исполь­зуются недостаточно (подчерк­нуть).

Закрепление материала занятия: не проводится; носит формаль­ный характер (подчеркнуть).

Домашние задания: не выда­ются; выдаются формально без инструктажа; не содержат эле­ментов творческой работы уча­щихся (подчеркнуть).

Педагогическая техника препо­давателя: слабо владеет техни­кой речи; нарушения педагоги­ческого такта; нет установивше­гося стиля в работе (подчерк­нуть).

Другие недостатки занятия.

Литература

1. Дереклева завуча. – М., «ВАКО», 2008.

2. Журнал «Завуч». № 7, 2005.

3. Ильин к современному уроку. – Мн., РИПО, 2005.

4. Онищук в современной школе. – М., Просвещение, 1981.

5. Педагогический анализ урока: пособие. / . – 2008.

6. Скакун и анализ уроков по специальным и общетехническим предметам. – М., «Высшая школа», 1984.

7. Хуртова профессионального обучения педагогов. – Волгоград, «Учитель», 2008.

8. Яночкина -методическая литература для педагогических работников учреждений ПТО и ССО. – Мн., РИПО, 2007.

; г. Гродно, УО ГГПК, методический кабинет

Основной формой организации обучения образовательной области «Технология» является урок. Урок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными временными рамками этап учебно – воспитательного процесса. В нем представлены все основные элементы учебно-воспитательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. Качество урока зависит от правильного определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. Строя урок, необходимо определить не только то, какие знания должны быть усвоены, но и на каком уровне они должны быть усвоены на уроке. Ни один урок не может решить всех задач обучения. Он является частью темы, курса, учебного предмета. Важно всегда сознавать, какое место он занимает в системе учебного предмета, каковы его дидактические цели. Урок должен быть логической единицей темы, раздела, курса.
Урок - это тяжелая работа, когда в течение 45 мин от вас требуется концентрация воли и внимания. Но именно в эти минуты учитель в самой полной мере реализует себя. Урок дает ощущение полезности профессиональной деятельности, и учитель проявляет свое стремление к творчеству и самостоятельности. Педагог академик М.Н. Скаткин отмечал, что урок – это творимое учителем “педагогическое произведение”.
Только творческий подход к уроку с учетом новых достижений в области педагогики, психологии и передового опыта обеспечивает высокий уровень преподавания. Нужно также учитывать личный опыт, индивидуальные качества учителя, состав класса и особенности текущего учебного материала. Ведь подготовка к уроку – не только наука, но и искусство, требующее от учителя вдохновения, порыва, творчества.
А помните ли вы основные требования к организации современного урока? Предположим, к вам на урок пришел завуч. Он может обратить внимание на:

· содержание урока;

· методику проведения урока;

· работу и поведение учащихся на уроке;

· домашнее задание, полученное учащимися.

Как же подготовиться к уроку, соответствующему современным требованиям?
Урок должен быть логической единицей темы, раздела, курса, а поскольку это еще и педагогическое произведение, его содержание должно быть законченным, с внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся.
Возможные подходы к уроку:

· личностно ориентированный;

· деятельностный;

· системный;

· инновационны-творческий.

При оценке урока учитываются:

· требования обязательного минимума содержания образования;

· самооценка возможностей учителя;

· диагностика индивидуальных возможностей и потребностей ученика.

Уроки по технологии требуют специальной их подготовки с точки зрения создания безопасных условий для работы учащихся. Это непременное условие – любые инструменты и оборудование могут стать источником травматизма из-за неумелого использования их школьниками. Само построение занятий по технологии, предполагая значительную долю самостоятельности учащихся, требует от преподавателя усиления контроля за всем, что происходит в классе, своевременного предотвращения возможной травмы и типичных ошибок в выполнении заданий.
Вместе с тем к каждому уроку предъявляются следующие требования:

· семинар;

· объяснение нового материала;

· Четкость дидактической цели.

· Соответствие учебного материала урока учебной программе.

· структуру и организацию урока;

· цели урока;

От определения целей урока зависит его организация, объем содержания, выбор методов и средств обучения и воспитания учащихся. Обычно в процессе одного урока решается несколько дидактических задач, их решение и является целью занятия. Одна из этих задач может быть доминирующей и может влиять на ход урока.
· Единство образовательных, воспитательных, развивающих целей урока.Обучая, воспитывая и развивая школьников, учитель технологии должен осуществлять индивидуальный подход к каждому из них. Планируя урок, преподаватель должен определить главные воспитательные задачи, заранее предвидеть эмоциональное восприятие учебного материала, предусматривать индивидуальный подход в решении воспитательных задач.

· Правильный подбор учебного материала.

Учитывая материальную базу кабинета, опыт учащихся и опыт самого учителя и исходя из целей и задач, возрастных особенностей учащихся, отбирают учебный и наглядный материал. Выбирая объекты труда, учитель должен учитывать уровень сложности который предстоит преодолеть учащимся при его изготовлении.
В основу подбора материала, как и в основу всего учебного процесса, должен быть положен принцип «от простого к сложному». Это учитывается при планировании уроков, при организации изучения школьниками тем и разделов учебной программы.
Целесообразный подбор методов обучения. К использованию методов обучения предъявляются два обязательных требования: они должны способствовать активности учащихся в учебном процессе и обеспечивать глубокое понимание ими изучаемого материала. Поскольку основным этапом занятия в учебных мастерских является самостоятельная практическая работа учащихся, выбор методов и средств обучения всецело подчиняется цели успешного ее проведения. Учитель должен ознакомить школьников с практической работой, настроить их на определение последовательности выполнения трудовых операций, помочь выбрать знания, необходимые для ее выполнения, контролировать формирование у ребят новых умений и навыков.

· Использование различных организационных форм работы учащихся на уроке.

Организация работы в мастерских, должна с одной стороны, давать учащимся отчетливое представление об организации труда на современных промышленных предприятиях, а с другой – способствовать усвоению школьниками знаний, формированию у них трудовых умений и навыков.

· Организационная четкость урока.

Каждый урок должен быть четко организован и методически продуман. Проектируя этапы урока, учитель распределяет время для своевременного начала и окончания урока, организации интеллектуальной и практической деятельности учащихся, определяет время динамической паузы, контроля и оценки деятельности.
Для обеспечения четкой организации урока следует при планировании предусматривать необходимость правильной организации труда школьников, заботиться о полной оснащенности учебной мастерской образцами наглядных пособий, необходимыми инструментами и приспособлениями, исправным оборудованием.
На каждом этапе урока деятельность детей должна быть оценена. С учетом выявленных недостатков необходимо вовремя организовать коррекцию ошибочных движений и действий.

· Изложение учебного материала на уровне современных достижений науки, техники и технологии.

· Соблюдение правил безопасности в работе учащихся.

Соблюдение правил безопасности труда входит в число основных требований к уроку. Учитель, во-первых, требует от учащихся соблюдение этих правил и, во- вторых, устраняет все факторы, которые могут привести к нарушению, следит за исправностью оборудования и приспособлений.
Эффективность проведения урока технологии во многом зависит от его подготовки. По каждой теме учитель должен уметь подбирать не только учебный, но и дополнительный учебный материал. Перед тем как приступать к изучению тем нового модуля, учитель должен проверить наличие технических средств обучения (ТСО), лабораторного оборудования, предметов труда, орудий труда и образца изделия, всех необходимых материалов, проверить исправность всех инструментов и приспособлений, изучить правила безопасной работы, санитарные требования к проведению уроков технологии. Непосредственно перед уроком учитель подготавливает доску, проветривает класс.

Структура урока может быть такова:
1. Тема урока.
2. Цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная.
3. Задачи урока: организация взаимодействия; усвоение знаний, умений, навыков; развитие способностей, опыта творческой деятельности, общения и др.
4. Содержание урока: активизация познавательной деятельности, использование умений учащихся действовать по образцу; развитие творческой активности; формирование личностных ориентаций и т. п.
Формы:

· лекция;

· лабораторно - практическое занятие и т. д.

Методы:

· словесные;

· наглядные;

· практические;

· репродуктивные;

· эвристические;

· проблемно-поисковые;

· исследовательские и др.

Средства:

· оборудование для проведения эксперимента;

· дидактический материал;

· карты, схемы, таблицы, оборудование для лабораторных работ;

· компьютер и т. п.

5. Контроль качества знаний и их корректировка.

· Устный контроль: беседа, объяснение; чтение текста, карты, схемы.

· Зачет и устный экзамен – наиболее активная и обстоятельная проверка знаний.

· Письменный контроль: контрольная работа, изложение, диктант, реферат, выполнение практических работ, дидактические тесты.

6. Самоанализ урока и постановка новых целей.

· Общая структура урока.

· Реализация основной дидактической цели урока.

· Развитие учащихся в процессе обучения.

· Воспитание в процессе урока.

· Соблюдение основных принципов дидактики.

· Выбор методов обучения.

· Работа учителя на уроке.

· Работа учеников на уроке.

Соблюдая основные требования к уроку, учитель проводит его, используя свои творческие способности, свой методический почерк, зависящий как от характера класса, так и от индивидуальных черт учащихся.

Типы уроков технологии.
Уроки технологии можно классифицировать по дидактическим целям и задачам (урок приобретения новых знаний, контрольно-проверочный урок, урок закрепления изученного, комбинированный урок); по преобладающим методам, используемым в трудовом обучении (урок-беседа, урок-экскурсия, кино урок, практический урок); по содержанию (урок по обработке ткани, по обработке бумаги, по обработке различных материалов, техническому моделированию и т.д.)
Каждый урок проводится по заранее продуманному плану. Совокупность элементов, входящих в урок и расположенных в определенной последовательности и взаимосвязи называют структурой урока.
Структура урока-беседы и урока-экскурсии строится на основе изучения материаловедения, процессов производства, электрических явлений и др. Такие уроки дают наиболее полное представление об изучаемых процессах и явлениях.
Теоретические уроки обычно применяются как вводные при переходе к изучению новой темы или новой технологии. На этих уроках значительная часть времени отводится технологическому компоненту деятельности.
Уроки закрепления изученных теоретических знаний или освоенных практических умений строятся так, чтобы у учеников была возможность реализовать свои возможности в практическом (исполнительском) компоненте деятельности.
На комбинированных уроках время на организационный и исполнительский компоненты деятельности распределяются примерно поровну. На таких уроках организуются наблюдения, опытническая работа, даются новые сведения, углубляется ранее изученный материал, осуществляется организация практической работы, ведется освоение навыков проектирования и др., предоставляется возможность проверить технологические и трудовые умения.
Практические уроки чаще всего организуются на природе или в процессе освоения навыков по самообслуживанию или ведению домашнего хозяйства. На организацию деятельности детей на таких уроках отводится незначительная часть времени. Инструктаж перед началом работы проводится в форме совместного обсуждения учителя и учащихся предстоящей деятельности.
С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, физического эксперимента. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество.
На контрольно-проверочных уроках учитель организует деятельность детей по проверке знаний или практических умений. Организационная часть урока, в данном случае, отводится на проведение четкого инструктажа и требований дизайн-спецификации – детального перечня критериев к выполняемым действиям, операциям, деталям или объекту труда.
Разрабатывая структуру урока, учителю необходимо продумать форму организации деятельности детей.
На уроках технологии используют как индивидуальную, так же групповую и коллективную формы организации детского труда. Для проведения опытов и наблюдений на уроках наиболее приемлема работа в парах. Групповая форма организации детского труда чаще используется при организации выставок, в оформительских работах, в деятельности организованной по типу соревнования, в проектировании. Фронтальная форма организации деятельности применяется чаще в организации уборки территории, помещений, в процессе изучения нового материала и др. ...
Знание многообразия методов и приемов ведения уроков помогают учителю трудового обучения применять их в правильном взаимосочетании, с учетом конкретных задач обучения, условий его проведения и индивидуальных особенностей школьников. Хочется остановиться на некоторых из них. Наиболее приемлемым считаю метод инструктажа.
Инструктаж – это объяснение, при помощи которого указываются пути, средства и методы формирования навыков и умений применения знаний для выполнения трудового задания.
Ценность устного инструктажа заключается во-первых, в его краткости, а во-вторых, в насыщенности его определенным содержанием, которое раскрывало бы перед учащимися сущность приемов работы, операций и новых технологических процессов и указывало бы наиболее рациональные трудовые приемы и способы выполнения трудовых заданий.
В методике трудовой подготовки школьников выделяются устный (вводный, текущий, заключительный) и письменный инструктажи.
Вводный инструктаж на уроке трудового обучения предназначается для демонстрации учителем конкретных трудовых приемов для всей группы школьников. Поэтому рабочее место учителя должно быть на возвышении, оснащено экраном, необходимым оборудованием, классной доской, стеллажами для наглядных пособий.
Лично показывая приемы работы, учитель требует от учащихся строгого выполнения всех технических требований, предъявляемых к изделиям, соблюдения правил техники безопасности, объясняет, как надо пользоваться чертежами и технической документацией, приучает связывать практическую работу с теоретическими знаниями, указывает на наиболее часто встречающиеся ошибки и предупреждает их появление.
Во всех случаях, проводя вводный инструктаж, учитель должен стремиться создавать проблемные ситуации, побуждающие учащихся к творческому мышлению и активным практическим действиям.
Одна из задач вводного инструктажа проверка того, достаточны ли знания школьников для выполнения практических упражнений. Если обнаруживается недостаточно этих знаний, то в ходе инструктажа пробел ликвидируется.
Вводный инструктаж, даже проведенный наилучшим образом, еще не гарантирует правильного выполнения школьниками трудового задания. Поэтому за вводным инструктажем обычно следует текущий инструктаж.
Текущий инструктаж дается в индивидуальном порядке непосредственно на рабочем месте школьника и позволяет проанализировать недостатки и упущения в выполнении учащимися трудовых приемов, организации рабочего места и т.п.
Текущий инструктаж проводится обычно во время обхода рабочих мест. Наблюдая за работой школьников, учитель при необходимости тут же дает дополнительные объяснения, показывает приемы работы, корректирует действия школьников, побуждает их к самостоятельным действиям, предупреждает или исправляет допускаемые ими ошибки.
Перед окончанием урока учитель должен проверить работу каждого школьника, установить процент выполнения или нормы выработки и дать оценку его работы. К анализу выполненных работ привлекаются сами школьники, что повышает их ответственность и самостоятельность.
Затем учитель приступает к заключительному инструктажу. Материалом для заключительного инструктажа служат и наблюдения за выполнением школьниками различных трудовых заданий в течение всего урока (это самое главное). Если кто-нибудь из школьников нарушал правила техники безопасности, то об этом сообщается всей группе.
Учитель отмечает, насколько школьники продвинулись вперед в приобретении навыков и умений.
Процесс обучения технологии предлагается строить, используя метод проектов. В наши дни именно проекты стали неотъемлемой частью школьной программы по технологии.
Формирование проектной деятельности учащихся даст школьникам дополнительный шанс исследовать, придумывать, по-новому решать проблему, создавать изделие, испытывать его и оценивать в реальных условиях.
Метод учебного проекта способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает субъектность ученика в образовательном процессе, следовательно, проектное обучение может рассматриваться как средство активизации творческой и познавательной деятельности учащихся, средство повышения качества образовательного процесса.
Проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения
в процесс самообучения, позволяет каждому ученику почувствовать свою компетентность в изучаемых в жизненно необходимых, важных вопросах.
Невозможно вести уроки без использования мультимедийного комплекса, компьютера. Компьютер, как ни одно другое средство обучения, создает условия для реализации нового в дидактике принципа интегративности. Сегодня выявлено шесть основных отличительных особенностей компьютера как средства обучения в комплексном его использовании с программными средствами различного назначения на уроках технологии.
1. Возможность работы учащихся с компьютерной техникой в режиме диалога. Наличие обратной связи позволяет в некоторых случаях передать отдельные функции педагога машине и обеспечить необходимый объем внимания для каждого учащегося, что особенно важно в условиях дефицита учебного времени.
2. Возможность организации полноценной индивидуальной работы учащихся на качественно новом уровне. Использование компьютера позволяет намного полнее учитывать в учебном процессе возможности каждого ученика, предлагая посильные темпы работы и обеспечивая необходимую коррекцию результатов.
3. Возможность моделирования объектов на основе динамики изображения и высокой степени наглядности. Работая с компьютером, учащийся может увидеть, а затем и проанализировать те или иные процессы или явления, которые стали следствием принятых им решений. Например, первоначально неправильно выбранный масштаб поделки, неудачное цветовое сочетание, неверная последовательность действий при выполнении практической работы и т. д.
4. Автоматизация рутинных операций и связанная с этим экономия времени. Существует немало трудоемких информационно-поисковых, вычислительных и других подобных операций, которые поможет выполнить компьютер при наличии соответствующего программного обеспечения и умелом его использовании
5. Доступ к большому объему информации, представленному в занимательном виде за счет средств мультимедиа. Электронные книги, мультимедийные энциклопедии открывают доступ учащимся к большому объему новой информации, которая в традиционном виде (на бумажной основе) прктически не реализуема.
6. Универсальность компьютерной техники как средства обучения с широкими демонстрационными возможностями. Используя компьютер и средства мультимедиа, можно многократно демонстрировать приемы выполнения технологических операций, их последовательность, проследить процесс изменения объекта, построить чертеж и т.д.
Мир не стоит на месте. Его прогрессивное развитие происходит на основе освоения и накапливания опыта поколений и это помогает восходить на более высокие уровни не только обучения и воспитания учащихся, но и самообразования.

Основные требования к проведению урока по ФГОС

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) во главу угла ставит развитие личности ребенка. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса. Но теперь изменились требования к проведению урока, предложена другая классификация уроков. Специфика системно-деятельностного подхода предполагает и другую структуру урока, которая отличается от привычной, классической схемы.

Требования к современному уроку по ФГОС

    Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.

    В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.

    Осуществляется практический, деятельностный подход.

    Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.

Требования к подготовке, организации и содержанию урока Готовясь к уроку, современный учитель не должен упускать из виду следующие моменты: здоровье каждого школьника на уроке превыше всего. Каждое занятие должно являться частью системы занятий по данной теме. Для более эффективного усвоения материала должен на уроке присутствовать раздаточный демонстрационный материал. Сухое объяснение не даст никакого результата.

На уроке педагог должен быть неким проводником в мир знаний, а не простым оратором. Необходимо создать такие условия, чтобы учащиеся самостоятельно могли получать знания. В учебном процессе должны присутствовать воспитывающие моменты, но не в виде назиданий, а в завуалированной форме: на примере ситуаций, случаев из жизни, посредством подачи определенной информации. Особенно если это начальная школа, уроки по ФГОС в этом случае требуют особой подготовки и отбора информации. На занятиях учитель должен формировать у ребят умение работать в коллективе, отстаивать свою точку зрения, с достоинством признавать свое поражение. Упорство в достижении поставленных целей – это очень пригодится во взрослой жизни.

Основные типы уроков в школе по ФГОС

Новые образовательные стандарты предлагают выделять четыре основных типа уроков в зависимости от поставленных целей:

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цели:

Деятельностная : научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Тип №2. Урок рефлексии

Цели:

Деятельностная : формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.


Тип №3. Урок общеметодологической направленности (систематизации знаний)

Цели:

Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.


Тип №4. Урок развивающего контроля

Цели:

Деятельностная : научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.

Структура урока по ФГОС

1.. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (организационный этап 1-2 минуты).

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 минут.

3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 4-5 минут.

4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) 7-8 минут.

5. Реализация построенного проекта 4-5 минут.

6. Первичное закрепление 4-5 минут.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 4-5 минут.

8. Включение в систему знаний и повторение 7-8 минут.

9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 2-3 минуты.

Формы (виды) уроков для каждого типа

Тип урока по ФГОС

Виды уроков

Урок открытия нового знания

Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного вида.

Урок рефлексии

Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок.

Урок общеметодологической направленности

Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование.

Урок развивающего контроля

Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.


Послднее, на что хотелось бы обратить внимание, это дидактические требования к уроку . И заодно раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Данная таблица позволяет сделать вывод: ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно– деятельностного подхода.


Таким образом, уроки в свете требований ФГОС предполагают основательную реконструкцию учебного процесса. Изменились требования не только к содержанию учебного процесса, но и к результатам образования. Более того, ФГОС предлагает новую систему реализации внеурочной деятельности. Таким образом осуществляется комплексный подход в обучении ребенка.

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ .

1.Урок должен быть эффективным, а не эффектным.

2.Материал должен излагаться на научный основе, но в доступной форме.

3.Построение урока должно строго соответствовать теме.

4.Поставленные задачи урока- развивающие, образовательные, воспитывающие должны иметь конечный результат.

5.Учащиеся должны четко представлять себе, для чего и с какой целью изучают данный материал, где пригодится в жизни.

6.На уроке должна создаваться атмосфера сопричастности и интереса учащихся к изучаемому материалу.

7.Добиваться того, чтобы учащиеся сами выдвигали программу поиска знаний, что является высшим уровнем проблемности.

8.В процессе урока необходимы:

Рациональное использование наглядности, дидактического материала и ТСО;

Разнообразие активных форм и методов обучения;

Дифференцированный подход в обучении;

Четкая организация мыслительной деятельности учащихся;

Создание атмосферы педагогики сотрудничества, творческой атмосферы;

Правильное соотношение индукции и дедукции в процессе работы над соответствующим материалом.

Наличие на каждом конкретном уроке своих дидактических задач, которые зависят прежде всего от целевого назначения и типа урока.

Совершенствование учащимися навыков самоконтроля;

Урок любого типа должен не только давать знания, но и воспитывать учащихся, т.е. готовить всесторонне развитую личность.

9.Логичность, последовательность, умение выделить главное в изученном материале, умение грамотно поставить вопрос, нацелив на вдумчивый ответ.

10.Последовательная постановка целей урока и его этапов.

11.Проверка домашнего задания с установкой на усвоение нового материала (актуализация знаний).

12.Изучение нового материала, начиная с простого, и постепенное его усложнение.

13.Подготовка учащихся к восприятию домашнего задания и готовности его выполнить.

14.Комментирование домашнего задания.

15.Методически правильно использовать наглядность, ТСО и др.

16.Использовать активные формы опроса, позволяющие вовлечь всех учащихся в работу при проверке домашнего задания.

17.Закрепление знаний.

18.Организационный момент.

19.Знание типов, форм, методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке.

Для взаимопосещений

Схема наблюдения за ходом урока с целью

определения качества преподавания.

1.Тема урока. Учебные и воспитательные цели.

2.Качество подготовки учителя к уроку. Знания им требований к современному уроку.

3.Организация урока, его структура, тип, распределение времени.

4.реализация учителем дидактических принципов- создание проблемных ситуаций на уроке.

6.Психологический климат урока.

7.Методы работы учителя и учащихся на уроке. Проверка и оценка знаний, умений, навыков.

8.Воспитание учащихся в процессе обучения.

9.Система самостоятельной, творческой и домашней работы учащихся, дифференцированный подход к учащимся.

10.Вооружение учащихся навыками самообразования работы (как учитель учит детей учиться).

11.Оборудование урока. Эффективность его применения.

12.Санитарно-гигиенический режим урока. Предупреждение утомляемости.

13.Соблюдение учителем технологических требований к уроку.

15.итоги урока, его результат, достижение поставленных целей.

Методы проведения и организации уроков по специальной подготовке (ДПЮ) в школе

Требования к современному уроку. Структура, типы организации урока

В основе рациональной организации урока лежат требования, соблюдение которых позволяет учителю повысить коэффициент полезной деятельности учащихся, а следовательно, и качество их подготовки. В совокупности эти требования ориентируют учителя на оптимальную структуру урока и позволяют ему упорядочить урок, повысить его эффективность. Эта совокупность требований одновременно является и критерием качества проведенного урока, ибо для анализа уроков нужна определенная система эталонов, ориентиров. Разумеется, такая система требований никоим образом не исключает творчества учителя. Напротив, она помогает направить его творчество в правильное русло.

Рождение любого урока начинается с осознания его целей. В противном случае урок будет аморфным, случайным. Затем учитель определяет наиболее оптимальный тип урока для достижения целей, тщательно продумывает, где и какими средствами он планирует выполнить поставленные цели. Такое стратегическое планирование принципиально необходимо. Эта деятельность учителя направляется требованиями к структуре урока.

Урок начинается с его подготовки: готовится к работе кабинет, оборудование, отбираются необходимые дидактические материалы и т. д. Вся эта деятельность учителя определяется требованиями подготовке и организации урока.

Урок -- это видимая часть работы учителя. Ей предшествует большая подготовительная деятельность, детерминированная требованиями к содержанию урока и технике его ведения.

На одном уроке решается множество разнообразных задач, но на одном уроке все перечисленные требования не могут быть реализованы. Они реализуются в системе уроков.

Уточним вкратце каждую из перечисленных групп требований.

Требования к структуре говорят о необходимости

Правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме (весь материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель и продумываются оптимальные средства ее достижения);

определить тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязаны друг с другом);

связать данный урок с предыдущими и последующими уроками;

отобрать и применить оптимальные сочетания методов изучения нового материала;

обеспечить систематический и разнообразный обучающий контроль знаний учащихся;

продумать систему повторения и закрепления изученного материала;

найти оптимальное место домашнему заданию, которое является тщательно продуманным продолжением данного урока и подготовкой к следующему, минимальным по объему, своевременным и всем понятным, учитывать индивидуальные возможности учащихся.

Требования к подготовке и организации урока сводятся в основном к следующим:

обеспечить на уроке охрану здоровья школьников (соблюдать технику безопасности, гигиену труда, чистоту помещения);

начинать подготовку к каждому конкретному уроку с планирования системы уроков по данной теме (необходимо заблаговременно отобрать учебный материал к каждому уроку, определить его объем и сложность применительно к данному классу, а также наметить все основные виды работ на уроке);

своевременно подготовить к каждому уроку демонстрационный и дидактический материал, технические средства обучения;

обеспечить разнообразие типов урока в системе уроков по данной теме;

создать возможность для учащихся часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководством учителя, что позволит сделать обучение в принципе самоподдерживающимся процессом.

Требования к содержанию урока и процессу учения:

урок должен быть воспитывающим;

обязательно выполняются требования, вытекающие из основных дидактических принципов (обеспечить изучение основ науки, систематичность и прочность знаний, учет индивидуальных возможностей, связь полученных знаний с жизнью и т. д.);

на уроке следует воспитывать любовь к природе;

процесс поиска истины должен быть строго обоснованным, умозаключения учащихся и учителя доказательными;

в процессе учения надо воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллективе и т. д.

Требования к технике проведения урока можно сформулировать так:

урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях;

темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учеников завершенными;

необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, педагогический такт (недопустимы прямые и косвенные оскорбления учащихся);

создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда;

менять по возможности виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения;

обеспечить соблюдение единого орфографического режима, принятого в школе;

управлять учебным процессом на уроке. Большую часть урока активно работают учащиеся.

Реализация предложенной совокупности требований к системе уроков обеспечит необходимый уровень организованности, а следовательно, и качества урока в современной школе.

Структура и типы организации урока

Структура урока и формы его организации имеют принципиальное значение в теории и практике современного урока, поскольку в значительной мере определяют эффективность учебной работы школьника.

Любой урок -- традиционный или проблемный, развивающий или тормозящий развитие, интересный или скучный -- структурно состоит из объективно существующих элементов. Их разнообразное сочетание и различия по времени, степени взаимодействия между собой и определяют большое многообразие типов уроков.

Определим элемент урока как часть урока, обладающую свойствами единственности и целостности. Из всех элементов урока выделим наиболее часто встречающиеся в практике, а именно:

Изучение нового материала. Каковы бы ни были организационные формы урока, методы, приемы, этот элемент всегда будет на уроке и при других формах обучения. Он несводим к каким-либо другим элементам.

Закрепление пройденного. Попытка при некоторых модернизациях урока исключить этот "элемент как недостаточно творческий и развивающий привела к плохим результатам. Это естественно, поскольку для получения прочных знаний совершенно необходимо их постоянное закрепление. При правильном взаимодействии с другими элементами закрепление может выполнять функции обучения, развития и контроля.

Контроль и оценка знаний учащихся. Без эффективного контроля процессом обучения нельзя правильно управлять. Принципиального значения не имеют ни формы контроля, ни количество выставляемых оценок. Формы контроля определяются тактическими задачами. Важно, что без контроля и оценки знаний нельзя организовать целенаправленный процесс обучения. Контроль знаний может быть обучающим, выполнять функции воспитания и развития.

Домашнее задание. Это необходимый и не содержащийся в других элемент урока. Домашнее задание -- естественное продолжение данного урока и начало последующего.

Обобщение и систематизация знаний. Этому элементу отводится все более значительное место на современном уроке.

Таким образом, мы выделяем пять основных элементов урока. Вопрос об их числе на конкретном уроке, их взаимосвязи и взаимодействий непосредственно связан с типологией и дидактической структурой урока.

Структура урока не определяется лишь совокупностью ряда его элементов. Именно «механическое» понимание структуры учебного процесса как совокупности ряда звеньев (элементов) и привело в свое время к дискуссии о вреде четырехэлементного урока и необходимости более гибкой его структуры. Специфика такой сложной системы, как урок, не исчерпывается только особенностями составляющих ее элементов, а содержится главным образом, в характере связей и взаимодействия между отдельными ее элементами.

Поэтому под структурой урока можно понимать совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающую в процессе обучения и обеспечивающую его целенаправленную действенность! Это определение, на наш взгляд, точнее отражает суть структуры урока, учитывая процесс взаимодействия структурных элементов.

В природе, как известно, бесструктурных явлений и систем нет. Наш известный дидактик М. А. Данилов подчеркивал, что одним из важнейших вопросов дидактики и методики преподавания отдельных предметов есть вопрос о том, при какой последовательности своих составных элементов процесс обучения оказывается наиболее успешным. Взаимодействие структурных элементов урока объективно. Однако процесс обучения эффективен лишь тогда, когда учитель правильно понял единство функции данного элемента и его структурных взаимодействий с другими элементами урока. Такой подход к структуре исключает шаблонность в проведении уроков. Уровень современности урока, его эффективность в значительной мере определяются характером, способами взаимодействия между отдельными элементами урока. Мастерство учителя и заключается в том, чтобы найти эти оптимальные варианты взаимодействия между элементами урока.

Типы уроков. Типы уроков разнообразны, и их трудно представить в какой-либо одной классификации. В дидактике существует несколько подходов к классификации уроков основе любой классификации лежит какой-либо определяющий признак. Например, уроки классифицируют исходя из дидактической цели, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся. Учитывая все достоинства и недостатки отмеченных подходов к классификации уроков, М.И. Махмутов предлагает классифицировать уроки по цели организации занятий, детерминированной общедидактической целью, характером содержания изучаемого материала и уровнем обученности учащихся. В соответствии с этим подходом он выделяет уроки изучения нового материала, уроки совершенствования знаний, умений и навыков, уроки комбинированные и уроки контроля и коррекции. Отметим, что эта классификация, на наш взгляд, является весьма перспективной. Вместе с тем следует признать, что на сегодня наиболее употребительной является классификация уроков по основным дидактическим целям. В соответствии с этой классификацией выделяются:

Комбинированный урок. Это наиболее распространенный в практике тип урока. Число элементов урока может быть различным. Еще более многообразны при этом внутренние связи и взаимодействия между элементами урока. Например, на уроке может быть анализ домашней работы с целями контроля знаний при устном ответе и развития навыков применения полученных знаний. При закреплении материала можно и нужно осуществлять контроль знаний, умений и навыков и развитие навыков применения этих знаний в разных ситуациях. В процессе изучения нового материала можно сразу организовать его закрепление и применение. Такое комплексное взаимодействие между структурными элементами урока делает урок многоцелевым и очень эффективным.

Урок изучения нового материала. Часто основной дидактической целью урока целесообразно поставить изучение нового материала. Формы такого изучения могут быть самыми разнообразными: лекция, объяснение с активным привлечением детей, эвристическая поисковая беседа, самостоятельная работа с учебником, другими источниками, и т. д. При этом не следует забывать, что, какой бы метод обучения ни применялся на уроке, в ходе изучения нового материала идет и работа по упорядочиванию и закреплению ранее усвоенного. Только в искусственных ситуациях можно изучать новый материал, не вспоминая, не опираясь на уже пройденный.

Задавая вспомогательные вопросы ученикам в процессе объяснения, учитель осуществляет контроль знаний и усвоения ранее пройденного.

Крайне важно, понимая объективную многоплановость процессов на уроке, не довольствоваться их стихийным ходом, а постоянно искать и находить оптимальные варианты взаимодействия элементов урока друг с другом.

Уроки закрепления знаний, их систематизации и формирования умений и навыков. В большинстве классификаций этот тип урока разбивают на несколько типов. Однако, по нашему мнению, уроки «чистого» повторения, систематизации или формирования умений и навыков менее эффективны. Из опыта передовых учителей следует, что урок целесообразно организовать так, чтобы ученики одновременно с повторением учились применять знания в несколько измененной ситуации. При планировании урока вместе с повторением можно организовать и контроль, и систематизацию знаний. Не исключена, разумеется, возможность такого построения урока, когда учитель планирует только текущее повторение в пределах темы, например перед контрольной работой. Он может весь урок закреплять какие-либо навыки, что будет основной дидактической целью. Однако наблюдения показывают, что повторение на четырех уроках по 10 минут дает несравненно больший эффект, чем повторение на протяжении всего урока в течение 40 минут. Однако здесь нельзя подходить к вопросу механически. Различные учебные ситуации предполагают разные „подходы.

Урок контроля и оценки знаний учащихся. Это может быть урок самостоятельной или контрольной работы, зачетный урок и т. д. Легко видеть, что перед нами это комбинированный урок с ярко выделенной главной дидактической целью, так как, выполняя контрольную или практическую работу, ученики применяют полученные ранее знания, закрепляют, обобщают и систематизируют их, развивают умения и навыки.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Макроэлементы в организме человека и их значение
Елена Сажина: «Я скучаю по Волгодонску»
Роберт Стивенсон. Баллада «Вересковый мед. Вересковый мед. Рецепт и легенда Мой вересковый мед моя святая тайна