Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Большой десантный корабль «Николай Фильченков. Боевые «аллигаторы» Черноморского флота


БОЛЬШОЙ ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 1171 «ТАПИР»
BIG LANDING SHIP OF THE PROJECT 1171 «TAPIR»

11.09.2013
БДК «Николай Фильченков» вышел сегодня из Новороссийска курсом на проливную зону Босфор – Дарданеллы, после прохождения которой он отправится в сирийский порт Тартус – место дислокации пункта материально-технического обеспечения ВМФ России. Об этом сообщил 11 сентября ИТАР-ТАСС источник в Новороссийской военно-морской базе. По его словам, сопровождать БДК на его пути в Сирию будет сторожевой корабль ЧФ «Сметливый», который, согласно плану, должен выйти из Севастополя 12 сентября.

18.02.2014
В Севастополе завершился десятимесячный ремонт большого десантного корабля (БДК) Черноморского флота «Саратов». Один из корабельных ветеранов флота, являющийся первым в серии из 14 единиц проекта 1171, вошел в состав сил постоянной готовности.
БДК уже осуществил контрольный выход в море и успешно прошел предпоходовые проверки, в том числе, под руководством командующего Черноморским флотом вице-адмирала Александра Витко. Ожидается, что в ближайшее время в рамках ротации сил БДК «Саратов» войдёт в состав постоянного корабельного соединения Военно-Морского Флота России в Средиземном море.

30.12.2015
ФОТОРЕПОРТАЖ: ВОЗВРАЩЕНИЕ КОРАБЛЕЙ «САРАТОВ» и «МИРАЖ», СПАСАТЕЛЬНОГО БУКСИРА СБ-36 В СЕВАСТОПОЛЬ. 25.12.2015

25 декабря 2015 с боевой службы в Восточной части Средиземного моря в Севастополь возвратился отряд кораблей Черноморского флота в составе БДК «Саратов» проекта 1171, МРК «Мираж» проекта 12341 и спасательного буксира «СБ-36″ проекта 714.
На рассвете, практически в темноте, в Севастополь вошел БДК «Саратов». Следом за ним, утром в Севастополь возвратился из Средиземного моря малый ракетный корабль «Мираж», это был второй выход корабля на боевую службу к берегам Сирии в этом году. Через полчаса после захода в базу МРК «Мираж», в Северную бухту Севастополя вошел и спасательный буксир «СБ-36″.
ВТС «БАСТИОН», 30.12.2015

Большие десантные корабли проекта 1171 «Тапир» (по классификации НАТО - «Alligator») - серия советских БДК, которые предназначены для высадки морских десантов на необорудованном побережье и переброски морем войск и грузов. БДК способны транспортировать различные виды бронетехники, включая танки. Развитием проекта стали БДК проекта 11711 строящиеся для ВМФ РФ.

Корабль может размещать в себе грузы из 20 основных боевых танков, или 45 БТРов, или 50 грузовых автомобилей, и 300 человек десанта (два кубрика десанта, в первом и четвёртом твиндеках). Корабль может нести до 1000 тонн различных грузов. На носу находится отсек для бронетехники, и там же располагается десантная аппарель, в виде раздвижных носовых и кормовых ворот.

Большой десантный корабль «Николай Фильченков» (бортовой номер 152) был заложен в Калининграде на судостроительном заводе «Янтарь» 30 января 1974 года, заводской номер 304. Спуск на воду состоялся 29 марта 1975 года. В состав флота вошел 30 декабря 1975 года. Место базирования: Черноморский флот.

Основные характеристики: Водоизмещение 4650 тонн. Длина 113,1 метра, ширина 15,6 метра, осадка 4,5 метра. Максимальная скорость хода 16,5 узла. Дальность плавания 10000 морских миль при 15 узлах. Экипаж 55 человек.

Силовая установка: 2 дизеля, 2 винта, 9000 л.с.

Вместимость: до 1500 тонн техники и грузов.

Вооружение: 1х2 57-мм артустановка ЗИФ-31Б, 2х2 25-мм зенитных автомата 2М-3М, 3х8 ПУ ПЗРК, система залповой стрельбы А-215 «Град-М».

Первоначально БДК «Николай Фильченков» входил в состав 39-й дивизии морских десантных сил. При несении боевых служб в зоне военных конфликтов на Ближнем Востоке БДК неоднократно выполнял задачи оказания интернациональной помощи. В частности, «Николай Фильченков» базировался в портах Анголы (март-июль 1976 года, с ноябрь 1977 по январь 1978 года).

Корабль неоднократно выполнял задачи боевой службы в Средиземном, Красном морях, Атлантическом и Индийском океанах. С 1975 по 2004 года корабль по итогам года восемь раз объявлялся отличным, в 1996 и 1997 годах - лучшим кораблем на ЧФ среди кораблей 2-го ранга.

В ходе раздела Черноморского флота корабль был переподчинен командованию 30-й дивизии надводных кораблей.

В августе 2000 года БДК «Николай Фильченков» в составе отряда боевых кораблей Черноморского флота выполнял задачу по перевозке за четыре рейса вооружения и техники контингента Группы российских войск в Закавказье из пункта погрузки Гонио (в районе Батуми) в пункт высадки Утришенок (в районе Новороссийска). В 2001 году выполняя задачи по перевозке военной техники и боевой подготовки более 100 суток находился вне пункта базирования.

В настоящее время большой десантный корабль «Николай Фильченков» входит в состав 197-й бригады десантных кораблей 30-й ДиНК и активно используется в учениях и боевой подготовке флота.

23 марта 2005 года БДК «Николай Фильченков» в районе города Феодосия произвел высадку на морской десантный полигон в районе горы Опук личного состава и техники 382-го отдельного батальона морской пехоты Черноморского флота РФ (всего 142 человека и 28 единиц техники), чем спровоцировал политический скандал между Украиной и Российской Федерацией.

24 марта 2015 года и направился в Средиземное море. По сообщению от 17 апреля в рамках отработки элементов курсовой задачи К-2 (действия одиночного корабля в море по предназначению) боевой техники и личного состава отдельной бригады морской пехоты ЧФ в районе морского десантного полигона Опук под Феодосией. 15 июня и направился в Средиземное море. 15 июля и в третий раз направился в Средиземное море. 20 августа в южном направлении с грузом на верхней палубе.

17 апреля 2017 года прошел через пролив Босфор и вернулся в Черное море, завершив четвертый поход к берегам Сирии в текущем году. По сообщению от 21 апреля 2018 года выполнение задач в составе постоянной группировки Военно-Морского Флота России в Средиземном море и взял курс в пункт постоянного базирования - город-герой Севастополь. По сообщению от 13 сентября в Севастополь после учения в Средиземном море, которое проходило с 01 по 08 сентября под руководством главнокомандующего Военно-Морским Флотом России.


Бортовой № 152 - большой десантный корабль "Николай Фильченков".

Водоизмещение: 4650 т.
Размеры: длина - 113,1 м, ширина - 15,6 м, осадка - 4,5 м.
Скорость хода максимальная: 16,5 узлов
Дальность плавания: 10000 миль при 15 узлах.
Силовая установка: 2 дизеля, 2 винта, 9000 л.с.
Вместимость: до 1500 тонн техники и грузов.
Вооружение: 1х2 57-мм артустановка ЗИФ-31Б, 2х2 25-мм зенитных автомата 2М-3М, 3х8 ПУ ПЗРК, система залповой стрельбы А-215 "Град-М".
Экипаж: 55 чел.

История корабля:
----------------
Большой десантный корабль пр.1171

Качественный и количественный рост ВМФ СССР в середине XX века позволил ему выйти на просторы Мирового океана. В числе прочих задач в стратегических доктринах появилась и такая: "Оказание военной помощи союзным и дружественным государствам". Это требовало особых средств. И не в последнюю очередь - специальных судов для доставки различных грузов. Так, в 1959 году появилось задание на разработку океанского танкодесантного корабля (проект 1171) с тактико-техническими данными, сопоставимыми с аналогичными у современных западных кораблей.

Практически одновременно Министерство морского флота заказало сухогруз с носовой аппарелью (проект 1173), который в военное время должен был служить тем же целям. Высокая сложность принципиально нового для нашего флота корабля, а также близость назначения обоих проектов заставили бъединить оба проекта в один под общим обозначением "проект 1171". При этом сохранялось двойное - военное и гражданское - использование судна, характеристики же его несколько снизились.

Противоречивые требования гражданских заказчиков (высокая экономичность, использование всего объема трюмов, хорошие каюты для экипажа) и военных (место для вооружения, повышенная непотопляемость, большая скорость, специальное оборудование) заставили пойти на компромисс. Проектировщики составили четыре варианта проекта, по возможности учтя все пожелания, но несомненный приоритет отдавался все же военному. Последней каплей явилась замена главных двигателей. Вместо планировавшихся для судна дизелей по 2500 л.с. на нем решили установить моторы большей мощности. Это вполне устраивало ВМФ, поскольку скорость возрастала до 17 узлов - почти до исходного задания. Однако Министерство морского флота решило отказаться от "совместного" судна - его эксплуатация при столь мощных механизмах становилась нерентабельной.

В результате двойное назначение "Тапира" (так назывался проект 1171) проявилось лишь во внешнем виде, характерном скорее для гражданского теплохода. Корабль получил обозначение БДК - "большой десантный корабль" - и строился исключительно для ВМФ.

За десять лет, с 1966 по 1975 год, в строй вошло 14 кораблей данного проекта в четырех вариантах. В течение двух десятков лет "Тапиры" ("Alligator" по классификации NATO) составляли основу стратегических десантных сил Советского Союза. На Черноморском флоте всего было 5 кораблей этого класса. Они хорошо зарекомендовали себя на боевых службах и за долгие годы эксплуатации совершили много дальних походов.

Большой десантный корабль "Николай Фильченков" был заложен в Калининграде на судостроительном заводе "Янтарь" 30.01.1974 г. (заводской №304), спущен на воду 29.03.1975 г., вступил в строй 30.12.1975 г.

Первоначально входил в состав 39-й дивизии морских десантных сил. При несении боевых служб в зоне военных конфликтов на Ближнем Востоке БДК неоднократно выполнял задачи оказания интернациональной помощи. В частности, "Николай Фильченков" базировался в портах Анголы (март-июль 1976 года, ноябрь 1977 г. - январь 1978 г.).

Корабль неоднократно выполнял задачи боевой службы в Средиземном, Красном морях, Атлантическом и Индийском океанах. С 1975 по 2004 года корабль по итогам года восемь раз объявлялся отличным, в 1996 и 1997 годах - лучшим кораблем на ЧФ среди кораблей 2-го ранга.

В ходе раздела Черноморского флота корабль был переподчинен командованию 30-й дивизии надводных кораблей.

В августе 2000 года БДК "Николай Фильченков" в составе отряда боевых кораблей Черноморского флота выполнял задачу по перевозке за четыре рейса вооружения и техники контингента Группы российских войск в Закавказье из пункта погрузки Гонио (в районе Батуми) в пункт высадки Утришенок (в районе Новороссийска). В 2001 г. выполняя задачи по перевозке военной техники и боевой подготовки более 100 суток находился вне пункта базирования.

В настоящее время большой десантный корабль "Николай Фильченков" входит в состав 197-й бригады десантных кораблей 30-й ДиНК и активно используется в учениях и боевой подготовке флота.

5 сентября в Севастополь после четырех походов в Средиземное море, которые совершались из Новороссийска, вернулся большой десантный корабль (БДК) «Николай Фильченков» под командованием капитана 2 ранга Игоря Дмитриенко. Экипаж морячил с весны (апрель) по самую осень (5 сентября) и за это время отмерил более 12 000 миль, решая задачи по предназначению в составе группировки сил ВМФ, находящихся в Средиземном море.

Это была очень напряженная ратная работа и боевая учеба, - говорит командир корабля капитан 2 ранга Игорь Дмитриенко, - за четыре месяца мы прошли 8 раз Проливную зону и оставили за кормой более 12 000 миль.

Для капитана 2 ранга Игоря Дмитриенко (он был старшим помощником командира на БДК «Ямал» и «Орск») это первое испытание в качестве командира. И справился он с задачей успешно. Кроме доставленных в сирийский порт Тартус грузов экипаж вел активную боевую подготовку в составе группировки сил ВМФ, куда входили БПК Северного флота «Вице-адмирал Кулаков», «Североморск», сторожевые корабли Балтийского флота «Неустрашимый», «Ярослав Мудрый» и другие.

Отрабатывалось совместное маневрирование, учения по связи, по борьбе за живучесть, по оказанию помощи «аварийному» кораблю, по охране и обороне корабля на незащищенном рейде…Словом, скучать морякам не приходилось.

Первым серьезным испытанием эта серия походов явилась и для недавно назначенного старшим помощником командира корабля капитан-лейтенанта Алексея Ященко. Он также успешно справился со своими обязанностями и с честью выдержал экзамен.

Командир БДК «Николай Фильченков» капитана 2 ранга Игоря Дмитриенко отметил умелые грамотные действия командира БЧ-4-7 капитан-лейтенанта Александра Чирвы, который имеет достаточный опыт исполнения должности, а также его подчиненного старшины команды связи мичмана Ивана Чумаченко – мастера своего дела. Добросовестно исполнял свои обязанности и призванный с гражданки инженер БЧ-1 старший лейтенант Дмитрий Бойко.

Из БЧ-5, которую возглавляет капитан-лейтенант Василий Кутепов, командир БДК отметил старшину трюмно-котельной команды Дмитрия Лескина, который отмерил на корабле уже не один десяток тысяч миль. Из контрактников командир «Николая Фильченкова» выделил телемеханика старшину 1 статьи Алексея Рожкова. Похвалы заслужили начальник строевой части старшина 1 статьи Алексей Соколов, марсовый матрос Степан Сидоров.

А 6 сентября, уже на следующий день после четырехмесячного отсутствия в Севастополе корабль снова вышел в море. Всего одни сутки на встречу с родными и близкими. Он направился в Новороссийск, где после пополнения запасов и необходимой загрузки возьмет курс на Босфор. Его ждет очередной дальний средиземноморский поход. Вот так трудятся моряки-черноморцы десантных кораблей, решая поставленные задачи.

БДК «Николай Фильченков» с группой антитеррора на борту уже совершил переход из Севастополя в Новороссийск. Здесь он примет предназначенные для доставки в сирийский Тартус грузы и возьмет курс на пролив Босфор. Его вновь ждет восточный район Средиземного моря, где он продолжит несение боевой службы в составе постоянного оперативного соединения ВМФ. Он будет в готовности к эвакуации российских граждан из Сирии. Как, впрочем, и к выполнению других задач, которые могут внезапно возникнуть.

БДК «Николай Фильченков» по своим десантным возможностям мощный корабль еще советской постройки. Он может размещать в себе грузы из 20 боевых танков, или 45 БТРов, или 50 грузовых автомобилей и 300 человек десанта. Корабль может нести до 1000 тонн различных грузов.

Основное вооружение кораблей проекта 1171 «Тапир» состоит из одной универсальной спаренной корабельной артиллерийской установки калибра 57 мм. Также для поражения береговых целей и поддержки десанта БДК оснащен двумя пусковыми установками реактивной системы залпового огня А-215 Град-М с дальностью действия около 20 км. Большинство кораблей серии вооружалось переносными зенитно-ракетными комплексами «Стрела-3».

Владимир ПАСЯКИН.

Большой десантный корабль «Николай Фильченков» в Севастополе March 18th, 2017

Мне очень нравится гулять по бухтам и набережным Севастополя. Одна из любимых - это Артиллерийская бухта, которая находится в самом центре города. Здесь можно любоваться маленькими катерами, небольшими лодочками, паромами и даже огромными военными кораблями. Однажды мы имели счастье понаблюдать за большим десантным кораблем «Николай Фильченков» проекта 1171.


Большие десантные корабли проекта 1171 (по классификации НАТО: Alligator) строились для Военно-Морского Флота России на прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде и предназначены для высадки морских десантов на необорудованном побережье и переброски морем войск и грузов.

Способны транспортировать различные виды бронетехники, включая танки.

Николай Дмитриевич Фильченков (1907—1941) — участник Великой Отечественной войны, начальник клуба 18-го отдельного батальона морской пехоты Береговой обороны Черноморского флота. Во главе группы из пяти моряков 7 ноября 1941 года в районе села Дуванкой (ныне село Верхнесадовое администрации города Севастополя) отражал атаки противника, пытавшегося пробиться к городу Севастополю. Группа вступила в единоборство с 22 фашистскими танками и 10 из них уничтожила, враг был остановлен. В критический момент боя политрук Фильченков с последними гранатами бросился под вражеский танк. Похоронен в братской могиле на кладбище посёлка Дергачи в Севастополе.

БДК-152 впервые был спущен на воду 29 марта 1975 и уже в конце того же года вступил в строй.

Возможности судна впечатляют: может вместить до 20 танков, нести до 1000 тонн груза, 45 БТРов или 50 грузовиков, при этом на нем можно разместить до 400 человек десанта.

В носовой части находится отсек для бронетехники, раздвижные ворота и откидной лацпорт.


До этого такие военные корабли мы видели издали во время морской прогулки по бухтам.

В общем, будете в Севастополе, прогуляйтесь на кораблике по бухточкам, пройдитесь по набережным. Это очень интересно!

Включайся в дискуссию
Читайте также
Просто о сложном: что такое оптимизация штатного расписания?
Знаки препинания при уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения
Реорганизация предприятия, гарантии при увольнении работника