Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Борьба с преступностью в рамках снг. В зеркале статистики. преступность в снг Преступность в снг

"Страшно выходить на улицу!", "У нас хуже, чем в Чикаго" - кто не слышал подобных выражений? И сухие милицейские сводки, и красочно расписанные репортерами уголовной хроники страсти еще более усугубляют страх обывателей, т.е. наш с вами. Эта подборка цифр - попытка не запугать, а дать объективную картину, а вы уж сами делайте выводы и примите меры по своей безопасности.

Число зарегистрированных преступлений

"pre" тысячи на 100000 жителей 1991 1992 1991 1992**

Азербайджан 15,6 22,4* 217 305 Армения 13,1 16,4* 384 470 Беларусь 81,3 96,6 792 937 Казахстан 173,9 200,9 1030 1181 Кыргызстан 31,1 43,9 698 976 Молдова 44,5 48,3* 1021 1108 Россия 2173,1 2760,7 1459 1857 Таджикистан 18,5 25,3 340 450 Туркменистан 19,3 17,9 512 465 Узбекистан 88,6 93,6 423 436 Украина 405,5 480,5 780 921

** при расчете коэффициентов преступности за 1992 г. использовались предварительные данные о численности населения.

В 1992 г. в целом по СНГ число зарегистрированных преступлений составило 3,8 млн. и увеличилось по сравнению с 1991 г. в среднем на 24%.

Самые типичные преступления

По-прежнему, это - кражи. Доля их в общем числе зарегистрированных преступлений в 1992 г. составила более 58%, (в 1991 г. - 56%), а в России и Кыргызстане - по 59%, Таджикистане - 63%. Свыше двух третей краж приходится на кражи личного имущества граждан.

Почти в 1,5 раза возросло количество грабежей и разбойных нападений. Рост этих видов преступлений имел место во всех государствах Содружества - в среднем на треть.

На четверть возросло за прошлый год число насильственных преступлении, совершенных против личности (умышленных убийств, тяжких телесных повреждений, изнасилований): в России - примерно на треть, Азербайджане и Молдове - в 1,4 раза, в Таджикистане - в 1,9 раза.

Почти в 1,4 раза возросло число совершенных убийств, а в Таджикистане - более чем в 4 раза, в Молдове - в 2,4 раза, Армении - в 1,5, Азербайджане и России - в 1,4 раза при сокращении их числа в Туркменистане на 3%.

У кого в кармане нож?

Органами внутренних дел и прокуратуры стран Содружества в прошлом году было выявлено более 1,6 млн. человек, совершивших преступления, что на 16% больше, чем в 1991 г. Более половины (55%) преступников - это молодежь в возрасте от 14 до 30 лет.

Подавляющее число среди выявленных преступников (88%) - мужчины, 12% - женщины (от 5% в Азербайджане до 14% в Беларуси и на Украине).

Для женщин наиболее характерны такие виды преступлений, как взяточничество (около 30%), мошенничество (более 20%) и некоторые другие корыстные преступления.

Треть преступников совершает преступления в состоянии алкогольного опьянения. В целом по странам Содружества в пьяном виде в прошлом году совершили преступления более полумиллиона человек, что на 20% больше, чем за 1991 г.

Во всех государствах СНГ возросло число лиц, совершивших преступления в состоянии наркотического возбуждения (в среднем на треть), половина из них приходится на Россию, треть - на Украину. В 1992 г. в межгосударственный розыск (в пределах бывшего СССР) объявлено 30,3 тыс. скрывшихся преступников. Снижается эффективность поиска таких лиц. Если в 1991 г. их было разыскано около двух третей, то в 1992 г. - немногим более половины.

И. КИРИЛЛОВ, заместитель начальника отдела социальной статистики Статкомитета СНГ

И. КОЛОСКОВА, главный юрисконсульт отдела

Уголовная среда, используя правовые, экономические, политические, организационные промахи в работе правоохранительных органов, органов государственной власти и управления стран СНГ, создала свое единое криминальное поле, интернационализировалась и консолидировалась, обрела профессионализм, фактически взяла под контроль значительную часть экономических структур. На протяжении последних нескольких лет в динамике и структуре преступности стран СНГ отмечаются сходные тенденции, реально угрожающие их экономическому развитию и национальной безопасности. Из года в год растет число транснациональных преступлений, где преобладают бандитизм, убийства по найму, незаконные операции с оружием и наркотиками, контрабанда сырьевых ресурсов, финансовые аферы. Межнациональные преступные контакты приобрели характер устойчивой закономерности.

Органы государственной власти и управления стран СНГ, межправительственные и межгосударственные организации этих государств не предпринимают меры противодействию преступности. С момента создания СНГ борьба с преступностью, а особенно с преступностью в экономике, была отнесена к сфере совместной деятельности государств, входящих в СНГ, и это нашло законодательное закрепление в Вискулевском соглашении и в Уставе Содружества. 12 марта 1993 г. в Москве Совет глав правительств СНГ утвердил Программу совместных мер по борьбе с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников СНГ. В Программе отмечалось, что правовой основой для сотрудничества и взаимодействия органов внутренних дел государств - участников Содружества должна служить Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная главами государств 22 января 1993 г. в г. Минске.

Программа включала две группы вопросов: организационно-правовые и организационно-практические.

Организационно-правовые вопросы предусматривали:

– подготовку предложений созданию в рамках СНГ постоянно действующего органа (комиссии) по координации борьбы с организованными и иными наиболее опасными формами преступности для выполнения задач, связанных с формированием специализированного банка данных, содействия в осуществлении межгосударственного розыска участников преступных сообществ, лиц, совершивших наиболее опасные преступления и скрывающихся от уголовного преследования, обеспечения согласованных действий при проведении комплексных операций, затрагивающих интересы нескольких государств - участников Содружества, выработки рекомендаций по борьбе с транснациональной преступностью;

– подготовку предложений о необходимости принятия законов о борьбе с организованной преступностью и коррупцией, о государственной службе, о борьбе с «отмыванием» доходов от преступной деятельности, поиске, изъятии и конфискации таких доходов, о защите работников правоохранительных органов и участников уголовного процесса, об оперативно-розыскной деятельности;

– разработку и заключение межгосударственных соглашений о сотрудничестве в сфере борьбы с ОПГ, незаконным обращением с оружием, взрывчатыми и радиоактивными веществами, о порядке взаимодействия следственно-оперативных групп на территории других государств, порядке взаимодействия ОВД, таможенных служб и пограничных войск, о сотрудничестве в сфере борьбы с терроризмом на воздушном транспорте и транспортных коммуникациях, в сфере борьбы с преступлениями в банковской системе, коммерческих структурах и в сфере внешнеэкономической деятельности, а также о сотрудничестве в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Предусмотренные программой организационно-практические мероприятия были направлены на:

– борьбу с бандитизмом и вооруженной преступностью (определение лидеров, сферы влияния, выявление источников поступления оружия, проведение анализа данных о действующих на территории государств - участников Содружества вооруженных преступных групп бандитской направленности, занимающихся разбойными нападениями и вымогательством);

– разработку и проведение скоординированных комплексных операций (выявление и пресечение деятельности организованных групп преступников-гастролеров. выявление и изобличение бандитских группировок, действующих на магистральных автомобильных дорогах, выявление и пресечение вооруженных преступных группировок, занимающихся хищением на объектах железнодорожного транспорта);

– разработку и реализацию совместных мер по выявлению и пресечению незаконной продажи и хищений оружия;

– обеспечение совместного контроля за раскрытием серийных тяжких преступлений;

– осуществление комплекса согласованных мер, по пресечению деятельности группировок, специализирующихся на хищениях автомобилей;

– борьбу с наркобизнесом;

– борьбу с преступностью в сфере экономики (усиление контроля за внешнеэкономической деятельностью организаций и предприятий, вывозящих строительное сырье и материалы, пресечение незаконных сделок в отношении нефтепродуктов, цветных и редкоземельных металлов);

– выработку механизма совместных оперативно-поисковых действий по пресечению незаконных каналов вывоза из государств - участников Содружества энергоносителей, культурных ценностей и валютных средств;

– обобщение материалов о деятельности устойчивых преступных формирований, занимающихся мошенническими операциями в банковской системе, и проведение скоординированных ОРМ в странах СНГ по изобличению организаторов этих преступлений;

– разработку системы банковского контроля за межгосударственным перемещением денег.

По большинству позиций данная совместная программа борьбы с преступностью на территории стран СНГ не была выполнена. Причиной тому были следующие обстоятельства:

Нереальные сроки выполнения программы - один год;

Глобальность проблем, которые предполагалось совместно решить (по существу программа касалась всего комплекса преступлений, совершаемых в странах СНГ, и так называемых фоновых явлений);

Отсутствие опыта совместной работы;

Отсутствие правовой базы для сотрудничества;

Стремление охватить мероприятиями все страны СНГ вне зависимости от специфики их интересов;

Отсутствие материально-технической базы совместных действий;

Политическая и экономическая нестабильность в регионах;

Отсутствие четкого разделения обязанностей между сторонами;

Стремление разрешить комплексные проблемы усилиями одного-двух министерств;

Отсутствие контроля за выполнением Программы.

В 1996 г. Совет глав государств СНГ в соответствии со ст. 4 Устава СНГ в целях принятия эффективных совместных действий в борьбе с преступностью утвердил Межгосударственную программу совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств - участников СНГ на период до 2000 г. Руководители государств, принимая этот программный документ, констатировали, что состояние преступности в государствах – участниках Содружества вызывает серьезную озабоченность. Практически повсеместно отмечается значительный рост тяжких преступлений, имеющих транснациональный характер, совершаемых организованными преступными формированиями. Широкое распространение получают различные проявления терроризма, легализация преступных доходов, наркобизнес, контрабанда оружия и военной техники, радиоактивных веществ, культурных ценностей, стратегических материалов, фальшивомонетничество, кражи автомобилей, преступления в финансовой и внешнеэкономической сферах, в том числе с использованием информационно-вычислительной техники и новейших платежных средств, заказные убийства и другие виды преступлений.

В программе также отмечается, что принимаемые в государствах Содружества меры не всегда адекватны преступным проявлениям, недостаточно скоординированы и согласованы, это приводит к увеличению масштабов транснациональной организованной преступности, возможности ее проникновения в экономическую, социальную и финансовую сферы. Данное обстоятельство, отмечаемое в Программе, обусловливает необходимость принятия более эффективных межгосударственных мер, направленных на совершенствование информационного обеспечения государств, на гармонизацию и унификацию правовой базы, проведение конкретных согласованных мероприятий правоохранительных и иных органов системы уголовной юстиции в борьбе с ОПГ, и, прежде всего, с преступностью, посягающей на экономическую безопасность СНГ.

22 января 1993 г. страны СНГ заключили Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

Согласно ст. 1 Конвенции «граждане каждой из Сторон, а также другие лица, проживающие на ее территории, имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в учреждения юстиции других стран Содружества, к компетенции которых относятся гражданские, семей­ные и уголовные дела». Конвенция распространяет также свое дей­ствие и на юридических лиц государств, подписавших Конвенцию.

Государства осуществляют правовую помощь друг другу путем выполнения процессуальных и иных действий, в частности путем составления, пересылки и выдачи вещественных доказательств, про­ведения экспертизы, допроса сторон, обвиняемых, свидетелей, экспер­тов, возбуждения уголовного преследования, розыска и выдачи лиц. совершивших преступления, принятия и исполнения судебных реше­ний по гражданским делам, приговоров в части гражданского иска, исполнительных надписей, а также путем вручения документов.

Документы, которые на территории одной из сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то упол­номоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территории других сторон без какого-либо специального удостоверения.

Статьи 20-50 Конвенции регулируют правовые вопросы по граж­данским и семейным делам. Раздел III содержит положения, ка­сающиеся вопросов признания и исполнения решений. Например, государство-участник Конвенции признает и исполняет на своей территории вынесенные на территории других государств-участни­ков решения учреждений юстиции по гражданским и уголовным делам, решения судов по уголовным делам о возмещении ущерба. Статьи 56-80 Конвенции касаются вопросов правовой помощи по уголовным делам. В том случае, если гражданин одного из госу­дарств-участников совершил преступление на территории другого государства-участника, государство гражданской принадлежности правонарушителя обязано осуществлять против него уголовное пре­следование. Более того, запрашиваемое государство обязано уведо­мить запрашивающее государство об окончательном решении в связи с уголовным преследованием и передать ему копию окончательного решения по делу.



Конвенция также детально регламентирует вопрос выдачи преступ­ников и лиц, совершивших правонарушения. Статья 56 предусмат­ривает взаимное обязательство государств-участников Конвенции выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привле­чения к уголовной ответственности или приведения в исполнение вступившего в силу приговора суда. Выдача лиц для приведения приговора в исполнение производится за такие деяния, которые в соответствии с законом запрашивающей и запрашиваемой сторон Конвенции являются наказуемыми и за совершение которых преду­смотрено наказание в виде лишения свободы на срок не менее шести месяцев.

Распад СССР привел к резкому ухудшению криминогенной обста­новки на территории новых государств, росту количества преступ­лений с участием иностранных граждан, возникновению новых видов преступлений и трансграничной преступности. Государства СНГ были вынуждены принять ряд соглашений, направленных на борьбу с преступностью в рамках Содружества. В январе 1996 г. Совет глав государств СНГ принял решение о создании Совета министров внутренних дел государств-участников Содружества, а в мае 1996 г. утвердил Положение о нем.

По своему статусу Совет является одновременно органом Совета глав государств и Совета глав правительств по вопросам, которые входят в компетенцию министерств внутренних дел стран СНГ.

Среди основных задач Совета - взаимодействие в борьбе с пре­ступностью, охрана правопорядка, реализация решений органов СНГ и др. Совет проводит заседания по мере необходимости, но не реже двух раз в год и принимает решения на основе консенсуса с учетом принципа незаинтересованности любого государства Содружества в том или ином вопросе, что не влияет на принятие решения другими государствами.

Национальные министерства стран СНГ осуществляют сотрудни­чество в борьбе с преступностью на основе Соглашения о взаимо­действии министерств внутренних дел СНГ в сфере борьбы с преступностью от 24 апреля 1992 г. Оно было подписано всеми государствами СНГ.

Программа совместных мер по борьбе с организованной преступ­ностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ, принятая главами правительств стран Содружества 12 марта 1993 г., обозначила комплекс совместных мер по противодействию правона­рушениям. В развитие Программы, принятой 12 апреля 1996 г., было подписано Соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступле­ниями в сфере экономики. В соответствии с Соглашением государ­ства СНГ осуществляют сотрудничество путем обмена информацией, проведения мероприятий по предупреждению, выявлению, пресече­нию и раскрытию преступлений в сфере экономики и т.д.

Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с преступностью, подписанное 25 ноября 1998 г., преду­сматривает также розыск лиц, скрывающихся от уголовного пресле­дования или отбывания наказания, а также без вести пропавших; розыск и возвращение похищенных предметов и ценностей, авто­транспорта; обмен информацией о готовящихся или совершенных преступлениях и др. Обмен информацией осуществляется на основа­нии запросов, а также без запроса, если имеются основания полагать, что она представляет интерес для государства-участника Соглашения.

Для осуществления сотрудничества в борьбе с отмыванием денег в рамках СНГ заключен Договор о противодействии легализации доходов, полученных незаконным путем (не вступил в силу).

В связи с постоянно возрастающей угрозой осуществления актов международного терроризма главы 12 государств СНГ приняли в июне 1999 г. Договор о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом (вступил в силу для шести государств). Решением Совета глав государств СНГ, принятым 1 декабря 2000 г. в Минске, об Антитеррористическом центре государств СНГ было утверждено Положение о нем.

По своему статусу Антитеррористический центр - постоянно действующий специализированный отраслевой орган СНГ, который предназначен для обеспечения координации взаимодействия компетентных органов государств Содружества в области борьбы с между­народным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.

Общее руководство деятельностью Центра осуществляет Совет руководителей органов безопасности и специальных служб стран СНГ. В своей работе Центр взаимодействует с Советом министров внут­ренних дел СНГ, Советом министров обороны СНГ, Координацион­ным советом Генеральных прокуроров СНГ, Советом командующих Пограничными войсками, а также Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами пре­ступлений на территории государств СНГ.

Основные задачи и функции Центра: выработка предложений Совету глав государств СНГ и Совету глав правительств СНГ в борьбе с международным терроризмом; обеспечение координации взаимодей­ствия компетентных органов стран Содружества; анализ информации о состоянии, динамике и тенденциях распространения международно­го терроризма в СНГ и других государствах; формирование банков данных о международных террористических организациях, неправи­тельственных структурах и лицах, оказывающих поддержку между­народным террористам; содействие государствам СНГ в подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий и комплексных операций по борьбе с международным терроризмом; участие в под­готовке модельных законодательных актов, международных догово­ров, затрагивающих вопросы борьбы с международным терроризмом.

Центр возглавляет Руководитель, назначаемый на основании решения Совета глав государств СНГ на три года по представлению Председателя Совета руководителей органов безопасности испециальных служб государств СНГ. Руководитель имеет трех заместителей: первый - от Совета министров внутренних дел СНГ, второй - Совета министров обороны, третий - Совета командующих Пограничными войсками.

Государства СНГ направляют в Центр своих полномочных пред­ставителей, которые осуществляют деятельность на основании По­ложения, утвержденного Решением Совета глав правительств СНГ от 31 мая 2001 г.

Финансирование деятельности осуществляется за счет средств единого бюджета органов СНГ отдельной строкой.

Выдача преступников

Институт экстрадиции действует одновременно и параллельно как на двустороннем, так и на многостороннем уровнях. При этом, как по­казывает практика, применимой является форма регионального уча­стия государств в сотрудничестве в сфере международной уголовной юстиции.

Важным элементом создания единого правового пространства на Европейском континенте явилось подписание 13 декабря 1957 г. в Страсбурге Европейской конвенции о выдаче.

Договаривающиеся стороны приняли на себя обязательство выда­вать друг другу в соответствии с положениями и условиями Конвенции всех лиц, в отношении которых компетентные органы запрашиваю­щей стороны ведут уголовное преследование в связи с каким-либо преступлением или которые разыскиваются указанными органами для приведения в исполнение приговора или постановления о задер­жании (ст. 1 Конвенции). Предметно обозначены преступления, служащие основанием для выдачи.

Любая договаривающаяся сторона, закон которой не предусмат­ривает выдачу за некоторые преступления, может исключить такие преступления из сферы применения Конвенции.

Любая договаривающаяся сторона может в момент сдачи на хра­нение своей ратификационной грамоты или документа о присоеди­нении препроводить Генеральному секретарю Совета Европы либо список преступлений, в связи с которыми разрешена выдача, либо список преступлений, в связи с которыми выдача исключается.

Конвенция 1957 г. содержит ряд общепризнанных принципов института экстрадиции. В числе таковых заслуживает быть назван­ным принцип невыдачи за преступления, рассматриваемые в каче­стве политических и воинских.

Фискальные преступления требуют наличия специального дополни­тельного согласия сторон в отношении каждого из таких преступлений. Доктринальный и практический интерес вызывает проблема вы­дачи собственных граждан. В рамках признанного права отказа в выдаче своих граждан каждая сторона может дать определение сво­его понимания термина «граждане» по смыслу Конвенции 1957 г. Это делается путем заявления в момент подписания или сдачи на хранение своей ратификационной грамоты или документа о при­соединении к Конвенции.

Если запрашиваемая сторона не выдает своего гражданина, она по просьбе запрашивающей стороны передает дело своим компетент­ным органам для возбуждения уголовного преследования, если это необходимо. Для этой цели документы, информация и вещественные доказательства, касающиеся преступления, предоставляются бес­платно по дипломатическим каналам. Запрашивающая сторона ин­формируется о результатах.

Институт выдачи преступников - это комплексный юридический феномен, соединяющий в себе нормы материального и процессуаль­ного права. При этом необходимо учитывать два важных фактора: гражданство преступника и определение места совершения преступ­ления. Запрашиваемая сторона может отказать в выдаче лица в связи с преступлением, которое в соответствии с ее законом считается совершенным полностью или частично на ее территории или в месте, рассматриваемом в качестве ее территории.

Институт выдачи преступников как отдельный институт в системе международного уголовного права регулируется общепризнанными отраслевыми принципами. Основополагающими являются принцип aut dedere aut punire («или выдай, или накажи»), принцип поп in bis in idem (принцип, исключающий двойное наказание) и принцип специальности. Все они нашли подтверждение и развитие в европей­ской правовой системе.

Важным аспектом обеспечения справедливого судебного произ­водства является соблюдение комплекса общепризнанных юридиче­ских гарантий. К таковым относятся срок давности и неприменимость смертной казни.

Международно-правовой режим выдачи преступников, установ­ленный в рамках европейской региональной системы, предусматри­вает упорядочение процедурных аспектов судебного производства, включая подачу запроса и связанных с ним сопроводительных доку­ментов, передачу дополнительной информации, осуществление вре­менного ареста, представление конкурирующих запросов, передачу лица, подлежащего выдаче, передачу собственности, транзит выда­ваемого лица через территорию другого государства.

Конвенция 1957 г. получила развитие в ряде последующих дого­ворных актов. Последними актами были Конвенция 1995 г. об уп­рощенной процедуре выдачи и Конвенция 1996 г. по проблемам выдачи.

В регионе Бенилюкса (Бельгия, Люксембург, Нидерланды) дейст­вует собственная правовая система выдачи преступников. Междуна­родно-правовой базой является Конвенция об экстрадиции и правовой помощи по уголовным делам от 27 июня 1962 г.

Налаженное между этими странами тесное экономическое со­трудничество, обусловленное спецификой географического поло­жения и общими политическими интересами, выделяет страны Бенилюкса в особую группу в общеевропейской системе интегра­ции. Конвенция от 27 июня 1962 г. как нельзя лучше иллюстри­рует возможность создания действенных субрегиональных систем по реализации института выдачи преступников странами, тесно связанными между собой географически, экономически и куль­турно.

Ни одно из трех указанных государств не ратифицировало Евро­пейскую конвенцию о выдаче 1957 г.

В большей своей части Конвенция 1962 г. находится в русле положений Конвенции 1957 г., хотя и имеет определенную специ­фику. В Конвенции 1962 г. значительно понижен временной порог выдачи по сравнению с Конвенцией 1957 г. Так, если по Конвенции 1962 г. общий срок наказания составляет шесть месяцев для обви­няемых беглецов и три месяца для осужденных беглецов, то для Конвенции 1957 г. такие сроки составляют, соответственно, двенад­цать и четыре месяца. В то время как так называемые «политиче­ские» преступники не подлежат выдаче по Конвенции 1962 г., акт дезертирства не рассматривается как политическое преступление. Требования о выдаче направляются не по дипломатическим каналам, а непосредственно от министерства юстиции одного государства в министерство юстиции другого государства.

Близкой (по характеру и содержанию) к правовой системе выдачи согласно Конвенции 1962 г. является правовая система экстрадиции в соответствии с Нордическим договором 1962 г. В нордическую систему применения института выдачи преступников входят пять расположенных на севере Европы стран: Дания, Финляндия, Ислан­дия, Норвегия и Швеция. Договор 1962 г. содержит международно-правовые принципы сотрудничества в сфере международной уголовной юстиции пяти стран этого субрегиона. Субрегиональная система экстрадиции строилась по такой схеме институционно-правового практического применения института выдачи, как процедура выра­ботки и принятия единообразного законодательства каждым государ­ством-участником. Тем самым достигалась гармонизация правовых систем института экстрадиции.

Имеется ряд соглашений между членами Европейских сообществ, в которых также есть положения, регулирующие выдачу преступни­ков. Например, соглашение между членами Европейских сообществ о толковании принципа aut dedere aut judicare («или выдай, или суди») (Брюссель, 1987 г.) и Соглашение о передачи лиц, совершивших преступления (Брюссель, 1987 г.), а также Конвенция о сотрудниче­стве в борьбе с международными преступлениями (Брюссель, 1991 г.). Совет ЕС разработал рамочное решение «О европейском ордере на арест и процедуре передачи лиц между государствами-членами», которое вступило в силу в 2004 г. Согласно этому документу, запрос судебного органа государства-члена ЕС о передаче лица должен быть признан и исполнен автоматически на всей территории ЕС. В этих случаях в качестве основания для отказа уже не рассматривается принадлежность лица к гражданству запрашиваемой стороны. Запра­шиваемое государство утрачивает право не выдавать собственного гражданина, если против этого лица возбуждено уголовное дело или вынесен приговор в другом государстве-члене ЕС.

Европейский ордер на арест может выдаваться как в целях пере­дачи преступника, скрывающегося в другом государстве-члене ЕС от наказания, так и в целях предварительного расследования, то есть он может выдаваться до вынесения судом приговора.

В целом понятие «европейский ордер на арест» означает требо­вание, исходящее от суда или прокуратуры государства-члена ЕС, адресованное другим государствам-членам ЕС в целях оказания ему помощи, осуществления розыска, задержания, ареста или передачи лица, которое является объектом приговора или постановления упо­мянутых органов.

Получив запрос, соответствующий орган обязан принять необхо­димые меры в отношении этого разыскиваемого лица, а это лицо имеет право обжаловать решение о его передаче в суде государства-члена ЕС, в котором он находится. В этом случае суд должен в течение 90 дней с момента задержания принять решение об испол­нимости ордера. Передача лица производится в течение последую­щих 20 дней.

Перечень оснований для отказа в исполнении европейского ор­дера на арест и передаче разыскиваемого лица является очень узким. При этом государство не позднее трех месяцев с момента принятия Советом ЕС рамочного решения может предоставить для опублико­вания в официальном журнале ЕС исчерпывающий перечень деяний, в отношении которых судебные органы этой страны имеют право отказать в исполнении ордера на арест. Речь идет о тех деяниях, которые не считаются преступлениями в другом государстве, напри­мер употребление наркотиков.

Рамочное решение Совета ЕС предполагается ограничить пре­ступлениями, влекущими лишение свободы на срок не менее четырех месяцев. В отношении разыскиваемого лица, которое еще не осуж­дено, нижний предел санкции составляет один год и более.

Российская Федерация ратифицировала Европейскую конвенцию о выдаче 1957 г. Федеральным законом от 25 октября 1999 г. № 190-ФЗ.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Охарактеризуйте формы борьбы с легализацией незакон­ных доходов.

2. Расшифруйте ФАТФ.

3. Охарактеризуйте Европейскую конвенцию о пресечении терроризма.

4. Как организована борьба с преступностью в рамках СНГ?

5. Какова система выдачи преступников в Европе?

Литература

Ляхов Е.Г., Попов А.В. Терроризм: национальный, региональный и международный контроль. - Москва-Ростов на Дону, 1999.

Моисеев Е.Г. Десятилетие Содружества: международно-правовые аспек­ты деятельности СНГ. - М., 2001.

С распадом Советского Союза Россия стала лидером криминализации среди стран СНГ. Основные показатели преступности в бывших союзных республиках в течение длительного времени остаются значительно ниже, чем в Российской Федерации. Речь в данном случае идет не столько об абсолютных цифрах, которые связаны с разницей в численности населения, сколько о динамике и интенсивности преступных проявлений.

В период с 2004 по 2012 г. количество преступлений осталось практически без изменений на Украине, существенно снизилось в Республике Беларусь – на 65%, в Киргизской Республике – на 13%. Остальные страны СНГ столкнулись с ростом преступных проявлений. В Республике Казахстан число зарегистрированных преступлений возросло почти в два раза – на 97%, в Азербайджанской Республике – на 35%, в Республике Молдова – на 27%, в Республике Армения – на 56%, в Республике Таджикистан – на 50%.

Коэффициенты преступности на 100 тыс. населения в 2012 г. значительно уменьшились в Республике Беларусь (-59%) и в Киргизской Республике (-17%). В то же время в остальных государствах СНГ данный показатель существенно вырос. Наиболее высокие значения коэффициента преступности, практически вдвое превышающие аналогичные показатели 2004 г., отмечены в 2012 г. в Казахстане (+79%). В Таджикистане рост коэффициента преступности составил 30%, на Украине – 28%, в Республике Молдова – 21%, в Республике Армения – 53%, в Азербайджанской Республике – 16%, что свидетельствует об увеличении криминализации населения этих республик (табл. 4.4).

Таблица 4.4

Показатели преступности в СНГ за 2004–2012 гг.

Число преступлений, совершенных в 2004 г.

Число преступлений, совершенных в 2012 г.

Коэффициент преступности на 100 тыс. населения в 2004 г.

Коэффициент преступности на 100 тыс. населения в 2012 г.

Белоруссия

Казахстан

Азербайджан

Таджикистан

Киргизия

В ряде стран СНГ в период с 2004 по 2012 г. наблюдается такое же, как в России резкое расхождение между показателями числа зарегистрированных преступлений и числа выявленных лиц, их совершивших. К таким странам относятся Белоруссия, Казахстан, Украина – наиболее крупные государства Содружества. Однако на Украине и в Казахстане к 2012 г. проявилась обратная тенденция к сближению числа зарегистрированных преступлений и выявленных правоохранительными органами лиц, совершивших преступления. В то же время в таких странах, как Азербайджан и Узбекистан, ножницы между этими показателями практически отсутствовали. Найти объяснение этим фактам достаточно сложно. Представляется, что на них влияет целый комплекс причин, в том числе организационного характера. В целом же следует отметить, что выявление действительных тенденций преступности, ее причин и условий, характера, других связанных с ней явлений возможно только путем анализа динамики показателей за длительный временной период. Ввиду этого следует с крайней осторожностью относиться к преждевременным попыткам анализа факторов, влияющих на текущее состояние преступности.

Структура преступности в постсоветских государствах за рассматриваемый период претерпела определенные изменения. Как и ранее во всех странах СНГ наибольший удельный вес имеют посягательства на собственность. Их объем в общей численности преступлений, совершенных в 2012 г., составил в Республике Беларусь 60%, в Киргизской Республике – 54%, в Казахстане – 78%, в Таджикистане – 39%, на Украине – 58%, в Республике Молдова – 47%, в Республике Армения – 29%, в Азербайджанской Республике – 33%. В целом, количество преступлений против собственности, к которым относят кражи, грабежи, разбои и мошенничество, осталось на уровне 2011 г.

Значительный удельный вес в структуре преступности имеют тяжкие насильственные преступления против личности: в Республике Беларусь – 1%, в Киргизской Республике – 3%, в Казахстане – 2%, в Таджикистане – 2%, на Украине – 2%, в Республике Молдова – 2%, в Республике Армения – 2%, в Азербайджанской Республике – 3%.

На преступления, связанные с наркотиками, в СНГ в 2012 г. в среднем приходится 9% общего числа всех криминальных проявлений. Наиболее высока доля этих нарушений законодательства в Азербайджане – 12%, Армении и Киргизии – 7%.

Круг насильственных преступлений в странах СНГ весьма разнообразен. Однако обычно внимание акцентируется на наиболее опасных проявлениях насилия – насильственных преступлениях против личности. К ним относятся преступные деяния, объектом которых являются основополагающие права человека: убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование и т.п. Среди насильственных преступлений наиболее устойчивую и значительную часть составляют убийства, умышленные причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилования. Состояние и динамика совершения преимущественно этих преступлений и характеризуют насильственную преступность в государствах СНГ.

В период с 2004 по 2012 г. для большинства стран СНГ была характерна отрицательная динамика убийств и покушений на убийства (табл. 4.5). В ряде стран произошло существенное снижение числа этих опасных деяний: в Белоруссии – на 62%, на Украине – на 34%, Таджикистане – на 40%, Азербайджане – на 6%, Молдове – на 26%, Киргизии – на 10%, Армении – на 34%, в Казахстане – на 38% (см. табл. 4.5).

Таблица 4.5

Количество зарегистрированных убийств и покушений на убийство в государствах – участниках СНГ в 2004-2012 гг.

Правоприменителям нередко приходится сталкиваться с криминальным причинением вреда здоровью, запрещенным уголовными законами во всех государствах СНГ. Как и в России, в большинстве стран СНГ отмечается выраженная тенденция снижения количества указанных посягательств (табл. 4.6). В Белоруссии за период с 2004 по 2012 г. число этих преступлений уменьшилось на 55%, Украине – на 41%, Казахстане – на 24%, Киргизии – на 7%, Таджикистане – на 10%, в Молдове – на 8%, в Армении – на 17%. Положительный тренд наблюдался лишь в Азербайджане – увеличение числа фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью на 70% (табл. 4.6).

Таблица 4.6

Количество зарегистрированных фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью по государетвам – участникам СНГ в 2004–2012 гг.

В начале 1980-х гг. большинство убийств и причинений тяжкого вреда здоровью в странах СНГ имели бытовой характер. Вывод о преимущественно бытовом характере насильственных преступлений в эти годы подтверждался и данными о значительной доле в мотивах преступника мести, ревности, ссор при совершении убийств и причинений тяжкого вреда здоровью. О бытовой основе убийств и посягательств на здоровье свидетельствовали и используемые преступниками орудия преступления. Указанные деяния чаще всего совершались с применением холодного оружия и иных колюще-режуще-рубящих орудий, путем нанесения ударов руками и ногами. В настоящее время как в России, так и в странах СНГ, значительное место среди орудий убийств и причинения вреда здоровью занимает огнестрельное оружие.

С конца 1980-х гг. структура умышленных убийств и причинений тяжкого вреда здоровью кардинально меняется. Как отмечается специалистами, доля этих преступлений, совершенных на бытовой почве, сокращается и в настоящее время составляет около 30% их общего числа. Преступное насилие широко проникло в те сферы жизни, в которых оно ранее практически никак не проявлялось, например, в область финансовой и предпринимательской деятельности, промышленности и торговли и т.д. Особенностью посягательств на жизнь и здоровье является их незначительная латентность, объясняемая характером совершенных деяний, их трудно скрываемыми последствиями, хотя в настоящее время отмечается рост латентности убийств не только в России, но и в других странах СНГ.

Динамика изнасилований за последние годы не укладывается в рамки общей тенденции преступного насилия, что объясняется специфической природой этих сексуальных преступлений и их значительно большей по сравнению с другими насильственными посягательствами латентностью. Поэтому не случайно, что число регистрируемых изнасилований уменьшилось. В период с 2004 по 2012 г. для большинства стран СНГ была характерна отрицательная динамика изнасилований и покушений на изнасилования (табл. 4.7). В ряде стран произошло существенное снижение числа этих преступлений: в Белоруссии – на 75%, Украине – на 35%, в Азербайджане – на 24%, в Таджикистане – на 32%. В то же время число изнасилований повысилось в Киргизии – на 15%, Армении – на 58%, Казахстане – на 57%, Молдове – на 7%. Обращают на себя внимание показатели Казахстана и Молдовы. В Казахстане, как видно из материалов статистики, отмечается наиболее значительное число изнасилований в абсолютном выражении среди всех стран СНГ, за исключением России. В Казахстане в четыре раза выше количество изнасилований, чем, например, в Украине, имеющей существенно бо́льшую численность населения. Следует отметить, что в последнее десятилетие изменились и качественные характеристики сексуальных преступлений. В большинстве стран СНГ увеличилось число посягательств па сексуальную свободу несовершеннолетних и серийность насильственных преступных посягательств.

Таблица 4.7

Количество зарегистрированных изнасилований и покушений на изнасилование по государствам – участникам СНГ в 2004–2012 гг.

Преступления против собственности в странах СНГ, как и в России, относятся к числу наиболее распространенных. Самым частым посягательством на имущественные интересы традиционно является кража. Доля таких преступлений в структуре всей преступности в 2012 г. возросла и составила на Украине 53% по сравнению с 45% в 2004 г., в Белоруссии – 55 и 48% соответственно, Казахстане – 62 и 43%, Азербайджане – 19 и 9,5%. В такой стране СНГ, как Молдова, доля краж в структуре преступности снизилась до 39% в 2012 г. с 44% в 2004 г. Аналогичные процессы отмечались и в Киргизии – 38 и 43% соответственно, Таджикистане – 25 и 30%, Армении – 25 и 28%.

За 2012 г. во многих странах СНГ абсолютное число краж относительно 2011 г. заметно снизилось: в Белоруссии – на 23%, Азербайджане – на 16%, Молдове – на 5%, Киргизии – на 10%, Армении – на 4%. В Казахстане, напротив, имело место существенное увеличение краж (+47%), аналогичный тренд прослеживается и в Таджикистане (+13%). В среднем по СНГ численность краж уменьшилась на 1%. В то же время в странах Содружества в 2012 г. квартирные кражи составляли 12,5% их общего числа, в Азербайджане – почти треть всех совершенных за год краж – 33%, в Армении, Белоруссии, Киргизии, Таджикистане, Казахстане – 25%, в Молдове – 14%.

Абсолютное число грабежей в 2012 г. уменьшилось в СНГ на 10%, в Белоруссии – на 26%, в Киргизии и Азербайджане – на 14%. Одновременно произошло их существенное увеличение в Армении (+104%), Казахстане (+112%), Молдове (+102%), Таджикистане (+134%).

Правоохранительные органы стран СНГ зарегистрировали в 2012 г. в целом на 11% мошенничеств больше, нежели в 2011 г. В Белоруссии и Таджикистане их число снизилось на 33 и 9% соответственно. В остальных странах Содружества отмечался рост мошенничеств на 5–14%, максимальное же увеличение криминальных обманов наблюдалось в Армении – на 21%.

Количество наиболее опасных посягательств на собственность – разбоев – в 2012 г. снизилось на 26% в Белоруссии, на 14–15% – в Азербайджане, Казахстане, Киргизии, на 49% – в Таджикистане. Лишь в Молдове число разбоев возросло на 10%.

Основные характеристики посягательств на собственность в этих странах мало изменились. Личная собственность граждан чаще всего подвергается неправомерному воздействию со стороны похитителей. Основным предметом преступления по-прежнему остаются деньги. Появились, однако, и новые виды хищений – совершенные путем использования информационных технологий.

Как и для России, для стран бывшего СССР актуальна проблема коррупции. Наиболее часто коррупция ассоциируется у граждан с дачей-получением взятки, хотя спектр преступлений должностных лиц достаточно широк. Кроме взяточничества к коррупционным преступлениям относятся и иные предусмотренные уголовным законодательством деяния коррупционного характера: регистрация незаконных сделок с землей, злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий при наличии у виновного корыстной или иной личной заинтересованности, незаконное участие в предпринимательской деятельности, служебный подлог.

Спецификой должностной преступности являются относительная стабильность частоты и небольшое количество регистрируемых преступлений при высоком уровне их латентности. Сложность обнаружения фактов совершения коррупционных преступлений, само служебное положение лиц, их совершающих, создают значительные трудности для правоохранительных органов в борьбе с этим видом преступности. Не случайно, по мнению экспертов, латентность должностных преступлений значительно превышает 90%.

Как и в России, взяточничество в странах СНГ составляет менее 1% совершенных преступлений. Небольшое число выявленных и зарегистрированных коррупционных фактов не отражает существующие в странах постсоветского пространства реалии, поэтому к представленным статистическим данным следует относиться достаточно осторожно. Согласно уголовной статистике количество зарегистрированных преступлений снижается (табл. 4.8): в Украине (-7%), Белоруссии (-41%), Молдове (-99%), Киргизии (-23%). Положительная динамика взяточничества отмечается в Азербайджане (+420%), Казахстане (+82%), Армении (+740%), Таджикистане (+130%). Резкий рост зарегистрированных фактов взяточничества можно связать с повышением активности правоохранительных органов в реализации антикоррупционной политики, акцент на которую делается руководством указанных стран.

Таблица 4.8

Количество зарегистрированных фактов взяточничества по государствам – участникам СНГ в 2004–2012 гг.

В 2017 году на территории государств-участников Содружества Независимых Государств было зарегистрировано 3,2 миллиона преступлений. В Казахстане, Молдове, Узбекистане и Украине произошло сокращение числа зарегистрированных преступлений по сравнению с 2016 годом на 12-16%, Азербайджане, Беларуси и России - на 2-7%. Рост преступности отмечался в Кыргызстане и Таджикистане - на 1%, Армении - на 8%.

Число зарегистрированных преступлений 1)

Единиц

Всего

на 100 тыс. человек населения

2017 в % к 2016

Азербайджан

Беларусь

Казахстан

Кыргызстан

Молдова 2)

Таджикистан

Узбекистан 3)

Всего по СНГ

3) Данные с официального сайта Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике.

(на 100 тыс. человек населения)

В среднем по Содружеству на долю противозаконных действий в отношении собственности приходится более половины зарегистрированных преступлений: наименьшее значение её отмечено в Узбекистане - 32% общего числа, наибольшее - в Казахстане - 73%. Преступления, связанные с наркотиками, в общем числе зарегистрированных преступлений в СНГ занимают 8%, тяжкие и особо тяжкие преступления против личности - 2%, хулиганство - 1%.

Структура преступности в 2017 году

(в % к общему числу зарегистрированных преступлений)

Всего

В том числе

зарегистрировано преступлений

против собственности 1)

тяжкие и особо тяжкие против личности 2)

связанные с наркотиками

хулиганство

другие виды преступлений

Азербайджан

Беларусь

Казахстан

Кыргызстан

Таджикистан

Узбекистан

Всего по СНГ

______________

1) Кражи, грабежи, разбойные нападения и мошенничество.

2) Умышленные убийства, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью и изнасилования.

Общее число преступлений против собственности (включают кражи, грабежи, разбойные нападения и мошенничество) по Содружеству составило 1,7 миллиона, что на 10% меньше, чем в 2016 году.

Число зарегистрированных преступлений против собственности в 2016 и 2017 гг.

Кражи

Грабежи

Разбойные нападения

Мошенничество

Азербайджан

Беларусь

Казахстан

Кыргызстан

Таджикистан

Узбекистан

Всего по СНГ, тыс.

В 2017 году всего по Содружеству краж (тайное хищение чужого имущества) было зарегистрировано на 11% меньше, чем в 2016 году. Их число снизилось в Беларуси, Казахстане, Узбекистане и Украине - на 7-16%, Молдове - на 25%; увеличилось - в Азербайджане, Армении, Кыргызстане и Таджикистане - на 5-10%. В Азербайджане, Кыргызстане и Молдове каждая третья кража является квартирной, в Беларуси - каждая четвертая, Казахстане - каждая пятая, Армении и Таджикистане - каждая седьмая, Украине - каждая десятая, в России - каждая тринадцатая.

Общее число грабежей (открытое хищение чужого имущества) по Содружеству сократилось на 15% по сравнению с 2016 годом. В России оно уменьшилось на 8%, Азербайджане, Беларуси, Казахстане - на 14-18%, Армении, Молдове, Узбекистане и Украине - на 21-33%; в Таджикистане - осталось на уровне предыдущего года. Увеличение данного вида преступлений на 2% отмечено в Кыргызстане.

Разбойных нападений (нападение в целях хищения чужого имущества с применением насилия, опасного для жизни и здоровья) в Армении, Казахстане и Кыргызстане было совершено на 8-13% меньше, чем в 2016 года, в остальных странах - на 20-24%. В целом по странам Содружества сокращение составило 20%.

В 2017 году в целом по Содружеству выявлено примерно такое же число случаев мошенничества (хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием), как и в 2016 году. В Армении и России отмечен их рост соответственно на 12% и 7%; в остальных странах - снижение на 6-20% .

Число зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений против личности в 2016 и 2017 гг.

Умышленные убийства и покушения на убийство

Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью

Изнасилования и покушения на изнасилование

Азербайджан

Беларусь

Казахстан

Кыргызстан

Таджикистан

Узбекистан

Всего по СНГ, тыс.

Общее число тяжких и особо тяжких преступлений против личности в странах Содружества в 2017 году по сравнению с предыдущим годом в целом снизилось на 9%. По отдельным видам преступлений, относящихся к данной категории, в ряде стран отмечался рост противозаконных действий. Так, число умышленных убийств возросло в Азербайджане, Казахстане и Таджикистане (на 6-10%), случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью - в Азербайджане и Таджикистане (соответственно на 10% и 15%). Рост случаев изнасилований отмечен в Азербайджане, Беларуси и Таджикистане.

Число зарегистрированных преступлений, связанных с наркотиками, фактов взяточничества и хулиганства в 2015 и 2016 гг.

Преступления, связанные с наркотиками

Взяточничество

Хулиганство

Азербайджан

Беларусь

Казахстан

Кыргызстан

Таджикистан

Узбекистан

Всего по СНГ, тыс.

Число выявленных преступлений, связанных с наркотиками , по сравнению с 2016 годом увеличилось по Содружеству на 4%. В Армении и Украине таких преступлений зарегистрировано на 26% больше, в Молдове - на 10%, России - на 4%. Снижение их числа произошло в Казахстане на 4%, Кыргызстане и Таджикистане - на 10%, Азербайджане, Беларуси и Узбекистане - на 14-16%. Наибольшая доля преступлений, связанных с наркотиками, в общем числе зарегистрированных преступлений отмечается в Азербайджане (11%) и России (10%); в других странах Содружества она составляет от 2% до 6%.

Регистрация фактов взяточничества снизилась в Азербайджане и Кыргызстане; в остальных странах Содружества увеличилась: в Армении, Беларуси, Казахстане, Молдове и Таджикистане - в 1,2 - 2,3 раза, России - на 13%, Узбекистане - на 6%.

Хулиганских действий в среднем по Содружеству выявлено на 17% меньше, чем в 2016 году. Снижение их числа отмечено в Кыргызстане на 1%, Азербайджане, Молдове, России и Украине - на 13-16%, Казахстане - на 25%, Узбекистане - на 38%; увеличение - в Армении, Беларуси и Таджикистане - на 2-10%.

Число зарегистрированных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в 2016 и 2017 гг.

Всего

Из них повлекшие по неосторожности смерть человека,

2017 в % к 2016

Азербайджан

Беларусь

Казахстан

Кыргызстан

Таджикистан

Всего по СНГ, тыс.

Нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, ответственность за которые предусмотрена уголовным законодательством стран Содружества, составляют в среднем 1% общего числа зарегистрированных преступлений. В Кыргызстане более половины таких нарушений повлекло смерть по неосторожности одного или нескольких человек, в Таджикистане - 50%, в Азербайджане, Беларуси и России - 33-36%, Украине - 20%, Армении - 18%.

В 2017 году по сравнению с 2016 годом общее число уголовно наказуемых нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств по Содружеству снизилось на 6%.

Подготовил Межгосударственный статистический комитет Содружества Независимых Государств

Включайся в дискуссию
Читайте также
Старообрядчество и Русская Православная Церковь: От конфронтации к диалогу
Рпц и старообрядцы борются за имущество
Николай иванович кузнецов