Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Чем проявляется свобода личности. Какие ограничители действуют на внутреннюю свободу человека и как её обрести? Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Существуют различные подходы к проблеме свободы личности: фаталистическое, индетерминистское, диалектическое.

Фатализм - факти­чески отвергает свободу, абсолютизирует необходимость; он ставит чело­века в полную зависимость от природной или социальной необходимости. У человека нет никакой свободы действий, всё происходит строго од­нозначно, необходимо. Как писал Л.Бюхнер, свобода - это свобода че­ловека со связанными руками, это свобода птицы в клетке.

Индетерминистская позиция абсолютизирует свободу воли человека в обществе и господство случайности в природной и социальной реальности. Сама дей­ствительность - это поток случайностей; то, что люди обычно прини­мают за необходимость, есть "заговор случайностей". В этом случае свобода - это возможность поступать так, как хочется. Свобода - это свобода воли. Воля - по своей сущности всегда свободная воля. Ека­терина Великая говорила: "Свобода - это когда никто не может меня заставить делать то, чего Я не хочу". Однако очевидно, что желания и поступки человека имеют свои границы, обусловленные природными си­лами или интересами других людей. В США состоялся суд над человеком, который, размахивая руками, нечаянно разбил нос другому человеку. Обвиняемый оправдывался тем, что его никто не может лишить свободы размахивать своими собственными руками. Судебное решение гласило: обвиняемый виновен, так как сво­бода размахивать руками одного человека кончается там, где начина­ется нос другого человека.

Диалектический подход : нет абсолютной свободы, свобода всегда относительна, она всегда связана с необходимостью и возможностью. Представим, что индивид достиг абсолютной свободы. Став таким сво­бодным, человек начнёт понимать, что его свобода обернулась беспре­дельным одиночеством. Э.Фромм в книге "Бегство от свободы" показы­вает, что, устранив все формы зависимости, человек в конце концов остаётся наедине со своей индивидуальной "самостью". Исчезает при­рода, общество. Исчезают многочисленные узы, которые хотя и ограни­чивали свободу человека, но зато делали его близким определённому кругу людей, связывали его с определёнными вещами. Люди не вольны в выборе объективных условий, но они обладают известной свободой в вы­боре целей и средств их достижения. Свободна не воля, которая выби­рает, исходя лишь из желания человека, а воля, которая опираясь на разум, выбирает с соответствии с объективной необходимостью.

Абст­рактной, как и абсолютной, свободы нет; свобода всегда конкретна. Мера свободы личности определяется конкретной ситуацией, наличием в ней спектра возможностей, а также уровнем развития способностей лич­ности, уровнем культуры, пониманием перспектив осуществления своих целей и меры ответственности. Свобода складывается из познанной необходимости .познанной возможности , из выбора возможности в соответствии со своими интересами, из выбора наиболее эффективных средств для осуществления такой возможности. Свобода связана с ответственностью личности перед самим собой, другими людьми, обществом. Если, к примеру, врач упустил возможность излечения больного, который из-за небрежности врача стал инвалидом, то он должен нести за это ответственность. Свобода порождает ответ­ственность, ответственность направляет свободу.

Можно выделить две концепции ответственности: классическую и неклассическую. Согласно классической концепции , субъект действия несёт ответственность за его последствия. Как носитель ответствен­ности субъект должен быть самостоятельным и свободным. Он должен быть в состоянии предусмотреть последствия своих действий, а это возмож­но лишь тогда, когда он действует самостоятельно, а не в качестве "винтика". Субъект действия должен отвечать перед кем-то: перед су­дом, начальником, Богом или своей собственной совестью. Этика от­ветственности - это этика поступка. Субъект конструирует свои дей­ствия, характер этих действий не задан изначально.

Неклассическая концепция ответственности применима там, где субъект выступает участ­ником группы, где из-за разделения функций в принципе невозможно пре­дусмотреть последствия своих действий. Субъект действия ответстве­нен теперь изначально не за неудачи своих действий в рамках заданной организационной структуры, а за порученное дело, за успех последнего. Можно сказать, что классическая концепция больше соответ­ствует понятию абсолютной свободы, а неклассическая - свободному об­ществу, с требованиями которого приходится считаться каждому. Не­классическая концепция насыщена проблемными аспектами, которые ждут своего разрешения. Один из них - проблема разделения ответственнос­ти. В современном обществе с его высокой рискоёмкостью нельзя эко­номить усилия на развитие актуальной ответственности.

8 . Проблема свободы - одна из основных в философии. Поиск путей освобождения от любых форм принуждения, цензуры и ограничений, ко­торые выходят за рамки естественной необходимости самосохранения об­щества, являются значительным завоеваниемфилософии разума.

Одной из наиболее разработанных концепций свободы является кон­цепция Н.А.Бердяева. Он считает, что связь свободы с природной или социальной необходимостью лишает подлинную свободу всякого смысла. Свобода не есть только выбор возможности, свобода есть творчество , созидание нового. "Творчество, - пишет Бердяев, - не есть только придание более совершенной формы этому миру, оно есть также освобождение от тяжести и рабства этого мира". Свобода неотрывна от творчества. Лишь свободный творит. В творчестве человек равен богу, а бог абсолютно свободен.

Среди современных концепций свободы наибольшее распространение получила экзистенциалистская. Экзистенциалисты считают, что стандартизация и бюрократизация всех сфер жизнедеятельности, влияние средств массовой информации порождают тенденцию кобезличиванию человека. Изображая социальные связи и устремления людей как не подлин­ные и деструктивные, они противопоставляют им абсолютизированную, "автономную" свободу внутреннего действия, возможность человека внут­ренне соотноситься с самим собой (саморефлексию), призывают доверять только голосу своей совести - без учёта общественных норм и объек­тивных критериев выбираемых индивидом ценностей. По их мнению "ис­тинным" выбором будет не выбор чего-либо имеющего объективный ха­рактер, не выбор между добром и злом, а выбор своей самости, самого себя; только такой выбор приводит, якобы, человека к утверждению сво­ей единственности и неповторимости. Кроме того выбор наступает в ви­де "прыжка в неизвестное", т.е. некий иррациональный акт. "Свобод­ный" выбор человека, по их мнению, заранее предопределён внутренней необходимостью, т.е. некой фатальной, мистической силой внутри челове­ка, толкающей его на тот или иной выбор. Следовательно, человек сам выбирает свою сущность (в сознании) независимо от окружающей его дей­ствительности. Таким образом, экзистенциолистская трактовка свободы сводится к призыву "освободиться от всего общественного, "внешнего".

Одним из аспектов, форм проявления человеческой свободы явля­ется способность человека преобразовывать окружающий его мир, его спо­собность преобразовывать самого себя и тот окружающий социум, частью которого он является. Предпосылка этой способности творить самого себя также возникает ещё на досоциальном уровне эволюции материи. В этом смысле свобода может быть определена как высшая форма самоде­терминации и самоорганизации материи, проявляющая себя на социаль­ном уровне движения.

Современный человек связывает улучшение жизни с прогрессом на­учного познания. Однако разработка научных классификаций и опреде­лений, попытки рационально организовать жизнь с целью ею максимального продления, поставить под контроль труд и развлечение, деторождение и наслаждение, образование и воспитание – всё это означает расширение поля приложения власти, манипулирую­щей жизнью.

Развитие личности невозможно без преодоления всех её форм от­чуждения от общества. Отчуждение - это социальный процесс, в ходе которого деятельность человека вместе с её результатами превращает­ся в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Отчуждение - это в определённой мере фетишизация результатов дея­тельности человека. Отчуждённый человек становится рабом произве­дённых им вещей, рабом собственности и денег. По сути он превращается в орудие чужих целей. Из его собственной деятельности выхолащивает­ся её творческое содержание. Основные причины отчуждения: - тоталь­ное распространение частной собственности; - всевластие бюрократии; - социальное неравенство и эксплуатация. "Снять" отчуждение можно только в таком обществе, где в полной мере осуществляются все права и свободы личности (право на труд, на образование, медицинское об­служивание и т.д.).

В современном мире значительно возрастает феномен игры, что обусловлено, с одной стороны, увеличением свободного времени, а с другой - отягощённостью жизни трудом, властью, различными потреб­ностями, влечениями. Игра - это своеобразное бегство из обыденного мира, где господствует насилие, жёсткая регламентация поведения, тяжкий труд и гнёт установленных моральных ценностей. Игра выполня­ет в основном компенсаторную функцию. В иллюзорной форме игры че­ловек стремится достичь успеха, признания, власти, богатства. Но иг­ра, которая всегда присутствовала в культуре, сейчас начинает приоб­ретать какой-то двойственный характер. Это происходит потому, что не игра объемлет жизнь, а напротив, всё чего человек лишён в жизни, пе­реходит в игру. Даже будучи зрителем, а не участником различных сос­тязаний, человек не освобождается от своих "слишком человеческих" забот и страстей, а, наоборот, реализует их в иллюзорно-компенсативной форме.

Доброго времени суток, уважаемые читатели моего блога! Дышать полной грудью, осознавать свои желания и реализовывать их. Принимать решения, не поддаваясь влиянию окружающих и позволять себе быть собой, сохраняя преданность своей идентичности и принадлежности. Способность делать выбор и быть за него ответственным, не обвиняя и не наказывая себя за ошибки и несовершенства – вот что значит внутренняя свобода человека.

Как появляются ограничения?

Мнение окружающих

Замечали, как много энергии у маленьких детей? С каким азартом и интересом они проживают каждый свой день? А всё дело в том, что они непосредственны и не останавливают себя в своих желаниях. Пока не вырастут, потому что заботливые родители и чужие люди начинают обучать их нормам поведения. Часто, по моим наблюдениям, это выглядит так: «Не делай так, а то сейчас с тебя все будут смеяться». И малышу, услышавшему заводную музыку на остановке, приходится переставать пританцовывать в такт, ведь потому что это стыдно и окружающие на него будут смотреть, да ещё и смеяться.

А потом, уже во взрослом возрасте, он перестанет делать целую кучу вещей, которые, по его мнению, привлекут к нему внимание, после чего ему обязательно будет очень стыдно. Например, предложить на собрании свою идею о том, как увеличить продажи, чтобы иметь шанс продвинуться в карьере, или подойти к понравившейся девушке… Много чего, ведь внутри будет жить страх осуждения и обесценивания.

Такой процесс называется интроекция. Это самый основной враг, из-за которого возникает несвобода. То есть, убеждения, нормы поведения, приоритеты и прочее, к которым мы пришли не самостоятельно, а переняв у других, значимых для себя людей, даже которых ненавидим. Ведь тогда их образ сидит глубоко внутри, и им мы привыкли пользоваться в любых жизненных обстоятельствах. К интроектам вполне можно отнести и приметы.

К примеру, женщина во время беременности не ухаживает за собой, то есть не делает макияж, не красит волосы и прочее, потому что существует примета, запрещающая этот процесс. И тогда очень прекрасное время, когда по идее женщина расцветает, нося под сердцем дитя, становится для неё невыносимым и не таким прекрасным, как казалось. Она ненавидит своё отражение в зеркале, и ждёт момента, когда наконец родит и сможет снова почувствовать себя привлекательной.

Неудачный опыт

Также возникает из-за какого-то неудачного опыта, который откладывается в подсознании. В моменты, схожие с предыдущей ситуацией, возникает чувство страха, растерянности. После проживания травматичного опыта, человек может вообще закрыться в себе, не рискуя проявляться и пытаясь блокировать эмоции, чтобы не ощущать боли. В таком случае блокируется и становится несвободной какая-то часть личности. Например, после насилия женщина боится проявлять свою женственность и сексуальность, она испытывает напряжение в присутствии мужчин, а порой и агрессию. О какой тогда внутренней свободе может идти речь, когда существуют такие весомые ограничители?

Часто мы себя останавливаем из страха порушить отношения. Разница между свободным и несвободным человеком здесь в одном, первый делает осознанный выбор. Например, не проговаривая начальнику своё мнение о нём, потому что понимает, какие последствия это повлечёт. А вот второй из воспитанности, старшим по званию ведь не грубят, и вообще, потому что тревожно человеку правду в лицо сказать, и тогда он будет терпеть несправедливость, позволять пользоваться собой, не предпринимая попыток поискать более достойную работу с адекватным начальством.

Непринятие себя


Серьёзная проблема, которая очень сковывает в предъявлении себя миру – это непринятие себя таким, какой есть. Каких-то качеств, частей тела, личных особенностей, жизненной истории… Вследствие чего появляется низкая самооценка. На фоне её, будет возникать постоянное неосознанное сравнение себя с другими, и совсем не с позитивными выводами. Попав в компанию более успешных людей, человек, у которого много внутренних ограничений не будет чувствовать себя комфортно. Он будет стараться не высовываться и казаться незаметным.

Многие женщины не принимают свое тело таким, какое есть. Мечтая похудеть, измениться, и имея идею, что внешняя оболочка играет самую главную роль в жизни, и что после этих перемен всё наладится и станет по-другому. Но, похудев, редко ощущают ожидаемое счастье, потому что внутри остались прежними. Вот какая женщина больше привлечёт к себе мужского внимания, которая красивая, но очень скованная, зажатая, избегающая общения и слишком напряжена? Или которая, к примеру, с лишним весом, но при этом энергичная, свободная и получающая удовольствие от жизни?

Страх неизвестности

У некоторых людей возникает страх перед неизвестностью, когда некомфортно, если что-то не идёт по плану, когда появляется необходимость приспосабливаться. Поэтому такие личности контролируют, или по крайней мере пытаются контролировать не только жизнь близких, но и обстоятельства. А это ведь, как вы знаете – невозможно. И от этого страдают не только они, но и те, кого контролируют.

Например, вполне естественный страх потерять ребёнка превращается в пытку. Когда мать отказывается от личной жизни, опекая своего сына, не давая ему свободы и проверяя каждый шаг. Страдает она, как от тревоги, так и невозможности жить, получая удовольствие, насыщение и реализовывая потребности. Будет страдать и сын, который чувствует себя в тисках, не имея также возможности жить, как хочется и получать опыт методом проб и ошибок.


Обретение свободы прежде всего начинается с осознания того, что вы ответственны не только за свою жизнь, но и её качество. Поэтому не стоит стараться быть «хорошим» и всем угождать, привнося в жертву свои интересы, или ожидать «доброго волшебника», который появится и всё изменит. Поэтому, если что-то происходит, из-за чего вы несчастны, подумайте, стоит ли терпеть дальше, или всё-таки рискнуть, и попробовать по-другому.

Можете взять листик, разделить его на две колонки. В одну выписать минусы и последствия, если вы оставите всё как есть, ну, например, не разводясь или не увольняясь. Чем чревато и к чему приведёт со временем. А во вторую колонку напишите риски, страхи и фантазии о том, как всё изменится и что случится, если вы рискнёте изменить что-то в жизни, что не устраивает. И если принимаете решение, что всё оставляете как есть – это и будет вашим осознанным выбором.

Например, я остаюсь с мужем-алкоголиком потому, что мне ценны те моменты, когда он трезв, и это мой выбор. Тогда я не буду выглядеть жертвой и задаваться вопросом, как обрести счастье, тогда я свободная личность, которая знает, что и зачем делает.

2.Зависимости

Зависимость частично лишает нас права выбора, ограничивая в действиях и вообще, возможностях. На пути саморазвитии это существенное препятствие, которое не даст дышать полной грудью и смело заявить, что вы свободный, осознанный человек. Рекомендую почитать несколько статей, которые я посвятил именно этой теме: « », и

3.Установки

Так вот, иксы воспитывали детей, прививая ценность получения образования, и в их эпоху это действительно было залогом успешной жизни, пока не грянула перестройка. И если раньше этот интроект работал, то сейчас заработать миллион под силу и без получения диплома. Главное верить в себя и не останавливаться перед препятствиями. Но, чтобы угодить родителям, многие неосознанно поступают в университеты, занимаясь совсем не тем, чего хочется и тратят целые года впустую, прежде, чем обретут себя.

Кстати, примеры таких людей описаны в статье . Поэтому поисследуйте также степень влияния мнения других людей. Подумав, зачем вы или для кого вы принимаете какие-то решения, которые касаются именно вашей жизни.

4.Реальный я


Чтобы повысить уровень внутренней свободы, необходимо реально взглянуть на себя. Вы ведь знаете, что идеальных людей не бывает, как и полностью ничтожных. В чём-то мы хороши, а в чём-то другим удаётся лучше себя проявить. И вот свои плюсы и минусы стоит понимать, не ругая, стыдясь и наказывая, а принимая таким разным. Вот не умею я ремонтировать машины, поэтому и не лезу их разбирать. Зато отлично разбираюсь в компьютерах, поэтому помогаю с ними даже знакомым.

И точно также же с внешностью, качествами и т.д. Главное наше отношение к чему-то. Если я не требую от себя слишком многого, умея наслаждаться тем, что есть и правильно этим пользоваться – тогда я смело могу утверждать, что я свободная личность.

Заключение

На сегодня всё, уважаемые читатели! Желаю вам раскрытия личного потенциала, вдохновения и сил на пути к себе и познанию себя. Не забывайте подписываться на блог, чтобы быть в курсе новой интересной информации, которая поможет в саморазвитии. Успехов вам и свершений!

Экология познания. Психология: Свобода - это в первую очередь независимость собственных убеждений. Быть свободным, значит не находиться в зависимости с самим собой. Скрытая форма проявления свободы заставляет человека стараться быть уважительным к себе.

Свобода - это в первую очередь независимость собственных убеждений. Быть свободным, значит не находиться в зависимости с самим собой. Скрытая форма проявления свободы заставляет человека стараться быть уважительным к себе.

Когда мы не свободны, наши возможности и способности спят. Мы стараемся их разбудить своим эмоциональным состоянием. А оно иной раз бывает не всегда приветливо по отношению к нам. Мы начинаем вступать в конфликт с самим собой. Этим параллельно находя объект для того, чтобы снять свое возбужденное состояние. Этим мы разрушаем не только других, но в первую очередь себя. Не находя причины эмоциональных взрывов, мы стараемся скинуть вину на кого-либо, только не на себя. Это ложное обвинение впоследствии оборачивается бумерангом обратно. Этим конфликт не разрешается, а только усугубляется, потому что причиной всех начинаний послужил конфликт с самим собой из-за неясности своего внутреннего беспокойства.

Позиция нравственности при этом не растет, а только падает. Усугублять безразличие к собственной персоне позволит собственная неуверенность, которая иной раз очень мешает нам, в нашем развитии и росте.Оно может быть связано с любыми проявлениями - природными и неприродными.

Неспособность вовремя стабилизировать свое внутреннее состояние разрушает наши приоритеты в обществе.

Общественное мнение, а оно, как обычно занимает немаловажную роль в системе отношений, способствует предотвращению, а иногда развитию конфликта с собой.

Мероприятия по происхождению свободы человека давно различали всю эволюцию. Перевороты в природе обусловлены тем же показателем понятия свободы. Она везде. Начиная с низших сословий, не только у людей, но и у животных. Они стремятся приобрести свободу, то есть независимость от тех же врагов. Враги пробуждают в нас именно стремление к свободе, которую мы постоянно ищем. При этом наши приоритеты перед нами растут, потому что они нам дают возможность бороться за свою свободу. Спасибо им за это.

Как найти свободу в общественном проявлении.

Для начала необходимо:

  1. Определить есть она у Вас или нет;
  2. Определить в каких моментах она у Вас проявляется, то есть найти ее формы проявления;
  3. Потом обнаружить характер проявления;
  4. Уметь управлять собственной свободой;
  5. Брать власть над ней, чтобы она приносила результаты положительные, а не разрушительные.

Когда основные показатели свободного поведения выявлены, важно определить для себя, что этим вы даете себе и обществу. Так как в понятии «я» и «общество» неразделимы, то свобода должна быть обоюдной. Вы обществу даете свободу, и тем самым общество дает свободу вам.

Это намного сложнее.

Как Вы относитесь к обществу, так и общество относится к Вам. Отношение двух показателей всегда найдут компромисс между собой. Неспособность принять общество со всеми ее проявлениями подскажет Вам, как определить свои достоинства и недостатки.

А способность принять общество со всеми достоинствами и недостатками, поможет Вам определить преимущества перед ним. Разнохарактерность прямого и обратного процесса укрепит ваши позиции. Истина проявления понятия свободы, Вы найдете сами в себе, когда будете способны различать два понятия «я» и «общество». Разрешив конфликт с обществом, а значит с самим собой, вы приобретете свободу, которая щедро вознаградит Вас. В первую очередь гармоничным состоянием, а потом развитием и ростом вашей личности. Оценив себя по достоинству, Вы сможете очень много сделать для общества и для себя самого, приобретая при этом новое состояние, которое не позволит вам впредь вступать в конфликт с самим собой. Оно даст вам новые возможности. Где вы сможете проявить себя во всех направлениях, которые существуют в этом мире. Ваше право выбирать, что Вы хотите, как Вы хотите, где Вы хотите.

Это поможет Вам найти себя , раскрыть в себе непроявленные способности и оценить себя по существу.

Чтобы найти выход, сначала необходимо найти вход. Политика собственных убеждений поможет Вам найти ключ к раскрытию собственной тайны. Тайна она всегда интересна. Этим и интересны Вы, когда сможете раскрыть собственную, индивидуальную, отличившуюся от других. Найдите свой ключ. Он есть у каждого из Вас. Сложность заключается в его нахождении, как в сказке «Золотой ключик или приключения Буратино»

Несознательный поиск, как и сознательный, всегда даст результаты . Пусть поиск ограничен лишь тем, что многое не зависит от вас и тем самым вы, проходя все препятствия и преодоления, через страдания, вы способны нарастить внутреннюю силу и уверенность в себе.

Плоды собственного поиска всегда будут, только в каком проявлении Вы их примите, это зависит от Вас. А плоды будут выглядеть именно так, как Вы этого заслуживаете.

Принимайте их такими, в какой форме они к вам приходят, значит равным счетом Вы этого заслуживаете. Неспособность их принимать - это невнимание к собственной персоне . Значит, вас не волнует ваша личность. Умейте уважать себя, даже тогда, когда вам этого не хочется.

Нежелание принимать себя в том виде, в котором Вас видит жизнь, значит, Вы не цените свою жизнь, а то есть себя. Цените, уважайте и принимайте все, что преподносит Вам жизнь. Это и есть Ваши плоды, именно которых Вы заслуживаете. Ищите себя, и Вы всегда найдете свои плоды. опубликовано

Присоединяйтесь к нам в

С1 . Назовите не менее трех особенностей человеческого организма, кото­рые составляют биологическую основу деятельности человека как су­щества социального.

С2 . Человеческий ребенок в момент рождения, по меткому выражению А. Пьерона, не человек, а только «кандидат в человека». Объясните, что имел в виду А. Пьерон, называя ребенка «кандидатом в челове­ка»? Сформулируйте три суждения.

СЗ. Известно, что поведение животного в своих главных чертах генетиче­ски запрограммировано. Многие же инстинкты человека в результате общественной истории оказались расшатаны и стерты. По выражению А. Пьерона, «человечество освободилось от деспотизма наследственно­сти». В чем проявляется свобода человека от «деспотизма ответствен­ности»? Сформулируйте не менее трех утверждений.

С4 . Постройте логическую цепочку, основанную на высказывании русско­го публициста и критика В.Г. Белинского: «Без цели нет деятельно­сти, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни».

Объясните, какую роль в жизни человека играют интересы, цели, дея­тельность? Какова связь между ними?

С5. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью. ... машина не цель. Самолет - не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг. ... Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу - прокладыва­ли железные дороги, строили заводы, бурили нефтяные скважины. И как-то забыли, что все это для того и создавалось, чтобы служить людям.

Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека - создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами только и проявля­ются во внешней простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели наконец первозданную чистоту и плавность линий... Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить кры­ло, сделать его незаметным - уже не крыло, прикрепленное к фюзе­ляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из поч­ки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя от­нять. Машина на пределе своего развития - уже не машина. Итак, по изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина - пользуясь ею, постепенно о ней за­бываешь.

А. де Сент-Экзюпери. Планета людей

1) Найдите в тексте любые три примера преобразовательной деятельности людей.

2) Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две
отличительные черты деятельности человека.

3) Можно ли запечатленный в документе процесс труда людей по созданию машин считать творческим? Аргументируйте свой ответ с по­мощью текста. Дайте определение творческой деятельности.

4) Что является конечной целью преобразовательной деятельности чело­
века, по мнению автора и по вашему мнению? Оба ответа обоснуйте.

С6. Конфликт между убеждениями и непосредственными интересами под­стерегает человека на каждом шагу: убеждение в том, что нужно гово­рить правду, и нежелание обидеть человека; убеждение в том, что нужно прийти на помощь человеку, который подвергся нападению, и опасение, что, оказывая помощь, можешь пострадать сам...

Продолжите этот перечень. О каких типах конфликтов в данном случае идет речь? Те ли это конфликты, которых следует избегать? В чем вы ви­дите проявление сознательного и бессознательного в данном примере?

С7 . Отто фон Бисмарк писал: «Свобода - это роскошь, которую не каж­дый может себе позволить».

Как соотносятся свобода и необходимость? Ответ подтвердите приме­рами.

С8 . Выберите одно из предложенных ниже высказываний. В бланке

ответов № 2 запишите полный номер выбранного вами задания,

перепишите содержание высказывания, а затем дайте

развернутый ответ.

Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу

поднятой проблемы. В ответе следует использовать

соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь

на факты общественной жизни и собственный жизненный опыт,

привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.

1) «Человек вне общества - или бог, или зверь». (Аристотель)

2) «Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое

«как». (Ф.Ницше)

3) «Человек есть принципиальная новизна в природе». (Н.Бердяев)

4) «Человек – не вещь, а живое существо, которое

можно понять только в длительном процессе его развития. В

любой миг своей жизни он еще не является тем, чем может

стать, и чем он, возможно, еще и станет» (Э. Фромм)

ОТВЕТЫ

Уровень А

№ задания ответ

Часть 2. Уровень В

№ задания ответ
деятельность
творчество
В;Б;А
потребности
цель
1,2,4
1-А;2-Б;3-В
1,2,4
Б;А;В
д),е)
2,5
В;А;Б;В;А
мотивы
2,4,5
БААБ
ВАБВ
1,4,6,9
личность
навыки
умения
1)биологический, 2)личность, 3)общественной
Талантом
1,2
нравственный выбор
смысл жизни
В;Б;А;Е;Г;Д
А;З;Б;Ж;В;Г;Д;Е
В;Г;Б;А
1,5
2,4
3,4,7,8,9
2,3,4

Часть 3. Уровень С.

С1 . Правильный ответ может содержать следующие характеристики:

прямохождение;

развитая кисть руки;

сложноорганизованный мозг;

возможность видеть в трех измерениях;

пластичность потребностей.

Могут быть приведены другие характеристики.

С2. Правильный ответ может содержать следующие суждения, например:

человек - существо общественное, социальное, а не только биологиче­ское;

понятия индивид - индивидуальность - личность представляют со­бой различные аспекты рассмотрения проблемы «человека», они раз­личаются;

личностью человек становится в процессе социализации (воспитания, обучения, общения с себе подобными);

вне общества - общения с себе подобными, развитие мышления, речи невозможны.

Могут быть приведены и другие имеющие основание суждения.

СЗ . Правильный ответ может содержать следующие утверждения:

человек - существо общественное и сознательное;

в отличие от животного обладает целеполаганием; способность человека к творчеству не является наследственной; человек способен сознательно управлять своими инстинктами.

Допускаются иные формулировки ответа.

С4 . В ответе должны присутствовать следующие позиции:

логическая цепочка: интерес - цель - деятельность - жизнь; интересы лежат в основе цели, цель определяет деятельность и смысл жизни;

цель - это то, ради чего предпринимаются действия, идеал желаемого результата, в основе нее лежат мотивы, обусловленные интересами;

мотивы - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворе­нием потребностей - биологических, социальных, идеальных;

особую роль в мотивации играют интересы - осознанные потребно­сти, имеющие для людей существенное значение, именно они придают ценностный смысл деятельности человека.

Допускаются другие формулировки позиций, не искажающие смысла ответа.

С5 . Содержание верных ответов на задания к тексту.

1) Могут быть указаны: создание машин, орудий, механизмов, железных дорог, заводов, нефтяных скважин.

2) В ответе могут быть указаны и проиллюстрированы с опорой на текст такие черты человеческой деятельности, как: целесообразность, практическая полезность, наличие результата; сознательный, продуктивный, преобразующий, общественный характер деятельности.

3) Правильный ответ должен быть утвердительным; аргумент:
автором описано появление нового, более совершенного качества ре­зультатов труда человека;

творческую деятельность следует определить как деятельность, в результате которой появляется нечто новое, ранее не существовавшее.

4) По мнению автора, «все это для того и создавалось, чтобы служить людям»; конечная цель любой преобразовательной деятельности - служение людям. Например: трудовая деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей людей.

Могут быть приведены и другие примеры.

С6 . Правильный ответ предполагает следующее:

возможен конфликт между желаниями и возможностями; между сове­стью и желанием; долгом и настроением и т.д.;

речь идет о внутренних конфликтах;

в данном случае речь идет о конфликте между неосознанными чувст­вами, интуицией, источником которых является совесть, и разумом (сознанием), подчас оценивающим наши добрые поступки как нецеле­сообразные, невыгодные, а подчас и глупые.

Иные формулировки допускаются без искажения смысла.

С7 . При утвердительном ответе на первый вопрос следует указать, что сво­бода - это возможность выбора способа действия для достижения ка­кой-либо цели, которая зависит от человека, его образования, воспита­ния, установок, мотивов, интересов.

Во втором ответе следует дать определения свободы и необходимости в деятельности человека. Необходимость - это зависимость личности от объективных обстоятельств. Свобода человека предполагает его от­ветственность перед обществом за свои действия и поступки. Напри­мер, опоздание на занятия влечет за собой порицание, нарушение пра­вил дорожного движения чревато последствиями. По мере развития свободы мера ответственности увеличивается. Сегодня происходит смещение центра тяжести ответственности с коллектива на личность. При ответе на второй вопрос одинаково важны как владение понятия­ми обществоведческого курса, так и их применения для анализа кон­кретных ситуаций (примеров).

А1.Правила, устанавливающие, кто, в какой очерёдности, с помощью каких непременных слов, жестов или предметов будет совершать действия:А) расследование б)

преступление в) ритуал г) общениеА2.Государство, признавая права и свободы человека, обязуется:Принимать законы, гарантирующие каждому его праваПризнавать Декларацию прав человека основным законом страныА) верно только 1 б) верно только 2 в) верно и 1, и 2 г) нет верного ответаА3.К обязанностям граждан России относится:А) охрана природы б) участие в управлении государствомВ) приобщение к национальной культуре г) соблюдение моральных нормА4.В чем проявляется свобода человека?А) право каждого поступать так, как ему хочетсяБ) возможность пользоваться своими правамиВ) строгое соблюдение законов в обществе всеми гражданамиГ) обучение в юридическом институтеА5.Угроза ядерной войны в современном мире является:

21. В чем выражаются права человека?

22. Что записано во «Всеобщей декларации прав человека»?

23. Что такое международное гуманитарное право?

24. Как защищаются права ребенка и взрослого человека?

25. В чем сходство между гражданским обществом и правовым государством?
26. Что такое преступление?

27. В чем выражается уголовная ответственность?

28. Что такое административный проступок?

29. Кар действуют правоохранительные органы?

30. Что такое общество и из каких сфер оно состоит?

31. Каковы основные признаки общества?

32. Как общество влияет на природу и в чем выражаются антропогенные нагрузки на нее?

33. Какие типологии общества приняты в науке, что такое доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество?

34. В чем проявляется социальный и научно-технический прогресс?

35. Как бы вы охарактеризовали глобальные проблемы человечества?

36. Что такое мировое сообщество?

37. Каким образом человек превращается в личность?

38. Что такое социализация и воспитание?

39. С какими потребностями человека вы познакомились?

40. Как происходит познание человеком мира и самого себя?

41. В чем состоит духовная жизнь человека?

42. Как связаны между собой свобода и ответственность?

43. Как проявляет себя человек в группе?

44. Что такое межличностные отношения и процесс общения?

45. Как возникают и разрешаются конфликты в обществе?

Ответь на вопрос, связанные с понятием "свобода" и "ответственность". 1) Как ты думаешь, что такое

свобода?.........................................................

2) Изменяются ди с возрастом границы свободы человека? почему?.......................................................................................................

3) В чем проявляется ответственность человека:

а) перед самим собой:................................................................................

б) перед семьей:.........................................................................................

в) перед обществом:....................................................................................

Включайся в дискуссию
Читайте также
Абсцесс бартолиновой железы
Как выполняется рентген органов малого таза?
Синдром парацентральной дольки