Чем проявляется свобода личности. Какие ограничители действуют на внутреннюю свободу человека и как её обрести? Нужна помощь по изучению какой-либы темы
Существуют различные подходы к проблеме свободы личности: фаталистическое, индетерминистское, диалектическое.
Фатализм - фактически отвергает свободу, абсолютизирует необходимость; он ставит человека в полную зависимость от природной или социальной необходимости. У человека нет никакой свободы действий, всё происходит строго однозначно, необходимо. Как писал Л.Бюхнер, свобода - это свобода человека со связанными руками, это свобода птицы в клетке.
Индетерминистская позиция абсолютизирует свободу воли человека в обществе и господство случайности в природной и социальной реальности. Сама действительность - это поток случайностей; то, что люди обычно принимают за необходимость, есть "заговор случайностей". В этом случае свобода - это возможность поступать так, как хочется. Свобода - это свобода воли. Воля - по своей сущности всегда свободная воля. Екатерина Великая говорила: "Свобода - это когда никто не может меня заставить делать то, чего Я не хочу". Однако очевидно, что желания и поступки человека имеют свои границы, обусловленные природными силами или интересами других людей. В США состоялся суд над человеком, который, размахивая руками, нечаянно разбил нос другому человеку. Обвиняемый оправдывался тем, что его никто не может лишить свободы размахивать своими собственными руками. Судебное решение гласило: обвиняемый виновен, так как свобода размахивать руками одного человека кончается там, где начинается нос другого человека.
Диалектический подход : нет абсолютной свободы, свобода всегда относительна, она всегда связана с необходимостью и возможностью. Представим, что индивид достиг абсолютной свободы. Став таким свободным, человек начнёт понимать, что его свобода обернулась беспредельным одиночеством. Э.Фромм в книге "Бегство от свободы" показывает, что, устранив все формы зависимости, человек в конце концов остаётся наедине со своей индивидуальной "самостью". Исчезает природа, общество. Исчезают многочисленные узы, которые хотя и ограничивали свободу человека, но зато делали его близким определённому кругу людей, связывали его с определёнными вещами. Люди не вольны в выборе объективных условий, но они обладают известной свободой в выборе целей и средств их достижения. Свободна не воля, которая выбирает, исходя лишь из желания человека, а воля, которая опираясь на разум, выбирает с соответствии с объективной необходимостью.
Абстрактной, как и абсолютной, свободы нет; свобода всегда конкретна. Мера свободы личности определяется конкретной ситуацией, наличием в ней спектра возможностей, а также уровнем развития способностей личности, уровнем культуры, пониманием перспектив осуществления своих целей и меры ответственности. Свобода складывается из познанной необходимости .познанной возможности , из выбора возможности в соответствии со своими интересами, из выбора наиболее эффективных средств для осуществления такой возможности. Свобода связана с ответственностью личности перед самим собой, другими людьми, обществом. Если, к примеру, врач упустил возможность излечения больного, который из-за небрежности врача стал инвалидом, то он должен нести за это ответственность. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.
Можно выделить две концепции ответственности: классическую и неклассическую. Согласно классической концепции , субъект действия несёт ответственность за его последствия. Как носитель ответственности субъект должен быть самостоятельным и свободным. Он должен быть в состоянии предусмотреть последствия своих действий, а это возможно лишь тогда, когда он действует самостоятельно, а не в качестве "винтика". Субъект действия должен отвечать перед кем-то: перед судом, начальником, Богом или своей собственной совестью. Этика ответственности - это этика поступка. Субъект конструирует свои действия, характер этих действий не задан изначально.
Неклассическая концепция ответственности применима там, где субъект выступает участником группы, где из-за разделения функций в принципе невозможно предусмотреть последствия своих действий. Субъект действия ответственен теперь изначально не за неудачи своих действий в рамках заданной организационной структуры, а за порученное дело, за успех последнего. Можно сказать, что классическая концепция больше соответствует понятию абсолютной свободы, а неклассическая - свободному обществу, с требованиями которого приходится считаться каждому. Неклассическая концепция насыщена проблемными аспектами, которые ждут своего разрешения. Один из них - проблема разделения ответственности. В современном обществе с его высокой рискоёмкостью нельзя экономить усилия на развитие актуальной ответственности.
8 . Проблема свободы - одна из основных в философии. Поиск путей освобождения от любых форм принуждения, цензуры и ограничений, которые выходят за рамки естественной необходимости самосохранения общества, являются значительным завоеваниемфилософии разума.
Одной из наиболее разработанных концепций свободы является концепция Н.А.Бердяева. Он считает, что связь свободы с природной или социальной необходимостью лишает подлинную свободу всякого смысла. Свобода не есть только выбор возможности, свобода есть творчество , созидание нового. "Творчество, - пишет Бердяев, - не есть только придание более совершенной формы этому миру, оно есть также освобождение от тяжести и рабства этого мира". Свобода неотрывна от творчества. Лишь свободный творит. В творчестве человек равен богу, а бог абсолютно свободен.
Среди современных концепций свободы наибольшее распространение получила экзистенциалистская. Экзистенциалисты считают, что стандартизация и бюрократизация всех сфер жизнедеятельности, влияние средств массовой информации порождают тенденцию кобезличиванию человека. Изображая социальные связи и устремления людей как не подлинные и деструктивные, они противопоставляют им абсолютизированную, "автономную" свободу внутреннего действия, возможность человека внутренне соотноситься с самим собой (саморефлексию), призывают доверять только голосу своей совести - без учёта общественных норм и объективных критериев выбираемых индивидом ценностей. По их мнению "истинным" выбором будет не выбор чего-либо имеющего объективный характер, не выбор между добром и злом, а выбор своей самости, самого себя; только такой выбор приводит, якобы, человека к утверждению своей единственности и неповторимости. Кроме того выбор наступает в виде "прыжка в неизвестное", т.е. некий иррациональный акт. "Свободный" выбор человека, по их мнению, заранее предопределён внутренней необходимостью, т.е. некой фатальной, мистической силой внутри человека, толкающей его на тот или иной выбор. Следовательно, человек сам выбирает свою сущность (в сознании) независимо от окружающей его действительности. Таким образом, экзистенциолистская трактовка свободы сводится к призыву "освободиться от всего общественного, "внешнего".
Одним из аспектов, форм проявления человеческой свободы является способность человека преобразовывать окружающий его мир, его способность преобразовывать самого себя и тот окружающий социум, частью которого он является. Предпосылка этой способности творить самого себя также возникает ещё на досоциальном уровне эволюции материи. В этом смысле свобода может быть определена как высшая форма самодетерминации и самоорганизации материи, проявляющая себя на социальном уровне движения.
Современный человек связывает улучшение жизни с прогрессом научного познания. Однако разработка научных классификаций и определений, попытки рационально организовать жизнь с целью ею максимального продления, поставить под контроль труд и развлечение, деторождение и наслаждение, образование и воспитание – всё это означает расширение поля приложения власти, манипулирующей жизнью.
Развитие личности невозможно без преодоления всех её форм отчуждения от общества. Отчуждение - это социальный процесс, в ходе которого деятельность человека вместе с её результатами превращается в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Отчуждение - это в определённой мере фетишизация результатов деятельности человека. Отчуждённый человек становится рабом произведённых им вещей, рабом собственности и денег. По сути он превращается в орудие чужих целей. Из его собственной деятельности выхолащивается её творческое содержание. Основные причины отчуждения: - тотальное распространение частной собственности; - всевластие бюрократии; - социальное неравенство и эксплуатация. "Снять" отчуждение можно только в таком обществе, где в полной мере осуществляются все права и свободы личности (право на труд, на образование, медицинское обслуживание и т.д.).
В современном мире значительно возрастает феномен игры, что обусловлено, с одной стороны, увеличением свободного времени, а с другой - отягощённостью жизни трудом, властью, различными потребностями, влечениями. Игра - это своеобразное бегство из обыденного мира, где господствует насилие, жёсткая регламентация поведения, тяжкий труд и гнёт установленных моральных ценностей. Игра выполняет в основном компенсаторную функцию. В иллюзорной форме игры человек стремится достичь успеха, признания, власти, богатства. Но игра, которая всегда присутствовала в культуре, сейчас начинает приобретать какой-то двойственный характер. Это происходит потому, что не игра объемлет жизнь, а напротив, всё чего человек лишён в жизни, переходит в игру. Даже будучи зрителем, а не участником различных состязаний, человек не освобождается от своих "слишком человеческих" забот и страстей, а, наоборот, реализует их в иллюзорно-компенсативной форме.
Доброго времени суток, уважаемые читатели моего блога! Дышать полной грудью, осознавать свои желания и реализовывать их. Принимать решения, не поддаваясь влиянию окружающих и позволять себе быть собой, сохраняя преданность своей идентичности и принадлежности. Способность делать выбор и быть за него ответственным, не обвиняя и не наказывая себя за ошибки и несовершенства – вот что значит внутренняя свобода человека.
Как появляются ограничения?
Мнение окружающих
Замечали, как много энергии у маленьких детей? С каким азартом и интересом они проживают каждый свой день? А всё дело в том, что они непосредственны и не останавливают себя в своих желаниях. Пока не вырастут, потому что заботливые родители и чужие люди начинают обучать их нормам поведения. Часто, по моим наблюдениям, это выглядит так: «Не делай так, а то сейчас с тебя все будут смеяться». И малышу, услышавшему заводную музыку на остановке, приходится переставать пританцовывать в такт, ведь потому что это стыдно и окружающие на него будут смотреть, да ещё и смеяться.
А потом, уже во взрослом возрасте, он перестанет делать целую кучу вещей, которые, по его мнению, привлекут к нему внимание, после чего ему обязательно будет очень стыдно. Например, предложить на собрании свою идею о том, как увеличить продажи, чтобы иметь шанс продвинуться в карьере, или подойти к понравившейся девушке… Много чего, ведь внутри будет жить страх осуждения и обесценивания.
Такой процесс называется интроекция. Это самый основной враг, из-за которого возникает несвобода. То есть, убеждения, нормы поведения, приоритеты и прочее, к которым мы пришли не самостоятельно, а переняв у других, значимых для себя людей, даже которых ненавидим. Ведь тогда их образ сидит глубоко внутри, и им мы привыкли пользоваться в любых жизненных обстоятельствах. К интроектам вполне можно отнести и приметы.
К примеру, женщина во время беременности не ухаживает за собой, то есть не делает макияж, не красит волосы и прочее, потому что существует примета, запрещающая этот процесс. И тогда очень прекрасное время, когда по идее женщина расцветает, нося под сердцем дитя, становится для неё невыносимым и не таким прекрасным, как казалось. Она ненавидит своё отражение в зеркале, и ждёт момента, когда наконец родит и сможет снова почувствовать себя привлекательной.
Неудачный опыт
Также возникает из-за какого-то неудачного опыта, который откладывается в подсознании. В моменты, схожие с предыдущей ситуацией, возникает чувство страха, растерянности. После проживания травматичного опыта, человек может вообще закрыться в себе, не рискуя проявляться и пытаясь блокировать эмоции, чтобы не ощущать боли. В таком случае блокируется и становится несвободной какая-то часть личности. Например, после насилия женщина боится проявлять свою женственность и сексуальность, она испытывает напряжение в присутствии мужчин, а порой и агрессию. О какой тогда внутренней свободе может идти речь, когда существуют такие весомые ограничители?
Часто мы себя останавливаем из страха порушить отношения. Разница между свободным и несвободным человеком здесь в одном, первый делает осознанный выбор. Например, не проговаривая начальнику своё мнение о нём, потому что понимает, какие последствия это повлечёт. А вот второй из воспитанности, старшим по званию ведь не грубят, и вообще, потому что тревожно человеку правду в лицо сказать, и тогда он будет терпеть несправедливость, позволять пользоваться собой, не предпринимая попыток поискать более достойную работу с адекватным начальством.
Непринятие себя
Серьёзная проблема, которая очень сковывает в предъявлении себя миру – это непринятие себя таким, какой есть. Каких-то качеств, частей тела, личных особенностей, жизненной истории… Вследствие чего появляется низкая самооценка. На фоне её, будет возникать постоянное неосознанное сравнение себя с другими, и совсем не с позитивными выводами. Попав в компанию более успешных людей, человек, у которого много внутренних ограничений не будет чувствовать себя комфортно. Он будет стараться не высовываться и казаться незаметным.
Многие женщины не принимают свое тело таким, какое есть. Мечтая похудеть, измениться, и имея идею, что внешняя оболочка играет самую главную роль в жизни, и что после этих перемен всё наладится и станет по-другому. Но, похудев, редко ощущают ожидаемое счастье, потому что внутри остались прежними. Вот какая женщина больше привлечёт к себе мужского внимания, которая красивая, но очень скованная, зажатая, избегающая общения и слишком напряжена? Или которая, к примеру, с лишним весом, но при этом энергичная, свободная и получающая удовольствие от жизни?
Страх неизвестности
У некоторых людей возникает страх перед неизвестностью, когда некомфортно, если что-то не идёт по плану, когда появляется необходимость приспосабливаться. Поэтому такие личности контролируют, или по крайней мере пытаются контролировать не только жизнь близких, но и обстоятельства. А это ведь, как вы знаете – невозможно. И от этого страдают не только они, но и те, кого контролируют.
Например, вполне естественный страх потерять ребёнка превращается в пытку. Когда мать отказывается от личной жизни, опекая своего сына, не давая ему свободы и проверяя каждый шаг. Страдает она, как от тревоги, так и невозможности жить, получая удовольствие, насыщение и реализовывая потребности. Будет страдать и сын, который чувствует себя в тисках, не имея также возможности жить, как хочется и получать опыт методом проб и ошибок.
Обретение свободы прежде всего начинается с осознания того, что вы ответственны не только за свою жизнь, но и её качество. Поэтому не стоит стараться быть «хорошим» и всем угождать, привнося в жертву свои интересы, или ожидать «доброго волшебника», который появится и всё изменит. Поэтому, если что-то происходит, из-за чего вы несчастны, подумайте, стоит ли терпеть дальше, или всё-таки рискнуть, и попробовать по-другому.
Можете взять листик, разделить его на две колонки. В одну выписать минусы и последствия, если вы оставите всё как есть, ну, например, не разводясь или не увольняясь. Чем чревато и к чему приведёт со временем. А во вторую колонку напишите риски, страхи и фантазии о том, как всё изменится и что случится, если вы рискнёте изменить что-то в жизни, что не устраивает. И если принимаете решение, что всё оставляете как есть – это и будет вашим осознанным выбором.
Например, я остаюсь с мужем-алкоголиком потому, что мне ценны те моменты, когда он трезв, и это мой выбор. Тогда я не буду выглядеть жертвой и задаваться вопросом, как обрести счастье, тогда я свободная личность, которая знает, что и зачем делает.
2.Зависимости
Зависимость частично лишает нас права выбора, ограничивая в действиях и вообще, возможностях. На пути саморазвитии это существенное препятствие, которое не даст дышать полной грудью и смело заявить, что вы свободный, осознанный человек. Рекомендую почитать несколько статей, которые я посвятил именно этой теме: « », и
3.Установки
Так вот, иксы воспитывали детей, прививая ценность получения образования, и в их эпоху это действительно было залогом успешной жизни, пока не грянула перестройка. И если раньше этот интроект работал, то сейчас заработать миллион под силу и без получения диплома. Главное верить в себя и не останавливаться перед препятствиями. Но, чтобы угодить родителям, многие неосознанно поступают в университеты, занимаясь совсем не тем, чего хочется и тратят целые года впустую, прежде, чем обретут себя.
Кстати, примеры таких людей описаны в статье . Поэтому поисследуйте также степень влияния мнения других людей. Подумав, зачем вы или для кого вы принимаете какие-то решения, которые касаются именно вашей жизни.
4.Реальный я
Чтобы повысить уровень внутренней свободы, необходимо реально взглянуть на себя. Вы ведь знаете, что идеальных людей не бывает, как и полностью ничтожных. В чём-то мы хороши, а в чём-то другим удаётся лучше себя проявить. И вот свои плюсы и минусы стоит понимать, не ругая, стыдясь и наказывая, а принимая таким разным. Вот не умею я ремонтировать машины, поэтому и не лезу их разбирать. Зато отлично разбираюсь в компьютерах, поэтому помогаю с ними даже знакомым.
И точно также же с внешностью, качествами и т.д. Главное наше отношение к чему-то. Если я не требую от себя слишком многого, умея наслаждаться тем, что есть и правильно этим пользоваться – тогда я смело могу утверждать, что я свободная личность.
Заключение
На сегодня всё, уважаемые читатели! Желаю вам раскрытия личного потенциала, вдохновения и сил на пути к себе и познанию себя. Не забывайте подписываться на блог, чтобы быть в курсе новой интересной информации, которая поможет в саморазвитии. Успехов вам и свершений!
Экология познания. Психология: Свобода - это в первую очередь независимость собственных убеждений. Быть свободным, значит не находиться в зависимости с самим собой. Скрытая форма проявления свободы заставляет человека стараться быть уважительным к себе.
Свобода - это в первую очередь независимость собственных убеждений. Быть свободным, значит не находиться в зависимости с самим собой. Скрытая форма проявления свободы заставляет человека стараться быть уважительным к себе.
Когда мы не свободны, наши возможности и способности спят. Мы стараемся их разбудить своим эмоциональным состоянием. А оно иной раз бывает не всегда приветливо по отношению к нам. Мы начинаем вступать в конфликт с самим собой. Этим параллельно находя объект для того, чтобы снять свое возбужденное состояние. Этим мы разрушаем не только других, но в первую очередь себя. Не находя причины эмоциональных взрывов, мы стараемся скинуть вину на кого-либо, только не на себя. Это ложное обвинение впоследствии оборачивается бумерангом обратно. Этим конфликт не разрешается, а только усугубляется, потому что причиной всех начинаний послужил конфликт с самим собой из-за неясности своего внутреннего беспокойства.
Позиция нравственности при этом не растет, а только падает. Усугублять безразличие к собственной персоне позволит собственная неуверенность, которая иной раз очень мешает нам, в нашем развитии и росте.Оно может быть связано с любыми проявлениями - природными и неприродными.
Неспособность вовремя стабилизировать свое внутреннее состояние разрушает наши приоритеты в обществе.
Общественное мнение, а оно, как обычно занимает немаловажную роль в системе отношений, способствует предотвращению, а иногда развитию конфликта с собой.
Мероприятия по происхождению свободы человека давно различали всю эволюцию. Перевороты в природе обусловлены тем же показателем понятия свободы. Она везде. Начиная с низших сословий, не только у людей, но и у животных. Они стремятся приобрести свободу, то есть независимость от тех же врагов. Враги пробуждают в нас именно стремление к свободе, которую мы постоянно ищем. При этом наши приоритеты перед нами растут, потому что они нам дают возможность бороться за свою свободу. Спасибо им за это.
Как найти свободу в общественном проявлении.
Для начала необходимо:
- Определить есть она у Вас или нет;
- Определить в каких моментах она у Вас проявляется, то есть найти ее формы проявления;
- Потом обнаружить характер проявления;
- Уметь управлять собственной свободой;
- Брать власть над ней, чтобы она приносила результаты положительные, а не разрушительные.
Когда основные показатели свободного поведения выявлены, важно определить для себя, что этим вы даете себе и обществу. Так как в понятии «я» и «общество» неразделимы, то свобода должна быть обоюдной. Вы обществу даете свободу, и тем самым общество дает свободу вам.
Это намного сложнее.
Как Вы относитесь к обществу, так и общество относится к Вам. Отношение двух показателей всегда найдут компромисс между собой. Неспособность принять общество со всеми ее проявлениями подскажет Вам, как определить свои достоинства и недостатки.
А способность принять общество со всеми достоинствами и недостатками, поможет Вам определить преимущества перед ним. Разнохарактерность прямого и обратного процесса укрепит ваши позиции. Истина проявления понятия свободы, Вы найдете сами в себе, когда будете способны различать два понятия «я» и «общество». Разрешив конфликт с обществом, а значит с самим собой, вы приобретете свободу, которая щедро вознаградит Вас. В первую очередь гармоничным состоянием, а потом развитием и ростом вашей личности. Оценив себя по достоинству, Вы сможете очень много сделать для общества и для себя самого, приобретая при этом новое состояние, которое не позволит вам впредь вступать в конфликт с самим собой. Оно даст вам новые возможности. Где вы сможете проявить себя во всех направлениях, которые существуют в этом мире. Ваше право выбирать, что Вы хотите, как Вы хотите, где Вы хотите.
Это поможет Вам найти себя , раскрыть в себе непроявленные способности и оценить себя по существу.
Чтобы найти выход, сначала необходимо найти вход. Политика собственных убеждений поможет Вам найти ключ к раскрытию собственной тайны. Тайна она всегда интересна. Этим и интересны Вы, когда сможете раскрыть собственную, индивидуальную, отличившуюся от других. Найдите свой ключ. Он есть у каждого из Вас. Сложность заключается в его нахождении, как в сказке «Золотой ключик или приключения Буратино»
Несознательный поиск, как и сознательный, всегда даст результаты . Пусть поиск ограничен лишь тем, что многое не зависит от вас и тем самым вы, проходя все препятствия и преодоления, через страдания, вы способны нарастить внутреннюю силу и уверенность в себе.
Плоды собственного поиска всегда будут, только в каком проявлении Вы их примите, это зависит от Вас. А плоды будут выглядеть именно так, как Вы этого заслуживаете.
Принимайте их такими, в какой форме они к вам приходят, значит равным счетом Вы этого заслуживаете. Неспособность их принимать - это невнимание к собственной персоне . Значит, вас не волнует ваша личность. Умейте уважать себя, даже тогда, когда вам этого не хочется.
Нежелание принимать себя в том виде, в котором Вас видит жизнь, значит, Вы не цените свою жизнь, а то есть себя. Цените, уважайте и принимайте все, что преподносит Вам жизнь. Это и есть Ваши плоды, именно которых Вы заслуживаете. Ищите себя, и Вы всегда найдете свои плоды. опубликовано
Присоединяйтесь к нам в
С1 . Назовите не менее трех особенностей человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального.
С2 . Человеческий ребенок в момент рождения, по меткому выражению А. Пьерона, не человек, а только «кандидат в человека». Объясните, что имел в виду А. Пьерон, называя ребенка «кандидатом в человека»? Сформулируйте три суждения.
СЗ. Известно, что поведение животного в своих главных чертах генетически запрограммировано. Многие же инстинкты человека в результате общественной истории оказались расшатаны и стерты. По выражению А. Пьерона, «человечество освободилось от деспотизма наследственности». В чем проявляется свобода человека от «деспотизма ответственности»? Сформулируйте не менее трех утверждений.
С4 . Постройте логическую цепочку, основанную на высказывании русского публициста и критика В.Г. Белинского: «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни».
Объясните, какую роль в жизни человека играют интересы, цели, деятельность? Какова связь между ними?
С5. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью. ... машина не цель. Самолет - не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг. ... Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу - прокладывали железные дороги, строили заводы, бурили нефтяные скважины. И как-то забыли, что все это для того и создавалось, чтобы служить людям.
Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека - создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами только и проявляются во внешней простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели наконец первозданную чистоту и плавность линий... Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным - уже не крыло, прикрепленное к фюзеляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из почки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять. Машина на пределе своего развития - уже не машина. Итак, по изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина - пользуясь ею, постепенно о ней забываешь.
А. де Сент-Экзюпери. Планета людей
1) Найдите в тексте любые три примера преобразовательной деятельности людей.
2) Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две
отличительные черты деятельности человека.
3) Можно ли запечатленный в документе процесс труда людей по созданию машин считать творческим? Аргументируйте свой ответ с помощью текста. Дайте определение творческой деятельности.
4) Что является конечной целью преобразовательной деятельности чело
века, по мнению автора и по вашему мнению? Оба ответа обоснуйте.
С6. Конфликт между убеждениями и непосредственными интересами подстерегает человека на каждом шагу: убеждение в том, что нужно говорить правду, и нежелание обидеть человека; убеждение в том, что нужно прийти на помощь человеку, который подвергся нападению, и опасение, что, оказывая помощь, можешь пострадать сам...
Продолжите этот перечень. О каких типах конфликтов в данном случае идет речь? Те ли это конфликты, которых следует избегать? В чем вы видите проявление сознательного и бессознательного в данном примере?
С7 . Отто фон Бисмарк писал: «Свобода - это роскошь, которую не каждый может себе позволить».
Как соотносятся свобода и необходимость? Ответ подтвердите примерами.
С8 . Выберите одно из предложенных ниже высказываний. В бланке
ответов № 2 запишите полный номер выбранного вами задания,
перепишите содержание высказывания, а затем дайте
развернутый ответ.
Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу
поднятой проблемы. В ответе следует использовать
соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь
на факты общественной жизни и собственный жизненный опыт,
привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.
1) «Человек вне общества - или бог, или зверь». (Аристотель)
2) «Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое
«как». (Ф.Ницше)
3) «Человек есть принципиальная новизна в природе». (Н.Бердяев)
4) «Человек – не вещь, а живое существо, которое
можно понять только в длительном процессе его развития. В
любой миг своей жизни он еще не является тем, чем может
стать, и чем он, возможно, еще и станет» (Э. Фромм)
ОТВЕТЫ
Уровень А
№ задания | ответ |
Часть 2. Уровень В
№ задания | ответ |
деятельность | |
творчество | |
В;Б;А | |
потребности | |
цель | |
1,2,4 | |
1-А;2-Б;3-В | |
1,2,4 | |
Б;А;В | |
д),е) | |
2,5 | |
В;А;Б;В;А | |
мотивы | |
2,4,5 | |
БААБ | |
ВАБВ | |
1,4,6,9 | |
личность | |
навыки | |
умения | |
1)биологический, 2)личность, 3)общественной | |
Талантом | |
1,2 | |
нравственный выбор | |
смысл жизни | |
В;Б;А;Е;Г;Д | |
А;З;Б;Ж;В;Г;Д;Е | |
В;Г;Б;А | |
1,5 | |
2,4 | |
3,4,7,8,9 | |
2,3,4 |
Часть 3. Уровень С.
С1 . Правильный ответ может содержать следующие характеристики:
прямохождение;
развитая кисть руки;
сложноорганизованный мозг;
возможность видеть в трех измерениях;
пластичность потребностей.
Могут быть приведены другие характеристики.
С2. Правильный ответ может содержать следующие суждения, например:
человек - существо общественное, социальное, а не только биологическое;
понятия индивид - индивидуальность - личность представляют собой различные аспекты рассмотрения проблемы «человека», они различаются;
личностью человек становится в процессе социализации (воспитания, обучения, общения с себе подобными);
вне общества - общения с себе подобными, развитие мышления, речи невозможны.
Могут быть приведены и другие имеющие основание суждения.
СЗ . Правильный ответ может содержать следующие утверждения:
человек - существо общественное и сознательное;
в отличие от животного обладает целеполаганием; способность человека к творчеству не является наследственной; человек способен сознательно управлять своими инстинктами.
Допускаются иные формулировки ответа.
С4 . В ответе должны присутствовать следующие позиции:
логическая цепочка: интерес - цель - деятельность - жизнь; интересы лежат в основе цели, цель определяет деятельность и смысл жизни;
цель - это то, ради чего предпринимаются действия, идеал желаемого результата, в основе нее лежат мотивы, обусловленные интересами;
мотивы - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей - биологических, социальных, идеальных;
особую роль в мотивации играют интересы - осознанные потребности, имеющие для людей существенное значение, именно они придают ценностный смысл деятельности человека.
Допускаются другие формулировки позиций, не искажающие смысла ответа.
С5 . Содержание верных ответов на задания к тексту.
1) Могут быть указаны: создание машин, орудий, механизмов, железных дорог, заводов, нефтяных скважин.
2) В ответе могут быть указаны и проиллюстрированы с опорой на текст такие черты человеческой деятельности, как: целесообразность, практическая полезность, наличие результата; сознательный, продуктивный, преобразующий, общественный характер деятельности.
3) Правильный ответ должен быть утвердительным; аргумент:
автором описано появление нового, более совершенного качества результатов труда человека;
творческую деятельность следует определить как деятельность, в результате которой появляется нечто новое, ранее не существовавшее.
4) По мнению автора, «все это для того и создавалось, чтобы служить людям»; конечная цель любой преобразовательной деятельности - служение людям. Например: трудовая деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей людей.
Могут быть приведены и другие примеры.
С6 . Правильный ответ предполагает следующее:
возможен конфликт между желаниями и возможностями; между совестью и желанием; долгом и настроением и т.д.;
речь идет о внутренних конфликтах;
в данном случае речь идет о конфликте между неосознанными чувствами, интуицией, источником которых является совесть, и разумом (сознанием), подчас оценивающим наши добрые поступки как нецелесообразные, невыгодные, а подчас и глупые.
Иные формулировки допускаются без искажения смысла.
С7 . При утвердительном ответе на первый вопрос следует указать, что свобода - это возможность выбора способа действия для достижения какой-либо цели, которая зависит от человека, его образования, воспитания, установок, мотивов, интересов.
Во втором ответе следует дать определения свободы и необходимости в деятельности человека. Необходимость - это зависимость личности от объективных обстоятельств. Свобода человека предполагает его ответственность перед обществом за свои действия и поступки. Например, опоздание на занятия влечет за собой порицание, нарушение правил дорожного движения чревато последствиями. По мере развития свободы мера ответственности увеличивается. Сегодня происходит смещение центра тяжести ответственности с коллектива на личность. При ответе на второй вопрос одинаково важны как владение понятиями обществоведческого курса, так и их применения для анализа конкретных ситуаций (примеров).
А1.Правила, устанавливающие, кто, в какой очерёдности, с помощью каких непременных слов, жестов или предметов будет совершать действия:А) расследование б)преступление в) ритуал г) общениеА2.Государство, признавая права и свободы человека, обязуется:Принимать законы, гарантирующие каждому его праваПризнавать Декларацию прав человека основным законом страныА) верно только 1 б) верно только 2 в) верно и 1, и 2 г) нет верного ответаА3.К обязанностям граждан России относится:А) охрана природы б) участие в управлении государствомВ) приобщение к национальной культуре г) соблюдение моральных нормА4.В чем проявляется свобода человека?А) право каждого поступать так, как ему хочетсяБ) возможность пользоваться своими правамиВ) строгое соблюдение законов в обществе всеми гражданамиГ) обучение в юридическом институтеА5.Угроза ядерной войны в современном мире является:
21. В чем выражаются права человека?22. Что записано во «Всеобщей декларации прав человека»?
23. Что такое международное гуманитарное право?
24. Как защищаются права ребенка и взрослого человека?
25. В чем сходство между гражданским обществом и правовым государством?
26. Что такое преступление?
27. В чем выражается уголовная ответственность?
28. Что такое административный проступок?
29. Кар действуют правоохранительные органы?
30. Что такое общество и из каких сфер оно состоит?
31. Каковы основные признаки общества?
32. Как общество влияет на природу и в чем выражаются антропогенные нагрузки на нее?
33. Какие типологии общества приняты в науке, что такое доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество?
34. В чем проявляется социальный и научно-технический прогресс?
35. Как бы вы охарактеризовали глобальные проблемы человечества?
36. Что такое мировое сообщество?
37. Каким образом человек превращается в личность?
38. Что такое социализация и воспитание?
39. С какими потребностями человека вы познакомились?
40. Как происходит познание человеком мира и самого себя?
41. В чем состоит духовная жизнь человека?
42. Как связаны между собой свобода и ответственность?
43. Как проявляет себя человек в группе?
44. Что такое межличностные отношения и процесс общения?
45. Как возникают и разрешаются конфликты в обществе?
Ответь на вопрос, связанные с понятием "свобода" и "ответственность". 1) Как ты думаешь, что такоесвобода?.........................................................
2) Изменяются ди с возрастом границы свободы человека? почему?.......................................................................................................
3) В чем проявляется ответственность человека:
а) перед самим собой:................................................................................
б) перед семьей:.........................................................................................
в) перед обществом:....................................................................................