Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Характер наисквернейший - это какой? Открытая христианская библиотека

"Он осердился и не хотел войти"

Тот, кто имел возможность изучать картины художника Пептона, мог заметить, что одна из причин их особенной красоты состоит в особом приеме искусства: рядом с прекрасным помещать что-нибудь отвратительное. Например: на картине видишь чудные цветы, птиц, рыцарей и дам, крылатых фей и детей ангельской красоты и вдруг где-нибудь в углу, а то прямо под их ногами, нарисована какая-то безобразная форма жабы, ящерицы или липкого слизня. Цель такого соединения - по закону контраста - придать красивому еще больше красоты путем сравнения с некрасивым. В древней архитектуре тоже применяли этот закон сравнения. Какой-нибудь гриф или дракон (баснословное животное) на фронтоне храма, окруженные ангельскими личиками, придают особую красоту приятным архитектурным и скульптурным формам, окружающим их.

Во многих евангельских описаниях подобный контраст особенно виден: вот двенадцать Апостолов, но один из них дьявол; Господь Иисус на кресте - царственный и чистый, а по сторонам - разбойники; в пятнадцатой главе Луки, откуда взят наш текст, находится одно из сильнейших описаний гибели и восстановления блудного сына. Чье сердце не было тронуто до слез этой простой историей? И вдруг, как бы у ног этой картины, помещена черная грозовая туча - скверный характер старшего сына, брата возвратившегося блудного сына. Прочитайте еще раз Луки 15:11-32.

Рассматривая грех не в его богословском значении, а таким, каким он встречается повседневно, мы видим, что он бывает двоякого рода: грех плоти и грех настроения; или, другими словами,- грехи похотей всякого рода и формы, а также самолюбия, и грехи характера. Младший сын является примером греха похоти, старший же - греха характера.

На первый взгляд кажется, что черной тучей в этой притче является младший, блудный сын. Это он ведь попрал все добродетели и покрыл себя и родительский дом позором. Не раз уже указывали на этого беглеца из родительского дома, в противовес его брату, который остался дома, как на воплощение всего худшего, что только может быть в характере человека. Возможно, что такое мнение ошибочно. Возможно, что старший сын хуже младшего. Мы судим о грехах, как и о большинстве вещей в этом мире, - по их наружности. Пороки наших ближних мы взвешиваем весами, которые установило для этого окружающее нас общество; самые грубые грехи ставим в основание, затем выше помещаем менее отвратительные, потом выше - еще менее очевидные; по какому-то странному процессу чаша весов стушевывается и, наконец, как бы совершенно исчезает, оставляя массу грехов без определения, без веса, без названия и без указания на их опасность. Но мы, люди, не имеем ведь гирь для взвешивания грехов. Одни мы называем тяжелыми, другие - легкими, но это ведь все наши слова, не Божьи. Очень возможно, что так называемые легкие грехи являются самыми тяжелыми. Уже то, что мир видит грубые грехи так ясно, заставляет сомневаться, что они наихудшие. Утонченный и невидимый грех, который находится ближе всех к духовной жизни, должен бы считаться самым унизительным. Между тем, общество для таких грехов даже названия не имеет, они кажутся ему неважными. Грех старшего брата является, по мнению многих, чем-то обыкновенным; он мол только немного рассердился, не стоит об этом много и говорить. Он просто был на время в плохом настроении.

Посмотрим что такое проявление настроения. Для Господа оно достаточно важно, чтобы говорить о нем. Старший брат, тяжело работающий, терпеливый, исполнительный во всем, что касается долга, - скажем о нем все хорошее, что можем, - вернулся домой после продолжительного труда на поле. Уже многие годы он так возвращался с поля каждый вечер с утомленным телом, но с легким сердцем, потому что он исполнял каждый день свой долг, и чело его было покрыто потом честной жизни. Как часто человек способен воображать, что ответственность его за свой характер кончается, когда он честно исполняет свой труд. Но человек обычно попадает в искушение, когда меньше всего ожидает его, и это искушение легко открывает всю его истинную природу. В этот вечер, когда старший брат возвращался домой, он услышал радостный шум и пение. Такое ликование - нечто новое на такой одинокой ферме. "Брат твой пришел, - сообщает слуга, - и ради этого закололи откормленного теленка".

Его брат! Вот счастье! Как долго все они скорбели о нем! Как должен радоваться отец, ведь столько молитв возносилось за него в его доме! Слава Богу, Он услышал молитвы и вернул заблудившегося под родной кров.

Но нет, на лице его нет радости. Все оно превратилось в грозную тучу. "Да, брат,-недовольствует он,- бродяга! Говоришь, что закололи для него откормленного теленка? Это больше, чем когда-либо сделали для меня. Я покажу им что думаю об этом ликовании. А говорят еще, что есть будто награда за добродетель! Вот я здесь жил все это время, не уходил, и на меня внимания не обращали, почета не оказывали, а этот мальчишка прибежал от свиного корыта - и ради него весь округ созывают!"

"Он осердился и не хотел войти".

"Ах, ребенок!" - хотелось бы воскликнуть, глядя на него. Но в этом прорыве характера кроется нечто гораздо большее, чем просто минутное настроение. Прорвалось в виде грозовой тучи то, что давно гнездилось под прикрытием его добродетелей и, быть может, было там всю его жизнь. Грозовая туча! Утонченные газы множества грехов собрались вместе в минуту такого настроения и теперь бичуют его душу чувствами негодования и злобы. Зависть, гнев, злость, жестокость, гордость, нелюбовность, надутость, обидчивость, недовольство, самоправедность, дурное расположение духа, раздражительность при всяком слове, упрямство - все это, смешанное в одно, составляет скверный характер. Это справедливый анализ. Но как часто даже смеются над этим. "Что с ним?" - "Да просто так, в нехорошем настроении, - отвечают, - немного погорячился. Ничего, пройдет, просто туча нашла". Но ведь туча составляется из капель, капли составляют океан - своевольный, причиняющий много вреда, когда он неожиданно прорывается через ограду. В жизни это тоже океан, но составлен он из малозаметных самих по себе капель зависти, гневливости, гордости, немилости, жестокости, самоправедности, надутости, обидчивости, ворчливости, недовольства и упорства. Когда эти капли сливаются, они превращаются в грозную губительную силу.

Вот почему скверный характер имеет такое значение. Значение его не в том, что он есть сам по себе, а что он открывает. Если бы этого, последнего, не было, не нужно было бы обращать так много внимания на скверный характер. Это - прорывающаяся горячка, которая свидетельствует о непрерывной болезни внутри. Это случайный пузырь, выскакивающий на поверхность воды, указывающий на гниение под поверхностью воды. Прорыв характера похож на плод внутренней жизни, выявившийся неожиданно, когда мы на время перестали бодрствовать; таких плодов там, внутри, полно. Одним словом, этот прорыв свидетельствует о накоплении внутри многих гнусных грешков, которым в христианстве не должно быть места.

Оставляя определение скверного характера, рассмотрим сам характер. Первое, что мы замечаем к великому нашему удивлению, это то, что ОН УЖИВАЕТСЯ В ЧЕЛОВЕКЕ С БЕЗУПРЕЧНЫМ ВООБЩЕ ПОВЕДЕНИЕМ. Старший брат был, несомненно, человеком, который руководился высокими принципами жизни. Несколько времени тому назад, когда отец разделил им свое имение, он тоже имел возможность прожить свою часть как хотел. Ему, как старшему сыну, досталась большая часть. Пришло, казалось, время и для него посмотреть мир, насладиться жизнью и хотя бы на время развлечься после домашнего однообразия. Но он избрал жизнь человека, который понимает свой долг в отношении отца. Его родной очаг будет его домом, те же старики - его обществом. Он будет как бы правой рукой отца и будет радовать и ободрять его в преклонные годы. Таким путем он стал образцом трудолюбия для слуг, примером бережливости и верности для соседей, показателем для всей страны того, чем должен быть молодой человек. Такая порядочность особенно выделялась по сравнению с поведением его брата-бродяги.

Все это заставляет сомневаться: все ли то является добродетелью, что считается и называется ею? Мы не имеем возможности в точности определить духовный вес того, кто фигурирует как образец всех добродетелей. Все зависит от того, какое побуждение руководит человеком. Добродетели могут быть истинными или только кажущимися, также как и пороки могут казаться, но не быть ими. Некоторые люди, хотя испорченные внутри, удерживаются от того, чтобы не отдаться злу, только трусостью. Они не имеют даже силы, чтобы стать снаружи тем, чем они сознательно остаются внутри. Ведь для этого тоже нужно мужество, а его у них нет. Тогда они решают тайно жить одной жизнью, а другой явно, ради людей. Потому нередко происходит, что очень низкие люди внешне сохраняют вид добродетельных. И наоборот, среди павших нередко встречаются души удивительной внутренней красоты. Нет сомнения, что гораздо приятнее встретиться с блудным сыном и провести с ним час в беседе, чем с его непорочным братом. Мы не раз встречались с теми, над которыми общество уже произнесло свой окончательный обвинительный приговор, и, к своему удивлению, находили поразительную чуткость и благородство побуждений. Если кто считает это неважным, то только показывает, что ему не открыто еще что такое грех. Для оценки тех, кто опустился совсем на дно, необходимо смотреть не только на внешнее, но и на побуждения; иногда в таких случаях для оценки это совершенно необходимо.

Нередко "сеющие в плоть" считают свои грехи просто ничем по сравнению с непоследовательностью и недостатками тех, которые говорят, что "живут по духу", как например тот, кто не считает за особое преступление напиться пьяным, презирает себя за какой-нибудь невеликодушный поступок или некрасивое слово. Один грешит высоко в своем духовном состоянии, другой - на самом дне своего низкого духовного состояния. Как Господь рассматривает такие грехи? Вот Его ответ: "Истинно говорю вам,- сказал Он первосвященникам и старейшинам,- что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие" (Мтф.21:31).

Существуют эти два сорта греха: грех похоти и грех характера. Немногие отдаются обоим, но многие страдают от одного из них... Этим объясняется, как это возможно, чтобы добродетельная на вид жизнь совмещалась с таким сильным скверным расположением духа. Вот это соединение и делает грехи скверного характера на вид такими безвредными. "Вряд ли в этом человеке может обитать много зла, если в нем так много добра", - рассуждаем мы. Как часто говорят о болтливых и сплетничающих особах, что они просто воплощение доброты, когда их только узнаешь получше. Как часто утверждают, чтобы оправдать неприятный взрыв злости кого-нибудь, что он или она способны на проявление удивительной нежности, когда находятся в нормальном настроении. И этим стараются оправдать накопление зла в тайниках сердца. Вот это оправдание зла и делает лечение скверного характера таким трудным. Мы оправдываем скверное проявление нашего характера по временам тем, что мы; в общем, хороши. "Кто так добр, тому не повредит, если он иногда поступит скверно",- такова наша губительная философия. Правильное суждение сделало бы другой вывод: добрый может стать только еще лучше. "Мертвые мухи портят и делают зловонною благовонную масть мироварника" (Еккл.10:1). Пусть эта муха маленькая, но зачем иметь даже маленькую муху в благовонной масти новой жизни?

Скверный характер - это порок благочестивых. Слово Господа о старшем сыне имеет в виду праведных, и сказано оно не для того, чтобы плохих сделать хорошими, но чтобы хороших сделать еще лучше.

Переходя от описания этих особенных грехов и их отношения к духовной жизни, опишем теперь влияние грехов скверного характера. Влияние это двоякое: на разум и на моральную, или религиозную, природу человека.

Что касается первого влияния, то некоторые даже утверждали, что иметь такой характер - полезно. Предполагали, что возбуждение, которое создает такой характер, помогает в работе и мышлении. Но не оправдание ли это зла? Старший сын загорелся ревностью по справедливости - так он мог думать, но так никто другой не думает. Очень возможно, что потом, придя в себя, он осудил свое поведение, но зло уже было сделано. Он заявил: не зайду в дом. Ни уговоры отца, ни его, может быть, собственное осознание грубости и глупости поступка (назло всем стоять во дворе) - не могли заставить его изменить решение. Таково влияние скверного характера на разум: раз принятое и высказанное необдуманно под влиянием скверного внутреннего порыва решение заставляет человека настаивать на нем и придумывать всякие оправдания, потому что грех не приходит один, но влечет за собой массу других грехов. Так скверный характер разрушает правильную деятельность нашего разума.

Одно из последствий такого поступка, помимо вредного влияния на самого виновника, - это разрушительное влияние на других. Пагубность грехов скверного характера в том, что они особенно плохо влияют на других. И страдают от этого обычно люди слабые и нижестоящие. Взрывы скверного характера обыкновенно позволяет себе старший, а все ниже его не только должны переносить их удары по сердцу, но должны похоронить свое личное разумение и покорно служить тому, что, по их мнению, нередко является капризом. Вместо того, чтобы разумно подчиняться, они обязаны кривить душой, только бы угодить властелину, пусть даже ценой лицемерия и угодничества. Воспитание таким путем детей и молодежи, в особенности, становится исковерканным уже вначале. Последствия этого остаются часто на всю жизнь. Кто был испорчен сам, склонен поступать так и с другими подчиненными, и зло продолжается.

Но еще одна порочность скверного характера проявляется во зле моральном и социальном. Читая Евангелие, удивляешься, как много Господь делал и учил с одной целью - сделать человека счастливым. Сколько раз слышалось из Его уст слово "блажен"! Он учил, что целью нашей жизни должно быть служение ближним во имя их блага. Святость, конечно, нечто высшее, чем счастье, но святости мы в других произвести не можем. А принести радость - можем. В Писании есть много указаний, как сделать других счастливыми. Для этого Бог поставил каждого из нас "стражем брату своему".

Общение людей между собой и организация общества - это стремление сделать людей счастливыми, скверный же характер - это орудие разрушать это счастье в людях.

Посмотрите еще раз на старшего брата в описываемой Христом притче, как он своей неоправданной раздражительностью, взрывом скверного характера и грубостью испортил радость и счастье всех окружающих. Конечно, он, во-первых, испортил все самому себе. Может быть, он потом и осознал свой поступок и успокоился, но опыт показал, что нечто гораздо большее нужно привести в порядок внутри человека, чем только взволнованные чувства. Например, молитва откладывается: человек не может молиться, пока не удалена из сердца горечь; он должен сначала простить долги ближнему своему, а потом просить Господа о прощении своих.

Посмотрите также, какое впечатление произвел его поступок на отца, на гостей и даже на слуг. Эта сцена во дворе набросила тень на все радостное собрание. Но был некто, в ком такой поступок брата отозвался с особенной остротой, это - блудный сын, его пропадавший, покаявшийся брат. Можно представить себе его переживание. С какими чувствами он шел домой! ДОМОЙ! Он шел с сознанием вины своей, и всякое сочувствие окрыляло его, а всякая немилость ударяла по самым нежным струнам наболевшего сердца. Такое отношение, и кого? Брата! Не сделал ли он ошибку? Ведь он пришел, чтобы найти дома мир. Если так будет и дальше, не лучше ли уйти? Ведь куда лучше жить со спокойными свиньями, чем с буйным, самоправедным братом.

Как часто мы удаляем идущих к дверям Христа своим отношением к ним! Церковь недостаточно духовна, чтобы располагать души в пользу Христа. Как мало еще среди верующих настоящей любви! Мы много обращаем внимания на развитие нашей веры и надежды, но забываем, что любовь - больше их. Пока и домашние, и посторонние не смогут сказать, что каждый из нас "долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит", до тех пор наш призыв ко Христу будет иметь мало влияния на других. Один отталкивающий верующий прогонит десять блудных сынов. Любовь Божья к грешникам поразительна, но долготерпение Божье к верующим со скверным характером, - это прямо тайна!

Что особенно прискорбно в отношении скверного характера, это то, что от него нет никакой пользы. Некоторые отрицательные влияния иногда приводят к добрым результатам, но этот характер - просто горе. Ничто в мире сем не причиняет столько продолжительного, ненужного и оскорбительного страдания, чем он. Потому так неумолимо строг приговор Господа: "Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской". Отсутствием любви обыкновенно соблазняются "малые сии". По словам Христа выходит, что человеку лучше не жить, чем жить и не любить.

По своей природе скверный характер является грехом против любви. Как бы ни было это неясно, и как бы кто ни старался объяснить это просто слабостью настроения, но это так, что нет большего греха против любви. Грех против любви - это грех против Бога, ибо Бог есть любовь. Согрешающий против любви, грешит против Бога, Который установил ее как основную заповедь новой жизни и Сам проявил ее в Сыне.

"Но разве скверный характер не является чем-то врожденным? Ведь он просто передается по наследству, просто бывает присущ семье и является составной частью человека, не так ли? А разве это можно изменить?" - так некоторые спрашивают, а многие думают.

Исследование этого греха до самого основания приведет и на путь к его ИСЦЕЛЕНИЮ. Христианство исповедует силу для исцеления всего. Процесс исцеления может быть медленным, дисциплина может быть строгой, даже жестокой, но дело будет сделано.

Да, исцеление возможно. Если бы в живой вере не было средства против этого великого недуга, христианство нельзя было бы считать годным для удовлетворения нужд жизни человеческой.

Что предпринял в этой притче отец, чтобы умиротворить плохое настроение старшего сына? Заметьте, он не стал сразу что-либо доказывать ему. Поступать так-значит совершать грубую ошибку. Это бесполезно как для увещателя, так и для того, кого это касается. Мы можем быть совершенно уверены в неверности всего поведения, но это ни на йоту не поможет нам исправить его. Настроение зависит от чувств, а потому отец прежде всего к ним обратился. Рассуждение имеет свое место; и сыну были даны веские доказательства неправоты его поведения, о чем свидетельствуют последние стихи притчи, но до этого на него старались повлиять ЛЮБОВЬЮ.

"Сын мой,- сказал отец,- ты всегда со мною, и все мое твое". Разберите эти слова, и вы увидите в них то, о чем сегодня люди так очень много говорят. В них есть Свобода, Равенство и Братство - эти драгоценные символы, с помощью которых люди старались организовать и охранять правительства и царства. "Сын" - в этом свобода; "ты всегда со мною" - в этом братство, единство, "все мое твое"- равенство.

Если что способно звать человека к тому, чтобы он отбросил свои интересы и свое самолюбие, то именно эта формула христианского братства и единства. Возьмем хотя бы равенство: "все мое твое" Если человек доволен всем, что Бог дает, и готов последнее отдать ближнему, то отпадает искушение к материальному эгоизму. Бог сотворил людей равными Он дал нам все, и это должно побуждать наши сердца идти навстречу всем нуждающимся.

Самому стараться избавляться от всех злых страстей - пустое занятие. Кто из нас не принимал до тысячи решений избавиться от всего, а потом видел, как все его добрые намерения разлетались вдребезги при первом же искушении? Внутренний человек не исправится только уничтожением всяких духовных кислот, но душа должна быть наполнена еще новым содержанием - любовью Христовой. О великая любовь Божья" Она производит великую перемену, как бы химически растворяет все нечистое и наполняет внутреннего человека новым благоуханием Если человек наполнился ею, его исцеление завершено, если же он не сделает этого, его положение безнадежно.

В Новом Завете описан характер, который трудно понять, это - немилосердный раб в Матф.18:23-30. За его расточительность жена и дети назначены были к продаже, чтобы уплатить громадный долг, а сам он должен был идти в тюрьму. На коленях он умолял царя о милости, и все десять тысяч талантов, долг огромный и невозможный для уплаты, был свободно ему прощен. Пережив только что такую большую милость, он прямо от царя идет к своему товарищу, который должен был ему сравнительно ничтожную сумму в сто динариев, берет его за горло, душит, и так как тот не может сейчас же уплатить долг, тащит его в тюрьму, которую сам только что избежал милостью другого. Как может человек, будучи сам только что прощен и освобожден от страшного долга греха, встав с колен, идти прямо от лица Божьего мучить других жестокими словами и скверными поступками?! Это просто невероятно. Нет сомнения, что этот раб, растрачивая деньги, расточил также и свою душу. Если бы хоть сколько-нибудь души осталось в нем, за его прощением последовала бы любовь.

Будучи прощенным во многом, он, казалось, и любить должен был много, и не по обязанности, а просто по естественному стремлению сердца. Он ДОЛЖЕН был стать более мягче, смиреннее, более щедрым, братолюбивым. Укорененная и утвержденная любовь должна бы расти в нем бесконечно, пока не охватит его всего. Только тогда он был бы способен понять смысл слов отца: "все мое твое". Мир - его, а своего ведь он не будет портить.

Такая любовь вытесняет скверный характер. Без нее же он царствует, как его ни уничтожай. Он и на небо никого не пустит, ведь человек со скверным характером не может находиться в присутствии Святого Бога. Недаром Господь сказал, что кто не родится свыше, от Слова Божьего и Духа Святого, не может войти в Царство Божье.

Такой человек не может пребывать в небесах. Небо дружбы для него закрыто, он ведь всегда портит ее, когда кто-то допустит его поближе к себе. Даже небо семейного очага недоступно для него Он может быть женатым, иметь детей, но небесной атмосферы дома быть не может: его скверный характер изгоняет ее. То же относится к жене и матери Даже церковь для скверного характера плоха. Все ему не так: то проповедник не нравится, то метод работы в церкви противен, то пение не по вкусу Единственное любимое занятие - это всех судить, подозревать.

"Осердился и не хотел войти". Он первым и несет наказание. Когда же блудный, но возвратившийся брат радуется, он остается во дворе. Все грехи портят Божий образ в человеке. Грех скверного характера портит и образ Божий, и дело Божье, и настроение виновника и всех других. Да сохранит нас от него Господь!

Понимание скверного характера у всех разное. Абсолютно все люди без исключения обладают как положительными чертами характера, так и отрицательными. Для кого-то некоторые из них покажутся невыносимыми, а другие даже заметить удастся не сразу, поэтому четкое и конкретное определение скверности дать сложно. Но о предрасположенности к тем или иным качествам можно сказать по знаку зодиака, к которому принадлежит человек.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: "Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить..." Читать подробнее >>

Что такое скверный характер?

Скверным характером обычно называют набор отрицательных качеств в человеке, что делает общение с ним невыносимым.

Как уже упоминалось, что именно это за черты - сказать невозможно, так как все люди ориентируются по разным параметрам. Но чаще всего мужчинам и женщинам со скверным характером приписывают следующие особенности:

  • вспыльчивость;
  • эгоизм;
  • отрицание чужого мнения;
  • невежливость;
  • грубость;
  • фамильярность;
  • неуважение к другим людям;
  • наглость;
  • надоедливость;
  • требовательность;
  • своенравность;
  • безответственность.

Обычно такие люди ведут себя очень бесцеремонно, невежливо, быстро утомляют своим поведением. Общение, дружба, какие-либо межличностные взаимоотношения являются большой трудностью. Мужчина или женщина могут часто игнорировать чужие просьбы, мнения, быть мстительными, задиристыми, вести себя некрасиво или провокационно.

Характеристика отрицательных качеств каждого знака зодиака

Нельзя утверждать то, что какой-то конкретный знак зодиака обладает скверным характером. Каждый из них склонен к тем или иным чертам, но проявляются они в разной степени.

Все представители зодиакальных символов могут отличаться чем-то, иметь какие-то личностные особенности, которые кого-то будут раздражать, а кому-то даже нравиться:

Знак зодиака Характеристика и описание
Овен Овнам свойственны назойливость, самовлюбленность, эгоизм, нудность. Они часами могут рассуждать о себе и своих делах, не спрашивая о положении своего собеседника. Может обидеть человека злой шуткой, излишней грубостью, фамильярностью, безразличием к проблеме
Телец Тельцы любят сплетничать, обсуждать дела других, когда их самих это никак не касается. Им свойственно накопительство, которое иногда трансформируется в мелочность и жлобство. Доверяет только себе, на членов семьи и друзей часто давит психологически
Близнецы Инфантильны, безответственны, непредсказуемы в действиях и эмоциях. Близнецы любят поспорить о вещах, в которых не разбираются. Свои советы и мнения высказывают даже тогда, когда их никто об этом не просит
Рак Раки бывают чрезмерно обидчивыми и злопамятными. Старых недоброжелателей запоминают навсегда. Они любят поспорить, настоять на собственном мнении. Склонны к рефлексии и внезапной смене настроения
Лев Львы ленивы, горделивы, самовлюбленны. Им важно, чтобы все их уважали и слушали. Людям свойственна хитрость, наглость, вымогательство, психологическое давление на близких людей и членов семьи
Дева Скучны, консервативны, занудны. С ними многим бывает скучно. Девы часто бывают скупы, придирчивы, мстительны
Весы Весы часто инфантильны, думают о себе гораздо лучше, чем есть в действительности. Им свойственно давать обещания, а после их не выполнять. Могут быть забывчивыми, невнимательными, несосредоточенными на важных делах
Скорпион Очень часто являются провокаторами, особенно если речь идет о романтических отношениях. Построить с ними брак практически нереально - часто изменяют, лгут, предают. К тому же Скорпионы очень хвастливы, похотливы, навязчивы
Стрелец Стрельцы любят создавать проблемы на пустом месте. Также им свойственно давать непрошеные советы и высказывать свое мнение каждому встречному. Часто утомляют своим поведением
Козерог Козероги нередко цепляются к мелочам, сильно давят на близких людей, придираются, высказывают свои советы и пожелания. Стремятся к лидерству, но не обладают сильным характером. Часто имеют комплексы и любят жалеть себя
Водолей Эти люди любят врать и лукавить, хотя их обман для всех очевиден. Совершенно не умеют откладывать деньги и копить, о своих долгах забывают. Также Водолеи нередко нарушают свои обещания
Рыбы Рыбы любят выставлять себя в лучшем свете, чем они есть на самом деле. Им всегда хочется обсуждать кого-то, лезть в личную жизнь, спрашивать о личном. Часто обманывают, лукавят, врут даже близким людям

Понять, что человек обладает скверным, отталкивающим характером, можно лишь лично пообщавшись с ним. Не стоит делать выводы о тех или иных зодиакальных знаках преждевременно.

Нередко приходится слышать, как про кого-нибудь говорят, что у него «скверный характер». Кто-то слышит этот нелестный эпитет в свой собственный адрес. Но что значит это определение? Как разобраться, какой характер считается скверным, и плохо ли быть обладателем такого характера?

Большинство людей вполне отчетливо представляют себе основные отличия темпераментов, но ясность уходит, как только речь переходит на понятие характера человека.

Считается позитивным сам факт его наличия. Про человека «с характером» говорят уважительно, как об обладателе чего-то ценного. О слабовольном, склонном подчиняться человеке мы презрительно отзываемся «бесхарактерный».

Так ли справедливо это утверждение? Ведь гораздо логичнее было бы назвать такого человека обладателем мягкого характера. Давайте разберемся, что такое характер, какой он бывает и что с ним делать.

Само слово «характер», как и родственное ему «характеристика», определяет стойкие, постоянно выражающиеся черты личности, определенный шаблон в поведении и отношениях с другими людьми. Таким образом, мы приходим к пониманию, что источником недовольных высказываний о характере человека является его поведение и отношение к другим людям. Получается, что этот вопрос полностью лежит в сфере межличностных отношений.

Скверный характер: как понять, что это значит

Задумавшись о том, как понять человека, считающего, что у вас скверный характер, следует сначала отогнать от себя все лишние эмоции, освободить рассудок, отрешиться от ситуации и постараться взглянуть на нее со стороны.

Логическим путем нетрудно выяснить, что именно вызывает раздражение злословящего. Это могут быть как действительно неприглядные особенности поведения, так и выдуманные придирки, обусловленные чем угодно: ароматом туалетной воды, цветом одежды или формой носа. Поэтому не стоит торопиться исправлять свое поведение в угоду каждому недовольному.

Подавив негодование, нужно четко и конкретно определить для себя, какие именно, невинные на ваш взгляд, шалости являются настоящими недостатками и требуют работы над собой, а какие ваши особенности проявляют неповторимую индивидуальность личности.

Взвесить, так ли важно для вас мнение окружающих, стоит ли игра свеч, и готовы ли вы к серьезной работе над собой в угоду общественному мнению.

Здесь многое зависит от конкретной ситуации. Например, склонность к небольшим опозданиям может восприниматься вами как ничего не значащая привычка, а для другого человека это может казаться явным признаком неуважительного к нему отношения.

Поэтому на упрек в непунктуальности, прождавший лишние пять минут может получить резкий ответ и, вполне справедливо, посчитать ваш характер скверным. Справедливо и обратное: деспотичный, привыкший командовать начальник, получив вполне обоснованный протест, так же будет недоволен вами.

На зыбкой почве взаимоотношений бывает трудно сохранять холодный рассудок. В этом деле эмоциональность – главная помеха. Не стоит делать поспешных выводов ни о себе, ни об окружающих. Дождитесь, когда волнения улягутся, возьмите лист бумаги и спокойно, рассудительно разграничьте для себя две важнейшие составляющие коммуникаций.

Первая часть – это вы сами. От того, насколько хорошо вы себя знаете, насколько четко видите границы своей внутренней сути, вашего настоящее «я», зависит, как легко вам будет не допускать посторонних в заповедные уголки своей души.

Определите самые важные ценности для себя, то, что ни при каких условиях не должно приноситься в жертву желаниям окружающих. Не будьте слишком строги: как и любой человек, вы имеете право менять жизненные приоритеты время от времени.

Поставьте на листочке дату. Вам будет любопытно спустя год-другой перечитать и дополнить получившийся портрет.

Вторая часть – это ваш круг общения. Здесь нужно выделить самых дорогих вам людей. Людей, ради которых вы готовы на уступки и перемены. Неплохо также отметить, каких шагов навстречу вы ждете от этих людей. Нельзя позволять даже самым любимым эксплуатировать ваше доброе отношение.

Только взаимное познание, уважительное сотрудничество и готовность на обоюдосторонние уступки позволит создать гармоничные, добрые отношения с близкими.

Не ждите быстрых результатов. Вполне возможно, что вам неоднократно придется переписывать эти списки, проверять внутренние рубежи и взвешивать отношения с окружающими. Есть хорошая новость: занятие это довольно увлекательно и несет в себе несомненную пользу как в самопознании, так и в выстраивании отношений.

Видео по теме статьи

    Бороться со скверным характером, в случае если вы человек уже сложившийся и состоявшийся бесполезно. Ведь характер не берется из ниоткуда, а значит и не уходит в никуда. Он сформирован вашим опытом, вашими взглядами, воспитанием, влиянием вашего окружения. Он может измениться под воздействием каких-то факторов, например, болезни собственной или кого-то из близких, шокирующего события или просто с течением времени и изменением среды, в которой вы существуете.

    Бороться с самим собой это как минимум глупо.

    А со скверным характером нужно учиться жить. Жить в обществе, где есть свои правила. Жить в мире и согласии с близкими. И в конце концов, в гармонии с самим собой.

    Как? Пол дела вы уже сделали, осознав, что именно ваш характер скверный, а не все окружающие сговорились и пытаются вам противоречить и противостоять. А остальное дело техники. Просто научиться во время осознавать правильность своего поведения и выписывать себе стоп, понимая, что делаете это себе же на благо.

    Если же вы пока еще личность формирующаяся, то скверный характер может быть временным явлением, связанным с неопределенностью жизненных устоев, амбициозностью, максимализмом и идеализмом, которые плохо вписываются в общепринятую картину жизни. Это обязательно пройдет с возрастом и опытом. Самое главное, понимать направление своего развития.

    Как определил? 🙂

    Очень просто.

    1. Вопрос прост, понятен и без излишеств.
    2. Если человек осознает свой грех (а кто из нас без него?) и пытается с ним разобраться - не такой уж он и грешен.

    Наоборот, те кто действительно грешны - таких вопросов не задают. 🙂

    Чтобы стать еще хуже...

    Клин клином вышибают. Зверейте так, чтобы самому тошно стало. Ругайтесь, сквернословьте, не давайте никому прохода и житья. Доводите это все до совершенства пока не подурнеет и в один прекрасный момент вы поймете, что все зря и почувствуете небывалую усталость от всего этого. Ну а потом составите список что не так, сами себя увидите со стороны и начинаете одергивать везде и всюду. Так, со временем, если не сорветесь, то переделаетесь. Это надо иметь большую силу воли.

    Вариант 2. Хорошая, красавица спутница жизни. Если не хотите ее потерять, то начинаете к ней прислушиваться, а она должна одергивать вас. Не срываться. Заставлять себя переделываться. Год другой мучений и глядишь исправитесь.

    Но быть хорошим куда труднее, нежели быть плохим.

    Если человек уже сложился, то бороться бесполезно, можно только корректировать с помощью психологических тренингов .

    Нужно любить себя таким, какой есть, просто иногда уметь себе сказать стоп, взять себя в руки и не делать чего - то вредящего другим.

    Чаще ставьте себя на место другого и сможете увидеть себя со стороны, самостоятельно что - то подкорректировать.

    Самый простой способ - попробуй бросить БУХАТЬ!

    Радикально с ним бороться практически не возможно, так как чем больше борешься, то тем больше контролируешь, а значит и напрягаешься, что потом только приводит к срывам, которые обостряют ваши самые негативные черты.

    Отнеситесь к вашему характеру с иронией, пониманием и признанием собственного совершенства и старайтесь за ваше каждое плохое действие в сторону того или иного человека, делать ему два добрых дела, тогда в размене этих поступков, по очкам вы одержите победу.

    Характер это сумма привычек,то есть когда человек рождается,то у него только две привычки,это мама и титька,со временем человек растет и набирает привычки хорошие или плохие или все вперемешку,вот и получился человечек,а бороться можно и даже нужно,вы наверно слышали когда людям надоедает наколка то ее перебивают на другую ну или сводят,так вот привычка формируется когда происходит частый повтор этих действий,а когда повторов набирается тысячи 2 то это уже очень сильно утрамбованная привычка,так вот нужно перестать делать что вам не нанравиться и заменить на положительную привычку,например вы по утрам пили кофе и садились за комьпьютер,а вам теперь нужно пить по утрам чистую воду и заниматься зарядкой,вот что то так,надеюсь обьяснил понятно,успехов вам...

    Проанализировать и выявить все свои самые скверные черты характера и постоянно с этими чертами бороться.

    Но так же помнить, что идеальных людей нет и наши недостатки-это продолжение наших достоинств,а характер и темперамент человека заложены с рождения и взрослого человека довольно сложно перевоспитать.

    Брать и бороться. . .

    Бороться - до полного изнеможения, используя и применяя - приемы самбо, дзюдо, джиу - джитсу и айкидо, а так же, соответствующие и надлежащие приемы - вольной и классической борьбы.

    Бороться, что есть сил, одновременно осознавая, что вся эта борьба, со своим заковыристым характером - совершенно бесполезна.

    Ибо, твой скверненький и отвратный характер - уже давным - давно впитался в твою плоть и кровь, став - твоим вторым Я. . .

    Впрочем, по - моему, есть одно, на самом деле - чудодейственное средство.

    Вернее и точнее сказать - операция. . .

    Операция, во время которой - удаляют определенные части мозга.

    Она - проста и незатейлива и меняет все и абсолютно всех. . .

    И называется она - лоботомия.

    Первый шаг в борьбе со скверным характером - это понимание того, что характер плохой. Вы уже сделали этот шаг, ведь вы решили изменить характер.

    Научитесь сдерживать себя, не повышайте голос, не выражайте раздражение и не живите по принципу есть только два мнения: одно - мое, второе - неправильное. Научитесь внимательно слушать людей, всегда помните об их праве иметь собственное мнение.

    Не участвуйте в спорах. Жизнь сама расставит все по местам.

    Никогда не сплетничайте, не осуждайте других людей.

    Почаще занимайте нейтральную позицию по отношению к людям, не выражайте вслух сво мнение о происходящем, как бы вам этого не хотелось.

    Читайте книги по личностному росту и самосовершенствованию. Общайтесь с успешными людьми, не завидуя им, а впитиывая в себя их положительный опыт.

    Учитесь быть терпимыми к другим людям. Старайтесь помогать людям, независимо от своего мнения о них.

    Всегда мыслите позитивно и будьте настроены на позитив. Улыбайтесь!

    Произносите как можно больше слов благодарности.

    Всегда помните о том, что хотите измениться, и у вас это получится!

    Проверено на себе.

"Он осердился и не хотел войти"

Тот, кто имел возможность изучать картины художника Пептона, мог заметить, что одна из причин их особенной красоты состоит в особом приеме искусства: рядом с прекрасным помещать что-нибудь отвратительное. Например: на картине видишь чудные цветы, птиц, рыцарей и дам, крылатых фей и детей ангельской красоты и вдруг где-нибудь в углу, а то прямо под их ногами, нарисована какая-то безобразная форма жабы, ящерицы или липкого слизня. Цель такого соединения - по закону контраста - придать красивому еще больше красоты путем сравнения с некрасивым. В древней архитектуре тоже применяли этот закон сравнения. Какой-нибудь гриф или дракон (баснословное животное) на фронтоне храма, окруженные ангельскими личиками, придают особую красоту приятным архитектурным и скульптурным формам, окружающим их.

Во многих евангельских описаниях подобный контраст особенно виден: вот двенадцать Апостолов, но один из них дьявол; Господь Иисус на кресте - царственный и чистый, а по сторонам - разбойники; в пятнадцатой главе Луки, откуда взят наш текст, находится одно из сильнейших описаний гибели и восстановления блудного сына. Чье сердце не было тронуто до слез этой простой историей? И вдруг, как бы у ног этой картины, помещена черная грозовая туча - скверный характер старшего сына, брата возвратившегося блудного сына. Прочитайте еще раз Луки 15:11-32.

Рассматривая грех не в его богословском значении, а таким, каким он встречается повседневно, мы видим, что он бывает двоякого рода: грех плоти и грех настроения; или, другими словами,- грехи похотей всякого рода и формы, а также самолюбия, и грехи характера. Младший сын является примером греха похоти, старший же - греха характера.

На первый взгляд кажется, что черной тучей в этой притче является младший, блудный сын. Это он ведь попрал все добродетели и покрыл себя и родительский дом позором. Не раз уже указывали на этого беглеца из родительского дома, в противовес его брату, который остался дома, как на воплощение всего худшего, что только может быть в характере человека. Возможно, что такое мнение ошибочно. Возможно, что старший сын хуже младшего. Мы судим о грехах, как и о большинстве вещей в этом мире, - по их наружности. Пороки наших ближних мы взвешиваем весами, которые установило для этого окружающее нас общество; самые грубые грехи ставим в основание, затем выше помещаем менее отвратительные, потом выше - еще менее очевидные; по какому-то странному процессу чаша весов стушевывается и, наконец, как бы совершенно исчезает, оставляя массу грехов без определения, без веса, без названия и без указания на их опасность. Но мы, люди, не имеем ведь гирь для взвешивания грехов. Одни мы называем тяжелыми, другие - легкими, но это ведь все наши слова, не Божьи. Очень возможно, что так называемые легкие грехи являются самыми тяжелыми. Уже то, что мир видит грубые грехи так ясно, заставляет сомневаться, что они наихудшие. Утонченный и невидимый грех, который находится ближе всех к духовной жизни, должен бы считаться самым унизительным. Между тем, общество для таких грехов даже названия не имеет, они кажутся ему неважными. Грех старшего брата является, по мнению многих, чем-то обыкновенным; он мол только немного рассердился, не стоит об этом много и говорить. Он просто был на время в плохом настроении.

Посмотрим что такое проявление настроения. Для Господа оно достаточно важно, чтобы говорить о нем. Старший брат, тяжело работающий, терпеливый, исполнительный во всем, что касается долга, - скажем о нем все хорошее, что можем, - вернулся домой после продолжительного труда на поле. Уже многие годы он так возвращался с поля каждый вечер с утомленным телом, но с легким сердцем, потому что он исполнял каждый день свой долг, и чело его было покрыто потом честной жизни. Как часто человек способен воображать, что ответственность его за свой характер кончается, когда он честно исполняет свой труд. Но человек обычно попадает в искушение, когда меньше всего ожидает его, и это искушение легко открывает всю его истинную природу. В этот вечер, когда старший брат возвращался домой, он услышал радостный шум и пение. Такое ликование - нечто новое на такой одинокой ферме. "Брат твой пришел, - сообщает слуга, - и ради этого закололи откормленного теленка".

Его брат! Вот счастье! Как долго все они скорбели о нем! Как должен радоваться отец, ведь столько молитв возносилось за него в его доме! Слава Богу, Он услышал молитвы и вернул заблудившегося под родной кров.

Но нет, на лице его нет радости. Все оно превратилось в грозную тучу. "Да, брат,-недовольствует он,- бродяга! Говоришь, что закололи для него откормленного теленка? Это больше, чем когда-либо сделали для меня. Я покажу им что думаю об этом ликовании. А говорят еще, что есть будто награда за добродетель! Вот я здесь жил все это время, не уходил, и на меня внимания не обращали, почета не оказывали, а этот мальчишка прибежал от свиного корыта - и ради него весь округ созывают!"

"Он осердился и не хотел войти".

"Ах, ребенок!" - хотелось бы воскликнуть, глядя на него. Но в этом прорыве характера кроется нечто гораздо большее, чем просто минутное настроение. Прорвалось в виде грозовой тучи то, что давно гнездилось под прикрытием его добродетелей и, быть может, было там всю его жизнь. Грозовая туча! Утонченные газы множества грехов собрались вместе в минуту такого настроения и теперь бичуют его душу чувствами негодования и злобы. Зависть, гнев, злость, жестокость, гордость, нелюбовность, надутость, обидчивость, недовольство, самоправедность, дурное расположение духа, раздражительность при всяком слове, упрямство - все это, смешанное в одно, составляет скверный характер. Это справедливый анализ. Но как часто даже смеются над этим. "Что с ним?" - "Да просто так, в нехорошем настроении, - отвечают, - немного погорячился. Ничего, пройдет, просто туча нашла". Но ведь туча составляется из капель, капли составляют океан - своевольный, причиняющий много вреда, когда он неожиданно прорывается через ограду. В жизни это тоже океан, но составлен он из малозаметных самих по себе капель зависти, гневливости, гордости, немилости, жестокости, самоправедности, надутости, обидчивости, ворчливости, недовольства и упорства. Когда эти капли сливаются, они превращаются в грозную губительную силу.

Вот почему скверный характер имеет такое значение. Значение его не в том, что он есть сам по себе, а что он открывает. Если бы этого, последнего, не было, не нужно было бы обращать так много внимания на скверный характер. Это - прорывающаяся горячка, которая свидетельствует о непрерывной болезни внутри. Это случайный пузырь, выскакивающий на поверхность воды, указывающий на гниение под поверхностью воды. Прорыв характера похож на плод внутренней жизни, выявившийся неожиданно, когда мы на время перестали бодрствовать; таких плодов там, внутри, полно. Одним словом, этот прорыв свидетельствует о накоплении внутри многих гнусных грешков, которым в христианстве не должно быть места.

Оставляя определение скверного характера, рассмотрим сам характер. Первое, что мы замечаем к великому нашему удивлению, это то, что ОН УЖИВАЕТСЯ В ЧЕЛОВЕКЕ С БЕЗУПРЕЧНЫМ ВООБЩЕ ПОВЕДЕНИЕМ. Старший брат был, несомненно, человеком, который руководился высокими принципами жизни. Несколько времени тому назад, когда отец разделил им свое имение, он тоже имел возможность прожить свою часть как хотел. Ему, как старшему сыну, досталась большая часть. Пришло, казалось, время и для него посмотреть мир, насладиться жизнью и хотя бы на время развлечься после домашнего однообразия. Но он избрал жизнь человека, который понимает свой долг в отношении отца. Его родной очаг будет его домом, те же старики - его обществом. Он будет как бы правой рукой отца и будет радовать и ободрять его в преклонные годы. Таким путем он стал образцом трудолюбия для слуг, примером бережливости и верности для соседей, показателем для всей страны того, чем должен быть молодой человек. Такая порядочность особенно выделялась по сравнению с поведением его брата-бродяги.

Все это заставляет сомневаться: все ли то является добродетелью, что считается и называется ею? Мы не имеем возможности в точности определить духовный вес того, кто фигурирует как образец всех добродетелей. Все зависит от того, какое побуждение руководит человеком. Добродетели могут быть истинными или только кажущимися, также как и пороки могут казаться, но не быть ими. Некоторые люди, хотя испорченные внутри, удерживаются от того, чтобы не отдаться злу, только трусостью. Они не имеют даже силы, чтобы стать снаружи тем, чем они сознательно остаются внутри. Ведь для этого тоже нужно мужество, а его у них нет. Тогда они решают тайно жить одной жизнью, а другой явно, ради людей. Потому нередко происходит, что очень низкие люди внешне сохраняют вид добродетельных. И наоборот, среди павших нередко встречаются души удивительной внутренней красоты. Нет сомнения, что гораздо приятнее встретиться с блудным сыном и провести с ним час в беседе, чем с его непорочным братом. Мы не раз встречались с теми, над которыми общество уже произнесло свой окончательный обвинительный приговор, и, к своему удивлению, находили поразительную чуткость и благородство побуждений. Если кто считает это неважным, то только показывает, что ему не открыто еще что такое грех. Для оценки тех, кто опустился совсем на дно, необходимо смотреть не только на внешнее, но и на побуждения; иногда в таких случаях для оценки это совершенно необходимо.

Нередко "сеющие в плоть" считают свои грехи просто ничем по сравнению с непоследовательностью и недостатками тех, которые говорят, что "живут по духу", как например тот, кто не считает за особое преступление напиться пьяным, презирает себя за какой-нибудь невеликодушный поступок или некрасивое слово. Один грешит высоко в своем духовном состоянии, другой - на самом дне своего низкого духовного состояния. Как Господь рассматривает такие грехи? Вот Его ответ: "Истинно говорю вам,- сказал Он первосвященникам и старейшинам,- что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие" (Мтф.21:31).

Существуют эти два сорта греха: грех похоти и грех характера. Немногие отдаются обоим, но многие страдают от одного из них... Этим объясняется, как это возможно, чтобы добродетельная на вид жизнь совмещалась с таким сильным скверным расположением духа. Вот это соединение и делает грехи скверного характера на вид такими безвредными. "Вряд ли в этом человеке может обитать много зла, если в нем так много добра", - рассуждаем мы. Как часто говорят о болтливых и сплетничающих особах, что они просто воплощение доброты, когда их только узнаешь получше. Как часто утверждают, чтобы оправдать неприятный взрыв злости кого-нибудь, что он или она способны на проявление удивительной нежности, когда находятся в нормальном настроении. И этим стараются оправдать накопление зла в тайниках сердца. Вот это оправдание зла и делает лечение скверного характера таким трудным. Мы оправдываем скверное проявление нашего характера по временам тем, что мы; в общем, хороши. "Кто так добр, тому не повредит, если он иногда поступит скверно",- такова наша губительная философия. Правильное суждение сделало бы другой вывод: добрый может стать только еще лучше. "Мертвые мухи портят и делают зловонною благовонную масть мироварника" (Еккл.10:1). Пусть эта муха маленькая, но зачем иметь даже маленькую муху в благовонной масти новой жизни?

Скверный характер - это порок благочестивых. Слово Господа о старшем сыне имеет в виду праведных, и сказано оно не для того, чтобы плохих сделать хорошими, но чтобы хороших сделать еще лучше.

Переходя от описания этих особенных грехов и их отношения к духовной жизни, опишем теперь влияние грехов скверного характера. Влияние это двоякое: на разум и на моральную, или религиозную, природу человека.

Что касается первого влияния, то некоторые даже утверждали, что иметь такой характер - полезно. Предполагали, что возбуждение, которое создает такой характер, помогает в работе и мышлении. Но не оправдание ли это зла? Старший сын загорелся ревностью по справедливости - так он мог думать, но так никто другой не думает. Очень возможно, что потом, придя в себя, он осудил свое поведение, но зло уже было сделано. Он заявил: не зайду в дом. Ни уговоры отца, ни его, может быть, собственное осознание грубости и глупости поступка (назло всем стоять во дворе) - не могли заставить его изменить решение. Таково влияние скверного характера на разум: раз принятое и высказанное необдуманно под влиянием скверного внутреннего порыва решение заставляет человека настаивать на нем и придумывать всякие оправдания, потому что грех не приходит один, но влечет за собой массу других грехов. Так скверный характер разрушает правильную деятельность нашего разума.

Одно из последствий такого поступка, помимо вредного влияния на самого виновника, - это разрушительное влияние на других. Пагубность грехов скверного характера в том, что они особенно плохо влияют на других. И страдают от этого обычно люди слабые и нижестоящие. Взрывы скверного характера обыкновенно позволяет себе старший, а все ниже его не только должны переносить их удары по сердцу, но должны похоронить свое личное разумение и покорно служить тому, что, по их мнению, нередко является капризом. Вместо того, чтобы разумно подчиняться, они обязаны кривить душой, только бы угодить властелину, пусть даже ценой лицемерия и угодничества. Воспитание таким путем детей и молодежи, в особенности, становится исковерканным уже вначале. Последствия этого остаются часто на всю жизнь. Кто был испорчен сам, склонен поступать так и с другими подчиненными, и зло продолжается.

Но еще одна порочность скверного характера проявляется во зле моральном и социальном. Читая Евангелие, удивляешься, как много Господь делал и учил с одной целью - сделать человека счастливым. Сколько раз слышалось из Его уст слово "блажен"! Он учил, что целью нашей жизни должно быть служение ближним во имя их блага. Святость, конечно, нечто высшее, чем счастье, но святости мы в других произвести не можем. А принести радость - можем. В Писании есть много указаний, как сделать других счастливыми. Для этого Бог поставил каждого из нас "стражем брату своему".

Общение людей между собой и организация общества - это стремление сделать людей счастливыми, скверный же характер - это орудие разрушать это счастье в людях.

Посмотрите еще раз на старшего брата в описываемой Христом притче, как он своей неоправданной раздражительностью, взрывом скверного характера и грубостью испортил радость и счастье всех окружающих. Конечно, он, во-первых, испортил все самому себе. Может быть, он потом и осознал свой поступок и успокоился, но опыт показал, что нечто гораздо большее нужно привести в порядок внутри человека, чем только взволнованные чувства. Например, молитва откладывается: человек не может молиться, пока не удалена из сердца горечь; он должен сначала простить долги ближнему своему, а потом просить Господа о прощении своих.

Посмотрите также, какое впечатление произвел его поступок на отца, на гостей и даже на слуг. Эта сцена во дворе набросила тень на все радостное собрание. Но был некто, в ком такой поступок брата отозвался с особенной остротой, это - блудный сын, его пропадавший, покаявшийся брат. Можно представить себе его переживание. С какими чувствами он шел домой! ДОМОЙ! Он шел с сознанием вины своей, и всякое сочувствие окрыляло его, а всякая немилость ударяла по самым нежным струнам наболевшего сердца. Такое отношение, и кого? Брата! Не сделал ли он ошибку? Ведь он пришел, чтобы найти дома мир. Если так будет и дальше, не лучше ли уйти? Ведь куда лучше жить со спокойными свиньями, чем с буйным, самоправедным братом.

Как часто мы удаляем идущих к дверям Христа своим отношением к ним! Церковь недостаточно духовна, чтобы располагать души в пользу Христа. Как мало еще среди верующих настоящей любви! Мы много обращаем внимания на развитие нашей веры и надежды, но забываем, что любовь - больше их. Пока и домашние, и посторонние не смогут сказать, что каждый из нас "долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит", до тех пор наш призыв ко Христу будет иметь мало влияния на других. Один отталкивающий верующий прогонит десять блудных сынов. Любовь Божья к грешникам поразительна, но долготерпение Божье к верующим со скверным характером, - это прямо тайна!

Что особенно прискорбно в отношении скверного характера, это то, что от него нет никакой пользы. Некоторые отрицательные влияния иногда приводят к добрым результатам, но этот характер - просто горе. Ничто в мире сем не причиняет столько продолжительного, ненужного и оскорбительного страдания, чем он. Потому так неумолимо строг приговор Господа: "Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской". Отсутствием любви обыкновенно соблазняются "малые сии". По словам Христа выходит, что человеку лучше не жить, чем жить и не любить.

По своей природе скверный характер является грехом против любви. Как бы ни было это неясно, и как бы кто ни старался объяснить это просто слабостью настроения, но это так, что нет большего греха против любви. Грех против любви - это грех против Бога, ибо Бог есть любовь. Согрешающий против любви, грешит против Бога, Который установил ее как основную заповедь новой жизни и Сам проявил ее в Сыне.

"Но разве скверный характер не является чем-то врожденным? Ведь он просто передается по наследству, просто бывает присущ семье и является составной частью человека, не так ли? А разве это можно изменить?" - так некоторые спрашивают, а многие думают.

Исследование этого греха до самого основания приведет и на путь к его ИСЦЕЛЕНИЮ. Христианство исповедует силу для исцеления всего. Процесс исцеления может быть медленным, дисциплина может быть строгой, даже жестокой, но дело будет сделано.

Да, исцеление возможно. Если бы в живой вере не было средства против этого великого недуга, христианство нельзя было бы считать годным для удовлетворения нужд жизни человеческой.

Что предпринял в этой притче отец, чтобы умиротворить плохое настроение старшего сына? Заметьте, он не стал сразу что-либо доказывать ему. Поступать так-значит совершать грубую ошибку. Это бесполезно как для увещателя, так и для того, кого это касается. Мы можем быть совершенно уверены в неверности всего поведения, но это ни на йоту не поможет нам исправить его. Настроение зависит от чувств, а потому отец прежде всего к ним обратился. Рассуждение имеет свое место; и сыну были даны веские доказательства неправоты его поведения, о чем свидетельствуют последние стихи притчи, но до этого на него старались повлиять ЛЮБОВЬЮ.

"Сын мой,- сказал отец,- ты всегда со мною, и все мое твое". Разберите эти слова, и вы увидите в них то, о чем сегодня люди так очень много говорят. В них есть Свобода, Равенство и Братство - эти драгоценные символы, с помощью которых люди старались организовать и охранять правительства и царства. "Сын" - в этом свобода; "ты всегда со мною" - в этом братство, единство, "все мое твое"- равенство.

Если что способно звать человека к тому, чтобы он отбросил свои интересы и свое самолюбие, то именно эта формула христианского братства и единства. Возьмем хотя бы равенство: "все мое твое" Если человек доволен всем, что Бог дает, и готов последнее отдать ближнему, то отпадает искушение к материальному эгоизму. Бог сотворил людей равными Он дал нам все, и это должно побуждать наши сердца идти навстречу всем нуждающимся.

Самому стараться избавляться от всех злых страстей - пустое занятие. Кто из нас не принимал до тысячи решений избавиться от всего, а потом видел, как все его добрые намерения разлетались вдребезги при первом же искушении? Внутренний человек не исправится только уничтожением всяких духовных кислот, но душа должна быть наполнена еще новым содержанием - любовью Христовой. О великая любовь Божья" Она производит великую перемену, как бы химически растворяет все нечистое и наполняет внутреннего человека новым благоуханием Если человек наполнился ею, его исцеление завершено, если же он не сделает этого, его положение безнадежно.

В Новом Завете описан характер, который трудно понять, это - немилосердный раб в Матф.18:23-30. За его расточительность жена и дети назначены были к продаже, чтобы уплатить громадный долг, а сам он должен был идти в тюрьму. На коленях он умолял царя о милости, и все десять тысяч талантов, долг огромный и невозможный для уплаты, был свободно ему прощен. Пережив только что такую большую милость, он прямо от царя идет к своему товарищу, который должен был ему сравнительно ничтожную сумму в сто динариев, берет его за горло, душит, и так как тот не может сейчас же уплатить долг, тащит его в тюрьму, которую сам только что избежал милостью другого. Как может человек, будучи сам только что прощен и освобожден от страшного долга греха, встав с колен, идти прямо от лица Божьего мучить других жестокими словами и скверными поступками?! Это просто невероятно. Нет сомнения, что этот раб, растрачивая деньги, расточил также и свою душу. Если бы хоть сколько-нибудь души осталось в нем, за его прощением последовала бы любовь.

Будучи прощенным во многом, он, казалось, и любить должен был много, и не по обязанности, а просто по естественному стремлению сердца. Он ДОЛЖЕН был стать более мягче, смиреннее, более щедрым, братолюбивым. Укорененная и утвержденная любовь должна бы расти в нем бесконечно, пока не охватит его всего. Только тогда он был бы способен понять смысл слов отца: "все мое твое". Мир - его, а своего ведь он не будет портить.

Такая любовь вытесняет скверный характер. Без нее же он царствует, как его ни уничтожай. Он и на небо никого не пустит, ведь человек со скверным характером не может находиться в присутствии Святого Бога. Недаром Господь сказал, что кто не родится свыше, от Слова Божьего и Духа Святого, не может войти в Царство Божье.

Такой человек не может пребывать в небесах. Небо дружбы для него закрыто, он ведь всегда портит ее, когда кто-то допустит его поближе к себе. Даже небо семейного очага недоступно для него Он может быть женатым, иметь детей, но небесной атмосферы дома быть не может: его скверный характер изгоняет ее. То же относится к жене и матери Даже церковь для скверного характера плоха. Все ему не так: то проповедник не нравится, то метод работы в церкви противен, то пение не по вкусу Единственное любимое занятие - это всех судить, подозревать.

"Осердился и не хотел войти". Он первым и несет наказание. Когда же блудный, но возвратившийся брат радуется, он остается во дворе. Все грехи портят Божий образ в человеке. Грех скверного характера портит и образ Божий, и дело Божье, и настроение виновника и всех других. Да сохранит нас от него Господь!

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как приготовить капусту кольраби?
Основные болезни картофеля и причины его повреждения фото
Виды и разновидности грибов сыроежки: фото и описание Сыроежка строение