Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

История и время работы храма христа спасителя. Снос Храма Христа Спасителя (это было страшной, но неизбежной ошибкой)

5 декабря 1931 года — черная дата в отечественной истории, 85 лет назад в этот день был взорван Храм Христа Спасителя (ХХС) в Москве — Храм-Памятник Великой Победе в Отечественной Войне 1812 года. Храм, создававшийся на всенародные пожертвования, в продолжение древнерусской традиции обетных храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших.
Этот акт позорного вандализма по отношению к русской истории и культуре был осуществлён советскими террористами-варварами во исполнение разрушительной антинациональной политики большевиков по личному распоряжению Джугашвили (Сталина).


Перед разрушением (Б. Деку, 1931)

Был план построить на месте Храма безбожный коммунистический Дворец Советов.

13 июля 1931 года состоялось заседание ЦИК СССР под председательством М. И. Калинина. На этом заседании было принято решение: «Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в гор. Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади».
Это решение было ранее подготовлено на заседании Политбюро ВКП(б) 5 июня 1931 года, посвящённом проекту реконструкции Москвы; спустя 11 дней (16 июня) появилось резолюция Комитета по делам культов при Президиуме ВЦИК:
Ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести. Поручить Президиуму Мособлисполкома ликвидацию (закрытие) храма произвести в декадный срок… Ходатайство хозяйственного отдела ОГПУ о смывке золота и ходатайство строительства Дворца Советов о передаче строительного материала внести на рассмотрение секретариата ВЦИК.

Несколько месяцев продолжались спешные работы по разборке здания, однако разобрать его до основания не удалось, и тогда было решено его взорвать. 5 декабря 1931 года было проведено два взрыва — после первого взрыва храм устоял. По воспоминаниям потрясённых свидетелей, мощные взрывы сотрясли не только близстоящие здания, но и ощущались на расстоянии нескольких кварталов.

Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года. Как в случае с большинством советских "строек века", в СССР уже не было специалистов, способных вести такие работы, и к строительству новой "Вавилонской Башни" с гигантским идолом Ленина наверху были привлечены американские инженеры. Но строительству Дворца Советов, начатому в 1937 году, не суждено было завершиться, началась Великая Отечественная война. Из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем. От идеи строительства Дворца Советов окончательно отказались в 1956 году.

Мрамором из Храма выложили станции метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд», скамьи из мрамора, украденного в Храме установили на станции «Новокузнецкая». Часть плит с именами героев Отечественной Войны 1812 года раскрошили и крошкой посыпали дорожки в московских парках. Мрамор из Храм Христа Спасителя применялся при отделке гостиницы «Москва».

Фрагменты первого Храма, сохранившиеся в Донском монастыре

Долгое время, начиная с 1960 года, на месте взорванного Храма был открытый плавательный бассейн «Москва», гротескно и не к месту устроенный в историческом центре Москвы.

Храм Христа Спасителя был заново восстановлен в 1994—1997 годах.

5 декабря 1931 года в центре Москвы несколько раз прогремел жуткий гром. «Ровно в 12 часов дня раздался первый взрыв: рухнул один из пилонов, на которых держался большой купол здания. Через полчаса другим взрывом был обрушен второй пилон, а еще через четверть часа и остальные. Последующими взрывами были обрушены внутренние стены и часть наружных», - писала газета "Вечерняя Москва" 6 декабря 1931 года. Сегодня, спустя 80 лет после разрушения главного храма Русской Церкви, предлагаем вам вспомнить это трагическое событие, а также историю самого Храма Христа Спасителя.


Взрыв. Воспоминания

«Перед взрывами была проведена большая подготовительная работа. В частности, вокруг здания были установлены сейсмографические аппараты, которые отмечали малейшие колебания почвы: были устроены специальные «козырьки», предохранявшие от возможных разлётов осколков. В результате - ни одного несчастного случая», - рапортовала «Вечерняя Москва», сообщая оразрушении главного храма Русской Церкви как о выдающемся научном или инженерном достижении.

Взрыву действительно предшествовала серьезная работа. С одной стороны - идеологическая: правительство поставило задачу доказать, что Храм Христа Спасителя новому государству не нужен, и академики архитектуры публично клялись, что он не имеет художественной ценности и не является произведением искусства.С другой - техническая: Храм Христа Спасителя сначала попытались разобрать «вручную». Вот что пишет в своих воспоминаниях оператор Владислав Микоша, который снимал разрушение храма:

«Все было настолько чудовищным, что я в изумлении стоял перед камерой и не верил глазам своим. Наконец взял себя в руки и начал снимать.

Через широко распахнутые бронзовые двери - не выносили, выволакивали с петлями на шее чудесные мраморные скульптуры. Их просто сбрасывали с высоких ступеней на землю, в грязь. Отламывались руки, головы, крылья ангелов. Раскалывались мраморные горельефы, дробились порфирные колонны. Стальными тросами стаскивали при помощи мощных тракторов золотые кресты с малых куполов. Рушилась отбойными молотками привезенная из Бельгии и Италии бесценная мраморная облицовка стен. Погибали уникальные живописные росписи на стенах собора.


Изо дня в день, как муравьи, копошились, облепив несчастный собор, военизированные отряды. За строительную ограду пропускали только с особым пропуском. Я и мой ассистент Марк Хатаевич перед получением пропуска заполнили длинную анкету с перечислением всех родственников живых и давно умерших.


Красивейший парк перед храмом моментально превратился в хаотическую строительную площадку - с поваленными и вырванными с корнем тысячелетними липами, изрубленной гусеницами тракторов редчайшей породы Персидской сиренью и втоптанными в грязь розами.

Шло время, оголились от золота купола, потеряли живописную роспись стены, в пустые провалы огромных окон врывался холодный со снегом ветер. Работающие батальоны в будёновках начали вгрызаться в трёхметровые стены. Но стены оказали упорное сопротивление. Ломались отбойные молотки. Ни ломы, ни тяжелые кувалды, ни огромные стальные зубила не могли преодолеть сопротивление камня. Храм был сложен из огромных плит песчаника, которые при кладке заливались вместо цемента расплавленным свинцом. Почти весь ноябрь ожесточенно работали военные батальоны и ничего не могли сделать со стенами. Они не поддавались. Тогда пришел приказ. Мне сказал под большим секретом симпатичный инженер:

Сталин был возмущен нашим бессилием и приказал взорвать собор. Даже не посчитался с тем, что он в центре жилого массива Москвы...

Только сила огромного взрыва и не одного - 5 декабря 1931 превратила огромное, грандиозное творение русского искусства в груду щебня и обломков».


Храм Христа Спасителя - в благодарность Богу и павшим в 1812 году

Сегодня нам, быть может, не так просто представить себе, почему Храм Христа Спасителя был так важен для церковной Москвы, для Русской Церкви и вообще для всех, кто чтил память своих предков, знал русскую историю, почему этот храм так любили и по какой причине он был так ненавистен советской власти. Вспомним его историю.

25 декабря 1812 года император Александр I подписал Высочайший Манифест о строительстве храма во имя Христа Спасителя в честь победы российского воинства в Отечественной войне 1812 года.


Москва была в руинах. Надо было строить самые необходимые здания - дома, больницы, школы, налаживать быт, заново начинать жизнь. И в этом сожженном и разрушенном городе стали возводить огромный по своим размерам храм. Проекты здания обсуждались, деньги на постройку не только выделяло правительство, но жертвовали все, кто хотел сделать свой, пусть даже самый маленький, вклад в общее дело.


Храм Христа Спасителя должен был выразить всю признательность оставшихся в живых тем, кто погиб, защищая Отечество от наполеоновской армии. И самое главное - благодарность Богу за то, что услышал молитвы и не допустил, чтобы Российская империя покорилась Наполеону.

В XIX веке строить именно храм в честь воинской победы было довольно необычным решением. Подобные храмы - их еще называли обетными, потому что возводились они по обету Богу - строили намного раньше. В XVIII веке, после реформ Петра I и активного обращения к Западу в России многие памятные даты и события отмечались так, как в Европе. В честь военных побед устанавливали, например, триумфальные арки или колонны. Иными словами, памятники светские.

Война 1812 года имела колоссальное значение. То, с каким чувством русские люди шли защищать Отечество, какой патриотический подъем был в обществе, не могло быть отмечено светским памятником. И было решено возводить храм.

Нынешний Храм Христа Спасителя, практически в точности повторяющий прежний - очень большое здание даже для современного мегаполиса. Каким же он представлялся тем, кто жил в Москве XIX века или приезжал в то время в наш город? Здание собора выглядело просто колоссальным!



От закладки первого камня до Великого освящения нынешнего Храма Христа Спасителя прошло 5 лет, с 1995 по 2000 год. Первый Храм Христа Спасителя строили почти в 9 раз дольше - 44 года: первый камень заложили осенью 1839 года, а освятили в мае 1883-го.

Расписывали храм художники Российской Академии Художеств - Суриков, барон Нефф, Кошелев, Семирадский, Крамской, Верещагин и другие. Помимо символического и мемориального значения, Храм Христа Спасителя был выдающимся памятником русской художественной культуры, настоящим произведением искусства.

Въезжая в Москву, ее гости или возвратившиеся домой москвичи издалека видели, как блестит на солнце золотой купол храма.

Храм Христа Спасителя был не только красивым зданием, но еще и настоящим, живым центром церковной, культурной и общественной жизни. В самом начале XX-го века храмовый хор был одним из лучших в Москве.Под храмовыми сводами звучали голоса Шаляпина и Розова, среди регентов были композиторы Архангельский и Чесноков, чьи произведения и сегодня исполняют в храмах и на концертах. При храме была богатая библиотека, в которой хранилось множество ценных изданий, постоянно проводились экскурсии, с начала XX века действовали общеобразовательные курсы для рабочих. Для рабочих во внебогослужебное времяпроводили специальные экскурсии.

В храме постоянно собирались пожертвования, которые использовались для оказания материальной помощи бедным мирянам и церквам, беженцам, раненым. В 1917-м году именно в Храме Христа Спасителя открылся Поместный Собор, на котором после 200-летнего перерыва был избран патриарх - Святейший Патриарх Тихон, ныне причисленный к лику святых.


Осколки Храма в современной Москве

Сегодня, проходя по центру Москвы или же заходя в нынешний Храм Христа Спасителя, мы можем представить себе, как выглядел прежний храм, ведь нынешний по своим размерам, росписям, по своему внешнему виду - почти точная копия разрушенного.

Но иногда хочется узнать, а осталось ли что-то от первого Храма Христа Спасителя в Москве и, в частности, в современном кафедральном соборе?

Можно сказать, что отчастихрам буквально растворился в Москве: храмовым мрамором выложили станции метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд», а скамейки установили на «Новокузнецкой». Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали мраморной крошкой дорожки в московских парках, оставшимися же плитами стали отделывать городские здания. Кажется, это было сделано для того, чтобы буквально стереть даже саму память о некогда украшавшем Москву храме и сделать его восстановление совершенно невозможным.


Фрагменты фриза Храма Христа Спасителя перенесли в Донской монастырь.


По-прежнему неясно, что стало с храмовыми колоколами.

Ансамбль колоколов Храма Христа Спасителя был одним из самых больших и тяжелых колокольных подборов, отлитых во второй половине XIX века. По весу, количеству и размерам колоколов его можно было сравнить только с набором колоколов Исаакиевского собора Санкт-Петербурга.

Вес большого колокола достигал 27 тонн. Отлит подбор, или звон колоколов был в Москве на заводе Николая Дмитриевича Финляндского, заводские цеха которого располагались на Сухаревке. Отливкой и последующей расчеканкой колоколов руководил ведущий мастер завода Ксенофонт Веревкин. Уникальный большой (722 пуда) колокол этого мастера недавно вернулся из Америки домой, на колокольню московского Даниловского монастыря. Этот же мастер отливал большой благовестный колокол в 300 пудов для Елеонской колокольни в Иерусалиме.

Колокольный завод Богдановых - Финляндских был лучшим заводом в Российской Империи. Именно на предприятии Богдановых - Финляндских задолго до колоколов Храма Христа Спасителя был отлит и изготовлен Большой Успенский колокол для Успенской звонницы, что при колокольне Иван Великий в Кремле - самый тяжелый колокол в Москве.

Все колокола Храма Христа Спасителя, созданные единым подбором, являлись настоящим произведением искусства. Проект их художественного оформления был создан в тесном сотрудничестве архитекторов, создававших Храм, и мастеров - колокололитейщиков.

Есть сведения, правда, относящиеся, скорее к области слухов, что на подбор колоколов Храма Христа Спасителя претендовал Большой театр. Однако на одной из старых фотографий мы видим сброшенный с храма большой колокол. Так что, вероятно, в Большой театр колокола не попали.

Один из больших подзвонных колоколов весом 850 кг долгое время находился в старом здании МХАТа, откуда в 1988 или 1989 году Олег Николаевич Ефремов, художественный руководитель театра, передал его в Троице-Сергиеву Лавру. В этот колокол звонят во время торжественных звонов в обители. Он подвешен в восточной арке на третьем ярусе лаврской колокольни.


Три или четыре года назад в Храм Христа Спасителя принесли небольшой трехпудовый колокол, который сохранился на колокольне церкви Ильи пророка в Черкизове. В церковь купили современный новый подбор колоколов и, когда заменяли прежние колокола, прочли надписи и поняли, что этот колокол был из разрушенного кафедрального собора Москвы. Можно предположить, что, когда разбирали храм, некоторые не очень тяжелые колокола просто вынесли из храма на руках. Есть ли другие колокола из прежнего Храма Христа Спасителя, пока не известно.

Сохранившийся же в Ильинской церкви колокол сейчас временно находится в Храме Христа Спасителя в кабинете звонарей. Он цел и звучит. Была даже идея подвесить его на колокольню, но по звучанию он проигрывает в сравнении с новыми колоколами. Возможно, его повредили, когда выносили из прежнего храма или же во время не очень аккуратного звона в храме Ильи пророка.

Картины Василия Верещагина хранились в Санкт-Петербурге в подвалах Казанского собора накатанными на валы. Шесть полотен - "Моление о чаше", "Несение креста", "Распятие", "Снятие с креста", "Положение во гроб", "Се человек" - были в аварийном состоянии, однако их удалось отреставрировать. Сейчас они находятся в алтаре Храма Христа Спасителя. Уцелели и фрагменты стенной росписи «Тайная вечеря» кисти художника Семирадского. Раньше они украшали храмовый алтарь, а сегодня находятся в Музее Храма Христа Спасителя, так что их могут посмотреть все желающие.

Несколько лет назад одна женщина принесла в возрожденный храм икону Спаса, написанную Евграфом Семеновичем Сорокиным, которая некогда находилась в храме Христа Спасителя. Сейчас на ее месте установили копию, а подлинную икону поставили справа от алтаря в нижнем, Преображенском Храме. И сегодня многие приходят помолиться перед этим образом.

"... Взрыв Храма Христа Спасителя явился апогеем и символом разрушения и насилия, высшей степенью унижения русского народа, точно так же его возрождение на старом месте явится возрождением, воскресением России"

Владимир Солоухин "Последняя ступень"

Декрет о памятниках республики, принятый Советом Народных Комиссаров 12 апреля 1918 года, гласил: "Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера. ...".

Трагическая статистика первых лет революции фиксирует убийства священнослужителей, конфискации церковного имущества, вскрытия святых мощей, запрещения крестных ходов, осквернения церквей и монастырей, их закрытие. Первые сносы храмов стыдливо обосновывались необходимостью расширения и выпрямления улиц с целью решения транспортных проблем. В июне же 1928 года совещанием в агитационно-пропагандистском отделе ЦК ВКП (б) по вопросам антирелигиозной пропаганды началась эпоха оголтелого наступления на религию. Уже в первой половине 1929 года в стране закрылось более 400 храмов, и темпы нарастали: в августе та же участь постигла еще 103 храма. В конце 1929 года была впервые проведена едва ли не самая кощунственная акция XX века - антирождество, приуроченное к празднику Рождества Христова - глумливое гуляние: в парке культуры и отдыха имени А.М. Горького в Москве собралось около 100 тысяч человек. "...Стихийно вспыхивали то там, то здесь костры из икон, религиозных книг, карикатурных макетов, гробов религии и т.д." На катке "Красные Хамовники" шло представление: "Боги и попы с церковными песнями бросились, махая крестами, на пятилетку, появился отряд буденовцев и дал залп, от выстрелов загорелась церковь...".

1929 год стал переломным и еще в одном отношении. Изменилась техника уничтожения зданий - их начали взрывать...

В 1930 году были проведены уже две кампании - антипасхальная и антирождественская, в 1931 году - тоже. Они проходили под лозунгами "За безбожную Москву, за безбожную колхозную деревню". И вот на этом фоне, в атмосфере подъема безбожного ударничества и антирелигиозной истерии, советским руководством принимается решение о сносе Храма Христа Спасителя и строительстве на его месте грандиозного здания Дворца Советов. Предложение воздвигнуть "новый дворец рабочих и трудящихся крестьян" на месте "дворцов банкиров, помещиков и царей" внес С.М. Киров на I-ом съезде советских депутатов, проходившем в 1922 году. К реализации предложения Кирова о создании Дворца советское правительство приступило почти через 10 лет - в начале 1931 года. В феврале - мае 1931 года был организован первый, предварительный конкурс по строительству Дворца Советов, носивший закрытый характер и особое значение уделявший именно выбору места для памятника. 2 июня 1931 года на заседании, проходившем в кабинете Молотова, окончательно решилась судьба Храма - по личному распоряжению И.В. Сталина Храм Христа Спасителя был предназначен к сносу для строительства на его месте "главного здания страны" - Дворца Советов.

16 июня 1931 года на заседании комитета по делам культов при Президиуме ВЦИК принимается следующая резолюция: "Ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести. Поручить Президиуму Мособлисполкома ликвидацию (закрытие) храма произвести в декадный срок и представить общине верующих и Синоду соответствующее помещение. Ходатайство хозяйственного отдела ОГПУ о смывке золота и ходатайство строительства Дворца Советов о передаче строительного материала внести на рассмотрение секретариата ВЦИК".

18 июля 1931 года в "Известиях" публикуется "Постановление о конкурсе на составление проектов Дворца Советов" на месте Храма Христа Спасителя. Только в 1933 году, 10 мая, постановлением Совета Строительства Дворца Советов был принят за основу проект архитектора Б. Иофана, по которому (после его доработки с привлечением соавторов - архитекторов А. Щуко и Г. Гельфрейха) Храм должна была заменить гигантская "вавилонская башня", увенчанная колоссальной статуей Ленина (учитывая низкую облачность, монумент был бы виден целиком в самые ясные, солнечные дни). Общая высота Дворца Советов составила бы 415 метров - оно должно было стать самым высоким не только в Москве, но и во всем мире).

Очень выгодное с градостроительной точки зрения место - Храм стоял на холме, легко просматривался со всех сторон и был расположен вблизи Кремля, а также совокупность некоторых юбилейных дат, стали причиной спешки, с которой было принято решение о сносе Храма Христа Спасителя. В 1932 году исполнялось 120 лет со времени Отечественной войны 1812 - 1814 годов и 100 лет со дня опубликования подписанного Николаем I Манифеста о строительстве Храма по проекту К.А. Тона. Храм - символ старой России - православной, буржуазной, купеческой, национальный Храм-памятник не должен был праздновать свое столетие. Кроме этого, на 1932 год приходились еще две юбилейные даты: 15-летие Октябрьской революции и 10-летие создания Союза Советских Социалистических Республик, которые хотелось отметить началом сооружения грандиозного монумента, увековечивающего оба этих события. Вокруг Дворца Советов должна была формироваться новая Москва, в которой не было бы места "проклятому прошлому и его памятникам".

Подготовка к разборке Храма Христа Спасителя началась сразу же после публикации 18 июля 1931 года в "Известиях" постановления о конкурсе на проектирование Дворца Советов. Однако "общественное мнение" готовили несколько лет, задолго и вне прямой связи со сносом Храма. Была развернута настоящая травля Храма Христа Спасителя: академики архитектуры публично клялись, что он не имеет художественной ценности и не является произведением искусства. Не стеснялись ни откровенно лгать, ни очернять русскую историю, в общем потоке лжи и брани тонули одинокие голоса тех, кто пытался остановить преступление. В числе немногих защитников - художник Аполлинарий Михайлович Васнецов - сын священника, уроженец Вятской земли, москвич душой, воспевший древнюю столицу в своих полотнах. Отдадим дань уважения светлой памяти этого русского человека и всех защитников Храма Христа Спасителя.

В день публикации постановления о конкурсе (18 июля 1931 года) начала действовать организованная Комиссариатом народного просвещения Комиссия по выявлению подлежащих музеефикации ценностей в уже не единожды ограбленном Храме Христа Спасителя (изъятие ценностей из ризницы Храма производилось неоднократно). В итоге продолжавшейся в течение месяца работы Комиссией был составлен список подлежащих сохранению памятников: небольшие фрагменты настенных росписей, малая часть церковной утвари, несколько горельефов были признаны предметами, имеющими художественное значение, и переданы в музеи. Все остальное погибло безвозвратно.

18 августа 1931 года, ровно через месяц после публикации в "Известиях" постановления о конкурсе на Дворец Советов, на месте Храма Христа Спасителя начались работы по его разборке. Территорию, прилегающую к Храму, обнесли забором. Осенью 1931 года разборка здания шла уже полным ходом, причем снаружи и внутри одновременно. Работы проводились в большой спешке: листы обшивки крыши и куполов сбрасывались вниз, разбивая облицовку и скульптуры. Сброшенный с Храма крест не упал вниз, а застрял в арматуре купола (видимо, тогда и был сделан снимок, размещенный здесь). Красавец-Храм умирал на глазах у всей Москвы и России.

Вспоминает кинооператор В.Микоша: «Шло время, оголились от золота купола, потеряли живописную роспись стены, в пустые провалы огромных окон врывался холодный со снегом ветер. Работающие батальоны в буденовках начали вгрызаться в трехметровые стены. Но стены оказали упорное сопротивление. Ломались отбойные молотки. Ни ломы, ни тяжелые кувалды, ни огромные стальные зубила не могли преодолеть сопротивление камня. Храм был сложен из огромных плит песчаника, которые при кладке заливались вместо цемента расплавленным свинцом. Почти весь ноябрь ожесточенно работали военные батальоны и ничего не могли сделать со стенами. Они не поддавались. Тогда пришел приказ. Мне сказал под большим секретом симпатичный инженер: «Сталин был возмущен нашим бессилием и приказал взорвать собор. Даже не посчитался с тем, что он в центре жилого массива Москвы…»

5 декабря 1931 года в 12 часов дня Храм-памятник воинской славы, Главный Храм России был варварски уничтожен. После первого взрыва Храм устоял, пришлось закладывать новый заряд взрывчатки. В несколько часов все было кончено. Национальная духовная святыня России была превращена в руины... Мрамором из Храма выложили станции метро "Кропоткинская" и "Охотный ряд", скамейки украсили станцию "Новокузнецкая". Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий...

Открытие Дворца Советов должно было состояться в 1933 году, но только для разборки обломков Храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года. Строительство Дворца Советов, реально начатое только в 1937 году, не суждено было завершить. К 1939 году закончилась кладка фундамента высотной части, главного входа и стороны, обращенной к Волхонке. Однако уже в сентябре - октябре 1941 года из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем: после оккупации Донбасса в 1942 году стальные конструкции Дворца Советов были демонтированы и использованы для сооружения мостов на железной дороге, построенной для снабжения северным углем центральных районов страны.

После войны еще существовало управление строительства Дворца Советов, архитектор Иофан продолжал совершенствовать свой несбыточный проект. И только в 1960 году дальнейшее проектирование Дворца Советов решено было прекратить. На строительной площадке у Кремля царило запустение, и не только потому, что у восстающей из руин страны не было сил и средств на грандиозное строительство - строили же в те годы знаменитые московские "высотки". Умерла идея, вдохновлявшая творцов гигантского проекта. Слишком многое изменилось в сознании людей после Великой Отечественной войны...

Многие годы после взрыва на месте величественного Храма зияла чудовищная яма, где в 1958 году, в хрущевскую безбожную "оттепель" появился бассейн "Москва", как памятник поруганию и забвению отечественной славы и истории, которая не вписывалась в шаблоны задач "строителей коммунизма". Московский речевой обиход, обычно быстро откликающийся на всякого рода новшества в городской жизни, так оценил это событие: "Сперва был Храм, потом - хлам, а теперь - срам".

Храм Христа Спасителя продолжал жить, потому что стал для многих и многих людей олицетворением потерь, понесенных Россией в XX веке, символом русской Голгофы. Исконная, коренная, православная Москва берегла память о Храме в своем сердце. И вот в конце 1980-х годов возникло общественное движение москвичей и всех россиян по возрождению Храма, и на этом этапе начинается его новая история - история воссоздания.

"..Помню, глуп я был и мал,
Слышал от родителя,
Как родитель мой ломал
Храм Христа Спасителя.."
А.Галич, 1968

Ровно 76 лет назад, 5 декабря 1931, большевики взорвали храм Христа-Спасителя на Волхонке для возведения (к счастью, неудавшегося из-за войны) на его месте нового, советского "храма" - чудовищно громадного Дворца Советов .

"Вчера была снесена большая часть здания бывшего храма на площади Дворца Советов". Управляющий трестом "Дворецстрой" тов.Линковский сообщил нам следующее:

"Ровно в 12 часов дня раздался первый взрыв: рухнул один из пилонов, на которых держался большой купол здания. Через полчаса другим взрывом был обрушен второй пилон, а еще через четверть часа и остальные. Последующими взрывами были обрушены внутренние стены и часть наружных. Остатки здания будут снесены через несколько дней.

Перед взрывами была проведена большая подготовительная работа. В частности, вокруг здания были установлены сейсмографические аппараты, которые отмечали малейшие колебания почвы: были устроены специальные "козырьки", предохранявшие от возможных разлётов осколков. В результате - ни одного несчастного случая.

Материал здания (кирпич, облицовочный камень) остался в большей своей части неповрежденным; он будет использован на различных постройках. На днях "Дворецстрой" приступает к вывозке кирпича и облицовочного камня с площади Дворца Советов. Предполагается закончить всю эту работу в 2 месяца. В начале февраля будущего года площадь Дворца Советов будет очищена."

Взрыв храма Спасителя, 1931
за несколько часов было уничтожено то, что создавалось почти полвека:

Воспоминания кинооператора В.Микоши, снимавшего снос ХХС :


"Первый раз я увидел сияющий, как солнце, золотой купол - задолго до появления Москвы, куда я ехал на поезде сдавать экзамены в вуз.

Храм Христа Спасителя! - сказала пожилая женщина, стоявшая рядом у окна, и перекрестилась. Храм доминировал над городом и вместе с Иваном Великим создавал главный силуэт Москвы.

Спустя 3 года мне удалось снять через поплавок самолета амфибии далеко внизу, на берегу Москвы-реки, храм Христа. Тогда я был оператором Кинохроники. Сейчас я держу этот снимок в руках и не могу поверить, что на его месте - большая лужа.

Снова возвращаюсь почти на 60 лет назад. В середине лета 1931 меня вызвал директор Кинохроники В.Иосилевич.

Я решил тебе, Микоша, доверить очень серьезную работу! Только будет лучше, если об этом меньше болтать! Понял? Есть указание свыше! - и он поднял указательный палец выше головы. Посмотрев очень пристально мне в глаза, сказал:

Приказано снести храм Христа. Будешь снимать! Мне показалось, что он сам не верит в такой чудовищный приказ. Не знаю почему, я вдруг задал ему вопрос:
- А что, Исаакий в Ленинграде тоже будут сносить?
- Не думаю! А впрочем не знаю! Не знаю... Так вот, - с завтрашнего дня ты будешь вести кинонаблюдение за его разборкой, снимая как можно подробней и детальнее все работы с ограждения его до самого конца, понял? "Патронов не жалеть". Как понимаешь, - это надолго, я на тебя надеюсь! Ни пуха!

Когда дома я сказал, что будут сносить храм Христа Спасителя, мама не поверила.

Этого не может быть! Он украшает нашу Москву - сияет над ней, как солнышко. Какие там мраморные скульптуры, золотые оклады, иконы, фрески на стенах! Сколько имен: Суриков, Крамской, Семирадский, Верещагин, Маковский, Клодт, Логановский... В галереях под храмом мраморная летопись побед Отечественной войны с именами погибших героев. Ведь в честь победы Русского оружия и был воздвигнут храм Христа Спасителя. Весь народ русский жертвовал на него последние сбережения. От нищеты до господ. Упаси Бог!..

Первые минуты я даже не мог работать. Все было настолько чудовищным, что я в изумлении стоял перед камерой и не верил глазам своим. Наконец взял себя в руки и начал снимать.

Через широко распахнутые бронзовые двери - не выносили, выволакивали с петлями на шее чудесные мраморные скульптуры. Их просто сбрасывали с высоких ступеней на землю, в грязь. Отламывались руки, головы, крылья ангелов. Раскалывались мраморные горельефы, дробились порфирные колонны. Стальными тросами стаскивали при помощи мощных тракторов золотые кресты с малых куполов. Рушилась отбойными молотками привезенная из Бельгии и Италии бесценная мраморная облицовка стен. Погибали уникальные живописные росписи на стенах собора.

Изо дня в день, как муравьи, копошились, облепив несчастный собор, военизированные отряды. За строительную ограду пропускали только с особым пропуском. Я и мой ассистент Марк Хатаевич перед получением пропуска заполнили длинную анкету с перечислением всех родственников живых и давно умерших.

Красивейший парк перед храмом моментально превратился в хаотическую строительную площадку - с поваленными и вырванными с корнем тысячелетними липами, изрубленной гусеницами тракторов редчайшей породы Персидской сиренью и втоптанными в грязь розами.

Шло время, оголились от золота купола, потеряли живописную роспись стены, в пустые провалы огромных окон врывался холодный со снегом ветер. Работающие батальоны в будёновках начали вгрызаться в трёхметровые стены. Но стены оказали упорное сопротивление. Ломались отбойные молотки. Ни ломы, ни тяжелые кувалды, ни огромные стальные зубила не могли преодолеть сопротивление камня. Храм был сложен из огромных плит песчаника , которые при кладке заливались вместо цемента расплавленным свинцом . Почти весь ноябрь ожесточенно работали военные батальоны и ничего не могли сделать со стенами. Они не поддавались. Тогда пришел приказ. Мне сказал под большим секретом симпатичный инженер:

Сталин был возмущен нашим бессилием и приказал взорвать собор. Даже не посчитался с тем, что он в центре жилого массива Москвы...

Только сила огромного взрыва и не одного - 5 декабря 1931 превратила огромное, грандиозное творение русского искусства в груду щебня и обломков.

Мама долго плакала по ночам. Молчала о храме. Только раз сказала:

Судьба не простит нам содеянного!
- Почему нам?
- А кому же? Всем нам... Человек должен строить.. А разрушать - это дело Антихриста..."


поэт Н.В.Арнольд, как и многие москвичи,
оплакивал собор
:

"Прощай, хранитель Русской славы,
Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал!

По гениальной мысли Тона
Ты был в величии простой,
Твоя гигантская корона
Горела солнцем над Москвой!

Давыдов, Фигнер и Сеславин,
Тучков, Раевский, Богововуд -
Кто вам по храбрости был равен? -
Пускай подобных назовут!

Над этой гордостью московской
Трудилось много мастеров:
Нефф, Верещагин, Логановский,
Толстой, Бруни и Васнецов,
Маковский, Марков - это те,
Кто расписали образами
Храм в несказанной красоте.

Мне жаль художников и зодчих,
Большой сорокалетний труд
И помириться мысль не хочет,
Что храм Спасителя снесут.

Нет ничего для нас святого!
И разве это не позор,
Что "шапка золота литого"
Легла на плаху под топор!
Прощай, хранитель Русской славы,
Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал!.."

.. а "придворный" поэт Демьян Бедный
радовался-юродствовал
:

"По Москве гуляет анекдот:
Пред "Христом-Спасителем" какая-то старуха,
Богомольная шептуха,
Стала молиться - "во имя отца"...
Не успела досказать до конца,
До "сына и святого духа",
Едва с колен подняться успела,
Поглядела
И стала руками воздух ловить,
Рехнулася, скорчив ошалелую мину:
От храма "Христа Спасителя" - фить!

Нет и помину -
Исчез неизвестно куда!
Вот это темпы, да!
Нам - радость, а старому - драма
От такого, сказать с позволения, храма,
Мусорный след.
А ведь строился столько лет!..
Нынче от этого чуда
Осталася груда
Мусору и кирпичей,
Мухомор не мозолит нам больше очей.

И ему, и всему, что с ним связано, крышка!
Скоро здесь, где торчал храм кубышка
Засверкает, радуя наши сердца,
Всемирно-пролетарская вышка
Советского чудо-дворца!"

..и юродствовал вовсю: :

"От колокольного трезвона
Уже не пухнет голова,
И у церковного амвона
Уж не корячится Москва.
Дела совсем уже не бойки
У колокольной каланчи,
Идут на чудо-новостройки
Святых развалин кирпичи...

По всей Москве: ду-ду! ду-ду!
Пророчат бабушки беду.
Теперь мы сносим - горя мало,
Какой собор на череду.
Скольких в Москве - без дальних споров -
Не досчитаешься соборов!

Дошло: дерзнул безбожный бич -
"Христа-Спасителя" - в кирпич!
Земля шатнулася от гула!
Москва и глазом не моргнула.
- "Дворец Советов" строят, вишь! -
Москву ничем не удивишь.

Как птица, взмывшая из клетки,
Её фантазия парит
И облик сказочный творит
Второй - великой - пятилетки.
Колонны цифр и чертежи
Поют ей сладостную песню.
Несокрушимой нет межи.
Москва - ей пользу докажи -
Перекроит Арбат, всю Пресню ,
Охотный ряд снесёт в момент
И для бульварных дивных лент
К "Дворцу Советов" вкруговую
Перелицуют Моховую."

Так строился уничтоженный первый собор-великан. Вид из Кремля, 1856:

Храм Христа Спасителя уничтожил преступник Сталин.Плюнул Богу в лицо.

25 декабря 1812 года российский император Александр I издал манифест, по которому в Москве предполагалось возвести храм в честь победы России над армией Наполеона. Новый храм должен был стать олицетворением подвига русского народа и ознаменованием "благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели".

Автором первого проекта храма был архитектор Александр Витберг. Согласно его плану, местом возведения храма Христа Спасителя должны были стать Воробьевы горы, а сам собор должен был состоять из трех частей, связанных между собой и символизировавших Воплощение, Преображение и Воскресение. В нижнем храме предполагалось похоронить останки павших в боях во время Отечественной войны 1812 года. Храм был торжественно заложен в 1817 году, однако планам Витберга не суждено было воплотиться в жизнь: горы начали оседать под тяжестью возводимого сооружения, а Николай I, сменивший Александра I на российском престоле, и вовсе нашел проект Витберга неудачным и неосуществимым. Вместо него в 1832 году архитектором храма Воскресения Христова был назначен Константин Тон.

Храм решено было возвести на месте бывшего Алексеевского женского монастыря. В связи с этим долгое время существовала легенда, согласно которой одна из монахинь, возмущенная переносом монастыря, в сердцах прокляла место возведения храма и предрекла, что ни одно сооружение не простоит на этом месте более 50 лет. Как бы то ни было, место строительства было выбрано как нельзя более удачно: храм был виден с любой точки Москвы, а соседство с Кремлем подчеркивало глубокую связь нового храма Христа Спасителя с русской историей и культурой.

На строительство и внутреннюю отделку храма Христа Спасителя ушло почти 40 лет: он возводился с 1839 по 1883 год. 26 мая 1883 года храм был торжественно освящен в присутствии Александра III и императорской семьи.

В плане собор представлял собой равноконечный крест. Внешняя часть была оформлена двойным рядом мраморных горельефов работы скульпторов Клодта, Логиновского и Рамазанова. Все входные двери - всего двенадцать - были выполнены из бронзы, а украшающие их изображения святых отлиты по эскизам известного скульптора графа Ф. П. Толстого. Современников восхищали размеры храма: он мог вместить до 10 000 человек.

Богатое внутреннее убранство храма Христа Спасителя состояло из росписей и украшений из камней - лабрадора, шошкинского порфира и итальянского мрамора. Над украшением храма работали прославленные русские живописцы - В. Верещагин, В. Суриков, И. Крамской. По периметру здание опоясывала галерея, которая стала первым музеем войны 1812 года. На стены галереи были вмонтированы мраморные доски, на которых в хронологическом порядке перечислялись все сражения русской армии, назывались имена военачальников, отличившихся офицеров и солдат.

Первый храм Христа Спасителя просуществовал 48 лет, в связи с чем многие вспоминали о легенде про проклятие монахини. Величественный храм вызывал раздражение Советского правительства: он никак не вписывался в новую государственную идеологию и повсеместное насаждение атеизма. По распоряжению Иосифа Сталина храм Христа Спасителя был взорван 5 декабря 1931 года.

На месте храма предполагалось построить Дворец Советов - гигантскую башню, увенчанную статуей В. И. Ленина. Однако планы по возведению здания были нарушены Второй мировой войной. В 1958-1960-х годах котлован, вырытый под фундамент Дворца, был использован для строительства открытого плавательного бассейна "Москва".

Бассейн "Москва" просуществовал 30 лет. В конце 1980-х годов появилось общественное движение за возрождение храма Христа Спасителя, а в июле 1992 года Президент России Б. Н. Ельцин издал указ о создании Фонда возрождения Москвы. В перечне объектов, которые требовалось восстановить, на первом месте стоял Храм Христа Спасителя. Благодаря невероятно стремительным темпам ведения строительных работ уже в 2000 году полностью воссозданный храм был освящен.

История гибели Храма Христа Спасителя, взорванного в 1931 году, началась почти за полтора десятилетия до его физического уничтожения с факта, не связанного напрямую со сносом Храма. В 1918 году в сквере возле Храма Христа Спасителя был демонтирован памятник Императору Александру III.
Декрет о памятниках республики, принятый Советом Народных Комиссаров 12 апреля 1918 года, гласил: "Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера. ...".

Культурная, социальная, идеологическая, государственная политика новой власти практически не оставляла шансов старой России.
Трагическая статистика первых лет революции фиксирует убийства священнослужителей, конфискации церковного имущества, вскрытия святых мощей, запрещения крестных ходов, осквернения церквей и монастырей, их закрытие. Первые сносы храмов стыдливо обосновывались необходимостью расширения и выпрямления улиц с целью решения транспортных проблем. В июне же 1928 года совещанием в агитационно-пропагандистском отделе ЦК ВКП (б) по вопросам антирелигиозной пропаганды началась эпоха оголтелого наступления на религию. Уже в первой половине 1929 года в стране закрылось более 400 храмов, и темпы нарастали: в августе та же участь постигла еще 103 храма. В конце 1929 года была впервые проведена едва ли не самая кощунственная акция XX века - антирождество, приуроченное к празднику Рождества Христова - глумливое гуляние: в парке культуры и отдыха имени А.М. Горького в Москве собралось около 100 тысяч человек. "...Стихийно вспыхивали то там, то здесь костры из икон, религиозных книг, карикатурных макетов, гробов религии и т.д." На катке "Красные Хамовники" шло представление: "Боги и попы с церковными песнями бросились, махая крестами, на пятилетку, появился отряд буденовцев и дал залп, от выстрелов загорелась церковь...". (1)
1929 год стал переломным и еще в одном отношении. Изменилась техника уничтожения зданий - их начали взрывать...
В 1930 году были проведены уже две кампании - антипасхальная и антирождественская, в 1931 году - тоже. Они проходили под лозунгами "За безбожную Москву, за безбожную колхозную деревню". (2)
"Мы ставим задачу, - писали руководители Союза Воинствующих Безбожников, - добиться закрытия церквей и других молитвенных домой г. Москвы в рабочих центрах и в районах сплошной коллективизации, а также роспуска церковных Советов..." (3)
И вот на этом фоне, в атмосфере подъема безбожного ударничества и антирелигиозной истерии, советским руководством принимается решение о сносе Храма Христа Спасителя и строительстве на его месте грандиозного здания Дворца Советов.

Предложение воздвигнуть "новый дворец рабочих и трудящихся крестьян" на месте "дворцов банкиров, помещиков и царей" внес С.М. Киров на I-ом съезде советских депутатов, проходившем в 1922 году. А в 1924 году возникла необходимость увековечить память В.И. Ленина в связи с его смертью.
Сначала обе идеи существуют порознь, и лишь на определенном этапе возникает мысль об объединении в одном грандиозном сооружении памятника вождю мирового пролетариата и Дворца Советов.

Еще одной точкой отсчета в развитии движения, приведшего в итоге к разрушению Храма Христа Спасителя, стала опубликованная 2 февраля 1924 года статья Л.Б. Красина, предложившего увековечить память В.И. Ленина в целом ряде архитектурных памятников на всем пространстве СССР. И вот в 1924 году появляется предложение выпускника ВХУТЕМАСа, одного из лидеров Ассоциации Новых Архитекторов (АСНОВА) В. Балихина, по сути сумевшего синтезировать в единую архитектурную программу предложения Кирова и Красина. Балихин предложил соорудить на месте Храма Христа Спасителя грандиозное здание, которое должно стать одновременно памятником Ленину, Коминтерну и образованию Союза ССР.

Но предложение соорудить памятник Ленину на месте Храма Христа Спасителя, видимо, показалось вначале кощунственным даже партийным функционерам, не решившимся сразу заменить Храм во имя Богочеловека на памятник обожествлявшемуся таким образом в массовом сознании вождю - памятник "Человекобогу". К реализации предложения Кирова о создании Дворца советское правительство приступило почти через 10 лет - в начале 1931 года. В феврале - мае 1931 года был организован первый, предварительный конкурс по строительству Дворца Советов, носивший закрытый характер и особое значение уделявший именно выбору места для памятника.

2 июня 1931 года на заседании, проходившем в кабинете Молотова, окончательно решилась судьба Храма - по личному распоряжению И.В. Сталина Храм Христа Спасителя был предназначен к сносу для строительства на его месте "главного здания страны" - Дворца Советов.

16 июня 1931 года на заседании комитета по делам культов при Президиуме ВЦИК принимается следующая резолюция: "Ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести. Поручить Президиуму Мособлисполкома ликвидацию (закрытие) храма произвести в декадный срок и представить общине верующих и Синоду соответствующее помещение. Ходатайство хозяйственного отдела ОГПУ о смывке золота и ходатайство строительства Дворца Советов о передаче строительного материала внести на рассмотрение секретариата ВЦИК".

18 июля 1931 года в "Известиях" публикуется "Постановление о конкурсе на составление проектов Дворца Советов" на месте Храма Христа Спасителя. Только в 1933 году, 10 мая, постановлением Совета Строительства Дворца Советов был принят за основу проект архитектора Б. Иофана, по которому (после его доработки с привлечением соавторов - архитекторов А. Щуко и Г. Гельфрейха) Храм должна была заменить гигантская "вавилонская башня", увенчанная колоссальной статуей Ленина (учитывая низкую облачность, монумент был бы виден целиком в самые ясные, солнечные дни). Общая высота Дворца Советов составила бы 415 метров - оно должно было стать самым высоким не только в Москве, но и во всем мире).

Очень выгодное с градостроительной точки зрения место - Храм стоял на холме, легко просматривался со всех сторон и был расположен вблизи Кремля, а также совокупность некоторых юбилейных дат, стали причиной спешки, с которой было принято решение о сносе Храма Христа Спасителя. В 1932 году исполнялось 120 лет со времени Отечественной войны 1812 - 1814 годов и 100 лет со дня опубликования подписанного Николаем I Манифеста о строительстве Храма по проекту К.А. Тона. Храм - символ старой России - православной, буржуазной, купеческой, национальный Храм-памятник не должен был праздновать свое столетие. Кроме этого, на 1932 год приходились еще две юбилейные даты: 15-летие Октябрьской революции и 10-летие создания Союза Советских Социалистических Республик, которые хотелось отметить началом сооружения грандиозного монумента, увековечивающего оба этих события. Вокруг Дворца Советов должна была формироваться новая Москва, в которой не было бы места "проклятому прошлому и его памятникам".

Подготовка к разборке Храма Христа Спасителя началась сразу же после публикации 18 июля 1931 года в "Известиях" постановления о конкурсе на проектирование Дворца Советов. Однако "общественное мнение" готовили несколько лет, задолго и вне прямой связи со сносом Храма. Была развернута настоящая травля Храма Христа Спасителя: академики архитектуры публично клялись, что он не имеет художественной ценности и не является произведением искусства. Не стеснялись ни откровенно лгать, ни очернять русскую историю, в общем потоке лжи и брани тонули одинокие голоса тех, кто пытался остановить преступление. В числе немногих защитников - художник Аполлинарий Михайлович Васнецов - сын священника, уроженец Вятской земли, москвич душой, воспевший древнюю столицу в своих полотнах. Отдадим дань уважения светлой памяти этого русского человека и всех защитников Храма Христа Спасителя.

В день публикации постановления о конкурсе (18 июля 1931 года) начала действовать организованная Комиссариатом народного просвещения Комиссия по выявлению подлежащих музеефикации ценностей в уже не единожды ограбленном Храме Христа Спасителя (изъятие ценностей из ризницы Храма производилось неоднократно). В итоге продолжавшейся в течение месяца работы Комиссией был составлен список подлежащих сохранению памятников: небольшие фрагменты настенных росписей, малая часть церковной утвари, несколько горельефов были признаны предметами, имеющими художественное значение, и переданы в музеи. Все остальное погибло безвозвратно.

18 августа 1931 года, ровно через месяц после публикации в "Известиях" постановления о конкурсе на Дворец Советов, на месте Храма Христа Спасителя начались работы по его разборке. Территорию, прилегающую к Храму, обнесли забором. Осенью 1931 года разборка здания шла уже полным ходом, причем снаружи и внутри одновременно. Работы проводились в большой спешке: листы обшивки крыши и куполов сбрасывались вниз, разбивая облицовку и скульптуры. Сброшенный с Храма крест не упал вниз, а застрял в арматуре купола (видимо, тогда и был сделан снимок, размещенный здесь). Красавец-Храм умирал на глазах у всей Москвы и России.

Разобрать Храм до основания не получилось, тогда было решено его взорвать.
5 декабря 1931 года в 12 часов дня Храм-памятник воинской славы, Главный Храм России был варварски уничтожен.
После первого взрыва Храм устоял, пришлось закладывать новый заряд взрывчатки. В несколько часов все было кончено. Национальная духовная святыня России была превращена в руины...

Мрамором из Храма выложили станции метро "Кропоткинская" и "Охотный ряд", скамейки украсили станцию "Новокузнецкая". Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий...

Открытие Дворца Советов должно было состояться в 1933 году, но только для разборки обломков Храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года. Строительство Дворца Советов, реально начатое только в 1937 году, не суждено было завершить. К 1939 году закончилась кладка фундамента высотной части, главного входа и стороны, обращенной к Волхонке. Однако уже в сентябре - октябре 1941 года из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем: после оккупации Донбасса в 1942 году стальные конструкции Дворца Советов были демонтированы и использованы для сооружения мостов на железной дороге, построенной для снабжения северным углем центральных районов страны.

После войны еще существовало управление строительства Дворца Советов, архитектор Иофан продолжал совершенствовать свой несбыточный проект. И только в 1960 году дальнейшее проектирование Дворца Советов решено было прекратить. На строительной площадке у Кремля царило запустение, и не только потому, что у восстающей из руин страны не было сил и средств на грандиозное строительство - строили же в те годы знаменитые московские "высотки". Умерла идея, вдохновлявшая творцов гигантского проекта. Слишком многое изменилось в сознании людей после Великой Отечественной войны...

Многие годы после взрыва на месте величественного Храма зияла чудовищная яма, где в 1958 году, в хрущевскую безбожную "оттепель" появился бассейн "Москва", как памятник поруганию и забвению отечественной славы и истории, которая не вписывалась в шаблоны задач "строителей коммунизма".
Московский речевой обиход, обычно быстро откликающийся на всякого рода новшества в городской жизни, так оценил это событие: "Сперва был Храм, потом - хлам, а теперь - срам".

И все же уничтоженный в 1931 году Храм продолжал жить, хотя на его месте плескались сильно хлорированные воды открытого бассейна. Память о Храме хранили страницы книг русских классиков, произведения мемуарного жанра, живые московские предания. Вот например, еще в 1930 году москвичи и все те, кому был дорог Храм Христа Спасителя, переписывали от руки стихотворение Н.В. Арнольда, посвященное Храму.

Храм Христа Спасителя продолжал жить, потому что стал для многих и многих людей олицетворением потерь, понесенных Россией в XX веке, символом русской Голгофы.

Исконная, коренная, православная Москва берегла память о Храме в своем сердце. И вот в конце 1980-х годов возникло общественное движение москвичей и всех россиян по возрождению Храма, и на этом этапе начинается его новая история - история воссоздания.


ЭТАПЫ ВОССОЗДАНИЯ ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

В феврале 1990 г.
Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возрождение Храма Христа Спасителя и обратился в Правительство России с просьбой разрешить восстановить его на прежнем месте.

5 декабря 1990 г.
На Волхонке, близ того места, где стоял Храм, был торжественно установлен гранитный камень с высеченной надписью: "Закладной камень во имя Державной Божией Матери - предтечи Храма Христа Спасителя, который будет возрожден на этом святом месте". Организаторами общественного движения за воссоздание Храма были В.А. Солоухин, В.П. Мокроусов, В.Н. Крупин, Г.В. Свиридов, В.Г. Распутин.

16 июля 1992 г.
Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным был подписан Указ "О создании фонда возрождения Москвы", где в перечне объектов, строительство и реконструкция которых обеспечивается в первоочередном порядке, на первом месте значится Храм Христа Спасителя.

31 мая 1994 г.
Правительство Москвы по согласованию с Московской Патриархией приняло постановление о начале восстановления Храма Христа Спасителя.

7 сентября 1994 г.
Состоялось учредительное собрание Общественного наблюдательного Совета по воссозданию Храма Христа Спасителя. Председателем Совета избран Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

На этом же заседании был учрежден Фонд финансовой поддержки воссоздания Храма Христа Спасителя.

30 сентября 1994 г.
Начата разборка конструкций бассейна "Москва". В ноябре начата заливка бетонного основания стилобатной части Храма, завершенная в декабре 1994 г.

7 января 1995 г.
На праздник Рождества Христова Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в присутствии председателя Правительства Р.Ф. В.С. Черномырдина и мэра Москвы Ю.М. Лужкова совершил торжественный молебен с закладкой камня и памятной доски в фундамент воссоздаваемого Храма Христа Спасителя.

23 апреля 1995 г.
На Пасху состоялось первое Богослужение - торжественная Пасхальная Вечерня на "нулевой" отметке - на уровне пола возводимого Храма.

19 августа 1995 г.
В Праздник Преображения Господня в Спасо-Преображенской церкви комплекса Храма Христа Спасителя состоялось торжественное Богослужение с традиционным освящением плодов.

7 января 1996 г.
Состоялось открытие первых двух мемориальных досок с именами жертвователей и закладка трех последних кирпичей в стену главного входа Святейшим Патриархом Алексием II, Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным и Мэром Москвы Ю.М. Лужковым.

14 апреля 1996 г.
На Пасху Святейший Патриарх Алексий II в присутствии Президента России, руководителей Федерального и Московского Правительств совершил первое Богослужение под сводами Храма - Пасхальную Вечерню.

19 августа 1996 г.
Святейшим Патриархом Алексием II был освящен главный престол Спасо-Преображенской церкви, после чего в нем по воскресным и праздничным дням начали совершаться регулярные Богослужения.

7 сентября 1997 г.
В день празднования 850-летия Москвы Храм Христа Спасителя стал центром проведения юбилейных торжеств. После торжественного молебна на площади Храма Святейший Патриарх Алексий II освятил стены Храма Христа Спасителя. С этого времени начинается воссоздание художественного убранства Храма Христа Спасителя: установка на фасады скульптурных изображений Святых и воссоздание росписи Храма.

Декабрь 1999 г.
Полностью закончены росписи Храма.

31 декабря 1999 года.
Святейший Патриарх Алексий II совершил малое освящение Храма Христа Спасителя.

19 августа 2000 года.
Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освящение Храма Христа Спасителя.

Несколько месяцев продолжались работы по разборке здания (ограбили алтарь, смыли позолоту), а 5 декабря 1931 г. храм был варварски взорван вместе с барельефами и фресками. После первого взрыва стены устояли, понадобилось заложить второй, более мощный заряд. По воспоминаниям свидетелей, мощный взрыв почувствовался на расстоянии многих километров. Для разборки обломков храма после взрыва понадобилось еще полтора года. Мрамором из Храма выложили станции метро "Кропоткинская" и "Охотный ряд", скамейки украсили станцию "Новокузнецкая". Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий...

Проект Дворца Советов

На месте храма планировали по утвержденному проекту архитектора Б. Иофана (соавторы А. Щуко и Г. Гельфрейх) возвести колоссальный Дворец Советов с 75-метровой статуей Ленина на вершине, утопающей в облаках (самый крупный памятник в мiре вождю революции). Эта "вавилонская башня коммунизма" планировалась как новый культовый храм-памятник в честь образования СССР, Коминтерна и лично Ленина. Но Господь не попустил: помешала война.

К 1939 г. закончилась кладка фундамента стороны Дворца, обращенной к Волхонке. Однако осенью 1941 г. из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, в 1942 г. оставшиеся конструкции Дворца Советов были использованы для сооружения железнодорожных мостов.

После войны еще существовало управление строительства Дворца Советов, архитектор Иофан продолжал совершенствовать свой проект башни. И только в 1960 г. дальнейшее проектирование Дворца Советов решено было прекратить. Многие годы после взрыва на месте величественного Храма-памятника зияла чудовищная яма, где в 1958 г., в хрущевскую безбожную "оттепель" устроили плавательный бассейн "Москва" - также "самый большой".


Христа Спасителя, взорванного в 1931 году, началась почти за полтора десятилетия до его физического уничтожения с факта, не связанного напрямую со сносом Храма. В 1918 году в сквере возле храма Христа Спасителя был демонтирован памятник Императору Александру III.

Декрет о памятниках республики, принятый Советом Народных Комиссаров 12 апреля 1918 года, гласил: «Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера…».

Культурная, социальная, идеологическая, государственная политика новой власти практически не оставляла шансов старой России.

Трагическая статистика первых лет революции фиксирует убийства священнослужителей, конфискации церковного имущества, вскрытия святых мощей, запрещения крестных ходов, осквернения церквей и монастырей, их закрытие. Первые сносы храмов стыдливо обосновывались необходимостью расширения и выпрямления улиц с целью решения транспортных проблем.

В июне же 1928 года совещанием в агитационно-пропагандистском отделе ЦК ВКП (б) по вопросам антирелигиозной пропаганды началась эпоха оголтелого наступления на религию. Уже в первой половине 1929 года в стране закрылось более 400 храмов, и темпы нарастали: в августе та же участь постигла еще 103 храма. В конце 1929 года была впервые проведена едва ли не самая кощунственная акция XX века — антирождество, приуроченное к празднику Рождества Христова — глумливое гуляние: в парке культуры и отдыха имени А.М. Горького в Москве собралось около 100 тысяч человек. «...Стихийно вспыхивали то там, то здесь костры из икон, религиозных книг, карикатурных макетов, гробов религии и т.д.».

1929 год стал переломным и еще в одном отношении. Изменилась техника уничтожения зданий — их начали взрывать...

В 1930 году были проведены уже две кампании — антипасхальная и антирождественская, в 1931 году — тоже. Они проходили под лозунгами «За безбожную Москву, за безбожную колхозную деревню».

«Мы ставим задачу, — писали руководители Союза Воинствующих Безбожников, — добиться закрытия церквей и других молитвенных домой г. Москвы в рабочих центрах и в районах сплошной коллективизации, а также роспуска церковных Советов...».

И вот на этом фоне, в атмосфере подъема безбожного ударничества и антирелигиозной истерии, советским руководством принимается решение о сносе храма Христа Спасителя и строительстве на его месте грандиозного здания Дворца Советов.

Предложение воздвигнуть «новый дворец рабочих и трудящихся крестьян» на месте «дворцов банкиров, помещиков и царей» внес С.М. Киров на I-ом съезде советских депутатов, проходившем в 1922 году. А в 1924 году возникла необходимость увековечить память В.И. Ленина в связи с его смертью.

Сначала обе идеи существуют порознь, и лишь на определенном этапе возникает мысль об объединении в одном грандиозном сооружении памятника вождю мирового пролетариата и Дворца Советов.

Еще одной точкой отсчета в развитии движения, приведшего в итоге к разрушению храма Христа Спасителя, стала опубликованная 2 февраля 1924 года статья Л.Б. Красина, предложившего увековечить память В.И. Ленина в целом ряде архитектурных памятников на всем пространстве СССР. И вот в 1924 году появляется предложение выпускника ВХУТЕМАСа, одного из лидеров Ассоциации Новых Архитекторов (АСНОВА) В. Балихина, по сути сумевшего синтезировать в единую архитектурную программу предложения Кирова и Красина. Балихин предложил соорудить на месте храма Христа Спасителя грандиозное здание, которое должно стать одновременно памятником Ленину, Коминтерну и образованию Союза ССР.

Но предложение соорудить памятник Ленину на месте храма Христа Спасителя, видимо, показалось вначале кощунственным даже партийным функционерам, не решившимся сразу заменить Храм во имя Богочеловека на памятник обожествлявшемуся таким образом в массовом сознании вождю — памятник «Человекобогу». К реализации предложения Кирова о создании Дворца советское правительство приступило почти через 10 лет — в начале 1931 года. В феврале — мае 1931 года был организован первый, предварительный конкурс по строительству Дворца Советов, носивший закрытый характер и особое значение уделявший именно выбору места для памятника.

2 июня 1931 года на заседании, проходившем в кабинете Молотова, окончательно решилась судьба Храма — по личному распоряжению И.В. Сталина храм Христа Спасителя был предназначен к сносу для строительства на его месте «главного здания страны» — Дворца Советов.

16 июня 1931 года на заседании комитета по делам культов при Президиуме ВЦИК принимается следующая резолюция: «Ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести. Поручить Президиуму Мособлисполкома ликвидацию (закрытие) храма произвести в декадный срок и представить общине верующих и Синоду соответствующее помещение. Ходатайство хозяйственного отдела ОГПУ о смывке золота и ходатайство строительства Дворца Советов о передаче строительного материала внести на рассмотрение секретариата ВЦИК».

18 июля 1931 года в «Известиях» публикуется «Постановление о конкурсе на составление проектов Дворца Советов» на месте храма Христа Спасителя. Только в 1933 году, 10 мая, постановлением Совета Строительства Дворца Советов был принят за основу проект архитектора Б. Иофана, по которому (после его доработки с привлечением соавторов — архитекторов А. Щуко и Г. Гельфрейха) Храм должна была заменить гигантская «вавилонская башня», увенчанная колоссальной статуей Ленина (учитывая низкую облачность, монумент был бы виден целиком в самые ясные, солнечные дни). Общая высота Дворца Советов составила бы 415 метров — оно должно было стать самым высоким не только в Москве, но и во всем мире).

Очень выгодное с градостроительной точки зрения место — Храм стоял на холме, легко просматривался со всех сторон и был расположен вблизи Кремля, а также совокупность некоторых юбилейных дат, стали причиной спешки, с которой было принято решение о сносе храма Христа Спасителя. В 1932 году исполнялось 120 лет со времени Отечественной войны 1812 — 1814 годов и 100 лет со дня опубликования подписанного Николаем I Манифеста о строительстве Храма по проекту К.А. Тона. Храм — символ старой России — православной, буржуазной, купеческой, национальный Храм-памятник не должен был праздновать свое столетие. Кроме этого, на 1932 год приходились еще две юбилейные даты: 15-летие Октябрьской революции и 10-летие создания Союза Советских Социалистических Республик, которые хотелось отметить началом сооружения грандиозного монумента, увековечивающего оба этих события. Вокруг Дворца Советов должна была формироваться новая Москва, в которой не было бы места «проклятому прошлому и его памятникам».

Подготовка к разборке Храма Христа Спасителя началась сразу же после публикации 18 июля 1931 года в «Известиях» постановления о конкурсе на проектирование Дворца Советов. Однако «общественное мнение» готовили несколько лет, задолго и вне прямой связи со сносом Храма. Была развернута настоящая травля храма Христа Спасителя: академики архитектуры публично клялись, что он не имеет художественной ценности и не является произведением искусства. Не стеснялись ни откровенно лгать, ни очернять русскую историю, в общем потоке лжи и брани тонули одинокие голоса тех, кто пытался остановить преступление. В числе немногих защитников — художник Аполлинарий Михайлович Васнецов — сын священника, уроженец Вятской земли, москвич душой, воспевший древнюю столицу в своих полотнах.

В день публикации постановления о конкурсе (18 июля 1931 года) начала действовать организованная Комиссариатом народного просвещения Комиссия по выявлению подлежащих музеефикации ценностей в уже не единожды ограбленном храме Христа Спасителя (изъятие ценностей из ризницы Храма производилось неоднократно). В итоге продолжавшейся в течение месяца работы Комиссией был составлен список подлежащих сохранению памятников: небольшие фрагменты настенных росписей, малая часть церковной утвари, несколько горельефов были признаны предметами, имеющими художественное значение, и переданы в музеи. Все остальное погибло безвозвратно.

18 августа 1931 года, ровно через месяц после публикации в «Известиях» постановления о конкурсе на Дворец Советов, на месте храма Христа Спасителя начались работы по его разборке. Территорию, прилегающую к Храму, обнесли забором. Осенью 1931 года разборка здания шла уже полным ходом, причем снаружи и внутри одновременно. Работы проводились в большой спешке: листы обшивки крыши и куполов сбрасывались вниз, разбивая облицовку и скульптуры. Сброшенный с Храма крест не упал вниз, а застрял в арматуре купола (видимо, тогда и был сделан снимок, размещенный здесь).

Разобрать Храм до основания не получилось, тогда было решено его взорвать.
5 декабря 1931 года в 12 часов дня Храм-памятник воинской славы, главный Храм России был варварски уничтожен.

После первого взрыва Храм устоял, пришлось закладывать новый заряд взрывчатки. В несколько часов все было кончено. Национальная духовная святыня России была превращена в руины...

Мрамором из Храма выложили станции метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд», скамейки украсили станцию «Новокузнецкая». Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий...

Открытие Дворца Советов должно было состояться в 1933 году, но только для разборки обломков Храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года. Строительство Дворца Советов, реально начатое только в 1937 году, не суждено было завершить. К 1939 году закончилась кладка фундамента высотной части, главного входа и стороны, обращенной к Волхонке. Однако уже в сентябре — октябре 1941 года из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем: после оккупации Донбасса в 1942 году стальные конструкции Дворца Советов были демонтированы и использованы для сооружения мостов на железной дороге, построенной для снабжения северным углем центральных районов страны.

После войны еще существовало управление строительства Дворца Советов, архитектор Иофан продолжал совершенствовать свой несбыточный проект. И только в 1960 году дальнейшее проектирование Дворца Советов решено было прекратить. На строительной площадке у Кремля царило запустение, и не только потому, что у восстающей из руин страны не было сил и средств на грандиозное строительство — строили же в те годы знаменитые московские «высотки». Умерла идея, вдохновлявшая творцов гигантского проекта. Слишком многое изменилось в сознании людей после Великой Отечественной войны...

Многие годы после взрыва на месте величественного Храма зияла чудовищная яма, где в 1958 году, в хрущевскую безбожную «оттепель» появился бассейн «Москва», как памятник поруганию и забвению отечественной славы и истории, которая не вписывалась в шаблоны задач «строителей коммунизма».

Московский речевой обиход, обычно быстро откликающийся на всякого рода новшества в городской жизни, так оценил это событие: «Сперва был Храм, потом — хлам, а теперь — срам».

И все же уничтоженный в 1931 году Храм продолжал жить, хотя на его месте плескались сильно хлорированные воды открытого бассейна. Храм Христа Спасителя продолжал жить, потому что стал для многих и многих людей олицетворением потерь, понесенных Россией в XX веке, символом русской Голгофы.

Исконная, коренная, православная Москва берегла память о Храме в своем сердце. И вот в конце 1980-х годов возникло общественное движение москвичей и всех россиян по возрождению Храма, и на этом этапе начинается его новая история — история воссоздания.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Просто о сложном: что такое оптимизация штатного расписания?
Знаки препинания при уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения
Реорганизация предприятия, гарантии при увольнении работника