Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как исправить речевые дефекты у детей и взрослых в домашних условиях? Как исправить произношение во взрослом возрасте

25 05.2016

Здравствуйте, дорогие мамы и папы! Давно ли вы просматривали видеозаписи с вашими детками, когда им было около 3 лет? Помните, как потешно было слушать их собственные слова, отдаленно напоминающие оригинал, и переводить для знакомых смешные выражения, которые могли понять только вы. Тогда вы этим умилялись, а когда малышу исполнилось 5-6 лет, вы занервничали. Его сверстники уже давно говорят чисто и понятно, а ваш карапуз коверкает слова, переставляет звуки, а некоторые вообще не выговаривает.

К сожалению, родители часто сталкиваются с такой проблемой, как дефекты речи у детей. Некоторых пугает сама формулировка – дефект. Мы привыкли вкладывать в это слово все самое плохое, что может быть. Давайте разберемся. Дефект – это некоторое нарушение целостности, чего-то присутствующего. Что касается речи, не будем усугублять положение своими домыслами. Это хорошо, что она (речь) есть в принципе. А устранить дефект – это работа по коррекции наличия, а не борьба за возникновение.

Дефекты речи чаще всего имеют место в дошкольном детстве, это возраст от 2,5 до 5 лет, когда у ребенка уже есть необходимость выражать свои мысли словами.


N . B . Прислушайтесь, как вы разговариваете с малышом. Чиста ли ваша собственная речь настолько, чтобы требовать от ребенка воспроизведения ваших слов верно с точки зрения фонетики? Если родители говорят на машину «масина», то ребенок и узнает ее как «масину». А машина становится новостью для него.

Характеристика дефектов речи

Не будем утверждать, что вина за развитие дефектов речи заключена только лишь в родительском лепете. Конечно, многие и сами понимают, что для ребенка речь близких – пример, на который они равняются. Но есть случаи, когда у крохи развиваются дефекты речи по другим причинам. Рассмотрим, какие бывают дефекты речи у детей и их виды.

  • Дислалия или косноязычие. Это нарушение относят к возрасту более 4 лет. Оно характеризуется заменой звуков в словах при хорошем словарном запасе и отсутствии нарушений слуха. Такой малыш вместо «рыба» скажет «лыба» или, как маленькая героиня известного фильма, «селедка».
  • Ринолалия. Этот дефект связан с физиологическими нарушениями артикуляционного аппарата. Такое может случиться при расщеплении неба, мягкого или твердого, травмах носоглотки. При этом звуки как будто доносятся из глубины колодца, звучат гнусаво, слова трудно разобрать, изменен тембр голоса. Подобный дефект может быть установлен, если у малыша аденоиды, полипы или искривление перегородки носа.
  • Дизартрия. Из-за того, что мышцы лица малыша не обладают достаточной подвижностью, речь его замедленна, язык неповоротлив. Ему трудно произнести слово. Основой подобного дефекта считается нарушение центральной нервной системы и двигательных функций. Заболевание требует комплексной терапии.
  • Алалия. Такой дефект характеризуется частичным или полным отсутствием речи, при этом малыша отменный слух о ин проявляет желание общаться. Ведущую роль у такого ребенка играют жесты и мимика. Специалисты связывают это с нарушением речевых центров в левом полушарии головного мозга, которые имели место еще в период внутриутробного развития или в самом раннем младенчестве. Причем, течение подобной ситуации может разворачиваться по двум сценариям:
  1. Когда кроха понимает речь окружающих, но у него не получается воспроизвести ее – моторная алалия
  2. Когда понимание речи взрослых отсутствует, соответственно, воспроизведение исключено – сенсорная алалия

  • Тахилалия. Ребенок с таким дефектом обладает очень высоким темпом речи, он тараторит слова. При этом не допускает критичного количества ошибок в словах и предложениях.
  • Брадилалия. Антипод тахилалии. Речь малыша замедленная, он растягивает звуки, особенно гласные. Брадилалия отмечается у детей с общим нарушением некоторых познавательных процессов, мышления, внимания, нередко это случаи с отставанием в моторном развитии.
  • Заикание или логоневроз. К подобным проявлениям склонны дети в возрасте от 2 лет, когда овладение речью начинает стабильно набирать темп. Возникновение подобного симптома может быть результатом психологических проблем и нарушением комфортного климата в семье. Речь малыша характеризуется сложностью проговаривания всего слова целиком, вместо этого ребенок как будто застревает на первом слоге и повторяет его несколько раз, пока у него получится произнести слово полностью. Это еще связано с напряжением речевого аппарата. В спокойной обстановке заикание у ребенка пропадает, а некоторые жизненные ситуации заставляют малыша волноваться, и логоневроз проявляется снова.
  • Дисграфия и дислексия. Этот дефект может присутствовать у детей 5-6 лет, когда овладение письменной речью и чтением затруднено или не приносит никакого результата.
  • Афония и дисфония. Когда органы голосового аппарата подвергаются изменениям, у ребенка может наблюдаться полное отсутствие или значительное изменение голоса.

N . B . Не примеряйте все на своего карапуза. Диагностику должен проводить только человек со специальным образованием, ваши диагнозы могут усугубить ситуацию. Если вы хотите оценить развитие речи вашего ребенка, воспользуйтесь услугами логопеда. Опасайтесь делать скоропалительные выводы и принимать необдуманные решения.

Чтобы не упустить драгоценное время, родителям следует знать, каковы особенности речи у детей разного возраста, и когда обратиться за консультацией к узкому специалисту.

Пора посетить логопеда

Развитию речи родители должны уделять должное внимание, начиная с первых дней жизни крохи.

Период раннего детства – это фундамент, который является основополагающим фактором для дальнейшего развития речевых навыков. В возрасте 12 месяцев малыш должен произносить несколько двусложных слов, как правило, до 10.

Но нередки случаи, когда малыши в 3 года практически не говорят. Этот факт обязательно должен насторожить родителей, ребенка необходимо показать специалисту с целью согласования дальнейших действий.

Чаще всего дефекты речи у малышей 3-4 лет возникают на фоне особенностей строения артикуляционного аппарата ребенка – короткая уздечка языка, высоко расположенное небо или неправильно сформировавшийся прикус. Выявить причины и назначить курс коррекции родителям поможет визит в логопедический кабинет.

N . B . Какие смешные слова свои или своего ребенка вы можете вспомнить? Занимались ли вы лично с логопедами в детстве? В каком возрасте обратились за консультацией?

Также не стоит пренебрегать посещением логопеда, когда в возрасте 4-5 лет у вашего малыша отмечаются дефекты речи, которые выражаются в плохом произношении отдельных звуков или некоторые из них отсутствуют в речи вовсе. Обычно у детей возникают проблемы с произношением шипящих, свистящих и сонорных звуков, в формировании которых участвуют небо, зубы и кончик языка.

Логопед решает задачу постановки звуков, а родителям предстоит поддержка и закрепление материала, проведение упражнений ежедневно и контроль выполнения всех требований специалиста.

Если у ребенка в 5-6 лет возникают дефекты речи, то это повод задуматься родителям о существующей проблеме. Конечно, время несколько упущено, но попытаться наверстать стоит. Ведь малышу предстоит поступать в 1 класс, а там будут новые знакомства, новый коллектив, новые требования. И вряд ли некоторые дети смогут промолчать, чтобы не поддразнить вашего ребенка за неправильное произношение.

Дефекты в речи 7 летних детей уже не поддаются слишком глубокой коррекции, ведь артикуляционный аппарат уже достаточно сформирован, и переустановить язычок довольно сложно.

N . B . Не допускайте насмешек со стороны детей или взрослых, если ваш ребенок заикается или не выговаривает все звуки. Будьте поддержкой для своего чада, он должен знать, что в любой ситуации может к вам обратиться за помощью и советом. И это не будет воспринято как ябедничество.

Тренируем речевой аппарат

Чтобы исправить дефекты речи у детей, логопедами разработаны общие рекомендации и упражнения, призванные помочь детскому речевому аппарату стабилизировать состояние и наладить процесс передачи речи.

Самые распространенные проблемы у детей возникают, как уже говорилось, с произношением свистящих, шипящих и носовых звуков. Рассмотрим некоторые упражнения, с помощью которых можно исправить дефекты речи вашего малыша.

Чтобы эффект закрепился, ежедневно делайте с ребенком артикуляционную гимнастику. Упражнения проводятся в форме игры, чтобы малыш ожидал от упражнений интересного времяпрепровождения, а не скучных сухих заданий.

Дудочка . Это полезное занятие, когда вы вытягиваете губы вперед как можно дальше, а потом расслабляете их. Зубы при этом должны быть сомкнуты.

Лопатка . Пусть малыш представит свой язычок в виде лопатки, вытянет его изо рта и уложит на нижние зубки. Нужно постараться продержаться около 10 секунд.

Съел варенье . Попросите ребенка облизать верхнюю губу расправленным язычком, будто на губе осталось варенье. Для начала можно действительно нанести немного варенья или меда на нужное место.

Красим пещеру . Язык – это кисть, а щеки и неба – пол и потолок. Нужно выкрасить кисточкой всю пещерку. Пусть малыш водит во рту языком в произвольном порядке, а вы подсказывайте ему, где он пропустил.

Посмотрите это небольшое видео, где наглядно увидите описанные выше и другие несложные упражнения.

N . B . Вы можете придумать много разных упражнений для тренировки речевого аппарата. Лучше всего, если вы будете это делать вместе с малышом. Обязательно практикуйте игры перед зеркалом. Это хороший помощник. А также будьте зеркалом друг для друга. Это интересно, полезно и весело.
Такой дефект речи, как заикание, тоже исправляется с помощью простых упражнений. Но, в любом случае, не забывайте, что любую проблему легче предупредить, чем потом исправлять. Так и с логоневрозом. Есть некоторые особенности, которые следует учитывать родителям, если вы замечаете, что ваш малыш иногда делает запинки, похожие на заикание:

  1. Вы должны говорить не спеша, отчетливо произнося каждый;
  2. Следите, чтобы в окружении ребенка не было людей, которые заикаются;
  3. Дети тяжело переживают ссоры родителей, если вам непременно нужно поспорить, сделайте это в отсутствии ребенка;
  4. Обеспечьте малышу безопасность с точки зрения травматизма, как физического воздействия (особенно это касается головы), так и психологического;
  5. Не давайте малышу слишком много информации, следите, чтобы психика не подвергалась перегрузке;
  6. Не увлекайтесь использованием методик раннего развития, позвольте малышу развиваться в удобном темпе;
  7. Избегайте физического наказания и психологического прессинга;
  8. Читайте с малышом добрые сказки с позитивными героями. Если в истории присутствует нечистая сила, пусть ее побыстрее победит добро;
  9. Не используйте в качестве наказания действия, которые наверняка испугают малыша (закрытое пространство, темное помещение и пр.)

Чтобы облегчить малышу задачу, начните заниматься с ребенком, пока ему еще не исполнилось 3 года. Придумывайте разные игры, в которых участвуют губы, зубы и язык. Это различные дыхательные упражнения (мыльные пузыри, игра на дудочке, на трубе, вертушки и пр.), игры на повторение и воспроизведение звуков, музыкальные разминки, песни и стишки для детей. Все эти меры будут полезны каждому ребенку в будущем, и это поможет ему преодолеть или вовсе избежать проблем с нарушением артикуляции и речи, в общем.

Купить водяную дудочку для игры в ванной в «Жили-были », музыкальную дудочку в « », в «My-shop », на «Ozone »

Не забывайте хвалить ребенка после каждого занятия. Вы-то знаете, что это было занятие, а для малыша ваша похвала – это стимул еще больше стараться и учиться выговаривать все слова и звуки так, как это делают взрослые.

Благодарю вас за то, что отнеслись к нашей теме со вниманием и дочитали статью до конца. Надеюсь, наши советы помогут вам и вашим детям с достоинством и радостью оставить позади период коррекции, и вступить в новый этап с чистой и красивой речью, богатым словарным запасом.

Чтобы вы не пропустили важные особенности на каком-то возрастном этапе развития вашего карапуза, предлагаем вам подписаться на обновления блога. Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях, там вы сможете обсуждать волнующие вас вопросы со своими знакомыми и друзьями.

В надежде на скорую встречу, сегодня прощаюсь с вами и благодарю всех за внимание.

Сложно, но можно. Научиться произносить правильный звук можно достаточно быстро. Сложность состоит в том, что довольно долгое время придется постоянно контролировать себя во время разговора. Вам придется менять годами установившийся автоматический навык.

  • Скачать видео "Сам себе логопед. Курс самокоррекции речи для взрослых."

    Из-за чего может быть нарушено произношение звуков у взрослых?

    Довольно часто это - результат привычки, закрепившейся с детства. Как правило, такую привычку сопрождают слабость и небольшая раскоординированность органов артикуляции: языка, губ, нижней челюсти. Нередко встречаются и различные дефекты строения речевого аппарата (их может определить стоматолог или ортодонт): неправильный прикус, укороченная подъязычная связка («уздечка»), высокий нёбный свод и др.

    Более серьезные причины нарушения звуков определяются, как правило, еще в детстве.

    Можно ли самостоятельно исправить произношение?

    Лучше всего, конечно, заниматься под руководством опытного логопеда. Специалист поможет справится с проблемой наиболее быстро и качественно. К логопеду также стоит обратиться, если у вас:

    Нарушены не один-два, а три или более звуков;

    Возможны нарушения строения речевого аппарата (неправильный прикус, короткая «уздечка» т.п., см. выше);

    Хотя бы незначительное снижение слуха;

    Неврологические проблемы;

    Проблемы с речью появились после травмы или сильного стресса.

    Если же вышеописанное «не про вас», вы можете попробовать заниматься самостоятельно. Однако, помните, что в случае отсутствия каких-либо результатов после двух-трех недель регулярных самостоятельных занятий, стоит все-таки обратиться за помощью к логопеду. Возможно, вам понадобится несколько советов, после которых вы продолжите самостоятельную работу. А может оказаться, что в вашем случае необходима более глубокая помощь, чем кажется на первый взгляд, и оказать ее может только квалифицированный специалист.

    С чего начать?

    С определения, какие именно звуки нужно исправлять. Иногда люди не замечают недостатков собственного произношения, и узнают о них со слов других людей или записав свою речь на диктофон. Услышать свою речь со стороны - хороший способ установить, какие звуки у вас нарушены. Например, можно воспользоваться следующими словами и фразами.

    1. Группа свистящих (нарушаются, как правило, все вместе) – [с], [з], [ц].

    Коси, коса, пока не высохла роса.
    В зоопарке Зина видела разных зверей.
    В конце деревни цветет акация.

    2.Группа шипящих (могут нарушаться как вместе, так и по отдельности) – [ш], [ж], [ч], [щ].

    У Наташи новая шуба и шапка.
    У ежа ежата, у ужа ужата.
    У причала кричали чайки.
    Волки рыщут, пищу ищут.

    2. Звук [л].

    Клава надела на голову белый платок.
    У Лёни болит левое колено.

    3. Звук [р].

    В порту разгружают пароходы.
    Марина принесет грецкие орехи.

    4. Все звуки.

    Галин черный щенок резвится около дома.
    Бабушка сушит на веревке мокрое бельё.
    Съешь еще этих мягких французских булок, да выпей чаю.

    Начать можно с любого из нарушенных звуков. Главное, работать над звуками по очереди, а не над всеми разом. То есть, только после того, как исправлен один, можно переходить к следующему.

    Процесс работы над звуком

    включает в себя четыре обязательных этапа:
    - подготовительный;
    - этап постановки звука;
    - этап автоматизации;
    - этап дифференциации;
    а также один дополнительный этап:
    - введение звука в речь.
    О том, почему он дополнительный, речь пойдет ниже.

    При прохождении всех этих этапов весьма важна преемственность и последовательность. Нельзя перескочить через этап или перейти к следующему, не освоив предыдущего. Результат вас явно не обрадует.

    Подготовительный этап.

    Помогает подготовить речевой аппарат к правильному произношению звука. Начните с изучения правильной артикуляции звука, т.е. какое положение занимают органы речи и как они двигаются при произнесении каждого конкретного звука. Возможно, у вас сразу же получится правильный звук. Если нет, придется поделать специальные упражнения артикуляционной гимнастики, но сначала обязательно прочтите рекомендации по ее выполнению. Артикуляционный уклад наиболее часто нарушающихся звуков, а также упражнения специальной гимнастики можно найти в разделе "Эти трудные звуки!.."

    После того, как речевые органы будут достаточно подготовлены (упражнения выполняются четко, без ошибок, в достаточно быстром темпе), можно переходить к постановке звука.

    Этап постановки звука.

    Постановка звука может осуществляться различными способами, в зависимости от артикуляции каждого конкретного звука. Рекомендации по постановке того или иного звука смотрите в разделе “Эти трудные звуки!..”.

    Конечной целью этого этапа является постановка правильного произношения изолированного звука. Звук считается поставленным, если вы можете правильно произносить его изолированно, т.е. рычать: "р-р-р", шипеть «ш-ш-ш» и т.д.

    Автоматизация.

    Поставленный звук нужно обязательно автоматизировать, то есть довести произношение его в речи до автоматизма.

    Автоматизацию начинают с произношения слогов - прямых (ра, ро, ру, ша, шо, шу и т.д.) и обратных (ар, ор, ур, аш, ош, уш…). Поначалу удобнее произносить слоги в медленном темпе, растягивая все звуки, как бы пропевая их - ааа-ррр, ррр-ааа. Это позволяет органам речи занять правильное, но пока еще не совсем привычное для них положение. Постепенно темп произнесения слогов можно увеличивать, приближая его к нормальному темпу речи и даже чуть быстрее.

    После успешной автоматизации звука в слогах можно переходить к словам, а потом и к предложениям. Не спешите сразу же приняться за скороговорки. Это наиболее трудная, а потому последняя часть этапа автоматизации, к ней нужно хорошо подготовится. Материал для автоматизации наиболее часто нарушающихся звуков также есть в разделе “Эти трудные звуки!..”.

    Дифференциация.

    Это различение, разграничение похожих звуков, например, [р] и [л], [с] и [ш]. На этапе дифференциации мы учимся не путать эти звуки в речи. Этот этап особенно важен для тех, кто в своей речи смешивает эти звуки или смешивал раньше. Однако, и остальным не стоит пренебрегать дифференциацией.

    Начинаем дифференциацию, так же, как и автоматизацию, с различения звуков в слогах (ра-ла, со-шо), затем переходим к словам (рожки-ложки, миска-мишка) и фразам. На этом этапе можно активно использовать скроговорки (Шла Саша по шоссе. Карл у Клары украл кораллы и др.) Материалы для дифференциации различных звуков также есть у нас на сайте.

    Этапы, описанные выше обязательно нужно пройти, чтобы научиться правильно произносить тот или иной звук. Как правило, после завершения последнего этапа дети уже свободно употребляют ранее нарушенный звук в своей речи. Однако, у взрослых это проиходит не всегда. В этом случае на помощь приходит еще один вид работы.

    Введение звука в речь.

    Введению звука в речь хорошо способствует заучивание наизусть стихов, содержащих слова с нужным звуком, пересказывание текстов и составление рассказов (устных сочинений). Поскольку звук/звуки вводятся в речь уже после этапа дифференциации, работа проводится, как правило, сразу над группой звуков, например, группой свистящих, группой шипящих, соноров ([р] и [л]) и т.д.

    Работа над текстом.

    1.Возьмите любой текст. Лучше, если он будет содержать слова и выражения, которые вам часто приходится употреблять в своей профессиноальной деятельности. Например, можно использовать доклад, с которым предстоит выступить перед коллегами или просто текст из профильного учебника. Но, в принципе, любой художественный текст или газетная статья тоже подойдут.

    2.Прочитайте выбранный текст про себя, подчеркивая все встречающиеся буквы, обозначающие нужный звук/звуки. Обратите внимание, что в русском языке многие буквы могут обозначать не один, а несколько звуков. Так, например, буква «з» может обозначать звук [з] в слове “замок”, мягкий звук [з’] в слове “зима”, звук [с] в слове “мороз”, мягкий звук [с’] в слове “гвоздь”. Буква “ч” в некоторых словах читается как звук [ш]: “что”, “чтобы”, “конечно” и т.д.

    3.Прочитайте текст вслух несколько раз, стараясь произносить нужный звук/звуки правильно.

    4.Перескажите, стараясь произносить звуки правильно.

    Устное сочинение.

    Это может быть рассказ на любую тему, например, «Как я провел выходные» или «Предложение по увеличению объема продаж в условиях экономического кризиса».

    1. Продумайте план рассказа. Можно набросать его на бумаге, а можно держать в голове.

    2. Подумайте, какие слова с нужным звуком/звуками там могут встретиться.

    3. Рассказывайте, стараясь произносить звуки правильно. Запишите свой рассказ на диктофон.

    4. Прослушайте запись. Во всех ли словах звуки были произнесены правильно?

    5. Поработайте над ошибками, если они были. Выпишите на бумагу слова, которые были произнесены неверно, и произнесите их вслух, стараясь выговаривать правильно.

    6. Еще раз расскажите свое сочинение, стараясь правильно выговаривать звуки.

    Если вы обнаружите, что занимаясь регулярно, «застряли» на каком-либо этапе больше месяца, или у вас возникнут вопросы, обратитесь за консультацией к логопеду.

  • Ваш очаровательный кудрявый карапуз с сосредоточенным выражением лица декламирует: «Наса Тая голько пачет улоила в еску мясик» ? Безусловно, если крохе 1-2 года, то подобное прочтение известного стихотворения Агнии Барто вызывает у родителей только улыбку, а вот если ребенку уже исполнилось 5-6 лет, то ситуация принимает достаточно серьезный оборот. Как реагировать на подобные проявления «фефектов фикции» у ребенка и к кому из специалистов необходимо обратиться, если вы заметили проблемы с у своего малыша, попробуем выяснить в нашей статье.

    Когда обратить внимание

    Для начала, давайте определимся, в каком же именно возрасте физиологическая детская незрелость речевого аппарата переходит в серьезные проблемы, помочь в решении которых могут занятия со специалистом-логопедом или дефектологом.

    Итак, в возрасте 1 год малыш должен уметь говорить от 5 до 10 слов. Если же он не произносит ни одного - это тревожный сигнал, но когда ребенок молчит и в 3 года , не замечать этой детской «особенности» просто нельзя.

    К трем годам в норме ребенок уже оперирует небольшими фразами, и если ваш малыш до сих пор говорит односложно, это сигнал для визита к логопеду. Также необходимо обратить внимание на речь ребенка, если и после трех лет ребенок неправильно произносит один или несколько звуков , визит к логопеду также лучше не откладывать.

    Инна Бас, логопед : «Родители часто ждут, пока малышу исполнится 3 года, и он заговорит сам, но эти ожидания редко оправдываются, а упущенное уже сложнее наверстывать. Если родители не помогают ребенку освоить речь в раннем возрасте, это может привести к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Лучше всего управлять процессом овладения речью в раннем возрасте, в период лепета. Часто причиной долгого молчания ребенка становится то, что у родителей не всегда есть время на занятия с ребенком, а иногда просто не хватает желания».

    Чаще всего у детей возникают «р», «с», «з», «ц», «ш», «ж», «щ», «ч», «л», в образовании которых принимает участие передняя часть и кончик языка, а движения языка должны быть очень мелкими и точными. Также причиной плохого звукопроизношения может быть неправильное строение артикуляционного аппарата, например укороченная подъязычная уздечка, массивный язык, высокое нёбо или неправильный прикус. Разобраться в причинах дефектов речи ребенка и устранить их поможет визит к логопеду .

    Куда обращаться за помощью

    Итак, родители решили, что ребенка следует показать логопеду. Возникает логичный вопрос: куда именно следует обращаться ?

    Виды дефектов речи

    Итак, вы попали к специалисту и он поставил ребенку диагноз. Давайте разберемся, что же означает пугающая запись в медицинской карточке, ведь существуют определенные виды дефектов речи :

    Дислалия - самое распространенное нарушение детской речи, когда при нормальном слухе и правильно построенной речи у ребенка наблюдается фонетические дефекты. Наиболее частыми проявлениями дислалии являются нарушения произношения свистящих и шипящих звуков (сигматизмы) или их затрудненное произношение (парасигматизмы). Среди них чисто фонетические сигматизмы (межзубный, боковой, губно-зубной, щечный и т.п.) и парасигматизмы (призубный, свистящий, шипящий и т.п.). Именно к дефекту дислалии относится ротацизм или в просторечии «картавость» и ринолалия (гнусавость).

    Заикание - нарушение темпа, ритма и плавности речи вследствие судорожного состояния мышц речевого аппарата. Ребенок часто повторяет отдельные звуки, слоги или целые фразы, в неестественных растягиваниях звуков (при клонической форме заикания звуки, слоги повторяются, например: «м-м-м-м-м-м-м-м-м-мячик», «па-па-па-па-па-паровоз», при тонической форме заикания часто возникают паузы в речи, например: «м….ячик», «авт…обус»).

    Мария Савинова, врач-педиатр, гомеопат: «При симптомах заикания в первую очередь можно обратиться к педиатру, а уже потом к логопеду, психологу и неврологу. Также стоит пойти в , в Киеве таких несколько. В этих центрах проводят лечение заикания с помощью разных методик».

    Заикание почти всегда сопровождается напряжением, тревогой и страхом перед речью, у малыша во время разговора возможны неестественные движения, гримасы лица или тики, с помощью которых заикающийся ребенок пытается преодолеть заикание.

    Ринолалия (гнусавость) — расстройство звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости. Такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо органических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твёрдого нёба, либо расстройств мягкого нёба. Различают ринолалию открытую, закрытую и смешанную.

    Ринофония (греч. rhinos нос + греч. phönê голос) — носовой (гнусавый) оттенок голоса, возникающий из-за неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо механических дефектов носоглотки, мягкого и твёрдого нёба, либо расстройств функции мягкого неба. Различают ринофонию закрытую и открытую.

    Дисфония или афония — заболевание, которое включает в себя полную или частичную потерю голоса. Человек не может говорить или говорит только шепотом. Заболевание может быть вызвано как физиологическими, так и психологическими причинами.

    Тахилалия - ускоренный темп речи. При тахилалии больной произносит около 20-30 звуков в секунду, что примерно в 2 раза превышает нормальный темп речи. Зачастую тахилалия сопровождается повторением (пропуском) слогов, не замечаемым говорящим.

    Брадилалия — замедленный темп речи вследствие затрудненной способности издавать расчлененные звуки, в противоположность брадифразии — замедлению речи, происходящему от ослабленного процесса мышления.

    Дизартрия - нарушение произношения, вызванное недостаточной работой нервов, которые связывают речевой аппарат с центральной нервной системой. При дизартрии ограничена подвижность мягкого нёба, языка и губ, из-за чего затруднена артикуляция и страдает произношение всех групп звуков, у ребенка «смазанная» речь, нарушено голосообразование, ритм, интонация и темп речи.

    Алалия - отсутствие или недоразвитие речи у ребенка в результате поражения речевых областей полушарий головного мозга, травм или заболеваний в доречевой период. Обычно в таких случаях слух у ребенка нормальный, первичный интеллект сохранен, затруднено усвоение чтения и письма. Существует моторная алалия, когда ребенок понимает речь, но не умеет её воспроизводить и сенсорная алалия, когда ребенок не понимает чужую речь; автоматически повторяет чужие слова, например, вместо ответа на вопрос ребенок повторяет сам вопрос.

    Афазия - полная или частичная потеря речи, которая наступает вследствие локального поражения головного мозга.

    Аграмматизм — нарушение речи, проявляющееся в трудностях при порождении или восприятии предложений.

    Логопед занимается исправлением дефектов речи. К дефектам речи относится не только неправильное звукопроизношение, но и слишком быстрый темп речи либо задержка речи. Дефекты речи могут возникать из-за неправильной постановки речи либо наличия врожденных пороков развития. Логопед лечит также заикание, шепелявость, картавость, гнусавость, даже неспособность произносить слова в определенном порядке. Дефекты такие встречаются даже у взрослых. Речевые проблемы требуют особого внимания. Наиболее часто встречается неправильное звукопроизношение.

    До какого возраста можно не обращать внимания на некоторые неправильно произносимые звуки?

    Развитие правильной речи у каждого ребенка происходит по-своему. Это все зависит от индивидуальных особенностей речи ребенка. Чаще всего проблемы возникают в произношении не одного звука, а нескольких сразу. Это обычно такие звуки, как «ж», «ш», «з», «с». Нормой считается, если ребенок не выговаривает звуки до возраста 4 лет. Но если проблема сохранилась и на пятом году жизни, то не откладывайте поход к логопеду. Только занятия с квалифицированным специалистом помогут решить эту проблему.

    Проблема останется на всю жизнь, если своевременно ее не устранить. Иногда даже у взрослых людей можно обнаружить нарушения речи. Чаще всего сами люди привыкают к своим недостаткам и даже их не замечают. Бытует мнение, что исправление дефекта речи у взрослых людей и недостатков произношения невозможно. Но это неверно. Если постараться и прибегнуть к помощи логопеда, то и взрослый может улучшить свою речь, устранив дефекты произношения.

    Проблемы взрослых людей:

    Нарушение речи при волнении. Иногда можно услышать, что человек при разговоре особенно с незнакомыми людьми начинает волноваться, а его речь становится непонятной для окружающих. Если вам предстоит важный разговор, нужно вначале успокоиться. Неплохо будет проделать некоторые , которые восстановят ваше дыхание.

    • Для выполнения диафрагменного упражнения нужно при глубоком вдохе надуть живот, а при глубоком выдохе втянуть живот. Перед важным разговором стоит заранее подготовить текст, проговорить его вслух. Во время разговора разговаривать надо спакойно. Если вы вдруг заметили, что темп речи у вас ускорился, сделайте паузу, глубокий вдох, и только после этого продолжайте беседу.
    • 2-3 раза в день делайте миогимнастику. Миогимнастика – это упражнения, которые помогают формировать функции артикуляции:

    1) Набрав в рот воды, нужно удержать воду секунд 15, не разжимая губ.

    2) Закрыв рот, надо надуть щеки. К щекам прижмите кулаки. Выдавливайте воздух медленно через сжатые губы.

    3) Улыбаясь, обнажите сомкнутые зубы. Удерживайте улыбку в течение 5секунд.

    4) Нижнюю губу вытяните вперед, захватите ею верхнюю губу. Проделайте аналогично с верхней губой.

    5) Губы и зубы должны быть сомкнуты, губы сверните в трубочку. В таком положении пробудьте секунд 5.

    У человека гнусавый голос. Проявление гнусавости можно объяснить тем, что не участвует носовая полость в процессе артикуляции и голосообразования. Исправление дефекта напрямую связано с лечением заболеваний, которые вызывают затруднение носового дыхания. Это может быть при полипах, при искривлении носовой перегородки, при аденоидах и т. д. Голос получается глухим, а носовые звуки «м» и «н» искажаются. Практически во всех случаях при обращении за консультацией к врачу можно избавиться от гнусавости. Как только основные причины гнусавости устранить, при помощи логопедических упражнений речь можно будет исправить.

    Речевой имидж. Речевой имидж, основанный на правильной речи, на мимике во время разговора, формирует первое впечатление о самом человеке. Речевой имидж иногда называют вербальным. С латинского языка verbum переводится как «слово». Уделите внимание манере своего разговора, управляйте своими эмоциями. Особенно это касается публичных выступлений. В создании речевого имиджа вам помогут групповые тренинги. Практически во всех логопедических центрах проводятся такие занятия. Красивая, правильная речь располагает аудиторию. Исправление дефекта речи у взрослых не только возможно, но и необходимо для карьерного роста. Только человек, который прекрасно владеет речью, добьется успехов в жизни. Но для этого нужно постоянно работать по развитию и закреплению необходимых навыков.

    Этапы логопедического процесса:

    Диагностика. Путем обследования выявляют речевые нарушения, разрабатываются индивидуальные программы по коррекции.

    Коррекция. К коррекции относятся, исходя из мотивации обучаемого, процесс подготовки органов артикуляции, процесс отработки правильного речевого дыхания, процесс постановки звуков, процесс автоматизации звуков в самостоятельной речи и процесс дифференциации смешиваемых звуков.

    Оценка и контроль. Динамика процесса обучения связана с отсутствием рецидивов.

    Для успешных занятий очень важны и самостоятельные занятия по исправлению дефектов речи. Для того чтобы выработать четкую дикцию, вам придется, прежде всего, заняться укреплением мышц языка, губ и нижней челюсти и наладить правильное речевое дыхание.

    Правильное речевое дыхание. Это не только вдох, производимый через нос, а выдох – через рот. При правильном речевом дыхании вы дополнительно проводите профилактику простудных заболеваний. При вдыхании через нос воздух увлажняется, согревается, а затем очищается и попадет в легкие. Наличие каких-либо простудных заболеваний может послужить причиной нарушения произношения звуков, а также стать причиной изменения интонации голоса или даже гнусавости из-за заложенного носа.

    Работа над дикцией.

    Дикция – это четкое произношение всех звуков с правильной их артикуляцией. Правильная дикция обеспечивается правильной артикуляцией каждого звука. Если рот открывать не достаточно широко, то и звуки будут не четкими. Специальные упражнения позволяют развивать подвижность мышц нижней челюсти. Если у человека губы недостаточно подвижны, то это также негативно скажется на четкости произношения многих гласных и согласных звуков. Работа языка также влияет на отчетливость речи. Трудности возникают при произношении слов со стечением согласных. Для такого произношения нужно научиться быстро, менять положения языка. Такие слова надо произносить на одном выдохе.

    Если взрослый человек имеет дефекты речи, то, прежде всего, давайте ответим на вопрос: можно ли изменить эту ситуацию и исправить во взрослом возрасте недостатки произношения? Ответ однозначный: да, можно, но сложно.

    Научиться произносить звук правильно не является главной проблемой и обычно это не занимает много времени. Сложность заключается в том, что приходится менять годами закрепившийся, ставший автоматическим навык и человек ещё долгое время вынужден во время разговора постоянно себя контролировать.

    Далее нужно разобраться, почему взрослые люди неправильно произносят отдельные звуки . Если нарушения несущественные, то чаще всего - это результат привычки, появившейся еще в детстве. Некоторые родители в основном обеспокоены успеваемостью их чада в школе и скорее посчитают, что ребёнку нужен репетитор математики или истории, чем отведут малыша к логопеду.

    Иногда встречаются дефекты строения самого речевого аппарата , к которым можно отнести неправильный прикус, высокий нёбный свод или укороченную подъязычковую связку. Более серьёзные причины, вызывающие косноязычие, это те, в основе которых лежат неврологические проблемы или которые появились после сильного стресса или серьезной травмы.

    Теперь перейдём к рассмотрению основного вопроса: что делать и куда обращаться, если вы желаете навсегда избавиться от дефекта речи . Можно, конечно, попробовать заниматься самостоятельно, приобретя подходящую методическую литературу в магазине или интернете. Но если вы увидите, что после двух - трёх недель самостоятельных занятий, существенных результатов нет, то вам потребуется помощь профессионала.

    В отдельных случаях логопед для взрослых даст вам совет и рекомендации, после которых вы сможете продолжить самостоятельную работу. Но если ваши проблемы с речью очень серьёзные и вам необходима глубокая коррекция речи, то только высококвалифицированный специалист действительно поможет вам.

    Начинать процесс ликвидации дефектов речи нужно с определения, какие звуки именно вам нужно исправлять. Хороший способ для этого услышать собственную речь со стороны.

    Наговорите небольшой текст на диктофон, лучше, если это будут пословицы или скороговорки. Например, фраза «коси, коса, пока не высохла роса » даст вам возможность определить, правильно ли вы произносите группу свистящих звуков [с], [з], [ц].

    Последуйте нашему совету и не пытайтесь работать над всеми звуками сразу . Только после того, как добьётесь правильного произношения одного звука, переходите к следующему. Сам процесс работы должен быть разбит на три этапа: подготовительный, постановки звука, автоматизации и дифференциации.

    Цель первого этапа - подготовить речевой аппарат , чтобы звуки можно было действительно правильно произносить. Для этого необходимо сделать упражнения специальной артикуляционной гимнастики. Если вы незнакомы с ней, то сначала прочтите в специальной литературе рекомендации по ее выполнению.

    Задача второго этапа - правильное произношение изолированного звука . В результате вы должны уметь правильно произносить его отдельно от других звуков, например: рычать: "р-р-р" или шипеть «ш-ш-ш» и т.д.

    Автоматизация предусматривает тот факт, что произношение поставленного звука доводится в речи до автоматизма. На этапе дифференциации нужно добиться разграничения в речи похожих звуков - [р] и [л], [с] и [ш].

    Последовательность и преемственность важное правило в работе над произношением. Не перескакивайте через этапы и не переходите к следующему, пока не освоите предыдущий.

    Подробно все материалы для исправления недостатков в речи вы можете найти в соответствующих разделах интернет - сайтов, посвящённым проблемам логопедии. А мы желаем вам всегда говорить правильно и красиво.

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Бульон из сома. Уха из сома
    Курица фаршированная рисом
    Как черствый хлеб сделать мягким в микроволновке или духовке