Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как воспитать лидерские качества у ребенка. Когда ваш ребенок лидер. Нужно ли воспитывать лидера

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок хорошо учился, был умным, воспитанным, вежливым и достиг в жизни многого. Многие просто недоумевают, когда их ребенок становится не таким, как они хотели.Ничего удивительного в этом нет. Родитель должен понимать, что будущее ребенка, конечно же, зависит от многих факторов, но основоположник его характера, манеры поведения, стремлений и увлечений – это все-таки родитель.

Давайте сегодня разберемся с тем, как воспитать ребенка лидером , что для этого необходимо делать и чему учить?

Признаки ребенка-лидера

Человек не станет успешным, если в нем нет лидерских задатков, если он не может вести за собой других. В тоже время некоторые родители считают, что если в их ребенке данные задатки есть, то ничего делать больше не нужно.

На самом деле ребенок может просто перерасти этот период и забыть о нем. По этой причине родители должны помогать развивать, а в случае наличия – поддерживать и направлять эти задатки в нужное русло, чтобы в будущем ребенок смог ими самостоятельно пользоваться и идти лидером по жизни, расширяя шаг за шагом свои возможности.

Родители достаточно часто стараются потакать своему ребенку во всем, соглашаться с ним практически всегда, дабы сделать из него лидера. Такое поведение со стопроцентной уверенностью можно назвать неправильным.

Такая вседозволенность не является истинным лидерством, в конечном итоге, ребенок становится несамостоятельным и неуправляемым. Давайте разберемся с тем, как распознать лидерские признаки в ребенке:

  • Лидер не будет добиваться своих целей истериками и попытками всем указывать. В раннем возрасте ребенок-лидер без проблем заинтересует окружающих детей, придумает для всех какую-нибудь интересную игру, как положено, объяснит всем правила.
  • Такие дети не избегают конфликтных ситуаций и всегда ответственны за свои поступки. Они не пытаются выделиться среди других каким-то необычным способом, на самом деле таких детей видно невооруженным взглядом, они, даже не осознавая этого, выделяются из общей массы.
  • Родители должны также понимать, что настоящий лидер должен доминировать во всем и везде. Не стоит путать понятие настоящего лидера с личностными чертами ребенка. Если ваш малыш дома ведет себя как командир, а в обществе, в том числе и в садике, предпочитает оставаться тихоней, это всего лишь его смекалка, и он понимает, что командовать он может только дома.

  • Обычно лидерские признаки в ребенке проявляются с самого раннего детства, и заметить их можно уже к трем годам. Детки-лидеры умеют и любят планировать на будущее, просчитывая сразу несколько вариантов исхода событий.
  • Малыш-лидер не будет ждать, пока родители что-то дадут ему в руки поиграть или предложат чем-то заняться. Ему это не нужно, потому, как с этим делом он без проблем справляется самостоятельно, придумывая самые различные занятия и игры для себя.
  • Если в ребенке присутствует такая черта как хитрость, это не плохо, но ребенок-лидер сможет разрешить конфликт путем мирных переговоров и сделает все возможное, чтобы все стороны спора или конфликта остались довольными. Это признак будущего дипломата и настоящего лидера.
  • Дети с лидерскими способностями являются людьми любознательными и любят за всем наблюдать, анализировать и выбирать нужную для себя информацию.
  • Ребенок-лидер уверен в своих решениях, не подвергает их сомнению и тем самым убеждает окружающих в том, что его мнение было полностью правильным и к нему стоит прислушиваться.

Не у всех детей качества лидера проявляются с раннего детства, и не стоит родителям томиться в ожидании, когда они все же проявятся, потому как этого может и не наступить. Поэтому родители должны самостоятельно прививать и развивать в ребенке лидерские качества.

Здесь сразу же хотелось бы отметить, лидер – это не тиран, который идет по головам, невзирая ни на что для достижения своей цели, это человек, который сможет добиться в жизни всего сам, причем человеческими путями, без насилия и агрессии.

Ребенок-лидер в детском саду

Многие мамы и папы не придают особого значения поведению ребенка в раннем возрасте, считая, что ребенок должен сформироваться сам. Такое безразличие родителей в конечном итоге может привести к раннему формированию у детей не тех черт характера, которые бы хотели в них видеть родители. Поэтому без корректировки старших, чаще всего, нормальное формирование личности, а тем более, лидерских качеств, просто невозможно.

Детский сад – это первая «инстанция», где ребенок может проявить себя в обществе, и родители должны уделить этому особое внимание.

Важно интересоваться у воспитателей, как ребенок ведет себя в обществе с другими детьми, какие особенности в них заметили взрослые. Не стоит упускать эти детали, потому как ребенок дома может быть одним, а в садике совершенно другим.

Если не контролировать развитие личности ребенка, то лидерские качества, которые были явными в детском саду, со временем могут превратиться в тиранство. Необходимо понимать, что многие взрослые, почувствовав власть, не могут совладать с собой, что тогда можно говорить о детях 3-5 лет.

Если в детском саду работают квалифицированные воспитатели, они без проблем смогут выявить лидера и помочь ему нести это «бремя» правильно. Несмотря на то, что в садике с детьми занимаются и развивают, родители не должны отстраняться от воспитания детей, потому как только они смогут воспитать в ребенке характер лидера и научить быть им.

Дети-лидеры в классе

Лидерство – это то, за что соревнуются все и во всем мире. Быть первым хочет каждый, и неважно, взрослый ты или ребенок. Существуют личности, отрицающие все и вся, безразличные ко всему, но даже они в душе хотели бы оказаться на месте лидера.

Школа — это то место, где уже явно проявляются лидерские качества. Несмотря на то, что учителя в учебных заведениях должны быть психологами и разбираться в людях, случается так, что даже они ошибочно выбирают лидера (причин такого поведения может быть много, включая личную симпатию).

Родители не должны думать, что если их ребенка назначили командиром класса, он будет по жизни лидером. Очень часто командирами назначают одних, а «управляют» одноклассниками – другие дети, так называемые негласные лидеры класса.

Если у ребенка есть выраженные организаторские способности, он может стать лидером.

Такие личности не боятся ответственности, волевая сфера у таких детей достаточно развита уже в школьном возрасте. Ребенка-лидера не всегда все любят, но, несмотря на это, к нему прислушиваются, его уважают и в какой-то степени даже боятся.

В любом обществе, в том числе и школьном классе, люди разбиваются на несколько групп, в каждой из которых есть свой лидер. Несмотря на это, есть всеобщий лидер, который является основным в классе. Такой ребенок может повлиять на мнение большинства, не прилагая для этого особых усилий.

Ребенок-лидер должен получать поддержку не только от одноклассников, но и от родителей, учителей. Такое подтверждение признания со стороны старших, стимулирует ребенка к стремлению развиваться дальше.

Несмотря на массу позитивных и положительных моментов, в лидерстве ребенка есть и негативные стороны, последствия.

  • Необходимо понимать, что лидер в классе постоянно находится в неком психологическом напряжении. Он боится оступиться, потому как даже малейшая ошибка или оплошность может пошатнуть его статус.
  • Родители должны понимать, что ребенку-лидеру приходится нелегко, и поддержка с их стороны – залог успеха и спокойствия школьника.
  • Родители также должны объяснить, что не нужно зависеть от мнения всех и каждого, главное, чтобы его родные и близкие друзья поддерживали его, и что только к их мнению он должен прислушиваться.

Если с вашим ребенком хотят дружить и девочки и мальчики в школе, это очень хорошо, ведь именно такие личности обладают коммуникабельными способностями. Такие дети не стремятся никого обидеть, но и себя в обиду никогда не дадут, они могут постоять за себя и за тех, кто слабее их. Именно таким поведением лидеры завоевывают свой авторитет и располагают к себе окружающих.

Когда ребенка любят все вокруг, он чувствует себя комфортно. Легко идет на контакт и ходит с удовольствием в школу.

Но здесь тоже есть свои нюансы – привыкая к всеобщей любви, лидер боится разочаровать окружающих и забывает про то, что нужно именно ему и что для него важно.

Родители должны объяснить ребенку, что нельзя быть хорошим для всех.

Ребенок-лидер в семье

Если ваш малыш с раннего детства не воспринимает вашу критику, сам принимает решения и пытается везде и во всем быть первым, возможно, в вашей семье подрастает будущий лидер или же вы неправильно воспитываете своего ребенка. «Как отличить лидерские качества от капризов и неуправляемости ребенка?»- выясним прямо сейчас.

Родителям в таких ситуациях, в первую очередь, необходимо обзавестись терпением и научиться понимать своего «командира». Мама и папа должны понимать, в каких ситуациях то или иное изречение или поведение ребенка допустимо, а где нужно «обрубить на корню».

Врожденные качества лидера в ребенке могут проявляться уже в первые годы его жизни:

  • самостоятельное распоряжение всеми игрушками
  • командный голос за столом, на улице
  • самостоятельная организация новых игр
  • привлечение в свое общение и игры других детей

Родители достаточно часто полагают, что дети-лидеры обязательно будут отличниками в школе, но это не всегда так, потому что в них преобладает желание быть первыми не в учебе, а в «покорении» своей воле окружающих, поэтому родители должны контролировать процесс учебы, а не пускать все на самотек.

Родители должны знать некоторые правила обращения с ребенком-лидером в семье:

  • Не стоит сразу ругать и наказывать ребенка за то, что он «командует» дома или в школе: это может пробудить в нем агрессию и ненависть ко всем. Нужно научиться лояльно относиться к своему чаду. Это совсем не значит, что ему нужно во всем потакать. Просто покажите свое уважение к нему и проявите интерес к его действиям, идеям, и тогда он сам пойдет на множество компромиссов, осознав, что его воспринимают таким, какой он есть.
  • Разговаривайте с ребенком чаще, научите его делиться с вами всем. Покажите, что если в какой-то ситуации он не прав, вы не будете его ругать за это, а просто объясните, как нужно сделать правильно и почему, тогда ребенок начнет вам доверять и прислушиваться к вам. Таким образом, родители смогут контролировать ребенка и направлять его.
  • Если в семье несколько лидеров, не нужно друг друга «съедать», лучше объединить свои усилия и распределить имеющиеся обязанности. Это придется по душе каждому лидеру.

Главное — понимать своего ребенка, и доносить до него правильными словами и поведением, что он может быть в каких-то ситуациях не прав, и что его не упрекают, а подсказывают, тогда лидерство ребенка будет в удовольствие для всех членов семьи.

Игры для детей на выявление лидера

Каждый ребенок любит играть, именно поэтому общение родителей с ним должно быть в игровой форме, тогда ребенок будет лучше воспринимать всю преподнесенную ему информацию и советы. Давайте поговорим о том, какие существуют игры для выявления лидерских качеств в ребенке.

  1. Первая, самая банальная игра, которая проводится в детских лагерях, садах и школах – ведущий, вожатый или учитель просит, не совещаясь, подняться определенное количество детей. Стоит отметить, что лидеры будут вставать всегда, независимо от того, какое количество человек будет названо.
  2. Второй конкурс-игра – попросить детей создать какую-нибудь геометрическую фигуру, держась за руки. Лидер сразу же начнет руководить процессом и расставлять всех по местам.
  3. Игра «Построй дом». Взрослый предлагает детям построить из подручных материалов дом, и дает на этот процесс определенное количество времени. Ребенок-лидер не бросается сразу строить дом, а размышляет над тем, кто и что будет делать, чтобы работа была слаженной и чтобы группа вложилась в указанное время.

Таких игр можно придумать очень много, тематика их может быть самой разнообразной. В принципе, какой бы игра не была – лидера видно в ней невооруженным взглядом, он пытается руководить, сплотить окружающих, привлекать всех к процессу.

Для того чтобы воспитать ребенка лидером, не обязательно быть тираном и следить за каждым его шагом. Главное — общаться со своим ребенком, изучать его, стать ему другом и наставником и тогда в вашей семье будет расти лидер, который в будущем добьется многого и поблагодарит вас за поддержку и понимание.

Видео: Как вырастить лидера из ребенка?


Все родители мечтают видеть своих детей счастливыми и успешными. Для этого они готовы сделать все, что в их силах. Как воспитать ребенка лидером? Какие качества надо вложить в него или развить, чтобы он занял высокое место в жизни?

Прежде всего, кто такой лидер? Каким надо быть, чтобы носить это гордое звание?

Лидеры – кто они

Всех признанных лидеров объединяет то, что они могут вести за собой остальных людей. При этом они не боятся брать на себя ответственность за принятые решения, совершенные поступки. Образы лидеров разных времен имели существенные отличия, однако некий внутренний стержень обязательно присутствовал в каждом из них.

Окунемся ненадолго в прошлое. Например, в эпоху античности признанными лидерами считались военачальники, которые командовали войсками, одерживали победы, защищали свои земли, завоевывали новые. Тактический ум и физическая сила делали их настоящими героями, способными распалять сердца для великих свершений. Но ничуть не менее уважительно люди относились к ораторам, которые сроду не брали в руки меч, но умели направлять мысли слушателей в нужную сторону.

Вспомните советские фильмы для детей. Кто сразу приходит на ум, когда задумываешься об образе лидера? Конечно же, главный герой фильмов «Кортик» и «Бронзовая птица» Миша Поляков. Как умело он вел за собой команду ребят, которые доверяли ему всем сердцем и готовы были выполнить каждую его просьбу. Умный, ответственный, сообразительный и, что греха таить, симпатичный внешне – просто идеальный образ советского мальчика, каким должен был бы хотеть стать каждый.

Но нередко можно встретить иной образ. Ребенок-хулиган, который на плохом счету в детском саду, в школе. Однако остальные дети тянутся к нему. И нередко ему, как Пете Пяточкину из одноименного мультфильма, достаточно просто поступить так, как хочет учитель, которого никто не слушает, чтобы и все остальные последовали его примеру, а порядок восстановился.

Так кто же он, этот лидер? И что следует делать родителям, чтобы вырастить его не только успешным, но и хорошим человеком?

Как разглядеть в ребенке лидера

Ваш малыш еще нетвердо стоит на ногах, плохо выговаривает «мама» и «папа», но его любимым словом уже стало «сам»? Он еще медленно бегает, однако даже ползком всегда оказывается впереди? Он не позволяет вам принимать за него решения, даже если это такая мелочь, как синяя или красная кофточка для прогулки, не говоря уже о котлете или рыбе на обед?

Для паники нет повода – в вашей семье появился маленький лидер, который уже начинает завоевывать свои позиции. Не стоит путать лидера с тираном – первый не станет устраивать истерики и биться головой об пол, как это предпочитает делать последний. Лидер и так прекрасно знает, что все будет так, как ему надо.

Если ваш ребенок уже постарше, понаблюдайте за его поведением со сверстниками на детской или спортивной площадке. Настоящий лидер активно группирует вокруг себя детей, он придумывает игры, раздает роли. Но, что очень важно, никто из ребят обычно не возражает против этого.

В школьные годы дети-лидеры обычно ведут за собой весь класс. При этом неважно, насколько успешна их учеба. Впрочем, серьезно настроенные лидеры редко позволяют себе скатываться ниже средней планки.

Если ребенок подает большие надежды

Итак, вы определили, что в вашем ребенке присутствует множество вышеописанных черт. Как воспитать лидера и не загубить его таланты, ведь сделать это так просто?

Прежде всего, необходимо научиться относиться к ребенку лояльно . Что это значит? Взрослым, привыкшим жить своей размеренной жизнью по собственным правилам, будет очень сложно свыкнуться тем, что теперь надо считаться с мнением маленького человечка, свободно ходящего пешком под стол. Это ни в коем случае не означает, что отныне ребенок будет командовать в семье. Задача взрослых – показать ему, что его мнение важно, что он равен вам. Даже если он неправ в своих суждениях, вы ведь достаточно взрослые люди, чтобы суметь доказать ему это и направить на путь истинный.

Проявляйте к ребенку уважение . Очень часто родители заявляют детям, что те их не уважают. Но знают ли юные умы, что это вообще такое? Откуда они научатся этому, если не будут видеть уважение в отношении самих себя. Только равенство и полное доверие в семье может вырастить настоящего лидера, а не бездушного самоуверенного тирана.

Старайтесь часто разговаривать с ребенком . Да, с современным ритмом жизни тяжело найти время на долгие беседы, но это и не обязательно. Поговорить, обсудить произошедшее за день, постараться решить семейные проблемы – все это можно сделать за ужином. Ребенок должен привыкнуть уважать взрослых, но не бояться их и чувствовать себя свободно при общении с ними. Это закладывается в семье.

Самостоятельность – важная вещь в жизни каждого ребенка, но для лидера она жизненно необходима. Попытка засунуть его в определенные рамки может отрицательно сказаться на психике и характере. Не старайтесь делать все за ребенка, не превращайте его деятельную натуру в безынициативного и безвольного человека. У вас в руках сокровище, для которого надо подобрать достойную огранку.

Ответственность

Ответственность – это одно из важнейших качеств для лидеров. Ребенок с детства должен четко осознавать, чем его слово отзовется. И заложить это необходимо в раннем детстве, иначе потом будет невероятно сложно что-то исправить.

Представьте себе человека, способного вести за собой массы, но абсолютно лишенного чувства ответственности за свои поступки. Это описание скорее подходит для чудовища, чем для героя с пламенным сердцем.

Как научить ребенка ответственности? Приучайте его всегда выполнять обещания, думать, прежде чем говорить. Составьте с ним четкий распорядок дня и следите за тем, чтобы он четко ему следовал.

Учиться – обязательно!

Да, ребенок не обязан быть отличником во всем, но это не значит, что на учебу можно махнуть рукой. Родителям следует мягко и ненавязчиво подталкивать его к этой мысли, вызывать в нем желание стать лучше, чем он уже есть.

Всегда поощряйте его увлечения. Любые. Конечно, без криминального уклона. Спорт, музыка, пение, рисование – выбор безграничен. Возможно, он во всем этом окажется посредственностью, но ведь приобретенные навыки никуда не денутся и обязательно принесут пользу.

К чему точно необходимо приучить ребенка, так это к чтению. Книги – это неистощимый источник информации о мире, о людях, об их судьбах и возможностях. Подбирайте для ребенка то, что его точно заинтересует, и обязательно на собственном примере демонстрируйте, насколько увлекателен мир литературы.

Настоящий лидер должен владеть искусством красноречия. Невозможно вести за собой людей, не умея правильно выражать собственные мысли и доносить их до людей. Разговаривайте с ребенком, никогда не отказывайтесь выслушать его рассуждения, не стремитесь тут же исправлять ошибки, пусть сам попробует разобраться с ними. Предложите ребенку начать обучаться ораторскому искусству. Оно будет ему полезно и в будущем, и в настоящем.

Общение

Настоящий лидер просто обязан быть общительным. Обычно эта черта присуща его характеру, вам остается только развивать и поддерживать ее.

Позвольте ребенку самому выбирать себе друзей, пусть он знакомится с большим количеством людей, видит разные характеры, учится действовать в различных ситуациях.

Никогда не требуйте от ребенка перестать с кем-то дружить, как это любят делать многие родители. Не показывайте ему, что люди делятся на достойных и недостойных по каким-то субъективным причинам.

Похвала похвале рознь

Да, детей необходимо хвалить. Первые годы своей жизни они вообще все делают только ради того, чтобы понравиться своим родителям. Но очень важно во всем соблюдать меру, в том числе и в похвале.

Ребенок должен быть вознагражден за свои старания, но не следует выражать бурный восторг по малейшему поводу. Это уменьшает ценность похвалы, даже постепенно сводит ее на нет. И тем более сокрушительным окажется удар, когда выпорхнувший из-под материнского крыла птенец вдруг столкнется с реальным миром и осознает, насколько его звездность и гениальность были завышены. «Спасибо» он вам точно за это не скажет.

Не вешать нос

Неудачи нас сопровождают постоянно. Этой мысли ребенка следует научить заранее. Но задача ваша не в том, чтобы взрастить в нем пессимизм.

На самом деле неудачу следует воспринимать правильно и извлекать из нее уроки. Это не трагедия, а всего лишь временная пауза в движении в нужном направлении. Проанализировав ее причины, можно легко избежать провала в будущем.

Неудача не означает, что ты плох и ни на что не способен. Она говорит лишь о том, что есть кто-то лучше и надо стремиться к тому, чтобы его превзойти.

Если задатки лидера отсутствуют

Как воспитать лидера в ребенке, если он к этому совершенно не способен? Прежде всего, не стоит расстраиваться. Людей в мире миллиарды, каждый не может быть ведущим. Но если обратить внимание на ребенка вовремя, есть огромный шанс побороть многие стороны характера, которые в дальнейшем будут мешать ему в жизни.
  1. Если ребенок не стремится к самостоятельности, заставьте его. Выделите ему зону ответственности. Пусть сначала она будет совсем маленькой, но со временем расширится. Так ребенок будет привыкать к определенным обязанностям, за исполнение которых отвечает только он и больше никто.
  2. Откажитесь от гиперопеки. Она не приносит пользу никому. В результате вырастают безвольные люди, не способные действовать самостоятельно даже в мелочах.
  3. Читайте книги о героях-лидерах. Смотрите соответствующие фильмы. Поощряйте любознательность и любые начинания ребенка.
Каждый человек – уникальная личность. Желание родителей вырастить из ребенка лидера не должно идти вразрез с его собственными желаниями и стремлениями.

Вы вновь на моем блоге, дорогие друзья, и я вам несказанно рада!

Важно ли это – быть всегда в центре внимания и собирать вокруг себя кучу друзей, быть капитаном и вести за собой? Нужно ли это – выделяться из массы и уметь организовать весь процесс, быть всегда на виду и испытывать на себе восторженные взгляды? Про что я? Вдруг задумалась над тем, откуда берутся руководители и как воспитать ребенка лидером. Знаете ли вы заветный рецепт популярности и умения быть на высоте?

План урока:

Так ли нужно лидерство?

Время, когда надо быть тихим и скромным, давно позади. «Быть как все, не выделяясь из серой массы» теперь уже не модно. Современное общество семимильными шагами стремится к своему техногенному развитию, не давая нам передохнуть и требуя от нас, а теперь и от наших детей, постоянного саморазвития, чтобы не оставаться позади.

Инициатива, которая в наше доброе время всегда была наказуема, теперь только приветствуется. Карьеристом быть сегодня не только почётно, но и необходимо, чтобы завоевать своё «тёплое местечко под солнцем».

Уметь выживать и быть конкурентоспособным – критерии, которым должен отвечать любой выпускник учебного заведения, делая шаг во взрослую жизнь.

Все эти перечисленные стороны успеха хотел бы видеть в своём ребёнке каждый уважающий себя родитель, и объединяются они в одном понятии «лидер».

А нужно ли быть таким гайдаровским Тимуром, чтобы постоянно вести за собой команду, обладая всеми этими качествами? Ведь лидер – это не способ манипуляции людьми, когда «смотрят в рот» и готовы выполнить каждую просьбу. Это, прежде всего, ответственность и за себя, и за других при принятии решений.

Хоть сухая статистика и говорит, что лидерскими качествами обладают всего лишь 5% населения, умные психологи убеждены: не родившись лидером, им можно стать.

Более того, даже если ваш ребёнок не готов идти впереди планеты всей, зазывая за собой красным знаменем, лидерские качества абсолютно ему не помешают в принятии самостоятельных решений и преодолении трудностей на своём жизненном пути.

Может или нет: вот в чём вопрос!

Как выявить предначертанного вождя? Свои позиции такой ребёнок отвоёвывает уже с малолетнего возраста: всегда окружён детской гурьбой, заводила в активных играх , с ним охотно делятся игрушками, он – любимец взрослых, для него – первые роли в детских спектаклях. И всё это вовсе не потому, что «лицом вышел» или «родители богатые». Абсолютно нет!

Просто этот ребёнок лучше остальных справляется с поставленными задачами и идёт на целый шаг впереди других, а в детском возрасте много умеющих и знающих просто боготворят и дети, и взрослые.

Более того, такие лидирующие мальчики встают на защиту слабых, а сильные девочки со свойственной заботой способны сопереживать. Все эти человеческие качества ещё ближе располагают окружающих и дают почву для роста авторитета среди окружающих.

Лидирующий одноклассник не выбирается и не назначается, в классе среди остальных он виден сразу.

Его назначают ответственным практически за все школьные дела, и маленький лидер с ними благополучно справляется. Он сразу завоёвывает доверие и детей, и педагогов.

Какой он, ребёнок-лидер, мальчик или девочка с твёрдым характером и внутренним стержнем?

  • Уверенный в себе. Он постоянно работает над своими сильными сторонами и умеет правильно преподнести свои таланты как хорошее качество, не для хвастовства.
  • Он всегда на виду, будучи публичен. Популярность лидера растёт вместе с взрослением ребёнка, и он ей умеет пользоваться.
  • У него нет проблем с общением, причём ни со сверстниками, ни с теми, кто значительно старше. Зачастую выступает арбитром, чтобы разрешить конфликт, так как является по натуре дипломатом.
  • Если он и огорчается сделанным ошибкам, то ненадолго, делая всё, чтобы их исправить, извлекая из этого урок. Плясать на своих граблях – не его вариант.
  • Он всегда имеет собственное мнение и доказывает его небезосновательно, не сворачивая с выбранного пути.
  • Способный организовать и повести за собой, он имеет авторитет среди окружающих. Всегда держится на высоте, если и спускается вниз по лестнице, теряя свои позиции, то только чтобы сделать перерыв и снова настойчиво подниматься вверх, получая завидное восхищение в спину.

Есть ли такие качества в вашем любимом чаде или нет, не играет значительной роли, если вы готовы взять процесс под свой контроль. Устремиться к лидерским вершинам только нужно как можно раньше, чтобы покорить Эверест вовремя!

Есть большие перспективы? Приложите свою руку!

Как не загубить имеющееся стремление быть первым и сделать пробные шаги лидерства уверенными?

  • Дайте свободу и позвольте самостоятельность . Для лидера поговорка «на ошибках учатся» походит как нельзя кстати. Именно оступаясь, ваши сын или дочь приобретают опыт и выносят бесценные жизненные уроки. А как ребёнок-лидер может использовать метод проб и ошибок, если вы дышите ему в спину, будучи на готовности сразу помочь?
  • Уважайте детское мнение. Лидер может и должен доказывать свою точку зрения, какой бы она на ваш взрослый взгляд не казалась абсурдной. Доказать обратное, если ребёнок неправ, используя аргументы и общаясь на равных, а не просто из серии «мал ещё» — вот тема для разговора с будущим руководителем.
  • Лидер должен быть хорошим оратором. Иначе как он сможет убедить окружающих и увлечь их за собой? Ораторскому искусству можно учить детей и дома, совсем необязательно прибегать к репетиторам, хотя занятия в театральных кружках – несомненный плюс. Научите своего сына или дочь говорить не мямля, а внятно и доходчиво. Не может сразу в силу эмоций — остановите и попросите повторить. Правильно построить речь и сформулировать главную мысль – вот, что нужно, чтобы тебя услышали.
  • Спрашивайте с лидера за слова и поступки. Будущий авторитет должен нести ответственность за то, что он обещает и что делает. В противном случае он потеряет доверие окружающих. Хорошим помощником в этом случае может стать сказкотерапия . Подберите примеры сказок, где герои-врунишки оказывались не в очень удобном для них положении. Пусть ребёнок задумается.
  • Лидеру свойственно слышать и слушать. Уважать чужое мнение, выслушивать позицию окружающих людей – всё это важно, чтобы лидерские качества не превратились в авторитарные. При последних заставить пойти за собой можно будет только силой. Общаться, не задирая свой нос, на одном уровне с другими независимо от цвета кожи и положения в обществе, — залог положительной репутации. Позитивным людям доверяют намного проще.
  • Лидер воспринимает критику. Довольно часто дети, слыша критику в свой адрес, рыдают горючими слезами. Склонным к лидерским качествам детям нужно привить способность не столько слышать в свой адрес на первый взгляд обидные слова, сколько понимать их значение и искать причину появления таких комментариев в свой адрес. Ведь правильно говорят: дыма без огня не бывает, а вдруг в поведении действительно что-то не так? Настоящий лидер не плачет в углу, а делает выводы.

Если ребёнок не хочет вести за собой?

Упираться и лепить лидера из ребёнка помимо его воли не стоит. Не всем быть руководителями. Некоторые, особенно застенчивые дети , просто не хотят и не готовы брать на себя ответственность и ограничиваются лишь функциями рядового исполнителя. Им так намного комфортнее и спокойней.

Тем не менее, это вовсе не значит, что воспитывать лидерские качества совсем не нужно. Как же ребёнок в повседневной жизни будет принимать важные для него решения и расставлять жизненно важные точки? Или вы всегда готовы быть на связи, чтобы выдать готовый ответ?

Детям, не готовым стать первым звеном, будет достаточно привить ответственность и обозначить обязанности, с которыми он должен справляться, не требуя при этом «достать звёзды с неба».

Не полезна им и гиперопека, которая противоречит принципам самостоятельности, поэтому отпустить из-под контроля всё-таки придётся.

Любознательность детей, не желающих быть лидерами, тоже важно поддерживать. Это один из способов развития инициативности, так необходимой и в школьной, и в повседневной жизни.

Думаю, это видео будет полезно всем без исключения родителям. Обязательно посмотрите, будет интересно!

У каждого из нас свои ценности: кому-то важна популярность и богатство, а для кого-то достаточно одного-единственного верного друга и домашнего уюта. Быть или не быть ребёнку истинным лидером, ломать ли его характер, чтобы он достиг высот, — решать вам, родители. Ведь на этапе воспитания этот процесс находится исключительно в ваших руках. Только не упускайте шансов, если звёзды к вам благосклонны.

Всего вам доброго!

Всегда ваша, Евгения Климкович.

«Лидер по жизни», говорим мы об успешных людях. А как воспитать лидера в ребенке? Есть ли какая-то формула? Особые – слова, способные разбудить лидерские...

«Лидер по жизни», говорим мы об успешных людях. А как воспитать в ребенке лидера? Есть ли какая-то формула? Особые – слова, способные разбудить лидерские качества в ребенке, помочь ему их развить, укрепить? Причем лидера, как человека достойного, которым можно гордиться, за то, что другие его ценят, уважают, следуют за ним…

Лидерские качества – не путаем с диктаторскими

Для начала нужно разобраться, что он за фрукт такой он этот «лидер». Заводила, способный подбить однокашников и ребят из соседнего двора на «вот с той крыши спрыгнуть» — лидер? Может тогда человек, без тени сомнения лихо вышагивающий по головам для достижения своей цели?

Или мастер манипуляции — самый популярный ребенок сначала в группе, классе, а потом в институте и дальше по лестнице, у которого есть все, кроме способности сопереживать, сочувствовать, сделать что-то самому, но лихо диктующий свои правила поведения? А может диктатор, которому легче подчиниться, чтобы не нажить неприятностей на свою голову?

В первую очередь лидер – ответственный, знающий цену себе, и уважающий мнения других человек, умеющий не шашкой махать направо и налево, а и за себя постоять, и других организовать и повести по наиболее рациональному пути решения проблемы. Он находчив, изобретателен, целеустремлен.

Кроме того, человек, обладающий лидерскими качествами, знает, как и когда нужно демонстрировать свои явные и скрытые, на первый взгляд, таланты и умеет это делать. А еще он не стесняется признавать свои ошибки и извлекать их них уроки. Имеет хорошее чувство юмора и знает толк в уместной самоиронии. Обязательно обладает хорошим чувством такта, слова и ораторскими навыками.

Все эти лидерские качества при желании можно воспитать в ребенке, особенно, если вы заметили, что ему это интересно.

Формирование потенциала

С какого возраста следует воспитывать лидера в ребенке? – с того самого момента, как он начинает держать голову и делать первые попытки переворачиваться. Поворот с животика на спинку и со спинки на животик, между прочим, одна из первых попыток добиться желаемого результата своими силами. Особенно если в поле зрения ребенка находится, например, игрушка, которую он хочет достать. Младенец видит цель и хочет её достичь. И если родители в этот момент делают так: «Ой, мой хороший, хочешь достать игрушечку?

Возьми, маленький. Не тянись», — они тут же перечеркивают его попытки достигать поставленную цель. Лишают права на самостоятельные действия.

Воспитывая лидера в ребенке, мы должны помнить, что он должен быть целеустремлен. Крохе можно помочь, направить его движения, но не делать их вместо него.

Это, кстати, одна из самых распространенных ошибок родителей – максимальное удовлетворение всех желаний маленького человека без всяческих усилий с его стороны. Жизнь чада должна быть комфортной, наполненной любовью, но не уподобляться теплице, где произрастает полностью зависимое от взрослого человека растение. Из теплолюбивого растения лидера воспитать невозможно.

А вот несколько простейших примеров, помогающих малышу развить первоначальные лидерские качества:

  • собираясь гулять с малышом, обязательно доверяем ему нести свой мячик, игрушку, лопатку, ведерко со словами: «ты мой помощник» или «ты же позаботишься о ней/нем?» — кроха, ;
  • выйдя с ребенком на прогулку, говорим не «пойдем на площадку», а, например, «веди нас на площадку» или «ты помнишь дорогу на площадку?» — малыш самостоятельно выбирает направление и сознательно ведет маму или папу по лично выбранному пути;
  • если на площадке никого нет и вы лишь вдвоем лепите снеговика или куличики из песка, не спешите бросаться на помощь, слыша «мама, у меня не получается», а предложите «может, попробуешь сделать чем-то другим», «как-то по-другому». Покажите чем и как, но свой выбор ребенок должен сделать сам (как получится – обязательно похвалите!) – развитие самостоятельного принятия решения и нахождение пути в обход той горы, что не идет к Магомеду;
  • если на площадке уже играют дети, предложите (!) ему с ними познакомиться, обязательно добавив слова «здравствуйте» или «привет» — вежливость обязательная составная часть лидера. Затем следуют и призыв к игре слова «давайте поиграем в…», не боясь делиться игрушкой — малыш, проявляя инициативу, утверждается. Кроме того, умение быстро войти в контакт, стать «своим», повести за собой – очень ценное приобретение для будущего лидера.

Кстати, для того, чтобы ребенок умел поддержать беседу или уверенно поддержать разговор (а без этого лидер – не лидер), его нужно научить говорить:

  • разговаривайте с ним, четко проговаривая слова, называя вещи своими именами, а не «вот эта штучка», «дёрни за пимпочку». Если малыш сразу не может выговорить слово, сложить предложение, поправьте, подбодрите его, а не подымайте на смех, он только учиться — грамотная речь обязательна для лидера;
  • обсуждайте совместно прочитанную книгу, просмотренный мультфильм – лидер умеет формулировать свои мысли и выражать мнение;
  • задавайте вопросы с обязательной формулировкой «как ты думаешь?» и обязательно добавляйте, «а я вот так» — лидер не только говорит, он слушает и слышит собеседника или оппонента;
  • советуйтесь, держа серьезное лицо, даже если малыш говорит забавные вещи, не бойтесь указать на ошибочное мнение, добавляя «это действительно интересно, но мне кажется» — настоящий лидер признает, что кроме его мнения есть и другие.

Еще одно обязательное условие при воспитании лидера: умение анализировать ситуацию. Если ему сделали замечание или кто-то в чем-то упрекнул, не спешите вставать на защиту своего чада, встав в позу «мой ребенок самый лучший». Разберите ситуацию по полочкам, найдите суть проблемы, просмотрите, какие варианты возможны для её решения и подтолкните его к этому решению (давая обязательно понять, что вы всегда рядом, но действовать придется самому). Действенный анализ, способность переступить свой страх при решении конфликтных ситуаций, выйдя из них с честью, очень пригодится лидеру в дальнейшем. Мало того, они ему необходимы.

Неприемлемые приемы

Важно помнить, что развить лидерские качества возможно лишь тогда, когда ваша кровинка уверена в себе (как это сделать читайте в статье « »). И еще – нельзя переусердствовать, подталкивая ребенка к совершению поступка. Запретите себе и своим близким:

  • толкать ребенка в спину во время проведения каких-то соревнований, игр, конкурсов: «Не стой тетехой! Иди, участвуй!» — принуждение порождает отторжение к действию;
  • перехваливать малыша, отрока, подростка: «ты у нас самый лучший, самый способный, самый замечательный, самый аккуратный»… И это только потому, что малыш вынес мусор, запомнил стишок, самостоятельно застелил кровать, вытер руки салфеткой. Здесь достаточно «хорошо», «молодец», «так и нужно». Перехваленный ребенок – дитя-зазнайка, ожидающий похвалы от всех и вся — всегда и без исключения. Это медвежья услуга. Во-первых, другим с ним не интересно. Во-вторых, не получая привычного, он начинает считать, что все вокруг плохие, а он один хороший. Становится совершенно неспособным к адаптации к внешнему миру, окружению;
  • безрассудно идти на поводу его «трудно», «устал», «не могу», «не умею». Любое начатое дело должно быть закончено. В крайнем случае (отъезд, приход гостей, позднее время), его можно отложить, но при этом следует подчеркнуть, что результат обязательно будет, если постараться. В конце концов «и ходить ты когда-то не умел, а научился же, хоть и падал», «ложку не держал в руках, размазывал кашу по лицу, но теперь ведь вон как уверенно орудуешь!». Тот, кто сдается изначально – не добивается желаемого результата никогда! Особенно это важно, когда родители хотят воспитать мальчика лидером;
  • обзывать ребенка, пускать в его сторону ядовитые шпильки, если он в чем-то не преуспел, особенно повышать на него голос. Яд вместо поддержки, убивает само желание делать что-то или же озлобляет и переквалифицирует лидера в деспота;
  • перезагружать дитя секциями, кружками, дополнительными уроками, занятиями с репетитором – у него атрофируется возможность выбора того, что по душе. Одно лишь подчинение установленному распорядку. Это не для воспитания лидера;
  • прощать маленькую ложь, видя её. Ваш маленький лидер, в процессе игры с друзьями невзначай разбил чашку, и вы, чтобы не расстраивать его перед друзьями соглашаетесь, что «он не знает, кто это сделал», «она сама упала». Так нельзя, точно так же как и устраивать разнос по этому поводу – правдивое признание нужно спрашивать и принимать чинно и спокойно. Как бы дорога посуда не была, дороже то, что ваше дитя, в котором вы развиваете лидерские качества, умеет признаваться и отвечать за свои поступки;
  • неуважительно, с насмешкой отзываться об увлечении ребенка. Это категорический запрет! Даже если ваш ребенок занимается в секции бокса или карате и одновременно кропотливо распознает разновидность рисунка на крыльях бабочек (спортивная секция, кстати, очень желательно для воспитания мальчика-лидера). Не мешайте ему всесторонне развиваться! Лидеру это необходимо;
  • сомневаться, что ребенку по силам преодолеть препятствие, говоря «ты только зря потратишь силы и время!». Найдите время, помогите, но не сбивайте его с выбранного пути;
  • устраивать ежедневные соревнования между родными детьми «кто сделает лучше, быстрее, ловчее». Так воспитывают не лидерство, а зависть, ревность и раздражение. «Помоги» — да, «вместе» — да, соревнование родители и дети – приемлемо и даже хорошо, «но не ты лучше, вот тебе конфетка». Учиться принимать поражения можно и нужно в конкурсах и соревнованиях между сверстниками – на спортивной площадке, в секции по гандболу, художественной гимнастики, контактных единоборствах… Но не в семье между единокровными (тем более сводными!) братьями и сестрами. Когда дети поддерживают друг другу, они помогают себе выработать чувство локтя, поддержки, умение работать вместе для достижения единой цели. В последующем лидер должен уметь организовать работу так, чтобы совместным трудом добиться желаемого результата
  • на глазах у ребенка отказывать в помощи тому, кто в ней нуждается (не путать с попрошайничеством!). Простейший пример, бабушка с сумкой переходит дорогу – и сами предложите ей помощь, и ребенка подключите к этому действию. У человека идет носом кровь, ему нечем её остановить, а у вас в кармане дорогой кружевной платок – не пожалейте, протяните его нуждающемуся, ведь не напрасно сказал Евгений Ханкин, что лидерство, которое не подкреплено ни добротой, ни сочувствием, перерастёт рано или поздно в тиранию — это неизбежно.

Воспитываем лидера в себе

Воспитывая лидера в своем ребенке, нужно самому быть лидером и авторитетом в его глазах. Возвращаясь к вопросам «кто такой лидер?», «в чем его задача?», лучше всего сформулировать ответ, используя наблюдения Николая Лескова.

Он подчёркивал, что первоочередная задача настоящего (стоящего) лидера – настроить коллектив или отдельно взятого человека на общую, единую цель, расставить все всех и по своим подходящим именно им местам, и главное — помочь поверить и не сомневаться в собственные силы. Это возможно только искренне любя и доверяя своему ребенку.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Расходы операционной деятельности
Упрощенный бухгалтерский баланс
Что такое нераспределенная прибыль в балансе