Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Мужская работа: Топ‑10 профессий, запрещенных для женщин в России. Кузнечно-прессовые и термические работы. Работы, связанные с применением свинцовых сплавов

Женщин начнут допускать на "неженскую работу", если работодатель сможет создать условия труда, не бьющие по их здоровью, в том числе репродуктивному. Минтруд намерен пересмотреть постановление правительства, запрещающее женщинам работать по определенным профессиям. Об этом рассказал глава департамента условий и охраны труда минтруда Валерий Корж на Всероссийской неделе охраны труда в Сочи.

Документ, кардинально меняющий подход к определению, какая профессия является женской, а какая нет, размещен на федеральном портале нормативных правовых актов. Корж пообещал, что он будет обсуждаться как минимум пару месяцев, чтобы все успели высказать по нему свои замечания и предложения.

Сейчас женщинам запрещено трудиться по 456 профессиям и специальностям. И все попытки общественности оспорить этот список до последнего момента были тщетны. Считалось, что в перечень включены профессии, работать по которым весьма опасно для женского здоровья. Особенно репродуктивного.

"Пересмотр списка профессий - вопрос деликатный. Конечно, вредные факторы действуют не только на женщин, но и на мужчин. Но женщины острее реагируют на факторы внешней среды", - сказал Корж. И хотя количество россиян, работающих во вредных и опасных условиях труда, снижается (например, за 2017 год на полпроцента), еще миллион женщин трудятся на таких работах.

Как пояснил Валерий Корж, пора уходить от прямого перечисления "запрещенных" профессий, потому что техника и технологии не стоят на месте. "То, что вчера делалось по одной технологии, сегодня - совсем по другой. На предприятия пришла автоматизация, компьютеризация, появилось совсем другое оборудование", - отметил он. И на одном и том же предприятии у людей, которые выполняют, казалось бы, одинаковую работу, могут быть разные условия труда. Одно дело управлять "Ласточкой" или "Сапсаном", совсем другое - локомотивом старого образца. На первые работы вполне можно допустить женщин, считает начальник департамента охраны труда РЖД Петр Потапов.

Сейчас женщинам запрещено трудиться по 456 профессиям и специальностям

Минтруд предлагает не составлять списки профессий, где женщинам априори нельзя было бы работать, а утвердить блок вредных производственных факторов, при наличии которых труд женщин будет ограничен, а также перечень отдельных видов работ с опасными условиями труда.

По словам завлабораторией НИИ медицины труда им. академика Измерова Марины Фесенко, больше всего профзаболеваний выявляется у женщин, работающих на предприятиях обрабатывающей промышленности, в металлургии. При этом "самые опасные для женщин профессии" - это машинист крана, медсестра, маляр, дояр, машинист конвейера. Риск заболеть раком груди повышается у женщин, работающих в пищевой промышленности, парикмахерами, косметологами, в прачечных и химчистках - везде, где используют химвещества.

Женщина направила в Конституционный суд РФ жалобу о признании не соответствующей главному закону страны правовую норму, запрещающую принимать женщин на должность машиниста электропоезда метро, сообщил РИА Новости в понедельник сотрудник пресс-службы суда.
Как сообщает сама заявительница, она уже несколько лет пытается добиться права на трудоустройство машинистом метрополитена. Она обратилась во ФГУП "Петербургский метрополитен" с заявлением о приеме ее на работу в должности помощника машиниста, но получила отказ.
Руководство подземки сослалось на постановление правительства РФ 162 от 25 февраля 2000 года "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин", пункт 374 которого запрещает прием женщин на должности машинист электропоезда и его помощник, - говорится в сообщении.
Женщина направила иск к метрополитену о признании отказа в приеме на работу незаконным. Также она обратилась в Верховный суд РФ с требованием признать пункт постановления незаконным.
"Верховный суд РФ вынес решение, по которому пункт №374 Постановления был признан законным. Вскоре последовало и решение районного суда, который признал, что руководство метрополитена вполне обоснованно отказало в приеме на работу. К такому же мнению пришли и судьи вышестоящих инстанций", - сказано в сообщении заявительницы.
По мнению заявительницы, оспариваемые нормы противоречат нормам Трудового кодекса и Конституции Российской Федерации.
"Жалоба поступила, но на настоящий момент она не принята к рассмотрению", - сообщил сотрудник пресс-службы суда.

В этой связи получаются следующие размышление. Т.е. при фактическом равноправии всё равно идёт тихое ползучее разделение труда на мужской и женский. Притом здесь есть противоборствующие тенденции. Где-то даже уже начинают создавать и принимать закон о гендерном равенстве (недавна была попытка), при принятии которого некие специальные люди должны подсчитывать - сколько у вас мужчин и женщин на работе и штрафовать за превышение численности одних или других, усматривая в этом неравенство и дискриминацию. С другой стороны активно протаскивается некими женским организациями законы о защите женщин от тяжёлого труда. Считается что женщины по умолчанию с этим согластны. Хотя их никто и не спрашивает.

А что, мужчин спрашивают?. Это уже вызывает улыбку. Раз запрещено работать женщинам, то вкалывать будут роботы-мужчины. Кто же ещё.

Отсюда вопрос, вызывающий смех: - "А есть ли перечень производств, где запрещено работать мужчинам в силу вредных и опасных условий труда?"

Минтруд пересмотрит и сократит перечень специальностей, к которым не допускают женщин-гражданок РФ. Какие профессии можно встретить в этом списке?

Маша с детства мечтала стать капитаном морского лайнера. Пластмассовый руль в руках малышки превращался в штурвал корабля, а в старый бинокль пытливые детские глаза видели берега далёких неизведанных земель. Взрослые говорили Маше, что её мечта невозможна: «девушка на судне - значит, быть беде», да и вовсе не женское это дело, справиться с такой тяжёлой и ответственной работой может только мужчина. Но Маша не сдавалась. Она же живёт в России, где люди равны и могут занимать любые должности независимо от пола. Она поступила в морское училище (с третьей попытки, ведь в двух предыдущих «девочек не берут»), блестяще училась и проходила практику в море. Преподаватели, поначалу постоянно с грустью вздыхавшие о её нелёгкой доле и неродившихся детях, давно перестали воспринимать её только «девочкой». Капитан хвалил и звал работать с ним после выпуска. Маша сдала выпускные государственные экзамены, получила красный диплом, пришла к своему капитану… И упёрлась в знакомое с детства «девочек не берём». Закон запрещает. Капитан бы и рад помочь, попросить за Машу, но дел по горло, скоро очередной рейс, и так проверками замучили, ещё одной - дополнительной, ради Маши - он не переживёт. Так что прости, Маша, не женское это дело. Займись чем-нибудь ещё.

Маши из нашей истории, к счастью, не существует, поэтому переживать за её дальнейшую судьбу не стоит. Зато проблема, с которой она столкнулась, реальна. Женщина в России действительно не может заниматься морскими специальностями, ведь они входят в особый Перечень профессий, путь в который женщинам закрыт.

Этот список был составлен ещё в 1974м году Советстким правительством и перенят Российской Федерацией 25 февраля 2000 года (Постановление Правительства РФ №162). Он содержит в себе 456 названий «тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин». Вам не показалось. Перечень не «строго не рекомендует», оставляя за работником и его работодателем право и возможность самостоятельно решить, готовы ли они пойти на риск. Он именно «запрещает» допускать использование женского труда в названных специальностях. С помощью таких радикальных мер государство заботится о сохранении репродуктивных функций организма женщины, ведь тяжелый труд может негативно сказаться на возможности выносить здорового ребёнка. При этом доказательств причинения вреда исключительно женскому организму нет ни у одной позиции этого перечня: большинство профессий списка одинаково опасны как для женщин, так и для мужчин. Однако запрет на работу касается только женщин.

А в соседнем с нами Евросоюзе, например, о женщине так не пекутся. Европейки успешно осваивают профессии, раннее считавшиеся сугубо мужскими, и вырождаться, кажется, не собираются. Некоторые специальности в Европе стали настолько гендерно нейтральными, что правозащитники перестали собирать статистику занятости женщин в отрасли. Никого уже не удивит женщина за рулём экскаватора, например.

А ведь бороться с дискриминацией женщин Россия и Европа начали одновременно, когда ратифицировали т. н. «Женскую конвенцию» ООН («Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин»). Документ вступил в силу в 1981м году и призывает добиваться не просто гендерно нейтрального отношения к мужчине и женщине, но, в случае необходимости, принимать меры для изменения действующих законов, обычаев и традиций, мешающих ликвидации любых форм дискриминации. Конвенция уделяет значительное внимание проблеме равноправия полов в области занятости, а любое несоблюдение положений конвенция называет дискриминацией по признаку пола.

На данный момент Конвенцию ратифицировали 189 стран, в том числе и Российская Федерация. Её положения подкрепляются другими государственными документами, например, Конституцией и Трудовым кодексом РФ. И всё же при равных условиях исполнения положений Конвенции для всех стран, её подписавших, в России до сих пор существует Перечень Запрещённых Профессий, к отмене которого Минтруд пока не готов.

Вот только некоторые профессии, доступные, например, гражданкам Евросоюза, но закрытые для женщин в Российской Федерации:

  • Плотник. В России женщинам запрещено работать плотником на строительных, монтажных и ремонтно-строительных работах, в то время как в Европе не существует даже данных о том, сколько женщин задействовано в этой области.
  • Забойщик скота. То, чем занимаются многие женщины в деревнях, не может быть местом их официальной работы. По версии Минтруда, женщина не может поднимать больше 10 кг в час. Стоит отметить, что 10 кг - вес двухлетнего ребёнка, количество поднятий которого мамой в домашних условиях на государственном уровне никак не регулируется.
  • Водитель рейсового автобуса. В России женщина имеет право работать только на автобусе, курсирующем в черте города и вместимостью не более 14 человек. Рейсовые автобусы междугородних направлений для женщин по-прежнему закрыты.
  • Дальнобойщик и водитель строительной техники. Не спасёт даже наличие прав соответствующей категории. В России женщина может стать водителем фуры только при наличии большого опыта (зачастую полулегального).
  • Непросто женщинам в России пробиться и в военные профессии. Формально, гендерных ограничений в армии не существует: женщины России могут служить на тех же условиях, что и мужчины. Правда, первых танкисток Российской Федерации, например, начали готовить в Приамурье только в 2013м году, до этого женщинам позволяли занимать только небоевые специальности: связистки, медперсонал, младший руководящий состав. Удивительно встречать такое в стране, породившей знаменитых на весь мир Ночных Ведьм. Впрочем, закон современной России изначально не предполагает гендерного разделения военнослужащих, поэтому и особых условий (санитарных, например), необходимых женщинам, он не учитывает. К тому же, в армии действует первоочередность предложения вакансий мужчинам соискателям. Вакансия будет предложена кандидатке женского пола только после того, как от неё откажется кандидат-мужчина. В Европе о службе женщины на равных с мужчинами заговорили ещё во время Первой Мировой войны, но, в отличие от Советского союза, оставили девушкам право проходить службу на добровольных началах, осваивать желаемые ими специальности и принимать участие в боевых действиях. Девушки в Европе могут быть, например танкистками, сапёрами или снайперами.
  • Ещё сложнее дела обстоят у уже упомянутых женщин-моряков. Морские училища и речные техникумы принимают всех подходящих абитуриентов независимо от их пола, но не предупреждают, что после выпуска девушкам будет сложнее (а то и практически невозможно) занять должность в соответствии с их квалификацией. Именно профессиональный союз моряков стал добиваться пересмотра Перечня запрещённых профессий. Россиянка Светлана Медведева, когда ей, сославшись на государственный перечень, отказали в должности моториста-рулевого, обратилась за помощью в ООН. Комиссия сочла случай Светланы дискриминацией, но суды Российской Федерации это решение проигнорировали, заявив, что оно «не является обязательным для России».

Впрочем, женщины-капитаны в российском флоте всё-таки существуют, но отношение к ним, оставляет желать лучшего. Вот как о своём положении рассказывала порталу Meduza капитан дальнего плавания Татьяна Суханова: «…странно, что в любом порту мира меня — женщину-капитана — встречали гораздо приветливее, чем в родной стране. Даже моя подруга из Архангельска капитан дальнего плавания Екатерина Немирова, а также знаменитый капитан Людмила Тибряева и женщины-старпомы отмечают, что на Дальнем Востоке мужчины-коллеги относятся к ним несравнимо жёстче. Некоторые просто пытаются подставить. <…> Если бы зарубежные компании, которые представляют эти крюинги, узнали, что капитана не берут на работу только потому, что она - женщина, они лишились бы лицензий».

  • А вот с профессией пожарного сложности возникают даже у европеек. Официальных ограничений на работу в этой профессии для женщин в ЕС нет, но на практике женщины-пожарные по-прежнему остаются большой редкостью. В Швеции их, например, только 0.6% от числа всех пожарных страны. При этом многие мужчины-пожарные в опросах отмечали, что не хотели бы, чтобы женщины работали вместе с ними, так как это «нарушит атмосферу братства, которая помогает им работать слажено». Порадоваться, пожалуй, можно за Австралию, где девушек активно набирают добровольцами для тушения лесных пожаров. Потолком карьеры в МЧС у гражданки Российской Федерации станет место диспетчера. К спасению людей и тушению огня её не подпустят.
  • Лучше всего иллюстрирует регресс соблюдения прав женщины в России запрет на работу машинисткой метро и электропоезда. Женщины были допущены к управлению подвижными составами метрополитена во времена Великой Отечественной войны из-за нехватки мужчин-машинистов в городе, и успешно справлялись со своей профессией вплоть до самой Перестройки. В метро существовали даже специальные женские бригады. Но в восьмидесятых правительство СССР решило, что управлять электропоездом может только мужчина, и стало медленно выживать женщин из подземки. Сейчас женщинам запрещено не только управлять поездом, они не могут занимать даже должность помощника машиниста. Последней женщиной-машинистом в России была сотрудница московского метрополитена Наталья Владимировна Корниенко, ушедшая на пенсию всего пару лет назад. Ныне в метро женщин-машинисток нет.

А вот европейская статистика показывает, что количество женщин, управляющих поездами, с годами только увеличивается. Медленный прирост объясняют отнюдь не дискриминацией, а особенностями профессии: многие машинисты выбирали свою специальность, следуя по стопам своих отцов, и покидают свои места очень неохотно. По прогнозам, с развитием транспортной системы количество женщин в индустрии будет только расти.

С полным перечнем профессий можно ознакомиться в Постановлении Правительства РФ №162. Список включает в себя специальности, в которых необходима грубая сила (девушка, по версии Минтруда, не обладает достаточными физическими способностями для работы на лесоповале), и в которых существует необходимость постоянно держать в голове большой объём инструкционных положений при постоянном отслеживании текущей ситуации (именно по этой причине женщина не может быть машинистом электропоезда).

Но условия труда давно изменились. Специальная техника позволяет прилагать минимум физических усилий в строительных работах, меры безопасности давно пресекли всевозможные утечки таких опасных для «женской репродуктивной функции» химикатов, а многочисленные исследования доказали, что память и аналитические способности мозга никак не зависят от половой принадлежности его обладателя. Однако Минтруд согласился только пересмотреть и, возможно, сократить список запрещённых профессий. Отказаться от него полностью, несмотря на успешный зарубежный опыт, власти не готовы «на концептуальном уровне». Так что россиянке Маше, в отличие от её подруги-француженки Мари, ещё долго придётся бороться за возможность вести своё судно к далёким берегам.

С 1974 года в России официально существует перечень из 456 профессий, запрещенных для женщин. В список попали такие специальности, которые и многим мужчинам не под силу, но представительницы «слабого пола» все равно недовольны. Уже почти полвека они доказывают, что могут выполнить любую работу и вольны сами выбирать свой профессиональный путь. В последние годы правительство обещает пересмотреть перечень и оставить там только вредные для женского здоровья виды работ, но пока список остается неизменным. Расскажем о 7 запретных профессиях и отважных дамах, которые смогли обойти этот запрет.

Моряк

«Женщина на корабле - плохая примета». Неизвестно, когда именно появилось это старое суеверие, но известно, что живет оно до сих пор. А в России даже на законодательном уровне. Суровая морская жизнь считается слишком тяжелой для девушек («будущих матерей»), а пребывание на одном корабле с мужчинами в течение нескольких месяцев и вовсе перенести нельзя. Но отважные дамы не обращают внимания на эту трогательную заботу о себе и все равно рвутся в море. Женщины составляют 1-2 % от всех моряков мира, но это не значит, что на кораблях их нет совсем. Они становятся матросами, штурманами, помощниками, капитанами и даже получают звание адмирала. В США адмирал Мишель Говард управляла всем флотом страны, участвовала в войне в Персидском заливе и вызволяла товарищей из пиратского плена. А вот в России девушкам запрещено служить на военных судах.

Единственным капитаном (и по совместительству единственной женщиной) в ВМС была Вера Курочкина, управлявшая большим гидрографическим катером. Это судно обеспечивало боевую деятельность других кораблей и использовалось в научных целях. В 2013 году капитана Курочкину уволили с туманной формулировкой «в связи с изменением условий трудового договора». А чуть позже руководство ВМС России пообещало, что к 2018 году появятся корабли, готовые принять на борт специалистов женщин, но пока этого не произошло. Те немногие девушки, которые все-таки пробиваются на борт, работают на торговых и пассажирских судах. Ситуация, когда весь командный состав корабля сформирован из женщин, в России пока невозможна. А ведь когда-то именно россиянка Анна Щетинина стала первой женщиной - капитаном дальнего плаванья.

Дальнобойщик

Многим из нас сложно представить, но профессия дальнобойщика действительно может стать работой мечты. Особенно если вы дама, которую закон оберегает от вождения и обслуживания автобусов и автомобилей грузоподъемностью свыше 2,5 тонн. Мы до сих пор удивляемся, видя девушку за рулем такси или маршрутки, чего уж тут говорить о фурах. Но говорить нужно, потому что подобных отважных женщин в России не так уж и мало. Они водят огромные грузовики, одно колесо которых может весить больше, чем сам водитель, и без чужой помощи, вручную меняют их на пустынных, разбитых дорогах.

Получить работу дальнобойщика девушке очень сложно: хозяева машин обычно не доверяют фуры и грузы таким хрупким созданиям. И зря: на практике они справляются не хуже коллег, а встречающиеся по дороге мужчины (в том числе полицейские и даже местные бандиты) всегда рады оказать помощь даме. Но не обходится и без сексизма - мужчины-дальнобойщики часто пытаются отправить женщину-водителя на кухню или предложить руку и сердце. Работа, сопряженная с постоянными разъездами, не мешает дальнобойщицам заводить семьи. Родные гордятся тем, что они выполняют такую сложную «мужскую» работу.

Водитель электропоезда

Водить электропоезд (то есть метро) женщинам тоже запрещено. Работники метрополитена считают это правило вполне разумным. Долгое пребывание под землей чревато проблемами со здоровьем для любого человека, но у девушек, помимо всего прочего, могут нарушиться репродуктивные функции. Однако самые большие опасения вызывают внештатные ситуации. Работники метро с трудом представляют, что будет делать хрупкая девушка с застрявшим в тоннеле поездом или попавшим под колеса человеком. После войны женщин активно брали в машинисты, и несколько лет назад из метрополитена уволилась последняя специалистка из того набора - Наталья Корниенко. С тех пор машинисток в метро нет, хотя одна девушка активно пыталась попасть в заветное кресло через суд.

Петербурженка Анна Клевец училась на юридическом факультете и искала подработку. Должность помощника машиниста ее вполне устраивала, но руководство метро не стало менять свои правила. Тогда девушка пошла в суд, заявив, что закон является дискриминационным и нарушает конституцию. Судя по тому, что женщин, управляющих поездами метро, все еще нет, Фемида приняла сторону правительства.

Сварщик

Дальнобойщицы отмечают: хоть на работу попасть и сложно, но с зарплатой никаких проблем нет - и мужчины, и женщины получают одинаково. А вот сварщицы часто жалуются на то, что их притесняют на производстве: зарплата мужчины может быть выше почти на треть. Некоторым сварщицам не разрешают получать новые категории; иногда и вовсе оформляют как ученика, а работы дают столько же, сколько мужчине с опытом. А ведь когда-то профессия сварщика считалась чуть ли не женской: во время войны и некоторое время после в цехах царили девушки, а потом появился перечень тяжелых работ и специалисток начали отстранять, несмотря на то, какое высокое мастерство они демонстрировали. Работа сварщика действительно тяжелая и опасная, но не только для женщин, а вообще для всех. Эти специалисты уходят на пенсию в 45 лет - к тому моменту у них уже накапливается много проблем со здоровьем, в частности, со зрением и щитовидной железой. Бывают на производстве и смертельные случаи: можно задохнуться газом (здесь особенно опасна сварка с применением аргона) или попасть под чей-нибудь инструмент.

Женщины - работники аккуратные и ответственные, поэтому работодатели и берут их, несмотря на запрет. Они спаивают титановые и атомные трубы, работают с аргоном, не боятся сварки ручным методом. Если работодатель попадается порядочный, то за свой тяжелый труд сварщицы получают компенсации: льготы, лечение, поездки за счет компании, подарки детям. Но зарплаты все равно остаются небольшими даже у тех, кто работает на сложнейшем и опаснейшем производстве в труднодоступных местах. Но сварщицы обычно любят свою работу и даже называют ее творческой, ведь металл нельзя просто так сплавить - нужно придать ему определенную форму, сделать все красиво и качественно. Работу сварщика проверяют рентгеном, ошибок быть не может.

Шахтер

Специальность шахтера в перечне запрещенных профессий чуть ли не первая. И кажется, вот она - работа, которая не по зубам вырвавшимся на свободу женщинам. Но так было не всегда. До революции и во время обеих мировых войн девушкам не просто разрешали работать на шахтах, но и всячески поощряли подобные желания (впрочем, в те непростые времена правительство официально нанимало и детей до 15 лет). Сейчас, конечно, никто не разрешает дамам махать кирками под землей по 14 часов в день, но это не значит, что они совсем вернулись на поверхность. Самая распространенная подземная профессия у девушек - маркшейдер. Это горные инженеры, которые планируют и контролируют все этапы строительства под землей. Ошибка маркшейдера может привести не только к краху всей работы, но и к смерти шахтеров - он должен оценивать состояние почвы, находить загазованные участки под землей, делать правильные расчеты, чтобы ничего не обвалилось. И все эти сверхответственные решения нередко принимают хрупкие девушки. За несколько лет работы они проводят под землей больше тысячи часов.

Пожарный

Женщины в России не могут принимать участие в непосредственном тушении пожара. Честно говоря, обойти этот запрет хотят совсем немногие: пожарниц в России можно пересчитать по пальцам. Возможно, без запрета их было бы гораздо больше: в США, например, тушат пожары 6200 женщин, причем 150 из них руководят работой пожарных частей. Американское правительство обязано нанимать определенное количество девушек на эту должность при условии, что они прошли строгий отбор. В России пожарницам никакие умения не помогут. Ни отличные оценки в специализированных учебных заведениях, ни высокие результаты на нормативах не заставят начальников частей взять на работу девушку. Для них и условий-то нет никаких: ни отдельных комнат, ни отдельных душевых.

Пожарный - профессия сама по себе невероятно опасная и сложная, а женщинам в ней приходится сталкиваться с дополнительным стрессом: издевками и недоверием коллег-мужчин, притеснениями со стороны начальства. Те немногие дамы, которые все-таки убедили начальство в своей готовности пожертвовать собственной жизнью ради спасения чужих, не могут, например, участвовать в соревнованиях - ведь они будут соревноваться с мужчинами, которые очень расстроятся, если проиграют представительнице слабого пола. Многие девушки мечтают спасать людей, многие физически и морально готовы к такой работе, но бороться с предрассудками и устаревшим законодательством начинают лишь единицы.

Работник химического производства

Девушкам активно не рекомендуется работать на химическом производстве. По-хорошему на этом производстве вообще никому работать не стоит, но женщин решили отстранить законодательно. Работа с материалами, выделяющими ядовитые испарения, негативно влияет на репродуктивные функции и здоровье вынашиваемых детей. Кроме того, у работниц опасных производств чаще развиваются гинекологические заболевания и специфические формы рака. Но конечно, недобросовестные работодатели допускают к вредным веществам женщин, остро нуждающихся в деньгах. Их могут неправильно оформлять и платить копейки.

Чиновники собираются переписать Постановление Правительства от 25.02.2000 № 162, в котором перечислены профессии, запрещенные для женщин. Актуализация перечня, который фактически сохранился с 1974 года, проводится в связи с изменением технологий производства и «социально-гигиенических условий труда» в различных сферах.

Запрещенные профессии для женщин обсуждают профсоюзы и работодатели. Среди профессий, которые предлагают сделать доступными, называются:

  • водитель автобуса с 14 и более местами (но там есть исключения, например, под эту категорию не подпадают пригородные перевозки);
  • водолаз;
  • стереотипер;
  • машинисты спецтехники;
  • носильщик, занятый перемещением багажа и ручной клади;
  • наладчики разного рода оборудования;
  • машинист и помощник машиниста локомотива;
  • составитель поездов.

Как регламентируется женский труд

В России декларировано равенство полов и возможностей. Вместе с тем государственная политика направлена на защиту материнства и детства, поэтому для работников женского пола предусмотрены некоторые привилегии.

В особенностям регулирования труда женщин посвящена отдельная . Она вводит определенные ограничения по применению женской силы, дает дополнительные гарантии и льготы матерям с малолетними детьми. Среди них:

  • непривлечение к работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни;
  • запрет на сверхурочные работы;
  • невозможность направлять в служебные командировки;
  • предоставление дополнительных отпусков и др.

На каких работах нельзя использовать женский труд

Согласно утвержденному Постановлением Правительства № 162 списку, представительницы прекрасного пола не могут работать по некоторым специальностям почти в 40 сферах. Им в некоторой части запрещены работы:

В постановлении перечислены и конкретные профессии, которые не доступны дамам. Это заливщик металла, чеканщик, занятый на работах ручным пневматическим инструментом, асфальтобетонщик, плотник, кузнец-бурозаправщик, авиационный механик (техник) по приборам, электрооборудованию, двигателям, матрос, слесарь по ремонту автомобилей, вручную моющий детали двигателя, составитель поездов и др. В общей сложности утверждено 456 запрещенных профессии.

Вместе с тем уточняется, что работодатель вправе применять труд женщин на работах (профессиях, должностях), включенных в перечень, если были созданы безопасные условия труда, и это подтверждается результатами и положительным заключением региональной Службы санэпиднадзора.

Что стоит исключить

В Министерстве труда говорят, что исключат из списка определенные профессии только после того, как медики подтвердят их безопасность для женского здоровья. Чем оно отличается от мужского, как долго продлятся тесты, насколько сильно сократится перечень — все это пока открытые вопросы. Но сами чиновники все время ставят акцент на необходимость беречь репродуктивное здоровье представительниц прекрасного пола.

В то же время эксперты уверены, что век технологий давно требует перемен. «Детальное рассмотрение и корректировка списка с учетом технического прогресса вполне актуальны, — считает президент Союза независимых экспертов и интерим-менеджеров Сергей Елисеев. — Учитывая, что техника и электроника шагнули далеко вперед, часть работ уже перестали быть тяжелыми и(или) вредными. Например, работа машиниста автогрейдера, бульдозера или экскаватора на современной технике с гидроусилителем, кондиционированием кабины и специализированным сервис-ремонтом уже не может быть тяжелой».

Стоит ли вообще ограничивать право женщины быть боцманом или машинистом тепловоза, вопрос, конечно, спорный. Но чиновники пока не готовы позволить дамам самим решать, что им лучше делать — котлы чистить или пеленки сушить.

Выскажите свое мнение о статье или задайте вопрос экспертам, чтобы получить ответ

Включайся в дискуссию
Читайте также
Бульон из сома. Уха из сома
Курица фаршированная рисом
Как черствый хлеб сделать мягким в микроволновке или духовке