Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

N231 Преступность мигрантов из СНГ. Борьба с преступностью в снг И. колоскова, главный юрисконсульт отдела

В 2017 году на территории государств-участников Содружества Независимых Государств было зарегистрировано 3,2 миллиона преступлений. В Казахстане, Молдове, Узбекистане и Украине произошло сокращение числа зарегистрированных преступлений по сравнению с 2016 годом на 12-16%, Азербайджане, Беларуси и России - на 2-7%. Рост преступности отмечался в Кыргызстане и Таджикистане - на 1%, Армении - на 8%.

Число зарегистрированных преступлений 1)

Единиц

Всего

на 100 тыс. человек населения

2017 в % к 2016

Азербайджан

Беларусь

Казахстан

Кыргызстан

Молдова 2)

Таджикистан

Узбекистан 3)

Всего по СНГ

3) Данные с официального сайта Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике.

(на 100 тыс. человек населения)

В среднем по Содружеству на долю противозаконных действий в отношении собственности приходится более половины зарегистрированных преступлений: наименьшее значение её отмечено в Узбекистане - 32% общего числа, наибольшее - в Казахстане - 73%. Преступления, связанные с наркотиками, в общем числе зарегистрированных преступлений в СНГ занимают 8%, тяжкие и особо тяжкие преступления против личности - 2%, хулиганство - 1%.

Структура преступности в 2017 году

(в % к общему числу зарегистрированных преступлений)

Всего

В том числе

зарегистрировано преступлений

против собственности 1)

тяжкие и особо тяжкие против личности 2)

связанные с наркотиками

хулиганство

другие виды преступлений

Азербайджан

Беларусь

Казахстан

Кыргызстан

Таджикистан

Узбекистан

Всего по СНГ

______________

1) Кражи, грабежи, разбойные нападения и мошенничество.

2) Умышленные убийства, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью и изнасилования.

Общее число преступлений против собственности (включают кражи, грабежи, разбойные нападения и мошенничество) по Содружеству составило 1,7 миллиона, что на 10% меньше, чем в 2016 году.

Число зарегистрированных преступлений против собственности в 2016 и 2017 гг.

Кражи

Грабежи

Разбойные нападения

Мошенничество

Азербайджан

Беларусь

Казахстан

Кыргызстан

Таджикистан

Узбекистан

Всего по СНГ, тыс.

В 2017 году всего по Содружеству краж (тайное хищение чужого имущества) было зарегистрировано на 11% меньше, чем в 2016 году. Их число снизилось в Беларуси, Казахстане, Узбекистане и Украине - на 7-16%, Молдове - на 25%; увеличилось - в Азербайджане, Армении, Кыргызстане и Таджикистане - на 5-10%. В Азербайджане, Кыргызстане и Молдове каждая третья кража является квартирной, в Беларуси - каждая четвертая, Казахстане - каждая пятая, Армении и Таджикистане - каждая седьмая, Украине - каждая десятая, в России - каждая тринадцатая.

Общее число грабежей (открытое хищение чужого имущества) по Содружеству сократилось на 15% по сравнению с 2016 годом. В России оно уменьшилось на 8%, Азербайджане, Беларуси, Казахстане - на 14-18%, Армении, Молдове, Узбекистане и Украине - на 21-33%; в Таджикистане - осталось на уровне предыдущего года. Увеличение данного вида преступлений на 2% отмечено в Кыргызстане.

Разбойных нападений (нападение в целях хищения чужого имущества с применением насилия, опасного для жизни и здоровья) в Армении, Казахстане и Кыргызстане было совершено на 8-13% меньше, чем в 2016 года, в остальных странах - на 20-24%. В целом по странам Содружества сокращение составило 20%.

В 2017 году в целом по Содружеству выявлено примерно такое же число случаев мошенничества (хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием), как и в 2016 году. В Армении и России отмечен их рост соответственно на 12% и 7%; в остальных странах - снижение на 6-20% .

Число зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений против личности в 2016 и 2017 гг.

Умышленные убийства и покушения на убийство

Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью

Изнасилования и покушения на изнасилование

Азербайджан

Беларусь

Казахстан

Кыргызстан

Таджикистан

Узбекистан

Всего по СНГ, тыс.

Общее число тяжких и особо тяжких преступлений против личности в странах Содружества в 2017 году по сравнению с предыдущим годом в целом снизилось на 9%. По отдельным видам преступлений, относящихся к данной категории, в ряде стран отмечался рост противозаконных действий. Так, число умышленных убийств возросло в Азербайджане, Казахстане и Таджикистане (на 6-10%), случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью - в Азербайджане и Таджикистане (соответственно на 10% и 15%). Рост случаев изнасилований отмечен в Азербайджане, Беларуси и Таджикистане.

Число зарегистрированных преступлений, связанных с наркотиками, фактов взяточничества и хулиганства в 2015 и 2016 гг.

Преступления, связанные с наркотиками

Взяточничество

Хулиганство

Азербайджан

Беларусь

Казахстан

Кыргызстан

Таджикистан

Узбекистан

Всего по СНГ, тыс.

Число выявленных преступлений, связанных с наркотиками , по сравнению с 2016 годом увеличилось по Содружеству на 4%. В Армении и Украине таких преступлений зарегистрировано на 26% больше, в Молдове - на 10%, России - на 4%. Снижение их числа произошло в Казахстане на 4%, Кыргызстане и Таджикистане - на 10%, Азербайджане, Беларуси и Узбекистане - на 14-16%. Наибольшая доля преступлений, связанных с наркотиками, в общем числе зарегистрированных преступлений отмечается в Азербайджане (11%) и России (10%); в других странах Содружества она составляет от 2% до 6%.

Регистрация фактов взяточничества снизилась в Азербайджане и Кыргызстане; в остальных странах Содружества увеличилась: в Армении, Беларуси, Казахстане, Молдове и Таджикистане - в 1,2 - 2,3 раза, России - на 13%, Узбекистане - на 6%.

Хулиганских действий в среднем по Содружеству выявлено на 17% меньше, чем в 2016 году. Снижение их числа отмечено в Кыргызстане на 1%, Азербайджане, Молдове, России и Украине - на 13-16%, Казахстане - на 25%, Узбекистане - на 38%; увеличение - в Армении, Беларуси и Таджикистане - на 2-10%.

Число зарегистрированных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в 2016 и 2017 гг.

Всего

Из них повлекшие по неосторожности смерть человека,

2017 в % к 2016

Азербайджан

Беларусь

Казахстан

Кыргызстан

Таджикистан

Всего по СНГ, тыс.

Нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, ответственность за которые предусмотрена уголовным законодательством стран Содружества, составляют в среднем 1% общего числа зарегистрированных преступлений. В Кыргызстане более половины таких нарушений повлекло смерть по неосторожности одного или нескольких человек, в Таджикистане - 50%, в Азербайджане, Беларуси и России - 33-36%, Украине - 20%, Армении - 18%.

В 2017 году по сравнению с 2016 годом общее число уголовно наказуемых нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств по Содружеству снизилось на 6%.

Подготовил Межгосударственный статистический комитет Содружества Независимых Государств

22 января 1993 г. страны СНГ заключили Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

Согласно ст. 1 Конвенции «граждане каждой из Сторон, а также другие лица, проживающие на ее территории, имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в учреждения юстиции других стран Содружества, к компетенции которых относятся гражданские, семей­ные и уголовные дела». Конвенция распространяет также свое дей­ствие и на юридических лиц государств, подписавших Конвенцию.

Государства осуществляют правовую помощь друг другу путем выполнения процессуальных и иных действий, в частности путем составления, пересылки и выдачи вещественных доказательств, про­ведения экспертизы, допроса сторон, обвиняемых, свидетелей, экспер­тов, возбуждения уголовного преследования, розыска и выдачи лиц. совершивших преступления, принятия и исполнения судебных реше­ний по гражданским делам, приговоров в части гражданского иска, исполнительных надписей, а также путем вручения документов.

Документы, которые на территории одной из сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то упол­номоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территории других сторон без какого-либо специального удостоверения.

Статьи 20-50 Конвенции регулируют правовые вопросы по граж­данским и семейным делам. Раздел III содержит положения, ка­сающиеся вопросов признания и исполнения решений. Например, государство-участник Конвенции признает и исполняет на своей территории вынесенные на территории других государств-участни­ков решения учреждений юстиции по гражданским и уголовным делам, решения судов по уголовным делам о возмещении ущерба. Статьи 56-80 Конвенции касаются вопросов правовой помощи по уголовным делам. В том случае, если гражданин одного из госу­дарств-участников совершил преступление на территории другого государства-участника, государство гражданской принадлежности правонарушителя обязано осуществлять против него уголовное пре­следование. Более того, запрашиваемое государство обязано уведо­мить запрашивающее государство об окончательном решении в связи с уголовным преследованием и передать ему копию окончательного решения по делу.



Конвенция также детально регламентирует вопрос выдачи преступ­ников и лиц, совершивших правонарушения. Статья 56 предусмат­ривает взаимное обязательство государств-участников Конвенции выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привле­чения к уголовной ответственности или приведения в исполнение вступившего в силу приговора суда. Выдача лиц для приведения приговора в исполнение производится за такие деяния, которые в соответствии с законом запрашивающей и запрашиваемой сторон Конвенции являются наказуемыми и за совершение которых преду­смотрено наказание в виде лишения свободы на срок не менее шести месяцев.

Распад СССР привел к резкому ухудшению криминогенной обста­новки на территории новых государств, росту количества преступ­лений с участием иностранных граждан, возникновению новых видов преступлений и трансграничной преступности. Государства СНГ были вынуждены принять ряд соглашений, направленных на борьбу с преступностью в рамках Содружества. В январе 1996 г. Совет глав государств СНГ принял решение о создании Совета министров внутренних дел государств-участников Содружества, а в мае 1996 г. утвердил Положение о нем.

По своему статусу Совет является одновременно органом Совета глав государств и Совета глав правительств по вопросам, которые входят в компетенцию министерств внутренних дел стран СНГ.

Среди основных задач Совета - взаимодействие в борьбе с пре­ступностью, охрана правопорядка, реализация решений органов СНГ и др. Совет проводит заседания по мере необходимости, но не реже двух раз в год и принимает решения на основе консенсуса с учетом принципа незаинтересованности любого государства Содружества в том или ином вопросе, что не влияет на принятие решения другими государствами.

Национальные министерства стран СНГ осуществляют сотрудни­чество в борьбе с преступностью на основе Соглашения о взаимо­действии министерств внутренних дел СНГ в сфере борьбы с преступностью от 24 апреля 1992 г. Оно было подписано всеми государствами СНГ.

Программа совместных мер по борьбе с организованной преступ­ностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ, принятая главами правительств стран Содружества 12 марта 1993 г., обозначила комплекс совместных мер по противодействию правона­рушениям. В развитие Программы, принятой 12 апреля 1996 г., было подписано Соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступле­ниями в сфере экономики. В соответствии с Соглашением государ­ства СНГ осуществляют сотрудничество путем обмена информацией, проведения мероприятий по предупреждению, выявлению, пресече­нию и раскрытию преступлений в сфере экономики и т.д.

Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с преступностью, подписанное 25 ноября 1998 г., преду­сматривает также розыск лиц, скрывающихся от уголовного пресле­дования или отбывания наказания, а также без вести пропавших; розыск и возвращение похищенных предметов и ценностей, авто­транспорта; обмен информацией о готовящихся или совершенных преступлениях и др. Обмен информацией осуществляется на основа­нии запросов, а также без запроса, если имеются основания полагать, что она представляет интерес для государства-участника Соглашения.

Для осуществления сотрудничества в борьбе с отмыванием денег в рамках СНГ заключен Договор о противодействии легализации доходов, полученных незаконным путем (не вступил в силу).

В связи с постоянно возрастающей угрозой осуществления актов международного терроризма главы 12 государств СНГ приняли в июне 1999 г. Договор о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом (вступил в силу для шести государств). Решением Совета глав государств СНГ, принятым 1 декабря 2000 г. в Минске, об Антитеррористическом центре государств СНГ было утверждено Положение о нем.

По своему статусу Антитеррористический центр - постоянно действующий специализированный отраслевой орган СНГ, который предназначен для обеспечения координации взаимодействия компетентных органов государств Содружества в области борьбы с между­народным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.

Общее руководство деятельностью Центра осуществляет Совет руководителей органов безопасности и специальных служб стран СНГ. В своей работе Центр взаимодействует с Советом министров внут­ренних дел СНГ, Советом министров обороны СНГ, Координацион­ным советом Генеральных прокуроров СНГ, Советом командующих Пограничными войсками, а также Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами пре­ступлений на территории государств СНГ.

Основные задачи и функции Центра: выработка предложений Совету глав государств СНГ и Совету глав правительств СНГ в борьбе с международным терроризмом; обеспечение координации взаимодей­ствия компетентных органов стран Содружества; анализ информации о состоянии, динамике и тенденциях распространения международно­го терроризма в СНГ и других государствах; формирование банков данных о международных террористических организациях, неправи­тельственных структурах и лицах, оказывающих поддержку между­народным террористам; содействие государствам СНГ в подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий и комплексных операций по борьбе с международным терроризмом; участие в под­готовке модельных законодательных актов, международных догово­ров, затрагивающих вопросы борьбы с международным терроризмом.

Центр возглавляет Руководитель, назначаемый на основании решения Совета глав государств СНГ на три года по представлению Председателя Совета руководителей органов безопасности испециальных служб государств СНГ. Руководитель имеет трех заместителей: первый - от Совета министров внутренних дел СНГ, второй - Совета министров обороны, третий - Совета командующих Пограничными войсками.

Государства СНГ направляют в Центр своих полномочных пред­ставителей, которые осуществляют деятельность на основании По­ложения, утвержденного Решением Совета глав правительств СНГ от 31 мая 2001 г.

Финансирование деятельности осуществляется за счет средств единого бюджета органов СНГ отдельной строкой.

Выдача преступников

Институт экстрадиции действует одновременно и параллельно как на двустороннем, так и на многостороннем уровнях. При этом, как по­казывает практика, применимой является форма регионального уча­стия государств в сотрудничестве в сфере международной уголовной юстиции.

Важным элементом создания единого правового пространства на Европейском континенте явилось подписание 13 декабря 1957 г. в Страсбурге Европейской конвенции о выдаче.

Договаривающиеся стороны приняли на себя обязательство выда­вать друг другу в соответствии с положениями и условиями Конвенции всех лиц, в отношении которых компетентные органы запрашиваю­щей стороны ведут уголовное преследование в связи с каким-либо преступлением или которые разыскиваются указанными органами для приведения в исполнение приговора или постановления о задер­жании (ст. 1 Конвенции). Предметно обозначены преступления, служащие основанием для выдачи.

Любая договаривающаяся сторона, закон которой не предусмат­ривает выдачу за некоторые преступления, может исключить такие преступления из сферы применения Конвенции.

Любая договаривающаяся сторона может в момент сдачи на хра­нение своей ратификационной грамоты или документа о присоеди­нении препроводить Генеральному секретарю Совета Европы либо список преступлений, в связи с которыми разрешена выдача, либо список преступлений, в связи с которыми выдача исключается.

Конвенция 1957 г. содержит ряд общепризнанных принципов института экстрадиции. В числе таковых заслуживает быть назван­ным принцип невыдачи за преступления, рассматриваемые в каче­стве политических и воинских.

Фискальные преступления требуют наличия специального дополни­тельного согласия сторон в отношении каждого из таких преступлений. Доктринальный и практический интерес вызывает проблема вы­дачи собственных граждан. В рамках признанного права отказа в выдаче своих граждан каждая сторона может дать определение сво­его понимания термина «граждане» по смыслу Конвенции 1957 г. Это делается путем заявления в момент подписания или сдачи на хранение своей ратификационной грамоты или документа о при­соединении к Конвенции.

Если запрашиваемая сторона не выдает своего гражданина, она по просьбе запрашивающей стороны передает дело своим компетент­ным органам для возбуждения уголовного преследования, если это необходимо. Для этой цели документы, информация и вещественные доказательства, касающиеся преступления, предоставляются бес­платно по дипломатическим каналам. Запрашивающая сторона ин­формируется о результатах.

Институт выдачи преступников - это комплексный юридический феномен, соединяющий в себе нормы материального и процессуаль­ного права. При этом необходимо учитывать два важных фактора: гражданство преступника и определение места совершения преступ­ления. Запрашиваемая сторона может отказать в выдаче лица в связи с преступлением, которое в соответствии с ее законом считается совершенным полностью или частично на ее территории или в месте, рассматриваемом в качестве ее территории.

Институт выдачи преступников как отдельный институт в системе международного уголовного права регулируется общепризнанными отраслевыми принципами. Основополагающими являются принцип aut dedere aut punire («или выдай, или накажи»), принцип поп in bis in idem (принцип, исключающий двойное наказание) и принцип специальности. Все они нашли подтверждение и развитие в европей­ской правовой системе.

Важным аспектом обеспечения справедливого судебного произ­водства является соблюдение комплекса общепризнанных юридиче­ских гарантий. К таковым относятся срок давности и неприменимость смертной казни.

Международно-правовой режим выдачи преступников, установ­ленный в рамках европейской региональной системы, предусматри­вает упорядочение процедурных аспектов судебного производства, включая подачу запроса и связанных с ним сопроводительных доку­ментов, передачу дополнительной информации, осуществление вре­менного ареста, представление конкурирующих запросов, передачу лица, подлежащего выдаче, передачу собственности, транзит выда­ваемого лица через территорию другого государства.

Конвенция 1957 г. получила развитие в ряде последующих дого­ворных актов. Последними актами были Конвенция 1995 г. об уп­рощенной процедуре выдачи и Конвенция 1996 г. по проблемам выдачи.

В регионе Бенилюкса (Бельгия, Люксембург, Нидерланды) дейст­вует собственная правовая система выдачи преступников. Междуна­родно-правовой базой является Конвенция об экстрадиции и правовой помощи по уголовным делам от 27 июня 1962 г.

Налаженное между этими странами тесное экономическое со­трудничество, обусловленное спецификой географического поло­жения и общими политическими интересами, выделяет страны Бенилюкса в особую группу в общеевропейской системе интегра­ции. Конвенция от 27 июня 1962 г. как нельзя лучше иллюстри­рует возможность создания действенных субрегиональных систем по реализации института выдачи преступников странами, тесно связанными между собой географически, экономически и куль­турно.

Ни одно из трех указанных государств не ратифицировало Евро­пейскую конвенцию о выдаче 1957 г.

В большей своей части Конвенция 1962 г. находится в русле положений Конвенции 1957 г., хотя и имеет определенную специ­фику. В Конвенции 1962 г. значительно понижен временной порог выдачи по сравнению с Конвенцией 1957 г. Так, если по Конвенции 1962 г. общий срок наказания составляет шесть месяцев для обви­няемых беглецов и три месяца для осужденных беглецов, то для Конвенции 1957 г. такие сроки составляют, соответственно, двенад­цать и четыре месяца. В то время как так называемые «политиче­ские» преступники не подлежат выдаче по Конвенции 1962 г., акт дезертирства не рассматривается как политическое преступление. Требования о выдаче направляются не по дипломатическим каналам, а непосредственно от министерства юстиции одного государства в министерство юстиции другого государства.

Близкой (по характеру и содержанию) к правовой системе выдачи согласно Конвенции 1962 г. является правовая система экстрадиции в соответствии с Нордическим договором 1962 г. В нордическую систему применения института выдачи преступников входят пять расположенных на севере Европы стран: Дания, Финляндия, Ислан­дия, Норвегия и Швеция. Договор 1962 г. содержит международно-правовые принципы сотрудничества в сфере международной уголовной юстиции пяти стран этого субрегиона. Субрегиональная система экстрадиции строилась по такой схеме институционно-правового практического применения института выдачи, как процедура выра­ботки и принятия единообразного законодательства каждым государ­ством-участником. Тем самым достигалась гармонизация правовых систем института экстрадиции.

Имеется ряд соглашений между членами Европейских сообществ, в которых также есть положения, регулирующие выдачу преступни­ков. Например, соглашение между членами Европейских сообществ о толковании принципа aut dedere aut judicare («или выдай, или суди») (Брюссель, 1987 г.) и Соглашение о передачи лиц, совершивших преступления (Брюссель, 1987 г.), а также Конвенция о сотрудниче­стве в борьбе с международными преступлениями (Брюссель, 1991 г.). Совет ЕС разработал рамочное решение «О европейском ордере на арест и процедуре передачи лиц между государствами-членами», которое вступило в силу в 2004 г. Согласно этому документу, запрос судебного органа государства-члена ЕС о передаче лица должен быть признан и исполнен автоматически на всей территории ЕС. В этих случаях в качестве основания для отказа уже не рассматривается принадлежность лица к гражданству запрашиваемой стороны. Запра­шиваемое государство утрачивает право не выдавать собственного гражданина, если против этого лица возбуждено уголовное дело или вынесен приговор в другом государстве-члене ЕС.

Европейский ордер на арест может выдаваться как в целях пере­дачи преступника, скрывающегося в другом государстве-члене ЕС от наказания, так и в целях предварительного расследования, то есть он может выдаваться до вынесения судом приговора.

В целом понятие «европейский ордер на арест» означает требо­вание, исходящее от суда или прокуратуры государства-члена ЕС, адресованное другим государствам-членам ЕС в целях оказания ему помощи, осуществления розыска, задержания, ареста или передачи лица, которое является объектом приговора или постановления упо­мянутых органов.

Получив запрос, соответствующий орган обязан принять необхо­димые меры в отношении этого разыскиваемого лица, а это лицо имеет право обжаловать решение о его передаче в суде государства-члена ЕС, в котором он находится. В этом случае суд должен в течение 90 дней с момента задержания принять решение об испол­нимости ордера. Передача лица производится в течение последую­щих 20 дней.

Перечень оснований для отказа в исполнении европейского ор­дера на арест и передаче разыскиваемого лица является очень узким. При этом государство не позднее трех месяцев с момента принятия Советом ЕС рамочного решения может предоставить для опублико­вания в официальном журнале ЕС исчерпывающий перечень деяний, в отношении которых судебные органы этой страны имеют право отказать в исполнении ордера на арест. Речь идет о тех деяниях, которые не считаются преступлениями в другом государстве, напри­мер употребление наркотиков.

Рамочное решение Совета ЕС предполагается ограничить пре­ступлениями, влекущими лишение свободы на срок не менее четырех месяцев. В отношении разыскиваемого лица, которое еще не осуж­дено, нижний предел санкции составляет один год и более.

Российская Федерация ратифицировала Европейскую конвенцию о выдаче 1957 г. Федеральным законом от 25 октября 1999 г. № 190-ФЗ.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Охарактеризуйте формы борьбы с легализацией незакон­ных доходов.

2. Расшифруйте ФАТФ.

3. Охарактеризуйте Европейскую конвенцию о пресечении терроризма.

4. Как организована борьба с преступностью в рамках СНГ?

5. Какова система выдачи преступников в Европе?

Литература

Ляхов Е.Г., Попов А.В. Терроризм: национальный, региональный и международный контроль. - Москва-Ростов на Дону, 1999.

Моисеев Е.Г. Десятилетие Содружества: международно-правовые аспек­ты деятельности СНГ. - М., 2001.

При всей значимости сотрудничества Республики Казахстан в области борьбы с преступностью с ООН, Советом Европы, иными континентальными и межконтинентальными межгосударственными сообществами и организациями в настоящее время особую актуальность приобретают вопросы взаимодействия правоохранительных органов нашей страны с правоохранительными органами со странами СНГ.

Уголовная среда, используя правовые, экономические, политические, организационные промахи в работе правоохранительных органов, органов государственной власти и управления стран СНГ, создала свое единое криминальное поле, интернационализировалась и консолидировалась, обрела профессионализм, фактически взяла под контроль значительную часть экономических структур. На протяжении последних нескольких лет в динамике и структуре преступности стран СНГ отмечаются сходные тенденции, реально угрожающие их экономическому развитию и национальной безопасности. Из года в год растет число транснациональных преступлений, где преобладают бандитизм, убийства по найму, незаконные операции с оружием и наркотиками, контрабанда сырьевых ресурсов, финансовые аферы. Межнациональные преступные контакты приобрели характер устойчивой закономерности.

Органы государственной власти и управления стран СНГ, межправительственные и межгосударственные организации этих государств не предпринимают меры противодействию преступности. С момента создания СНГ борьба с преступностью, а особенно с преступностью в экономике, была отнесена к сфере совместной деятельности государств, входящих в СНГ, и это нашло законодательное закрепление в Вискулевском соглашении и в Уставе Содружества. 12 марта 1993 г. в Москве Совет глав правительств СНГ утвердил Программу совместных мер по борьбе с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств -- участников СНГ. В Программе отмечалось, что правовой основой для сотрудничества и взаимодействия органов внутренних дел государств -- участников Содружества должна служить Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная главами государств 22 января 1993 г. в г. Минске.

Программа включала две группы вопросов: организационно-правовые и организационно-практические.

Организационно-правовые вопросы предусматривали:

Подготовку предложений созданию в рамках СНГ постоянно действующего органа (комиссии) по координации борьбы с организованными и иными наиболее опасными формами преступности для выполнения задач, связанных с формированием специализированного банка данных, содействия в осуществлении межгосударственного розыска участников преступных сообществ, лиц, совершивших наиболее опасные преступления и скрывающихся от уголовного преследования, обеспечения согласованных действий при проведении комплексных операций, затрагивающих интересы нескольких государств -- участников Содружества, выработки рекомендаций по борьбе с транснациональной преступностью;

Подготовку предложений о необходимости принятия законов о борьбе с организованной преступностью и коррупцией, о государственной службе, о борьбе с «отмыванием» доходов от преступной деятельности, поиске, изъятии и конфискации таких доходов, о защите работников правоохранительных органов и участников уголовного процесса, об оперативно-розыскной деятельности;

Разработку и заключение межгосударственных соглашений о сотрудничестве в сфере борьбы с ОПГ, незаконным обращением с оружием, взрывчатыми и радиоактивными веществами, о порядке взаимодействия следственно-оперативных групп на территории других государств, порядке взаимодействия ОВД, таможенных служб и пограничных войск, о сотрудничестве в сфере борьбы с терроризмом на воздушном транспорте и транспортных коммуникациях, в сфере борьбы с преступлениями в банковской системе, коммерческих структурах и в сфере внешнеэкономической деятельности, а также о сотрудничестве в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Предусмотренные программой организационно-практические мероприятия были направлены на:

Борьбу с бандитизмом и вооруженной преступностью (определение лидеров, сферы влияния, выявление источников поступления оружия, проведение анализа данных о действующих на территории государств -- участников Содружества вооруженных преступных групп бандитской направленности, занимающихся разбойными нападениями и вымогательством);

Разработку и проведение скоординированных комплексных операций (выявление и пресечение деятельности организованных групп преступников-гастролеров, выявление и изобличение бандитских группировок, действующих на магистральных автомобильных дорогах, выявление и пресечение вооруженных преступных группировок, занимающихся хищением на объектах железнодорожного транспорта);

Разработку и реализацию совместных мер по выявлению и пресечению незаконной продажи и хищений оружия;

Обеспечение совместного контроля за раскрытием серийных тяжких преступлений;

Осуществление комплекса согласованных мер, по пресечению деятельности группировок, специализирующихся на хищениях автомобилей;

Борьбу с наркобизнесом;

Борьбу с преступностью в сфере экономики (усиление контроля за внешнеэкономической деятельностью организаций и предприятий, вывозящих строительное сырье и материалы, пресечение незаконных сделок в отношении нефтепродуктов, цветных и редкоземельных металлов);

Выработку механизма совместных оперативно-поисковых действий по пресечению незаконных каналов вывоза из государств -- участников Содружества энергоносителей, культурных ценностей и валютных средств;

Обобщение материалов о деятельности устойчивых преступных формирований, занимающихся мошенническими операциями в банковской системе, и проведение скоординированных ОРМ в странах СНГ по изобличению организаторов этих преступлений;

Разработку системы банковского контроля за межгосударственным перемещением денег.

По большинству позиций данная совместная программа борьбы с преступностью на территории стран СНГ не была выполнена. Причиной тому были следующие обстоятельства:

нереальные сроки выполнения программы -- один год;

глобальность проблем, которые предполагалось совместно решить (по существу программа касалась всего комплекса преступлений, совершаемых в странах СНГ, и так называемых фоновых явлений);

отсутствие опыта совместной работы;

отсутствие правовой базы для сотрудничества;

стремление охватить мероприятиями все страны СНГ вне зависимости от специфики их интересов;

отсутствие материально-технической базы совместных действий;

политическая и экономическая нестабильность в регионах;

отсутствие четкого разделения обязанностей между сторонами;

стремление разрешить комплексные проблемы усилиями одного-двух министерств;

отсутствие контроля за выполнением Программы.

В 1996 г. Совет глав государств СНГ в соответствии со ст. 4 Устава СНГ в целях принятия эффективных совместных действий в борьбе с преступностью утвердил Межгосударственную программу совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств -- участников СНГ на период до 2000 г. Руководители государств, принимая этот программный документ, констатировали, что состояние преступности в государствах - участниках Содружества вызывает серьезную озабоченность. Практически повсеместно отмечается значительный рост тяжких преступлений, имеющих транснациональный характер, совершаемых организованными преступными формированиями. Широкое распространение получают различные проявления терроризма, легализация преступных доходов, наркобизнес, контрабанда оружия и военной техники, радиоактивных веществ, культурных ценностей, стратегических материалов, фальшивомонетничество, кражи автомобилей, преступления в финансовой и внешнеэкономической сферах, в том числе с использованием информационно-вычислительной техники и новейших платежных средств, заказные убийства и другие виды преступлений.

В программе также отмечается, что принимаемые в государствах Содружества меры не всегда адекватны преступным проявлениям, недостаточно скоординированы и согласованы, это приводит к увеличению масштабов транснациональной организованной преступности, возможности ее проникновения в экономическую, социальную и финансовую сферы. Данное обстоятельство, отмечаемое в Программе, обусловливает необходимость принятия более эффективных межгосударственных мер, направленных на совершенствование информационного обеспечения государств, на гармонизацию и унификацию правовой базы, проведение конкретных согласованных мероприятий правоохранительных и иных органов системы уголовной юстиции в борьбе с ОПГ, и, прежде всего, с преступностью, посягающей на экономическую безопасность СНГ.

В программе совместных мер борьбы с преступностью на период с 2000 до 2003 года в большей степени учтены результаты анализа криминогенной ситуации и прогнозов развития преступности в странах СНГ, результаты научных исследований, практики борьбы с организованными формами преступности. Здесь также учтен прошлый опыт совместных действий правоохранительных органов стран в этом направлении.

Данная межгосударственная программа состоит из шести разделов, предусматривающих организационно-правовые вопросы, организационно-практические мероприятия, информационное и научное обеспечение, материально-техническое и финансовое обеспечение, механизм контроля.

На сегодняшний день в рамках СНГ существует Межгосударственная программа совместных мер борьбы с преступностью и Программа сотрудничества СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотиков на 2011-2013 годы.

Обе программы разработаны во исполнение пункта 6.2 Плана основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития СНГ в развитие ранее действовавших межгосударственных программ на среднесрочный период. Принятие Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью обусловлено необходимостью развития сотрудничества государств в противодействии современным вызовам и угрозам.

Комплекс мер, предусмотренных Программой, основывается на анализе криминогенной ситуации и прогнозе тенденций преступности в странах Содружества, результатах научных исследований, практике борьбы с преступностью, а также опыте совместных действий и результатах реализации предыдущих программ.

Среди основных задач Программы - развитие международно-правовой базы сотрудничества, совершенствование и гармонизация национального законодательства, проведение комплексных совместных или согласованных межведомственных профилактических, оперативно-розыскных мероприятий и специальных операций, информационное и научное обеспечение сотрудничества, а также осуществление сотрудничества в подготовке кадров, повышении квалификации специалистов.

В свою очередь, Программа сотрудничества СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотиков направлена на обеспечение адекватного реагирования на происходящие изменения в наркоситуации и реализации неотложных мер совершенствования противодействия распространению наркомании и наркобизнеса. Данная Программа представляет собой комплекс мер, реализация указанных Программ будет осуществляться в соответствии с принципами и нормами международного права, международными обязательствами и законодательством государств - участников СНГ.

В настоящее время практически нет методик сравнительного анализа преступности в странах СНГ, не определены цели, задачи совместного исследования этой проблемы, отсутствует материально-техническая база. В связи с этим, в первую очередь, необходимо определить параметры сравнительных показателей при изучении преступности в рамках СНГ.

Не менее важно с точки зрения теории криминологии и практики борьбы с преступностью в рамках СНГ правильно и полно решить вопрос о круге сравниваемых составов преступлений. Сложившаяся мировая практика такова: для сравнения преступности при составлении статистических ежегодников ООН избирают преступления, представляющие особую общественную опасность для мирового сообщества. Как правило, это умышленные убийства, изнасилования, умышленные тяжкие телесные повреждения, разбойные нападения, кражи чужого имущества, поджоги. В некоторых странах национальная уголовная статистика учитывает данный узкий по количеству круг преступлений, которые принято называть индексами. В одних государствах (например, в США) число индексных преступлений находится в пределах десяти, в других (ФРГ, Франция, Англия) их значительно больше.

Ни в одной из стран СНГ понятия индексных преступлений не существует. Уголовная статистика стран Содружества учитывает все преступления, предусмотренные в их Уголовных кодексах. А таких преступлений более двухсот. Как поступить в подобной ситуации? Сравнивать все составы преступлений? В этом нет ни научной, ни практической значимости, да и технические возможности для такого сравнения отсутствуют. Если же пойти по пути сравнения групп преступлений, отнесенных к категории тяжких, то и тут все может оказаться не так просто при определении общей позиции. К примеру, такой состав преступления как умышленное убийство практически повсеместно отнесен к категории тяжких. Однако это не означает, что во всех ситуациях для стран СНГ имеет практическое значение сравнительный статистический анализ умышленных убийств. Другое дело, если речь идет об убийствах, к которым причастны лица разных стран, убийствах, затрагивающих межнациональные интересы, и т.п.

Видимо, на новом этапе интеграционных процессов в области борьбы с преступностью каждая страна сама должна определять несколько (не более десяти) наиболее значимых для нее составов преступлений с учетом уровня их фактической и статистической распространенности, степени общественной опасности, межгосударственного характера и т.д. По всей вероятности, этот перечень преступлений будет периодически меняться в связи с изменениями уголовного законодательства, конкретной криминологической ситуацией, задачами, стоящими перед странами СНГ.

Определяя круг сравниваемой информации о преступности в странах СНГ, необходимо учитывать не только уголовно-правовые, но и криминалистические и криминологические классификации тех или иных противоправных деяний в сфере экономической деятельности. Здесь имеются в виду прежде всего мотивы, способ действия и предмет посягательства. Не менее продуктивным может быть включение в предмет анализа этнических и религиозных факторов, процессов миграции как в пределах СНГ, так и за его границами. Не обойтись здесь и без совместной разработки методик определения фактического уровня преступности в странах СНГ.

Сравнительный анализ преступности в странах СНГ предполагает также прогноз развития преступности хотя бы на ближайшую перспективу. Сейчас на уровне устоявшейся категории фигурирует такое понятие, как общее криминальное пространство. Отсюда строятся прогнозы в отношении динамики, структуры преступности, обстоятельств, способствующих преступлениям. Однако при всей внешней «прозрачности» данной категории она нуждается в осмыслении с более общих, стратегических позиций, позиций философского, экономического, политического и правового характера. Уже при первом приближении к названной проблеме возникает вопрос о том, а есть ли действительно такое понятие, как единое криминальное пространство. Есть географически единое пространство, есть территория, по которой передвигаются преступники без особых трудностей и препятствий. И все. Далее идут в основном одни различия, национальные интересы, традиции, взгляды и т.п. Вместе с тем во всем мире (правда, с разной степенью интенсивности) происходят процессы интернационализации всех сторон жизни. Интернационализируется и преступность как неотъемлемая пока часть жизнедеятельности человека. Поэтому есть основания предполагать, что в ближайшее время будет возрастать количество так называемых транснациональных преступлений, связанных с незаконной торговлей оружия, наркотиков, произведений искусств, контрабандой, транспортными преступлениями. Видимо, эти преступления и могут явиться основными содержательными элементами предлагаемого нами понятия «региональные индексные преступления» стран СНГ.

Взаимодействие правоохранительных органов стран СНГ осуществляется в целях обеспечения эффективности их деятельности по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, розыску преступников, возмещению причиненного преступлениями ущерба, исполнению наказаний, а также совершенствования международно-правовых норм и национального законодательства в сфере борьбы с преступностью.

Приоритетное значение приобретают совместные усилия правоохранительных органов по борьбе с организованной и транснациональной преступностью, представляющей особую угрозу безопасности стран СНГ.

В социальном плане организованная и транснациональная преступность опасна в связи с тем, что она способствует:

вовлечению в преступную деятельность все большего числа людей и прежде всего из молодежной среды;

созданию в обществе атмосферы страха и неуверенности;

стимулированию роста социальной напряженности;

возрастанию вреда, причиняемого экологическими преступлениями, фальсифицированием продуктов и алкогольных напитков.

В экономической сфере организованная и транснациональная преступность способствует:

Глобальной криминализации экономических отношений и упрочению позиций криминального капитала;

Росту теневой экономики, подрывающей социально-экономические основы государств -- участников СНГ;

Снижению уровня международного доверия к усилиям государств СНГ в инвестиционной политике, внешнеэкономической, кредитно-финансовой деятельности и других сферах экономики; Организованная и транснациональная преступность представляет угрозу и политическим интересам стран Содружества, поскольку создает условия для:

Вторжения криминальных структур, располагающих крупными капиталами, в политическую жизнь государств, лоббирования своих интересов во властных структурах путем формирования выгодного общественного мнения через подконтрольные средства массовой информации, а также путем принятия выгодных им законодательных и иных нормативных актов;

Подкупа коррумпированных государственных служащих;

Провоцирования в корыстных целях межнациональных конфликтов и политических скандалов.

Важнейшими направлениями согласованной деятельности правоохранительных органов стран СНГ является борьба с:

Терроризмом, бандитизмом, захватом заложников;

- «заказными» и серийными убийствами;

Похищениями и торговлей людьми, органами или тканями человека для трансплантации;

Наемничеством, незаконным производством или распространением оружия массового поражения, нападениями на лиц и учреждения, которые пользуются международной защитой, и другими преступлениями против мира и безопасности человечества;

Проникновением через границы стран СНГ нарушителей границы, террористических групп и других преступных элементов;

Нарушениями правил несения пограничной службы, дезертирством и другими преступлениями против военной службы, если они посягают на нормальное функционирование СНГ;

Незаконной миграцией;

Фальшивомонетничеством, контрабандой, легализацией средств и имущества, приобретенных незаконным путем, налоговыми и другими преступлениями в экономике, наносящими ущерб странам СНГ;

Преступлениями, связанными с незаконным оборотом оружия, радиоактивных материалов, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, взрывных устройств;

Незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

Преступлениями в сфере компьютерной информации;

Взяточничеством, коммерческим подкупом в области межгосударственных, экономических и других отношений стран СНГ;

Нарушениями законодательства об охране окружающей среды, загрязнением вод, атмосферы, морской среды и другими экологическими преступлениями, затрагивающими интересы стран СНГ;

Преступлениями против безопасности движения и эксплуатации транспорта, наносящими ущерб странам СНГ;

Преступлениями, совершаемыми против лиц из состава коллективных миротворческих сил;

Нелегальным алкогольным, антикварным, игорным, порно-графическим бизнесом и проституцией;

Любыми преступлениями, совершаемыми преступниками-«гастролерами», действующими на территории стран СНГ, либо лицами, имеющими транснациональные преступные связи в пределах СНГ;

Преступными посягательствами на автотранспортные средства.

Правоохранительные органы стран СНГ по взаимному согласованию осуществляют:

Совместный анализ состояния, уровня, структуры, динамики и последствий преступности, результатов работы по выявлению, предупреждению, раскрытию, расследованию преступлений, исполнению наказаний;

Выполнение в пределах своей компетенции совместных программ борьбы с преступностью, ее отдельными видами;

Совместные следственные действия и ОРМ по конкретным делам и материалам о преступлениях, борьба с которыми требует скоординированных усилий;

Обобщение практики исполнения межгосударственных договоров, соглашений, а также национального законодательства о борьбе с преступностью;

Подготовку информации по вопросам борьбы с преступностью Совету глав государств, другим органам СНГ, а также органам государственной власти стран СНГ;

Разработку предложений по совершенствованию правового регулирования совместной деятельности стран СНГ по борьбе с преступностью, в том числе касающихся вопросов передачи уголовного преследования;

Изучение и оценку эффективности совместных усилий правоохранительных органов стран СНГ по борьбе с преступностью, распространение опыта в этой области;

Создание правовой основы упрощенного порядка выдачи лиц, совершивших преступления;

Сотрудничество в области защиты прав потерпевших и свидетелей;

Согласованную разработку модельного законодательства с использованием его основных положений в национальном законодательстве с учетом специфики правовых систем стран СНГ.

Основными формами взаимодействия правоохранительных органов стран СНГ по борьбе с преступностью признаются:

а) осуществление совместных следственных действий и ОРМ по предупреждению преступлений как на территории СНГ в целом, так и на территории отдельных государств -- участников СНГ (инициатором и разработчиком таких мероприятий может выступать любой из субъектов взаимодействия);

б) оказание содействия работникам правоохранительных органов одной страны работниками правоохранительных органов другой страны в пресечении и раскрытии преступлений, задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, исполнении наказаний (такое содействие выражается в форме предоставления другой стороне транспортных средств, криминалистической техники, связи, оргтехники, необходимой оперативной информации, организации работы переводчиков, экспертов, осуществления иных конкретных мероприятий) .

"Страшно выходить на улицу!", "У нас хуже, чем в Чикаго" - кто не слышал подобных выражений? И сухие милицейские сводки, и красочно расписанные репортерами уголовной хроники страсти еще более усугубляют страх обывателей, т.е. наш с вами. Эта подборка цифр - попытка не запугать, а дать объективную картину, а вы уж сами делайте выводы и примите меры по своей безопасности.

Число зарегистрированных преступлений

"pre" тысячи на 100000 жителей 1991 1992 1991 1992**

Азербайджан 15,6 22,4* 217 305 Армения 13,1 16,4* 384 470 Беларусь 81,3 96,6 792 937 Казахстан 173,9 200,9 1030 1181 Кыргызстан 31,1 43,9 698 976 Молдова 44,5 48,3* 1021 1108 Россия 2173,1 2760,7 1459 1857 Таджикистан 18,5 25,3 340 450 Туркменистан 19,3 17,9 512 465 Узбекистан 88,6 93,6 423 436 Украина 405,5 480,5 780 921

** при расчете коэффициентов преступности за 1992 г. использовались предварительные данные о численности населения.

В 1992 г. в целом по СНГ число зарегистрированных преступлений составило 3,8 млн. и увеличилось по сравнению с 1991 г. в среднем на 24%.

Самые типичные преступления

По-прежнему, это - кражи. Доля их в общем числе зарегистрированных преступлений в 1992 г. составила более 58%, (в 1991 г. - 56%), а в России и Кыргызстане - по 59%, Таджикистане - 63%. Свыше двух третей краж приходится на кражи личного имущества граждан.

Почти в 1,5 раза возросло количество грабежей и разбойных нападений. Рост этих видов преступлений имел место во всех государствах Содружества - в среднем на треть.

На четверть возросло за прошлый год число насильственных преступлении, совершенных против личности (умышленных убийств, тяжких телесных повреждений, изнасилований): в России - примерно на треть, Азербайджане и Молдове - в 1,4 раза, в Таджикистане - в 1,9 раза.

Почти в 1,4 раза возросло число совершенных убийств, а в Таджикистане - более чем в 4 раза, в Молдове - в 2,4 раза, Армении - в 1,5, Азербайджане и России - в 1,4 раза при сокращении их числа в Туркменистане на 3%.

У кого в кармане нож?

Органами внутренних дел и прокуратуры стран Содружества в прошлом году было выявлено более 1,6 млн. человек, совершивших преступления, что на 16% больше, чем в 1991 г. Более половины (55%) преступников - это молодежь в возрасте от 14 до 30 лет.

Подавляющее число среди выявленных преступников (88%) - мужчины, 12% - женщины (от 5% в Азербайджане до 14% в Беларуси и на Украине).

Для женщин наиболее характерны такие виды преступлений, как взяточничество (около 30%), мошенничество (более 20%) и некоторые другие корыстные преступления.

Треть преступников совершает преступления в состоянии алкогольного опьянения. В целом по странам Содружества в пьяном виде в прошлом году совершили преступления более полумиллиона человек, что на 20% больше, чем за 1991 г.

Во всех государствах СНГ возросло число лиц, совершивших преступления в состоянии наркотического возбуждения (в среднем на треть), половина из них приходится на Россию, треть - на Украину. В 1992 г. в межгосударственный розыск (в пределах бывшего СССР) объявлено 30,3 тыс. скрывшихся преступников. Снижается эффективность поиска таких лиц. Если в 1991 г. их было разыскано около двух третей, то в 1992 г. - немногим более половины.

И. КИРИЛЛОВ, заместитель начальника отдела социальной статистики Статкомитета СНГ

И. КОЛОСКОВА, главный юрисконсульт отдела


Решил проанализировать злободневную тему про преступность мигрантов (из СНГ)
Кто-то пишет, что они совершают 3% всех преступлений, а кто-то - что 20%.

Выяснил, что все правы (с небольшим округлением).

Просто дело в том, что в первом случае речь идёт о России в целом, а в втором - о Москве или Московской области.

1. Сколько процентов преступлений совершают мигранты?

Таблица идёт ниже, данные по 2012 году (с сайта Портал правовой статистики от Генеральной Прокуратуры)

Наименование Количество предварительно расследованных преступлений в отчетном периоде Число преступлений
мигрантов из СНГ
Доля преступлений, совершенных гражданами СНГ, % от раскрытых
Московская область 56 237 9 712 17,3%
г. Москва 47 240 7 892 16,7%
г. Санкт-Петербург 28 241 1 931 6,7%
Ямало-Ненецкий АО 5 217 341 6,5%
Ханты-Мансийский АО 15 004 659 4,4%
Калужская область 7 901 336 4,3%
Ленинградская область 12 691 443 3,5%
Смоленская область 10 884 353 3,2%
Российская Федерация 1 252 779 37 319 3,0%
Брянская область 12 345 3337 2,7%
... и так далее ... ... ...

Цифры получились похожие на то, что и озвучивается: данные судебной статистики Судебного департамента Верховного суда РФ свидетельствуют, что иностранцы в 2012 году составляли 3,8% всех осужденных и Каждое пятое преступление в Москве совершают выходцы из стран СНГ .
Небольшое расхождение (3,8% против 3,0% для России и 1/5 против 17% для Москвы) объясняется разницей между статистикой МВД, Следственного Комитета и судов, а также разницей между понятиями "число преступлений" и "число осужденных" - один человек может быть осужден за несколько преступлений и тому подобными вещами.
В целом картина ясная - Москва не Россия в Москве + Московской области ситуация с мигрантами кардинально отличается от среднероссийской : в России без Москвы и Московской области из 1 181 758 преступлений мигранты совершили 19 715, то есть 1,67% , а в Москве и Московской области из 105 705 преступлений - 17 604, то есть 16,65% - то есть разница в 10 раз.


2. Может быть, мигрантов в Москве просто много?

Как видно, ситуация в Москве и Московской области явно плохая.
Но возникает естественное объяснение - а может быть, в Москве и Московской области просто МНОГО мигрантов, и данный уровень показывает именно это?

Но возникает простой вопрос - а сколько в Москве мигрантов?
Ответа нет, оценки колеблются: 800 тысяч от ФМС по подтвержденным данным пограничной службы, более 2 млн от газеты Ведомости, более 3,5 млн - оценка главы ФМС Ромодановского.

Попробуем оценить сами, ориентируясь на уровень преступности.

Выдвинем Предположение 1. Уровень их преступности мигрантов соответствует уровню преступности постоянного населения Москвы и Московской области

В данном предположении следует, что мигранты должны составлять 17% от реального населения Московской области и 16% от реального населения Москвы.

Население Москвы - 11 979 529 человек, Московской области - 7 048 084 человек (на 01.01.2013).
Таким образом, в Предположении 1) соответствия уровню преступности получается, что в Москве 2,4 млн мигрантов (чтобы 2,4 / (2,4+11,98) было равно 16,7%) , а в Московской области - 1,5 млн (аналогично).
Если подсчитать Москву и область единым целым - получается 3,9 млн .

О составе мигрантов по России есть данные ФМС , корректируются каждый месяц, свежие данные .

Упорядочиваем страны СНГ по числу мигрантов, также делаем разбивку по возрастам:

Название страны Всего мигрантов Из них мужчин
в возрасте 18-59 лет
Из них мужчин
в возрасте 18-29 лет
УЗБЕКИСТАН 2 621 843 2 048 783 1 047 648
УКРАИНА 1 605 085 904 822 298 159
ТАДЖИКИСТАН 1 193 589 915 356 516 212
АЗЕРБАЙДЖАН 629 931 362 571 138 843
КАЗАХСТАН 615 190 273 552 101 212
КИРГИЗИЯ 571 716 303 019 182 801
МОЛДОВА, РЕСПУБЛИКА 561 155 351 462 150 426
АРМЕНИЯ 492 278 292 583 106 193
БЕЛАРУСЬ 377 617 214 882 73 262
ИТОГО: 8 668 404 5 667 030 2 614 756

Примечание: из Грузии и Туркмении мигрантов и мало (28 648 и 27 240), да и в СНГ они не совсем входят, и с ними визовый режим.

Но надо учесть, что в 2012 году мигрантов было чуть меньше, чем сейчас.
Если посмотреть у них данные за 2012 год , и сравнить с текущей ситуацией , ориентируясь на строку "Находится на территории Российской Федерации ИГ и ЛБГ", то получим 10 085 /11 279 = 89,4% - то есть в 2012 году численность мигрантов из стран СНГ можно оценить в 7,75 млн (89% от 8,7 млн.)

То есть получается, что 47% преступлений, совершаемых мигрантами из стран СНГ в России, совершается в Москве и Московской области.

Таким образом, в предположении, что уровень преступности мигрантов по регионам РФ не отличается, получится, что 47% мигрантов из стран СНГ в России как раз и находятся в Москве и Московской области .
Тогда получаем цифры 1,6 млн мигрантов в Москве (7,75 млн x 21%) и 2,0 млн мигрантов в Московской области (7,75 млн x 26%), а если подсчитать Москву и область единым целым - получается 3,6 млн .

Данная оценка близка в той, что была дана ранее, исходя из Предположения 1) равного уровня преступности для мигрантов и коренных жителей (2,4 млн в Москве и 1,5 млн в М.О.)
Только возникла разница в оценке числа мигрантов между Москвой и областью, что вполне объяснимо - много кто живёт в области, а работает в Москве и пр.

То есть мы получаем хорошую гипотезу : уровень преступности мигрантов объясняется тем, что в московском регионе их просто много (3,5-4,0 млн ) .

3. Молодежь.

Выше я дал разбивку мигрантов по категориям "Из них мужчин в возрасте 18-59 лет" и "Из них мужчин в возрасте 18-29 лет"
Как можно подсчитать, молодые мужчины (здесь и далее имеется в виду возраст 18-29 лет) составляют из них более 30% (2 614 756 из 8 668 404), а мужчины трудоспособного возраста - 65% (5 667 030 из 8 668 404).
Для сравнения аналогичные показатели составляют: 9,4% и 31,1% по России в целом, 8,8% и 31,6% по Москве, 9,3% и 31,8% по Московской области (источник будет ниже)

Предполагая, что в московском регионе у мигрантов такое же возрастное-половое соотношение, как и по стране в целом (а никаких оснований предполагать иное я не вижу), мы получаем, что сейчас (осень 2013го) в московском регионе: 4 089 тысяч мигрантов всего (8,66 млн *47,1%), из которых 2 673 тысяч мужчин-мигрантов в возрасте 18-59 лет, и из которых 1 233 тысяч мужчин-мигрантов в возрасте 18-29 лет.

А теперь посмотрим, сколько в данных регионах коренного населения (источник - Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту на 1 января 2013 года , в нём раскрыть "Численность населения по полу и возрасту по субъектам Российской Федерации на 1 января 2013 г.", и там выбрать " г. Москва " и " Московская область "):
Москва: 3 790 тысяч мужчин в возрасте 18-59 лет и 1 050 тысяч мужчин в возрасте 18-29 лет (суммируем возрасты в Excel-файле: 47 205 (18лет) + 47 783 (19л) + 430 414 (20-24л) + 528 266 (25-29л))
М.О: 2 240 тысяч мужчин в возрасте 18-59 лет и 660 тысяч мужчин в возрасте 18-29 лет (аналогично: 34 343 + 38 098 + 274 043 + 313 927)

Получаем, что сейчас в московском регионе: 19 028 тысяч постоянного населения, из которых 5 913 тысяч мужчин в возрасте 18-59 лет, и из кото рых 1 767 тысяч мужчин в возрасте 18-29 лет.

Внесём это в таблицу и подсчитаем процент, который составляют мигранты от постоянного населения, а также от общего.

Наименование группы постоянное население, тыс. Мигранты из СНГ, тыс. мигранты / постоянное население, % мигранты / общее население, %
Всего 19 028 4 089 21,5 17,7
Мужчины в возрасте 18-59 лет 5 913 2 673 45,2 31,1
Мужчины в возрасте 18-29 лет 1 767 1 233 69,8 41,1

(Зеленым я выделил процент мигрантов в общем населении, чтобы показать, что он близок к Предположению 1), число 17,7 несколько выше уровня 16%-17%, так как сейчас уже конец 2013 года и мигрантов стало несколько больше, чем было в 2012ом)

Таким образом, в данном предположении мы получаем шокирующие цифры по соотношению мигрантов и постоянного населения для московского региона.
Получается, что среди мужчин трудоспособного возраста соотношение будет 4,5: 10, а для молодых мужчин (18-29 лет) 7: 10 .
То есть на 10 молодых мужчин постоянного населения приходит 7 молодых мужчин мигрантов.

Вопрос - адекватна ли тогда данная гипотеза, о которой шла речь выше, и Предположения 1 и 2?

И тут получается

4. Патовая ситуация

Или мы исходим из
Предположения 1) уровень их преступности мигрантов в Москве и области соответствует уровню преступности постоянного населения Москвы и области.
или из
Предположения 2) уровень преступности мигрантов по регионам РФ не отличается

Но тогда получаем вышеуказанные шокирующие соотношения.

Или же мы предполагаем что мигрантов на самом деле в московском регионе меньше, а оценка их численности в 4 млн завышена - но тогда вышеуказанные предположения перестают быть верными.

Если скажем оценка численности мигрантов завышена в два раза и на самом деле их не 4 млн, а 2 млн - тогда мы с неизбежностью получаем, что уровень преступности в московском регионе у них в два раза выше чем у коренного населения (также получается большая разница в средней преступности между мигрантами в московском регионе и в остальной России - в три раза)
Если предположить, что численность мигрантов в московском регионе завышена в пять раз - то и уровень преступности в московском регионе у них тоже выходит в пять раз выше, чем у постоянного населения.

И никуда от этого не деться.

5. Категории преступлений.
пишут, что более четверти из преступлений, совершаемых мигрантами — "подделка документов: миграционных карт, регистрации и разрешений на работу", и что "преступность иностранцев отличается только в части, связанной со статусом мигранта".
Это тоже несколько сглаживает ситуацию, делая её не такой пугающей, но вызывает вопросы в плане других преступлений, совершаемых мигрантами.

Вот ещё из доклада А.Якунина :"Половина раскрытых преступлений (23736; 50,2%) совершено не жителями города. Из них на долю граждан стран ближнего и дальнего зарубежья приходится 8 тысяч (8008; -4,7%), что составляет 17% от общего числа раскрытых преступлений, в том числе 2145 - категории тяжких и особо тяжких. <...>Органами внутренних дел раскрыто 45 тысяч 57 преступлений (=АППГ - 45042), в том числе 14 тысяч 437 - тяжких и особо тяжких (+5,1%). Выявлено на 12,8% больше наркопреступлений. Раскрыто 2 тысячи 500 преступлений, совершенных организованными группами или преступными сообществами. "
(расхождение между числом преступлений в 45 057 и 47 240 объясняется фразой оттуда же: "Расследовано 95,4% уголовных дел от числа расследованных всеми правоохранительными органами столицы.")

Получается,
А. По расследованным органами МВД делам:
мигранты (из всех стран) совершили 15% (2 145 / 14 437) тяжких и особо тяжких преступлений, и, следовательно, 19% (8 008-2 145) / (45 057-14 437) преступлений средней и небольшой тяжести
Поскольку всего количество преступлений, совершенных гражданами СНГ 7 892, а вообще иностранными гражданами и лицами без гражданства - 8 434, то есть долю СНГ 94%, то есть будет уменьшение показателей до 14% по тяжким и особо тяжких преступлениям и 18% по преступлениям средней и небольшой тяжести.

Б. По расследованным не органами МВД делам (видимо ФСБ, ФСКН, ФТС и пр.).
Это 2 183 преступления (47 240 - 45 057), из которых количество преступлений, совершенных иностранцами - 426 (8 434 - 8 008) - т.е. 19,5% .
Из них 1 181 - тяжкое и особо тяжкое преступление (2285 + 13343 - 14 437), а 1 002 (2 183 - 1 181) получается - преступления средней и небольшой тяжести.

Итак, картина по тяжким и особо тяжких преступлениям в Москве - 14% совершается мигрантами из стран СНГ.
Это меньше чем 16,7% по всем категориям, но несильно.

При этом прокурор Москвы Сергей Куденеев заявляет, что "Ими [иностранцами] в 2012 году совершено каждое шестое преступление, в том числе каждое восьмое тяжкое и каждое четвертое особо тяжкое "

Вот ещё таблица группам преступлений (данные с crimestat.ru):

Категория преступлений Зарегистри-
ровано
Раскрыто Раскрыва-емость
Особой тяжести 7 070 2 285 32,3% ~25% Куденеев
Тяжкие 43 596 13 343 26,0% ~12,5% Куденеев
Средней тяжести 61 524 9 390 15,3% 18% (расчеты выше)
Небольшой тяжести 68 050 22 222 32,7%
Всего 180 240 47 240 26,2% 16,7%

То есть тезис, что более четверти из преступлений, совершаемых мигрантами — "подделка документов: миграционных карт, регистрации и разрешений на работу" сильного снижения мигрантской преступности не дает .
Даже получается, что по особо тяжким преступлениям процент выходит выше - 25% против 16,7%.

6. Типы преступлений.
Решил построить таблицу по конкретными типам преступлений.

К сожалению, данные сильно разрозненные и из разных источников.
Наиболее качественная картина по типам преступлений, совершаемыми мигрантами, есть - но это за первый квартал 2013 года.
За 2012 год - отдельные показатели из разных источников: в Москве каждое второе изнасилование и каждый третий разбой и грабеж совершают иностранные мигранты , в 2012 году иностранцами совершено каждое восьмое убийство и каждое третье изнасилование , но полной статистики нет.

Тип преступлений Зарегистри-
ровано
Раскрыто Раскрываемость Процент преступлений, совершенных иностранцами
Убийство 447 229 51% ~12,5% Яковенко
17% Милованов (I.2013)
Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью 1 438 690 48% 19% Милованов (
в т.ч. со смертельным исходом 185 117 63% ???
Изнасилование и
покушение на изнасилование
249 180 72% ~33% Яковенко ,
~50% Куденеев
69% Милованов (
Насильственные действия сексуального характера 371 ??? ??? ???
Грабеж 13 277 расчетно
2 908
21,9% ~33% Куденеев
33% Милованов (
Разбой 2 880 расчетно
1 117
38,8% ~33% Куденеев
35,5% Милованов (
Кража 102 161 ??? по району
Измайлово 13%
17% Милованов (
Мошенничество 19 065 ??? по округу
ЗАО 20%
???
Наркотики 12 168 5 406 44,4% 14% Милованов (

Итог - иностранцы в Москве совершают:
17,9% от общего числа раскрытых преступлений,
~25% особо тяжких, ~12,5% тяжких,
~33% грабежей, ~33% разбоев,
от 33% до
70% изнасилований (по разным данным)

7. Сексизм и эйджизм (без национализма)

- Мигранты совершают преступления, потому что среди них много молодых необразованных бедных мужчин!
- Так в чём проблема? Давайте вместо них завозить немолодых образованных богатых женщин!
(диалог у rusanalit "a, цитирую по памяти)

Я хотел на этом завершить пост, но в процессе изучения всего этого пришла в голову простая мысль - а какая категория людей по полу и возрасту чаще совершает преступления?

Составил таблицу по раскрытым преступлениям (данные с crimestat.ru):

Наименование группы Преступлений совершено От общего числа совершенных
преступлений
Численность группы От общей численности населения Частота совершения преступлений данной группой
Мужчины в возрасте 0-17 лет 52 748 5,22% 13 788 817 9,6% 54%
Мужчины в возрасте 18-29 лет 369 967 36,6% 13 409 426 9,4% 391%
Мужчины в возрасте 30-49 лет 357 879 35,4% 19 923 786 13,9% 255%
Мужчины 50 лет и старше 75 975 7,5% 19 231 498 13,4% 56%
Женщины в возрасте 0-17 лет 6 513 0,6% 13 125 482 9,2% 7%
Женщины в возрасте 18-29 лет 55 433 5,5% 13 049 924 9,1% 60%
Женщины в возрасте 30-49 лет 74 328 7,4% 20 989 098 14,6% 50%
Женщины 50 лет и старше 17 894 1,8% 29 829 028 20,8% 9%
Всего 1 010 737 100% 143 347 059 100% 100%

Как можно видеть, мужчины в возрасте 18-29 лет почти в четыре раза "преступней" среднего уровня - составляя менее 10% населения, они совершают почти 37% преступлений!
Мужчины в возрасте 30-49 лет склонны к преступлениям в 2,5 раза выше среднего - 35% преступлений при численности в 14% от населения.
И это считается нормальным.

(решил для проверки получившихся данных взять какой-нибудь российский регион. Взял Кировскую область (не из-за Навального, а потому что это оказывается там самая низкая мигрантская преступность среди областей РФ - мигранты там совершают лишь 0,23% всех преступлений). Но по ней у меня данные показатели вышли выше даже, чем для России в среднем: 439% для мужчин 18-29 лет и 259% для мужчин 30-49 лет)

А теперь вспомним, что у мигрантов численность молодых мужчин составляет не 10% а 30%:

Наименование группы Узбеки-
стан
Укра-ина Таджи-кистан Азербай-джан Казах-стан Кирги-зия Мол-дова Арме-ния Бела-русь Всего %
Мужчины в возрасте 0-17 лет 4% 3% 8% 8% 9% 8% 4% 6% 4% 5%
Мужчины в возрасте 18-29 лет 40% 19% 43% 22% 16% 32% 27% 22% 19% 30%
Мужчины в возрасте 30-49 лет 34% 29% 30% 27% 21% 19% 29% 27% 30% 29%
Мужчины 50 лет и старше 5% 12% 4% 11% 12% 3% 8% 14% 9% 8%
Женщины в возрасте 0-17 лет 2% 3% 3% 6% 7% 6% 3% 4% 4% 4%
Женщины в возрасте 18-29 лет 5% 8% 5% 8% 9% 17% 11% 8% 13% 8%
Женщины в возрасте 30-49 лет 8% 13% 6% 11% 12% 13% 13% 10% 14% 10%
Женщины 50 лет и старше 2% 13% 1% 6% 14% 3% 5% 9% 6% 6%
Всего 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100%

Какие выводы можно сделать (без национализма, только руководствуясь сексизимом и эйджизмом) ?

У меня вышло, что в среднем мигранты должны быть более склонны к совершению преступлений в 2,10 раза (кому интересен расчет = 0,05 * 0,54 + 0,30 * 3,91 + 0,29 * 2,55 + 0,08 * 0,56 + 0,04 * 0,07 + 0,08 * 0,60 +0,10 * 0,50 + 0,06 * 0,09)
И это - сугубо ввиду того, что там много молодых мужчин.

По странам:
Узбекистан - в 2,55 раза
Украина - в 1,68 раза
Таджикистан - в 2,59 раза
Азербайджан - в 1,78 раза
Казахстан - в 1,42 раза
Киргизия - в 1,96 раза
Молдова - в 2,00 раза
Армения - в 1,76 раза
Беларусь - в 1,75 раза

Таким образом, когда утверждают, что мигранты не более склонны к преступлениям, чем россияне, возникает естественный вопрос: как же это сочетается с тем, что среди них много молодых мужчин ?

Следует ожидать, при равном уровне преступности СООТВЕТСТВУЮЩИХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП, что мигранты в 2,1 раза более преступны !
И это не ввиду национализма - а сугубо ввиду их половозрастного состава (то есть у россиян, если среди них специально отобрать аналогичную группу населения по полу и возрасту, также будет высокая преступность)

То есть, если мигранты реально не более склонны к преступлениям, чем россияне - то это весьма удивительно .

Решил прочитать дословно, что же там написано: "Криминологи называют несколько факторов, которые могут теоретически вызывать более высокую склонность мигрантов к преступлениям. Прежде всего это демографические характеристики. На иммиграцию чаще решаются молодые мужчины, что всегда означает больший риск преступного поведения — в подавляющем большинстве случаев первое серьезное преступление люди совершают в возрасте около 20 лет. Мужчины чаще женщин оказываются вовлечены в разные формы преступного поведения. В регрессионном анализе мы учли такие факторы, как пол, возраст, уровень образования, семейное положение, наличие детей, предыдущая судимость, изолировали влияние гражданства и оценили его влияние на вероятность совершения того или иного преступления. Анализ подтвердил, что при прочих равных иностранцами и гражданами России совершается одинаковое число преступлений на сексуальной почве. Но по всем остальным преступлениям, за исключением специфически мигрантских, вероятность предстать перед судом для иностранных граждан ниже, чем для россиян. "

И я понял...

Они учли при анализе факторы пола и возраста!
То есть они выяснили, что 20-летний мигрант с начальным образованием склонен к преступлениям не более, чем 20-летний русский с начальным образованием !
А то, что среди мигрантов таких людей в процентном отношении в разы больше, чем среди россиян - это в их анализ не входило .
А все тиражируют эту новость как то, что якобы мигранты склонны к преступному поведению не больше россиян.


8. Допущения и примечания

Надо также заметить следующее:

8.1. Низкая раскрываемость преступлений в Москве.
В России за 2012 год всего зарегистрировано 2 302 168 преступлений, раскрыто преступлений 1 252 779, то есть раскрываемость 54%.

А в Москве зарегистрировано 180 240 преступлений, раскрыто преступлений 47 240, то есть раскрываемость 26% - вдвое ниже (для сравнения - в Московской области - 51%, в Санкт-Петербурге - 50%).
Может, это обусловлено проблемами в московской милиции, а может - в таком мегаполисе раскрывать преступления объективно тяжелей ("в столице раскрывается только каждая пятая кража. При этом не раскрыто 93% краж автомобилей и 80% квартирных краж") - преступникам проще скрыться и затеряться.

Но однако же, данный показатель может повлиять на оценку ситуации лишь в худшую сторону - то есть если бы раскрываемость была бы выше , то и преступлений мигрантов было бы в абсолютных числах больше , а значит, что в Москве и Московской области совершалось бы не 47% преступлений мигрантов в России, а больше.
То есть учёт этого фактора лишь усугубит картину.

Ну а вообще оценка такая: "Но учет мы ведем только по раскрытым преступлениям. В этом году раскрыли на 16% больше преступлений по сравнению с прошлым годом, а если бы раскрыли на 40% больше, то, думаю, иностранной преступности было бы под 50%", — отметил Якунин."

8.2. Неясности на crimestat.ru
А. Если просуммировать преступления мигрантов по всем регионам РФ за 2012 год, то сумма будет 34 565, что несколько меньше приведенного числа для России в целом в 37 319. Подобная разница в несколько процентов наблюдается и в 2013 году, и в прошлых годах. Видимо, есть преступления, где регион не установлен, или ещё какие-нибудь причины.
Но опять же - учёт этого фактора лишь усугубит картину - в Москве и Московской области будет не 47% преступлений мигрантов в России, а 50,9%)

Б. Сумма "Всего нераскрытых преступлений в отчетном периоде" и "Количество предварительно расследованных преступлений в отчетном периоде" меньше показателя "Всего зарегистрировано преступлений".
Расхождение примерно 2,7% по России, 4,2% по Москве, 0,2% по Московской области.
Почему - неясно.

8.3. Динамика
Оказывается, в раньше граждане СНГ совершали в Москве больше преступлений, чем сейчас:
2009 - 16 590 (19,4% от общего числа)
2010 - 11 317 (18,5%)
2011 - 8 421 (17,8%)
2012 - 7 892 (16,7%)
янв.-сен 2013 - 8 702

и в Московской области - тоже
2009 - 10 543 (18,5%)
2010 - 10 976 (18,8%)
2011 - 10 509 (17,9%)
2012 - 9 712 (17,3%)
янв.-сен 2013 - 6 674

Так что вот так.

По январю-августу 2013 зарегистрировано гражданами государств-участников СНГ совершили 27 173 преступлений, что даёт прирост 6,1% к аналогичному периоду прошлого года (http://crimestat.ru/analytics , там есть "Ежемесячный сборник (с характеристикой) за август 2013", стр. 44)

Включайся в дискуссию
Читайте также
Коренные жители хабаровского края
Черно-желто-белый флаг как официальный флаг российской империи
Датский язык был родным для матери