Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Народы борющиеся за независимость примеры. Международная правосубъектность народов (наций), борющихся за свою независимость. Международно-правовой статус физических лиц

Концепция международной правосубъектности народов (наций), борющихся за независимость, сформировалась под влиянием практики ООН. И хотя народы и нации, борющиеся за независимость, являются первичными субъектами международного права, их международная правосубъектность к этому времени оспаривается некоторыми авторами. Кроме того, ни доктрина, ни практика не выработали четких критериев, по которым нужно признавать определенную нацию и народ, борющийся за независимость, субъектам! международного права. Чаще всего решение о предоставлении такого статуса обосновывают политическими, а не юридическими критериями.

Идея признания народа или нации, борющейся за создание независимого государства, возникла достаточно давно. Так, например, Четвертая Гаагская конвенция 1907 г. предусмотрела ряд прав и обязанностей таких субъектов во время войны. Однако главную роль в процессе развития доктрины относительно предоставления статуса субъектов международного права сыграло влияние ООН в 60-70 годах XX века. во время так называемой деколонизации Основой для этого стал провозглашенный в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. и подтвержденный впоследствии Декларацией 1970 г. принцип самоопределения народов. Он предусматривал, "...что каждый народ имеет право на самоопределение и может свободно устанавливать свой политический статус...".

Международной правосубъектностью обладают не все народы и нации, а лишь те, что борются за создание собственного государства. При этом не имеет значения характер борьбы, она может быть как военной, так и мирной. Народы и нации, которые создали собственное государство, на международной арене представленные ею. Таким образом, статус субъекта международного права народа или нации осуществляется как исключение, на время, пока они не создали собственного государства.

Интересным является тот факт, что в доктрине и в международных документах употребляются различные по значению термины "народ" и "нация". Хотя стоит заметить, что в большинстве известных в истории случаев статус субъекта международного права признавался не столько за народом или нацией, которые боролись за независимость, сколько за национально-освободительными движениями, которые были воплощением этой борьбы. Кроме того, и "народ", и "нация" являются понятиями достаточно размытыми, в то время как национально-освободительные движения гораздо лучше организованы и структурированы.

С конца 70-х годов XX века, то есть с момента фактического окончания деколонизации, происходит постепенная смена подходов к вопросу предоставления статуса субъекта международного права народам и нациям, что борются за независимость. Во-первых, все чаще акцентируется, что принцип самоопределения народов и наций является лишь одним из принципов международного права и его надо применять в комплексе с другими принципами международного права, в частности территориальной целостности и незыблемости границ. Именно поэтому значительное число авторов считают, что статус субъекта международного права может быть предоставлен не всем народам и нациям, которые борются за независимость, а лишь тем, которые используют свое право на самоопределение, и когда имеется хотя бы одна из перечисленных ситуаций: 1) территории, аннексированы после 1945 г., принадлежат к так называемым несамоуправляющихся территорий (примером первой является Палестина, второй - Гуам); 2) если государство не придерживалась принципа равенства отдельных групп населения по этническому, национальному, религиозному или другой похожей признаку (например, Косово); 3) в конституции федеративного государства предусмотрена возможность выхода из ее состава отдельных субъектов (например, СССР).

Во-вторых, стоит отметить, что самоопределение народов и наций возможно не только через создание независимого государства, но и различных автономий в составе другого государства.

Если же говорить о правах и обязанностях народов и наций как субъектов международного права, то нужно заметить, что они значительно ограничены по сравнению с государством. Однако можно выделить такие: право на самоопределение и создание независимого государства; право на признание правосубъектности органов, которые их представляют; право на получение международной правовой защиты как от международных организаций, так и от отдельных государств; право заключать международные договоры и иным образом участвовать в процессе создания норм международного права; право участвовать в деятельности международных организаций; право самостоятельно реализовать действующие нормы международного права. Среди основных обязанностей можно выделить обязанность придерживаться норм и принципов международного права и нести ответственность в случае их нарушения.

Теперь международная правосубъектность народов и наций, борющихся за независимость, признается за арабским народом Палестины. Некоторые авторы утверждают, что аналогичным статусом обладает народ Западной Сахары. Рассмотрим более детально приведенные примеры.

Арабский народ Палестины.

Населения оккупированных Израилем палестинских территорий борется за создание (восстановление) собственного государства. Арабский народ Палестины представляет Организация освобождения Палестины (ООП), международная правосубъектность которой была признана в 70-х годах XX века. сначала Советом Безопасности, а затем и Генеральной Ассамблеей ООН. Сейчас имеет статус наблюдателя в ООН, Лиге арабских государств и других международных организациях.

ОВП контактирует с достаточно большим количеством государств, в том числе с Россией, Египтом, Францией, Сирией, Ливаном и др. Палестина является участницей нескольких десятков универсальных международных договоров, в частности, Женевских конвенций 1949 г. и Конвенций ООН по морскому праву 1982 г.

В 1993 г. ООП подписала Вашингтонское соглашение, которое предусматривало создание на оккупированных Израилем территориях временной Палестинской автономии. Теперь этот орган осуществляет административную и судебную власть на оккупированных территориях. С созданием временной Палестинской автономии ООП потеряла статус субъекта международного права, который теперь признается представителями правительства Автономии.

Народ Западной Сахары имеет статус, аналогичный статусу арабского народа Палестины, его международная правосубъектность признана ООН, при которой он получил статус наблюдателя.

В связи с изменениями, которые в последнее время происходят в международных отношениях добавленного субъекта, все чаще применяют термины "государства на стадии становления" и "нации, которые стремятся к своей государственности".

Правосубъектность наций, борющихся как и правосубъектность государств, носит объективный характер, т.е. существует независимо от чьей-либо воли.

Характерной чертой современного международного права является признание и утверждение в международной жизни принципа равенства и самоопределения народов. Именно народов, а не нации, потому что в Уставе ООН этот принцип закреплен в качестве общепризнанной нормы международного права. Такая позиция ООН указывается, очевидно, тем, что существуют полиэтнические и моноэтнические народы. И если бы был провозглашен принцип самоопределения наций, то его применение в полиэтнических народов было бы некорректным.

Вместе с тем следует отметить, что общепринятого в рамках мирового сообщества понятие «народ», несмотря на имеющиеся в доктрине международного права более 100 формулировок, нет до сих пор. Судя по мировой практике осуществления права народов на самоопределение, в том числе и в тех случаях, когда это проходило под наблюдением ООН, понятие «народ» включает в себя племя, группу племен, народность, этническую нацию, религиозную общность, языковую общность.

Поэтому, говоря о праве народов, мы фактически говорим о праве наций, его составляют, или можно говорить о единой политической нации (при полиэтничности народа), претендующего на реализацию своего права на самоопределение.

Нация - это историческая общность людей, проживающих на определенной территории и обладают единством политических, экономических, социально-культурных укладов жизни и общностью языка. Такое совместное функционирование в течение длительного исторического отрезка времени формирует сообщество, имеет общую самосознание своего единства и фиксированную самоназвание. У такого сообщества появляется менталитет, отличает его от других человеческих сообществ.

Политико-юридической основой международной правосубъектности наций служит национальный суверенитет. Однако на этой основе имеют самостоятельный международный статус только те нации и народности, еще не имеющие собственной государственности и которые еще не реализовали право на самоопределение в форме создания суверенного государства или в форме добровольного вхождения в состав какого-либо государства.

В Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1960 года, подчеркивается, что народы играют решающую роль в достижении своей независимости, в силу права на самоопределения они в соответствии со своей свободно выраженной волей устанавливают свой политический статус. В Декларации о принципах международного права 1970 года эти положения нашли свое расширительное толкование. В документе говорится: «Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава ООН ».

В процессе борьбы за независимость нация или народ вступает в правоотношения, объектом этих отношений служат главным образом вопросы создания суверенного государства. Соответственно, основные права нации, народа, борющегося непосредственно возникают из принципа самоопределения. В их числе выделяются права:

вступать в отношения с другими государствами и международными организациями;

направлять официальных представителей для ведения переговоров с государствами и для их участия в работе международных организаций и международных конференций;

Участвовать в создании международно-правовых норм и самостоятельно реализовывать действующие нормы;

применять в любой форме сопротивление против метрополии, пользоваться в процессе борьбы международно-правовой защитой и получать необходимую помощь от государств, международных организаций, а также от других наций и народностей, борются.

Например, арабский народ Палестины в борьбе с Израилем, оккупировал арабские территории, добивается удовлетворения своих законных национальных прав и создание самостоятельного Палестинского государства согласно решениям ООН (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 181 (II) от 29 ноября 1947 года). Организация освобождения Палестины, реализует международную правосубъектность своего народа, получила статус постоянного наблюдателя ООН, стала членом Лиги арабских государств, по этому кругу проблем она поддерживает связи и

сотрудничает с Израилем - государством, контролирует эту территорию, многими международными межправительственными организациями и государствами. Участвуя в конкретных международных отношениях, нация, борющаяся, приобретает дополнительные прав и защиты.

Для того чтобы нация могла быть признана субъектом международного права, она должна отвечать определенным условиям:

должен знать и указывать территорию, на которой она предполагает организацию своей государства;

должна располагать воинские формирования;

должна иметь политический центр организацию, признанную в качестве таковой, что должна иметь тесную связь с населением страны и которой будут подчиняться указанные воинские формирования;

должна быть признана определенным образом международными структурами.

Различают права, которыми уже владеет нация (они вытекают из национального суверенитета), и права, за обладание которыми она борется (вытекают из государственного суверенитета). После реализации своего права на самоопределение и создание национального государства нация как субъект международного права прекращает свое существование и начинает функционировать на международной арене в качестве государства.

Таким образом, суверенитет нации, борющейся за национальное освобождение, характеризуется тем, что он не зависит от признания ее субъектом международного права со стороны других государств, права такой нации охраняются международным правом; нация от своего имени вправе применять принудительные меры против нарушителей ее суверенитета.

  • Понятие международного права
    • Понятие международного права и его особенности
    • Нормы международного права
      • Классификация норм международного права
      • Создание норм международного права
    • Международно-правовые санкции и международный контроль
    • Международные правоотношения
    • Юридические факты в международном праве
  • Господство (верховенство) права (Rule of Law) в современном международном праве
    • Происхождение концепции господства права
    • Юридическое содержание концепции господства права: цели, структурное наполнение, направленность регулятивного воздействия, связь с другими сопоставимыми по своей сущности концепциями
  • Принцип добросовестности как основа эффективности международного права
    • Юридическая сущность принципа добросовестности
      • Соотношение принципа добросовестности с другими принципами и институтами международного права
    • Принцип добросовестности и принцип недопустимости злоупотребления правом
      • Принцип добросовестности и принцип недопустимости злоупотребления правом - страница 2
  • Становление, общий характер, источники и система современного международного права
    • Становление и общий характер современного международного права
    • Источники международного права
      • Решения международных организаций в качестве источников международного права
    • Система международного права
    • Кодификация международного права
  • Субъекты и объект современного международного права
    • Понятие и виды субъектов международного права. Содержание международной правосубъектности
    • Государства - основные субъекты международного права
    • Международная правосубъектность наций и народностей, борющихся за свою независимость
    • Международно-правовое признание как институт права
      • Декларативная и конститутивная теории о значении международно-правового признания
      • Международные организации - вторичные субъекты международного права
    • Юридическое положение личности в международном праве
    • Объект международного права и международного правоотношения
      • Объект международного права и международного правоотношения - страница 2
  • Основные принципы международного права
    • Понятие основных принципов международного права
    • Принципы, обеспечивающие поддержание международного права и безопасности
    • Общие принципы межгосударственного сотрудничества
    • Принцип добросовестности как общий принцип права и как один из основополагающих принципов современного международного права
  • Взаимодействие международного и внутригосударственного права
    • Сфера взаимодействия международного и внутригосударственного права
    • Влияние внутригосударственного права на международное право
    • Влияние международного права на внутригосударственное право
    • Доктрины соотношения международного и внутригосударственного права
  • Право международных договоров
    • Международный договор и право международных договоров
    • Структура международных договоров
    • Заключение международных договоров
    • Действительность международных договоров
    • Действие и применение договоров
    • Толкование международных договоров
    • Прекращение и приостановление действия международных договоров
  • Право международных организаций
    • Понятие и основные признаки международной организации. Классификация международных организаций
    • Порядок создания международных организаций и прекращения их существования
    • Правосубъектность международных организаций
    • >Юридическая природа международных организаций и организация их деятельности
      • Права международных организаций
      • Характер юридических актов международных организаций
    • ООН как международная организация
      • Структура Организации
      • Всеобщая декларация прав человека
      • Вопросы прав человека
    • Специализированные учреждения ООН
    • Региональные организации
      • Содружество Независимых Государств (СНГ)
  • Дипломатическое и консульское право
    • Понятие и источники дипломатического и консульского права
    • Дипломатические представительства
      • Сотрудники представительства
    • Консульские учреждения
      • Привилегии и иммунитеты консульских учреждений
    • Постоянные представительства государств при международных организациях
    • Специальные миссии
  • Право международной безопасности
    • Понятие нрава международной безопасности
    • Специальные принципы международной безопасности
    • Всеобщая система коллективной безопасности
    • Деятельность ООН по проведению Года диалога между цивилизациями под эгидой Организации Объединенных Наций
    • Региональные системы коллективной безопасности
    • Разоружение - ключевая проблема международной безопасности
    • Нейтралитет и его роль в поддержании международного мира и безопасности
  • Права человека и международное право
    • Население и его состав, гражданство
    • Правовое положение иностранцев
    • Право убежища
    • Международное сотрудничество по вопросам прав человека
    • Международная защита прав женщин и детей
    • Международная защита прав меньшинств
    • Право человека на достойное жилище
      • Обязательства правительств в области обеспечения прав человека на достаточное жилище
      • Институт «признания» в области обеспечения права на достаточное жилище
      • Элементы жилищных прав
      • Возможности рассмотрения жилищных прав в судебном порядке
  • Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
  • Международное экономическое право
    • Понятие международного экономического права и его источники. Субъекты международного экономического права
    • Международно-правовые основы экономической интеграции
    • Совершенствование системы международных экономических отношений и формирование нового экономического порядка
    • Специальные принципы международного экономического права
    • Основные сферы международных экономических отношений и их правовое регулирование
    • Международные организации в сфере межгосударственных экономических отношений
  • Территория в международном праве (общие вопросы)
  • Международное морское право
  • Международное воздушное право
    • Понятие международного воздушного права и его принципы
    • Правовой режим воздушного пространства. Международные полеты
    • Международные воздушные сообщения
  • Международное космическое право
    • Понятие и источники международного космического права
    • Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел
    • Международно-правовой режим космических объектов и космонавтов
    • Международно-правовая ответственность за деятельность в космическом пространстве
    • Правовые основы международного сотрудничества в использовании космоса в мирных целях
    • Значимость практических мер мирового сообщества по мирному использованию космического пространства
  • Международное право окружающей среды
    • Понятие международного права окружающей среды, его принципы и источники
    • Международные организации и конференции в области охраны окружающей среды
    • Защита среды Мирового океана, охрана атмосферы и предотвращение изменения климата, защита животного и растительного мира
    • Защита водной среды международных рек и окружающей среды полярных районов
    • Защита окружающей среды в процессе космической и ядерной деятельности
    • Международно-правовое регулирование обращения с вредными отходами
  • Международно-правовые средства разрешения международных споров
    • Сущность мирного урегулирования международных споров
    • Средства решения международных споров
    • Решение международных споров судом
      • Создание в рамках Организации Объединенных Наций нового Международного суда
      • Процедура рассмотрения споров
      • Органы и специализированные учреждения ООН, уполномоченные обращаться к Суду с просьбой о вынесении консультативного заключения
    • Решение споров в международных организациях
  • Международное право в период вооруженных конфликтов
    • Понятие права вооруженных конфликтов
    • Начало войны и его международно-правовые последствия. Участники войны (вооруженного конфликта)
    • Средства и методы ведения войны
    • Нейтралитет в войне
    • Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов
    • Окончание войны и его международно-правовые последствия
    • Развитие как способ предотвращения конфликтов

Международная правосубъектность наций и народностей, борющихся за свою независимость

Особенностью современного международного права с точки зрения его субъектов является то, что участниками международно-правовых отношений и создания норм международного права признаются нации и народы, которые ведут борьбу за свою государственную независимость.

Борьба наций и народов за образование собственного независимого государства является законной в соответствии с международным правом и Уставом ООН. Это вытекает из права наций на самоопределение - одного из важнейших международно-правовых принципов.

В Уставе ООН и в других международно-правовых документах в соответствующих разделах употребляется термин «народ» как субъект самоопределения, что не влияет на существо проблемы. В нашей науке термины «народ» и «нация» считаются равнозначными и часто используются оба вместе.

Борьба народов (наций) за образование собственных независимых государств законна в любой форме - мирной и немирной, в том числе и в форме национально-освободительной войны. Более того, насильственное воспрепятствование осуществлению права на самоопределение, сохранение колониализма в любых формах - старых (в виде всякого рода прямого колониального владения, оккупации, протекторатов и т.п.) и новых - в форме неоколониализма (неравноправных договоров, кабальных займов и кредитов, иного иностранного контроля) - несовместимы с международным правом.

В ходе национально-освободительной борьбы народы могут создавать свои руководящие органы, осуществляющие законодательные и исполнительные функции и выражающие суверенную волю наций. В таких случаях борющиеся нации становятся участниками международно-правовых отношений, субъектами международного права, которые осуществляют свои международные права и обязанности через упомянутые органы. Такими были, например, Фронт национального освобождения Алжира, Народное движение за освобождение Анголы (МПЛА), Фронт освобождения Мозамбика (ФРЕЛИМО), Народная организация Юго-Западной Африки (СВАПО). Такой является Организация освобождения Палестины (ООП).

Как и суверенные государства, нации, борющиеся за свою государственную независимость, обладают полной международной правосубъектностью, они могут вступать в сношения с другими государствами и международными организациями, направлять своих официальных представителей для ведения переговоров, участвовать в работе международных конференций и международных организаций, заключать международные договоры. В ходе вооруженной национально-освободительной борьбы нации и народы, как и государства, пользуются защитой норм международного права, рассчитанных на случай войны (о режиме раненых, военнопленных и др.), хотя эти нормы нередко нарушаются. Во всех этих случаях речь идет, по существу, о рождающихся в ходе национально- освободительной борьбы новых независимых государствах, и поэтому они считаются полноправными субъектами международного права.

Особенность современного международного права заключается в возможности признания НБН в качестве его самостоятельных субъектов. Не каждая нация или народ, борющиеся за свое освобождение, вправе претендовать на такой статус. Субъектом международного права могут быть только те НБН, которые в процессе своей освободительной борьбы создают властные структуры, способные выступать от имени всей нации в межгосударственном общении.

Право наций на самоопределение – один из когентных принципов общего международного права, закрепленный в Уставе ООН, Декларации принципов международного права 1970 г., Хельсинском акте 1975 г. Право на отделение и образование самостоятельного государства – непременный элемент права нации на самоопределение. Таким правом обладают население несамоуправляющихся территорий (колоний, зависимых территорий); народы, проживающие на территории, имеющей в соответствии с конституцией соответствующего государства право на отделение; народы, проживающие на территории государства, в котором имеет место нарушение принципа права наций на самоопределение. В любом случае право на самоопределение – это именно право, а не обязанность нации. Право на самоопределение может осуществляться любыми способами, в том числе и военными; однако право на самоопределение несовместимо с национализмом и сепаратизмом.

Международная правосубъектность НБН впервые проявилась в годы Первой мировой войны, во время распада Австро-Венгерской, Российской и Османской империй. Далее международная правосубъекность НБН была признана в период Второй мировой войны. Наибольшее количество таких субъектов действовало в международном общении в период массового крушения колониальной системы. В современном мире значение международной правосубъектности НБН состоит в том, что это право каждого народа, строящего свою государственность, самостоятельно, без вмешательства извне, определять свой внутренний и внешний политический статус.

Способность иметь международные права и обязанности и способность их самостоятельно осуществлять органически связаны между собой и составляют международную правосубъектность НБН. Последние обладают всеми элементами международной правосубъектности: правом участвовать в заключении международных соглашений, быть членом международных организаций, иметь свои официальные представительства в других государствах, участвовать в работе международных конференций. Основное международное правомочие народа, борющегося за создание собственного государства, – международная договорная правоспособность. От имени нации при заключении международного договора или присоединении к нему выступают представители национально-освободительного движения.

Одно из наиболее важных правомочий НБН – это право на международную защиту и поддержку со стороны других государств, право непосредственно предъявлять претензии в международные органы. В международных организациях и на международных конференциях НБН обычно имеют статус наблюдателей.

Основная проблема международной правосубъектности НБН – необходимость признания нации в качестве субъекта международного права. В современном международном праве отсутствует нормативное международно-правовое регулирование этого вопроса. Особой сложностью отличается вопрос: сколько государств должно признать НБН, чтобы она получила статус субъекта международного права. В настоящее время эти вопросы решаются на основе международной практики и международных обычаев. Однако такое признание получают нс нация или народ в целом, а конкретные органы, возглавляющие национально-освободительное движение. В документах ООН речь идет именно о признании национально-освободительного движения. Специфика признания НБН субъектом международного права предопределяется тем, что проблема признания возникает в отношении народа, и для признания необходимо наличие у этого народа определенной экономической, культурной, исторической общности, осознания своего единства. Если проблема признания возникает в отношении нации – необходима еще и языковая общность.

Современная международная практика по вопросу признания НБН субъектами международного права основана на "доктрине Эстрады", которая применима не только к признанию правительств, но и к признанию наций, борющихся за независимость. При этом необходимы определенные объективные критерии, позволяющие признать НБН субъектом международного права.

В 1974 г. на основе резолюции ГА ООН международной правосубъектностью была наделена Организация Освобождения Палестины (ООП). Она была признана нацией, борющейся за независимость (создание суверенного Палестинского государства). В начале 2003 г. под эгидой ООН Израиль и ООП приняли "Дорожную карту" продвижения к постоянному урегулированию палестиноизраильского конфликта в соответствии с принципом сосуществования двух государств. Цель этого плана – предложить "постоянное решение палестино-израильского конфликта путем создания двух государств". В том же году Израиль начал строительство защитного "барьера безопасности" длиной около 350 км. Он должен разделить Израиль и палестинские территории, а также обезопасить от террористических нападений районы па Западном берегу, где сосредоточены основные израильские поселения. Однако в 2004 г. Международный Суд ООП объявил строительство Израилем "барьера безопасности" незаконным. По мнению Суда, стена нарушает право палестинцев на свободу передвижения и трудоустройство, и следует компенсировать ущерб, нанесенный ее строительством всем физическим и юридическим лицам.

В настоящее время реально существует Палестинская автономия (фактически независимое государство). ООП уже нельзя считать нацией, борющейся за независимость (хотя формально юридически этот статус продолжает сохраняться); она является одним из политических движений, действующих в Палестинской автономии и борющихся за власть в новом государстве (наряду с Исламским движением сопротивления (ХАМАС), Движением за национальное освобождение Палестины (ФАТХ) и др.).

В международном праве существует обычная норма, согласно которой в борьбе за право нации на самоопределение не может иметь места иностранное вмешательство, в том числе и в форме финансовых вливаний. Например, к 2008 г. объем российских субсидий Южной Осетии более чем вдвое превышал валовой внутренний продукт (ВВП) самой республики. Основная часть субсидий направлялась на военные расходы, достигшие 50% ВВП Абхазии и 150% ВВП Южной Осетии. Международное сообщество не признает эти государства прежде всего в связи с прямым участием России в конфликте. Выход Абхазии и Южной Осетии из состава Грузии расценивается не как реализация законного права наций на самоопределение, а как нарушение территориальной целостности и политического единства Грузии.

Правосубъектность борющихся наций, как и правосубъектность государств, носит объективный характер, т.е. существует независимо от чьей-либо воли. Современное международное право подтверждает и гарантирует право народов на самоопределение, включая право на свободный выбор и развитие своего социально-политического статуса.

Принцип самоопределения народов является одним из основных принципов международного права, его становление приходится на конец XIX -- начало XX вв. Особенно динамичное развитие он приобрёл после Октябрьской революции 1917 г. в России.

С принятием Устава ООН право нации на самоопределение окончательно завершило своё юридическое оформление в качестве основного принципа международного права. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. конкретизировала и развила содержание этого принципа. Наиболее полно его содержание было сформулировано в Декларации о принципах международного права 1970 г., где говорится: «Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять своё экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава ООН».

В современном международном праве имеются нормы, подтверждающие правосубъектность борющихся наций. Нации, борющиеся за создание независимого государства, находятся под защитой международного права; они объективно могут применять меры принуждения в отношении тех сил, которые препятствуют обретению нацией полной международной правосубъектности, оформлению в государство. Но применение принуждения -- не единственное и, в принципе, не главное проявление международной правосубъектности наций. Субъектом международного права может быть признана только та нация, которая имеет свою политическую организацию.

Следует отметить, что согласно международному праву борющиеся нации признаются субъектами международного права в лице органов национального освобождения. Борющиеся нации становятся участниками международно-правовых отношений после создания на определённых территориях властных структур, способных выступать от имени населяющего эту территорию населения в межгосударственных отношениях. Как свидетельствует практика, такими органами обычно являются: национальный фронт; политические партии, выражающие интересы большинства нации; национально-освободительная армия; временное революционное правительство и другие органы сопротивления, созданные в ходе освободительной войны; представительное законодательное собрание, избранное референдумом, и образованный им исполнительный орган. Органы национального освобождения получают право вступать в отношения с другими государствами и международными организациями, участвовать в работе международных конференций, пользоваться защитой норм международного права.

Органами национального освобождения были Фронт национального освобождения Алжира, Народное движение за освобождение Анголы, Народная организация Юго-Западной Африки организация африканского единства, Организация освобождения I (Палестины, Народная лига Восточного Пакистана, выражавшая независимость бенгальского народа и провозгласившая Народную Республику Бангладеш.

В качестве субъекта международного права нации и народы, борющиеся за своё самоопределение, в лице своих постоянных органов могут заключать соглашения с государствами и международными организациями, подписывать международные договоры, направлять своих представителей для участия в работе межправительственных организаций и конференций. Они пользуются защитой норм международного права.

Необходимо учитывать, что международной правосубъектностью в собственном значении этого слова могут обладать (и обладают) не все, а лишь ограниченное число наций -- нации, не оформленные в государства, но стремящиеся к их созданию в соответствии с международным правом.

Таким образом, практически любая нация потенциально может стать субъектом правоотношений самоопределения. Однако право народов на самоопределение фиксировалось в целях борьбы с колониализмом и его последствиями, и как норма антиколониальной направленности она свою задачу выполнила.

В настоящее время особое значение приобретает другой аспект права наций на самоопределение. Сегодня речь идёт о развитии нации, уже свободно определившей свой политический статус. В нынешних условиях принцип права наций на самоопределение должен гармонизироваться, согласовываться с другими принципами международного права и, в частности, с принципом уважения государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела других государств. Иными словами, нужно говорить уже не о праве всех наций на международную правосубъектность, а о праве нации, получившей свою государственность, развиваться без вмешательства извне.

Борющаяся нация вступает в правоотношения с государством, контролирующем эту территорию, другими государствами и нациями, международными организациями. Участвуя в конкретных международных правоотношениях, она приобретает дополнительные права и защиту.

Различают права, которыми уже обладает нация (они вытекают из национального суверенитета), и права, за обладание которыми она борется (вытекают из государственного суверенитета).

Правосубъектность борющейся нации включает в себя комплекс следующих основных прав: право на самостоятельное волеизъявление; право на международно-правовую защиту и помощь со стороны других субъектов международного права; право на участие в международных организациях и конференциях; право участвовать в создании норм международного права и самостоятельно выполнять принятые на себя международные обязательства.

Таким образом, суверенитет борющейся нации характеризуется тем, что он не зависит от признания её субъектом международного права со стороны других государств; права борющейся нации охраняются международным правом; нация от своего имени вправе применять принудительные меры против нарушителей её суверенитета.

В отечественной доктрине признание народов и наций в качестве субъектов международного права традиционно определялось как явно выраженный или молчаливый акт суверенного государства, констатирующий выход на международную арену нового суверенного образования или правительства, направленный на установление между признающей и признаваемой сторонами отношений в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Считается, что признание современным международным правом за народами права на самоопределение, суверенитет, участие в международных отношениях неизбежно ведёт к признанию народа как основного носителя суверенитета, первоначальным субъектом международного права. Такая точка зрения основана на принципах международного права, фиксирующих правосубъектность наций в процессе борьбы за освобождение, которые ставят борющуюся нацию под защиту международного права. Основные права нации в области международных отношений включают право на:

  • · волеизъявление народа, борющегося за независимость;
  • · признание правосубъектности их органов;
  • · международно-правовую защиту и получение помощи от государств и международных организаций;
  • · участие в деятельности международных организаций и межправительственных конференций;
  • · участие в создании норм международного права;
  • · самостоятельное исполнение действующих международно-правовых норм.

В последние годы в российской науке международного права появились и другие точки зрения по поводу правосубъектности народов и наций. Предлагается включать в число субъектов международного права только государства и межгосударственные организации на том основании, что правосубъектность народов, наций, борющихся за создание независимого государства, не является общепризнанной. По мнению отдельных российских учёных, народы, которые могут реализовать один из принципов международного права - право на самоопределение, следует относить к «специальным субъектам международного права». Представляется, что подобные суждения противоречат принципу самоопределения народов и наций, борющихся за независимость, который является общепризнанным в современном международном праве и должен уважаться всем мировым сообществом.

Говоря о национальном суверенитете, можно определить, что это представляет собой полновластие нации, её политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая, прежде всего, способность политически самоопределяться вплоть до отделения образования самостоятельного государства.

Полновластие нации проявляется в реальной возможности самостоятельно и суверенно решать вопросы, относящиеся к её национальной свободе, государственно-правовой организации, взаимоотношениями с другими нациями и народностями. Каждая нация вправе определять свою судьбу, решать вопрос национально-государственной организации, она вправе войти в состав того или иного государства и объединиться с другими нациями в тех или иных формах государственного союза, выйти из данного государства и образовать своё самостоятельное национальное государство. Каждая нация вправе сохранять и свободно развивать свой язык, обычаи, традиции, соответствующие национальные учреждения.

Суверенитет нации имеет своей предпосылкой национальные потребности, интересы и цели, вытекающие из объективных условий её существования и являющиеся важнейшим стимулятором развития нации, её борьбы за своё освобождение. В качестве национальных могут выдвигаться интересы, выразителем которых выступает ведущий класс данной нации, а также интересы общенациональные в полном смысле слова.

Национальный суверенитет означает право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. В многонациональных государствах, образованных путём добровольного объединения наций, суверенитет, осуществляемый этим сложным государством, естественно, не может быть суверенитетом одной лишь нации. В зависимости от того, каким способом объединившиеся нации осуществили своё право на самоопределение - путём объединения в союзные государства и путём федерации на базе автономии или конфедерации, государственный суверенитет, осуществляемый данным многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединившихся наций. В первом случае это достигается путём обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству. Во втором случае суверенитет наций обеспечивается путём охраны автономии национальных государств. Но в обоих случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не какой-либо отдельной нации, а суверенитета, принадлежащего именно данному многонациональному государству, выражающему как общие интересы все объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них. Главное состоит в том, чтобы многонациональное государство в любых его разновидностях обеспечивало реальный суверенитет каждой из наций, входящих в его состав.

Следовательно, государство, тем более демократическое, признающее естественные права человека, стоит на страже свободы любого индивида независимо от его национальности, поэтому национальный, этнический, расовый признак не должен становиться критерием государственной власти. Таким образом, национальный суверенитет следует понимать как демократический принцип, в соответствии с которым каждая нация обладает правом на свободу, на самостоятельное и независимое развитие, что должны уважать все другие нации и государства.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Типичные растения африканской саванны: фото, картинки растительности
Олимпиадные задания Расположение саванн
Технология выращивания овса Условия произрастания овса