Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Отношение церкви к новому году. В новый год с молитвой к богу. Заговор на очищение дома

"Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы
воздать каждому по делам его" (Апок. 22, 12).

Вот и еще один год нашей жизни канул в вечность. Благость Божия даровала нам новый год. Ценим ли мы эту милость Божию к нам, благодарим ли Бога за это?

Увы! как мало осталось ныне людей, которые встречают новый год молитвой. Едва ли не подавляющее большинство встречают его ничем не оправдываемым безумным, безсмысленным, разнузданным веселием, а наши «православные» русские люди делают это нередко даже дважды - и по новому и по старому стилю, как бы желая использовать лишний повод к веселию. Хотя повода тут, строго говоря, никакого нет.

О чем напоминает нам наступление нового года, как не о том, прежде всего, что еще на один год сократилась наша земная жизнь, что еще на один год стали мы ближе к общему для всех концу - могиле, а для многих из нас - что этот новый год, быть может, будет последним годом их жизни.

Есть ли тут повод к веселию?

Еще святитель Феофан Вышенский и приснопамятный о. Иоанн Кронштадтский во второй половине прошлого века горько укоряли русских людей за то, что они, подражая Богоотступническому Западу, стали по-язычески встречать новый год, «вертясь с бокалами в руках», ибо это только язычники темные верили, что чем веселее они встретят наступающий новый год, тем удачнее и счастливее он для них будет. Вот и пили они и плясали до упаду. А нам, христианам, это совсем не к лицу!

Нас, христиан, наступление нового года должно, наоборот, располагать к сугубой серьезной настроенности и к горячей молитве Богу.

А особенно серьезными и молитвенно-сосредоточенными должны мы быть теперь, в переживаемое нами время, когда с каждым новым годом все более и более умножаются страшные знамения неизбежно приближающегося к нам конца всего. Еще так недавно жизнь человечества текла более или менее нормально, вполне оправдывая изречение премудрого Екклесиаста: «Что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться, - и нет ничего нового под солнцем» (Еккл. 1,9). Но вот, с некоторого времени, особенно после страшной кровавой катастрофы, постигшей нашу несчастную Родину-Россию, нечто как-будто бы «новое» стало сильно и ярко проявлять себя. И в самом деле: вдумаемся глубже во все то, что сейчас происходит в мiре, и мы убедимся, что происходит теперь нечто такое новое и страшное, чего никогда прежде не было в таких грандиозных масштабах.

Прежде всего: целая треть мiра попала в полное тираническое обладание неистовых богоборцев и человеконенавистников, которые главной целью своей жизни и деятельности поставляют искоренение во всем мiре веры в Бога вообще и уничтожение Христианской Церкви, в частности, и упорно идут к этому, не останавливаясь ни перед какими самыми жестокими и безчеловечными средствами, вплоть до грубых издевательств, пыток, мучений, пролития крови и убийства.

А остальные две трети, составляющие так называемый «свободный мiр», с каждым новым годом, все более и более равнодушно смотрят на это и не только не противодействуют такому к небу вопиющему насилию, но нередко и помогают ему, сами у себя, в сущности, делая то же, но только более осторожными, «мирными» средствами, лицемерно, для отвода глаз, сохраняя видимость полной свободы веры и даже покровительства Церкви.

Разве не «новое» - так называемое «экуменическое движение» - это повальное «братание» представителей всех вероисповеданий, которого совсем недавно и вообразить себе было нельзя и которое столь многих очаровывает и прельщает мнимой христианской любовью, в то время как оно в действительности весьма далеко от подлинной христианской любви, нераздельно-связанной со стремлением к истине. А истиной «экуменисты» менее всего интересуются. Если бы это было не так, то давно бы уже все «экуменисты» пришли к Православию, а православные, принимающие в «экуменическом движении» участие, не отходили бы от подлинного исконного исторического Православия, заражаясь антихристианским духом вольнодумного протестантизма.

Того же порядка - и совершенно новое явление Ватиканского Собора. И как характерно и трагично впечатление от этого Собора, высказанное одним православным наблюдателем: казалось бы, мы должны только радоваться и приветствовать наблюдающееся на этом Соборе стремление к сближению с Православием и намеченные в этом направлении реформы, но все это, к глубокой скорби нашей, носит характер такого необузданного либерализма, готового идти и дальше, что римо-католики консерваторы оказываются по духу нам ближе.

А невероятно усиливающаяся преступность, во всех самых изощренных и виртуозных формах, особенно - у малолетних, которые в наше время даже по внешнему своему облику, по выражению глаз и лица, перестают походить на детей, о коих сказал в Свое время Господь, что «таковых есть Царствие Небесное» (Марк. 10, 14)!

А умопомрачающий безстыдный разврат, который не удивителен был у язычников, не знавших учения о высоком достоинстве девства, но совершенно нестерпим у христиан!

Нет в современном мiре - мiре «христианском» - и того, что было в древности в мiре языческом: ни благородства, ни честности, ни стыда, ни... совести. Черное многие называют белым, а белое - черным, ложь называют правдою, а правду - ложью. И невольно приходит на ум то, о чем говорит св. Апостол Павел в своем 2-м послании к Солунянам «и пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи , да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2 Сол. 2, 11-12).

Сколь многие теперь с поразительным легкомыслием повторяют вслух, или хотя бы про себя, исполненный драматического скептицизма Пилатов вопрос: «что есть истина?» (Иоан. 18, 33). И ответа не находят. Да и не ждут его...

И вот, несмотря на все это, духовно-ослепленные люди все еще кричат о каком-то «прогрессе», о «мире всего мiра», о благоденствии человечества, якобы ожидающем его в ближайшем будущем, о каких то «заманчивых далях» и «широких горизонтах»...

Пусть не говорят, что мы «сгущаем краски» или проповедуем пессимизм. Тогда и приснопамятного святителя Феофана и о. Иоанна Кронштадтского и многих других великих столпов и светильников нашей Российской Церкви, предостерегавших русский народ о надвигающейся на него страшной каре Божией, надо было бы обвинить в пессимизме. А между тем, ведь всё то, о чем они так сильно и ярко предрекали, рисуя до чрезвычайности мрачные картины окружавшей их жизни, целиком исполнилось.

Мы же здесь указываем только на общеизвестные факты, которые сами за себя говорят и не требуют обладания особой прозорливостью для того, чтобы ясно видеть, куда они нас ведут.

Мрачную картину представляет собою сейчас жизнь всего человечества. Но не менее мрачное зрелище наблюдаем мы и в жизни наших православных русских людей заграницей. Вместо того, чтобы полностью и окончательно прозреть после стольких перенесенных нами тяжких испытаний - кровавой революции, беженства (для многих даже двукратного), арестов, ссылок и концлагерей, ужасов 2-ой мiровой войны - многие все еще продолжают жить настроениями предреволюционной эпохи и 1917 года, приведшими Россию к гибели. Вместо того, чтобы раскаяться в своем прежнем вольнодумстве и смиренно придти к вере во Христа, склонившись благоговейно перед благодатным авторитетом основанной Им Св. Церкви, сколь многие - увы! - и здесь заграницей живут вне всякой веры, или отпадают в иные веры, или сами себе изобретают какую-то свою собственную самоизмышленную веру, а те, которые, по внешности, остаются православными, часто вовсе не признают Церкви, надменно и высокомерно осмеливаются судить и рядить о том, чего не знают и не понимают, и считают себя в праве сами писать для Церкви свои собственные законы, покушаясь делать Церковь орудием своих безумных страстей - тех самых страстей, кои привели к гибели нашу Родину-Россию, а здесь способны привести к развалу единственное, что у нас еще остается, - нашу Церковь. Вместо смирения - страшная, ни перед каким авторитетом не склоняющаяся гордыня и самомнение, властолюбие и честолюбие, бешенное стремление «играть роль» и, одновременно, - ничем не жертвуя для Церкви и для дела спасения своей души, упиваться с жадностью всеми доступными благами этой временной суетной жизни.

И что особенно скорбно: подобное духовное безобразие и безчиние весьма часто безстыдно прикрываются мнимою ревностью о какой-то «правде», громкими словами о национализме и патриотизме и прочих высоких исторических идеалах русского народа, хотя нередко исходят они от лиц, называющих себя здесь в Америке «американцами русского происхождения» и тем самым отрекшихся от своего русского имени и от своей страждущей Родины, об освобождении и спасении которой они будто бы радеют.

На фоне этой общей мрачной картины единственным утешением для нас является то, что сохранился все же в нашей среде еще малый остаток искренно-верующих православных русских людей, кротких и смиренных, ничего лично для себя не ищущих и не домогающихся, но всем сердцем преданных нашей св. вере и Церкви. Им, по большей части, нигде не дают хода, их всячески затирают и обижают, считают иногда даже чудаками и ненормальными, только потому, что они не похожи на других, не хотят «идти в ногу» со временем, плыть по общему течению. Встречая их и видя, как к ним относятся другие, невольно вспоминаешь предречение древних отцев-подвижников о том, что «в последния времена все люди будут безумствовать, а тому, кто не безумствует, будут говорить: «ты безумствуешь, потому что ты не похож на нас».

Но вот эти-то именно люди и хранят еще в изгнании подлинную Святую Русь: - это они строят Божии храмы, чтобы молиться в них, а не сводить вокруг них личные счеты, бороться за первенство и политиканствовать, или сходиться в нарочито устраиваемые под ними нижние помещения для «коктейль-парти», танцев, спектаклей и иных развлечений. Они чтут своих пастырей - истинных пастырей, которые учат их только молитве и духовной жизни, ведя их прямым путем ко спасению. И они действительно ничего другого не хотят, как только спасаться - именно спасаться, а не сеять интриги, заниматься низкопробным политиканством, завязывать судебные тяжбы и создавать никому не нужные, кроме врагов нашей веры и Церкви, «бури в стакане воды».

Эти немногие, еще остающиеся, подлинно-православные русские люди понимают, что Церковь - для вечного спасения людей, и что ею нельзя и грешно пользоваться для каких бы то ни было других, земных целей. А потому они не станут вести напролом - «не на жизнь, а на смерть» безумной борьбы друг с другом, а тем более - со своими пастырями, если эти пастыри ничего другого от них не хотят, кроме христианской настроенности их душ, молитвы и покаяния, - они сторонятся только от лжепастырей, которые идут иными путями, чуждыми истинного пастырства и подлинной духовности и церковности.

Но как мало таких людей, в которых живет еще наша Святая Русь! И с каждым вновь наступающим годом их становится все меньше и меньше. Большинство увлечено и целиком поглощено общей жизнью современного в «похотех прелестных тлеющаго» мiра и старается во всем прислуживаться и угождать ему - его развратным нравам и обычаям, дабы сделать себе «карьеру» и побольше приобрести разных жизненных выгод и материального благополучия.

Все это, вместе взятое, - верное знамение того, что мiр идет к своему концу и, притом, идет сейчас так быстро и стремительно, как никогда!

Конечно, это отнюдь не повод к «пессимизму», ибо мы, христиане, отлично знаем, что так и должно быть, и что конец мiра, рано или поздно, неизбежен. Вместе с тем мы знаем и естественно надеемся, что чудо милости Божией еще может спасти явно погибающий теперь мiр и отсрочить неизбежную развязку, ради тех, которые еще могут и способны принести покаяние и спастись. Но нельзя легкомысленно убаюкивать себя, закрывая глаза на страшную действительность, на всю безнадежность совершающегося перед нашими глазами, с чисто-человеческой точки зрения здравого смысла и разума, и надо, если только мы на самом деле христиане, быть готовыми ко всему.

В ушах наших, а еще более в сердцах, должны непрестанно звучать грозные предостерегающие слова Господа Иисуса Христа, изреченные чрез Его возлюбленного ученика - Тайновидца в дивном Откровении: «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам Его » (Апок. 22, 12). И, вместо того, чтобы пребывать в «окамененном нечувствии», сливаясь с жизнью окружающего нас мiра, и встречать Новый Год безумно и легкомысленно, как современный мiр привык его встречать, омрачая свою душу недостойным и неприличным для истинного христианина поведением, обратимся лучше к Богу со слезной покаянной молитвой о том, чтобы Он отвратил от нас «весь гнев Свой, праведно на ны грех ради наших движимый», простил бы нам «вся согрешения вольная и невольная, в мимошедшем лете зле нами содеянная», отгнал бы от нас «вся душетленныя страсти и растленныя обычаи», «страх Свой Божественный всадил бы в сердца наша, ко исполнению заповедей Его», «укрепил бы нас в православной вере», «утолил бы в нас вся вражды, нестроения и междоусобныя брани», «подал бы нам мир, твердую и нелицемерную любовь, благочинное строение и добродетельное житие», «искоренил бы и угасил все богохульное безбожник нечестие» и «укрепил бы, утвердил, расширил и умирил» наше единственное сокровище и верное прибежище» - Св. Церковь Православную.

Благослови же венец наступающего лета для нас благостью Твоею, Господи!

Слава Богу, что приближение Нового года среди тех, кто исповедует себя православным верующим, хоть всегда и вызывает массу вопросов, но обходится без вопрошения: «Во что одеваться в год рыжей мыши?» или «С кем знакомиться в ближайший год петуха?» Тут позиция у православных ясная и четкая: нельзя унижать образ Божий, то есть человека, до уровня несознательной твари, пусть красивой, нужной и любимой, но все же созданной в услужение человеку.

Вопрос, который начнут (вернее, уже начали) задавать священникам на приходах, которым запестрят интернет-форумы, газетные статьи, радио и телебеседы, будет иного плана: «Как встречать в Рождественский пост?» Причем в разрешении этого камня преткновения зимнего периода очень часто требуют чуть ли ни соборного решения Церкви, дабы не разрушить мир в семье и не слышать претензии, что «неверный в малом и в великом неверен будет ».

Возможно ли сочетание того и другого?

Ведь, с одной стороны, в «Правилах» Православной Церкви: «Аще кто приидет на праздник языческий или еретический, и будет вкушать лишь разрешенное, и тем лишь спразднует, отлучен да будет…», а с другой, апостольское: «Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога » (Рим.14:5-7).

Так как же соединить, например, обязательное, годами установленное посещение и поздравление неверующих родственников с отнюдь не скоромной трапезой и необходимость выполнения постовых предписаний? Как ответить ребенку на просьбу позвать деда Мороза, так как он и к Тане, и к Оксане, и Пете, на этой лестничной площадке живущих, обязательно с подарками придет?

Позволю себе не согласиться с весьма уважаемым пастырем и прекрасным проповедником отцом Дмитрием Смирновым, который предлагает следующий выход: «Если не хотите обижать неверующих домашних – начните пост на неделю раньше. Нужно сохранять трезвый взгляд. Самое существенное – любовь». Любовь действительно – «самое существенное», но ведь пост – тоже выражение любви, причем любви к Богу. Менять веками установленные «рамки» поста, значит идти на поводу протестантов, где благочестивые традиции не в чести.

Новый год и Рождество Христово

Говорить же сегодня о переносе даты начала Рождественского поста илиРождество, сколь бы ни были аргументированы эти предложения, изначально нет смысла. 7 января, то есть 25 декабря по старому стилю, было и останется православным Рождеством . В то же время игнорировать государственный праздник, да еще и повсеместно любимый, – значит поставить себя в маргинальную позицию и, что еще хуже, впасть в грех осуждения и превосходства. За негативными последствиями подобного отношения далеко ходить не надо. Вот одно из мнений, которое было высказано в моем интернет-блоге, когда обсуждалась эта тема:

« Новый Год – это пародия на Рождество Христово. Известно, что греческое слово “антихрист” означает не только “противо-Христос”, но и “прежде-Христа”. Значит, неправославный светский праздник, пародирующий Рождество Христово и предшествующий ему, заставляющий простых людей нарушать как постный режим, так и покаянное настроение поста – хлопушками, огоньками, салатами оливье и пенистым шампанским – является “антихристовым” в чистом виде»

Ни много ни мало – все те, для кого праздник, отправлены в воинство врага рода человеческого. Последователи столь одиозной позиции отнюдь не маргинальны и не редки. Некоторые православные издания осуждают новогодне-рождественские поздравления, направляемые священноначалием государственным структурам и руководителям, негативно воспринимаются благотворительные мероприятия Церкви, если они приурочиваются к новогодним дням. Приводится масса доводов о «неправославном» происхождении Нового года, о «языческом культе» Деда Мороза и Снегурочки и пр.

Неудивительно, что некоторые не в меру ретивые хранители «преданий старины глубокой» вносят в перечень несомненных грехов новогодний фейерверк, елочные украшения и маскарадные костюмы, причем страдают от этого прежде всего дети.

Скажите, как отнесется в будущем к Православию и Церкви ребенок или подросток, который, видя счастливые глаза и радостные лица своих сверстников, будет слышать от «воцерковленных» родителей лишь запреты, упреки и осуждение?

Несомненно, каждый праздник должен быть благочестив и не нести собой греховное начало. Необходим принцип: «что чрез меру – то от лукавого». Ведь не секрет, что нынче любое торжество обязательно сопровождается усиленным потреблением напитков отнюдь не способствующих нравственному началу.

«Ты что, уже с утра празднуешь?» – стало повсеместной фразой, как, впрочем, и сверхбойкая торговля спиртным в преддверии любых общих торжеств. Сочетание понятия «праздник» с неудержимым разгулом – беда давняя, но бороться с ним лишь запретными мерами – себе же во вред. Принцип «запретный плод сладок» срабатывает всегда.

Искать же где-то на стороне, в иных конфессиях или религиозных верованиях принцип симфонии народного или государственного праздника с православной традицией не надо. Он у нас у самих присутствует.

Все мы прекрасно знаем, что, например, праздник Рождества Иоанна Предтечи установлен церковью в день древнего торжества Ивана Купалы. Установлен промыслительно и с совершенно четкой целью: лишить этот день языческого содержания. И ведь это удалось. Несмотря на прыжки президентов некоторых постсоветских стран через костер, Иван Купала стал лишь этнографическим событием, да костюмированным маскарадом.

Шествуя путем фарисейского буквоедства, мы отбиваем у близких и неблизких всякую охоту и стремление перешагнуть церковный порог. Более того, совершенно не берется в учет и отбрасывается указание апостола Павла, что «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем » (1Кор. 8:8).

Смысл поста не в том заключается, чтобы не съесть чего-то скоромненького. В ином он, смысл этот – в памяти, что пред Богом ходим. Боюсь, что не радуем мы Божью любовь своей насупленностью, запретными мерами и стремлением создать из себя праведников-наблюдателей, которые свысока и с осуждением наблюдают за праздником большинства наших близких. «Любовь выше поста», – говорил святитель Тихон Задонский. Не понимать этого – значит шествовать по пути тех, кто сегодня закопал себя в Пензенской области в яму и с гордостью кричит чрез земляную дыру о своей праведности и «истинноправославности».

Надобно служить другим, а не заниматься самим собой. Если из-за твоего поста плачет ребенок, то в будущем, как бы ты не старался, он не будет прихожанином Православной Церкви, а твои родные между собой, что бы ты ни слышал (они ведь тебя любят), обязательно сделают вывод: «Вот до чего попы довели».

Рождественский пост – установление святоотеческое и он, безусловно, нужен и необходим в деле нашего личного спасения, но не будет «толку» в деле собственного духовного совершенствования, когда пост наш принесет горе и озлобленность.

Можно и нужно сочетать новогодние торжества и наше скромное ожидание Рождества Христова .

Да очень просто.

Помните: «Вот и дедушка Мороз, он подарки нам принес»? А разве святитель Николай подарки нужные не дарил? Загнали мы нынешнего Деда Мороза в Лапландию, а он-то с Николай Чудотворец списан. Или елочные новогодние гирлянды: они нынче в конце декабря замигают разноцветьем, именно тогда, когда звездочка Вифлеемская в преддверии Рождества зажглась. Детские хороводы (да и взрослые тоже) пред елкой – чем же они хуже ангельского пения «Слава в вышних Богу»? Или в словах руководства государственного в предновогодних обращениях не слышится просьбы: «И на земле мир, и в человецех благоволение»?

Разумное празднество допустимо, если оно несет радость людям. Главное, чтобы в меру все, по тому определению, которое преподобный Амвросий Оптинский предложил: «Смотри, Мелитона, – держись среднего тона; возьмешь высоко, будет нелегко, возьмешь низко, будет склизко; а ты, Мелитона, держись среднего тона».

Не в празднике грех, а в том, как праздновать. И если в новогоднюю ночь ты изначально помолишься, а в нашем граде молебные пения в храмах и этой ночью совершаются, постараешься простить всех и ни на кого зла не держать, то, затем смело можно и с Новым Годом поздравить, и бокал с шампанским пригубить, и дольку мандаринки скушать. Видя радостные лица наши, и Господь возрадуется.

перед нами снова стелется как еще ничем не тронутая возможность. Внесем в этот год вдохновение, войдем в этот год с тем, чтобы творчески пройти прямым путем весь год. Будем идти вместе, будем идти дружно, будем идти смело и твердо. Встретится трудное, встретится и радостное: то и другое нам дает Господь. Трудное – потому что именно темное, горькое, мучительное нам посылает Господь, чтобы принести в это свет, радость, тишину; и светлое – чтобы и нам приобщиться свету, быть детьми света.

Будем идти вместе, заботливо, не забывая друг друга, и тогда к концу года, когда мы оглянемся, окажется, что проложена одна прямая стезя, что никто не упал на краю дороги, никто не забыт, никто не обойден, и что у многих в нашей малой общине и через нас – во всем мире – любовь, свет, радость».

И это будет по-православному!

Вы прочитали статью

Как правильно организовать встречу Нового года в соответствии с добрыми новогодними приметами.

Наверное, у каждого человека есть свои верные приметы, предсказывающие, по какому сценарию пойдет то или иное событие. Даже самый ярый материалист иногда плюет через левое плечо и скрещивает пальцы, если черный кот перебегает дорогу. А какие Вы знаете новогодние приметы? В этой статье я расскажу о некоторых из них и попытаюсь дать совет, как правильно организовать встречу Нового 2016 года в соответствии с добрыми приметами, которые сулят удачу и успех в будущем году.

Примета 1

В НОВЫЙ ГОД БЕЗ ДОЛГОВ! Обязательно отдайте долги до наступления Нового года, иначе весь следующий год будете в долгах.

Конечно, в наше время поголовных банковских кредитов не стоит воспринимать эту примету буквально. Если вы строго придерживаетесь графика выплаты банковских платежей по кредиту, значит, по совести, у Вас нет долгов. Эта примета больше касается долгов, о которых Вы забыли и не отдали вовремя. Покопайтесь в своей памяти, есть у Вас забытые долги? Если есть, срочно отдавайте!

Примета 2

В НОВЫЙ ГОД БЕЗ СТАРОГО ХЛАМА! Постарайтесь избавиться в уходящем году от всего старого, отжившего, ненужного и надоевшего. В Новый год надо вступать в ожидании чего-то нового, а для того чтобы это новое к Вам пришло, надо расчистить для него место. Больше всего эта примета касается материальной стороны жизни, но для кого-то наверняка эта примета сулит перемены в личной жизни.

Примета 3

В НОВЫЙ ГОД С ЧИСТЫМ ДОМОМ, С ЧИСТЫМ ТЕЛОМ И ДУШОЙ! Обязательно перед Новым годом совершите в своем доме супер генеральную уборку. Вы можете сделать это самостоятельно или с привлечением специалистов по наведению чистоты и порядка. Важен результат. В доме не должно остаться ни одного пыльного уголка, где может затаиться негативная энергия. 31 декабря сходите в баню, ведь, как известно из любимого всеми россиянами новогоднего фильма, «баня очищает». Если нет возможности сходить в баню, то и душ подойдет, только, когда будете в нем мыться, представьте мысленно, что вся грязь, накопленная Вами за год, смывается и уходит прочь, а Вы вступите в Новый год чистым как ребенок. Ну это я, пожалуй, загнула. За таким очищением надо в церковь идти. Ну, в общем, совет такой: попробуйте перед Новым годом остановиться и задуматься, а все ли я правильно делаю, туда ли я бегу, не обидел ли я кого-то ненароком? Надо успеть попросить прощения. Ну, как-то так.

Примета 4

В НОВЫЙ ГОД ВМЕСТЕ СО СВОИМИ БЛИЗКИМИ, ЛЮБИМЫМИ И РОДНЫМИ! Новый год — семейный праздник, и встречать его следует вместе со своей семьей, чтобы не быть одиноким. Даже если у Вас в новогоднюю ночь предстоит молодежная тусовка в ночном клубе или ресторане, встретьте Новый год дома вместе с родителями и родственниками, выпейте вместе с ними традиционный новогодний бокал шампанского. А потом — по коням! Вперед, к безудержному веселью с друзьями и приятелями.

Примета 5

В НОВЫЙ ГОД ЗА ИЗЫСКАННЫМ И БОГАТЫМ СТОЛОМ! Новогодний стол должен быть особенно богато сервирован и изобиловать особенными яствами, которые Вы не могли себе позволить на другие праздники. Новогодний стол должен стать символом изобилия, чтобы наступающий год был щедр к Вам на достаток и даже богатство.

Примета 6

В НОВЫЙ ГОД С ДЕНЬГАМИ! Встречайте Новый год хотя бы в одной новой вещи и с крупной денежной купюрой в кармане, тогда следующий год будет к Вам благосклонен в денежном отношении. Как известно: «деньги к деньгам».

Примета 7

В НОВЫЙ ГОД С ОГНЕМ ОЧИЩЕНИЯ! Обязательно на новогоднем столе должны гореть свечи, а елка переливаться разноцветными огоньками. Это все символы очистительного огня.

Примета 8

В НОВЫЙ ГОД С ЗАВЕТНЫМ ЖЕЛАНИЕМ! Не забудьте загадать желание, пока часы отбивают 12 ударов, и оно обязательно сбудется.

У меня добрые приметы закончились на цифре 8, и это символично, потому-то восьмерка — это символ бесконечности, значит нет конца добрым приметам, ДОБРОТЕ И ЛЮБВИ. С Новым годом и Рождеством! ф

Близиться празднование Нового года, и для многих православных встаёт вопрос — как провести этот светский праздник?

Во всём мире Рождество отмечается до Нового года? Пост заканчивается, и люди весело справляют Новый год. Почему у нас не делают так же?

Причина в том, что у нас есть два стиля. Новый (грегорианский) и старый (юлианский). Русская Православная Церковь придерживается старого стиля. Его же придерживаются Иерусалимская, Грузинская, Сербская Православные Церкви и на монашеской Святой горе Афон. И не случайно. Юлианский календарь сохраняет преимущества как астрономические, так и церковные над григорианским календарем. Именно юлианский календарь удовлетворяет требованиям Вселенских Соборов праздновать христианскую Пасху после Пасхи еврейской. Только по старому стилю, в Великую субботу, перед Пасхой, совершается великое чудо: в этот день, по молитвам Патриарха Иерусалимского, нисходит на землю Благодатный Огонь. Это – показатель того, что Господь благоволит именно старому стилю, а календарь — это отражение Небесного в земном, Вечного в преходящем.

Сейчас Новый год приходится на время Рождественского поста. Но было время, когда Новый год у нас праздновался после Рождества. Поста уже не было. Всё было в норме. До 1918 года летоисчисление в нашей стране было по юлианскому календарю, которого сейчас и продолжает придерживаться Русская Православная Церковь. Новый год был праздником светским и приходился на святки — дни после Рождества Христова. И поэтому не было никакого греха в череде святочных дней отмечать и новолетие, вкушая скоромную пищу и вино.

Конечно, когда мы праздновали по старому стилю, все у нас стояло на своих местах. Однако после революции 1917 года была проведена календарная реформа: вместо юлианского был принят григорианский календарь (новый стиль), так что, из-за смешения стилей, празднование Нового года стало выпадать на конец Рождественского поста. Поэтому возникла проблема для людей, соблюдающих духовные традиции: как праздновать Новый год и праздновать ли его вообще?

Для многих православных христиан встреча Нового года — это определенное искушение или компромисс. Особенно это касается тех семей, не все члены которых верующие или в которых наряду со взрослыми есть и дети.

В современной России празднование Нового года возведено в культ, для нецерковных людей этот праздник стал чуть ли не самым главным праздником года. Людьми движет желание повеселиться. Сделать торжество плоти. Отмечать Новый год пьянкой и гулянкой — обычай советский, а никак не русский православный. Церковь же больше думает о духовном, чем о плотском.

Новый год вовсе не церковный праздник, но его можно наполнить духовным смыслом и отметить вполне по-православному (хотя можно, конечно, вообще не отмечать Новый год, ограничиться новогодним молебном — это тоже допустимо).

Новый год — это новое благословение Божие, новые испытания, новые радости и печали. Для православных людей, которые привыкли за десятилетия советской власти отмечать этот праздник с 31- го декабря на 1 -е января, мы советуем встретить его в кругу семьи за торжественно сервированным, но все же постным столом . Возблагодарить Бога за все, что было в истекшем году и попросить благословения на год грядущий. «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем » (1 Кор 8:8). «Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога » (Рим 14:6).

Не в празднике грех, а в том, как праздновать . И если в новогоднюю ночь ты изначально помолишься, постараешься простить всех и ни на кого зла не держать, то, затем смело можно и с Новым Годом поздравить, и бокал с шампанским пригубить, и дольку мандаринки скушать. Видя радостные лица наши, и Господь возрадуется.

Новый год - это семейный праздник, и надо сохранить мир, согласие. Отмечая Новый год с нецерковными близкими, можно сделать два стола - постный и обычный. Пусть приготовление двух столов будет одним из ваших «постных» поступков, знаком смирения перед родными. Никого не следует осуждать. Дело в том, что пост - это глубоко личное состояние человека. У каждого есть своя мера поста. Если вы хотите поститься строго - пожалуйста. Но относитесь с уважением к тем, кто не постится — по здоровью ли, по каким-то другим причинам. Вы вполне можете поднять бокал шампанского или вина вместе с родителями.

Кстати, похожее предписание мы находим в канонических правилах для священников. Когда на свадьбе веселье уже переходит известную меру и начинаются всевозможные пляски, в которых недопустимо принимать участие священнослужителю, каноны предписывают батюшке откланяться и уйти с торжества. Но при этом не сказано, что священник должен обличать гостей и призывать всех к порядку.

Некоторые православные люди занимают очень крайнюю, строгую позицию: Новый год — праздник бесовский, богомерзкий. Эта позиция вполне объяснима, ведь Новый год всегда сопровождается телебеснованием и пьянством. Однако полностью отрицать Новый год и видеть в его праздновании один грех нельзя. Просто не нужно подменять им Рождество и бесчинствовать постом. Ведь мы, православные люди, являемся гражданами своей страны. И хотим этого или не хотим, живем по новому, григорианскому, календарю, строим нашу жизнь и трудовую деятельность по календарю гражданскому. Например, отправляемся в отпуск, сдаем отчеты по работе в конце года по новому, а не по старому стилю. Поэтому не является грехом проводить старый год, подвести итоги, поблагодарить Бога и, конечно, помолиться, вступая в новолетие. Начав год с молитвы, с просьбы о помощи Божией, будем надеяться, что Господь не оставит нас в год грядущий и благословит наши труды и дела.

Мы, православные христиане, не должны забывать, что впереди у нас ещё один праздник, который имеет для нас большее значение, чем Новый год. Этот праздник – Рождество Господа нашего, Иисуса Христа . Если мы хотим праздновать Новый год, то мы должны его праздновать через призму значимости Рождества Христова. А Рождество для нас – величайший праздник, ибо в этот день пришёл в мир наш Спаситель и исполнился обет, который был дан ещё первым нашим прародителям. Господь, после их грехопадения, обещал им приход в мир Искупителя, Который спасёт их от греха, проклятия и смерти. Если мы будем помнить об этом, то и Новый год будем праздновать соответственно.

Текущая неделя — не самая строгая часть Рождественского поста (более строгий пост начинается со 2-го января — за пять дней до праздника) , но все же состояние поста трудно совместить с празднованием чего-либо, особенно если это празднование «мирское». Поэтому церковь призывает православных, которые будут «встречать» новый год с 31-го декабря на 1-е января, сделать это по-христиански, ведь празднование празднованию рознь. И не нужно придавать празднованию Нового года такое первостепенное, порой просто мистическое значение. Ведь это всего лишь условная дата новолетия, принятого в светском обществе (например, раньше такой датой было и 1 марта, и 1 сентября). Тем более православные не должны праздновать Новый год согласно языческим традициям, нарекая его годом какого-либо животного, ориентируясь на восточный календарь.

В ночь с 31 декабря на 1 января 2018 года в храме преподобного Сергия игумена Радонежского настоятелем протоиереем Ярославом Ивановым была совершена новогодняя Божественная литургия.

Традиция встречать новый год молитвой в храме появилась на приходе с 2013 года (ред.: в ночь с 2013 на 2014) . Важнейшие блоки литургии сопровождаются комментариями во время богослужения настоятелем храма. Такую литургию еще называют миссионерской или молодежной, так как в богослужении активно принимает участие молодежь: в алтаре, чтецами на клиросе. Третий год в новогоднем богослужении участвует приходской хор.

Скажу вам, очень необычно. Новый год, вся страна готовится поднять бокалы под бой московских курантов, а ты в храм «зачем-то» идешь. Перед храмом почти никого. Немного грустно, но есть предвкушение чего-то важного. Заходишь с благоговением в таинственный полумрак храма, а там множество народа. Это первое удивление. С некоторых пор привычно видеть в храме знакомые лица, а сейчас видишь множество незнакомых тебе лиц. От этого еще раз удивляешься и становится почему то еще радостней.

Чтение часов. Молитва. Сосредоточенная тишина. В это время замечаешь салют, слышишь хлопки петард. Здравствуй Новый год! Слава Богу, прожили еще один год! Одновременно и улыбаешься, и вздыхаешь. Несколько мыслей мгновенно проносятся в голове: представилось, что весь народ нашей страны вышел на улицу встречать новый год петардами и салютами славя Бога и благодаря его за прожитый год, за жертвенную Его любовь к человеку, за всё, что Он делает для людей ради их спасения. Увы, это что-то из ряда фантастики, такому вряд ли суждено случиться. Также вспомнился Иерусалим две тысячи лет назад, когда Христа встречали и славили пальмовыми ветвями, а через несколько дней кричали «распни».

После часов отец Ярослав сказал проповедь и прокомментировал ближайший ход богослужения.

«Как говорится: как новый год встретишь, так его и проведешь. Когда слышишь от человека: «зачем ходить в храм? У меня Бог в душе, я сердцем верю», хочется спросить этого человека, а что ты сделал, чтобы приготовить сердце свое для встречи с Богом?

В Евангельском чтении (Мк., 42 зач., IX, 42 — X, 1) мы слышим такие слова: «И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее…, И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее…». О чем здесь, прежде всего, говорится? Конечно, мы не должны отпиливать себе ноги и руки. Здесь Бог говорит о значимости Царствия Божия, которое внутри нас есть и к которому нужно себя готовить. А как готовить? Избавляться от всего того, что мешает человеку туда войти, от всего скверного и нечистого. Ради Царствия Божия от всего этого нужно удаляться. Это как во время поста мы воздерживаемся ради чего-то ценного. Вот для сравнения: если на столе положить много грязных вещей и одну ценную, то это ценное не распознаем. Если на книжную полку рядом мы поставим пять плохих книг, то даже одну ценную книгу мы не захотим ставить в один с ними ряд, поставим отдельно.

«Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится. Соль — добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою.»
Что это за соль? Соль сохраняет пищу от порчи. Чтобы принести Богу угодную жертву мы должны подготовить душу. Наша жертва Богу – сердце сокрушенное. Пост сохраняет душу. На каждой Литургии дьякон возглашает: «возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы». О чем здесь идет речь? О вере, любви, единомыслии, мире и о благоговении. Это та соль, осаливая которой мы делаем нашу жертву угодной Богу.

Порядок дальнейшего богослужения у нас такой: Евхаристический канон, Символ веры, «Отче наш» — молитва, в которой есть всё, весь образ предстояния человека пред Богом своей жизнью. И отпуст: верующие как бы «отпускаются» с богослужения.»

Далее отец Ярослав поведал краткое житие мученика Бонифатия и отметил, удивительную вещь: «Бонифатий был рабом, человеком безродного племени и умер не крещеным, тем не менее, Господь, видя его доброе, отзывчивое и горячее сердце даровал ему мученический венец. Мученику Бонифатию молятся об избавлении от страсти к винопитию.»

В заключение настоятель поблагодарил верующих за ночную службу, пожелал Божией помощи, Покрова Пресвятой Богородицы, горячности сердца, неравнодушия и бодрости: «вступив в новый год, также в бодрости его и продолжим» .

По окончании ночной службы, мы решили задать прихожанам всего один вопрос: скажите, почему Вы решили встретить новый год в храме, а не за праздничным столом в шумной компании, почему не остались смотреть новогодние телевизионные шоу по телевизору, не пошли в ресторан?

Вот что мы услышали в ответ:

Неизвестный мужчина:
Да давно уже было ощущение что что-то не так. Хотелось сбить этот давно устоявшийся ритм. Пресытился. Хотелось чего-то действительно нового.


Да я вообще не хотела сюда идти, — говорит с улыбкой наш фотограф, — устала и хочу спать. А тут приходит СМС с просьбой по-фотографировать. Я так и знала, что Господь меня всё-равно приведет в храм и я так благодарна за это! Сейчас я вообще никакой усталости не чувствую! Ну представьте себе, нужно было потратить кучу времени, кучу денег не подготовку стола, потом всё это съесть и никакой радости, — снова улыбаясь делится Тамара. – Я здесь в храме и мне радостно!

У меня вся семья мусульманская. В новогоднюю ночь в храме впервые, совсем не планировала, была с братом. Как-то услышала в песне у иеромонаха Романа фразу: «встретим же в храме молитвенный час», вот и решила неожиданно для себя, что нужно придти в храм. Это самый радостный для меня Новый год! Встречаю и провожаю с Богом.


Я по-другому сейчас уже и не мыслю. Хочется встречать Новый год более осмысленно, духовно, по-особому настроить себя. Та радость за столом поверхностна, эта – глубока, духовна.

Я вообще по рестораном не хожу:).Очень хотелось войти в новый 2018 год с миром и спокойствием на душе, а развлечения в ресторанах кроме пустоты на душе ничего не дают. От богослужения получила радость, которой хочется делится с родными. Желаю всем добра и Божия благословения!


Любой праздник мирской не даёт такой радости, как в храме. Люди за столом и ощущают эту радость только за столом. А потом всё исчезает, пустота. А если с Богом, то радость остаётся надолго. Чего пожелать? Мы стали на год ближе к вечности. Пожелаю храбрости в сердце, решительности, чтобы сердце горело любовью к Богу как к Отцу.

Надежда Анатольевна Вялова, руководитель театральной студии при храме
Пришла по зову сердца. Церковь – как одна семья, мы здесь все вместе. Пока человек молод, ему хочется развлечений, а в зрелом возрасте он уже подводит итоги своей жизни.

Вера Штыхван, участница приходского хора, работник Челябинской Областной Научной Библиотеки
В приходском хоре четыре года участвую. Три года собиралась на новый год придти. Везде грохот, а мы стоим в храме, молимся, и это ощущение для меня оказалось очень ценно. Очень понравился рассказ отца Ярослава (ред.: возможно имелся в виду рассказ о житии мученика Бонифатия), объяснения. Там суета, здесь хорошо.
Как библиотекарь, пожелаю всем читать больше классической литературы, читать и перечитывать.

Дмитрий Каретников, певчий
К Богу пришел, мировоззрение изменилось. Для меня служба принципиальна. Я этим друзьям и близким хочу показать, что можно праздновать новый год по-другому. Да и какой это праздник, Новый год? Сейчас пост идет. Скоро Рождество. Вот это праздник! Служба в новый год немного другая, интересная, с объяснениями. Что пожелать? Если человек стремится к Богу, чаще пусть ходит в храм, особенно на новый год. Хочется видеть наши храмы всегда полными.

Такая сложилась традиция в нашем молодежном обществе «Держись». Решил пойти посмотреть и понравилось. Сейчас продолжение рождественского поста. Для меня новый год не столько праздник, сколько смена даты календаря. Хотелось разнообразить свой быт, хотелось чего-то духовного, быть не в празднословии, а встретить год с духовной пользой для себя.

После новогодней Литургии прихожане были приглашены на общую трапезу, на чай с печеньем и мандаринками. Зазвучали песни под гитару в исполнении приходского хора: «От героев былых времен», «Куда б меня не занесла судьбина», «Ничто на земле не проходит бесследно» и множество других. За беседой с настоятелем и чашкой горячего чая на душе было хорошо и уютно, совсем по-семейному и не хотелось расходиться.

Всех ещё раз с праздником! Спаси всех Господь!

Анатолий Фурсов
Фото: Тамара Кондакова










Включайся в дискуссию
Читайте также
Как построить координатный луч Как определить координаты на числовом луче
Единичный отрезок, координаты
Дроби обыкновенные правильные и неправильные, смешанные и составные