Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

В каком году был священный союз. Наполеоновские войны и священный союз как система общеевропейского порядка

Война, продолжавшаяся в Европе полных 10 лет, принесла огромный урон странам континента. Одновременно она способствовала появлению первого мирового опыта регулирования международных отношений и обретения политической стабилизации в Европе, гарантированной всей мощью держав-победительниц.

Венский конгресс, его решения, непоследовательные, противоречивые, несущие в себе заряд будущих взрывов, тем не менее сыграли эту роль. Но монархи этим не удовлетворились. Необходимы были более прочные, и не только силовые, но и юридические, а также нравственные, гарантии. Так в 1815 г. появилась идея Священного союза европейских государств - первой общеевропейской организации, целью которой должно было бы стать прочное обеспечение существующего порядка вещей, незыблемости тогдашних границ, стабильности правящих династий и других государственных установлений при уже свершившихся в разных странах послевоенных переменах.

Инициатором союза европейских государств стал Александр I. Основные положения договора о Священном союзе Александр написал собственноручно. Они содержали следующие статьи: поддерживать между государствами узы братской дружбы, оказывать друг другу помощь в случае дестабилизации международной обстановки, управлять своими подданными в духе братства, правды и мира, считать себя членами единого христианского сообщества, в международных делах руководствоваться евангельскими заповедями.

Таким образом, идеи Священного союза, который действительно стал прообразом международных организаций XX в., были исполнены самых благих намерений, и Александр I мог быть доволен своим детищем. Вскоре почти все страны Европы, кроме островной Англии, примкнули к Союзу, но и Англия активно участвовала в работе его конгрессов и оказывала на их политику достаточно силь­ное влияние.

По существу, решения Венского конгресса и Священного союза создали в Европе так называемую венскую систему, которая существовала около 40 лет, предохраняла Европу от новых больших войн, хотя противоречия между ведущими европейскими державами попрежнему существовали и являлись достаточно острыми.

Это выявилось сразу же после введения «венской системы» в жизнь. И главным ее испытанием стали не столько территориальные претензии держав друг к другу, сколько нарастание на континенте революционного движения, которое явилось логическим продолжением грандиозных преобразований общественной жизни стран Европы, порожденных и продолженных Великой французской революцией.

Заря новой революции, национально-освободительного движения, которая с 1820-х гг. поднималась над Европой, внушала ужас устроителям «венской системы». Опять замаячили призраки якобинства, беспощадного сокрушения тронов. Вспыхнули революционные движения в Испании, Португалии, Италии. В этих условиях заколебались даже либералы, к которым относился и Александр I. Русский царь медленно, но верно отходил от своих идеалистических представлений о послевоенном устройстве Европы. Уже в начале 1820-х гг. на примере событий в Испании, Италии, на примере восстания собственного Семеновского полка в центре Петербурга он понял, какая пропасть лежит между его либеральными мечтами, осторожными конституционными шагами и бурей народных революций или военных мятежей. Реальное дыхание народной свободы страшило создателя Священного союза и заставляло его дрейфовать вправо, хотя он поначалу и выступал против применения силы, как на том настаивали Австрия и Пруссия.

И все же, несмотря на глубокие противоречия, разрывавшие Священный союз с самого начала его существования, он во многом способствовал стабилизации ситуации в Европе, внес в европейскую практику новые гуманистические идеи, не дал Европе скатиться к новому военному.

По окончании Венского конгресса осенью 1815 г. в Париже одновременно находились государи России, Австрии и Пруссии и заключили здесь между собою так называемый Священный союз, который должен был и на будущее время обеспечивать мир в Европе. Инициатором этого союза был царь Александр I . «Вождь бессмертной коалиции», низложившей Наполеона , он был теперь наверху могущества и славы. Его популярность поддерживалась еще и тем, что его считали сторонником свободного политического развития, и действительно, в это время настроение его было довольно либеральным. Присоединяя в 1809 г. к России Финляндию , он удержал в ней сословную конституцию, действовавшую в Швеции, а в 1814 г. настоял, чтобы французский король Людовик XVIII дал своим подданным конституционную хартию. В конце 1815 г. и вновь образованное на венском конгрессе Царство Польское получило от своего нового (русского) государя конституцию. Еще раньше этого у Александра I были конституционные планы для самой России , и даже позднее, открывая в 1818 г. первый польский сейм в Варшаве, он говорил, что намерен распространить блага представительного правления на всю свою империю.

Но в одно и то же время с этим либерализмом, оказавшимся впоследствии недостаточно глубоким и прочным, в душе Александра I было и другое настроение. Грандиозные события, в которых ему пришлось играть роль, не могли не подействовать на всю его психику, а результатом этого действия было развитие в нем религиозной мечтательности, мистицизма . После пожара Москвы, по собственному его признанию, «осветившего его душу», он вместе с набожным адмиралом Шишковым стал усердно читать Библию, некоторые места которой им толковались в смысле пророчеств о только что совершившихся событиях. Это настроение усилилось в Александре I после его знакомства с одною пиетисткою , г-жою Крюденер , с которою он часто видался в 1815 г. в Гейдельберге и в Париже: она уже прямо применяла к самому Александру I разные пророчества Апокалипсиса, называла его ангелом мира, основателем тысячелетнего царства и т. п. Набросав то, что впоследствии сделалось основным актом Священного союза, мистически настроенный император показал ей свой проект, на котором в виде заголовка она и поставила слова «La Sainte Alliance».

Священный союз

Сущность дела заключалась в том, что государи Австрии, Пруссии и России давали торжественное обещание во всех своих действиях руководствоваться заповедями святой христианской веры , пребывать между собою в братстве и «подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь», относясь к своим подданным и войскам, как надлежит вести себя отцам семейств, и т. д. Объявляя себя «как бы поставленными от Провидения для управления тремя единого семейства отраслями», три союзных государя «с нежнейшим попечением убеждали своих подданных со дня на день утверждаться в правилах и деятельном исполнении обязанностей», преподанных Божественным Спасителем. В заключение указывалось на то, что державы, желающие торжественно признать «священные правила», изложенные в акте, «могут все охотно и с любовью быть приняты в сей Священный союз».

Составив эту религиозно-нравственную декларацию без всякого определенного политического и юридического содержания и без какого бы то ни было упоминания о правах народов, Александр I передал ее на рассмотрение австрийского императора Франца I и прусского короля Фридриха-Вильгельма III . Ни тому, ни другому проект не понравился. Австрийский император был, впрочем, под безусловным влиянием своего министра князя Меттерниха , который вполне соглашался со своим государем, находя, что эта «филантропическая затея под покровом религии» не что иное, как «пустой и трескучий документ», могущий, однако, быть очень дурно истолкованным. Меттерних как раз в это время начинал играть роль первого государственного человека Австрии, в каковой и оставался потом более тридцати лет, направляя политику монархии Габсбургов по самому реакционному руслу. По своему упорному консерватизму он, как нельзя более, подходил к характеру Франца I, педантического абсолютиста, верившего только в патриархальный способ управления и в необходимость строжайшей дисциплины. Франц I поручил Меттерниху переговорить о предложении русского императора с прусским королем, и тот также нашел дело неподходящим, но вместе с тем указал на неудобство отклонения проекта. Александру I были тогда обоими союзниками указаны кое-какие, на их взгляд, желательные изменения, и Меттерних убедил автора проекта в необходимости их сделать, после чего документ был подписан всеми тремя монархами. Для самого подписания акта Священного союза его инициатор выбрал 26 сентября нового стиля, которое в прошлом веке совпадало с 14 сентября по старому стилю, т. е. с празднованием в православной церкви дня Воздвижения креста Господня, что также для Александра I. по-видимому, имело особый религиозный смысл.

Кроме трех государей, подписавших акт Священного союза, к нему присоединились и другие государи. Исключений было очень немного. Во-первых, папа Пий VII заявил, что ему нечего присоединяться к принципам, которые он всегда признавал, но на самом деле он не хотел, чтобы его подпись стояла в числе подписей второстепенных государей. Во-вторых, отказался примкнуть к союзу английский принц-регент, заменявший своего душевнобольного отца Георга III : договор был подписан одними государями, а английская конституция требует также подписи ответственного министра. Наконец, турецкий султан, как государь нехристианский, и совсем не был приглашен к участию в этом союзе «единого народа христианского», как союз был прямо назван в акте. Кроме крупных и мелких монархов, к союзу присоединились, равным образом, Швейцария и германские вольные города.

Австрийский министр, находивший сначала «филантропическую затею» Александра I «по меньшей мере бесполезною», впоследствии более, чем кто-либо, извлекал выгод из документа, который сам же назвал «пустым и трескучим». После падения Наполеона Меттерних сделался самым влиятельным политическим деятелем Европы, и даже Александр I подчинился его системе, несмотря на то, что австрийская политика нередко находилась в противоречии с наиболее жизненными интересами России. Из всех государственных людей этой эпохи австрийский канцлер полнее других воплощал в себе принципы реакционной политики и неуклоннее, чем кто-либо, проводил их на практике, недаром называя себя человеком существующего. Сама государственная традиция габсбургской монархии была традициею политической и религиозной реакции. С другой стороны, ни одно государство в такой степени не нуждалось в подавлении народных движений, как Австрия с её разноплеменным населением: в ней были и немцы, а потому нужно было смотреть за тем, чтобы в Германии было тихо и смирно, – и итальянцы, а следовательно, нужно было наблюдать и за всей Италией, – и поляки, соплеменники которых в Царстве Польском, к неудовольствию Меттерниха, имели конституцию, – и, наконец, чехи, мадьяры, хорваты и проч. с их партикуляристическими стремлениями. Все это и делало монархию Габсбургов общим центром реакционной политики, а Меттерниха – руководителем её во всей Европе. Советам венского оракула следовали не только мелкие государи Германии и Италии, но и монархи таких великих держав, как Россия и Пруссия. В частности, Александр I часто подчинялся влиянию Меттерниха, который обыкновенно требования австрийской политики всегда очень искусно подкреплял ссылками на Священный союз.

В нынешнем году исполняется 200-летие одного из ключевых событий в истории Европы, когда по инициативе российского императора Александра I-го или, как его именовали, Александра Благословенного, были предприняты шаги в направлении установления нового мирового порядка. Во избежание новых войн, подобных тем, что вёл Наполеон, была выдвинута идея создания коллективного договора безопасности, гарантом которого стал Священный Союз (la Sainte-Alliance) при руководящей роли России.

Личность Александра Благословенного остаётся одной из самых сложных и загадочных в русской истории. «Сфинкс, неразгаданный до гроба» , – скажет о нём князь Вяземский. К этому можно добавить, что и за гробом судьба Александра I столь же загадочна. Мы имеем в виду житие праведного старца Феодора Кузмича Благословенного, причисленного к лику Святых Русской Православной Церкви.

Мировая история знает немного деятелей, сопоставимых по масштабу с императором Александром. Эта удивительная личность остаётся непонятой и сегодня. Александровская эпоха была, возможно, наивысшим взлётом России, её «золотым веком», тогда Петербург был столицей Европы, и судьбы мира решались в Зимнем дворце.

Современники называли Александра I «Царём царей», победителем антихриста, освободителем Европы. Европейские столицы с восторгом приветствовали царя-освободителя: население Парижа встречало его цветами. Главная площадь Берлина названа его именем – Alexander Platz. На миротворческой деятельности царя Александра я и хочу остановиться. Но вначале напомним кратко исторический контекст Александровской эпохи.

Глобальная война, развязанная революционной Францией в 1795 году, продолжалась без малого 20 лет (до 1815 года) и по-настоящему заслуживает название «Первой мировой», как о своему размаху, так и по длительности. Тогда впервые на полях сражений Европы, Азии и Америки сталкиваются миллионные армии, впервые война велась в масштабах планеты за господство тотальной идеологии.

Рассадником этой идеологии была Франция, а распространителем – Наполеон. Впервые войне предшествовала пропаганда тайных сект и массовая психологическая обработка населения. Просвещенцы-иллюминаты работали не покладая рук, создавая управляемый хаос. Век просвещения, а точнее помрачения, закончился революцией, гильотиной, террором и мировой войной.

Богоборческая и антихристианская основа нового порядка была очевидна для современников.

В 1806 году Святейший Синод Русской Православной Церкви предал анафеме Наполеона за его гонения на Западную Церковь. Во всех храмах Российской Империи (православных и католических) Наполеон был объявлен антихристом и «врагом рода человеческого».

Зато европейская и русская интеллигенция приветствовали Наполеона как нового Мессию, который сделает революцию всемирной и объединит под своей державой все народы. Так, Фихте воспринимал революцию во главе с Наполеоном как подготовку к построению идеального мирового государства.

Для Гегеля во французской революции «явилось само содержание воли человеческого духа» . Гегель, несомненно, прав в своём определении, но с уточнением, что этот европейский дух был апостасийным. Незадолго до французской революции глава баварских иллюминатов Вайсхаупт стремился вернуть человека в его «природное состояние». Его кредо: «мы должны разрушить всё без сожаления, как можно больше и как можно быстрее. Моё человеческое достоинство не позволяет мне никому повиноваться» . Наполеон стал исполнителем этой воли.

После разгрома австрийской армии в 1805 году, тысячелетняя Священная Римская империя была упразднена, и Наполеон – официально «Император Республики» – стал фактически императором Запада. Пушкин скажет о нём:

«Мятежной вольности наследник и убийца,

Сей хладнокровный кровопийца,

Сей царь, исчезнувший как сон, как тень зари».

После 1805 года Александр I, оставаясь единственным христианским императором в мире, противостоял духам злобы и силам хаоса. Но об этом не любят вспоминать идеологи мировой революции и глобалисты. Александровская эпоха необычайно насыщена событиями: в сравнении с ней бледнеют даже Петровское и Екатерининское царствования.

За неполные четверть века император Александр выиграл четыре военные кампании, отразив агрессию Турции, Швеции, Персии и в 1812 году вторжение европейских армий. В 1813 году Александр освобождает Европу и в Битве Народов под Лейпцигом, где он лично руководит союзными армиями, наносит смертельное поражение Наполеону. В марте 1814 года Александр I во главе русской армии с триумфом вступает в Париж.

Тонкий и дальновидный политик, великий стратег, дипломат и мыслитель – Александр Павлович был необыкновенно одарён от природы. Его глубокий и проницательный ум признавали даже враги: «Он неуловим как морская пена» , – говорил о нём Наполеон. Как же после всего этого объяснить, что царь Александр I остаётся одной из самых оклеветанных фигур русской истории?

Он – победитель Наполеона, объявляется бездарностью, а разбитый им Наполеон (кстати, проигравший за свою жизнь шесть военных кампаний) – военным гением.

Культ людоеда-Наполеона, устилавшего миллионами трупов Африку, Азию и Европу, этого грабителя и убийцы, поддерживается и превозносится уже 200 лет, в том числе и у нас в сожженной им Москве.

Глобалисты и клеветники России не могут простить Александру Благословенному его победы над «глобальной революцией» и тоталитарным мировым порядком.

Это длинное вступление мне потребовалось для того, чтобы обрисовать в общих чертах положение мира в 1814 году, когда после окончания Мировой войны, все главы европейских государств собрались на конгресс в Вене, чтобы определить будущее устройство мира.

Главным вопросом Венского Конгресса стал вопрос о предотвращении войн на континенте, определение новых границ, но, прежде всего, пресечения подрывной деятельности тайных обществ.

Победа над Наполеоном не означала победы над идеологией иллюминатов, которая успела пронизать все структуры общества в Европе и России.

Логика Александра была ясна: кто зло попускает, тот сам зло творит.

Зло не знает ни границ, ни меры, поэтому противостоять силам зла нужно всегда и везде.

Внешняя политика является продолжением политики внутренней, и как не бывает двойной морали – для себя и для других, так нет политики внутренней и внешней.

Православный царь и во внешней политике, в отношениях с неправославными народами, не мог руководствоваться иными нравственными принципами.

Александр по-христиански прощает французам все их вины перед Россией: пепел Москвы и Смоленска, грабежи, взорванный Кремль, расстрелы русских пленных.

Русский царь не позволил своим союзникам разграбить и разделить на части побеждённую Францию. Александр отказывается от репарации с обескровленной и голодной страны. Союзники (Пруссия, Австрия и Англия) были вынуждены покориться воле русского царя, и в свою очередь отказались от репараций. Париж не был ни ограблен, ни разрушен: Лувр с его сокровищами и все дворцы остались в неприкосновенности.

Европа была ошеломлена великодушием царя.

В оккупированном Париже, переполненном наполеоновскими солдатами, Александр Павлович гулял по городу без эскорта, в сопровождении одного флигель-адъютанта. Парижане, узнавая царя на улице, целовали его коня и сапоги. Никому из наполеоновских ветеранов не пришло в голову поднять руку на русского царя: все понимали, что он был единственным защитником поверженной Франции.

Александр I амнистировал всех поляков и литовцев, воевавших против России. Он проповедовал личным примером, твёрдо зная, что изменить другого можно только собой. По словам Святителя Филарета Московского: «Александр наказал французов милостью» .

Русская интеллигенция – вчерашние бонапартисты и будущие декабристы – осуждали великодушие Александра и в то же время готовили цареубийство.

Как глава Венского конгресса Александр Павлович приглашает побеждённую Францию к участию в работе на равных и выступает в Конгрессе с невероятным предложением о строительстве новой Европы на основе евангельских принципов . Никогда ещё за всю историю Евангелие не закладывалось в фундамент международных отношений.

В Вене император Александр даёт определение правам народов: они должны покоиться на заветах Священного Писания.

Православный царь предлагает в Вене всем монархам и правительствам Европы отказаться от национального эгоизма и макиавеллизма во внешней политике и подписать Хартию Священного Союза (la Sainte-Alliance). Важно отметить, что сам термин «Священный Союз» по-немецки и по-французски звучит как «Священный Завет», что усиливает его Библейское значение.

Окончательно Хартия Священного Союза будет подписана участниками Конгресса 26 сентября 1815 года. Текст был составлен лично императором Александром и только слегка подправлен императором австрийским и королём прусским.

Три монарха, представлявшие три христианские конфессии: Православие, Католицизм и Протестантизм, обращаются к миру в преамбуле: «Торжественно заявляем, что настоящий акт не имеет другой цели, кроме как желания перед всем миром явить своё непоколебимое намерение избрать правилом, как во внутреннем управлении своими государствами, так и в отношениях с другими правительствами, заповеди Святой религии, заповеди справедливости, любви, миролюбия, которые соблюдаются не только в частной жизни, но должны руководить политикой государей, будучи единственным средством упрочения человеческих учреждений и исправления их несовершенства» .

С 1815 по 1818 год устав Священного Союза подписали пятьдесят государств. Не все подписи были поставлены искренне, оппортунизм свойственен всем эпохам. Но тогда, перед лицом Европы правители Запада не посмели открыто опровергнуть Евангелие.

С самого возникновения Священного Союза Александра I обвиняли в идеализме, мистицизме и мечтательности. Но Александр не был ни мечтателем, ни мистиком; он был человеком глубокой веры и ясного ума, и любил повторять слова царя Соломона (Притчи, гл. 8,13-16):

«Страх Господень – ненавидит зло, гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу. У меня совет и правда, я – разум, у меня сила. Мною цари царствуют, и правители узаконяют правду. Мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли» .

Для Александра I история была проявлением Промысла Божия, Богоявлением в мире. На медали, которой награждали русских воинов-победителей, были выбиты слова царя Давида: «Не нам, Господи, не нам, но Имени Твоему дай славу» (Псалом 113,9).

Планы устроения европейской политики на евангельских принципах были продолжением идей Павла I – отца Александра I и строились на святоотеческой традиции.

Великий современник Александра I Святитель Филарет (Дроздов) провозглашал Библиоцентризм основой государственной политики. Его слова сравнимы с положениями Устава Священного Союза.

Враги Священного Союза прекрасно понимали, против кого направлен Союз. Либеральная пропаганда и тогда, и после всячески очерняла «реакционную» политику русских царей. По словам Ф.Энгельса: «Мировая революция будет невозможна, пока существует Россия» .

Вплоть до смерти Александра I в 1825 году главы европейских правительств собирались на конгрессы для согласования своей политики.

На Конгрессе в Вероне царь сказал министру иностранных дел Франции и знаменитому писателю Шатобриану:

«Считаете ли Вы, что, как говорят наши враги, Союз лишь слово, прикрывающее амбиции? […] Больше нет политики английской, французской, русской, прусской, австрийской, а есть только общая политика, её-то ради общего блага и должны принять народы и цари. Мне первому следует проявить твёрдость в принципах, на которых я основал Союз» .

В своей книге «История России» французский поэт и политический деятель Альфонс де Ламартин напишет: «Такова была идея Священного Союза, идея, которую оболгали в её существе, представляя её низким лицемерием и сговором о взаимной поддержке для угнетения народов. Долг истории вернуть Священному Союзу его истинное значение» .

В течение сорока лет, с 1815 по 1855 год, Европа не знала войн. В то время митрополит Филарет Московский говорил о роли России в мире: «Историческая миссия России – утверждение нравственного порядка в Европе, на основе Евангельских заповедей» .

Наполеоновский дух воскреснет с племянником Наполеона I – Наполеоном III, который при помощи революции захватит трон. При нём Франция в союзе с Англией, Турцией, Пьемонтом, при поддержке Австрии развяжет войну против России. Европа Венского Конгресса закончится в Крыму, в Севастополе. В 1855 году будет похоронен Священный Союз.

Многие важные истины могут постигаться от противного. Попытки отрицания часто приводят к утверждению.

Последствия нарушения мирового порядка хорошо известны: Пруссия разбивает Австрию и, объединив германские государства, громит Францию в 1870 году. Продолжением этой войны будет война 1914 – 1920 годов, а следствием Первой мировой – Вторая мировая война.

Священный Союз Александра I остался в истории благородной попыткой возвысить человечество. Это единственный пример бескорыстия в области мировой политики в истории, когда Евангелие стало Уставом в международных делах.

В заключение хочется привести слова Гёте, сказанные в 1827 году по поводу Священного Союза, уже после смерти Александра Благословенного:

«Миру необходимо ненавидеть что-нибудь великое, что и подтверждалось его суждениями о Священном Союзе, хотя ещё не задумывалось ничего более великого и более благодетельного для человечества! Но чернь этого не понимает. Величие ей нестерпимо» .

К заявлению о взаимопомощи всех христианских государей, подписанному в октябре 1815 года, впоследствии постепенно присоединились все монархи континентальной Европы, кроме Англии, Папы Римского и турецкого султана . Не являясь в точном смысле слова оформленным соглашением держав, налагавшим бы на них определённые обязательства, Священный союз, тем не менее, вошёл в историю европейской дипломатии как «сплочённая организация с резко очерченной клерикально-монархической идеологией, созданная на основе подавления революционных настроений, где бы они ни проявлялись» .

История создания

Неучастие Англии в договоре Каслри объяснял тем, что по английской конституции король не имеет права подписывать договоры с другими державами.

Знаменуя собой характер эпохи, Священный союз являлся главным органом общеевропейской реакции против либеральных устремлений. Практическое значение его выразилось в постановлениях целого ряда конгрессов (Аахенского , Троппаусского , Лайбахского и Веронского), на которых вполне выработался принцип вмешательства во внутренние дела других государств с целью насильственного подавления всех национальных и революционных движений и поддержания существующего строя с его абсолютистскими и клерикально-аристократическими тенденциями.

Конгрессы Священного союза

Распад Священного союза

Система послевоенного устройства Европы, созданная Венским конгрессом, противоречила интересам нового зарождающегося класса - буржуазии . Буржуазные движения против феодально-абсолютистских сил стали основной движущей силой исторических процессов в континентальной Европе. Священный союз препятствовал установлению буржуазных порядков, усиливал изоляцию монархических режимов. С ростом противоречий между участниками Союза происходило падение влияния на европейскую политику российского двора и российской дипломатии.

Уже к концу 1820-х годов Священный союз начал разлагаться, чему способствовало, с одной стороны, отступление от принципов этого Союза со стороны Англии, интересы которой в это время весьма сильно противоречили политике Священного союза как в деле конфликта между испанскими колониями в Латинской Америке и метрополией, так и в отношении ко всё ещё продолжавшемуся греческому восстанию, а с другой - высвобождение преемника Александра I из-под влияния Меттерниха и расхождение интересов России и Австрии по отношению к Турции.

Низвержение монархии во Франции в июле 1830 года и взрыв революций в Бельгии и Варшаве заставили Австрию, Россию и Пруссию вернуться к традициям Священного союза, что выразилось, между прочим, в решениях, принятых на мюнхенгрецском съезде российского и австрийского императоров и прусского наследного принца ( г.); тем не менее успехи французской и бельгийской революций

В нынешнем году исполняется 200-летие одного из ключевых событий в истории Европы, когда по инициативе российского императора Александра I-го или, как его именовали, Александра Благословенного, были предприняты шаги в направлении установления нового мирового порядка. Во избежание новых войн, подобных тем, что вёл Наполеон, была выдвинута идея создания коллективного договора безопасности, гарантом которого стал Священный Союз (la Sainte-Alliance) при руководящей роли России.

Личность Александра Благословенного остаётся одной из самых сложных и загадочных в русской истории. «Сфинкс, неразгаданный до гроба» , – скажет о нём князь Вяземский. К этому можно добавить, что и за гробом судьба Александра I столь же загадочна. Мы имеем в виду житие праведного старца Феодора Кузмича Благословенного, причисленного к лику Святых Русской Православной Церкви.

Мировая история знает немного деятелей, сопоставимых по масштабу с императором Александром. Эта удивительная личность остаётся непонятой и сегодня. Александровская эпоха была, возможно, наивысшим взлётом России, её «золотым веком», тогда Петербург был столицей Европы, и судьбы мира решались в Зимнем дворце.

Современники называли Александра I «Царём царей», победителем антихриста, освободителем Европы. Европейские столицы с восторгом приветствовали царя-освободителя: население Парижа встречало его цветами. Главная площадь Берлина названа его именем – Alexander Platz. На миротворческой деятельности царя Александра я и хочу остановиться. Но вначале напомним кратко исторический контекст Александровской эпохи.

Глобальная война, развязанная революционной Францией в 1795 году, продолжалась без малого 20 лет (до 1815 года) и по-настоящему заслуживает название «Первой мировой», как о своему размаху, так и по длительности. Тогда впервые на полях сражений Европы, Азии и Америки сталкиваются миллионные армии, впервые война велась в масштабах планеты за господство тотальной идеологии.

Рассадником этой идеологии была Франция, а распространителем – Наполеон. Впервые войне предшествовала пропаганда тайных сект и массовая психологическая обработка населения. Просвещенцы-иллюминаты работали не покладая рук, создавая управляемый хаос. Век просвещения, а точнее помрачения, закончился революцией, гильотиной, террором и мировой войной.

Богоборческая и антихристианская основа нового порядка была очевидна для современников.

В 1806 году Святейший Синод Русской Православной Церкви предал анафеме Наполеона за его гонения на Западную Церковь. Во всех храмах Российской Империи (православных и католических) Наполеон был объявлен антихристом и «врагом рода человеческого».

Зато европейская и русская интеллигенция приветствовали Наполеона как нового Мессию, который сделает революцию всемирной и объединит под своей державой все народы. Так, Фихте воспринимал революцию во главе с Наполеоном как подготовку к построению идеального мирового государства.

Для Гегеля во французской революции «явилось само содержание воли человеческого духа» . Гегель, несомненно, прав в своём определении, но с уточнением, что этот европейский дух был апостасийным. Незадолго до французской революции глава баварских иллюминатов Вайсхаупт стремился вернуть человека в его «природное состояние». Его кредо: «мы должны разрушить всё без сожаления, как можно больше и как можно быстрее. Моё человеческое достоинство не позволяет мне никому повиноваться» . Наполеон стал исполнителем этой воли.

После разгрома австрийской армии в 1805 году, тысячелетняя Священная Римская империя была упразднена, и Наполеон – официально «Император Республики» – стал фактически императором Запада. Пушкин скажет о нём:

«Мятежной вольности наследник и убийца,

Сей хладнокровный кровопийца,

Сей царь, исчезнувший как сон, как тень зари».

После 1805 года Александр I, оставаясь единственным христианским императором в мире, противостоял духам злобы и силам хаоса. Но об этом не любят вспоминать идеологи мировой революции и глобалисты. Александровская эпоха необычайно насыщена событиями: в сравнении с ней бледнеют даже Петровское и Екатерининское царствования.

За неполные четверть века император Александр выиграл четыре военные кампании, отразив агрессию Турции, Швеции, Персии и в 1812 году вторжение европейских армий. В 1813 году Александр освобождает Европу и в Битве Народов под Лейпцигом, где он лично руководит союзными армиями, наносит смертельное поражение Наполеону. В марте 1814 года Александр I во главе русской армии с триумфом вступает в Париж.

Тонкий и дальновидный политик, великий стратег, дипломат и мыслитель – Александр Павлович был необыкновенно одарён от природы. Его глубокий и проницательный ум признавали даже враги: «Он неуловим как морская пена» , – говорил о нём Наполеон. Как же после всего этого объяснить, что царь Александр I остаётся одной из самых оклеветанных фигур русской истории?

Он – победитель Наполеона, объявляется бездарностью, а разбитый им Наполеон (кстати, проигравший за свою жизнь шесть военных кампаний) – военным гением.

Культ людоеда-Наполеона, устилавшего миллионами трупов Африку, Азию и Европу, этого грабителя и убийцы, поддерживается и превозносится уже 200 лет, в том числе и у нас в сожженной им Москве.

Глобалисты и клеветники России не могут простить Александру Благословенному его победы над «глобальной революцией» и тоталитарным мировым порядком.

Это длинное вступление мне потребовалось для того, чтобы обрисовать в общих чертах положение мира в 1814 году, когда после окончания Мировой войны, все главы европейских государств собрались на конгресс в Вене, чтобы определить будущее устройство мира.

Главным вопросом Венского Конгресса стал вопрос о предотвращении войн на континенте, определение новых границ, но, прежде всего, пресечения подрывной деятельности тайных обществ.

Победа над Наполеоном не означала победы над идеологией иллюминатов, которая успела пронизать все структуры общества в Европе и России.

Логика Александра была ясна: кто зло попускает, тот сам зло творит.

Зло не знает ни границ, ни меры, поэтому противостоять силам зла нужно всегда и везде.

Внешняя политика является продолжением политики внутренней, и как не бывает двойной морали – для себя и для других, так нет политики внутренней и внешней.

Православный царь и во внешней политике, в отношениях с неправославными народами, не мог руководствоваться иными нравственными принципами.

Александр по-христиански прощает французам все их вины перед Россией: пепел Москвы и Смоленска, грабежи, взорванный Кремль, расстрелы русских пленных.

Русский царь не позволил своим союзникам разграбить и разделить на части побеждённую Францию. Александр отказывается от репарации с обескровленной и голодной страны. Союзники (Пруссия, Австрия и Англия) были вынуждены покориться воле русского царя, и в свою очередь отказались от репараций. Париж не был ни ограблен, ни разрушен: Лувр с его сокровищами и все дворцы остались в неприкосновенности.

Европа была ошеломлена великодушием царя.

В оккупированном Париже, переполненном наполеоновскими солдатами, Александр Павлович гулял по городу без эскорта, в сопровождении одного флигель-адъютанта. Парижане, узнавая царя на улице, целовали его коня и сапоги. Никому из наполеоновских ветеранов не пришло в голову поднять руку на русского царя: все понимали, что он был единственным защитником поверженной Франции.

Александр I амнистировал всех поляков и литовцев, воевавших против России. Он проповедовал личным примером, твёрдо зная, что изменить другого можно только собой. По словам Святителя Филарета Московского: «Александр наказал французов милостью» .

Русская интеллигенция – вчерашние бонапартисты и будущие декабристы – осуждали великодушие Александра и в то же время готовили цареубийство.

Как глава Венского конгресса Александр Павлович приглашает побеждённую Францию к участию в работе на равных и выступает в Конгрессе с невероятным предложением о строительстве новой Европы на основе евангельских принципов . Никогда ещё за всю историю Евангелие не закладывалось в фундамент международных отношений.

В Вене император Александр даёт определение правам народов: они должны покоиться на заветах Священного Писания.

Православный царь предлагает в Вене всем монархам и правительствам Европы отказаться от национального эгоизма и макиавеллизма во внешней политике и подписать Хартию Священного Союза (la Sainte-Alliance). Важно отметить, что сам термин «Священный Союз» по-немецки и по-французски звучит как «Священный Завет», что усиливает его Библейское значение.

Окончательно Хартия Священного Союза будет подписана участниками Конгресса 26 сентября 1815 года. Текст был составлен лично императором Александром и только слегка подправлен императором австрийским и королём прусским.

Три монарха, представлявшие три христианские конфессии: Православие, Католицизм и Протестантизм, обращаются к миру в преамбуле: «Торжественно заявляем, что настоящий акт не имеет другой цели, кроме как желания перед всем миром явить своё непоколебимое намерение избрать правилом, как во внутреннем управлении своими государствами, так и в отношениях с другими правительствами, заповеди Святой религии, заповеди справедливости, любви, миролюбия, которые соблюдаются не только в частной жизни, но должны руководить политикой государей, будучи единственным средством упрочения человеческих учреждений и исправления их несовершенства» .

С 1815 по 1818 год устав Священного Союза подписали пятьдесят государств. Не все подписи были поставлены искренне, оппортунизм свойственен всем эпохам. Но тогда, перед лицом Европы правители Запада не посмели открыто опровергнуть Евангелие.

С самого возникновения Священного Союза Александра I обвиняли в идеализме, мистицизме и мечтательности. Но Александр не был ни мечтателем, ни мистиком; он был человеком глубокой веры и ясного ума, и любил повторять слова царя Соломона (Притчи, гл. 8,13-16):

«Страх Господень – ненавидит зло, гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу. У меня совет и правда, я – разум, у меня сила. Мною цари царствуют, и правители узаконяют правду. Мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли» .

Для Александра I история была проявлением Промысла Божия, Богоявлением в мире. На медали, которой награждали русских воинов-победителей, были выбиты слова царя Давида: «Не нам, Господи, не нам, но Имени Твоему дай славу» (Псалом 113,9).

Планы устроения европейской политики на евангельских принципах были продолжением идей Павла I – отца Александра I и строились на святоотеческой традиции.

Великий современник Александра I Святитель Филарет (Дроздов) провозглашал Библиоцентризм основой государственной политики. Его слова сравнимы с положениями Устава Священного Союза.

Враги Священного Союза прекрасно понимали, против кого направлен Союз. Либеральная пропаганда и тогда, и после всячески очерняла «реакционную» политику русских царей. По словам Ф.Энгельса: «Мировая революция будет невозможна, пока существует Россия» .

Вплоть до смерти Александра I в 1825 году главы европейских правительств собирались на конгрессы для согласования своей политики.

На Конгрессе в Вероне царь сказал министру иностранных дел Франции и знаменитому писателю Шатобриану:

«Считаете ли Вы, что, как говорят наши враги, Союз лишь слово, прикрывающее амбиции? […] Больше нет политики английской, французской, русской, прусской, австрийской, а есть только общая политика, её-то ради общего блага и должны принять народы и цари. Мне первому следует проявить твёрдость в принципах, на которых я основал Союз» .

В своей книге «История России» французский поэт и политический деятель Альфонс де Ламартин напишет: «Такова была идея Священного Союза, идея, которую оболгали в её существе, представляя её низким лицемерием и сговором о взаимной поддержке для угнетения народов. Долг истории вернуть Священному Союзу его истинное значение» .

В течение сорока лет, с 1815 по 1855 год, Европа не знала войн. В то время митрополит Филарет Московский говорил о роли России в мире: «Историческая миссия России – утверждение нравственного порядка в Европе, на основе Евангельских заповедей» .

Наполеоновский дух воскреснет с племянником Наполеона I – Наполеоном III, который при помощи революции захватит трон. При нём Франция в союзе с Англией, Турцией, Пьемонтом, при поддержке Австрии развяжет войну против России. Европа Венского Конгресса закончится в Крыму, в Севастополе. В 1855 году будет похоронен Священный Союз.

Многие важные истины могут постигаться от противного. Попытки отрицания часто приводят к утверждению.

Последствия нарушения мирового порядка хорошо известны: Пруссия разбивает Австрию и, объединив германские государства, громит Францию в 1870 году. Продолжением этой войны будет война 1914 – 1920 годов, а следствием Первой мировой – Вторая мировая война.

Священный Союз Александра I остался в истории благородной попыткой возвысить человечество. Это единственный пример бескорыстия в области мировой политики в истории, когда Евангелие стало Уставом в международных делах.

В заключение хочется привести слова Гёте, сказанные в 1827 году по поводу Священного Союза, уже после смерти Александра Благословенного:

«Миру необходимо ненавидеть что-нибудь великое, что и подтверждалось его суждениями о Священном Союзе, хотя ещё не задумывалось ничего более великого и более благодетельного для человечества! Но чернь этого не понимает. Величие ей нестерпимо» .

Включайся в дискуссию
Читайте также
Гурьевская каша: рецепт Рецепт приготовления гурьевской каши
Закуски к шашлыку - оригинальные идеи приготовления быстрых блюд для пикника
Блины на кефире вкусные тонкие и нежные