Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Влияние людей на животных: прямое и косвенное, положительное и отрицательное. Факторы косвенного воздействия

Прямое влияние заключается в открытом предъявлении клиенту притязаний и требований консультанта: прямое со­общение, предписание.

Прямое сообщение предполагает открытое предъявление своих мыслей, чувств по поводу какого-либо события или явления. В консультативной практике может быть исполь­зовано как для получения обратной связи от клиента, так и как прием для инициирования клиента к большей откровен­ности, для создания доверительной атмосферы. К прямому влиянию относят предписания.

Предписания представляют задания для клиента (или кли­ентов, если на приеме - супружеская пара или семья), кото­рые он выполняет в промежутках между встречами с консуль­тантом.

Предписания отличаются от совета тем, что консультант настаивает на его выполнении.

Выделяют два типа предписаний: прямые и непрямые.

Прямые предписания даются, когда у консультанта доста­точно авторитета, чтобы предписания были выполнены.

Хейли выделяет следующие ситуации применения предпи­саний:

1) предписания даются с целью приобретения клиентом нового субъективного опыта;

2) предписания используются для того, чтобы сделать вза­имоотношения между семьей и консультантом более ин­тенсивными (на весь срок, на который дано предписа­ние, консультант присутствует в жизни клиента);

3) предписания служат для сбора информации (реакции клиента на само предписание, его выполнение или не выполнение).

Для того чтобы предписание было выполнено, оно долж­но быть дано в четкой и понятной для клиента форме. Кроме того, перед тем как давать предписание, необходимо моти­вировать клиента на его выполнение. Для этого консультант должен объяснить клиенту, что выполнение предписания со­ответствует его целям. Если предписание дается семье и цели членов семьи неодинаковы, то необходимо объяснить каждо­му, каким образом данное предписание связано с достиже­нием именно его цели.

В том случае, если задание сложное, то необходимо по­просить клиента повторить его, а также обсудить с ним, ка­ким образом он будет напоминать себе о его выполнении. «Прежде всего, терапевту следует учитывать, что труднее все­го настоять на том, чтобы человек прекратил делать то, что он делает. Это возможно только в том случае, если автори­тет терапевта очень велик, а проблема очень незначительна. Терапевт достигнет большего, если предпишет членам семьи вести себя по-другому, не так, как они вели себя раньше. Например, если терапевт во время сеанса просит отца вме­шаться и помочь матери и дочери, то выполнение этого пред­писания в течение следующей недели будет восприниматься просто как продолжение. Терапевту необходимо подбирать задания, подходящие семье. Например, некоторым семьям лучше преподнести предписания, как нечто небольшое и легко выполнимое. Это может подойти в случае с сопротив­ляющейся семьей. Другие семьи любят кризисы, у них раз­вито чувство драматического, и им следует преподнести предписание, как нечто большое и значительное. В неко­торых случаях терапевту лучше вообще не давать никаких мотивировок. Это подействует, если перед ним семья ин­теллектуалов, придирающихся к каждому слову и развенчивающих любую идею. В этом случае он может просто сказать: «Я хочу, чтобы вы делали «кг-то и холод « у меня есть свои причины для этого предписания, но я предпочитаю их не обсуждать. Я просто хочу чтобы вы это сделали в течение следующей недели;, Кроме того», многие люди будут готовы выполнить любые предписания, только чтобы доказать, что терапевт был не прав и его метод не подействовал» 91 . В конце сессии назначается дата следующей встречи, которая на­чинается с проверки выполнения задания. Существует три возможных варианта: выполнение предписания, частичное выполнение, невыполнение. В том случае, если присут­ствуют два последних варианта, то консультант, по мнению Хейли, должен отнестись к этому серьезно. Он может, в за­висимости от ситуации, выбрать один из двух возможных спо­собов поведения в данной ситуации. «Приятный» для кли­ента, заключающийся в извинениях со стороны консультан­та: «Наверно, я неправильно понял вас или вашу ситуацию, иначе вы бы обязательно выполнили задание». «Неприят­ный» для клиента - консультант выражает свое неудоволь­ствие, осуждая его за то, что он «провалился», поскольку задание было важным для разрешения клиента.

Косвенное «лютее может проявляться двойственно: во-пер­вых, по дели направленности, в том случае, когда влияние имеет непосредственную направленность, но не самого кли­ента, а на его среду; во-вторых, когда влияние направленно на клиента, но в непрямых способах воздействия. В каче­стве примеров косвенного влияния можно выделить парадок­сальные предписания и метафорические сообщения.

Парадоксальные предписания относятся к виду непрямых предписаний. Непрямые предписания применяются, если этого требуют личностные особенности клиента или консуль­тант не уверен в своем авторитете. Вследствие этого ему при­ходится работать непрямыми методами, чтобы произошли те
изменения, которые он определяет как благоприятные для клиента.

Смысл парадоксальных предписаний заключается в том, чтобы клиенты им сопротивлялись и, сопротивляясь - из менялись. Они эффективны с клиентами, которые «борют­ся» с консультантом. «Например, мать чересчур опекает ре­бенка, так что он не может сам принимать решения и брать на себя ответственность за то, что он делает. Если терапевт попытается убедить ее делать меньше для ребенка, она в от­вет начнет делать больше, да еще будет говорить, что терапевт не понимает, какой у нее беспомощный ребенок. Тера­певт может использовать парадоксальный поход и предписать матери посвятить неделю опеке над ребенком. Ей нужно за ним наблюдать, защищать и делать все за него. Терапевт мо­жет привести разные доводы в пользу своего предписания, он мог бы, например, сказать, что ей нужно это сделать, чтобы понять, что она на самом деле чувствует в этой ситуа­ции, или чтобы она могла понаблюдать за собой и за ребен­ком. Чтобы этот подход хорошо подействовал, терапевту сле­дует настаивать на еще более крайнем поведений по сравне­нию с первоначальным. Например, матери нужно не только опекать ребенка, но и уделять час в день, чтобы предупре­дить ребенка обо всех опасностях, с которыми он может стол­кнуться в жизни. Если этот подход применен удачно, то ре­акцией матери будет протест против предписаний терапевта и она начнет опекать ребенка меньше» 92 . Этапы парадоксального подхода:

1. Консультант устанавливает отношения с клиентом, оп­ределяя их как отношения, ведущие к решению проблемы.

2. Консультант четко определяет проблему и цели.

3. Предлагает свой план работы, предлагая разумные обоснования своему плану и парадоксальным предписаниям.

4. В случае семейного консультирования, дисквалифицирует других «экспертов» поданной проблеме (кто-либо из членов семьи),

5. Консультант дает парадоксальное предписание.

6. Наблюдает за реакцией клиента и побуждает его про­должать свое проблемное поведение или выражает сомнение по поводу стабильности изменений.

7. Изменения стабилизируются, но консультант не при­знает это своей заслугой.

91 Коннер Р.В.Стратегическая семейная терапия. - Новосибирск, 2001. Ч. I. С. 21-22.

92 Коннер Р.В.Стратегическая семейная терапия. - Новосибирск, 2001. Ч. II. С. 7-8.

Пример

«Подобный подход был применен в семье, обратившейся к терапевту по поводу проблем сына: он отказывался ис­пражняться в унитаз, и поэтому пачкал одежду и постель". Терапевт выразил свою озабоченность тем, что может слу­читься, если ребенок научится ходить в туалет и станет нормальным. Он поставил под сомнение способность родителей вынести нормального ребенка и нормальную супружескую жизнь. На самом деле терапевт даже попро­сил родителей написать список нежелательных последствий этого изменения. Супруги не смогли придумать ни одно­го нежелательного последствия и отвергли все послед­ствия, предложенные терапевтом. Но терапевт продол­жал выражать сомнения. На следующем сеансе семья объя­вила, что они решили проблему. И тогда терапевт, как и следует поступать в этом случае, выразил свое удивление и сомнение по поводу того, что это изменение сохранит­ся. И семье ничего не оставалось делать, как только из­мениться навсегда, чтобы доказать терапевту, что он был не прав. Этот подход требует определенных навыков, так как терапевт передает несколько сообщений одновре­менно. Он сообщает: «Я хочу, чтобы вам стало лучше» и «Я полон доброжелательности и заботы о вас». И в то же время он говорит семье такие вещи, которые находятся на грани оскорблений: он. говорит, что, по его мнению, чле­ны семьи на самом деле могут выдержать «нормальность», но одновременно он говорит, что они не могут» 93:

Метафорические сообщения являются частью нашего мыш­ления. Человечество мыслит, воспринимая себя, мир, себя в мире и мир в себе, при помощи символов. Достаточно вспомнить любой вид искусства, чтобы убедиться в этом, поскольку искусство - это символическое изображение того, что принято называть объективной реальностью, сквозь при­зму субъективизма. Некий символ в кубе. В психотерапев­тической практике метафоры символы могут применяться и как элемент, и как самостоятельный вид воздействия. В по­следнем случае говорят о метафоротерапии, основные прин­ципы которой изложены в следующей главе.

Применение метафорических сообщений будет полезно на любой стадии процесса консультирования.

На стадии сбора информации о проблеме, когда клиент затрудняется почать говорить б своих трудностях, кон­сультант может предложить ему выбрать в окружающем про­странстве любой привлекательный для него предмет и пого­ворить от имени данного предмета.

Пример,

Клиент может сказать: «Я - окно. Ко мне подходят люди; Смотрят на мир за мной, не замечая меня, несмотря на то, что именно я сохраняю в их жилище тепло». Таким изящным способом консультант получит представление и о структуре проблемы клиента и о специфике его восприя­тия себя в ней.

Некоторым клиентам трудно говорить о лицах, вовлечен­ных в проблему. В подобных случаях для прояснения сути проблемы и способов ее разрешения полезно перевести про­блему из субъективной реальности клиента в метафориче­скую. Данный переход можно осуществить при помощи во­проса: «Как бы это могло происходить на корабле (если клиент ходит в море), в саду (если клиенту нравится этот вид дея­тельности), в магазине?» и т.п. Подбираете метафору, основываясь на предварительно собранной информации, под спе­цифику жизненной ситуации клиента. И клиент может сказать: «Садовник ухаживает за садом, но ему грустно при мысли, что когда он устанет, растения не дадут ему возмож­ности укрыться от лучей- палящего солнца». И тогда консуль­тант может спросить: «Что может сделать садовник для того, чтобы ситуация изменилась?» И, возможно, клиент скажет: «Он должен четко сказать растениям, что он от них ожида­ет». Когда специалист понимает, что располагает достаточ ной информацией, он может осуществить обратный переход из метафорической реальности в реальность клиента при по­мощи вопроса: «Что это может значить для вашей ситуации?»

В тех случаях, когда у клиента имеется воспоминание о некой ситуации, итог которой ему хотелось бы изменить, консультант может предложить ему придумать сказку (исто­рию, анекдот), в которой он был бы главным героем (или главный герой попадал в подобную ситуацию) и вел бы себя таким образом, что данная ситуация имела желательный для него исход, который удовлетворил бы клиента и впослед­ствии, оказавшись в подобной ситуации он мог бы восполь­зоваться данной структурой поведения для получения желае­мого результата.

Метафоры также полезны для прояснения отношения кли­ента к своему прошлому, настоящему и будущему. С этой целью консультант может спросить клиента, какие метафоры он мог бы использовать для описания своей жизни в любом из данных временных отрезков. Выслушав метафоры, пси­холог должен продолжать работать над их прояснением. На­пример. Если клиент определяет свое прошлое как черную дыру, то выясните: ведет ли она куда-нибудь, что за ней на­ходится, есть ли в ней жизнь и если да, то кто населяет дан­ное пространство.

93 Коннер Р.В. Стратегическая семейная терапия. - Новосибирск, 2001. Ч. П. С. 8.

Задание (выполняется в паре)

Запишите на листке то стихотворение, строчку из песни, пословицу, цитату из книги, которые в последнее время вы могли бы сделать эпиграфом своей жизни. Поменяйтесь листками с партнером. Сделайте анализ полученного текста по направлениям: пси­хоэмоциональное состояние, актуальная проблема на дан­ный момент, возможные способы решения ситуации. Под­берите метафору. Объясните ваш алгоритм рассуждений: на основании чего вы пришли к данному заключению? Снова обменяйтесь текстами. Прочтите анализ вашей си­туации, сделанный коллегой. Оцените степень достоверно­сти психологического диагноза и степень результативности

предложенных мероприятий исходя из специфики вашей личности и жизненной ситуации.

P.S. Многие методы и техники влияния сложно отнести к какому-либо одному виду вследствие их многоаспектности воздействия на клиента.

Литература

1. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. - СПб., 1994.

2. Коннер Р.В. Введение в семейную психотерапию / Институт семейной терапии. - Новосибирск, 2001.

3. Коннер Р.В. Стратегическая семейная терапия. Ч. I. - Новоси­бирск, 2001.

4. Коннер Р.В. Стратегическая семейная терапия. Ч. П. - Ново­сибирск, 2001.

5. О"Коннор Дж. НЛП: Практическое руководство для достижения желаемых результатов / Пер. с англ. - М., 2003.

6. Психотерапевтическая энциклопедия // Под общей ред. Б.Д. Карвасарского - СПб.: Питер Ком, 1998.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение процессу влияния.

2. Какие существуют виды влияния? Охарактеризуйте их.

3. Какие классификации видов влияния вы знаете?

4. Какие основные принципы лежат в основе данных классифи­каций?

5. Что такое «невербальное воздействие»? Из каких элементов состоит невербальное воздействие?

6. В чем отличие между прямым и косвенным влиянием?

7. Какой из видов влияния, с вашей точки зрения, наиболее эф­фективен?

8. Перечислите правила преподнесения предписаний клиенту.

10.В чем заключается смысл парадоксального подхода?

11.Какие этапы парадоксального подхода вы знаете?

Пока слово не сказано, оно словно нахо­дится в заточении, из которого стре­мится вырваться на волю. Но стоит слову вырваться на свободу, как тот, кто был его хозяином, становится его плен­ником.

Cтраница 1


Прямое воздействие заключается в том, что худож-еики-конструкторы получают наглядное представление о том, как в действительности будет выглядеть создаваемое изделие. Обратное-более внимательное отношение к технологической палитре, с тем чтобы из существующих возможностей выбрать те, которые больше соответствуют замыслу, а если это невозможно, целенаправленно ориентировать предприятие на совершенствование технологии.  

Прямое воздействие носит регулирующий и корректирующий характер и заключается в организации общественных работ, стимулировании создания новых рабочих мест, развитии системы производственного обучения и переподготовки, стимулировании или, наоборот, сдерживании развития производства в тех или иных регионах, регламентации продолжительности рабочего дня, недели, месяца, международной миграции трудовых ресурсов, организации сезонных работ. Косвенное воздействие на рынок труда заключается в изменении хозяйствования в сторону стимулирования или торможения экон.  

Прямое воздействие на договор оказывают лишь императивные нормы. Такое воздействие происходит независимо от воли сторон. Более того, как уже неоднократно отмечалось, согласованная воля сторон, которая расходится с императивной нормой, порочна, а значит, при коллизии договорного условия с такой нормой абсолютным приоритетом обладает последняя. Иное дело диспозитивная норма.  

Прямое воздействие на объект управления также оказывает и юридическое воздействие, которое заключается в применении правовых норм, регулирующих связи и отношения в процессе управления производством. Нормы права выражаются в законодательных актах, положениях и других документах, исходящих от государства.  

Прямое воздействие - это нанесение организму временного раздражающего действия, вызывающего кашель, ощущение запаха, головной боли и подобных явлений, которые наступают при повышении пороговой концентрации вещества.  

Прямое воздействие воды наблюдается во время штормов, в аварийных ситуациях, при противопожарном и противорадиоактивном самоорошении помещений. В ряде случаев морская РЭА предназначается для работы в погруженном в воду состоянии.  

Прямое воздействие СОНЬ состоит в уменьшении способности крови переносить кислород. Однако есть и вторичный эффект. СОНЬ мешает реализации кислорода, переносимого остальным гемоглобином. Это еще больше уменьшает способность крови к переносу кислорода. В некоторых случаях при 8-часовой или большей экспозиции концентрации от 10 до 15 млн - приводили отдельных пациентов к ухудшению способности различать интервалы времени. Имеются данные, что экспозиция 8 ч или более при концентрации 30 млн - (35 мг / м3) приводит к ухудшению выполнения определенных психомоторных тестов. Экспозиции при более высоких концентрациях вызывают психологический стресс у пациентов с сердечными заболеваниями.  

Прямое воздействие карбоксигемоглобина состоит в уменьшении способности крови переносить кислород, кроме того, он мешает реализации кислорода, переносимого остальным гемоглобином, что еще больше уменьшает способность крови к переносу кислорода. Оксид углерода не имеет запаха и вкуса, что делает его особенно опасным.  

Прямое воздействие ветра на Свариваемый стык недопустимо, так как ветер увеличивает отдачу тепла и вследствие этого повышает скорость охлаждения зоны, прилегающей к шву, следовательно, действие ветра эквивалентно дополнительному понижению температуры окружающей среды во время сварки. Для предохранения стыка от прямого действия ветра концы свариваемых труб и секций малых и средних диаметров необходимо закрывать деревянными пробками, а оольших диаметров-специальными заглушками.  

Менее прямое воздействие правительства основано на том факте, что налоги представляют собой издержки и, следовательно, определяют положение кривой предложения фирмы (гл. Правительство может ввести специальный налог, который примерно равен издержкам перелива на единицу продукции. С помощью этого налога оно пытается вновь возложить на фирму-нарушителя те внешние издержки или издержки перелива, которых в противном случае частная фирма избежала бы, и таким образом устранить избыточное выделение ресурсов.  


Прямое воздействие источника нагрева на термопару не допускается. Способ подготовки поверхности образцов и величину зазора устанавливают в соответствии с технологическим процессом изготовления паяного изделия.  

Прямое воздействие ультрафиолетовых лучей на дрожжи, находящиеся в дрожжевой суспензии, осуществляется в витаминизаторах каскадного (полочного) типа. В таких витаминизаторах дрожжевая суспензия из верхнего распределительного ящика тонким слоем стекает по расположенным в виде каскада полкам и подвергается облучению. Для увеличения содержания витамина суспензия по каскаду пропускается многократно.  

Прямого воздействия УЗ с параметрами, используемыми при НК, на здоровье дефектоскопистов не обнаружено. Интенсивность используемого излучения в сотни раз меньше, чем предусмотрено требованиями государственного стандарта на оборудование, создающее УЗ. Рекомендовано конструировать преобразователи с корпусом, отделенным от пьезоизлучателя воздушным промежутком, что учитывается подавляющим большинством изготовителей. Если конструкцией преобразователя это не предусмотрено, работать следует в нитяных перчатках.  

Прямого воздействия монгольского права на русское не было.  

Прямое воздействие.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Прямое воздействие.
Рубрика (тематическая категория) Образование

Часть.

План.

Тема.

Лекция К.Ф. №3.

Етап 5. Формування резервів під кредитні ризики

Банк на звітну дату розраховує розмір резерву за кредитом на індивідуальній основі як суму перевищення балансової вартості кредиту (без урахування суми раніше сформованого резерву) над теперішньою вартістю попередньо оцінених майбутніх грошових потоків за цим кредитом за такою формулою:

Рінд = БВк - ТВк,

де Рінд - сума резерву за кредитом;

БВк - балансова вартість кредиту, визначена банком відповідно до нормативно-правових актів НБУ з бухгалтерського обліку, без урахування суми раніше сформованого резерву;

ТВк - теперішня вартість попередньо оцінених майбутніх грошових потоків за кредитом, визначена банком відповідно до нормативно-правових актів НБУ з бухгалтерського обліку. Під час визначення теперішньої вартості майбутніх грошових потоків за кредитом їх попередня оцінка здійснюється з урахуванням показника безризиковості активу та коефіцієнта ліквідності забезпечення.

ʼʼФармакодинамика лекарственных средствʼʼ.

1.Фармакодинамика Л.С. Понятие.

2.Механизмы действия Л.С.

3.Виды действия.

3.Избирательность действия Л.С.

4.Доза и дозовый режим.

2 часть .

1.Принципы дозирования;

2.Влияние индивидуальных особенностей организма;

3.Взаимодействие Л.С.

4.Качество жизни.

5.Приверженность к лечению.

Раздел К.Ф.,изучающий мех-мы действия Л.С. (сущность процессов взаимодействияЛ.С. с тканями,клетками,и субклет.рецепторами) и фармакологические эффекты(их особенности исходя из возраста͵пола,характера и течения заболевания,сопутствующей патологии).

Другими словами,Ф.Д .-это взаимодействие Л.С. с живым организмом .

По этой причине,выбор Л.С. для лечения конкретного заболевания и конкретного больного основан не только на знании механизма действия,но и на знании особенностей фармакологических эффектов Л.С. при патологических состояниях, свойственных различным возрастным группам больных.

Мех-зм действия Л.С.:

большинство Л.С. в организме действуют,изменяя физиологические системы организма.

Под влиянием л.с. изменяется течение процессов: торможения,возбуждения,что приводит-к угнетению или усилению патологических,явившихся причиной заболевания;

нормализуются нарушенные функции и идёт регресс симптомов.

Следующие механизмы действия л.с.-различают :

1.На специфические рецепторы;

2.Влияние на активность ферментов;

3.Физико-химическое действие на мембраны;

4.Прямое,цитохимическое действие.

Рассмотрим,каждый из этих видов:

1.На рецепторы :

Рецепторы -это нервные окончания, обладающие избирательной чувствительностью к определённым химическим соединœениям.

Учитывая зависимость отдействия на рецепторы разделяют:

агонисты и антагонисты.

Агонисты: это в-ва,возбуждающие или повышающие функциональную активность.

Антагонисты:

в-ва,блокирующие или препятствующие действию специфич.агонистов.

Вещества бывают и теми,и другими(в одной упаковке).Тогда результат действия будет зависить от исходной физиологическ.,функциональных

активности рецепторов. Количество рецепторов-неодинаково на поверхности тела.и зависит: от возраста͵ от заб-ния,и от повреждения

клеток,а также и от применения самих Л.С.

2 .На активность ферментов:

Л.С. угнетают или усиливают активность внутриклеточных или внеклеточных ферментов.

Действие многих л.с. связано с воздействием на фермент: аденилатциклазы или фосфодиэстеразы(регулирующий циклический аденозинмонофосфат

3.На мембраны клеток:

действие состоит в изменении трансмембранного электрического потенциала,в рез-те влияния л.с. на транспорт ионов через мембрану клеток.

Так действуют:

Антиаритмические ср-ва;

Ср-ва для наркоза и местные анестетики;

Противосудорожные ср-ва;

Изменяется проведение нервных импульсов через синапсы; подавляется электрическая активность клеток. Это характерно для клеток -нервно-мышечной системы.

Избирательное взаимодействие с внутриклеточными молекулами или структурами – приводит к нарушению жизнедеятельности клеток.

Так, к примеру: действие антибиотиков или противоопухолевых препаратов;

или противовирусных средств;

Избирательность действия Л.С.=СЕЛЕКТИВНОСТЬ!-это способность оказывать определённый(желаемый) эффект и не оказывать побочный,нежелаемый эффект.

Нет л.с.,оказываемых только желаемый эффект.,ᴛ.ᴇ. действующих только-избирательно!на рецептор!

Чем выше-избирательность препарата͵тем –выше-эффективность препарата!

Л.С. с низкой избирательной активностью действуют на многие ткани,органы и системы организма,вызывая массу побочных действий.

К примеру,морфин

Прекрасно обезболивающий препарат,но вызывает рвоту,запор,бронхоспазм,седативное действие,угнетает дыхание;

др.пример: противоопухолевый препарат:подавляет рост опух.клеток,но вызывает подавляющее действие на костную ткань, к\мозг; слиз-ю кишечника и т.д.

Избирательность зависит от дозы препарата: чем больше доза,тем избир-ть ниже!

к примеру:

ацикловир,в терапевтич.дозе-нетоксичен,а в дозе-выше-супер токсичен!

в-адреноблокаторы-на миокард (в терапевтич.дозе,а в высокой дозе-вызовут бронхоспазм,резкий!или вазоконстрикцию бронхов!

Прямое воздействие. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Прямое воздействие." 2017, 2018.

Вымирание одних и появление других видов животных неизбежно и закономерно. Это происходит в ходе естественной эволюции, при изменении климатических условий, ландшафтов , в результате конкурентных взаимоотношений. Процесс этот медленный. До появления человека на Земле средняя продолжительность жизни вида у птиц была около 2 млн лет, млекопитающих – около 600 тыс. лет. Человек ускорил гибель многих видов.

С 1600 г., когда исчезновение видов начали подтверждать документально, на Земле вымерло 94 вида птиц и 63 вида млекопитающих (рис. 2.). Гибель большинства их связана с деятельностью человека (рис. 1).

Рис. 1. Сокращение численности китов

Рис. 2. Увеличение числа видов вымерших птиц за каждое пятидесятилетие (с 1600 до 2000 г.)

Человек своей деятельностью сильно влияет на животный мир, вызывая увеличение численности одних видов, сокращение других и гибель третьих. Это воздействие может быть прямым и косвенным.

Прямое воздействие (преследование, истребление, переселение, разведение) испытывают промысловые животные, которых добывают ради меха, мяса, жира и т. п. В результате численность их снижается, отдельные виды исчезают.

Для борьбы с сельскохозяйственными вредителями ряд видов переселяют из одних областей в другие. При этом нередки случаи, когда переселенцы сами становятся вредителями. Например, мангуст, завезенный на Антильские острова для борьбы с грызунами, стал вредить наземногнездящимся птицам, распространять бешенство среди животных.

К прямым воздействиям человека на животных относится их гибель от ядохимикатов, применяемых в сельском хозяйстве, и от отравления выбросами промышленных предприятий.

Косвенное влияние человека на животных проявляется из-за изменения среды обитания при вырубке лесов, распашке степей, осушении болот, сооружении плотин, строительстве городов, поселков, дорог и т. д.

Некоторые виды в измененной человеком среде находят благоприятные для себя условия и расширяют ареалы . Так, домовый и полевой воробьи вслед за продвижением земледелия на север и восток в Палеарктике достигли тундры и побережья Тихого океана. Вслед за появлением полей и лугов далеко на север продвинулись жаворонок, чибис, скворец, грач.

Под влиянием хозяйственной деятельности возникли антропогенные ландшафты с характерной для них фауной. Только в населенных пунктах в субарктике и умеренной зоне северного полушария встречаются домовый воробей, городская ласточка, галка, домовая мышь, серая крыса, ворона, некоторые насекомые.

Большинство видов животных не могут приспособиться к измененным условиям, вынуждены переселяться в новые районы, сокращают численность и погибают. Так, по мере распашки европейских степей сильно сократилась численность сурков-байбаков. Вместе с сурком исчезла утка пеганка, гнездившаяся в его норах. Исчезли во многих районах своего распространения степные птицы – дрофа и стрепет.

Косвенным воздействием на человека является воздействие, осуществляемое не при непосредственном контакте, а через изменение абиотической и биотической среды.

Косвенное воздействие выражается в том, что заболевания могут возникать вследствие нарушения природного равновесия.

Так, при помощи новейших инсектицидов в Африке в эоне Сахеля большие территории были избавлены от мухи цеце - переносчика болезни нагана, которая препятствовала развитию скотоводства. Поголовье скота резко увеличивалось, что привело к перетравливанию скотом скудных саванн; затем, когда наступила засуха, ее жертвой пали сотни тысяч голов крупного рогатого скота, и люди умирали с голоду тысячами.

Испарение дихлорфоса - это, пожалуй, самый удобный метод, применяемый для полного освобождения жилых помещений от насекомых. Применяемые в домашнем хозяйстве для борьбы с вредителями текстиля ленты, испаряющие это вещество, считаются в

США токсичными: они “вызывают у крыс родовые травмы и гибель зародышей, а потому небезопасны и для человека”.

Косвенное влияние на человека оказывает дальний перенос техногенных веществ. В Подмосковье среднее значение рН в осадках 3-3,5 (при норме 5,6). Например, кислотные осадки, особенно в виде снега, регулярно отмечаются в Истринском районе. Такие осадки опасны для человека не столько своим прямым действием, сколько косвенным. Они ухудшают ее физико–химические свойства и нарушают питание растений, а следовательно, пагубно сказываются на здоровье животных, повышают токсическое действие других загрязнителей и т. п.

Основные загрязнители, их классификация. Земные насаждения как средства защиты человека

Загрязнитель - субъект воздействия на окружающую среду, количество которого выше естественного уровня. Загрязнение может быть вызвано любым агентом, в том числе самым чистым, т. е. загрязнение - все то, что находится не в том месте, не в то время и не в том количестве, которое естественно для природы, что выводит ее из состояния равновесия.

Как уже отмечалось, по происхождению выделяют естественное и антропогенное загрязнение. Естественное загрязнение возникает в результате природных, как правило, катастрофических процессов. Антропогенное загрязнение возникает в результате деятельности людей, в том числе их прямого или косвенного влияния на интенсивность естественного загрязнения.

Загрязнители атмосферы . Загрязнители воздуха бывают механические, химические, физические и биологические.

Механические загрязнители - пыль, мусор. Они образуются при сжигании органического топлива и в процессе производства строительных материалов. При таком виде загрязнения наиболее вредными являются частицы диаметром до 0,005 мм. С запыленностью воздуха связаны многие болезни: туберкулез, аллергические заболевания бронхов и др.; высокая концентрация пыли в воздухе вызывает атрофию слизистых оболочек носа, кровотечения.

Зеленые насаждения очищают воздух от пыли и ослабляют действие других вредных примесей. Например, еловое насаждение

собирает из воздуха 32 т пыли на 1 га, сосновое - 36,4 т, буковое-68 т на 1 га. Лес, будучи способным отфильтровывать ежегодно до 50-70 т пыли на площади в 1 га, ослабляет опасность заболевания как перечисленными, так и многими другими заболеваниями.

Химические загрязнители - это проникшие в экосистему чуждые ей вещества или присутствующие в ней, но в концентрациях, превышающих норму.

Самыми распространенными токсичными веществами, загрязняющими атмосферу, являются следующие.

Соединения углерода : углекислый газ СО 2 , который не вреден в малых концентрациях; окись углерода (СО), очень токсична, но быстро диффундирует в атмосфере; несгоревшие углеводороды или окисленные вещества (альдегиды и кислоты).

Соединения серы: сернистый ангидрид (SO 2), который может переходить в серный ангидрид (SO 3) и в присутствии воды или ее паров образует серную кислоту (Н 2 SO 4).

Лесонасаждения могут служить как механическим препятствием для газа, так и быть защитой против химического загрязнения атмосферы.

Один гектар лесонасаждений поглощает за 1 ч весь углекислый газ, который выделяет за это время 200 человек, т. е. 8 кг. Одно широколиственное дерево с проекцией кроны 150 м 2 дает за 10 лет количество кислорода, нужное для 2 лет жизни одного человека.

Физические загрязнители - это избыточные источники энергии, поступающие в биосферу от техногенных причин.

Одним из неблагоприятных факторов городской среды является шум, представляющий собой беспорядочные непериодические колебания звука различной физической природы. Установлено, что шум в пределах 30-40 дБ является зоной комфорта, выше 120 дБ-болевой порог для человека.

Защиту от источников шума могут обеспечить зеленые насаждения. Более надежная защита от шума достигается установкой шумозащитных ограждений от источников шума.

Биологические загрязнители - чуждые экосистеме виды организмов. Загрязнение микроорганизмами называют также бактериологическим.

Особенно опасным является специальное или случайное загрязнение атмосферы штаммами болезнетворных микроорганиз-

мов, создаваемых в лабораториях вооруженных сил некоторых стран.

Растения экосистемы способны бороться с чуждыми ей видами с помощью выделяемых ими специфических веществ, которые называются фитонцидами. Например, в 1 м 2 воздуха соснового леса содержится лишь 200-300 бактерий, т. е. в 2 раза меньше, чем в смешанном лесу.

Загрязнители воды. Ситуация с питьевой водой в России характеризуется как критическая - это прямая угроза здоровью населения. Примеси от которых зависит безопасность ресурсов питьевой воды, подразделяются на следующие категории.

Неорганические химические вещества, к числу которых относится ртуть, кадмий, нитраты, свинец и их соединения, а также соединения хрома, меди. Ядовитые вещества сточных вод оказываются токсичными для гидробионтов и нередко вызывают их гибель. Например, мышьяк для планктонных рачков, дафний и циклопов смертелен в концентрациях 0,25-2,5 мг/л, а для рыб -10-20 мг/л.

Органические загрязнители могут быть растительного, животного и химического происхождения. К растительным относятся остатки бумаги, плодов и овощей, растительные масла и др. загрязнители животного происхождения - физиологические выделения людей, животных, остатки жировых и мускульных тканей, клеевые вещества и пр. К органическим химическим загрязнителям относятся нефть и нефтепродукты, пестициды; сточные воды; отходы кожевенных, целлюлозно-бумажных, пивоваренных производств.

Бактериальными и биологическими загрязнителями являются различные микроорганизмы, дрожжевые и плесневые грибки, мелкие водоросли и бактерии, в том числе возбудители тифа, паратифа, дизентерии, а также яйца гельментов, поступающие с выделениями людей и животных. Агентами самоочищения являются бактерии, грибы и водоросли. Установлено, что в ходе бактериального самоочищения через 24 ч остается не более 50% бактерий, через 96 ч - 0,5%. Процесс бактериального самоочищения сильно замедляется зимой.

Радиоактивные загрязнители представляют большую угрозу жизни водоемов как экосистем и здоровью людей. Их источники - испытания термоядерного оружия под водой, заводы по очистке урановой руды и по переработке ядерного горючего для реакторов, атомные электростанции, места нахождения радиоактивных отходов.

Загрязнители почвы. Основными загрязнителями почвы являются:

    пестициды, применяемые для борьбы с сорняками, насекомыми и грызунами - вредителями сельскохозяйственных культур;

    удобрения;

    нефть и продукты нефтепереработки;

    выбросы промышленных предприятий . Почвы вокруг больших городов и крупных предприятий цветной и черной металлургии, химической и нефтехимической промышленности, машиностроения, ТЭС на расстоянии в несколько десятков километров загрязнены тяжелыми металлами, соединениями свинца, серы и другими токсичными веществами;

    свалки бытовых и промышленных отходов. Особую проблему в городской среде, связанную исключительно с высокой численностью населения, составляет ликвидация бытовых отходов, в особенности неорганических. Вывоз промышленных и бытовых отходов на свалки ведет к загрязнению и нерациональному использованию земельных угодий, загрязнению атмосферы, поверхностных и грунтовых вод, росту транспортных расходов и безвозвратной потере ценных материалов и веществ.

Вопросы для самопроверки

    В каких формах проявляется влияние загрязнения биосферы на организм человека?

    Какие существуют источники загрязнения биосферы?

    В чем выражается прямое воздействие на человека загрязнений биосферы?

    Какие заболевания вызываются загрязнением биосферы?

    В чем выражается косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы?

    Приведите примеры косвенного воздействия на человека загрязнений биосферы.

    Назовите основные загрязнители атмосферы.

    Какие защитные мероприятия используются для снижения ат-

мосферного загрязнения?

    Назовите основные загрязнители почвы.

    Какие виды хозяйственной деятельности приводят к загрязнению почвы?

Включайся в дискуссию
Читайте также
Абсцесс бартолиновой железы
Как выполняется рентген органов малого таза?
Синдром парацентральной дольки