Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Боевые ножи славян. Нож в славянской традиции. Славянский засапожный нож

Можно без преувеличения сказать, что в эпоху железа нож» после керамики являются самой массовой категорией археологического материала. Эти орудия находят практически на каждом памятнике, а на некоторых - десятками и сотнями. В Волковыске, например, был найден 621 нож, а на Неревском раскопе в Новгороде - 1444. Накопленный материал огромен и указать даже приблизительно общее количество находок в Восточной Европе невозможно.

Ножи - рядовой материал, поэтому публикуют их неохотно и небрежно. Обычно исследователи ограничиваются только констатацией наличия в археологических комплексах этих орудий. Зачастую общие рассуждения относительно их формы иллюстрируются одним или несколькими рисунками ножей, иногда переставрированных, без масштаба, без фиксации участков поломок и утрат, без необходимой для классификации информации.

Эти обстоятельства настолько затрудняют изучение ножей, что попыток их систематизации в рамках Восточной Европы никогда не предпринималось. В лучшем случае исследователи останавливаются на систематизации ножей конкретных археологических памятников или определенных археологических культур. Но небольшие объемы рассматриваемого материала, по закону малых чисел, приводят к чрезмерно аморфным схемам, затрудняют выделение наиболее характерных ведущих форм. Видимо, у большинства археологов существует мнение о полном однообразии форм ножей, ибо «нож обычного типа» является довольно распространенным определением этих орудий.

Следует сказать еще об одном, пожалуй, всеобщем заблуждении. В археологической литературе под понятием «нож» подразумевается только клинок. Это неправильно. Клинки ножей, серпов, кос. наконечники копий, стрел, выходившие из-под молотка кузнеца, - только части орудий и оружия. Обычно классификацией охватываются сохранившиеся части предметов. Однако единый тип наконечников копий еще не говорит о едином типе самих копий. Древки могли быть различной длины, следовательно, могла быть различной тактика боя. Одинаковые по форме наконечники стрел могли быть от сложных и простых луков.

То же самое относится и к ножам. Клинки могли быть изготовлены на месте, могли быть приобретены в результате обмена или торговли. Как в настоящее время, так и прежде для клинков приспосабливались обломки различных орудий, что нашло отражение в наличии случайных форм. Так, например, результаты металлографического изучения кузнечных изделий из раннеславянского поселения Ханска-II Котовского района Молдавской ССР позволили Г. А. Вознесенской прийти к заключению, что все ножи этого поселения были откованы из очень разнородного металла, используемого вторично. Сырьем для местного кузнеца служил преимущественно железный лом 1 .

Внешнее же оформление ножей - ножны, рукояти, приемы их изготовления, орнаментика, способ ношения регламентировались этническими традициями. Только этот комплекс понятий, а не случайный набор признаков может определить «тип ножа». Поэтому следует с уверенностью говорить о том. что «ножей обычного типа» вообще не бывает, наоборот, существует огромное количество типов.

Автор на протяжении ряда лет собирал данные о ножах раннего железного века. Просматривались богатейшие коллекции Государственного Эрмитажа, отечественная и зарубежная литература. Общее количество собранного материала около 10 тысяч предметов. Сбор материала и его систематизация еще не окончены, но собранного достаточно для ряда предварительных выводов, имеющих непосредственное касательство к интересующей нас теме.

Несмотря на кажущееся однообразие, ножи второй половины 1-го тысячелетня н. э. Восточной Европы четко распадаются на четыре обширные группы, в каждой из которых, при детальном исследовании, могут быть выделены многочисленные варианты.

Группа I (рис.1) представлена ножами, имеющими следующие характерные признаки. Линия кромки спинки клинков, представляющая плавную дугу с вершиной в центре, непосредственно переходит в черенок. Попадаются клинки со слабо выраженным переходом к черенку (рис. 1, 5-6), но эти различия не принципиальны. ибо и та и другая формы сосуществуют и представляют одни и тс же археологические памятники. Клинок вместе с черенком имеет длину от 6 до 20 см. Колебания в размерах в ту и другую сторону известны, но редки. Черенок в форме узкого треугольника длиной 4-5 см, как правило, отделен со стороны режущей кромки плавным уступом. Наибольшая ширина черенка составляет около половины ширины клинка. Можно отметить, что задняя часть ножей (вместе с черенком) идентична по конструкции задней части серпов, распространенных в лесной зоне Восточной Европы 2 , и это не удивительно, ибо ареалы этих серпов и ножей первой группы совпадают.

Ширина клинков ножей группы I около 2 см, толщина около 2 мм. Режущая кромка у целых экземпляров прямая и только к концу круто загибается вверх. Отношение длины клинка к длине черенка около 3: 1 или 2:1. Сильно сточенные клинки попадаются крайне редко - длина клинка, как правило, превышает длину черенка.

Рукояти ножей были деревянными и круглыми в сечении. Черенок забивался в рукоять примерно на половину ее длины. Ножны были кожаными - следов дерева на клинках нет.

Происхождение ножей группы I прослеживается очень четко. Их прототипами являются ножи с горбатой спинкой лесной зоны раннего железного века - милоградской, юхновской, зарубннецкой, днепро-двинской, дьяковской, городецкой и других культур 3 . Процесс выпрямления спинки начался в первых веках нашей эры на южных окраинах лесной зоны (Чаплинский, Корчеватовскнй. другие зарубинецкне могнльники) 4 . В Верхнем Поднепровьс и Верхнем Поволжье ножи с горбатой спинкой еще попадаются в IV-V вв. (Троицкое городище под Москвой. Тушемля на Смоленщине и др.) 5 . В третьей четверти 1-го тысячелетия н. э. ножи с горбатой спинкой практически исчезают, а ножи группы I становятся ведущей формой на территориях Верхнего Поднепровья (начиная от Нового Быхова), Верхнего Поволжья. Прибалтики 6 и Финляндии 7 . Их находят в прибалтийских и позднедьяковских памятниках круга городища Тушемля (Тушемля, Декановка, Узмень, Банцеровское. Колочин I и др.), в "длинных курганах" Северо-Запада РСФСР (Совий Бор, Подсосонье, Лезги. Северик. Черный Ручей. Крюково) 8 . В VIII-XI вв. эти ножи еще бытуют 9 , но уже совместно с появившимися в лесной зоне ножами групп II и IV (см. ниже).

Группа II (рис. 2) представлена ножами, имеющими следующие характерные признаки. Спинка клинков чаще всего в виде слабой дуги, немного приподнятой на краях. Черенок в форме узкого треугольника, длиной, как правило, 3-5 см, отделен от клинка ярко выраженными уступами 3-5 мм высотой. Уступы чаше всего асимметричны относительно друг друга и образуют со спинкой и режущей кромкой тупые углы. Наибольшая ширина черенков около половины ширины клинка.

Ширина клинков до 2 см. толщина 1,5-2 мм. Режущая кромка у хорошо сохранившихся экземпляров слегка S-образной формы. Длина клинков колеблется от 10 до 20 см. Сильно сточенные клинки попадаются крайне редко. Отношение длины клинков к длине черенка примерно 3:1 или 2:1.

Ручки у ножей группы II были в основном деревянными, круглыми в сечении. Черенок вбивался в ручку примерно на половину её длины. Ножны были кожаными - следов дерева на клинках нет.

Наиболее ранние ярко выраженные формы ножей группы II появляются на так называемых «постзару бинецких» памятниках II-V вв. и Подесенье и Среднем Поднепровье (Казаровичи, Почепское, Лавриков Лес, Таценкн, Ходоров, Щучннка) 10 . Со второй половины 1-го тысячелетня ножи этой группы являются ведущей формой на славянских памятниках на территориях ЧССР, ПНР, Болгарии, Румынии, ГДР, Молдавии и УССР 11 . В Верхнем Поднепровье ножи группы П появляются примерно в VIII в. и. э. Их. наряду с ножами группы I, находят в смоленской и белорусской группах «длинных курганов» (рис. 2. 12, 14-15) 12 . На Гнездовском поселении, расположенном на правом берегу р. Свинки на Смоленщине, время возникновения которого относится ко времени не позднее начала IX в., нее ножи, за исключением единичных, принадлежат к группе II 13 .

К сожалению, опубликованных ножей VIII-IX вв. из Верхнего Поднепровья и Северо-Запада РСФСР чрезвычайно мало, поэтому трудно сказать, как массово И группа здесь представлена. Пока можно лишь отмстить, что здесь эти ножи появляются не ранее VIII в., что они сосуществуют с ножами группы I и что эволюционной связи между этими группами нет.

С X-XI вв. подавляющее количество ножей в могильинках и на поселениях сельского типа представлено уже группой II 14 . Тенденция отделения черенка от клинка уступами к X-XI вв. распространяется на все части лесной зоны.

Однако было бы неправильно считать причиной изменения местной традиционной формы только влияние ножей группы II. Примерно одновременно с ними, но уже с севера, появляются ножи IV группы (см. ниже), под сильным влиянием которых, в отличие от сельского, находилось ремесленное производство северных древнерусских городов.

Группа III (рис. 3) представлена орудиями в деревянных ножнах. Ножи в деревянных ножнах являлись одним из элементов культур кочевых племен степной зоны Восточной Квропы. Северного Кавказа, обширных пространств Сибири и Средней Азин. Эволюция этих древностей хорошо прослеживается начиная со скифской и сарматской эпох.

Разумеется, дать детальную классификацию, осветить все нюансы проблемы происхождения и подразделения ножей группы III невозможно в одном исследовании. В настоящей работе автор рассматривает только один из вариантов ножей этой группы - раннесреднсвековый аланский с территорий Подонья и Северного Кавказа. Кочевники - аланы - были восточными соседями иоднепровских славян. Культуры тех и других имеют коренные отличия, и это прекрасно прослеживается в традиционных формах ножей, характеризующих данные этнические массивы.

Аланские ножи, представленные древностями сал-товской культуры, в литературе уже рассматривались. Несколько ножей, характеризующих салтовскую культуру в качестве типичных, отмечены И. И. Ляпушкиным 15 . С. С. Сорокин, исследуя железный инвентарь Саркела и Велой Вежи, разделил все найденные здесь ножи на два комплекса и отнес к нижнему - салтовскому - слою около 40-50 предметов 16 . Недавно группой украинских археологов были исследованы салтовские ножи бассейна р. Дон. которые ими были разделены на пять различных типов 17 .

В указанных исследованиях рассматривался главным образом материал поселений, ряд из которых является многослойными памятниками. Богатейший материал могильников не привлекался. Не обращалось внимание на некоторые детали, являющиеся для сал-товских ножей принципиальными признаками. Эти недостатки оказались настолько существенными, а выделяемые признаки настолько субъективными, что образ раннссредневековых аланских ножей, который можно представить по этим работам, исказился.

Если обратиться к материалам могильников VIII-IX вв. Подонья н Северного Кавказа, можно убедиться, что аланские ножи представляют удивительно стойкую, единообразную серию. Они имеют следующие характерные признаки. Спинка клинков образует слабо выраженную дугу, плавно опускающуюся к носу. Режущая кромка дугообразна, но более крута, нежели спинка. Центральная ось клинка и черенка смещена в сторону спинки. Длина клинков колеблется от б до 14 см. толщина 1,5 мм, ширина клинка у основания 1-1,5 см (в зависимости от длины). Черенок подтреугольнон формы длиной 2-4 см. Ширина черенка у основания составляет около половины ширины клинка. Отношение длины клинка к длине черенка чуть-чуть более 3:1.

Черенок всегда отделен от клинка строго перпендикулярными уступами, являющимися конструктивными признаками. На основание клинка приваривалась узкая - 1,5-2 мм шириной и толщиной железная обоймочка, являющаяся своего рода замком, запирающим нож в ножнах. Это очень хрупкая, зачастую не сохраняющаяся деталь. О ее наличии свидетельствуют строгая перпендикулярность уступов и следы, ею отпечатанные, которые можно заметить на нереставрированном металле.

Несколько сот таких клинков найдено в Дмитровском. Усть-Лубянском. Верхнесалтовском, Борисовском 18 могильниках и в могильниках на р. Дюрсо около Новороссийска, в Северной Осетин, и в окрестностях Кисловодска 19 .

Ножи группы III , и аланские в том числе, имели деревянные ножны. Аланские ножны делались из двух половинок первоначально расщепленной дощечки. Расщепленный край впоследствии не обрабатывался, так что соединение половинок было идеальным. После изготовления деревянной основы на нее натягивался, очевидно, в мокром состоянии, кожаный чехол, имеющий шов с левой стороны. Очень часто ножны спаривались и страивались в один общий кожаный чехол, причем режущие кромки клинков при этом располагались противоположными друг относительно друга сторонами. очевидно, для уменьшения общей толщины ножен. Иногда на ножны сверху надевались бронзовые или серебряные наконечник и обойма. В случаях спаренных и строенных ножен обойма и наконечник были общими. Необходимость кожаного чехла обуславливалась тем. что деревянные планки аланских ножен штифтами не скреплялись.

Ножны были узкие и тонкие. Ширина их немного превышает ширину клинка, толщина менее 1 см. На конце ножны слегка суживаются, на торце - прямой или слабо выраженный дугообразный обрез. Длина ножей превышает длину клинка примерно на одну треть.

К сожалению, несколько хорошо сохранившихся аланских ножен опубликованы без детального описания их конструкции 20 . Автор не имел возможности осмотреть эти находки. Однако находки в могильниках Поломском, Бродовском (Прикамье), Мошевой Балке (Северный Кавказ), где были найдены ножны иных вариантов группы III, позволяют выявить общие закономерности. характерные для всей группы. На основании этих материалов недостающие детали аланских ножен могут быть реконструированы.

Гнездо для клинка было слегка овальным в продольном сечении, так что в ножнах закреплялись только обойма и кончик клинка. Эта особенность характерна для всех деревянных ножен, в том числе и этнографических. Если бы гнездо идеально повторяло параметры клинка, нож невозможно было бы вытащить из ножен в условиях повышенной влажности.

Помимо клинка, в ножны входила и часть рукоятки. Об этом свидетельствуют как остатки дерена от ножен на черенках, так и ножны из Мощевой Балки (рис. 3. 12). Ручки были необычайно тонкими, овальными в сечении. Ширина их была одинакова с шириной клинка, толщина около 0,5 см. Толщина ручек легко определяется на спаренных и строенных ножнах, а также на хорошо сохранившихся ножнах из Мощевой Балки. Ручки делались из иной, нежели ножны, породы дерева или вообще из другого материала. Об этом свидетельствуют остатки субстанции ярко-желтого цвета, сохранившейся на черенках. Известна однз костяная ручка из Дмитровского могильника (рис. 3,4). но это уникальный случай. По форме ручки били плоскими, длинными, слегка подтрапециевндными, с легким расширением на тыльном конце.

Спаренные и строенные ножны, своего рода кассеты, автору известны только на аланских памятниках. В могильниках Дюрсо при погребенных иногда находили до 6 клинков, т. е. 2-3 кассеты. Тонкость и легкость рукоятей придает аланским ножам хорошие баллистические качества, а многочисленность ножей в могилах и комплектность их упаковки позволяют сделать предположение об использовании ножен аланами в качестве метательного оружия.

Группа IV (рис. 4) представлена орудиями, имеющими узкий черенок длиной от 6 до 12 см. Наиболее распространены черенки длиной 8-10 см. Кончик черенка шилообразный. иногда загнут и расклепан. Изредка на загнутом кончике имеется четырехугольна« железная или бронзовая шайба. Загнутый кончик и шайба, видимо, у многих ножей этой группы отломаны и утеряны. Такая конструкция черенка обусловлена тем. что он пробивал рукоять насквозь и загибался на тыльном конце.

Клинки ножен группы IV имеют, как правило, четкие, около 2 мм высотой уступы, отделяющие их от черенка. Спинкз клинков прямая и только на конце слегка приспущена. Ширина клинков 1.5-2 см. что составляет около двух третей ширины черенка в основании. Толщина спинки 2-3 мм. Истинную длину клинка указать трудно, ибо это, пожалуй, вообще единственная группа ножей, клинки которых сточены сильно, иногда почти до основания. Вероятно, наиболее распространены были клинки с отношением к длине черенка между 2:1-1:1. Ножи имели длинную цилиндрическую рукоять и кожаные ножны - следов дерева на клинках нет.

Происхождение ножей группы IV прослеживается достаточно четко. В меровингское и викннгское время они бытовали в Норвегии и Швеции 21 . Оттуда же они распространяются на территорию Финляндии, но здесь они бытуют наряду с ножами группы I 22 . В Восточной Европе такие же ножи появляются в последней четверти 1-го тысячелетия и. э. Наиболее ранние находки происходят ИЗ горизонтов E 3 -E 1 земляного городища Старой Ладоги и из сопок в окрестностях этого городища. В дальнейшем эти ножи распространяются о Прнладожье. попадают в Прибалтику и Ярославское Поволжье. Везде, где есть скандинавские погребения или скандинавские материалы, известны и ножи группы IV 23 .

Весьма интересная ситуация складывается на северных территориях Древнерусского государства в X-XI вв. Новгородские ножи этого времени имеют строгих очертаний узкий шнрокоспинный клинок со слегка закругленным концом, придающим ему кинжалообразный вид, длинную узкую рукоять, которая редко бывает менее 10 см. маленький, но четкий уступ на клинке (рис. 4, 17) 24 . Судя но публикации и постоянным ссылкам на новгородские материалы, аналогичные ножи известны в Прибалтике, во всех без исключения северных древнерусских городах и в крупных могильниках, таких, как Гнездово и др. 25

Форма и конструкция новгородских ножей X-XI вв.. по Б. Л. Колчину, была создана на основе многовекового опыта кузнечной техники 26 . Но чьего опыта? Ножи группы I-III основой для новгородских послужить не могли. К тому же они сосуществуют с ножами группы IV параллельно. Ближе всего ножи X-XI вв., типа новгородских, стоят к группе IV, эволюционную цепь которых они и продолжают. Вряд ли можно ошибиться, сделав заключение, что северорусское городское ремесленное производство в области изготовления ножей н X-XI вв. находилось под сильным скандинавским влиянием.

В начале XII в. картина резко изменяется. В Новгороде и других городах появляются ножи, клинок которых стал шире и значительно тоньше. Спинка на клинке к основанию и концу слегка приподнимается, увеличиваются уступы, укорачиваются рукоять и черенок. упрощается технологическая схема изготовления (рис. 2. 16) 27 . Это уже ножи группы II. Следовательно, мы можем заключить, что к началу XII в влияние скандинавской формы ослабевает и городское северорусское ремесленное производство, вслед за сельской округой, переходит к изготовлению ножей общеславянского образца.

Итак, мы установили, что раннссреднсвековыс восточноевропейские ножи делятся на 4 обширные группы, имеющие свою историю развития.

Группа I характерна для прибалтийских, финских племен и населения Верхнего Поднепровья и Северо-Запада РСФСР во второй половине 1-го тысячелетня н. э.

Группа II характерна для населения «постзарубинецкой» культуры III-V вв. в Подесенье и Среднем Поднепровье и для славянского населения (начиная с VI-VII вв.), проживающего за пределами лесной зоны. Примерно с VIII в. ножи группы II появляются в Верхнем Поднепровье, начинают распространяться и к XII в. становятся общедрсвнерусскими.

Группа III характерна для кочевого населения. В настоящей работе был рассмотрен аланский вариант ножей этой группы, который является одним из стойких элементов культуры раннесредиевековых аланов.

Группа IV характерна для германоязычного населения Северной Европы. В середине VIII в. ножи этой группы появляются на северных рубежах Восточной Европы, распространяются н до XII в. оказывают сильное влияние на северорусское городское ремесленное производство.

Список литературы

1. Вознесенская Г. Л. Результаты металлографического изучения кузнечных изделий из раннеславян-ского поселения Ханска-II Котовского района Молдавской ССР. Приложение к монографии; Р а ф а л о в и ч М. А. Славяне VI-IX веков в Молдавии. Кишинев, 1972. с. 239-241.
2. Мииасян Р. С. Классификация серпов Восточной Европы железного века и раннего средневековья.- АСГЭ, 1979. вып. 20.
3. Третьяков П. II., Шмидт Е. Д. Древние городища Смоленщины. М.- Л.. 1963, с. 15, 165; Мельни к о в с к а я О. II. Племена Южной Белоруссии в раннем железном веке. М.. 1967. с. 61.
4. Само й л о в с к и и И. М. Корчеватовскнй могильник.- МИА, 1959, .Ms 70, табл. VIII; Поболь Л. Д. Славянские древности Белоруссии. Т. I, Минск, 1071. рис. 66.
5. Смирнов К. А. Дьковскан культура. М.. 1974. табл. II; Горюнова Е. И. Этническая история Волго-Окского междуречья.- МИА. 1961, № 94. с. 88.
6. Среди наиболее известных памятников могут быть указаны Рекете, Пабаряй. Рагиняны. Межуляны (Литва), Калниешн (Латвия), Лева (Эстония). Узмснь (Псковская обл.). Тушемля, Неквасино. Демидовна (Смоленская обл.). Сарское. Попадьинское (Ярославское Поволжье). Банцеровское. Колочин. Воронине». Тай-маново (БССР) и многие другие. Третьяков И. П.. Шмидт Е. А. Древние городища..., рис. 59. 8 10: Шмидт Е. А. О культуре городшц-убежищ Левобережной Смоленщины. - МИА, 1970, Jv® 176, рис. 3. 15-16; С м и р и о в К. А. Дьяковская культура.... с. 38; Леонтьев А. Е. Классификация ножей Сарского городища.- СА. 1976. № 2. с. 33-44; Моога И. Die Eisenzeit in Lettland bis etwa 500 n. Chr. /. Tartu Dorpat, 1929. Taf. XXXI; JJrtans V. Kalniesu otrais ka-pulauks.- «Latvijas PSR vestures muzeja raksti. Arheolo-gija*, Riga. 1962. tab. IX, 1-4.
7. Salo U. Die frUhromischc Zeit in Finniand. Helsinki. 1968. Abb. 100. S. 154; Kivikoski E. Kvarnbacken. Helsinki. 1963.
8. Могильник на оз. Крюково (Новгородская обл.). Доклад С. Н. Орлова в ЛОИА 24.03.72.
9. Данилов И. Раскопки слушателями института курганов в Гдовском и Лужском уездах С.-Петербургской губ. и в Валдайском уезде Новгородской губ. - В кн.: Сборник Археологического института, книга 3. Спб., 1880. т. 2. рис. 1. 3. 4; Очерки по археологии Белоруссии. часть 2. рис. 10. 12: Сизов В. И. Курганы Смоленской губернии. -МАР. Спб.. 1902, выл 28 с. 57-58.
10. Максимов Е. В.. Орлов Р. С. Поселение и могильник второй четверти I тыс. и. э. у с. Казаровнчн близ Киева. - В кн.: Раннесредневековые восточнославянские древности, л., 1974. рис. 6. 2: Максимов Е В. Новые зарубинецкне памятники в Среднем Приднепровье.--МИА, 1969. № 160. рис. 6. 8-Ю-. Он же. Среднее Подиепровье на рубеже нашей эры. Киев, 1972. табл. XIII, 10, II. XIV. в: 3 а и о р н я с в Ф. М. Почеп-ское селище.-МИА. 1969. № 160. рис. 13. 19-21.
11 Русанова И. П. Славянские древности VI-IX вв. между Днепром и Западным Бугом. - САМ. 1973, вып. ЕІ-25, табл. 32; Хавлюк П. И. Раннесла-вянскнс поселения в бассейне Южного Буга. - В кн: Раннесредневековые восточнославянские древности. Л, 1974. рис. 11, 20; Ляпушкин И. И. Городище Новотроицкое. - МИА, 1958, № 74, рис. 10; Рикман Э. А., Рафалович И. А. Xынкy И. Г. Очерки истории культуры Молдавии. Кишинев. 1971, рис. 12; Юра P.O. Древний Колодяжин. - Археологічні пам"ятки УРСР. Київ. 19G2, т. 12, рис. 29. 10; Въжарова Ж- Славянски и славянобългарски селища в Българските земли VI-XI век. София, 1965, с. 18. 32; Hachulska-Ledwos R Material у archeologiczne Nowej Hut у. Krak6w. 1971, t. 3; Cilinska Z. FrUhmittelalterliches Graberfeld in Zetovce. - «Arehaeologica Slovaca-catalogi», Bratislava. 1973. t. 5.
12. Чернягнн H. H. Длинные курганы и сопки - МИА. 1941, № 6. табл. VIII. 28; Седов В. В. Длинные курганы кривичей.- САМ, 1974. вып. ПІ-8, табл. 27, 18.
13. Ляпушкин И. И. Новое в изучении Гнсз-лова.- АО 1967. М., 1968. с. 43-44; Шмидт Е. А К вопросу о древних поселениях в Гнездове. Материалы по изучению Смоленской области. Смоленск. 1974, вып. VIII. рис. 7. 13. 14.
14. Шмидт Е. А. Курганы XI-XIII веков у дер. Харлапово в Смоленском Поднепровье. .Материалы по изучению Смоленской области. Смоленск. 1957. вып. 2. с. 197-198; Седов В. В. Сельские поселения центральных районов Смоленской земли. - МИА. 1960, .V? 92. рис. 36.
15. Ляпушкин И. И. Памятники салтово-маяцкой культуры. - МИА, 1958, № 62. с. 125, рис. 18.
16. Сорокин С. С. Железные изделия Саркела - Белой Вежи.- МИА, 1959, № 75. с. 147.
17. Михеев В. К., Степа н ска я Р. Б.. Фомин Л. Д. Ножи салтовской культуры и их производство.- Археологія. Київ. 1973. вып. 9. с. 90-98.
18. Коллекции Верхнесалтовского (частично), Усть-Лубянского. Дмитровского. Борисовского могильников хранятся в Государственном Эрмитаже.
19. Шрамко Б. А. Древности Северского Донца. Харьков. 1962. с. 282; Кузнецов В. А., Рунич А. П. Погребение аланского дружинника IX в. - СА. 1974. № 3. рис. 1. 14; Корен я ко В. А. Аланские могилы VIII-IX вв. Северной Осетин. - СА. 1976, .№ 2, с. 148-157; Руннч А. П. Скальные захоронения в окрестностях Кисловодска. - СА, 1971, X? 2. с. 169. рис. 3. 7;
20. Шрамко Б. А. Древности.... с. 282; Рунич А. П. Погребение - рис. 3. 7.
21. Peterson I. Vikingetidens redskaper. Oslo. 1951, fig. 103-110, s. 518; Arbman H. Birka і die Griiber. Та-fcln-Uppsala, 1940.
22. Hackman A. Die alterc Eisenzeif in Finnland. Bd. 1. Helsingfors. 1905, S. 12-13.
23. Орлов С. H. Вновь открытый раннеславянский грунтовый могильник в Старой Ладоге. - КСИИМК. 1956, Хч 65. с. 94-98; Гуревич Ф. Д. Работы славяно-литовского отряда Прибалтийской экспедиции-КСИИМК. 1959, № 74. рис. 41: Леонтьев А. Е. Классификация..., рис. I, 7; Raudonikas W. I. Die \"or-mannen der Wikingerzeit und das Ladogagebiet. Stockholm. 1930; Nerman B. Grobin-Seeburg Ausgrabfungen und Funde. Stockholm. 1958. Abb. 209.
24. Колчин Б. А. Железообрабатывающее ремесло Новгорода Великого. - .МИА. 1959. Л? 65. с. 48.
25. Сизов В. И. Курганы.... с. 53. 58; Леонтьев А. Е. Классификация..., рис. I. 7.
26. Колчи н Б. А. Указ. соч., с. 53.
27. Там же, с. 48.

История кузнечного дела у славян, реконструируемая по археологическим данным, уходит вглубь веков, возникая задолго до летописных времен. Чтобы не лезть в такие дебри, обратимся лучше к временам летописным и перенесемся в Древнюю Русь. Необычные национальные ножи более характерны для небольших народов, живущих в каких-либо специфических природных условиях. Таков, например, традиционный многофункциональный эскимосский нож улу, изначально изготавливавшийся из камня (обычно из сланца) или большой малайский нож паранг, необходимый для прорубания себе дороги в джунглях. Наши же славянские предки, жившие в средних широтах, предпочитали иметь под рукой многофункциональные ножи простой конструкции и средних размеров.


Ножи новгородских мастеров

Если вспомнить основные исторические события, происходившие на рубеже X-XIII веков, не приходится удивляться, что расцвет ремесел (в том числе кузнечного дела) связан прежде всего с северными землями Руси. С освоением пашенного земледелия, пришедшего на смену огневому, или подсечному земледелию, резко возрастает значение кузнечного ремесла.
Здесь уместно вспомнить, как производилась в те далекие времена ковка железа и все предшествующие этому операции. Процесс превращения бурой массы болотного железа в ножи, топоры и мечи овеян мифами и легендами от первого и до последнего шага. Найти скопление железных руд было непросто. Сначала вбивали кол в болотную зыбь и по специфическому звуку определяли свою удачу. Приставшую к колу массу пробовали на язык. Наличие кисловатого привкуса подтверждало находку. Содрав мох, снимали рудоносный слой и загружали его в заплечные корзины, чтобы перенести на сухое место. Потом массу, сочащуюся ржавой жидкостью, сушили, дробили, просеивали, обогащали и загружали в домницу с древесным углем. Так получали крицу. Кузнец многократно проковывал железо, выжимая из него шлаки и уплотняя его внутреннюю структуру. Путем насыщения кричного железа углеродом его превращали в сталь.

Изучение кованых изделий из новгородских раскопов позволяет сделать вывод о высоком технологическом уровне обработки металла. Существует гипотеза, согласно которой эти технологии были освоены новгородскими мастерами не без помощи скандинавов. Но это только гипотеза, а неоспоримым фактом остается то, что именно новгородская Русь стала крупнейшим центром обработки металла, влияние которого распространяется затем на все окрестные регионы, включая Волго-Камское междуречье.
Ведущей технологической схемой обработки клинков можно считать трехслойный пакет, когда сваривались три полосы металла - две (железные) по бокам и одна (стальная) в центре. При многократной заточке на острие всегда выходит более твердая сталь. Новгородские мастера умело применяли кузнечную сварку и термообработку (то есть закалку). В подавляющем большинстве сварочные швы тонкие и свободны от шлаковых включений. Для того чтобы качественно сварить железо и сталь с различным содержанием углерода, необходимо знание температурных режимов сварки. До сих пор сварка клинка, когда сталь проковывается в пакете, считается одной из сложных технологических операций.
Внешне ножи новгородских мастеров были просты и узнаваемы. Однако их форма отрабатывалась в течение длительного времени, что позволило создать практически универсальный инструмент для любых хозяйственных работ. Большинство найденных в Новгороде ножей имеют клинок длиной около 70-80 мм и шириной 18-25 мм, при этом толщина обуха составляет 3-4 мм. В поперечном сечении клинок имеет форму прямого клина (отсюда и происходит слово «клинок»). Обух клинка выдержан либо по прямой линии, либо приспущен к острию. Рукоять, как правило, изготовлена из дерева или кости, повсеместно применялось крепление рукояти внасад.

Древнерусский нож

Типичный древнерусский нож X-XI века выглядел примерно так. Длина клинков таких ножей составляла от 4 до 20 сантиметров. Рукоятка деревянная, несколько реже - костяная, очень редко - металлическая.

Древнерусский боевой нож того же периода отличался от обычного древнерусского ножа более длинным клинком, более длинной костяной рукояткой и такой заточкой клинка, которая по современной ножевой терминологии очень близка к «полуторной заточке». Такая заточка значительно увеличивает проникающую способность ножа.

Существует еще два типа боевых древнерусских ножей, заслуживающих упоминания:

Во-первых, засапожный нож (засапожник), упоминаемый в русских летописях с XII века. Это узкий и изогнутый нож, который древнерусские пешие воины и кавалеристы предположительно носили в сапоге как холодное оружие последнего шанса. Альтернативная версия заключается в том, что засапожные ножи крепились в ножнах на седле (позади сапога кавалериста).

Во-вторых, интерес представляет подсаадачный нож (подсайдашный нож), который русские воины носили под сайдаком (чехлами для лука и стрел), то есть на поясе сбоку. В исторических источниках эти ножи упоминаются с XVI века, но возможно данный термин был в ходу уже XV веке. С формой подсаадачных ножей дела обстоят неоднозначно. Наиболее убедительной выглядит версия, что так, по месту ношения, называли вообще большие боевые ножи, носимые на поясе. И, соответственно, подсаадачными ножами могли называть боевые ножи, как с изогнутыми, так и с прямыми клинками - все зависело от личных вкусов и финансовых возможностей владельца.

Косарь

Косарь, иногда называемый еще «бабий топор» - большой хозяйственный нож с широким и толстым клинком. Его делали обычно из обломка косы (отсюда и название), а когда косы упорно не хотели ломаться - из любого подвернувшегося под руку металлолома.

Косарь смело назвать русским аналогом мачете - этот огромный грубый нож успешно используется для обрубки ветвей со срубленных деревьев, расчистки покосов от поросли, рубки костей и даже для скобления пола в доме.

Охотничий «Медвежий нож Самсонова» (конец XIX века)

Автором дизайна «медвежьего ножа Самсонова» является известный охотник-медвежатник (проживал в С.-Петербурге) Андриевский Михаил Владимирович (1849-1903 гг.), егермейстер Высочайшего двора (великого князя Николая Николаевича младшего). В 1894 г. в журнале «Природа и охота» он опубликовал статью «По поводу вновь изобретенной механической рогатины», в которой подробно описал историю создания медвежьего» ножа: «Самым удобным ножом я считаю нож американской системы с небольшими, сделанными лично мною, изменениями в форме. Этот нож имеет обоюдоострый клинок, который заострен к концу. С выямками по бокам, шесть вершков длины (26,7 см), один вершок ширины (4,45 см) и восемь миллиметров толщины. Лезвие ножа отделяется от рукояти стальной перекладиной, рукоятка изготовлена из крепкопородного дерева держится но клинке широким винтом. Носится этот нож на черном поясном ремне в деревянных, обтянутых черной кожей ножнах, концы которых обделаны вороненой сталью. Размеры ножа и его баланс рассчитан так, что он удобно держится в руке и им отлично можно рубить, резать, колоть и вспарывать брюхо натиском кверху или книзу. Первый такой нож отлично изготовил мне тульский мастер Егор Самсонов, а затем такие ножи стали делать на Златоустовском казенном заводе». В дневнике за апрель 1887 г. имеется запись о ноже, послужившем Андреевскому за образец: «Всегда ношу с собой охотничий американский нож, которым можно и рубить, и колоть, им соорудили плот».

Свои ножи Егор Самсонов изготовлял из «английских каретных рессор» — такой же стали. Известно описание технологического процесса изготовления этой стали. «Рессорная сталь расскалялась в кузнечном горне где горел дубовый или березовый уголь. Воздух нагнетался ручными мехами. После этого раскаленные листы правились на наковальне. Затем из них слесарным способом изготавливались клинки, все делалось в ручную. После этого клинки подвергались ряду процессов: цементации, регенерации, затем закалке и отпуску и наконец старению. В канавку, проделанную в угле горна, выкладывались заготовки клинков. Сверху и снизу они засыпались катализатором и древесным углем. Это нагревалось до 900-925 градусов по Цельсию и выдерживалось в таком жаре в течение 4-5 часов. Такое время обусловлено расчетом, что углерод за 1 час проникает на 0.1 мм в сталь. Затем загтовки охлаждались, и снова нагревались, но уже без присутствия катализатора. Этот процесс занимал 3 часа, и производился он для равномерного распределения углерода по стали. После трех часов заготовки погружались в масло. Наполовину остывшие в масле заготовки держались на воздухе до охлаждения в 300-325 градусов (синего цвета стали), после чего их окончательно охлаждали в масле. Как только заготовка полностью охлаждалась, ее нагревали до 175-150 градусов и снова давали остыть в масле. Такой процесс длился на протяжении 12 часов. После чего заготовки вытирались насухо, и уже проходили окончательную заточку.

Паренский нож

Название его соответствует месту происхождения - камчатскому поселку Парень. По конструкции паренский нож очень схож с изделиями, распространенными в Финляндии. В настоящее время под термином «паренский нож» подразумевают выкованный вручную нож с клинком из разнородного композитного материала - говорят, что паренскими ножами можно было даже снимать стружку с лезвий обычных столовых ножей.

На сегодняшний день поселок Парень стал глухой деревней, а технология изготовления ножей считается утраченной - так что, те самые паренские ножи остались в людской памяти лишь в виде легенд. Изготавливаемые сейчас под этим названием ножи имеют мало общего с этими легендами.

Богородский нож

Название этого инструмента для резьбы пришло от поселка Богородское - центра традиционной резьбы по дереву, чьим символом является всем известная игрушка - «Кузнецы», изображающая мужика и медведя, которые по очереди колотят молотами по наковальне, стоит лишь потянуть за подвижную планку.

Богородский нож имеет прямой короткий клинок. Успешно используется как для грубой, так и для тонкой резьбы. Часто изготавливается резчиками под себя, поэтому конструкция, форма рукояти и стоимость таких ножей может сильно разнится.

Якутский нож

Без традиционного якутского ножа - быхаха, конструкция которого не менялась на протяжении многих веков, не обходится ни одна сфера хозяйственной деятельности народа саха. Его форма идеальна для долгой кропотливой работы, позволяя выполнять ее с минимальными затратами энергии. Профиль клинка асимметричен.

Заточке подвергается чуть выпуклая левая (если держать рукоятью к себе) сторона клинка, в отличие от других ножей с несимметричным профилем, у которых, как правило, заточка производится на правой стороне. Этому есть логичное объяснение: выпуклость на клинке облегчает обработку древесины, упрощается резка мяса и рыбы (в том числе мороженой), снятие шкур с животных.

Финка

В России нож, пришедший к нам из Финляндии, долгое время считался исключительно оружием криминальных элементов и даже находился под запретом до 1996 года. Однако его истинное предназначение заключается совсем в другом. Финский нож - многофункционален, он прекрасно подходит для разделки мяса, чистки рыбы, незаменим в походе и для бытовых нужд. Для финки характерен короткий прямой клинок, скос обуха типа клип-пойнт или по-русски «щучка» и всадная рукоять.

Конечно не все традиционные ножи, дизайн которых сформировался на территории России, являются русскими ножами. На мой взгляд, мы должны справедливости ради вынести за скобки традиционные кавказские ножи (Северный Кавказ), якутские ножи, бурятские ножи, и другие этнические типы ножей, сформировавшиеся у коренных народов, живущих на территории России. Есть как минимум одно серьезное исключение, а именно финский нож (финка), так широко распространившийся в России/СССР в первой половине XX века, что он действительно стал русским национальным ножом. Впрочем, многие русские модели финских ножей имеют существенные конструктивные отличия от традиционных финских ножей (пуукко), бытующих в Финляндии.

Необычные национальные ножи характерны для небольших народов, живущих в каких-либо специфических природных условиях. Под это описание подходит как традиционный нож коренных народов севера улу, изготавливаемый из сланца, так и малайский паранг, идеальный при прорубании себе дороги в джунглях. Наши предки-славяне, населявшие средние широты, предпочитали иметь при себе многофункциональные ножи незамысловатой конструкции и средних размеров, которые можно было бы использовать и в качестве оружия и в качестве рабочего инструмента. Итак, какими же ножами располагали наши далекие (и не очень) предки и какими из них мы пользуемся сейчас?

Паренский нож

Название его соответствует месту происхождения – камчатскому поселку Парень. По конструкции паренский нож очень схож с изделиями, распространенными в Финляндии. В настоящее время под термином «паренский нож» подразумевают выкованный вручную нож с клинком из разнородного композитного материала – говорят, что паренскими ножами можно было даже снимать стружку с лезвий обычных столовых ножей. На сегодняшний день поселок Парень стал глухой деревней, а технология изготовления ножей считается утраченной – так что, те самые паренские ножи остались в людской памяти лишь в виде легенд. Изготавливаемые сейчас под этим названием ножи имеют мало общего с этими легендами.

«Вишня»

Он же нож разведчика образца 1943 года, он же НР-43. Нож «Вишня» пришел на замену армейскому ножу НР-40, продержавшемуся на вооружении в армиях СССР и стран Варшавского договора до 60-х годов. Почему же этот нож получил название «Вишня»? Дело в том, что на гарде ножа находится клеймо – буква «Р», довольно похожая на данную ягоду. «Вишня» до сих пор находится на вооружении российских силовых структур. Конечно, более поздних годов изготовления.

Нож разведчика

Хотя ко Второй мировой войне холодное оружие окончательно отошло на второй план, это не отменяло того факта, что солдату необходимо иметь в своем арсенале простой нож. Но как это ни странно звучит, до военных действий предпринятых Советским Союзом против Финляндии на вооружении Красной Армии не состояло какого-либо специального клинка. И лишь после окончания финской компании произошло знаменательное для советских солдат событие – появления ножа разведчика образца 1940 года.

Нож «засапожник»

Русский засапожный нож – как следует из названия, прятали за голенищем сапога. Удобный способ транспортировки, когда заняты руки и дополнительное средство защиты на случай опасной ситуации. Засапожник упоминается в печатной версии «Слова о полку Игореве», вышедшей в 19 веке.

Подсайдашный нож

Подсайдашным или подсаадачным ножом назывался боевой нож или кинжал с длинным и узким граненым клинком. Его название происходит от места ношения – под сайдаком (чехлом для лука), сбоку на поясе. Именно поэтому сложно точно сказать какой именно формы были эти ножи – у историков сложилось мнение, что подсайдашными называли все большие боевые ножи без разбора, если они носились на поясе под сайдаком.

Косарь

Косарь, иногда называемый еще «бабий топор» - большой хозяйственный нож с широким и толстым клинком. Его делали обычно из обломка косы (отсюда и название), а когда косы упорно не хотели ломаться – из любого подвернувшегося под руку металлолома. Косарь смело назвать русским аналогом мачете – этот огромный грубый нож успешно используется для обрубки ветвей со срубленных деревьев, расчистки покосов от поросли, рубки костей и даже для скобления пола в доме.

Богородский нож

Название этого инструмента для резьбы пришло от поселка Богородское – центра традиционной резьбы по дереву, чьим символом является всем известная игрушка – «Кузнецы», изображающая мужика и медведя, которые по очереди колотят молотами по наковальне, стоит лишь потянуть за подвижную планку. Богородский нож имеет прямой короткий клинок. Успешно используется как для грубой, так и для тонкой резьбы. Часто изготавливается резчиками под себя, поэтому конструкция, форма рукояти и стоимость таких ножей может сильно разнится.

Охотничьи ножи Самсонова

Егор Самсонов был скромным тульским мастером – кустарем, однако изготовленными им ножи и кинжалы считались эталонными охотничьими ножами у русской аристократии и числились любимыми у императора Николая II. Над загадкой прочности так называемых «самсоновских ножей», выглядящих так лаконично и даже аскетично, после смерти мастера в 1930 году долго бились именитые металлурги, однако разгадку так и не нашли. Точное количество выпущенных мастерской ножей неизвестно, по некоторым данным – 3356 штук.

Финка

В России нож, пришедший к нам из Финляндии, долгое время считался исключительно оружием криминальных элементов и даже находился под запретом до 1996 года. Однако его истинное предназначение заключается совсем в другом. Финский нож – многофункционален, он прекрасно подходит для разделки мяса, чистки рыбы, незаменим в походе и для бытовых нужд. Для финки характерен короткий прямой клинок, скос обуха типа клип-пойнт или по-русски «щучка» и всадная рукоять.

Якутский нож

Без традиционного якутского ножа – быхаха, конструкция которого не менялась на протяжении многих веков, не обходится ни одна сфера хозяйственной деятельности народа саха. Его форма идеальна для долгой кропотливой работы, позволяя выполнять ее с минимальными затратами энергии. Профиль клинка асимметричен. Заточке подвергается чуть выпуклая левая (если держать рукоятью к себе) сторона клинка, в отличие от других ножей с несимметричным профилем, у которых, как правило, заточка производится на правой стороне. Этому есть логичное объяснение: выпуклость на клинке облегчает обработку древесины, упрощается резка мяса и рыбы (в том числе мороженой), снятие шкур с животных.

(текст является компиляцией ряда статей из научных работ и практик ряда современных язычников)
Мы до того привыкли к ножу, что пользуясь им каждый день, не задумываемся каким предметом владеем. Он как воздух, которым дышим, замечаем только когда он отсутствует. Само слово нож известно всем от младенца до старца, но как появилось оно знают немногие. Наши предки использовали в бою длинные мечи, сабли, копья когда дело доходило до боя, рукопашного в ход шли короткие, крепившиеся к ноге ножные мечи. Со временем слово меч отпало, а нож-ной сократили до короткого – нож. Этим словом до сих пор мы и обозначаем этот древнейший предмет. Где история, там традиции и обряды. А обрядов связанных с ножом, множество и это логично. Одних названий самого ножа более тридцати!
Берестянник, дежник, карначик, квашенник, кинжал, кладенец, клепик, кляп, колодей, колотик, косарь, косичка, косник, косорь, косторезка, косяк, котач, кшенник, лопатка, мисарь, мусат, нож – бабий, нож-копейковый, нож-мужичий, нож-поварской, нож-тяпальньй, носатик, секреток, резак, чапель, чепелышка – 31 и это ещё не всё.
Применение ножа за обеденным столом требовало соблюдения определённых правил. Нож для разрезания хлеба за обедом, в кругу семьи подавался только хозяину, когда все уже находились за столом; хозяин брал буханку хлеба и чертил над ней ножом крест, и лишь после этого разрезал ее и раздавал членам семьи.
Нож должен лежать лезвием к хлебу. Не разрешалось есть с ножа, чтобы не сделаться злым (здесь выражается связь с убийствами и кровопролитием, – режиссеры этот прием широко используют в кино).
Нельзя было оставлять нож на ночь на столе, – мог зарезать лукавый. Не
следовало подавать кому-либо нож острием, – с этим человеком произойдёт ссора. Есть и другое объяснение, но это позже.
Нож служил оберегом от нечистой силы, поэтому чужаку его не давали, особенно если знали, что человек плохой, т.к. нож может “заразиться” его пакостями
Нож широко использовали в обрядах, во время приворотов, в народной медицине и т.д. В родильной обрядности нож помещали под подушку роженицы, вместе с благовонными травами и тремя сплетёнными восковыми свечами, для зашиты от нечистой силы.
При появлении младенца, отец выковывал нож сам, либо заказывал кузнецу и этот нож сопровождал мальчика, юношу, мужчину всю жизнь.
Когда вносили ребёнка в дом, после имянаречения, нож наравне с углём, топором и ключами клали на порог дома, через который должны были переступить (наступить) родители вместе с ребенком, часто и самого ребенка прикладывали к предметам, лежащим на пороге.
Нож вместе с другими острым и твёрдыми предметами: ножницами, ключами, стрелами, камешками, зубами животных, складывали в колыбель ребёнка сразу после его рождения, что должно было восполнить «недостаточную твёрдость ребёнка» и не убирали до появления у него первых зубов.
Если ребенок долго не начинал ходить, к его голове привязывалась «куделя». Мать без веретена пряла длинную и толстую нитку, делала из неё «пута», которыми опутывала ноги стоящего ребёнка, брала нож и разрезала «пута» между стоп по полу. Обряд так и назывался: «разрезание пут» и должен был помочь ребёнку быстро научиться ходить.
При первой стрижке волос у ребёнка, его сажали на стол, обычно на кожух, под которым помещали веретено или гребёнку для девочки, топор или нож для мальчика.
В мужских объединениях, партиях, артелях каждый был обязан носить с собой нож или кинжал, изготовляемый специально для боевого применения и более нигде не применяемый.
Применение и ношение ножа строго регламентировалось.
Известны три способа ношения:
1- на поясе,
2- в голенище сапога,
3- в кармане на груди.
Нас интересует положение «на поясе», т.к. считают его более древним.
Во время обряда нож зачастую демонстрировали, вывешивая на поясе, в то время как в будни его носили скрытно. Вывешивание ножа; (кинжала) на поясе было весьма функционально в военное время.
Повсеместно в Тверской области подчёркивают связь боевого ножа с понятием мужского достоинства, чести, мужеств. Запрет на ношение ножа воспринимался как оскорбление мужского достоинства.
Повсеместно у славян нож и ножницы использовали для защиты лиц, находящиеся в ситуации «перехода»: беременных, рожениц, новорожденных и особенно некрещеных детей и молодоженов. Беременная женщина от сглаза носила в кармане складной нож. Наряду с другими острыми предметами и колючими растениями нож помещали рядом с роженицой (втыкали в косяк двери, клали под подушку, под кровать), чтобы защитить её от порчи и нечистой силы. Выходя из дома в шестинедельный период после родов, роженица должна была брать с собой нож, обычно затыкая его за пояс, пряча в кармане или за пазухой, чтобы её не могли испортить и чтобы она не могла причинить никому вреда своей ритуальной нечистотой. Нож, наряду с иглой, солью, угольком, куском хлеба, кусочком кирпича от печи и другими оберегами клали под подушку или под колыбель ребёнку, втыкали снизу в колыбель, чтобы защитить его от сглаза, не допустить к нему нечистую силу, которая могла бы обменять его на своего детёныша. Когда молодые выходили из дома, направляясь к церковь, перед ними в землю затыкали нож, и все участники свадьбы переступали через него. При постройке дома нож клали под передний угол острием на запад, чтобы дому и домочадцам никто не смог причинить зло, чтобы оно «укололось» об нож. Перед тем как надеть на себя новую сорочку, через неё пропускали нож, чтобы обезвредить порчу. Когда совали, навивали или ткали, за пояс затыкали нож, чтобы предохранить работу от сглаза.
Нож повсеместно использовали для охраны от нечистой силы и борьбы с ней. Ножом, как и другим железным предметам, вычерчивали магический круг, чтобы обезопасить себя от нечистой силы во время святочных гаданий на перекрестке или при добывании цветка папоротника в купальскую ночь; человек, которого давит мора, должен три раза обвести ножом вокруг дома (босн. Герцеговин.). Нож, косу, топор, серп клали на порог, на окно, втыкали в косяки дверей и ворот, чтобы в дом не могла проникнуть нечистая сила: иногда считалось, что колдун вообще не может войти в дом, потому что там, наряду с иконой и крестом, есть нож. Нож клали на ночь в постель, чтобы обезопасить себя от зморы (серб., хорв., далмат.,), стриги (хорв), вампира (серб), домового (в-бел), ходячего покойника (с-рус). Нож клали в гроб «нечистого» покойника: колдуну (полес) или вампиру (ю-слав), чтобы они накололись на него, если захотят встать из могилы после смерти. Чтобы избавить покойника от участи вампира, на то время, пока он лежит в доме, втыкали перед его головой большой нож (Босния).
В скотоводческой магии нож использовали как оберег скота от порчи, болезней, хищных зверей, ведьм и колдунов. При первом выгоне скота нож, как и ножницы, серп, косу, топор и другие железные предметы-обереги подкладывали под порог хлева, клали в воротах при входе в загон, следя, чтобы скот переступил через них, а также втыкали в землю или над дверями, через которые проходил скот, волочили с собой при обходе стада, махали ими крест-накрест над скотом. В «опасные календарные даты, например, на Купалу, наряду с другими острыми предметами и колючими растениями нож втыкали в стену, крышу, дверные проёмы хлева, подкладывали под порог, веря, что в этом случае ведьма не сможет проникнуть в хлев и отобрать молоко (полес.).
При использовании ножа в охранительных целях особую семантику имели такие действия, как втыкание ножа и закрещиванием ножом. Помимо того, что втыкание было одним из способов помещения ножа в охраняемое пространство (при затыкание его в колыбель, стену, дверной косяк, за пояс и пр.), в ряде случаев оно могло приобретать останавливающую семантику. Чтобы гром не ударил в дерево, под которым остановился человек, в дерево втыкают нож (полес.). Если «снился» покойник, чтобы прекратить это, втыкали нож внутрь дежи (полес.).
Втыкание ножа, с одной стороны, преграждало путь опасности, а с другой-символически «пригрождало» носителя опасности к одному месту. Считалось, что вихрь можно остановить, воткнув нож в землю,–в этом случае вихрь будет крутиться на одном месте, пока не вынешь нож (полес.). При приближении градовой тучи втыкали в землю нож, чтобы отвернуть град от посевов(серб.). Чтобы в доме не было блох, во время грома втыкали в землю нож и произносили: «Гром, гром, от блох»(укр.). При отправлении невесты в дом молодого, во дворе ее дома втыкали в землю нож, чтобы оградить её от порчи (полес.). Заговорный нож, воткнутый в землю, ограждал человека или скотину от нападения волков (в.-бел.); в день св. Юрия, в первый выгон скота затыкали нож под порогом избы, чтобы волк не тронул скот (бел.). В случае, если корова не возвращалась на ночь домой, знахарь «засекал» потерявшуюся скотину, затыкая заговоренный нож в стену сеней.
Нож – символ и необходимость. Нож был и остается одним из самых важных предметов, которые сопровождают человека на протяжении всей его истории. Сейчас мы иногда перестаем его замечать, потому что нож растворяется среди множества других, окружающих быт человека, вещей. Но в далеком прошлом нож часто был единственным предметом из металла, которым обладал человек. В Древней Руси (IX-XII в. в.) нож являлся атрибутом любого свободного человека. Ножичек висел на поясе у каждой женщины. Ребенок, в определенном возрасте, получал нож с которым никогда не расставался. Почему этому предмету предавалось такое значение?
Нож был не только повседневной функциональной вещью. У людей древности восприятие мира, происходило через призму магии. Поэтому магические функции ножа, в которые верили наши предки, были не менее важны. Он обладал многими волшебными свойствами, которыми делился со своим хозяином и его старались никогда не давать в чужие руки. На нем клялись. Им защищались от колдовства. Жених дарил его невесте при обручении. Когда человек умирал, нож уходил вместе с ним, его клали в могилу хозяина.
Это, конечно, несколько идеализированная картина. В реальной жизни ножи теряли и покупали новые, давали их взаймы, дарили, а отработавшие свое – сточенные почти до обуха ножи – просто выбрасывали. Нож был универсальным и самым распространенным инструментом. Подтверждением этому служит тот факт, что ножи часто являются самым массовыми находками при проведении раскопок. В Новгороде, на одном только Неревском раскопе, было найдено 1440 экземпляров ножей. При раскопках древнего Изъяслава, уничтоженного татарами, было найдено 1358 ножей.

Из обширной теоретической части выше- у вас есть возможность выбрать десятки методов применения ножа современным язычником в своей жизни- в том числе и в обрядово- ритуальной практике.
Остается сделать маленькую рекомендацию к заклинанию обрядового ножа, которая базируется на НЛГ нескольких практиков и обработке старинных заговоров.
Для ритуальных религиозных практик нож является частым в использовании инструментом.
В обрядах, связанных с отсечением, ограничением, нож применяется, если в процесс обряда идёт “овеществления непроявленного”.
Для изготовления многих обережных и ритуальных предметов нож применяется для нанесения сакральной графики.
Помимо этого, ритуальный нож используется для принесения животных в требу, если по жребию выпало принести именно ножом.
Таким образом, обрядовых личных ножей может быть три. Резец, обрядовый нож, нож для принесения жертв. Можно совместить все функции в одном. Это на выбор.
Посвящение ножа мало чем отличается от посвящения любого другого ритуального предмета. Должно быть соблюдено несколько условий.
– Нож должен быть приобретен непосредственно для этой цели.
– При покупке нельзя торговаться и брать сдачу.
– Нож не должен использоваться ни для чего, кроме как по предназначению.
– Самокованный нож должен быть скован самостоятельно полностью – от руды до изделия никто не должен прикасаться к материалу. В противном случае лучше не хлопочите, собственно, кузнецам эти советы без надобности, а если вы не кузнец, подготовьте готовое изделие.
Непосредственно освящение.
(это не догма- а лишь советы)
Не забывайте о ОБРАЩЕНИЯХ ко всем тем Силам- к которым прибегаете за помощью, и требах этим силам!
Приобретенный нож должен пролежать полнолуние в проточной воде таким образом, чтобы луна “видела его”.
После очищения нож должен пролежать растущую луну на природном алтаре или капище определённого заранее Бога. Если “уйдёт” с алтаря – значит не годен.
Неплохо оставить нож повисеть на дереве, дабы Ветра его овевали- хотя бы на полную седьмицу.
Публикуется ЧАСТЬ обряда, касающаяся непосредственно заклинания ножа- в целом, советы по этапам проведения обрядов ищите в нашей группе!
После подготовки места, и всех этапов начала обряда начинается центральная часть:
1. дополнительная привязка к хозяину. Капнуть кровью на клинок чтобы растеклась и засохла сама. Специально не стирать и не смывать. ВНИМАНИЕ – НЕ ПОРЕЗАТЬСЯ НОЖОМ, А КАПНУТЬ НА НЕГО СВОЕЙ КРОВЬЮ.
Заклинание ритуального ножа:
В присутствии живого огня произносится заговор трижды.

Стоит столп железный, на том столпе муж железный, закаливает он железо крепко – накрепко, железо острое, железо сильное, что в земле лежало не перележало, что в огне горело, не перегорело, в воде бегучей не расточалось- Силой наполнялось, Ветрами на разносилось- силушкой полнилось, сила по силе, сила и вышла, и в высоте и в глубине, и все превозможет, и там и здесь и везде, будь остро как слово, будь быстро как молния, куда скажу туда пойдешь, то и посечешь, чтобы не было ничего лишнего, ничего иншего, все по моему слову, все в моей воле, все по добру да по здорову!
(замок на заговор поставьте по своему- кто действием, кто формулой словесной, уж как то сами думайте)))
После три дня на ночь нож под подушку днём с собой. Дальше хранить с ритуальными предметами, действовать по собственному усмотрению.
Еще, пример заговора на нож, заговор сильно переработан, и скорее это целиком творчество))):
На море Окияне, на острове Буяне Стоит столб железный На нем –муж железный, Закаливает он железо-булат, он на железо таковы слова говорит-приговаривает:
Заговариваю на всех Духов, Земных и Небесных, Подземных и Преисподних, На всех Лесовых, Луговых, Полевых, Водяных и Болотных, Ветряных и Горных, Бесов шалых и беспутных, И от злых человек на всякую злобу и лукавство, На зависть и ревность, всякое уядание, На лихой взгляд и иные уроки злые, пакостные, И злые примолвы Колдовские, И заклинания Ведовские, И на все недугования, И всякие пагубы на живота умаление!
Не бывати вам ни во дни, ни во ночи, Ни на Утренней Заре, ни на Вечерней, Ни при путях, ни при распутьи, Ни во селище, ни на росстани,
Ни при реках и берегах, Ни при горах и долах, Ни при лесах и болотах, Ни во дому, ни во всяком строении! Где это железо есть, там кривды несть! (Замок- на ваше усмотрение.)

В завершение ещё добавлю заговор, в небольшой обработке на очищение, с использованием ножа. (обработка выделена БОЛЬШИМИ БУКВАМИ-остальное-аутент)
В зла́том камне – БОЖИЙ ПРЕСТОЛ.
Стоит стол, на престоле сидит Матушка Пресвета МОКОШь, дёржит блюдо медно, нож укла́дной. Тог̇ды срежу у́рци и порци, и уроки, прикосы – и с костей и из ушей, и из ясных оцей, из белых рук, из резвых ног, из подпятных жил, из е́дной жилы, из е́дной кости, из е́дного сустава, от девки от простоволоски, от жонки-беловолоски, от мужика от цернека́. Как пришли церно́, так же и пойдите церно, как пришли бело, так же и пойдите бело́ – к старому хозяину, к старому атаману! На утренней зори, и на вецернёй, и на полуноцьней – и во всяк день, и во всяк час!ДА БУДЕТ ТАК! . (В воду – хоть скотине, и человеку, хошь ребенку, хошь1 кому – и обкатить. Воды в посудину налить, нож в руки возьми, в воду опустить и говорить.)

Проведенные археологические раскопки и научные работы историков, занимающихся изучением Древней Руси, свидетельствуют о широком применении древними русичами такого холодного оружия, как нож. Засапожный - это определение получил небольших размеров клинок, который крепился к сапогу воина и считался оружием скрытого ношения. Согласно другим источникам, он был незаменимым помощником древнерусских всадников при заправке стрел. Русский засапожный нож находили во многих захоронениях, что говорит о высокой эффективности и популярности этого оружия.

Славянский засапожный нож

Как носить клинок, придумали, приняв во внимание особенности традиционной в то время для всех славянских народов обуви - сапог. Эта обувь обеспечивала владельцу удобное и безопасное передвижение в степи или в лесу - защищала ноги от ударов ветками или укусов змей. Очень удобным было отсутствие шнурков, что давало возможность быстро обуваться. И самое главное - за голенище сапога очень удобно было спрятать нож. Со временем у славян стало традицией держать нож за голенищем сапога.

Как выглядел русский “засапожник”?

Конструкция холодного оружия позволяла наносить колющие в левую сторону противника - в область подреберья. Характерные особенности ножа:

  • Длина - 25 см.
  • Изогнутая форма узкого клинка позволяла при ударе достигать сердца.
  • Клинок имел приподнятое вверх острие.
  • Заточка - полуторная.
  • Традиционно рукоятка ножа обматывалась шнурком из кожи. Он предназначался для впитывания пота и крови. В боевых условиях это было необходимо, так как предотвращало скольжение ножа в руке.

  • Наличие темляка - специальной петли, сделанной из пенькового или кожаного шнурка. Темляк давал возможность быстро вынимать оружие из-за голенища сапога, предотвращал риск в ходе боя потерять нож. Засапожный клинок при наличии темляка можно было использовать различным хватом.

По своему строению лезвие напоминало бивни дикого кабана, который при нападении наносит удары снизу вверх, приподымая противника. По этому принципу поражающего действия и проектировался русский засапожный нож. Фото внизу представляет особенности конструкции традиционного холодного оружия.

Особенности ношения

Одним из преимуществ ношения ножа в сапоге считалась возможность его вовремя достать. Для этого клинок чаще всего располагался в правом голенище, а для левши - в левом. Крепился нож по-разному:

  • ножны пришивались к изнанке сапога;
  • ножны с клинком привязывались к ноге;
  • на голенище брюк приделывался специальный кармашек для ножен.

При этом соблюдались правила:

  • рукоять обязательно должна быть спрятана за голенищем сапога;
  • если присутствовал темляк, он мог быть виден;
  • торчать наружу голенища могла только незначительная часть навершия.

Засапожный нож в 1917 - 1945 годы

Начиная со времен революции и до конца второй мировой одним из атрибутов уголовного элемента был нож. Засапожный традиционный вариант ношения теперь применялся и к финкам, которые также было удобно держать за голенищем сапога. Такое расположение освобождало руки и скрывало холодное оружие от посторонних глаз. Нож при таком варианте ношения был для криминалитета идеальным средством защиты в различных безвыходных ситуациях.

В годы второй мировой советскими солдатами также широко использовался данный нож. Засапожный клинок к этому времени претерпел некоторые изменения:

  • длина составляла 250 мм;
  • толщина обуха - 7 мм;
  • клинок был четырехгранным, выпуклым и обоюдоострым.

Подобная форма позволяла наносить врагу смертельные ранения. Удары наносились промеж ребер, поражая противника на месте.

Современные “засапожники” еще более отличаются от традиционных моделей. Сейчас подобные ножи классифицируются как хозяйственные. Для них предусмотрена односторонняя заточка и толщина обуха, не превышающая 0,4 см. Согласно этим параметрам, засапожный нож не является холодным оружием, для приобретения которого необходимо соответствующее разрешение. Теперь “засапожник” при желании может приобрести каждый.

Нож засапожный казачий

Казак и оружие - понятия неразделимы. Нож как один из элементов экипировки считается неизменным спутником каждого воина.

Отличия казачьей модели “засапожника” от традиционного русского заключается в таких параметрах:

  • общая длина ножа казака больше на 2 см и составляет 29 см;
  • длина рукояти казачьего холодного оружия - 13 см;
  • длина лезвия - 16 см;
  • наличие на казачьем клинке клейма кузнеца-изготовителя;
  • деревянная рукоять оснащается плетенной кистью темляка;
  • для изготовления казачьих ножен используется бычья кожа.

“Воля и Вера”

Одним из очень эффектных образцов казачьих “засапожников” является нож “Воля и Вера”. Данное изделие изготавливается из дамасской стали. В нем присутствуют элементы золота и серебра. Для ножа характерно высокохудожественное оформление, что свидетельствует о таланте, мастерстве, упорстве и любви к ножу как к надежному помощнику.

Деревянная рукоятка изготавливается из дорогих пород. Ножны содержат специальную кожаную накладку, которая обеспечивает плавное вхождение клинка и его фиксацию, предотвращая разбалтывание. В навершии рукоятки расположена утопленная внутрь гайка, содержащая кольцо, к которому крепится плетенный кожаный шнур. На поверхности ножа имеется изображение русского растительного орнамента. Рядом в стиле церковно-славянского письма имеется надпись “Воля и Вера”. Качественная обработка металла и дерева вызывает восхищение. Этот засапожный казачий нож можно считать образцом декоративно-прикладного искусства.

Засапожный нож, изготовленный современными профессиональными мастерами, станет отличным подарком для охотника, туриста, рыболова или коллекционера.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Празднование Благовещения Пресвятой Богородицы
Растительная клетчатка неперевариваемая в кале у ребенка и взрослого, причины, что делать
Варенье из клюквы пятиминутка Пятиминутка из клюквы без воды