Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Каковы главные идеи мартина лютера. Естественное и божественное право

Мартин Лютер (1483-1546 гг.) родился в Саксонии, окончил университет, в 1512 г. получил степень магистра богословия. В 1517г. Лютер обнародовал упомянутые ранее 95 тезисов об индульгенциях. К 1519 г. кардинально разошелся во взглядах с католической церковью и сформулировал свою позицию в программных произведениях, которые благодаря развитию книгопечатания получили широкую известность. В 1521 г. он отверг требования отречься от своего учения, за что императором был осужден как еретик, а годом раньше папа отлучил его от церкви. Во время Крестьянской войны (1524-1526 гг.) Лютер не только не поддержал восстание, но и выступил с резким его осуждением, призвав власти к его подавлению. Последние годы жизни тяжело болел и скончался в 1546 г.

Основные произведения: «К христианскому дворянству немецкой нации», «О светской власти», «О рабской воле», «О вавилонском пленении церкви», «О свободе христианина».

Соотношение духовной и светской власти. В своем основном религиозно-политическом произведении «О светской власти. В какой мере ей следует повиноваться» (1523) Лютер разработал учение о «двух порядках» - духовном и светском и, соответственно, о двух системах права - божественном и естественном. Сама эта концепция не была новой, она была сформулирована еще в труде А. Аврелия «О граде Божьем». Разграничивая религиозную и светскую сферы, Лютер считал, что религиозная сфера находится вне юрисдикции государства, а светская власть занимается экономикой, политикой, просвещением народа, и не имеет права навязывать человеку какое-либо мировоззрение.

Государство. М. Лютер считал, что государство есть создание разума, и деятельность христианского государства не может расходиться с интересами христианской церкви. Необходимость государства обусловлена греховной природой человека. Если бы человеческое общество состояло исключительно из истинных христиан, то это означало бы отсутствие необходимости в государстве, законах, наказаниях. Но так как христианский мир далек от этого, то и возникает потребность в государстве. При этом институты государственной власти освящены божественным авторитетом, поэтому подданные не имеют права на сопротивление власти.

Право. Разделяет право на божественное и естественное. Мирской порядок достигается благодаря опоре учреждений светской власти на естественное, а не на божественное право (хотя естественное в конечном счете производно от воли божьей). Должностные лица обязаны руководствоваться в своей деятельности нормами естественного права. Этим высказыванием М. Лютер не только освободил светскую власть от церкви, но и мирское (гражданское) право от опеки канонического права. Однако он предупреждал, что мирское право не может учесть всего многообразия общественных коллизий, и поэтому не должно возводиться в абсолют. Светской власти естественное право дозволяет управлять лишь внешним поведением людей, имуществом и вещами.



В 40-е годы XVI в. Женеве зарождается новое протестантское радикальное течение - кальвинизм. Кальвинизм – одно из основных течений протестантизма, названное по имени его основателя Ж.Кальвина. Важнейший догматическое положение кальвинизма – доктрина абсолютного предопределения, согласно которой Бог изначально еще до грехопадения человека и даже до сотворения мира предопределил одних людей к спасению, других - к вечным мукам в аду. При этом вера и благочестивая жизнь не являются основанием для спасения, а лишь являются признаком избранности человека. Избранность человека проявляется в успешной мирской, профессиональной деятельности. Отчетливо выражена протестантская этика: культ трудолюбия, предприимчивости, деловая честность, личный аскетизм. Кальвинизм получил распространение во Франции, Швейцарии, Нидерландах, ряде областей Германии, Шотландии, Англии, Венгрии и др.

Жан Кальвин (Жан Ковен) (1509-1564 гг.) родился во Франции в семье секретаря епископа. Учился в колледже в Париже, первоначально готовясь к карьере священнослужителя, позднее, по настоянию отца, получил юридическое образование в университете. В 1531, завершив обучение, получил степень лиценциата права. Под влиянием идей М. Лютера в 1533 отрекся от католичества и создал общину своих последователей. Преследуемый церковью в 1534 г. покинул Францию и переехал в Базель, а затем Женеву. Именно Женева стала местом, где реформаторские взгляды Кальвина нашли практическое применение. С 1541 г. - фактически диктатор Женевы. Хотя Кальвин никогда не обладал светской властью, в городе постепенно установился суровый режим господства реформированной церкви, начинающий теократическую диктатуру. Кальвин также занимал профессорскую кафедру теологии (с 1559) в основанной по его инициативе Академии (ныне Женевский университете). В конце 1562 его здоровье резко ухудшилось, и в 1564 он умер.



Основные произведения: «Наставления в христианской вере», «Церковные установления» и др.

Соотношение государства и церкви. Кальвин развивает идеи Лютера о «двух порядках». Две власти соединены в единое целое при господстве церкви. Кальвин считал необходимым сотрудничество церковных и светских властей. Государство установлено Богом, поэтому протест против власти, даже самой жесткой – «дерзость против божьей воли». Но все же он признавал за поданными право на пассивное сопротивление власти, нарушающей установления Бога.

Форма государства. По мнению Кальвина, государство может иметь любую форму, если она установлена Богом. Из политических режимов наихудшим он считал демократический, а наилучшим – аристократический или олигархический. Оптимальной формой организации политической власти реформатор считал аристократическую республику, которая во многом аналогична модели самоуправляющейся религиозной общины, которая была положена в основу устройства протестантской общины в Женеве.

Реализация идей Ж. Кальвина. Кальвин начал реализацию своих идей после прихода к власти в Женеве, придав религиозным установлениям силу государственного закона. Город был разделен на кварталы. Верующие были объединены в общины, возглавляемые пресвитерами (старейшинами) из мирян и проповедников, получивших соответствующую подготовку, но не имевшие сана. Они составляли консисторию, управлявшую религиозной жизнью общины. Старейшинам вменялось в обязанность следить за соблюдением норм нравственности и строго карать нарушителей. В качестве наказания применялось изгнание из города, казнь. Были упразднены церковные таинства, кроме крещения и причащения, церковные праздники, из храмов удалены украшения и утварь.

Главная достопримечательность Замковой церкви немецкого города Виттенберг — это двери, на которых Мартин Лютер вывесил свои 95 тезисов, 500 лет назад 31 октября 1517 года. Документ оспаривал продажу церквью «индульгенций», ставил под сомнение многовековые убеждения и практики. 95 тезисов, которые потрясли основы политики и власти в Европе и продолжают влиять на нашу жизнь сегодня.

Двери, которые занимают Северный портал сегодня, не являются оригинальными деревянными дверями времён Лютера. Они были разрушены в 1760 году во время Семилетней войны. На их месте стоят теперь крепкие бронзовые двери, где латинскими словами выбиты «Тезисы» Лютера. Как признавался сам Лютер, его слова вышли за пределы этого небольшого городка, создав новое религиозное самосознание — раскололи церковь, потрясли Европу, вырвали мир.

Лютер не был единственной фигурой Реформации; он был частью дискуссии, которая продолжается по сей день. У других людей тоже были идеи о реформировании церкви, но Виттенберг по-прежнему считается колыбелью Реформации, а Лютер — её отцом.

Когда я шёл через Виттенберг, я думал, как такое маленькое местечко могло иметь такое огромное влияние на мир. Старый город не сильно изменился со времён Лютера, тем более, что союзники согласились не бомбить его из-за его религиозного значения. Парк, который окружает старый город, начинается с одного конца Касл-Церкви, и нужно пройти всего 15 минут, чтобы пройти к Лютер-Хаус, где жил богослов большую часть своей жизни. Отчасти это из-за размером Виттенберга, идеи Лютера смогли расцвести. Высокая концентрация великих умов в этом небольшом университетском городе означала, что люди часто обменивались друг с другом идеями. Я прошёл мимо двора, где жил Лукас Кранах Старший, известный художник Реформации.

Кроме того, Лютер мог использовать новые медиа-инструменты своего времени, такие как печатный станок, чтобы распространить свои идеи. Джон Т. Маккуин, помощник куратора печатных книг и переплётов в Нью-Йоркской библиотеке и музее Моргана, пояснил, что «Лютер писал свои идеи короткими, краткими тезисами — брошюрами из 8-16 страниц — которые легко было печатать и распространять. Без печатного станка Реформация никогда бы не стала историческим событием.

Первой медиареволюционер Лютер быстро понял, как мощно можно использовать язык, музыку и изображения для распространения своих идей. Он всё чаще публиковал свои работы на немецком языке (а не на латыни), украшая их изображениями. А его броские народные гимны помогли Реформации продвинутся далеко вперёд. Его музыкальный вклад — это песни протеста.

Он использовал повседневный язык, чтоо было очень важно для толкования религиозных вопросов. Он хотел, чтобы все смогли сами прочитать Библию. В 1534 году Лютер опубликовал свой перевод этой книги, используя простой язык, который понятен всем. Для этого ему пришлось объединить множество разных немецких диалектов, как бы для одного стандартизованного немца — по существу, он сформировал немецкий язык, каким мы его знаем сегодня.

Протестантские миссионеры из Европы и Северной Америки, отправляясь в Африку во второй половине XIX века, верили, подобно Лютеру, что Библию следует перевести на местные языки. Это, конечно, включало изобретательность письменных систем, где никого не существовало терминов, обозначающих Бога, дьявола, греха, спасения и т. д.

Однако, миссионеры хотели обратить африканцев, полагаясь на силу своих личных убеждений — они были убеждены в превосходстве своей веры и противостояли традиционным убеждениям народов. Это отношение включало в себя парадокс, который вроде бы демократизировал процесс, но был авторитарным. Это также проявилось в позиции Лютера к евреям. После того, как он понял, что не сможет перевести их в свою версию христианства, он издал массу антисемитских писаний, призывая еврейские синагоги, школы и дома поджигать, имущество конфисковывать, их изгонять или использовать для принудительного труда.

На юго-восточном фасаде городской церкви, где регулярно проповедовал Лютер, есть юденсау (антисемитская скульптура), относящаяся к 1305 году. Над рельефом надпись со словами «Рабини Шем Хамфора» (неуважительное имя бога в Каббале), указывает на уничижительный комментарий из трудов Лютера. Его тексты, «О евреях и их ложах», широко использовались нацистами, а историки обсуждали теорию Зондервега, которая есть прямой путь от Лютера к нацистам.

Идеи Лютера имели далеко идущие последствия, выходящие за рамки того, что он хотел и мог себе представить. Лютер раздробил церковь. Война слов сопровождалась религиозными войнами. Д-р Александр Вебер из отдела культуры и языков в колледже Биркбек в Лондоне, назвал конфликты, вызванные религией, которые велись в Европе между 1524 и 1648 годами. Вместо одной церкви, в настоящее время существуют конкурирующие церкви с претензией к реформе. Политические альянсы часто формировались на основе конфессионального единства, а меньшинства подвергались преследованиям. Это привело к волнам миграции: французские протестанты бежали в Англию, Шотландию, Данию и Швецию, а английские пуританцы осели на Мейфлауэре в Северной Америке.

Эффект Лютера был настолько далеко идущим, что он просочился даже в современную культуру. Например, рвение Лютера распространять свои убеждения, стало предвестником евангелизации — будь то теле-евангелизация или радиопередачи, типа «Лютеранский час», самая длинная в мире христианская информационно-пропагандистская радиопередача, которая начала вещание в 1930 году и имеет более одного миллиона слушателей.

Эдварду Сноудену удалось бросить вызов сверхдержавам своего времени, благодаря использованию новейших средств коммуникации, чтобы осудить злоупотребления властью.
Слова и идеи, которые возникли в Виттенберге, вышли в мир, вдохновляя новые поколения людей. Например, Достоевский, исследовав идеи протестантизма (которые, по его мнению, были слишком слабы, чтобы противостоять конфессиям, таким как русское Православие), написал «Дневник писателя» и «Братья Карамазовы». Аналогичным образом Ницше расширил идеи Лютера, провозгласив: «После Гёте и Лютера нужен третий шаг». Он сделал этот третий шаг — он провозгласил смерть Бога: наиболее известная его работа «Так говорил Заратустра». Считалось, что начатое в Виттенберге, повлияло на идеи современного либерализма, капитализма, демократии, индивидуализма, субъективизма, секуляризма.

В разделенной на десятки мелких государств Германии не существовало крепкой королевской власти, способной защитить ее от церковников. Из разъединенной Гер-мании в папские сундуки регулярно перетекали огромные суммы денег. Страну буквально наводнили папские продавцы индульгенций. Челове-ком, из уст которого прозвучал призыв прекратить циничную торговлю, стал Мартин Лютер (1483-1546).

Мартин Лютер родился в Саксонии в семье горного мастера. В 18 лет способный юноша потупил в Эрфуртский университет — знаменитый центр гуманистического образования. Отец хотел видеть сына юристом, но Лютер избрал себе другую судьбу. Глубокая вера привела его в стены августинского монастыря. Став монахом, Лютер вел очень аскетическую жизнь. Однажды даже пришлось сломать двери кельи, за которыми истощенного чрезмерными молитвами молодо-го монаха обнаружили на полу без сознания. Однако вскоре пришло разочарование в мона-шестве. Осуществив путешествие в Рим, Лютер был поражен вопиющим богатством католи-ческой церкви. Он много времени уделял размышлениям на тему служения Господу, увлекался трудами выдающегося средневеко-вого философа Аврелия Августина. Лютер оставил монастырь и начал препо-давать теологию в Виттенбергском универ-ситете. Один из его знакомых предрекал Лютеру необычное будущее: «Он в Церковь внесет большие преобразования».

31 октября 1517 г. Лютер прибил к дверям замковой церкви в Вит-тенберге «95 тезисов против индульгенций». Это были 95 возражений молодого профессора против права пап прощать грешников, купивших отпущение грехов. В считанные дни он стал известен всей Германии. Вокруг Лютера сплотились единомышленники. От критики индульген-ций они перешли к осуждению папства и католической церкви в целом.

Над Лютером нависла угроза обвине-ния в ереси, однако он непреклонно стоял на своем. В 1520 г. Папа издал буллу об отлучении бунтовщика от церкви. Лютер прилюдно сжег ее во дворе университета. Это означало окон-чательный разрыв с Римом. Его популяр-ность на родине была невероятной.

Папский посол сообщал в Рим: «Девять десятых в Германии кричат “Лютер”, а одна десятая по крайней мере — “Смерть римскому двору!”».

Главная идея Лютера заключалась в том, что человек спасается лишь верой в Бога. По убеждению Лютера, верующие всегда прямо связаны с Хри-стом, необходимости в посредничестве священника не существует. Каждый христианин имеет право сам свободно предстать перед Богом. Католический клир предлагалось упразднить, богатства церкви секуляризовать, монастыри за-крыть, а монашеские ордена распустить. Однако это вовсе не означало уничтожения церкви. Она лишь должна была стать совсем другой, намного более простой. Священники могли жениться, носить обычную одежду, подчиняться общим для всех зако-нам. Лютеранская церковь освобождалась от икон и скульптурных изо-бражений Христа и Богоматери, их почитание Лютер объявил идолопо-клонством, которое лишь отвлекает от подлинной веры. Он предложил из семи таинств оставить только два, описание которых содержится в Библии, — крещение и причастие, а все прочие считал более поздними выдумками церкви.

Лютер также провозгласил Библию единственным авторитетом для хри-стиан как в церковной, так и в повседневной жизни. По его мнению, каж-дый верующий должен был регулярно ее читать и размышлять над ней.

Чтобы сделать Библию доступной каждому, Лютер перевел ее на немецкий язык. Пышное, но малопонятное обычным прихожанам бого-служение на латыни он предложил заменить проповедью на родном языке. Труды Лютера, написанные по-немецки, печатались большими тиражами и молниеносно расходились по всей стране. Материал с сайта

Протесты в адрес Папы все громче звучали по всей Германии. Рев-ностный католик император Карл V решил вмешаться в дело. В 1521 г. он вызвал Лютера в рейхстаг в город Вормс. Там «еретику» предложили отречься от своих взглядов, но Лютер отказался это сделать. Он не желал идти против собственной совести, а свою непоколебимость выра-зил во фразе: «На том стою и не могу иначе».


Мартин Лютер в рейхстаге в Вормсе. Гравюра. 1557 г.

Император, поддерживая Папу, настоял на принятии решения о пре-следовании поборников новой ереси. Реформация уже обрела множество сторонников. К ней присоединились все слои немецкого населения — дво-рянство, бюргерство, крестьянство. По стране прокатилась волна город-ских восстаний, в ходе которых громили церкви и монастыри, уничтожа-ли иконы и статуи, нападали на монахов и священников. Начав с реформы церкви, городская беднота и крестьянство надеялись обновить мир и уста-новить в нем справедливость.

Вопросы по этому материалу:

Реформация (от лат. reformatio - «преобразование») - религиозное и социально-политическое движение в Европе XVI в., выдвигавшее требования реформы католической церкви и преобразования порядков, санкционированных ее учением.

Начало Реформации в Германии связано с именем Мартина Лютера (1483-1546), монаха-августинца и профессора Виттенбергского университета, который в 1517 г. открыто выступил против индульгенций. Его с юношеских лет отличала глубокая религиозность; в 1505 г., получив степень магистра «свободных искусств», он вопреки воле отца, желавшего видеть своего сына юристом, становится монахом августинского монастыря в Эрфурте.

В надежде на спасение души будущий реформатор строго выполнял монашеские предписания (посты и молитвы). Однако уже тогда у него зародились сомнения в правильности этого пути. Став в 1507 г. священником, Лютер по настоянию своего ордена продолжил университетское образование на факультете теологии Эрфуртского университета.

Поездка в 1511 г. в Рим и впечатления от личного знакомства с развращенными нравами высшего католического клира усилили в Лютере стремление к поиску тех основ христианской догматики, которые должны были отвечать внутренней религиозности, а не обрядовой, внешней стороне культа.

С 1512 г., после получения степени доктора богословия, Лютер начал читать лекции в университете г. Виттенберга. Здесь он обратился к углубленному изучению Библии, к тому же он как лектор вынужден был вырабатывать свои трактовки библейского текста. В 1512-1517 гг. постепенно начинает оформляться его теологическая концепция.

18 октября 1517 г. папа римский Лев X издал буллу об отпущении грехов и продаже индульгенций в целях, как утверждалось, «оказания содействия построению храма св. Петра и спасения душ христианского мира». Этот момент и был избран Лютером для того, чтобы в тезисах против индульгенций изложить свое новое понимание места и роли церкви.

31 октября 1517 г. Лютер прибил к дверям университетской церкви в Виттенберге «95 тезисов» («Диспут о прояснении действенности индульгенций»). Он, конечно, не думал о противостоянии с церковью, а стремился к очищению ее от пороков. В частности, он поставил под сомнение особое право пап на отпущение грехов, призывая верующих к внутреннему раскаянию, которому отводилось главная роль в обретении «спасающей помощи Божьего милосердия».

«Тезисы» Лютера, переведенные на немецкий язык, за короткий срок обрели феноменальную популярность. Вскоре для опровержения лютеровских тезисов были выставлены опытные католические теологи: распространитель индульгенций в Германии Тецель, доминиканский монах Сильвестр Маззолини да Приерио и известный богослов Иоганн Экк.

Все они, критикуя Лютера, исходили из догмата о непогрешимости папы. Против Лютера было составлено обвинение в ереси, а 7 августа 1518 г. ему было передано приказание явиться на суд в Рим. Однако, опираясь на поддержку своих сторонников, в том числе и среди представителей власти, Лютер отказался.

Папскому легату в Германии пришлось согласиться с предложением подвергнуть Лютера допросу в Германии. В октябре 1518 г. Лютер прибыл в Аугсбург, где в то время заседал рейхстаг. Здесь Лютер заявил, что не отречется «ни от единой буквы» своего вероучения. Конец периоду переговоров папской курии с Лютером положил диспут, состоявшийся летом 1519 г. в Лейпциге между ним и Экком.

Когда Экк обвинил Лютера в том, что он повторяет ряд положений, близких к учению Гуса, Лютер заявил, что среди положений Гуса имелись «истинно христианские и евангелистские». Это заявление означало не только опровержение «высшей святости» папы, но и авторитета соборов.

Только Священное Писание непогрешимо, заявил Лютер, а не папа и вселенские соборы. Таким образом, результатом лейпцигского диспута был открытый разрыв Лютера с Римом.

В трактате «К христианскому дворянству немецкой нации об улучшении христианского состояния» (1520) Лютер обосновал освобождение от папского засилья тезисом о том, что служение Богу рассматривается не как дело одного духовенства, а как функция всех христиан, их мирских учреждений и светской власти.

Так была высказана идея «всеобщего священства», которым обладали все христиане. Параллельно с этим Лютер разработал программу борьбы с папством и реформирования церкви. Он призвал немцев прекратить выплаты Риму, сократить число папских представителей в Германии, ограничить вмешательство папы в управление империи.

Важным пунктом в национальном развитии немцев стал призыв к чтению мессы на немецком языке. Далее Лютер потребовал закрытия монастырей нищенствующих орденов и роспуска всех духовных братств, отмены церковных иммунитетов, отлучений, многочисленных праздников, целибата духовных лиц.

К этому же моменту можно говорить уже о сложившейся системе богословских взглядов Лютера. Основное положение, выдвинутое им, гласило, что человек достигает спасения души (или «оправдания») не через церковь и ее обряды, а с помощью личной веры, даруемой человеку непосредственно Богом.

Смысл этого утверждения заключался, прежде всего, в отрицании посреднической роли духовенства между верующими и Богом. Другой тезис Лютера сводился к утверждению приоритета Священного Писания над Священным Преданием - в виде папских декретов и постановлений вселенских соборов.

Это положение Лютера, как и первое, противоречило католической догме о централизованной универсальной церкви, распределяющей по своему усмотрению Божественную благодать, и о непререкаемом авторитете папы как вероучителя.

Однако Лютер не отвергал полностью значения духовенства, без помощи которого человеку трудно достигнуть состояния смирения. Священник в новой церкви Лютера должен был наставлять людей в религиозной жизни, в смирении перед Богом, но не мог давать отпущение грехов (это дело Бога).

Лютером отрицалась та сторона католического культа, которая не находила подтверждения и оправдания в букве Священного Писания, поэтому другое название лютеранской церкви - евангелическая церковь. Среди церковной атрибутики, отвергнутой Лютером, оказались поклонение святым, почитание икон, коленопреклонение, алтарь, иконы, скульптуры, учение о чистилище. Из семи таинств было сохранено в конечном итоге только два: крещение и причастие.

Страницы: 1 2

Лютеранство зародилось в далеком XVI столетии. К тому времени недовольством католической церковью достигло своего предела. Многих возмущал и особый статус высшего духовенства и несоблюдение Библейских заповедей служителями церкви. Особенно много вопросов о необходимости индульгенций (специальный документ, покупаемый за довольно большую сумму и подтверждающий прощение грехов).

К началу XVI века развращенность католической церкви достигла своего предела. Она уже давно потеряла былой престиж и доверие. Мартин Лютер хотел это изменить. Стоит подчеркнуть, что он хотел лишь реформировать церковь (долгое время это направления в христианстве так и называлось реформаторская церковь, протестантизм вошел в употребление только в 1529 года после Шпайерского протеста и окончательно закрепился после Тридцатилетней войны). В скором времени начали появляться более радикальные течения, такие как кальвинизм, цвинглианство и анабаптизм.

Желание изменить церковь вылилось в написано небезызвестных «95 тезисах». Суть их сводилось к следующему:

Продажу индульгенций надо запретить. Отпущение грехов совершает сам Бог, а не церковь;
Папа Римский такой же человек, как остальные, он может ошибаться;
Церковь – дом молитвы, и предназначена для учения. Она не является необходимым посредником между Богом и человеком;
Чистилище не существует;
Библия – единственный авторитетный источник познания Божьей Воли.

В целом, Лютер лишь пытался удалить из церкви явные несоответствия Библии. Однако, несмотря на это, он был объявлен еретиком. Причиной было «богохульное» утверждение, что Папа Римский – обычный человек. Лютер ставил под сомнение решения пап и церковный соборов. Во время диспутов он требовал доказательств на основе Библии, которые ему предоставить не могли.

Также немецкий проповедник много внимания уделял труду человека. Он утверждал, что добросовестный труд является важной духовной частью человека. Примечательна одна история. Однажды сапожник спросил Лютера, как ему познать Царство Божье. На что Лютер ответил: «Шей лучшие сапоги и продавай их по справедливой цене». Мартин Лютер упорно доказывал, что Благодать Господня осуществлятся в любой профессиональной деятельности человека.

Еще особое внимание уделялось браку. Лютер считал, что священники должны иметь право жениться. Неспособность многих служителей сдержать похоть приводило к развращению и паданию авторитета церкви, поэтому реформатор настаивал на предоставлении священникам этого важного права. К тому же историки убеждены, что принятие решения об обязательном обете безбрачия был принят исключительно для обогащения церкви. Таким образом, все имущество священников после их смерти переходило в распоряжение церкви, а не к их детям.

Также был еще один аспект, который входил в основные учения Мартина Лютера. Он касался Библии и языка проповедей. Он считал, что Библия должна переведена на немецкий язык (чем он и занялся в 1521 году) и стать общедоступной, чтобы каждый мог позвать Волю Отца через Его Слово. Проповеди также должны проводится на общепринятом языке, чтобы они были понятны каждому.

Еще можно выделить небольшой пункт о бескомпромиссности по отношению католической церкви. Его известная фраза «На том стою, не могу иначе. Да поможет мне Бог. Аминь» явное тому подтверждение.

Включайся в дискуссию
Читайте также
История лингвистических учений
Николай соболев блоггер. Николай соболев. Где проживает сейчас
Ильенков, Василий Павлович - Ведущая ось Награды и премии